Как научить ребенка принимать свои ошибки


21 мая 2023 в 20:32

Семья и психология

152

3 минуты

Подарим вам 20 баллов за прочтение статьи. Для зачисления баллов на счет вам необходимо авторизоваться.

Статья

Как научить ребёнка принимать свои ошибки

Ошибки сопровождают нас всю жизнь. И только от нас зависит, «застреваем» ли мы в них или идём дальше.

Что такое ошибки в жизни? Это неприятности и недоразумения, которые встречаются на нашем пути от наших действий, мыслей и поведения. Но именно в ошибках кроется тот потенциал, который двигает людей дальше и вперёд, или тормозит на месте. И всё зависит от того, как мы к ним относимся и как на них реагируем.

Вопросы отношения к ошибкам меня волновал всегда. Потому что каждый третий взрослый считает себя перфекционистом, и, как правило, ошибки для них – это катастрофа. Умение правильно на них реагировать – задача жизненная, которая относится ко взрослой жизни. Но, как мы знаем, всё родом из детства. Умение правильно принимать свои ошибки закладывается ещё в детстве. Ещё важнее, чтобы родитель научил и поддержал ребёнка, когда именно та или иная ошибка совершается.

Иногда ребёнок и сам позитивно воспринимает свои ошибки и говорит себе: «Да, в этот раз так. Но в следующий раз я этого делать не буду». Это его опыт. Как правило, дети всё же стараются быть перфекционистами. И совершение ошибок доставляет негативные и странные эмоции, с которым он может не справиться либо воспринимать негативно. У такого ребёнка будет лозунг: «Этого я не смогу, потому что тогда совершил ошибку». Нужно ли нам, чтобы уже в детстве он приобрёл такую ненужную установку, начиная программу неудачника по жизни? Конечно же, нет.

Мы хотим воспитать ребёнка уверенного и счастливого. Поэтому предлагаю рассмотреть несколько рекомендаций, как формировать самооценку, когда всё-таки эти ошибки совершаются:

Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 50 000 подписчиков!

  1. Говорить чаще ребёнку, что совершать ошибки – это нормальное явление. Именно так приходит опыт, даже в детстве. Повторение таких фраз благополучно скажется на формировании личности, и ребёнок уже больше не будет бояться совершать ошибки и будет их признавать.
  2. Говорить, что также ранее совершали ошибки. Вспоминать ситуации с наглядным примером, когда эти ошибки были совершены и какой вывод вы из них вынесли. Вспоминать разные периоды детства и обсуждать это с ребёнком.
  3. Рассказывать ребёнку об ошибках знаменитых и известных людей. В интернете много таких историй об А.Энштейне, У.Диснее, Генри Форде и т.д. Говорить, что, несмотря на их провалы, они всё равно достигли успеха.
  4. Научить ребёнка позитивному внутреннему диалогу с собой. Мысленно выстраивать речь, почему он совершил эту ошибку, и какие он сделал выводы. Может быть, такая ошибка стала каким-то подъёмом для дальнейших действий, а не упадком. Нужно помочь ребёнку в ошибке увидеть цель, возможно, задачу.
  5. Разработать план по исправлению ошибки. После принятия ребёнком ошибки, хорошо бы подумать, как можно её исправить и разработать детальный план. Тогда её преодоление и исправление будет увлекательным занятием, и не останется негативом в подсознании ребёнка.

В нашей семье мы только на пути к такому подходу к ошибкам. Потому что каждый ребёнок индивидуален, со своей психологической составляющей. Кто-то спокойно и позитивно реагирует на ошибки и их исправляет. Другому ребёнку требуется время, чтобы их сначала осознать, а потом принять.

Но всё же, как раз именно таким детям и требуется помощь и внимание взрослого, чтобы уже выработать и научить, как правильно и с пользой относиться к допущенным ошибкам.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Даже взрослые часто впадают в уныние и ругают себя в случае неудач. У детей же чувство вины в разы сильнее. Но с этим можно справиться, научив ребёнка любить и принимать себя. Самоподдержка — доброе отношение к себе, когда дела идут плохо, это помогает детям позитивно преодолевать трудности и не отчаиваться.

Что такое самоподдержка и почему она нужна детям

Самоподдержка — это доброта к себе, даже если что-то происходит не так, как вы ожидаете. Это — осознавать свои чувства и относиться к себе с той же теплотой, заботой и пониманием, как и к своим близким. Это также признание того, что борьба и проблемы являются частью жизни и что каждый проходит такие испытания. Самоподдержка помогает детям проще справляться с неудачами, ошибками и трудными временами. Например, если ваш ребёнок финиширует последним в забеге, он может разочароваться. Но сострадание к себе поможет ему чувствовать себя хорошо и позитивно переносить свое разочарование. Ребёнок может сказать себе: «Я разочарован, но я рад, что старался изо всех сил» или «Я попробую ещё в следующий раз».

