Как научить ребенка признавать свои ошибки

Как учить детей признавать и исправлять ошибки

…Деньги потерял, а прощения не просит. Сервиз грохнул – и хоть бы хны. Смотрит и молчит. Должен же он в конце концов признать свою вину —  извиниться, по крайней мере! Легко и приятно отвечать за успехи  и достижения, тяжело и в любом возрасте грустно признавать свою ответственность  за неудачу. Признавать ошибки взрослые не любят не меньше детей.

Дети, как правило, неохотно просят прощения, с трудом соглашаются со своей – даже для всех очевидной – виной. Такие простые вроде бы слова: «Прости меня, я виноват», их можно произнести скороговоркой, а вот поди ж ты: молчит. Или еще хуже – агрессивно огрызается.

…Привычнее думать, что эта демонстративная «презумпция невиновности» и упорная «игра в непонимание» не серьезная психологическая проблема, а невоспитанность, незнание правил этикета. Но со временем приходится признать: умение ребенка легко и просто извиняться за проступки, как серьезные, так и легковесные, может быть просто заученным ритуалом и формальностью в отличие от действительной (пусть даже невнятно проговоренной) способности признавать свои ошибки. Ибо последнее выходит далеко за рамки хорошего или дурного тона в семейной системе ценностей.

Умение признать собственную ошибку   формируется в раннем детстве. И главным тут является отношение взрослых к ошибке ребенка. В авторитарной педагогике, требующей от ребенка безупречного функционирования в заданном положительном образе, любая ошибка как бы выделяется красным карандашом и рассматривается как преступление домашнего (в лучшем случае) масштаба. Ошибка недопустима – она должна, по мнению взрослых, вызывать у ребенка острое, болезненное чувство вины и стыда.

В этой парадигме всякий промах ребенка – осложнение жизни для взрослых («Что же Я теперь буду делать!» или даже «Что же ты со МНОЙ делаешь?!»), а не мотив последующих самостоятельных действий. У здорового полуторагодовалого малыша существует рефлекс: что-то разлив на столе, он, как котенок лапками, убирает за собой – тут же размазывает это, вытирает, то есть пытается исправить разруху. Но мама, как правило, обнаружив пролитое на столе молоко, тут же хватается за полотенце: «Ой, что же ты натворил! Убери руки, я сама вытру». Дитя же слышит: «Замри и испугайся, пока мама. расхлебывает последствия моего неосторожного движения. Бедная мама, она исправляет мою ошибку». Так формируется неконструктивный способ разрешения ситуации: ты сотворил – ты виноват – сиди и смотри, как другие убирают за тобой.

Тот же стиль реагирования на ошибки ребенок переживает и в более позднем возрасте: мама, папа, бабушка, учительница – все начинают сердиться, когда он ошибается. Проблема большинства родителей, демонстрирующих такое поведение в том, что они не дают ему права на ошибку, а ведь это право есть у любого человека, который только учится что-то делать. Если ребенок пролил молоко – он всего лишь пролил молоко, но родители с каким-то упоением начинают называть его растяпой, или неряхой, или слоном в посудной лавке и т.д., тем самым отождествляя жест и личность, промах и характер.. Однако «что проку в пролитом стакане молока? – спрашивал Жан-Жак Руссо в своем знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». – Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна – человек остается без молока».

В гуманистической педагогике – совсем другой подход. Не наказание, но санкция (воспользуемся определением Руссо) – вот базовое понятие для формирования навыка признавать свои ошибки. Известно, что наказание разрушает личность и вовсе не способствует здоровому мировосприятию. Санкции (то есть самостоятельно осмысленные последствия собственных действий), напротив, проясняют и структурируют всю картину происшедшего, ибо соответствуют поступку, а не нашей реакции на него. Процесс санкционированного осознания события состоит из трех стадий. Первая – стадия принятия: « Да, я совершил ошибку. Это факт. С этим фактом надо что-то делать». Вторая стадия – понимание того, что можно сделать, чтобы ошибка была каким-то образом компенсирована. Третья – стадия исполнения (вытираю пресловутое молоко, исправляю двойку, извиняюсь перед тем, кого обидел, и т.д. )

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Не надо запрещать ученице качаться на стуле, даже если стул вот-вот сломается, – достаточно сказать: «Пожалуйста, постой немного, тогда, может быть, стул не сломается так быстро». Если ребенок набросал шелуху от семечек под партой, он должен всего лишь убрать мусор, но вовсе не выходить из класса в коридор. Если нагрубил учительнице, он должен извиниться перед ней, но это не повод отказывать ему в экскурсии.

