Как правильно реагировать на ошибки

Похоже, ближайшие несколько столетий психологи будут жирно и, самое главное, стабильно кормиться актуальнейшей темой: как реагировать на собственные и чужие ошибки. Как реагировать грамотно, а не как нормальные люди. И если лидер знает, как и почему люди реагируют неграмотно и неконструктивно, а также — как реагировать грамотно, как следует, — его лидерство всегда будет бесспорным: он мудр и эффективен. Он умеет делать то, что недоступно другим.

Вы хотите тоже научиться этому? Тогда, по мнению профессионального психолога, ведущего российского писателя в области практической психологии Николая Ивановича Козлова, ваш первый шаг — это новый взгляд на эмоции и переживания.

Эмоции и переживания есть способ целесообразного человеческого поведения, выработанный в первую очередь в детстве и в первую очередь во взаимодействии с родителями. Это способ, который находят дети для управления родителями, для общения с родителями и для защиты от родителей.

Эмоциональное реагирование на собственные ошибки — это реакция не столько на ошибку, сколько на возможное нападение за эту ошибку. Это форма личностной защиты, но форма защиты детская и неконструктивная.

Вот типичнейшая ситуация из жизни ребенка. Девочка то ли заигралась, то ли неловко повернулась, но вот чашка — разбилась, и мама об этом скоро узнает. Девочка маленькая, но уже имеющийся опыт ей уверенно подсказывает, что, если она сейчас сообщит об этом маме спокойно или тем более весело, высока вероятность натолкнуться на мамино недовольство, а то и схлопотать по затылку. Ей это надо? Нет. Именно поэтому вы через пару секунд сможете наблюдать, как девочка ударяется в рев и с рыданиями бежит к маме: «Мама, у меня чашка разбилась! А-а-а!!» — и ближе под ее руку, чтобы к маме — прижаться… А самое главное, что реакцию мамы вы теперь предскажете так же уверенно, как и дочка: теперь мама дочку — погладит и пожалеет: «Ну как же не пожалеть, ведь она плачет, переживает!»

Правильно, вот ситуация и решена. И мудрая дочка подтвердила свой опыт: если совершить ошибку и после этого начать несчастно рыдать, то все будет хорошо. Значит, она рыдать теперь ближайшую жизнь и будет. А самое удивительное -даже тогда, когда вырастет, когда мамы уже давно с нею рядом не будет. Смысл в рыданиях исчез, а привычка — осталась…

Другие дети в аналогичных ситуациях могут защищаться другими эмоциями, среди которых все-таки выделяется защита «дуриком». Например, ребенок делает абсолютно беспомощный вид, ну идиот идиотом, и каждому родителю становится понятно, что на такого дурика ругаться совершенно бесполезно… «Дурики» бывают и другие: кто-то защищается дурацким упрямством: «Она сама разбилась!», кто-то дурашливым смехом, на который родители могут только махнуть рукой: «Господи, ну что с такого возьмешь?» — но результат всегда один: «дурик» ребенка от родителей спасает.

Еще типичная ситуация: нужно делать уроки, нужно доделать уроки и решить еще одну задачку, а ребенку это совершенно влом. Но папа — рядом. И если у ребенка будет осмысленный взгляд, от папы не увернешься, и уроками придется заниматься до упора. Впрочем… А если снова сделать дурика? Вот я устал и у меня голова уже не соображает, а доказательство — глаза бессмысленные, и на вопросы элементарные уже не отвечаю. Попробовал, сделал… — работает! Даже папа на дурике сломался, тоже махнул рукой!

А ведь все, что действительно нужно, это сделать дурацкую физиономию и отключить мозги. И то и другое умеет делать без напряга практически любой ребенок.

Вы, кстати, это тоже практиковали? А до сих пор — практикуете? А сколько вокруг себя вы наблюдаете таких обученных специалистов по благоприобретенному идиотизму?

…Действие, которое повторяется десятилетиями и регулярно получает положительное подкрепление, становится автоматической реакцией.

В нашем случае — естественной эмоцией.

И тогда уже взрослые люди, допустив ошибку или чувствуя, что ошибка возможна, на критику реагируют той или иной формой защиты. Варианты? Вспоминайте сами, может быть, вам поможет следующий достаточно типичный список защитных эмоций и речевых оборотов:

«У меня все в порядке».

Веселый дурик. «А я тут ни при чем!»

Дурик тупой и безответственный. «Так мне и надо…»

Дурик демонстрирует самобичевание. «Пожалейте меня!»

Дурик несчастный с жалобными глазами. «Вы все дураки!»

Сердитый дурик.

«Все равно у меня не получится»

Усталость и отчаяние в том же авторском исполнении. «Не хочу об этом думать»

Просто дурик.

На ошибки эмоционально реагирует тот, у кого есть на это время, кто может позволить себе занять таким образом свой досуг. Соответственно, если вы не бездельник и попусту переживать нужды не видите, надежнейший способ прекратить самобичевание — это занять себя делом.

Станьте деловым человеком и лидером, который всегда знает, что он действительно хочет, который всегда имеет какой-то интересный для него план и всегда в деле, — и самоедство перестанет вас заботить. Действительно, ну откуда тогда взять время для пустых переживаний?

Вот только — не всегда помогает. Вот что делать, когда руки заняты, а голова все равно свободна?

Синтез-технология рекомендует три великих шага, которые вы можете уверенно внедрить в себя, практикуя соответствующие внутренние жесты. Таким образом, это не просто советы, это установки для вашего сознания, диктуемые вашим же телом, и, таким образом, установки максимальной эффективности.

Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо,
короче, ошиблись, то —

1. Нужно просто сказать себе: «Ошибочка!»

И убедительно лапки в сторону с интонацией: «Всякое бывает!»

2. Скрестив руки, нежно и бережно обнять себя за плечики и сказать себе дополнение: «Я хороший!»

Такая простая фраза, а творит чудеса. Собственно, люди и ругаются только тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» — и руганью себя защищают. А обнимешь жену любимую, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!» — она и ругаться перестает. Пробовали?

3. Вам стало хорошо, только не очевидно, что дела на этом завершены. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

После чего все последствия вашей ошибки можно оперативно исправить.

Вы хотите научиться управлять своими чувствами и их проявлениями, правильно- конструктивно реагировать как на свои так и на чужие ошибки? В этом вам с удовольствием приглашаем вас в учебный центр «Синтон», на тренинг «Мир эмоций: искусство быть счастливее».

Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы допустили промах на работе, и вам предстоит объяснение с руководством. Как вести себя и что делать для восстановления репутации? Для начала, успокойтесь и основательно подготовьтесь к разговору с начальством.

Ошибки и просчеты на работе, как быть?

Ошибки и просчеты на работе, как быть?

Вам предстоит напряженный разговор. Подготовьтесь к нему правильно. В этой статье мы рассмотрим различные советы экспертов по этому вопросу.

1. Успокойтесь

Прежде всего, переведите дух. Стресс перед разбирательством часто бывает намного хуже, чем сам разговор. Если ваша ошибка действительно серьезна, не спешите на разборки с начальством.

Дайте себе время одуматься, просто посидеть и отдохнуть, собраться с мыслями. Как говорил Ницше «Что меня не убивает – делает сильнее». Ошибки распространенное явление. Erare humanum est – человеку свойственно ошибаться. Латынь права – все мы люди.

Главное уметь правильно относиться к своим промахам и извлекать из них полезный опыт, учиться на ошибках. Также стоит поработать над собой, чтобы не повторять подобного в будущем.

С точки зрения психологии не бывает ошибок – бывает результат. В целом мы достигаем определенных результатов в нашей деятельности. Оценка их дается самим человеком. Допустим, итог оказался плачевным. Не стоит сразу во всем винить себя замыкаться, лезть в бутылку и так далее.

Стоит трезво оценить ситуацию, разобраться в вопросе. Возможно подобный промах поможет лучше выявить какие-то давно назревавшие проблемы в управлении или в коллективе. Главное спокойствие, что принесет только положительный результат и позволит принять правильные меры. У вас будет время на понимание того, что следует предпринять, а это в свою очередь приведет к будущим успехам.

2. Не затягивайте объяснение

Беспокоить начальство по каждой мелочи не стоит. Однако если ситуация требует вмешательства, то медлить с этим не нужно. Можно отложить разговор на некоторое время, если ситуация не срочная, чтобы хорошенько подумать и справиться с эмоциями.

Личная подача проблемы лучше всего. Гораздо хуже если начальник узнает о ней со стороны. Не нужно быть самоуверенными и справляться с ситуацией самостоятельно. Промедление в решении может вызвать негативное отношение начальства.

Рассмотрим простую ситуацию. Вы вышли за рамки бюджета в каком-либо проекте. Вы лично ответственны за принятие решений, но денег катастрофически не хватает. Ограничение во времени только давит на психику. В этой ситуации может возникнуть неожиданное решение, воплотив которое вы не добились разрешения проблемы и это заметило начальство.

Естественно, что это вызовет недовольство руководителя. В итоге, если вы растеряетесь и не сможете адекватно обрисовать ситуацию, можно избежать увольнения, но после этого вы будете подвержены постоянному контролю со стороны руководства.

3. Признайте вину

Обсудите ситуацию с начальником приватно. Объективно расскажите, как продвигается дело, каких положительных успехов вы смогли добиться. Обрисуйте ситуацию по планированию дел. Не нужно отрицать свою вину или перекладывать ответственность на третьих лиц.

