Какие виды ошибок появляются при освоении техники двигательных действий

37.    Классификация ошибок при обучении двигательным
действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.

На
протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и
малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В
зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К
значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной –
неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки,
возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и
исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате
многократного повторения неправильных движений в условиях практического
применения действия.

К
нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление
объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента
занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что
одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к
каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и
типичной.

Причинами
ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся
следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники
особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная
последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые
или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления
многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у
них создается неверное представление о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами
двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических
качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в
своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3)
недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание
двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4)
неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:

1.
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов
дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или
последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными
подготовительными фазами.

2.
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3.
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений,
определение их причины и путей их предупреждения.

4.
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5.
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного
труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность
исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это
обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим
упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных
ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения
двигательным действиям.

Путями
исправления ошибок являются:

1.
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и
объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением
результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и
исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток
выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, —
вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для
исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно
квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических
упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть
использованы такие приемы:

1.
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;

3.
Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.



    • 0




    Срочно, на время задание!!!!

    Какие виды ошибок проявляются при освоении техники двигательных действий?

    Выберите один или несколько ответов:

    отдельные и комплексные
    существенные (грубые) и несущественные (мелкие)
    программные и непрограммные
    постоянные и временные
    в конкретных двигательных действиях
    неавтоматизированные и автоматизированные
    типичные и нетипичные
    технологические и двигательные

    • Комментариев (0)



    • 0


    в конкретных двигательных действиях,технологические и двигательные,существенные (грубые) и несущественные (мелкие),постоянные и временные

    • Комментариев (0)

    Российская
    Федерация

    Министерство
    образования и науки

    филиал
    федерального государственного бюджетного

    образовательного
    учреждения

    высшего
    профессионального образования

    «Тюменский
    государственный университет» в г.
    Тобольске

    Кафедра
    физического воспитания, спорта и методик
    преподавания.

    Реферат

    По
    дисциплине: Легкая атлетика и методика
    преподавания

    Тема
    реферата: Основные ошибки, их причины
    и средства устранения в процессе
    обучения: бег на короткие, средние,
    длинные дистанции, эстафетному бегу;
    прыжкам в длину, с разбега, в высоту с
    разбега; метание малого мяча, толкание
    ядра.

    Выполнил: Студент
    2 курса

    заочной формы
    обучения

    социально-гуманитарного
    факультета

    направление подготовки

    «Педагогическое
    образование»

    Профиль «Физическая
    культура»

    Гаврилов Александр
    Сергеевич

    Дата _______________

    Подпись _______________

    Научный руководитель:

    Гайдым Николай
    Пантелеймонович

    Оценка ________________

    Дата ________________

    Подпись ________________

    Тобольск

    2016

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………………………………3

    Предупреждение
    и исправление ошибок при овладении
    двигательным действием. Виды ошибок и
    причины их возникновения………………………………………………………………………………4

    Ошибки
    и их коррекция в процессе обучения
    двигательным действиям…………………………….7

    Заключение………………………………………………………………………………………….……10

    Список
    используемой литературы………………………………………………………………………11

    Введение

    Теория и методика
    физической культуры — основная
    общепрофилирующая дисциплина, которая
    включает в себя обширный комплекс
    знаний, являющихся теоретическим
    фундаментом профессионального образования
    специалистов по физической культуре и
    спорту.

    Необходимость
    данной учебной дисциплины обусловлена
    стремлением к целостному осмыслению
    разнообразных научно-практических
    знаний о физической культуре как о
    многообразном общественном явлении,
    которое все шире проникает во многие
    сферы жизни и деятельности человека —
    образование, воспитание, производство,
    отдых, спорт.

    Теория
    и методика, раскрывая практически все
    стороны и способы совершенствования
    человека, создает необходимые предпосылки
    для профессионального роста специалиста
    в области физической культуры.

    В
    данной работе по дисциплине рассмотрены
    следующие вопросы:

    Предупреждение
    и исправление ошибок при овладении
    двигательным действием. Виды ошибок и
    причины их возникновения.

    Предупреждение и исправление ошибок при овладении двигательным действием. Виды ошибок и причины их возникновения

    В
    процессе физического воспитания
    занимающихся обучают различным
    двигательным действиям в целях развития
    способности управлять своими движениями,
    а также в целях познания закономерностей
    движений своего тела.

