Какие ошибки могут быть при совершении гимнастических элементов


25 чел. помогло.

скачать

Типичные ошибки.

  1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
  2. Отсутствие отталкивания ногами.
  3. Недостаточная группировка.
  4. Неправильное положение рук.
  5. Опора руками сзади при переходе в упор присев. Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение

доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему на­клонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

^

Техника выполнения. Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пе­реката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение те­ла необходимо продолжить в том же направлении и, перевора­чиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.

Последовательность обучения.

  1. Группировка из положения лежа на спине.
  2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону.
  3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.
  4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.

278

Типичные ошибки.

  1. В начале кувырка рука не ставится на предплечье.
  2. Неплотная группировка.

Страховка и помощь. Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.

^

Техника выполнения. Стойка на лопатках выполняется пере­катом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затыл­ком подставить руки под поясницу (большими пальцами впе­ред), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упраж­нение для обучения стойке на лопатках (рис. 74).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев перекаты назад и вперед.
  2. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
  3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги.

Типичные ошибки.

  1. Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
  2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
  3. Туловище не принимает вертикального положения.
  4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.

^

Техника выполнения. Убрав руки с поясницы, начать пере­кат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката

279


выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
  2. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.
  3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.
  4. Из упора присев перекатом назад стопйка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.

^ Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.

Страховка и помощь. Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо.

^

Из упора присев кувырок вперед в упор присев — перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги — перекатом вперед упор присев — кувырок в стороны в упор присев и о. с.

^ КЛАСС

Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.

^

Техника выполнения. После первого кувырка, который вы­полняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
  2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх.

3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.
Типичные ошибки.

  1. Остановка между кувырками.
  2. Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.

280

Стойка на лопатках

Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище долж­но быть прямым, локти широко не разводить (рис. 75).

Последовательность обучения.

  1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
  2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги — разогнув ноги стойка на лопатках — держать.
  3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.

4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.

  1. Сгибание в тазобедренных суставах.
  2. Тело отклонено от вертикальной плоскости.
  3. Широко разведены локти.

Страховка и помощь. Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках до­полнительно (по мере необходимости) поддержи­вать сзади за бедро, добиваясь более точного верти­кального положения тела с вытянутыми носками (рис. 76).

^

Техника выполнения. Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, рука-

281

ми опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновре­менно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.

Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опус­титься на спину в исходное положение. При выполнении стре­миться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на ру­ки (рис. 77).

Последовательность обучения.

  1. Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения тулови­щем, круги и рывковые движения руками).
  2. Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее.
  3. Из положения лежа на спине выполнить «мост» с помо­щью.
  4. Из положения лежа на спине выполнить «мост» самостоя­тельно.

Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, чередуя с наклонами вперед, кувырками, стойка­ми.

Типичные ошибки.

  1. Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (рис. 78).
  2. Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (рис. 79).

  1. Руки и ноги широко расставлены.
  2. Голова наклонена вперед.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.

282

^

Техника выполнения. Это упражнение является подводящим для освоения первой части кувырка назад. Из упора присев сгруппиро­ваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ла­донями о пол у головы, держа локтя и кисти параллельно (рис. 80).

^

  1. На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь назад, по­ставить согнутые в локтях руки у головы.
  2. Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполне­ния «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы.
  3. Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой и перекат вперед.

Типичные ошибки.

  1. При постановке кистей сильно разведены локти.
  2. Локти и кисти непараллельны.
  3. Неодновременная постановка кистей. Страховка и помощь. При появлении)шибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти.

^

Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев — перекатом назад стойка на лопатках (держать) — пе­рекатом вперед лечь и «мост» — лечь, перекат назад с опорой руками за головой — перекатом вперед упор присев и о. с.

IV КЛАСС

Кувырок назад в группировке

^ Из упора присев, руки несколько впе­реди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь

283

руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 81).

Последовательность обучения.

  1. Кувырок вперед.
  2. Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой.
  3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор при­сев.

Типичные ошибки.

  1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону . кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).
  2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.
  3. Неплотная группировка.
  4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.
  5. Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.

^

Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необ­ходимо предварительно повторить их отдельно, а затем соединить. Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.

^

Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках — перекатом вперед лечь и «мост» — опуститься в по-

284

ложение лежа на спине — сесть, руки в стороны — опираясь слева поворот в упор присев — кувырок вперед в упор присев — прыжок вверх прогибаясь и о. с.

V КЛАСС

В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и на­зад, стойки на лопатках.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока

1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой

и поворот кругом в упор присев — 2,5 балла.

  1. Кувырок назад _ 3,0 балла.
  2. Перекатом назад стойка на лопатках — 3,0 балла.
  3. Перекатом вперед упор присев и о. с. — 1,5 балла.

VI КЛАСС

Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать ку­вырки вперед и ранее изученные элементы.

^

Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, ру­ки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опус­титься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до отказа (рис. 82).

285

Последовательность обучения.

  1. Выполнить «мост» из положения лежа на спине.
  2. Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоя­нии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку.
  3. То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опус­кании и поднимании туловища.

4. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу.
Типичные ошибки.

1. При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова
не полностью отведена назад.

2. В положении «мост» типичные ошибки описаны выше.
Страховка и помощь. Страховку осуществлять стоя сбоку,

поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения.

^

1. Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклоном

назад «мост» с помощью — 3,0 балла.