Второе отличие – соразмерность санкции поступку (в то время как наказания обычно превышают его). Если та же шелуха валяется под твоей партой, ты должен убрать только под своей партой. И незачем убирать в таком случае весь класс – потому что ребенку захочется тут же уравнять масштабы «наказания и преступления» и следующая партия подсолнечной шелухи будет разбросана уже по всему классу.

И наконец, третье отличие – созидательный характер санкций: они касаются только конкретного поступка и никогда – личности ребенка. Они безоценочны и безэмоциональны. Вместо того чтобы испытывать чувство вины, ребенку достаточно просто исправить то, что он сделал.

Почему так трудно признавать свою ошибку? Почему механизмы психологической защиты ребенка так быстро включаются даже в самых незначительных ситуациях? Потому что признание своей неправоты действительно требует мужества – ты при всех обнажаешь свою «неправильную сущность», ты открываешься и ждешь удара, который обычно за этим следует. К чувству вины добавляется обида. Это противоестественно.

ЧП происходят везде, где есть дети. Но среди этих ЧП , как ни странно, мало таких, которые можно было бы назвать чем-то эксклюзивным. Как правило, ассортимент событий бывает не таким уж большим (хотя и неослабевающе-драматическим): акты детского вандализма, воровство, оскорбления, драки, издевательства…  И все это может стать объектом своего рода общественного договора о допустимых в семье или в школе санкциях. Если что-то разрушено – оно должно быть восстановлено разрушителем (независимо от его умысла, мотивации, эмоций и прочих факторов). Если ты испортил с кем-то отношения – то иди и возобнови контакт, найди общий язык… (Как – сам придумай. Чтобы исправить отношения, иногда достаточно одного извинения, а иногда нужно много душевных и интеллектуальных усилий.) На самом деле логика восстановления гармоничных отношений, то есть назначение себе адекватных санкций, – это вполне доступная каждому культура справедливости.

…Инспектор Морс из английского детективного сериала назначил себе такую санкцию: подарил несправедливо задержанному владельцу автошколы антикварный руль от автомобиля, победившего в «Формуле-1» 1929 года. Подарил в момент освобождения из камеры. Извинился за свою ошибку и ушел. Подозреваемый был омерзительнейшим типом, мерзавцем, негодяем, но маньяком и серийным убийцей, как предполагал на протяжении всей серии инспектор Морс, он все-таки не был. Потому Морс и отдал ему бесценный раритет – это было формой его признания своей ошибки.

Но есть и другая традиция, отлично смоделированная в культовом отечественном сериале. «Ты не хочешь извиниться перед ним?» – спрашивает Шарапов у Жеглова, когда из-под стражи выпускают оговоренного Груздева. И получает классический ответ: «Сюда просто так никого не сажают. Пусть сначала разберется со своими женщинами»… Два мира: Жеглов живет не просто в другой стране – он живет в другой философии. Он делает личный экзистенциальный выбор: не исправлять свою очевидную ошибку, не предотвращать грядущие муки совести. Если таковые, конечно, вообще возникнут…

У нас всегда есть шансы повлиять на будущий экзистенциальный выбор наших детей. Выбор этот не в последнюю очередь зависит от того, как мы поведем себя в тот момент, когда ребенок рассыпает сахар по столу, таскает кошку за хвост, приносит двойку, врет, дерется, сквернословит или совершает другие деяния, требующие реальных, конструктивных и, что главное, неоскорбительных санкций. Что делать, если вы не хотите наказывать ребенка?

  • Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. Не «ты тупица в точных науках», а «ты получил двойку по математике». Не «у меня растет шпана!», а «ты сегодня подрался» и т.д.
  • Советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций: «Как ты думаешь, что с этим делать?» или «Как мы можем исправить эту ситуацию?»
  • Проявлять терпение, когда ребенок исполняет вашу санкцию. Подбадривать его: «Ну вот, почти все…», «Молодец, у тебя замечательно получается».

Искренне выразить теплые чувства, поддержку, соразмерную количеству приложенных им усилий. “Знаешь, я горжусь сегодня своим сыном: он ошибся, но повел себя как взрослый мужчина”.

Автор — Кривцова Светлана

Если ребенок совершил какое-то непристойное действие, к примеру, украл что-то или оговорил друга, наврал учителю, что-то скрыл от самих родителей, но он решился признаться родителям в этом. Как стоит родителям поступать в этой ситуации? Что предпринять и как отреагировать?

Безусловно, это похвальное действие со стороны ребенка и родителю нужно поддержать свое чадо, потому что для него это был непростой шаг, непростое решение. Есть два основных принципа общения с детьми: эмпатическое слушание и «я» — высказывание. В первом случае нужно выслушать ребенка и дать понять, что вы оценили этот его непростой шаг, дать понять, что вы понимаете его слова его чувства и затем сказать о своих чувствах: «Я очень ценю то, что ты признался, /благодарна, что ты признался/, очень горда тем, что ты нашел в себе смелость признаться, но я переживаю…» Очень важно учитывать возраст ребенка, чтобы не перегрузить его какими-либо высказываниями, если он еще маленький. В этой ситуации не нужно обвинять ребенка в содеянном, а наоборот – похвалить за то, что он признался. Можно на пару дней оставить эту ситуацию, не обсуждать ее, а потом воспроизвести её в какой-либо аллегорической форме, например в форме сказки или рассказа, где главный герой совершил проступок схожий с вашим случаем. В конце нужно будет обсудить эту ситуацию из сказки/рассказа с ребенком, это поможет понять, осознал ли он то, что поступил неправильно и родителям станет понятнее как дальше действовать.

«Искреннее признание своей вины близко к невиновности» — Публилий Сир.

Другая ситуация, когда проступки ребенка мы узнаем не от самого ребенка, а от учителей, других родителей и т. д. Как сделать так, чтобы ребенок признал свою ошибку и постарался больше ее не повторять?

В такой ситуации можно также, подобрав удобный случай, прибегнуть к рассказу/сказке, где происходит та же ситуация с главным героем и обсудить такое поведение с ребенком, в конце спросить хорошо ли поступил главный герой? Дети все чувствуют и все понимают, и ребенок обязательно поймет, что на самом деле это был такой посыл, обращенный к нему. Если ребенок все понял, то далее идет принятие того, что он осознал, что поступил плохо и разъяснительная беседа. Если ребенка постоянно только ругать, то он все больше будет обманывать и скрывать от родителей.

Еще один важный момент – если родителям в поведении ребенка что-то не нравится, прежде всего, нужно посмотреть на себя. В основном дети копируют поведение и привычки как хорошие, так и плохие, со своих родителей. Дети очень наблюдательны и воспринимают все буквально. Например видя как мама крадучи вытаскивает деньги из папиного кошелька, ребенок может сделать то же самое с папиным или маминым кошельком, когда они не видят, вместо того чтобы попросить денег у родителей. Это может понравиться, и ребенок начнет вытаскивать деньги из чужих кошельков. Также словесное поощрение родителями нехороших поступков других людей, может повлиять на ребенка — у него сложится мнение что, раз родители хвалят, то так делать можно.

Если случилось так, что ребенка постоянно ругали за его ошибки, пару раз признавшись в своих проделках и получив в итоге еще больше гнева в ответ, ребенок стал постоянно обманывать – в такой сложной ситуации лучше всего обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту. Специалист найдет определенный подход к решению проблемы.

