Каких ошибок следует избегать при консультировании семьи

Рассмотрим
ошибки, которые следует избегать при
проведении консультации с родителями:

1.
Излишняя естественность или искусственность
в поведении психолога-консультанта;

Если
психолог по-человечески не принимает
клиента, в его поведении появляются
либо излишняя естественность (говорит
и делает то, что ему хочется), либо
искусственность (играет роль, надевает
«маску», психологически защищается при
помощи выстроенного искусственного
«фасада»).

В
первом случае не осуществляется процесс
профессиональной психологической
работы, а идет обычный разговор
собеседников, в котором один рассказывает
свои проблемы, а другой демонстрирует
к ним свое отношение.

К
психологу-консультанту обратилась мать
юноши, которая жаловалась, что отец (ее
муж) жестоко обращается с сыном: унижает
его, придирается по мелочам, бьет. На
вторичную консультацию пришел муж, он
выразил несогласие с позицией психолога,
стал отстаивать свою точку зрения,
повысил голос. Психолог не сдержался,
сказал клиенту несколько резких фраз,
обвиняя его в жестокости по отношению
к собственному сыну. В результате —
разговор на повышенных тонах. Клиент
вышел, хлопнув дверью.

Трудно
оценить эффективность такой ситуации,
поскольку произошел обычный «коммунальный
разговор» — со взаимным раздражением,
упреками, непониманием друг друга.
Профессиональный статус психолога в
такой ситуации был потерян.

Во
втором случае, когда консультация
проводится психологом в искусственной
форме, на основе принципа «главное —
техника», клиент не получает
«эмоционально-энергетического лекарства»,
в котором он нуждался. Разговор произошел
как обмен информацией, а душа осталась
«голодной». Была беседа, но не произошла
Встреча.

Чтобы
найти «золотое сечение» в ходе
психологической консультации, сохранив
одновременно профессиональный статус
и в то же время задавая модальность
искренности и открытости разговору с
клиентом, необходимо хорошо чувствовать
и играть «себя в своей профессии».
Другими словами, психологу важно искать
свою технику, свой стиль, свое амплуа.

2.
Стремление психолога-консультанта
обязательно дать полезный совет;

Начиная
рассказывать собственную проблемную
ситуацию, клиент реконструирует и
выстраивает ее не только для психолога,
но и для самого себя. Во многих случаях,
проговаривая сложные моменты своей
жизни, он начинает лучше понимать как
самого себя, так и то, что с ним произошло.

Рассказ
о самом себе и связанные с ним процессы
самоанализа и самопонимания требуют
от клиента особой сосредоточенности и
внимания к самому себе. Кроме этого, для
успешного продвижения клиента «по пути
к себе самому» требуется определенное
время, во многих случаях не исчерпывающееся
единичной встречей с психологом.

Психологическая
консультация — это только начало «пути
к самому себе», только момент нащупывания
направления движения и проявление
желания начать «путь к себе». Как будет
вырисовываться линия пути, будет ли она
прямой или изломанной, короткой или
запутанной и длинной — это зависит от
внутренних потенций клиента, его
интуиции, желаний. Психолог на этом пути
— временный попутчик. Осуществлять
движение клиент должен самостоятельно.

Торопясь
сразу дать совет или рекомендацию,
психолог закрывает перед своим клиентом
его внутренний путь. И действительно:
зачем преодолевать трудности, прикладывать
усилия и искать «путь к самому себе»?
Ведь результат уже получен — совет
психолога! Совет — это результат. Получен
результат — исчезает мотив движения и
поиска пути.

На
самом деле основную ценность имеет как
раз движение клиента «по пути к самому
себе». Выдавая совет-результат, психолог
может ошибиться. Вступая же на свой путь
и осуществляя свое движение, клиент
никогда не ошибается, поскольку это
движение идет изнутри его души, его
жизненных устремлений.

3.
Психологическая консультация как
монолог психолога-консультанта;

Довольно
часто на консультацию приходят клиенты,
неуверенные в себе, впервые обратившиеся
к психологу. Они не знают, с чего начать,
о чем говорить, как держаться и чего,
собственно, можно ждать от психолога.

В
такой ситуации психолог-консультант
может полностью захватить инициативу
в разговоре: разворачивать общие
размышления, поучать, строить беседу с
позиции более спокойного, всезнающего
человека.

Психологическая
консультация превращается в монолог
психолога-консультанта и в том случае,
если он испытывает внутренний страх
перед молчанием. Клиент замолчал, «ушел
в себя», замкнулся, и психолог пытается
собственной активностью заполнить
наступившую паузу. На короткое время
это снимает возникшее напряжение, но
снижает общий результат консультации.

Дело
в том, что в момент паузы, молчания
клиентом совершается важная внутренняя
работа. Он может грустить, испытывать
страдание и печаль, размышлять или
что-то интуитивно чувствовать, не находя
нужных слов. Но в любом случае он получает
необходимый для него внутренний опыт.
Как правило, если возникшая пауза
выдерживается психологом в нужный
момент и достаточна по времени, после
нее беседа строится по-новому, как бы
на более высоком уровне понимания
клиентом собственных проблем.

