Как побороть у ребенка страх ошибки

У требовательных и нетерпимых родителей-перфекционистов дети вряд ли научатся воспринимать ошибки спокойно

«Если не можешь сделать лучше всех, даже не берись», — множество людей живет с такой установкой. Для них любая ошибка становится почти трагедией. Как не передать детям свой страх и научить их относиться к ошибкам как к необходимому опыту?

Почему дети так боятся ошибок

Страх перед ошибкой формируется еще в раннем возрасте, когда ребенок в своих оценках и в восприятии мира ориентируется на родителей, объясняет детский психолог Мария Григорьева. Например, мама водит малыша на развивающие занятия и очень переживает, успешен ли ее ребенок, все ли у него получается аккуратно и четко. Для нее важнее результат, а не процесс обучения. Но именно процесс, интерес к процессу обучения формирует мотивацию и самооценку ребенка.

«Боязнь ошибок может возникать из-за установок родителей, которые сформировались у них еще в детстве, — говорит Мария Григорьева. — Если у взрослого синдром отличника и он привык все делать на пять с плюсом, то высока вероятность, что ребенок станет заложником этой установки. Соответственно, если родители хотят, чтобы их сын или дочь были свободны от нее, им придется для начала внимательно и чутко отнестись к самим себе, позволить себе быть несовершенными».

Например, все мы знаем, что редкий ребенок сможет ловко орудовать ложкой с первого раза. Никто из мам и пап, бабушек и дедушек не удивляется тому, что поначалу после самостоятельного завтрака стол, стул и сам ребенок покрыты слоем каши или пюре.

Со временем его навыки улучшаются, последствия использования ложки уже не так заметны, ребенок учится и постепенно овладевает столовыми приборами в совершенстве. Если же родители вдруг начнут стыдить ребенка, ругать его за пролитый суп, за кашу на столе, то в ответ на критику он может отказаться есть самостоятельно. Взрослым придется долго кормить ребенка самим или дожидаться возраста, когда его моторика разовьется настолько, чтобы он смог сразу есть аккуратно.

«Родителям хорошо бы постоянно себе напоминать, что освоение любого другого навыка — чтения, письма, счета — идет по тому же самому пути, что и освоение использования ложки, — замечает Мария Григорьева. — Успех в любом деле достигается через опыт, в том числе опыт проб и ошибок».

Почему взрослые требуют совершенства

Родители сами боятся

За требованием родителей, чтобы у ребенка все всегда было аккуратно, красиво и без ошибок, часто стоит их собственная тревога, собственный страх. Чаще всего родители боятся оценки других, тревожатся, что их сочтут плохими, некомпетентными родителями.

«Когда ребенок приходит с низкой оценкой из школы, а мама расстраивается и спрашивает, что получили другие дети, это, скорее всего, означает, что реакция мамы продиктована не самим результатом ребенка, а тревогой, что она оказалась не на высоте как мать. При этом ребенок, обнаруживая реакцию мамы, страдает — ему страшно будет ошибиться в следующий раз, он будет чувствовать себя виноватым, глупым, неправильным», — объясняет Мария Григорьева.

Ребенок хорошо считывает реакции значимых взрослых, и эти реакции на него влияют. Он довольно рано чувствует и понимает, что для его родителей «построить башенку неправильно» — плохо, «не доделать башенку и убежать играть в машинки» — ужасно, «получить „тройку“» — конец света. Даже если родители и не ругают ребенка, но испытывают раздражение, тревогу, что их ребенок «не такой, как все, а это стыдно», то ребенок чувствует это, начинает также тревожиться, испытывать страх, напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.

У родителей завышенные ожидания

Бывает, что родители не готовы к ошибкам своих детей. Особенно если те быстро развиваются, начинают рано ходить, говорить, читать. Ожидания по отношению к таким детям изначально выше, и поэтому у них может быть сильнее выражен страх перед ошибками.