Когда дети учатся относиться к себе с сочувствием, они становятся счастливее, имеют больше уверенности и самоуважения, с большей вероятностью попробуют что-то новое или повторят попытку, когда что-то не получается с первого раза, обладают большей устойчивостью, поэтому могут «прийти в норму» в трудные времена или после них.
Самоподдержка помогает детям лучше учиться в школе и развивать новые навыки в таких областях, как спорт, музыка, танцы. Кроме того, они отлично ладят с окружающими и с большей вероятностью будут помогать другим детям.

Самоподдержка и крепкие отношения между родителями и детьми

Ваше тепло, поддержка и забота помогают ребёнку чувствовать себя в безопасности — в этом случае он с большей вероятностью попробует что-то новое и не побоится столкнуться с проблемами. А еще ребёнок будет снисходительнее к себе, когда дела вдруг пойдут не так, как надо, потому что он знает, что вы не будете его осуждать или критиковать. Вы можете построить отношения, которые помогут детям почувствовать себя в безопасности и во многих отношениях воспитать сострадание к себе. Вот несколько идей.

Проводите время, играя с ребёнком и поощряя его интересы — например, собирайте конструктор или решайте головоломки, вместе читайте. Это подсознательное сообщение — ты важен для меня. Объясняйте ребёнку, что испытывать сильные чувства — грусть, разочарование или злость — это нормально. Например, малыш может быть разочарован рисунком, поэтому он его разрывает. В таком случае можно сказать: «Я вижу, что ты расстроен. Ничего страшного. Не всегда всё складывается так, как мы хотим».

Прощайте детей. Если ребёнок случайно уронил и разбил вашу любимую чашку, можно сказать: «Жаль, что она разбилась, но ничего страшного — аварии бывают». Подумайте, как проявить доброту в семье. Например, ваш семейный распорядок может позволить ребёнку отдохнуть от мытья посуды в напряженные школьные вечера. Или в качестве одного из семейных ритуалов вы можете по очереди выбирать любимые десерты для воскресных вечеров.

Хвалите ребёнка, когда он проявляет чувство сострадания к себе. Это еще больше укрепит его веру в себя. Например, вы можете сказать: «Я знаю, что ты расстроен тем, что не получил награду. Но я горжусь тем, что ты сказал, что попробуешь ещё раз».

Формирование у детей самоподдержки

Шаг 1
Сделайте паузу и обратите внимание, когда ваш ребёнок злится, расстроен или разочарован, потому что всё идёт не так, как он хотел, и он жестко относится к себе. Например, поделка получилась не так, как он надеялся, или его не выбрали в школьный хор. Может быть, он плохо себя чувствует из-за того, что поссорился с другом или обидел его. Вы можете услышать, как ваш ребёнок говорит что-то вроде «Я хуже всех», «Я безнадежен» или «У меня это никогда не получится». Или он вообще может молчать и выглядеть расстроенным.

Шаг 2
Сообщите ребенку, что сталкиваться с трудностями — это нормально, что все делают ошибки. А еще совершенно нормально чувствовать грусть, злость, разочарование, но нельзя говорить плохо о себе. Например, вы можете сказать: «Я тоже был бы разочарован, если бы не забил гол. Но это не делает тебя неудачником». Или, если вашего ребёнка не пригласили на день рождения, напомните ему, что это не значит, что с ним что-то не так. Мы не можем контролировать выбор других людей, но можем приложить дополнительные усилия, чтобы позаботиться о себе.

Шаг 3
Поощряйте ребёнка сказать себе что-нибудь хорошее. Может быть полезно спросить его, что он мог бы сказать другу, который совершил ошибку или переживает трудные времена. Вот несколько вариантов, которые вы можете предложить: «Я сделал все, что мог», «Всем сложно учиться новому», «Мне не нужно быть идеальным», «Мы все иногда делаем ошибки». Говорить себе добрые слова — важная часть сострадания к себе. Также важно делать то, что помогает вашему ребёнку чувствовать себя лучше. Например, объятия могут помочь ему, когда грустно.

Если ребёнок слишком самокритичен

Самокритика — это противоположность самоподдержки. Самокритика — это суровое осуждение себя или плохое высказывание самому себе. Если ребёнок очень самокритичен, это может усилить его стресс, повлиять на его психическое здоровье и снизить его уверенность в себе. Очень самокритичные дети часто говорят о себе очень резкие и неприятные вещи. Если вы обеспокоены тем, что самокритичное мышление вашего ребёнка влияет на его психическое здоровье, стоит обратиться за советом к детскому психологу.

Читайте также:

Как помочь ребёнку стать храбрее

Чудище в темноте и другие страхи дошкольников: как справиться?

Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку

Фото: Shutterstock

Даже взрослые часто впадают в уныние и ругают себя в случае неудач. У детей же чувство вины в разы сильнее. Но с этим можно справиться, научив ребёнка любить и принимать себя. Самоподдержка — доброе отношение к себе, когда дела идут плохо, это помогает детям позитивно преодолевать трудности и не отчаиваться.

Что такое самоподдержка и почему она нужна детям

Самоподдержка — это доброта к себе, даже если что-то происходит не так, как вы ожидаете. Это — осознавать свои чувства и относиться к себе с той же теплотой, заботой и пониманием, как и к своим близким. Это также признание того, что борьба и проблемы являются частью жизни и что каждый проходит такие испытания. Самоподдержка помогает детям проще справляться с неудачами, ошибками и трудными временами. Например, если ваш ребёнок финиширует последним в забеге, он может разочароваться. Но сострадание к себе поможет ему чувствовать себя хорошо и позитивно переносить свое разочарование. Ребёнок может сказать себе: «Я разочарован, но я рад, что старался изо всех сил» или «Я попробую ещё в следующий раз».

Когда дети учатся относиться к себе с сочувствием, они становятся счастливее, имеют больше уверенности и самоуважения, с большей вероятностью попробуют что-то новое или повторят попытку, когда что-то не получается с первого раза, обладают большей устойчивостью, поэтому могут «прийти в норму» в трудные времена или после них.
Самоподдержка помогает детям лучше учиться в школе и развивать новые навыки в таких областях, как спорт, музыка, танцы. Кроме того, они отлично ладят с окружающими и с большей вероятностью будут помогать другим детям.

Самоподдержка и крепкие отношения между родителями и детьми

Ваше тепло, поддержка и забота помогают ребёнку чувствовать себя в безопасности — в этом случае он с большей вероятностью попробует что-то новое и не побоится столкнуться с проблемами. А еще ребёнок будет снисходительнее к себе, когда дела вдруг пойдут не так, как надо, потому что он знает, что вы не будете его осуждать или критиковать. Вы можете построить отношения, которые помогут детям почувствовать себя в безопасности и во многих отношениях воспитать сострадание к себе. Вот несколько идей.

Проводите время, играя с ребёнком и поощряя его интересы — например, собирайте конструктор или решайте головоломки, вместе читайте. Это подсознательное сообщение — ты важен для меня. Объясняйте ребёнку, что испытывать сильные чувства — грусть, разочарование или злость — это нормально. Например, малыш может быть разочарован рисунком, поэтому он его разрывает. В таком случае можно сказать: «Я вижу, что ты расстроен. Ничего страшного. Не всегда всё складывается так, как мы хотим».

Прощайте детей. Если ребёнок случайно уронил и разбил вашу любимую чашку, можно сказать: «Жаль, что она разбилась, но ничего страшного — аварии бывают». Подумайте, как проявить доброту в семье. Например, ваш семейный распорядок может позволить ребёнку отдохнуть от мытья посуды в напряженные школьные вечера. Или в качестве одного из семейных ритуалов вы можете по очереди выбирать любимые десерты для воскресных вечеров.

Хвалите ребёнка, когда он проявляет чувство сострадания к себе. Это еще больше укрепит его веру в себя. Например, вы можете сказать: «Я знаю, что ты расстроен тем, что не получил награду. Но я горжусь тем, что ты сказал, что попробуешь ещё раз».

Формирование у детей самоподдержки

Шаг 1
Сделайте паузу и обратите внимание, когда ваш ребёнок злится, расстроен или разочарован, потому что всё идёт не так, как он хотел, и он жестко относится к себе. Например, поделка получилась не так, как он надеялся, или его не выбрали в школьный хор. Может быть, он плохо себя чувствует из-за того, что поссорился с другом или обидел его. Вы можете услышать, как ваш ребёнок говорит что-то вроде «Я хуже всех», «Я безнадежен» или «У меня это никогда не получится». Или он вообще может молчать и выглядеть расстроенным.

Шаг 2
Сообщите ребенку, что сталкиваться с трудностями — это нормально, что все делают ошибки. А еще совершенно нормально чувствовать грусть, злость, разочарование, но нельзя говорить плохо о себе. Например, вы можете сказать: «Я тоже был бы разочарован, если бы не забил гол. Но это не делает тебя неудачником». Или, если вашего ребёнка не пригласили на день рождения, напомните ему, что это не значит, что с ним что-то не так. Мы не можем контролировать выбор других людей, но можем приложить дополнительные усилия, чтобы позаботиться о себе.

Шаг 3
Поощряйте ребёнка сказать себе что-нибудь хорошее. Может быть полезно спросить его, что он мог бы сказать другу, который совершил ошибку или переживает трудные времена. Вот несколько вариантов, которые вы можете предложить: «Я сделал все, что мог», «Всем сложно учиться новому», «Мне не нужно быть идеальным», «Мы все иногда делаем ошибки». Говорить себе добрые слова — важная часть сострадания к себе. Также важно делать то, что помогает вашему ребёнку чувствовать себя лучше. Например, объятия могут помочь ему, когда грустно.

