Какие ошибки допускают при ведении мяча

Ведение мяча
— прием техники нападения, дающий
возможность баскетболисту маневрировать
с мячом по площадке с большим диапазоном
скоростей и в любом направлении.

Рисунок 20

Классификация
ведения мяча

Ведение позволяет
уйти от плотно опекающего защитника,
выйти с мячом из-под щита после успешной
борьбы за отскок и организовать
стремительную контратаку. С помощью
ведения можно поставить заслон партнеру
или отвлечь на время соперника, опекающего
партнера, чтобы затем передать ему мяч
для атаки. Во всех остальных случаях
злоупотреблять ведением не следует,
чтобы не снижать быстроту контратак и
не нарушать ритма игры. Ведение
осуществляется последовательными
мягкими толчками мяча одной рукой (или
поочередно правой и левой) вниз-вперед,
несколько в сторону от ступни.

Рисунок 21
Положение
игрока при ведении мяча

Основные движения
выполняют локтевой и лучезапястный
суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы
сохранять положение равновесия и быстро
изменять направления движения. Туловище
слегка подают вперед; плечо и рука,
свободная от мяча, должны не допускать
соперника к мячу (но не отталкивать
его!).

Для ведения
характерна синхронность чередование
шагов и движений руки, контратакующей
с мячом. Игрок, продвигаясь, таким образом
должен в то же время следить за
расположением партнеров, соперников и
ориентироваться на щит. Целесообразно
периодически переключать зрительный
контроль с мяча на поле и обратно.

Существует
несколько разновидностей ведения в
зависимости от высоты отскока мяча и
специфики контроля над ним.

Ведение
с высоким отскоком мяча (высокое ведение)
применяется
при отсутствии плотной опеки со стороны
защитника чаще всего в ситуации, требующей
быстрого передвижения с мячом в избранном
направлении. Мяч при этом варианте
ведения после каждого выталкивания
поднимается до уровня пояса. Это
скоростной вид дриблинга. Незаменимо
высокое ведение и в случае необходимости
замедления игры, т.е. для затяжки времени
при удержании счета. Характерной его
особенностью является отсутствие
движений на укрывание мяча от соперника.

Ведение с низким
отскоком мяча (низкое ведение),

напротив, используется, если защитник
находится в непосредственной близости
и существует угроза выбивания мяча.
Соответственно нападающий осуществляет
активное укрывание мяча и выставления
в сторону руки, свободной от ведения.
Высота отскока снижается в результате
сгибания ног и незначительного наклона
туловища вперед. Степень снижения высоты
отскока мяча зависит от характера
противодействия и индивидуальных
особенностей техники игрока. Мяч может
жестко встречаться на уровне колен или
еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота
отскока, тем продолжительнее, а значит,
и надежнее контроль дриблера над мячом.

И высокое и, и
низкое ведение может осуществляться
со зрительным контролем над мячом или
без зрительного контроля.

Ведение мяча со
зрительным контролем
не
эффективно в игровых условиях, так как
не позволяет быстро ориентироваться в
расположении партнеров, соперников,
корзины, и применяется лишь на начальных
стадиях обучения приему для выработки
правильной структуры движения или при
использовании финтов.

Ведение
мяча без зрительного контроля
дает
возможность следить за изменением
ситуации на площадке и своевременно
реагировать на него конкретными игровыми
действиями. Оно применяется, когда игрок
уверен и непринужденно владеет техникой
приема, т.е. выработано «чувство мяча».

Кроме перечисленных
вариантов ведения мяча существует
несколько способов обыгрывания (обводки)
защитника в начале ведения и по ходу
выполнения приема в движении (изменением
высоты отскока, направлений или скорости
движения; переводом мяча перед собой,
за спиной, между ногами или с поворотом).

Обводка с
изменением скорости.

К неожиданным изменениям скорости
ведения мяча прибегают для того, чтобы
оторваться от защитника. Скорость
ведения зависит, прежде всего, от высоты
отскока мяча от площадки и угла, под
которым он направляется к площадке. Чем
выше отскок и меньше его угол (в
рациональных пределах), тем больше
скорость передвижения. При отскоке,
низком и близком к вертикальному, ведение
замедляется и может вообще выполняться
на месте.

Обводка с
изменением направления.

Ее используют главным образом для
обводки соперника и проходов для атаки
кольца. Изменяют направление таким
образом: кисть накладывают на различные
точки боковой поверхности мяча и
выпрямляют руку в нужном направлении.
Используют также обводку с изменением
высоты отскока и с поворотами и переводами
мяча. Широко используется также способ
обводки соперника с переводом мяча с
одной руки на другую, скрытно, за спиной
или под ногой.

Баскетболист при
ведении обязан одинаково хорошо владеть
правой и левой рукой.

Основные ошибки
при выполнении ведении мяча
:

  • мяч посылается в
    пол не толчком, а ударом (слышится
    хлопок);

  • туловище сильно
    наклонено вперед, голова опущена вниз;

  • ноги недостаточно
    согнуты;

  • мяч ударяется не
    сбоку, а перед игроком;

  • преждевременное
    отрывание опорной ноги в начале ведения,
    опережающее выпуск мяча — пробежка;

  • задержка мяча
    вследствие непродолжительного его
    захвата кистью снизу: нарушение правила
    «Ведение мяча»;

  • раскоординация
    движения рук и ног: на каждый шаг — удар
    мячом в площадку; растягивание беговых
    шагов — скованное, медленное передвижение
    с мячом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    10.02.2015155.14 Кб289.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 34. Совершенствование техники ведения мяча

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  • Понятие ведения мяча в баскетболе;
  • цели и задачи ведения мяча;
  • способы ведения мяча;
  • техника и правила ведения мяча;
  • ошибки и нарушения при ведении.

Урок посвящён технике ведения мяча в баскетболе.

Глоссарий

Ведение мяча – приём техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения.

Дриблер – игрок, ведущий мяч.

Пронос мяча – нарушение правил, фиксируемое у игрока, выполняющего дриблинг, в случае задержки мяча в руке.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Ведение мяча — прием техники нападения, позволяющий игроку передвигаться с мячом по спортивной площадке с большой скоростью и с различными направлениями движения. Слово дриблинг произошло от англ. dribble — «вести мяч». Этот термин в баскетболе означает прохождение игрока мимо защитника с одновременным ведением баскетбольного мяча правой или левой рукой. Дриблинг в баскетболе считается вторым основным способом перемещения самого мяча по площадке — после его передачи.

