Как следует избегать речевых ошибок

Как избежать речевых ошибок

Вы можете употреблять в устной речи сочетания слов, даже не подозревая о том, что делаете ошибки. Причем некоторые люди путаются в разговоре, а другие – при написании. Чтобы предотвратить неправильное употребление словосочетаний и избежать речевых ошибок, необходимо знать нормы русского языка и обращать на них внимание при составлении предложений.

Как избежать речевых ошибок

Инструкция

Следите за отсутствием в речи плеоназмов – лишних слов. Например, не стоит употреблять выражения: главная суть, прейскурант цен, перспективы на будущее, период времени, в конечном итоге, впервые знакомиться и т.д.

Избегайте совместного употребления однокоренных слов: характерная черта характера, чертить чертеж, соединить воедино и т.д. Такие слова могут звучать не очень уместно даже в соседних предложениях.

Не путайте слова, похожие по звучанию, но придающий разный смысл фразе, например, скрытый и скрытный, эффектный и эффективный, сыто и сытно и т.д.

Учтите, что замена одного из составляющих слов в устойчивых словосочетаниях также становится одной из распространенных речевых ошибок. Не стоит говорить «в поле внимания» вместо «в центре внимания» или «в поле зрения», «играть значение» вместо «играть роль» или «иметь значение» и т.д.

Следите за тем, чтобы подлежащее в предложении не было перекрыто прямым дополнением, иначе смысл предложения может стать неоднозначным. Например, фраза «Широкие лоджии обрамляют экраны из тонированного стекла» будет звучать лучше, если переставить местами дополнение и подлежащее: «Экраны из тонированного стекла обрамляют широкие лоджии».

Иногда неправильный порядок слов может полностью изменить смысл предложения, поэтому, если вы пишите текст, обязательно прочитайте его через некоторое время, это позволит вам избежать фраз типа: «В магазин поступили кроватки для малышей различных расцветок» и «Произвели осмотр места происшествия, где было совершено преступление с участием понятых».

Следите за тем, чтобы ваши предложения были всегда логически закончены, в них должна прослеживаться основная мысль. Примером неудачного предложения может служить такое: «Производство черных металлов требует большого увеличения заготовки металлолома, так как примерно половина всей стали выплавляется из металлического лома». Чтобы подчеркнуть мысль о необходимости увеличения сбора металлолома, переделайте фразу так: «Увеличение сбора металлолома очень важно для производства стали, поскольку половина всех черных металлов выплавляется именно из лома».

Постарайтесь употреблять как можно меньше штампов, клише, слов-паразитов. Они не всегда оказываются речевыми ошибками, но иногда сильно портят впечатление от текста или высказывания.

Видео по теме

Полезный совет

Если вам трудно следить за собой, и вы не всегда можете сами определить в своей речи ошибки, попросите кого-нибудь из знакомых поправлять вас.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:

1. Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах.Жилые комплексы будут построены в новых районах.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость.Успехи сына доставили матери радость.

3. Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное.Он принимал желаемое за действительное.

4. Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год.Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.

5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.

7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа.Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).

8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам.Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9. Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши.При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)

Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию.Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.

11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.

12. Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.

13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

14. Неудачное использование синонимов

Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов

Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других.Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.

16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.

17. Двусмысленность, неоднозначность фразы

Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).

18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)

Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)

Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.

Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.

Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!

1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

 Татьяна любила вставать с зарницей.

 Больной был госпитализирован в больницу.

 Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.

 Речевых ошибок нет

2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я знаю родной город как свои пять пальцев.

 Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

 В том году сильные морозы начались в начале января.

 Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

 Речевых ошибок нет

3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

 Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

 Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.

 В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

 Речевых ошибок нет

4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.

 Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

 Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.

 Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.

 Ошибок нет.

5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.

 Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.

 Наряжая елку, мне вспомнилось детство.

 Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.

 Речевых ошибок нет

6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

 Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.

 Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

 Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.

 Речевых ошибок нет

7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Некоторые люди принимают желательное за действительное.

 Не стоит придавать особого внимания этой информации.

 Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.

 Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.

 Речевых ошибок нет

8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.

 Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

 Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.

 Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.

 Речевых ошибок нет

9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.

 Всю войну она проработала не покладая сил.

 Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.

 В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 Речевых ошибок нет

10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

 Сойдя с поезда, его ждала машина.

 Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.

 В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.

 Речевых ошибок нет

11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.

 Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.

 Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

 Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 Речевых ошибок нет

12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

 Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.

 Делайте как хотите, а я умываю руки.

 Она близко к сердцу ощущает чужое горе.

 Речевых ошибок нет

13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.

 Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

 Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.

 Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

 Ошибок нет.

14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.

 Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

 Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

 Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.

 Речевых ошибок нет

15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.

 Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.

 Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.

 Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.

 Речевых ошибок нет

16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.

 План работы выполнен с хорошим качеством.

 Нас перевели работать в отсталую бригаду.

 Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.

17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.

 Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

 Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.

 Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?

 Употребление лишнего слова (плеоназм)

 Нарушение лексической сочетаемости

 Употребление слова в несвойственном ему значении

 Неудачный оксюморон

19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.

 Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.

 Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.

 Нарушение лексической сочетаемости.

 Соединение несовместимых понятий (алогизм)

20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

 тяжелая проблема

 коснуться о теме дружбы

 привести пример о работе ученых

 писатель русской классики

21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

23. Что такое чистота речи?

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

 Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.

 Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.

 Безошибочное написание слов.

24. Что такое правильность речи?

 Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.

 Чистое, отчетливое произношение звуков.

 Качество, которое воплощает повышенную образность речи.

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

25. В каком случае речь следует считать уместной?

 В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.

 Которая по громкости подходит для данной аудитории.

 В которой нет «словесного мусора».

 Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Успех
делового общения во многом зависит от
культуры речи, ее богатства, ясности,
точности, информационной насыщенности.
Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в
ударении и произношении, многословие,
демагогия, тавтология, фразеологические
повторы, интонационное однообразие –
вот далеко не полный перечень ошибок,
которые в изобилии встречаются в
публичных выступлениях современных
деловых людей. Кратко охарактеризуем
их.
Речевые штампы– это лексически
неполноценные слова и выражения, их
справедливо называют «затасканные,
избитые выражения». Они мало что добавляют
к тому, о чём говорят,
но основательно перегружают
речь.Канцеляризмы– речевые
обороты и отдельные слова, заимствованные
из канцелярско-бюрократического стиля
общения, которые лишают настоящее
деловое общение его яркости и
образности.Вульгаризмы
нелитературные и неправильные по
грамматической форме слова и выражения,
также имеющие мало общего с речевой
культурой.Жаргонизмы– слова и
обороты, заимствованные из языка
уголовного мира.Многословие и
демагогия
– типичное неумение
сформулировать свои мысли лаконично,
кратко и ясно; отступление от предмета
речи, замена точных и ясных формулировок
общими фразами.

Слова-паразиты– типичная болезнь многих людей: «ну
вот», «в самом деле».Орфоэпия
несоблюдение правильного произношения
вследствие неверной расстановки ударений
в отдельных словах.Вычурность и
манерность
языка вызывают иронию,
раздражают и, естественно, отрицательно
влияют на контакт с аудиторией.
Наиболее
действенные приемы в преодолении
вышеназванных недостатков речевого
общения – это систематический самоанализ
и самоконтроль за речью; постоянная
работа над содержанием речи.

5. Техника речи в деловом разговоре

Для делового
разговора большое значение имеет техника
речи – постановка речевого дыхания,
дикция и орфоэпия (правильное литературное
произношение).
Сила голоса оратора
имеет огромное значение. Например, если
он говорит чрезмерно громко и крикливо,
то это может вызвать раздражение у
слушателей. Если говорит тихо, то половина
аудитории просто может его не услышать.
Поэтому говорить надо так, чтобы была
полная уверенность в том, что речь не
утомляет слушателей и ее всем хорошо
слышно. Достижение подобного эффекты
не происходит сразу, для этого необходимо
тренироваться и практиковаться в своих
выступлениях. Человек не видит и не
слышит себя со стороны. Нередко происходит
так, что оратор не слышит собеседника,
не может контролировать собственную
речь, эмоции.
Не следует говорить
монотонно, что быстро утомляет аудиторию.
Во время выступления следует плавно то
понижать, то повышать голос.
Чтобы
добиться звучности голоса необходимо
правильно поставить дыхание. Это значит
уметь контролировать свое дыхание,
правильно распределять воздух. На одном
дыхании можно произнести только одну
короткую фразу.
Наши чувства в речи
передаются и при помощи разнообразных
интонаций. Нередко в интонации и можно
увидеть смысл сказанного.
Настроение
оратора имеет огромное значение.
Выступающий должен научиться сдерживать
себя (эмоции, настроение) при выступлении,
думать в момент выступления только о
нем и о слушателях.
В технике речи
огромное значение имеет дикция. Небрежная,
неотчетливая речь, неправильное ударение
ведет к потере интереса у аудитории.
Хорошая
дикция предполагает умение держать
паузу. Пауза облегчает дыхание, помогает
собраться с мыслями. Она может оттенять
наиболее важные слова и предложения.
Главная задача паузы — психологическая.
Она позволяет аудитории сконцентрировать
внимании на выступлении, рассмотреть
говорящего, чтобы подготовиться к
восприятию его речи.
Основа речевого
этикета – вежливость, которая прежде
всего предполагает приветствие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Речевые ошибки: как не сесть в лужу?

