Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе. Начинается она с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Учитель отмечает группы ошибок, которые являются типичными в данном случае, над которыми надо поработать в классе коллективно. А дома обучающиеся работают над индивидуальными ошибками. В помощь и служит данная «памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную ему орфограмму.
На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя тетради, на полях ставит её порядковый номер.
Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм. Учитель должен дифференцировать задания таким образом:
- Для самых слабых обучающихся учитель исправляет неправильное написание на правильное и на полях ставит порядковый номер орфограммы.
Например:
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)
- Для другой группы учащихся учитель зачёркивает неправильное написание, не исправляя его, на полях ставит порядковый номер орфограммы.
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)
Можно видоизменять: зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать работу так, как указано в «памятке».
- Для сильных учащихся можно предложить такую работу.
Учитель подчёркивает слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится номер орфограммы.
С приходом висны на деревьях распускаются почки.
Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений нет.
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). /
Данный вид упражнения наиболее сложен, т. к. ученику необходимо найти эту ошибку, а затем действовать по «памятке».
И, наконец, самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы, умение их определять.
В тексте учитель не делает никаких помет, на полях ставит знак орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы и обратиться к «памятке».
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). / /
Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.
Памятка
Как выполнять работу над ошибками.
- Словарь.
Напиши слово, в котором сделал ошибку 3 раза, поставь ударение, выдели орфограмму.
Выполняй так: мороз мороз мороз.
- Пропуск, замена букв.
Напиши правильно слово, подчеркни пропущенную букву, напиши это слово 3 раза.
- Перенос.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, разделив его для переноса(все случаи). Запиши, разделив для переноса ещё 2 слова.
Выполняй так: бе-рё-за, ли-си-ца, трак-тор.
- Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: конь, тень, ель.
- Мягкий знак (ь) в середине слова.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: пальма, мальчик, кольцо.
- Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на это правило.
Например: соловьи, листья, вьюга.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.
- Жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера на это правило, подчеркни орфограмму.
Машина, мыши, ландыши.
- Большая буква в именах собственных
Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера.
Владислав, Астрахань, Россия.
- Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни начало и конец предложения. Придумай одно предложение и запиши его.
Красив лес осенью. Осень позолотила листочки в саду.
- Постановка знаков препинания.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, поставь правильно знаки, подчеркни их.
- Ударение в слове.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, поставь в нём ударение, придумай и запиши ещё 2 слова, поставь в них ударение.
- Безударная гласная в корне слова.
Напиши проверочное слово к слову, в котором была допущена ошибка, затем это слово. Поставь в слове ударение, подчеркни гласную, которую проверял. Приведи ещё 2 примера: водный — водичка
море — морской
поле — полевой
- Парные звонкие и глухие согласные.
Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши его, затем запиши слово, в котором сделал ошибку, приведи ещё 2 примера. Подчеркни парную согласную.
Выполняй так: резок — резкий
трава — травка
площади — площадка
- Предлоги, частицы, союзы.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни предлоги(частицы, союзы). Придумай ещё предложение с предлогами (частицами, союзами),запиши его, подчеркни предлоги(частицы, союзы).
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
- Если неверно составлено предложение.
Составь его правильно и запиши.
- Двойные согласные.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, ещё 2 слова на это правило, подчеркни двойные согласные.
Класс, суббота, аллея.
- Непроизносимые согласные.
Напиши слово проверочное, затем слово, в котором была допущена ошибка. Запиши ещё 2 примера на это правило. Подчеркни непроизносимую согласную.
Грустить — грустный, солнечный — солнце, сердечный — сердце.
- Состав слова.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова и тоже разбери их по составу.
Поездка, разведчик, подорожник.
- Приставка.
Напиши слово, в котором сделал ошибку и ещё 2 слова с этой приставкой.
Побежал, подарил, поменял, поговорил.
- Суффиксы.
Напиши слово, в котором сделал ошибку и ещё 2 слова с этим суффиксом.
