Какие ошибки могут быть вызваны неправильным порядком слов

Мешает несчастному читателю сразу верно понять смысл предложения.

Приём инверсии — когда слово становится более выразительным, перемещаясь с «положенного» места на другое — мы впервые встречаем в малолетстве, когда нам читают сказки. Все эти девицы красные, молодцы добрые да змеи подколодные — это как раз инверсия. Обычное положение прилагательного в русском — перед определяемым существительным, а не после него. 

Сейчас мы говорим не об инверсии, а о таком блуждании слова, которое никакой выразительности не добавляет, а добавляет путаницу.

В чём путаница? В пространстве.

И самостоятельные, и служебные слова могут обозначать пространственные соотношения, в том числе близость. «Лицо с фингалом» или «вода в стакане» — в этих примерах предлоги (служебные слова) подчеркивают, что фингал — именно на лице, а вода и стакан соприкасаются. 

Главное — подаренные цветы с любовью.

Главное — цветы, подаренные с любовью.

Здесь вместо значения «дарить с любовью», «дарить, потому что любишь» возникло комичное прочтение, что любовь располагается в цветах (как вода в стакане).

Стою у подъезда мужчины, который мне очень нравится, с продуктами и лекарствами.

Стою с продуктами и лекарствами у подъезда мужчины, который мне очень нравится.

Вторая запятая, конечно, предотвращает забавное прочтение «мужчина мне нравится, когда у него есть продукты и лекарства». Но принцип близости — «слова, образующие один смысловой блок, лучше ставить рядом» — всё равно нарушен. «С продуктами и лекарствами» — это же характеристика стояния, образ действия. Правка: перенести их к действию.

Чувство ничтожности твоей жизни возрастает с количеством прожитых лет в стенах блоков.

Чувство ничтожности твоей жизни возрастает с количеством лет, прожитых в стенах блоков.

«В стенах блоков» — характеристика совершенного действия («прожитых»). «Лет в стенах блоков» — снова ложная близость (в стенах блоков нет никаких лет! там разве что цемент). «Количество лет» — один смысловой блок. Правка учитывает все три этих уточнения.

Мне было всегда интересно узнать, почему многие люди отказываются летать.

Мне всегда было интересно узнать, почему многие люди отказываются летать.

Как вы прочтёте во втором пункте «рекомендованной литературы» (ниже), наречию «всегда» — как и большинству наречий — свойственно стоять перед глаголом, а не после. Вторая правка: дополнительный глагол не нужен, сочетание «интересно, почему» вполне справляется без него.

Мы возводим не просто стены, а создаём среду, в которой удобно жить.

Мы не просто возводим стены, а создаём среду, в которой удобно жить.

Здесь категориальная ошибка, нам поможет логика. Если «возводим не просто стены» (открывающий глагол собою очерчивает поле возможностей), значит, возводим и что-то другое, или не просто стены, а какие-то суперстены. Но создание удобной среды — это не только что-то «возводить», но и многие другие действия. Значит, глагол недостаточно широк, и надо поставить «не просто» уже перед ним, чтобы показать: совершаем разные действия, не только возводим.

Поэтому рекомендую для начала проверить себя, изучив хотя бы список симптомов депрессии в интернете.

Поэтому рекомендую для начала проверить себя — хотя бы изучив список симптомов депрессии.

Пример аналогичен предыдущему. Проверка — это не только изучение списков, не-списков, чего-то ещё. Можно, например, к врачу пойти на проверку. Но если затратные действия человеку не под силу, то «хотя бы» (начинаем с указания на нечто единственное-минимальное) «изучить список симптомов» (одно действие, которое не намекает, что изучать можно ещё что-то).

Готовность получать всегда новые знания, не стоять на месте и развиваться, привносить новые идеи в процесс.

Готовность всегда получать новые знания, не стоять на месте и развиваться, привносить новые идеи в процесс.
Готовность всегда учиться, развиваться, привносить новые идеи, никогда не стоять на месте.

