Как перестать делать грамматические ошибки

«Русский язык — самый сложный», — наверняка вам приходилось слышать эту фразу. В ней есть доля истины (хотя простых языков не бывает): у нас такое количество правил и исключений, что освоить все нелегко даже нам, носителям языка.

И все же это не оправдание, чтобы не изучать грамматику. Если вы пишете посты в соцсетях, письма коллегам и клиентам и даже просто сообщения друзьям — лучше делать это без ошибок или стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше.

Как развивать грамотность, если школа давно позади? В этой статье поделюсь несколькими способами, которые помогают мне.

Если вы знаете, где ошибаетесь

Кому-то с трудом дается орфография, а кто-то не дружит с пунктуацией. Если в целом уровень грамотности у вас достаточно высок, но никак не даются некоторые моменты — например, путаете о и ё после шипящих или запинаетесь о запятые на стыке союзов — сократить количество ошибок довольно просто.

Ищите подсказки в интернете. Поисковым системам постоянно задают вопросы о том, как писать то или иное слово и в чем разница между двоеточием и тире. На большинство вопросов эксперты уже написали ответы. Ищите их. Правда, не все советы одинаково полезны. Выбирайте в поисковой выдаче авторитетные ресурсы: словари или сайты, где советы дают настоящие филологи (я доверю порталу gramota.ru).

Подглядывайте в книжках. Засомневались в том, как пишется какое-то слово или оборот — поищите примеры в книгах. Я часто так делаю. Например, забыла, обособляется ли слово «например». Открываю электронную книгу (из тех, что есть под рукой), ввожу в поиске слово и смотрю, как оно написано.


Стараюсь найти в книге пример, максимально похожий на мой случай

Не советую проверять по художественным книгам: там могут встречаться авторские знаки. Книги прошлых веков тоже лучше не брать: нормы языка с тех пор могли поменяться. Лучше всего подойдет современная нон-фикшн книга серьезного издательства — там шансы найти верный вариант максимальны. Например, в МИФе над каждой книгой работает несколько редакторов и корректоров, так что в подавляющем большинстве случаев написанному можно доверять.

Перечитывайте на свежую голову. Когда мы пишем текст, глаз «замыливается»: мы погружаемся в смысл, а на орфографию и пунктуацию перестаем обращать внимание. Да и усталость сказывается. Поэтому лучше не публиковать текст сразу после создания, лучше отложить на день или хотя бы пару часов, а потом пробежаться свежим взглядом. Так можно отловить много досадных мелочей.

Если не знаете, где ошибаетесь

Сложнее бороться с теми ошибками, о которых мы даже не подозреваем. Например, если с детства привыкли писать «кракадил», то не заметите ошибку, даже перечитав слово 50 раз. Но и в этом случае можно себе помочь.

Пользуйтесь сервисами проверки грамматики и орфографии. Речь о тех самых сервисах, которые подчеркивают красной линией слова с ошибками. Сейчас проверка работает и в соцсетях, и в мессенджерах, и в почте. Обращайте внимание на подчеркивание и смотрите, что предлагает искусственный интеллект. Правда, он тоже иногда ошибается. Схема должна быть такой: он проверяет вас, вы — его.


Искусственный интеллект иногда предлагает странные варианты и не понимает всех тонкостей языка, поэтому слепо доверять ему не стоит.

Упражняйтесь. Просто читать правила скучно и неэффективно, а вот практиковаться на упражнениях — другое дело. Купите сборник заданий по русскому языку для старшеклассников или студентов. Внутри вы найдете упражнения, подобные тем, что мы делаем, изучая иностранный язык: надо вставить слово, букву или знак препинания. В таких сборниках часто бывает краткое изложение правил, примеры и, главное, ответы — по ним сможете проверять себя.


Если упражнения помогают с иностранным языком, помогут и с родным. — Источник

Попросите кого-то посмотреть ваши тексты. Найдите человека, в чьей грамотности вы уверены, и попросите вас проверить. Пусть он не просто исправит ошибки, а пометит их, чтобы вы могли проанализировать слабые места. «Проверяющего» можно найти в своем окружении или обратиться к профессиональному корректору — небольшие тексты вычитывают быстро и недорого.

Если пишете в соцсетях или блоге, можете использовать коллективный разум — попросить читателей сообщать о ваших ошибках. Пообещайте, что не отправите человека в бан, если он укажет на оплошности. Только, как я уже говорила, не стесняйтесь проверить совет на адекватность, ведь и советчики могут ошибаться.


Мы в МИФе часто просим совета друг у друга. Если у вас есть коллеги с высокой грамотностью, можете учредить свой клуб))

Читайте книги. Классический способ повышения грамотности по-прежнему работает. Качественная литература, хоть художественная, хоть нон-фикшн, поможет развить «чувство языка». Для этого даже не обязательно препарировать каждую фразу. Читая, мы неосознанно запоминаем правильный вид слов, улавливаем ритм языка, и глаз начинает цепляться за ошибки. А если мы их видим, то и исправить не составит труда.


