Как перестать бояться делать ошибки на работе

Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка — это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи — это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.

Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?

1. Неадекватные, завышенные требования к себе

Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник — середины нет. Быть гением — значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.

Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.

2. Недооценка своих возможностей

Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность — это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.

Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала — до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А  пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача — максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.

3. Преувеличение сложности задачи

У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого — составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное — как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров — вполне реальным.

Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель — это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги — записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.

4. Самозапугивание

Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.

Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского — «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.

Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач

1. Изменить отношение к ошибкам

Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».

2. Заменить слова

В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь — замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка — твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.

3. Перестать избегать

Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать — того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.

Резюме

В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.

Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.

1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное — делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.

2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.

3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.

4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».

5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».

6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».

Упражнения можно выполнять в любом порядке — в зависимости от ситуации и от вашего настроения.

От редакции

Мотивационный коуч Давид Ларош делит уверенность в себе на три типа. Какие приемы подойдут для прокачки каждого из них, читайте в статье: https://psy.systems/post/tri-tipa-uverennosti-v-sebe

А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» — и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях? Что же стоит за таким самосаботажем и как победить страх успеха? Читайте Ольгу Юрковскую — http://psy.systems/post/strax-uspexa.

Известные американские психологи Эллиот Аронсон и Кэрол Теврис написали полезную книгу «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия», чтобы разобраться в причинах наших самооправданий и в том, какой ущерб они причиняют и нам, и окружающим: https://psy.systems/post/elliot-aronson-kerol-tevris-oshibki-kotorye-byli-dopuscheny.

Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка — это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи — это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.

Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?

1. Неадекватные, завышенные требования к себе

Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник — середины нет. Быть гением — значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.

Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.

2. Недооценка своих возможностей

Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность — это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.

Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала — до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А  пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача — максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.

3. Преувеличение сложности задачи

У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого — составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное — как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров — вполне реальным.

Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель — это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги — записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.

4. Самозапугивание

Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.

Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского — «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.

Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач

1. Изменить отношение к ошибкам

Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».

2. Заменить слова

В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь — замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка — твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.

3. Перестать избегать

Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать — того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.

Резюме

В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.

Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.

1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное — делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.

2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.

3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.

4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».

5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».

6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».

Упражнения можно выполнять в любом порядке — в зависимости от ситуации и от вашего настроения.

От редакции

Мотивационный коуч Давид Ларош делит уверенность в себе на три типа. Какие приемы подойдут для прокачки каждого из них, читайте в статье: https://psy.systems/post/tri-tipa-uverennosti-v-sebe

А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» — и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях? Что же стоит за таким самосаботажем и как победить страх успеха? Читайте Ольгу Юрковскую — http://psy.systems/post/strax-uspexa.

Известные американские психологи Эллиот Аронсон и Кэрол Теврис написали полезную книгу «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия», чтобы разобраться в причинах наших самооправданий и в том, какой ущерб они причиняют и нам, и окружающим: https://psy.systems/post/elliot-aronson-kerol-tevris-oshibki-kotorye-byli-dopuscheny.

foto19302-1С малых лет детям необходима похвала и положительная оценка.

Важно, чтобы окружающие соответствующе оценивали его поступки.

Часто дети бывают грубыми, не одобряют свои поступки – они не знают, что это чревато развитием атихифобии. Что же это такое?

Содержание

  • Определение понятия
  • Место фобии в психологии и психиатрии
  • Формы болезни
  • Причины развития
  • Предрасположенность
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Как побороть страх самостоятельно?
  • Когда требуется помощь профессионала?
  • Профилактика развития и обострений
  • Последствия и прогноз
  • Полезное видео
  • Заключение

Определение понятия

Атихифобия переводится с латинского языка как «новый» и «боязнь». Страх нового – результат заниженной самооценки человека, его нерешительности. Это патологический страх перед ошибками. Он возникает при взаимодействии с обществом.

Простыми словами – это страх перед неудачами, то есть человек боится ошибиться. Он уверен, что у него ничего не получится. Он может даже не начинать дело.

Место фобии в психологии и психиатрии

В психологии и психиатрии изучению проблемы отводится целый раздел. Специалисты знают, что эта проблема встречается у многих людей, поэтому важно выработать эффективные методики по оказанию помощи.

foto19302-5Психотерапевты считают атихифобию серьезным отклонением, ведь страх у человека настолько мощный, что личность больше не желает развиваться, она становится пассивной.

К нормальной жизни человек уже не способен – он всегда нервничает, переживает, не может найти себе места.

Из-за психологических проблем он не может найти работу, не стремится к карьерному росту, впадает в депрессию. Это все усуглубляет и течение заболевания.

