Какие ошибки совершает инициатор общения не учитывая норм взаимодействия

Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как модель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия собеседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных ролях. В

типичной ситуации наблюдается заданность обстоятельств действительности, отношений между собеседниками, мотивов и задач общения. Одним из основных компонентов общения в той или иной ситуации является коммуникативно-речевое побуждение (мотив) каждого коммуниканта. В речевой реализации каждой коммуникативной ситуации участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики.

Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристики слушающих и цель своего говорения. Каждый адресант обладает своей индивидуальной речевой манерой, которая является, как правило, результатом его сознательной ориентации на тот или иной тип, жанр, код речи и его предшествующего речевого опыта. Индивидуальная манера дополняется и невербальными средствами коммуникации (интонация, темп, тембр, паузы, акценты и т.д.).

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную аудиторию.

101

Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение — вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (творческая) речь.

Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения:

наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;

наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения;

отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.;

наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и

составляющие его навыки.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями.

102

В любом устном тексте можно выделить несколько уровней структуры и содержания:

мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;

предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении;

смысловой уровень (уровень смыслового содержания) — логическая организация предметных связей в процессе их осмысления; языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);

речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения, индивидуальные характеристики говорящего;

фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.

Организуя устноречевое общение при помощи запуска речевых механизмов, говорящий и слушающий структурируют передаваемуюполучаемую информацию, систематизируя отдельные значимые речевые произведения — высказывания.

Высказывание это процесс и одновременно словесный результат решения определенной коммуникативной неречевой задачи языковыми средствами.

Информативной единицей коммуникационного процесса считают смысл как отражение действительности в индивидуальном сознании (говарящего или слушающего). Основная единица

103

говорения — производство конкретного слова, предложения (высказывания) в ходе речевого акта

обмена продуктами речи между адресантом и адресатом.

Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М. Тимченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению:

неточность высказываний;

неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат;

чрезмерное использование иностранных слов;

неполное информирование партнера;

высокий темп изложения информации;

наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

неполная концентрация внимания;

витиеватость изложения;

наличие логического противоречия;

неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;

отсутствие психологической настроенности на общение с конкретной аудиторией;

неуместное использование слов-паразитов, бытовой, жаргонной лексики в официальном общении и т.д.

Чтобы быть услышанным и понятым (одним слушающим, группой, многочисленной аудиторией), необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий:

1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать на вопросы, излагать факты или

104

собственное мнение, описывать, убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.;

2)продумать способ изложения информации, соответствующий цели и предметному содержанию разговора;

3)предварительно выяснить степень владения предметом содержания речи собеседниками; если в речи предполагается использовать их стиль, лексикон, терминологию, следует продумать свои высказывания

вэтом аспекте;

4)выполнить несколько тренировочных упражнений на применение в речи лексических и грамматических конструкций, соответствующих

изложению, описанию, характеристике, рассуждению и т.д. Например, акцентируя внимание на подведении итогов обсуждения, можно использовать конструкции типа «и так», «таким образом», «как мы договорились», «подведем итоги»

ит.д.;

5)продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые позволяют возвращать внимание к говорящему. Самые простые из этих вопросов: «не правда ли?», «вы согласны со мной?», «я понятно объясняю?», «у вас есть возражения?» и т.д.

Слушание как вид коммуникации. Слушание,

как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание.

Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться

105

необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Роль слушающего активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников. Слушающий заинтересован в том, чтобы отчетливо и однозначно распознать, какие именно «кусочки» действительности, какие факты и события смоделированы в воспринимаемой речи, как соотносится воспринятое с реальностью.

Слушание — рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.

Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внимательно слушать и выделить полезную информацию. Человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит, и зачастую слушающий внимает не словам говорящего, а собственным мыслям, не желая ждать, предвосхищая содержание информации, нередко ошибочно.

Продуктом слушания становится умозаключение (ряд умозаключений), к которому приходит человек в процессе слушания и которое базируется на результатах операций внутреннего оформления чужой мысли, отбора (выбора), сличения

106

иустановления внутрипонятийных соответствий, смысловых связей.

Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых отношений между выраженными словами понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание).

Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивируется потребностями, психологическими установками, задачами слушающего. Мотивы, потребности в получении конкретной информации связаны с условиями ситуации, сферы деятельности, в которую погружен человек.

Слушание и говорение обычно рассматривают в единстве, называемом устным общением, и соответственно определяют характер устноречевой компетенции человека. Компетенция слушателя характеризуется такими отличительными чертами, как умения, направленные на осознание содержательно-смысловой структуры речевого материала, и заданной темой звучащего текста.

Развитию умений получения информации от собеседника способствует уровень сформированности механизмов памяти, вероятностного прогнозирования

иосмысления, являющегося общим практически для всех видов речевой деятельности. Еще академик Л.В. Щерба отмечал, что ведущим началом усвоения языка (речи) должен быть смысл, понимаемый разными категориями слушающих именно так, как задумал говорящий.