4.
Психолог переносит (проецирует)
собственные трудности на проблемы
клиента;

Важно
помнить, что психолог — человек, имеющий,
как и все, свои слабости, проблемы,
тревоги, страхи. Практически всякий раз
имеется опасность проекции психологом
собственных трудностей на проблемы
клиента.

Например,
психолог — одинокий человек. Прежде
всего он может увидеть и почувствовать
одиночество своего собеседника и не
заметить, возможно, другой проблемы,
более важной для клиента

Еще
один пример. Психолог-женщина, пережившая
семейную драму: муж ушел к другой женщине.
Если на консультацию пришла молодая
девушка, поддерживающая отношения с
женатым мужчиной и желающая получить
совет, как увести этого мужчину из семьи,
поскольку она его любит и хочет быть
вместе с ним, женщина-психолог может
почувствовать к своей клиентке негативное
отношение (проекция отношения к своей
«разлучнице»).

Психологу
необходимо всегда стараться видеть
консультацию как бы со стороны, «в
зеркале», и постоянно отслеживать свое
собственное влияние на ход беседы.

5.
Психолог оценивает клиента;

Трудности
взаимопонимания между психологом и его
клиентом могут возникнуть не только
тогда, когда клиент не умеет рассказать
о себе и своих проблемах. В некоторых
ситуациях взаимопонимание двух
собеседников нарушается, если психолог
не открыт для своего клиента, а оценивает
его. Оценочное отношение психолога
может быть выражено во фразах, внешне,
может быть, не проговариваемых, но
произносимых во внутренней речи:
«Удивительно умный человек: сам все
понимает», Господи, да что это?! Интеллект
— на нуле! «Как хорошо говорит: налицо
литературные способности», «Каждое
слово из него вытягиваешь! Двух фраз
связать не может!» и др.

Оценочное
суждение психолога — это барьер на пути
его понимания состояния и проблем
клиента. Оценка возникает всякий раз,
когда психолог обращается к клиенту,
имея «центр тяжести ситуации» в самом
себе, а не в клиенте, когда психолог
строит общение через самого себя,
отталкиваясь от своих ценностей и
установок.

В
результате клиент видится психологу
не в истинном свете, а как бы через призму
взглядов и оценок психолога: портрет
клиента получается субъективным,
искаженным. Любая оценка — это соотнесение
с нормативом. В данном случае «нормой»
психолог спонтанно, не всегда осознанно,
считает самого себя. Давайте задумаемся:
так ли это на самом деле? Имеет ли психолог
право отталкиваться только от самого
себя?

6.
Психолог переживает проблемы клиента
как свои собственные;

Психологи
спорят между собой, что первично на
консультации: профессионально-культурная
техническая работа консультанта или
его искреннее, по-человечески теплое
отношение к клиенту? Одни считают, что
на первом месте стоит профессионализм
психолога. Другие утверждают, что если
клиент не почувствует заинтересованного
отношения психолога к себе, консультация
«не получится». Где же находится истина?

Истина,
как водится, лежит на «золотой середине».
Если на консультации будет преобладать
профессиональная техника психолога,
беседа получится формальной, суховатой,
искусственной. Если же консультация
превратится в процесс сопереживания
одного человека (психолога) другому
(клиенту), будет достигнут только
«коммунальный результат», как в беседе
двух друзей на кухне. Следовательно,
нельзя строить консультацию на основе
только техники: не будет душевного,
живого общения. Нельзя также и превращать
консультацию в обычную человеческую
беседу: психолог примет проблемы клиента
слишком близко к сердцу и сам расстроится,
перегорит, потеряет внутреннее равновесие
и не сможет в полной мере осуществить
действительную психологическую помощь
своему клиенту.

7.
Многочасовая консультация как ошибка
психолога;

Во
многих случаях на консультации клиент
старается выговориться сполна. Проходят
час за часом, а клиент говорит и говорит
о себе. Психолог молчит и терпеливо все
выслушивает. В результате консультация
длится 4-5 часов, появляется усталость,
а к анализу проблемы клиента еще и не
подступали.

Отчасти
такая ситуация возникает из-за внутренней
неуверенности психолога: он не может
определиться в собственных действиях
и занимает позицию пассивного слушателя.
Подобное может происходить и потому,
что психолог имеет внутреннюю установку
на выслушивание клиента, полагая, что,
если клиент выговорится, он получит
психологическое облегчение вне
зависимости от того, сумел «сработать»
сам психолог или нет.

Безусловно,
на консультации клиент должен как можно
подробнее и детальнее описать свою
ситуацию. Несомненно, также и то, что он
имеет право «выговориться». Но важно
не забывать и о том, что процесс
консультирования нельзя пускать на
самотек: может быть потеряна важная
информация, искажен диагноз, упущена
инициатива со стороны психолога.
Консультант должен вовремя почувствовать
«центр проблем» клиента, его основную
«болевую точку» и начать задавать
вопросы, направляя беседу по нужному,
конструктивному руслу.

