Как научиться спокойно реагировать на свои ошибки

Как долго вас терзают воспоминания о пережитых неудачах? Кажется ли вам, будто вы навсегда потеряете свой авторитет, если однажды скажете глупость? Может ли человек измениться к лучшему, развить свой талант, интеллект и нравственные качества? От ответов на эти простые вопросы зависит очень многое.

Хотите быть гением? Станьте им!

Многие уверены, что при рождении нам достаётся строго определённое количество интеллекта, способностей и таланта — неизменный набор качеств, с которым придётся жить до самого конца. Это установка на данность.

Человек с такой позицией постоянно пытается доказать другим своё превосходство. Его волнует только то, как он выглядит в глазах окружающих: умным или глупым, одарённым или посредственным.

Нет ничего плохого в желании обладать выдающимися качествами, но человек с установкой на данность не осознаёт, что их можно развивать. Поэтому любая неудача воспринимается как катастрофа, а допущенная ошибка — как несмываемое клеймо.

Чем сильнее страх провала, тем меньше мы готовы прилагать усилия и учиться чему-то новому.

Совсем иначе воспринимают себя люди, нацеленные на рост. Они понимают: качества, которыми нас наделила природа, — всего лишь исходная точка для дальнейшего развития. Как только вы примете эту установку, вас перестанут пугать сложности и возможные неудачи на пути к успеху.

Не стоит недооценивать мощь усилий. Эдисон, как уверяет его биограф Пол Израэль, был вполне типичным ребёнком, но невероятное любопытство, страсть к изобретательству и самосовершенствованию сделали его непохожим на остальных. А разве Моцарт, безусловно обладавший талантом, смог бы написать хоть один шедевр без упорной работы, от которой даже деформировались его пальцы?

Упражнение 1

Есть ли в вашей прошлой жизни что-то, что, как вам кажется, поставило на вас клеймо? Например, проваленный экзамен? Чьё-то предательство? Увольнение с работы? Или, может, ваши чувства отвергли?

Сфокусируйтесь на этом событии. Ощутите в себе эмоции, которые оно в вас тогда вызвало. А теперь посмотрите на всё с точки зрения установки на рост. Честно оцените свою роль в произошедшем и осознайте, что оно не может служить мерилом вашего интеллекта или вашей индивидуальности. И просто спросите себя: «Какой урок я извлёк (или могу извлечь) из этого опыта? Как я могу использовать его в качестве базы для роста?» И пусть эта мысль всегда сопровождает вас.

Упражнение 2

Подумайте о том, кого считаете своим героем. Какой он? Кажется ли вам, что он обладает исключительными способностями и легко добивается всего? А теперь выясните, как обстоят дела в реальности. Узнайте, каких невероятных усилий стоили ему его достижения. И начните восхищаться человеком ещё больше.

Несколько примеров из мира спорта

Казалось бы, уж в спорте точно всё зависит от природных данных. Если ты не подходишь по физическим параметрам, то успеха тебе не видать. А вы слышали об игроке НБА Магси Богзе, чей рост — 160 сантиметров? Знаете однорукого бейсболиста Пита Грэя, который попал в высшую лигу?

Размер кулака, длина руки, объём груди и вес Мохаммеда Али говорили о том, что из него точно не выйдет великого бойца. Майкла Джордана в юности исключили из сборной школы, а потом не приняли в команду колледжа.

Что помогло всем этим спортсменам стать лучшими из лучших? Только установка на рост и упорная работа.

Великие спортсмены знают, что невозможно всегда побеждать. Поражение для них — это не конец игры, а всего лишь стимул развиваться, получать новые знания и отрабатывать навыки.

Как-то раз защитник Minnesota Vikings Джим Маршалл случайно забил мяч за команду соперников. Это увидели миллионы зрителей в прямом эфире! Спортсмен, по его собственному признанию, сгорал от стыда. Человек с установкой на данность опустил бы руки и ещё долго упивался своим позором. Но Маршалл постарался исправить ошибку во время второго тайма и провёл блистательную игру. Неудача стала для него вызовом!

Упражнение 3

Подумайте о каком-нибудь виде спорта, которым вам хотелось бы заняться, но вы всегда считали, что у вас ничего не получится. Как можно заранее знать о провале, не вложив в дело максимум усилий? Некоторые из лучших спортсменов мира поначалу отнюдь не были так уж хороши в своей дисциплине. Если вы мечтаете заняться каким-нибудь видом спорта, попробуйте вложиться в него и посмотрите на результат.

Как сформировать у ребёнка установку на рост

Учёные провели любопытное исследование. Сначала они предложили детям выполнить несложные задания из IQ-теста. Большинство справилось с задачей, и одних ребят похвалили за ум, а других — за приложенные усилия.