Сформированием осмысленного восприятия связаны следующие умения:

формулирование темы речевого сообщения;

членение речевых сообщений на смысловые

107

части;

определение главной мысли смысловой части и мыслей, детализирующих главную;

установление логики речевого сообщения.

Все эти умения направлены на осознание предмета речевой деятельности — ее смыслового содержания. Ошибки в толковании смысла полученной информации нередко приводят к нарушению коммуникации. Умение слушать эффективно — важное умение для делового человека. Как показывают исследования, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности этому занятию отводится до 55% времени.

Приемы правильного и эффективного слушания:

одобрение, поощрение собеседника к дальнейшему высказыванию, умение вовремя согласиться с ним, использовать слова одобрения. Слушающий должен подчеркивать свое внимание репликами «Понятно!», «Ах, вот как!», «Интересно…» и др., произносимыми к месту и не слишком часто;

повторение услышанного для того, чтобы собеседник понял, что слушающий схватывает значение его слов, может повторить основные идеи, понятия и т.д., выделяет главные факты, например: «Если я вас правильно понял, то…»;

сопереживание, подчеркивающее для собеседника ваше действительное отношение к информации, к его чувствам и переживаниям, например: «Представляю, как вы были взволнованы…»;

обобщение, дающее основу для дальнейшего обсуждения, для обзора того, что было сказано. При этом можно повторить некоторые

108

мысли говорящего, например: «Если я правильно понял, главные наши проблемы — это…»

Иногда в коммуникативных ситуациях слушания возникают помехи, которые мешают 100%- ному восприятию и адекватному пониманию услышанного:

физические помехи — температура воздуха в помещении, отвлекающий шум, неожиданные действия собеседников или присутствующих, усталость и т.п.;

умственные помехи — безразличное отношение к теме разговора, озабоченность личными проблемами, излишняя реакция на эмоционально окрашенные слова, сложность излагаемого материала или непоследовательность его изложения;

ориентация на себя, а не на партнера — основная ошибка общения.

Вреальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, понимания и реагирования.

Выяснителъпое слушание. Целью его является получение определенной информации для ответа на вопрос, приобретения новых данных по известной теме, понимания деталей содержания, понимания темы, которую нужно развить в реактивном сообщении, понимания инструкции к выполняемой работе и др. При этом слушающий сосредоточивает внимание на конкретных высказываниях, разъясняющих интересующие его проблемы. Стремясь выяснить для себя определенные обстоятельства или позицию автора сообщения в

109

целом, слушающий объединяет отдельные моменты информации или, наоборот, детализирует их, делая анализ и оценку услышанного. Результатом такого слушания часто становится непосредственное применение полученной информации в коммуникативных ситуациях.

Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольствия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов и др., установления смысловых связей между фрагментами информации, детального понимания информации, точного воспроизведения части или всей информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др. Этот вид слушания не предполагает обязательной реакции на услышанное (реплики, воспроизведения основной идей, совершения физических действий). Слушающий получает информацию «для себя».

Запоминание полученной информации происходит произвольно, объем запомненного материала обусловлен уровнем заинтересованности слушателя или оригинальностью формы подачи сообщения. Ознакомительное слушание можно рассматривать как сумму его подвидов — познавательного, развлекательного, познавательноразвлекательного.

Деятелъностиое слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязательным ее воспроизведением. Примером может послужить работа переводчиков во время переговоров: синхронный перевод текстов предполагает его полное, однозначное восприятие, понимание и

110

пересказ. Такое активное слушание реализуется и в иных ситуациях: запоминание информации для ее дословного воспроизведения перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В качестве материала для деятельностного слушания выступает монолог или диалог профессионального или общественно-политического характера.

Обратная связь. Под обратной связью в ситуации общения подразумевается решение коммуникативных задач, реализуемое в реактивных (речевых или неречевых) действиях собеседников.

Для установления обратной связи в ситуации устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.

Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:

активное слушание — слушаниесопереживание;

слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;

слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;

111

слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь

те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.

Очевидно, что для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:

барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, артикуляционные проблемы, тембр голоса, интонация и т.д.Переработка сообщения во внутренней речи слушающего происходит тем успешнее, чем лучше говорящий преподносит предмет своего высказывания по форме и содержанию.

барьеры восприятия информации

неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования, плохая память и т.д.;

объективные помехи в общении —

физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д.

112

Основными для эффективного общения считаются следующие умения: умение производства

— восприятия речевого материала на элементарном уровне: узнавание звуков, звукосочетаний, слов, понимание структуры предложения, установление смысловых связей между частями предложения, понимание его структуры; умение устанавливать смысловые связи между отдельными фразами, информационными единицами; умение использовать необходимые механизмы речи и речевые средства для передачи — получения информации и осуществления речевых действий; умение адекватно представлять предметы речевой деятельности (мысли, факты, понятия, функции, свойства, явления) в речевых действиях.

Поскольку предметом речевой деятельности во всех ее видах является смысловое содержание речи, самое пристальное внимание необходимо уделить развитию таких навыков восприятия речи, как запоминание, понимание, осмысление, опережающее прогнозирование высказываний (сообщений), уяснение связей и отношений между элементами информации и явлениями реальной действительности, мотивами говорящего и т.д.

