Какие основные ошибки при выполнении опорного прыжка

Опорные прыжки — прыжки, при выполнении которых используется дополнительная опора руками. 

Разбег — равномерно-ускоренное движение, используемое для последующего отталкивания. 

Отталкивание — двигательное действие для придания телу вертикальной или горизонтальной скорости. 

Наскок на мостик — специальный прыжок на мостик двумя ногами, позволяющий использовать его реактивное движение для увеличения высоты отталкивания. 

Поза приземления — положение тела, позволяющее амортизировать удар при приземлении, сделать приземление устойчивым и безопасным. 

ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК

 Гимнастические прыжки, воздействуя на организм человека, развивают ловкость, мышечную силу, скорость и координацию движений. Они доступны практически всем, независимо от возраста, пола и уровня подготовки.

 Умение легко совершать прыжки — показатель хорошей подготовки занимающегося. Они также используются в гимнастических выступлениях разного уровня, что придает соревнованию зрелищность и эмоциональность.

Они делятся на две группы: простые (не опорные) и опорные прыжки. К первым относятся те, что выполняются без опоры руками о снаряд. Это прыжки в высоту или в длину (с места или с разбега), в глубину (с гимнастического снаряда или с подвесной площадки), с трамплина, а также прыжки через скакалку.

Опорные прыжки — вид упражнений, состоящий в преодолении (с разбега) специально предназначенного препятствия определенным способом, используя промежуточную опору. Ею в данном случае служат гимнастические снаряды. В качестве примера можно привести опорный прыжок через козла или коня. Снаряд может быть поставлен в длину либо в ширину. Выполнение опорного прыжка может быть прямым и боковым. 

Техника его имеет следующие фазы: 

Разбег — Наскок на гимнастический мостик — Ножной толчок — Фаза полета —  Толчок руками о снаряд —  Полет после ручного толчка – Приземление  

Гимнастический козел — гимнастический снаряд предназначен для исполнения различных видов прыжков. Состоит из корпуса с различным покрытием (это могут быть кожа, дерматин, синтетика); установлен на 4 металлические опоры, высоту которых можно менять. 

C:Users1234Desktopкозёл.jpg

  1. Прыжок в упор стоя на коленях из упора стоя на мостике перед козлом в ширину выполнить 2— 3 прыжка на месте и вскок в упор стоя на коленях. Взмахом рук и толчком ног соскок с помощью.

вскок в упор на колени (сед на пятки), руки прямые отведены назад, махом рук и резким разгибанием ног соскок прогнувшись, зафиксировать приземление (ноги вместе, руки вперёд в стороны).

C:Users1234Desktopghs;jr.png

Существенные ошибки: попеременная постановка коленей на снаряд; чрезмерная остановка перед упором присев; потеря равновесия на снаряде; нет полного выпрямления тела при соскоке; чрезмерное сгибание ног при соскоке; падение при приземлении.

Мелкие ошибки: разведение коленей в упоре на коленях; разведение или значительное сгибание ног при разбега вскок в упор стоя на коленях, махом рук соскок вперед

Прыжок в упор присев и соскок — опереться руками о снаряд и, оттолкнувшись ногами от мостика, прийти в упор присев на снаряде. Выпрямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуться, руки вверх наружу и сохранить такое положение до приземления.

C:Users1234Desktopпрыжок.png

Существенные ошибки: остановка на мостике; неодновременная постановка ног на снаряд; потеря равновесия на снаряде; чрезмерная остановка в упоре присев; нет положения прогнувшись в полете; чрезмерно согнуты ноги; потеря равновесия при приземлении (падение, опора на руки).

Мелкие ошибки: недостаточно прогнутое положение тела в полете; незначительное сгибание ног; незначительная потеря равновесия при приземлении; низкий полет; недостаточная слитность и четкость при исполнении.

Приземление -идеальное приземление — чёткое, синхронное, касание мата двумя носками чуть согнутых ног, после чего моментально гимнаст переносит вес тела на всю стопу и выпрямляет ноги. Перед касанием мата тело должно быть выпрямлено, а ноги напряжены, а в момент контакта с ним — иметь лёгкий наклон вперёд. Руки — перед собой под прямым углом, после чего гимнаст распрямляется. https://lifegid.com/media/res/2/5/6/7/5/25675.pc26lo.jpg

Алексей Юрьевич Немов — российский гимнаст, 4-кратный олимпийский чемпион, полковник ВС РФ запаса, главный редактор журнала «Большой спорт», родился 28 мая 1976 года в Мордовии.

Алексей с пяти лет начал заниматься спортивной гимнастикой в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Волжского автозавода в городе Тольятти.C:Users1234Desktopалексей-немов.jpg

C:Users1234Desktop149908453_8.jpgC:Users1234Desktopilinykh_igor_opornyj_pryzhok.jpg

Опорные
прыжки входят в мужское и женское
гимнастическое многоборье как один из
самостоятельных видов. Это сложные по
координации кратковременные движения,
требующие большой концентрации мышечных
усилий, ориентировки в пространстве;
внимания, решительности и смелости.
Выполняются с разбега, как правило,
толчком обеих ног о гимнастический
мостик, с обязательной промежуточной
опорой руками о снаряд.

В
школьную программу опорные прыжки
включены с ΙV по XI
класс. В нее входят простейшие прыжки
через гимнастического козла и коня,
установленных в ширину и в длину.

Насчитывается
огромное количество разновидностей
опорных прыжков. Около 100 из них выполняются
на соревновании различного ранга.

В спортивной
гимнастике насчитывается около 200
опорных прыжков. Они способствуют
развитию силы мышц рук и ног, укрепляют
связки и суставы, развивают прыгучесть
и ловкость. При обучении у занимающихся
воспитываются решительность, смелость,
настойчивость. Благодаря своему
разнообразию и специфичности опорные
прыжки вызывают у учащихся большой
интерес и эмоциональный подъем. Умение
легко быстро перепрыгивать через
различные препятствия свидетельствует
о хорошей прикладной подготовленности
учащихся. В связи с этим следует отметить,
что в комплексной программе представлены
в основном сравнительно несложные
опорные прыжки, имеющие определенный
интерес как упражнения
прикладного
характера (прыжок боком, углом), а также
прыжки классификационной программы по
спортивной гимнастике категории «Б»
(прыжок согнув ноги, ноги врозь).

Опорные
прыжки делятся на три группы
:

1.
Прямые
прыжки,
для
которых характерно перемещение тела
над опорной площадью снаряда без
переворачивания через голову.
К
этой группе относятся прыжки ноги врозь,
согнув ноги и др.

2.
Прыжки переворотом,
при
выполнении которых гимнаст переходит
над снарядом через стойку на руках,
переворачиваясь через голову в согнутом,
прогнутом положении или в группировке.
Все прыжки могут выполняться толчком
о ближнюю или дальнюю часть снаряда без
поворота и с поворотами на 180° и более.

3.
Боковые
прыжки,
при
выполнении которых ОЦМ тела гимнаста
проходит в стороне от площади опоры. К
ним относятся прыжки боком, углом,
прогнувшись. Они выполняются через
козла, коня в ширину, через коня с ручками,
через комбинированные снаряды

Для
облегчения анализа и изучения основ
техники в опорных прыжках различают
следующие фазы:
разбег, наскок на мостик, толчок ногами,
полет до толчка руками, толчок руками,
полет после толчка руками и приземление.
Первоначальному обучению опорным
прыжкам должна предшествовать
предварительная подготовка, во время
которой развиваются физические качества,
необходимые для успешного овладения
опорными прыжками, и формируются
отдельные навыки. В определенной степени
эту задачу призваны решить простые
прыжки, предусмотренные программой в
I-IV
классах.

При
освоении опорных прыжков вначале
рекомендуется обучить
устойчивому
приземлению, затем технике разбега,
наскоку на мостик, толчку ногами о
мостик, далее — технике полета до толчка
руками и, наконец, толчку руками. Только
после владения этими действиями можно
обучать отдельным опорным прыжкам.

Приземление

Техника
выполнения
.
Приземление
завершает прыжок и определяет его
качество в целом. Приземлившись на носки
напряженных и прямых ног, надо немедленно
опуститься на всю стопу, самортизировать
действие внешних сил за счет легкого
сгибания ног. В этом положении пятки
должны быть вместе, носки
и
колени врозь, руки подняты вперед-наружу,
туловище слегка наклонено вперед, голова
прямо (рис. 98).