Обещайте, что подобного в будущем не повторится. При этом не нужно говорить «я постараюсь», лучше использовать вариант «я обдумаю, что можно предпринять в этом деле». Обязательно скажите, что сделаете максимум возможного, чтобы подобное не повторилось в будущем.

Обрисуйте конкретные направления вашей деятельности в решении ситуации, а также попросите совета у начальника. Стоит упомянуть о положительном опыте, который вы получили из этой ситуации.

Не избегайте наказания, примите его. Разумеется, эмоции присущи всем и первоначально ваш руководитель может их бурно проявить. Если вы не растеряетесь и правильно поведете диалог, то в вашей власти перевести его в деловое русло, акцентировав внимание на важных вопросах.

4. Не перегибайте палку

Вашей первоочередной задачей является сохранение вашего лица и авторитета перед начальником. Прежде всего, избегайте одной ловушки. Не перегибайте палку и не доказывайте слишком усердно, что вы прекрасный профессионал и не допустите подобного в будущем. Никаких оправданий.

Не берите на себя повышенных обязательств. Хорошо обдумайте каким образом получить доверие начальства. Выскочки здесь проигрывают, поэтому просто обычно выполняйте свои обязанности и давайте полный отчет в своих действиях руководству. Подготавливайте различные предложения и вовремя показывайте боссу.

5. Сохраняйте самообладание

Допустим, вы сами являетесь начальником, и ваши подчиненные совершили ошибку. Не нужно срываться на них. Определите, прежде всего, вид ошибки: к профессиональной деятельности она относится или управленческой. Вы выяснили, что вина лежит на каком-либо сотруднике. Необходимо с ним поговорить. Стоит признать свои собственные ошибки, если вы определили, что дело в них.

Предположим, вы только что наняли нового служащего. У него прекрасные характеристики с прошлой работы и накоплен нужный опыт в необходимой области. Он заверял вас, что у него есть все необходимые для данной работы навыки.

На повестке дня новый рабочий вопрос и новичок вызывается его курировать. Вы посчитались с его прошлыми заслугами, выслушали красноречивое выступление и доверили проект. И далее начинаются проблемы.

Допустим, новенький сам решил все делать и этим вызвал негативное отношение коллектива. На этом поприще он просто «зарывается» и приходит к вам с повинным видом, что упустил важного клиента. Что вы предпримете в этой ситуации? Конечно, правильным решением будет просто отстранить сотрудника от дела, что вы, скорее всего, сделаете в плохом настроении.

Однако стоит понять, что вы сами назначили его на этот проект и именно ваше решение было окончательным. Следует сделать выводы для себя и в будущем не поступать подобным образом. Не поддаваться эмоциям.

Не нужно перекладывать вину на других, если вы виноваты перед начальством. Естественно, что вы не хотите понести наказание, но помните, что любая ошибка ваших подчиненных это прежде всего ваша собственная вина. Лучше расскажите о мерах, которые вы предприняли по решению возникшей проблемы и что все виновные уже понесли заслуженное наказание.

Главный совет дня

Главное будьте честны – не пытайтесь оправдаться и переложить вину на других. Признайте свои ошибки, расскажите о проблеме и предложите пути решения.

© Сергей, BBF.RU

Похоже, ближайшие несколько столетий психологи будут жирно и, самое главное, стабильно кормиться актуальнейшей темой: как реагировать на собственные и чужие ошибки. Как реагировать грамотно, а не как нормальные люди. И если лидер знает, как и почему люди реагируют неграмотно и неконструктивно, а также — как реагировать грамотно, как следует, — его лидерство всегда будет бесспорным: он мудр и эффективен. Он умеет делать то, что недоступно другим.

Вы хотите тоже научиться этому? Тогда, по мнению профессионального психолога, ведущего российского писателя в области практической психологии Николая Ивановича Козлова, ваш первый шаг — это новый взгляд на эмоции и переживания.

Эмоции и переживания есть способ целесообразного человеческого поведения, выработанный в первую очередь в детстве и в первую очередь во взаимодействии с родителями. Это способ, который находят дети для управления родителями, для общения с родителями и для защиты от родителей.

Эмоциональное реагирование на собственные ошибки — это реакция не столько на ошибку, сколько на возможное нападение за эту ошибку. Это форма личностной защиты, но форма защиты детская и неконструктивная.

Вот типичнейшая ситуация из жизни ребенка. Девочка то ли заигралась, то ли неловко повернулась, но вот чашка — разбилась, и мама об этом скоро узнает. Девочка маленькая, но уже имеющийся опыт ей уверенно подсказывает, что, если она сейчас сообщит об этом маме спокойно или тем более весело, высока вероятность натолкнуться на мамино недовольство, а то и схлопотать по затылку. Ей это надо? Нет. Именно поэтому вы через пару секунд сможете наблюдать, как девочка ударяется в рев и с рыданиями бежит к маме: «Мама, у меня чашка разбилась! А-а-а!!» — и ближе под ее руку, чтобы к маме — прижаться… А самое главное, что реакцию мамы вы теперь предскажете так же уверенно, как и дочка: теперь мама дочку — погладит и пожалеет: «Ну как же не пожалеть, ведь она плачет, переживает!»

Правильно, вот ситуация и решена. И мудрая дочка подтвердила свой опыт: если совершить ошибку и после этого начать несчастно рыдать, то все будет хорошо. Значит, она рыдать теперь ближайшую жизнь и будет. А самое удивительное -даже тогда, когда вырастет, когда мамы уже давно с нею рядом не будет. Смысл в рыданиях исчез, а привычка — осталась…

Другие дети в аналогичных ситуациях могут защищаться другими эмоциями, среди которых все-таки выделяется защита «дуриком». Например, ребенок делает абсолютно беспомощный вид, ну идиот идиотом, и каждому родителю становится понятно, что на такого дурика ругаться совершенно бесполезно… «Дурики» бывают и другие: кто-то защищается дурацким упрямством: «Она сама разбилась!», кто-то дурашливым смехом, на который родители могут только махнуть рукой: «Господи, ну что с такого возьмешь?» — но результат всегда один: «дурик» ребенка от родителей спасает.

Еще типичная ситуация: нужно делать уроки, нужно доделать уроки и решить еще одну задачку, а ребенку это совершенно влом. Но папа — рядом. И если у ребенка будет осмысленный взгляд, от папы не увернешься, и уроками придется заниматься до упора. Впрочем… А если снова сделать дурика? Вот я устал и у меня голова уже не соображает, а доказательство — глаза бессмысленные, и на вопросы элементарные уже не отвечаю. Попробовал, сделал… — работает! Даже папа на дурике сломался, тоже махнул рукой!

А ведь все, что действительно нужно, это сделать дурацкую физиономию и отключить мозги. И то и другое умеет делать без напряга практически любой ребенок.

Вы, кстати, это тоже практиковали? А до сих пор — практикуете? А сколько вокруг себя вы наблюдаете таких обученных специалистов по благоприобретенному идиотизму?

…Действие, которое повторяется десятилетиями и регулярно получает положительное подкрепление, становится автоматической реакцией.

В нашем случае — естественной эмоцией.

И тогда уже взрослые люди, допустив ошибку или чувствуя, что ошибка возможна, на критику реагируют той или иной формой защиты. Варианты? Вспоминайте сами, может быть, вам поможет следующий достаточно типичный список защитных эмоций и речевых оборотов:

«У меня все в порядке».

Веселый дурик. «А я тут ни при чем!»

Дурик тупой и безответственный. «Так мне и надо…»

Дурик демонстрирует самобичевание. «Пожалейте меня!»

Дурик несчастный с жалобными глазами. «Вы все дураки!»

Сердитый дурик.

«Все равно у меня не получится»

Усталость и отчаяние в том же авторском исполнении. «Не хочу об этом думать»

Просто дурик.

На ошибки эмоционально реагирует тот, у кого есть на это время, кто может позволить себе занять таким образом свой досуг. Соответственно, если вы не бездельник и попусту переживать нужды не видите, надежнейший способ прекратить самобичевание — это занять себя делом.

Станьте деловым человеком и лидером, который всегда знает, что он действительно хочет, который всегда имеет какой-то интересный для него план и всегда в деле, — и самоедство перестанет вас заботить. Действительно, ну откуда тогда взять время для пустых переживаний?

Вот только — не всегда помогает. Вот что делать, когда руки заняты, а голова все равно свободна?

Синтез-технология рекомендует три великих шага, которые вы можете уверенно внедрить в себя, практикуя соответствующие внутренние жесты. Таким образом, это не просто советы, это установки для вашего сознания, диктуемые вашим же телом, и, таким образом, установки максимальной эффективности.

Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо,
короче, ошиблись, то —

1. Нужно просто сказать себе: «Ошибочка!»

И убедительно лапки в сторону с интонацией: «Всякое бывает!»

2. Скрестив руки, нежно и бережно обнять себя за плечики и сказать себе дополнение: «Я хороший!»

Такая простая фраза, а творит чудеса. Собственно, люди и ругаются только тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» — и руганью себя защищают. А обнимешь жену любимую, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!» — она и ругаться перестает. Пробовали?

3. Вам стало хорошо, только не очевидно, что дела на этом завершены. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

После чего все последствия вашей ошибки можно оперативно исправить.

Вы хотите научиться управлять своими чувствами и их проявлениями, правильно- конструктивно реагировать как на свои так и на чужие ошибки? В этом вам с удовольствием приглашаем вас в учебный центр «Синтон», на тренинг «Мир эмоций: искусство быть счастливее».

Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Спортивный психолог Екатерина Буча поделилась с Office Life мнением, почему многим людям присущ страх совершать ошибки, а также как их принимать и работать над ними.

Екатерина Буча

Екатерина Буча,

спортивный психолог

Какова реакция мозга, когда человек совершает ошибку?

Мозг в этом случае никак не реагирует, потому что он выполняет определенный алгоритм действий. Есть сформированный навык, который вы реализуете. Люди часто говорят: «Я бы мог поступить по-другому». Это самообман. Потому что в этот момент человек мог делать только то, что записано в алгоритме, которому следует его мозг (словно механизм, выполняющий программно заложенный набор действий).

А вот страх совершить ошибку — это уже реакция эмоциональная. Причем тип темперамента и психологическое состояние влияют на то, как человек будет переживать ошибку. Сангвиники посмеются над ситуацией, холерики станут злиться, флегматики скроют свои эмоции за маской спокойствия, а меланхолики будут в печали.

Если человек после совершения ошибки испытывает гнев, то за этим стоят его неоправданные ожидания. А вот состояние печали отражает чувство упущенной возможности.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Почему мы боимся совершать ошибки?

Детский опыт. Он существенно влияет на то, почему мы часто ассоциируем ошибки с катастрофой. Приведу в качестве примера одну ситуацию с развитием событий по двум сценариям. Ребенок упал на улице. Первая и наиболее часто встречающаяся реакция родителей — крик. Результат — ребенок плачет и кричит. Второй вариант — спокойная реакция родителей, которая приводит к адекватной оценке ситуации. Результат — ребенок спокойно встанет и продолжит играть.

Точно так же и с ошибкой: степень испуга зависит от того, как взрослые реагировали на ошибки человека, когда он был ребенком.

Страх осуждения общества. К сожалению, наша образовательная (оценочная) система построена таким образом, что за совершенную ошибку человек получает неудовлетворительную оценку. Это формирует негативное стрессовое отношение к оплошностям, так как потом обычно следует негативная реакция окружающих (родителей, одноклассников/одногруппников).

Адекватной же реакцией учителей/воспитателей/тренеров было бы спокойное разъяснение ошибки ребенку и предоставление возможности исправить ее.

Внутренние убеждения. У многих людей есть свои правила, как надо выполнять задачу и каким должен быть результат. И в эти самые правила входит табу на совершение ошибок. Допуская ошибку, человек применяет разные формы самонаказания. Особенно это характерно для убежденных перфекционистов.

Мнение: «Ошибка — определенный опыт и урок». Это самооправдание или правда?

Ошибка — это не новый опыт. Однако благодаря ей мы можем обнаружить пробелы в своих знаниях.

Почему мы воспринимаем ошибки как новый опыт? Потому что ранее мы с этим не сталкивались — проблема была, но мы о ней не знали. Если из ошибки извлекать новый урок путем ее анализа, тогда это новый опыт. Но если наступать на один и те же грабли — пользы не будет. Ошибка — это незнание.

Самооправданием же является принятие или отрицание ошибки без ее анализа.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Как научиться конструктивно реагировать на свои ошибки и принимать их? Рекомендации

1) Проведите комплексный анализ ошибки. Примите ее спокойно, не отрицая. Определите причины, которые привели к ошибке, а также разработайте конкретный план по ее исправлению.

2) Воспринимайте ошибку как благо, потому что благодаря ей вы можете стать лучше. Я всегда прошу своих спортсменов описать полный алгоритм их действий; и та часть движения, которую они не укажут, — причина неудачи. Мозг работает на уровне алгоритмов, поэтому прописывать на бумаге их нужно максимально четко: начиная с глагола и не используя частицу «не». Но если вы пропишете в своей голове неполный алгоритм, то и выполнение будет соответствующим (и не стоит списывать все на случайность).

Мои рекомендации, как можно исправить ошибочно повторяющееся действие.

  • Пропишите свой правильный алгоритм действия, отвечая на вопрос «что сделать?». Прописывать необходимо от первого лица начиная с глагола.
  • Визуализируйте действие из алгоритма — просмотрите его мысленно как кино.
  • Примените верный алгоритм на практике.

Известный факт, что на формирование привычки нужен 21 день (нейросеть формируется каждые семь дней). Для того чтобы она стала крепкой и устойчивой, необходимо пройти три цикла. Их количество может варьироваться в зависимости от физиологических и психологических данных определенного человека. Если после выполнения определенных действий вы продолжаете совершать ту же ошибку, не пугайтесь, не ругайте себя. Скажите себе: «В этой ситуации я хотел поступить по-другому». Снова покажите мозгу правильную картинку. Это можно переносить не только на физические упражнения, но и, например, на переговоры.

Очень важно не подкреплять ошибку негативом, потому что мозг очень восприимчив к этому и запишет это действие как то, на которое не стоит тратить силы.

Часто встречаются ситуации, когда люди не работают над своей ошибкой на протяжении полного цикла формирования нейронных связей, мотивируя это тем, что схема не работает с первых дней. Также возможны ситуации, когда после сильного стресса люди скатываются в начало и им приходиться работать над ошибкой заново. Но терпение и труд помогут достичь вершин.

Если же вам кажется, что вы верно прописали алгоритм, но ошибка продолжает вылезать, возможно, вы чего-то не знаете. Тогда нужно обратиться за помощью к специалисту (тренеру или психологу) или человеку, который верно выполняет желаемое вами действие.

Реакция на собственные ошибки

01 октября 2022 г., 21:45

Реакция на собственные ошибки предполагает несколько разных направлений.

Что и как сказать либо сделать, если вашу ошибку заметили окружающие? Просто заметили либо вам на нее указывают? Как реагировать внутренне, что думать и как переживать (либо не переживать), если свою собственную ошибку заметили вы сами?

Деловой подход

С одной стороны, есть деловой подход.

При направленности вовнутрь, к себе — это работа над ошибками.

То есть — понять причину ошибки, сделать необходимые выводы, организовать себе учебу или другую помощь, чтобы на будущее такие ошибки не повторялись либо повторялись реже. Смотри Работа над ошибками

При направленности вовне, к людям и миру, это реакция на претензии.

Вы совершили ошибку, претензии к вам возможны — как на это реагировать? Наверное, исправить ошибку, возместить нанесенный ущерб, рассказать о выводах на будущее — и заняться делом.

Психологический подход

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВНУТРЕННЕЕ ХОРОШО»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Личностно-психологический подход — это реагирование на ошибку с точки зрения того, как к ней (и к тому, кто ее совершил) следует относиться, что по этому поводу чувствовать.

При направленности вовнутрь, к себе — это управление переживаниями при ошибке.

Разумно успокоиться, поддержать себя, перенастроиться на дело. Смотри Переживание ошибки

При направленности вовне, к людям и миру, это реакция на замечания и критику.

Замечания — это совсем не обязательно претензии, собственно по делу от вас. возможно, человек ничего и не ждет, но колкие замечания по поводу ваших ошибок отпускает. С вашей стороны, как минимум — извиниться, объяснить ситуацию, поддержать и успокоить тех, кто расстроился. Обсуждение смотри Как реагировать на замечания и критику

  • Как реагировать на ошибки
  • Эмоциональное восприятие
  • Курс — Внутреннее хорошо

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Упражнение «Ошибочка» - защита от самоедства"

01 янв. 2013 г.

В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия, многих людей начинают мучить бесплодные переживания: «Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог…» и так далее. Подобного рода переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.

Картинка к "Людям, увлеченным самоедством, рекомендую…"

10 апр. 2018 г.

В течение месяца я работала с упражнением «Ошибочка», которое учит спокойно относиться к своим случайным промахам, неудачам, нелепым ошибкам.

Картинка к "Как реагировать на замечания и критику"

01 янв. 2001 г.

Несправедливую критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. «Собаки лают, караван идет». Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов. Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме.

Картинка к "Признание ошибки"

01 окт. 2022 г.

Обычно человек не любит признавать свои ошибки. Такое поведение формируется в детстве: детям свойственно дразнить друг друга за промахи, а за серьезные просчеты наказывать. Подобное отношение окружающих может проявляться и во взрослой жизни. В результате человеку проще и комфортнее не замечать, не признавать своих ошибок. Во взрослой жизни такое поведение сложно назвать эффективным

Картинка к "Психологическая защита"

01 янв. 2013 г.

Четких границ, отделяющих психологическую защиту от просто невоспитанности и дурных привычек — похоже, нет. Те, кто видят в не вполне адекватном поведении невоспитанность — ищут возможности человека научить более адекватному поведению. Те, кто видят в том же поведении психологическую защиту, ищут возможность его полечить. Думается, что правы оба подхода, но первым действием должны быть обучающие, воспитательные воздействия — они обычно проще, эффективнее и не подсаживают человека на психотерапию.

Картинка к "Реакция на ошибки"

01 янв. 2010 г.

Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.

Ошибки бывают разные. И дети их совершали, совершают и совершать будут. Скажу крамольное: дети должны совершать много ошибок, глупых и разных — такова жизнь.

Предоставьте ребёнку право на ошибку! Мантра для взрослого

Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей? Во-первых, молниеносно: мы пикируем на ребёнка, как орёл на свою жертву. А во-вторых, эмоционально и, я бы даже сказала, очень громогласно.

