Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных

Ошибки при употреблении прилагательных:

  1. За пределами
    литературной нормы находятся формы
    сравнительной степени типа бойчее,
    звончее, слаже, сладче, красивше, длиньше

    и др. Это просторечные формы, литературные
    их варианты – бойче, звонче, слаще,
    красивее, длиннее.

  2. Формы сравнительной
    степени с приставкой по-, вносящие
    добавочное значение «несколько, немного»
    (побольше, посильнее, повыше),
    допустимы только в разговорной речи,
    в книжной же следует употреблять
    конструкции немного больше, несколько
    сильнее.

  3. При употреблении
    сравнительной степени должен быть
    указан объект сравнения: Эта комната
    более чистая и светлая
    не
    норма.

  4. Ошибкой является
    образование сравнительной и превосходной
    степеней сравнения путем соединения
    простой и сложной форм: более сильнее,
    самый сильнейший
    ;

  5. Ошибка –
    плеонастическое сочетание типа несколько
    поподробнее
    (форма поподробнее
    имеет значение «несколько, немного»);

  6. Образование
    сравнительной степени от относительных
    прилагательных (более разговорных
    вариант
    ).

2. Вариантные формы местоимений

При употреблении
местоимений особых трудностей с выбором
ва­риантных форм не возникает. Отметим
лишь следующее:

  1. Местоимения
    3-го лица он,
    она

    не
    произносят применительно к человеку,
    находящемуся рядом: следует называть
    его по имени. Таково требование культуры
    речи.

  1. У
    местоимений 3-го лица после предлогов
    к основе добавляется :
    встретить
    ее – встретиться с ней; позвонить ему
    – вспомнить о нем
    .

  1. После
    сравнительной степени прилагательных
    и наречий местоимения 3-го лица
    употребляются без начального :
    старше
    его, выше ее, дороже их
    .

  2. Вопросительные
    местоимения кто?
    и
    что?
    не
    имеют морфологических категорий рода
    и числа. При местоимении кто?
    глагол-сказуемое
    употребляется в мужском роде, независимо
    от того, кто реально име­ется в виду:
    мужчина, женщина, несколько человек.
    Например: Кто
    пришел? Кто вызывал такси?

Ошибки в употреблении местоимений

Существуют
вариантные формы сочетаний с местоимениями,
например: внутри
их — внутри них
,
которые отличаются
отсутст­вием или прибавлением
начального н
к
личным ме­стоимениям 3-го лица после
предлогов. Прибавляется н
после
всех простых предлогов, (без,
в для, до, за

и
т.д.) и ряда нареч­ных предлогов,
управляющих родительным падежом (возле,
во­круг, впереди, мимо

и т.д.);
но нормативным употреблением этих
предлогов с дательным падежом будет
форма без н:
вопреки
ему, согласно ей, наперекор им

и
т.д.

Не
прибавляется н
после
отыменных предлогов и употреб­ляемого
в функции предлога сочетания существительных
с пер­вообразными предлогами: при
помощи ее, не в при­мер им

и
т.п.

Употребляются
вариантные формы: в
отношении его – в от­ношении него,
насчет их – насчет них; у всех их – у
всех них, для всех их – для всех них, над
всеми ими – над всеми ними; между ва­ми
и ими – между вами и ними, между мной и
им – между мной и ним
.
Ср.:
Видишь
разницу между нами и ими.
..
(М.
Горький).

Нет
между нами и ними никакой средней линии

(А.
Гайдар).

После
сравнительной степени прилагательного
или наречия н
не
прибавляется: моложе
ее, выше его, старше их
.

При
употреблении возвратного местоимения
себя
и
возвратно-притяжательного место­имения
свой
может
возникнуть неясность или двузначность,
связанная с тем, к какому предшествующему
существительному или личному местоимению
они относятся.
Согласно правилу, возвратное местоимение
следует относить к слову, называющему
производителя действия.

Например,
в предложении: Он
не разрешает мне производить опыты над
собой — двусмысленность
вызвана тем, что над
собой

может быть отнесено и к он,
и ко мне.
В
подобных случаях, во избежание двузначности
рекоменду­ется перестроить предложение,
например: Он
не разрешает, чтобы я производил опыты
над собой. – Он не разрешает, чтобы я
производил опыты над ним.