    Практика
    показывает, что при любых методах и
    методиках обучения избежать ошибок в
    технике выполнения, прежде всего сложных
    двигательных действий, не удаётся. На
    протяжении всего процесса обучения
    выполнение занимающимися физических
    упражнений может сопровождаться
    отклонениями фактической техники от
    заданного образца.

    Ошибка
    — это выполнение упражнения с отклонением
    от модели техники, которое оказывает
    ощутимое влияние на результат действия.
    К ошибкам также следует относить
    неправильные движения и равным образом
    те движения, которые по мере овладения
    двигательным действием становятся
    малоэффективными (Ашмарин).

    Таким
    образом, процесс обучения можно определить
    как процесс борьбы с ошибками обучаемых
    в осваиваемых двигательных действиях.
    Поэтому представление о возможных
    ошибках, причинах их появления и
    возможностях их устранения является
    необходимой предпосылкой эффективности
    обучающей деятельности. Некоторые
    ошибки обусловлены закономерностями
    формирования двигательного навыка,
    другие связаны с отсутствием необходимых
    представлений, третьи — с несоблюдением
    определенных условий и т.п. Выявление
    типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное
    значение в организационно-содержательном
    обеспечении процесса физического
    воспитания, так как определяет приоритеты
    целей деятельности обучения, приоритеты
    выбора средств и форм организации.

    Есть
    несколько классификаций типов ошибок.
    Наибольшее распространение в практике
    физического воспитания получила
    классификация, согласно которой выделяют
    ошибки локальные (в отдельных элементах
    двигательного действия) и комплексные
    (в нескольких элементах двигательного
    действия), неавтоматизированные
    (незакреплённые) и автоматизированные
    (закреплённые), существенные (грубые) и
    незначительные (мелкие), типичные и
    нетипичные, общие (характерные для
    большинства) и индивидуальные.

    В
    зависимости от значения, характера и
    распространенности ошибок их можно
    подразделить на группы: 1. Грубые,
    значительные и незначительные; 2.
    Стабильные и нестабильные; 3. Типичные
    и нетипичные.

    1.
    Грубыми считаются ошибки, искажающие
    основной механизм двигательного
    действия. Например: низкий старт — быстрое
    поднимание головы. Их необходимо как
    можно скорее устранять, так как они
    больше всего мешают обучению. К
    значительным относят невыполнение
    общей детали техники; к незначительным
    — неточное выполнение детали, ведущее
    к снижению эффективности действия.

    2.
    Ошибки, возникающие в процессе овладения
    физическим упражнением по причине
    недостаточной координации усилий или
    из-за воздействия временных сбивающих
    факторов и исчезающие сразу после
    принятых мер по их устранению, называют
    нестабильными. Закрепленные в навык
    ошибки называются стабильными. Они
    возникают в результате многократного
    повторения неправильных движений в
    условиях практического применения
    действия. Такие ошибки имеют стойкий
    характер и с большим трудом поддаются
    исправлению. Иногда приходится временно
    прекращать повторение данного действия,
    чтобы в дальнейшем, когда несколько
    угаснут образовавшиеся нервные условные
    связи, попытаться по-новому подойти к
    решению не удающейся двигательной
    задачи.

    3.
    К нетипичным относят ошибки, возникающие
    эпизодически, как правило по субъективным
    причинам. Типичные ошибки встречаются
    чаще всего, имеют массовый, типичный
    характер. Появление таких ошибок можно
    заранее предугадать. Например, в беге
    детей на короткую дистанцию типичны
    следующие ошибки: при старте — высокое
    поднимание таза, при беге на дистанции
    — чрезмерный наклон туловища вперед и
    др.

    Наиболее
    типичными являются следующие группы
    ошибок:


    внесение в двигательный акт дополнительных
    ненужных движений;


    закрепощенность движений, несоразмерность
    мышечных усилий, ненужное привлечение
    дополнительных групп мышц;


    отклонения в направлении и амплитуде
    движений;


    искаженность общего ритма двигательного
    действия;


    выполнение движения на недостаточно
    высокой скорости.

    Основными
    причинами этих ошибок являются:


    неправильное или недостаточно полное
    представление о структуре и двигательном
    составе осваиваемого двигательного
    действия;


    неправильное или недостаточно полное
    понимание двигательной задачи;


    недостаточность двигательного опыта
    занимающегося;


    недостаточная физическая подготовленность
    занимающегося;


    неуверенность, боязнь, чувство утомления
    и т.п.;


    неправильная организация процесса
    освоения двигательного действия.