Что же делать? Наберитесь терпения. Не реагируйте поспешно. Берите тайм-аут. Держите паузу. Остановите собственную первую импульсивную и излишне эмоциональную реакцию на ошибку ребёнка. Вы расстроены? Раздосадованы? И даже разозлены? В таком случае уйдите от общения со своими домашними и особенно с детьми. Переживите импульсивную стадию в одиночестве, «чтобы потом не было мучительно больно» (ребёнку) и стыдно (вам) за всё сказанное и сделанное.

Когда мы ругаем ребёнка, то, сами того не желая, даем ему понять, что он — плохой, что мы его не любим. Особенно вредно ругать за промахи и оплошности маленьких детей и младших школьников — это снижает самооценку растущего человека, делая его неуверенным, робким, нерешительным и нервным. Более старших детей ругать просто не очень эффективно, а уж с подростками — и вовсе опасно: можно надолго оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.

Как правильно реагировать на ошибки?

Не стоит долго акцентировать внимание — своё и ребёнка — на допущенной ошибке. Вместо этого ему надо показать выход из создавшейся ситуации.

Уважаемые взрослые, не зацикливайтесь на том, кто виноват и как его побольнее наказать. Лучше сконцентрируйтесь вместе с ребёнком на том, что делать. А с более старшим ребёнком сосредоточьтесь ещё и на том, что же из этого следует.

Не требуйте с малыша всегда вести себя примерно, не ждите послушной же юности и вообще — совершенной и безупречной жизни вашего отпрыска. Невротическим родителям свойственно хотеть и требовать невозможного — но делать это просто бессмысленно! Они кричат, ругают, при этом оскорбляя и унижая ребёнка. Он приходит в смятение: «Я ошибся! Что же делать?!». А взрослый не подсказывает ему способ исправить положение. И в сознании малыша закрепляется парадигма: «Я ошибся. Я — плохой!».

Далее растущий человек будет сам искать выход. И, может быть, найдёт такой: «Я ошибся. Надо всё скрыть, иначе мне будет плохо». Вас такое устраивает?

Когда же родители деликатно подсказывают ребёнку реальный способ исправить ошибку, он учится брать на себя ответственность за свои промахи и добиваться их исправления. Создается парадигма: «Сам ошибся — сам и исправь (или попроси о помощи)», или «За свои ошибки ответственен я сам».

Хорошим примером исправления ошибки может быть спокойная просьба взрослого, чтобы ребёнок сделал что-то в качестве компенсации за допущенную оплошность. Тем самым мы предоставляем ребёнку право реабилитироваться, право искупить и загладить свою вину. У любого человека, у растущего тем более, непременно должно быть такое право.

Так как же лучше всего взрослым реагировать на ошибки, оплошности и промахи детей? Спокойно, позитивно, конструктивно! Почему-то многие уверены, что пристыдить ребёнка и сразу же заставить извиниться за содеянное (а ведь часто он и не хотел делать ничего плохого!) — это лучшая методика. Но, это не так, уважаемые взрослые, это совсем не так!

Ни в коем случае не будьте злопамятными. Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего? Зачем несколько раз, а ещё «лучше» — как можно больше раз ребёнку об этом напоминать? Да уж, мы припомним своему чаду все в минуту гнева!

Не надо, остановитесь! Вы разрушаете самооценку маленького человека. Вы портите ребёнку настроение и нервы одновременно. Кроме того, своими негативными эмоциями блокируете всякое желание учиться на ошибках, что и так у детей проходит со скрипом, я бы даже сказала, с громким скрежетом.

Предоставьте ребёнку право на ошибку! Мантра для взрослого

Уважаемые взрослые, уймитесь, прекратите! Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу! Кстати сказать, дети делать это будут всё равно — и без нашего на то благословения.

При спокойно-конструктивной реакции взрослых на допущенную ошибку ребёнок быстрее разберётся в том, что произошло, и что теперь с этим делать. Но условия для эффективной учёбы ему должны и могут создать взрослые. А мы, к сожалению, ищем самого простого и быстрого решения проблемы: «На него как закричит, как ногами застучит…».

Быстро с детьми не бывает. А просто — тем более. На мой взгляд, не надо быстро, а надо — хорошо! Да и вообще, что мы с вами всё об ошибках, давайте больше говорить с детьми об успехах!

Вы — само совершенство?

Вряд ли вы считаете себя идеалом, совершенством и безгрешным созданием. Поэтому лучше не пользоваться в своей речи фразой «Вот я, например…». Постепенно у детей прекрасно получается находить контрпримеры в противовес нашим, таким мудрым и педагогически правильным. Лично вас в пример другим имеет право поставить только сам ребёнок — и если вы дождались такого, это, поистине, грандиозный успех!

Знаете, что самое сложное для родителей? Нет, не растить ребёнка, не ухаживать за ним, недосыпая ночей. Нет, не обеспечивать своё дитя материально. И даже не принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Нет! Как показывает жизнь, самым трудным для взрослых является умение сначала разглядеть ошибки в собственном поведении, признать их, а потом начать корректировать. Исправлять не промахи и ошибки ребёнка, а свои промахи и ошибки. Если такое вам по плечу, то вы — действительно мудрый воспитатель. Ведь дело в том, что пока взрослый человек не видит (не хочет видеть?) собственных родительских ошибок и не признаёт их, он и не может ничего изменить.

Мантра взрослого, уставшего от ошибок (как собственных, так и детских)
Ура! Я ошибаюсь, значит, я существую!
Я ошибаюсь, значит, я — не бездельник!
Я ошибаюсь. Значит, я живу!
И ровно то же самое происходит с моим ребёнком.

Работа над ошибками для родителей

Упражнение № 1. Повторение. Заучите эту мантру наизусть и шёпотом повторяйте её перед сном. Когда вы дома одни, можете повторять мантру в полный голос.

Упражнение № 2. Чистосердечное признание собственной ошибки. (Хочу предупредить: не у всех это сразу получится). Допустив ошибку, попробуйте сказать, глядя детям в глаза: «Я был не прав, извини, позволь мне исправиться!» Скорее всего, дети потом будут поступать точно также.

Упражнение № 3. Реабилитация. Простите ребёнка за допущенную ошибку сразу и с лёгкостью, но при этом попросите с него компенсацию. Другими словами, дайте ему возможность реабилитироваться.

Упражнение № 4. Разбор полётов. Вместо нотаций и ругани постарайтесь вместе с ребёнком провести анализ случившегося. Задайте ему простой вопрос: «Как думаешь, почему так получилось?». И следующий вопрос: «Что думаешь делать дальше, чтобы исправить это?». Не подсказывайте сразу, а тем более не давайте детям готовых ответов — пусть они ищут их сами.

Упражнение № 5. «Просто промолчите». (Упражнение повышенной трудности!)

Почему мы, взрослые, с пеной у рта доказываем свою правоту детям? Стоит ли ее без конца демонстрировать — с гордостью и осознанием собственной значимости? Такая уж у наших детей работа — всё время ошибаться, а, следовательно, учиться. В следующий раз вместо фразы «а я тебе что говорила?!» просто промолчите. Предоставьте ребёнку право на ошибку.

«Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего?»
Как это верно, как вы правы! Но что делать, если свекровь действует именно по этому принципу!? Она говорит только об этом, и ни о чем другом, повторяет как мантру «Он ни грамма не слушается!». Только зайдя в дверь, начинает на мальчишку орать, перечисляя все двойки, потерянные вещи, испачканные брюки и т.п., начиная с прошлой недели. Ребенок срывается и впадает в истерику. Я внутренне зверею и пытаюсь перевести разговор на другую тему. И ничего не поделаешь. Потому что больше оставлять ребенка не с кем, а муж ничего плохого про мать слышать не хочет.

2014-04-07, _Natalia_

«Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу!»
Прелесть какая… Я так понимаю, воображение автора не распространяется дальше порванных штанов или чавканья за столом? А если отравился, решив попробовать бабушкиных таблеток, вышел из окна 5го этажа или бегал по проезжей части оживленного проспекта? Пусть дальше ошибается, авось и в следующий раз откачают?

2012-07-10, Нэко

Еще бывают товарищи, которые не обобщают ошибки. То есть застряв в одной двери, он не будет осторожнее с дверью другой конструкции. С дверью/ножом/инструментом вообще. Поэтому метод естесственных последствий не работате. В младенчестве работал прекрасно, так как последствия все были сразу же. А теперь они отложены, замаскированы другими факторами, и дитятко их не осознаёт.

2012-07-11, Oazis

все не так просто, бывают разные ошибки.
ошибки делать даже полезно, т.к. это учит, как их избегать.
а если ребенок делает одну и ту же ошибку 25 раз подряд, и ничему не учится?

2012-07-10, мать-ехидна

Чтобы ругать ребенка за ошибки надо быть сто процентов уверенным, что сам никогда ошибок не совершаешь. Много ли найдется таких взрослых?

2012-07-12, Eliana

Меня удивляет, что есть родители, живущие по другому. Я ничего нового для себя в статье не открыла. Но видно, кому то она нужна.

2012-07-06, лината

Вас удивляет, а к сожалению есть много семей, которым эту статью ни то что прочесть необходимо, а скорее вбить в голову!

2012-07-10, NightAngel

Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.


Download Article


Download Article

Do you have trouble accepting yourself when you make mistakes? Do you find it hard to learn from your mistakes, so that you keep falling into the same old habits? It can be challenging to accept that we’ve made mistakes, especially if we’re coming from a perfectionistic background where «excellence» is confused with «never making a mistake.» Making a mistake is also sometimes different from failure; failure is a result of not succeeding at a conscious effort, but mistakes can be unconscious. Fortunately, there are steps you can take to be more accepting of your mistakes, and there are also techniques you can use to make the most of your mistakes.