Если будете читать с карандашом в руке, эффект будет еще больше. — Источник

В конце замечу, что делать ошибки — нормально. Русский язык слишком богат, чтобы знать всё. А в некоторых случаях даже специалисты не могут точно сказать, как правильно: все зависит от интерпретаций. Так что не переживайте, если допустили где-то пару ошибок — возможно, никто их и не заметит. И уж точно не переставайте писать.

Обложка поста — unsplash.com

«Русский язык — самый сложный», — наверняка вам приходилось слышать эту фразу. В ней есть доля истины (хотя простых языков не бывает): у нас такое количество правил и исключений, что освоить все нелегко даже нам, носителям языка.

И все же это не оправдание, чтобы не изучать грамматику. Если вы пишете посты в соцсетях, письма коллегам и клиентам и даже просто сообщения друзьям — лучше делать это без ошибок или стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше.

Как развивать грамотность, если школа давно позади? В этой статье поделюсь несколькими способами, которые помогают мне.

Если вы знаете, где ошибаетесь

Кому-то с трудом дается орфография, а кто-то не дружит с пунктуацией. Если в целом уровень грамотности у вас достаточно высок, но никак не даются некоторые моменты — например, путаете о и ё после шипящих или запинаетесь о запятые на стыке союзов — сократить количество ошибок довольно просто.

Ищите подсказки в интернете. Поисковым системам постоянно задают вопросы о том, как писать то или иное слово и в чем разница между двоеточием и тире. На большинство вопросов эксперты уже написали ответы. Ищите их. Правда, не все советы одинаково полезны. Выбирайте в поисковой выдаче авторитетные ресурсы: словари или сайты, где советы дают настоящие филологи (я доверю порталу gramota.ru).

Подглядывайте в книжках. Засомневались в том, как пишется какое-то слово или оборот — поищите примеры в книгах. Я часто так делаю. Например, забыла, обособляется ли слово «например». Открываю электронную книгу (из тех, что есть под рукой), ввожу в поиске слово и смотрю, как оно написано.


Стараюсь найти в книге пример, максимально похожий на мой случай

Не советую проверять по художественным книгам: там могут встречаться авторские знаки. Книги прошлых веков тоже лучше не брать: нормы языка с тех пор могли поменяться. Лучше всего подойдет современная нон-фикшн книга серьезного издательства — там шансы найти верный вариант максимальны. Например, в МИФе над каждой книгой работает несколько редакторов и корректоров, так что в подавляющем большинстве случаев написанному можно доверять.

Перечитывайте на свежую голову. Когда мы пишем текст, глаз «замыливается»: мы погружаемся в смысл, а на орфографию и пунктуацию перестаем обращать внимание. Да и усталость сказывается. Поэтому лучше не публиковать текст сразу после создания, лучше отложить на день или хотя бы пару часов, а потом пробежаться свежим взглядом. Так можно отловить много досадных мелочей.

Если не знаете, где ошибаетесь

Сложнее бороться с теми ошибками, о которых мы даже не подозреваем. Например, если с детства привыкли писать «кракадил», то не заметите ошибку, даже перечитав слово 50 раз. Но и в этом случае можно себе помочь.

Пользуйтесь сервисами проверки грамматики и орфографии. Речь о тех самых сервисах, которые подчеркивают красной линией слова с ошибками. Сейчас проверка работает и в соцсетях, и в мессенджерах, и в почте. Обращайте внимание на подчеркивание и смотрите, что предлагает искусственный интеллект. Правда, он тоже иногда ошибается. Схема должна быть такой: он проверяет вас, вы — его.


Искусственный интеллект иногда предлагает странные варианты и не понимает всех тонкостей языка, поэтому слепо доверять ему не стоит.

Упражняйтесь. Просто читать правила скучно и неэффективно, а вот практиковаться на упражнениях — другое дело. Купите сборник заданий по русскому языку для старшеклассников или студентов. Внутри вы найдете упражнения, подобные тем, что мы делаем, изучая иностранный язык: надо вставить слово, букву или знак препинания. В таких сборниках часто бывает краткое изложение правил, примеры и, главное, ответы — по ним сможете проверять себя.


Если упражнения помогают с иностранным языком, помогут и с родным. — Источник

Попросите кого-то посмотреть ваши тексты. Найдите человека, в чьей грамотности вы уверены, и попросите вас проверить. Пусть он не просто исправит ошибки, а пометит их, чтобы вы могли проанализировать слабые места. «Проверяющего» можно найти в своем окружении или обратиться к профессиональному корректору — небольшие тексты вычитывают быстро и недорого.

Если пишете в соцсетях или блоге, можете использовать коллективный разум — попросить читателей сообщать о ваших ошибках. Пообещайте, что не отправите человека в бан, если он укажет на оплошности. Только, как я уже говорила, не стесняйтесь проверить совет на адекватность, ведь и советчики могут ошибаться.