Перед экспериментом успехи испытуемых были одинаковы. А вот потом появились различия. Те, кого похвалили за интеллект, отказывались выполнять более сложные задания, когда им предоставляли выбор. Они боялись, что покажут себя вовсе не такими умными. Понадобилась лишь одна фраза, чтобы настроить их на данность!

Дети из второй группы относились к новым задачам с гораздо большим интересом.

Этот эксперимент демонстрирует, как важно хвалить за усилия, а не за личные качества.

От того, что вы говорите ребёнку, зависит его психологическая установка. Она, в свою очередь, влияет на успехи в учёбе (и не только).

Психологи заметили, что при переходе в среднюю школу успеваемость детей с установкой на данность резко падает, а затем продолжает ухудшаться. Казалось бы, всё понятно: предметы становятся сложнее, требования — жёстче. Но у школьников с установкой на рост, наоборот, оценки повышаются.

Для школьников с установкой на данность этот период — большое испытание. Вот что их беспокоит: «Я умный или тупой? Я крутой или ботан? Я победитель или лузер?» Конечно, они пытаются отстоять себя. Самые блестящие ученики просто перестают работать, так как не хотят рисковать. Ведь они уверены, что взрослые пытаются измерить их способности. А если ты не прилагал усилий, то всегда имеешь утешение: «Я просто не старался».

Школьникам же с установкой на рост нет смысла выбирать эту стратегию. Для них подростковый возраст — время возможностей.

Упражнение 4

Каждое слово и действие родителя посылает ребёнку сигнал. Завтра прислушайтесь внимательно к тому, что будете говорить чаду, и уловите заложенные в ваших словах послания. Какую информацию они несут? Что качества ребёнка неизменны и вы их оцениваете? Или что вы заинтересованы в его развитии?

Помните, что, восхваляя интеллект или талант ребёнка, вы тем самым навязываете ему установку на данность. Не делайте этого, как бы велико ни было искушение. Такая похвала подрывает самооценку и мотивацию ребёнка.

Секрет удачных отношений

От психологических установок зависит не только профессиональный успех, но и характер отношений с окружающими: родственниками, друзьями и возлюбленными. Для примера рассмотрим романтическую связь. Человек, настроенный на данность, рассуждает приблизительно так: «Или мой партнёр полностью понимает меня и разделяет все мои взгляды, или он мне не подходит. Или наши чувства идеальны, или они ничего не стоят». Не удивительно, что при этом любая мелочь может всё разрушить.

Люди с установкой на рост понимают несколько простых истин:

  1. Отношения должны развиваться, а для этого нужно прилагать усилия.
  2. Все люди способны работать над своими недостатками и меняться к лучшему.
  3. Несовпадение во взглядах — это не катастрофа, а повод для диалога.

У всех бывают ссоры. Но посмотрите, как по-разному можно на них реагировать! Люди с установкой на данность очень легко навешивают ярлыки. По их мнению, либо оппонент, либо они сами недостаточно хороши. Третьего не дано. Такая позиция приводит лишь к взаимным обвинениям, обидам и самобичеванию.

В то же время те, кто настроен на рост, пытаются разумно разрешить конфликт и сделать выводы, которые помогут развиваться обоим партнёрам.

Упражнение 5

Представьте себе идеальную любовную связь. Это означает, что между вами должна быть полная совместимость во всём, ведь так? Никаких разногласий, никаких компромиссов, никаких усилий и жертв? Да? Тогда, пожалуйста, подумайте ещё раз.

В любых отношениях возникают трения. Попробуйте посмотреть на них с точки зрения установки на рост: проблемы могут быть средством достижения лучшего понимания и большей близости.

Позвольте своему партнёру высказать претензии. Выслушайте их внимательно и обсудите терпеливо и доброжелательно. Вы будете удивлены, насколько ближе друг к другу вы станете после этого.

Купить книгу

Спортивный психолог Екатерина Буча поделилась с Office Life мнением, почему многим людям присущ страх совершать ошибки, а также как их принимать и работать над ними.

Екатерина Буча

Екатерина Буча,

спортивный психолог

Какова реакция мозга, когда человек совершает ошибку?

Мозг в этом случае никак не реагирует, потому что он выполняет определенный алгоритм действий. Есть сформированный навык, который вы реализуете. Люди часто говорят: «Я бы мог поступить по-другому». Это самообман. Потому что в этот момент человек мог делать только то, что записано в алгоритме, которому следует его мозг (словно механизм, выполняющий программно заложенный набор действий).

А вот страх совершить ошибку — это уже реакция эмоциональная. Причем тип темперамента и психологическое состояние влияют на то, как человек будет переживать ошибку. Сангвиники посмеются над ситуацией, холерики станут злиться, флегматики скроют свои эмоции за маской спокойствия, а меланхолики будут в печали.

Если человек после совершения ошибки испытывает гнев, то за этим стоят его неоправданные ожидания. А вот состояние печали отражает чувство упущенной возможности.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Почему мы боимся совершать ошибки?