Бывает ситуация когда ребенок не умеет проигрывать, начинает злиться, всех обвиняет. Как поддержать ребенка? Если желая успокоить ребенка поддерживать его в том, что другие виноваты, то же самое следует ждать от него и во взрослой жизни – всегда будет обвинять в своих неудачах других людей и конечно совершать одни и те же ошибки не желая разобраться в себе. А если наоборот взвалить всю вину на него, упрекнуть в том, что надо было лучше учиться, ребенок может разочароваться в себе, стать неуверенным. Оба варианта не решение проблемы.

Главное – чтобы ребенок понимал, что игра — это та же работа, если хочешь чего-то добиться — то надо постараться. Даже если ничего не получилось – это просто игра, в следующий раз возможно получится. Нужно сформировать у ребенка такое отношение к игре, чтобы он не впадал в азарт. Родителям нужно благосклонно относиться к проигрышам детей. Но и не настраивать на один принцип «главное не победа, а участие». Если хочешь победить – нужно стараться, если не победил – это игра, в следующий раз можно приложить больше сил, если желаешь победить. Главное – дать понять ребенку, что вы чувствуете его состояние, его горечь от проигрыша. Активное слушание помогает в любой ситуации. Активное слушание – это такой прием, его предложил известный американский психолог Карл Роджерс, он заключается в том, чтобы дать понять собеседнику, что его действительно слушают, отзеркаливая его слова и его чувства. Например: «я не хочу идти в школу!», в ответ (важно подобрать правильную интонацию): «я понимаю, что ты устал, хочешь спать, хочешь поиграть, но надо идти в школу». Т. е. вы возвращаете ему его чувства, его слова и в то же время делаете акцент на том, что это надо сделать (пойти в школу). Ребенок поймет, что родителям не безразличны его переживания, а это для него очень важно.

Возможно ли современных детей, в которых сейчас воспитываются лидерские качества, убедить в том, что участие — это тоже важно?

Не стоит ребенка ориентировать только на участие или только на победу, акцентируя внимание на том, что проигрыш – это плохо. Нужно воспитать в нем правильное отношение к любому исходу игры. Ребенок должен осознавать и быть готовым к тому, что он может как победить, так и проиграть. Ну а главная задача родителей – уметь поддержать ребенка в трудной ситуации, помочь найти правильное решение и приложить все усилия для того, чтобы ребенок доверял вам. Будет лучше поделиться с ним своим опытом в преодолении ошибок, чтобы он не боялся рассказывать о своих неудачах и искал поддержку в первую очередь у родителей. Главное в воспитании ребенка – быть с ним рядом.

В интервью Forbes Life психолог и автор научных статей об эмоциональном интеллекте Дэвид Карузо рассказал, как научить детей переживать свои поражения и признавать ошибки и почему отцы совершают ошибку, скрывая свои эмоции

Развитие эмоционального интеллекта ребенка стало одним из ключевых аспектов воспитания во всем мире. В Америке, например, популярностью пользуется программа Ruler, разработанная в 2005 году сотрудниками Йельского Центра Эмоционального Интеллекта. Главная задача Ruler —  научить детей распознавать и правильно выражать свои эмоции, что помогает добиться успеха в учебе, а позднее — в работе. Одним из создателей программы стал Дэвид Карузо — психолог, автор статей и книг, посвященных эмоциональному интеллекту, научный консультант сети центров «ЭИ дети» и спикер прошедшего в Москве форума «SelfMama Forum: Голос отца». В интервью Forbes Life Карузо рассказал о том, как ошибки отцовского воспитания могут повлиять на эмоциональный интеллект ребенка и почему от детей невозможно скрыть настоящие эмоции. 

— Как можно измерить эмоциональный интеллект человека?