Чёрненький, маленький, жёлтенький.
- Не с глаголами.
Запиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни НЕ, придумай ещё одно предложение с НЕ, запиши его и подчеркни.
- Разделительный твёрдый знак.
Запиши слово, в котором сделал ошибку, и приведи ещё 2 примера, подчеркни разделительный твёрдый знак:
Подъезд, объяснил, объявление.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
- Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Делай так:
К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от берега.
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запиши слово, в котором сделал ошибку, укажи род, приведи ещё 2 примера, запиши.
- Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
сущ. гл. прил. сущ.
Мышь услышала львиный рёв.
- Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши.
Например: Ты же весь в пыли, сынок!
Вот как здорово помог!
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
- Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными членами.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке — опушка, сущ.,1 скл., П.п.
На полянке — полянка, сущ.,1 скл., П.п.
- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относиться. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Делай так: к лесу — (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.
- Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом.
Запиши ещё 2 примера на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой
Запомни! Предлоги с местоимениями(как и с именами существительными) пишутся отдельно.
- Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило.
Например: пишешь, читаешь, решаешь.
Запомни! На конце глаголов 2 — го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед — ть.
Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, гл.,1 спр., (-е, -ут, -ют);
ставит — ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, — ят)
- Время глагола.
Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, по вопросу определи время глагола.
Помни:
настоящее время — что делает?
прошедшее время — что делал? что сделал?
будущее время — что сделает? что будет делать?
- —ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Поставь к глаголу вопрос. Если у вопроса на конце мягкого знака нет, то нет его и у глагола, значит пиши — ТСЯ. Если у вопроса на конце есть мягкий знак, то пиши его и у глагола — ТЬСЯ. Приведи ещё 2 примера.
Делай так:
Что делать? Что делает?
кататься катается
радоваться радуется
улыбаться улыбается.
Литература:
- Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Развитие и коррекция грамотности»
Основные термины (генерируются автоматически): слово, ошибка, мягкий знак, предложение, предлог, глагол, неправильное написание, правило, учитель, порядковый номер.
РАБО́ТА, -ы, ж. 1. Действие по знач. глаг. работать; деятельность, занятие, труд. Физическая работа. Умственная работа. Научная работа. Работа двигателя. Работа мысли.
Все значения слова «работа»
ОШИ́БКА, -и, род. мн. —бок, дат. —бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка.
Все значения слова «ошибка»
-
– Делай работу над ошибками, тогда вместо нуля получится трояк.
-
Вы проанализировали, что же пошло не так, повозились с планом, сделали работу над ошибками, забыли про разочарование и попробовали ещё раз… и опять провалились.
-
И вообще, если ты правильно выполнил работу над ошибками, мироздание непременно это оценит.
- (все предложения)
- ошибка
- (ещё ассоциации…)
- новая работа
- работа мозга
- место работы
- работа продолжалась
- выполнять свою работу
- (полная таблица сочетаемости…)
- большая ошибка
- ошибки прошлого
- исправление ошибок
- ошибка вышла
- совершать ошибку
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «работа»
- Разбор по составу слова «ошибка»
- Как правильно пишется слово «работа»
- Как правильно пишется слово «ошибка»
исправление
ср.
1) процесс действия по гл. исправлять, исправляться 1) 2) Результат такого действия; уточнение, дополнение, исправляющее что-либо; поправка.
исправление
-я; ср.
1) к исправить — исправлять и исправиться — исправляться.
Сделать исправление ошибок.
Исправление трудного подростка.
Исправление оценки.
2) Изменение, дополнение, исправляющее что-л.; поправка.
Внести в рукопись исправления.
Исправления к статье.
В тексте мало исправлений.
работа
I ж.
1) процесс действия по гл. работать
2) Результат такого действия; то, чем кто-либо занят; занятие.
отт. Круг занятий, обязанностей.
отт. Вид труда, деятельности.
3) Место, где кто-либо работает, служит.