Последовательность
обучения
:
1.
Повторить упражнения на умение правильно
приземляться, описанные для учащихся
младших
классов;
2. Принять правильное положение приземления
и фиксировать его 5 с.; 3. Прыжок вверх на
месте в полуприсед на носки с быстрым
переходом на всю стопу в позу приземления;
4. Прыжок с поворотом кругом; 5. Прыжок с
гимнастической скамейки с различными
положениями ног (ноги врозь, согнув
ноги).

Рис.
98

Разбег

Техника
выполнения
.
Длина и скорость разбега зависят от
характера прыжка, длины и высоты снаряда,
от физически подготовленности
занимающихся. Обычно для выполнения
прямых прыжков (согнув ноги, ноги врозь)
требуется большая длина и скорость, чем
для выполнения боковых прыжков (боком,
углом). Длина разбега у учащихся для
выполнения опорных прыжков, предусмотренных
комплексной программой обычно не
превышает 8-12 м, для выполнения боковых
прыжков — 5-6 м. Разбег должен быть
равномерно ускоренным, скорость его
возрастает постепенно и достигает
наибольшей величины перед предварительным
толчком одной ногой. Для правильного
выполнения разбега необходимо начинать
его с одного и того же расстояния от
снаряда и исходного положения гимнаста
на старте, наращивать скорость постепенно,
так
как резкий старт вызывает скованность
движений. Отталкивание завершается
полным разгибанием опорной ноги в
коленном и предельным сгибанием в
голеностопном суставе. Большое значение
имеет точность бега. Для того чтобы
рассчитать его, надо знать длину и
количество беговых шагов. При правильном
разбеге их длина постепенно увеличивается,
последний, перед наскоком на мостик
шаг, как правило, несколько короче
предыдущего.

Последовательность
обучения
:
1. В выпаде вперед правой (левой) ногой
прыжки со сменой ног, руки свободно
опущены; 2. Стоя у гимнастической стенки,
правая нога на носке на рейке на уровне
таза, подскоки со сменой ног; 3. Бег с
ускорением (шаги удобной длины); 4. Бег
по отметкам по прямой. Отметки (линии
или круги, начерченные мелом, гимнастические
палки, положенные сбоку) на расстоянии
100-120 см друг от друга; 5. Бег через предметы
(набивные мячи, гимнастические палки),
изменяя расстояние и скорость бега.

Наскок на мостик

Техника
выполнения
.
Разбег и толчок ногами — единое целостное
действие. Наскок на мостик является
связующим звеном между ними. От правильного
наскока зависит эффективность толчка
ногами и всего прыжка в целом. Наскок
на мостик выполняется с сильнейшей
(толчковой) ноги. Перед наскоком туловище
наклоняется вперед (на 5-25° от вертикали),
руки максимально отводятся назад, а
бедро согнутой маховой ноги — максимально
вперед. В полете толчковая нога
подтягивается к маховой. По мере
приближения к месту наскока на мостик
ноги соединяются почти прямые, выносятся
вперед, опережая движение туловища и
обеспечивая тем самым «стопорящий»
наскок на мостик. Напрыгивать на мостик
надо почти на прямые ноги, туловище
слегка наклонено вперед, руки в момент
наскока находятся несколько впереди
от вертикали.

При толчке с мостика
ноги ставятся на переднюю часть стопы,
параллельно, в 12-15 см от дальнего края
мостика. Толчок выполняется акцентировано,
слегка согнутыми ногами, последующее
их разгибание завершается до момента
отрыва их от мостика. Эффективность
толчка ногами во многом зависит от
работы рук. Энергичный взмах руками с
последующим резким торможением их и
одновременным рывком плечами вверх
способствует увеличению высоты взлета.

Последовательность
обучения:
1.
Ходьба перекатом с пятки, высоко
поднимаясь на носки; 2. Прыжки ноги вместе
с опорой руками о рейку гимнастической
стенки (снаряд); 3.
Подскоки
на месте на одной ноге, положив другую
ногу, вытянутую вперед, пяткой на опору
повыше; 4. Стоя на месте, имитация взмаха
руками, поднимаясь на носки прямых ног
в момент взмаха; 5. Стоя ноги врозь поперек
скамейки, прыжки на скамейку с прямыми
ногами с взмахом рук; 6. С 2-3 шагов прыжок
толчком одной ноги с приземлением на
две; 7. С шага толчком двух ног прыжок
вверх с энергичным движением руками и
максимально быстрым отталкиванием от
опоры; 8. С 2-3 шагов разбега махом одной
и толчком другой прыжок на возвышение
на две ноги с последующим прыжком вверх.

Толчок руками

Техника
выполнения
.
Руки ставятся на снаряд впереди туловища
под тупым углом к плоскости снаряда.
Благодаря этому создаются хорошие
условия для увеличения высоты полета
после отталкивания. Кисти рук на место
толчка ставятся параллельно. Толчок
выполняется навстречу движению тела
(как бы от себя) за счет разгибания рук
в плечевых и локтевых суставах и сгибания
в лучезапястных суставах. Он должен
быть энергичным, коротким и заканчиваться
к моменту, когда плечи пересекут площадь
опоры.

Последовательность
обучения
:
1. Быстрое сгибание и разгибание рук в
упоре лежа, ноги на гимнастической
скамейке (8-10 раз); 2. Стоя на расстоянии
1 м от стены упасть прямым телом на
стенку, быстро оттолкнуться руками и
возвратиться в и.п. Начинать толчок всей
ладонью и заканчивать кончиками пальцев;
3. В упоре лежа (тело прогнуто) толчки
двумя рукам с промежуточными хлопками.
Отталкиваться руками за счет выпрямления
тела и поднимания спины; 4. Из упора лежа
на полу, руки перед гимнастической
палкой, толчком руками перейти в упор
лежа за палку и возвратиться в и.п.; 5. В
упоре лежа толчок руками и ногами
одновременно.

Полет
до толчка руками

зависит от эффективности разбега и
толчка от мостика.

Полет
после толчка руками
определяет
вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь,
согнувшись и др. От качества выполнения
этой фазы в наибольшей степени зависит
оценка прыжка в целом. Чем дольше
сохраняется фиксированное положение
тела в полете, тем выше качество исполнения
прыжка. Высота и длина полета после
толчка руками зависят от вертикальной
и горизонтальной скорости, направления
и силы толчка руками и ногами, а также
характера прыжка.

Вскок
в упор стоя на коленях на горку матов,
коня, козла на высоте 80-100 см и соскок
махом руками вперед.

Это
упражнение является подводящим для
освоения вскока в упор присев и соскока
вперед прогибаясь (рис. 99, 100).

Последовательность
обучения
:
1. Из упора стоя на коленях на мате взмахом
рук и толчком ног упор присев; 2. Из упора
стоя на коленях на гимнастической
скамейке, покрытой матом, взмахом рук
и толчком ног прыжок в упор присев; 3.
Из
упора лежа, руки на скамейке, покрытой
матом, ноги на полу, вскок в упор стоя
на коленях и взмахом рук и толчком ног
соскок; 4. Из упора стоя на мостике перед
конем в ширину, козлом или
горкой
матов два-три прыжка на месте и вскок в
упор стоя на коленях. Взмахом рук и
толчком ног соскок с помощью; 5.
С
небольшого разбега вскок в упор стоя
на коленях на козла или коня в ширину и
с взмахом рук соскок вперед.

Рис.
99 Рис. 100

Типичные
ошибки
:
1. Недостаточно энергичный взмах руками;
2.
Недостаточный
толчок ногами.

Страховка
и помощь.
Страховать,
стоя спереди и несколько сбоку, в первой
части помогать одной рукой под плечо,
другой под живот, при соскоке одной
рукой держать за руку, выше локтя, другой
— под спину, способствуя взмаху руками.

Ввскок
в упор присев и соскок прогибаясь

с козла в ширину на высоте 80-100 см.

Техника выполнения.
После небольшого разбега и толчка с
мостика, вытягивая руки вперед, поставить
их на козла, подавая плечи вперед.
Поднимая спину, согнуть ноги в тазобедренных
и коленных суставах и, подтянув их к
груди, поставить на козла. Важно, чтобы
ученики не задерживались в положении
упора присев. Начинать отталкиваться
руками надо в момент сгибания тела,
когда ноги ставятся на козла, прямые
руки уже должны подниматься вверх и
доходить до уровня плеч. Продолжая это
движение, ученик выпрямляется и
отталкивается ногами (рис. 101).