— Измерение эмоционального интеллекта в определенной степени похоже на тест Роршаха. Есть много способов его определить, например спросить: как хорошо вы считываете эмоции других людей? или насколько хорошо вы справляетесь со своими эмоциями? Когда люди будут отвечать на эти вопросы, можно заметить, что большинство из них переоценивает свои навыки, как это бывает в случае с эффектом Даннинга-Крюгера (метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что человек с низким уровнем квалификации совершает ошибки и не признает их. — Forbes Life). Подобное часто происходит при оценке собственного эмоционального интеллекта. Человеку может казаться, что он хорошо считывает чужие эмоции, хотя на самом деле это не так — ему не хватает навыков понять, что означает взгляд и выражение лица другого человека. Нужен объективный инструмент оценки — тест на эмоциональный интеллект. В нем человек решает задачи, связанные с использованием информации, которые дают эмоции. Такой метод оценки существует для детей и подростков 10-18 лет — это тест эмоционального интеллекта (MSCEIT–YRV). Он используется по всему миру и уже адаптирован для России.

Уроки сопереживания: как развить эмоциональный интеллект у ребенка

— Почему родителям легче контролировать свои эмоции в окружении других взрослых людей, чем со своими детьми?

— Одна из причин подобного поведения — обычная усталость. Другая причина — желание создать определенный образ. В этом случае человек рассуждает так: «Я хочу, чтобы мои коллеги и клиенты воспринимали меня как зрелую и умную личность, но дома я могу быть собой».

— То есть дома мы сбрасываем маски?

— Да, они становятся не нужны. Ставки очень низкие. Члены семьи видят нас ежедневно, мы постоянно друг перед другом. Мы с вами в конце разговора переключимся: я перестану быть частью вашей жизни, а вы перестанете быть частью моей. С ребенком, супругой или партнером все иначе — они остаются, и это постоянное давление. В реальном времени очень сложно все время держать себя в руках. Мы не можем этого делать, но это и не должно быть нашей целью.

«Когда вы ошибетесь, а это обязательно случится, важно осознать ошибку»

— Какой должна быть цель в идеале?

— Сделать все, что в наших силах. И признать, что мы все испортим. Когда вы ошибетесь, а это обязательно случится, важно осознать ошибку. Это дает возможность для обучения.

— Очевидно, что эмоциональный интеллект — один из важнейших навыков, которым обладает человек. Как объяснить детям его важность? Какие опорные точки выбрать, чему уделить больше внимания?

— Объяснения должны соответствовать возрасту. Сегодня, например, привезут моего новорожденного внука — ему четыре дня, поэтому начинать разговор об эмоциональном интеллекте довольно рано. Сейчас так называемые эксперты по воспитанию говорят, как правильно воспитывать младенцев. Я думаю, все это сделано для удобства родителей, а не для детей. Избаловать младенца невозможно, его не испортишь.

Когда ребенок становится старше, то родители, даже если им не хватает навыков эмоционального интеллекта, могут учиться вместе с ним. Когда ему исполнится год или два года, можно, например, предложить что-нибудь приготовить вместе. Родитель может не знать, как это готовить, но он научится вместе с ребенком. Нужно самому быть заинтересованным, чтобы мотивировать детей. Если что-то не получится, можно выразить чувства словами — сказать, что совершили ошибку. На этот раз — в готовке, в следующий — в чем-то другом. Вы можете использовать слова, означающие эмоции. Потом, когда ребенок подрастет, можно добавить эти слова в ваши разговоры. Например, сказать: «Я не то чтобы зол, скорее, расстроен». Так моя четырехлетняя внучка узнала, что между этими эмоциями есть разница.

— Я думаю, что также важно быть открытым. У детей бывают приступы гнева. Они не знают, как выражать свои эмоции, не знают, слушают ли их. Некоторые родители просто игнорируют детей. Я всегда стараюсь установить контакт с ребенком вместо того, чтобы просто позволить ему кричать.

— Это хороший подход. Так ребенок учится стратегиям управления эмоциями. Как он еще про них узнает? Контролировать себя можно научиться. Еще один способ передать свои навыки заключается в том, чтобы делиться чувствами.

— Или показывать пример?

— Показывать хороший пример — это здорово, но сложно делать это постоянно. Когда вы подаете дурной пример, важно указать и на это тоже. Некоторые родители беспокоятся, что из-за постоянной поддержки дети не смогут справиться с разочарованиями. Это считают проблемой. Я читал статью о студентах колледжей США, среди которых стремительно росла потребность в психологической помощи. Да, мы живем в непростом мире, но мы всегда в нем жили.

