Как проверить итоговое сочинение на ошибки

Как проверить итоговое сочинение на ошибки и критерии

02.09.2021

 Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?

  • Критерии проверки итогового сочинения

Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:

  1. Читаем только вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
  2. Читаем вопросы вступительной части и тезисы. Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».
  3. Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
  4. Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».
  5. Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.
  6. Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да, зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.
  7. Читаем каждое слово по слогам, как в первом классе. Причем лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на следующий текст:«По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом». Вот так-то. В случае сомнений в правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое. Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба».
  8. Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.

Если недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу» написать «конечно, очень важно беречь родную природу».

Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».

  • Правильный план и структура для итогового сочинения

Типичные ошибки в итоговом сочинении

Разберем каждый критерий и какие ошибки в нём допускают.

Ошибки
по критерию № 1 «Соответствие теме»:

непонимание
формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в
сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня
тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и
бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений,
заявленного в теме);

неумение
выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения
в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

нечеткое
понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке
избранной темы.

Ошибки
по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

неумение
сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной
части высказывания;

неудачный
подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое
включение в работу;

искажение
литературных текстов и фактические ошибки.

Ошибки
по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:

непродуманность
структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

отсутствие
смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением
и заключением.

Ошибки
по критерию № 4 «Качество письменной речи»:

низкое
качество речи и речевые ошибки;

ошибки
в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения

Наиболее
распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

употребление
слова в несвойственном ему значении;

употребление
иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

неуместное
использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических

конструкций;

немотивированное
применение диалектных и просторечных слов и выражений;

смешение
лексики разных исторических эпох;

нарушение
лексической сочетаемости;

употребление
лишнего слова (плеоназм);

речевые
повторы, т.е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов

или
синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

необоснованный
пропуск слова;

порядок
слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Ошибки
по критерию № 5 «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по
русскому языку. При этом важно:

обратить
внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к
орфографическому словарю;

определить
места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе
внутренней структуры предложений.

По
каждому виду ошибок приведено мнение эксперта, которое раскрывает суть ошибки и
указывает на то, как их избежать. Рассматриваются все типы ошибок (в том числе
и речевые).

Как проверить итоговое сочинение на ошибки?

Итак,
итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно
переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути.
Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и
редактирование текста. Как это сделать?

Вначале
следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:

  • Читаем
    только вступительную и заключительную части.
     Убеждаемся,
    что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу,
    в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек
    и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное
    влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние.
    Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его.
    Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как
    человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение
    хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и
    природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая
    дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать.
    И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее
    сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
  • Читаем
    вопросы вступительной части и тезисы.
     Убеждаемся,
    что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во
    вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на
    человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим
    ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они
    могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее
    состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что
    человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных,
    загрязняет почву, воду и воздух».
  • Читаем
    пары «тезис+аргумент».
     Убеждаемся, что пример именно о
    том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние
    природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы
    способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь».
    Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор
    описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша
    смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней
    стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не
    только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
  • Читаем
    концовку каждого абзаца и начало следующего.
     Убеждаемся,
    что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает
    нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее
    немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде,
    сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что
    человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных,
    загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым
    пагубным последствиям».
    Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой
    и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого
    оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных,
    орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.
  • Читаем
    текст по отдельным предложениям.
     Находим грамматические
    основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да,
    зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь.
    Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При
    необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в
    необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это
    сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.
  • Читаем
    каждое слово по слогам, как в первом классе.
     Причем
    лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно
    отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на
    следующий текст:«По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго
    унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в
    солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне
    бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без
    побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по
    отдльенотси, а все солво цликеом». Вот так-то. В случае сомнений в
    правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое.
    Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба».
    Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать
    количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы.
    Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это
    не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием
    рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется
    увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.

Если
недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа
«конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и
прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу»
написать «конечно, очень важно беречь родную природу».

Если
же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более
подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных
аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».

Общая структура итогового сочинения

I.
Вступление
 (60-70
слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II.
Основная часть
 (включающая несколько подпунктов) — 200- 250
слов.

Тeзис
1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa,
    пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд
    (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский
    пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис
2

  • Дoкaзaтeльствa,
    пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский
    пepeхoд к нoвoй мысли

III.
Заключение
 (60-70
слов)

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Источник: https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

А
теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I.
Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление
состоит из 3 элементов:

  1. объяснение
    ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие
    рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис
    на главный вопрос темы.

Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о
    вступлении (спец. материал)

Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос
    — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части.
    Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае
    можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно
    говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т.
    д.,
  2. тема-утверждение
    (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема
    — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое
    суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы,
представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная
часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис
— это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По
    oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe,
    вмeстe взятыe.
  • Тeзис,
    пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe
    кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму
    тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка
    — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
    аргументации.

Аргумент
нужно:

  • привести
    из литературных источников.
  • выделить
    в отдельный абзац.
  • в
    конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к
    одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы
    аргументов было два.
  • если
    тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент
состоит из 3 элементов:

  1. Обращение
    к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр
    (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать
    фактических ошибок).
  2. Его
    интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
    эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть
    автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор
    описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.
    п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А
    потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод
    (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен
    для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило,
    формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую
    позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к
    выводу… » и т. п.

III.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о
    заключении (спец. материал)

4
способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято
    завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять
    те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не
    используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать
    глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь
    формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение
    — выражение надежды
    , позволяет избежать дублирования
    мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь
    позитивное.
  4. Цитата,
    подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить
    цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной
    мысли сочинения.

Помни:
смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что
вас ждёт в документе ниже:

  • какое
    должно быть вступление,
  • из
    чего состоит основная часть сочинения,
  • как
    сформулировать тезисы и аргументы,
  • как
    правильно сделать связку между абзацами,
  • как
    правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как
    добиться уникальности сочинения.

Обращаем
ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются
собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются
от проверки школьного уровня).

Вступление
в итоговом сочинении: виды

23.09.2019

Мы
рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при
написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений —
универсальные и не зависят от направлений текущего года.

Информация
актуальна для 2019-2020 года!

  • Всё об
    итоговом 2019-2020: направления, темы, литература, аргументы

Вступления
бывают:

  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

А
теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое
вступление

Вся
жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный
поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны,
став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не
останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос
«Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее
Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое
вступление

Согласно
толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению
к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой
долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене,
обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она
всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со
своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное
вступление

«Равнодушие
— это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона
Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно,
как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ
чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное
вступление

Я
не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня
не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и
своего поколения…

Рекомендации
по вступлению в итоговом сочинении

  • Не
    стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность?
    Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему
    верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте
    ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет
    достаточно.
  • Во
    вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо
    использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не
    увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 %
    от всего сочинения.
  • Во
    вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и
    формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 

Как
написать заключение в итоговом сочинении

23.09.2019

Для
тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?

Заключение,
как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и
оригинальным.

Информация
актуальна для 2019-2020 года!

  • Всё об
    итоговом 2019-2020: направления, темы, аргументы, литература

Заключение
должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по
содержанию.

Перед
написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы,
поставленные в нем, и сделать так, чтобы
заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как
отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых
распространенных содержательно-композиционных ошибок.

В
заключении можно:

  • подвести
    итог всего рассуждения
  • использовать
    уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать
    краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем
заключения: не более 15% от всего сочинения.

Заключение
ТРАДИЦИОННОЕ

Существует
несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно
принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное,
самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и
самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе
то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы
сочинения.

  • Призыв.

Это
еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ
использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да
все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к
кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет
проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и
т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово
«давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение
    надежды.

Это
один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет
избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать
надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа
отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты
заключения

  • Вывод

Итак,
чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и
друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на
лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие,
милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша
жизнь.

  • Призыв

В
заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать,
которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы
существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте
заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение
    надежды

Подводя
итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут
царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость
станут главными в отношениях поколений.

Заключение
ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата,
подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим
направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты
обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать
цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в
сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка,
    которая возвращает к вступлению

Я
смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за
ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая
старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше
войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким
образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон
утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни
дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Представленная
здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и
направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот
материал при подготовке в любом году.

Структуру
сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим
подробнее каждую из них.

Композиционная
структура

  1. Вступление
  2. Основная
    часть
  3. Заключение

Логическая
структура

Зачин.
Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис
1

Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод.
Обобщение по всей теме

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kak-napisat-zaklyuchenie-v-itogovom-sochinenii.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kak-napisat-zaklyuchenie-v-itogovom-sochinenii.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/vstuplenie-v-itogovom-sochinenii-vidyi.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/vstuplenie-v-itogovom-sochinenii-vidyi.html

Источник:
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Источник: https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Как самостоятельно проверить итоговое сочинение на ошибки и критерииПредставим, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?

Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:

1. Читаем только вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».