Аналогичное
положение может возникнуть при
употребле­нии местоимения свой,
которое
также соотносится со всеми тремя
грамматическими лицами. Так, в предложении:
Мать
по­просила дочь принести свое платье

— слово
свой
следует
отнести к дочери как производителю
действия. При замене ме­стоимения
свой
личным
местоимением ее
в
притяжательном значении (принести
ее платье
)
принадлежность
должна быть отнесена к матери. Но в обоих
случаях сохраняется оттенок не­ясности,
двузначности, поэтому подобные предложения
реко­мендуется перестраивать: Мать
попросила, чтобы дочь принесла свое
платье. – Мать попросила, чтобы дочь
принесла ее платье.

Винительный падеж
определительного местоимения сама
име­ет две формы: самоё (книжная форма)
и саму (разговорная фор­ма): Поддерживают
саму (самую) идею переноса срока выборов;
Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не
волнует.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной — слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:

Более лучший показатель характеризует финансовое положение на селения в 1996 году. Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.

Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвала рабочая цеха металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету этого зрелища еще подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения .

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Эти формы кратких прилагательных архаизуются, предпочтительнее — действен, свойствен.

Читать полностью здесь

УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Источник

Основные ошибки в употреблении имен прилагательных.

Основные ошибки в употреблении имен прилагательных связаны с образованием кратких форм и степени сравнения.

Вы помните, что для указания на различия в количестве или интенсивности обозначаемого у разных предметов (или у одного и того же, но в разное время) признака используются две степени сравнения качественных прилагательных: 1) сравнительная и 2) превосходная. Они образуются от исходной формы качественных прилагательных, которую обычно называют положительной степенью. Следует, однако, помнить, что такая исходная форма называет сам признак безотносительно к какому бы то ни было сопоставлению (ср.: добрый, веселый, смешной, забавный, интересный, заманчивый и т.п.) и собственно «положительной степенью» ее называют условно.

Примечания:

2. От некоторых прилагательных могут быть образованы при помощи разных суффиксов вариативные формы сравнительной степени: бойче – бойчее, позже – позднее и некоторые др. Однако такие варианты обычно различаются либо 1) по значению, например: старше – старее, горче – горше, больше – более и т.п., либо 2) стилистически: красивее (общеупотребительное) – краше (поэтическое) и т.д.

3. От форм сравнительной степени могут быть образованы при помощи приставки по- особые формы со значением умеренной, смягченной степени проявления признака: потише, помоложе, подольше, поскромнее, пониже и т.п.

Однако не все качественные прилагательные образуют простую сравнительную степень. Так, например, не имеют такой формы:

1) прилагательные, обозначающие объективный, но непостоянный признак (см. выше), который не может проявляться в большей или меньшей степени: хромой, пустой, лысый, глухой и т.п.;

2) многие прилагательные, обозначающие цвет или называющие масти животных: бежевый, кофейный, кремовый, палевый, янтарный, салатный; гнедой, вороной, пегий, каурый и т.п.;

4) прилагательные, в значении которых уже присутствует указание на высокую степень проявления признака: громадный, злющий, большущий, здоровенный, высоченный и т.п.;

5) большое количество прилагательных, перешедших в разряд качественных из относительных, притяжательных или из причастий: рваный, драный, лисий (характер), волчий (аппетит), понимающий, думающий и многие другие.

Примечания:

1. Из числа прилагательных, называющих цвет, форму сравнительной степени образуют лишь те, которые имеют переносное или символическое значение: белый (чистый, «добрый», «день» и т.п.) – белее; черный (грязный, «злой», «ночь» и т.д.) – чернее; зеленый (незрелый, «молодой» и т.п.) – зеленее; синий (воздушный, «свободный» и т.п.) – синее; красный (красивый, яркий и т.д.) – краснее и некоторые другие.