Ведение мяча в баскетболе применяется:

  • когда нужно выиграть время;
  • при плотном держании противником;
  • при проходе к кольцу;
  • при проведении разученной комбинации;
  • при заслонах или когда за спиной ведущего мяч должен пройти к партнеру;
  • когда игрок находится в затруднительном положении, а партнёры закрыты;
  • чтобы вызвать игроков противника на ошибки;
  • когда игрок перехватывает передачу одной рукой или подбирает передачу отскоком;
  • после обманного движения на бросок для прохода к кольцу.

В баскетболе существует три основных вида ведения мяча:

  • с высоким отскоком мяча от поверхности площадки;
  • низкий отскок мяча;
  • комбинированная техника дриблинга.

Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Нужно не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую, вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. При ведении мяча его направляют вниз только кистью руки с широко расставленными ненапряжёнными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения подвижности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить.

Сила толчка кисти должна быть такой, чтобы мяч мог отскочить от пола на нужную высоту. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать. Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперёд не будет.

В правилах ведения мяча есть свои ограничения. После дриблинга игроку разрешается сделать всего два шага с мячом в руках, при этом, не ударяя мяч о пол. Этот мяч игрок должен передать либо партнёру, либо бросить по кольцу. Если игрок продолжит движение, то это является нарушением и называется «двойное ведение».

Ведение мяча двумя руками запрещается, как и удар кулаком по мячу. Вести мяч можно как правой, так и левой рукой. Пронос мяча является нарушением правил.

При нарушении ведения мяча — наказание передача мяча сопернику.

Ведение мяча не рекомендуется, если возможно передать мяч, за исключением случая, когда открыт проход к кольцу и нужно больше 1-2 ударов.

Возможные, ошибки во время ведения мяча:

  1. Ведение мяча каждый раз после того, как игрок получит мяч.
  2. Неумение видеть площадку во время ведения.
  3. Ведение мяча на слишком большой скорости.
  4. Пронос мяча.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1.Ребус-соответствие.

Соедините попарно элементы игры в баскетбол.

1. 2.

3. 4.

Решение:

  1. Ведение
  2. Передача
  3. Бросок
  4. Штрафной бросок

2.Филворд – английский кроссворд.

Найдите ответы на вопросы в филворде.

  1. Запрещённое воздействие на мяч во время ведения.
  2. Каким английским термином обозначается слово «ведение»?
  3. Часть руки, с помощью которой проводят ведение мяча.
  4. Соревнование на спортивной площадке, между двумя командами.

Решение:

  1. Удар
  2. Дриблинг
  3. Кисть
  4. Игра

На чтение 7 мин Просмотров 39.1к. Опубликовано 13.06.2020

Ведение – один из важнейших элементов в футболе, который позволяет игроку контролировать мяч и перемещаться с ним по полю. К сожалению, многие футболисты-любители плохо владеют данным приемом. В этой статье мы расскажем о различных способах ведения мяча в футболе, а также дадим несколько советов и упражнений для развития данного навыка.

Для удобства поиска информации воспользуйтесь оглавлением.

Содержание

  1. Способы ведения мяча в футболе
  2. Ведение мяча ногой в футболе
  3. Ведение мяча головой в футболе
  4. 4 совета по ведению мяча
  5. Ошибки при ведении мяча в футболе
  6. Упражнения для отработки ведения мяча
  7. Заключение

Способы ведения мяча в футболе

В футболе ведение мяча можно осуществлять:

  1. Ногой
  2. Головой

Давайте остановимся на каждом способе отдельно.

Если вы занимались в футбольной школе, то вам наверняка говорили: “Мяч быстрее игрока. Зачем вести мяч, если можно отдать передачу?”. Конечно, почти во всех случаях целесообразнее дать быструю передачу нежели долго вести мяч. О том, какие бывают передачи в футболе, мы говорили в отдельной статье. Рекомендуем к прочтению.

Ведение мяча ногой в футболе

Как правило, ведение мяча в футболе осуществляется ногами. Оно состоит из двух элементов: бега и несильных ударов по мячу, которые позволяют ему катиться в нужном направлении.

Ведение мяча ногой может осуществляться несколькими способами:

  1. Внешней стороной стопы

Ведение мяча внешней стороной стопы является универсальным способом. Оно позволяет игроку перемещаться с мячом в различных направлениях: по прямой, по дуге, а также резко изменять направление движения.

Ведение мяча внешней частью подъема

Ведение мяча внешней стороной стопы
  1. Внутренней стороной стопы

Использование внутренней стороны стопы позволяет вести мяч по дугообразной траектории.

Если перед вами нет игроков соперника, смело прокидывайте мяч вперед на несколько метров. Если соперник находится прямо перед вами, то мяч следует держать на небольшом от себя расстоянии (примерно 1 метр).

  1. Носком

Ведение мяча носком выглядит следующим образом:

Футболист ставит опорную ногу сбоку от мяча, а носком второй ноги толкает мяч вперед. Обе ноги при этом согнуты в коленях, а туловище немного наклонено вперед. Такой способ ведения мяча, как правило, используют новички и низкоквалифицированные футболисты.

Ведя мяч таким образом игрок рискует зацепить носком землю и получить повреждение.

Читайте также: Остановка (прием) мяча в футболе: способы, техника исполнения

  1. Подошвой

Использование подошвы при владении мячом больше характерно для футзала, однако в большом футболе подошву также используют для остановки и ведения мяча.

Многие тренера злятся, когда их подопечные останавливают мяч подошвой. В этом есть смысл, так как на футбольном поле покрытие не такое ровное, как в зале, поэтому есть риск плохо обработать мяч.

  1. Бедром

Лично я всего несколько раз видел, чтобы кто-то из футболистов вел мяч бедром. Даже если мяч и попадает на бедро, все игроки стараются сразу опустить его на землю.

Ведение мяча бедром смотрится очень эффектно, но не всегда эффективно. Разве что в ситуациях, когда игрок соперника стремительно приближается, не оставляя времени опустить мяч на газон.

Дочитайте статью до конца, и мы покажем несколько упражнений для улучшения навыков ведения мяча.

Ведение мяча головой в футболе

Ведение мяча головой практически не используется в футболе за редкими исключениями. В российском чемпионате могу вспомнить разве что Юрия Жиркова, который в одном из недавних матчей за «Зенит» продемонстрировал данный навык.