Речь — это лакмус культуры, интеллекта и мышления человека. Но есть причины, по которым мы все-таки совершаем ошибки как в разговоре, так и на письме. Конечно, без абсолютного знания актуальных языковых норм человек прекрасно может жить, трудиться, общаться. Некоторые до конца своих дней и не подозревают, например, что вода вовсе не «текет», а печка не «пекет»…


Но согласитесь, подобные ляпы в речи больно бьют по нашей профессиональной репутации, продуктивности, успешности. Более того, возникает риск недопонимания.

Разберемся, какие бывают виды речевых ошибок в русском языке, и на что стоит обратить особое внимание.

  • Орфоэпические. К таким речевым ошибкам относятся неверное произношение звуков, их сочетаний и отдельных слов (особенно тех, что пришли из иностранных языков). Сюда же входят неправильные ударения. Вот примеры нарушения таких языковых норм: булошная (а не «булочная»), «щас» (а не «сейчас»), «звОнит» (а не «звонИт»), «туфлЯ» (а не «тУфля»), «квАртал» (а не «квартАл»).
  • Лексические. Это такая речевая ошибка, когда, например, в голове путаются слова, близкие по звучанию: индеец — индиец, одинарное — ординарное, адресат — адресант, командировочный — командированный. Порой сюда примешивается и откровенная самодеятельность — мозг рождает новые слова, которых нет в русском языке, и это тоже лексические ошибки. Например, «армянец», «мотовщики», «подполец».
  • Рассогласование. Неправильно будет сказать «Я поднимаю за тебя тост» — поднимать можно фужер, а яркий спич никак не переместить в пространстве. «Приоткрытая настежь дверь» — из той же оперы (или уж приоткрытая, или распахнутая настежь).
  • Еще один подвид — плеоназмы, словосочетания с избыточным значением: например, «февраль месяц» (февраль ничем другим и быть не может), «гигантский мегаполис». Не забудьте и про тавтологию (знаменитое «масло масляное») — словосочетания, у составных частей которого один и тот же корень: «задал задачу», «организовала это одна организация, «пусть ваше долголетие будет долгим».
  • Фразеологические ошибки — это всякие оплошности с устойчивыми выражениями: «вверх кармашками» (вместо «вверх тормашками»), «скрипя сердцем» (вместо «скрепя сердце»), «не соло нахлебавшись» (вместо «несолоно хлебавши») и пр.
  • Морфологические — это типичные ошибки из-за неверного образования форм слова. Например, многие люди думают, что в поезде — «плацкарт», а на самом-то деле — «плацкарта».
  • Синтаксические — связаны с нарушением правил сочетания слов: «На площади стоят много человек», «Оплатите за проезд», «Чтение Гоголя впечатлило нас» (читал сам Гоголь, или читали его книги?), «Выйдя из дома, меня чуть не сдуло ветром».
  • Пунктуационные — ошибки в употреблении знаков препинания.

Как не допускать речевых ошибок?

Конечно, больше читать (художественной литературы, разумеется), бывать в театрах, музеях, на лекциях, общаться с разносторонними образованными людьми, а также заниматься самообразованием. Например, пройти курс Викиум «Идеальный русский» — с его помощью вы сможете заполнить пробелы в школьных знаниях. Но при этом все 10 уроков насыщены игровой механикой — так материал будет усваиваться максимально эффективно.

Сюда включены игровые тренажеры и упражнения. Так что вы сами не заметите, как и русский язык подтянете до весьма достойного уровня, и мозг разгрузите!

