Какие ошибки допускает рыночный механизм

Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка

Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:

  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.

Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Если эти идеальные рыночные условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка

Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Общественные блага — товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Внешние (побочные) эффекты — ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или могут получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. И сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Эти идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность, и появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач.

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:

  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.

Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но мы многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Если эти идеальные для безошибочной работы рыночных механизмов условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе. Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными. Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Общественные блага — товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат. Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара. В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Внешние (побочные) эффекты — ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или могут получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства. Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. И сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами.

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. А между тем развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей. Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. И тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.).

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Слайд 1экономические задачи государства
Выполнила: Заливадняя Татьяна, учащаяся 10 «В» класса МАОУ

гимназия №23
Учитель: Беляева Татьяна Ивановна, учитель истории МАОУ гимназия №23

экономические задачи государства Выполнила: Заливадняя Татьяна, учащаяся 10 «В» класса МАОУ гимназия №23Учитель: Беляева Татьяна Ивановна, учитель


Слайд 2проблемы
1. что такое экономические свободы?
2. какие ошибки допускает рыночный

механизм

3. какова роль государства в хозяйственной жизни страны?

проблемы 1. что такое экономические свободы? 2. какие ошибки допускает рыночный механизм 3. какова роль государства в


Слайд 3Какие условия нужны стране, чтобы её граждане хотели и могли вести

активную хозяйственную деятельность?

Человечество пришло очень нелёгким путём к пониманию необходимости для людей гарантированных экономических свобод:

1) Свобода в распоряжении своего труда

2) Свободы предпринимательства

3) Свобода заключения сделок

Какие условия нужны стране, чтобы её граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность?Человечество пришло очень нелёгким


Слайд 4Человек имеет право на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые

он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.
Это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. В стране, где такой экономической свободы нет, человек человеку – враг.

Человек имеет право на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл


Слайд 5Это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики.
Означает,

что предпринимателю никто не в праве диктовать, какие блага и каким способом производить, решить это в праве лишь он сам.
Человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики.Означает, что предпринимателю никто не в праве


Слайд 6Это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать

созданные им блага.
Является главным условием развития торговли, так как только при его наличии человек действительно полностью свободен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск ее существования.

Это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага.Является главным условием развития


Слайд 7Оно означает, что общество и государство признают права людей и фирм

на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано.
Государство с помощью правовых служб защищает права личности (со своим имуществом можно делать всё что угодно, пока оно не начнет приносить вред окружающим).

правовое закрепление права собственности

Оно означает, что общество и государство признают права людей и фирм на имущество любого вида, которое ими


Слайд 8гражданское законодательство
Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются

массой государственных норм и законов, которые образуют важнейшую часть гражданского законодательства.

гражданское законодательство Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются массой государственных норм и законов, которые


Слайд 9суды
Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает правила, установленные гражданским

законодательством, то пострадавшая сторона может обратиться в государственный суд за защитой.
В гражданском судопроизводстве нет кары в виде тюремного заключения или ссылки. (штрафы)
Осуществление хозяйственной деятельности часто порождает споры между её участниками. Обращаются в арбитражный суд (это специальный орган, который разбирает споры фирм между собой). Решения арбитражных судов являются столь же обязательным для исполнения, как и решения судов, разбирающих уголовные и гражданские дела.

суды Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает правила, установленные гражданским законодательством, то пострадавшая сторона может обратиться


Слайд 10государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни

Для защиты устоев хозяйственной жизни и экономических свобод государство обычно создает специальные организации (например: прокуратура, которая надзирает за правильностью исполнения законов). Так же важны контрольные службы.

государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни Для защиты устоев хозяйственной жизни и


Слайд 11вывод
Государство выполняет в экономической жизни нескольких цивилизованных стран несколько важнейших

функций.
Первая из них — Защита экономических свобод и правил хозяйственной жизни, что делает коммерческие операции боле предсказуемыми и снижает их риск.
Для защиты экономических свобод и принятых обществом форм хозяйственной деятельности государство создаёт законы, судебную систему и органы охраны правопорядка.

