Какие существуют ошибки исследования

Виды ошибок, допускаемых студентами при выполнении научно-исследовательской работы

Выполнение научно-исследовательских проектов сопровождается рядом сложностей. Ни один автор, будь то начинающий исследователь, студент или уже опытный исполнитель не сможет с первого раза безоговорочно и верно выполнить его. Какие-либо огрехи и ошибки им все равно будут допущены. Главное – вовремя их заметить и устранить, чтобы в дальнейшем они не сказались на конечном результате, и не пришлось заново организовывать эксперимент, полностью переделывать работу.

Сегодня мы расскажем, какие ошибки чаще всего допускают авторы научно- следовательских работ, как их выявить и оперативно ликвидировать.

Ошибки в тексте

Самая банальная и притом едва заметная ошибка может встретиться в любой части работы, где присутствует текст. К данной разновидности относят орфографические, пунктуационные, логические и стилистические недочеты. Казалось бы, какое отношение имеют данные ошибки к специалистам технических, экономических, психологических и иных наук? Они ведь занимаются исследованием конкретной проблемы, а не изучением правил написания слов и предложений. На самом деле порой именно простейшая ошибка, описка в слове способна испортить не только первое впечатление об авторе, но и всем исследовании.

Ошибки в тексте

Учимся правильно писать текст

Каким будет качество научной работы, если в ней присутствуют банальные ошибки в тексте, прослеживаются погрешности в логичности и последовательности мыслей? Что уж говорить о качестве исследования, если автор не может правильно и грамотно связать несколько слов?

Опытный исследователь должен быть профессионалом не только в конкретной научной области, но и во всем! Уровень компетентности, высокая квалификация и репутация проявляется не только в его мыслях и достижениях, но и грамотном тексте. Поэтому важно тщательно перепроверять написанный материал на ошибки и ликвидировать их.

Самыми распространенными ошибками в тексте являются:

  • Орфография (ошибки в словах, описки);
  • Пунктуационные (неправильная расстановка знаков препинания);
  • Логические (наличие противоречий в тексте, нарушение последовательности мыслей, нестыковки между фактами и высказываниями и пр.);
  • Стилистические (выход за рамки академического письма, использование неуместной терминологии, лексики и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сегодня проверять материал на ошибки можно разными способами: самостоятельно вычитывать текст, доверить это дело квалифицированному лингвисту, редактору или корректору, воспользоваться специальными программами и сервисами по проверке текста.

Ошибки в практической части

Научно-исследовательская деятельность сопровождается проверкой гипотезы на практике или проведением эксперимента. Здесь для получения максимально точного результата важно тщательно планировать каждое действие и следовать намеченному алгоритму.

При организации и проведении эксперимента важно устанавливать определенные ограничения и соблюдать их. Малейшее отклонение от утвержденного механизма может привести к недостоверному или неточному итогу. Более того, исследователь должен иметь определенную базу для сравнения полученных результатов, шкалу их оценки.

Ошибки в практической части

Проведение практической части исследования

Самой распространенной ошибкой среди начинающих исследователей является несвоевременное фиксирование результатов, полученных в ходе реализации действий. Важно моментально фиксировать итоги, чтобы в дальнейшем разобраться в них и сделать конкретный вывод. В противном случае автор может запамятовать или перепутать итоги разных этапов исследования, неправильно скорректировать план дальнейших действий, не учесть те или иные факторы и пр.

Также к числу недопустимых погрешностей при проведении практической части исследования являются:

  • Необоснованное отклонение от базового плана;
  • Использование неактуальной методики или нормативной базы для сравнения полученных результатов;
  • Отсутствие шкалы оценки полученных итогов.

Учтите, что повторно организовать и провести один и тот же эксперимент, получить одинаковые результаты возможно не всегда (например, в психологии, социологии подобное не работает).

Ошибки в структуре и содержании проекта

Каждая научная работа должна соответствовать конкретным требованиям ГОС, которые прописывают: что должно содержаться в проекте, в какой последовательности, как должна раскрываться тема и пр. Важно учесть каждое правило, иначе автор не сможет получить допуск к защите.

Среди наиболее распространенных ошибок данного плана можно отметить:

  • Неправильная формулировка темы научной работы: слишком громоздкая или размытая;
  • Отсутствие четкой структуры или неуместное употребление отдельных фрагментов, несоответствие заголовка и содержания;
  • Нарушение соразмерности структурных элементов исследования: каждый подпункт и глава должны быть примерно одинаковыми по объему. Нарушение данного баланса является грубой ошибкой;
  • «Лирические отступления» в работе, не имеющие отношения к теме исследования. Конечно, в какой-то мере «разбавление» материала определенными фактами возможно, но это должно быть строго по теме исследования, соответствовать логике повествования, теме подзаголовка (структурного элемента), подчеркивать определенные моменты или стороны и пр. Объемные отступления от идеи (темы) недопустимы. Они могут повлечь за собой дисквалификацию проекта или доработку.

Ошибки в структуре и содержании проекта

Наиболее распространенные ошибки в содержании НИР
  • Нарушения правил академического письма. Научно-исследовательская работа пишется строго в рамках научного стиля с соблюдением всех ключевых требований: уместное использование профессиональных терминов, построение текста (логика повествования, структура), стилистика и пр.
  • Исследование неактуальной проблемы. Любая научная работа должна изучать и решать важную и значимую проблему, которая оказывает негативное воздействие на определенный объект исследования, отрасль и пр.
  • Неконтролируемое копирование чужих мыслей и трудов. В научной среде данное явление называют плагиатом. Объем заимствований в научных исследованиях строго ограничен – максимум 10-15%. Если нарушить данное правило, то проект не будет допущен к публикации и/или защите.
  • И пр.

Проверить указанные ошибки бывает сложно. В этом случае неоднократное перечитывание, изучение материалов научной работы неизбежно. Притом сам автор не всегда способен сам заметить ту или иную «оплошность». В этом деле ему поможет научный руководитель проекта.

Самой простой и быстрой проверкой текста исследования на выявление ошибок, оригинальности текста будет использование соответствующих программ и сервисов. Как правило, в научной среде пользуются программой «Антиплагиат.ВУЗ». Автор может воспользоваться ею на кафедре учебного заведения с помощью научного руководителя, квалифицированного эксперта (рецензента, оппонента), бесплатной версий Антиплагиат.ру или иным подобным сервисом (текст.ру, адвего и пр.).

Проверка на уникальность текста в большинстве случаев сопровождается проверкой текста на орфографические и пунктуационные орехи, что в значительной степени способно усовершенствовать проект.

Оформление

Научно-исследовательский проект должен быть оформлен согласно ГОСТ 7.0.11-2011. Малейшее отступление от принятых научным сообществом правил влечет за собой серьезное наказание – недопуск к защите, публикации, а это значит, что заработать достойную репутацию будет непросто.

Оформление НИР

Правила оформления научной работы

Автор исследования должен учитывать все до мелочей: оформление текста (шрифт, размер, расположение текста, ссылки и сноски, порядок и объем цитирования и пр.), оформление графических материалов (их уместность и целесообразность, расположение в тексте, наименование и нумерация, анализ), оформление списка использованной литературы (здесь важно не только правильное расположение ресурсов, расстановка знаков препинания и данных о первоисточнике, но и их актуальность) и пр.

По статистике более 75% авторов допускают ошибки в оформлении научной работы. Если их объем незначителен, то проект направляется на доработку. Если же доля погрешностей велика, то проект подлежит дисквалицификации. «Аттестовать» его будет возможно по мере устранения всех недочетов (чаще всего защита переносится на следующий семестр/год).

Грамотно, аргументировано и емко, понятно изложить мысли – основная задача исследователя. Качество научно-исследовательской работы и профессионализм автора кроется не только в умении разбираться в теме, поиске инновационного решения, но и следовании установленным стандартам.