— Существует ли разрыв между поколениями в том, насколько людям комфортно говорить о своих эмоциях, справляться с ними?

— Некоторые дети, уже ставшие взрослыми, возможно, росли в среде, где их не учили устойчивости. Они более открыты к диалогу, для них совершенно естественно говорить о том, что они чувствуют, что с ними происходит. Сейчас эта открытость не наблюдается у молодых поколений.

Иногда мои клиенты хотят начать с основ, с понимания собственных эмоций. Мне кажется, что это не всегда хорошая идея. В процессе у человека открываются глаза на всю тревогу, гнев, боль и страдания, которые испытывает он и люди вокруг. При этом у человека отсутствуют навыки, помогающие справиться с этим осознанием. Оно может его просто сокрушить. Поэтому я всегда говорю: «Давайте учить людей стойкости и стратегиям управления эмоциями». Потому что, когда человек поймет, что чувствует, у него возникнет вопрос: что теперь с этим делать?

У меня трое взрослых детей. Младшему сыну сейчас 28 лет. Незадолго до его рождения я оставил офисную работу и решил посвятить все время ребенку. Моя жена тогда, как и сейчас, работала психологом с множеством клиентов. Я был рядом с сыном с первого дня — отводил его в школу, забирал домой. Мы играли в шашки или крестики-нолики. Поскольку я взрослый человек, а ему на тот момент было два года, то я намеренно подстраивал все так, чтобы он часто проигрывал. Этот способ учит ребенка стойкости.

— Такова жизнь ты будешь проигрывать чаще, чем выигрывать. Этому нужно научить детей.

— Иногда я сам проигрывал и говорил: «Ой, я так расстроен, но, сынок, поздравляю тебя! Ты победил!» Или мог сказать: «Ты меня обыграл. Я очень раздосадован. Может быть, еще одну партию?» Важно, чтобы ребенок тоже выражал эмоции словами. Родителю следует научить его стратегиям управления с ними. Можно намеренно создать среду, в которой ребенок будет сталкиваться с трудностями. Не сразу, а с определенного возраста, например, когда ему исполнится 2 года.

— Как мы можем научить детей эмоциональному интеллекту, если многих из нас учили скрывать, подавлять эту часть личности?

— Вы можете научиться этому вместе с ребенком. Это довольно весело. Называйте эмоции, думайте вслух. Одна из худших ошибок, которую вы можете допустить, — это всегда подавлять свои эмоции. К примеру, сын спрашивает у вас: «Папа, как прошел твой день?» У вас был ужасный, просто отвратительный день. Что вы ответите сыну?

— Я скажу: «Это был тяжелый день, но я рад быть здесь, с тобой». Думаю, ответ будет таким.

— Отлично. Дети — детекторы лжи. Допустим, если у вас был кошмарный день, а вы говорите, что все прошло отлично, они это чувствуют. Подобное подавление эмоций учит их не делиться собственными чувствами. Вы показали ребенку, даже если ему всего два или три года, что о таком не говорят — вам тяжело и у вас проблемы, но вы отрицаете это.

Домашний арест. Какие ошибки допускают родители при воспитании детей

В то же время вы не должны подавлять ребенка или пугать его. Ваш ответ идеален — это классический ответ из учебников, но родители довольно редко его используют.

— Какие самые частые ошибки совершают отцы, когда говорят с детьми об эмоциях? Могут ли быть долгосрочные последствия у этих ошибок?

— Ошибки те же самые: подавление эмоций, неумение ими делиться. Многие отцы не знают, как это делать. Они боятся напугать ребенка. Поэтому нужен баланс, как в вашем ответе: «День был тяжелый, но я рад тебя видеть». Подавление эмоций — чрезвычайно неэффективная стратегия, потому что позднее они все равно о себе напомнят. Если отец был раздражен на работе, но скрыл это дома, эти эмоции рано или поздно взорвутся или дадут течь. Взрослый может говорить, что все в порядке, но выражение его лица свидетельствует об обратном, и ребенок замечает это расхождение. Или, наоборот, отец может отлично контролировать выражение лица — это называется когнитивные издержки подавления эмоций. Значит, он отсутствует, отключился.

«Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует»

Я считаю, что самая большая ошибка — это думать: «Я люблю своих детей, я не хочу их перегружать». Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует. В случае с детьми младшего возраста стоит задуматься о том, в чем заключается подлинный вопрос, который они задают. Как я уже говорил, сегодня мои дочь и зять приезжают из больницы с новорожденным сыном, моим внуком. Возможно, моя четырехлетняя внучка спросит, откуда он взялся. Это не означает, что мы должны объяснить ей весь процесс размножения, поэтому мы ответим: «Он приехал из больницы». Нужно думать о подлинном вопросе и отвечать на него в соответствии с уровнем развития ребенка. Вы не должны его напугать или выдать слишком много подробностей. Всегда отвечайте так, как требует поставленный вопрос.

«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

Фотогалерея ««Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей »

12 фото

Дети начинают оправдываться, как только могут составлять предложения, и понятно почему: чтобы избежать неприятностей, чувства неловкости или того, что кто-то плохо о них подумает. Они опасаются любой негативной реакции. Больше всего на свете они хотят, чтобы вы были счастливы с ними.

Но это не значит, что вы должны оставить эти отговорки без внимания. Дети, у которых вошло в привычку перекладывать ответственность на других, могут превратиться во взрослых, которым не хватает уверенности, они не хотят рисковать, и им нельзя доверять.

Научить детей принимать ответственность за свои поступки будет непросто. Но вот план из пяти шагов, который поможет.

Шаг 1: Отступите

Практически каждый момент бодрствования у детей есть кто-то, кто говорит им, что делать. Родители. Учителя. Тренеры. И это одна из причин, по которой они становятся обвиняемыми. Поскольку каждая мысль написана для них по сценарию, дети не осознают, что именно они контролируют свое поведение. Поэтому, прежде чем они смогут начать «владеть этим», детям сначала нужно усвоить, что они действительно хозяева своей вселенной. Чтобы сделать это, вы должны прикусить язык и перестать постоянно давать им инструкции. («Надень свое пальто». «Закончи свою домашнюю работу». «Скажи бабушке «спасибо».») Это позволит им начать думать самостоятельно.

Шаг 2: Расскажите о своих собственных решениях

Взрослые каждый день делают миллион выборов: должен ли я вставать или ложиться спать? Должен ли я ответить на свой телефонный звонок или отправить его на голосовую почту? Должен ли я купить эти туфли или подождать, пока на них будут скидки? Но поскольку они происходят в нашей голове, дети не осознают всего, что требуется для принятия даже незначительных решений. Проговаривание, почему вы делаете той или иной выбор, позволяет вашему ребенку понять.

Шаг 3: Перестаньте спасать положение

Когда кто-то из наших детей забывает свое домашнее задание, мы приносим его в школу. Когда они пренебрегают уборкой в своей комнате, мы часто убираем за них. Если вы исправляете их ошибки и решаете их проблемы, дети никогда не научатся делать это сами. Им нужно время от времени «срываться» и страдать от последствий. Это позволяет им увидеть, что ошибки — это не конец света и что они могут придумать, как их исправить.

Шаг 4: Признайте себя виновным

Давайте будем честны: мы все пытаемся увильнуть от признания того, что вели себя не идеально.

Два простых слова могут помочь превратить вас из негативного образца для подражания в позитивный: «Виноват». Вы опоздали забрать их с уроков? «Виноват». Вы забыли оплатить их занятия вовремя? «Виноват».

Какой бы термин вы ни выбрали для принятия ответственности — «моя ошибка», «моя вина», «мне жаль», — используйте его без уточнений. «Это была моя вина, что я потерял самообладание и накричал на тебя, но ты меня не слушал» — это не совсем то, за что ты несешь ответственность. «Включение «но» подразумевает кого-то другого и дает вашим детям шаблон для того, как перекладывать вину.