8.
Психолог как объект манипулирования
со стороны клиента;

«Скажите,
ведь вы — психолог, права я или нет?»,
«Рассудите нас, как психолог, у вас такой
большой опыт», «Повлияйте на него, может,
вас он послушается!» — такие и другие
подобные просьбы высказывают клиенты
на консультации. Психолога пытаются
использовать в борьбе с ближним, как
мощное, «дальнобойное орудие», как
своеобразного «жизненного судью», как
авторитет, мнение которого для «обычных»
людей может выступать в качестве «закона
поведения».

Если
психолог позволяет использовать себя
как средство, он теряет свой профессиональный
статус и превращается в обычного, слабого
и безвольного человека. Такая ситуация
недопустима на консультации.

В
случае если клиент обращается к психологу
с подобной просьбой, необходимо сразу
же отказаться от ее выполнения и приложить
усилия к тому, чтобы повысить собственную
активность клиента в решении своих
проблем. Ответы психолога могут быть
следующими: «Я не могу быть судьей между
вами и вашими близкими. Ваши проблемы
вы должны научиться решать самостоятельно,
а я в этом вам помогу», «Так у нас ничего
не получится, я не имею права вторгаться
в вашу жизнь», «Мы сейчас вместе обсудим
вашу проблему, и вы сами поймете, что
вам нужно делать».

Соседние файлы в предмете Маркетинг

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект
на тему: «Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования»

Основные вопросы,
связанные с проведением такого консультирования, можно разделить на следующие
подгруппы:

1. Взаимоотношения
клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между
супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношения
супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения
родителей и детей в одной и той же семье. В каждом из общих случаев,
соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по несколько
частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые,
так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между
конкретными лицами в семье.

1. Взаимоотношения с
будущим супругом

Практически все люди, и
молодые, и не очень молодые, планируя свою семейную жизнь, обычно задумываются
над двумя основными, связанными с ней, проблемами:

Кто мог бы явиться для
меня лучшей семейной парой?

Сложатся ли мои семейные
отношения с данным человеком (если кандидат в будущие супруги уже определен)?

Человек, пришедший в
психологическую консультацию с данной проблемой, редко имеет готовые вопросы,
которые он собирается задать психологу-консультанту и на которые желал бы
получить вполне конкретные ответы от него. Клиент обычно просто ожидает помощи
от психолога-консультанта в выборе подходящего будущего супруга и надеется на
то, что с помощью консультанта ему удастся избежать разочарований и ошибок в
семейной жизни.

Вследствие недостаточной
ясности причин обращения клиента в психологическую консультацию, тех вопросов,
которые необходимо обсудить и на которые нужно искать ответы, тот, кто проводит
психологическую консультацию, прежде всего должен будет определиться в том, о
чем он будет говорить с клиентом.

Решить эту задачу
консультанту-психологу может помочь анализ ответов клиента на следующие
вопросы:

1. Какими качествами, на
ваш взгляд, должен обладать будущий, идеальный для вас супруг?

2. Задумывались ли вы над
вопросами о том, существует ли в действительности такой человек?

3. В какой мере вашему
идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?

4. Есть ли какие-либо
психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего
супруга (супруги)?

5. Имеются ли признаки
проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете
связать свою будущую семейную жизнь?

2. Взаимоотношения
между супругами в сложившейся семье

В то время когда семья
еще только начинает складываться (имеется в виду начало процесса
психологической адаптации членов семьи к условиям своей совместной жизни и друг
к другу), в психологии и в поведении членов молодой семьи наблюдаются заметные
и неизбежные в этом случае изменения. Они происходят, как правило, довольно
медленно и с определенными трудностями, так как каждый из членов семьи к тому
времени, когда он решается вступить в брак, является уже сформировавшейся,
устойчивой личностью, со своими, более или менее стабильными, чертами
характера, привычками и взглядами.

Психология у всех без
исключения людей в чем-то существенном отличается, и эти различия неизбежно
начинают проявляться во внутрисемейных взаимоотношениях людей, особенно в
первые месяцы и годы существования семьи. В силу таких различий между членами
семьи возникают противоречия, споры и даже конфликты, которые супругам
приходится разрешать. На это обычно уходит довольно много сил и времени, и
далеко не всегда все вопросы и проблемы сразу удается разрешить. Это обычно
приводит членов сравнительно молодой, недавно сформировавшейся семьи, в
психологическую консультацию.

3. Взаимоотношения
супругов с их родителями

Эти взаимоотношения
представляют собой проблему, которая часто возникает независимо от личных
взаимоотношений самих супругов, но может оказывать определенное влияние на них.
Взаимоотношения супругов с родителями и друг с другом, как правило, не
совпадают, и это само по себе создает трудности, которые приходится
преодолевать в семье, в практике психологического консультирования.

