Какие ошибки может совершить человек при выборе профессии

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Выбор и постижение профессии не простой процесс, на этом пути человека подстерегают различные сложности. При выборе профессии молодые люди наиболее часто совершают следующие ошибки:


1. Выбор профессии «за компанию»

Часто человек не владеет необходимой информацией, недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии «за компанию». Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убежден в его правильности. Однако, существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учебы в училище, колледже или вузе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с начала». Возможна вероятность, что выбранная таким способом профессия тебе подойдет. Однако, следует помнить, что, профессия, которая нравится твоему другу, может не понравиться и не подойти тебе!


2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто, человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители редко видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Молодые люди могут не знать о том, что только один спортсмен из сотни достигает вершин мастерства и занимает призовые места. Схожая ситуация с такими профессиями как киноактер, эстрадный певец, музыкант и др.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.


3. Перенос отношения к человеку на саму профессию

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на военного, потому что он любит смотреть фильмы про войну, ему нравится оружие, и он хочет быть похожим на героя боевиков. И уже поступив на такую специальность в суворовское училище или вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд военного не сводится к парадам, учениям и предполагает жесткую дисциплину, серьезную теоретическую и спортивную подготовку, муштру и «серые» армейские будни. Как выясняется позже, много из этого не интересует молодого человека или не соответствует его способностям. А воевать в современной ситуации нет необходимости. Интерес к приключениям и технике, стремление быть похожим на героя фильмов про войну, был ошибочно принят за интерес к профессии военного.

Для большого количества девушек романтический образ любимой школьной учительницы является мотивом для приобретения педагогического образования. Не высокий уровень оплаты труда учителя и зачастую сложные условия его работы могут не совпадать с притязаниями молодежи. Очевидно, что учитель также должен обладать определенными профессиональными качествами, без которых сложно добиться успеха на педагогическом поприще.

Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать. «Хороший человек» — это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.


4. Отождествление учебного предмета с профессией

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помни, что школьный предмет — это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.


5. Выбор исключительно по признаку престижности

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.


6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо

«Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил — ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жестких требований к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.

Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.


7. Недостаточный учет своих способностей

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.


8. Ориентация на мнение случайных людей

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму, и человека.

Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии…


9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем.

Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегето-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с состоянием твоего здоровья.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…


10. Ориентация на мнение родителей или близких людей

Часто случается, что родители или близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми другими доступными им средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии. Во многих случаях взрослые хотят, чтобы ребенок сделал то, чего, в свое время, не удалось достигнуть им самим.

К примеру, взрослый человек, который очень хотел, но, в силу жизненных обстоятельств, не смог приобрести высшее образование, чувствует ограниченность своих возможностей и обиду. В общении с ребенком он всеми силами будет ориентировать его на приобретение высшего образования для того, чтобы ребенок реализовал то, чего он сам не смог достичь. К сожалению, в такой ситуации, взрослые могут игнорировать интересы и склонности ребенка ради реализации собственной мечты, пускай, даже, и на примере другого человека.

Столкнувшись с подобной ситуацией, молодой человек должен быть достаточно критичен к мнению старших и выбирать профессию, основываясь на собственных способностях и интересах, советах специалистов, анализе рынка труда.


11. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства).


12. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


13. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.


14. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…


 

15. Низкий уровень критического отношения к себе

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Возможно, старшие не раз иронично высказывались о попытках молодых самим выбрать профессию. Как часто можно услышать такую фразу: «Какой из тебя инженер (летчик, конструктор), когда у тебя одни тройки по математике (физкультуре, черчению)?» Однако именно родители и учителя с высоты своего опыта и совершенных ими самими ошибок пытаются уберечь ребенка от очевидных просчетов и ничем не оправданных иллюзий. Взрослые могут подсказать, как приблизиться к желаемой профессии, что надо для этого сделать, изменить в себе, какие препятствия преодолеть. Стойкий интерес к определенной сфере практики ведет к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, упорство и самообладание.

Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Если не быть любознательным и целеустремленным в выборе профессии, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

Типичные ошибки при выборе профессии

1. Мало информации о профессии или она искажена

2. Ориентировка только на престижность и доходность.