«Когда ребенок развивается медленнее, испытывая проблемы в каких-то областях, родители чаще оказываются готовы к ошибкам, к несовершенству, они не ставят ребенку слишком высокую планку, не ждут выдающихся результатов, но при этом радуются достижениям. Ребенок имеет возможность развиваться в своем темпе, без завышенных ожиданий, — объясняет Мария Григорьева. — А вот родители детей „со способностями“ пребывают в некоторой иллюзии, что их ребенок может справляться со всеми задачами с первого раза, легко и без ошибок. Когда ошибки случаются, а они неизбежны, у родителей происходит крушение этой иллюзии. Разочарование родителей может повредить ребенку, ведь если родители растеряны и расстроены, то поддержки от них ребенок может и не дождаться».

К чему приводит страх ошибки

Боязнь сделать ошибку — выученная реакция ребенка, сначала воспринятая от родителей, а затем закрепленная в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.

Чем сильнее страх разочаровать взрослых, тем сильнее внутренняя тревога, напряжение. Постоянный стресс, заниженная самооценка, потеря мотивации — это последствия страха сделать ошибку, ощущения собственной «неидеальности», «плохости».

Любому человеку с низкой самооценкой, и ребенку тоже, приходится самоутверждаться за счет других. Необходимость быть хорошим для всех рано или поздно может привести к потере внутренней мотивации развиваться, к апатии, прокрастинации, полному отказу действовать.

Как помочь ребенку справиться со страхом

Мария Григорьева предлагает родителям исследовать свою реакцию на ошибки ребенка, спросить себя: «Почему это так меня задевает? Чего я боюсь на самом деле?» И начинать с себя. Если вы понимаете, что ваш ребенок впадает в ступор перед возможной неудачей, — может быть, вы сами излишне критикуете себя за ошибки.

Постарайтесь избегать сравнения ребенка с другими детьми, иначе он не будет ощущать себя ценным и нужным, а свои потребности значимыми. «Важно понимать, что когда взрослые сравнивают детей друг с другом как „плохого“ и „хорошего“, „глупого“ и „умного“, то они пытаются „натянуть“ на своего ребенка желанный образ, который может никогда не совпасть с реальностью».

Если ребенок жалуется, что ему страшно отвечать у доски, говорит, что боится ошибиться в контрольной, тревожится за свои оценки, прислушайтесь к его словам. Психолог Светлана Бельская советует родителям в такой ситуации прежде всего работать со своими чувствами и реакциями.

  1. Не отрицать проблему. Вы говорите ребенку: «Что это за ерунда?», «Не выдумывай!», «У тебя все хорошо». Это может привести к тому, что ребенок станет ощущать не только тревогу, но и одиночество, отсутствие поддержки.
  2. Напоминать себе, что ребенок без вас не справится со своим страхом, ему понадобится ваша помощь, а возможно, и помощь психолога.

Способы поддержать ребенка

1. Позвольте ребенку испытывать страх, говорите с ним об этом. Мягко убеждайте его, что делать ошибки — неприятно, но такое бывает у каждого человека. Приводите примеры из собственной жизни — это не только придаст ребенку сил, утешит, но и сделает вас ближе.

2. Отслеживайте, как часто вы упрекаете или стыдите ребенка за его промахи. Чем реже это будет происходить, тем меньше он будет чувствовать себя несчастным и думать, что с ним «что-то не так».

3. Обращайте внимание ребенка на то, в чем он силен, что у него получается хорошо — тогда он будет понимать, что у него есть сильные стороны и что ими можно компенсировать недостатки. Отмечайте любые успехи — даже самые маленькие достижения. Попробуйте смягчить его переживания от ошибки, например, с помощью фразы: «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался, — это здорово!»