    Успех
    в освоении движений во многом зависит
    от того, насколько правильно определены
    причины происхождения двигательных
    ошибок и насколько методы их исправления
    соответствуют истинным причинам их
    возникновения. Предлагаемая систематизация
    может помочь лучше разобраться в
    двигательных ошибках и путях их устранения
    (Табл. 1).

    Таблица
    1 — Основные причины ошибок и пути их
    устранения

    Причина

    Путь
    устранения

    Неправильное
    представление

    Разъяснить,
    повторить, нарисовать, показать,
    продемонстрировать наглядные пособия

    Недостаточная
    общая физическая подготовленность

    Выявить
    какого качества недостает для повышения
    функциональных возможностей, разработать
    программу

    Недостатки
    волевой подготовленности (решительность,
    боязнь, неуверенность в своих силах)

    Выяснить
    причину, облегчить выполнение,
    обеспечить безопасность, улучшить
    страховку, более тщательно подбирать
    спарринг-партнеров, увеличить количество
    соревнований

    Нарушение
    последовательности обучения

    Изменить
    последовательность обучения,
    возвратиться к предыдущему материалу

    Отрицательный
    перенос навыков

    Временное
    прекращение — отдых. Усвоить более
    трудное упражнение, но сходной
    структуры. Применить ориентиры

    Создание
    неправильной доминанты, которая
    направляет внимание и действие ученика

    Дать
    отдых. Переключить внимание на суть
    задания или совершенно другое задание.
    Устранить раздражитель, создающий
    неправильную доминанту путем более
    сильного раздражителя

    Утомление

    Дать отдых

    Неблагоприятные
    условия выполнения упражнения

    Устранить
    недостатки (сменить инвентарь,
    постепенно приучать к неблагоприятным
    условиям)

    Основной
    путь исправления ошибки — указание на
    неё обучаемому, показ неправильного и
    правильного исполнения, затем — повторные
    попытки овладеть правильным способом.
    Есть и другой путь: применение так
    называемых корригирующих упражнений.
    Один из видов таких упражнений —
    контрастные упражнения. Например,
    лыжник-новичок идёт попеременным ходом
    на прямых ногах. Затем, в качестве
    контрастного корригирующего упражнения,
    ему предлагается движение на чрезмерно
    согнутых ногах. Такое утрированное
    контрдействие очень эффективно.

    Для
    повышения эффективности освоения
    двигательных действий и профилактики
    ошибок большое значение имеет правильный
    регламент их выполнения. Основными
    параметрами такого регламента являются
    число повторений и интервалы отдыха
    между ними. Их конкретные характеристики
    могут быть самыми различными, так как
    определяются многими факторами
    (сложностью движений, этапом освоения,
    индивидуальными возможностями
    занимающегося и т.п.). Вместе с тем во
    всех случаях следует помнить и соблюдать
    следующие общие правила:

    число
    повторений нового действия определяется
    возможностями занимающегося улучшать
    движение при каждой новой попытке;

    повторное
    выполнение с одними и теми же ошибками
    является сигналом к перерыву для отдыха
    и обдумыванию своих действий;

    интервалы
    отдыха должны обеспечивать оптимальную
    готовность к выполнению очередной
    попытки — как физическую, так и психическую;

    продолжать
    освоение движений при сильном утомлении
    нецелесообразно и вредно;

    перерывы
    между занятиями должны быть как можно
    короче, чтобы не потерять уже приобретенные
    умения и навыки.

    Основные
    правила исправления ошибок:

    1.
    Ошибка должна быть понята занимающемся.
    Осознанию причины и характера ошибки
    способствуют повторные объяснения и
    показ упражнения, проговаривание и
    зарисовки двигательного действия,
    консультации с товарищами по занятию.

    2.
    Ошибки следует исправлять не все сразу,
    а последовательно, по степени их
    значимости. Двигательные ошибки часто
    образуются по принципу цепочки: одна
    ошибка порождает другую, образуя
    причинно-следственную цепь. Например,
    ошибка в напряжении мышц может вызвать
    ошибки в скорости и амплитуде движений.
    Исправление ошибок следует начинать с
    наиболее важных, так как от них часто
    зависит появление и всех второстепенных
    ошибок. Например, ошибки в финальных
    усилиях зависят, как правило, не от
    ошибок в заключительном движении, а от
    согласованности звеньев целостного
    двигательного акта. К наиболее важным
    ошибкам относятся те, которые нарушают
    основу техники.