Похожих непосредственно на боязнь провала патологий нет. Но есть состояния, которые возникают вследствие отсутствия лечения атихифобии, такие, как неуверенность в себе, депрессия и даже склонность причинять вред самому себе.

Формы болезни

Прежде, чем начинать искать способы преодоления боязни, нужно рассмотреть ее формы. Есть несколько проявлений болезни:

  • Самоизоляция. Человек не берется ни за какие дела, не стремится к саморазвитию. У него присутствует боязнь отказа в личной жизни. Он замыкается в себе, не контактирует с людьми.
  • Самосаботаж. Если индивид возьмется за какое-либо дело, он его не закончит или сдаст не вовремя. Это состояние, при котором человек сам создает себе препятствия на пути выполнения работы.
  • Перфекционизм. Человек старается быть лучшим не во всех начинаниях, а лишь в тех, которые у него хорошо получаются. Он концентрируется на том, в чем потерпит неудачу.
  • Самобичевание. Человек уверяет себя в том, что он ничего не умеет, у него недостаточно знаний и нет талантов.

На ранней стадии болезни у человека снижается самооценка, он не верит в себя, винит себя за каждую мелочь. Для средней и тяжелой степени характерны отказ от посещения различных мероприятий, изоляция от людей (даже знакомых), сужение круга общения, боязнь начинания даже легкой и знакомой работы.

Причины развития

foto19302-4Причин появления страха неудачи много. Наиболее распространенная – отрицательный опыт в прошлом. Часто человек делает умозаключение на основании одного случая.

Такие люди уверены, что если они совершили ошибку один раз, то неудача будет их сопровождать до конца жизни. Этот стереотип не позволяет им развиваться, двигаясь вперед.

Одна из причин страха неудачи – оценка деятельности человека по конечным итогам. Он не берет во внимание личностные качества, особенности. Индивид навешивает клеймо и не разбирается в ситуации, не оценивает собственные таланты и причины неправильного действия.

Основные причины атихифобии:

  • негативная реакция родителей (и других родственников) на неудачи детей;
  • выслушивание оскорблений и насмешек в свою сторону (в школе, на улице и т.д.);
  • навязывание социальных страхов обществом, когда человеку твердят, что он должен быть лучше других.

Предрасположенность

В большинстве случаев атихифобия берет свое начало из детства, когда ребенок еще зависит от мамы и папы. Если детские ошибки сопровождаются критикой взрослых, дети начинают чувствовать себя немощными, беспомощными.

Когда на детей кричат, вся негативная энергия откладывается в подсознании, и у них «записываются» установки «я ничего не умею», «я не смогу» и т.д. Эти установки с детства заставляют уже взрослых людей паниковать.

foto19302-2Провоцирует фобию и чрезмерная опека. Если мама с папой делали все дела за ребенка, опекали его, у чада сформируется установка, что он ничего не сможет сделать, что другие выполнят лучше.

То есть, к атихифобии предрасположены больше дети. Но когда они вырастают, этот негатив остается у них в сознании.

Атихифобия возникает у людей, не замечающих прекрасного и не умеющих его ценить. Также этим синдромом страдают мнительные люди, воспринимающие любую информацию близко к сердцу.

Опасность этой фобии в том, что она подкрадывается незаметно. Сначала человек просто решает отложить дело, потом снова и снова. Он не подозревает, что теряет способность преодолевать трудности.

Симптомы

Негативные эмоциональные реакции проявляются при ситуации, требующей конкретных решений или действий от человека. К ним относятся:

  • неуверенность в дальнейших действиях;
  • беспокойство;
  • чувство вины;
  • самокопание;
  • угнетенность и постоянное прокручивание в голове психотравмирующих событий.

Симптомы, сопровождающие атихифобию, могут быть не только психологическими, но и соматическими:
foto19302-3

  • повышенное потоотделение;
  • дрожь;
  • побледнение кожи;
  • перебои в работе сердца;
  • нарушенное дыхание;
  • тошнота.

При таком состоянии у человека меняется восприятие температурного режима: когда на улице холодно – ему жарко, и наоборот.

У детей фобия проявляется в виде заниженной самооценки. Например, когда родители требуют от ребенка лучших результатов во всем (в школе, спорте и различных секциях), его сопровождает постоянное напряжение.

К тому же, если они не поощряют чадо за успехи, а за неудачи ругают, представление о достижениях у него будет искаженным. Он осознает, что не способен к достижению успеха.

Когда над ребенком насмехаются в садике или в школе, это сказывается на его психике, и в дальнейшем у него развивается страх неудач.

Взрослые, страдающие атихифобией, всегда тревожны, они волнуются перед любым событием. Если их просят выполнить какую-либо работу, кроме тревожных чувств их сопровождают учащенное биение сердце, жжение в животе, побледнение кожи. У таких людей трусятся руки, учащается пульс. Например, перед собеседованием у человека нарушен сон, могут возникнуть панические атаки.