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я всегда занималась интеллектуальным развитием Арины, даже когда она была совсем маленькой. Мы посещали различные курсы для дошколят, а дома занимались с ней по методикам развития интеллекта для малышей, что, конечно приносило свои результаты. Но, когда пришло время идти в первый класс, я вдруг обнаружила, что в Чебоксарах нет ни одного развивающего центра для школьников. То есть, я могла записать дочь в спортивную секцию: на плавание или гимнастику, могла развивать её творческую составляющую: в музыкальной школе или на рисовании, могла записать в языковые школы, но для развития интеллекта не было ничего — все курсы были рассчитаны только на дошколят».

Читать запись

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Нейронные связи в детском мозге еще только формируются, поэтому ситуации, когда малыш путает близкие по написанию и/или звучанию буквы — не редкость. Причем единых норм не существует: одни дети легко, без особых усилий со стороны родителей или учителей осваивают буквы, называют и показывают их без ошибок, а другие малыши наоборот, с трудом заучивают буквы и долго путают их между собой. О том, почему это происходит и как научить ребенка запомнить буквы, мы поговорим в нашей статье.

Читать запись

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.

Читать запись

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Математика — один из самых сложных и одновременно важнейших школьных предметов. Хорошие знания по математике облегчают освоение многих других предметов: от физики до основ программирования. Фактически математика является фундаментом, на котором строится успех в обучении — не только школьном, но и профессиональном. Поэтому так важно начать заниматься этим предметом еще до школы.

Читать запись

Что такое счеты абакус и для чего они

Что такое счеты абакус и для чего они

Уже в древности людям требовалось постоянно проводить несложные расчёты — в быту, торговле, во время строительства. Для того, чтобы облегчить такую задачу и было создано простейшее счётное приспособление — абакус, или абак.

Читать запись


Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • работа над ошибками
  • страх неудачи
  • решаем проблемы
  • ребенок в обществе
  • отношения в семье

Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

Детям очень хочется быть лучше всех, быстрее всех, сильнее всех. И до определенного момента они такими себя и ощущают, пока находится в зоне комфорта под опекой родителей. Они чувствуют себя исключительными. Но ребенок подрастает, начинает общаться со сверстниками на детских площадках, идет в детский сад, затем в школу, и вдруг осознает, что у него не всегда получается быть «самым- самым»!

Наш разговор о дошкольниках и младших школьниках. Итак, одни дети, потерпев неудачу, огорчаются, но сравнительно быстро успокаиваются. Бывает даже, что неудачи могут мотивировать их делать новые попытки, пока не станет получаться намного лучше. Но есть дети, для которых неудача становится настоящим ударом. Они не в состоянии справиться со своими эмоциями, испытывают обиду, разочарование и даже злость. И поскольку они еще не умеют управлять своими эмоциями, то поражение может вызвать истерику, плач, в некоторых случаях злость и агрессию. Малыш может драться или ломать все вокруг.

Такую реакцию ребенка нельзя игнорировать. Задача родителей – научить ребенка принимать поражение и двигаться к успеху. Ели не сделать этого вовремя, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с социализацией в школе и во взрослой жизни.

Основные причины острой реакции детей на ошибки

  • Зависимость от похвалы старших. У многих родителей слово «Молодец!» по отношению к своему ребенку можно сравнить со словом-паразитом. Необоснованная похвала не приносит пользы, а делает ребенка зависимым от нее. Формальная похвала не стимулирует к совершенствованию и развитию, потому и не требует усилий для такого одобрения.
  • Особенная детская самооценка. Дети дошкольного возраста часто имеют завышенную самооценку. Вполне естественно, что в семье они чувствуют себя исключительными и самыми лучшими. Возможности объективно оценить свои возможности и таланты у них нет.
  • Пример родителей. Дети интуитивно стараются копировать поведение родителей. Если взрослые очень эмоционально и реагируют на свои неудачи, то ребенок перенимает такое поведение.
  • Гиперопека. Стремление создать вокруг малыша идеальный мир без проблем и поражений может нанести ему огромный вред: когда этот мир рухнет, он окажется не приспособленным к существованию в социуме. Задача родителей — знакомить чадо с объективной реальностью.
  • Сравнение с другими детьми. Когда ребенку постоянно ставят в пример достижения других детей, его стремление всегда побеждать может приобрести болезненную форму. А «конкурентов» он буквально возненавидит.
  • Завышенные амбиции родителей. У родителей стремление сделать своего ребенка лучшим может принимать нездоровую форму. Удовлетворяя свои личные амбиции, они с раннего детства прививают ребенку «комплекс отличника» и растят маленького перфекциониста. Ребенок очень болезненно переживает ошибки и неудачи, потому что боится, что родители перестанут им гордиться и любить его.