  1. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 1

    1

    Give yourself permission to mess up. There are many reasons you should give yourself permission to make mistakes. Making mistakes is inevitable and part of being human. It’s also a valuable source of instruction and will enrich your life. It can teach you to try new things and expand your horizons.[1]

    • For example, you may want to learn how to cook. Starting out, say to yourself “I’m new at this cooking stuff and I’ll probably make mistakes. That’s okay. It’s all part of the process.”
    • Sometimes, the fear of making mistakes—perfectionism—can keep you from trying new things or completing projects because you’re so afraid of not doing well that you can’t bring yourself to act. Don’t let this happen to you.
  2. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 2

    2

    Acknowledge the force of habit. Sometimes, mistakes are not caused by an effort on our part, but the lack of it. We can’t exert maximum effort every single day in every element of our lives. Things that we do frequently, such as driving to work or making breakfast, can become so habitual that we don’t focus on them. This is actually helpful, because it allows us to spend energy on other things that require more attention. However, sometimes this force of habit can lead us into making mistakes. Acknowledge that this is part of being a human with finite energy and attention resources.

    • For example, perhaps you drive the same way to work every day, 5 days a week. On the weekend, you are supposed to drive your kid to soccer practice, but you realize you’ve gone on “autopilot” and have started driving to work instead. This is a natural mistake, the result of habit. Beating yourself up for this mistake is unhelpful. Instead, acknowledge your slip-up and move on.
    • Studies suggest that you may be able to compensate for mistakes made on autopilot, even when you aren’t aware of them consciously. Studies conducted with skilled typists suggest that you slow down when you make a mistake typing, even if you are not consciously aware of doing so.[2]
    • Studies also suggest that about 47% of the time, people are “checked out”, or allowing their minds to wander from the task at hand. This is often when mistakes happen. If you find that you’re frequently making mistakes due to “mind wandering,” consider trying some mindfulness exercises to bring your attention back to the present moment.[3]

    Advertisement

  3. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 3

    3

    Distinguish between errors of commission and errors of omission. Mistakes aren’t always the result of some effort you’ve made. Sometimes, you can make a mistake by not doing something, too. Laws generally distinguish between commission (doing something that shouldn’t have been done) and omission (not doing something that should have been done), with commission usually being seen as more severe.[4]
    Errors of omission are usually more common than errors of commission.[5]

    • Errors of omission can still have an effect on your life, however. For example, if your company does not keep up with the latest developments in technology, it could impact your financial future.
    • It’s important to acknowledge both types of mistakes, because you can learn from both of them. Some people try to avoid errors of commission by doing as little as possible and taking no responsibility, but this doesn’t keep you from errors of omission, and it’s also not a very helpful way to live or grow.
  4. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 4

    4

    Distinguish between mistakes and bad decisions. It’s important to know the difference between mistakes and bad decisions. Mistakes are simple errors, like reading a map wrong and taking the wrong exit. Bad decisions are more intentional, like taking the scenic route to a meeting and inconveniencing the other person by being late. Mistakes are understandable and may require less focus on correcting. You should accept bad decisions just like mistakes, but it pays to pay more attention to them.

  5. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 5

    5

    Focus on your strengths as well. It’s important to avoid getting bogged down in what you’re doing wrong. Try to balance self-criticism with celebrating what you do well.[6]
    This can be celebrating things you’re already good at or celebrating areas where you’re seeing improvement. There’s no point trying to improve if you can’t appreciate the result of your efforts.

    • You may be new to cooking, but perhaps there’s something that clicks instantly with you. Maybe you can tell just what spice a recipe needs simply by tasting. Give yourself credit for these strengths.
  6. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 6

    6

    View mistakes as an opportunity. There are mechanisms in the brain that help us detect when we do something wrong. The brain signals to us when we make an error. This can be really helpful during the learning process. Making mistakes can help us focus more closely on what we’re doing and try to do our absolute best.[7]

    • Research even suggests that some experts, like doctors, can fail to correct mistakes because they trust their own judgment too much. There are benefits to being open to mistakes and viewing them as an opportunity, even after you’ve become really good at something.[8]
  7. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 7

    7

    Look at how long it takes to become an expert. Research suggests that it can take ten years of experimenting with a skill and making mistakes to become truly good at it. This is true for everyone from the composer Mozart to the basketball player Kobe Bryant.[9]
    Go easy on yourself if at first you don’t succeed, because that’s normal. It takes a lot of effort over a long period of time to achieve greatness at something.

  8. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 8

    8

    Reframe decisions as experiments. Part of the problem with not allowing yourself to make mistakes is thinking that you have to make the perfect decision every time. Instead of this unrealistic goal, try to reframe your decisions as experiments instead. An experiment may have good or bad consequences. You can still do your best to achieve good consequences, of course, but this will take some of the pressure off.[10]

    • For example, with cooking, approach recipes with an experimental attitude. Avoid expecting the perfect dish. Instead, see it as an opportunity to experiment and learn more about the whole cooking process. This will help you avoid judging yourself for messing up, which you undoubtedly will at some point.
  9. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 9

    9

    Discover how the brain deals with mistakes. The brain actually has specific nerve cells that help us watch our performance, detect mistakes, and then learn from what we did wrong.[11]
    The brain also has difficulty accepting that it has made an error, however. The brain can reframe an experience into something positive in order to avoid accepting that it has made a mistake. If you have difficulty recognizing and accepting your mistakes, this is probably why.[12]
    Understanding how your brain deals with mistakes can help you be more aware of your own experience.

    • Your brain has essentially two responses to mistakes: problem-solving mode (“Why did this happen? How can I make it not happen again?”) and shut-down mode (“I’m going to ignore this mistake”). The problem-solving mode, unsurprisingly, helps you learn from your mistakes and correct them in the future. It is commonly seen in people who believe intelligence is flexible, and that everyone is capable of development. The shut-down mode is often seen when you believe that your intelligence is “fixed”: you’re either good or bad at something, and that’s that. This type of thinking keeps you from learning and growing.[13]
  10. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 10

    10

    Understand how society views mistakes. We live in a society that’s afraid of making mistakes.[14]
    We grow up being encouraged to make as few mistakes as possible. People who manage to get ahead are those who take this seriously. Do well in high school and you’ll get scholarships to university. Do well in university and you’ll graduate with a high GPA and honors. There’s little room for messing up. So if you have a hard time accepting your mistakes at first, go easy on yourself, because it’s not all your fault. You’ve probably been taught to be hard on yourself.

    • Remind yourself that the belief that you must never make a mistake is flawed. Mistakes are the only way we learn; if you don’t make (many) mistakes, it’s because you already know something inside out and backwards. If you want to learn and grow, mistakes are part of the package.
    • Remind yourself that perfectionism holds you and others to unreasonable standards. Making a mistake does not make you “a failure” or negate your efforts. Relax your standards to allow room for mistakes—it’s a more helpful, more effective way to pursue excellence.[15]
  11. Advertisement

  1. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 11

    1

    Correct your mistakes. Mistakes can help you learn, but only if you make sure they are corrected.[16]
    For example, if you use the wrong ingredient while cooking, be sure to ask your mother or a knowledgeable person about the correct way to use the ingredient, so that you can revise the information in your memory.

  2. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 12

    2

    Keep a journal of your mistakes and successes. It can be helpful to write down when, where, and how you’re making mistakes in your life. This will create additional awareness of your patterns, which may be difficult to notice in the heat of the moment. Carry a small pocket journal around with you and make note of times that you did something wrong. Review the entries later when you have free time, and explore options for what you could have done differently.[17]

    • For example, if you’re working on a new recipe and things keep going poorly, make a note of where you’re messing up. Think about it later that evening and see if you can come up with ways to prepare the dish differently.
    • You should also keep track of your successes. You will be more motivated to continue learning despite making mistakes if you can track your progress over time and celebrate what you’re good at. A solely negative focus is unhelpful.
  3. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 13

    3

    Focus on “get-better” goals rather than “be-good” goals. “Be-good” goals set unrealistic expectations for yourself, especially if you’re just starting out with an activity. If you set “be-good” goals, you are raising the stakes and telling yourself that you need to succeed in order to be a good person. “Get-better” goals, on the other hand, are all about improvement. With these goals, you don’t need ridiculously high achievements in order to feel good about yourself. You’re aiming for improvement, not perfection.[18]

    • For example, focus on the “get-better” goal of learning how different spices affect the taste of food, rather than the “be-good” goal of being a master chef right off the bat.
  4. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 14

    4

    Engage in deliberate practice. Time isn’t the only ingredient necessary to learn from your mistakes. You will also benefit from going forward with a specific purpose. This is why it’s important that you locate your mistakes and the reasons behind them. Being aware of what you’re doing wrong, and why, will help you create a plan to practice and increase your competence.[19]

    • For example, if you’re trying to perfect a basic cooking skill like boiling pasta, do it over and over until you get the timing right. It may take a while to get the desired softness of the pasta, but the more you practice, the closer you will get.
  5. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 15

    5

    Ask for help. There’s no shame in asking for help with something you haven’t gotten the hang of yet. Putting your ego aside and learning from someone who has more experience than you is a great way to improve, especially if you find yourself in a rut and don’t know how to proceed.[20]