Детский опыт. Он существенно влияет на то, почему мы часто ассоциируем ошибки с катастрофой. Приведу в качестве примера одну ситуацию с развитием событий по двум сценариям. Ребенок упал на улице. Первая и наиболее часто встречающаяся реакция родителей — крик. Результат — ребенок плачет и кричит. Второй вариант — спокойная реакция родителей, которая приводит к адекватной оценке ситуации. Результат — ребенок спокойно встанет и продолжит играть.

Точно так же и с ошибкой: степень испуга зависит от того, как взрослые реагировали на ошибки человека, когда он был ребенком.

Страх осуждения общества. К сожалению, наша образовательная (оценочная) система построена таким образом, что за совершенную ошибку человек получает неудовлетворительную оценку. Это формирует негативное стрессовое отношение к оплошностям, так как потом обычно следует негативная реакция окружающих (родителей, одноклассников/одногруппников).

Адекватной же реакцией учителей/воспитателей/тренеров было бы спокойное разъяснение ошибки ребенку и предоставление возможности исправить ее.

Внутренние убеждения. У многих людей есть свои правила, как надо выполнять задачу и каким должен быть результат. И в эти самые правила входит табу на совершение ошибок. Допуская ошибку, человек применяет разные формы самонаказания. Особенно это характерно для убежденных перфекционистов.

Мнение: «Ошибка — определенный опыт и урок». Это самооправдание или правда?

Ошибка — это не новый опыт. Однако благодаря ей мы можем обнаружить пробелы в своих знаниях.

Почему мы воспринимаем ошибки как новый опыт? Потому что ранее мы с этим не сталкивались — проблема была, но мы о ней не знали. Если из ошибки извлекать новый урок путем ее анализа, тогда это новый опыт. Но если наступать на один и те же грабли — пользы не будет. Ошибка — это незнание.

Самооправданием же является принятие или отрицание ошибки без ее анализа.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Как научиться конструктивно реагировать на свои ошибки и принимать их? Рекомендации

1) Проведите комплексный анализ ошибки. Примите ее спокойно, не отрицая. Определите причины, которые привели к ошибке, а также разработайте конкретный план по ее исправлению.

2) Воспринимайте ошибку как благо, потому что благодаря ей вы можете стать лучше. Я всегда прошу своих спортсменов описать полный алгоритм их действий; и та часть движения, которую они не укажут, — причина неудачи. Мозг работает на уровне алгоритмов, поэтому прописывать на бумаге их нужно максимально четко: начиная с глагола и не используя частицу «не». Но если вы пропишете в своей голове неполный алгоритм, то и выполнение будет соответствующим (и не стоит списывать все на случайность).

Мои рекомендации, как можно исправить ошибочно повторяющееся действие.

  • Пропишите свой правильный алгоритм действия, отвечая на вопрос «что сделать?». Прописывать необходимо от первого лица начиная с глагола.
  • Визуализируйте действие из алгоритма — просмотрите его мысленно как кино.
  • Примените верный алгоритм на практике.

Известный факт, что на формирование привычки нужен 21 день (нейросеть формируется каждые семь дней). Для того чтобы она стала крепкой и устойчивой, необходимо пройти три цикла. Их количество может варьироваться в зависимости от физиологических и психологических данных определенного человека. Если после выполнения определенных действий вы продолжаете совершать ту же ошибку, не пугайтесь, не ругайте себя. Скажите себе: «В этой ситуации я хотел поступить по-другому». Снова покажите мозгу правильную картинку. Это можно переносить не только на физические упражнения, но и, например, на переговоры.

Очень важно не подкреплять ошибку негативом, потому что мозг очень восприимчив к этому и запишет это действие как то, на которое не стоит тратить силы.

Часто встречаются ситуации, когда люди не работают над своей ошибкой на протяжении полного цикла формирования нейронных связей, мотивируя это тем, что схема не работает с первых дней. Также возможны ситуации, когда после сильного стресса люди скатываются в начало и им приходиться работать над ошибкой заново. Но терпение и труд помогут достичь вершин.

Если же вам кажется, что вы верно прописали алгоритм, но ошибка продолжает вылезать, возможно, вы чего-то не знаете. Тогда нужно обратиться за помощью к специалисту (тренеру или психологу) или человеку, который верно выполняет желаемое вами действие.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вам сложно признавать собственные ошибки? Сложно учиться на ошибках, поэтому вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Совершенные ошибки признать непросто, особенно, когда мы находимся в перфекционистской среде, где «совершенство» нередко путают с «отсутствием ошибок». Совершение ошибки – это не всегда неудача; неудачей будет невозможность успешно совершить сознательное усилие, но ошибки бывают и бессознательными. К счастью, каждый может научиться признавать свои ошибки, чтобы извлекать из них максимальную пользу.