  1. Лечь и, поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать) — 1,5 балла.
  2. Перекатом вперед упор присев — 1,5 балла.
  3. Кувырок назад в упор присев — 2,0 балла.
  4. Кувырок вперед и прыжок вверх прогибаясь— 2,0 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

  1. Два кувырка вперед и, выпрямляясь, руки вверх— 2,0 балла.
  2. Опуститься в «мост» — 3,5 балла.
  3. Лечь и стойка на лопатках — 2,0 балла.
  4. Перекат вперед в упор присев и прыжок

прогибаясь ноги врозь — 2,5 балла.

^ КЛАСС

С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать раз­ные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед в стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Де­вочкам предстоит освоение кувырка назад в полушпагат.

286

^

Техника выполнения. Из упора присев или упора стоя на ко­ленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, на­клоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать (рис. 83).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
  2. Из упора стоя на коленях кувырок вперед в стойку на лопатках.
  3. Из упора присев кувырок вперед в стойку на лопатках. Типичные ошибки.
  1. Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.
  2. Постановка рук с широко разведенными локтями.
  3. Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

Страховка и помощь. Во избежание сильного вращения и воз­можного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.

^

Техника выполнения. Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разги­бая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги (рис. 84).

^

1. Руки и голова должны образовать равносторонний тре­угольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опира­ется верхней частью лба.

287

2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с по­
мощью.

3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно.
Типичные ошибки.

  1. Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.
  2. Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).
  3. Сгибание ног не к груди, а за спину.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая одной рукой под спину, другой за голени.

^

Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть од­ну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпря­миться, скользя руками по полу, — полушпагат (рис. 85).

^

1. Из упора присев кувырок назад в упор присев.

  1. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на коленях.
  2. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на одном колене, другую назад.
  3. Из упора стоя на коленях, опираясь ру­ками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и отводя назад другую ногу, коснуть-

ся тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в сто­роны, смотреть вперед (рис. 86).

5. Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская од­
ну ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу,
и принять полушпагат.

6. Из упора присев кувырок назад в полушпагат.
Типичные ошибки.

  1. Резкое опускание согнутой и прямой ноги.
  2. Сгибание ноги, отведенной назад.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для мальчиков

1. Из упора присев кувырком вперед стойка

на лопатках — 2,5 балла.

  1. Перекат вперед в сед с наклоном — 1,0 балл.
  2. Кувырок назад в упор присев — 2,0 балла.
  3. Стойка на голове согнув ноги — 3,0 балла.
  4. Опускаясь в упор присев, прыжок вверх

прогибаясь — 1,5 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

  1. Из упора присев кувырок вперед — 1,0 балл.
  2. Кувырок вперед в сед с наклоном — 1,5 балла.
  3. Лечь и «мост» — 3,0 балла.
  4. Лечь и стойка на лопатках — 2,0 балла.
  5. Перекатом вперед сед с наклоном — 1,0 балл.
  6. Кувырок назад в полушпагат — 1,5 балла.

^ КЛАСС

Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове. Девочки — «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.

^ Из упора присев, заканчивая кувырок назад, развести ноги, не сгибая их в коленях, и, выпрямляя ру­ки, выйти в упор стоя ноги врозь.

10 Методика преподавания гпг

гимнастики в школе 289

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок назад в упор присев.
  2. Из седа в группировке перекат назад до упора согнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п.
  3. Из упора присев перекат назад в группировке до упора со­гнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п.
  4. Из упора стоя ноги врозь согнувшись сгибание и разгиба­ние рук до касания головой матов.

5. Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Типичные ошибки.

  1. Неправильная постановка рук, как при выполнении ку­вырка назад.
  2. Слишком запоздалое разведение ног.
  3. Неполное разгибание ног в момент разведения.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняю­щим в и. п.

^

Техника выполнения. Длинный кувырок вперед выполняет: ся из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группиров­ке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками (рис. 87).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
  2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличени­ем расстояния между ногами и руками в упор присев.

290

3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.

Типичные ошибки.

1. Близкая постановка рук, что приводит к выполнению
обычного кувырка вперед.

  1. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
  2. Появление фазы полета из-за слишком большого расстоя­ния между стопами и местом постановки рук.
  3. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перека­тов и кувырка вперед.

^ Стоя сбоку у места постановки рук, од­ной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.

^

Техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний тре­угольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 88).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).
  2. Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последую­щим выпрямлением тела до прямого положения.
  3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.

Типичные ошибки.

1. Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

10*

291


2. Голова поставлена близко или далеко от рук.

3. Неполное разгибание в тазобедренных суста­
вах.

  1. Излишнее прогибание в пояснице.
  2. Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой под­держивать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 89).

«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене

Техника выполнения. Описание техники выполнения «мос­та» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо­щью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост». Перенося тяжесть тела на правую (ле­вую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (ле­вом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на ле» вую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обыч­ное положение.

Последовательность обучения.

  1. Повторить «мост» из положения лежа на спине.
  2. Повторить «мост» из положения стоя с по­мощью.
  3. В положении «мост» научить переносить тя­жесть тела с руки на руку, приподнимая одну ру­ку от пола (рис. 90).
  4. Повторить положение упора стоя на одном колене.

5. «Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене с по­мощью и самостоятельно. Типичные ошибки.

  1. Недостаточная передача тяжести тела на руки.
  2. Слишком широкая постановка рук на пол.
  3. При повороте нет толчка ногой, противоположной поворо­ту от пола.
  4. Опускание и сгибание ноги сзади.