Рис. 101

Последовательность
обучения
:
1.
Из упора лежа на полу толчком ног упор
присев и прыжок вверх прогибаясь; 2. Из
упора лежа на скамейке, покрытой матом,
ноги на полу, толчком ног упор присев и
соскок прогибаясь; 3. С небольшого разбега
вскок в упор стоя на коленях на козла
или коня в ширину, упор присев и соскок
прогибаясь; 4. Из упора стоя на мостике
перед конем или козлом в ширину два-три
прыжка на месте, поднимая высоко спину,
вскок и упор присев и соскок прогибаясь
с помощью; 5. С небольшого разбега вскок
в упор присев и соскок прогибаясь с
помощью и самостоятельно.

Типичные
ошибки
:
1. Недостаточно активно поднимается
спина в первой половине вскока; 2. Задержка
в упоре присев; 3. Неполное разгибание
в тазобедренных суставах или согнутые
назад в коленях ноги в полете.

Страховка
и помощь
.
Стоя сбоку и впереди снаряда, в момент
прихода в упор присев помогать одной
рукой под плечо, другой под живот, при
приземлении под спину и руку.

Прыжок согнув
ноги через козла в ширину

Техника
выполнения
.
Оттолкнувшись ногами о мостик, поставить
руки на снаряд и начать сгибание в
тазобедренных и коленных суставах,
колени подтягиваются к груди. По окончании
толчка руками тело энергично разгибается
за счет поднимания плеч и рук и отведения
ног вниз-назад. Перед приземлением надо
снова немного согнуться в тазобедренных
суставах, чтобы смягчить приземление
(рис. 102).

Рис. 102

Последовательность
обучения:
1.
Из упора лежа на полу толчком ног упор
присев и снова упор лежа; 2. Из упора лежа
на полу толчком ног упор присев и,
разгибаясь, прыжок вверх-вперед; 3. Из
упора лежа на гимнастической скамейке,
покрытой матом, ноги на полу, толчком
ног в упор присев и соскок прогибаясь;
4. Повторить прыжок вскок в упор присев
на козла и соскок прогибаясь; 5. Прыжок
согнув ноги через козла в ширину.

Типичные
ошибки:
1.
Задержка рук на снаряде; 2. Нет разгибания
тела после толчка руками; 3. Разгибание
тела выполняется только за счет поднимания
плеч,
ноги
не отводятся вниз-назад.

Страховка
и помощь
.
Стоять спереди-сбоку от места приземления,
поддерживая двумя руками за плечо.

Прыжок
ноги врозь через козла в ширину

на высоте 100-110 см.

Техника
выполнения
.
Прыжок через козла на начальном этапе
обучения исполняется без предварительного
маха ногами назад. Поэтому, мостик
вначале обучения целесообразно ставить
на расстоянии 30-40 см. После толчка ногами
о мостик надо потянуться руками к опоре,
поставить на нее руки, согнуться в
тазобедренных суставах и развести ноги,
при отталкивании разогнуться и выполнить
приземление. Толчок руками должен
заканчиваться к моменту прохождения
плеч над руками. Разгибание туловища
после толчка руками выполняется за счет
поднимания плечевого пояса вверх,
прогибания тела и поднимания головы
(рис. 103).

Рис. 103

Последовательность
обучения
:
При выполнении этого прыжка и прыжка
согнув ноги основной недостаток у
учащихся — слабое отталкивание руками.
Поэтому при обучении необходимо давать
ряд упражнений, связанных с укреплением
мышц плечевого пояса
и
рук. 1. В упоре лежа, поочередно переставляя
руки, передвижение влево, вправо, вперед,
назад; 2. В упоре лежа слегка ссутулиться,
затем «провиснуть» в плечах и резким
движением плечевых суставов вперед
возвратиться в и.п.; 3. Из упора лежа
толчком ног упор стоя ноги врозь
согнувшись с последующим быстрым
вставанием в стойку руки вперед;
4.
Из упора лежа одновременным толчком
рук и ног принять присед, полуприсед,
стойку ноги врозь, руки вперед; 5. Из
упора лежа толчком ног развести их и
принять упор стоя согнувшись ноги врозь,
выпрямляясь, выполнить прыжок вверх и
приземлиться; 6. Из упора стоя перед
снарядом прыжки, сгибаясь и разгибаясь
в тазобедренных суставах, с разведением
ног. Следить за тем, чтобы в момент
полного разведения ног таз поднимался
до уровня плеч; 7. С гимнастической
скамейки прыжок ноги врозь с последующим
сгибанием и разгибанием туловища; 8.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину
со страховкой.

Типичные
ошибки
:
1. Продолжительная опора руками и толчок
под себя; 2. Нет разгибания в тазобедренных
суставах в полете после толчка руками;
3. Разгибание туловища в тазобедренных
суставах выполняется только за счет
поднимания плеч, ноги не отводятся
назад, что может привести к заваливанию
плеч назад.

Прыжок боком
с поворотом на 90° через коня в ширину

Техника
выполнения
.
Прыжок
выполняется с небольшого разбега (8-10
м). Одновременно с толчком ногами о
мостик, который ставится почти рядом с
конем, надо опереться прямыми руками
на коня и, поднимая тело, несколько
согнутое в тазобедренных суставах,
направить ноги в сторону. Поворачиваться
над снарядом одновременно с разгибанием
в тазобедренных суставах и отталкиванием
рукой. Другую руку оставлять на опоре,
до
приземления. Приземляться боком к
снаряду (рис. 104).

Рис. 104

Последовательность
обучения
:
1.
Упор лежа боком на полу и поворотом в
упор лежа; 2. Из упора лежа сзади, ноги
на скамейке, разгибаясь в тазобедренных
суставах и отталкиваясь одной рукой,
упор лежа боком, свободную руку в сторону,
продолжая поворот в упор лежа;
3.
Из упора стоя на мостике перед снарядом
два-три прыжка на мостик и толчком ног
упор лежа боком и соскок с поворотом на
90°; 4. С
небольшого разбега прыжок боком через
коня в ширину с
поворотом
на 90°.

Типичные ошибки:
1.
Уход в сторону от опорной руки; 2. Низкое
положение таза и ног над снарядом; 3.
Сгибание тела во время поворота.

Страховка и
помощь
.
Стоя со
стороны опорной руки, одной рукой
поддерживать под плечо, другой при
необходимости под туловище.

Прыжок боком
через коня в ширину

Техника выполнения.
Начало прыжка
выполняется так же, как и при прыжке
боком с поворотом на 90°. Однако в этом
случае необходимо стараться, продолжая
движение ног в сторону-вверх
и передавая
вес тела на опорную руку, разогнуться
в тазобедренных суставах над плоскостью
снаряда. Туловище горизонтально,
свободная рука в сторону, голова прямо.
Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться
опорной рукой и приземлиться спиной к
снаряду (рис. 105).

Рис. 105

Последовательность
обучения
:
1.
В
упоре
лежа боком немного согнуться в
тазобедренных суставах и разогнуться;
2. То же, ноги на гимнастической скамейке
или на второй
рейке
гимнастической стенки; 3. Из упора стоя
перед снарядом два-три прыжка и толчком
ног упор лежа боком и соскок спиной к
снаряду; 4. С небольшого разбега прыжок
боком через коня в ширину.

Типичные
ошибки
:
1.
Уход в сторону от опорной руки; 2. Низкое
положение туловища над снарядом; 3. В
момент прохождения над снарядом нет
разгибания в тазобедренных
суставах.

Страховка
и помощь
.
Стоя
у места приземления со стороны опорной
руки, одной рукой поддерживать за плечо
опорной руки, другой снизу под туловище.

С косого разбега
махом одной, толчком другой прыжок углом
через коня

Техника выполнения.
Для этого
прыжка мостик ставится сбоку от коня у
ближнего края под небольшим углом (почти
параллельно). При прыжке углом вправо
с небольшого разбега, делая мах правой
ногой, опереться правой рукой о тело
коня и оттолкнуться левой ногой о мостик.
Над снарядом соединить ноги и поставить
левую руку рядом с правой. После этого,
отпуская правую руку и продолжая
опираться левой, приземлиться левым
боком к коню. При выполнении прыжка
влево все делать наоборот (рис. 106).