Если ребёнок слишком самокритичен

Самокритика — это противоположность самоподдержки. Самокритика — это суровое осуждение себя или плохое высказывание самому себе. Если ребёнок очень самокритичен, это может усилить его стресс, повлиять на его психическое здоровье и снизить его уверенность в себе. Очень самокритичные дети часто говорят о себе очень резкие и неприятные вещи. Если вы обеспокоены тем, что самокритичное мышление вашего ребёнка влияет на его психическое здоровье, стоит обратиться за советом к детскому психологу.

Читайте также:

Как помочь ребёнку стать храбрее

Чудище в темноте и другие страхи дошкольников: как справиться?

Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку

Фото: Shutterstock

Все люди делают ошибки – таков неизбежный факт, присущий самой жизни. Конечно, существуют ошибки, которые более значительны, чем другие, а есть те, от которых намного труднее прийти в себя, но, так или иначе, все они являются частью нашей жизни. То, как человек справляется со своими ошибками, имеет непосредственную связь с его самооценкой, причем двустороннюю и взаимоопределяющую.

Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются со своими ошибками, делая это поистине впечатляющим образом. Они в буквальном смысле встают, отряхивают колени и говорят: «Да, я потерпел поражение. И что мне теперь нужно сделать в следующий раз? Что конкретно мне нужно изменить?». Они осознают, что допустили ошибку, и признают ее как факт. Но самое главное, такие дети разрабатывают стратегию, чтобы исправить свою ошибку и не повторять ее снова. По сути, то, что они делают, это и есть учеба на своих ошибках.

Сам процесс обучения на ошибках – это чрезвычайно ценный жизненный навык, потому что обучение предполагает и включает в себя элемент риска, поскольку каждый раз дети рискуют оказаться не правыми. Но, так как они постоянно пробуют какие-то новые способы решения задачи, всегда есть шанс, что у них все получится. В свою очередь, каждый новый успех укрепляет их самооценку. Каждый опыт увеличивает желание пробовать еще раз, и еще, и еще.

Дети с низкой самооценкой взаимодействуют со сделанной ошибкой совершенно иначе. Чаще всего они используют этот опыт для того, чтобы девальвировать свою ценность. «Видите, я говорил вам, что не могу ничего сделать правильно!», – так они реагируют на итог своей неудавшейся попытки. Вместо того чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют свой опыт как причину все бросить и «никогда не делать это снова». Конечно, такой подход не способствует повышению самооценки, он способствует лишь самообесцениванию и тем самым замыкает порочный круг.

Весь драматизм состоит в том, что эти дети могли бы учиться на собственном опыте. Если бы они знали, что «делать ошибки – нормально… на ошибках нужно учиться», то этот опыт предстал бы для них в совершенно ином свете. Но не все так плохо, вы можете помочь своему ребенку научиться справляться с ошибками, предложив определенные стратегии, с помощью которых он начнет превращать свои ошибки в прекрасную возможность научиться чему-то новому. В процессе вы обеспечите также возможность повысить его самооценку.

Есть множество способов помочь своим детям избавиться от мысли, что «ошибки – это плохо». Имейте в виду, что изменение поведения требует времени, упорства и систематичности. Наконец, помните, что ваш собственный способ взаимодействия с ошибками – это самый важный урок, который можно преподать на эту тему.

Далее представлены несколько советов о том, как помочь ребенку избавиться от страха перед совершением ошибки.

Повторяйте ребенку: «Совершать ошибки – это абсолютно нормально». Уж очень многие дети страдают от перфекционизма. Они стремятся быть идеальными и безупречными во всем. Когда ошибка все же случается, ребенок чувствует себя опустошенным и интерпретирует ее как знак (подтверждение) того, что он «недостойный». Поэтому чаще напоминайте ребенку, что «свершать ошибки нормально. Это происходит со всеми нами».

Признавайте свои собственные ошибки. Родителям важно признавать, что они порой тоже совершают ошибки. Дети считают вас «всемогущими и всезнающими». Конечно, родители тоже делают ошибки, просто держат их при себе. Расскажите ребенку об ошибке, которую вы недавно совершили, а также обсудите с ним те ошибки, которые вы совершали в детском возрасте.

Показывайте примеры исправления ошибок, моделируйте правильное отношение к ним. Да, родители делают ошибки, но успешные люди, стремящиеся к высоким достижениям, неизменно учатся на своих ошибках. Как только вы признали свою ошибку, не забудьте сказать ребенку, что именно вы планируете исправить в следующий раз, чтобы не совершить ее снова. Вы можете сказать: «Я сделал ошибку… и вот, что я буду делать…».