Контрольные вопросы

1.Каковы отличительные характеристики говорения как вида речевой деятельности?

2.Каковы отличительные характеристики слушания как вида речевой деятельности?

3.Каковы мотивы говорящего и слушающего в ситуациях устноречевой коммуникации?

4.Какую цель преследует активное слушание?

113

5.Какие ошибки совершает инициатор общения, не учитывая норм взаимодействия?

6.Объясните разницу в понятиях «слышать» и «слушать».

7.Каковы мотивы говорения и слушания в ситуациях делового или учебного общения?

8.Назовите основные умения, необходимые для эффективной передачи и восприятия информации

вделовом общении.

9.Почему на современных предприятиях и фирмах слушанию клиентов и сотрудников уделяется повышенное внимание?

10.Назовите способы эффективного говорения и слушания.

11.Перечислите помехи и барьеры эффективного говорения и слушания.

4.2. ПИСЬМЕННОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СВОЙСТВА, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Часто именно письменноречевые произведения становятся основой для продуцирования устной речи.

Задача участников письменноречевой коммуникации — добиться адекватности выражениявосприятия информации независимо от временной отсроченности или условий протекания. В процессе данной коммуникации, опосредованной общими

114

(взаимосвязанными) установками коммуникантов, роли распределяются по известной схеме.

Автор (адресант) письменного произведения чаще всего воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно реагирует на полученную информацию немедленно и не всегда известен автору.

Читатель (адресат) информационного текста воспринимает как общее содержание текста, так и стратегический замысел автора. Смысловое восприятие прочитанного выражается в приятии или неприятии точки зрения автора, следовании полученным рекомендациям или в попытке переосмыслить текст, выражая в устных или письменных реактивных действиях собственное видение предмета.

Специфические условия протекания письменной речи, а именно: отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним; невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства; отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи и др., обусловливают следующие признаки письменной речи (кроме речи отдельных персонажей произведений): логичность, развернутость, избыточность, нормативность, стилистическая соотнесенность и т.д.

Е.И. Пассов утверждает, что существует лишь одна деятельность по передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуществляется в целях

115

коммуникации на двух уровнях: 1) уровень собственного письма — грамотная орфографически и графически оформленная фиксация собственной устной речи при сохранении всех ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письменной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, логичность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность и т.п.).

Запись несобственной речи также осуществляется на двух уровнях: 1) записьрепродукция (писание), которая не преследует определенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, но без обязательного использования их в непосредственной коммуникации (например, списывание или запись чужой речи под диктовку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение и другими видами речевой деятельности.

Запись чужой речи реализуется в определенной форме — конспект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д. Главная цель овладения навыками и умениями письменной речи — развитие умений фиксировать устную (собственную или чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах.

Поскольку скорость говорения больше скорости письма, имеется возможность при написании проговаривать во внутренней речи информацию и, следовательно, выражать ее в более точных речевых формах. Письменное выражение мыслей требует развития следующих механизмов порождения текстов:

отбор слов, требуемых для создания текста конкретной тематической направленности;

116

распределение предметных признаков в группе предложений;

выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения;

организация связи между предложениями. Многие ученые-методисты (С.Л. Рубинштейн,

В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.) подчеркивают, что основной действенной силой при составлении письменного текста является его упреждение — наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате реализации действия механизма упреждения появляется некий текст, обладающий следующими содержательными и формальными качествами:

текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям языка общения;

речевые модели, служащие для построения текста, наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, орфографическими, грамматическими);

текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации;

изложение информации развертывается последовательно, логично;

в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо компрессированная информация как на формальном, так и на смысловом уровне;

изложение информации характеризуется точностью, выразительностью, доступностью

117

для адресата (читателя).

Функции письменноречевой коммуникации:

1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время.

2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламноинформационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д. 3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научнопопулярным, публицистическим, учебным текстам.

Типы письменных высказываний можно подразделить на ряд групп в соответствии с функцией и употреблением стилистических приемов:

1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации

материала.

2.

План

текста,

прослушанного

или

прочитанного. Вариантом

составления

плана

является озаглавливание выделенных частей текста и написание тезисов — развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения.

Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. Если план перечисляет

118

вопросы, то тезисы фиксируют главное, что сказано относительно каждого из них. Тезис может дополнять ключевые слова, определения, ссылки на источник информации.

3.Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.; дифференцирует воспринятую информацию; демонстрирует четкость, последовательность, выразительность изложения воспринятой информации.

4.Конспект — один из видов аналитикосинтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят

вдальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости.

5.Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку. Одна из распространенных форм реферата — резюме. Реферат представляет собой компрессивное изложение основных положений, в которое не включаются второстепенные факты и детали.

6.Аннотация — краткое, максимально сжатое связное изложение основного содержания текста-

источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений о заключенной в тексте информации, ее направленности, ценности и назначении.

119

7.Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора от фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.

8.Письмо как форма письменного сообщения. Общение при помощи писем осуществляется между людьми с разными целями и в разных сферах.