«Всегда новые знания» — это какие-то волшебные неустаревающие знания? Вряд ли. Автор имеет в виду «всегда учиться новому». Сочетание «всегда получать» не очень удачно и подталкивает к дополнительным изменениям.

Как побороть ошибку?

Правил по расположению слов хватает, но учить их подряд — дело безнадёжное. Прочитайте хотя бы часть и будьте внимательнее при анализе текста. Прежде всего, помните о принципе близости (слова одного смыслового блока, одной синтаксической группы сближаются, стоят рядом), используйте ту же логику, которую наблюдали в анализе приведённых примеров. Помните, что слово, убранное далеко от «своих», может на новом месте получить ложную сочетаемость с другими словами («цветы с любовью», «мужчина с лекарствами»), и тогда возникнет нежелательная двусмысленность.

Что ещё прочесть?

1. «Русская грамматика» о порядке слов в предложении. В первую очередь ознакомьтесь с актуальным членением — § 2129 и 2130, синтаксическими группами — 2139, экспрессивными вариантами словорасположения — 2149–2151.

2. «Русская грамматика» о порядке слов в словосочетании. Не слишком много, есть смысл прочесть целиком, хотя бы один раз.

3. «Русская грамматика»: некоторые черты порядка слов в разговорной речи.

4. Мальчики синего цвета и девочки разной степени поношенности — порядковые ляпсусы вокруг нас: фотосвидетельства.

Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)

Выбрать такую тему для написания оказывается не так просто и причина этому — большое количество уже изложенных мыслей и предположений другими писателями.

Нашли ошибку? Проверьте

Выбрать такую тему для написания оказывается не так просто и причина этому — большое количество мыслей и предположений, уже изложенных другими писателями.

Так как беговые события обычно проходят в выходные, это отличный повод устроить себе не только спортивные выходные, но и посмотреть другой город.

Нашли ошибку? Проверьте

Так как беговые события обычно проходят в выходные, это отличный повод не только устроить себе спортивные выходные, но и посмотреть другой город.

Во-вторых, я отказывалась от публичных выступлений, ненавидела телефонные звонки, собеседования на работу приводили в меня ужас.

Нашли ошибку? Проверьте

Во-вторых, я отказывалась от публичных выступлений, ненавидела телефонные звонки, собеседования на работу приводили меня в ужас.

Я отдаю себе отчёт в том, что невозможно приготовить все блюда в этих книгах и журналах, через них скорее я познаю необычные сочетания вкусов, незнакомые продукты.

Нашли ошибку? Проверьте

Я отдаю себе отчёт в том, что невозможно приготовить все блюда в этих книгах и журналах, через них я скорее познаю необычные сочетания вкусов, незнакомые продукты.

Вся пиротехника — это игра с огнём в прямом смысле.

Нашли ошибку? Проверьте

Вся пиротехника — это в прямом смысле игра с огнём.

Родственные ошибки:

Мешает несчастному читателю сразу верно понять смысл предложения.

Приём инверсии — когда слово становится более выразительным, перемещаясь с «положенного» места на другое — мы впервые встречаем в малолетстве, когда нам читают сказки. Все эти девицы красные, молодцы добрые да змеи подколодные — это как раз инверсия. Обычное положение прилагательного в русском — перед определяемым существительным, а не после него. 

Сейчас мы говорим не об инверсии, а о таком блуждании слова, которое никакой выразительности не добавляет, а добавляет путаницу.

В чём путаница? В пространстве.

И самостоятельные, и служебные слова могут обозначать пространственные соотношения, в том числе близость. «Лицо с фингалом» или «вода в стакане» — в этих примерах предлоги (служебные слова) подчеркивают, что фингал — именно на лице, а вода и стакан соприкасаются. 

Главное — подаренные цветы с любовью.

Главное — цветы, подаренные с любовью.

Здесь вместо значения «дарить с любовью», «дарить, потому что любишь» возникло комичное прочтение, что любовь располагается в цветах (как вода в стакане).

Стою у подъезда мужчины, который мне очень нравится, с продуктами и лекарствами.

Стою с продуктами и лекарствами у подъезда мужчины, который мне очень нравится.