Прежде чем обсуждать
особенности консультирования по данной проблеме, рассмотрим частные случаи
возникновения этой проблемы и, соответственно, вопросы, по поводу которых
родители и супруги могут обращаться в психологическую консультацию.

В первую очередь отметим,
что надо, вероятно, различать два разных вида отношений: отношения супруга со
своими собственными родителями и отношения одного супруга с родителями другого
супруга.

В свою очередь, отношения
первого вида могут иметь следующие частные варианты: супруг – отец, супруг –
мать, супруг – дедушка, супруг – бабушка, а отношения второго вида –
аналогичные варианты, но представляющие собой взаимоотношения с родителями и со
старшими членами семьи другого супруга.[3.]

Заключение

Важность и необходимость
психологического консультирования в жизни любого человека может помочь в
определении цели, изменения установки на жизненную позицию, повышении
самооценки.

При этом немалую роль
играет сам консультант, его позиция в отношении пациента и оказание ему
психологической помощи.

Правильно подобранная
тактика и модель оказания психологической помощи, консультации создает новые
условия для реализации личности после консультаций.

Литература

1.     Дуткевич Т.В, Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в
специальность. — Киев, 2010.

2.     Островский Э.В.. — Психология управления – Москва. Инфра-м. Вуз. Уч.-
2011

3.     Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ.
педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

4.     Психология развития. Словарь. Под. ред. А.Л. Венгера.

5.     Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е
издание. СПб, 2000 г.

6.     Интернет- источник: http://www.soulpsyhology.ru/soulps-449-1.html.

7.     Интернет- источник: http://perspectio.ru/d.html.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

Тема семейных конфликтов в современных условиях становится особо актуальной. Семья, переживающая кризисный период, наиболее подвержена изменениям межличностных отношений супругов, а также членов семьи.

Главным показателем полноценного функционирования семьи является ее психологическое здоровье. Увеличение конфликтных ситуаций и напряженности внутрисемейных отношений требует на сегодня новых подходов к решению данной проблемы, расширения методологической базы, дополнений к коррекционной работе.

С 20-30-х годов появилась проблема выделения семейных отношений в отдельную отрасль, что привело к увеличению исследовательских работ, однако, в 90-х по причине экономического кризиса ситуация обострилась. Сегодня решение семейных конфликтов требует изучения экономических, политических и социальных условий. Данная ситуация осложняется тем, что недостаточно разработана область семейной конфликтологии.

Семья — древнейший институт взаимодействия людей, уникальное явление, которое заключается во взаимодействии нескольких человек в протяжении продолжительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. Споры, конфликты и кризисы в этой системе взаимодействия очевидны.

Важными и слабыми элементами являются гневы и споры в благополучно развивающихся взаимоотношений. Отсутствие подобных элементов может говорить об отсутствии честности между супругами, а также скрытности чувств.

Способом проявления и разрешения противоречий является семейный конфликт, возникающий в системе семейных взаимоотношений. Противоречия заложены и самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношение и взаимодействии членов семьи. Для того, чтобы конфликт благополучно разрешился необходимо усилие обоих супругов.

Исследование семейного института, брака и внутрисемейных конфликтов, актуально потому, что получение сведений может увеличить объем теоретических знаний, а также методологию специалистов-практиков.

Конфликт, представляющий процесс и систему, в сложном причинном комплексе, приводящих к расстройству и распаду семьи, особо важное место занимают причины социально-психологические, связанные со спецификой взаимоотношений и общения супругов в семье. Вероятно, что оптимизация одних лишь социально-экономических условий жизни семьи не всегда приводит к повышению удовлетворенности браком. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований.

Согласно статистике, в прошлом году в России на один миллион заключенных браков пришлось более семисот тысяч разводов. Почти три четверти семейных пар не выдерживают проверки на прочность.

Объект изучения сам конфликт.

Предмет изучения — причины семейного конфликта.

Цель курсовой работы — выявление сущности и содержания причин семейных конфликтов и их влияния на развитие семейных отношений.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия «семейный конфликт».

3. Выявить психолого-педагогические проблемы консультирования семьи в конфликтных ситуациях.

4. Изучить условия успешного консультирования семьи в конфликтных ситуациях.

5. Подобрать методики на конфликтность семейных отношений.

6.Провести психолого-педагогическое исследование конфликтности семьи.

7. Проанализировать полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты с помощью разработанных критериев и показателей.

8. Выбрать рекомендации направленные на снижение конфликтности в семье.

Для решения поставленных задач используются следующие методики:

1.1 Сущность и принципы семейного консультирования.

Психологическое консультирование – это вид психологической помощи (наравне с психотерапией, психологическими тренингами, психокоррекцией и др.), выделенный из психотерапии. Целью консультирования является помощь клиенту в решении какой-либо проблемы, будь то осмысление и корректирование собственного поведения, грамотное достижение поставленных целей. В семейном же консультировании упор делается на концепцию взаимодействия в семье, отступление от ролей и их функций, методах предотвращения конфликтов как внешних, так и внутренних. [11, с. 275].