Ведение выполняется средней частью лба. Мяч подбивается вверх и вперед с расчетом на то, чтобы успеть переместиться и нанести следующий удар.

Ведение мяча головой

Довольно давно, если не ошибаюсь, в сборной Бразилии был игрок, который обыгрывал соперников, используя ведение мяча головой. Пытался найти его в интернете, но не получилось. Если кто-то понял, о ком я, напишите в комментариях. Буду очень благодарен.

4 совета по ведению мяча

Дадим несколько советов, которые помогут вам быстрее освоить ведение мяча в футболе:

  1. Если перед вами нет соперников, прокидывайте мяч дальше. Вам не придется тратить время на лишние касания.
  2. Если соперник находится перед вами, держите мяч рядом с собой.
  3. Ведите мяч дальней от соперника ногой.
  4. Одновременно следите за мячом и за ситуацией на поле.

Многие футболисты, особенно любители, не придерживаются данных советов и допускают ошибки, о которых мы расскажем далее.

Также рекомендуем: Удары в футболе: виды, способы, классификации

Способы ведения мяча в футболе

Ошибки при ведении мяча в футболе

Какие ошибки могут допускать игроки при ведении мяча?

  1. Далеко отпускают мяч

Футболист должен держать мяч на таком расстоянии, чтобы в любой момент быть готовым изменить направление движения или остановить мяч.

  1. Концентрируют все внимание на мяче

Любители часто концентрируют внимание только на мяче, не обращая внимания на ситуацию вокруг. Это оборачивается потерями мяча.

  1. Держат мяч одной ногой

Каждый футболист должен уметь вести мяч обеими ногами. Ему должно быть без разницы под какой ногой находится мяч.

  1. Не прикрывают мяч корпусом

Сопернику будет в разы сложнее добраться до мяча, если вы будете прикрывать его туловищем.

  1. Ведение ближней к сопернику ногой

Мяч нужно держать на недоступном для игрока соперника расстоянии. Иначе он запросто сможет отобрать или выбить мяч из-под ваших ног.

Техника ведения мяча

Использование корпуса при ведении мяча

Ниже в таблице мы привели типичные ошибки футболистов при ведении мяча и их последствия.

Ошибка Последствия ошибки
1. Игрок далеко отпускает мяч от себя 1. Игрок соперника легко отбирает мяч и начинает контратаку.
2. Футболист концентрирует все внимание на мяче 2. Футболист с мячом не замечает партнеров по команде и игроков соперника, которые приближаются к нему. Итог — атака теряет перспективу, потеря мяча.
3. Игрок ведет мяч только одной ногой 3. Когда мяч окажется под неудобной ногой, игрок будет долгое время его обрабатывать. Итог — замедление атаки, потеря ее перспективы; потеря мяча.
4. Футболист не прикрывает мяч корпусом 4. Игрок соперника без особых усилий выбьет мяч из-под ваших ног или отберет его без нарушения правил.
5. Игрок ведет мяч ближней к сопернику ногой 5. Соперника без труда добирается до мяча. Итог — потеря мяча, контратака.

Чтобы не допускать типичных ошибок при ведении, выполняйте упражнения, которые представлены ниже.

Рекомендуем к прочтению: Открывания в футболе – как правильно открываться

Упражнения для отработки ведения мяча

Для того, чтобы улучшить технику ведения мяча, нужно тренироваться. Дадим несколько полезных упражнений:

  1. Муравейник

Это упражнение любил мой тренер, когда я занимался в футбольной школе. Внутри центрального круга собиралось человек 12-14, у каждого был мяч. По свистку все игроки начинали двигаться с мячом внутри центрального круга. Главная задача – постоянно держать мяч под контролем и не врезаться в партнеров.

  1. Салки

Все в детстве играли в салки, поэтому суть упражнения понял каждый. Отличие от классических салок только в том, что у игроков в ногах находится мяч. Это упражнение хорошо тренирует внимание. Игроку одновременно нужно следить за мячом и за ситуацией вокруг него.

Для выполнения данных упражнений нужно минимум два человека. Если вы тренируетесь один, то для вас подойдут упражнения из данного видео:

Заключение

В данной статье мы рассказали о ведении мяча в футболе: основных видах и типичных ошибках любителей. Используйте приведенные выше упражнения для того, чтобы усовершенствовать навык ведения мяча.

Буду благодарен, если вы сделаете репост статьи в социальных сетях. Для этого воспользуйтесь кнопками ниже.

Желаю вам удачи и успехов на футбольных полях!

Советую посмотреть хорошее видео о ведении мяча:

Ведение мяча в баскетболе.

Ведение мяча в баскетболе.

Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) – олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой — забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков. Ведение мяча (дриблинг) в баскетболе считается вторым способом перемещения мяча по игровому полю после передачи.

  • Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) – олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой — забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков. Ведение мяча (дриблинг) в баскетболе считается вторым способом перемещения мяча по игровому полю после передачи.

В баскетболе дриблингом называют перемещение игрока с мячом по игровому полю, во время которого при помощи одной (ни в коем случае не двух) руки игрок ударяет мяч об пол. Проще говоря, игрок стучит мячом об пол, а мяч отскакивает в руку. Ведение мяча в баскетболе - прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

В баскетболе дриблингом называют перемещение игрока с мячом по игровому полю, во время которого при помощи одной (ни в коем случае не двух) руки игрок ударяет мяч об пол. Проще говоря, игрок стучит мячом об пол, а мяч отскакивает в руку.

Ведение мяча в баскетболе — прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Как осуществляется ведение мяча **Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступни. **Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!). **Для ведения характерна синхронность чередование шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь, таким образом должен в то же время следить за расположением партнеров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно пери- одически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно.

Как осуществляется ведение мяча

**Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступни.

**Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу

(но не отталкивать его!).

**Для ведения характерна синхронность

чередование шагов и движений руки,

контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь,

таким образом должен в то же время следить

за расположением партнеров, соперников и

ориентироваться на щит. Целесообразно пери-

одически переключать зрительный контроль с

мяча на поле и обратно.