Как избежать речевых ошибок

Вы можете употреблять в устной речи сочетания слов, даже не подозревая о том, что делаете ошибки. Причем некоторые люди путаются в разговоре, а другие – при написании. Чтобы предотвратить неправильное употребление словосочетаний и избежать речевых ошибок, необходимо знать нормы русского языка и обращать на них внимание при составлении предложений.

Как избежать речевых ошибок

Инструкция

Следите за отсутствием в речи плеоназмов – лишних слов. Например, не стоит употреблять выражения: главная суть, прейскурант цен, перспективы на будущее, период времени, в конечном итоге, впервые знакомиться и т.д.

Избегайте совместного употребления однокоренных слов: характерная черта характера, чертить чертеж, соединить воедино и т.д. Такие слова могут звучать не очень уместно даже в соседних предложениях.

Не путайте слова, похожие по звучанию, но придающий разный смысл фразе, например, скрытый и скрытный, эффектный и эффективный, сыто и сытно и т.д.

Учтите, что замена одного из составляющих слов в устойчивых словосочетаниях также становится одной из распространенных речевых ошибок. Не стоит говорить «в поле внимания» вместо «в центре внимания» или «в поле зрения», «играть значение» вместо «играть роль» или «иметь значение» и т.д.

Следите за тем, чтобы подлежащее в предложении не было перекрыто прямым дополнением, иначе смысл предложения может стать неоднозначным. Например, фраза «Широкие лоджии обрамляют экраны из тонированного стекла» будет звучать лучше, если переставить местами дополнение и подлежащее: «Экраны из тонированного стекла обрамляют широкие лоджии».

Иногда неправильный порядок слов может полностью изменить смысл предложения, поэтому, если вы пишите текст, обязательно прочитайте его через некоторое время, это позволит вам избежать фраз типа: «В магазин поступили кроватки для малышей различных расцветок» и «Произвели осмотр места происшествия, где было совершено преступление с участием понятых».

Следите за тем, чтобы ваши предложения были всегда логически закончены, в них должна прослеживаться основная мысль. Примером неудачного предложения может служить такое: «Производство черных металлов требует большого увеличения заготовки металлолома, так как примерно половина всей стали выплавляется из металлического лома». Чтобы подчеркнуть мысль о необходимости увеличения сбора металлолома, переделайте фразу так: «Увеличение сбора металлолома очень важно для производства стали, поскольку половина всех черных металлов выплавляется именно из лома».

Постарайтесь употреблять как можно меньше штампов, клише, слов-паразитов. Они не всегда оказываются речевыми ошибками, но иногда сильно портят впечатление от текста или высказывания.

Видео по теме

Полезный совет

Если вам трудно следить за собой, и вы не всегда можете сами определить в своей речи ошибки, попросите кого-нибудь из знакомых поправлять вас.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Речь, конечно, не об орфографии или пунктуации – тут все четко регламентировано правилами и достаточно легко объяснимо. Вопросы в основном вызывают стилистические или речевые ошибки, которые, в отличие от грамматических, можно увидеть только в контексте. Далеко не каждый пишущий обращает внимание на то, что какое-то слово, использованное в определенной ситуации, приобретает совсем иное значение. Неправильное употребление слов – это и есть речевые ошибки. Такие ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Поскольку из-за нехватки времени давать подробные пояснения в каждом конкретном случае невозможно, приведу примеры наиболее типичных речевых ошибок, часто встречающихся в работах моих авторов. Некоторые из них я прокомментировала, другие, на мой взгляд, настолько очевидны, что в пояснении не нуждаются.

Впечатления от выступления очень портят речевые ошибки, допускаемые оратором. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам они возникают, как можно их заметить и избежать.

Речь человека ярко иллюстрирует уровень его культуры, интеллекта, мышления и коммуникативных навыков. Полуграмотный индивидуум никогда не будет изъясняться красиво. Образованного человека сразу можно распознать по манере общения. Вопрос: с кем окружающие будут взаимодействовать с большим желанием? Ответ на него очевиден.

Отсюда следует вывод: нужно совершенствовать свою речь, избавляя ее от ошибок. Они возникают из-за незнаний правил русского языка. Их нужно активно заучивать и хорошо помнить не только в школе, но и на протяжении всей жизни.