Составная сравнительная степень образуется сочетанием вспомогательных слов более или менее и положительной степени прилагательного: более жесткий, менее интересный, более громкий, менее дешевый и т.п. При этом может использоваться как полная, так и краткая форма положительной степени (ср.: менее крут, более резок и т.п.). В то же время слова более и менее могут относиться и к группе прилагательных: менее опытный и способный; более значительный и веский и т.п.

Примечание. Со словами более и менее ни в коем случае не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т.е. такие сочетания, как более скромней, менее выше, более длиннейший, менее красивейший и т.п., в современном русском языке недопустимы.

Между формами простой и составной сравнительной степени можно обнаружить стилистическое различие. Так, если простая форма употребляется во всех стилях речи, то составная более характерна для книжной. С другой стороны, в тех случаях, когда мы используем сравнительную степень для сопоставления

двух (или более) предметов, сам сравниваемый предмет (предметы) может быть обозначен формой род. п. существительного, если используется простая форма сравнительной степени: Сергей опытнее Павла, Марина серьезнее Татьяны и т.п., а также с помощью особого сравнительного оборота с союзом чем (реже – нежели), если используется составная форма сравнительной степени: Сергей более опытен, чем (нежели) Павел, Марина более серьезна, чем (нежели) Татьяна и т.д. Наконец, при использовании сравнительной степени также следует помнить о том, что в пределах однородного ряда (т.е. тогда, когда эти формы являются однородными членами предложения) могут употребляться или только простые, или только составные формы; совместное их использование в этом случае недопустимо: Антон был добрее, отзывчивее и тактичнее Вадима или: Антон был более добрый, более отзывчивый и тактичный, чем Вадим и т.п.

2. Форма превосходной степени может обозначать или безотносительно высокую степень проявления признака (интереснейший собеседник, жесточайшая война, предобрейший человек и т.п.), или указывать на то, что в данном предмете признак представлен в большей или меньшей степени, чем во всех остальных подобных (главнейшая из задач, самый большой каньон, наименьшая погрешность, наименее вероятный случай и т.п.). Так же, как и у сравнительной, у превосходной степени может быть простая и составная формы.

Примечания:

2. От форм простой превосходной степени могут быть образованы при помощи приставки наи— особые формы со значением высшей степени качества: наитончайший, наисложнейший, наимудрейший и т.п., а при помощи приставки пре- – особые формы со значением безотносительно высокой степени проявления признака: предобрейший, пречистейший, премилейший и т.п. Такие формы используются преимущественно в книжной речи.

3. При образовании форм простой превосходной степени действуют те же ограничения, что и при образовании простой сравнительной степени (см. выше).

Составная превосходная степень образуется сочетанием вспомогательных слов наиболее, наименее или самый и положительной степени прилагательного. При этом со словами наиболее и наименее преимущественно, а со словом самый абсолютно всегда используется только полная форма положительной степени: наиболее привлекательный, наименее опасный, самый смешной и т.п. Данная форма превосходной степени (особенно при использовании слова самый) может быть образована практически от любого качественного прилагательного: самый молодой, самый частый, самый тряский, самый дружеский, самый боевой и т.п.

Примечания:

1. Со словами наиболее, наименее и самый ни в коем случае не следует употреблять формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т.е. такие сочетания, как наиболее тише, наименее откровеннейший, самый опаснейший и т.п., в современном русском языке недопустимы. Однако слово самый в единичных случаях может сочетаться с формой простой превосходной степени, например: самый кратчайший путь, самым теснейшим образом. Но такие примеры немногочисленны.

2. Так как форма превосходной степени качественных прилагательных обозначает безотносительно высокую или предельную степень проявления качества, то, соответственно, эта форма не может сочетаться с наречиями степени, такими, как: абсолютно, весьма, крайне, необыкновенно, очень, слишком, совсем, чересчур, чрезвычайно, чрезмерно и т.п.

Между формами простой и составной превосходной степени обнаруживаются, как и в случае со сравнительной степенью (см. выше), стилистические различия. Однако здесь они несколько иные. Так, простая форма превосходной степени употребляется преимущественно в книжной речи, а составная – во всех стилях.