292

Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной по­вороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.

^

1. Из упора присев кувырок назад в упор

стоя ноги врозь — 3,0 балла.

2. Наклон вперед прогнувшись, руки

в стороны — 1,0 балл.

3. Упор присев и стойка на голове толчком

двумя — 3,0 балла.

4. Опускание в упор присев и кувырок

вперед —1,0 балл.

5. Длинный кувырок и прыжок вверх

прогибаясь — 2,0 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

  1. Из упора присев кувырок назад — 2,0 балла.
  2. Перекатом назад стойка на лопатках — 1,5 балла.
  3. Перекатом вперед лечь и «мост» — 2,5 балла.
  4. Поворот в упор стоя на правом колене,

левую назад — 2,0 балла.

5. Махом левой упор присев и кувырок

вперед — 1,0 балл.

6. Прыжок вверх прогибаясь и о. с. — 1,0 балл.

IX КЛАСС

В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком, а девочки — равновесие на одной, выпад вперед и ку­вырок вперед.

^

Техника выполнения. Из упора присев (голову и руки необхо­димо поставить так же, как и при выполнении стойки на голо­ве и руках согнув ноги (VII кл.), стойку силой можно выполнить с согнутыми или прямыми ногами (согнувшись). Но в обоих ва­риантах из упора присев, предварительно разогнув ноги и не от-

293

рывая их от пола, необходимо поставить вертикально тулови­ще, а затем поднять ноги: в первом случае — сгибая их в коле­нях через стойку, согнув ноги (рис. 91), а во втором — разгиба­ясь в тазобедренных суставах с прямыми ногами (рис. 92).

Последовательность обучения.

  1. Повторить стойку на голове согнув ноги (VIII кл.).
  2. Повторить стойку на голове толчком двумя из упора присев с согнутыми ногами.
  3. Из упора присев стойка на голове согнув ноги силой.
  4. Из упора присев стойка на голове согнувшись (с прямыми ногами) силой.

Типичные ошибки.

  1. Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.
  2. Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.
  3. Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: ли­бо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), ли­бо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).
  4. Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального по­ложения).

^ Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу.

294

С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком

Техника выполнения. Характерной особенностью техники является наличие полетной фазы после толчка ногами, в без­опорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суста­вах. После касания руками опоры выполняется кувырок впе­ред. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега на горку из 2-3 матов (рис. 93).

Последовательность обучения.

  1. Из упора присев кувырок вперед.
  2. Из упора присев длинный кувырок вперед в упор присев.
  3. Из полуприседа руки назад, кувырок прыжком в упор присев.
  4. С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком в упор присев. Типичные ошибки.
  1. Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группиров­ке, длинного кувырка.
  2. Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе.

3. Постановка рук под себя и резкое их сгибание.

страница 16/21
Дата 30.09.2011
Размер 5,08 Mb.
Тип Документы, Образовательные материалы

УКАЗАНИЯ К СУДЕЙСТВУ акробатических элементов и соединений

Ошибки невыполнения

1. Перекат вперѐд в упор присев:

  • Явная опора руками для перехода в упор присев

2. Стойка на руках и перекат назад в упор лѐжа прогнувшись:

  • Отклонение туловища от вертикального положения более чем на 30º

  • 2. Угол в плечах в момент фиксации стойки на руках более 45° (сваливание вперѐд)

3. Кувырок вперѐд

  • Потеря темпа и остановка в положении лѐжа на спине

4. Кувырок вперѐд прыжком

  • Отсутствие фазы полѐта после отталкивания

  • 2. Приход на опору с явной потерей темпа или остановкой в положении лѐжа на спине

6. Кувырок вперѐд из стойки на руках

  • Угол в плечах в момент прохождения стойки на руках более 45° (сваливание вперѐд)

  • 2. Сгибание туловища в стойке на руках более 45° 3. Потеря темпа и остановка в положении лѐжа на спине

7. Стойка на руках с поворотом на 360º и кувырок вперѐд в упор присев

  • 4. Недоворот более чем на 45º

8. Кувырок назад

  • Выполнение кувырка в сед на пятках

9. Кувырок назад в упор стоя согнувшись

  • Постановка согнутых ног на опору при завершении кувырка (более 45º)

10. Кувырок назад в стойку на руках

  • Отклонение от вертикали в стойке на руках более 45º

  • 2. Не полное выпрямление рук в стойке

11. Стойка на лопатках, стойка на лопатках без помощи рук

  • Отклонение от вертикального положения более 45º

  • 2. Дополнительная опора руками о туловище для сохранения равновесия

  • 3. Сгибание ног более 45 º

12. Силой согнувшись стойка на голове и руках

  • Сгибание ног более 45º

  • 2. Выход в стойку толчком ног

  • 3. Фиксация менее 2 секунд

13. Мост, мост с опорой на одну ногу

  • Касание или опора головой о дорожку

  • 2. Отклонение поднятой ноги от вертикали более 45º

14. Равновесие

  • Согнутое положение туловища, плечи ниже горизонтали более чем на 30°.

  • 2. Сгибание опорной и/или свободной ноги более чем на 45º

  • 3. Фиксация менее 2 секунд

15. Равновесие и кувырок вперѐд без помощи рук

  • 4. Явная опора одной или двумя руками при выполнении кувырка

16. Переворот в сторону (колесо), переворот с опорой на одну руку

  • Угол в плечевых суставах при прохождении стойки на руках более 45º.