4) Занятие, дело, служба как источник заработка.
5) То, что сделано, изготовлено, создано; готовая продукция.
отт. Литературное произведение на научную тему.
6.
Качество или способ изготовления.
II ж.
Одна из важнейших физических величин, количественно характеризующая преобразования какой-либо одной формы энергии в другую (в физике).
работа
-ы; ж.
см. тж. работка, работёнка, работёшка, работный, рабочий
1) только ед. к работать
Бесперебойная работа двигателя.
Работа памяти, мысли.
Продолжительность работы мотора.
Работа сердца.
Садиться, приниматься за работу (начинать работать)
Работа кипит, спорится.
Не могу оторваться от работы.
Я его застал за работой.
Наладить работу.
Работа на кухне, по дому, по хозяйству занимает много времени.
Работа над рукописью.
2)
а) обычно с опр. Вид деятельности, труда; круг занятий, обязанностей.
Умственная, физическая работа.
Общественная работа.
Научная работа.
Воспитательная, педагогическая работа.
Работа по специальности.
б) расш. О какой-л. форме принудительного труда как средстве наказания.
Исправительно-трудовые работы.
Каторжные работы.
3) только мн.: работы, -бот. обычно с опр. Производственная деятельность по созданию, обработке и т.п. чего-л.
Сельскохозяйственные работа.
Строительные работа.
Ремонтные работа.
* Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк (Пушкин)
4)
а) Труд, занятие, как источник заработка; служба.
Постоянная, временная работа.
Сдельная, подённая работа.
Поступить, устроиться на работу.
Снять, уволить с работы.
Выйти на работу после болезни, отпуска.
б) отт. Место службы.
Идти на работу.
Возвращаться с работы.
Проводить кого-л. до работы.
5) То, над чем работают, что подлежит обработке, находится в процессе изготовления.
Брать работу на дом.
Раздать всем работу.
6) Продукт труда, готовое изделие, произведение.
Печатные работы.
Выставка работ известного художника.
Сдать работу в срок.
Работы по математике, биологии.
7) с опр. Качество, способ, манера исполнения, изготовления.
Часы старинной работы.
Вещь итальянской работы.
Тонкая, грубая, топорная работа.
Прекрасное кружево, какая работа!
физ. Процесс превращения одного вида энергии в другой.
Единица работы (= джоуль)
— работа горит в руках
— брать в работу кого
— чья работа?
— моя работа
ошибка
1) процесс действия по гл. ошибаться
2) Результат такого действия; неправильность в действиях, поступках, суждениях, мыслях.
отт. Отклонение от правильного употребления языковых единиц и форм.
отт. Погрешность в написании слова.
3) То, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания.
ошибка
-и; мн. род. — -бок, дат. — -бкам; ж.
см. тж. по ошибке, ошибочка
1) Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании.
Ошибка в вычислении.
Орфографическая, грамматическая, фактическая ошибка.
Писать без ошибок.
Сделать, допустить в диктанте пять ошибок.
Грубейшая ошибка.
2) Неправильное действие, ошибочный поступок.
Ошибка судьбы.
Совершил в жизни немало ошибок.
Исправить ошибку уже невозможно.
Считать награждение ошибкой.