Расскажите ребенку об ошибках и неудачах известных и всеми уважаемых людей. При любой возможности деликатно указывайте на их ошибки, чтобы ребенок понял, что ошибки случаются со всеми и вовсе не препятствуют достижению успеха и не перечеркивают всю дальнейшую жизнь, а наоборот. Книги полны соответствующими примерами, как и газеты, которые всегда предоставляют свежие идеи. Вот несколько подходящих примеров.

Учите ребенка позитивному внутреннему диалогу. Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком напряжен и озабочен своими ошибками, помогите ему научиться говорить самому себе позитивные слова и утверждения, такие как: «Я спокоен и держу эмоции под контролем» или «Я приложу все усилия и добьюсь успеха». Чем чаще он будет обращаться к себе подобным образом, тем быстрее начнет верить в это.

Помогите ребенку видеть в ошибке интересную задачу, а не винить себя в ней. Суть ошибки часто заключается не в самой ошибке, а в том, как ребенок интерпретирует ее. Помогите ребенку признать, что он допустил ошибку («Я сделал это неправильно»), а затем помогите определить дальнейшую задачу, а не винить себя в совершении ошибки («Я забыл название столицы Франции»).

Спланируйте стратегию на будущее. После того как ребенок признает свою ошибку и поймет задачу, которая требует решения (перестав обвинять себя в совершении ошибки), разработайте план исправления ошибок на будущее: «Вот как я поступлю в следующий раз. Я буду повторять название столиц стран мира каждый вечер по десять минут на протяжении двух следующих недель».

Неудачные времена бывали у любого, но не всем удается принимать их, не впадая в уныние.

Автор книги «Больше силы в каждом дне» Саманта Бордман рассказывает, что мешает нам верить в себя и как справляться с неприятностями. Поделитесь этими советами с вашим подрастающим ребенком.



Больше силы в каждом дне

Делай, как мама

Наличие образца для подражания, чьи достижения кажутся вполне посильными, — это мощный источник мотивации, который может принести пользу даже малышам в возрасте пятнадцати месяцев. Одно исследование Массачусетского технологического института показало, что дети, наблюдавшие, как взрослый борется за достижение какой-то цели, прилагали больше усилий для собственной сложной задачи (например, включения игрушки), чем дети, которые видели, что взрослый добивается успеха без усилий.

Некоторые родители хотят, чтобы все выглядело легко, и не желают расстраиваться на глазах у детей, но — как показывает этот эксперимент — может оказаться полезно дать детям увидеть, как вы слегка потеете.

Дети активно перенимают навыки у окружающих их взрослых. Когда они видят чужую настойчивость в решении проблемы, велики шансы, что и сами они станут ее проявлять.

Высокие стандарты

Высокие стандарты — это похвально, однако недостижимые стандарты портят жизненные силы и подрывают благополучие. Студенты Стэнфордского университета называют несоответствие между внешней видимостью непринужденного совершенства и внутренним ощущением борьбы термином «утиный синдром» (представьте картинку: утка плавно скользит по воде, в то время как под поверхностью она лихорадочно гребет ногами).


Источник

Когда кажется, что все остальные ученики плавно скользят по учебе — получают хорошие оценки, активно общаются, ходят на все крутые вечеринки и получают завидную практику, — легко поверить, что вы единственный человек, кто утопает в работе, и никогда не достигнете нужного уровня.

Давление, требующее быть идеальным, потому что все вокруг кажутся идеальными, влияет на людей любого возраста.

Мы ощущаем себя неудачниками на острове безупречных игрушек, полагая, что только у нас трудности. Мы видим, что у других все замечательно, но не видим их трудностей.

Исследование под названием «Люди с неприятностями встречаются чаще, чем кажется» показывает, как неправильное восприятие идеальной «как на картинке» жизни других людей может заставить нас чувствовать себя хуже по отношению к собственной. Да, известие, что «другие люди не так счастливы, как вам кажется», возможно, и не самое утешительное, но его стоит принять во внимание, потому что предположение об идеальной жизни других людей может заставить вас чувствовать себя плохо из-за вашей собственной.


Источник

Сравнение крадет радость

«Я нормален?» В глубине души многие люди хотели бы получить ответ на этот вопрос. Потребность «быть своим» заложена во всех нас и никуда не исчезает с возрастом. Ощущение, что вы единственный, кто рассинхронизирован с остальными, может усиливать ощущение одиночества. За этим часто следует несчастье, отчуждение и изоляция. Если перефразировать Теодора Рузвельта, сравнение крадет радость. Оно также крадет уверенность, особенно если ваши ориентиры искажены.

В одном исследовании обнаружили: большинство первокурсников считают, что их однокурсники ведут более социальную жизнь и имеют больше друзей, чем на самом деле. Неудивительно, что эта неуверенность связана с более низким уровнем благополучия и причастности.

Мысль, что у соседа трава всегда зеленее, может сделать нашу жизнь бесплодной.

Антон Чехов однажды написал: «Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».