Диагностика

Если человек заметил у себя симптомы этой болезни, первое, что нужно сделать – посетить специалиста. Он соберет анамнез и проведет осмотр: задаст вопросы о симптоматике, расспросит о переживаниях и пр. Психотерапевт распознает атихифобию, ее стадию и даст рекомендации по избавлению от страха.

Как побороть страх самостоятельно?

Человек может сразу не обращаться за помощью к специалисту, а попытаться справиться с проблемой самостоятельно. Психологи советуют следующее:

  • Провести самоанализ – вспомнить, какая неудача сказалась на развитии страха. Необходимо вспомнить каждое обстоятельство – полный анализ выявит, что человек не виноват в поражении, а причина этого – обстоятельства, не зависящие от него.
  • Узнавать информацию о предстоящем деле. Варианты развития, прогнозы и риски позволят оценить реальную картину и выбрать более подходящий вариант.
  • Научиться говорить «нет». Если после проведенного анализа выяснится, что дело провальное, нужно сразу отказаться от него. Не нужно пытаться его спасти.
  • Настраиваться психологически. Нужно убедить себя, что неудача – дело не очень хорошее, но жизнь на этом не заканчивается. Не нужно сразу опускать голову.

Часто этих советов хватает. Но если не получилось справиться с проблемой, нужно обратиться к профессионалу.

foto19302-6В первую очередь, человеку необходимо признать, что проблема у него есть. За собственную жизнь каждый должен отвечать самостоятельно. Так человек получит не то, что заслуживает, а то, чего он достиг сам.

Чтобы побороть атихифобию, нужно думать позитивно. Не менее важно расслабиться – так паника быстрее пройдет, а в будущем человека не будет мучить страх провала.

Когда требуется помощь профессионала?

Если человек не может самостоятельно справиться с проблемой, необходимо обратиться к специалисту. На начальной стадии профессионал назначит индивидуальную психотерапию, направленную на анализ воспоминаний из детства.

Отношение атихифоба к собственным страхам позволит выявить индивидуальная беседа с психотерапевтом. В этом случае применяется метод моделирования – создание ситуации, которая вызывает нерешительность, и просьба описать ощущения с начала ситуации и до ее конца.

Также эффективна групповая терапия. Работая в группе, человек понимает, что он не один, что есть и  другие люди, страдающие фобией. Пациенты поддерживают друг друга и вместе находят выход из ситуации.

Часто таким пациентам психиатры, помимо психотерапии, назначают поддерживающую терапию (противотревожные и успокаивающие препараты).

Профилактика развития и обострений

Профилактика предполагает, что человек избавится от неуверенности в себе и от зависимости от мнения других. Чтобы не «подхватить» фобию, нужно научиться себя любить и ценить, принимать таким, какой есть. Нужно изучить собственные сильные и слабые стороны, таланты. Человек не должен соответствовать ожиданиям окружающих, у него должна быть собственная концепция своего «Я».

Последствия и прогноз

У детей атихифобия негативно сказывается на обучении, вызывая у обучающихся трудности. Страх неудач отрицательно сказывается на жизни индивида. Он не хочет саморазвиваться, заниматься профессиональной деятельностью, налаживать связь с другими.

Полезное видео

О понятии, симптомах и признаках атихифобии рассказывается в видео:

Заключение

Таким образом, атихифобия – явление распространенное. Чтобы справиться с этим страхом, нужно не так много усилий, как человеку кажется. Главное – проанализировать ситуацию и смириться с тем, что идеальных людей нет, а неудачи преследуют каждого. Так проблема совершить ошибку постепенно уйдет.

yspravyt-oshybky.jpg»>исправить ошибки

Допустить ошибку на работе может кто угодно. Однако то, как эта ошибка повлияет на вас и вашу работу, будет зависеть от последующих действий. Главное, подойти к вопросу конструктивно и без лишних эмоций – страх и неуверенность в себе только усугубят ситуацию. Так что как только вы поняли, что допустили ошибку – проанализируйте ее и начинайте действовать. Предлагаем 5 простых шагов, чтобы ваш промах нанес минимальный ущерб вашей репутации и карьере.

1. Сразу признайте свою ошибку

Если вы сделали ошибку, которая скажется на работе других людей или компании в целом, не пытайтесь скрыть ее. Кроме того, скорее всего, вам не удастся исправить ее в одиночку. Так что не давайте большой проблеме стать еще больше. Как бы не было трудно, лучше сразу рассказать о возникшей проблеме своему руководителю. Обстоятельно объясните причины, почему она возникла. Кроме того, извинитесь перед сотрудниками, которых ваша ошибка может непосредственно коснуться. Хоть ваш рабочий промах никак не связан с личными отношениями, однако ваша искренность покажет, что вам не все равно. Это поможет сохранить авторитет в коллективе.