Метод и технологии в оказании компетентной помощи семье определяется концепцией теоретических принципов консультанта.

Работа с семьей имеет особенности, отличающиеся от консультирования индивидуального. По мнению американских теоретиков консультирования и практиков Д. Коттлера и Р. Брауна эти особенности заключаются в следующем:

— консультант должен уметь увидеть не только внутриличностные проблемы, но и проблемы взаимодействия в семье;

— специалисту следует быть активным и категоричным в большей мере, нежели при индивидуальном консультировании;

— семейный консультант должен быть прaгматичным и гибkим, применяя несколько теоретических подходов;

— изучение правил внутри семьи и норм поможет консультанту углубиться в истоки проблемы;

— исследование развития семьи, циклов, конфликтов, кризисы;

— принятие, учет семейной культуры и ее членов нетрадиционной структуры.

Для того чтобы грамотно поставить задачи решения проблемы семьи, а так же методы и формы работы необходимо учитывать период жизненного циклa развития семьи и сферу семейных отношений. Консультирование осуществляется по проблемам вступления в брак, отношений супругов, родителей и детей. [3, с.106].

Задачи консультирования семьи:

— психологическое консультирование по проблемам брака, в том числе определение партнера для вступления и заключения брaкa;

— консультирование супружеских отношений, диагностирование, корректирование, профилактика;

— оказание психологическoй помощи при рaзвoдaх;

— консультация, профилактика, диагностика, коррекция отношений родителей и детей;

— психoлoгическoе сoпровождение беременнoсти и рoдов;

— сопровождение психолога при возникновении родительства;

— психологическое консультирование по вопросам измены супруга;

— психологическое консультирование при фактах в семье насилия [9, с. 284].

В психологическом консультировании, как и семейном, основными принципами приходятся добровольность обращения клиента, конфиденциaльность, клиент должен нести личную ответственность, в то время как консультант обязывается за свою ответственность и профессиональную компетентность, стереоскопичность диагноза, восстановление семейной истории, выработка совместных решений, комплексный подход в работе с семьей, диагностическое и коррекционное единство, структурообразование в течение консультирования позиций, а также обнаружение подтекста заявки клиента.

Принцип добровольности обращения клиента служит важным эстетическим принципом консультирования семьи. Без собственного согласия психологическое диагностическое освидетельствование, а также психологическое воздействие на клиента осуществляться не может, за исключением судебного решения на психологическое обследование. В случае сомнительности обращения, когда в необходимости консультации у кого-то из близких родственников возникли сомнения, консультанту необходимо аргументировать необходимость работы со всеми членами семьи.

Принцип конфиденциальности несет гарантию клиенту за безопасность личную и социальную, а также хранение полученных результатов в тайне. Этот принцип предусматривает укрытие полученных данных в специально созданных условиях, безымянность клиента. Он может подвергнуться нарушению только в случае появления опасности для жизни и безопасности клиента или же незаинтересованных лиц. Однако, дача данных, понадобившихся для гарантии их здоровья и жизни, возможна в наивысшей форме защиты интересов самого клиента.

Принцип личной ответственности клиента предусматривает добровольный выбор клиента, а также его осуществление, его исход и возможные опасности. Клиент должен быть готов к саморазвитию, самоанализу над отношениями, событиями и их причинами, собственных достоинств и недостатков.

Принцип профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Семейный психолог должен в полной мере осознавать всю ответственность в своей практической деятельности, предопределяющую семейное благополучие и развитие в будущем. Следовательно, правила подготовки профессиональной и квалификации консультанта должны быть гарантированы степенью компетентности в разрешении проблем развития и семейного функционирования.

Принцип стереоскопичности диагноза ставит условия исследования особенностей психологических семьи с точки зрения всех ее участников семейного процесса. Стереоскопичность диагноза предусматривает создание полной семейной картины, соотнесение образов всех членов семьи и независимая оценка семейного взаимодействия.

Принцип реконструкции истории семьи призывает к построению развития семьи и формирование истории семейных отношений, с последующей констатацией зависимостей. Важным условием является не только сами действия, но и их восприятие и перенесение.

Принцип совместной выработки решений служит доведением принципа личной ответственности клиента и принципа профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Главное условие психологического консультирования, которое выражается в ограничении доступности клиента к решениям и рекомендациям в готовом виде, длжно быть выдержано потому, что консультантом рекомендации могут быть просто не поняты и в силу, чего не приняты им.

Принцип комплексности в работе с семьей предполагает тесную работу консультанта с работниками социальной сферы, детскими психологами и возрастными, педагогами и воспитателями, семейными психотерапевтами, врачами, сексологами и юристами.

Принцип единства диагностики и коррекции устанавливает необходимость после диагностического обследования коррекционное, как вид психологического влияния, которым определенным образом скажется на семье. Коррекционное воздействие и его эффективность послужат неотъемлемой диагностической информацией для разбора оснований расследования и причин появления семейных трудностей.