3. Постановка знака равенства между профессией и учебным предметом.

4. Перенос отношения к человеку на профессию.

5. Выбор  профессии «за компанию»

6. Подмена выбора профессии выбором уровня образования или места обучения.

7. Игнорирование  собственных способностей и интересов.

8. Учет мнения людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

9. Игнорирование требований  рынка труда в перспективе.

10. Низкий уровень самокритики, переоценка своих способностей. 


1. Делая выбор без знаний  о  том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители, Вы оказываетесь в ситуации выбора «кота в мешке».

Что нужно знать о профессии:

  • как складывается типичный рабочий день ее представителей,  
  • в каких условиях предстоит работать,
  • о размере заработной платы,
  • какие требования профессия предъявляет к способностям человека,
  • какие имеет противопоказания (некоторые профессии могут ухудшить Ваше состояние здоровья из-за особенностей условий труда или требований к физиологическим системам организма, например, компьютерщики сильно напрягают глаза),
  • востребована ли профессия на рынке труда и возможен ли профессиональный рост,
  • какой уровень подготовки необходим,  где ее можно получить,
  • о необходимости использовать современную технику,
  • о необходимости постоянного повышения квалификации, обучения.

2. Многие думают, что деньги достаются просто за то, что человек обладает «престижной профессией». Нужно понимать следующее:

  • оплачивается не профессия, а выполнение конкретных функций в организации,
  • большое значение имеет место работы, уровень должности, уровень мастерства,
  • престижные профессии могут быть не самыми доходными, т.к. желающих заниматься ими оказывается гораздо больше, чем требуется и поэтому уровень зарплаты падает,
  • понятие «престижность» весьма относительно – разные люди престижными видят разные профессии и мода на профессию меняется,
  • модная профессия не всегда приносит удовольствие, потому что не соответствует вашим интересам и способностям, а значит, вы хуже будите выполнять работу и окажетесь невостребованным специалистом.

3. Учебные предметы — это не профессии, а определенные области знания. Профессий существует больше, чем школьных предметов.

Например, школьный предмет – иностранный язык, где проявляется способность к языку. Такая способность требуется во многих профессиях – переводчик, преподаватель, экскурсовод, телефонист международной связи и др.

Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, по которым, как правило, сдают вступительные экзамены. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.

Чтобы разобраться в такой ситуации лучше проанализировать вакансии на рынке труда. В заявленных вакансиях указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности.

4. «Хороший человек» – это не профессия. Особенно опасно очарование преподавателем.

Если Вас восхищает литератор — это не значит, что вам нравится литература сама по себе. Обратная сторона – разочарование в человеке, а затем и в профессии – тоже ошибочно.

При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.

5. Выбор  профессии «за компанию» — это уход от ответственности за решение.

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей — и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если друг решил поступать в военное училище и он — рисковый человек,  а Вы осторожны и рассудительны, то поступать в военное училище не стоит — профессия может не понравиться, не подойти по способностям.

6. Более оправданный выбор профессии, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает варианты получения профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. «Буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили».

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается.   Однако на удивление часто это  упускается из виду.

Человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно.  

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов.

8. Дать  верную   рекомендацию  по профессиональному самоопределению  можно только при условиях:

  • знания специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда;
  • знания индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор;
  • понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и имеет опыт в определенной группе профессий.

9. Анализируйте ситуацию на рынке труда. С каждым годом появляются новые профессии.

Современный мир требует регулярного повышения квалификации и дополнительных, смежных знаний. Возможное изменение направления, сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Например, инженерно-техническое образование поможет юристу разобраться в сложных вопросах  деятельности предприятия. По мере роста квалификации человека в профессиональной деятельности происходит смена занятий, должностей.

10. Чтобы стать летчиком  или каскадёром, не достаточно иметь крепкое здоровье,  быстро бегать или хорошо ездить на велосипеде.

Чтобы стать художником, мало закончить художественную школу и рисовать лучше всех в классе. Если вы любите петь – вовсе не значит, что у вас есть голос. Объективно сравните свои показатели с показателями лучших представителей выбранной профессии и взвесьте свои шансы. Сделайте свой правильный выбор профессии уже сейчас.