    • For example, ask a chef at your favorite restaurant or a family member with a lot of cooking experience if you are having trouble with a cooking basic.
  6. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 16

    6

    Believe in your abilities. Research suggests that people who believe they can learn from mistakes are actually more likely to learn from mistakes. Knowing that it’s possible for you to learn from mistakes is a good step toward actually doing it.[21]

    • After a mistake such as burning a dish, tell yourself “I can learn from this. It’s possible to use this experience. Now I know to use a lower oven temperature.”
  7. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 17

    7

    Know that reasons are not the same as excuses. We’re told not to make excuses for our mistakes, but that’s different from knowing about the reasons for our mistakes.[22]
    If a meal you are cooking doesn’t come out right, it’s okay to recognize the fact that you made a mistake such as not following the recipe closely enough or reaching for the salt instead of sugar. That’s a reason, not an excuse. Searching for the reasons behind your mistakes can help you do better in the future, because it will show you where you went wrong. Some more reasons to look out for:

    • Being late to events because of not getting up early enough.
    • Getting written up for messing up a project because you didn’t ask for clarification.
    • Failing a test because you neglected to study, or didn’t prioritize your studying well.
  8. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 18

    8

    Give yourself time. Sometimes all it takes to learn from a mistake is one pass. This isn’t always the case, however. Many times, in order to learn from a mistake, we have to make it several times over. It can be difficult to catch on at first, so give yourself leeway to make the same mistake a few times before getting frustrated.[23]

  9. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Forgive yourself if you keep making the same mistake. It’s okay to have one area that gives you a lot of difficulty.

Advertisement

  • Avoid thinking you’re immune to mistakes, even if you’re good at something. This can make it harder for you if you do mess up.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To accept mistakes and learn from them, you first need to tell yourself that it’s okay to mess up. Try and remember that we all make mistakes, especially when we’re trying new things. Instead of focusing on what you do wrong, think about what you do well. For example, maybe you didn’t cook the perfect dish but you were able to tell exactly what spice it needed just from tasting it. To learn from your mistakes, you should make an effort to correct them or figure out what to do differently next time. Keeping a journal of mistakes and successes can help you do that! For more advice from our co-author, including how to differentiate between a mistake and a bad decision, scroll down.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 159,376 times.

Reader Success Stories

  • Gopal Khodve

    «I put a lot of effort into my presentation. Due to this, my presentation was so good and my boss is happy.»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Do you have trouble accepting yourself when you make mistakes? Do you find it hard to learn from your mistakes, so that you keep falling into the same old habits? It can be challenging to accept that we’ve made mistakes, especially if we’re coming from a perfectionistic background where «excellence» is confused with «never making a mistake.» Making a mistake is also sometimes different from failure; failure is a result of not succeeding at a conscious effort, but mistakes can be unconscious. Fortunately, there are steps you can take to be more accepting of your mistakes, and there are also techniques you can use to make the most of your mistakes.

  1. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 1

    1

    Give yourself permission to mess up. There are many reasons you should give yourself permission to make mistakes. Making mistakes is inevitable and part of being human. It’s also a valuable source of instruction and will enrich your life. It can teach you to try new things and expand your horizons.[1]

    • For example, you may want to learn how to cook. Starting out, say to yourself “I’m new at this cooking stuff and I’ll probably make mistakes. That’s okay. It’s all part of the process.”
    • Sometimes, the fear of making mistakes—perfectionism—can keep you from trying new things or completing projects because you’re so afraid of not doing well that you can’t bring yourself to act. Don’t let this happen to you.
  2. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 2

    2

    Acknowledge the force of habit. Sometimes, mistakes are not caused by an effort on our part, but the lack of it. We can’t exert maximum effort every single day in every element of our lives. Things that we do frequently, such as driving to work or making breakfast, can become so habitual that we don’t focus on them. This is actually helpful, because it allows us to spend energy on other things that require more attention. However, sometimes this force of habit can lead us into making mistakes. Acknowledge that this is part of being a human with finite energy and attention resources.

    • For example, perhaps you drive the same way to work every day, 5 days a week. On the weekend, you are supposed to drive your kid to soccer practice, but you realize you’ve gone on “autopilot” and have started driving to work instead. This is a natural mistake, the result of habit. Beating yourself up for this mistake is unhelpful. Instead, acknowledge your slip-up and move on.
    • Studies suggest that you may be able to compensate for mistakes made on autopilot, even when you aren’t aware of them consciously. Studies conducted with skilled typists suggest that you slow down when you make a mistake typing, even if you are not consciously aware of doing so.[2]
    • Studies also suggest that about 47% of the time, people are “checked out”, or allowing their minds to wander from the task at hand. This is often when mistakes happen. If you find that you’re frequently making mistakes due to “mind wandering,” consider trying some mindfulness exercises to bring your attention back to the present moment.[3]

    Advertisement

  3. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 3

    3

    Distinguish between errors of commission and errors of omission. Mistakes aren’t always the result of some effort you’ve made. Sometimes, you can make a mistake by not doing something, too. Laws generally distinguish between commission (doing something that shouldn’t have been done) and omission (not doing something that should have been done), with commission usually being seen as more severe.[4]
    Errors of omission are usually more common than errors of commission.[5]

    • Errors of omission can still have an effect on your life, however. For example, if your company does not keep up with the latest developments in technology, it could impact your financial future.
    • It’s important to acknowledge both types of mistakes, because you can learn from both of them. Some people try to avoid errors of commission by doing as little as possible and taking no responsibility, but this doesn’t keep you from errors of omission, and it’s also not a very helpful way to live or grow.
  4. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 4

    4

    Distinguish between mistakes and bad decisions. It’s important to know the difference between mistakes and bad decisions. Mistakes are simple errors, like reading a map wrong and taking the wrong exit. Bad decisions are more intentional, like taking the scenic route to a meeting and inconveniencing the other person by being late. Mistakes are understandable and may require less focus on correcting. You should accept bad decisions just like mistakes, but it pays to pay more attention to them.

  5. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 5

    5

    Focus on your strengths as well. It’s important to avoid getting bogged down in what you’re doing wrong. Try to balance self-criticism with celebrating what you do well.[6]
    This can be celebrating things you’re already good at or celebrating areas where you’re seeing improvement. There’s no point trying to improve if you can’t appreciate the result of your efforts.

    • You may be new to cooking, but perhaps there’s something that clicks instantly with you. Maybe you can tell just what spice a recipe needs simply by tasting. Give yourself credit for these strengths.
  6. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 6

    6

    View mistakes as an opportunity. There are mechanisms in the brain that help us detect when we do something wrong. The brain signals to us when we make an error. This can be really helpful during the learning process. Making mistakes can help us focus more closely on what we’re doing and try to do our absolute best.[7]

    • Research even suggests that some experts, like doctors, can fail to correct mistakes because they trust their own judgment too much. There are benefits to being open to mistakes and viewing them as an opportunity, even after you’ve become really good at something.[8]
  7. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 7

    7

    Look at how long it takes to become an expert. Research suggests that it can take ten years of experimenting with a skill and making mistakes to become truly good at it. This is true for everyone from the composer Mozart to the basketball player Kobe Bryant.[9]
    Go easy on yourself if at first you don’t succeed, because that’s normal. It takes a lot of effort over a long period of time to achieve greatness at something.

  8. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 8

    8

    Reframe decisions as experiments. Part of the problem with not allowing yourself to make mistakes is thinking that you have to make the perfect decision every time. Instead of this unrealistic goal, try to reframe your decisions as experiments instead. An experiment may have good or bad consequences. You can still do your best to achieve good consequences, of course, but this will take some of the pressure off.[10]

    • For example, with cooking, approach recipes with an experimental attitude. Avoid expecting the perfect dish. Instead, see it as an opportunity to experiment and learn more about the whole cooking process. This will help you avoid judging yourself for messing up, which you undoubtedly will at some point.
  9. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 9

    9

    Discover how the brain deals with mistakes. The brain actually has specific nerve cells that help us watch our performance, detect mistakes, and then learn from what we did wrong.[11]
    The brain also has difficulty accepting that it has made an error, however. The brain can reframe an experience into something positive in order to avoid accepting that it has made a mistake. If you have difficulty recognizing and accepting your mistakes, this is probably why.[12]
    Understanding how your brain deals with mistakes can help you be more aware of your own experience.

    • Your brain has essentially two responses to mistakes: problem-solving mode (“Why did this happen? How can I make it not happen again?”) and shut-down mode (“I’m going to ignore this mistake”). The problem-solving mode, unsurprisingly, helps you learn from your mistakes and correct them in the future. It is commonly seen in people who believe intelligence is flexible, and that everyone is capable of development. The shut-down mode is often seen when you believe that your intelligence is “fixed”: you’re either good or bad at something, and that’s that. This type of thinking keeps you from learning and growing.[13]
  10. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 10

    10

    Understand how society views mistakes. We live in a society that’s afraid of making mistakes.[14]
    We grow up being encouraged to make as few mistakes as possible. People who manage to get ahead are those who take this seriously. Do well in high school and you’ll get scholarships to university. Do well in university and you’ll graduate with a high GPA and honors. There’s little room for messing up. So if you have a hard time accepting your mistakes at first, go easy on yourself, because it’s not all your fault. You’ve probably been taught to be hard on yourself.