Нарушение законов
логического мышления и искажение форм
мышления (понятий, категорий, суждений,
умозаключений) про­является в логических
ошибках. Такие ошибки многообразны по
сути. Наиболее часто встречающиеся из
них делятся на два класса:

1. Паралогизмы
– непреднамеренное нарушение законов
логи­ки и искажение форм мышления.
Источник паралогизмов – в не­достаточности
логической культуры исследователей
всех уровней.

2. Софизмы
– преднамеренная фальсификация
информации, сознательная дезинформация
с целью обосновать истинность заве­домо
ложного тезиса.

Поскольку
доказательство представляет логически
необходимую связь аргументов и выводимого
из них тезиса, то паралогизмы (ошибки в
доказательствах) делятся на три группы:

  • относящиеся к
    тезису;

  • относящиеся к
    аргументам;

  • относящиеся к их
    связи (демонстрации).

При формулировании
тезиса доказательства возможны следую­щие
основные ошибки:

  • потеря тезиса.
    В процессе
    доказательства происходит пере­ход
    от первоначально сформулированного
    тезиса к иному тезису, прямо или косвенно
    связанному с ним, но уже существенно
    отлича­ющемуся от него. Для избежания
    этой ошибки необходимо осуще­ствлять
    постоянный самоконтроль, следить за
    основной мыслью и ходом рассуждений.
    Необходимо зафиксировать последовательную
    связь основных положений тезиса, и в
    случае непроизвольного ухода в сторону
    следует вернуться к исходному пункту
    доказательства.

  • полная подмена
    тезиса.
    После
    формулирования на началь­ном этапе
    определенного тезиса происходит
    доказательство другого, близкого или
    сходного по значению. Подмена тезиса
    происходит в результате непоследовательности
    в рассуждениях, когда предвари­тельно
    нечетко сформулированную мысль начинают
    подправлять и уточнять в процессе
    доказательства.

Тезис часто
подменивается в процессе дискуссии,
когда вместо конкретного и ясного ответа
на поставленный вопрос отвечающий
уходит от сути дела и прямого ответа,
ходит «вокруг да около».

Одной из разновидностей
подмены тезиса является уловка, когда
при обсуждении конкретных действий или
предложений опреде­ленного лица
происходит незаметный переход к
обсуждению персо­нальных качеств
этого человека. Происходит «переход
на личность» и начинается обсуждение
его личных качеств, не связанных с
об­суждаемым вопросом.

Другой разновидностью
подмены тезиса является ошибка, кото­рую
называют «логическая диверсия».
Чувствуя невозможность доказать или
опровергнуть выдвинутое положение,
выступающий пытается переключить
внимание на обсуждение другого, возможно
и очень важного, утверждения, но не
имеющего прямой связи с первоначальным
тезисом.

  • частичная подмена
    тезиса.
    Эта
    ошибка появляется тогда, когда в ходе
    доказательства пытаются видоизменить
    первоначаль­ный тезис, сужая или
    смягчая его слишком общее, преувеличенное
    или излишне резкое утверждение.

В одних случаях
под влиянием контраргументов исследователь
пытается смягчить свою очень резкую
оценку, так как при этом ее легче защитить.
В других же случаях он пытается изменить
тезис оппонента в сторону его усиления
или расширения, с тем расчетом, что его
в этом случае легче опровергнуть.

К аргументам, чтобы
они были убедительными, предъявляются
. следующие требования:

  • в качестве
    аргументов могут выступать лишь такие
    положения, истинность которых была
    ранее доказана или они вообще не вызывают
    ни у кого сомнения, то есть аргументы
    должны быть истинными;

  • аргументы должны
    быть доказаны независимо от тезиса,
    т.е. должно соблюдаться правило
    автономного обоснования;

  • аргументы должны
    быть непротиворечивы;

  • аргументы должны
    быть достаточны.

Аргументы в системе
доказательств выполняют роль фундамента.
Поэтому они должны быть такими, чтобы
ни у кого не вызывала сомнения их
бесспорность или чтобы они были доказаны
ранее. Достаточно поставить под сомнение
хотя бы один из аргументов, положенных
в основу доказательства, чтобы поставить
под угрозу весь его ход вообще.

Нарушение требования
истинности аргумента приводит к двум
ошибкам. Первая из них носит название
«ложный аргумент», т.е. использование
в качестве аргумента несуществующего
факта, ссылки на событие, которого не
было и т.п. Вторая ошибка – «предвосхи­щение
основания» возникает тогда, когда
истинность аргумента не устанавливается
с несомненностью, а предполагается. В
этом слу­чае в качестве аргумента
используются недоказанные положения,
ссылки на расхожее мнение и т.п.

Требование
автономности аргументов означает, что
аргументы должны быть доказаны независимо
от тезиса. Поэтому прежде чем доказывать
тезис, следует проверить аргументы.

Требование
непротиворечивости аргументов означает,
что исполь­зуемые в системе одного
доказательства аргументы не должны
про­тиворечить друг другу.

Требование
достаточности аргументов определяется
тем условием, при котором из всей
совокупности аргументов с необходимостью
должен следовать доказываемый тезис.
Нарушение этого требова­ния часто
заключается в том, что в ходе доказательства
использу­ются аргументы, логически
не связанные с тезисом. При этом
встре­чаются два вида ошибок:

  • недостаточность
    аргументов.
    Эта
    ошибка возникает в том случае, когда
    отдельными фактами пытаются обосновать
    очень широкий тезис. В этом случае
    обобщение считается «слишком
    по­спешным».

  • чрезмерное
    доказательство.
    Эта
    ошибка возникает в том случае, когда,
    стремясь доказать свое предположение,
    увеличивают число аргументов. В этом
    случае обычно аргументация выглядит
    не логичной и малоубедительной. Поэтому
    достоверность аргументов следует
    понимать не в смысле их количества, а
    с учетом их весомо­сти и существенности.

Очень часто
допускаются ошибки в способах
доказательства, т.е. ошибки в способах
демонстрации, которые связаны с
отсутствием логической связи между
аргументами и тезисом. Эта ошибка
назы­вается ошибкой «мнимого
следования». Одна из форм такого
несо­ответствия – неоправданный
логический переход от узкой области к
более широкой. Другая форма несоответствия
– переход от ска­занного с условием
к сказанному безусловно. Эта ошибка
возникает, например, тогда, когда при
доказательстве используются аргументы,
справедливые лишь при определенных
условиях, в определенное время, в
определенном месте, а их считают верными
при любых обстоятельствах.

Софизмы
(греч. – хитрая уловка, измышление) –
это логически неправильное (мнимое)
рассуждение (вывод, доказатель­ство),
выдаваемое за действительное. Основаны
они на внешнем сход­стве явлений, на
двусмысленности слов, подмене понятия;
на со­знательно неправильном выборе
исходных положений.

Софистика
словесная виртуозность, видимая
доказательность умозаключений, подмена
одного понятия другим, введение в
заб­луждение.

Софизмы являются
особым приемом интеллектуального
мошен­ничества. Это явно ложные доводы,
игра в слова, оторванная от содержания
понятий. Поэтому считается, что «софист»
– это чело­век, отстаивающий свои
убеждения с помощью любых, в том числе
и недозволенных, приемов, не считаясь
с тем, верны эти убеждения на самом деле
или нет.

Логические ошибки
следует отличать от ошибок предметных
(фактических). К предметным
ошибкам
относятся
ошибки случай­ности, несоответствующее
заключение; ложные причины; ошибки
многих вопросов и др. Предметные ошибки
относятся к содержа­нию умозаключения,
они могут быть обнаружены и исправлены
только тем, кто знаком с самим предметом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Виды ошибок, допускаемых студентами при выполнении научно-исследовательской работы

Выполнение научно-исследовательских проектов сопровождается рядом сложностей. Ни один автор, будь то начинающий исследователь, студент или уже опытный исполнитель не сможет с первого раза безоговорочно и верно выполнить его. Какие-либо огрехи и ошибки им все равно будут допущены. Главное – вовремя их заметить и устранить, чтобы в дальнейшем они не сказались на конечном результате, и не пришлось заново организовывать эксперимент, полностью переделывать работу.