Правила ведения мяча в баскетболе 1.Бить мяч о пол можно только одной рукой. 2.Взяв мяч в руки после ведения, можно сделать только два действия:либо отдать пас товарищу, либо бросить мяч в кольцо.Разрешается с мячом сделать два шага, после чего должен последовать пас или бросок в корзину 3. Передавать мяч с одной руки в другую, не ударяя об пол, запрещено. 4. Подпрыгнуть с мячом в руках можно только, если приземляемся без мяча. 5. После паса взяв мяч в руки или отобрав его у противника, можно начать ведение или сделать бросок. Вращаться на опорной ноге после получения мяча разрешается.Сделать два шага с мячом можно только в случае,если мяч отобран у противника.

Правила ведения мяча в баскетболе

1.Бить мяч о пол можно только одной рукой.

2.Взяв мяч в руки после ведения, можно сделать только два действия:либо отдать пас товарищу, либо бросить мяч в кольцо.Разрешается с мячом сделать два шага, после чего должен последовать пас или бросок в корзину

3. Передавать мяч с одной руки в другую, не ударяя об пол, запрещено.

4. Подпрыгнуть с мячом в руках можно только, если приземляемся без мяча.

5. После паса взяв мяч в руки или отобрав его у противника, можно начать ведение или сделать бросок. Вращаться на опорной ноге после получения мяча разрешается.Сделать два шага с мячом можно только в случае,если мяч отобран у противника.

Разновидности ведения мяча.

Разновидности ведения мяча.

Ведение с высоким отскоком мяча Ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение,см.рис.ниже)  применяется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого выталкивания поднимается до уровня пояса. Это скоростной вид дриблинга. Незаменимо высокое ведение и в случае необходимости замедления игры, т.е. для затяжки времени при удержании счета. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.

Ведение с высоким отскоком мяча

Ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение,см.рис.ниже)  применяется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого выталкивания поднимается до уровня пояса. Это скоростной вид дриблинга. Незаменимо высокое ведение и в случае необходимости замедления игры, т.е. для затяжки времени при удержании счета. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.

Ведение с низким отскоком мяча Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение,см. рис.ниже),  напротив, используется, если защитник находится в непосредственной близости и существует угроза выбивания мяча. Соответственно нападающий осуществляет активное укрывание мяча и выставления в сторону руки, свободной от ведения. Высота отскока снижается в результате сгибания ног и незначительного наклона туловища вперед. Степень снижения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.

Ведение с низким отскоком мяча

Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение,см. рис.ниже),  напротив, используется, если защитник находится в непосредственной близости и существует угроза выбивания мяча. Соответственно нападающий осуществляет активное укрывание мяча и выставления в сторону руки, свободной от ведения. Высота отскока снижается в результате сгибания ног и незначительного наклона туловища вперед. Степень снижения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.

Ведение мяча со зрительным контролем и без И высокое и, и низкое ведение может осуществляться со зрительным контролем над мячом или без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем   не эффективно в игровых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки правильной структуры движения или при использовании финтов. Ведение мяча без зрительного контроля  дает возможность следить за изменением ситуации на площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется, когда игрок уверен и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».

Ведение мяча со зрительным контролем и без

И высокое и, и низкое ведение может осуществляться со зрительным контролем над мячом или без зрительного контроля.

  • Ведение мяча со зрительным контролем   не эффективно в игровых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки правильной структуры движения или при использовании финтов.
  • Ведение мяча без зрительного контроля  дает возможность следить за изменением ситуации на площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется, когда игрок уверен и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».

Обводка с изменением скорости.   К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит, прежде всего, от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость передвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

Обводка с изменением скорости.

  К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит, прежде всего, от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость передвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

Обводка с изменением направления.   **Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. **Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча. Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.

Обводка с изменением направления.

  **Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении.

**Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча. Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.

Основные ошибки при выполнении ведении мяча: мяч посылается в пол не толчком, а ударом (слышится хлопок); туловище сильно наклонено вперед, голова опущена вниз; ноги недостаточно согнуты; мяч ударяется не сбоку, а перед игроком; преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча — пробежка; задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча»; раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом.

Основные ошибки при выполнении ведении мяча:

  • мяч посылается в пол не толчком, а ударом (слышится хлопок);
  • туловище сильно наклонено вперед, голова опущена вниз;
  • ноги недостаточно согнуты;
  • мяч ударяется не сбоку, а перед игроком;
  • преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча — пробежка;
  • задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча»;
  • раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом.

Самоконтроль 1.Что значит ведение мяча в баскетболе? 2. Правила ведения мяча в баскетболе. 3. Разновидности ведения мяча в баскетболе. 4.Разделиться на группы по 5 человек, распределить каждой группе по одному способу ведения мяча в баскетболе. Рассказать идею способа и показать на примере.

Самоконтроль

1.Что значит ведение мяча в баскетболе?

2. Правила ведения мяча в баскетболе.

3. Разновидности ведения мяча в баскетболе.

4.Разделиться на группы по 5 человек, распределить каждой группе по одному способу ведения мяча в баскетболе. Рассказать идею способа и показать на примере.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

БАСКЕТБОЛ.

ВЕДЕНИЕ
МЯЧА.

Наиболее
распространенные ошибки и меры по их устранению

При выполнении ведения мяча

Меры по устранению ошибок

Нет
контроля над мячом, отпуская мяч далеко от себя и делая при этом высокие
отскоки, медленно и мягко посылая мяч в пол

Поддерживать
постоянно максимально возможный контакт руки с мячом. Выпускать и встречать
мяч подушечками пальцев рук, посылая мяч под требуемыми углами максимально
быстро и жестко

Чрезмерное
применение ведения мяча

Вести
мяч на уровне пояса, укрывая его свободной от дриблинга рукой, и бежать вслед
за ним, выполняя минимум ударов по мячу. Постоянно искать возможности для
ускорения игры и улучшения возможностей для броска в кольцо самому или для
своих партнеров

Смотреть
на мяч после удара по нему

Держать
голову прямо, подбородок и грудь приподнимать вверх. Смотреть на кольцо,
партнеров, соперников

Плохо
контролировать траекторию движения мяча после удара по нему: наносить удары
сверху «шлепком» с большого расстояния или в удалении от тела игрока

Контролировать
движение мяча, удерживая свободную руку для защиты мяча. Встать между мячом и
защитником соперника. Встречать мяч рукой после отскока на высоте уровня
своего колена и рядом со своим телом

Испытывать
трудности с осуществлением контроля над мячом

Для
осуществления контроля над мячом использовать подушечки пальцев

Не
придавать достаточно силы мячу

Полностью
согнуть запястье и пальцы вместо того, чтобы поднимать и опускать плечо

Игрок
защищает мяч от защитника своим телом, отвернувшись от корзины, которую
должен атаковать

Стимулировать
игрока, чтобы тот смотрел в сторону корзины или своих партнеров. Сочетать
стимулы с задачами по улучшению визуального внимания

В. М. Шулятьев Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб пособие для студ высш учеб заведений /Д. И. Нестеровский. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с

Подобный материал:

  • Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб, 3221.14kb.
  • Крысько В. Г. К 85 Этническая психология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений, 1385.98kb.
  • Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений, 8781.24kb.
  • Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова, 6004.03kb.
  • Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова, 5816.86kb.
  • Носкова О. Г. Н84 Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений / Под, 7944.12kb.
  • Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для, 3276.44kb.
  • Т. В. Ахутина, 130.2kb.
  • Мечковская Н. Б, 158.78kb.
  • Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,, 8859.66kb.