2. Предложите решение

Приходите к руководителю не в панике и отчаянии, а с готовым вариантом, как поправить вашу ошибку. Это позволит значительно смягчить удар по вашей репутации. «Сегодня, чтобы считаться ценным сотрудником, вы не должны представлять руководителю проблемы – давайте готовые решения. Почему? Потому что у самих руководителей много проблем, которые им приходится решать, поэтому вас и наняли. Так что не становитесь частью проблем, будьте генератором решений», – считает эксперт журнала Forbes Лиза Кваст.

Не становитесь частью проблем, будьте генератором решений.

Продумайте несколько вариантов, как поправить ситуацию и изложите самый удачный. Представьте боссу аргументы, почему этот вариант самый лучший, но будьте готовы сразу предложить другие опции. Также продумайте ответы на вопросы, которые могут у него возникнут. Покажите свою решимость исправить свою ошибку быстро и эффективно.

3. Пожертвуйте личным временем ради решения проблемы

Постарайтесь поработать над исправлением вашего промаха в свободное от работы время – придите пораньше, задержитесь на работе, не пойдите на обед. Продемонстрируйте таким образом, что вы готовы как можно быстрее исправить ситуацию с минимальным ущербом для компании.

www.drawnfrommybrain.com

www.drawnfrommybrain.com

4. Не корите себя и сделайте выводы

Этот совет может показаться банальным, однако это важная психологическая часть: от того, как вы воспримите свою неудачу, во многом будут зависеть ваши следующие шаги.

Как только вы проанализируете ситуацию, сделаете выводы и исправите ошибку – оставьте ее в прошлом и двигайтесь дальше.

Тщательно проанализируйте, какие выводы можно сделать из этой ситуации. Если вы не успели что-то сделать, подумайте, где именно вы просчитались со времени; если пытались что-то сделать, но результат разочаровал вас, подумайте, какие шаги были неправильные, каких знаний и умений вам не хватило. Как только вы проанализируете ситуацию, сделаете выводы и исправите ошибку – оставьте ее в прошлом и двигайтесь дальше.

5. Проявляйте больше инициативы

После того, как вы исправили свою ошибку, постарайтесь проявлять на работе немного больше инициативы и быть более активным. Во-первых, это будет способствовать восстановлению доверия руководителя, ведь он будет видеть новые положительные результаты вашей работы и быстрее забудет про ошибку. Во-вторых, это поможет и вам – успехи позволят вам быстрее забыть о своем промахе и не дадут страху поражения затормозить вашу карьеру.

rabota.ua

«Бояться глупо» — знаменитая фраза из фильма «Достучаться до небес» не имеет подтверждения статистикой. Например, в США 75% компаний закрываются в первые 10 лет, одна из причин, по словам экспертов, — боязнь неудачи владельцев бизнеса.

Недавний опрос работающих жителей России также показал, что страх ошибок вгоняет людей в стресс и вызывает стойкую неприязнь к работе. Эту тему мы решили подробнее разобрать с руководителем центра позитивной психологии «Фонарь» Вадимом Самылиным.

Страх — это врожденная эмоция

Страх — нормальная, типичная для человека эмоция. В повседневной жизни работает как функция самосохранения и, после тревоги, это единственное, что позволяет нам выживать, разрабатывать технологические решения и расширять круг знакомств. 

Источник этой эмоции — базовая потребность человека в безопасности. Следовательно, риск возникновения препятствий реализации этой потребности — есть угроза, ну а ошибка — главный «кирпичик». Чем кирпичиков больше, тем больше человек чувствует себя нереализованным, несостоявшимся, что приводит к социальной изоляции.

Вы наверняка встречали среди своих коллег или знакомых тех, кого снисходительно называют «тихоня». Человек не проявляет инициативы, не высказывает идей, не испытывает идентичности с компанией и командой, не участвует в корпоративных движах и, кажется, что все его устраивает. В большинстве случаев такие персонажи просто боятся показаться неуместными, неумными, непрофессиональными. Но бороться с этим можно и нужно.

Как самостоятельно побороть страх ошибок

Дайте себе право на ошибку

Совет психолога: любая ошибка — опыт, ступенька для роста. А для того чтобы прыгнуть, надо присесть. Нельзя знать все и сразу, поэтому не будьте строги к собственным промахам, учитесь! Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу.

Совет управленца: когда в «Инфомаксимум» появился отдел PR мы поставили цель нанять универсалов. Продвижение высокоинтеллектуальных IT-решений — задача непростая, а в период масштабирования нам нужно было параллельно перекрывать направление HR, работать над формированием внутренней политики компании. Поэтому два человека с опытом в смежных с PR отраслях начали работу с нуля. 

Боялись? Да. Первое время согласовывали каждый шаг, каждую запятую и созвон с редакциями. Ошибались? Да. Огромный поток информации о продуктах, который надо переварить, планерки, совещания, работа с командой и внешние коммуникации.