Вторая запятая, конечно, предотвращает забавное прочтение «мужчина мне нравится, когда у него есть продукты и лекарства». Но принцип близости — «слова, образующие один смысловой блок, лучше ставить рядом» — всё равно нарушен. «С продуктами и лекарствами» — это же характеристика стояния, образ действия. Правка: перенести их к действию.

Чувство ничтожности твоей жизни возрастает с количеством прожитых лет в стенах блоков.

Чувство ничтожности твоей жизни возрастает с количеством лет, прожитых в стенах блоков.

«В стенах блоков» — характеристика совершенного действия («прожитых»). «Лет в стенах блоков» — снова ложная близость (в стенах блоков нет никаких лет! там разве что цемент). «Количество лет» — один смысловой блок. Правка учитывает все три этих уточнения.

Мне было всегда интересно узнать, почему многие люди отказываются летать.

Мне всегда было интересно узнать, почему многие люди отказываются летать.

Как вы прочтёте во втором пункте «рекомендованной литературы» (ниже), наречию «всегда» — как и большинству наречий — свойственно стоять перед глаголом, а не после. Вторая правка: дополнительный глагол не нужен, сочетание «интересно, почему» вполне справляется без него.

Мы возводим не просто стены, а создаём среду, в которой удобно жить.

Мы не просто возводим стены, а создаём среду, в которой удобно жить.

Здесь категориальная ошибка, нам поможет логика. Если «возводим не просто стены» (открывающий глагол собою очерчивает поле возможностей), значит, возводим и что-то другое, или не просто стены, а какие-то суперстены. Но создание удобной среды — это не только что-то «возводить», но и многие другие действия. Значит, глагол недостаточно широк, и надо поставить «не просто» уже перед ним, чтобы показать: совершаем разные действия, не только возводим.

Поэтому рекомендую для начала проверить себя, изучив хотя бы список симптомов депрессии в интернете.

Поэтому рекомендую для начала проверить себя — хотя бы изучив список симптомов депрессии.

Пример аналогичен предыдущему. Проверка — это не только изучение списков, не-списков, чего-то ещё. Можно, например, к врачу пойти на проверку. Но если затратные действия человеку не под силу, то «хотя бы» (начинаем с указания на нечто единственное-минимальное) «изучить список симптомов» (одно действие, которое не намекает, что изучать можно ещё что-то).

Готовность получать всегда новые знания, не стоять на месте и развиваться, привносить новые идеи в процесс.

Готовность всегда получать новые знания, не стоять на месте и развиваться, привносить новые идеи в процесс.
Готовность всегда учиться, развиваться, привносить новые идеи, никогда не стоять на месте.

«Всегда новые знания» — это какие-то волшебные неустаревающие знания? Вряд ли. Автор имеет в виду «всегда учиться новому». Сочетание «всегда получать» не очень удачно и подталкивает к дополнительным изменениям.

Как побороть ошибку?

Правил по расположению слов хватает, но учить их подряд — дело безнадёжное. Прочитайте хотя бы часть и будьте внимательнее при анализе текста. Прежде всего, помните о принципе близости (слова одного смыслового блока, одной синтаксической группы сближаются, стоят рядом), используйте ту же логику, которую наблюдали в анализе приведённых примеров. Помните, что слово, убранное далеко от «своих», может на новом месте получить ложную сочетаемость с другими словами («цветы с любовью», «мужчина с лекарствами»), и тогда возникнет нежелательная двусмысленность.

Что ещё прочесть?

1. «Русская грамматика» о порядке слов в предложении. В первую очередь ознакомьтесь с актуальным членением — § 2129 и 2130, синтаксическими группами — 2139, экспрессивными вариантами словорасположения — 2149–2151.

2. «Русская грамматика» о порядке слов в словосочетании. Не слишком много, есть смысл прочесть целиком, хотя бы один раз.

3. «Русская грамматика»: некоторые черты порядка слов в разговорной речи.

4. Мальчики синего цвета и девочки разной степени поношенности — порядковые ляпсусы вокруг нас: фотосвидетельства.

Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)

Выбрать такую тему для написания оказывается не так просто и причина этому — большое количество уже изложенных мыслей и предположений другими писателями.

Нашли ошибку? Проверьте

Выбрать такую тему для написания оказывается не так просто и причина этому — большое количество мыслей и предположений, уже изложенных другими писателями.

Так как беговые события обычно проходят в выходные, это отличный повод устроить себе не только спортивные выходные, но и посмотреть другой город.

Нашли ошибку? Проверьте

Так как беговые события обычно проходят в выходные, это отличный повод не только устроить себе спортивные выходные, но и посмотреть другой город.

Во-вторых, я отказывалась от публичных выступлений, ненавидела телефонные звонки, собеседования на работу приводили в меня ужас.

Нашли ошибку? Проверьте

Во-вторых, я отказывалась от публичных выступлений, ненавидела телефонные звонки, собеседования на работу приводили меня в ужас.

Я отдаю себе отчёт в том, что невозможно приготовить все блюда в этих книгах и журналах, через них скорее я познаю необычные сочетания вкусов, незнакомые продукты.

Нашли ошибку? Проверьте

Я отдаю себе отчёт в том, что невозможно приготовить все блюда в этих книгах и журналах, через них я скорее познаю необычные сочетания вкусов, незнакомые продукты.

Вся пиротехника — это игра с огнём в прямом смысле.

Нашли ошибку? Проверьте

Вся пиротехника — это в прямом смысле игра с огнём.

Родственные ошибки:

В
текстах
деловых писем встречаются ошибки,
свиде­тельствующие
о том, что их составители не соблюдают
порядок
слов в русской письменной речи. Как уже
отмеча­лось,
его информационная роль возрастает к
концу пред­ложения. Рассмотрим три
примера:

77 Делопроизводство

«ОАО
«Прогресс» выполнило заказ к 20 декабря».
«К 20декабря
ОАО «Прогресс» выполнило заказ». «К 20
декабря выполнило
заказ ОАО «Прогресс».

В
первом предложении содержится указание,
к какому сроку
ОАО выполнило заказ. Во втором предложении
кон­статируется, что ОАО заказ
выполнило. В третьем предло­жении
указывается, какое ОАО (именно ОАО
«Прогресс») выполнило
заказ.

Так,
например, из предложения «Для определения
фон­да
оплаты в конце года уточняются расценки
за продук­цию»
непонятно, «расценки уточняются в конце
года» или «расценки
уточняются для определения фонда оплаты
в конце
года».

По-видимому,
это предложение должно быть состав­лено
в следующем виде: «Для определения фонда
оплаты расценки за продукцию уточняются
в конце года».

2.2.3.2. Нарушение специфики употребления деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот служит средством передачи
дей­ствия,
происходящего одновременно или в связи
с другим действием. Используя это
обстоятельство, через дееприча­стный
оборот можно передать различные этические
момен­ты,
такие, как, например, внимание, оказанное
затрону­тому
в письме вопросу в ходе его изучения,
заинтересован­ность
в скорейшем завершении работы и т. д.
Например:

«Внимательно
рассмотрев представленный к утвержде­нию
проект, Совет директоров считает…»

Пользуясь
деепричастными оборотами, можно сформу*
лировать
причины, послужившие основанием для
приня­тия
того или иного управленческого решения.
Деепричаст­ным
оборотом следует начинать, а не завершать
фразу. Например:
«Учитывая…», «Считая…», «Принимая во
вни­мание…»,
«Руководствуясь…» и т. д.

78

Общие
нормы и правила оформления документов

Ошибки
при употреблении деепричастных оборотов
не­трудно
исправить, заменяя предложения с
деепричастными оборотами
предложениями с обстоятельствами,
выражен­ными сочетаниями слов, или
сложноподчиненными пред­ложениями
с обстоятельственными придаточными
частя­ми,
а также употребляя глаголы-сказуемые
не в страда­тельном,
а в действительном залоге.