  1. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 1

    1

    Разрешите себе ошибаться. На это существует множество причин. Совершение ошибок – это неизбежная часть человеческой природы. Ценный источник указаний, которые сделают жизнь ярче. Они научат вас пробовать новое и расширять горизонты.[1]

    • Например, вам хочется научиться готовить. Начиная, скажите себе: «Для меня это новый опыт, так что наверняка будут ошибки. Это нормально, они просто часть процесса».
    • Иногда страх совершения ошибок (перфекционизм) может мешать вам попробовать новое или завершить начатое, так как ваш страх сделать плохо будет сковывать вас. Не допускайте такого.
  2. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 2

    2

    Признайте силу привычки. Иногда ошибки вызваны не приложенным усилием, но отсутствием такового. Невозможно прикладывать максимальные усилия ежедневно и во всех делах. Вещи, которые мы совершаем часто – путь на работу или приготовление завтрака, могут стать настолько привычными, что мы перестаем на них концентрироваться. Это достаточно удобно, так как позволяет расходовать энергию на другие действия, требующие большего внимания. Но иногда такая сила привычки приводит к совершению ошибок. Признайте, что это часть человеческой природы, в которой отсутствует бесконечная энергия и способность к концентрации.

    • Например, пять раз в неделю вы едите на работу по одной и той же дороге. На выходных вам нужно подвезти ребенка на футбольную тренировку, но вы понимаете, что в голове включился «автопилот» и вы держите путь в сторону работы. Это естественная ошибка, результат привычки. Не нужно корить себя за такую ошибку. Просто признайте промах и живите дальше.
    • Согласно исследованиям, человек может делать поправку на автоматические ошибки, даже когда совершает их бессознательно. Исследования с участием опытных наборщиков текста показали, что вы замедляетесь при совершении ошибки, даже если не осознаете ее в данный момент.[2]
      .
    • Также сообщается, что около 47% времени люди находятся в «режиме ожидания», позволяя разуму отвлекаться от выполняемой задачи. Нередко это и есть момент ошибки. Заметив, что вы часто совершаете ошибки по причине «блуждающего сознания», попробуйте выполнять упражнения на внимательность, чтобы возвращаться в реальность.[3]
  3. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 3

    3

    Различайте ошибки действенные и бездейственные. Ошибки не всегда возникают в результате приложенного усилия. Иногда можно ошибиться даже тогда, когда вы что-то не делаете. Законы призваны проводить различие между действием (совершение того, чего не следует делать) и бездействием (не совершение того, что следует делать), при этом действие наказывается более строго.[4]
    Ошибки бездейственные встречаются гораздо чаще.[5]

    • При этом бездейственные ошибки тоже влияют на вашу жизнь. Например, если ваша компания не следит за развитием технологий, то это может отрицательно сказаться на ваших финансовых показателях.[6]
    • Важно признавать ошибки обоих видов, так как все они учат нас. Некоторые пытаются избегать действенных ошибок путем бездействия и неприятия ответственности. Однако такая тактика не защитит вас от ошибок бездействия и вряд ли поможет в жизни и личностном росте.[7]
  4. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 4

    4

    Различайте ошибки и неверные решения. Важно понимать разницу между ошибками и неверными решениями. Ошибка – это погрешность вроде неправильного прочтения карты или выхода не в ту дверь. Неверные решения имеют умысел: например, поехать на встречу по живописной дороге и опоздать, поставив человека в неудобное положение. Ошибки понятны и могут требовать меньше внимания для исправления. Неверные решения нужно признавать, как и ошибки, но для исправления они требуют большей сосредоточенности.[8]

  5. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 5

    5

    Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. Очень важно не зацикливаться на ошибках. Вам следует уравновесить самокритику и признание собственных успехов.[9]
    Можно отмечать свои имеющиеся умения или достигнутые улучшения. Нет смысла работать над собой, если потом не ценить результат таких усилий.

    • Вы можете быть новичком в кулинарии, при этом уже уметь некоторые вещи. Так, вы можете уметь понять, какие приправы следует добавить, просто попробовав блюдо. Отдавайте должное таким своим умениям.
  6. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 6

    6

    Рассматривайте ошибки как возможности. В нашем мозгу имеются механизмы, помогающие понять, когда мы что-то делаем не так. Мозг сигнализирует об ошибке. Это весьма полезно в процессе обучения. Совершение ошибок помогает нам более пристально сконцентрироваться на выполняемом действии и показать наилучший результат.[10]

    • В исследованиях даже говорится, что некоторые специалисты (например, врачи) могут не исправить своих ошибок по той причине, что излишне полагаются на свои суждения. У открытости к ошибкам, восприятия ошибок в качестве возможностей есть свои преимущества, даже когда вы преуспели в какой-либо сфере.[11]
  7. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 7

    7

    Обратите внимание, как много нужно времени, чтобы стать профессионалом. Исследования показывают, что вам может потребоваться десять лет испытаний собственных умений и совершения ошибок, чтобы стать успешным в определенно сфере. Это применимо во всех случаях, от композитора Моцарта до баскетболиста Коби Брайанта.[12]
    Не паникуйте, если поначалу у вас мало что получается, ведь это нормально. Для достижения успеха всегда нужно потратить много времени и усилий.