вывод Государство выполняет в экономической жизни нескольких цивилизованных стран несколько важнейших функций.Первая из них - Защита экономических


Слайд 12Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
Рынок

способен решать главные экономические проблемы;
Рынок не способе решать ряд задач, важных для общества.

Опт практической реализации плановых систем в СССР и других социалистических странах, показали, что:

Механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить

Централизованное планирование не может решать основные экономические проблемы и в долгосрочном плане приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов

Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:Рынок способен решать главные экономические проблемы;Рынок не


Слайд 13Следовательно, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его

можно использовать на благо человечества. Надо научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и смягчать их последствия.

Слабости (несовершенства) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Условия, позволяющие рыночным механизмам идеально решать главные экономические проблемы общества:
Никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влить на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;
Среди продавцов, с одной стороны, или покупателей – с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий для сделок;
Всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем;
Государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим и религиозным мотивам.

Следовательно, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно использовать на благо человечества. Надо


Слайд 14В условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких

задач:
Устранение последствий, порождаемых слабостями рынка;
Смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Если условия для безошибочной работы механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают давать сбои. И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества.

В условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:Устранение последствий, порождаемых слабостями рынка;Смягчение неравенства


Слайд 15Слабости рынка проявляются в:
1) Возможности монополизации рынка;
2) Трудности создания общественных благ

на коммерческой основе;
3) Возникновение внешних эффектов или внешних затрат.

задачи

Монополизация рынков.
Рыночным механизмам сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:
Экономического преимущества;
Различных сговоров или уничтожения конкурентов.

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объёма продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участник этого рынка.

Слабости рынка проявляются в:1) Возможности монополизации рынка;2) Трудности создания общественных благ на коммерческой основе;3) Возникновение внешних эффектов


Слайд 16Невозможность на коммерческой основе создания общественных благ.
«если потребляет один, то другой

это сделать уже не может»
Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными.

Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются без конкуренции и которыми никому невозможно запретить пользоваться. (например: правовая система общества)

Возникновение внешних эффектов.
Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности – пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за сет реклам и витрин магазинов – пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Значит, он также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов.

Невозможность на коммерческой основе создания общественных благ.«если потребляет один, то другой это сделать уже не может»Такие блага,


Слайд 17Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. Механизм

совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.
Изменить ситуацию можно лишь путём регулирования доходов и богатства.

вывод

Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы общественной жизни вообще решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенародных интересов, поручают государству устранение таких ошибок.

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. Механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком


Слайд 18Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство прибегает к той или иной задаче.
Важнейшей

из этих задач – устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства:
Разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличённые в монополизации;
Создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации;
Помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её.

Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство прибегает к той или иной задаче.Важнейшей из этих задач – устранение последствий,


Слайд 19
Для создания общественных благ государство:
Формирует систему законов, защищающих права и интересы

граждан на получение достоверной информации;
Создаёт организации, обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, ко их нарушает;
Осуществляет иную специализированную деятельность по созданию общественных благ.

Решая задачу регулирования проблем, связанных с возникновением внешних эффектов, государство:
Формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновение внешних эффектов;
Создаёт организации, которые отслеживают ситуации возникновения внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры;
Стимулирует деятельность по сокращению нежелательных внешних эффектов.

Для создания общественных благ государство:Формирует систему законов, защищающих права и интересы граждан на получение достоверной информации;Создаёт организации,


Слайд 20В целях смягчения неравенства доходов и богатства государство создает и реализует:
Систему

прогрессивного налогообложения доходов;
Механизм налогообложения имущества, находящегося в личной собственности граждан или получаемого ими по наследству;
Систему социальных трансфертов беднейшим гражданам за счет средств от налогообложения богатейших граждан.