Источник

Имя прилагательное. Чаще всего речевые ошибки встречаются в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени прилагательных

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Чаще всего речевые ошибки встречаются в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени прилагательных. Рассмотрим следующие правила:

1. Употребление соотносительных кратких и полных форм прилагательных может служить средством выражения дополнительных смысловых или стилистических оттенков.

3. Как явное просторечие воспринимается именительный падеж полных форм прилагательных, управляющий зависимым существительным: Данное решение обязательное (следует: обязательно) для исполнения: Этот работник компетентный (следует: компетентен) в вопросах организации делопроизводства. Просторечный характер имеет также и сочетание полной и краткой форм прилагательных как однородных членов предложения: решение продуманное и объективно (следует: продуманно и объективно): работа у томительна и не очень нужная ^следует: утомительна и не очень нужна или: утомительная и не очень нужная).

5. Вариантные формы степеней сравнения прилагательных нередко различаются стилистически.

— составные формы свободно склоняются и употребляются в функции определения, в то время как простые формы обычно используется только в функции сказуемого;

— наконец, если составные формы воспринимаются как стилистически нейтральные, то многие простые формы имеют отчетливую разговорную (и просторечную) окраску. Например, разговорными являются формы на -ей с прибавкой по-: повеселей, посмешней и др.; многие формы, образованные от прилагательных с основой на [г, к, х]: упруже, гибче, емче, стойче, горче и др.

6. Укажем и на ошибки в образовании и употреблении составных форм. Так. просторечным является сочетание слов более, менее с простой формой сравнительной степени типа более продуктивнее, менее серьезнее.

7. В отличие от составных форм превосходной степени прилагательных простые формы превосходной степени имеют книжный характер: высочайший, труднейший, а также наиважнейший. Они менее употребительны, чем нейтральные по стилю образования со словами самый, наиболее, наименее: самый важный, наиболее влиятельный, наименее важный. При употреблении последних следует учитывать смысловое различие слов самый (абсолютная степень) и наиболее (относительная степень), входящих в составные формы превосходной степени.

Источник

Речевые недочеты в употреблении прилагательных

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока по культуре речи: «Речевые недочеты в употреблении прилагательных».

Цель урока: повторить образование форм сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных; научить правильно ставить ударения в словах данной части речи.

Б. Произнесите вслух пословицу:» У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее». Сколько раз встречается здесь звук (ч)?

2. Самостоятельная работа.

-Образовать сравнительную степень прилагательных, поставить ударение: сильный, хороший, сладкий, плохой, вкусный, дорогой, светлый, тёмный, далёкий.

3. Прочитать стихотворение – фельетон и ответить на вопросы: сколько речевых ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в сравнительной форме прилагательного красивый?

Говорил он, между прочим,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень».

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

— Провести исследовательскую работу, в процессе которой выяснить, почему в данных словах возникают трудности в постановке ударения.

Учитель произносит прилагательные, а учащиеся поочерёдно (по рядам) должны правильно назвать формы их сравнительной степени. При наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив «Стоп!» Он же получает поощрительный балл.

Учащиеся, разделившись на группы, должны назвать как можно больше пословиц, в которых употребляются прилагательные в сравнительной степени. Например:

Худой мир лучше доброй ссоры.

Здоровье дороже золота.

Правда светлее солнца.

После работы еда вкуснее.

Много узнаешь, сильнее будешь.

Старый друг лучше новых двух.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы школьники должны произнести «ха-ха» и исправить ошибку.

-Выполнив все задания и приняв участие в играх, ребята повторяют усвоенные ранее теоретические сведения, в частности то, что степени сравнения образуют только качественные имена прилагательные, при образовании степеней сравнения иногда происходит чередование согласных, не все качественные имена прилагательные образуют простую и составную формы и т.д.

7. Составление коллективного юмористического рассказа, употребляя в нём неправильные формы сравнительной и превосходной степеней для создания комического эффекта (работа в группах)

Например, рассказ «Ку-ка-ре-ку»

Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачнейшего момента. Но как назло не везёт.

Не надо просыпать! Ку-ка-ре-ку!

Прослушав рассказ, ребята должны найти и исправить ошибки.

Домашнее задание: написать небольшой рассказ, включив в него прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней.