Рис. 106

Последовательность
обучения
:
1.
Прыжок способом «перешагивание» через
гимнастическую скамейку; 2. Из седа на
коне на правом бедре опереться руками
сзади и, делая взмах ногами вперед-вправо,
соскочить со снаряда и приземлиться
левым боком к коню; 3. Из седа ноги врозь
поперек коня опереться руками о тело
коня и взмахом ног соскок углом вправо,
приземлиться левым боком к коню; 4. Из
стойки на мостике правым боком к коню
махом правой
и
толчком левой упор сидя сзади на коне,
и, опуская ноги влево, соскочить,
приземляясь левым боком к коню; 5. С
небольшого разбега прыжок углом вправо
(влево) махом одной, толчком другой.

Типичные
ошибки
:
1.
Ноги над снарядом не соединяются; 2.
Слишком низкое положение таза над конем;
3. Руки на опору ставятся непараллельно.

Страховка
и помощь.
Стоя
у места приземления боком к
снаряду,
одной рукой за плечо, другой за пояс или
спину.

«Прыжок
через козла, техника выполнения»

Фазы выполнения прыжка

В гимнастике существует
несколько видов спортивных прыжков. Прыжки с использованием козла или коня
принято относить к опорным. В роли опоры выступает, собственно, гимнастический
снаряд.
. Одним из самых известных таких упражнений является прыжок через
гимнастический снаряд.  Данное упражнение называют прыжки через «козла»
или «коня». Рассматриваемый тренажёр-это поверхность, обтянутая кожей, ножки
снаряда стойки из стали.

Высота «коня» варьируется от
90 см до 130 сантиметров. Выдерживает такой тренажер до 100 кг. Как и другие
тренировки на школьной физкультуре прыжки через козла развивают все мышцы тела
в комплексе. Благоприятно это упражнение влияет и на сердечную мышцу, являясь
хорошей кардионагрузкой.

Снаряд можно установить в длину или в ширину. В
зависимости от этого будет варьироваться техника прыжка, в частности, дистанция
разбега. Также может быть выбран один из стилей выполнения прыжка – прямой или
боковой. Стандартная техника прыжка через коня имеет несколько этапов:

·        
Разбег (спортсмен ускоряется перед
запрыгиванием на мостик).

·        
Наскок на мостик (обеими ногами
необходимо приземлиться на его пружинящую поверхность).

·        
Отталкивание ногами (упругий толчок
от мостика придает телу дополнительное ускорение).

·        
Полёт (фактически это начало прыжка
до момента касания опоры).

·        
Касание руками поверхности коня или
козла (отталкивание от снаряда).

·        
Полёт после толчка (завершающая фаза
прыжка).

·        
Приземление (в идеале требуется
приземлиться на две слегка согнутые ноги, после чего выпрямиться).

На первый взгляд эта последовательность может показаться
очень сложной. В действительности все стадии проходят очень быстро и плавно
перетекают одна в другую. Важно понимать, что все фазы прыжка одинаково важны.
Если во время какой-либо из них будет допущена неточность, это испортит все
упражнение. Прыжки через гимнастический снаряд (коня или козла) практически не
различаются по технике для мужчин и для женщин. Опорные прыжки требуют
предварительной подготовки в виде активной разминки и разогрева мышц и
суставов. Несоблюдение этого правила может стать причиной травм и сильной боли
в мышцах.

Предварительная разминка

Целью проведения разминки является подготовка мышц и
связок к нагрузке. Перед началом занятия рекомендуется походить по залу.
Сначала займитесь обычной ходьбой, периодически меняя темп, затем пройдитесь на
носках и пятках, пробегите несколько кругов. Далее, совершите серию приседаний
и выпадов вперёд и в стороны. Также для разминки подойдут прыжки через скакалку.
После того как вы разогреете ноги, переходите к другим мышцам. Сделайте
повороты головы и корпуса, наклоны назад и вперёд, а также вращение суставов в
разные стороны. Часто время разминки соотносится со временем, затраченным на
тренировку, а иногда даже превосходит его. После завершения разминки вы должны
почувствовать, что ваше тело стало более гибким, мышцы обрели эластичность, а
суставы подвижность. Для тех, кто хорошо знаком с гимнастикой и занимается
прыжками давно, существует более быстрый и интенсивный вариант разминки. Он
включает несколько серий прыжков, каждую из которых нужно выполнять в течение
30–60 секунд. Для начала следует попрыгать на месте, стараясь коснуться
коленями груди. После этого нужно делать переходы из упора лёжа в упор сидя.

Техника выполнения упражнения

Далее будут подробно разобраны все стадии, которые
включает прыжок через козла или коня.

1.Разбег.

Разбег должен проводиться с постепенным ускорением.
Резкие изменения скорости могут негативно сказаться на качестве прыжка. В
профессиональной гимнастике скорость разбега может достигать 8 м/с. Займите
исходное положение, из которого вы обычно начинаете бег. Не стоит стартовать
слишком резко. Ваши движения должны быть плавными и естественными. Длина
дистанции зависит от ряда факторов, включая: тип снаряда; вид прыжка; уровень
спортивной подготовки. Для новичков расстояние разбега составляет примерно 10
м. Техника бега такая же, как при беге на короткие дистанции.

2.Наскок на мостик

Наскок необходимо делать при достижении максимального
разгона. Многие новички совершают ошибку, притормаживая прямо перед
запрыгиванием на мостик. Это автоматически ухудшает технику и портит конечный
результат. Обычно снаряд и мостик стоят в 1 метре друг от друга. Это расстояние
может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от скорости разбега. При
наскоке на мостик тело должно быть немного наклонено вперёд. Обе ноги нужно вынести
за линию туловища, соединить вместе. Затем необходимо оттолкнуться и коснуться
мостика. В этот момент руки должны находиться внизу.

3.Отталкивание ногами.

Важное значение имеет приземление на мостик. Необходимо
приземлиться на носки, при этом ноги должны быть практически ровными и
напряжёнными. Стопы должны встать на мостик параллельно друг другу. После
приземления начинается новая фаза – толчок ногами. Ноги нужно выпрямить в
коленях, а тело немного наклонить вперёд, округлив спину.

4.Полёт и касание снаряда руками.

В фазе полёта спортсмен совершает мах ногами назад и
разгибает туловище. Это подготавливает суставы таза к быстрому сгибанию при
последующем толчке. Толчок включает в себя 3 стадии:

·        
Установка рук на опору (поверхность
коня или козла).

·        
Приём удара со сгибанием локтевых
суставов и проседанием в плечах.

·        
Активный толчок, во время которого
плечи перемещаются вверх, руки выпрямляются, а запястья сгибаются.

Важно совместить толчок руками с рывком туловища. Это
приведёт к подъёму таза и остановке ног, что позволит взлететь более высоко.

5.Полёт после толчка.

Стадия полёта является одной из важнейших для гимнаста,
так как она во многом влияет на окончательную оценку выступления судьями.
Положение тела в полёте зависит исключительно от того, какой вид прыжка вы
совершаете. Непосредственно перед приземлением следует выпрямить тело и
максимально напрячь ноги. Приземление производится на носки, при этом
необходимо сразу же встать на стопу. Если не сделать этого, то можно потерять
равновесие и упасть. Чтобы смягчить удар, можно попробовать слегка согнуть
ноги. Жёсткое приземление может привести к болезненным ощущениям и травмам.

Заключение

Прыжки через гимнастический снаряд – это классическое
упражнение из спортивной гимнастики. Оно равномерно развивает всё тело, улучшая
пластичность и чувство равновесия. Если выполнять прыжки регулярно и грамотно
сочетать их с силовой нагрузкой, можно достичь хороших спортивных показателей и
гармонично развить своё тело.

Техника выполнения
прыжка через козла на физкультуре.

Все мы помним со школьных лет
уроки физкультуры. Разные темы: волейбол, футбол, метание, отжимание,
гимнастические прыжки и т.д. Одним из самых известных таких упражнений является
прыжок через гимнастический снаряд.  Данное упражнение называют прыжки
через «козла» или «коня». Рассматриваемый тренажёр-это поверхность, обтянутая
кожей, ножки снаряда стойки из стали.

Высота «коня» варьируется от
90 см до 130 сантиметров. Выдерживает такой тренажер до 100 кг. Как и другие
тренировки на школьной физкультуре прыжки через козла развивают все мышцы тела
в комплексе. Благоприятно это упражнение влияет и на сердечную мышцу, являясь
хорошей кардионагрузкой.

Также прыжки через «козла»
развивают морально-волевые качества ученика, такие как решительность, мужество
и смелость.