Буквы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Программная работа над ошибками», 8 букв (первая — з, последняя — а):
заплатка
(ЗАПЛАТКА) 👍 0 👎 0
Другие определения (вопросы) к слову «заплатка» (32)
- Кусочек ткани, закрывающий прореху в одежде
- Последствие для брюк после штурма заборов
- Ее ставят на место крупной дырки на одежде
- Имплантант из тряпки для шмотки
- Кусочек ткани для ремонта одежды
- Аксессуар хипповых джинсов
- Маскировщица прорехи
- Лоскут, прикрывший дырку
- Стильный атрибут хиповых джинсов
- Лоскуток на прорехе
- Кусок ткани, закрывающий дырку
- Прореху скрыла
- Кусок ткани для ремонта одежды
- Ткань, пришитая на дырку
- Нашивка на прореху
- Тканевая накладка, спрятавшая прореху
- Аппликация из ткани, пришитая на дырку в одежде
- Нашивка на прорехе
- Заплата, кусок ткани, нашиваемый на разорванное место для починки
- Нашивка на дырке
- Отрезок ткани для ремонта одежды
- Кусок материала на разорванное место
- Стильный атрибут современной одежды
- Кусок ткани на дырке
- Лоскут для починки
- Пришита сверху дырки
- Фрагмент ткани, нашитый на дырку в одежде
- Нашлёпка на дырке
- Дыра, нашивка
- Кусок ткани, которым заделывают дыру на одежде
- Шиномонтаж, материал
- Красуется на месте дырки
- уменьш.-ласк. (уменьшительно-ласкательное) к заплата
заплата
- кусок ткани, нашиваемый на прорванное место ◆ Она всегда была аккуратно и чисто одета, даже заплаты на ее платье были тщательно пришиты и выстираны. Гайто Газданов, «Ночные дороги», 1939 г.
- то, что используется для починки чего-либо ◆ В следующее воскресенье он снова занял позицию возле гаража и, шаркая напильником, положил заплату на автомобильную камеру. В. М. Кожевников, «Щит и меч», 1968 г.
- комп. жарг. (Компьютерный жаргон) программное дополнение, создаваемое для исправления найденных дефектов в программном обеспечении ◆ Microsoft, кстати, очень быстро выпускает «заплаты» для обнаруженных прорех. Андрей Анненков, «Ни Бог, ни царь, ни сисадмин», 2002 г. // «Известия»
Определение 1
ЗАПЛА́ТКА,
-и, родительный падеж множественного числа —ток, дательный падеж —ткам, женский род
Уменьшительное к заплата; то же, что заплата.
Заплатка на воротничке. ◆ Бешмет [Казбича] всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. Лермонтов, Бэла.
Определение 2
ЗАПЛА́ТА,
-ы, женский род
Кусок какого-либо материала, которым заделываются дыры, прорехи на одежде и различных предметах.
Пальто в заплатах. Поставить заплату. ◆ [Матрена] ставила самовар, не раз искалеченный в пылу драк и весь покрытый заплатами из олова. М. Горький, Супруги Орловы.
Заплата
Запла́та, или запла́тка, или ла́тка — кусок ткани, или кожи, или полимера, нашиваемый или приклеиваемый на прорванное место одежды, или обуви, или на какое-либо изделие для починки.
При ремонте одежды, при большом повреждении участка ткани, когда заштопать нет возможности, ставят заплатку.
Заплатки существуют различных видов: клеевые, термоклеевые, нашитые, «внутренние» (то есть пришитые с обратной стороны). Исторически при дорогой цене на текстиль и кожу заплатки служили средствами, продлевающими время «жизни» одежды или обуви.
Развитие дизайна привело к тому, что заплатки стали отличительными элементами одежды, а не средствами для починки. Например, известные бренды-производители предлагают новые джинсы, изготовленные непосредственно ими, с заплатками.
В технике достаточно часто используются полимерные заплатки, которые приклеивают. Например, полимерные заплатки используют для ремонта надувной камеры велосипеда или для ремонта противопролежневого матраса.
Показать дальше
Наверх ↑
Словарь синонимов | Ассоциации | Словарь антонимов | Толковый словарь | Фонетический разбор слова онлайн | Составить слова из заданных букв
Что искали другие
- Крылатый снайпер любви
- Черта характера героя
- Устойчивое выражение
- Жуир, гуляка
- Обогреватель с теплообменником и решетками вверху
Случайное
- Звериная личина Анубиса
- Преподаватель в аэроклубе
- Добрая фея у персов
- Храм в Афинах
- Петля на поводке
- Поиск занял 0.013 сек. Вспомните, как часто вы ищете ответы? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать их, а также синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.