Сегодня мы расскажем, какие ошибки чаще всего допускают авторы научно- следовательских работ, как их выявить и оперативно ликвидировать.

Ошибки в тексте

Самая банальная и притом едва заметная ошибка может встретиться в любой части работы, где присутствует текст. К данной разновидности относят орфографические, пунктуационные, логические и стилистические недочеты. Казалось бы, какое отношение имеют данные ошибки к специалистам технических, экономических, психологических и иных наук? Они ведь занимаются исследованием конкретной проблемы, а не изучением правил написания слов и предложений. На самом деле порой именно простейшая ошибка, описка в слове способна испортить не только первое впечатление об авторе, но и всем исследовании.

Ошибки в тексте

Учимся правильно писать текст

Каким будет качество научной работы, если в ней присутствуют банальные ошибки в тексте, прослеживаются погрешности в логичности и последовательности мыслей? Что уж говорить о качестве исследования, если автор не может правильно и грамотно связать несколько слов?

Опытный исследователь должен быть профессионалом не только в конкретной научной области, но и во всем! Уровень компетентности, высокая квалификация и репутация проявляется не только в его мыслях и достижениях, но и грамотном тексте. Поэтому важно тщательно перепроверять написанный материал на ошибки и ликвидировать их.

Самыми распространенными ошибками в тексте являются:

  • Орфография (ошибки в словах, описки);
  • Пунктуационные (неправильная расстановка знаков препинания);
  • Логические (наличие противоречий в тексте, нарушение последовательности мыслей, нестыковки между фактами и высказываниями и пр.);
  • Стилистические (выход за рамки академического письма, использование неуместной терминологии, лексики и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сегодня проверять материал на ошибки можно разными способами: самостоятельно вычитывать текст, доверить это дело квалифицированному лингвисту, редактору или корректору, воспользоваться специальными программами и сервисами по проверке текста.

Ошибки в практической части

Научно-исследовательская деятельность сопровождается проверкой гипотезы на практике или проведением эксперимента. Здесь для получения максимально точного результата важно тщательно планировать каждое действие и следовать намеченному алгоритму.

При организации и проведении эксперимента важно устанавливать определенные ограничения и соблюдать их. Малейшее отклонение от утвержденного механизма может привести к недостоверному или неточному итогу. Более того, исследователь должен иметь определенную базу для сравнения полученных результатов, шкалу их оценки.

Ошибки в практической части

Проведение практической части исследования

Самой распространенной ошибкой среди начинающих исследователей является несвоевременное фиксирование результатов, полученных в ходе реализации действий. Важно моментально фиксировать итоги, чтобы в дальнейшем разобраться в них и сделать конкретный вывод. В противном случае автор может запамятовать или перепутать итоги разных этапов исследования, неправильно скорректировать план дальнейших действий, не учесть те или иные факторы и пр.

Также к числу недопустимых погрешностей при проведении практической части исследования являются:

  • Необоснованное отклонение от базового плана;
  • Использование неактуальной методики или нормативной базы для сравнения полученных результатов;
  • Отсутствие шкалы оценки полученных итогов.

Учтите, что повторно организовать и провести один и тот же эксперимент, получить одинаковые результаты возможно не всегда (например, в психологии, социологии подобное не работает).

Ошибки в структуре и содержании проекта

Каждая научная работа должна соответствовать конкретным требованиям ГОС, которые прописывают: что должно содержаться в проекте, в какой последовательности, как должна раскрываться тема и пр. Важно учесть каждое правило, иначе автор не сможет получить допуск к защите.

Среди наиболее распространенных ошибок данного плана можно отметить:

  • Неправильная формулировка темы научной работы: слишком громоздкая или размытая;
  • Отсутствие четкой структуры или неуместное употребление отдельных фрагментов, несоответствие заголовка и содержания;
  • Нарушение соразмерности структурных элементов исследования: каждый подпункт и глава должны быть примерно одинаковыми по объему. Нарушение данного баланса является грубой ошибкой;
  • «Лирические отступления» в работе, не имеющие отношения к теме исследования. Конечно, в какой-то мере «разбавление» материала определенными фактами возможно, но это должно быть строго по теме исследования, соответствовать логике повествования, теме подзаголовка (структурного элемента), подчеркивать определенные моменты или стороны и пр. Объемные отступления от идеи (темы) недопустимы. Они могут повлечь за собой дисквалификацию проекта или доработку.

Ошибки в структуре и содержании проекта

Наиболее распространенные ошибки в содержании НИР
  • Нарушения правил академического письма. Научно-исследовательская работа пишется строго в рамках научного стиля с соблюдением всех ключевых требований: уместное использование профессиональных терминов, построение текста (логика повествования, структура), стилистика и пр.
  • Исследование неактуальной проблемы. Любая научная работа должна изучать и решать важную и значимую проблему, которая оказывает негативное воздействие на определенный объект исследования, отрасль и пр.
  • Неконтролируемое копирование чужих мыслей и трудов. В научной среде данное явление называют плагиатом. Объем заимствований в научных исследованиях строго ограничен – максимум 10-15%. Если нарушить данное правило, то проект не будет допущен к публикации и/или защите.
  • И пр.

Проверить указанные ошибки бывает сложно. В этом случае неоднократное перечитывание, изучение материалов научной работы неизбежно. Притом сам автор не всегда способен сам заметить ту или иную «оплошность». В этом деле ему поможет научный руководитель проекта.

Самой простой и быстрой проверкой текста исследования на выявление ошибок, оригинальности текста будет использование соответствующих программ и сервисов. Как правило, в научной среде пользуются программой «Антиплагиат.ВУЗ». Автор может воспользоваться ею на кафедре учебного заведения с помощью научного руководителя, квалифицированного эксперта (рецензента, оппонента), бесплатной версий Антиплагиат.ру или иным подобным сервисом (текст.ру, адвего и пр.).

Проверка на уникальность текста в большинстве случаев сопровождается проверкой текста на орфографические и пунктуационные орехи, что в значительной степени способно усовершенствовать проект.

Оформление

Научно-исследовательский проект должен быть оформлен согласно ГОСТ 7.0.11-2011. Малейшее отступление от принятых научным сообществом правил влечет за собой серьезное наказание – недопуск к защите, публикации, а это значит, что заработать достойную репутацию будет непросто.

Оформление НИР

Правила оформления научной работы

Автор исследования должен учитывать все до мелочей: оформление текста (шрифт, размер, расположение текста, ссылки и сноски, порядок и объем цитирования и пр.), оформление графических материалов (их уместность и целесообразность, расположение в тексте, наименование и нумерация, анализ), оформление списка использованной литературы (здесь важно не только правильное расположение ресурсов, расстановка знаков препинания и данных о первоисточнике, но и их актуальность) и пр.

По статистике более 75% авторов допускают ошибки в оформлении научной работы. Если их объем незначителен, то проект направляется на доработку. Если же доля погрешностей велика, то проект подлежит дисквалицификации. «Аттестовать» его будет возможно по мере устранения всех недочетов (чаще всего защита переносится на следующий семестр/год).

Грамотно, аргументировано и емко, понятно изложить мысли – основная задача исследователя. Качество научно-исследовательской работы и профессионализм автора кроется не только в умении разбираться в теме, поиске инновационного решения, но и следовании установленным стандартам.

1. АО «Медицинский университет Астана».