Неправильно:

«Изучая
проблемы городского транспорта, учеными
были
получены интересные результаты».

Правильно:

«При
изучении проблем городского транспорта
ученые получили
интересные результаты».

Или:

«Изучая
проблемы городского транспорта, ученые
по­лучили
интересные результаты».

2.2.3.3. Ошибки, возникающие в результате незнания структуры сложного предложения

Трудно
представить деловую письменную речь
без слож­ноподчиненных предложений.
Совмещая просьбу и причины, побудившие
обратиться с просьбой, отказ и его
убедитель­ную
аргументацию в рамках единой конструкции,
сложные предложения придают большую
убедительность просьбе и смягчают
впечатление отказа, позволяют подчеркнуть
важ­ные смысловые оттенки, привести
аргументы, дать подроб­ное
обоснование основных положений и т. д.
Кроме того, использование
союзов и союзных слов дает возможность
точно определить
те смысловые отношения, которые
наблюдаются между
отдельными частями развернутого
высказывания.

При
построении сложных предложений следует
учиты­вать,
что наиболее употребительны сложные
предложения с
союзами «что; который; если; вследствие
того, что; при условии, чтобы; где; как».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Грамматические ошибки

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно употребляются только с существительными в дательном падеже:

Например: согласно законУ, воопреки непогодЕ

  1. Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется только с существительными в предложном падеже:

Например: по приездЕ, по прилетЕ, по возвращении.

  1. Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются только с существительными в родительном падеже:

Например: в силу обстоятельств, в течение недели, по причине отсутствия

  1. После глаголов, обозначающих эмоции (скучать, горевать, плакать, тосковать), предлог ПО требует предложного падежа, если после него стоят местоимения МЫ и ВЫ:

Скучаем по вас (П. п)

Тоскуют по нас (П. п)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее:

либо в форме единственного числа: кто (ед.ч.) + читает (ед.ч.),

либо в форме множественного числа: те (мн.ч.) + знают (мн.ч.).

Например: На встречу с писателем пришли мн.ч. те, кто ед.ч. любит современный детектив.

Сказуемое при однородных подлежащих:

  • При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель.

  • При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) — форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Несогласованные приложения – названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений в кавычках: «Орел и решка», «Щелкунчик»

Если в предложении есть определяемое слово, то несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже: Сын прочитал сказку (определяемое слово) «ЗолушкА».

Если в предложении нет определяемого слова, то несогласованное приложение изменяется по падежам: Сын прочитал «ЗолушкУ».

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

  1. Объединять можно только те глаголы, которые требуют одного и того же падежа после себя:

Она ждала (кого?) его и звонила (кому?) ему весь вечер. – Правильно

Она ждала и звонила ему весь вечер. – Неправильно

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?).

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?).

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?).

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?).

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?).

  1. Полные и краткие формы прилагательных не употребляются в качестве однородных членов предложения.

Объединять можно только прилагательные в одной форме.

На небосклоне звезды были бледны и неярки

На небосклоне звезды были бледные и неяркие

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  • Первое и самое главное правило: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, должны совершаться одним лицом.

Пример:Испугавшись шума, стая улетела.

Стая → улетела → испугалась.

  • Если нарушается основное правило ― основное и добавочное действие относятся к разным лицам.

Пример:Спрыгнув с трамвая, у меня улетела шляпа.

Шляпа → улетела -/-> спрыгнула.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Определение, выраженное причастным оборотом должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово. Нужно правильно найти определяемое слово и задать от него вопрос:

Я бродил по улицам определяемое слово,(каким?) заросшИМ одуванчиками и цветущей травой

Причиной ошибки может быть неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения

Неправильно: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес

Правильно: Статья, опубликованная в газете, вызвала большой интерес

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются, если они не относятся к говорящему.

Пример: П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России.- косвенная речь, все глаголы и местоимения в форме 3го лица

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Совершенный вид глагола — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать?). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что Делать?).

Все глаголы в предложении должны стоять в одном времени и виде.