Основные ошибки при выполнении ведения мяча.

  1. Нерациональное и. п. перед началом ведения в движении: при ведении правой — левая нога сзади, при ведении левой — правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть.
  2. Участие ладони в выталкивании мяча.
  3. Чрезмерное закрепощение в лучезапястном и локтевом су­ставах, сведенные пальцы: плохой контроль над мячом.
  4. Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не тол­кает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доской.

5. Преждевременное отрывание опорной ноги в начале веде­
ния, опережающее выпуск мяча; пробежка.

76

77

  1. Нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади-сверху, а сверху; на­правлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед.
  2. Мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой.
  3. Чрезмерное или недостаточное сгибание руки в локтевом су­ставе при встрече с мячом: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола) — затруднен конт­роль над мячом и возможна его потеря.
  4. Задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча».
  1. Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туло­вище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке.
  2. Отсутствие укрывания мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивания его соперником.
  3. Выполнение одноударного ведения на месте с последую­щей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневрен­ности с мячом.
  4. Раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом.
  5. Ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует иг­ровую ситуацию.

2.3.5. Остановки после ведения мяча

Теоретические предпосылки.

Остановка после ведения мяча представляет собой сочетание двух приемов — ведения мяча и непосредственно остановки. Она предназначена для прекращения движения после маневрирова­ния с мячом по площадке с целью обыгрыша защитника и осу­ществления дальнейших атакующих действий. Для эффективного выполнения данного сочетания необходимо свободное, непри­нужденное владение как способами ведения мяча, так и разно­видностями остановок с ловлей мяча (на шагах и прыжком).

В соответствии с существующей классификацией приемов тех­ники нападения возможно выделение двух разновидностей оста­новки после ведения мяча: двумя шагами (рис. 20) и прыжком.

В и. п. игрок находится в движении, завершая ведение мяча.

78

В подготовительной фазе игрок выполняет последний удар мячом в площадку несколько дальше вперед по сравнению с предыдущим. Далее при остановке двумя шагами следует удлиненный шаг ногой, одноименной с ведущей рукой, а при остановке прыжком — корот­кий быстрый шаг этой же ногой с постановкой ее на всю стопу и упругим отталкиванием в сторону мяча. Одновременно с совершае­мым шагом или толчком игрок вытягивает руки в направлении мяча.

В основной фазе при остановке двумя шагами мяч обхватывается пальцами обеих кистей одновременно с завершением первого такта приема — постановкой согнутой ноги на всю стопу с разворотом носком наружу. При ведении правой рукой мяч ловится на удли­ненном шаге правой ноги, при ведении левой — на таком же шаге левой. Далее осуществляется уступающее движение рук к ту­ловищу для укрывания мяча на втором такте — стопорящем шаге с выставлением почти выпрямленной в колене ноги на всю стопу и параллельно опорной (сзадистоящей). При остановке прыжком мяч также ловится вытянутыми к нему двумя руками. Но это про­исходит в безопорном положении с дальнейшим напрыгиванием одновременно на две ноги и амортизационным сгибанием рук к туловищу. Стопы ставятся на площадку параллельно и с разворо­том в сторону толчковой либо на одном уровне и с разворотом носками наружу. Соответственно при ведении правой рукой бас­кетболист овладевает мячом после отталкивания правой ногой, а при ведении левой — после толчка левой. Горизонтальная ско­рость игрока гасится за счет отклонения туловища назад перед приземлением и сгибания обеих ног после него.

В завершающей фазе игрок приходит в положение готовности для выполнения передачи мяча или броска в корзину — в стойку с тройной угрозой. При необходимости он также должен быть го­тов мгновенно выполнить поворот на месте в любую сторону, ук­рывая мяч от соперника.

Так же как и при остановке с ловлей мяча от партнера, более перспективным считается выполнение остановки после ведения мяча прыжком. Оно дает возможность в зависимости от сложившейся игровой ситуации использовать в качестве опорной любую ногу, т.е. расширяет маневренность игрока с мячом.

79

Подбор подводящих упражнений и последовательность обуче­ния данному сочетанию приемов после раздельного освоения ве­дения и вариантов остановок с ловлей мяча от партнера обуслов­лены возможными трудностями на стыке этих двух приемов, т. е. в момент перехода от ведения мяча непосредственно к остановке. Обучение следует начинать с освоения разновидности приема двумя шагами.

Обучение разновидностям остановок после ведения мяча.

  1. Объяснение и показ.
  2. Выполнение изучаемого варианта остановки с места после одноударного ведения.
  3. То же, но после многоударного ведения на месте.
  4. Выполнение разновидности приема в целом на невысокой скорости по зрительным ориентирам (разметка площадки, пере­носные стойки и т.п.).
  5. То же, но в непосредственной близости от неподвижно сто­ящего в заданной стойке условного защитника.
  6. То же, но с изменением скорости и направления предше­ствующих остановке перемещений с мячом.
  7. Чередование разновидностей остановок по вариативным зри­тельным сигналам партнера: поднятая вверх правая рука — оста­новка двумя шагами, поднятая вверх левая рука — остановка прыж­ком и т. п.
  8. То же, но в ответ на изменение занимаемой стойки услов­ным защитником: стойка с выставленной вперед правой ногой — остановка двумя шагами с ловлей мяча на шаге левой; стойка с выставленной вперед левой ногой — остановка прыжком с лов­лей мяча после толчка правой и т. п.
  9. Ситуативное выполнение разновидностей приема в условиях пассивного противодействия защитника, отступающего пристав­ными шагами.
  1. Выполнение разновидностей приема в целом в сочетании с другими атакующими действиями: обманными движениями, по­воротами, передачами мяча, дистанционными бросками (по мере освоения техники игры).
  2. То же, но в условиях игрового единоборства на ограничен­ном участке площадки (например, в заданном коридоре).