На уроках физкультуры во
многих классах дети сдают нормативы на технику выполнения прыжка

 того, чтобы приступить к
выполнению прыжка необходимо провести разминку, хорошо разогреть мышцы, иначе
ситуация может закончиться травмой. Для разминки подойдет медленный бег,
повороты корпусом, прыжки на скакалке и приседания.

Гимнастический «конь»
устанавливается в ширину или длину, этим и будет определяться дистанция
разбега.

Для того, чтобы правильно и
безопасно выполнить упражнение, необходимо знать все этапы его исполнения,
рассмотрим каждый более подробно.

Техника выполнения прыжка
через козла

1.     
Разбег. Расстояние разбега составляет примерно 10 метров.
Разбег проводится плавно, без резкого набора скорости.

2.     
Наскок на мостик. Мостик- это пружинная поверхность,
помогающая совершить заскок на «козла».  Наскок делается при максимальном
разгоне.Перед запрыгиванием на данную плоскость запрещается притормаживать.
Обычно мостик и «конь» ставят в метре друг от друга.

3.     
Отталкивание ногами от мостика.  При прыжке на мостик
необходимо приземлиться на носки, при этом стопы должны встать параллельно друг
другу, а ноги должны быть напряженными.При толчке с мостика на «коня» тело
необходимо наклонить немного вперед, округлить спину и в прыжке выпрямить ноги
в коленках.

4.     
Полёт. На этом этапе тренировки школьник должен коснуться снаряд
руками. Выполняется рывок, при котором плечи перемещаются вверх, руки становятся
прямыми, а запястья сгибаются.Чтобы прыжок получился выше, очень важно
соединить рывок туловища и толчок руками, это и спровоцирует подъём таза и
остановку ног.

5.     
Полёт после скачка. Это, пожалуй, самая значимая стадия
упражнения, так как после неё выставляется оценка ученику.

6.     
Приземление. Чтобы не упасть приземлиться нужно на носки и сразу
же встать на стопу. Для того чтобы сделать приземление более мягким необходимо
немного согнуть ноги. Ведь жесткое приземление может стать причиной травмы.

Техника безопасности при таком
упражнение сводится к нескольким главным правилам: запрещается выполнять прыжок
без команды учителя, нужно осуществлять прыжок со страховкой, приземляться
только на согнутые ноги, во избежание травмы на полу должен лежать гимнастический
мат.

  Бывает, что школьники
совершают некоторые ошибки при выполнении такого упражнения. Рассмотрим
типичные из них: длительная опора руками и рывок под себя, в полёте после
толчка руками не происходит разгибание в тазобедренных суставах.

   Рассмотрев все
этапы выполнения прыжка через «козла», можно сделать вывод, что их
последовательность несложна и одинаково важна, поэтому допущение ошибки в
какой-то одной фазе может испортить все упражнение. В школе учеников нужно
страховать — перед приземлением поддерживать одной рукой, положив ладонь на
спину или на грудь, в зависимости от положения в воздухе, другой рукой
придерживать за запястье или предплечье, это поможет избежать травм, особенно
при прыжках через снаряд ноги врозь. 

 
 Можно сделать вывод, что при грамотном подходе учителя и соблюдении
техники безопасности такое упражнение, как прыжок через «козла» очень полезно
не только для физического воспитания школьников, но и для морального.

 

 

                                   
ДОКЛАД

 

 

 

Тема:  « Ошибки 
и  недостатки  в  технике

                
исполнения  опорных  прыжков»

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      
РЖЕВ

                                   
        2021 год

   Прежде чем говорить  об ошибках, необходимо определить
соответствующий понятийный аппарат и терминологию. Это позволит установить ту
грань, на которой кончаются индивидуальные отклонения от технического эталона и
начинаются ошибки.

   В процессе обучения мы стремимся к некой идеальной форме движения.
Однако, как показывает практический опыт, достичь этого идеала редко кому
удается. В разученном упражнении, как правило, имеются отклонения общего и
частного характера. Если при этом основные параметры движения не выходят за
рамки оптимального диапазона вариативности и сбавки за качество движения по
правилам соревнований не производятся, то отклонение от идеала следует
квалифицировать как допустимые индивидуальные особенности техники выполнения. В
противном случае отклонения следует относить к разряду технических ошибок.

   Проведенные исследования и педагогические наблюдения показали, что
мелкие отклонения сами по себе существенного влияния на основные параметры
движения и его техническую структуру в данный момент не оказывают. Однако если
они многочисленны, то движение в целом приобретает негативный оттенок,
исключающий возможность высокой судейской оценки за качество исполнения. Если
эти отклонения оставлять без внимания, то они перерождаются в ошибку. Мелкая
ошибка, если ее вовремя не  устранить, может перерасти в среднюю (или спровоцировать
ее в следующих фазах) и так далее.

   При анализе технических ошибок необходимо прежде всего установить,
где допущена грубая ошибка (в каком периоде, стадии и фазе), в чем она состоит.
Степень ее выраженности и характер, то есть ответить на вопрос «Где?», «Что?» и
«Как?». Следующий шаг связан с выяснением того, не обусловлена ли она более
мелкими ошибками в предшествующих фазах, то есть не является ли эта конкретная
ошибка следствием предшествующих отклонений (ответ на вопрос «Почему?»). Шаг
завершается установлением первого звена в цели отклонений, приведших к явной
ошибке. Для выявления степени влияния предшествующих отклонений на допускаемые
ошибки целесообразно применять разработанный  подход «от конца к началу». На
основе анализа полученных в этом случае конкретных данных устанавливается
первое существенное отклонение, которое необходимо устранить. В чисто
эмпирических подходах, когда ошибка не справляется, следует устранить все
предшествующие отклонения от эталона.

   Сущность технической ошибки состоит в том, что в процессе выполнения
опорного прыжка что-то было сделано не так, как нужно, или было сделано
совсем не то, что нужно (добавлена лишняя деталь или исчезла требуемая целевой
моделью). Ошибки первого рода связаны с ухудшением характеристик в целом
правильной по составу технической структуры движения, а ошибки второго рода – с
искажением требуемого состава технических действий и деформацией их структуры.

   Ошибки условно разделяют на параметрические и структурные. В первом
случае ухудшаются основные параметры полета (уменьшаются задаваемые от опоры
главный кинетический момент тела спортсмена и его вертикальная скорость ОЦМ в
момент прекращения связи с опорой), а во втором – качество выполнения движения
в целом или его отдельных частей (чистота линий и так далее). По степени
выраженности ошибки удобно дифференцировать на основе диапазона вариативности
характеристик. В том случае, когда они варьируются в пределах допустимого
диапазона, имеют место незначительные ошибки. Если же они выходят за рамки
допустимого диапазона, то ошибка значительна и относится к разряду грубых.

   При анализе техники исполнения опорного прыжка помимо оценки качества
технических действий в целом и пофазно необходимо охарактеризовать основные
параметры движения. Качественные их оценки варьируют между определениями « много
» — « мало ». В упражнениях с фазой полета, к каковым относятся
опорные прыжки, перемещение в безопорном  положении является функцией скорости
ОЦМ тела спортсмена в момент прекращения связи с опорой (отхода).
Горизонтальная ее составляющая определяется словами « далеко» — «близко»
( в среднем – «нормально»),а вертикальная – словами «высоко» —
«низко».

   Качественно охарактеризовать заданный спортсменом с опоры главный
кинетический момент можно лишь опосредованно —  по скорости выполнения
требуемого вращения в полете. В том случае, когда действия в полете в целом
правильны, целесообразно использовать определения типа  « быстро» —
«медленно»

   Параметрические ошибки обусловлены несовершенством
предшествующих технических действий, то есть структурными ошибками, которые так
же взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако практический опыт свидетельствует
о том, что достаточно часто ошибка в данной фазе может возникнуть спонтанно, не
будучи спровоцированной отклонениями в предшествующих фазах.

   Структурные ошибки,  в свою очередь, целесообразно разделить
на ошибки в граничных положениях и ошибки в ведущих элементах
координации.
Граничное положение определяется позой, характеризуемой
величиной суставных углов, и ориентацией продольной  оси тела спортсмена
в зоне перехода движения из одной фаза в другую. В обоих случаях они могут
иметь как общий, так и локальный характер. В первом случае характеризуется
положение тела или техническое действие в целом, а во втором —  их детали.