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 23.06.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Типичные ошибки выбора профессии

Перед каждым поколением школьников рано или поздно во весь рост встаёт проблема выбора дальнейшего пути. Пытаясь найти ответ на вопросы вида «Какую профессию выбрать?», «Кем быть?» или «Куда пойти учиться?» они совершают множество ошибок, как и многие до них. К сожалению, система ранней профориентации и профориентационной работы в школах в нашей стране оставляет желать лучшего и полностью отдана на откуп учителям и школьным психологам. Однако у первых и без того хватает работы, а вторые в российских среднестатистических школах обычно присутствуют лишь номинально. В этом материале мы разберём самые распространённые ошибки, которые свойственны выпускникам школ, абитуриентам и даже взрослым людям.

Незнание мира профессий

Ошибка выбора профессии - незнание мира профессийОтсутствие адекватной информированности о существующих профессиях — это, наверное, одна из самых основных проблем, с которой сталкиваются будущие выпускники. Слабое представление о том, какие профессии вообще бывают (кроме самых основных и распространённых, конечно же) и что происходит на рынке труда приводят школьников к подвешенному состоянию, когда нужно срочно определяться со сдаваемыми государственными школьными экзаменами (ГИА И ЕГЭ) для выбора которых, в свою очередь, нужно знать куда пойти учиться и какие экзамены сдавать. Получается замкнутый круг, в результате которого множество школьников просто выбирает для сдачи экзамены полегче, а потом ломает голову куда бы с таким набором поступить учиться. Как итог страна имеет большое количество молодых специалистов, которые не любят свою профессию и работать по специальности не хотят.

К счастью, это одна из самых легко решаемых проблем, родителям достаточно аккуратно познакомить школьника с многообразием профессий или пройти любой профориентационный тест и выбрать одну из рекомендуемых профессий. Можно сходить в любой из профориентационных центров Вашего города, обычно такие существует у крупных вузов или как самостоятельные организации, а можно воспользоваться тестом на этом сайте, даже бесплатный вариант покажет будущему выпускнику десяток наиболее подходящих для него профессий и рекомендации по дальнейшему развитию. Полный же вариант за небольшую сумму даст полную характеристику структуры интеллекта, личности и профессиональных склонностей. Однако для базового выбора профессии с лихвой хватит и бесплатного варианта.

Ориентация на престижность профессии

Ещё один яркий представитель ошибок при выборе профессии. К сожалению, в обществе часто преобладает мнение, что нужно идти учиться исключительно на профессии, которые считаются престижными в данный конкретный момент времени. В результате мы имеем просто безумное количество юристов, финансистов, представителей шоу бизнеса и тому подобных. В последнее время к ним добавились ещё и блогеры: насмотревшись «звёзд ютуба» подростки начинают мечтать о славе и лёгких деньгах за болтовню, не представляя, что именно происходит за кулисами блогеров, влогеров и прочих подобных. Далеко не все, кстати, способны интересно и убедительно говорить даже по готовому тексту, а про экспромт и упоминать нечего.

Конечно «все профессии нужны и все профессии важны», но не стоит забывать и о таких важнейших понятиях как востребованность на рынке труда, интерес к профессии, умственные или физические предрасположенности к тому или иному направлению.

Выбор под давлением окружающих

Ошибка выбора профессии - Выбор под давлением окружающихВ роли давящих авторитетом или силой окружающих обычно оказываются самые близкие люди – родители. Которые искренне пытаясь помочь своему ребёнку напрочь забывают учитывать его возможности, таланты, интересы, устремления и даже физические особенности. Как правило это приводит к ссорам, если ребёнок пытается отстаивать свою точку зрения, или к необходимости переучиваться в дальнейшем и начинать с нуля, если сил отстоять себя не хватило или оказалось проще смириться.

Отдельно стоит упомянуть случаи, когда родители пытаются через ребёнка реализовать свои бывшие мечты и желания.

Учиться против своей воли сложно, а работать потом на неинтересной работе ещё сложнее.