Организационно-методические указания.

  1. Все упражнения выполнять из соответствующего и.п.: для ведения правой рукой и остановки с ловлей мяча на шаге или после толчка правой — стойка нападающего с выставленной впе­ред левой ногой; для ведения левой и остановки с ловлей мяча на шаге или после толчка левой — стойка нападающего с выставлен­ной вперед правой ногой.
  2. В качестве зрительных ориентиров для остановки использо­вать разметку площадки, тренировочные переносные стойки, на-

бивные мячи или партнеров, занимающих неподвижную стоику защитника на пути продвижения игрока с мячом.

3. В упражнениях с условным сопротивлением защитника в дви­
жении давать ему задание: пассивно отступать приставными ша­
гами в стойке с выставленной вперед ногой, незначительно сме­
стившись в сторону свободной руки нападающего и сохраняя при
этом дистанцию вытянутой вперед руки; сигнал партнеру для
выполнения остановки подавать сменой стойки и перемещением
на сторону мяча.

  1. На этапе совершенствования постоянно варьировать ско­рость и направление ведения мяча, выполнять разновидности приема в сочетании с другими изученными элементами техники нападения.
  2. При выполнении разновидностей приема:
  • без задержки выпускать мяч перед началом перемещения — мячом опережать отрыв опорной ноги;
  • осуществлять контроль над мячом с момента начала переме­щения до его прекращения;
  • сохранять синхронность и согласованность работы верхних и нижних конечностей по ходу ведения и во время остановки;
  • безошибочно воспроизводить узловые звенья техники веде­ния, способов остановки и ловли мяча;
  • последний толчок мяча перед остановкой выполнять направ­ленно вперед;
  • вынос рук для ловли мяча осуществлять одновременно с уд­линенным шагом двухтактной остановки или в момент отталки­вания и начала безопорного положения остановки прыжком;
  • после завершения остановки приходить в устойчивое поло­жение, быть в готовности без промедления перейти к последую­щим атакующим действиям.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок пос­ле ведения мяча.

  1. Ошибки в технике, характерные для выполнения ведения и ловли мяча, остановки без мяча и с ловлей мяча.
  2. Скованность, напряженность при ведении мяча, связанная с неуверенностью в возможности безошибочно выполнить последу­ющее действие.
  3. Потеря контроля над мячом в момент последнего его толчка перед остановкой: мяч слишком далеко послан вперед, или игрок запаздывает с ловлей из-за несвоевременного выноса рук к мячу.
  4. Несогласованная работа ног и рук: преждевременная ловля мяча с последующим выполнением двух шагов или прыжка — пробежка; ловля мяча на шаге или после толчка разноименной с ведущей рукой ноги.
  5. Опускание головы или взгляда в момент выполнения при­ема: потеря ориентировки в игровой ситуации.

80

81

6. Приход в неустойчивое или нерациональное для дальнейших действий положение: игрок приходит на выпрямленные ноги, рас­полагает стопы узко или на одной линии по направлению движе­ния, наклоняет вперед туловище либо выставляет вперед разно­именную по отношению к бросающей руке ногу — вероятна по­теря равновесия; игроку требуется дополнительное время для на­чала броскового движения.

2.3.6. Броски мяча

Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым при­емам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атаку­ющих действий игроков и их эффективность определяет в итоге результат игры.

Точность броска в корзину обусловливается многими фактора­ми:

  • рациональной техникой;
  • тонким дифференцированием мышечных усилий: правиль­ным чередованием напряжения и расслабления мышц;
  • четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;
  • силой и подвижностью кистей;
  • стабильностью движений и управляемостью ими в зависимо­сти от условий выполнения;
  • психологической устойчивостью, уверенностью в себе;
  • оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.

При обучении броскам необходимо учитывать, что направле­ние вращения мяча диктуется расстоянием и расположением иг­рока по отношению к корзине, а также степенью противодей­ствия со стороны защитника.

Так, при бросках из трудных положений из-под щита приме­няется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение вокруг горизонтальной (поперечной) оси в сторону, противополож­ную направлению его полета. И именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники бросков.

Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистан­цией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при сверхнавесной траек­тории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой — «скоростной» траектории. А при бросках со

средней (3 — 6 м от кольца) и дальней (свыше 6 м) дистанций оптимальной траекторией полета мяча будет парабола, при кото­рой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4 — 2 м (средняя траектория).

Результативность броска в значительной мере определяется уме­нием игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15—45° от щита целесообразнее выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла 15° и свыше угла 45° — непосредственно в кольцо («чистый» бросок).

Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим располо­жением, но и применяемым способом броска. При этом ори­ентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых» бросках — передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.

Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:

  • количеством рук, участвующих в броске: двумя или одной рукой;
  • расположением мяча в начальный момент выполняемого брос­кового движения: от головы (сверху), над головой, от плеча, от груди, снизу);
  • отношением к опоре: с места, в прыжке;
  • характером предшествующего броску двигательного действия: в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения мяча (проход-бросок).

У каждого игрока есть свой излюбленный («коронный») спо­соб выполнения броска. Однако выбору этого способа обязатель­но должен предшествовать процесс овладения традиционной тех­никой всего арсенала бросков — основой баскетбольной школы движений.

Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций сильнейшей.

При овладении навыками игры на занятиях по баскетболу це­лесообразно придерживаться следующей последовательности изу­чения бросков, обучаясь:

  • способам броска с места;
  • броскам одной рукой сверху (от плеча или от головы) в дви­жении: после получения мяча от партнера, после вышагивания и после ведения;
  • основным способам броска в прыжке;

— разновидностям бросков в движении, после вышагивания,
после ведения и в прыжке.

82

83


Дистанционные броски с места

Теоретические предпосылки.

Дистанционные броски предназначены для завершения атаку­ющих действий из статических положений. Они могут осуществ­ляться с места и в прыжке.

Существует несколько способов выполнения броска с места. Для каждого из них характерны свои особенности.

Бросок двумя руками от груди в современном баскетболе при­меняется крайне редко и главным образом для атаки корзины с дальних дистанций. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро. С него и начинают обучение дистанционным брос­кам с места (рис. 21).