Содержание

  • Какие бывают речевые ошибки
  • 1. Ошибки произношения
  • 2. Лексические
  • 3. Неправильное употребление фразеологизмов
  • 4. Морфологические
  • 5. Синтакcические
  • 6. Письменная речь
  • 7. Стилистические
  • Работа над речевыми ошибками

Какие бывают речевые ошибки

Наиболее простую и понятную классификацию приводит д.ф.н. Ю.В. Фоменко. Ее стоит проиллюстрировать конкретными примерами для наглядности.

1. Ошибки произношения

Можно выделить два типа:

• искажение слов, например, «уплочено» вместо «уплачено», «ложить» вместо «класть», «колидор» вместо «коридор» и т. п.;

• неправильное ударение, например, «звОнит» (а не «звонИт»), «Алкоголь» (а не «алкогОль»), «диАлог» (а не «диалОг» и т.п

2. Лексические

Это ошибки в употребление отдельные слов из-за незнания или неправильного понимания их смысла, а также ошибки при создании новых слов по уже существующим моделям.

Примеры:

• «абонент» вместо «абонемента»; «экскаватор» вместо «эскалатора», «одинарный» вместо «ординарный»;

• «грузинец» вместо «грузин», «героичество» вместо «героизм» и т. п.;

• «моя автобиография» — плеоназм, избыточность, ведь автобиография не может быть ничьей, кроме как «моей»;

• «масло масляное», «задали задание» и т. п. — тавтология, ненужное повторение рядом однокоренных слов.

3. Неправильное употребление фразеологизмов

Примеры:

• «суть да дело» вместо «суд да дело»;

• «обратиться по неправильному адресу» вместо «обратиться не по адресу»;

• «сидеть сложив руки» вместо «сидеть сложа руки».

4. Морфологические

Такие ошибки проистекают из незнания норм словообразования в русском языке, то есть падежных форм некоторых слов. Наибольшие трудности вызывают сложные числительные, например в родительном падеже «сто двадцать пять» будет «ста двадцати пяти», а не «сто двадцати пяти». Также нужно запомнить, что правильно будет «туфель», а не «туфля», «дешевле», а не «дешевше» и т. п.

5. Синтакcические

Ошибки, допускаемые при построении словосочетаний и предложений, а иногда и целых фраз. Примеры:

• «оплачивайте за проезд» вместо правильного «оплатите проезд»;

• «смесь из компонентов» вместо «смесь компонентов»;

• «на полке лежат много книг» вместо «на полке лежит много книг».

6. Письменная речь

На письме люди допускают орфографические ошибки (неправильное написание) и пунктуационные (неправильная постановка знаков препинания.

7. Стилистические

Подобные ошибки связаны в целом со стилевой направленностью текста. Их следует разбирать отдельно, в рамках самостоятельной статьи.

Работа над речевыми ошибками

Их, конечно, лучше предупреждать и не допускать, чем потом исправлять, потому что делать это вживую, в звучащей речи неудобно.

Основные меры профилактики:

  • заучивание и регулярное повторение правил русского языка;
  • постоянное чтение художественной литературы;
  • повышение своего культурно-интеллектуального уровня путем посещения выставок, музеев и т.п.;
  • взаимодействие с образованными людьми;
  • выполнение упражнений по развитию речевых навыков.
Вы часто слышите или даже сами употребляете в устной и письменной речи фразы типа «со мной случился неприятный случай», «первая премьера этого спектакля поразила критиков», «в данном тексте автор ставит проблему», способные довести филолога до нервного тика. Все эти случаи объединяет одно — речевые ошибки. 

Грамотно и точно выражать мысли необходимо не только в рамках светской беседы, но и в повседневной жизни, так как речевые ошибки дорого обходятся выпускникам, когда дело касается ЕГЭ по русскому языку. В тестовой части на выявление речевых ошибок направлены задания № 5–6, а в сочинении за речь отвечают два критерия: 6-й и 10-й. 

Чтобы вы могли избежать потерь на экзамене, мы подготовили для вас материал с речевыми ошибками, часто встречающимися в работах. 

Речевые ошибки в ЕГЭ

Речевые ошибки — это нарушение употребления лексических единиц и некорректное образование синтаксических конструкций. 

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

  • Тавтология 

Тавтология — это фигура речи, при которой в рамках одного предложения повторяются одинаковые или однокоренные слова. 