  8. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 8

    8

    Воспринимайте решения как эксперименты. Часть проблемы с запретом на ошибки заключается в том, что вы полагаете, будто обязаны каждый раз принимать идеальное решение. Вместо постановки нереальной цели попытайтесь смотреть на ваши решения как на эксперименты. Каждый эксперимент имеет хорошие или плохие последствия. Конечно, вы можете приложить все свои усилия для получения хороших последствий, но это уже снимает с вас давление.[13]

    • Например, занявшись кулинарией, воспринимайте рецепты как эксперименты. Не ожидайте, что получится идеальное блюдо. Вместо этого рассматривайте их как возможность пробовать и узнать больше о процессе приготовления в целом. Так вы будете меньше корить себя, если что-то получится не так, как было задумано (а поначалу так будет происходить достаточно часто).
  9. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 9

    9

    Поймите, как мозг воспринимает ошибки. В мозгу имеются особые нервные клетки, которые помогают следить за нашей эффективностью, выявлять ошибки и учиться на них.[14]
    Но мозг тоже не всегда легко осознает совершенную ошибку. Он может воспринимать эксперимент как нечто положительное, чтобы избежать признания совершения ошибки. Именно в этом может крыться причина, почему вам сложно признавать и принимать свои ошибки.[15]
    Понимание того, как мозг обрабатывает ошибки, поможет лучше осознавать собственный опыт.

    • Мозг имеет две реакции на ошибку: режим решения проблемы («Почему это произошло? Как бы мне не повторять эту ошибку?») и режим отключения («Буду игнорировать эту ошибку»). Не удивительно, что в режиме решения проблемы вы извлекаете из ошибки урок и исправляете ее в будущем. Это часто встречается у людей, убежденных в гибкости ума и способности каждого человека к росту над собой. Режим отключения часто встречается у людей, считающих, что их ум «статичен»: вы умеете или не умеете что-то делать, третьего пути они не воспринимают. Такой тип мышления препятствует развитию и росту.[16]
  10. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 10

    10

    Изучите взгляд общества на ошибки. Мы живем в обществе, боящимся совершать ошибки.[17]
    В процессе взросления нас учат не допускать ошибок.[18]
    Преуспевают те люди, которые серьезно относятся к позиции общества. Прилежно учитесь в школе, и вы поступите в университет на бюджет. Прилежно учитесь в университете, и вы закончите его с красным дипломом. Ошибке почти нет места. Если вам поначалу сложно признавать свои ошибки, то самое время расслабиться, ведь это не ваша вина. Вас учили жестко относиться к себе.

    • Вспомните, что убежденность в том, что нельзя совершать ошибки – ошибочна сама по себе. Ошибки – единственная возможность учиться; вы не совершаете много ошибок лишь потому, что уже знаете что-то вдоль и поперек. Признайте ошибки частью процесса, чтобы учиться и развиваться.
    • Признайте, что перфекционизм загоняет вас в рамки неразумных стандартов. Совершение ошибок не делает вас неудачником и не перечеркивает приложенных усилий. Сделайте послабление в своих стандартах, чтобы в них нашлось место ошибкам – это более разумный и эффективный путь к совершенству.[19]

    Реклама

  1. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 11

    1

    Исправляйте свои ошибки. Они помогают нам учиться, но только если мы будем исправлять их.[20]
    Например, используя неподходящий ингредиент в приготовлении, спросите у вашей мамы или хорошего повара о правильном использовании такого ингредиента, чтобы пересмотреть информацию в вашей памяти.

  2. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 12

    2

    Ведите журнал ошибок и успехов. Иногда полезно записывать когда, где и как вы совершили ошибку. Так вы получите дополнительную осведомленность о шаблонах своего поведения, которое сложно разглядеть в напряженный момент. Носите с собой карманный блокнот, чтобы делать пометки при совершении ошибки. Позднее перечитывайте свои записи и рассматривайте варианты альтернативного развития событий.[21]

    • Например, используя новый рецепт, записывайте все моменты, когда вы допускаете ошибки. Затем обдумайте, как бы вы могли поступить иначе в таких моментах.
    • Также отслеживайте свои успехи. Вы будете мотивированы продолжать учиться, несмотря на ошибки, если отмечать свой постепенный прогресс и радоваться успехам. Исключительно негативный подход не эффективен.
  3. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 13