2. Читаем вопросы вступительной части и тезисы. Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».

3. Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».

4. Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».
Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

5. Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да, зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.

6. Читаем каждое слово по слогам, как в первом классе. Причем лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на следующий текст:«По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом». Вот так-то. В случае сомнений в правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое. Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба». Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.

Если недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу» написать «конечно, очень важно беречь родную природу».

Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».

Вам будет интересно:

Итоговое сочинение и типичные ошибки при написании


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Рекомендации по квалификации ошибок
при проверке итоговых сочинений (изложений)

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  1. несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;

  2. фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;

  3. логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;

  4. речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;

  5. грамматические ошибки;

  6. орфографические и пунктуационные ошибки;

  7. несоблюдение требуемого объема.

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).1

Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника

Фактические ошибки

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.

Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания;

2) отсутствие связи между частями высказывания;

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

4) раздробление микротемы другой микротемой;

5) несоразмерность частей высказывания;

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;

7) нарушение причинно-следственных связей;

8) нарушение логико-композиционной структуры текста.

Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Приведем примеры логических ошибок в разных частях текста.

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

Ошибки в средней части

1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.

Неудачная концовка

Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений;

3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами.

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).

Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:

1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).

2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).

4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);

без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);

6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

1 Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).

Русский язык с этого года — единственный обязательный экзамен для всех (математику окончательно разделили), результаты ЕГЭ по русскому влияют на общий балл каждого абитуриента. И что мы видим? Критерии оценивания сочинений не позволяют объективно оценить работы. Эксперты проверяют по-разному. Очень часто баллы завышены или занижены. Результаты итогового сочинения сильно завышены. Объективности, ради которой ввели ЕГЭ, мы не получили. 

Критерии оценивания ФИПИ

Вы не задумывались, почему так много курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому организовали студенты? Если прыщавый мальчик в видеоролике говорит что-то типа: «Я сам сдал два года назад ЕГЭ на 92 балла и легко подготовлю вас на 100 баллов», — нельзя сказать, что он сильно много о себе думает или обманывает клиентов. Действительно, экзамен стал таким, что к нему может подготовить и неспециалист. Может, и не на все 100 баллов, но на 70 точно. 

Подготовку студенты видят своеобразно. По тестовой части «никакой лишней теории, только то, что будет на экзамене», по сочинению «воспользуйтесь нашей базой аргументов». Словом, учат угадывать, дают списать и искренне считают это методикой работы. К «лишней теории», например, можно отнести больше половины материала по орфографии и пунктуации. А если с грамотностью вообще беда, за орфографию и пунктуацию можно не браться. На итоговом сочинении «зачёт» за грамотность ставится при пяти ошибках на 100 слов. Среднее сочинение — 300 слов. То есть можно допустить 15(!) ошибок и получить пятёрку, а при 20 ошибках — четвёрку. На ЕГЭ из 58 первичных баллов (24 из них — сочинение) только шесть даётся при полном отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок в сочинении. Шесть, а не тридцать или хотя бы двенадцать! 

Вспомните: раньше ставилось две оценки — за грамотность и за содержание. И двойка за грамотность равнялась общей двойке. А сейчас практическая грамотность даёт не более 10 процентов от 100 и потеря этих 10 процентов вообще ничем не грозит. Большую часть баллов набирают за другие заслуги. За знание теории, соблюдение этических норм, отсутствие фактических ошибок, намёк на анализ текста и т. п. 

Может быть, тогда содержание работ оценивается гибко? Пусть пишут с ошибками, но показывают умение рассуждать. Опять нет. Критерии ФИПИ загоняют школьника в жёсткий шаблон сочинения. За каждую необходимую часть работы выпускник получает по баллу. При этом, разумеется, никто не старается выразить своё мнение и показать творческие способности. Все заняты сбором баллов и пишут ровно то, что требуется. А большинство критериев касается наличия определённой части сочинения, а не качества этой части. Если нужен литературный аргумент, главное, чтоб был короткий пересказ какой-то книги и хоть одно предложение, связывающее пересказ с темой работы. 

Очень часто видим, что произведение выпускник не читал даже в кратком изложении, пересказ списал, немного переделав, к теме за уши притянул и даже приблизительно не понимает, о чем пишет. Но формально аргумент есть? Есть. Извольте поставить баллы. И так почти по всем пунктам. Слабые работы проверяющие обязаны оценивать высоко, если требования выполнены. Хотя бы потому что при сомнениях «решается в пользу ребёнка». Вот как высказываются эксперты о проверке письменных работ: «Ищем „с фонарём“ каждую позицию по каждому критерию. Вовсе не случайно после апелляции чаще баллы уменьшаются, а не увеличиваются».