В и. п. игрок удерживает мяч у груди, находясь в стойке напада­ющего. Так как бросок выполняется двумя руками, расположение ног может изменяться: стопы, носками направленные в сторону корзины, ставятся параллельно на одном уровне или одна из них (любая) выставляется вперед. Игрок индивидуально выбирает оп­тимальную для себя стойку.

По структуре движений в подготовительной, основной и завер­шающей фазах бросок двумя руками от груди соответствует одно­именной передаче. Начинается бросок тем же петлеобразным дви­жением замаха, а выпуск мяча осуществляется после его проноса вдоль туловища и лица снизу вверх обеими кистями и последую­щего полного выпрямления рук. Одновременно все части тела выпрямляются вверх. Для сообщения мячу необходимой траекто­рии полета угол вылета здесь отличается большей крутизной по сравнению с передачей. Перед выпуском мяча кисти максимально разгибаются («берутся» на себя), а заканчивается бросковое дви­жение мягким скатыванием мяча с конечных фаланг средних и указательных пальцев с последующим сопровождением его кис­тями и полным расслаблением рук.

Бросок двумя руками от голо­вы (сверху) целесообразен со средней дистанции при плотной опеке соперника и полностью со­впадает со структурными особен­ностями одноименной передачи (рис. 22).

Расположение ног, как и в предыдущем броске, произволь­ное. Для замаха мяч из стойки нападающего кратчайшим путем поднимается двумя руками к го­лове: локти оптимально разве­дены в стороны, высота подни-

мания мяча индивидуальна, кисти «взведены» — находятся под мячом, направлены ладонями вверх и расположены параллельно полу. Одновременное и плавное выпрямление нижних и верхних конечностей завершается мягким выпуском мяча. Направление полета задается синхронным движением указательных пальцев обеих кистей в завершающий момент основной фазы броска, т.е. после полного выпрямления всех звеньев тела. Кисти после вы­пуска мяча повернуты тыльными сторонами ладоней друг к дру­гу, большие пальцы смотрят вниз.

Бросок одной рукой от плеча эффективный способ атаки коль­ца с места со средних и дальних дистанций, а также успешно используется в качестве штрафного броска.

В отличие от бросков двумя руками в и. п. игрок всегда выставля­ет вперед одноименную с бросающей рукой ногу: голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой и лучезапястный

Ё суставы располагают в одной вертикальной плоскости с мячом. Последовательность и структура движений во всех фазах брос­ка идентичны особенностям выполнения одноименной передачи. Основная функция в достижении результативности броска отво­дится бросающей руке. Высота поднимания ее локтя варьируется у разных игроков и относится к индивидуальным особенностям, т.е. не влияет на точность броскового движения. Важно, чтобы разгибательное движение было мягким, плавным и совершалось для всех суставов бросающей руки в одной вертикальной плоско­сти, а мяч направлялся в корзину через указательный палец. Дру­гая рука лишь поддерживает мяч, не принимая непосредственно­го участия в броске.

Бросок одной рукой от головы (сверху) — основной бросок в бас­кетболе для поражения корзины с близкой, средней или дальней дистанции, а также с линии штрафного броска. Причем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализа­ции штрафного. В основном он выполняется в прыжке (рис. 23).

В и. п., как и в предыдущем способе бросков, баскетболист при­нимает стойку с тройной угрозой: одноименная с бьющей рукой

85

нога находится впереди и носком направлена в сторону корзины; другая нога ставится на полстопы сзади и развернута носком на­ружу под углом до 45°; мяч удерживается двумя руками у плеча бросающей руки (рабочей кистью со стороны задней поверхности мяча, а поддерживающей сбоку).

Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах (ноги «заряжаются») и выносом мяча к голове (угол сгибания в локтевом суставе при­ближается к 90°). Игрок находится в положении, когда указатель­ный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стб-па находятся в одной вертикальной плоскости с корзиной. Взгляд концентрируется на верхней, ближней к игроку точке дуги коль­ца при «чистом» броске или на соответствующей точке маленько­го квадрата щита при броске с отскоком. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя, и поддержива­ется другой рукой сбоку.

Для основной фазы характерным является согласованное разги­бание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удержи­вается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону (кисть направлена в сторону бросающей руки). Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое дви­жение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе рабо­чей руки — хлестом кисти. Выпуск мяча осуществляется при пол­ном выпрямлении нижних конечностей и бросающей руки. Направ­ляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем (большой и средний пальцы не дают свалиться мячу в сторону). Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает ему обратное вращательное движение вокруг поперечной оси.

При выполнении штрафного броска мяч выпуска­ется в сторону корзины под углом около 55° относительно гори­зонтали, что позволяет придать ему такую траекторию, чтобы он приближался к корзине под углом 45°. В других случаях угол вы-

86

пуска мяча незначительно варьируется в зависимости от роста игрока, дистанции до корзины и степени противодействия.

В завершающей фазе выполнения приема бросающая рука со­провождает полет мяча к корзине: выпрямленная рука образовы­вает с ухом угол около 60°, рабочая кисть расслабленно «брошена вниз» — согнута в лучезапястном суставе; игрок «тянется» за мя-чом, поднимаясь на носки, а затем приходит в стойку готовности.

Обучение дистанционным броскам с места следует вести па­раллельно с совершенствованием одноименных передач в такой последовательности:

  • двумя руками от груди;
  • одной рукой от плеча;
  • двумя руками от головы (сверху);
  • одной рукой от головы (сверху).
  1. Во время выполнения
    первого шага занимающиеся высоко
    прыгают вверх.

  2. Второй шаг
    выполняется в безопорном положении
    (прыжком).

  3. В
    завершающей фазе занимающиеся пролетают
    вперёд, а не выпрыгивают вверх.

  4. Мяч
    принимается в опорном положении, в
    результате чего получается «пробежка».

  5. После приёма мяча
    (перед выполнением броска) занимающийся
    опускает мяч вниз, не выполняя
    прицеливания.

  6. Бросающая рука в
    локтевом суставе не выпрямляется
    полностью, нет захлёстывающего,
    сопровождающего движения кистью.

  7. При ведении
    последний удар мячом в пол выполняется
    не одновременно с касанием пола
    разноимённой ногой.

  8. Второй шаг
    выполняется в безопорном положении
    (прыжком).

  9. До броска отсутствует
    прицеливание (передний край кольца или
    точка отражения на щите), голова опущена.