   Ошибки в граничных положениях связаны с недопустимыми отклонениями
от эталонных граничных положений по характеристикам позы и (или) ориентации
тела в пространстве. Поза определяется словами «недостаточно» или «
чрезмерно»
( в целом или в конкретном суставе), а фактическая ориентация
тела – словами « рано» или « поздно». Деформация граничных поз
ухудшает геометрическую структуру движения и создает условия, препятствующие
оптимальному выполнению ведущих элементов координации в конкретных фазах
движения.

   Анализ полученных данных показал, что неспровоцированные
предшествующими действиями ошибки в граничных положениях обусловлены обычно не столько
дефектами обучения данному упражнению. Сколько априорными причинами. Так, если
на этапе начальной подготовки у спортсмена не были сформированы адекватные
навыки оптимальной динамической осанки и «чистоты» исполнения движений, то при
освоении опорных прыжков прогрессирующей сложности дефекты начальной подготовки
обычно проявляются в более выраженной форме в самые неподходящие моменты. Для
владения виртуозным стилем исполнения высококвалифицированный спортсмен с
достаточно эффективной в биомеханическом плане техникой вынужден тратить
значительное время на «чистку» деталей движения и отработку правильной
динамической осанки. В противном случае такие спортсмены в конечном счете
проигрывают своим более тщательно « загрунтованным» в этом плане соперникам.

   Ошибки в граничных положениях общего характера связаны с деформацией
эталонной позы в целом, являющейся следствием мелких отклонений (например,
недостаточно или чрезмерно прогнутое тело).

   Локальная ошибка выражается в существенном отклонении от эталона в
конкретном суставе, их паре или функциональной группе ( например, недостаточное
сгибание в тазобедренных суставах, чрезмерно опущена или поднята голова,
согнутые ноги и тому подобное).

   Ошибки в ведущих элементах координации  связаны с
неадекватным включением механизма, «запускающего» межмышечную
координацию движений и, как следствие, несвоевременным и (или) недостаточным
приложением основных усилий при выполнении главного  управляющего действия в
фазах  движения. Эти ошибки в биомеханическом плане вызывают более серьезные
последствия, так как связаны с деформацией динамической структуры движения.

   Главные управляющие движения в фазе, «запускаемые» ее ведущим
элементом координации, могут начинаться раньше или позже,
продолжаться по времени дольше или короче и быть сильнее или
слабее, чем требуется. Таким образом, основные управляющие действия
характеризуются местом их приложения, продолжительностью и степенью
развития,
то есть по пространственным, временным и динамическим признакам.
Для качественного определения этих ошибок целесообразно использовать три пары 
вербальных определений: «рано – поздно», «долго – коротко», «сильно –
слабо».

   Указанные выше качественные определения ошибок позволяют упорядочить
и минимизировать объем вербальных операторов в процессе обучения спортивным
движениям и алгоритмизировать диагностику ошибок. Объединяясь, эти определения 
образуют  более обобщенные, и, обратно: каждое определение ошибки или краткая
установка, употребляемые при обучении спортивным движениям, на основе
развиваемого подхода можно разложить на указанные выше элементарные определения
( например, «резко» означает быстро и сильно, а вяло» — соответственно,
слабо и медленно и тому подобное).

   Адекватная диагностика технических ошибок  естественным образом
предопределяет способ их устранения: если действие выполняется рано и слабо, то
следует начинать позднее и действовать сильнее и т.п. Коррекция действий при
этом в определенном смысле идет в направлении, противоположном диагнозу, и
продолжается до тех пор, пока ошибка не будет исправлена.

   Структурные и параметрические ошибки первого и второго рода
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, искажение граничного положения
затрудняет правильное выполнение ведущего элемента координации и, как
следствие, главного управляющего движения, что, в свою очередь, ведет к
искажению следующего граничного положения. Ошибки первого рода провоцируют
ошибку второго рода и т.д. Взаимосвязь при этом носит статистический характер.
Следствие мелких структурных ошибок может проявляться через несколько фаз.

   Анализ причин технических ошибок, допускаемых спортсменами во время
обучения, позволил определить типичные и вероятные:

   — спортсмен допускает ошибки в предшествующих фазах;

   — своевременно не устраняет мелкие отклонения в данной фазе;

   — не может выполнить требуемое ( не готов физически, функционально
или технически);

   — не знает, что нужно делать;

   — не хочет делать то, что требуют ( считает это неправильным или
несущественным);

   — боится выполнить требуемое техническое действие;

   — неверно оценивает свои действия.

   Ошибки таким образом. Обусловливаются недостатками в каком-то из
видов подготовки спортсмена, а именно в технической, физической,
функциональной, психологической или теоретической подготовке.

   Допускается совместное применение качественных и количественных
характеристик движения при выполнении опорных прыжков. Вышеприведенные
качественные определения ошибок могут быть представлены и в строгой цифровой
форме.

   Выработка и реализация оптимальной тактики управляющих воздействий в
процессе становления и совершенствования технической структуры опорных прыжков
прогрессирующей сложности основываются на данных контроля за уровнем 
технической подготовленности. Инвариантной процедурой при этом является,
сравнение характеристик текущего состояния технических структур опорного прыжка
с предшествующими и требуемыми в соответствии с развернутой целевой педагогико-
биомеханической моделью.

   Выявлены следующие технические ошибки и недостатки в технике исполнения 
опорных прыжков высококвалифицированными гимнастами:

    .  недостаточная скорость на последних пяти метров разбега;

    .  чрезмерная высота наскока на мостик;

  .   постановка ступней ног на мостик в неоптимальной зоне
взаимодействия;

  . чрезмерная или недостаточная высота наскока на стол после
толчка ногами;

  . сильный прогиб и чрезмерный угол между продольными осями рук
и туловища в момент постановки рук на опору (стол);

  . длительное время взаимодействия со столом;

  . раннее начала группирования  на опоре во время взаимодействия
со столом. Результатами этой технической ошибки являются недостаточность
заданного от опоры главного кинетического момента спортсмена в полете и, как
следствие, медленное вращение при достаточно плотной группировке;

  . отход от стола при ориентации продольной оси тела
спортсмена, значительно отклоняющейся от вертикальной;

  . недостаточно быстрое и плотное группирование в начале полета
после толчка руками;

  . недостаточно быстрое вращение тела спортсмена в полете;

  . неоптимальное сочетание между величиной и направлением
главного кинетического момента тела спортсмена и стартовой скоростью его ОЦМ в
момент прекращения связи с опорой (отхода от стола). Следствием этого
несоответствия является зависание в полете и недокрут по сальто;

  . ранее выпрямление тела спортсмена (разгруппирование)
в полете;

  . позднее и (или) недостаточное полное выпрямление тела в фазе
подготовки к приземлению;

  . слишком короткая фаза подготовки к приземлению;

  . слишком большой вынос ступней ног вперед со значительным
сгибанием их в тазобедренных суставах перед приземлением и в момент постановки
ступней на опору (поверхность приземления). Следствием этой технической ошибки
является большой шаг назад, пробежка или падение назад;

  . недостаточный вынос ступней ног вперед в момент постановки
их на опору. Следствием этой технической ошибки являются большой шаг вперед,
пробежка или падение вперед;

  . неоптимальная поза тела спортсмена в момент постановки ног
на опору

 ( оптимальной является близкая к вертикальной поза с почти выпрямленными
в коленных и голеностопных суставах ногами и заметно ссутуленной спиной);

  . неустойчивое приземление;

  . отсутствие доскока.

Гимнастические прыжки, воздействуя на организм человека, развивают ловкость, мышечную силу, скорость и координацию движений. Они доступны практически всем, независимо от возраста, пола и уровня подготовки.

Умение легко совершать прыжки — показатель хорошей подготовки занимающегося. Они также используются в гимнастических выступлениях разного уровня, что придает соревнованию зрелищность и эмоциональность.

Они делятся на две группы: простые (неопорные) и опорные прыжки.

К первым относятся те, что выполняются без опоры руками о снаряд. Это прыжки в высоту или в длину (с места или с разбега), в глубину (с гимнастического снаряда или с подвесной площадки), с трамплина, а также прыжки через скакалку.

Опорные прыжки — вид упражнений, состоящий в преодолении (с разбега) специально предназначенного препятствия определенным способом, используя промежуточную опору. Ею в данном случае служат гимнастические снаряды. В качестве примера можно привести опорный прыжок через козла или коня. Снаряд может быть поставлен в длину либо в ширину.