  • 2. Сгибание рук, ног, туловища более чем на 45º.

  • 3. Отклонение от оси дорожки более чем на 45º.

17. Прыжок вверх ноги врозь

  • Разведение ног менее чем на 90º

18. Прыжок со сменой согнутых ног вперѐд («козлик»)

  • Бѐдра ниже уровня горизонтали

19. Прыжок со сменой прямых ног вперѐд («ножницы»)

  • Сгибание ног более 45°

  • 2. Смена положения ног ниже уровня горизонтали

20. Прыжок вверх с поворотами на 180° и 540°

  • Недоворот более чем на 45° (180°) или 90° (5

Аллахвердиев Ф.А.,

учитель физкультуры гимназия №446

Колпинского района Санкт-Петербурга

Типичные ошибки исполнения, допускаемые участниками ВОШ

Из года в год гимнастика является составной частью практических испытаний школьных, районных и региональных этапов олимпиады школьников по физической культуре. Набор упражнений, включаемых в гимнастические комбинации, остается практически одним и тем же. И, тем не менее, из года в год отмечаются одни и те же ошибки участников олимпиады при выполнении гимнастических комбинаций.

В этой связи можно выделить наиболее характерные ошибки, о которых следует упомянуть, дабы минимизировать их появление на следующих олимпиадах. Также отмечу, что среди ошибок, которые допускают участники, есть ошибки, связанные с обучением упражнению, когда их так научили..

Поэтому все ошибки можно условно разделить на типичные (ошибки участников) и атипичные (ошибки учителей). Рассмотрим эти ошибки на примере оценки сложности комбинаций (оценка А), т.е. когда упражнение не засчитывается, и проводится сбавка на всю его стоимость. Порядок рассматриваемых упражнений будет произвольным.

  1. Сбавка за переднее равновесие «ласточка».

Из года в год на этом упражнении происходит немало сбавок за недержание «ласточки». Даже при отличном исполнении по технике, этот элемент не засчитывается! И нередко, из-за этого, участник вылетает из возможных лидеров или призеров по гимнастике.

Напомню, время фиксации любого статического элемента, если указано «держать» – не менее 2 сек. Время прихода в статическое положение и выхода из него сюда не входит (в «ласточке» — время подъема, и опускания ноги не входит в фиксацию). Засчитается время, когда участник находится в неподвижном положении. Возможно, что в состоянии психического напряжения, участники иначе воспринимают время, чем в состоянии покоя, и им кажется, что они держат в статике необходимые 2 сек. Поэтому, рекомендую на тренировках приучать своих учеников к более длительной фиксации статического положения, например, 3 сек. Тогда снизится вероятность ошибки недержания статики. За удержание статического положения более 2 сек сбавок не проводится, если оно является трудоемким, и участник не использует его для отдыха.

Другой типичной, но уже технической ошибкой в «ласточке» является низкое положение пятки ноги по отношению к плечам. По техническим требованиям исполнения, пятка стопы должна быть не ниже уровня плеч. Возможность отведения ноги назад в «ласточке» конечно зависит от развития подвижности в тазобедренных суставах у конкретного исполнителя. Но можно использовать и «небольшую хитрость», опустив при исполнении «ласточки» плечи пониже. Важно, что при этом не было согнутого в тазобедренных суставах положения тела.

  1. Сбавка за длинный кувырок вперед.

Редко, но встречается ошибка при выполнении длинного кувырка вперед, когда он выполняется как обычный. При близкой постановке рук к стопам такой кувырок не засчитывается, это обычный кувырок. Руки в таком кувырке должны ставиться как можно дальше от стоп. А вот кувырок вперед прыжком «по умолчанию» засчитывается как длинный кувырок, выполненный в более сложном варианте.

  1. Сбавка за кувырок вперед прыжком.

Очень часто встречаемая ошибка при выполнении подобного кувырка – это отсутствие фазы полета. В этой фазе исполнитель должен какое-то время находиться в воздухе, не касаясь телом опоры (ни кистями рук, ни стопами ног). Просмотр снятых видеороликов комбинаций исполнителей, где был кувырок вперед прыжком, показал, что некоторые из них выполняли этот кувырок с едва уловимой фазой полета. Только покадровы й просмотр позволил ее выявить. При обычном судействе эти миллисекунды полета не определить. Поэтому нужно добиваться от исполнителей явно выраженной фазы полета в кувырке. Если фаза полета не определяется – упражнение не засчитывается.

4. Сбавка на кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь с наклоном вперед прогнувшись, руки в стороны.

Этот элемент очень редко используется в спортивной гимнастике, но достаточно часто используется в заданиях олимпиады школьников. Он выполняется с промежуточной опорой руками при прохождении положения седа ноги врозь и дальнейшим подъемом на прямые ноги. Выполнение этого упражнения не засчитывается и идет сбавка, если он выполняется как обычный кувырок, с приходом в положение приседа ноги врозь и затем выпрямлением ног.

5. Сбавка за кувырок назад в стойку ноги врозь (в т.ч. с наклоном

вперед прогнувшись, руки в стороны).

Этот кувырок должен выполняться на выпрямленные ноги. При постановке рук у головы, в момент переката назад, ноги уже должны быть прямыми. Иначе получается кувырок назад через упор присев ноги врозь вне, и затем выпрямляются ноги. Такой элемент не засчитывается. Не засчитывается также «переворачивание» через плечо вместо кувырка назад (через голову).