Человеческий фактор

Положим, по поводу критериев можно спорить. Но, думаю, никто не будет спорить с тем, что работы должны оцениваться по любым принятым критериям примерно одинаково. Однако сочинения пока ещё, слава Богу, проверяют не роботы, а люди. И люди эти разные. Одни видят ошибки, другие — нет, одни добрые, другие — справедливые. Да что там. Один эксперт может ставить баллы немного по-разному, когда только приступил к работе и когда устал, когда сносное сочинение попадается среди заштампованного бреда и когда такое же по уровню сочинение оказывается в пачке сильных работ. 

Сейчас эксперты возмутятся, скажут, что они лично объективны и ставят оценки строго по критериям. Да, конечно, половина работ оценена по критериям, но сравнивать честно заработанные баллы будут с баллами заниженными или (что чаще) завышенными. Вот что рассказала мне Юлия Мацкявичене: «Провожу курсы, вебинары по инициативе „Фоксфорда“ и „Российского учебника“. Я пересмотрела более 20 работ своих учеников и пришла к выводу: у экспертов нет единого мнения насчёт критериев. Могут пропустить 8(!) ошибок и поставить два балла в К8. Либо завышены баллы, либо занижены. А работа так называемого 100-балльника (регион не буду называть, догадаются) имеет массу ошибок и грамматических, и речевых. Я очень недовольна проверкой этого года, как и прошлого тоже». А вот что показывает наш опрос: 

На вебинарах для преподавателей мы часто обсуждаем реальные сочинения учеников и проводим голосование: кто сколько баллов поставил бы. Мнения всегда расходятся. Часто разлёт в 3-4 балла по одному критерию. На экзамене в таких случаях перепроверяют работу, усредняют оценку, но, этого, как видим, недостаточно.

ЕГЭ превращается в лотерею, в которой зачастую выигрывают не грамотные думающие ребята, а везунчики, которые 11 лет за счет наших налогов валяли дурака, а потом за два месяца подготовились к экзамену. Нет тут ни объективности, ни справедливости, ни здравого смысла. 

Пыль в глаза

На ЕГЭ оценки чаще несколько завышаются, чем занижаются. Только одному мальчику в этом году мы порекомендовали подать апелляцию, остальным советовали тихо радоваться своему везению. Но на ЕГЭ критериев много и завалить сочинение крайне сложно. 8 — 10 баллов за что-нибудь да поставят. А вот результаты итогового сочинения рождают мысли о фальсификации на уровне страны. 

Каждую осень мы проверяем на сайте сотни работ, пишем, что не так, даём рекомендации. Больше чем за половину сочинений накануне экзамена даже по очень мягким критериям ФИПИ нельзя ставить зачет. Ученики не могут удержаться в рамках темы, списывают, демонстрируют полное незнание произведений. И мы видим только сочинения тех, кто вообще начал готовиться: пришёл на вебинары, прислал сочинение на бесплатную проверку. Не раз приходилось слышать/читать от пользователей, что в классе остальные вообще не готовятся. Откуда тогда 95 процентов зачётов на самом экзамене (не считая пересдач)? А оттуда, что измотанные эксперты не хотят бесплатно писать объяснения, обосновывая «незачеты», и вообще не хотят проблем. Например, таких. Прислали этой осенью скан проверенной работы, попросили совета. Учителя в группе ВК дружно сошлись на «незачёте». Потом человек, выложивший сочинение анонимно, написал мне в личку (разумеется, здесь я сохраняю анонимность):  «Ситуация с этим сочинением возникла вот такая. Я проверяла его и поставила „незачёт“. Другие учителя согласились со мной. Но директор сказала, что мы над ней издеваемся. И тишина… Вскоре я узнаю, что создан новый приказ с фамилиями других проверяющих. Сочинение было отправлено на перепроверку, и теперь эта работа зачтена. Вот так. Это единственный мой „незачёт“, но остальные работы тоже очень слабые». 
Если проверять итоговое сочинение по-честному, то по-честному придётся и признаться, что значительная часть выпускников вообще не может быть допущена к ЕГЭ, а следовательно, и получить аттестаты. 

Об авторе: Юлия Фишман, администратор сайта уроков русского языка «Могу писать», организатор бесплатных курсов по подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ-сочинению.
 

  • Как проверить исо образ на ошибки
  • Как проверить интернет соединение на ошибки
  • Как проверить зуп на ошибки
  • Как проверить звуковую карту на наличие ошибок
  • Как проверить звук на ошибки