Источник

Справочные материалы «Правильное употребление прилагательных в речи» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Теория и тестовая проверка

Правильное употребление прилагательных в речи.

Правильность речи –соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.

Языковая норма –правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ

Орфоэпия –раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения.

Ударение –выделение слога в слове.

Произношение –воспроизведение звуков речи.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создаёт у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в «Русской грамматике» и учебниках русского языка.

Следует правильно произносить:

гл`упый – глуп – глуп`а – гл`упо – гл`упы,
д`обрый – добр – добр`а – д`обро – добр`ы,
прав – прав`а – пр`аво – пр`авы,
[шн] копеечный, скучный

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в «Русской грамматике», в учебниках русского языка и грамматических справочниках.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих слов (например, описывание характера, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью)
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Нормы образования Нормы образования

сравнительной и кратких прилагательных

Нормы употребления Нормы согласования

кратких и полных прилагательных

форм прилагательных с существительными

Нормы употребления степени сравнения прилагательных.

В русском языке встречаются слова, похожие по произношению и написанию, но разные по значению. Например, грубого, невоспитанного человека мы называем невежей, а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда.

Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами.

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Чтобы избежать

смешения паронимов, нужно хорошо знать лексическое значение каждого слова, уместное его употребление.

1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

красИвее
она бледнА
штора длиннА

2. В каком предложении не нарушены грамматические нормы?

+ Самый чистый воздух в горах Кавказа.

Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.

В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.

Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.

3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?

+При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.

В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.

Зимой путь через горы был опаснее.

Дорога будет отремонтирована в ближайшее время.

4.В каком предложении имя прилагательное употреблено в краткой форме?

Вечерняя заря медленно разгоралась на небосклоне.

За рекой чернеет сосновый лес.

Над зелёной поляной кружат бабочки.

5. Какая пара слов является паронимами?

6. В каком примере прилагательное употреблено верно.

+последний в очереди

кругом зеленая зелень

7. Какая ошибка допущена в предложении ? Когда мы разговорились, попутчик поведал мне автобиографию своей жизни

8. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ .

+Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Ко всему была готова Оксана, но всё же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма.

В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчёркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

9. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены правильно

+Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.

Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта

В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человечного голоса

10.Укажите, в каких случаях паронимы лесистый – лесной употреблены правильно

+ Раскинув невод по волнам, рыбак, на весла наклоненный, плывет к лесистым берегам, к порогу хижины смиренной

Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую лесными сопками бухту

Над лесистым горизонтом краснело солнце ровно, как вчера, на том уровне, когда я больше уже ничего не помнил.

Лесистые рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

Источник

Грамматические ошибки в прилагательных в русском языке

— В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки:

Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. вместо Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.

— Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного:

Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный!) во многих отношениях.

— Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:

Это произведение более худшее вместо Это произведение ещё хуже. Самый способнейший студент вместо Самый способный студент.

— Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен:

Его вклад в работу был существен (НЕ существенен!).

продолжить с «Грамматическими ошибками»

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

Обновлено: 22.06.2023

Трудности выбора полной и краткой форм прилагательных. Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа определяемого существительного. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении полной и краткой формы и при образовании степеней сравнения прилагательных.

Употребляя в речи полную или краткую форму, следует учитывать те различия, которые существуют между ними. С точки зрения стилистической краткая форма является более книжной, по сравнению с нейтральной полной формой, поэтому чаще краткая форма встречается в текстах книжно-письменного характера.

Однако более существенны смысловые различия, связанные с задачами коммуникации. В краткой форме заложена большая, по сравнению с полной формой, возможность указывать на временный или относительный характер признака: Он весел (выражает временный признак) – Он веселый (выражает постоянный признак); Сапоги узки (краткая форма указывает на относительность признака: сапоги узки для данного человека) – Сапоги узкие (выражает абсолютный признак: фасон сапог), Пальто широко в плечах (для данного человека) – Пальто широкое (вообще).

Кроме того, краткая форма обладает большей способностью придавать высказыванию характер суждения, т.е. категорического утверждения или отрицания чего-либо о предмете или явлении: Он высокомерен, едок, заносчив.