Неправильно: Надо помогать молодежи расти-несов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Правильно: Надо помогать-несов.вид молодежи расти-несов.вид и проявлять-несов.вид свои способности.

или

Надо помочь-сов.вид молодежи вырасти-сов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Ошибки в построении сложного предложения

  • Один из вариантов ошибки — употребление нескольких союзов с одним значением, что приводит к избыточности. 

Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. 

  • Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. 

Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

  • Еще одна ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. 

Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. =>

Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

  • Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.

Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. => Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел

  • Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то важно обратить внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. 

Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дорог — автограф или писатель?).

  • В сложных предложениях внимательно проверяем форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). 

Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. => Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало (чего?).

Ошибки в образовании форм числительного

Образование падежных форм числительных: у порядковых числительных изменяется только последнее слово: студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; контракт продлен до две тысячи десятого года.

Употребление собирательных числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро допустимо только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн. ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные НЕ употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры.

В
текстах
деловых писем встречаются ошибки,
свиде­тельствующие
о том, что их составители не соблюдают
порядок
слов в русской письменной речи. Как уже
отмеча­лось,
его информационная роль возрастает к
концу пред­ложения. Рассмотрим три
примера:

77 Делопроизводство

«ОАО
«Прогресс» выполнило заказ к 20 декабря».
«К 20декабря
ОАО «Прогресс» выполнило заказ». «К 20
декабря выполнило
заказ ОАО «Прогресс».

В
первом предложении содержится указание,
к какому сроку
ОАО выполнило заказ. Во втором предложении
кон­статируется, что ОАО заказ
выполнило. В третьем предло­жении
указывается, какое ОАО (именно ОАО
«Прогресс») выполнило
заказ.

Так,
например, из предложения «Для определения
фон­да
оплаты в конце года уточняются расценки
за продук­цию»
непонятно, «расценки уточняются в конце
года» или «расценки
уточняются для определения фонда оплаты
в конце
года».

По-видимому,
это предложение должно быть состав­лено
в следующем виде: «Для определения фонда
оплаты расценки за продукцию уточняются
в конце года».

2.2.3.2. Нарушение специфики употребления деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот служит средством передачи
дей­ствия,
происходящего одновременно или в связи
с другим действием. Используя это
обстоятельство, через дееприча­стный
оборот можно передать различные этические
момен­ты,
такие, как, например, внимание, оказанное
затрону­тому
в письме вопросу в ходе его изучения,
заинтересован­ность
в скорейшем завершении работы и т. д.
Например:

«Внимательно
рассмотрев представленный к утвержде­нию
проект, Совет директоров считает…»

Пользуясь
деепричастными оборотами, можно сформу*
лировать
причины, послужившие основанием для
приня­тия
того или иного управленческого решения.
Деепричаст­ным
оборотом следует начинать, а не завершать
фразу. Например:
«Учитывая…», «Считая…», «Принимая во
вни­мание…»,
«Руководствуясь…» и т. д.

78

Общие
нормы и правила оформления документов

Ошибки
при употреблении деепричастных оборотов
не­трудно
исправить, заменяя предложения с
деепричастными оборотами
предложениями с обстоятельствами,
выражен­ными сочетаниями слов, или
сложноподчиненными пред­ложениями
с обстоятельственными придаточными
частя­ми,
а также употребляя глаголы-сказуемые
не в страда­тельном,
а в действительном залоге.

Неправильно:

«Изучая
проблемы городского транспорта, учеными
были
получены интересные результаты».

Правильно:

«При
изучении проблем городского транспорта
ученые получили
интересные результаты».

Или:

«Изучая
проблемы городского транспорта, ученые
по­лучили
интересные результаты».

2.2.3.3. Ошибки, возникающие в результате незнания структуры сложного предложения

Трудно
представить деловую письменную речь
без слож­ноподчиненных предложений.
Совмещая просьбу и причины, побудившие
обратиться с просьбой, отказ и его
убедитель­ную
аргументацию в рамках единой конструкции,
сложные предложения придают большую
убедительность просьбе и смягчают
впечатление отказа, позволяют подчеркнуть
важ­ные смысловые оттенки, привести
аргументы, дать подроб­ное
обоснование основных положений и т. д.
Кроме того, использование
союзов и союзных слов дает возможность
точно определить
те смысловые отношения, которые
наблюдаются между
отдельными частями развернутого
высказывания.