6. Сбавка за кувырок назад через стойку на руках.

Данное упражнение могут не засчитать и снять полную стоимость упражнения, если исполнитель выходит в стойку на руках, «пробивая» вертикальное положение, т.е. плечевые, тазобедренные и коленные суставы не находятся в одной вертикальной плоскости. Такая ситуация возникает, если исполнитель запоздал с моментом мощного разгибания рук в стойку, либо не обладает достаточной силой для правильного выполнения и разгибает руки в более облегченных условиях выполнения.

7. Сбавка за стойку на голове и руках силой из положения «стойка

ноги врозь с наклоном вперед прогнувшись, руки в стороны».

Этот элемент не засчитывается, если стойка выполняется толчком ног. Классический вариант выполнения — это когда стойка выполняется согнувшись, с прямыми ногами. Здесь нужно понимать, что чем дальше ставятся руки и голова, тем труднее выйти в стойку, и наоборот. В то же время близкая постановка рук и головы требует хорошей гибкости.

8. Сбавка за кувырок вперед в стойку на лопатках.

Иногда встречается исполнение данного упражнения, когда после переворачивания через голову происходит опускание таза и затем возвращение обратно (перекатом назад) в стойку на лопатках. В этом случае элемент не засчитывается.

9. Сбавка за переворот в сторону (колесо).

Обычно это упражнение, либо выполняется, либо не выполняется вообще, исполнитель просто пропускает его. Редко когда исполнители пытаются изобразить вместо переворота в сторону то, что на сленге тренеров-гимнастов называют «абракадаброй» или «каракатицей». Внешне это выглядит как переход с ног на руки, с согнутыми ногами и приходом в положение приседа ноги врозь. Упражнение считается не выполненным.

Нужно отдельно сказать о слитном исполнении двух переворотах в сторону. Если они выполняются даже с некоторой задержкой между собой, упражнение засчитывается, сбавка проводится лишь «техническая». По технике, необходимо закончить первый переворот в сторону и, не опуская одноименную ногу на пол, «шагнуть» ею во второй переворот. Технической ошибкой является завершение первого переворота с постановкой на пол одноименной ноги и лишь затем выполнение второго переворота в строну.

10. Сбавка за положение упор стоя согнувшись.

Этим упражнением проверяется гибкость исполнителя. В чем-то он схож с упражнением на проверку гибкости в ВФСК ГТО. Обычно, в упор стоя согнувшись, исполнители попадают после выполнения кувырка назад. Как и в рассмотренном ранее упражнении в п.5, ноги должны ставиться на опору выпрямленными. Иногда данное упражнение выполняется из упора присев, выпрямляя ноги.

По технике выполнения данного упражнения ладони должны полностью лежать на полу, колени выпрямлены. При иных положениях ладоней, упражнение не засчитывается. Некоторые исполнители «обыгрывают» отсутствие должной гибкости увеличенным расстоянием между ладонями и стопами. Важно чтобы оно было в разумных пределах, и угол между туловищем и бедрами не превышал 30°. В этом случае проводится лишь техническая сбавка.

11. Сбавка за упражнения, где необходимо показать группировку.

К таким упражнениям относятся кувырки вперед и назад, прыжок вверх в группировке, и другое Исполнитель должен показать кратковременный захват голеней руками. Например, прыжок вверх в группировке, без захвата голеней может рассматриваться как прыжок вверх согнув ноги. Теряется стоимость упражнения и проводится сбавка за технику исполнения. При кувырке назад из упора присев, после толчка руками, нужно кратковременно обозначить руками группировку, взявшись за верхнюю треть голени и далее идет постановка рук на опору у головы. Также быстро обозначается группировка при кувырке вперед. После переворачивания через голову идет кратковременный захват голени.

12. Сбавка за сед углом, руки в стороны.

Если угол между туловищем и бедрами более 90º (положение лежа согнувшись) или ноги согнуты в коленных суставах более чем на 30º — элемент не засчитывается. Обычно это упражнение выполняется кувырком вперед. Для остановки ног в нужном положении необходимо заблаговременно начать их торможение и поднимать плечи, отводя руки в стороны.

Это основной перечень упражнений, в которых ежегодно участники олимпиад школьного, районного и регионального уровней допускают одни и те же ошибки

Напомню, что помимо сбавок за сложность упражнений и вычитание их суммы из 10 баллов, из другой 10-ки идут сбавки за технику выполнения. Сбавки за сложность и за технику идут независимо друг от друга. Например, из-за толчка ногами, выполнение стойки на голове и руках силой не засчитывается по сложности А (см. п.7). Дополнительно будет сбавка за толчок ногами при оценке техники (В), от 0.1 до 0.5 баллов, в зависимости от силы толчка.

Таков вкратце подход к судейству гимнастических комбинаций двумя бригадами судей, А и В.

Опубликована в Инфоуроке 01.01.2021 г. https://infourok.ru/tipichnye-oshibki-ispolneniya-gimnasticheskih-kombinacij-uchastnikami-vserossijskoj-olimpiady-shkolnikov-po-fizicheskoj-kulture-4929288.html

2

В  женской спортивной гимнастике в процесс становления спортсменки с самого раннего возраста и до мировых высот вовлечены родители, тренер и сама гимнастка. По мере роста спортивных достижений, даже на массовых разрядах, некоторые стереотипные взгляды и мнения, с которыми мне доводилось сталкиваться напрямую или косвенно, мешают прогрессу гимнастки, а так-же формированию масштаба ее личности.