Наконец, использование краткой, а не полной формы может быть обусловлено лексико-грамматическими особенностями конструкции, куда входит данная форма прилагательного. Вот наиболее распространенные конструкции, диктующие употребление краткой формы:

· прилагательное употреблено с глаголом быть в форме повелительного наклонения: Будьте спокойны; Будьте счастливы; Будьте любезны и т.п.;

· прилагательное в роли сказуемого имеет зависимые слова: Он был добр к нам, Она была настолько красива, что никто не пытался за ней ухаживать (Д. Гранин).

Поэтому неправильно употребление полной формы в следующих примерах: *Шляпка гриба была полная воды. *Эти бумаги нам уже не нужные.

Образование и употребление форм степеней сравнения качественных прилагательных. Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Трудности возникают в двух случаях: а) при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы; б) при образовании степени сравнения неправильным способом.

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее (-ей): красивее, красивей; светлее, светлей и т.п. Причем формы с суффиксом -ей используются преимущественно в разговорной речи, а также в поэзии (Стала забывчивей всех забывчивых. Тихо идут года. – А. Ахмато­ва). Однако значительное число прилагательных с основой на г. к, х, д (иногда на т и ст) образуют данные формы с помощью суффикса . При этом происходит чередование конечного согласного основы: тихий – тиШе, громкий – громЧе, строгий – строЖе, простой – проЩе. Ряд прилагательных образует данные формы при помощи суффикса -ше (тонкий – тоньШЕ). Ошибки возникают в связи с тенденцией объединения сложной и простой форм сравнительной степени: *Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера, *Я хочу, чтобы жизнь стала более ярче. Это явление широко распространено в просторечии.

Грубо просторечным является употребление для образования сравнительной степени наиболее распространенного суффикса -ее (-ей) во всех случаях, в том числе тогда, когда образование формы невозможно: *Я никогда не видел книгу толстее; *Я пришел первее. В просторечии встречается и явление обратного порядка – замена продуктивного образования непродуктивным: *Этот путь гораздо длиньше, чем тот.

Грамматические ошибки могут появляться и при образовании превосходной степени прилагательных. Она тоже может иметь простую и сложную форму.

Согласно морфологической норме, сложная форма превосходной степени образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, всех, всего: самый легкий, наиболее легкий, наименее легкий, легче всех, легче всего. Причем формы с наиболее, наименее являются книжными и употребляются преимущественно в публицистических и научных текстах: наименее комфортабельный, наиболее актуальный.

Контрольные вопросы

1. Каковы стилистические и семантические различия полной и краткой формы качественных прилагательных?

2. В каких синтаксических конструкциях употребляется только краткая форма прилагательных?

3. Какие варианты кратких форм прилагательных не противоречат морфологической норме? Охарактеризуйте различия между данными параллельными формами.

4. Какими способами образуются формы степеней сравнения имен прилагательных в литературном языке?

5. Какие типичные ошибки в образовании степеней сра­внения качественных прилагательных встречаются в речи?

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

— В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки:

Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. вместо Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.

— Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного:

Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный!) во многих отношениях.

— Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:

Это произведение более худшее вместо Это произведение ещё хуже. Самый способнейший студент вместо Самый способный студент.

— Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен:

Его вклад в работу был существен (НЕ существенен!).

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Форма имени прилагательного полностью зависит от рода, числа, падежа существительного. Ошибки при употреблении прилагательных не столь значительны, как при употреблении других частей речи, но всё же встречаются и портят речь. В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относятся: образование и употреб ление полной и краткой формы, образование простой и сложной форм сравнительной степени.

1. Краткие прилагательные образуют синонимичные формы: полон – полн; безнравственен – безнравствен, свойственен – свойствен. Путь развития данных форм шел от более древней формы на -ЕН, восходящей к старославянскому языку, к форме на -ЕНЕН, а затем возврат к старой форме. Стремление языка к экономии сделало более короткие предпочтительнее для употребления в речи, поэтому в современной системе языка литературной морфологической норме соответствуют формы на -ЕН : без действен, безнравствен, беспочвен, бесчувствен, легкомыслен и т.д.