Чтение как вид речевой деятельности. Чтение

— это рецептивный вид речевой коммуникации, который обладает следующими преимуществами:

при чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма — значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое, как при аудировании;

при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, составляющих некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании;

по прочитанному (репродуцированному) тексту легче воссоздать ситуацию его

ситуативно-смыслового создания.

Отметим и те факторы, которые осложняют становление и функционирование чтения:

широта охвата языкового материала;

незнание или непонимание описываемых в тексте событий, приводимых данных;

большая, чем в устной речи, сложность изложения материала (содержательно-

120

Соседние файлы в предмете Экономика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    24.05.201419.75 Mб37Основы управления финансами — Ван Хорн Дж. К..pdf

  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Министерство науки и высшего образования Российско.docx, КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc, Практика Анализ муниципального образования государственная.docx, программа доп образования Грамматика для билигвов.pdf, Особенности тушения пожаров на объектах образования.doc, УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПМ.01. ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБ, Зарождение образования.docx, Реферат. Профессиональное образование педагогов дополнительного , Методика обучения географии в общеобразовательных организациях и, Понятие техники. Связь науки и техники. Инновации в науке и техн


Тема 4. Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Устноречевая
коммуникация
Вопросы темы:
1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации.
2. Говорение как вид речевой деятельности.
3. Слушание как вид речевой деятельности.
4. Понятие обратной связи.
5. Умения, необходимые для эффективной передачи и восприятия информации в деловом общении.
6. Способы эффективного говорения и слушания.
1.
Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой
коммуникации
Речевая коммуникация – это коммуникация, рассматриваемая в аспекте речевой деятельности как процессы производства и восприятия речи
23
Рассматривая вопрос, связанный с особенностями речевой деятельности,
А.А. Леонтьев пришел к выводу, что она выступает как специализированное употребление речи для общения и является частным случаем деятельности общения. Для осуществления речевой деятельности необходимо наличие речевой ситуации, под которой понимается «стечение обстоятельств, побуждающее человека к этому действию».
24 23
Основы теории коммуникации: учебн. пособие / Отв. ред. О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 352 с. –
(Высшее образование). – С. 103.
24
Там же.

Этапы речевого действия:
1. Подготовка высказывания.
2. Структурирование высказывания.
3. Переход к внешней речи.
Для корректного восприятия речевых усилий (действий) необходимо наличие обратной связи. Устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего (вспомним модель
Лассуэлла. Процесс коммуникации характеризуется рядом вопросов: Кто
(адресант – адресат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретной ситуации? Обращается к кому (к какой аудитории)?
Прогнозируются какие вербальные
(невербальные) результаты взаимодействия
(обратная связь)?).
Устноречевая
коммуникация
характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретными условиями протекания, автоматизмом в употреблении языковых средств и способов изложения информации.
25
Главная задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинакова – добиться того, чтобы слушатель адекватно интерпретировал информацию, которую выражал говорящий. Но это идеальный вариант.
Практические речевые действия собеседников обусловлены определенной совокупностью обстоятельств речевой деятельности того или другого лица
(речевой ситуацией), одна часть которых ставит проблему, а другая обусловливает необходимость (или целесообразность) ее решения, а также обеспечивает возможность решения с помощью собеседника, к которому направлено речевое действие.
26
Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково. В противном случае ситуация осложнится: говорящий будет
25
Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А.
Коноваленко. М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 415 с. – Серия «Бакалавр. Базовый курс». – С. 62 26
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с. – (Психологи Отечества). – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=11420. – С. 53.

искать более удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее понять смысловое содержание.
Вопрос «Кто участвует в коммуникации?» подразумевает те роли, которые выполняют субъекты в процессе речевого акта. Проф. М. А. Василик выделил следующие роли инициатора и слушателя. Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях:
27 1. адресантная – позитивная (передача знаний);
2. адресатная – позитивная (уточнение собственных знаний, например
«выспрашивание»);
3. адресантная – суггестивная (проверка или выяснение знаний);
4. адресатная – суггестивная (навязывание знаний, внушение).
Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реактивных действиях и имеет такие разновидности:
28 1. нулевая – позитивная (получение знаний);
2. негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника).
Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т. д.
Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Они представляют собой совокупность обстоятельств, образующих то или иное положение вещей, отражающихся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризуется не только речевой формой, но и предметным содержанием – совокупностью последовательных фактов и явлений, которые заданы темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания.
29 27
Основы теории коммуникации / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики. – 2003.- С. 225.
28
Там же.
29
Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие / Сост. Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ:
ВСГТУ, 2004. – С. 100.