Примеры ошибок: 

В рассказе рассказывается
Писатель пишет
Объединиться воедино

Иногда тавтология уместна, однако, к сожалению, все эти случаи не пересекаются с ЕГЭ, поэтому любое проявление тавтологии будет считаться ошибкой. 

  • Плеоназм 

Плеоназм — это оборот речи, при котором избыточно повторяются близкие или одинаковые по значению слова.

Примеры ошибок: 

Свободная вакансия
Прейскурант цен
Молодой юноша
В конечном итоге

Эта ошибка встречается не только в сочинениях выпускников, но и в задании № 6, где в одной из формулировок требуется исключить лишнее слово из предложения. Избежать плеоназма можно, если вдумываться в смысл фразы, которую вы пишете, и понимать значения слов, которые употребляете. 

  • Лексический повтор 

Лексический повтор — это повторение в одном предложении (или соседних предложениях) одной и той же формы лексемы.

Примеры ошибок: 

Он пишет о том, что он… 
Автор текста акцентирует внимание читателя на детстве героя. Для этого автор показывает следующую ситуацию…
В своем тексте автор пишет, что провел свое детство в деревне…

Чтобы подобных ошибок не было, необходимо находить уместный эквивалент повторяющемуся слову — синоним, который спасёт вас от потери баллов. 

  • Неверное употребление фразеологизмов 

Фразеологизм — устойчивое словосочетание, идиома. Фразеологизмы характеризуются постоянством состава. 

Примеры ошибок: 

Скрепя сердцем — скрепя сердце 
Не за горой — не за горами 
Сложив руки — сложа руки 

Помимо того, что изменять фразеологизмы нельзя, их употребление также не всегда уместно, потому что многие из них относятся к

разговорной лексике, употреблять которую в сочинении ЕГЭ не рекомендуется

  • Неоправданное употребление разговорных, диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за рамки литературного языка 

Примеры ошибок: 

Базаров считал любовь ерундой
Обломов целый день валялся на диване
Онегин вляпался в проблемы, согласившись на дуэль

Подобную лексику использовать на ЕГЭ нельзя. Любым словам можно найти нейтральный аналог. 

  • Канцеляризм

Канцеляризм — оборот речи или слово, характерные для официально-делового стиля речи. 

Примеры ошибок:

В данном тексте…
Проблема является важной…
Исходя из вышеизложенного… 

Канцеляризмы делают речь сухой и официозной, старайтесь строить предложения проще и не нагружать их ничем лишним. 

  • Неверное употребление паронимов 

Паронимы — это слова, сходные по морфемному составу и звучанию, но различающиеся лексическим значением. 

Примеры ошибок: 

В документе он поставил роспись — в документе он поставил подпись 
Были приняты эффектные меры — были приняты эффективные меры 

Чтобы избегать подобных ошибок, необходимо обращаться к словарям паронимов, а также постараться выучить все значения слов, которые есть в

словнике ФИПИ

  • Нарушение лексической сочетаемости 

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. 

Примеры ошибок: 

Начальник должен показывать образец подчиненным — начальник должен показывать пример подчиненным 
Автор увеличивает впечатление — автор усиливает впечатление 
Одержать первенство — одержать победу 
Играет значение — имеет значение / играет роль 

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью, встречаются в задании № 6, поэтому важно уметь употреблять слова правильно. Прежде чем написать какое-то сочетание, задумайтесь над его смыслом. Обычно такие ошибки становятся очевиднее при проговаривании. 

  • Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов 

Эмоционально окрашенные слова — это слова, которые выражают отношение говорящего к предметам, людям, явлениям. 

Примеры ошибок: 

Автор в этом великолепном тексте 
Отвратительный герой
Ужасная проблема

Сочинение формата ЕГЭ не должно быть эмоциональным и чрезмерно субъективным. Старайтесь выбирать нейтральные слова.

  • Неуместное употребление анахронизмов

Анахронизмы — слова, не подходящие к контексту определённой исторической эпохи. 

Примеры ошибок: 

Чичиков был бизнесменом… 
Акакий Акакиевич — представитель клерков… 

В подобных случаях необходимо учитывать исторический контекст, на который вы ссылаетесь. Включение современных слов и терминов в рамки исторических событий, в которых таких понятий не было, недопустимо. 

  • Как скрыть ошибки lua wow
  • Как скрыть луа ошибки
  • Как скопировать сообщение об ошибке
  • Как скопировать сообщение об ошибке
  • Как скопировать код ошибки