Мы в МИФе часто просим совета друг у друга. Если у вас есть коллеги с высокой грамотностью, можете учредить свой клуб))

Читайте книги. Классический способ повышения грамотности по-прежнему работает. Качественная литература, хоть художественная, хоть нон-фикшн, поможет развить «чувство языка». Для этого даже не обязательно препарировать каждую фразу. Читая, мы неосознанно запоминаем правильный вид слов, улавливаем ритм языка, и глаз начинает цепляться за ошибки. А если мы их видим, то и исправить не составит труда.


Если будете читать с карандашом в руке, эффект будет еще больше. — Источник

В конце замечу, что делать ошибки — нормально. Русский язык слишком богат, чтобы знать всё. А в некоторых случаях даже специалисты не могут точно сказать, как правильно: все зависит от интерпретаций. Так что не переживайте, если допустили где-то пару ошибок — возможно, никто их и не заметит. И уж точно не переставайте писать.

Обложка поста — unsplash.com

Грамматические приоритеты: на что обратить внимание в первую очередь

К сожалению (или к счастью), не каждый грамотный человек может стать писателем. Тем не менее, наличие грамматических ошибок в тексте мешает читателю воспринимать информацию, искажает смысл и, вообще, создает неприятное впечатление от чтения.

Какой гениальный текст вы бы не написали, грамматические ошибки испортят всю картину. И обратное верно – вылизанный, идеальный, грамотный текст останется всего лишь набором правильно написанных слов, если в нем не будет интересных мыслей и идей.

Чтобы не потеряться в бескрайнем море правил, нужно правильно расставить приоритеты. Итак, выделим следующие “грамматические приоритеты”:

1. Корректный выбор слов для выражения мысли.

Неправильное слово может запутать читателя и ввести в заблуждение: невозможно прочитать мысли и догадаться, что же все-таки автор имел ввиду.

Подробнее о том, что такое стилистика, и как эффективно пополнять словарный запас.

2. Времена глаголов и согласование времен.

Актуально, если вы пишите на родном языке, и особенно важно – на иностранном. Читатель должен понимать, когда происходят события.

3. Согласование существительных и глаголов (в частности сказуемого и подлежащего). Например:

Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия: “Пять солдат отправилось в разведку (группой)”. – “Пять солдат отправились в разведку”(каждый с самостоятельным заданием).

4. Единственное и множественное число.

Например, одно из правил по русскому языку гласит:

“Имена существительные с вещественным значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, смазочные масла. Ср. в специальном употреблении: бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги. Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух и др.”

Если вы пишите на английском языке, помимо этих правил обратите свое внимание еще на такие нюансы:

  • Предлоги. В английском языке нет четких правил по применению тех или иных предлогов (какой предлог, как и где использовать). Плюс ко всему, предлоги могут применяться в разных диалектах по-разному. Вот такая задачка.
  • Артикли (the, an, a) – служебная часть речи для выражения определенности/неопределенности предмета.

Эти два пункта скорее относятся к техническим (семантическим), чем к грамматическим ошибкам.

Сема́нтика (от др.-греч.«обозначающий») — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка.

План работы над улучшением грамотности

А теперь составьте план будущей работы по улучшению грамотности. Вам сейчас важно расставить приоритеты:

1) Подумайте, с чем у вас возникают наибольшие трудности (с согласованием прилагательных и существительных, с однородными и неоднородными определениями, с использованием дефиса/тире и т.д.).

2) Каким образом вы можете справиться с этой проблемой? Найти информацию в интернете, отыскать давно забытый учебник по русскому/английскому языку.

3) Помните, хорошая идея ценнее грамматики!

Пусть ваш текст (пост, статья, роман, сочинение…) далек от идеала, но никакие ошибки и недочеты не смогут уничтожить интересную задумку и уникальную идею. Поэтому: “Учиться, учиться и еще раз учиться!”.

P.S. Никто не отменял использование проверки текста онлайн.

Советы о том, как подтянуть грамматику

Итак, мы уже выяснили, что ошибки портят впечатление от текста, искажают мысли автора и мешают читателю эффективно воспринимать информацию. Следующие несколько советов помогут справиться с данной проблемой:

1. Практика.

Стараться, как можно больше и чаще, не только писать, но и разговаривать, а также читать, как на родном языке, так и на иностранном (если вы хотите, конечно, научиться писать на английском, например).

2. Приоритеты.

Не забываем про свои главные “пробелы” в грамматике. Выписываем эти пункты, составляем план и ставим себе временные рамки на подтягивание правил (например, выучить все неправильные формы глаголов до конца весны).

3. Заметки.

Во время чтения книги делайте заметки в тех местах, где вам что-то непонятно или же вы нашли для себя что-то новое, те приемы, которые вы не использовали в своем письме и речи. Напишите предложение, применяя новую информацию.

4. Источники.