Ситуация
(акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата
(речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь.
Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.
Итак, акты речевой коммуникации всегда обусловлены наборе параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении.
2.
Говорение как вид речевой деятельности
Говорение – экспрессивный вид речевой деятельности (РД), который осуществляется в форме выражения мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах.
Целью обучения говорению является развитие способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях:
1. общаться в условиях непосредственного межличностного общения, используя вербальные и невербальные средства общения;
2. связно высказывать мысли о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном и т.д., выражая при этом свое личное отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:
1. мотив (побуждение, обуславливающие вступление в речевой акт);
2. цель и функции (характер воздействия на партнера, способ самовыражения);
3. предмет (тема высказывания);

4. механизмы восприятия, способы кодирования и декодирования;
5. средства общения (вербальные и невербальные);
6. речевой продукт (монологическое, диалогическое общение);
7. условия (речевые ситуации).
В.М. Филатов выделяет следующие специфические признаки говорения как вида речевой деятельности:
30 1. Говорение всегда мотивированно. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации.
2. Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель.
3. Говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что важно для достижения цели общения.
4. Говорение «обслуживает» все другие виды человеческой деятельности.
Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Любая коммуникативная (речевая) задача является по сути дела речемыслительной задачей.
5. Говорение неразрывно связано с личностью. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи.
6. Говорение как деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором. Поэтому важнейшими особенностями говорения являются эвристичность и самостоятельность.
7. Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.
8. Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения.
30
Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей /
Под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.

В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико- интонационные и лексико-грамматические навыки.
Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога.
3. Слушание как вид речевой деятельности
Слушание и говорение обычно рассматривают в единстве, называемом устным общением, и соответственно определяют характер устноречевой компетенции человека.
Компетенция слушателя характеризуется такими отличительными
чертами, как умения, направляемые на осознание содержательно-
смысловой структуры речевого смысла, и заданной темой звучащего
текста.
31
Умение слушать уменьшает стрессы и предотвращает конфликты, помогает сотрудникам, работающим с клиентами, более эффективно преодолевать барьеры общения.
Умение слушать эффективно – важное умение для делового человека.
Как показывают исследования, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности этому занятию отводится до
55% времени.
Исследователи выделяют три уровня слушания:
1. Слушание
– сопереживание.
Характеризуется эмоциональным восприятием, концентрацией внимания на говорящем. Слушающий настраивается на одну волну с говорящим (конгруэнтность).
2. Произносимая информация не декодируется говорящим, т.е. он слышит слова, но не воспринимает их смысловое содержание.
3. Во время слушания может происходить временное отключение.
Слушание в данном случае пассивно.
31
Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие / сост. Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ:
ВСГТУ, 2004. – С. 107.

Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания:
32 1) направленное критическое (сначала осуществляется критический анализ информации, затем делается попытка его понимания);
2) эмпатическое (внимание слушающего направлено не на «понимание слов», а на «считывание» эмоций говорящего);
3) нерефлексивное (слушающий сосредоточен на речи говорящего. Он задает минимум вопросов, но при этом занимает доброжелательную позицию по отношению к говорящему);
4) активное рефлексивное (при этом виде слушания и устанавливается обратная связь, т.к. субъекты речевого акта проявляют взаимную заинтересованность в его эффективном протекании. В процессе речевого акта собеседники постоянно высказываются, уточняют и конкретизируют полученную информацию).
Слушание может существенно затрудняться в следующих случаях:
1. Происходит отключение внимание (слушатель отвлекается от темы сообщения).
2. Антипатия как к говорящему, так и к теме сообщения.
3. Избирательное внимание.
4. Разнообразные помехи (барьеры слушания): тихий голос оратора, внешние шумы, ограниченность во времени, неудобная аудитория и т.д.
4. Понятие обратной связи
Устная речевая коммуникация – это двунаправленный процесс. В процессе диалога участники РА попеременно меняются ролями – инициатор становится реципиентом и наоборот.
Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, насколько эффективно участники РА способны интерпретировать свои речевые действия.
32
Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А.
Коноваленко. М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 415 с. – Серия «Бакалавр. Базовый курс». – С. 65.

Под обратной связью в ситуации (акте) общения подразумевается постоянное взаимодействие субъектов общения, направленное на адекватное восприятие речевых усилий обеих сторон.
Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во- вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.
Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого на передачу–получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание». Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.
В качестве приемов установления обратной связи могут быть выделены: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
33
Эффект обратной связи особенно важен в деловой коммуникации, когда коллектив сотрудников принимает или вырабатывает общие решения.
Причинами неэффективной деловой коммуникации могут стать неполнота воспринимаемой информации, слаба память исполнителей, плохая структура указаний или иных сообщений, невнимание к собеседникам.
Каждый человек стремится к тому, чтобы лучше понимать и быть понятым. Однако в непонимании чаще всего повинны обе стороны коммуникации.
Для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:
33
Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А.
Коноваленко. М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 415 с. – Серия «Бакалавр. Базовый курс». – С. 70.