Выполнение опорного прыжка может быть прямым и боковым.

опорные прыжки

Техника его имеет следующие фазы:

  1. Разбег.
  2. Наскок на гимнастический мостик.
  3. Ножной толчок.
  4. Фаза полета.
  5. Толчок руками о снаряд.
  6. Полет после ручного толчка.
  7. Приземление.

Завершение гимнастом каждой фазы служит подготовительным этапом для следующей. Ошибка при выполнении любой из стадий испортит весь опорный прыжок через козла. При этом выполнение прыжков мужчинами и женщинами не имеет особых отличий по технике.

Разбег

Разбег должен производиться с равномерным ускорением, т. к. колебания его скорости отрицательно сказываются на качестве прыжка. Скорость его у хороших гимнастов достигает восьми и более метров в секунду.

Его нужно начинать из одного исходного положения, сохраняя постоянной длину. Скорость при движении увеличивают постепенно — резкий старт препятствует плавности движений.

Длина дистанции для разбега зависит от вида снаряда, разновидности самого прыжка, степени подготовки гимнаста и многого другого.

Для начинающих это расстояние, как правило, порядка 10 метров. Техника шагов при этом та же, что при беге на короткие дистанции.

опорный прыжок через козла

Наскок на мостик

Он совершается в момент достижения наивысшей скорости. Снижение ее перед вспрыгиванием на мостик ухудшает результат прыжка и говорит о неправильной технике.

При наскоке туловище немного наклонено вперед, согнутая толчковая нога приближается к маховой. Обе они — впереди туловища. После чего прямые соединенные ноги выносятся вперед. При касании мостика ногами руки находятся внизу.

Чем выше скорость при разбеге, тем больше расстояние между снарядом и мостиком. Обычно это — полметра или метр.

Толчок ногами

Прыгает на мостик гимнаст на носки (не на всю ступню) почти прямых напряженных ног. Ставятся они на мостик параллельно на ширину стопы. Опытные гимнасты, опускаясь, распрямляют ноги в коленях и сгибают подошвы. Новички просто ждут приземления.

Взмах руками заканчивается в момент ножного толчка. При этом ноги полностью выпрямлены в коленях. Тело немного наклонено вперед, спина округлена.

Последующий полет и ручной толчок

В этой фазе гимнаст делает предварительный мах назад ногами, разгибаясь туловищем. Он помогает создать условия быстрого сгибания тела в суставах таза при толчке руками.

Отталкивание от снаряда — самый сложный момент, который содержат опорные прыжки. Это целый комплекс взаимосвязанных движений. Несмотря на кратковременность, действия гимнаста ведутся строго последовательно.

техника опорного прыжка

В толчке выделяют три фазы:

  • постановка прямых рук на опору;
  • прием удара со сгибанием рук в локтях и «проваливанием» в плечах, при этом напряжение мышц-разгибателей растет;
  • фаза активного отталкивания, при котором плечевой пояс быстро движется вверх, руки выпрямляются в локтях и сгибаются в запястьях.

При любом прыжке опора о снаряд происходит перед туловищем. Толчок руками нужно объединить с рывком туловищем, ведущим к подъему вверх таза и торможению ног. Это повышает эффективность отталкивания путем увеличения давления на опору.

Толчок руками заканчивается в момент пересечения плечами вертикали, проведенной через линию их постановки. Это дает максимальную высоту последующего взлета.

Полет после фазы толчка и приземление

От вида прыжка зависит положение тела спортсмена в полете. Качество выполнения данной фазы упражнения влияет на общую оценку. Зафиксировав требуемое для конкретного вида прыжка положение, перед приземлением гимнаст выпрямляется.

Приземление происходит на носки выпрямленных напряженных ног, при этом требуется сразу опуститься полностью на стопу и усилить давление на нужную ее сторону, чтобы не потерять равновесие, для чего тело спортсмена вынуждено совершить волнообразное движение. Для смягчения удара об опору необходимо, приземляясь, упруго согнуть ноги. Жесткое приземление, как правило, ведет к потере равновесия и зачастую к травмам.

Существуют различные виды прикладных опорных прыжков.

техника выполнения опорного прыжка

Козел в ширину

Техника выполнения опорного прыжка в этом случае заключается во вскоке на снаряд на коленях в упор, затем соскоке в положении ноги врозь. Требуется, произведя наскок на колени, с отведенными назад руками опуститься на пятки, туловище подать вперед. Сильным взмахом руками оттолкнуться от снаряда, развести ноги и прогнув тело, выполнить соскок.

Этапы обучения:

  1. Сидя на пятках на полу, встать на колени, взмахнув руками.
  2. Проделать то же самое и прийти в присед, оттолкнувшись коленями.
  3. Из положения «упор на коленях стоя» перейти к положению «упор ноги врозь стоя».
  4. Перейти в положение «стойка ноги врозь» с поднятыми руками.

Если ученик начинает падать, тренеру необходимо подстраховать его под грудь или спину.

Конь или козел в ширину

Вскок на снаряд делается в приседе, а соскок — в положении прогнувшись. Техника выполнения: оттолкнуться ногами, руками опереться о снаряд. Запрыгнуть на него и остановиться в упоре присев. Быстро выпрямившись, оттолкнуться, одновременно прогибаясь, руки развести наружу и вверх. В таком же положении приземлиться.

Этапы обучения:

  1. Совершать прыжки вверх на полу из упора присев с мягким приземлением.
  2. Отрабатывать прыжок, добиваясь устойчивого приземления, с гимнастической скамейки, подвесной площадки или низкого бревна.
  3. Производить наскок на снаряд, останавливаясь в положении в упор присев, затем совершать соскок прогнувшись.

Страховка также заключается в поддержке под спину или грудь.

техника опорного прыжка через козла

Прыжок через коня с ручками боком

Техника опорного прыжка через такого коня имеет свои особенности. Опираясь на ручки коня и оттолкнувшись ногами, следует резко подать согнутое тело в направлении стороны прыжка. Перемещая таз вперед, над снарядом разогнуться, толкаясь одной рукой и перенося тяжесть на другую. Находясь над конем боком, прогнуться, затем оттолкнуться опорной рукой. Приземление происходит спиной к снаряду.

Этапы обучения:

  1. Из положения «упор лежа» ножным толчком переходить к положению «упор лежа боком» на одной из рук (поочередно правой и левой).
  2. Наскочить на коня боком в упор с мостика.
  3. Ухватиться за ручки, оттолкнуться ногами с трамплина и выполнить боковой прыжок на коня.
  4. Проделать то же самое с разбега, держась за ручку.

Страховать ученика тренер должен, придерживая за предплечье и под тазом (стоя у места приземления).

Прыжок через коня в длину углом

Техника выполнения опорного прыжка в данном случае следующая. Оттолкнуться левой ногой от мостика, который находится сбоку, и сразу же опереться о коня правой рукой. При этом маховая нога движется вверх, толчковая следует за ней. Опора идет последовательно на правую, обе, левую руки. Она должна сохраняться до самого приземления.

Тело гимнаста при выполнении согнуто. Мостик — параллельно коню. Приземление происходит боком к спортивному снаряду.

Этапы обучения:

  1. В положении сидя на коне опереться руками позади тела и производить взмахи ногами, затем спрыгнуть со снаряда и встать к нему левым боком.
  2. Сидя на коне с ногами врозь и опираясь сзади себя о коня руками, взмахом ног соскакивать углом на обе стороны поочередно.
  3. Соскакивать с низких брусьев углом из седа на бедре с помощью тренера, затем самостоятельно.
  4. Производить наскок углом на коня с расстояния пары-тройки шагов в положение седа.
  5. Разучивать прыжок углом с поддержкой, затем самостоятельно.

Страховка также заключается в поддержке за плечо и под спину.

выполнение опорного прыжка

Прыжок углом в ширину через коня с ручками

Техника опорного прыжка здесь немного другая. Совершив прямой разбег, оттолкнуться от мостика, держась за ручки, совершить поворот на 90° в любую сторону. При повороте ноги оказываются перпендикулярными туловищу. Тяжесть тела переносится на одну из рук.

Этапы обучения:

  1. Лежа в упоре, делать перемахи ногами в стороны с поворотами в сед.
  2. Отрабатывать на низких брусьях угловой соскок путем маха вперед.
  3. С мостика, ухватившись за ручки, производить подскоки на месте с последующим прыжком углом.

Страховка необходима в виде поддержки гимнаста за руку над локтем и под спину.

