Какой словарь поможет избежать ошибок конспект урока 4 класс

Соколова Елена Яковлевна  

 ГБОУ СОШ № 188 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                          4 класс        

Тема:

 «О словарях разнообразных, поучительных и важных»  

Цель: Познакомить учащихся со словарями нового вида.

Задачи:

1.Формирование умения у детей пользоваться словарями.

2.Расширение словарного запаса учащихся.

3.Прививать интерес к родному языку.

 Оборудование:

  1. 1.Словари
  2. 2.3конверта с пословицами
  3. 3.Карточки с названиями словарей
  4. 4.Наборы карточек с буквами
  5. 5.Ребус
  6. 6.Сигнальные карточки
  7. 7.Листы разного цвета с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

 Откройте, пожалуйста, тетради. Начинаем урок русского языка. На доске записана пословица. Запишите её и подумайте над её смыслом.

«Хромое слово – кривая речь» — гласит русская пословица.

Чтобы хорошо понять прочитанное, чтобы речь была не кривой, а красивой, надо знать много слов, уметь с ними обращаться.

А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? (ответы учащихся)

Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы все эти слова. А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с самыми умными и  многознающими книгами. Они помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю.

Это словари. (3 слайд – тема урока)

3. Актуализация знаний

Запишите тему сегодняшнего урока.

С какими словарями мы уже знакомились на уроках русского языка? (Орфографический, толковый).

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.

4 слайд (цитата) «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс

Запишите эти слова, как будем их записывать? (« »)

Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Выставка словарей, прокомментировать).

На ваших столах лежат словари уже известные вам и карточки с заданиями. Для начала мы должны угадать слово, которое нам поможет начать работу.

Внимание, на экран! (5 слайд – появляется алфавит)

  1. Что это…….? (русский  алфавит)
  2. Как вы думаете, почему алфавит поможет нам в  работе? (ответы учащихся)
  3. Да вы, действительно, правы.

4. Работа над новым материалом.

К какому словарю надо обратиться для того, чтобы правильно написать слово «АЛФАВИТ?

 (К орфографическому словарю) (6 слайд «орфографический словарь») (по мере ответов детей на слайде появляются название словарей)

  1. Вспомним («орфос»-правильный, «графос»- пишу )
  2. Найдите это слово в словаре, прочитайте. Проверьте (вылетает слово АЛФАВИТ)  
  3. В орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слова.
  4. Исходя из того, что («орфос» — правильный, «эпос» -речь). Что мы будем проверять в орфоэпическом словаре? (ответы учащихся)
  5. Что значит правильно произнесённое слово? (ответы учащихся)
  6. Это значит правильно поставленное ударение, правильно произнесённые звуки.

Орфоэпический словарь помогает нам в этом.

Так как же правильно АЛФАВИТ или АЛФАВИТ? —Узнайте. Проверьте. Запишите.

А для чего служит толковый словарь? (ответы) 

Теперь давайте заглянем в толковый словарь (вылетает название «толковый словарь») и найдём  толкование слова АЛФАВИТ 

Проверьте (вылетает толкование слова). Запишите.

А как вы думаете можно ли подобрать синонимы к слову «Алфавит»? Если заглянуть в  словарь синонимов, выясняется, что это АЗБУКА

«Азбука»

Правильно. Запишите это слово.

Пользуясь словарём пословиц и поговорок можно подобрать пословицы к слову алфавит и азбука (слайд).

-Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки избавят нас от скуки.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы. –

   На следующей строчке запишите эту пословицу.

5. Физминутка (динамическая)

6.Рефлексия.

На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)

Попробуйте правильно ответить на вопросы, посовещайтесь  (7 слайд)

Каким словарём будете пользоваться, если:

  1. Только затрудняетесь в написании какого-либо слова (орфографический словарь).
  2. Вам нужно узнать толкование, какого либо слова (толковый словарь).
  3. Вам нужно узнать, как правильно ставится ударение, произносится слово (орфоэпический словарь).
  4. Вам нужно объяснить смысл той или иной пословицы (словарь пословиц и поговорок).

