5.1 Вычисление
относительной погрешности определения
длины световой волны
.
5.1.1
Принять, что погрешность определения
значения
определяется погрешностью измерений
расстоянийa
и расстояния:
(5.1)
где
—
относительная погрешность определения,
безразмерная величина;
аср
—
среднее
значение расстояния до соответствующей
области спектра, м:
-
— фиолетовой
области в спектре I порядка — аср
кр1— фиолетовой
области в спектре II порядка — аср
кр2— красной
области в спектре I порядка — аср
ф1—
красной
области в спектре II порядка — аср
ф2
—расстояние
от решетки до щели,м;
–абсолютная
погрешность в определении расстояния
от решетки до щели;
–средняя
абсолютная погрешность определения
расстояния a
от центра до соответствующей области
спектра.
Абсолютные
погрешности
и
принять равными цене деления приборов:
=
= 0,5 мм = 0,510-3
м
5.1.2
Вычислить по формуле относительные
погрешности определения длины волны
—
всего 4 значения:
— фиолетовой
области I порядка —
;
— фиолетовой
области II порядка —
;
— красной
области I порядка —
;
— красной
области II порядка —
.
5.1.3
Значения
относительных погрешностей выразить
в % и записать в таблицу 3.1.
5.2 Вычисление
абсолютной погрешности определения
длины волны
5.2.1
Поскольку смысл относительной погрешности:
,
(5.2)
Тогда:
,
(5.3)
где
—
абсолютная погрешность определения
длины волны, м;
—
относительная погрешность определения
длины волны (без
%) ;
—
длина волны соответствующей области,
м:
— фиолетовой
области I порядка —
;
— фиолетовой
области II порядка —
;
— красной
области I порядка —
;
— красной
области II порядка —
.
5.2.2
Вычислить по формуле (4.3) абсолютную
погрешность определения длинны волны
Всего
4 значения:
— фиолетовой
области I порядка —
;
— фиолетовой
области II порядка —
;
— красной
области I порядка —
;
— красной
области II порядка —
.
5.3
Вычислить
средние значения — для спектров I и II
порядка — абсолютной и относительной
погрешностей определения длин волн
света:
—
,
—
,
5.4
Результаты
всех измерений записать в таблицу 3.1
5.5
Найти в
справочнике значения длин световых
волн. Записать в таблицу 3.1.
— “табличные”
значения для красного и фиолетового
света.
5.6
Полученные
экспериментально значения длин световых
волн сравнить с табличным значением
длин световых волн.
-
Запись полученных
результатов
Полученные
результаты – значение плотности с
абсолютной погрешностью, единицами
измерения и относительной погрешностью,
а также табличное значение записать
следующим образом:
ф
= (… ± …)
10-6
м,
ф
(табл.) = . .
. . 10— 6
м
ср
ф = … %
кр
= (… ± …)
10-6
м,
кр
(табл.) = . .
. . 10-6
м
ср
кр = … %
где
ф
=ср
ф ±
ср
ф ,
кр
=ср
кр±
ср
кр
Примечания.
-
В
окончательной записи результатов
значения длины волны красного и
фиолетового света и её абсолютной
погрешности ∆
округлить до целых значений (или до
десятых долей). -
Количество
знаков после запятой в значениях
и ∆
— должно быть одинаковым. -
Значение
относительной
погрешности
выразить в
процентах
и округлить до десятых долей процента). -
Выписать
из таблиц в справочниках или в Приложении
значение длины волны красного и
фиолетового света («табличное» значение)
—
табл. -
Не
забудьте записать единицы измерений
,
∆,
табл
!
-
Как написать
вывод о проделанной работе
Сделать
вывод с использованием рекомендаций
в таблице 7.1.
Помните:
Подумайте,
Таблица |
||
п/п |
Что должно |
Как это написать |
|
Что сделано в |
Напишите,
Рекомендуется В данной работе…… (Что |
|
Как сделано |
Краткое
|
|
Что получено |
Запишите |
|
Анализ |
Проанализируйте
Для
Например:
Напишите, |
10.6 Определение погрешности установки длины волны
10.6.1 Погрешность при установке длины волны определяют с использованием ртутной лампы (ламп), эмиссионный пик (пики) которой является референтным. Если в спектрофотометре невозможна установка лампы, то используют референтные фильтры с известными линиями поглощения, например гольмиевый. Спектр поглощения должен быть измерен с шагом <= 0,1 нм. Выбирают три различных пика для тестирования во всем диапазоне длин волн. Длину волны каждого из выбранных пиков измеряют на спектрофотометре n раз.
10.6.2 Среднее значение по результатам измерений длины волны для каждого пика рассчитывают по формуле
(4)
где — измеренное значение длины волны, нм;
n — число измерений, равное 15.
10.6.3 Значение абсолютной случайной составляющей погрешности S (СКО) измерения длины волны рассчитывают по формуле
(5)
10.6.4 Спектрофотометр признают прошедшим поверку, если выполняются неравенства
(6)
где k = 2,95 при доверительной вероятности p = 0,95 и n = 15;
— значение длины волны светофильтра, приведенное в свидетельстве о поверке или эмиссионного пика ртутной лампы.
Значение абсолютной погрешности установки длины волны не должно превышать 1 нм.