Прыжок через коня с ручками в ширину, прогнувшись

Опереться руками о ручки коня, сделать ногами толчок и мах назад. Затем повернуться лицом к снаряду. Прогнуться в грудной части и пояснице. Находясь над снарядом, оттолкнуться рукой и приземлиться.

Этапы обучения:

  1. Делать соскок, прогнувшись, с низких брусьев махом назад в обе стороны поочередно.
  2. То же в упоре лицом наружу на концах брусьев с поворотом боком к снаряду.
  3. Прыжок с прогибом через коня с ручками в ширину с ручками с трамплина.
  4. Прыжок через него же с двух мостиков, которые стоят один на другом.

Страховка заключается в поддержке обеими руками ученика в точке опоры.

опорный прыжок ноги врозь

Опорный прыжок ноги врозь в ширину через козла

Выполняя его, спортсмен помещает руки на снаряд намного впереди туловища, угол постановки обязательно должен быть тупым. Если он будет менее 90°, потребуются дополнительные усилия, чтобы поднять плечи. Отталкивание выйдет низким.

Техника опорного прыжка через козла требует в начале толчка разведения ног как можно шире. Толчок требуется стремительный, после чего гимнаст разгибается и поднимает руки вверх, одновременно отводя назад. Это помогает ему разогнуться.

В положении ноги врозь гимнаст сгибается и соединяет ноги, которые слегка обгоняют туловище. Это позволяет в момент приземления сохранить устойчивость.

Этапы обучения:

  1. Совершать прыжки на месте, отталкиваясь обеими ногами, разводя и сводя их в воздухе.
  2. Прыгать с ногами врозь с высоты полметра-метр.
  3. Переходить из упора лежа сильным толчком в упор стоя.
  4. Стоя у гимнастической стенки, совершать прыжки на одном месте, разводя и сводя ноги.

Страховка — в поддержке под грудь или спину, другой рукой — за запястье или предплечье.

Прыжок в ширину через козла, согнув ноги

Техника опорного прыжка через козла в этом случае аналогична предыдущей. Ноги держатся прямыми. С момента касания руками снаряда идет сгибание ног в коленях. После толчка спортсмен разгибается, поднимает руки и опускает ноги.

Этапы обучения:

  1. Прыгать на месте, держась руками за гимнастическую стенку. Руки должны быть прямыми.
  2. Переходить из упора лежа в упор присев, оттолкнувшись ногами.
  3. Из того же положения встать, поднять руки, приземлиться и выпрямиться в основную стойку.
  4. Совершать прыжки с согнутыми ногами с разных снарядов.
  5. Разбежавшись, вскочить в упор на козла и соскочить с него, согнув ноги. Упражнение можно усложнить, отодвинув мостик подальше от снаряда или увеличив высоту последнего.

Страховка аналогична описанным для предыдущих упражнений.

Если опорные прыжки выполняются гимнастом с ошибками, правильнее будет начать с подводящих упражнений.

Мастер-класс

для учителей физической культуры

Тема: Методика обучения учащихся

технике опорного прыжка

согнув ноги через гимнастического «козла».

Учитель физической культуры

Кузякова Вера Михайловна

2016-2017 г

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике опорного прыжка через гимнастического «козла» согнув ноги, но возможности учителей различны, поэтому, используя свой опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средств и для обучения учащихся технике опорного прыжка через гимнастического «козла» согнув ноги по физической культуре по разделу «Гимнастика».

Обучение техники опорного прыжка через гимнастического «козла» ноги вместе.

Обучение технике опорного прыжка через гимнастического «козла», начинается с простей­ших упражнений, к которым относятся:

  1. Прыжок в упор стоя на коленях;

  2. Соскок со снаряда прогнувшись из положения «старта пловца»;

  3. Прыжок в упор присев и соскок.

  1. Прыжок в упор стоя на коленях — из упора стоя на мостике перед козлом в ширину выполнить 2— 3 прыжка на месте и вскок в упор стоя на коленях. Взмахом рук и толчком ног соскок с помощью.

Существенные ошибки: попеременная постановка коленей на снаряд; чрезмерная остановка перед упором присев; потеря равновесия на снаряде; нет полного выпрямления тела при соскоке; чрезмерное сгибание ног при соскоке; падение при приземлении.

Мелкие ошибки: разведение коленей в упоре на ко­ленях; разведение или значительное сгибание ног при разбега вскок в упор стоя на коленях, махом рук соскок вперед

  1. Прыжок в упор присев и соскок — опе­реться руками о снаряд и, оттолкнув­шись ногами от мостика, прийти в упор присев на снаряде. Выпрямляясь, оттолк­нуться вверх, прогнуться, руки вверх наружу и сохранить такое положение до приземления.

Существенные ошибки: остановка на мостике; неод­новременная постановка ног на снаряд; потеря равно­весия на снаряде; чрезмерная остановка в упоре присев; нет положения прогнувшись в полете; чрезмерно согну­ты ноги; потеря равновесия при приземлении (падение, опора на руки).

Мелкие ошибки: недостаточно прогнутое положение тела в полете; незначительное сгибание ног; незначи­тельная потеря равновесия при приземлении; низкий по­лет; недостаточная слитность и четкость при испол­нении.

  1. Соскок со снаряда прогнувшись из положения «старта пловца»

из поло­жения «старта пловца» на снаряде, вып­рямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуть­ся, руки вверх наружу и сохранить такое положение до приземления.

Существенные ошибки: нет положения прогнувшись в полете; чрезмерно согну­ты ноги; потеря равновесия при приземлении (падение, опора на руки).

Мелкие ошибки: недостаточно прогнутое положение тела в полете; незначительное сгибание ног; незначи­тельная потеря равновесия при приземлении; низкий по­лет; недостаточная слитность и четкость при испол­нении.

  1. Прыжок согнув ноги через козла в ширину.

К обучению техники опорного прыжка через козла в ширину ноги вместе надо приступать после освоения подводящих упражнений.

Техника выполнения прыжок согнув ноги через козла:

После постановки рук на опору поднять таз, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. До прохождения ногами вертикали оттолкнуться рука­ми, поднять их вверх и прогнуться, выполнить приземление.

Существенные ошибки: остановка на мостике; неод­новременный толчок ногами; чрезмерная задержка рук на снаряде; касание ногами снаряда; нет разгибания те­ла после толчка руками; падение (или касание руками пола) при приземлении.

Мелкие ошибки: легкое касание снаряда ногами; не­значительная задержка рук на снаряде; недостаточно выпрямлено тело после толчка руками; небольшая поте­ря равновесия при приземлении; незначительное разве­дение и сгибание ног.

Последовательность разучивания:

а) прыжки на месте вверх, сгибая ноги вперед в коленных и тазобедренных суставах;

б) из упора лежа толчком ног — в упор присев и энергичным толчком руками встать;

в) прыжок согнув ноги, с постепенным увеличением высоты снаряда и расстояния от мостика до козла, на дальность приземления.

г) прыжок в упор стоя на коленях;

д) прыжок в упор присев и соскок.

Игровая подготовка

Игроки стоят в колонне лицом к снаряду. С разбега выполняют пры­жок с опорой руками, обегают во­круг снаряда и встают в конец своей колонны. Игру начинать только по сигналу преподава­теля. Прыжок выполнять способом «согнув ноги». Победительницей считается команда, первой выполнившая задание. Расстояние постанов­ки снаряда от колонн определяется конфигурацией зала. При выполнении прыжка у учащихся обязательно должна быть страховка. При выявлении победителя следует учитывать технику выполнения прыжка

И в заключение, хочется заметить, что при выполнении опорного прыжка через козла ноги вместе обращать внимание на страховку необхо­димо, страховка и помощь оказываются стоя спереди-сбоку от места приземле­ния, гимнаста поддержать двумя руками за плечо. Включайте в уроки страховку и помощь не только учителем, но и учащимися. Это помогает развивать самостоятельность и сплочённость классного коллектива. И не забывайте напоминать детям, для чего изучаются опорный прыжок, он развивает ориентацию в про­странстве, способствуют развитию быстроты, точности дви­жений и воспитывает смелость.

  • Какие могут быть ошибки на сайте
  • Какие основные ошибки могут возникать при употреблении синонимов омонимов паронимов кратко
  • Какие могут быть ошибки жесткого диска
  • Какие основные ошибки возможны при использовании глагольных форм
  • Какие могут быть логические ошибки