Ошибки были некритичные, но вводили сотрудников в ступор. Тут очень важна поддержка управленцев, которые в начале своей карьеры тоже оступались и нарабатывали профессиональную мудрость и хватку. 

Что помогло: деликатный разбор ошибок в формате обмена опытом. Помощь в построении модели продвижения, составлении плана. Кроме того, важно хвалить за успехи. Это мотивирует. Сейчас отдел работает в штатном режиме, инициирует благотворительные акции, внутрикорпоративный движ, работу со СМИ и сотрудничество с вузами.

Не делайте то, что не умеете

Совет психолога: знание своих границ компетенций — важная штука в формировании здравого отношения к ошибкам и их принятию. Иными словами, не берите на себя слишком много, если не хватает знаний. 

Умейте сказать, что не готовы, и вам требуется помощь. Или сначала прокачивайте скилл, а потом показывайте класс. Начинайте с решения новых, но легких задач, это важно для позитивного опыта. Составляйте план и двигайтесь к намеченной цели поэтапно.

Совет управленца: мы не рождаемся с базой знаний, поэтому не стоит бояться ошибиться. Мне кажется, я родился программистом. Первый рабочий код написал еще в школе, а вот быть управленцем, стратегом, бизнесменом пришлось учиться. Перед тем как получилось вывести на рынок коммерчески успешный продукт, было три менее удачных проекта, которые пришлось закрыть. Все из-за недостатка знаний и опыта. 

Здесь главное не опускать руки и быть готовыми пополнять базу своих знаний ежедневно, ежечасно. Запомните простую формулу: ошибка = опыт = ступенька вверх. 

Знайте врага в лицо

Совет психолога: поиграйте в писателя, ученого, исследователя. Возьмите лист бумаги, напишите все, что касается вашей ошибки. Как случилась, при каких обстоятельствах, что ей предшествовало? После этого проанализируйте написанное и попробуйте структурировать.

Это необходимо для того, чтобы научиться разбирать критические ситуации, мыслить практично и избегать повторения сценария. 

Совет управленца: признавать свои ошибки — сложно. Но важно. Каждый закрытый IT-проект — для меня урок. Помню, как создали и выпустили систему планирования проектов, казалось, что она выстрелит и всем нужна. Вроде бы и книжки про Customer Development уже были, но вера в себя в тот момент была сильнее здравого смысла. Проект пришлось закрыть. Мы недооценили конкурентов, поздно занялись продвижением и маркетингом. В последующем учли свои же «косяки» и к следующему релизу были во всеоружии, что позволило выйти из тени и завоевать свою аудиторию. 

Работайте с самооценкой

Совет психолога: это про самоэффективность и доверие себе. Как только примете себя со всеми достоинствами и недостатками, будет в разы проще делать что-то новое. Вы же не можете повлиять на то, что у вас размер ноги 45, а хотелось бы 38. Поэтому, если вам что-то не по силам сейчас, меняйтесь и учитесь. Но в случае, если шаг к новому воспринимается как насилие над личностью, успокойтесь и делайте то, что умеете. Слышали же истории, что мама и папа заставили поступить на математический, а ребенок оказался гениальным артистом? Так это и работает, примите себя.

Совет управленца: у нас был момент, когда были открыты сразу несколько вакансий: тестировщик, PHP-разработчик и помощник проектного менеджера. Пришла совсем юная девушка на собеседование и, удивительно, подходит на все вакантные места по комплексу знаний и умений. А главное, сама не могла ответить на вопрос: каково ее призвание?

Для любого работодателя человек-оркестр — ценный кадр, который сможет перехватить направления в случае крайней необходимости, но для меня было важным создать комфортные условия. Чтобы человек мог развиваться в конкретном направлении и стать асом. Поэтому мы протестировали знания и рекомендовали пойти в помощники проектного менеджера. Девушка прислушалась, обучилась азам, сейчас успешно работает и, главное, ей нравится. Но если вас некому направить, подумайте сами, в какой области вы в большей степени сможете проявить себя?

Откажитесь от «синдрома Бога»

Совет психолога: понимание того, что окружающий мир — совсем не такой, каким мы его представляем, поможет ориентироваться в его неопределенности и более здраво понимать, что «карта не есть территория» (А. Коржибски).

Случиться может все что угодно, независимо от ваших ожиданий, действий или противодействий. Даже если был план, мало ли что его может нарушить. Этот факт надо просто принять.

Совет управленца: на практике это работает так — приезжаете на встречу подготовленный, теоретически отработали все возможные возражения, отрепетировали речь, даже галстук в цвет костюму подобрали. А встречу отменили, новую не назначили. Что делать? Принять факт, быть терпеливее, свыкнуться с мыслью, что в жизни бывают обстоятельства, которые нельзя спланировать. Как отмену рейса по погодным условиям или поломку машины по пути на ЖД-вокзал. 