При
построении сложных предложений следует
учиты­вать,
что наиболее употребительны сложные
предложения с
союзами «что; который; если; вследствие
того, что; при условии, чтобы; где; как».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

ОШИБКИ ПОРЯДКА СЛОВ

это немотивированные нарушения обычного (стилистически нейтрального) расположения членов предложения, не соответствующие грамматическим нормам РЛЯ и, как правило, приводящие к неправильному пониманию смысла предложения, в т.ч. к Двусмысленности (см.).
Неправильный порядок слов — следствие ложного представления о его свободе в русском языке. Конечно, русский порядок слов не так фиксирован, как английский, но всё-таки далеко не свободен (см. Порядок слов).
Чаще всего ошибки в письменной речи возникают под влиянием устной, где порядок слов отличается от письменного благодаря тому, что в устной речи многое выражено интонацией (актуальное членение, устойчивость некоторых словосочетаний — см. Разговорная речь). Не зная о различиях устной и письменной речи, человек располагает слова так, как он бы это сказал — и делает ошибку. На вопрос «Когда приехал отец?» устно можно ответить Вчера приехал отец, в написанном ответе рема должна быть в конце: Отец приехал вчера или нужно употребить какое-л. выделяющее рему дополнительное слово: Только вчера отец приехал; Как раз вчера приехал отец. Особенно важно не нарушать нормы расположения ремы в конце предложения, а темы в его начале при построении связного текста, иначе он рассыпается. Напр., в школьном сочинении читаем: Я люблю книги о войне. Я узнаю о героях из них. Из них — тема второго предложения, с нее и надо было начинать.
В устной речи паузы и изменения основного тона не позволяют слушающему объединить в своём сознании слова, следующие одно за другим, но говорящим не объединяемые в единое целое: * Обязать всех владельцев / собак держать на привязи. В напечатанном виде получилось, что держать на привязи надо владельцев собак.
Не следует ставить рядом те слова, которые грамматически могут образовать ненужное словосочетание или, наоборот, разорвать нужное. См., напр., ошибочное расположение слов в газетах: Она стала первым подобным в мире хирургическим вмешательством (МК. 02.05.07). Надо: Она стала первым в мире подобным хирургическим вмешательством (РГ 10.08.06). Вместе с министром во Владикавказ прибыли и лучшая группа в стране гляциологов, гидрологов и гидрографов (РГ 26.09.02). Надо: лучшая в стране группа и т.д.
Свои места имеют частицы: только, лишь, даже, ведь. В письменной речи они всегда должны располагаться перед выделяемым словом, а в газетах нередко встречаем ошибки: Они лишь стремятся к наибольшей прибыли при наименьших затратах (РГ 22.09.06). Надо: стремятся лишь к наибольшей прибыли.Ошибочным, но очень частотным является расположение присоединительного союза также в начале предложения: Также на очищенной территории заменят бордюрный камень (МК 28.01.08); и т.д. В отличие от союза а также союз также присоединяет не предложение, а слово и ставится после него! Надо было: заменят также. Неправильное расположение союза также иногда приводит даже к искажению смысла: Причастность Максимова к убийству также опровергает … — значит опровергает ещё и кто-то другой (акцент на том, кто опровергает), и Причастность Максимова к убийству опровергает также … — значит опровергается и обвинение его в убийстве и даже причастность к нему (акцент на том, что опровергается). Смысл явно разный, зависит от порядка слов.
Нежелательно располагать в середине предложения обстоятельства времени и места. Поскольку, как правило, они не образуют словосочетаний со сказуемым, а относятся ко всему предложению в целом (исключение ехать куда, жить где), их нужно ставить в начале предложения или, если они рема, в конце. Иное расположение в письменной речи нежелательно, хотя и встречается: Напомним: следствием перекрытия нашим банкам доступа к западным кредитам стало сворачивание рядом из них в России программ ипотечного и автокредитования (МК. 02.02.08). Надо: В России следствием … или … программ ипотечного и автокредитования в России.