Идти по стопам своего кумира

Совершенно естественное желание для подростков следовать за своей влюблённостью или увлечённостью другим человеком. Причём это может быть как какая-то известная личность, так и просто родственник или знакомый родителей, окутанный ореолом необычности: моряк дальнего плавания, лётчик-испытатель, любимый учитель и бесконечное множество иных вариантов. Однако, в данном случае, интерес к профессии замещается интересом к человеку и во время обучения может наступить горькое разочарование.

В качестве программы минимум обязательно стоит узнать как можно больше подробностей о профессии и, желательно, не из уст кумира, а обычных, непредвзятых источников: энциклопедии, документальные фильмы, интернет и прочие. Если есть возможность поговорить с кумиром, то неплохим подспорьем будет расспросить его о всех сторонах профессии: от позитивных до негативных.

И лишь затем, здраво оценив свои возможности, интересы, стремления, физические возможности и, желательно, проконсультировавшись с опытным профконсультантом, решить стоит или нет начинать движение в сторону именно этой профессии.

Пойти учиться за компанию

Ошибка выбора профессии - пойти учиться за компаниюОчень частая ситуация, когда во время школьного обучения интересной профессии так и не нашлось, а выбирать необходимые для поступления ЕГЭ уже необходимо, то выпускники выбирают набор экзаменов для поступления в университет или другое место обучения вместо со школьными друзьями. С одной стороны, это неплохо: дружной компанией учиться легче и веселее, а там, может, и профессия понравится.

Однако часто ситуация развивается иначе: выбравшие специальность по душе бывшие одноклассники вырываются вперёд с учёбой, обзаводятся новыми друзьями-единомышленниками, с которыми можно обсудить новый материал и делать совместные проекты, а друзья детства, в лучшем случае, остаются просто друзьями, но без возможности совместной деятельности.

Вся эта ситуация представляет уход от личной ответственности и попытка переложить её на плечи окружающих. Вот только школьные друзья, даже если искренне захотят, не смогут сделать за другого человека такой важный выбор как выбор профессии.

Желание учиться только в определённом месте

Ошибка выбора профессии - Желание учиться только в определённом местеНа самом деле желание учиться в определённом месте очень похвально, т.к. показывает наличие стремление к учёбе и достижениям, умение собирать и обрабатывать информацию, но и оно таит в себе немалое количество подводных камней. В понравившемся учебном заведении банально может не оказаться нужной программы обучения и придётся выбирать что-то другое, пусть сходное, но всё же другое. А это плохой выбор, тем более в условиях уже имеющейся цели. Конечно ситуацию несколько исправляют крупные федеральные университеты, обладающие огромной базой для обучения множества гуманитарных и технических специальностей. Но и они не всесильны — часть профессий традиционно имеют отдельные образовательные центры: педагоги, юристы, врачи и часть других специальностей при таком подходе окажутся недоступны.

Стоит задуматься, стоит ли известное имя учебного заведения, плюшки в виде бассейна, спортивных залов, новых общежитий того, чтобы отбросить интересную профессию и пойти учиться на что-то другое.

Неправильная или устаревшая информация о профессии

Мир профессий на месте никогда не стоит и постоянно изменяется. Какие-то специальности отходят в небытие, другие же только появляются. Непрерывному изменению подвержены практически все представленные на современном рынке труда профессии. Обычно это связано с развитием науки и появлением новых специальностей.

Таким образом одна и та же профессия сегодня может значительно отличаться от той, что была вчера и необходимо быть в курсе всех изменений. Крайне желательно иметь представление выбираемые направления могут измениться в будущем и не окажетесь ли Вы в ситуации, когда профессия окажется ненужной.

Учитывание только видимой стороны

Ошибка выбора профессии - учитывание только видимой стороныОчень часто подростки мечтают о карьере известного певца, актёра или другой медийной личности. Правда, на первый взгляд представители таких профессий с лёгкостью собирают полные залы и получают огромные гонорары. Но немногие хорошо представляют себе закулисье и все те процессы, которые не видны простому обывателю. Постоянные репетиции, бесконечные гастроли, тренировки или операции для поддержания отличного внешнего вида понравятся далеко не всем. Вынужденная публичность, которая неизбежно приходит вместе с известностью, тоже может быть крайне раздражающей вещью, к которой далеко не все готовы.