Просите помощи

Совет психолога: у коллег, друзей, специалистов в области, где работаете. За спрос денег не берут, это во-первых. А за рвение выучить материал и прокачать скиллы еще и похвалят.

Совет управленца: преодолеть порог смущения и подойти с вопросом иногда действительно непросто. Поэтому в «Инфомаксимум» отработана система наставничества. Она подразумевает плавное вхождение в команду. Ментор есть у всех, кто только переступил порог офиса. Зачем? Для вопросов, не только по «внутренней кухне», но и о профессиональной деятельности. У нас есть база знаний в Confluence, где вся информация о продуктах, конкурентах, исследования рынка. И все члены команды открыты к общению, иначе нельзя. Поэтому советую не стесняться, ведь специалистом становится тот, кто учится.

Кроме того, не стоит игнорировать онлайн-тренинги и общение с профессионалами в той сфере, где вы хотите развиваться или уже работаете. Общение мотивирует и снимает блоки. А если страх ошибок мешает не только развиваться в профессиональной сфере, но и снижает качество повседневной жизни, лучше обратиться к психологу. 

Как получить максимум

  1. Бояться ошибок — нормально, научитесь не ругать себя за ошибки и принимать их как ступеньку к успеху.
  2. Выбирайте дело по душе! История знает много примеров, когда люди бросали хорошую работу за большие деньги ради разведения коров, например. Поэтому выберите направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.
  3. Объективно оценивайте свои возможности. Это как с историей про велосипед — не умеете? Учитесь. И нет гарантии, что в процессе удастся избежать обидных падений. Чтобы развиваться, надо понимать, каких еще навыков не хватает для достижения профессионального счастья.
  4. Фиксируйте ошибки и разбирайте. Заведите дневник, блог, пишите и ищите ответы на вопросы: что стало причиной неудачи? Если их было несколько, что объединяло? А потом исключайте каждый фактор и будьте терпеливыми.
  5. Примите себя, уважайте свои знания и умения. В IT, медицине, педагогике и других профессиях надо постоянно держать руку на пульсе и учиться. Нельзя знать все и всегда. Не принижайте свои, уже имеющиеся скиллы, они — база для роста.
  6. Не стесняйтесь просить помощи. Адекватных и готовых делиться знаниями людей больше, чем тех, кто проигнорирует просьбу. Общайтесь с профессионалами в сети, ищите тематические паблики, будьте смелее.
  7. Помните, что бывают ситуации, которые от вас не зависят. Если вы сделали все со своей стороны, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы, не паникуйте. Это ничего не изменит. На будущее имейте план «Б».

И никогда не сдавайтесь. Удача любит смелых.

Директор по продукту EdMarket Марина Литвинова поделилась своим опытом и рассказала, как перестать бояться ошибок и критики.

Перемены, неуверенность, ошибки, критика иногда воспринимаются людьми как четыре всадника Апокалипсиса, а на самом деле это просто четыре спутника Lifelong learning. Развиваясь, мы сталкиваемся с переменами, что вызывает неуверенность, что приводит к ошибкам и получению обратной связи, иногда в формате критики.

Все сталкиваются с боязнью изменений, ошибок и критики. Кого-то эти факторы тормозят в развитии, а кого-то доводят до состояния выгорания. Но то, что вы нервничаете в состоянии неопределенности, стараетесь избежать ошибок и сгибаетесь под обстрелом обратной связи, совершенно нормально.

Перемены и неуверенность

Ситуация неопределенности может возникнуть и в обучении, и справиться с ней помогает привычка задавать вопросы и уточнять. Человеческий мозг устроен так, что нешаблонные ситуации и действия заставляют его вырабатывать новые алгоритмы поведения. На это уходит больше энергии, чем на действия по привычной схеме, и мозг сопротивляется.

Простой пример. Компании часто сталкиваются с сопротивлением сотрудников переменам. Сопротивление могут вызвать и новый документооборот, и изменения в дресс-коде или правилах общения с клиентами, и новые требования к учету рабочего времени, и новые принципы корпоративной этики, и новые функциональные обязанности. Грамотные специалисты по обучению понимают, что в случае изменений сначала надо помочь людям принять их, а только потом учить тому, как работать в новых условиях. Иначе можно ожидать бунт или саботаж нововведения.

Ситуация неопределенности возникает и если человек попадает в окружение, где действуют правила, отличные от тех, по которым он жил ранее. Например, на предыдущей работе было принято обращаться на «вы», а на новой — на «ты», и человеку очень непросто переключиться.