Кафедра: Менеджмента и экспертной деятельности в
здравоохранении.
Тема СРС:
Анализ исследований (критерии фундаментальных
исследований).Оценка методологического качества,
основные виды ошибок научных исследований
(пути минимизации ошибок)
Выполнила: Тленова С.Т.
Группа:131 Аи
Проверил: Айгужин Б.К

2. План:

Критерии
оценки научных исследований
Понятие о фундаментальной науке
Критерии оценки фундаментальных
исследований
Оценка методологического качества клинических
исследований
Виды ошибок научных исследований
Способы устранения ошибок

3. Критерии оценки научных исследований

Это признаки, на основании которых определяется
степень прогрессивности (новизны) и полезности
их результатов:
Актуальность
Критерии новизны
Значимость для науки и практики
Критерии объективности
Критерии достоверности

4. Актуальность

Этот параметр указывает на необходимость и своевременность
изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и
практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые
возникают между общественными потребностями (спросом на
научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами
их удовлетворения, которые могут дать наук и практика в настоящее
время.
При оценки актуальности фундаментальных исследований
исходят из теоретической значимости темы, степени разработанности
проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать
ожидаемые результаты на существующие теоретические
представления в данной области. При подведении итогов научной
работы оцениваются естественно реальное влияние полученных
результатов.

5. Научная новизна

Характеризует одну из основных содержательных сторон
результата исследования новые теоретические положения, которые ранее
не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них
проистекают обоснованные практические рекомендации.
Суть соответствующей рубрики оценочно-методологической
части диссертации состоит в том, чтобы строго без преуменьшения, и
преувеличения, к чему нередко стремятся диссертанты, перечислить те
новые положения, которые добыты и сформулированы диссертантом.
Для оценки результата с точки зрения новизны существенно
выделить следующие характеристики:
Вид новизны
Уровень новизны
Уровень конкретизации
Уровень дополнения:
Уровень преобразования
Научная новизна

6. Достоверность результатов научного исследования

Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия
теоретической модели объекту исследования.
Теоретическая модель исследуемого объекта считается
завершённой в том случае, если эта модель во всех
возможных условиях своего реального существования
ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом
структура объекта и модели изоморфны [
Любое теоретическое построение – теорию, концепцию,
закон – можно считать достоверным в том случае, если
они подтверждаются практикой. На этом и строится
методики экспертизы теоретических моделей на
достоверность, т. е. на их изоморфность реальности.
Достоверность результатов научного
исследования

7.

Понятие о
фундаментальной науке
Фундаментальная наука нацелена на исследование законов
природы и общества, направленное на получение новых и
углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах.
Целью таких исследований является расширение горизонта
науки. Решение конкретных практических задач при этом, как
правило не предусматривается.
В задачи фундаментальной науки не входит скорая и
непременная практическая реализация, в чём и состоит коренное
отличие её от прикладной науки. Поэтому в сфере фундаментальных
исследований не наблюдается высокой активности бизнеса. Однако
для оптимизации инновационной деятельности с целью повышения
конкурентоспособности продукции необходимо контролировать
эффективность исследований в реальном времени

8.

Фундаментальным знаниям, как результатам
любой научной деятельности свойственно
стремление к открытости и максимальному
распространению, в связи с чем ,основным каналом
распространения фундаментальных знаний
являются публикации исследователей в научных
журналах. Поэтому оценить результативность
фундаментальной науки можно через анализ
публикационной активности исследователей.

9.

К основным критериям оценки
фундаментальных исследований можно
отнести
Общее число публикаций;
Общее число цитирований;
Импакт-фактор журнала;
Максимальное цитирование одной работы;
Индекс Хирша.

10. Общее число публикаций

Число опубликованных научных работ, исключая
авторские свидетельства и патенты. Недостатком
этого критерия является то, что не учитывается
качество публикаций. К тому же, поскольку для
расчета критериев используют электронные
библиотеки, многие из ранних опубликованных и
непроиндексированных работ остаются
невостребованными.
Общее число публикаций

11. Общее число цитирований

Отражает число ссылок на публикации ученого в реферируемых
научных периодических изданиях. Высокий показатель
цитирования служит официальным признанием конкретного
ученого научным сообществом и подтверждением его
приоритета. Наличие в научно-образовательных организациях
ученых, обладающих высоким индексом цитирования, говорит о
высокой эффективности и результативности деятельности
организации в целом. К минусам использования данного
критерия можно отнести то, что не учитывается общее число
работ, т.е. этот показатель будет высоким даже при наличии
лишь одной выдающейся работы.
Производным критерия является максимальное цитирование
одной работы – показатель максимального числа источников,
процитировавших одну публикацию.
Общее число цитирований

12.

Импакт-фактор
Важная характеристика научных журналов. Он
рассчитывается каждый год Институтом научной
информации (ISI). Импакт-фактор журнала равен
отношению ссылок за определенный период
(обычно 3 года) на статьи в данном журнале к
количеству опубликованных в нем статей.
Научные фонды при выделении грантов на
исследовательские проекты в качестве важнейших
критериев рассматривают индекс цитирования
руководителя проекта и импакт-факторы журналов,
в которых опубликованы его работы.

13. Где можно достоверно посмотреть импакт-фактор журнала?

На
сайте самого журнала
На сайте университета/института
В базе данных Web of Science Core
Collection
В инструменте Journal Citation Reports
Где можно достоверно посмотреть импактфактор журнала?

14.

Индекс Хирша (h-индекс).
Используется в последние годы для оценки эффективности
научной деятельности мировым сообществом Это интегральный
показатель, связывающий число опубликованных работ ученого
(или научного коллектива) с их цитируемостью, предложен в 2005
г. как альтернатива классическому индексу цитируемости .
Критерий основан на учете числа публикаций
исследователя и числа цитирований этих публикаций. Например,
h-индекс = 15 означает, что ученым было опубликовано не менее
15 работ, каждая из которых была процитирована 15 и более раз.
Показатели, основанные на цитированиях, могут быть проблемой
для начинающих ученых, поскольку высокие показатели
цитирования зависят как от времени, прошедшего с момента
опубликования первой работы, так и от области исследования.
В идеале h-индекс должен использоваться для сравнения
ученых с одинаковым академическим стажем и областями
исследований, поскольку механизмы цитирования в различных
областях исследований могут существенно различаться.

15.

Оценка методологического качества
клинических исследований
Всякие исследования, исходя из надёжности и
достоверности полученных результатов и их
применимости в клинической практике,
характеризуются с двух позиций — достоверности
(внутренней валидности) и обобщаемости (внешней
валидности, применимости).
Достоверность (внутренняя
валидность)результатов исследования определяется
тем, насколько структура исследования соответствует
поставленным задачам, и в какой степени полученные
данные справедливы в отношении изучавшейся
выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать
исследование, в котором возможность возникновения
систематических и случайных ошибок сведена к
минимуму.

16. Оценка методологического качества клинических исследований

Обобщаемость (внешняя валидность)- степень, в
какой результаты данного исследования
применимы к другим группам больных, например,
другого пола, популяции и т.п. Поскольку
существует представление об общих свойствах
больных одной болезнью, возможности лечить их
сходными средствами, считается возможным
проводить исследование на ограниченной группе
больных, а затем на основании результатов
исследования лечить подобных больных.

17. Итоговое методологическое качество исследования, называемое также внутренней валидностью исследования, определяет достоверность

его
результатов. При оценке методологического качества нужно учитывать
два его аспекта:
1) общий риск систематических ошибок (также оцениваемый как низкий, средний
или высокий);
2) вероятность некорректности результатов, связанную со статистическим
сопровождением исследования. Методологическое качество исследования, а,
следовательно, и доказательность его результатов, предлагается считать:
● высоким – при низком общем риске систематических ошибок и низкой
вероятности некорректности результатов статистического анализа;
● средним – в одной из следующих ситуаций:
■ средний общий риск систематических ошибок и средняя вероятность
некорректности результатов статистического анализа;

18.

■ низкий общий риск систематических ошибок и
средняя вероятность некорректности результатов
статистического анализа;
■ средний общий риск систематических ошибок и
низкая вероятность некорректности результатов
статистического анализа;
● низким – при высоком общем риске
систематических ошибок или высокой
вероятности некорректности результатов
статистического анализа.