А теперь ещё раз давайте вспомним алфавит. Возьмите листок голубого цвета. Переверните его  (детям предлагается алфавит с пропущенной буквой).

 Среди 33 букв алфавита, помещённых в круг, одна пропущена. (8 слайд) Какая? Впишите её в свободный фрагмент. Посовещайтесь. Проверьте. (9 слайд) 

Вам предлагаются слова, пользуясь словарём,  нужно правильно записать, поставить ударение и произнести эти слова. (10 слайд)

Работу будем выполнять  в малых группах

  1. Звонит
  2. Документ
  3. Жалюзи
  4. Документ

При выполнении задания воспользуйтесь сигнальной карточкой. Проверьте.

8.Физминутка (релаксация, шум воды и крик чаек) (11 слайд появляется фрегат)

 ХVI век вошёл в историю как век мореплавателей, открытий, флибустьеров (выскакивает на слайде слово ФЛИБУСТЬЕР)

А сейчас воспользуйтесь толковым словарём русского языка и объясните значение слова «Флибустьер» (12,13 слайды)

Дети зачитывают значение слова. Найдите в словаре синонимы слова.

14 слайд (выскакивают слова пират, разбойник, флибустьер, появляется Джек Воробей)   

Запишите эти слова.

9. Задание для любознательных.

Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить 1 монету.

Как называлась монета?

И какому источнику информации она подарила своё название?

Соберите слово. Детям выдаются карточки с буквами «Г», «А», «З», «Е», «Т», «А» (газета- название венецианской монеты)(15 слайд)

10. Работа в командах — Предлагаю выполнить следующее задание

У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.

1команда

 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь (с. 132).

2 команда

 Лучше оступиться, чем оговориться (с.133).

3 команда

              Умные речи приятно и слушать (с. 135).

Проверим(16 слайд) 

-Воспользуйтесь словарём пословиц и поговорок. Пролистайте его и подумайте, как можно найти значение той или иной пословицы (ответы). Каков смысл ваших пословиц? Узнайте. Зачитайте по словарю.

Вернитесь на свои места и запишите эти пословицы в тетрадь.

11. Итог

-Давайте подведём итог нашего урока.

Что нового сегодня узнали на уроке?

С чем познакомились?

 Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться этими книгами,вы обязательно полюбите их и согласитесь с С.Я.Маршаком (17 слайд)

 Усердней каждый день смотрю в словарь:

В его столбцах мерцают искры чувства.

 В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

(18 слайд) (запись домашнего задания дублируется на слайде)

Домашнее задание.

(19 слайд) Ссылки

А.П. Евгеньева Словарь синонимов Ленинград «Нева» 1975

В.П. Жуков Словарь русских пословиц и поговорок Москва «Русский язык» 1992

П.А. Лекант Школьный орфоэпический словарь русского языка Москва  «Просвещение» 2009

С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка Москва «Азбуковник» 1997

Д.Н. Ушаков Орфографический словарь Москва «просвещение»1982

фрегат картинки — Яндекс: Нашлось 743 тыс. ответов

Газета — Википедия

С.Я. Маршак — Поэзия — Словарь («Усердней с каждым днем гляжу в словарь…») http://whiteatlantic.hubpages.com/ hub/jack-sparrow-the-captian

Картинка 34 из 155818 

http://moumsosh.moy.su/index/ shkolnaja_biblioteka/0-16

Конспект
урока русского языка в 4 классе

Параметры
урока

Содержание
параметров

Программа,
учебник,

особенности

Образовательная
система «Гармония»

Программа
«Русский язык. К тайнам нашего языка» авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Учебник
«Русский язык. К тайнам нашего языка» для 4 класса начальной школы в двух
частях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Ориентирован
на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый
органичный процесс; на формирование способности осознавать язык как предмет
наблюдения; развивать умение выполнять с языковым материалом операции
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также на
совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.