Говоря о расширении вмешательства государства в экономическую жизнь общества, чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и возникновение спада производства.

Регулирование осуществляется достаточно активно и успешно

К нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьёзному нарушению нормального функционирования рыночного механизма

В целях смягчения неравенства доходов и богатства государство создает и реализует:Систему прогрессивного налогообложения доходов;Механизм налогообложения имущества, находящегося


Слайд 21вывод
Выполняя возложенные на него задачи, государство защищает рынки от монополизации,

смягчает неравенство в доходах и богатстве граждан, организует производство общественных благ, необходимых всем гражданам страны. Кроме того, государство принимает меры по смягчению или предотвращению негативных внешних последствий хозяйственной деятельности (иногда сюда относится весь комплекс мер по улучшению экологических условий).

Рецепт 14
Чтобы страна развивалась устойчиво и ее граждане жили всё лучше, государство должно:
1) Охранять экономические свободы;
2) Компенсировать слабости рынка;
3) Способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан.

вывод Выполняя возложенные на него задачи, государство защищает рынки от монополизации, смягчает неравенство в доходах и богатстве


Не договориться, что считать рынком

В команде решают выходить на «рынок Coca-Cola», «рынок лекарственных препаратов» или «рынок квадрокоптеров». Кажется, что все члены команды имеют в виду одно и то же. Но в России две Coca-Cola: одна, материнская, занимается стратегическим развитием, другая — это ее партнер-боттлер, которая сама производит, продает и доставляет напитки клиентам.

Это два разных рынка: одна компания работает с производителями, другая — с магазинами и конечными потребителями.

Рынок лекарств в свою очередь делится на две части: рецептурные и нерецептурные препараты. Кроме этого, через аптеки продаются такие товары, как БАДы, спортивное питание, бинты и прочее, которые не относят к лекарственным. В каждом случае это тоже будут разные рынки со своим регулированием и набором основных игроков.

Звучит просто, но множество продуктовых команд терпит неудачу именно потому, что не учитывает этот фактор. После того как они потратили время и деньги на запуск продукта, оказывается, что надо было смотреть на рынок с учетом каналов дистрибуции, конкурентов, поставщиков и прочих участников.

Как этого избежать? Можно заполнить Business Model Canvas (бизнес-модель «Канвас»). Это шаблон, предложенный известным швейцарским бизнес-консультантом Александром Остервальдером и его коллегой Ивом Пинье. Обычно этот инструмент используют для поиска точек роста, но он также отлично подходит для того, чтобы лучше понять структуру своего рынка.

Таблица «Канваса» состоит из девяти блоков:

  • потребительские сегменты;
  • ключевые ценности;
  • действия;
  • партнеры;
  • ресурсы;
  • каналы;
  • взаимоотношения с клиентами;
  • потоки доходов;
  • структура расходов.

В ходе заполнения таблицы надо убедиться, что члены команды говорят на одном языке: все имеют в виду одни и те же каналы дистрибуции, поставщиков, клиентов и так далее.  

Использовать слишком сложные инструменты

Стартаперы часто пытаются найти для исследования рынка какой-то сложный инструмент или хитрый фреймворк. Это увеличивает время на поиск и обработку информации, но если идея стартапа для рынка нова — важно успеть реализовать ее первым.

Как этого избежать? В большинстве случаев для того, чтобы проанализировать рынок, достаточно головы, Excel и гугла. По сути, исследование рынка делится на два направления: качественное и количественное. Цель первого — понять, как устроен рынок: какие на нем бизнес-процессы, основные игроки, правила игры, модели монетизации и так далее.

На большинство из этих вопросов можно найти ответ, заполняя Business Model Canvas.

Сбор количественных данных после этого можно делать в Excel. При этом нужно учитывать, что исследование постоянно будет обогащаться новыми деталями. Написать и посчитать все за один раз не получится.