19. Виды ошибок научных исследований

Случайная ошибка -возникает из-за отклонения результата
отдельного наблюдения или измерения от его истинного значения,
что обуславливается случайностью. Случайные вариации
проявляются на любом этапе исследования и связаны с
индивидуальной вариабельностью биологических свойств изучаемых
людей или животных, случайными ошибками измерения и
недостаточным объёмом выборки.
В отличие от систематических ошибок случайные ошибки
нельзя устранить, но можно свести к минимуму. Этого достигают:
правильным планированием исследования,
увеличением числа пациентов в исследовании,
повторением измерений несколько раз
Именно минимизация случайных ошибок является одной из
главных задач статистического анализа результатов, полученных в
медико-биологических исследованиях.

20.

Систематическая ошибка — это
систематическое (неслучайное,
однонаправленное) отклонение результатов
исследований от истинных значений.
Выделяют несколько основных видов
систематических ошибок:

21.

1. Систематическая ошибка, обусловленная
нарушением правил подбора пациентов(selectionbias).
Она чаще всего возникает на этапе формирования
исследуемых групп в результате отбора для
включения в исследование лиц, которые не являются
репрезентативными для общей совокупности
больных. Эта систематическая ошибка создаётся в
результате того, что сравниваемые группы
испытуемых различаются не только по основным
признакам, но и по другим факторам, влияющим на
результат исследования, т.е. участники фактически
отбираются из разных популяций.

22.

2. Систематическая ошибка, возникающая при
измерении, вследствие неудачно выбранного
метода оценки результатов исследования.Подобная
ошибка появляется тогда, когда пациенты в
сравниваемых группах обследуются неодинаково
(разные методы диагностики, частота
обследований) или используются
нестандартизованные схемы получения данных и
субъективные оценки.

23.

3. Систематическая ошибка, обусловленная
действием вмешивающихся факторов
(confounding),проявляется тогда, когда изучаемые
факторы взаимосвязаны, и одни из них искажают
эффекты других. Это может произойти из-за
систематической ошибки при отборе, под действием
случайности или из-за реального взаимодействия
факторов, что должно учитываться при анализе
результатов исследования.

24.

4. Систематическая ошибка, обусловленная
эффектом плацебо. «Эффект пустышки» систематическое улучшение состояния пациентов
при имитации лечения. Если в контрольной
группе проводится лечение, внешне не отличимое
от активного в группе вмешательства, то разница
между этими группами исключает эффект
плацебо.

25. Способы устранения систематических ошибок

Наиболее частыми источниками погрешностей при
проведении КИ являются ожидания исследователей и
испытуемых, влияние которых можно уменьшить путём
использования стандартных способов контроля с
использованием:
грамотного отбора испытуемых в контрольные группы;
метода «ослепления» (маскирование вмешательства);
рандомизации (со стратификацией или без неё) при
формировании различных групп испытуемых;
методов статистического моделирования.

26.

Метод маскирования вмешательств(«слепое»
исследование, ослепление)
Немаскируемый (открытый) метод выполнения РКИ — испытуемый и
исследователь знают о лечении, которое получает испытуемый. При
этом, например, испытуемый в контрольной группе может начать
лечиться другими средствами и разница между группами исчезнет.
Простой слепой метод — испытуемый не знает, какое лечение он
получает. Метод чреват ошибками, связанными с тем, что врач и другие
медицинские работники будут относиться по-разному к ведению
пациентов, получающих активное лечение и плацебо (старое и новое
вмешательство).
Двойной слепой метод — исследователь и пациент не знают, какое
лечение получает он или группа.
Тройной слепой метод — исследователь, пациент и руководители КИ,
организующие исследование и анализирующие его результаты, не знают,
какое лечение получает группа.

1. Отсутствие
коммуникации с исследователем

Главные ошибки
заказчика в ходе проведения исследования
лежат в сфере коммуникации. Заказав
исследование, многие клиенты либо
перестают общаться с исследователем
вообще, либо общаются не с теми людьми,
либо общаются не на те темы. Менеджер
клиентской компании имеет значительный
дефицит времени, однако отсутствие
коммуникации с исследователем во время
проведения проекта приводит к негативным
последствиям.

В процессе
исследования клиенту необходимо быть
уверенным в том, что исследователь,
который непосредственно работает над
его проектом, хорошо понимает цели
исследования. В противном случае велика
вероятность того, что исследование
будет решать не те задачи, которые в
реальности стоят перед клиентом. Очень
часто вина за плохую коммуникацию лежит
и на исследовательской фирме, внутри
которой не отлажены информационные
потоки.

Сейчас
утверждение клиентом вопросников или
посещение фокус-групп стали общепринятой
практикой. Участие представителей
заказчика в других этапах сбора
информации (например, инструктаже
интервьюеров, проверке анкет, проведении
интервью и т.д.) может быть также очень
полезным. В компании Unilever
принято даже ходить с интервьюерами и
смотреть на то, как берутся личные
квартирные интервью. Тем не менее,
клиенту не стоит впадать в крайность,
когда он пытается контролировать каждый
шаг исследователя, терроризируя его
ежечасными звонками. Выбор исследовательской
фирмы означает определенную степень
доверия к ее профессионализму.

2. Изменение
исследовательских задач в ходе
исследования

Изменение
исследовательских задач в ходе
исследования приводит к тому, что
заказчик не получает того объема и
качества информации, которые могли бы
быть получены, если бы все задачи были
четко определены заранее. Трудно ожидать,
что на исследовательский вопрос,
возникший у заказчика за 15 минут до
фокус-группы будет получен адекватный
ответ. В целом, трансформация задач в
ходе исследования может привести к
тому, что выбранный метод окажется не
соответствующим вновь возникшим
задачам.

Некоторые заказчики
любят значительно увеличивать список
исследовательских задач по ходу
исследования. Это приводит к тому, что
разросшаяся анкета дает искаженные
результаты по всем, а не только по вновь
появившимся, вопросам. Так происходит
из-за резкого увеличения количества
отказов от интервью и невнимательных
случайных ответов.

3. Низкое качество
тестируемых образцов

Часто при проведении
тестирования рекламы, продукта или
упаковки на тест выносятся образцы,
которые недоработаны, совершенно не
похожи на настоящие или существенно
различаются между собой по технике
исполнения. При тестировании упаковок,
распечатанных на дешевом струйном
принтере и склеенных исследователями
в ночь перед тестом, трудно получить
надежные результаты.

3. Ошибки после проведения исследований

Даже когда
исследование уже закончено, опасность
совершения ошибок остается.

Заказчики обычно
делают, следующие ошибки.

1. Неиспользование
результатов исследования

Первая ошибка
заключается в отказе от использования
результатов при принятии решений, что,
впрочем, обычно является следствием
ошибок, допущенных при планировании
исследования.

2.»Обожествление»
отчета

Вторая ошибка –
гипертрофированное внимание, проявляемое
к отчету, который становится своего
рода Священным Писанием, содержащим
ответы на все вопросы о рынке на два
года вперед.

Разновидность
данной ошибки – абсолютизация случайных
выводов, когда, например, высказывания
одного-двух участников фокус-группы
воспринимаются как непосредственное
руководство к действию.

3. Отсутствие
коммуникации с исследователем

Как и во время
проведения исследования; после получения
его результатов очень важна коммуникация
с исследователем. Большую пользу при
принятии управленческих решений дают
презентации результатов исследования,
в которых участвуют все заинтересованные
представители заказчика.

4. Если ошибки
все-таки произошли. Что делать?

Очень важно, чтобы
совершенные ошибки (как приведенные
выше, так и другие), в том числе и ошибки,
совершенные исследовательской компанией,
не порождали у их заказчика комплексы
по отношению к маркетинговым исследованиям.

Особенно важно не
унывать, если неудачным оказался первый
опыт. В этом случае возникают комплексы,
которые можно условно назвать комплексами
«изнасилования» и «импотенции».