Когда вы видите, что проблемы есть у всех, это напоминает вам, что вы не единственный человек с неприятностями.

В социальном сравнении есть плюсы. Учащиеся могут ощущать себя более компетентными, когда сравнивают себя с теми, кто не так хорошо сдал тесты по биологии. Сравнение может оказаться источником мотивации — например, какой-нибудь бегун захочет повторить результат соперника, который пробежал на десятую долю секунды быстрее.


Источник

Сравнение может также заставить вас ощутить благодарность за то, что у вас есть, и посмотреть на неприятности и разочарования в истинном свете. Когда мы смотрим на тех, кому повезло меньше, мы часто думаем: возможно, у нас не все так и плохо.

Однако в социальном сравнении есть также много минусов. Исследования показывают, что несчастливые люди чаще занимаются социальным сравнением, чем счастливые, и от этого им хуже.

Склонность к социальному сравнению коррелирует с низкой самооценкой и депрессией.

Соцсети

Возможно, стремление сравнивать себя с другими людьми заложено в нашей ДНК, однако недавно ситуация резко поменялась из-за появления социальных сетей. Когда мы видим людей в социальных контекстах, смеющихся и хорошо проводящих время, то многие из нас предполагают, что это обычный стиль их жизни. Мы отодвигаем занавес, наблюдаем за их проблемами и осознаём их человеческую сущность.

Вместо того чтобы сравнивать себя с людьми, находящимися в том же положении, что и мы, мы оказываемся в глобальном ландшафте, заполненном бесконечными потоками идеальных лиц, вечеринок, романов и отпусков.


Источник

Одно исследование показало, что в борьбе с показным шиком соцсетей помогает такой прием: сопоставление снимков, обработанных в Photoshop, и реальных. После этого девушки лучше относятся к своему телу.

Зацикленность на идеалах, представленных в социальных сетях — и во всех аспектах нашей жизни, — отвлекает нас от реальных возможных действий.

Образцы для подражания, которые являются супермоделями или далекими от нас суперзвездами, могут только усилить неуверенность в себе и, как в поговорке, подлить масла в огонь сомнений. Когда наше внимание поглощено внешним видом и стремлением к совершенству, мы закрываемся от возможностей, не желая рисковать из-за страха неудачи. Социальные связи, любопытство и настойчивость увядают перед лицом нереалистичных ожиданий. Противоядие состоит в том, чтобы найти реалистичные образцы для подражания, которые вдохновят вас, и самому стать настоящей ролевой моделью для других людей.

По материалам книги «Больше силы в каждом дне».
Обложка статьи: unsplash.com

В интервью Forbes Life психолог и автор научных статей об эмоциональном интеллекте Дэвид Карузо рассказал, как научить детей переживать свои поражения и признавать ошибки и почему отцы совершают ошибку, скрывая свои эмоции

Развитие эмоционального интеллекта ребенка стало одним из ключевых аспектов воспитания во всем мире. В Америке, например, популярностью пользуется программа Ruler, разработанная в 2005 году сотрудниками Йельского Центра Эмоционального Интеллекта. Главная задача Ruler —  научить детей распознавать и правильно выражать свои эмоции, что помогает добиться успеха в учебе, а позднее — в работе. Одним из создателей программы стал Дэвид Карузо — психолог, автор статей и книг, посвященных эмоциональному интеллекту, научный консультант сети центров «ЭИ дети» и спикер прошедшего в Москве форума «SelfMama Forum: Голос отца». В интервью Forbes Life Карузо рассказал о том, как ошибки отцовского воспитания могут повлиять на эмоциональный интеллект ребенка и почему от детей невозможно скрыть настоящие эмоции. 

— Как можно измерить эмоциональный интеллект человека?

— Измерение эмоционального интеллекта в определенной степени похоже на тест Роршаха. Есть много способов его определить, например спросить: как хорошо вы считываете эмоции других людей? или насколько хорошо вы справляетесь со своими эмоциями? Когда люди будут отвечать на эти вопросы, можно заметить, что большинство из них переоценивает свои навыки, как это бывает в случае с эффектом Даннинга-Крюгера (метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что человек с низким уровнем квалификации совершает ошибки и не признает их. — Forbes Life). Подобное часто происходит при оценке собственного эмоционального интеллекта. Человеку может казаться, что он хорошо считывает чужие эмоции, хотя на самом деле это не так — ему не хватает навыков понять, что означает взгляд и выражение лица другого человека. Нужен объективный инструмент оценки — тест на эмоциональный интеллект. В нем человек решает задачи, связанные с использованием информации, которые дают эмоции. Такой метод оценки существует для детей и подростков 10-18 лет — это тест эмоционального интеллекта (MSCEIT–YRV). Он используется по всему миру и уже адаптирован для России.