Впадать в «аналитический паралич»

Эта ошибка связана с перебором информации. Кажется, что данных по одному или двум источникам мало — надо посмотреть еще вот эту сегментацию, еще один отчет и так далее. Но на этапе запуска никогда не будет такого, что вы во всем разобрались. Уточнять качественный и количественный research можно до бесконечности.

Как этого избежать? Главное — на старте понять, для чего вы вообще делаете исследование и каких результатов хотите достичь. Затраты на достижение цели далее можно сократить тремя способами.

  1. Первый из них основан на том, что по закону Парето 80% результата дают всего 20% усилий. То есть, когда новых выводов становится меньше  — это признак, что вы уже максимально близки к этим 80% и искать информацию дальше не надо.
  2. Второй способ по-английски называется «hard stop». В этом случае вы заранее определяете, сколько времени вы готовы потратить на проведение исследования — например, три часа. После этого вы останавливаетесь.
  3. Третий способ — это так называемый «принцип прогрессивного джипега». Известный дизайнер Артемий Лебедев в своем блоге сформулировал его так: в любую секунду любой проект готов на 100%, даже если он проработан всего на 4%. Грубо говоря: не надо пытаться сразу сделать всю работу от начала до конца. Достаточно сделать первый набросок, проверить стартовую гипотезу исследования, а если она подтверждается — постепенно выйти на тот уровень, который требуется.  

После проведения исследования надо проверить результаты через построенный ранее «Канвас» и показать его эксперту.

Пытаться «съесть» весь рынок целиком

Компания может переоценивать размер рынка из-за того, что не учитывает возможных ограничений. Возьмем условный пример: представим, что вы нашли отчет, где рынок квадрокоптеров в России оценен 10 миллиардов рублей. Но ваша компания работает только в интернете. Онлайн-каналы дистрибуции составляют 10% от всех остальных. Значит, ваш рынок только что уменьшился в десять раз.

Допустим, что компания зарабатывает не напрямую на выручке, а на комиссии с проданных пользователем товаров. Пусть эта комиссия будет 10% — рынок уменьшился еще в десять раз. В итоге от общего рынка остался 1%.

Кроме этого, у предприятия могут быть операционные ограничения: пусть на рынке можно сделать сто тысяч поставок тех же квадрокоптеров, но компания физически способна только на тысячу. Или у нее очень маленький маркетинговый бюджет, так что о товаре смогут узнать не сто тысяч потребителей, а тысяча.

Таким образом, после запуска может оказаться, что реальный размер рынка стартапа меньше, чем планировалось, в сотни и тысячи раз.

Как этого избежать? При оценке рынка «сверху» — с помощью отраслевых отчетов — надо расписать его структуру и посмотреть, на какую его часть компания может выйти. При этом надо учесть, какие каналы дистрибуции и способ монетизации она будет использовать.

После этого нужна оценка «снизу»: с учетом факторов, которые влияют на бизнес самого стартапа. Для этого надо построить его юнит-экономику. Подробно о том, как это сделать, рассказывает в своем блоге предприниматель Даниил Ханин. Можно также почитать об этом основателя аналитического сервиса AppCraft Илью Красинского, который специализируется на теме.

Считать, что все пользователи станут клиентами

Компании часто видят пользователей как некую гомогенную массу. Но, допустим, у «Авито» среди пользователей есть физические и юридические лица. При этом они делятся на покупателей и продавцов. А некоторые являются продавцами в одной категории и покупателями в другой.

«Авито» в основном монетизирует продавцов (причем не всех). То есть, если мы говорим, что у нас миллион пользователей, это не значит, что мы на миллионе пользователей зарабатываем. Платить может только часть из них, и лишь часть от этой доли действительно это делает.

Как этого избежать? Перед запуском продукта надо понять, кто ваш пользователь и какое value proposition (ценностное предложение) вы готовы ему сделать. После этого надо определить, готов ли платить такой пользователь, и какая схема монетизации будет здесь наиболее эффективна.