Первый комплекс
возникает, когда заказчик исследования
получает за большие деньги явно
низкокачественный продукт, и наиболее
естественная реакция – распространить
эту ситуацию на все исследовательские
компании и прекратить заказывать
исследования вообще.

Источник второго
комплекса – умный, обширный и красивый
отчет, который оказывается неспособным
помочь при решении проблем и кладется
на полку заказчика возникает ощущение,
что исследования для реальной российской
практики бесполезны, и он также вообще
отказывается от проведения исследований.

Для
того, чтобы расходы на маркетинговые
исследования были эффективными и
действительно помогали в процессе
принятия решений, нужно соблюдать
несколько несложных правил, которые
заключаются не только в том, чтобы не
совершать ошибок, описанных выше, но,
прежде всего, в комплексном подходе к
процессу исследований. Ключевые
звенья такого комплексного подхода
следующие:

1. Программа
исследований

Необходимо
иметь программу исследований на период
времени (квартал, полгода или год – в
зависимости от динамики принятия решений
в фирме и стабильности рынка). Программа
исследований должна включать в себя
как исследования, посвященные мониторингу
текущей ситуации, такие как retail
audit,
исследования цен и дистрибуции,
потребительские панели, brand
tracking
и.т.д., так и исследования, необходимые
для принятия решений об инновациях
(тестирование новых продуктов, упаковки,
рекламы, комплексные исследования
новых для компании рынков и т.д.). Программа
исследований должна соотноситься с
планом маркетинга компании и включать
в себя только те исследования, без
которых невозможно принимать управленческие
решения. Все проводимые исследования
должны складываться в систему, что
позволит извлекать дополнительную
информацию путем сравнительного анализа
их результатов.

2.Письменный
запрос на исследование (research
brief)

Уделять
большое внимание подготовке письменного
запроса на исследование (reseach
proposal),
на основании которого исследователь
готовит предложение на проведение
исследования (reseach
proposal).
Такой запрос должен включать в себя
следующие

ключевые элементы:

1. Проблема заказчика,
вызвавшая необходимость проведения
исследования

2. Цели исследования

3. История
возникновения проблемы

4. Как будут
использованы результаты исследования,
кто, где, когда и как будет принимать
управленческие решения на его основании

5.
Формулировка асtion
standards

6. Результаты
предыдущих исследований, которые могут
быть важны для

определения метода
и стоимости исследования (размер и
характеристики целевой группы, удачный
или неудачный опыт использования
определенных методов и т.п.)

7. Сроки и форма
предоставления результатов

Наличие подобного
документа позволяет клиенту быть
уверенным в том, что исследование
способно дать адекватный ответ на его
вопросы и, в случае проведения тендера,
иметь достаточные основания для
рационального выбора.

3. Свой специалист
по исследованиям или постоянная
исследовательская фирма.

Необходимо, чтобы
перевод проблем клиента на язык
исследований был адекватным и все
проводимые исследования были сопоставимы
между собой.

Эту задачу может
решать внутренний специалист по
маркетинговым исследованиям, существование
которого является оправданным только
при достаточно большом исследовательском
бюджете – от $ 50 000 в год.

Такой специалист
готовит программу исследований,
осуществляет коммуникацию, с
исследовательскими фирмами и выбор
исследовательской фирмы для проведения
конкретного исследования, совместно
с исследовательской фирмой занимается
разработкой методик исследований,
анализом их результатов и составлением
рекомендаций для принятия решений на
основании результатов исследования.

Важно отметить,
что наличие специалиста по маркетинговым
исследованиям не означает отказа от
услуг исследовательских фирм. Ориентация
на проведение исследований исключительно
силами внутрифирменного специалиста
приводит, во-первых, к нерациональному
использованию его времени, которое
будет уходить почти исключительно на
решение организационных вопросов, а не
на аналитическую работу, и во-вторых,
к невозможности использовать все
многообразие методов исследований без
ущерба для качества.

В случае отсутствия
внутрифирменного специалиста по
исследованиям оптимально иметь
Постоянные партнерские отношения с
одной или двумя исследовательскими
фирмами, которые в ходе продолжительного
общения с клиентом и изучения его рынка
достигают достаточного уровня понимания
специфики проблем клиента.

  1. Разбираться в
    том, как это должно происходить.

Для
выполнения всего вышеперечисленного
важно, чтобы не только специалист по
маркетингу разбирался в том, как должно
происходить исследование и как оно
происходит на практике. Важно, чтобы
каждый из руководителей предприятия,
хотя бы в общих чертах, имел представление
о том, что приносят маркетинговые
исследования, как работать с их
результатами, и какие ограничения имеют
те или иные методы,

применяемые в
исследованиях.

Бюджет исследования.

Достаточно трудно
определить, сколько именно должно стоить
исследование. Это немного напоминает
ситуацию с оплатой лечения.

«Доктор! Сколько
будет стоить лечение?» Доктор: ‘Ну,
давайте сначала вы говорите свою цену,
мы дружно смеемся, а потом я называю
настоящую цену.»

Наиболее разумный
размер исследовательского бюджета –
4 — 5% от общих затрат на маркетинг и
рекламу. Как правило, при больших затратах
на исследования возникает информационная
перегрузка (невозможность освоить всю
собранную информацию) и затраты на
информационную поддержку определенных
маркетинговых акций оказываются слишком
велики по отношению к возможным убыткам
в случае. их неудачного исхода. При
меньших затратах возникает серьезный
риск принятия неверных решений по
причине недостатка информации о рынке.

Так на американских
предприятиях по производству средств
производства получена такая упорядоченная
зависимость:

Объем оборота,
млн.

долларов

Средний уровень
затрат на

Маркетинговые
исследования

В зависимости
от оборота, %

Возможный объем

затрат

Ниже 10

0,30

До 3 млн.

10 — 50

0,20

До 5 млн.

50 — 200

0,10

До 20 млн.

200 — 400

0,11

До 40 млн.

400 — 1000

0,05

До 50 млн.

1000 — 10000

0,04

До 400 млн.

Выше 10000

0,06

Более 600 млн.

Общая средняя

0,12

Для сравнения
указывается, что в промышленности
средств потребления уровень затрат на
маркетинговые исследования значительно
выше и составлял 0.30 %.

Помимо расчета
стоимости исследования, можно привести
расчет стоимости, исходя из метода
исследования (привести + объяснить
изменение стоимости в зависимости от
объема исследования)

Если исследование
стоит меньше – проверяйте фирму на всех
этапах

Если исследование
стоит больше – проверьте, что именно
дает Вам фирма за эти деньги.

Различие
качественных и количественных методов.

Все маркетинговые
исследования можно разделить на типы,
исходя из наиболее простого критерия
– метода сбора данных. Эта классификация
работает достаточно неплохо, поскольку
зачастую именно тот метод, которым вы
собирали данные, определяет и характер
полученных данных, и их использование.

Два самых крупных
кластера – количественные и качественные
методики.

Под качественными
методами понимают те исследования, в
которых наблюдение и выводы осуществляются
в не стандартизированной форме и носят
не количественный, а качественный
характер.

Как правило,
результаты качественного исследования
отвечают на вопрос «Почему?»

Мотивационное
исследование (motivation
resech)
важнейший вид маркетинговых исследований,
заключающийся в изучении мотивов покупки
определенного товара/услуги на
бессознательном, подсознательном и
сознательном уровне психики покупателя.

Поскольку задача
качественных исследований – не оценить
распространение в генеральной
совокупности тех или иных признаков, а
описать модели поведения и изучить
мотивы, то объем выборки в качественном
исследовании обычно невелик, а методы
позаимствованы из психологии и этнографии.

Пример – применение
этнографических методов к описанию
поведения домашних хозяев.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
(ВЫБОРОЧНЫЕ) МЕТОДЫ

Под количественными
исследованиями обычно понимают проведение
различных опросов, основанных на
структурированных вопросах закрытого
типа. Особенностями таких исследований
являются – четкий формат собираемых
данных, обработка с помощью математических
процедур.