    3.
    Выбранные пути исправления ошибки
    должно соответствовать возможностям
    занимающегося в данный момент.

    4.
    Внезапное появление, казалось бы,
    исчезнувших ошибок требует периодического
    использования тех подводящих упражнений,
    с помощью которых данная ошибка
    исправлялась. Подобное проскальзывание
    ошибок особенно часто наблюдается при
    выполнении действия в новой, сложной
    обстановке.

    Путь
    исправления ошибок в выполнении
    физических упражнений состоит в том,
    чтобы сначала определить неточности
    движений, затем установить их причину
    и, наконец, найти средства и методы их
    устранения с учётом предмета обучения
    и особенностей занимающегося.

    Для
    выявления ошибок учащихся преподаватель
    должен проводить регистрацию характеристик
    движений. Сложность выявления причин
    ошибок в движениях состоит в том, что
    одну и ту же погрешность могут вызвать
    различные причины. Каждая из обнаруженных
    причин ошибок в движениях диктует выбор
    соответствующего средства её устранения.

    Если
    причиной допущенной неточности является
    непонимание сущности изучаемого
    движения, неверное представление о нём,
    то средствами исправления могут быть
    повторное объяснение, показ движений,
    наблюдение за лучшими исполнителями и
    др.

    Если
    причина недостатков в утомлении
    занимающегося, то средства её устранения
    — увеличение времени отдыха, возбуждение
    интереса к предмету занятия, изменение
    характера выполняемых упражнений и
    т.д.

    Методические
    рекомендации для исправления ошибок в
    выполнении физических упражнений, кроме
    указанных выше, сводятся к изложенным
    ниже положениям.

    1.
    Прежде всего исправлять те ошибки,
    которые могут привести к травмам, а
    также те, которые в наибольшей мере
    сказываются на эффективности движений,
    т.е. главные (основные) ошибки.

    2.
    Повышать интерес к предмету обучения,
    проводимым занятиям всеми педагогически
    оправданными средствами.

    3.
    Делать замечания персонально. Общие
    замечания преподавателя, фиксирующего
    ошибки всех занимающихся, менее
    эффективны.

    4.
    Избегать беспрерывных замечаний, которые
    подчёркивают только одни недостатки и
    тем самым подавляют веру занимающегося
    в свои возможности. Даже при допущении
    грубых ошибок следует вначале подчеркнуть
    положительные стороны в выполнении
    упражнения и лишь после этого разъяснить,
    в чем состояла ошибка и как её исправить.

    5.
    В случае систематического повторения
    ошибок из-за трудностей, возникающих в
    улавливании необходимых кинестезических
    ощущений, следует применять метод
    контрастных заданий. Он состоит в том,
    что обучающемуся предлагается занять
    положение или выполнить движение с
    ошибкой, противоположной допускаемой.
    Например, ученик, невзирая на многократное
    напоминание, продолжает передвигаться
    на совершенно прямых ногах. В этом случае
    преподаватель может предложить согнуть
    их гораздо больше, чем это требуется.

    6.
    При обучении сложно-координированным
    движениям на допущенные ошибки следует
    указывать после выполнения всего
    упражнения. В циклических видах спорта
    ошибки, допускаемые учеником, нужно
    исправлять и в процессе самого движения.
    Элементарные ошибки можно исправлять
    таким образом и в ациклических упражнениях.

    7.
    Повторять движения до первых признаков
    утомления, снижения внимания. После
    5-6-минутного перерыва, во время которого
    выполняется несколько ранее хорошо
    выученных или простых по координации
    движений, следует возвратиться к
    основному предмету обучения. На протяжении
    занятия это можно делать несколько раз.

    Исправление
    заученных ошибок, переделка освоенной
    техники упражнений требуют больших
    затрат времени и упорства по сравнению
    с «правильным» (без ошибок) обучением.
    Поэтому детей необходимо с самого начала
    обучать наиболее рациональной технике
    упражнений.

    Способы
    исправления ошибок должны быть направлены,
    прежде всего против причин, вызывающих
    ошибки, а не против самих ошибок.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

  • Какие виды ошибок относятся к стилистическим
  • Какие виды ошибок обычно пропускаются на уровне модульного тестирования
  • Какие виды ошибок обусловливают погрешность определения значения постоянной времени цепи
  • Какие виды ошибок допускаются при несоблюдении языковых норм
  • Какие виды ошибок встречаются при ведении егрн