21 мая 2023 в 20:32

Семья и психология

152

3 минуты

Подарим вам 20 баллов за прочтение статьи. Для зачисления баллов на счет вам необходимо авторизоваться.

Статья

Как научить ребёнка принимать свои ошибки

Ошибки сопровождают нас всю жизнь. И только от нас зависит, «застреваем» ли мы в них или идём дальше.

Что такое ошибки в жизни? Это неприятности и недоразумения, которые встречаются на нашем пути от наших действий, мыслей и поведения. Но именно в ошибках кроется тот потенциал, который двигает людей дальше и вперёд, или тормозит на месте. И всё зависит от того, как мы к ним относимся и как на них реагируем.

Вопросы отношения к ошибкам меня волновал всегда. Потому что каждый третий взрослый считает себя перфекционистом, и, как правило, ошибки для них – это катастрофа. Умение правильно на них реагировать – задача жизненная, которая относится ко взрослой жизни. Но, как мы знаем, всё родом из детства. Умение правильно принимать свои ошибки закладывается ещё в детстве. Ещё важнее, чтобы родитель научил и поддержал ребёнка, когда именно та или иная ошибка совершается.

Иногда ребёнок и сам позитивно воспринимает свои ошибки и говорит себе: «Да, в этот раз так. Но в следующий раз я этого делать не буду». Это его опыт. Как правило, дети всё же стараются быть перфекционистами. И совершение ошибок доставляет негативные и странные эмоции, с которым он может не справиться либо воспринимать негативно. У такого ребёнка будет лозунг: «Этого я не смогу, потому что тогда совершил ошибку». Нужно ли нам, чтобы уже в детстве он приобрёл такую ненужную установку, начиная программу неудачника по жизни? Конечно же, нет.

Мы хотим воспитать ребёнка уверенного и счастливого. Поэтому предлагаю рассмотреть несколько рекомендаций, как формировать самооценку, когда всё-таки эти ошибки совершаются:

Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 50 000 подписчиков!

  1. Говорить чаще ребёнку, что совершать ошибки – это нормальное явление. Именно так приходит опыт, даже в детстве. Повторение таких фраз благополучно скажется на формировании личности, и ребёнок уже больше не будет бояться совершать ошибки и будет их признавать.
  2. Говорить, что также ранее совершали ошибки. Вспоминать ситуации с наглядным примером, когда эти ошибки были совершены и какой вывод вы из них вынесли. Вспоминать разные периоды детства и обсуждать это с ребёнком.
  3. Рассказывать ребёнку об ошибках знаменитых и известных людей. В интернете много таких историй об А.Энштейне, У.Диснее, Генри Форде и т.д. Говорить, что, несмотря на их провалы, они всё равно достигли успеха.
  4. Научить ребёнка позитивному внутреннему диалогу с собой. Мысленно выстраивать речь, почему он совершил эту ошибку, и какие он сделал выводы. Может быть, такая ошибка стала каким-то подъёмом для дальнейших действий, а не упадком. Нужно помочь ребёнку в ошибке увидеть цель, возможно, задачу.
  5. Разработать план по исправлению ошибки. После принятия ребёнком ошибки, хорошо бы подумать, как можно её исправить и разработать детальный план. Тогда её преодоление и исправление будет увлекательным занятием, и не останется негативом в подсознании ребёнка.

В нашей семье мы только на пути к такому подходу к ошибкам. Потому что каждый ребёнок индивидуален, со своей психологической составляющей. Кто-то спокойно и позитивно реагирует на ошибки и их исправляет. Другому ребёнку требуется время, чтобы их сначала осознать, а потом принять.

Но всё же, как раз именно таким детям и требуется помощь и внимание взрослого, чтобы уже выработать и научить, как правильно и с пользой относиться к допущенным ошибкам.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

  • Как научить ребенка не бояться ошибок
  • Как научить подростка признавать свои ошибки
  • Как научить мужа признавать свои ошибки
  • Как научить детей делать работу над ошибками
  • Как настроить телефон чтобы ошибки исправлял