Обязательно изучите сферу предполагаемой деятельности как можно более подробно со всех сторон.

Отсутствие желания разобраться в себе

Ошибка выбора профессии - Отсутствие желания разобраться в себеОдна из самых значительных ошибок при выборе профессии – отказ разобраться в себе, определить свое интересы, слабые и сильные стороны. Причин может быть много: обычная неуверенность в себе, низкая самооценка, попытка избежать ответственности за сделанный выбор и переложить его на плечи других. Но без знания настоящего себя скорее всего будет сделан неверный выбор. Помочь разобраться в себе могут хорошо знакомые люди: родители, близкие родственники, друзья. Но значительно лучшим выбором будет обратиться к профессионалам: беседа с психологом-профконсультантом и соответствующие тесты дадут огромное количество полезной информации и помогут найти ярко выраженные особенности личности и подобрать, на их основе, подходящее направление деятельности.

Неправильная оценка своих способностей

Переоценка своих возможностей, равно как и недооценка, таят в себе опасность выбора крайне неподходящей профессии, процесс работы в которой превратится в настоящую муку. Например, если Вы не любите общаться с другими людьми и делаете это неуверенно, то путь к профессиям учителя или журналиста Вам заказан.

Разобраться с неумением адекватно оценивать свои возможности поможет любой психолог. На крайний случай можно спросить о своих способностях применительно к разным родам деятельности как можно у большего количества близких и очень хорошо знакомых людей и уже на их основе составить один общий результат – «портрет себя».

Привязанность к школьному предмету

Ошибка выбора профессии - Привязанность к школьному предметуШкольных предметов существуют намного меньше, чем профессий. Да и многие специальности охватывают сразу несколько областей и соотнести их с каким-то одним школьным предметов практически невозможно и бесполезно.

К примеру, если у школьника самым-самым любимым предметом был иностранный язык, то потенциальные профессии совсем не обязаны ограничиваться переводчиком чем-то с ним схожим. Вариантов выбора в разы больше: можно работать переводчиком или экскурсоводом для иностранных туристов, а можно дипломатом или посредником между иностранными предприятиями и российскими компаниями.

Незнание требований местного рынка труда и открывающихся перспектив

Правильный выбор профессии сильно зависит от особенностей рынка труда региона проживания. При проживании в нефтяном северном регионе специалисты-нефтяники будут значительно более востребованы, чем агрономы-селекционеры, а на юге ситуация будет полностью противоположная. Таким образом при выборе карьерного пути стоит внимательно провести анализ газет с вакансиями и местных работных сайтов, найти аналитические материалы по планирующимся изменениям на рынке труда региона на ближайшие 5-10 лет.

После внимательного изучения вышеперечисленных материалов вполне может статься, что у выбранной профессии нет будущего, а найти работу по специальности будет крайне затруднительно. Обязательно стоит учитывать тот факт, что очень часто непрестижные рабочие специальности оплачиваются значительно лучше и более востребованы, чем очередной выпускник экономического факультета без опыта работы на и без того перенасыщенном рынке труда региона.

Игнорирование собственных интересов и способностей

Ошибка выбора профессии - Игнорирование собственных интересов и способностейЧасто вместо собственных интересов люди ставят на первый план уровень заработной платы или престижность профессии, однако достигнуть значительного карьерного роста в подобных условиях способны немногие. Морально и физически очень тяжело всеми силами вкладываться в работу, которая вызывает отторжение и просто неприятна.

Решением будет изначальный выбор или переход в ту специальность, которая нравится и заниматься которой будет интересно на протяжении всей жизни, пусть даже и с меньшей заработной платой.

Слушать некомпетентных в проблемах выбора профессии людей

Окружающие Вас люди всегда готовы прийти на «помощь» и дать полезный совет по любому поводу. Вот только в решении такого жизненно важного вопроса, как выбор профессии, слушать некомпетентных советчиков – сознательно вредить себе. Никто, не занимаясь этим профессионально, не сможет провести грамотную консультацию. Допущенные в юности ошибки будут аукаться ещё очень долго и исправить их будет стоит огромного количества сил, времени и денег.