Этот способ определения погрешности установки длины волны не может быть точным для спектрофотометров, источником излучения в которых являются лампы с линейным спектром.
В случае использования интерференционных фильтров в спектрофотометре определяют спектральную ширину используемого интерференционного фильтра на половине высоты пика пропускания с помощью спектрометра с высоким разрешением, для чего интерференционный фильтр извлекают из спектрофотометра.
Скачать документ целиком в формате PDF
Лабораторная работа № 43
Раздел 5. Оптика
Тема 5.2. Волновые свойства света
Название лабораторной работы: определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки
Учебная цель: получить дифракционный спектр, определить длины световых волн разного цвета
Учебные задачи: наблюдать интерференционную картину, получить спектры первого и второго порядков, определить видимые границы спектра фиолетового света и красного света, вычислить их длины волн.
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь: измерять длину световой волны, делать выводы на основе экспериментальных данных
знать: устройство дифракционной решётки, период решётки, условия образования максимумов
Обеспеченность занятия
— методические указания по выполнению лабораторного занятия
— лабораторная тетрадь, карандаш, линейка, прибор для определения длины световой волны, подставка для прибора, дифракционная решётка, источник света.
Порядок проведения занятия: работа индивидуальная
Теоретическое обоснование
Параллельный пучок света, проходя через дифракционную решётку, вследствие дифракции за решёткой, распространяется по всевозможным направлениям и интерферирует. На экране, установленном на пути интерферирующего света, можно наблюдать интерференционную картину. Максимумы света наблюдаются в точках экрана. Для которых выполняется условие: = n (1)
— разность хода волн; — длина световой волны, n – номер максимума. Центральный максимум называют нулевым: для него = 0. Слева и справа от него располагаются максимумы высших порядков.
Условие возникновения максимума (1) можно записать иначе: n = d Sin
Рисунок 1
Здесь d – период дифракционной решётки, — угол, под которым виден
световой максимум (угол дифракции). Так как углы дифракции малы, то для них можно принять Sin = tg , а tg = a/b рисунок 1, поэтому n = dа/ b (2)
Эту формулу используют для определения длины световой волны.
В результате измерений было установлено, что для красного света λкр = 8 • 10-7 м, а для фиолетового — λф = 4 • 10-7 м.
В природе нет никаких красок, есть лишь волны разных длин волн
Анализ формулы (1) показывает, сто положение световых максимумов зависит от длины волны монохроматического света: чем больше длина волны. Тем дальше максимум от нулевого.
Белый свет по составу – сложный. Нулевой максимум для него — белая полоса, а максимумы высших порядков представляют собой набор цветных
полос, совокупность которых называют спектром и рисунок 2
Рисунок 2
Прибор состоит из бруска со шкалой 1, стержнем 2, винта 3 (можно регулировать брусок под разными углами). Вдоль бруска в боковых пазах можно перемещать ползунок 4 с экраном 5. К концу бруска прикреплена рамка 6, в которую вставляют дифракционную решётку, рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 3 дифракционная решётка
Дифракционная решётка разлагает свет в спектр и позволяет точно определить длины световых волн
Рисунок 5
Порядок выполнения работы
-
Собрать установку, рисунок 6
-
Установить источник света, включить его.
-
Смотря через дифракционную решётку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы
-
Экран установить на возможно большем расстоянии от дифракционной решётки.
-
Измерить по шкале бруска расстояние «b от экрана прибора до дифракционной решётки.
-
Определить расстояние от нулевого деления (0) шкалы экрана до середины фиолетовой полосы как слева «ал», так и справа «ап» для спектров порядка, рисунок 4 и вычислить среднее значение, а ср
-
Опыт повторить со спектром порядка.
-
Такие же измерения выполнить для красных полос дифракционного спектра.
-
Вычислить по формуле (2) длину волны фиолетового света для спектров и порядков, длину волны красного света и порядков.
-
Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 1
-
Рассчитать погрешности определения длин волн
-
Сделать вывод
Таблица №1
№ опыта |
Период дифракционной решётки d мм |
Порядок спектра n |
Расстояние от дифракционной решётки до экрана b мм |
Видимые Границы спектра фиолетового света |
Видимые Границы спектра красного света |
Длина световой волны |
|||||
Слева ал, мм |
Справа ап, мм |
Среднее а ср, мм |
Слева ал, мм |
Справа ап, мм |
Среднее а ср, мм |
Красного Излучения к, мм |
Фиолетового Излучения ф, мм |
||||
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторному занятию
-
Почему нулевой максимум дифракционного спектра белого света – белая полоса, а максимум высших порядков – набор цветных полос?
-
Почему максимумы располагаются как слева, так и справа от нулевого максимума?
-
В каких точках экрана получаются , , максимумы?
-
Какой вид имеет интерференционная картина в случае монохроматического света?
-
В каких точках экрана получается световой минимум?
-
Чему равна разность хода светового излучения (= 0,49 мкм), дающего 2-й максимум в дифракционном спектре? Определите частоту этого излучения
-
Дифракционная решётка и её параметры.
-
Определения интерференции и дифракции света.
-
Условия максимумов света от дифракционной решётки.
-
По окончанию практической работы студент должен представить: — Выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Список литературы: -
В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля М.: ИД Академия – 2016
-
Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ по физике для СПО М.: Высшая школа,2000
-
Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями
О. М. Тарасов М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2015