Как правило,
результаты количественного исследования
отвечают на вопрос «Сколько?»

Поскольку задача
количественных методов – оценить
распространение тех или иных признаков
в генеральной совокупности, то для этой
области характерен большой объем
выборки. Методы, применяемые в исследовании,
взяты из социологии, для обработки
используются экономико-статистические
методы. Большое значение приобретают
вопросы размера выборки, соответствия
выборки генеральной совокупности.

Рекомендуемая
литература.

Алешина
И.А. Поведение потребителей. М.,2000.

Голубков
Е. П. Маркетинговые исследования: теория,
практика и методология. М.,1998.
Джеймс Ф. Энджел, Роджер Д. Блэкуэлл, Пол
У. Миниард. Поведение потребителей.

СПб., Питер Ком,
1999.

Хруцкий В.Е.,
Корнеева И.В. Современный маркетинг:
настольная книга по исследованию рынка.
М.: Финансы и статистика, 1999.

Черчилль Г. А.
Маркетинговые исследования. С.-П., Питер,
2000.

Бурдей К., Дембо
О. Как составить запрос на проведение
исследования. журнал УЕВ!, 2000, № 2

Ядов В.А.
Социологическое исследование –
методология, программа, методы. М., 1987.

Березин И. Маркетинг
и исследования рынков. – М., 1999

Котлер Ф. Основы
маркетинга. М., 1991

Панкрухин А.П.
Эволюция маркетинга в мире и в России
//Маркетинг в России и за рубежом. –
1998.- № 4. С. 82-97

Голубков Е.П. Основы
маркетинга. М., 2000

Котлер Ф. Основы
маркетинга. М., 1991

Моисеева Н.К.
Международный маркетинг. – М.,1999

Дорошев В. И.
Введение в маркетинг: Учебное пособие.
М., 2000

Академия рынка
/Под. Ред. А. Г. Худокормова (перевод с
франц.). – М., 1999

Ламбен Ж.-Ж.
Стратегический маркетинг. Европейская
перспектива: Пер с франц. – Спб., 1997

Рожков И. Я. Реклама:
планка для профи. – М., 1997

Чаган Н.Г. Маркетинг
и маркетинговая деятельность в учреждениях
культуры.- Новосибирск, 1997

Лукьянец,
Н.Г.

к.п.н.,
профессор,

ФГБОУ
ВО«Челябинский государственный университет»

Костанайский
филиал

О НЕКОТОРЫХ ТИПИЧНЫХ ОШИБКАХ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Характерной чертой
современного мира является бурное развитие научно-технического прогресса,
интенсивное увеличение объема научной и научно-технической информации, быстрая
сменяемость и обновляемость знаний.

В данных условиях
особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов,
имеющих хорошую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к
самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс
новейших и прогрессивных результатов, реализуя одну из функций науки –
производительную, следовательно, формирование методологической культуры
студентов сегодня является актуальным вопросом.

В процессе
обучения в ВУЗе, обучающиеся должны овладеть такими компетенциями как способность
самостоятельно осуществлять сбор, анализ, оценку информации, интерпретацию
результатов, обоснование выводов, необходимых для постановки и решения
профессиональных задач.

Важным направлением совершенствования теоретической и
практической подготовки студентов является выполнение ими различных научных
работ.

Спектр творческих работ студентов, способствующих
развитию исследовательских умений достаточно широк. К ним относятся,
например,
реферат, научная, (проблемная) статья, эссе, отзыв, рецензия, доклады, и
сообщения.

При этом, навыки, приобретенные в процессе подготовки
творческих работ, помогают студентам выполнять плановые учебно-научные работы
на более высоком качественном уровне, такие как курсовая и выпускная
квалификационная работы.

Между тем, первые опыты научно-исследовательской
работы студентов показывают недостаточное владение методологическими знаниями
научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах.

Исследование — вид
познавательной деятельности, заключающийся в целенаправленном изучении
малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о
чем-либо.

Под исследовательской
деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере, являющихся нормой проведения исследования, таких как:

— постановка проблемы;

— изучение теории,
связанной с выбранной темой;

— подбор методик
исследования и практическое овладение ими; 

— сбор собственного
материала, его анализ и обобщение;

— собственные выводы.

Любое исследование, независимо,
в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру

Исследовательская
деятельность способствует развитию личностного мировоззрения студента, формируя
культурно-мировоззренческую функцию науки.

Основная
особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным.
Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, как в «большой» науке.

Самым первым звеном в формировании навыков
учебно-исследовательской работы является реферативная работа,
в которой обучающемуся
следует отразить:

—  выбор темы исследования; определение актуальности, проблемного
поля;

— объектная область;

— структура;

— умение работать с информационно-библиографическими
источниками;

— составить развернутый план, который ляжет в основу
содержания;

— использование научного стиля языка;

— оформление реферата.  

Требования к оформлению рефератов
аналогичны правилам оформления курсовых работ и дипломных работ.

Структура реферата должна способствовать
раскрытию избранной темы иметь: титульный лист, содержание, введение, основную
часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Подготовка любой
письменной работы может сопровождаться ошибками, не исключением является и
реферат.

Ошибки
учебных научных работ можно классифицировать по различным осн
ованиям. Остановимся на следующей классификации:

1)   требования к структуре;

2)    требования к оформлению;

3)    требования к содержанию.

Рассмотрим наиболее
часто встречающиеся (типичные) ошибки на примерах рефератов студентов первого
курса по дисциплине Основы научного исследования.

1.                 
Требования к структуре:

Первая распространенная
ошибка

это нарушение структуры реферата:

Довольно часто у
студента не хватает времени на все структурные элементы, поэтому реферат
оказывается без содержания, введения, заключения или без списка использованной
литературы.

Но еще чаще
нарушается структура введения – когда отсутствует один компонент из структуры
введения, либо отсутствуют все элементы структуры (актуальность, проблема темы,
объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы).

Стоит ли говорить
о том, что такая работа попросту не будет принята

Типичные
ошибками, допускаемые по структуре:

·                   
Объем меньше или больше
относительно требований;

·                   
Пропуски структурных
элементов в реферате;

·                   
Пропуски структурных
элементов введения;

·                   
Нарушение пропорций
построения работы.

2.                 
Требования
к оформлению:

I.                  
На втором месте располагаются ошибки, которые допустить очень
просто, особенно если реферат был, хотя бы частично скачан из сети – это
нарушение требований оформления (
Все письменные работы студентов должны
быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-1995)
.

ВУЗы имеют свои требования к оформлению
(Костанайский филиал ЧЕЛГУ
методическая инструкция по
составлению методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ СМК
МИ 05 – 2018г.),
поэтому реферат должен быть приведен в
соответствие с ними.

В том случае если
реферат качался из сети (полностью или частично) необходимо самым внимательным
образом проследить за оформлением, особое внимание уделяем таким моментам:
интервал, шрифт, кегль, выравнивание текста, тип ссылок.

3.                 
Требования к содержанию:

I.                  
Особую
трудность обучающиеся испытывают при выборе темы исследования.

При выборе темы студент должен учитывать
что:

Во-первых, тема
должна быть интересна, должна увлекать, и во время работы над исследовательским
проектом обучающиеся должны овладеть новыми знаниями. 

Во-вторых, от удачно выбранной темы зависит возможность
успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то работа студента обречена
на неуспех.

Важнейшим критерием правильности
выбора темы является ее актуальность.

Если не определена актуальность, то возникает
несоответствие темы и объектной области

Типичными ошибками
формулирования темы являются:

·                    
Трудность
при выборе темы;

·                    
Рассогласование между названием темы, структурой научной работы;

·                    
Несоответствие темы исследования и объектной области;.

·                    
Отсутствие в теме объяснения цели исследования.

II. Неправильная
формулировка цели и задач исследования

Существенную
трудность для студентов представляет формулировка цели и задач исследования.