В EdMarket мы поощряем студентов задавать вопросы, во время занятий и после них, в учебных чатах, где есть другие ученики. Для вопросов студентов наша команда сопровождения онлайн-курса найдет время. За «глупые» вопросы вас не будут ругать или высмеивать. За каверзные вопросы преподаватели не будут занижать оценку. Честный учитель всегда признается в том, что он знает и чего не знает, если нужно возьмет паузу чтобы ответить на ваш вопрос, а не будет менторским видом прикрывать белые пятна на своей «карте мира». Ученик больше не пассивный слушатель, а активный участник учебного процесса. Чтобы принять эти новые правила, многим нужно время.

Если вы находитесь в состоянии ученика, который хочет услышать единственно правильную точку зрения, вам может быть сложно учиться. Мир стал шире и многограннее, чем наш опыт школьного обучения, и свою картину мира надо расширять. Вы можете встретить 2-3 экспертов-практиков, каждый из которых, успешно работая в своей сфере, предлагает свой взгляд на один и тот же вопрос. И современному студенту приходится развивать критическое мышление.

Как бороться со страхом перемен и неуверенностью?

Первый шаг к обретению стабильности — это разобраться, какие старые шаблоны и сценарии грозится разрушить перемена. Опознав причины страха, можно двигаться далее.

1) Начните вести дневник

Подумайте, как вы реагируете на перемены, как и в чем проявляется неуверенность, что больше всего вас пугает, были ли раньше подобные реакции и чем все закончилось. Можно проанализировать свое поведение/эмоции/переживания, попробовать вести дневник, где вы будете записывать, что делали и что чувствовали при этом.

Иногда людям больше подходит именно бумажный дневник, в котором нужно писать ручкой.

Купите для дневника красивый блокнот и носите его с собой.

2) Изучайте новое

Часто люди приходят к мысли, что перемены легче пережить, собирая информацию о новом. Таким образом люди адаптируются к новой работе, городу или стране: устраивают себе экскурсии, заводят знакомства, узнают окружающее пространство, и оно перестает быть чужим и пугающим.

Так в онлайн-курсах студенты постепенно «обживаются» в цифровой образовательной среде, учатся пользоваться платформой и чатом, практикуются в загрузке домашек, общаются с одногруппниками. Важно принять сначала сам формат и освоиться, а уже потом приступать к изучению контента.

Неуверенность в своих силах успешно «лечится» обучением, закрытием “белых пятен” на карте знаний, наработкой опыта через взаимодействие с конкретными проектами, практикой.

Ошибки и критика

Харуки Мураками писал: «Ошибки — это знаки препинания, без которых в жизни, как и в тексте, не будет смысла”.

Мы ошибаемся:

  • во время обучения
  • во время первой практики
  • в рабочих ситуациях.

И это нормально.

Бывает, что на наши курсы приходят учиться люди, которые очень боятся совершить ошибку. Например, в домашней работе. А ведь обучение — тот этап, на котором можно смело тренироваться, делая новые и новые попытки, пока не получится.

Если у вас все и всегда получается с первого раза — это очень подозрительно. Скорее всего, в этом случае либо вы выполняете работу слишком долго, либо из последних сил “выжимаете” свой ресурс, чтобы ни в коем случае не дать себе ошибиться. Либо скрываете следы допущенных ошибок и, возможно, ругаете себя за это.

Когда мы допускаем ошибки в процессе обучения (да и не только) и делаем выводы из полученного опыта, мы гораздо лучше понимаем тему или задачу и можем находить новые способы решения. В стартапе, в любой быстро развивающейся компании ценятся люди, которые умеют ошибаться, сопоставляя экономическую составляющую (цена ошибки) и экологическую (влияние ошибки на других людей и среду). Собеседуя кандидатов, рекрутеры сейчас спрашивают не только истории ваших достижений, но и истории факапов (провалов) и просят рассказать, как вы справлялись с провалами.

В EdMarket мы понимаем, что в образовательном бизнесе надо уметь делать наброски и презентации идей «в драфте», двигаться по модели MVP (минимально жизнеспособного продукта), проектировать по методу прогрессивного JPEG («в любую секунду любой проект готов на 100%, хотя проработанность может быть и на 4%»). Быстрый темп развития рынка EdTech подразумевает, что быстрее бегут те, кто делает больше тестов и совершает больше ошибок. Так нарабатывается опыт. И этому мы учим студентов.

Ошибаться тяжело, а ошибаться в статусе эксперта еще тяжелее. Меня учили делать сразу и хорошо, выполнять задания на пятерки и постоянно работать над собой. У меня, как и у многих, кто хорошо учился в школе, синдром отличницы, который постоянно приходится задвигать на задний план потому, что он ужасно мешает в работе.

Само слово «эксперт», как тяжелая шинель, падает на плечи, вынуждает каждую минуту ощущать груз ответственности за сказанное тобою. И за все ошибки, которые ты в любом случае совершишь.

Как бороться со страхом ошибки и критики

Расскажу приемы, которыми пользуюсь сама.