Подберите для себя оптимальный вариант обучения: учебные материалы, репетитор, онлайн курсы, сайты, книги. Постарайтесь найти такой способ, который будет не только эффективным, но и интересным в процессе.

Удачи!

P. S.: Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если информация была Вам полезна. Спасибо!

Грамматические ошибки: как избежать? Простые правила

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка — это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

грамматические ошибки

Немного теории

Грамматические ошибки — это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

грамматическая ошибка пример

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

грамматическая ошибка это

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

Похожие статьи

  • Что такое речевые ошибки? Виды речевых ошибок (примеры)
  • Способы выражения сказуемого: таблица. Способы выражения глагольного сказуемого
  • Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке
  • Причина увольнения в резюме — что писать? Как правильно составить резюме
  • Семантический анализ текста: понятие, примеры
  • Уровни владения иностранным языком. Углубленное изучение иностранных языков
  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Причастный оборот: определение, правило, примеры

Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено из-за элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.

Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.

Пройти курс

1. Читайте качественную литературу

Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.

2. Переписывайте тексты

Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.

3. Пишите диктанты

Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.

4. Повторяйте правила

Нет, заучивать их не нужно. Вы всё-таки не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».

5. Смотрите видеоуроки и лекции

Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.

6. Перечитывайте и редактируйте

Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании какого-то слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.

7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах

В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.

Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!

Пройти курс

24.04.2017

Время чтения: 10 минут

Как быстро научиться писать без ошибок: четыре простых лайфхака  

Как быстро научиться писать без ошибок: четыре простых лайфхака  

Человек, который пишет грамотно, не может спокойно смотреть на сообщения, написанные с ошибками в каждом слове – это факт. Удивительно, но при нынешних возможностях далеко не каждый человек может писать без ошибок. И если специалист с высшим образованием в совершенстве владеет своей специальностью, но пишет безграмотно – его авторитет падает в глазах простого секретаря, который досконально знает все правила русского языка.

Прежде всего – стремление учиться писать без ошибок

Как говорится, главное – желание. Образованный человек не останавливается на достигнутом – он постоянно стремится улучшить свои знания, узнать что-то новое или усовершенствовать старое. А для того, чтобы повысить свою грамотность, следует придерживаться простых правил, которые помогут научиться писать без ошибок.

Чтение книг

Чтение тренирует зрительную память. Важно отдавать предпочтение старым книгам – они настраивают на размеренное времяпрепровождение в уютной обстановке за внимательным изучением содержания. Кроме того, классические произведения написаны тем русским языком, который принято называть истинным. Такие тексты являются своеобразным олицетворением всех норм и правил написания. Современная проза, к сожалению, не может похвастать красноречием и изысканностью, а это значит, что ее можно использовать только для нескучной поездки в общественном транспорте. Кроме того, нередки случаи, когда в современных текстах встречаются грамматические ошибки, что очень омрачает впечатление о нынешних писателях и корректорах.

В процессе чтения классических произведений в памяти откладывается не только правильность написания тех или иных слов и словосочетаний, но и речевые обороты, которые могут пригодиться в дальнейшем. Важно также подобрать книги, соответствующие интересам читателя. Не надо заставлять себя перечитывать всю классику, но несколько произведений все-таки лучше прочесть. Есть немало людей, которые могут гордится своими читательскими достижениями – они прочитали практически все произведения русских и зарубежных классиков, но так и не смогли осилить «Войну и мир» Толстого. Здесь нет ничего криминального. Главное – получать удовольствие от чтения и наслаждаться этим процессом в спокойной обстановке.

Чтение вслух

Это тренирует не только зрительную, но и слуховую память. Чтение «про себя» съедает некоторые слова и выражения. В результате читатель просто не заостряет внимания на произношении и написании конкретных слов. Даже простое выражение «По лугу бежала корова» на слуху звучит как «по лу-гу би-жа-ла ка-ро-ва». Произнося это выражение вслух, читатель автоматически запоминает особенность написания того или иного слова. При чтении вполголоса человек делает паузу в том месте, где стоит запятая, а это значит, что в дальнейшем пунктуационные и орфографические ошибки будут встречаться реже.

«Мы писали, мы писали – наши пальчики устали»

Пора снова вспомнить эту детскую поговорку и достать тетрадь. Да, именно письмо поможет освоить грамотность.

Да, современному человеку делать больше нечего, как писать конспекты. Удивительно, но это факт – составление конспектов и диктанты помогают лучше усвоить правило написания того или иного слова. Есть даже отдельная категория людей, которые специально записывают важное правило или формулу только для того, чтобы она лучше запомнилась. Это такой особый тип памяти – начертательная, когда материал усваивается лучше после перенесения его на бумагу.

Репетитор

В некоторых, особо запущенных, случаях ничего не остается, как снова сесть за учебники и наконец-то выучить все правила русского языка. А что делать, если статус и занимаемая должность требуют элементарной грамотности? Учиться, учиться и еще раз учиться.