    3

    Ставьте цель «стать лучше», а не «быть умницей». Цель «быть умницей» порождает нереальные ожидания, особенно в самом начале. Выбрав вариант «быть умницей», вы повышаете ставки и убеждаете себя, что вам нужно преуспеть, чтобы быть хорошим человеком. Цель «стать лучше» позволяет сосредоточиться на работе над собой. В этом случае вам не нужны нелепо масштабные достижения, чтобы быть довольным собой. Вы жаждете совершенствоваться, а не совершенства.[22]

    • Например, выберите цель «стать лучше» при рассмотрении того, как различные пряности меняют вкус блюда, а не цель «быть умницей» и шеф-поваром с наскока.
  4. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 14

    4

    Теория без практики не жизнеспособна. Время – не единственная составляющая, необходимая для того, чтобы учиться на ошибках. Также нужно иметь цель. Именно поэтому важно выявлять ошибки и причины ошибок. Осознание того, что вы делаете неправильно и почему, поможет вам создать план практических работ для повышения компетенции.[23]

    • Например, пытаясь освоить базовый кулинарный навык приготовления пасты, выполняйте действие снова и снова, пока не узнаете идеальное время. Приобретение умения получить желаемую степень приготовления требует времени, но чем больше вы практикуетесь в этом, тем ближе вы к успеху.
  5. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 15

    5

    Обращайтесь за помощью. Нет ничего постыдного в том, чтобы попросить помощи у других. Отложить свое эго в сторону и учиться у более опытного человека – отличный способ улучшить свои навыки, особенно если вы зашли в тупик.[24]

    • Например, попросите совета у шеф-повара вашего любимого ресторана или у родственника, если у вас есть проблемы с базовыми кулинарными навыками.
  6. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 16

    6

    Верьте в свои силы. Исследования подтверждают – люди, которые верят в свою способность учиться на ошибках, действительно учатся на них. Осознание своих возможностей – первый шаг к использованию таких возможностей.[25]

    • Например, если у вас сгорело блюдо, то скажите себе: «Это будет для меня уроком, полезным опытом. Теперь я знаю, что это блюдо готовится при более низкой температуре».
  7. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 17

    7

    Определение причины совершения ошибки и оправдание себя – это разные вещи. Нас учат не оправдываться за ошибки, но оправдание отличается от определения причин таковых ошибок.[26]
    Если блюдо, которое вы готовили, не получилось как должно было, то вполне нормально признать тот факт, что вы совершили ошибку, отступив от рецепта или добавив соль вместо сахара. Это причина, а не оправдание. Поиск причин собственных ошибок помогает вам становиться лучше, так как вы осознаете сам момент ошибки. Вот возможные причины частых ошибок:

    • Опоздать на встречу, из-за того что не удалось встать в нужное время.
    • Получить выговор за срыв проекта, потому что вы не удосужились спросить пояснений.
    • Провалиться на экзамене из-за халатного отношения к учебе.
  8. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 18

    8

    Дайте себе время. Иногда, чтобы извлечь урок из ошибки, ее нужно допустить. Но это работает не всегда. Во многих случаях мы многократно повторяем ошибку, чтобы извлечь из нее выводы. Иногда невозможно во всем разобраться с первого раза, поэтому не бойтесь повторить одну и ту же ошибку несколько раз.[27]

    Реклама

Советы

  • Научитесь прощать себя за повторение одной и той же ошибки. Вполне нормально, если определенная область знаний дается вам со сложностями.

Реклама

Предупреждения

  • Не нужно полагать, будто у вас иммунитет к ошибкам, даже если вы успешно справляетесь со многими делами. Так вам будет сложнее справиться с ошибкой, когда она произойдет.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9615 раз.

Была ли эта статья полезной?

Разбираемся с психологами, почему наш мозг так болезненно реагирует на промахи и как научиться извлекать из ошибок максимум пользы

Я ошибся — я плохой

«Помните свои школьные тетради с замечаниями красной ручкой? Как страшно было открывать их и смотреть на результат, как стыдно было его кому-то показывать или выполнять в классе работу над ошибками. Мне кажется, что в России нет человека, который бы с этим не сталкивался», — говорит Татьяна Захарцова, психолог-консультант, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.

По ее мнению, сложность принятия своей неправоты отсылает нас к тем самым травматичным ощущениям и воспоминаниям из детства. «Воспроизводятся роли ученика и учителя, предполагается правильный ответ, но в жизни его нет. Чем скорее мы это примем, тем легче нам станет жить. Хочется уйти от ярлыка «ошибка» и заменить его на «неудачное действие» или «неэффективное решение», — предлагает Татьяна.

О чем, скорее всего, думает человек, от которого требуют признать свою неправоту?