  10. Неустойчивое
    положение тела в пространстве.

  11. Поспешность в
    бросках и отсутствие сопровождения
    при выпуске мяча.

  12. Разведение локтей
    в стороны при выполнении броска.

  13. Слишком слабое
    или слишком сильное вращение мяча при
    броске.

  14. Броски в кольцо
    со слишком низкой (высокой) траекторией
    полёта мяча.

  15. Мяч держится на
    ладони и не контролируется подушечками
    пальцев.

  16. В броске принимает
    участие поддерживающая рука.

  17. В момент остановки
    и толчка ноги расположены неправильно.

  18. Закрепощённость
    при выполнении броска.

Исправление:
Ошибки устраняются при помощи повторных
показов, замечаний, выполнения упражнений
и анализа причин их появления.

1.6. Ведение мяча

Перемещаться по
площадке, владея мячом, игрок может
только с помощью его ведения. Ведение
позволяет приближаться к корзине для
её атаки, уйти из-под опеки защитника,
создавать условия, подготавливающие
выгодную позицию для атаки корзины, и
т.п.

Ведение выполняется
последовательными толчкообразными
движениями кисти, за счёт сгибания и
разгибания руки в локтевом суставе и
мягкого направляющего толчка пальцами.
В момент ведения расслабленная кисть
с широко расставленными пальцами как
бы подхватывает мяч при его отскоке от
пола и, сопровождая движение мяча вверх,
переводом кисти на мяче сбоку вверх,
мягким толчком направляет мяч в сторону
предстоящего движения. При таком способе
постановки кисти удлиняется время
контроля игрока над мячом, что способствует
лучшему управлению им при изменении
направления. Движение руки согласуется
с направлением перемещения игрока. Мяч
посылается вперёд – в сторону предстоящего
движения. Различают два способа ведения
мяча: с обычным (на уровне пояса) и
сниженным отскоком.

Ведение
мяча с обычным отскоком осуществляется
на согнутых ногах, с небольшим наклоном
туловища в сторону ведения. Кисть с
широко расставленными пальцами
накладывается на мяч сверху, либо
сверху-сбоку, когда он отскакивает от
пола.

Ведение мяча со
сниженным отскоком позволяет игроку
сохранять контроль над мячом, обыгрывая
противодействующего ему защитника. В
отличие от обычного ведения в этом
способе игрок находится в более низкой
стойке, встречает мяч сразу же после
его отскока от пола и коротким
толчкообразным движением кисти направляет
его в пол, в сторону предстоящего
движения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 34. Совершенствование техники ведения мяча

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  • Понятие ведения мяча в баскетболе;
  • цели и задачи ведения мяча;
  • способы ведения мяча;
  • техника и правила ведения мяча;
  • ошибки и нарушения при ведении.

Урок посвящён технике ведения мяча в баскетболе.

Глоссарий

Ведение мяча – приём техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения.

Дриблер – игрок, ведущий мяч.

Пронос мяча – нарушение правил, фиксируемое у игрока, выполняющего дриблинг, в случае задержки мяча в руке.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Ведение мяча — прием техники нападения, позволяющий игроку передвигаться с мячом по спортивной площадке с большой скоростью и с различными направлениями движения. Слово дриблинг произошло от англ. dribble — «вести мяч». Этот термин в баскетболе означает прохождение игрока мимо защитника с одновременным ведением баскетбольного мяча правой или левой рукой. Дриблинг в баскетболе считается вторым основным способом перемещения самого мяча по площадке — после его передачи.

Ведение мяча в баскетболе применяется:

  • когда нужно выиграть время;
  • при плотном держании противником;
  • при проходе к кольцу;
  • при проведении разученной комбинации;
  • при заслонах или когда за спиной ведущего мяч должен пройти к партнеру;
  • когда игрок находится в затруднительном положении, а партнёры закрыты;
  • чтобы вызвать игроков противника на ошибки;
  • когда игрок перехватывает передачу одной рукой или подбирает передачу отскоком;
  • после обманного движения на бросок для прохода к кольцу.

В баскетболе существует три основных вида ведения мяча:

  • с высоким отскоком мяча от поверхности площадки;
  • низкий отскок мяча;
  • комбинированная техника дриблинга.

Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Нужно не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую, вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. При ведении мяча его направляют вниз только кистью руки с широко расставленными ненапряжёнными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения подвижности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить.

Сила толчка кисти должна быть такой, чтобы мяч мог отскочить от пола на нужную высоту. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать. Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперёд не будет.

В правилах ведения мяча есть свои ограничения. После дриблинга игроку разрешается сделать всего два шага с мячом в руках, при этом, не ударяя мяч о пол. Этот мяч игрок должен передать либо партнёру, либо бросить по кольцу. Если игрок продолжит движение, то это является нарушением и называется «двойное ведение».

Ведение мяча двумя руками запрещается, как и удар кулаком по мячу. Вести мяч можно как правой, так и левой рукой. Пронос мяча является нарушением правил.

При нарушении ведения мяча — наказание передача мяча сопернику.

Ведение мяча не рекомендуется, если возможно передать мяч, за исключением случая, когда открыт проход к кольцу и нужно больше 1-2 ударов.

Возможные, ошибки во время ведения мяча:

  1. Ведение мяча каждый раз после того, как игрок получит мяч.
  2. Неумение видеть площадку во время ведения.
  3. Ведение мяча на слишком большой скорости.
  4. Пронос мяча.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1.Ребус-соответствие.

Соедините попарно элементы игры в баскетбол.

1. 2.

3. 4.

Решение:

  1. Ведение
  2. Передача
  3. Бросок
  4. Штрафной бросок

2.Филворд – английский кроссворд.

Найдите ответы на вопросы в филворде.

  1. Запрещённое воздействие на мяч во время ведения.
  2. Каким английским термином обозначается слово «ведение»?
  3. Часть руки, с помощью которой проводят ведение мяча.
  4. Соревнование на спортивной площадке, между двумя командами.

Решение:

  1. Удар
  2. Дриблинг
  3. Кисть
  4. Игра

  • Какие ошибки допускают родители при воспитании аутичного ребенка
  • Какие ошибки допускают подростки при выборе профессии
  • Какие ошибки допускают при строительстве
  • Какие ошибки допускают младшие школьники при решении арифметических задач
  • Какие ошибки допускают при подготовке к таргетированной рекламе