Читайте также

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Важно, чтобы ребенок в случае неудачи или ошибки умел сравнительно спокойно принять ситуацию. Конечно, он будет расстраиваться и огорчаться. Но это не должно становится катастрофой. Часто неудачи рождают страх совершать новые ошибки. Если не получилось один раз, он готов просто отказаться попробовать еще раз. И родители могут и должны помочь побороть ему этот страх. Как это сделать? Предлагаю несколько рекомендаций.

  • Объясните ребенку, что неудача – это возможность для развития и совершенствования. Не ограждайте его от ошибок – он должен научиться их принимать.
  • Делайте акцент на достижениях. Подчеркивайте, что сегодня получается лучше, чем вчера, а, значит, скоро все получится.
  • Не увлекайтесь похвалой. Она должна быть оправданной. Ребенку нужно научиться критически оценивать свои усилия.
  • Если хвалите, то делайте похвалу конкретной. Она не должна быть размытой типа «Молодец!». Постарайтесь включать в похвалу пояснения. Например: «У тебя получилось раскрасить этот рисунок намного лучше, ты совсем не вышел за линии».
  • Акцент похвалы должен быть на усилиях ребенка, а не на способностях: «Ты постарался, и быстро и правильно справился с заданием», а не: «Ты умный, раз выполнил задание». Иначе ребенок начнет избегать более сложных заданий, боясь потерпеть неудачу и не получить похвалы.

Как вести себя родителям, если ребенок расстроился из-за неудачи

  • Сохранять спокойствие. Ребенок, видя недовольство или разочарование родителей, будет переживать еще больше.
  • Проговорить ребенку вслух его чувства. Скажите, что вы понимаете, что он сейчас испытывает. Окажите поддержку: погрустите вместе с ним, и убедите, что не сердитесь.
  • Объяснить, что все люди иногда терпят неудачи. Но это не означает, что они становятся лучше или хуже, и это ни в коем случае не меняет отношение к нему близких.
  • Рассказать о личных примерах поражений. Обсудите, что можно сделать для того, чтобы в следующий раз результат был лучше.

Как нельзя себя вести родителям, когда ребенок остро реагирует на неудачу

  • Не игнорируйте. Не говорите, что уйдете и оставите его одного, если он так кричит и плачет.
  • Не ругайте и не наказывайте. Проявление эмоций – это нормально для любого человека. Просто ребенок еще не умеет их контролировать.
  • Не угрожайте ограничениями. Например, нельзя говорить, что мы больше не будем играть в эту игру, раз он не умеет проигрывать.
  • Не ставьте в пример других детей. Это вызывает комплексы и чувство ущербности, ненужности.
  • Не смейтесь над переживаниями малыша, не обесценивайте его страхи. То, что вам кажется ерундой, для него на данный момент является катастрофой вселенского масштаба.

Ребенку очень нужна поддержка родителей, чтобы научиться переживать неудачи и поражения. Не последнюю роль играет и личный пример взрослых — зачастую дети перенимают эту же модель поведения. Итак, мы снова пришли к тому, что воспитание ребенка надо начинать с воспитания самого себя.