Принцип выявления подтекста обращения клиента необходим при установлении подтекста в жалобах клиента и его отношения со специалистом. Выявление подтекста обращения — необходимое условие для грамотного построения стратегии и тактики проведения консультации.[12, с.200].

1.2.Понятие семейного конфликта.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Однако в этой интенсивно взаимодействующей полностью функционирующей системе не обходится без спорных, конфликтных и кризисных ситуаций. Ссоры, возникающие между супругами, как правило, никогда не проходят бесследно, что становится помехой в последующей адаптации любви. В этом случае, нельзя сказать: «Милые бранятся, только тешатся». Ведь всякая ссора накладывает свой отпечаток на будущее в отношениях, но зачастую, ссоры появляются на пустом месте, когда супруги не могут пойти на контакт, договориться, уступить.[10, с.18-20].

Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. В семейных конфликтах необходим учет особенностей для их предотвращения и решения. В 80-85% семей, по оценкам специалистов, вытекают конфликты, кроме того, ссоры по всяким случаям возникают в 15-20%. Конфликты семей, как правило, возникают при желании людей удовлетворения некоторых потребностей или же обеспечения условий для их удовлетворения, однако, при этом интересы партнера не учитываются.

Особенность семейного конфликта заключается в специфичности его предмета. Правовые, нравственные обязательства, относящиеся, прежде всего, к реализации семейных функций, таких как репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственная, а также межличностные отношения, главными составляющими которого является любовь и кровное родство являются важной особенностью отношений семьи.[8, с.204].

Классификация конфликтов выделяется из ряда оснований, которые сводятся к следующим типам:

  • Ценностные – существование противоположных интересов и ценностей;

  • Позиционные – борьба за главенство в семье, подавление одного из партнеров в «Я» значимости;

  • Сексуальные – психологическая сексуальная дисгармония супругов;

  • Эмоциональные – недостаток положительных эмоциональных потребностей (дефицит ласки, внимания, заботы со стороны партнера);

  • Неопасные – внезапные появления признаков усталости, возникшие конфликты быстро завершимы;

  • Опасные – принципиальное убеждение одного из супругов в переубеждении личного мнения партнера, например, отказ от привычек, методы воспитания;

  • Особо опасные – приводящие к разводам;

  • Открытые (явные) – оскорбления супругов в адрес друг друга в словесной и физической форме;

  • Скрытые – супругами не осознаются и некоторое время в поведении не реализуются.

Открытость и скрытость конфликта определяются на индивидуально-психологическом уровне особенностей каждого члена семьи, а также уровнем воспитания и причинной сущностью конфликта. Сиюминутная причина и яркость эмоциональных всплесков определяют актуальность конфликта. Прогрессирующий конфликт приводит к увеличению напряженности, из-за отсутствия приспособления друг к другу.

Причины конфликтов в семье заключаются в следующем: — локализация тонуса свободы действий, личностного выражения каждого члена семьи;

— асоциальное поведение одного члена семьи или же нескольких (наркомания, алкоголизм);

— несовпадение интересов их противостояние, притеснение личностных возможностей одного из членов семьи( по его мнению);

— авторитарный, властный тип отношений в семье в целом;

— материальные труднопреодолимые проблемы;

— родственное вмешательство в семейные отношения;

— сексуальная несовместимость.

Этапы конфликтов отражают те моменты, характеризующиеся развитием конфликта, начиная его возникновением до завершения.

  1. предконфликтная стадия: ситуация конфликта или же конфликт потенциальный, в котором происходит нарастание социальной опасности или развитие конфликта носит явное осознание несовместимости предпочтений и позиций, закрепление конфликтующих сторон, предъявление возражателю требований;

  2. инцидент;

  3. эскалация конфликта: конфликтные события или конфликтный расцвет, его формирование;

  4. уравновешенное противостояние;

  5. завершение конфликта: ослабевание конфликта или конфликтная перестройка;

  6. стадия послеконфликтная.

Еремин Б. Л. Выделяет следующие фазы конфликта:

— конфронтационная (военная) фаза: стремление сторон обеспечить собственный интерес за счет устранения противника;

— компромиссная (политическая) фаза: стремление стороны по возникшему случаю достижения личного интереса переговорами, производящими смену отличных интересов каждого человека на общий взаимный уступок;

— коммуникативная (управленческая) фаза: стремление сторон добиться согласия в том, что независимостью обладает не один человек конфликта, но и его интерес.[2, с.125].

Анализируя причины семейного конфликта, рассматриваются факторы микро- и макроклимата. Падение материального достатка, злоупотребление работой одного из членов семьи, затруднения при трудоустройстве супругов или близких, жилищные вопросы, недоступность устройства детей в детское учреждение относятся к факторам микросреды.