Можно воспользоваться услугами хорошего репетитора, который сможет в сжатые сроки доступным языком объяснить самые простые и распространенные правила. Хорошо, если дома подрастает ребенок – вместе с ним можно изучать русский язык, а параллельно совершенствовать свои навыки за чтением классиков.

Для чего нужна грамотность?

Умение грамотно излагать свои мысли не только при разговоре, но и на письме – важный навык, который позволяет избежать глупых недоразумений и неприятностей. Всем известная фраза «Казнить нельзя помиловать» красноречиво свидетельствует о том, как всего лишь одна запятая способна повлиять на жизнь человека.

В современном мире неграмотного директора и начальником назвать нельзя, особенно, когда его подчиненный замечает неправильно расставленные запятые или грубые ошибки в том или ином слове. А что скажут партнеры, получив не очень грамотно составленное письмо или коммерческое предложение?

Вот и судите о преимуществах человека, который умеет грамотно излагать свои мысли на бумаге:

  • хорошее впечатление – этот пункт особенно важен для деловых людей, которые общаются со своими потенциальными партнерами не только устно, но и с помощью электронных писем;
  • элементарная грамотность – это мощное оружие, с помощью которого можно открыть совершенно новые горизонты;
  • родители, у которых растет школьник, не будут краснеть перед своим ребенком, который приносит домашнее задание на проверку;
  • человек, который умеет писать грамотно и знает все правила русского языка, может без труда составить деловое письмо, пояснительную записку или резюме, что позволит создать благоприятное впечатление об авторе текста;
  • даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте, особенно, если она пунктуационная, поэтому знание основных правил русского языка – неотъемлемый навык перспективного специалиста, который мечтает о карьерном росте.

Есть еще один положительный момент – грамотное написание текстов и умение правильно излагать свои мысли может стать основой для дополнительного дохода. При современных возможностях многие мамочки в декретном отпуске или студенты свободно подрабатывают в сфере копирайтинга. Чтобы достичь в этой области значительных высот, знание русского языка – важнейшая составляющая, которая позволяет зарабатывать неплохие деньги.

Лайфхаки

Владение основами грамматики – ключ к успеху. Помимо всего вышесказанного, стоит добавить еще несколько советов, которые могут помочь за небольшой промежуток времени пройтись по школьному курсу русского языка:

  1. Блокнот, в который можно записывать слова-исключения и новые термины, которые регулярно появляются в русском языке, может помочь быстрее освоить технику грамотного написания.
  2. Специальные компьютерные программы – превосходная практика, которая позволит закрепить полученные знания и гордиться новыми достижениями.
  3. Диктанты, тесты, сочинения на вольную тему – это отличная проверка грамотности, которая доступна каждому;
  4. Чтение про себя и вслух – самая приятная тренировка. Читающий человек не может быть безграмотным априори.

Есть масса специальных учебных программ, которые позволяют бегло пробежаться по основным правилам русского языка. Но даже самого совершенного курса будет недостаточно для глубокого изучения и понимания всей грамматики. Неслучайно русский язык занимает почетное третье место по уровню сложности – слишком много правил, и слишком много исключений из них. Но, как говорится, стремление и труд…

Памятка «Как избежать речевые и
грамматические ошибки».

Речевые ошибки :

1.С помощью
суффиксов:

осваивать-осваиватель,кричать-кричание,уезжать-уезд,езжай
,орёл-орлиха,ковёр-ковёрчик,приятный-приятность,круглый-круглота,студент-студентский,лимон-лимоновый,вышивать-вышивной,гитара-гитарить,ярый-яреть,остроумный-остроумничать.

2.С помощью
приставки:

стрелять-
исстрелять, грести- погрести, пропускать -пропускаться.

3.С помощью 
приставки и суффикса одновременно
:

спина-наспинник,палец-беспальцевый,талант-бесталантливый,вес-обезвесить,голый-оголеть,лысый-облысить,лает-подлаивает,одинаковый—по-одинаковому.

4.С помощью
приставки и постфикса
: шить-расшилась, дружить-раздружиться.

5.Полная и краткая
форма прилагательных:

Он похожий на
мать. Олег готовый к отъезду. (прилагательные в литературной речи 
употребляется только в краткой форме).

6.Ряд 
качественных прилагательных не имеет формы сравнительной степени:

дружеский, боевой,
вялый, маркий…   (боивее, вялее и т.д.).

7.Не образуют 
формы  сравнительной степени  относительные  прилагательные:

В нашем  озере
вода немного речнее, чем в заливе.(Имеется в виду содержание в нём соли).

Этот шоколад ещё
соевее, чем тот. Эта задача более легче.

8.Употребление
местоимений:

Ошибка: Мария
попросила меня принести свой портфель.

Норма: Мария попросила меня принести её портфель или
мой портфель.

Примечание: Я нашёл платок у себя(а не у меня ) в
кармане.

9.Собирательные существительные :

А)Дворянство боялось , что они (вместо оно) могут

(может) лишиться власти.