Тема
урока

От
значения слова — к правильному написанию.

Место
урока в системе урока

10 урок
в главе «И снова о главном работнике в языке – слове»

Форма и
тип урока

Урок —
зачёт

Образовательная
цель и задачи

Цель:

вспомнить
способ подбора проверочных однокоренных слов для  имён существительных, имён
прилагательных, глаголов: от значения слова – к правильному написанию.

Задачи:

1.     Создать
соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к
усвоению материала.

2.     Обучать
решению орфографических задач в корне имён существительных, прилагательных,
глаголов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с
помощью однокоренного;

3.     Приучать
детей задумываться над значением слов;

4.     Показать,
что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;

5.     Развивать
у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Ресурсы
урока


компьютер


презентация


изображение корзины для этапа вызова


зачётные карточки

Предметные
результаты


обучить решению орфографических задач в корне имён существительных,
прилагательных, глаголов, а именно проверке безударного гласного в корне


научатся подбору проверочных слов, объясняя значение проверяемого с помощью
однокоренного

Метапредметные
результаты

1.     Регулятивные
УУД:


принимать и сохранять учебную задачу


планировать свои действия для решения задачи


действовать по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь
учителя, учебник и др.


оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы
преодоления

2.     Познавательные
УУД:


находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию,
представленную в явном виде


находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых
понятий, правил, закономерностей


пользоваться знакомыми лингвистическими словарями


владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач


строить несложные рассуждения

3.     Коммуникативные
УУД:


участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его
точку зрения и т. д.)


задавать вопросы, отвечать на вопросы других


вступать в учебное сотрудничество с одноклас-сниками, участвовать в
совместной деятельности

Личностные
результаты


понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека

— понимание
значимости владения русским языком


представление о русском языке как языке его страны


осознание языка как средства общения

Структура
урока — зачёта

1)    Мотивация

2)    Вызов.
Постановка цели и задач урока

3)    Осмысление.
Самостоятельная работа с учебником и тетрадью – задачником с проверкой по
эталону.

4)    Рефлексия
учебной деятельности

Конспект
 урока русского языка в 4 классе

Тема:
«От значения слова – к правильному написанию»

Цель:
вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для  имён
существительных, имён прилагательных, глаголов: от значения слова – к
правильному написанию.

Задачи:

1.    
Создать соответствующий эмоциональный
настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению материала.

2.    
Обучать решению орфографических задач в
корне существительных, прилагательных, глаголов: учить подбирать проверочные
слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;

3.    
Приучать детей задумываться над значением
слов;

4.    
Показать, что внимание к значению слова
поможет избежать ошибок;

5.    
Развивать у учащихся навыки самоконтроля и
самооценки.

ХОД
УРОКА:

I
Организационный момент. Мотивационный этап:

У.
Добрый день, ребята!

Д.
Добрый день, добрый день!

     Заниматься
нам не лень.

У.
Наш язык, конечно, сложный.

     Но мы не
станем унывать.

     Вдумчиво и
осторожно

     Будем тайны
открывать!

— Продолжаем
говорить о тайнах нашего языка.

II
Вызов. Определение  темы и цели урока:

У.
Мы под удареньем пишем

     Без сомненья
то, что слышим.

     Вызывает звук
сомненья,

     Если он   …..
(без ударенья)

— Посмотрите на экран.
О какой орфограмме пойдёт сегодня речь? (безударные гласные звуки). Мы знаем,
что это одна из главных опасностей письма.

— Перед вами «Корзина
идей».
Вы будете работать в парах. Необходимо собрать в корзину
вопросы, которые помогут вспомнить всё о безударном гласном звуке. Начинайте
работу.