Формы протекания относятся к особенностям семейных конфликтов, так же как и их динамика, для которой характерны классические этапы, такие как появление ситуации конфликта, ее осознание, противоборство открытой формы и его развитие, решение противостояния и эмоциональное переживание. Однако, для конфликтов подобного типа характерны выше среднего эмоциональные реакции, быстрое течение этапов, противоборство вроде упреков, ссор, оскорблений и семейных скандалов. Анализируя супружеские конфликты, как и семейные, необходимо рассматривать в семейном развитии кризисные периоды. В первый год становления супружеской жизни возникает первый кризисный период, в который супруги приспосабливаются друг к другу. Отмечено, что именно в этот период количество разводов от общего числа браков составляет до 30 %.[7, с.215-218].

Появление детей непосредственно связано с появлением второго кризисного периода, с которым появляются новые обязательства. Рождение ребенка может послужить испытанием в отношениях молодых родителей, на которых теперь возлагаются вопросы воспитания и ухода за ребенком. Профессиональное становление и реализация интересов ограничиваются, в то время, как и взгляды супругов, а также их родителей по вопросам воспитания ребенка могут не совпадать. Уход жены за ребенком сказывается на ней усталостью и ведет за собой кратковременную паузу в сексуальных отношениях.

10-15 лет совместной жизни называются средним супружеским возрастом, который совпадает с третьим кризисным периодом и отмечается дефицитом чувств.

После 18-24 лет совместной жизни супругов наступает четвертый период кризиса, основной причиной которого становятся переживания жены по поводу возможной измены мужа.

Образ будущего мужа или жены формируется еще до вступления в брак, который складывается из родительского опыта, историй друзей и знакомых, книг и кинофильмов. Случается, что ролевые ожидания оказываются завышенными и в жизни супругов не находят как такового подтверждения, ведущие за собой разочарованность и появление ролевых конфликтов.

Проблема доминирования также относится к ролевым конфликтам, возникающим в выяснении главенствующей роли среди супругов.

Отсутствие опыта или желания супругов исполнять свои супружеские роли и функции также приводит к возникновению конфликтов. Не каждый из супругов может пожертвовать своими благами и временем для построения счастливой семейной жизни и ее поддержания, а в дальнейшем и преодолеть бытовое испытание. Чрезмерный эгоизм одного из супругов может также повлечь за собой конфликтные ситуации.[4, с.98-99].

Обусловленность частоты, основательности и силы конфликта выделяют кризисные, конфликтные, проблемные, а также невротические семьи.

  • Кризисная семья характеризуется оппозицией супружеских интересов и потребностей, носящая резкую характерность и охватывающая немаловажные области семейной жизнедеятельности. Супруги враждебны друг к другу, не соглашаясь на уступки. Все те брачные союзы, которые распадаются или же находятся в моменте распада.

  • Конфликтная семья носит сугубо оппозиционный характер, когда между супругами существуют сферы, столкновения их интересов, за которыми кроются отрицательные эмоции, уничтожающие и довольно сильные. Но, не смотря на них, сохранение брака возможно благодаря уступчивости и супругов и нахождения компромиссов в решении конфликтов.

  • Проблемным семьям свойственны длительные трудности, лишаемые брак стабильности. Отношения между супругами могут обостриться в связи с болезнью одного из них, отсутствием жилья, материальных затруднений, что может привести даже к расстройствам психики одного либо обоих супругов.

  • Невротическая семья отличается воздействием накопившихся трудностей психологического характера, встречающихся на жизненном пути. Повышенная тревожность, плохой сон, вспыльчивость, чрезмерная агрессивность у супругов становятся главными показателями невротической семьи.[5, с.315].

1.3. Консультирование семьи в конфликтных ситуациях.

При возникновении в семье конфликтных ситуаций консультирование может осуществляться как индивидуально с одним из супругов, так и работа с супружеской парой. Рассмотрим подробнее формы работы подобного консультирования.

При индивидуальной работе с одним из членов семьи отношения консультанта и клиента осуществляются в классическом стиле, когда семейные отношения описываются в невидимом контексте, а именно по памяти и описанию клиента.

При появлении супружеских либо семейных конфликтов в большинстве случаев обращается один из супругов. Основными «поводами» для обращения к психологу становятся сексуальные проблемы в семье, семейные обязанности и ролевое распределение, трудности при общении. Клиент может обратиться к психологу без уведомления своего партнера.

Информацию о клиенте можно получить от самого клиента, обратив внимание на то, как человек относится к своим проблемам, манеры поведения, как он создает семейные затруднения. Даже в самых сложных ситуациях, когда кто-то из супругов хронически болен и за ним требуется уход или супруг склонен к алкогольной зависимости, проблема и переживание клиента упираются в попытки стремления преобразовать в жизнь свои нормы поведения или продемонстрировать свою власть и влияние над другим. [6.,с.104].

В случае возникновения проблем в семье или возражениям членов семьи по поводу непонимания, при индивидуальном консультировании необходимо деликатно довести до клиента то, что не нужно пытаться изменить кого-либо из домочадцев. Здесь будет уместен прием терапевтических притч, который натолкнет консультанта на мысли, что необходимо первоначально измениться самому, тогда и поведение близких вероятно изменится в лучшую сторону.