1) барьеры передачи информации – нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, артикуляционные проблемы, тембр голоса, интонация и т.д. Переработка сообщения во внутренней речи слушающего происходит тем успешнее, чем лучше говорящий преподносит предмет своего высказывания по форме и содержанию. Трудности отправления сообщения чаще всего связаны с плохой (неточной) формулировкой содержания, неполнотой высказываний, неточностью, двусмысленностью излагаемых фактов. Если говорящему не удалось ясно и логично изложить содержание проблемы или информации, его слова никого ни в чем не убедят;
2) барьеры восприятия информации – неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования, плохая память и т.д. Трудности получения сообщения обычно связаны с тем, что сообщение понято не полностью или неправильно, так как слушающий не запросил разъяснений; сообщение неправильно оценено из-за предвзятого отношения слушающего к говорящему; сообщение принято не вовремя, поэтому недостаточно серьезно проанализировано;
3) объективные помехи в общении – физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д. Барьерами общения могут быть раздражение или гнев, стрессы, чувство неудовлетворенности, которые провоцируют невнимательность, поспешность выводов и т.д. Такие личные установки собеседников часто являются непреодолимыми помехами при установлении деловых контактов. Чтобы преодолеть возникающее непонимание, участники общения могут опираться на принципы взаимопонимания: владение профессиональным языком или общим языком (иногда языком- посредником); стремление к получению наиболее полной информации;

сконцентрированность внимания на главном; учет характера ситуации (спор, полемика, беседа, обсуждение, переговоры);
4) самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; контроль формулирования реактивных речевых высказываний в соответствии с типом обратной связи. (более подробно – Коноваленко
М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко,
В.А. Коноваленко. М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 415 с. – Серия «Бакалавр.
Базовый курс». – С. 201–216.)
Лучше всего обратная связь устанавливается, когда собеседники демонстрируют естественное участие и восприятие всего сообщения в целом.
Хороший путь к взаимопониманию – отзывчивость к потребностям собеседника. Такая отзывчивость, готовность к сопереживанию в реальном общении выражается в соответствующих реактивных репликах слушателя или в его пересказе услышанного с элементами собственного анализа и оценки.
К искаженному восприятию и неправильной реакции ведут: неясные по форме и содержанию высказывания, предлагаемые для осмысления; отсутствие внимания сторон к предмету разговора.
Чтобы избежать ошибок во взаимодействии с собеседником, целесообразно задать себе следующие вопросы:

правильно ли я понимаю содержание и форму речи говорящего?

сосредоточен ли я полностью на высказывании, или мои мысли занять чем-то иным?

остерегаюсь ли я неверно интерпретировать высказывание?

правильно ли я реагирую на эмоции говорящего?
Если преодолены барьеры, помехи, опасности непонимания в процессе активного взаимодействия, получаемая информация (знания, определения,

инструкции, разъяснения и т.д.) будет более полноценной, а обратная связь – более действенной.
5. Умения, необходимые для эффективной передачи и восприятия
информации в деловом общении
Умения говорить и слушать правильно – это полезный навык, для овладения которым человек должен приложить немало усилий.
Большинство людей не в состоянии адекватно понимать собеседника только потому, что они не хотят или не имеют его слушать, хотя роль слушания в процессе общения не менее, а иногда и более важна, чем роль инициативного говорения.
Слушание и говорение – две стороны одного процесса – устной речи, поэтому развитие умений в одном из этих видов речевой деятельности обязательно ведет к развитию реактивных умений.
Следующие умения называют основными для эффективного общения:

умение производства – восприятия речевого материала на всех языковых уровнях: фонетическом, семантическом, синтаксическом и т.д.;

умение устанавливать смысловые связи между отдельными высказываниями, способность продуцировать тексты;

умение использовать речевые механизмы и средства для передачи – получения информации;

умение адекватно представлять предметы речевой деятельности
(мысли, факты, понятия, функции, свойства, явления) в учебных или естественных речевых действиях.
Поскольку предметом речевой деятельности во всех ее видах является смысловое содержание речи, самое пристальное внимание необходимо уделить развитию таких навыков восприятия речи, как запоминание, понимание, осмысление, опережающее прогнозирование высказываний
(сообщений), уяснение связей и отношений между элементами информации и явлениями реальной действительности, мотивами говорящего и т.д.

На этапе слушания оказывается важным приобретение умений активного слушания, которое может быть представлено в следующей схеме
Этапы
Действия
1. Несловесная поддержка говорящего.
«Угу», «кивки», «поза слушания» и т.д.
2. Фраза отнесения ответственности за высказывание партнеру
(высказывание объектно направлено).
«Вы говорите (думаете), что…»,
«Значит, вы утверждаете…», «Вы выразились таким образом, что…».
3. Формулирование содержания высказывания.
На этом этапе слушающий должен избавиться от собственных эмоций, отложить их на потом.
4. Получение согласия собеседника с вашей интерпретацией его мысли.
«Я правильно понял?», «Я ничего не перепутал?».
Если партнер не согласен, необходимо перефразировать еще раз до полного понимания.
Приобретение умений активного слушания происходит в разных условиях и с разными целеустановками. Каждый человек в своем речевом развитии достигает тех уровней взаимодействия и взаимопонимания, которые наиболее полно реализуют его собственные мотивы, цели, планы общения.
Более эффективный слушатель улавливает большее количество смыслов (мотивов, оттенков эмоционального состояния) в сообщении собеседника.
Скорость речи нормального человека – 100–150 слов в минуту, воспринимаем мы на слух свыше 500 слов в минуту. Это, с одной стороны, помогает опережающему прогнозированию и анализу сказанного, а с другой
– уводит от внимательного, сосредоточение приема слов собеседника. Чтобы