Уроки сопереживания: как развить эмоциональный интеллект у ребенка

— Почему родителям легче контролировать свои эмоции в окружении других взрослых людей, чем со своими детьми?

— Одна из причин подобного поведения — обычная усталость. Другая причина — желание создать определенный образ. В этом случае человек рассуждает так: «Я хочу, чтобы мои коллеги и клиенты воспринимали меня как зрелую и умную личность, но дома я могу быть собой».

— То есть дома мы сбрасываем маски?

— Да, они становятся не нужны. Ставки очень низкие. Члены семьи видят нас ежедневно, мы постоянно друг перед другом. Мы с вами в конце разговора переключимся: я перестану быть частью вашей жизни, а вы перестанете быть частью моей. С ребенком, супругой или партнером все иначе — они остаются, и это постоянное давление. В реальном времени очень сложно все время держать себя в руках. Мы не можем этого делать, но это и не должно быть нашей целью.

«Когда вы ошибетесь, а это обязательно случится, важно осознать ошибку»

— Какой должна быть цель в идеале?

— Сделать все, что в наших силах. И признать, что мы все испортим. Когда вы ошибетесь, а это обязательно случится, важно осознать ошибку. Это дает возможность для обучения.

— Очевидно, что эмоциональный интеллект — один из важнейших навыков, которым обладает человек. Как объяснить детям его важность? Какие опорные точки выбрать, чему уделить больше внимания?

— Объяснения должны соответствовать возрасту. Сегодня, например, привезут моего новорожденного внука — ему четыре дня, поэтому начинать разговор об эмоциональном интеллекте довольно рано. Сейчас так называемые эксперты по воспитанию говорят, как правильно воспитывать младенцев. Я думаю, все это сделано для удобства родителей, а не для детей. Избаловать младенца невозможно, его не испортишь.

Когда ребенок становится старше, то родители, даже если им не хватает навыков эмоционального интеллекта, могут учиться вместе с ним. Когда ему исполнится год или два года, можно, например, предложить что-нибудь приготовить вместе. Родитель может не знать, как это готовить, но он научится вместе с ребенком. Нужно самому быть заинтересованным, чтобы мотивировать детей. Если что-то не получится, можно выразить чувства словами — сказать, что совершили ошибку. На этот раз — в готовке, в следующий — в чем-то другом. Вы можете использовать слова, означающие эмоции. Потом, когда ребенок подрастет, можно добавить эти слова в ваши разговоры. Например, сказать: «Я не то чтобы зол, скорее, расстроен». Так моя четырехлетняя внучка узнала, что между этими эмоциями есть разница.

— Я думаю, что также важно быть открытым. У детей бывают приступы гнева. Они не знают, как выражать свои эмоции, не знают, слушают ли их. Некоторые родители просто игнорируют детей. Я всегда стараюсь установить контакт с ребенком вместо того, чтобы просто позволить ему кричать.

— Это хороший подход. Так ребенок учится стратегиям управления эмоциями. Как он еще про них узнает? Контролировать себя можно научиться. Еще один способ передать свои навыки заключается в том, чтобы делиться чувствами.

— Или показывать пример?

— Показывать хороший пример — это здорово, но сложно делать это постоянно. Когда вы подаете дурной пример, важно указать и на это тоже. Некоторые родители беспокоятся, что из-за постоянной поддержки дети не смогут справиться с разочарованиями. Это считают проблемой. Я читал статью о студентах колледжей США, среди которых стремительно росла потребность в психологической помощи. Да, мы живем в непростом мире, но мы всегда в нем жили.

— Существует ли разрыв между поколениями в том, насколько людям комфортно говорить о своих эмоциях, справляться с ними?

— Некоторые дети, уже ставшие взрослыми, возможно, росли в среде, где их не учили устойчивости. Они более открыты к диалогу, для них совершенно естественно говорить о том, что они чувствуют, что с ними происходит. Сейчас эта открытость не наблюдается у молодых поколений.

Иногда мои клиенты хотят начать с основ, с понимания собственных эмоций. Мне кажется, что это не всегда хорошая идея. В процессе у человека открываются глаза на всю тревогу, гнев, боль и страдания, которые испытывает он и люди вокруг. При этом у человека отсутствуют навыки, помогающие справиться с этим осознанием. Оно может его просто сокрушить. Поэтому я всегда говорю: «Давайте учить людей стойкости и стратегиям управления эмоциями». Потому что, когда человек поймет, что чувствует, у него возникнет вопрос: что теперь с этим делать?

У меня трое взрослых детей. Младшему сыну сейчас 28 лет. Незадолго до его рождения я оставил офисную работу и решил посвятить все время ребенку. Моя жена тогда, как и сейчас, работала психологом с множеством клиентов. Я был рядом с сыном с первого дня — отводил его в школу, забирал домой. Мы играли в шашки или крестики-нолики. Поскольку я взрослый человек, а ему на тот момент было два года, то я намеренно подстраивал все так, чтобы он часто проигрывал. Этот способ учит ребенка стойкости.