3. Ряд прилагательных образует сравнительную степень, используя возможности чередования: тише, гром че, проще и т. д. Ошибки появляются в связи с тен денцией использовать суффикс -ЕЕ в качестве обя зательного компонента при формообразовании. Отсюда появляются варианты слов – толстее, лучшее, хорошее, длиньше, что, является грубым нарушением нормы.

4. Широко распространены случаи объединения сложной и простой форм сравнитель ной степени, в результате чего появляются образования типа более интереснее, что тоже является ошибочным, так как нарушает морфологическую норму.

5. Превосходная степень прилагательных в русском языке образуется по-разному: при помощи слов самый, наиболее, наименее, а также суффиксов -ЕЙШ, -АЙШ. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм: наиболее качественнейшие ре зультаты, самая красивейшая девушка, самая кратчайшая дорога. Подобные образования нарушают норму.

III. Ошибки, связанные с образованием и употреблением форм местоимений

Специфика местоимений состоит в том, что в системе языка они выполняют функцию заместителей слов.

1. Ошибки в речи появляются в связи с неточностью употребления личных местоимений в сложных предложениях: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной – возникает вопрос: Кто заболел? Кто стал нервным? Или: Отец Коли заболел и умер, когда ему было девять лет – Кто умер? Отец в девять лет?

2. Влияние просторечия – это еще одна распространенная ошибка при использовании местоимений в речи. Ошибочно употребление просторечных форм: у ей, у их, с ими, внутри их – по норме языка к личным местоимения 3 лица прибавляется Н после первообраз ных предлогов (без, в, для, к, на, над), а также после предлогов наречного происхождения (возле, близ, вокруг, кругом, мимо, напротив, посреди, впереди): без него, для них, к ней, близ него, возле нее, напротив нее, мимо них, посреди них. Предлоги же наречного происхождения (вопреки, наперекор, согласно, подобно, навстречу, благодаря, вслед) не требуют начального согласно го Н: вопреки ему, наперекор им, согласно ей, вслед им, подобно ей, навстречу ему, благодаря ему).

5. Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений, как, например: Когда он был там, он увидел лису.

6. Речевые недочеты возникают при условии замещения нескольких слов. Замещающие местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже, как, например: Молодежь боялась, что их не поймут (следует: Молодые люди боя лись непонимания).

7. Недопустим пропуск возвратного местоимения во фразеологических сочетаниях представить себе, хорош собой: Не могу представить, как это получилось.

IV. Образование и употребление имени числительноготакже подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеобразны и специфичны. Имя числительное –лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление имен числительных представляет собой серьезную речевую проблему. Например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот –единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восьмьюдесятью, семьюстами (Т. пад.), о восьмидесяти, о семистах (П. пад.) –в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение той нормы, которая является обязательной для всех говорящих на данном языке. В современной разго ворной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

  • Главная страница
  • Готовимся к ЕГЭ
  • ОГЭ: образцы сочинений
  • ОГЭ
  • Ученические работы
  • Для уроков
  • Мои эссе
  • ЕГЭ: сочинение
  • Круг чтения
  • Схемы. Опорные конспекты
  • Итоговое сочинение (изложение)

четверг, 21 апреля 2011 г.

Ошибки при употреблении имен прилагательных

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной — слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:

Более лучший показатель характеризует финансовое положение на селения в 1996 году. Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.

Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвала рабочая цеха металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету этого зрелища еще подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения .

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Эти формы кратких прилагательных архаизуются, предпочтительнее — действен, свойствен.

Читайте также:

      

  • Водитель автомобиля должностные обязанности кратко
  •   

  • Зачем нужно разделение властей в государстве кратко
  •   

  • Концепция нулевого экономического роста кратко
  •   

  • Дозирование в фармтехнологии кратко
  •   

  • Древний рим природа и население кратко

  • Какие ошибки допускаются при наблюдении тест
  • Какие ошибки допускаются при наблюдении тест
  • Какие ошибки допускаются при выполнении одновременного бесшажного лыжного хода
  • Какие ошибки допускаются при выборе профессии
  • Какие ошибки допускают учителя при создании сайта