  • «Я плохой, глупый, ненужный»
  • «Я теряю свой авторитет в обществе и мне его не вернуть никогда»
  • «Я слабый, не могу защитить свою точку зрения, все меня осуждают, и я теряю чувство безопасности»
  • «Я не знаю, как дальше жить, ведь придется принимать свою неидеальность»
  • «Я боюсь вины и ответственности, поэтому легче обвинить кого-то, или лучше обстоятельства»

Все это, по словам психолога, ложные опасения. Не стоит бояться ошибок, потому что ошибаются совершенно все, а сила и упертость, с которыми вы будете отстаивать свою правоту, в меньшей степени вызывают уважение, в отличие от способности признать, что вы заблуждались. Причем принятие ответственности за свою ошибку сильно облегчает чувство стыда за неверный шаг.

Так устроен мозг

Человек испытывает неприязнь к признанию собственной неправоты, так как всегда стремится к психической устойчивости и эмоциональной стабильности — так считает психиатр-психотерапевт Павел Бесчастнов. Именно поэтому для нас так важно отстаивать свою правду и максимально оградить себя от тех, кто хочет нарушить нашу картину мира.

Павел Бесчастнов:

«Огромное количество больших и малых решений нам приходится принимать в условиях неопределенности. В неполноте информации, когда есть вероятность совершить ошибку, от человека требуется некоторая, пусть небольшая, но избыточность уверенности в своих силах и правильности принятых решений. Иначе мозг будет работать не так эффективно — решения будут приниматься долго и меняться часто. Поэтому у всех людей существует инстинктивное неприятие признания своей неправоты. Это естественная эмоциональная реакция мозга, и чтобы человек научился ее преодолевать, уметь работать над ошибками, руководствуясь разумом, а не эмоциями, требуется специальное воспитание и обучение».

В когнитивной психологии существует представление о «базовой системе верований». Это набор убеждений, установок и правил, которые эмоционально заряжены и принимаются на веру — например, как вести себя за столом, быть вежливым, «как принято» поступать. И отдельно от них существует познавательная деятельность, эмоционально незаряженная, для которой намного важнее усваивать и анализировать информацию, а не принимать ее на веру. Разделение между этими системами нечеткое, но области их применения сильно пересекаются, что приводит к внутренним конфликтам.

Для познавательной деятельности важны адаптивные навыки — умение быстро усваивать информацию, оперативно заменять устаревшие данные на новые, стремление к новизне, изменениям себя и своих взглядов, а значит, и лояльное отношение к пробам и неудачам.

Для системы же верований адаптивны и социально одобряемы прямо противоположные качества — несгибаемость в убеждениях, твердая принципиальность, умение следовать своим идеалам, невзирая на все перемены обстоятельств, соблазны, невзгоды и любые другие внешние вызовы.

Кадр из сериала «Притворство»

«В идеале эти психические конструкции тонко сбалансированы и взаимно дополняются, но на практике баланс соблюдается далеко не всегда. Из-за этого признание ошибки воспринимается человеком как атака на его систему верований и убеждения, как унизительное признание собственного ущерба, — объясняет эксперт. — Это реакция эмоциональная и субъективно неприятная, и человек стремится ее избегать».

Исправить ситуацию, по мнению Павла Бесчастнова, можно и нужно. Для этого необходимо выискивать в себе точки баланса своих «убеждений» и «знаний» и воспринимать критику как новую информацию, а ошибки — как повод для коррекции линии поведения.

Почему важно научиться признавать свою неправоту

Научные работы доказывают, что видеть и признавать свои ошибки — полезно, как и делать на их основе выводы, чтобы, как минимум, в будущем не наступить на те же грабли. Например, в своем исследовании преподаватель менеджмента Лоуренс Г. Вайнциммер и бизнес-консультант Кэндис А. Эскен выяснили, что сотрудники, которые учатся на своих ошибках, улучшают не только свою работу, но и производительность всей компании.

Исследовательницы Илона Джеробек и Дебора Муйо проанализировали данные 12 259 сотрудников организации PsychTests и определили, что люди, способные принимать свои неудачи, лучше разрешают конфликты и справляются со стрессом, более эмпатичны, отличаются гибким умом, трудолюбием и желанием самосовершенствоваться.

Эдуард Мавлютов, психолог и основатель Школы психологии «Паззлы»:

«Навык признавать свои ошибки говорит о гибкости мышления, обладающие им люди легко и просто получают желаемый результат, в синергии с другими людьми они развиваются и растут. Те же, кто прячется в своей неправоте, замыкаются во внутренней раковине и ограничивают себя от внешнего мира, от новой модели мышления или поведения. Это может приводить к стагнации и внутренним проблемам, которые будут причинять боль как самому человеку, так и его близким, перерастая в конфликты и непонимание окружающих. Такие люди со временем рискуют остаться в гордом одиночестве и потерять адекватность к самому себе и окружающему миру».