Стартап может проверить, готова ли его предполагаемая аудитория платить, запустив MVP. В ходе проверки может выясниться, что аудитория маленькая, либо люди не готовы платить, либо готовы платить не ту сумму, которую просит компания.

Не учитывать «скорость» денег

В некоторых ситуациях можно заработать очень быстро: вы выходите на рынок с новым продуктом и сразу видите нормальные деньги. Но может быть и так, что доля пользователей будет набираться постепенно. На нормальные показатели рынка в этом случае вы можете выйти через два-три года, а то и через десять лет.

«Скорость» денег зависит от многих факторов: цена товара, его новизна для рынка (в этом случае компании нужно будет потратить время на его продвижение), уровень конкуренции и так далее.

Она может сильно отличаться также в зависимости от отрасли: один рынок даст вам три миллиона через пару месяцев, а другой — несколько десятков, но через год-два.

Как этого избежать? Универсального совета здесь нет, все зависит от конкретного случая. Но можно хотя бы изучить конкуренцию на рынке. Предприниматели часто думают, что для этого слишком мало доступной бесплатной информации — но, на самом деле, это не так.

Для изучения конкурентов можно использовать активные и пассивные способы.

  • Активные способы подразумевают, что вам надо сделать какое-то усилие, чтобы получить информацию. Это UX-тесты, исследования, интервью, аналитика, customer development, хакатоны и конференции, где можно общаться с конкурентами напрямую.
  • Пассивные способы — это изучение новостей, пресс-релизов конкурентов и венчурных фондов, которые оценивают рынок в стране. Стартапер также может читать комментарии и отзывы в соцсетях и сторах для приложений, обзоры блогеров и нишевых изданий.

Главное, что нужно понимать при оценке рынка — она никогда не бывает окончательной. Не надо воспринимать итог этой работы так, как будто вы вывели нужную цифру, написали ее на стене в офисе — и все должны смотреть на нее годами. Оценка позволяет только прогнозировать следующие шаги.


Материалы по теме:

Несовершенства рынка — это неспособность рыночного механизма решать некоторые социально-экономические задачи.

Рыночное распределение не учитывает идеи социальной справедливости. Более тяжёлый труд не всегда оценивается более высоко. Одни категории работников более подвержены безработице, чем другие, в силу возраста, пола, здоровья. Поэтому рыночная экономика порождает сильное экономическое неравенство и расслоение доходов.

Пример:

чтобы преодолеть эту проблему, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда и квоты для людей с инвалидностью, выплачивает социальное пособие нетрудоспособным.

Ещё одной проблемой является недостаточное финансирование науки и искусства, природоохранной деятельности. Если эти сферы не способствуют получению прибыли (как, например, массовая культура), то они ощущают недостаток средств. По этой же причине рынок не способен организовать производство общественных благ.
 

Последствием конкурентной борьбы на рынке нередко становится образование монополий (монополизация рынка). При этом часто монополизация происходит не в процессе улучшения качества и внедрения новых технологий, а в ходе сговора, промышленного шпионажа, шантажа и коррупции. В этом случае наиболее эффективные производители могут быть вытеснены с рынка нечестным способом.

Гибкость ценообразования приводит к инфляции и циклическому развитию. Экономические кризисы являются неотъемлемой частью рыночного механизма.

Проблема асимметрии информации приводит к возрастанию недоверия и появлению дополнительных издержек при проверке условий сделки.

Пример:

чтобы арендовать или купить квартиру, потребителю приходится нанимать риелтора и платить за его услуги, чтобы не стать жертвой мошенников.

  • Какие ошибки делают родители при воспитании детей
  • Какие ошибки делают родители при воспитании детей
  • Какие ошибки делают новички водители
  • Какие ошибки делают новички водители
  • Какие ошибки делают начинающие предприниматели