Б)Собаки сторожат дом. И ещё  она (вместо  они )
помогают искать преступников.

10.Дублируют подлежащее:

Кусты,они покрывали  берег реки.

11.Нарушение структуры предложения:

Человек, который придёт в подземелье, им сразу 
овладеет чувство оцепенения .

12.Ошибки в формах глаголов :

Нужно эту грязь соскребить.(соскребсти).Зачем ко мне
приставает ?(пристаёт) .Махает и махает.(машет).

Дремай , дремай.(дремлет).Скакающий конь.(скачущий). Я
пронзю  его копьём(смогу пронзить).Парус  исчезнул  вдали.(исчез).

Уложи ребёнка спать.(укладывай). Раскладём это число
на два.(разложим).

13.Несоответствие времён и видов 
глагола:

На другой день приходит к нам сосед и рассказал всё моему отцу.Принц
поженился на Дюймовочке.Не надо им было ничего обещивать.

14.Ошибки в употреблении форм причастий:

Мама, вытеревшая  посуду.Васька, больно ушибивший 
ногу. Медведь, забревший  в чащу леса.

Мешок  порватый. Ветер срывал  оставшие  листья. На
столе  букет  цветущихся астр.

15.Ошибки в употреблении форм деепричастий:

Положа трубку (норма- положив), расширя
ноздри(норма-расширив). Вышев  на середину

комнаты , щёки у него закраснели. Спя, теча, пиша.

16.Выбор нормативного варианта падежной формы: на Кавказе ,но в Крыму; с
Кавказа ,но из Крыма.

17.Употребление сказуемого  при
подлежащем,выраженном количественно-именным

словосочетанием: Стая  лебедей летели из холодных
стран.(норма: летело).

18.При подлежащем ,выраженном сочетанием
существительного с числительным .

2 нормы : пять стульев стояли  и  пять стульев стояло.

19.Употребление сказуемого при подлежащем типа : Я С ТОВАРИЩЕМ.

2 допустимых  нормы: Я с товарищем  поехал на рыбалку.
Мы с товарищем  поехали на рыбалку.

20.Употребление сказуемого в форме 3 лица (или
среднего рода) независимо от рода  и числа

подлежащего: а) Чтобы приносить пользу Родине , нужно…  смелость,
знания, честность .(Пропущен  глагол «иметь» );б)Над диваном висит картина. Там
нарисовано лес и берёза.(Там нарисованы лес и берёза).

21.Употребление местоимения  КТО :

2 допустимые нормы:

Все, кто пришёл и Все , кто пришли (но
предпочтительнее форма единственного  числа).

22.Логически несопоставимые понятия:

1.)Листья в лесу пахнут ягодами, зеленью и природой.

2.)Мама стояла посреди комнаты и закрыла лицо
руками.(более правильный вариант:

Мама стояла посреди комнаты ,закрыв лицо руками).

3.)Я Вас поздравляю от всей души и от всего класса.

23.Неодинаковое  морфологическое  оформление
однородных членов предложения:

Девочка любит чистоту, декоративную посуду и читать
книги.

Если бы я была учителем, я бы больше прислушивалась к
мнению ребят и их интересам.

Я не люблю войну, дым, разруху и когда я получаю
двойку.(правильный вариант: и получение

двойки).

Он увидел девушку, пришедшую  за водой и которая
поразила его своей красотой.(и поразившую её красотой).

В поэме «Мцыри» рассказывается о  судьбе грузинского
мальчика , отданного на воспитание

монахам и тосковавшем  по свободной  жизни.(разное 
время причастий).

24.Порядок слов:

Разожжённое лицо морозом горело. Солнечный луч освещал
падающие листья с деревьев.

25.Ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

Увидев варенье, у Димы потекли слюнки. Наловив рыбу, у
нас кончились червяки. Падая, из стакана вылилась вода. Возмужав, медведей
изредка  выводили перед окнами  Кирилы  Петровича.

26.Стилистические ошибки : весело смеялся (смеялся или
веселился), очень громко ударял человек в барабан (ударял в барабан).

27.Ошибки в ССП:

На собрании речь шла не только об успеваемости в этой
четверти, но мы говорили

об отношении  к учёбе. (не только об успеваемости , но
и об отношении к учебе).

28.Ошибки в СПП:

Мы с мамой очень дружим ,что даже наш папа обижается,
почему мама больше времени  про-

водит со мной ,чем с ним.( Норма: Мы с мамой так
дружим, что папа  обижается).

29.Лексические ошибки:

Я делюсь  с мамой  всеми  своими чувствами.(Т.е. тем,
что чувствую).