Эти ошибки совершать могут как родители и тренер, так позже и сама гимнастка. Коротко расскажу об этих вещах.

ОШИБКИ ТРЕНЕРОВ

Тренерские мнения и взгляды воспринимаются гимнасткой и родителями, как истина в последней инстанции. Это особенно явно на первых этапах обучения, когда они являются ориентиром для формирования модели поведения. Вот одна типичная ошибочная на мой взгляд установка, которая звучит с самых первых дней занятий от тренера:

1. «Тренироваться надо через пот, кровь и боль».

Если со всей энергией следовать такой установке, то травмы неизбежны и не получится не только добиться хоть сколько существенного результата, но появляется риск  существенно повредить здоровье гимнастки.

Такая тренерская установка связана только с потребительской эксплуатацией физических данных спортсмена, вплоть до полного их истощения. Другими словами, тренер хочет добиться от спортсменки сегодня того, на что она способна будет только завтра, то есть его требования намного обгоняют возможности спортсмена.

«БОЛЬ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ»

Незначительные болячки могут перерасти в серьезную проблему со здоровьем и способствовать преждевременному завершению спортивной карьеры. Боль в суставах сигнализирует о том, что надо снижать нагрузку, переключаться на другие режимы работы. Особенно это проявляется во время бурного роста, который у разных гимнасток может происходить по-разному. Кто-то прибавляет по 2-3 сантиметра за год, у кого-то случается прибавить на 10.

Как правило бурный рост открывает зоны роста сильнее и они становятся более чувствительными к перегрузкам, воспаляются, дают болевые ощущения. Если на это не реагировать снижением нагрузок, вплоть до паузы в несколько месяцев, до полного исчезновения симптомов, то происходит деформация сустава или связки, которое приводит к ограничению подвижности.

Боль потом не прекращается даже после тренировки.

Существует понятие «работать на результат» которое официально в спортшколах никакого официального статуса не имеет. Те тренеры, которые ставят для себя задачу подготовку гимнастов высокого класса, при использовании установки «работать через боль и терпеть» в итоге имеют список  из десятков травмированных детей, ссылаясь на то, что гимнастика травмаопасный вид спорта. Это конечно так, но во многом, именно благодаря таким ошибочным установкам.

2. Техника гимнастических элементов.

Гимнастика — вид спорта в котором происходит постоянное перемещение центра масс спортсмена. Его тело все время сгибается и разгибается, совершает ускорения и замедления движений. Закон сохранения количества движения и закон момента инерции – это основные законы в которых необходимо разобраться и которым учат в институтах на биомеханике. Скорость движения во время упражнений может помогать гимнастке легко осваивать упражнения, а может мешать ей это делать, при этом количество движения, направленное не туда и не под тем углом, легко может разбить гимнастку и повредить ее опорно-двигательный аппарат. Если техника ставится без искажений то, как правило, обучение происходит легко, быстро и безопасно. Конечно в группе гимнасток одни быстрее осваивают технику другие дольше, но для этого и проводится отбор детей с лучшими данными из групп новичков  в учебно-тренировочные группы.

Слабое знание биомеханики это одна из больших тренерских ошибок, за которые гимнастки расплачиваются своим здоровьем.

3. Методика подготовки гимнастических элементов.

Самая большая проблема в подготовке сложных современных программ топового уровня – это слабая базовая техническая  подготовка и отсутствие высокого класса исполнения базовых элементов. Гимнастки с суперданными зачастую могут компенсировать огрешности в тренерской методике за счет своих больших способностей. Но даже у них процесс освоения сложнейших программ происходит дольше, так как специалисты сборной команды на сборах дают им совершенно иную методику подготовки, отличную от домашней.

На сборах прогресс ускоряется и, благодаря более эффективной методике гимнастка выходит на мировой уровень. Но, во время перерывов сборов гимнастки с тренерами едут домой и многие возвращаются на прежнюю методику. Это тормозит развитие и замедляет прогресс. Методика подготовки требует от тренера креатива, разнообразия знаний, которые конвертируются в более эффективную методику подготовки элементов и программ.

В последнее время тренеров, способных без специалистов сборной готовить программы мирового уровня в женской спортивной гимнастике практически нет. Вся методика сегодня сводится к тому, чтобы доверить подготовку гимнастки специалистам сборной. Это ни хорошо ни плохо. Так сложилось. В художественной гимнастике похожая картина, а вот у фигуристов есть еще тренеры, которые на местах готовят звезд и конкуренция в виде спорта очень высокая.

В любом случае ошибки в методике даже на начальных  разрядах приводят к тому, что даже во время соревнований федерального уровня, происходит 97% падений. Страдает красота и зрелищность вида спорта.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители воспитывают ребенка как могут. Не все утруждают себя изучением литературы, связанной с воспитанием детей. Но именно уровень знаний в этой области определяет масштаб личности ребенка.

Гимнастика быстро выявляет те качества, на которые родителям особенно надо обратить внимание.

1. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ЧЕРЕЗ НЕ МОГУ.

В данном случае это та черта характера, которая либо помогает гимнастке добиваться успеха, либо не позволяет ей реализовать на 100% свои способности. Например, можно добиться хороших, но не выдающихся результатов. Стать Чемпионкой мира один раз, а не три например. Попасть в сборную, но так и не стать ее лидером. Работать на усталости в гимнастике придется в любом случае.