Можно, и даже нужно, прислушиваться к мнению о профессии от человека, который обладает релевантным опытом работы. Досужие домыслы, не подтверждённые опытом, знаниями, исследованиями слушать ни в коем случае не стоит. Обратитесь к заслуживающим доверия профессионалам своего дела, которые занимаются этим не один год!

Продолжать семейные традиции против своего желания

Ошибка выбора профессии - Продолжать семейные традиции против своего желанияОчень хорошо, когда ребёнок продолжает семейное дело. В таком случае намного легче начинать, вся необходимая информация и особенности профессии доступны из первых рук, всегда есть возможность спросить совета у близких и понимающих людей, которые смогут поддержать в трудную минуту.

Однако что же делать, если ребёнок не хочет быть врачом, инженером, актёром, учёным или любой другой профессией, в которой его предки достигли больших успехов? Кто-то может не устоять под семейным натиском и выполнит все требования, но достигнет ли он успеха в профессии? Будет ли она ему интересна? Скорее всего нет. В противоположном случае, ребёнок может начать откровенно воевать за право самому выбирать свой профессиональный путь. Главное, чтобы такое поведение не было расценено как предательство, иначе это приведёт лишь к внутрисемейным конфликтам и даже возможному разрыву отношений. В обоих случаях для родственников наиболее продуктивным поведением будет поддержка ребёнка независимо от выбранного им пути, как бы тяжело это не было.

Относиться к профессии, как к единственно возможной

Любая сфера деятельности находится в постоянном изменении и человек должен быть готов подстраиваться под новые предъявляемые требования: повышать квалификацию, изучать новые материалы, осваивать смежные профессии, а, в крайнем случае, даже кардинально изменить направление работы.

Не стоит относиться к первому выбору профессии как к истинному и единственному возможному выбору, который определит всю дальнейшую жизнь. Всегда будет возможность переучиться на смежную специальность или совершенно другую профессию, учитывая весь полученный опыт. Это потребует много сил и средств, но невозможным отнюдь не является.

Недооценка или переоценка своих физических возможностей

Ошибка выбора профессии - Недооценка или переоценка своих физических возможностейНекоторые профессии предъявляют особенно высокие требования к физическим возможностям человека. Невозможно служить и добиваться многого на военной службе, спецназе, МЧС, правоохранительных органах и подобных без отличной физической формы. Авиация, в свою очередь, потребует идеального зрения, быстрого мышления и умения оставаться сосредоточенным в любых ситуациях. Творческим профессиям крайне необходимо наличие вкуса и соответствующих природных талантов.

Некоторые из профессий с особыми требованиями можно осилить при огромном желании и упорном труда, другие же окажутся закрытыми навсегда. Но, в таком случае, можно обучиться на похожие или смежные профессии: например, если не получилось стать лётчиком гражданской авиации, а тяга к небу никуда не делась, то можно стать механиком по обслуживанию самолётов, диспетчером аэропорта или даже стюардом.

Будьте крайне осторожны при оценивании своих физических возможностей при выборе профессии: неверная оценка выльется в необходимость получения другой профессии, что потребует времени и денег на период переучивания и первые профессиональные шаги.

Форс-мажор или несвоевременность выбора

Так как состояние ранней и школьной профориентации оставляет, мягко говоря, желать лучшего, то будущие выпускники школ довольно часто оказываются в ситуации, когда необходимо срочно определяться с необходимыми для поступления в высшие учебные заведения экзаменами, а следовательно, выбирать соответствующие предметы ЕГЭ. Тут и раскрывают себя многие типичные ошибки выбора профессии: от выбора направления дальнейшего обучения наобум до выбора самых лёгких экзаменов или повторения выбора друзей.

Однозначного решения в данном случай не существует. Одним вариантом может быть срочно пройти профориентационные тестирования и побеседовать с опытными профконсультантами, выбрав вместе с ними профессию, желаемый вуз и прикинуть возможность сдачи требуемых для поступления в него ЕГЭ. Вторым вариантом можно назвать перерыв в год до следующих экзаменов, за который основательно изучить свои возможности, рынок труда, интересные профессии и, приняв решение, качественно и серьёзно подготовиться к сдаче всех нужных экзаменов на максимально возможный результат.