Цель
научной работы — предвосхищение результата в сознании человека, на достижение
которого направлены исследовательские действия, каким он его видит.

Типичными
ошибками формулирования цели работы являются следующие:

·                    
Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

·                    
Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

·                    
Предполагается получить уже известные знания, то есть цель
банальна.

·                    
Включение в состав ключевых слов темы неопределенностей или
слов, не несущих смысловой нагрузки.

Грамотная
формулировка цели очень важна. Здесь я применяю такую схему.

1.                 
Выберите
одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, определить,
проанализировать, установить, показать, проверить, обосновать, обобщить,
описать, узнать и др.

2.                 
Добавьте
название объекта исследования.

Например:

Тема реферата: Социометрический метод

Объектом настоящего
исследования выступают социометрические методы.

Предметом данной работы
являются социометрические методы в юриспруденции.

Целью исследования
является изучение применения социометрического метода в юридической
деятельности.

В соответствии с поставленной
целью был определен ряд задач:

Цель конкретизируется и
развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них
четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению.
Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь.

Как правило, каждая
задача формулируется в виде поручения: «Изучить.».., «Разработать.»..,
«Выявить.».., «Установить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…»,
«Доказать…» и т.п.

Задачи отражают последовательность исследования, т.е.
как сформулирована первая задача, соответственно так и должна быть названа
первая глава и т.д. 

К типовым ошибкам можно отнести следующие
неточности:

•          в задаче отражается выполняемое
исследователем действие, а не определяемое знание;

•          в задачи вносятся слова второстепенной
значимости, либо слова, означающие неопределенность. («Пустое слово» невозможно
анализировать, в неопределенном явлении невозможно выявить границ.);

•          задачи выходят за рамки предмета
исследования (нарушаются целостность и системность);

•          формулируется чрезмерно большое количество
задач, что приводит к проблемам при защите.

III.           
Объект и предмет исследования

Объект исследования – это
то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования
может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта
исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет— это особая
проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не
выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Именно
предмет исследования определяет тему исследования.

Типичными
ошибками формулирования объекта и предмета:

·                   
не понимают что объект шире, чем предмет, что
предмет находится в поле объекта.

IV.            
Ошибки,
допускаемые при написании теоретической части
.

Достаточно часто встречаются ошибки,
связанные с нарушениями содержательной части работы, тех требований, которые
должны обеспечить логику развертывания определенного текста. Недостаточная
осмысленность этих аспектов влечет за собой появление разных типов ошибок.

Такие недоработки
встречаются практически в каждом исследовании, однако типизировать и
квалифицировать их в полной мере не удается в силу значительных различий по
содержанию.

1. Эклектическое стыкование (смешение, соединение разнородных
стилей, идей, взглядов и т. п.
)
непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания
авторов.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных
подходов без анализа и обобщения.

3. Представление описания от 1 лица ед. числа
(«Я считаю…»), а не от 1 лица мн. числа («Мы
считаем…»).

4. Отсутствие чётких выводов по результатам
теоретического анализа литературы.

V.               
Работа с литературой

Эффективность работы с
литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска,
соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным
источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография,
статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

Типичными ошибками в оформление списка использованной литературы

1.                 
Отсутствие ссылки на источник информации. Такие
уловки имеют место быть, поэтому при использовании любых источников необходимо
всегда оформлять ссылку.

2.                 
Это поверхностное и неполное рассмотрение литературы по заданной
теме.

3.                 
Используют литературу старше 5 лет, неправильно
оформляют список литературы.

4.                 
Наличие в списке используемой литературы менее 15
источников.

VI.            
 Еще одна группа традиционных ошибок связана с недостаточно
качественно проведенной рефлексией полученных результатов и недоработками по
сведению результатов в единую и целостную систему

Недоработки этого
типа в основном касаются:

1.                 
Актуальности проведенного исследования;

2.                 
Полнота раскрытия исследуемой темы;

3.                 
Четкость в формулировании основных положений, объем
проанализированного исследовательского материала;

4.                 
Композиционная целостность работы, соблюдение требований,
предъявляемых к структуре работы, рубрикация;

5.                 
Качество оформления работы;

6.                 
Несоответствие содержания и выводов

7.                 
Не связывают цель с результатом работы.

Список
использованной литературы:

1. https:// multiurok.ru
/ files / mietodichieskiie-riekomiendatsii

Автор статьи

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Роль социологических исследований в современности

Современную ситуацию в социологической науке практически все без исключения ученые характеризуют как своеобразный «социологический бум». Это связано с тем, что данные, которые получены в результате упорного труда социологов, используются для принятия ключевых управленческих решений, направленных на снятие острых социальных противоречий.

Предметом современных социологических все чаще становятся ключевые для общества и государства социальные процессы и явления, в том числе конкуренция в экономической сфере и борьба за политическое лидерство.

Тем не менее, рост востребованности работы социологов и результатов их деятельности способствовал формированию своеобразного рынка услуг. Теперь на нем задействовано большое количество специалистов, данные анализируются абсолютно разнообразные, что является несомненным преимуществом. Но и это не исключает того явления, что не все социологические исследования способны дать качественный результат. Причина этого – ошибки, которые допускают исследователи в разных областях.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Понятие ошибок в социологической сфере

Определение 1

Ошибка социологических исследований – это понятие, которое принято в социологии для обозначения неверных действий исследователя в ходе осуществления необходимого комплекса социологических процедур, которые обязательны на каждом этапе исследования для получения корректного результата.

Следует отметить, что неверные (неправильные) действия социолога могут определяться рядом основных причин.

Причины неправильных действий исследователя

Во-первых, исследователь обладает низким профессиональным уровнем или недостаточной образовательной подготовкой. Это все базируется на недостатке специальных знаний и умений, а также на отсутствии мотивации, инициаторских качеств и творческого потенциала.

Во-вторых, неправильные действия определяются случайными причинами, которые связаны с недостаточным количеством времени для проведения работ, а также недостатком в финансировании и слабой материальной базой.

«Ошибки в социологических исследованиях» 👇

В-третьих, ошибки могут быть из-за умышленного искажения фактов и результатов посредством применения неадекватных целям и задачам методам исследования, обработки и анализа первичных данных, неверной интерпретацией и объяснения полученных результатов.

Научная классификация ошибок в социологических исследованиях

Изучая ряд исследовательских проектов, ученые выделили классификацию самых распространенных ошибок в социологических исследованиях:

  1. Организационные ошибки – к ним могут быть отнесены все те, что связаны с непосредственной подготовкой интервьюеров, операторов ввода социологической информации, курьеров, а также неисправностью технических средств и оборудования;
  2. Технологические ошибки – неправильный выбор методов сбора и обработки информации, недостатки в построении выборочных моделей, несоответствие логической программы обработки информации выдвинутым гипотезам;
  3. Методологические ошибки – связаны с неправильной операционализацией понятий, «перекосами» в шкалах инструментария, а также отсутствием сравнения данных как разных замеров, так и в рамках одного исследования.

Замечание 1

Наибольшее количество ошибок допускается на этапе подготовки и организации исследования. Вот перечень таких ошибок:

  1. Выбор для изучения такого события, в котором нет противоречий или конфликтов;
  2. Недостаточно глубокий анализ проблемы или проблемной ситуации;
  3. Неправильное понимание подходов и методов осуществления анализа проблемы и проблемной ситуации;
  4. Игнорирование правил формальной логики в процессе операционализации основных понятий и терминов;
  5. Несоблюдение последовательности при организации каждого этапа социологического исследования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Какие существуют виды лексических ошибок
  • Какие стрелки bpwin воспринимает как синтаксическую ошибку
  • Какие стилистические ошибки не относятся к неверному выбору слов
  • Какие средства программы могут быть использованы для поиска ошибок ввода хозяйственных операций
  • Какие способы исправления ошибок вы знаете