По образцу исправить следующие предложения:

Многие хотят записаться  в кружок фигурного катания,
не  подразумевая о том ,что будничные

дни этого спорта выглядят  совсем по-другому. В облике
певца поэт  подозревал  себя.Никакой злости людям не сделали. Кто-то лопнул мой
шарик. Жизнерадостные лучи освещают девочкино лицо. Нельзя делать горе другим.
У него в Михайловском была  целая библиотека книг. Мцыри хотел обрести волю и
свободу .Лил сильный , проливной дождь. Эти  молодые, юные парни, всё выдержали
и не сдались. Светлый свет лучей. Растёт растение плющ. Она служила во дворе
слу-

жанкой. Однажды на рыбалке случился такой случай.
Помнит нежным воспоминанием.

30.Ошибки в употреблении  фразеологических оборотов :

Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, а все
ему верят.(В современном значении :

напрасно говорить  о чём-либо тому, кто не способен 
понять этого).

Я привык отдавать себе полные отчёты. (Норма: отдать
полный отчёт).

На ней были туфли на босую ногу. Я чуть не лопнул со
страху.(Норма : лопнуть со смеху).

31.Стилистическая норма. Синонимия: лик (книжное слово),
лицо(нейтральное слово),

рожа, рыло, морда—вульгарно—просторечные слова.

32.Нестилистические ошибки:

Володя  ответил, что не я это сделал. Пьеса «Вишневый
сад» сыграла большое значение.(Смешение двух фразеологизмов: ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ и
ИГРАТЬ РОЛЬ.)

Дворовых заставляли работать и по выходным дням. Отец
Павла Власова посвятил жизнь побоям

жены. Сколько построено фабриков? Свободных местов в
зале не было.Ихнее время исчерпано.

Ниловна начинает гордиться за Павла.

                  СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  РЕСУРСЫ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

РАЗГОВОРНЫЕ: из рук вон, была не была, тишь да гладь,
держать ухо востро.

НАУЧНЫЕ: щитовидная железа, сквозь призму, оставить
след.

ОФИЦИАЛЬНО -ДЕЛОВАЯ: очная ставка, докладная записка,
подать в отставку.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ :открывать новую страницу,
политический капитал, по большому счёту,

железный занавес, встреча на высшем уровне, позитивный
нейтралитет, застойный период.

Грамматические приоритеты: на что обратить внимание в первую очередь

К сожалению (или к счастью), не каждый грамотный человек может стать писателем. Тем не менее, наличие грамматических ошибок в тексте мешает читателю воспринимать информацию, искажает смысл и, вообще, создает неприятное впечатление от чтения.

Какой гениальный текст вы бы не написали, грамматические ошибки испортят всю картину. И обратное верно – вылизанный, идеальный, грамотный текст останется всего лишь набором правильно написанных слов, если в нем не будет интересных мыслей и идей.

Чтобы не потеряться в бескрайнем море правил, нужно правильно расставить приоритеты. Итак, выделим следующие “грамматические приоритеты”:

1. Корректный выбор слов для выражения мысли.

Неправильное слово может запутать читателя и ввести в заблуждение: невозможно прочитать мысли и догадаться, что же все-таки автор имел ввиду.

Подробнее о том, что такое стилистика, и как эффективно пополнять словарный запас.

2. Времена глаголов и согласование времен.

Актуально, если вы пишите на родном языке, и особенно важно – на иностранном. Читатель должен понимать, когда происходят события.

3. Согласование существительных и глаголов (в частности сказуемого и подлежащего). Например:

Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия: “Пять солдат отправилось в разведку (группой)”. – “Пять солдат отправились в разведку”(каждый с самостоятельным заданием).

4. Единственное и множественное число.

Например, одно из правил по русскому языку гласит:

“Имена существительные с вещественным значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, смазочные масла. Ср. в специальном употреблении: бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги. Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух и др.”

Если вы пишите на английском языке, помимо этих правил обратите свое внимание еще на такие нюансы:

  • Предлоги. В английском языке нет четких правил по применению тех или иных предлогов (какой предлог, как и где использовать). Плюс ко всему, предлоги могут применяться в разных диалектах по-разному. Вот такая задачка.
  • Артикли (the, an, a) – служебная часть речи для выражения определенности/неопределенности предмета.

Эти два пункта скорее относятся к техническим (семантическим), чем к грамматическим ошибкам.

Сема́нтика (от др.-греч.«обозначающий») — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка.

План работы над улучшением грамотности

А теперь составьте план будущей работы по улучшению грамотности. Вам сейчас важно расставить приоритеты:

1) Подумайте, с чем у вас возникают наибольшие трудности (с согласованием прилагательных и существительных, с однородными и неоднородными определениями, с использованием дефиса/тире и т.д.).

2) Каким образом вы можете справиться с этой проблемой? Найти информацию в интернете, отыскать давно забытый учебник по русскому/английскому языку.

3) Помните, хорошая идея ценнее грамматики!

Пусть ваш текст (пост, статья, роман, сочинение…) далек от идеала, но никакие ошибки и недочеты не смогут уничтожить интересную задумку и уникальную идею. Поэтому: “Учиться, учиться и еще раз учиться!”.

P.S. Никто не отменял использование проверки текста онлайн.