Ориентироваться только на заработную плату

Ошибка выбора профессии - Ориентироваться только на заработную платуОчень плохой практикой при выборе профессии бывает ориентировка на потенциальную заработную плату. Во-первых: указанная в объявлениях зарплата обычно рассчитана на специалистов с имеющимся опытом, который ещё нужно где-то получить. Во-вторых: обучение на нелюбимую или нелёгкую именно для Вас специальность будет требовать больших моральных и физических затрат. Если по математике в школе была слабая тройка, то, хоть зарплаты программистов и специалистов по работе с большими данными (Big Data) очень привлекательны, они Вам недоступны просто по желанию, только с огромными усилиями над собой. В-третьих: когда работа ведётся исключительно ради денег, многие люди подвержены быстрому выгоранию, что, в свою очередь, может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь

На удивление часто подростки начинают выбирать профессию назло родителям или другим значимым людям. Высказывания вида: «Ты еле-еле считаешь, какое тебе программирование?», «Ни читать, ни писать толком не умеешь, а мечтаешь о журналистике…» могут соответствовать действительности, но иногда говорятся в порыве эмоций, чтобы уязвить человека.

Вот только выбор, сделанный назло, с целью доказать окружающим, что они ошибаются, редко оказывается хорошим. Учиться, продираясь через сложные предметы, и работать на ненавистной работе придётся совсем не тем людям, которые неосторожно откомментировали старшеклассника.

Учиться ради диплома о высшем образовании

Ошибка выбора профессии - Учиться ради диплома о высшем образованииСреди всех ошибок, совершаемых при выборе профессии, только эта относится преимущественно к России и странам СНГ. Исторически сложившийся образ значительного преимущества высшего образования над всеми остальными привёл к парадоксальным ситуациям, когда диплом о высшем образовании требуется даже если он абсолютно не нужен для выполнения рабочих обязанностей. Очень странно выглядят требования высшего образования для рядовых сотрудников клининговых служб или других профессий, требующих обычного прикладного опыта и образования.

И одновременно с этим, молодые специалисты без высшего образования на заводах могут спокойно получать вдвое-втрое больше, чем новоиспечённый дипломник, который потратил на обучение 4-6 лет, но не обладает каким-либо реальным опытом работы.

Полезные советы как избежать типичных ошибок выбора профессии

Подводя итог под всем вышеперечисленным можно смело сказать, что выбор профессии это очень сложный и очень ответственный шаг. Подходить к нему стоит максимально серьёзно и ответственно.

Вот несколько простых советов, которые помогут избежать большинства ошибок:

Ошибка выбора профессии - Полезные советы как избежать типичных ошибок выбора профессии

  • Вдумчиво разобраться в себе и своих способностях, талантах, возможностях.
  • Определить свои слабые и сильные стороны применительно к предполагаемым профессиям.
  • Пройти профориентационные тесты онлайн или в бумажном варианте.
  • Получить развёрнутую консультацию по результатам тестов у опытного психолога-профконсультанта.
  • Познакомиться с самыми разнообразными профессиями, особое внимание уделяя тем, которые были получились в результате теста и профконсультации.
  • Познакомиться или встретиться со специалистами из выбранных профессий, узнать всю информацию из первых рук.
  • На основе всего вышеперечисленного выбрать наиболее подходящее учебное заведение, узнать требуемые ЕГЭ для поступления на выбранную специальность.
  • Максимально хорошо подготовиться к выбранным экзаменам и сдать их.
  • Поступить в выбранное учебное заведение, закончить его и стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и легко движется вверх по карьерной лестнице.

Надеемся, что вся информация была для Вас полезной и поможет избежать самых распространённых ошибок при выборе подходящей профессии.

  • Какие ошибки может отследить компьютер
  • Какие ошибки могут остаться невыявленными если не провести проверку просмотр прокрутку программы
  • Какие ошибки могут возникнуть при употреблении многозначных слов омонимов приведите примеры
  • Какие ошибки могут возникнуть при использовании стека
  • Какие ошибки могут возникнуть как последствия сжатия