При одинаковых природных данных победит всегда та спортсменка, которая наработала наибольший запас прочности благодаря своим морально-волевым качествам, то есть характеру, который ей воспитали родители.

На олимпийской арене присутствует до 25 000 зрителей. Такую большую аудиторию никогда не встретишь ни на каких других соревнованиях. В такой обстановке решающим и становится запас прочности, который у каждой гимнастки определяется количеством наработанных успешных подходов. У кого их больше, та более уверенно выступает и знает, что она владеет своей программой на все 100%.

Наверное, многие наблюдали, как уверенно выступают чемпионки в разных видах спорта. Их всех объединяет уверенность во взгляде, сосредоточенность и спокойствие. Потерянный взгляд вы тоже можете заметить при внимательном изучении спортсменок во время важных соревнований. Такие не побеждают.

2. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

Многие родители когда приводят ребенка в зал считают, что доверяют его профессионалам и слушают тренера во всем с ним соглашаясь. Но тренер не является травматологом, кардиологом или хирургом. Когда ребенок говорит, что у него болит нога, а тренер считает что «там ничего страшного», то это не повод для родителей слепо доверять тренеру.

Лучше проверить состояние ребенка всеми возможными способами и отследить возникновение травмы на самом раннем этапе. Серьезная гимнастика начинается с 14-16 лет, но до нее можно и ни дойти если здоровье подорвано раньше. Бывает, что требуется мнение одного или двух специалистов медиков по поводу возможной травмы. Надо сделать не одно МРТ, чтобы убедиться в том, что ребенок готов к высоким нагрузкам.

Внимательность к состоянию физического здоровья гимнастки – залог ее долгой карьеры. С психологическим здоровьем сложнее, так как чтобы его обеспечить гимнастке, оно должно быть в порядке у родителей. А чтобы оно было в порядке у родителей они должны изучить основы психологии детского поведения. Изучение основ детской психологии поможет и самим родителям лучше разобраться в себе. К тому же если личная жизнь у родителей в проблемах, то это тоже может сказываться на ребенке не в лучшую сторону.

3.СНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С РЕБЕНКА ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕНЕРОМ.

Родители, которые пытаются решать различные сложности тренировочного процесса напрямую с тренером, способствуют тому, что ребенок считает их главными ведущими специалистами их спортивной подготовки. В результате те связи, которые должны быть сформированы между спортсменом и тренером не формируются. Гимнастка не формирует механизм обратных связей, который нужен тренеру для корректировки методики подготовки и разработке индивидуальных методических приемов. Очень важно учить ребенка обсуждать свои проблемы с тренером, а не бегать сразу к маме, а тренеру давать возможность высказываться гимнастке и приучать ее к диалогу. Без такого диалога путь к высшим достижениям практически закрыт.

4.ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЧАТКОВ ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ.

Многие родители хорошо умеют хвалить ребенка, но не знают, как правильно приучить его к дисциплине.  Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Таких правил не должно быть много и они должны быть гибкими. Безконфликтная дисциплина – одна из самых трудных задач воспитания. Если все время хвалить ребенка, считая это поддержкой, то это прямой путь к избалованности и отсутствия навыков дисциплины. Тренерам с такими гимнастками приходится особенно трудно, так как любой талант должен хорошо поработать, чтобы полностью раскрыться, а без дисциплины этого добиться невозможно.

При постоянной хвальбе со стороны родителя, ребенок перестает объективно воспринимать тренерскую критику. Перестает слышать суть его замечаний и не вникает в них так, как надо. Конечно, замечания тренеру лучше не делать в жесткой авторитарной форме, а вести диалог, чтобы лучше понимать состояние ребенка. Когда работает группа гимнасток тренеру не до разговоров и все четко должны выполнять его задания. Для этого и требуются навыки дисциплины, которые формируют родители. В дальнейшем у детей, которых родители захвалили в детстве «звездная болезнь» при первых серьезных успехах, может привести к тому, что у гимнастки снижаются требования к себе и она не добивается всего того, на что способна.

Многие родители стремятся сделать жизнь своего ребенка максимально комфортной. Хотят как можно меньше огорчать его и избегают конфликтов с ним. В результате чего начинают идти на поводу у ребенка там, где этого совсем не стоит делать. Это — попустительский стиль воспитания и он не позволит гимнастке в дальнейшем раскрыть свой талант полностью. Тренер не может сформировать гимнастке характер. Он лишь может показывать пример отношения к делу.

Невозможно приучить ребенка к работе особенно на высшем уровнем гимнастики. Именно на таком уровне сказываются все огрехи детского воспитания и никакой не тренер не может приучить к труду того, кто не умеет трудится вне зала. Благодаря большому двигательному и координационному таланту, можно легко освоить детскую гимнастику, но гимнастика международного уровня в любом случае останется недоступной, как бы близка не казалась.

5.НЕДОСТАТОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СУПЕРКОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Отдавая ребенка в гимнастику, родители со временем начинают в ней разбираться вместе с ребенком. Если они совсем не будут разбираться в гимнастике это плохо, так как теряется контакт с ребенком. Если пытаются разобраться абсолютно во всех нюансах – это тоже плохо, так как родитель пытается взять на себя те функции, которые должны быть только тренерскими. В этих вопросах стоит вести себя гибко, не перегибая палку.