  • регулярно и сознательно прихожу в зоны дискомфорта (лучше я сама, чем обстоятельства)

  • просто разрешаю себе совершать ошибки, так как это важная часть опыта («волков бояться — в лес не ходить»)

  • учу себя получать удовольствие от ошибок (радуюсь от того, что полюбила в конце списков не ставить точки/запятые)

  • регулярно просматриваю обратную связь на свои занятия, а также сама прихожу спрашивать обратную связь у коллег

  • стараюсь делать выводы о том, почему та или иная неприятная ситуация или ошибка произошла и что я могу сделать, чтобы она не повторилась (если это надо действительно отработать и отпустить, забрав лишь опыт)

  • принимаю себя такой, какая я есть

  • периодически перепроверяю, а какая я есть)

А еще регулярно напоминаю себе, что пока я переживаю, что обо мне подумает другой человек, он, скорее всего, обеспокоен, что подумаю о нем я или кто-то еще.

Критика — это чаще всего обратная связь, которую нам неправильно дали или которую нам больно воспринимать. Поэтому важно учиться давать конструктивную обратную связь, хотя бы элементарно «по гамбургеру»: что понравилось, что можно улучшить, что было особенно классным.

Иногда наши студенты, продюсеры или методисты спрашивают, может ли вести эфиры и занятия эксперт с синдромом самозванца (т.е. он классный, но считает себя посредственным и очень стесняется в эфире). На своем примере могу подтвердить, что выступать можно и с синдромом самозванца. Предварительное обучение публичным выступлениям, курсы, книги, а также обязательная регулярная практика снижает степень дискомфорта от публичных выступлений и эксперт смелее выходит в эфир, а также проще относится к обратной связи.

Как работать со своей реакцией на обратную связь?

Что делать, если любую обратную связь вы воспринимаете как критику? Вот несколько советов:

  • Отделите объективную, конструктивную часть обратной связи (что конкретно порекомендовали, посоветовали, чем были недовольны, что явно указывает на зоны роста) и субъективную (эмоции, оценочные суждения, влияние опыта/принципов/мировоззрения человека, дающего обратную связь)

  • Отрефлексируйте, проанализируйте свое поведение/эмоции/переживания (какая была моя реакция, был ли объективный повод переживать, как можно было бы отреагировать в следующий раз).

Важно анализировать именно свою реакцию, так как на нее вы сможете повлиять в следующий раз. И не пускаться в критику и осуждение другой стороны.

Во время дипломирования (представления финальных работ) студенты EdMarket получают заботливую обратную связь от экспертов. Мы также учим и студентов давать правильную обратную связь, это пригодится при взаимодействии с коллегами, при работе с заказчиком и при постановке задач сотруднику или внешнему исполнителю.

Грамотная обратная связь дает рекомендации, а не критику, подчеркивая сильные стороны и зоны роста.

Хм…..

В принципе, когда ситуация благоприятна, можно использовать признание ошибок в хорошем для себя контексте: Например когда были объективные причины, то можно придти к начальнику, и с полном чувством признать что Вы ошиблись, и не намерены скрывать, так как благополучие фирмы для Вас важнее, и Вы готовы понести самое суровое наказание, и т.д. и т.п. ….. Начальникам это нравиться, но в итоге нужно вывалить что-то незначительное, типа 200 руб. что бы у него сразу отлегло от сердца. И он на радостях что Вы такие принципиальные даже в мелочи, дал бы вам отгул (особенно хорошо работает после сверхурочных).

А вот с большими косяками, а тем более регулярными, я бы не спешил докладывать.

Во первых те кто постоянно ошибаются, скоро начинают раздражать.

Во вторых когда это бухгалтер. Ошибки в цифрах бесят особо. Особенно когда в платёжках или счетах. А вообще, у хорошего бухгалтера обычно всё нормально.

Впрочем мне было легче, я был управленцем, и мои ошибки вылазили не скоро, плюс я всегда мог найти виновных, или скрыть.

В вашем же случае посоветовать мало что можно. Отмазка кто не ошибается — то ничего не делает, — может сработать один раз, может два, далее сочтут клиникой.

Когда орёт руководство — не любит ни кто, тем более когда у начальства все шансы Вас размазать. Поверьте, даже у грозных министров ноги трясутся когда их премьер «раскатывает». У Сталина некоторые в обморок падали, при чём такие железные ребята, что не нам чета.

Лучший совет — научитесь работать без ошибок, лучше уметь работать без косяков, чем уметь не слышать крики. В первом случае сделаете карьеру, во втором станете безработной.

  • Как пишется слово ошибка на англ
  • Как пересдать сзв стаж если ошибка
  • Как пишется слово ошибка или ошыбка
  • Как перекодировать кракозябры при ошибке конвертации utf 8 сз1251
  • Как пишется слово ошибка или ашибка