Как научиться признавать свои ошибки

«Важно помнить, что критика относится к вашей работе или поступку, но не к вам, как к человеку, и не к вашему Я, — отмечает психолог-консультант Александра Панова. — Критикуя, необходимо отделять самого человека от его промахов, говорим ли мы о себе самом или ком-то другом. Говорим «яты совершил ошибку», но не «яты глупый».

Если при обнаружении ошибки не отпускают волнение и страх, можно постараться посмотреть на ситуацию в масштабе жизни, советует психолог. Покажется ли это событие важным через год? Что еще есть в вашей жизни, что является важным? Кто может поддержать вас? Это поможет снизить напряжение и направить силы в продуктивное русло, оценить реальный ущерб и подумать, как исправить последствия».

Если вы совершили ошибку и доставили этим неудобство другому человеку — извинитесь, рекомендует психолог Юлия Смольная. Если извиниться сложно и нет подходящих слов, можно использовать «домашнюю заготовку»:

«Я совершил/а ошибку и сожалею о том, что сделал/а. Могу ли я как-то помочь тебе с этим справиться?»

При этом человек может обидеться и не принять извинения, это его право. Вы сделали важный шаг — признали свою неправоту и предложили помощь в решении проблемы. А это значит, что манипулировать вашим чувством вины уже не получится.

Юлия Смольная:

«Очень помогает признавать свои ошибки психологический прием, который называется рефрейминг. Это когда мы наделяем негативный опыт положительными качествами и полностью меняем свое восприятие ситуации. Так проблема может восприниматься как интересная задача, решая которую, я становлюсь мудрее. Потеря места работы открывает новые возможности для самореализации. А ошибка воспринимается как ценный урок, который дает возможность развиваться и становиться чуточку умнее, опытнее, интереснее и осознаннее «вчерашней версии себя».

Мы болезненно относимся к собственным промахам и ошибкам. А всё потому, что идеализируем свой образ, отрываем его от реальности. Может, имеет смысл разрешить себе быть неидеальным? Вот как можно научиться спокойно принимать свои ошибки.

Как научиться принимать свои ошибки?

Нам приятно быть правыми. Это повышает самооценку, делает нас более уверенными и решительными. Но все это разрушается при первой же ошибке. Почему? Причин здесь много, одна из которых в чрезмерной требовательности по отношению к себе.

Как спокойно относиться к своим ошибкам

Всем нам свойственно ошибаться. Но, как бы странно это ни звучало, многие хотят быть всегда правыми. Не просто хотят, а даже зависят от этого. Как же научиться принимать свои ошибки, не отождествляясь с ними?

Подписывайтесь на наш YOUTUBE канал!

Разрешите себе быть неидеальным

Очень часто чрезмерная требовательность к себе наблюдается у тех людей, чьи родители были перфекционистами. Они обесценивали и игнорировали достижения ребенка, но не упускали из виду ни единого промаха. Это привело к формированию убеждения «Меня любят за достижения». А ведь каждый хочет получать любовь. Значит, нужно всегда быть самым лучшим и безупречным.

Когда вы позволяете себе делать ошибки, не убиваясь по поводу каждой из них, вы становитесь значительно свободнее.

Задавайте логичные вопросы

В частности, на что направлена ваша требовательность к себе? Вероятно, на высокие результаты. Но здесь интересный момент: чрезмерная требовательность к себе приводит к самобичеванию, а оно стопорит ваше развитие. То есть вы своими же руками создаёте себе препятствие. Гораздо продуктивнее будет проанализировать ошибку, сделать выводы и попытаться не повторять ее.

Как научиться принимать свои ошибки?

Не отождествляйтесь с ошибкой

Ваша ошибка — не определяет вашу личность. Очень важно научиться разделять свой опыт и себя самого.

Найдите преимущества

Да, безусловно, ошибки могут быть очень болезненными. Человек может воспринимать их близко к сердцу. Но часто такое происходит в тех ситуациях, когда проблема не стоит эмоциональных затрат. Научитесь смотреть на ошибки с самых разных сторон. Ведь они, пусть и негативный, но все же опыт.

«Раньше я очень болезненно реагировал на каждую свою ошибку, даже самую незначительную. Я был убеждён в том, что достижения делают мужчину мужчиной. А каждый провал как будто принижал меня, разрушая все предыдущие победы. В процессе работы с психологом понял, что дело в негативной установке, которая сформировалась ещё в детстве», — рассказывает Иван

Работа с негативными убеждениями — очень важный шаг, который приближает вас к внутренней гармонии и счастью.опубликовано econet.ru.

Автор Ахмедов Илья

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

  • Как научиться принимать ошибки на работе
  • Как научиться не делать орфографические ошибки
  • Как научиться не делать грамматические ошибки
  • Как научиться избегать речевых ошибок
  • Как научить ребенка спокойно реагировать на ошибки