    • Remind yourself that the belief that you must never make a mistake is flawed. Mistakes are the only way we learn; if you don’t make (many) mistakes, it’s because you already know something inside out and backwards. If you want to learn and grow, mistakes are part of the package.
    • Remind yourself that perfectionism holds you and others to unreasonable standards. Making a mistake does not make you “a failure” or negate your efforts. Relax your standards to allow room for mistakes—it’s a more helpful, more effective way to pursue excellence.[15]
  11. Advertisement

  1. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 11

    1

    Correct your mistakes. Mistakes can help you learn, but only if you make sure they are corrected.[16]
    For example, if you use the wrong ingredient while cooking, be sure to ask your mother or a knowledgeable person about the correct way to use the ingredient, so that you can revise the information in your memory.

  2. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 12

    2

    Keep a journal of your mistakes and successes. It can be helpful to write down when, where, and how you’re making mistakes in your life. This will create additional awareness of your patterns, which may be difficult to notice in the heat of the moment. Carry a small pocket journal around with you and make note of times that you did something wrong. Review the entries later when you have free time, and explore options for what you could have done differently.[17]

    • For example, if you’re working on a new recipe and things keep going poorly, make a note of where you’re messing up. Think about it later that evening and see if you can come up with ways to prepare the dish differently.
    • You should also keep track of your successes. You will be more motivated to continue learning despite making mistakes if you can track your progress over time and celebrate what you’re good at. A solely negative focus is unhelpful.
  3. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 13

    3

    Focus on “get-better” goals rather than “be-good” goals. “Be-good” goals set unrealistic expectations for yourself, especially if you’re just starting out with an activity. If you set “be-good” goals, you are raising the stakes and telling yourself that you need to succeed in order to be a good person. “Get-better” goals, on the other hand, are all about improvement. With these goals, you don’t need ridiculously high achievements in order to feel good about yourself. You’re aiming for improvement, not perfection.[18]

    • For example, focus on the “get-better” goal of learning how different spices affect the taste of food, rather than the “be-good” goal of being a master chef right off the bat.
  4. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 14

    4

    Engage in deliberate practice. Time isn’t the only ingredient necessary to learn from your mistakes. You will also benefit from going forward with a specific purpose. This is why it’s important that you locate your mistakes and the reasons behind them. Being aware of what you’re doing wrong, and why, will help you create a plan to practice and increase your competence.[19]

    • For example, if you’re trying to perfect a basic cooking skill like boiling pasta, do it over and over until you get the timing right. It may take a while to get the desired softness of the pasta, but the more you practice, the closer you will get.
  5. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 15

    5

    Ask for help. There’s no shame in asking for help with something you haven’t gotten the hang of yet. Putting your ego aside and learning from someone who has more experience than you is a great way to improve, especially if you find yourself in a rut and don’t know how to proceed.[20]

    • For example, ask a chef at your favorite restaurant or a family member with a lot of cooking experience if you are having trouble with a cooking basic.
  6. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 16

    6

    Believe in your abilities. Research suggests that people who believe they can learn from mistakes are actually more likely to learn from mistakes. Knowing that it’s possible for you to learn from mistakes is a good step toward actually doing it.[21]

    • After a mistake such as burning a dish, tell yourself “I can learn from this. It’s possible to use this experience. Now I know to use a lower oven temperature.”
  7. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 17

    7

    Know that reasons are not the same as excuses. We’re told not to make excuses for our mistakes, but that’s different from knowing about the reasons for our mistakes.[22]
    If a meal you are cooking doesn’t come out right, it’s okay to recognize the fact that you made a mistake such as not following the recipe closely enough or reaching for the salt instead of sugar. That’s a reason, not an excuse. Searching for the reasons behind your mistakes can help you do better in the future, because it will show you where you went wrong. Some more reasons to look out for:

    • Being late to events because of not getting up early enough.
    • Getting written up for messing up a project because you didn’t ask for clarification.
    • Failing a test because you neglected to study, or didn’t prioritize your studying well.
  8. Image titled Accept Mistakes and Learn from Them Step 18

    8

    Give yourself time. Sometimes all it takes to learn from a mistake is one pass. This isn’t always the case, however. Many times, in order to learn from a mistake, we have to make it several times over. It can be difficult to catch on at first, so give yourself leeway to make the same mistake a few times before getting frustrated.[23]

  9. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Forgive yourself if you keep making the same mistake. It’s okay to have one area that gives you a lot of difficulty.

Advertisement

  • Avoid thinking you’re immune to mistakes, even if you’re good at something. This can make it harder for you if you do mess up.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To accept mistakes and learn from them, you first need to tell yourself that it’s okay to mess up. Try and remember that we all make mistakes, especially when we’re trying new things. Instead of focusing on what you do wrong, think about what you do well. For example, maybe you didn’t cook the perfect dish but you were able to tell exactly what spice it needed just from tasting it. To learn from your mistakes, you should make an effort to correct them or figure out what to do differently next time. Keeping a journal of mistakes and successes can help you do that! For more advice from our co-author, including how to differentiate between a mistake and a bad decision, scroll down.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 159,376 times.

Reader Success Stories

  • Gopal Khodve

    «I put a lot of effort into my presentation. Due to this, my presentation was so good and my boss is happy.»

Did this article help you?

Спортивный психолог Екатерина Буча поделилась с Office Life мнением, почему многим людям присущ страх совершать ошибки, а также как их принимать и работать над ними.

Екатерина Буча

Екатерина Буча,

спортивный психолог

Какова реакция мозга, когда человек совершает ошибку?

Мозг в этом случае никак не реагирует, потому что он выполняет определенный алгоритм действий. Есть сформированный навык, который вы реализуете. Люди часто говорят: «Я бы мог поступить по-другому». Это самообман. Потому что в этот момент человек мог делать только то, что записано в алгоритме, которому следует его мозг (словно механизм, выполняющий программно заложенный набор действий).

А вот страх совершить ошибку — это уже реакция эмоциональная. Причем тип темперамента и психологическое состояние влияют на то, как человек будет переживать ошибку. Сангвиники посмеются над ситуацией, холерики станут злиться, флегматики скроют свои эмоции за маской спокойствия, а меланхолики будут в печали.

Если человек после совершения ошибки испытывает гнев, то за этим стоят его неоправданные ожидания. А вот состояние печали отражает чувство упущенной возможности.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Почему мы боимся совершать ошибки?

Детский опыт. Он существенно влияет на то, почему мы часто ассоциируем ошибки с катастрофой. Приведу в качестве примера одну ситуацию с развитием событий по двум сценариям. Ребенок упал на улице. Первая и наиболее часто встречающаяся реакция родителей — крик. Результат — ребенок плачет и кричит. Второй вариант — спокойная реакция родителей, которая приводит к адекватной оценке ситуации. Результат — ребенок спокойно встанет и продолжит играть.

Точно так же и с ошибкой: степень испуга зависит от того, как взрослые реагировали на ошибки человека, когда он был ребенком.

Страх осуждения общества. К сожалению, наша образовательная (оценочная) система построена таким образом, что за совершенную ошибку человек получает неудовлетворительную оценку. Это формирует негативное стрессовое отношение к оплошностям, так как потом обычно следует негативная реакция окружающих (родителей, одноклассников/одногруппников).

Адекватной же реакцией учителей/воспитателей/тренеров было бы спокойное разъяснение ошибки ребенку и предоставление возможности исправить ее.

Внутренние убеждения. У многих людей есть свои правила, как надо выполнять задачу и каким должен быть результат. И в эти самые правила входит табу на совершение ошибок. Допуская ошибку, человек применяет разные формы самонаказания. Особенно это характерно для убежденных перфекционистов.

Мнение: «Ошибка — определенный опыт и урок». Это самооправдание или правда?

Ошибка — это не новый опыт. Однако благодаря ей мы можем обнаружить пробелы в своих знаниях.

Почему мы воспринимаем ошибки как новый опыт? Потому что ранее мы с этим не сталкивались — проблема была, но мы о ней не знали. Если из ошибки извлекать новый урок путем ее анализа, тогда это новый опыт. Но если наступать на один и те же грабли — пользы не будет. Ошибка — это незнание.

Самооправданием же является принятие или отрицание ошибки без ее анализа.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Как научиться конструктивно реагировать на свои ошибки и принимать их? Рекомендации

1) Проведите комплексный анализ ошибки. Примите ее спокойно, не отрицая. Определите причины, которые привели к ошибке, а также разработайте конкретный план по ее исправлению.

2) Воспринимайте ошибку как благо, потому что благодаря ей вы можете стать лучше. Я всегда прошу своих спортсменов описать полный алгоритм их действий; и та часть движения, которую они не укажут, — причина неудачи. Мозг работает на уровне алгоритмов, поэтому прописывать на бумаге их нужно максимально четко: начиная с глагола и не используя частицу «не». Но если вы пропишете в своей голове неполный алгоритм, то и выполнение будет соответствующим (и не стоит списывать все на случайность).

Мои рекомендации, как можно исправить ошибочно повторяющееся действие.

  • Пропишите свой правильный алгоритм действия, отвечая на вопрос «что сделать?». Прописывать необходимо от первого лица начиная с глагола.
  • Визуализируйте действие из алгоритма — просмотрите его мысленно как кино.
  • Примените верный алгоритм на практике.

Известный факт, что на формирование привычки нужен 21 день (нейросеть формируется каждые семь дней). Для того чтобы она стала крепкой и устойчивой, необходимо пройти три цикла. Их количество может варьироваться в зависимости от физиологических и психологических данных определенного человека. Если после выполнения определенных действий вы продолжаете совершать ту же ошибку, не пугайтесь, не ругайте себя. Скажите себе: «В этой ситуации я хотел поступить по-другому». Снова покажите мозгу правильную картинку. Это можно переносить не только на физические упражнения, но и, например, на переговоры.