не сделать поспешного вывода, стоит посчитать, прежде чем отреагировать на слова говорящего, задать уточняющий вопрос.
Хорошие слушатели быстрее привлекают интересного собеседника.
Слушающий, поставивший цель сосредоточить внимание на самом важном в получаемой информации, должен предварительно решить, что для него важнее; узнать факты, узнать мнение собеседника по одному вопросу или по многим вопросам, просто ощутить его эмоциональное состояние для продолжения разговора.
В процессе любой коммуникации, предполагающей ценность передаваемой и получаемой информации, полезно делать записи, поскольку воплощение ситуации общения разных видов речевой деятельности повышает результативность взаимодействия. Во время записи получаемой информации (опорных слов, тезисов, плана, конспекта) в процесс говорения
– слушания вовлекаются дополнительные участки мозга, контролирующие зрительные и тактильные ощущения, что помогает более полно передавать и усваивать информацию.
6. Способы эффективного говорения и слушания
Для осуществления говорения и слушания необходимы определенные предпосылки:
1. наличие стимула к осуществлению коммуникативно-речевой ситуации;
2. наличие цели сообщения
(коммуникативная направленность взаимодействия);
3. наличие знаний о предмете высказывания, контексте речевой ситуации;
4. отношение к объекту речи – собеседнику, способность настроится с ним на одну эмоциональную волну, «считывание» эмоций и т.д.;
5. средства выражения мыслей (вербальные и невербальные).
Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. Организуя устноречевое общение при

помощи запуска речевых механизмов, говорящий и слушающий структурируют передаваемую – получаемую информацию, систематизируя отдельные значимые речевые произведения – высказывания.
34
Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н. М. Тимченко,
С. Ф. Иванова, В. В. Одинцов, М. Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению:
35

неточность высказываний;

неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат;

чрезмерное использование иностранных слов;

неполное информирование партнера;

высокий темп изложения информации;

наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

неполная концентрация внимания;

витиеватость изложения;

наличие логического противоречия;

неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;

отсутствие психологической настроенности на общение с конкретной аудиторией.
Чтобы быть услышанным и понятым (в процессе межличностной, групповой, массовой коммуникации), необходимо соблюдать алгоритм речевых действий:
1) определить цель сообщения (т.е. точно знать, зачем вы будете говорить, как вы будете отвечать на вопросы, излагать собственное мнение и т. д.);
2) продумать способ изложения информации, соответствующий цели, предметному содержанию разговора, конкретному составу аудитории;
3) предварительно выяснить, в какой степени аудитория владеет предметом сообщения, является ли информация новой;
34
Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие / сост. Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ:
ВСГТУ, 2004. – С. 102.
35
Там же.

4) провести работу над терминологическим аппаратом речи, ее стилистическим оформлением;
5) несколько раз произнести речь дома, в том числе и перед зеркалом для того, чтобы расставить необходимые акценты, паузы, согласовать вербальное и невербальное поведение;
5) продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые позволяют возвращать внимание к говорящему.
Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: проявлять заинтересованность, быть вежливым, не переключать внимание, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит, поэтому слушающий легко переключается на собственные мысли, не желая ждать, предвосхищая содержание информации, нередко ошибочно.
Контрольные вопросы
1. Каковы отличительные характеристики говорения как вида речевой деятельности?
2. Каковы отличительные характеристики слушания как вида речевой деятельности?
3. Каковы мотивы говорящего и слушающего в ситуациях устноречевой коммуникации?
4. Какую цель преследует активное слушание?
5. Какие ошибки совершает инициатор общения, не учитывая норм взаимодействия?
6. Объясните разницу в понятиях «слышать» и «слушать».
7. Каковы мотивы говорения и слушания в ситуациях делового или общения?
8. Назовите основные умения, необходимые для эффективной передачи и восприятия информации в деловом общении.
10. Назовите способы эффективного говорения и слушания.
11. Перечислите помехи и барьеры эффективного говорения и слушания.

Общение — сложная и непредсказуемая штука, которая прямо влияет на репутацию, карьеру и личную жизнь. Рассказываем, какие коммуникационные ошибки являются самыми распространёнными в современном мире и что делать, чтобы наконец перестать их совершать.

5 основных ошибок в коммуникации и способы их избежать

Современные технологии позволяют нам общаться друг с другом быстрее и чаще, но это вовсе не означает, что коммуникация становится лучше и эффективнее.

Некоторые недопонимания могут просто нас раздражать, а некоторые вполне могут стать поводом для ссор и конфликтов вплоть до прекращения отношений. Вот почему важно рассмотреть пять примеров самых распространённых коммуникационных ошибок и научиться грамотно их предотвращать.

Ошибка № 1. «Они же знают, о чём я думаю»

В нашей голове постоянно роится множество мыслей. Можно бесконечно долго и нудно разглагольствовать о том, что близкие, коллеги и друзья понимают нас с полуслова, но на практике дело обстоит куда интереснее: то, о чём мы думаем, непонятно никому, кроме нас самих.