София Шевченко

Фото с сайта onetrystory.ru

Ребенок растет и входит в мир, опираясь сначала на родителей, а потом на себя. И взрослые должны быть абсолютно надежными.

Пройти тест

«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать

«У меня не получится», «я хуже всех». Детям, которые растут с ощущением, что у других все получается лучше, очень трудно жить. Они как будто не слышат слов одобрения, не воспринимают чужую поддержку. Откуда берется эта глубокая неуверенность в себе?

«Моя 8-летняя дочь каждый раз идет на тренировку со слезами, — рассказывает 39-летняя Марина. — Она занимается художественной гимнастикой уже 4 года, делает заметные успехи, но сама считает, что у нее ничего не выходит. Перед соревнованиями — сплошные истерики: «я неправильно выполню элемент, я уроню ленту, я буду хуже всех».

Сил уже нет успокаивать и уговаривать. Может, бросить уже эту гимнастику? Не будет спорта — одной головной болью меньше. Но, с другой стороны, это значит, что мы спасовали перед трудностями? Как это скажется на дочери, когда она вырастет?»

Ребенку, который растет с ощущением, что у других детей что-то получается лучше, чем у него, очень трудно жить. Ведь каждый шаг для него, будь то освоение нового элемента в танце, концерт в музыкальной школе или проверочная работа, — это мучительное предъявление себя.

Ему хочется учиться, осваивать незнакомое, но это желание наталкивается на страх совершить ошибку и не оправдать ожидания авторитетного взрослого. Любое критическое замечание преподавателя он воспринимает как приговор: «У меня не получается, и я хуже всех».

Легко справляясь с учебой, такие дети плохо сдают экзамены: «было очень сложно», «туман перед глазами, гул в ушах, не могу прочитать вопрос задания внимательно». Часто они выдают высокую температуру и заболевают накануне ответственных мероприятий.

Дотянуться до планки

«Подобные ситуации возникают, как ни странно, в очень хороших семьях, где родители внимательны к ребенку и откликаются на все его послания, — рассказывает возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Эти родители, как правило, сами по жизни отличники, «достигаторы», они умеют прикладывать усилия, чтобы преодолевать трудности. И ребенку своему невольно высокую планку задают».

Успешным и требовательным к себе взрослым даже не приходится специально проговаривать правила. Ребенок сам считывает из атмосферы семьи: я должен быть безупречным, этого ждут от меня дома, других вариантов просто нет. Эта установка складывается с первых лет жизни.

«Приезжая консультировать родителей с 3-4-летними детьми к ним домой, я всегда предлагаю ребенку поиграть, — рассказывает Галия Нигметжанова. — В игре легче определить, насколько хорошо ребенок может общаться, сотрудничать, обходится с предметами, ставить цели. Это самые обычные игры: пирамидки, доски с геометрическими фигурами.

И часто я замечаю: мы с ребенком начинаем играть, и к нам подсаживается кто-то из родителей, чаще мама, и с большим волнением наблюдает за каждым действием ребенка.

Я ощущаю ее напряжение, замечаю, как маме важно, чтобы ребенок все выполнил правильно

Едва он нарушит правило — станет нанизывать кольца на пирамидку не в том порядке, мама тут же начинает оправдываться: «Он все умеет, просто плохо спал/ устал». Я вижу ее тревогу и чувство вины за то, что она недоучила, недоработала и не в самой лучшей комплектации предоставила своего ребенка. А мы ведь с ним просто играем!»

Ребенок легко считывает напряжение мамы и перенимает его. И когда он выходит в какую-то новую социальную среду — в детский сад, группу развития или спортивную секцию, у него появляется тревога: он придирчиво следит за своими действиями и чувствует вину за свое несовершенство.

Он зеркально отражает поведение родителей. Никто дома не говорил ему, что невозможно быть совершенным, когда только начинаешь учиться.