Очень важно не подкреплять ошибку негативом, потому что мозг очень восприимчив к этому и запишет это действие как то, на которое не стоит тратить силы.

Часто встречаются ситуации, когда люди не работают над своей ошибкой на протяжении полного цикла формирования нейронных связей, мотивируя это тем, что схема не работает с первых дней. Также возможны ситуации, когда после сильного стресса люди скатываются в начало и им приходиться работать над ошибкой заново. Но терпение и труд помогут достичь вершин.

Если же вам кажется, что вы верно прописали алгоритм, но ошибка продолжает вылезать, возможно, вы чего-то не знаете. Тогда нужно обратиться за помощью к специалисту (тренеру или психологу) или человеку, который верно выполняет желаемое вами действие.

Реакция на собственные ошибки

01 октября 2022 г., 21:45

Реакция на собственные ошибки предполагает несколько разных направлений.

Что и как сказать либо сделать, если вашу ошибку заметили окружающие? Просто заметили либо вам на нее указывают? Как реагировать внутренне, что думать и как переживать (либо не переживать), если свою собственную ошибку заметили вы сами?

Деловой подход

С одной стороны, есть деловой подход.

При направленности вовнутрь, к себе — это работа над ошибками.

То есть — понять причину ошибки, сделать необходимые выводы, организовать себе учебу или другую помощь, чтобы на будущее такие ошибки не повторялись либо повторялись реже. Смотри Работа над ошибками

При направленности вовне, к людям и миру, это реакция на претензии.

Вы совершили ошибку, претензии к вам возможны — как на это реагировать? Наверное, исправить ошибку, возместить нанесенный ущерб, рассказать о выводах на будущее — и заняться делом.

Психологический подход

Личностно-психологический подход — это реагирование на ошибку с точки зрения того, как к ней (и к тому, кто ее совершил) следует относиться, что по этому поводу чувствовать.

При направленности вовнутрь, к себе — это управление переживаниями при ошибке.

Разумно успокоиться, поддержать себя, перенастроиться на дело. Смотри Переживание ошибки

При направленности вовне, к людям и миру, это реакция на замечания и критику.

Замечания — это совсем не обязательно претензии, собственно по делу от вас. возможно, человек ничего и не ждет, но колкие замечания по поводу ваших ошибок отпускает. С вашей стороны, как минимум — извиниться, объяснить ситуацию, поддержать и успокоить тех, кто расстроился. Обсуждение смотри Как реагировать на замечания и критику

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА 
«Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»

  • Как реагировать на ошибки
  • Эмоциональное восприятие
  • Курс — Внутреннее хорошо

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Упражнение «Ошибочка» — защита от самоедства"

01 янв. 2013 г.

Переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают.

Картинка к "Людям, увлеченным самоедством, рекомендую…"

10 апр. 2018 г.

В течение месяца я работала с упражнением «Ошибочка», которое учит спокойно относиться к своим случайным промахам, неудачам, нелепым ошибкам.

Картинка к "Как реагировать на замечания и критику"

01 янв. 2001 г.

Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.

Картинка к "Признание ошибки"

01 окт. 2022 г.

Обычно человек не любит признавать свои ошибки. Такое поведение формируется в детстве: детям свойственно дразнить друг друга за промахи, а за серьезные просчеты наказывать. Подобное отношение окружающих может проявляться и во взрослой жизни. В результате человеку проще и комфортнее не замечать, не признавать своих ошибок. Во взрослой жизни такое поведение сложно назвать эффективным

Картинка к "Психологическая защита"

01 янв. 2013 г.

Четких границ, отделяющих психологическую защиту от просто невоспитанности и дурных привычек — похоже, нет.

Картинка к "Реакция на ошибки"

01 янв. 2010 г.

Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.

Когда ребенок учится ходить, родители всячески поддерживают малютку, не критикуют за неудачи: они просто искренне радуются его успехам. Когда мы делаем первые шаги на своем жизненном пути, мы не совершаем ошибок, а скорее проводим эксперименты и исследуем окружающий мир.

С возрастом мы начинаем бояться ошибок, нас страшит неудача, негативное отношение к ней окружающих. Мы стараемся избегать неверных шагов, контролировать все, что в наших силах, стремимся к идеалу. Подобный перфекционизм является не чем иным, как формой самоблокирования от творчества. Мы просто перестаем экспериментировать и расти.

С детских лет человек слышит, что ошибки – это плохо. В современном мире высоких технологий и предпринимательства психологи часто говорят противоположное: «Терпите неудачи, учитесь на ошибках и исправляйте их». Один мой знакомый, когда учил своих детей кататься на велосипедах, говорил им: «Если ты не падаешь, значит, ты не учишься»».

Ошибка – это, по сути, неправильный прием

Существуют три разные дисциплины, которые говорят об ошибках в разных контекстах, но отношение к ним примерно одинаковое. Это театральная импровизация, нейролингвистическое программирование (НЛП) и психотерапия отношений.

Импровизация

Одно из главных правил импровизации можно сформулировать так: «Никаких ошибок, только максимум информации». К примеру, если вы начинаете на сцене монолог, считая себя мужским персонажем, а ваш партнер называет вас бабушкой, это не ошибка. Вам просто необходимо это использовать. Можно сказать: «После имплантации бороды я выгляжу гораздо мужественнее, не так ли?»

На самом деле эти ошибки представляют собой драгоценные самородки, заставляющие импровизаторов углубляться в спонтанное сотворчество. Важно, чтобы оба партнера были позитивными, открытыми и ответили своему партнеру «да», превратив ошибку в театральное действо.

НЛП

Нейролингвистическое программирование — это совокупность знаний, которую следует использовать в рамках достижения профессиональной или жизненной цели (коучинга). Одна из его предпосылок звучит так: «Нет сбоев, есть обратная связь».

Каждая ошибка помогает человеку доработать свои решения через цикл обратной связи. Это подразумевает плодотворный, позитивный, взгляд на жизнь (или ваш текущий проект). К примеру, Томас Эдисон предпринял более тысячи безуспешных попыток изобрести лампочку. Когда у него спросили: «Каково это – терпеть неудачу», гениальный изобретатель ответил: «Я не терпел тысячу неудач. Лампочка была изобретением с тысячи шагов».

Реляционная психотерапия

Вместо того чтобы видеть клинические ошибки или неудачи и зацикливаться на них, психотерапевты рекомендуют обратить внимание на разрывы и восстановления. Разрывы — это негативные сдвиги либо трудности в терапевтическом альянсе. Это может быть все что угодно – от путаницы с именем клиента до оскорбления его некорректным вопросом.

Исследования показывают, что наиболее важные отношения полны разрывов. Процесс разрыва и восстановления ведет к большей жизнеспособности и росту. Все три дисциплины приводят к одному и тому же выводу:

  1. Без ошибок нет обучения.
  2. Нет ошибок – нет роста.
  3. Нет ошибок – нет подлинных отношений.

Три реакции на ошибку

Известный американский писатель, музыкант Стивен Нахманович в своей книге «Свободная игра» подчеркивает, что имеет значение не сама ошибка, а то, как мы на нее реагируем. Впоследствии это определит ее эффект.

Традиционная реакция

Вы извиняетесь за свою ошибку, отступаете и надеетесь больше никогда не поступать так. Вы испытываете чувство вины, защищаетесь или нападаете в ответ. Со временем такой подход отдалит вас от близкого человека и может спровоцировать реакцию бегства, замораживания и даже диссоциации.

«Ничего страшного не случилось»

Вы снова и снова повторяете одну и ту же ошибку, пока она не становится шаблонной реакцией, моделью поведения. Иными словами, вы находите оправдание своей ошибке или говорите: «В этом нет ничего страшного». Как правило, это вызывает враждебность по отношению к партнеру. Постепенно такое поведение переходит в режим защиты, отрицания либо обретает наступательную динамику.

Потребуется время, чтобы переосмыслить и смягчить ваши старые убеждения об ошибках, но это вполне возможно и стоит того.

Как реагировать на ошибки?

Смиритесь с мыслью, что ошибки в нашей жизни неизбежны и необходимы для роста и обучения, поскольку вы не можете контролировать всего и рано или поздно совершаете их. Когда ошибка уже совершена, существует несколько способов исправить ситуацию:

  • Признайтесь прежде всего себе, а затем и своему партнеру, что вы сделали это. Если ваше действие причинило вред, примите на себя ответственность.
  • Постарайтесь осознать, какие последствия ваш поступок будет иметь для вас, другого человека или ваших отношений.
  • Проанализируйте, что вы чувствуете сейчас, почему это произошло, как это отразится на отношениях. Задавайте себе вопросы вслух.
  • Вместо того чтобы изводить себя сожалением и раскаянием, сосредоточьтесь на том, что произошло из-за этого действия? Каковы последствия?

Поощряйте эксперименты, раздвигайте границы нестандартного мышления. Вы способны создать такую среду, моделируя ее самостоятельно, признавайте свои ошибки. В конце концов, они открывают путь к новым возможностям для творческих решений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

  • Как правильно удалять ошибки obd 2
  • Как правильно проводить работу над ошибками во 2 классе
  • Как правильно признать свою ошибку перед начальством
  • Как правильно признать свои ошибки
  • Как правильно признавать ошибки