Советы о том, как подтянуть грамматику

Итак, мы уже выяснили, что ошибки портят впечатление от текста, искажают мысли автора и мешают читателю эффективно воспринимать информацию. Следующие несколько советов помогут справиться с данной проблемой:

1. Практика.

Стараться, как можно больше и чаще, не только писать, но и разговаривать, а также читать, как на родном языке, так и на иностранном (если вы хотите, конечно, научиться писать на английском, например).

2. Приоритеты.

Не забываем про свои главные “пробелы” в грамматике. Выписываем эти пункты, составляем план и ставим себе временные рамки на подтягивание правил (например, выучить все неправильные формы глаголов до конца весны).

3. Заметки.

Во время чтения книги делайте заметки в тех местах, где вам что-то непонятно или же вы нашли для себя что-то новое, те приемы, которые вы не использовали в своем письме и речи. Напишите предложение, применяя новую информацию.

4. Источники.

Подберите для себя оптимальный вариант обучения: учебные материалы, репетитор, онлайн курсы, сайты, книги. Постарайтесь найти такой способ, который будет не только эффективным, но и интересным в процессе.

Удачи!

P. S.: Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если информация была Вам полезна. Спасибо!

Грамматические ошибки: как избежать? Простые правила

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка — это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

грамматические ошибки

Немного теории

Грамматические ошибки — это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

грамматическая ошибка пример

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

грамматическая ошибка это

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

Похожие статьи

  • Что такое речевые ошибки? Виды речевых ошибок (примеры)
  • Способы выражения сказуемого: таблица. Способы выражения глагольного сказуемого
  • Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке
  • Причина увольнения в резюме — что писать? Как правильно составить резюме
  • Семантический анализ текста: понятие, примеры
  • Уровни владения иностранным языком. Углубленное изучение иностранных языков
  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Причастный оборот: определение, правило, примеры

Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:

1. Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах.Жилые комплексы будут построены в новых районах.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость.Успехи сына доставили матери радость.

3. Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное.Он принимал желаемое за действительное.

4. Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год.Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.

5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.

7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа.Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).

8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам.Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9. Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши.При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)

Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию.Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.

11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.

12. Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.

13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

14. Неудачное использование синонимов

Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов

Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других.Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.

16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.

17. Двусмысленность, неоднозначность фразы

Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).

18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)

Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)

Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.

Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.

Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!

1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

 Татьяна любила вставать с зарницей.

 Больной был госпитализирован в больницу.

 Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.

 Речевых ошибок нет

2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я знаю родной город как свои пять пальцев.

 Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

 В том году сильные морозы начались в начале января.

 Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

 Речевых ошибок нет

3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

 Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

 Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.

 В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

 Речевых ошибок нет

4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.

 Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

 Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.

 Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.

 Ошибок нет.

5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.

 Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.

 Наряжая елку, мне вспомнилось детство.

 Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.

 Речевых ошибок нет

6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

 Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.

 Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

 Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.

 Речевых ошибок нет

7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Некоторые люди принимают желательное за действительное.

 Не стоит придавать особого внимания этой информации.

 Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.

 Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.

 Речевых ошибок нет

8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.

 Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

 Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.

 Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.

 Речевых ошибок нет

9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.

 Всю войну она проработала не покладая сил.

 Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.

 В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 Речевых ошибок нет

10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

 Сойдя с поезда, его ждала машина.

 Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.

 В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.

 Речевых ошибок нет

11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.

 Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.

 Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

 Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 Речевых ошибок нет

12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

 Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.

 Делайте как хотите, а я умываю руки.

 Она близко к сердцу ощущает чужое горе.

 Речевых ошибок нет

13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.

 Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

 Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.

 Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

 Ошибок нет.

14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.

 Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

 Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

 Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.

 Речевых ошибок нет

15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.

 Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.

 Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.

 Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.

 Речевых ошибок нет

16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.

 План работы выполнен с хорошим качеством.

 Нас перевели работать в отсталую бригаду.

 Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.

17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.

 Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

 Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.

 Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?

 Употребление лишнего слова (плеоназм)

 Нарушение лексической сочетаемости

 Употребление слова в несвойственном ему значении

 Неудачный оксюморон

19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.

 Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.

 Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.

 Нарушение лексической сочетаемости.

 Соединение несовместимых понятий (алогизм)

20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

 тяжелая проблема

 коснуться о теме дружбы

 привести пример о работе ученых

 писатель русской классики

21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

23. Что такое чистота речи?

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

 Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.

 Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.

 Безошибочное написание слов.

24. Что такое правильность речи?

 Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.

 Чистое, отчетливое произношение звуков.

 Качество, которое воплощает повышенную образность речи.

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

25. В каком случае речь следует считать уместной?

 В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.

 Которая по громкости подходит для данной аудитории.

 В которой нет «словесного мусора».

 Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой

  • Как перестать вспоминать ошибки прошлого
  • Как перестать бояться совершить ошибку
  • Как перестать бояться совершать ошибки
  • Как пишется слово произошла ошибка
  • Как перестать бояться своих ошибок