Нежелательно и размещение вспомогательного глагола быть перед предикативными наречиями можно, нельзя, надо, нужно, как это иногда встречается: Мы научились сотрудничать, понимать друг друга, чтобы было можно выполнять какие-то совместные задачи в других регионах (МК 26.08.08). Надо: …можно было… . В русском языке существует устойчивая традиция постпозитивного расположения глагола быть при словах, обозначающих что-то независящее от воли человека (ср. Он должен много денег). Соотношение постпозитивного быть в Национальном корпусе русского языка (ruscorpora.ru) при слове можно — 9355, а в препозиции — 87, из которых большинство при можно в роли ремы (сделать это было можно).
Т.о., чтобы избежать ошибок, надо помнить, что в письменной речи порядок не такой, как в устной, и главное — не свободный. Следует учитывать коммуникативную роль слов (рема в конце) и стараться не отрывать слово от того, которому оно подчинено, и не располагать рядом те слова, которые по смыслу объединяться не должны.
Чаще всего в учебной литературе выделяются следующие О.п. е.: 1) немотивированная перестановка подлежащего, выражающего данное (тему), и сказуемого, выражающего новое (рему). Напр.: Встретившись, пошли в зоопарк ребята. Ср.: Ребята, встретившись, пошли в зоопарк (из соч.); 2) немотивированная перестановка обстоятельства образа действия и сказуемого: Он пошёл по пустой аллее медленно (из соч.). Ср.: Он медленно пошёл по пустой аллее; 3) немотивированная перестановка обстоятельства меры и степени и сказуемого: По обыкновению он мало спал (из соч.). Ср.: По обыкновению он спал мало; 4) немотивированная перестановка согласованного определения и определяемого слова: Мы прослушали рассказ интересный (из речи воспитателя). Ср.: Мы прослушали интересный рассказ. Или: Земля и море погрузились в мрак глубокий (из соч.). Ср.: Земля и море погрузились в глубокий мрак; 5) немотивированная перестановка определяемого слова и несогласованного определения: В красной шляпке девушка стояла у окна (из соч.). Ср.: Девушка в красной шляпке стояла у окна; 6) перестановка двух согласованных определений, одно из которых выражено качественным прилагательным, а другое — относительным: Повсюду стоял болотный ужасный запах (из соч.). Ср.: Повсюду стоял ужасный болотный запах; 1) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она непосредственно относится: Верёвка была длинная и только не достигала одного угла [Цейтлин 1982]. Ср.: Веревка была длинная и не достигала только одного угла; 8) отрыв друг от друга однородных членов предложения: Проверяйте деньги не отходя от кассы и правильность оформления билетов (из объявления) [Баринова 2003]. Ср.: Проверяйте деньги и правильность оформления билетов не отходя от кассы.
Немотивированное нарушение порядка слов в предложении следует отличать от стилистического приёма Инверсии (см.) как прагматически целесообразного нарушения порядка слов.
Лит.: Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М., 1962; Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения: учеб. пособие. М., 2002; Русская грамматика. Т. 2: Синтаксис. М., 1980; Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка: учеб. пособие. М., 2006; Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке. М., 2006; Сиротинина О.Б. Всё, что нужно знать о русской речи. Пособие для эффективного общения. М., 2010; Чтобы Вас понимали. Культура русской речи и речевая культура человека: учеб. пособие. М., 2009; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.
А.А. Кузнецова, О.Б. Сиротинина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

  • Какие ошибки менеджеров считаются наиболее серьезными тест
  • Какие ошибки менеджеров считаются наиболее серьезными тест
  • Какие ошибки менеджеров считаются наиболее серьезными выберите один или несколько ответов
  • Какие ошибки менеджеров считаются наиболее серьезными выберите один или несколько ответов
  • Какие ошибки медработников могут привести к развитию эмболии