Когда одному из членов семьи сложно открыто рассказать о проблеме, и он не желает по какой-либо причине поделиться со своими близкими, также будет уместна индивидуальная консультация. В таких случаях задача консультанта — довести клиента к тому, чтобы клиент смог позднее доверить свою тайну и рассказать об этом другим членам семьи. В подобных случаях, как правило, человека мучает чувство вины, которое оказывается преувеличенным, избавившись от данного «недуга» человек испытывает большое облегчение.

Однако, встречаются случаи при успешном индивидуальном консультировании, когда один из супругов, не посещающий семейного психолога, оказывает сопротивление. Когда консультирование проходит один из супругов, а другой не видит смысла в изменении отношений, возможно, что отношения окажутся в состоянии дисгармонии.

Рассмотрим плюсы и минусы индивидуального консультирования:

Плюсы:

  • возможность гибкого проведения консультирования, в любое время по предпочтения клиента;

  • клиент раскрывается перед психологом в наибольшей степени и раскрывает подробнее проблему, возможность углубленного анализа;

  • высокий потенциал для психолога увидеть особенности и проблему клиента, возможность сфокусироваться только на одном человеке;

Минусы:

  • информативна и диагностична в меньшей степени;

  • невозможность наглядного наблюдения за обоими супругами и их взаимоотношениями;

  • видение проблемы с позиции одного супруга.

При работе с супружеской парой, когда оба супруга приходят на консультацию и их отношения можно изучить наглядно. В этом случае консультанту можно подтолкнуть обоих членов семьи к осознанию конфликта, рассмотрев вместе с консультантом проблемную ситуацию с разных сторон. Необходимо в этом случае помочь супругам научиться решать конфликты иными более результативными способами, взаимодействуя. Но нужно всегда иметь в виду вероятность затруднений на первом этапе консультирования семьи, а также возможность угрозы.

Работая с супружеской парой, консультанту необходимо следовать принципу гуманного отношения к семье, ко всем членам семьи, а также программировать на ее успех. Консультанту необходимо принять семью с ее особенностями и позициями, а также учитывать выбор пути развития, чтобы супруги, в свою очередь, смогли почувствовать это. Консультирование должно осуществляться в закономерностях благоприятных возможностей прогрессирования семьи, не принуждающие супругам цели и задачи извне. Консультантом ведется индивидуальный подход к семье и всех ее участников, делая упор при этом потенциал развития, реально возможный для семьи.[1, с.109].

Принцип реалистичности, соблюдаемый психологом при консультировании супружеской пары, предполагает лишь поддержание семьи в момент разрыва, а так же найти наибольшую гибкость в отношениях, как между членами семьи, так и в отношениях семьи с социумом.

Процесс приема при консультировании семьи должен быть структурированным. Вариант взаимодействия психолога с семьей должен опираться на положительные прогнозы, развивая способности родителей и детей. Структурность и такой подход способствуют предотвращению конфликтов особой выраженности и нарушений.

Рассмотрим плюсы и минусы группового семейного консультирования:

Плюсы:

  • более диагностично;

  • видимость построения отношений и их развития;

  • возможность расширенного применения групповых психотехник, типа семейная скульптура, семейная фотография;

  • более эффективна, есть гарантия, что оба супруга согласны на консультирование и разрешение конфликта.

Заключение.

Главенствующую роль в семейных отношениях, имеющих конфликтные ситуации, занимают супружеские конфликты, которые появляются от недостаточного удовлетворения потребностей каждого супруга. Кризисные периоды носят большую вероятность возникновения конфликтных ситуаций в семье. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, проблемные, конфликтные, невротические семьи. Конфликты в семье приводят к нервно-психическому напряжению, чувству вину, состоянию острой семейной раздражительности. Регулированием супружеских отношений занимаются специалисты, дающие в дальнейшем рекомендации.

Общению родителей и детей без конфликтов способствует повышение педагогических знаний и культуры родителей, коллективное взаимодействие всех членов семьи, умением обсуждать проблемы по мере их поступления, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Суть психологического консультирования конфликтных семей заключается в разработке специальных рекомендаций по изменению отрицательных психологических причин, которые затрудняют деятельность семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

Список использованной литературы:1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004.2. Артамонова Е.И., Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Гриф УМО ВУЗов России. — М., 2008. –с.1253. Большой толковый психологический словарь. М., 2003- с.106

4.Бурлачук Л. Ф. Психотерапия. — СПб., 2001— 572с. с 98-99

Гришина Н.В. Психология конфликта 2 изд.- СПб., 2008.

5.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2003.

6.Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.:КСП, 3 изд. 2008.

7.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.,2009.8.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 2005.9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. – с.28410.Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 2000.11.Основы психологии семьи и семейного консультирования: О 75 Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — с.27512.Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 2002.

  • Каких ошибок вы должны избегать при составлении бизнес плана
  • Каких бы клуб ошибок не наделал
  • Какими факторами обусловлена ошибка выборки
  • Какими признаками характеризуются ошибки чтения при дислексии укажите неверный вариант ответа
  • Какими могут быть речевые ошибки