Действовать вместе

Как изменить этот пессимистичный сценарий? «Изменений ждать не приходится, пока сами родители не узнают себя в этих ситуациях, не соотнесут с собой эти переживания, — поясняет Галия Нигметжанова. — Я предлагаю таким родителям вспомнить: а как они сами себя чувствуют, когда оказываются в новой ситуации, с какими чувствами идут на экзамен, кастинг или ожидают ревизии, как это все для них?

Было бы очень полезно искать этот ответ вместе с ребенком, параллельно — делиться с ним своими переживаниями, страхами, что работа не получится, а экзамен не будет сдан. Вы стесняетесь записаться в танцевальную студию, хотя обожаете балет и мечтаете освоить некоторые движения?

Попробуйте записаться в студию и рассказывайте о том, что у вас (не) получается, своей дочери или сыну

Или ходите туда вместе. Рассказывайте ребенку о том, как справляетесь и как преодолеваете желание спрятать себя и скрыть свои несовершенства. И его напряжение спадет».

Вот еще несколько рекомендаций.

  • Больше обращайте внимание не на ошибки ребенка, а на то, что у него получается. Собирает он пазл или пирамидку — найдите повод порадоваться его ловкости и сообразительности. «Ты сделал вот это, и это — как здорово!»
  • Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя, самому себя оценивать. Спрашивайте чаще: «А как ты сам это видишь? Что тебе самому понравилось?» Каждый раз, когда он говорит, что у него ничего не получается, не спеша просматривайте пройденный путь, напоминайте ему, с чем он уже справился, что им сделано хорошего.
  • Подхватывайте смыслы ребенка! Речь не о том, чтобы слепо за ним следовать и попустительствовать любым его желаниям. Нет. Важно относиться с вниманием к тому, что им движет, когда он чем-то занимается. Ему нравится делать то, в чем он может быть первым? Или его главный смысл — встречаться с друзьями, ему с ними весело? Правильно поймав этот интерес, необходимо это обсудить, проговорить, поддержать: а где ты себя чувствовал первым? Как ты себя чувствовал? Остался ли ты доволен?

Ребенку, который видит, что его понимают, легче продолжать трудную для себя деятельность и находить личные смыслы в любых других делах. Он с большей отвагой берется пробовать и начинать что-то новое, не опасаясь критики и обесценивания.

Галия

Об эксперте

Галия Нигметжанова — детский, семейный психолог, соавтор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).

Источник фотографий:Getty Images

Опубликовано 21.05.2023 — 20:52 — Фисивная Любовь Павловна

«Как помочь ребенку преодолеть страх ошибки»

(журнал «Справочник классного руководителя, 2012, № 2)

Причины возникновения у ребенка боязни ошибиться

Почему так происходит? Может быть, родители что-то делают неверно? 

Скачать:

Вложение Размер
Файл oshib.docx 0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку преодолеть робость

Для вас,уважаемые родители!…

выступление « Как помочь ребенку преодолеть учебные затруднения»

Обмен педагогическим опытом…

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

Застенчивый ребёнок. Как  помочь ему?Нужно научить его быть в центре внимания и не стесняться. Для этого можно использовать  игры  «Руки» и «Гроза»….

Как помочь ребенку преодолеть агрессию. Из опыта работы.

Презентация содержит эксперсс- тест  и рекомендации для родителей и учителей…

Статья. Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение ребенка. Как помочь ребенку справиться с этим состоянием, как помочь преодолеть страх перед неудачей….

Памятка для ребенка «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье»

Памятка для ребенка «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье»…

Памятка для родителей «Как помочь ребенку преодолеть страх перед животными?»

Почему дети боятся животных? Какова помощь родителей в преодолении страха?…

  • Мне нравится  (1)

 

  • Как побороть страх совершить ошибку
  • Как побороть страх совершать ошибки
  • Как побороть страх перед ошибкой
  • Как пишется словосочетание ошибка не исправлена
  • Как пишется слово работа над ошибками на английском