Понимать суть вида спорта, характер нагрузок и методику профилактики травм безусловно необходимо. Но демонстрировать тренеру свою суперкомпетентность, или указывать ему, как надо вести себя с ребенком не стоит, так как у тренера достаточно тяжелый труд и каждый считает, что именно он знает, как для ребенка лучше. Поэтому вмешиваться в тренировочный процесс стоит только тогда, когда есть явная угроза здоровью ребенка или когда появляются первые признаки психологической перегрузки, эмоциональная подавленность или закрытость.

ОШИБКИ ГИМНАСТОК

Ошибки спортсменов сами по себе не возникают. В основном это следствие воспитания родителей или общения с тренером и сверстниками.

Большинство ошибок, которые мне довелось наблюдать у гимнасток, они совершали в переходном возрасте, когда мнение сверстников начинало оказывать на них более сильное влияние, чем мнение тренера или родителей. Выражалось это в снижениии требований к себе, отсутствии желания отрабатывать элементы до нужной кондиции и перекладывании своих неудач на тренера, а так-же частые конфликты с ним. При этом некоторые позиции детей мне были понятны, некоторые совсем нет. Например, когда ребенок говорит, что в детстве тренер ее била тапком по попе и голове, когда у нее что-то не получалось, а сейчас, (в совершеннолетнем возрасте) она уж ей все припомнит, это еще хоть как-то можно понять.

Но когда спортсменка отказывается от своего тренера, который ее всячески уберегал от перегрузок и заботился, то это повергает в шок. Я знаю не одну гимнастку за последние 10 лет, которые пройдя с тренером самый трудный путь и добившись успехов, уже на серьезном уровне гимнастики, вдруг отказываются от него и переходят к другому.

Самое интересное, что уходили от более сильных тренеров к более слабым. Не буду называть имена, чтобы не обидеть, но одна знаменитая гимнастка ушла от тренера с мировым именем к тренеру, который не подготовил ни одного мастера спорта и вообще не имел опыта работы в женской гимнастике. Я это связываю с желанием лично управлять процессом подготовки и давать задания тренеру, а не выполнять его задания. Как правило такие ошибки гимнасток сказывались на их спортивных показателях не в лучшую сторону, а иногда сильно сказывались на их здоровье.

Безошибочно пройти весь путь в гимнастике, наверное, не удается никому. Жизнь есть жизнь. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но, учиться все-же лучше на чужих ошибках. Это позволит быстрее получить тот результат, о котором многие мечтают.

2 января 2021г.

                                                    Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике Зеликсон С.Б.

Накопилось опыта при коррекции занимающихся, хочется поделиться.

Все новички, и те, кто уже разучил упражнения, чаще всего торопятся.

Я понимаю, и помню себя, когда гимнастику ещё не чувствуешь телом, всей прелести её не осознаешь, то делаешь быстро. Это же просто и  быстро вывести руки наверх или там вынести ногу в сторону.

Поэтому общая рекомендация, периодически делайте под видео. Чтобы удостовериться, что вы не делаете быстрее, чем нужно.

В упражнениях очень много незаметных, скрытых движений, которые придают телу красоту, грациозность, а выполнению — сложность.

Например, плавно и медленно перенести вес тела на одну ногу, и приставить колено к колену (в упражнениях Верхнего Мира)

В упражнениях Нижнего Мира нога не просто выносится в сторону. Сначала переносим центр тяжести на опорную ногу, потом подтягиваем ногу к груди, потом уже выносим её в сторону. (в упражнениях Н2, Н3, Н4, Н5) И в этом во всём очень много красоты !

Старайтесь делать медленно те движения, которые легче сделать с инерцией.

Например, опускать ногу в С5 без падения колена на пол, а медленно.

В этих движениях как раз скрыт резерв для развития равновесия и грациозности :)

2. Подход к гимнастике как к фитнесу.

Это очень хорошо видно со стороны, но сложно донести на словах…

Гимнастика это не фитнес, где результата достигают за счет напряжения мышц, натяжения, наклонов, фиксации и т.д. Я в общих словах написала.

В первом упражнении, например, суть не в том, чтобы подняться на носки на определенную высоту, зафиксироваться и опуститься.

В остальных упражнениях также суть не в наклоне.

Тело наполняется энергией, ну чем-то хорошим точно наполняется :) когда вы в расслабленном состоянии пропускаете через себя ветер…поток. Самое близкое для меня сравнение.

Не суть важно как глубоко вы прогнулись в С6 или С9. Мне гораздо ближе такая поэтичная метафора : …ветер подул, дерево качнулось…))

3. В упражнениях с прогибом в пояснице часто путают прогиб с наклоном.

Наклон — это движение плечами вперед. При этом про прогиб чаще всего забывают совсем, и нагрузка на поясницу получается другая, не правильная. Так вот, все движения в гимнастике, да и вообще все движения тела начинаются из живота. Импульс первым идет из живота.

Поэтому при прогибе в пояснице движение начинается с поясницы !  Вслед за поясницей прогибается весь позвоночник. При этом да, есть и легкий наклон. Но он мягкий и идёт следом за движением прогиба. Важно, чтобы плечи по-прежнему оставались развернутыми.

Хорошей всем гимнастики !

  • Какие ошибки могут быть при запуске программы
  • Какие ошибки могут быть при выполнении нападающего удара
  • Какие ошибки могут быть на первом свидании
  • Какие ошибки могут быть допущены при измерении температуры тела
  • Какие ошибки могут быть допущены при изготовлении углового шипового ящичного соединения