— Такова жизнь ты будешь проигрывать чаще, чем выигрывать. Этому нужно научить детей.

— Иногда я сам проигрывал и говорил: «Ой, я так расстроен, но, сынок, поздравляю тебя! Ты победил!» Или мог сказать: «Ты меня обыграл. Я очень раздосадован. Может быть, еще одну партию?» Важно, чтобы ребенок тоже выражал эмоции словами. Родителю следует научить его стратегиям управления с ними. Можно намеренно создать среду, в которой ребенок будет сталкиваться с трудностями. Не сразу, а с определенного возраста, например, когда ему исполнится 2 года.

— Как мы можем научить детей эмоциональному интеллекту, если многих из нас учили скрывать, подавлять эту часть личности?

— Вы можете научиться этому вместе с ребенком. Это довольно весело. Называйте эмоции, думайте вслух. Одна из худших ошибок, которую вы можете допустить, — это всегда подавлять свои эмоции. К примеру, сын спрашивает у вас: «Папа, как прошел твой день?» У вас был ужасный, просто отвратительный день. Что вы ответите сыну?

— Я скажу: «Это был тяжелый день, но я рад быть здесь, с тобой». Думаю, ответ будет таким.

— Отлично. Дети — детекторы лжи. Допустим, если у вас был кошмарный день, а вы говорите, что все прошло отлично, они это чувствуют. Подобное подавление эмоций учит их не делиться собственными чувствами. Вы показали ребенку, даже если ему всего два или три года, что о таком не говорят — вам тяжело и у вас проблемы, но вы отрицаете это.

Домашний арест. Какие ошибки допускают родители при воспитании детей

В то же время вы не должны подавлять ребенка или пугать его. Ваш ответ идеален — это классический ответ из учебников, но родители довольно редко его используют.

— Какие самые частые ошибки совершают отцы, когда говорят с детьми об эмоциях? Могут ли быть долгосрочные последствия у этих ошибок?

— Ошибки те же самые: подавление эмоций, неумение ими делиться. Многие отцы не знают, как это делать. Они боятся напугать ребенка. Поэтому нужен баланс, как в вашем ответе: «День был тяжелый, но я рад тебя видеть». Подавление эмоций — чрезвычайно неэффективная стратегия, потому что позднее они все равно о себе напомнят. Если отец был раздражен на работе, но скрыл это дома, эти эмоции рано или поздно взорвутся или дадут течь. Взрослый может говорить, что все в порядке, но выражение его лица свидетельствует об обратном, и ребенок замечает это расхождение. Или, наоборот, отец может отлично контролировать выражение лица — это называется когнитивные издержки подавления эмоций. Значит, он отсутствует, отключился.

«Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует»

Я считаю, что самая большая ошибка — это думать: «Я люблю своих детей, я не хочу их перегружать». Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует. В случае с детьми младшего возраста стоит задуматься о том, в чем заключается подлинный вопрос, который они задают. Как я уже говорил, сегодня мои дочь и зять приезжают из больницы с новорожденным сыном, моим внуком. Возможно, моя четырехлетняя внучка спросит, откуда он взялся. Это не означает, что мы должны объяснить ей весь процесс размножения, поэтому мы ответим: «Он приехал из больницы». Нужно думать о подлинном вопросе и отвечать на него в соответствии с уровнем развития ребенка. Вы не должны его напугать или выдать слишком много подробностей. Всегда отвечайте так, как требует поставленный вопрос.

«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

«В целом похвала бывает общей и конкретной. Общая — про принятие ребенка, когда мы говорим, что любим его просто за то, что он есть. Конкретная — похвала за что-то: что ты сегодня сделал? как потрудился? Чем ребенок становится старше, тем больше конкретной похвалы должно быть со стороны родителей», — объясняет Наталия.

Никогда не воспринимайте успехи ребенка как нечто должное, хвалите малыша, если он достиг определенного результата. Подмечайте небольшие достижения вроде написанной на четверку контрольной, если в прошлый раз ребенок получил оценку ниже. Задача родителя — объяснить ребенку чему он научился благодаря своей ошибке, превратить его неудачу в победу. Главное в такой ситуации — быть уверенным, что за словами поддержки стоят реальные достижения ребенка.

Также не стоит сравнивать малыша с другими, лучше отметьте как хорошо он справился с заданием по сравнению с прошлым разом, обратите внимание на его собственный прогресс. Станьте для ребенка опорой, помогите ему поверить в себя и пройти собственный путь, на котором будут и победы, и поражения.

Фото: свободные интернет-источники

  • Как научить ребенка признавать свои ошибки
  • Как научить ребенка осознавать свои ошибки
  • Как научить ребенка не бояться ошибок
  • Как научить подростка признавать свои ошибки
  • Как научить мужа признавать свои ошибки