А теперь представьте, в какое положение вы ставите окружающих людей, когда говорите: «Вы же знаете, о чём я думаю». Ничего подобного. Они и не подозревают. Откуда им знать? Ведь бывает и так, что нам самим иногда не до конца понятен ход собственных мыслей.

Допустим, вы делегируете кому-то задачу и ждёте, что она будет выполнена в точности так, как вы себе представили. Но чудес не бывает, мысли читать никто не умеет, и, вероятнее всего, вы получите результат, которым будете разочарованы.

Что делать. Если вы хотите, чтобы окружающие поняли вас как можно правильнее и лучше, доступно расскажите им о том, чего от них ожидаете. Объясните свою мысль, составьте мини-инструкцию, поделитесь идеями и пожеланиями. Убедитесь, что все поняли, что именно вы имели в виду, чтобы избежать недопониманий и недоразумений.

Ошибка № 2. Стремление всё усложнять

Вы слишком много говорите и постоянно всё усложняете. Вы рассказываете о вещах, без которых вполне можно было бы обойтись и ничего при этом не потерять. Вы уверены, что чем больше информации (даже не особенно нужной), тем лучше. Когда вы что-то рассказываете, то иногда забываете, с чего начали и к чему хотели прийти.

Что делать. Чтобы избавиться от всего лишнего и сразу перейти к сути дела, предварительно запишите то, что хотели бы сказать. Уберите из текста все метафоры, эмоциональные восклицания, отсылки к собственному детству и прочие ненужные вещи. Сокращайте до тех пор, пока не получите простой и убедительный текст, который наглядно иллюстрирует вашу точку зрения.

Ошибка № 3. Излишняя эмоциональность в деловой переписке

Когда вы отправляете кому-то сообщение, то никогда наверняка не знаете, что именно происходит в данный момент с тем, кому оно адресовано. Вы не можете это контролировать. Если получатель сообщения вдруг окажется в дурном настроении, то он вполне может истолковать ваши слова совсем не так, как хотелось бы. Никогда нельзя предугадать возможную реакцию.

Что делать. Чтобы избежать неловкости в деловой переписке, постарайтесь отправлять коллегам и клиентам максимально нейтральные сообщения безо всякой эмоциональной нагрузки. Придерживайтесь делового тона и оставайтесь профессионалом в любой ситуации. Не давайте эмоциям взять над собой верх.

Ошибка № 4. Использование эмодзи вместо обычных слов

И ещё пару слов о переписке. В наших мессенджерах хранится небывалое количество эмодзи и стикеров буквально на все случаи жизни. Иногда они так хороши, что хочется общаться только с их помощью. Но мы снова сталкиваемся с проблемой, о которой уже говорили выше: даже эмодзи можно истолковать неоднозначно.

Да, можно отправить улыбающийся смайлик другу в ответ на что-то смешное или если вы в хорошем настроении. Но как реагировать на сообщение от делового партнёра, который вдруг решил назначить вам встречу, используя вместо текста набор сомнительных смайликов? Что у этого человека на уме? Не очень понятно.

Что делать. Даже если вы сведущи в этикете эмодзи, то не ожидайте того же самого от всех тех, с кем вам предстоит общаться. Далеко не все люди понимают их значение, и очень немногие готовы тратить своё время, отгадывая, что же вы имели в виду. Оставьте эмодзи для своих хороших приятелей (но и тут знайте меру), а в деловой переписке ограничьтесь обычными словами.

Ошибка № 5. Привычка делать слишком много предположений

Иногда люди не слушают собеседника из-за того, что думают, что уже заранее знают, о чём именно тот хочет им сказать. Или не слушают потому, что отвлекаются, готовя собственный ответ и мечтая побыстрее уже начать говорить.

То же самое происходит и с перепиской. Вы полагаете, что уже знаете, что человек имеет в виду в своём электронном письме или сообщении, ещё даже не дочитав его до конца. Может случиться так, что вы устали, на что-то отвлеклись или на кого-то обозлились и пришедшее сообщение обрело совершенно иной смысл, который вы выдумали сами.

Что делать. Чтобы быть хорошим собеседником, нужно уважать того, с кем вы общаетесь, и внимательно слушать, о чём вам говорят, не отвлекаясь и не делая поспешных выводов. Если дело касается переписки, то медленно и вдумчиво прочитайте пришедшее сообщение, не делая никаких предположений заранее. Сосредоточьтесь на тексте, при необходимости перечитайте его и задайте уточняющие вопросы, если что-то действительно непонятно.


Эти пять ошибок в общении наиболее часто встречаются в нашей повседневной жизни. Постарайтесь обратить на них внимание и по возможности избегать, чтобы не заработать себе репутацию неприятного собеседника.

  • Какие ошибки снижают оценку на один балл при надевании противогаза
  • Какие ошибки сделал художник нарисовав германского воина 6 класс
  • Какие ошибки сделал художник нарисовав германского воина 6 класс
  • Какие ошибки сделал горбачев
  • Какие ошибки руководства приводят к неконструктивным конфликтам