Примерные
вопросы:

1)   
Почему безударный гласный звук – это
орфограмма?  (нужно выбрать правильную букву на месте этого звука)

2)   
Как узнать букву безударного гласного
звука? (подобрать проверочное слово)

3)   
В какой части слова может быть безударный
гласный? (корень, приставка, суффикс, окончание)

4)   
В какой из них гласный можно проверить? (в
корне)

5)   
Какие способы проверки безударного
гласного звука мы знаем? (перечислить)

У.
Вопросы собраны. Давайте ответим на них. (ответы детей)

— Так вот о
способах проверки безударного гласного звука и обозначении его буквой на письме
мы сегодня и поговорим.

— Я прочитаю вам
стихотворение. Вы должны будете догадаться, какой способ проверки мы будем
использовать. Он и станет темой нашего урока.

Белизна –
проверим …белый.

А смельчак?
Наверно — …смелый.

Старики
проверим … старый.

Малыши,
конечно, …малый.

— Какой же способ
проверки вы использовали для проверки безударных гласных? (ответы учеников,
обобщение, чтение темы на стр. 82 учебника.

— Такие задания,
которые встретятся у нас сегодня на уроке, мы уже выполняли. Поэтому наш урок
станет уроком-зачётом. А это ваши зачётные книжки. В них вы будете проставлять
баллы за каждое задание, а я поставлю вам оценку в конце урока.

III
Осмысление. Работа над новым материалом.

1)Упражнение
570

Вывод: невнимание
к значению слова часто бывает причиной ошибок.

— Поставьте себе
столько баллов, сколько слов с ошибками вы нашли.

2)Упр.
571 (первое задание фронтально, второе задание в парах, после обсуждения – двое
у доски, остальные в тетради). Поставьте себе столько баллов, сколько слов вы
распределили по столбикам верно.

3)Упр. 572

— При подборе имён
существительных, можете пользоваться словарём.

 

— Не забываем про
баллы. Столько, сколько слов с ошибками нашли.

Вывод: Внимание к
значению слова может уберечь от орфографических ошибок.

Физминутка
для глаз.

4)Упр. 573

(последние задания
можно обсудить в парах, один – у доски) Поставьте баллы за исправленные ошибки
и три балла за глаголы 2 лица, если они написаны правильно.

5) Обобщение и
закрепление Упр.574

6) Повторение
пройденного. Вспомнить другие способы проверки безударных гласных по памятке
с.135

IV Рефлексия

— Пришла пора
подвести итоги нашего урока.

— Что мы вспомнили
сегодня на уроке?

— Доказали мы
утверждение, высказанное нами вначале урока?

— Что-нибудь
вызвало затруднение? Над чем нужно еще поработать?  А подойдёт ли такой способ
проверки для приставок, суффиксов, окончаний? Это мы узнаем на последующих
уроках.

У.
Давайте составим синквейн по теме «Безударный гласный»

Гласный

Безударный,
опасный, проверяемый

Найти,
подобрать, выбрать

Будь
внимателен!

Опасность!

— Ну а теперь на
схеме в зачётной карточке оцените свою работу на уроке. Если задания не вызвали
затруднений, закрасьте точку под безударным слогом, вы знаете как быть, чтобы
выбрать правильную букву. Если остались сомнения, закрасьте точку под ударным
слогом, он вам поможет, если вы с ним подружитесь. Если много неясного, точку
под вопросом, ТОГДА Я БУДУ ЗНАТЬ, КТО НУЖДАЕТСЯ В МОЕЙ ПОМОЩИ.

V Домашнее
задание 
Упр.576

VI Итог урока.
Оценки.

Приложение
1.

Зачётная карточка
_____________________________________

1.    
Имена
существительные ……………………..              баллов

2.    
Имена
существительные, которые называют людей………….           баллов

3.    
Имена
прилагательные ……………………….            баллов

4.    
Глаголы
………………………………………..            баллов

5.    
Глаголы 2-го лица
…………………………….            Баллов

Оценка   …………………..

Прямоугольник: скругленные углы: ?

                                                                                       

Урок – заседание

«В гостях у Словарей»

(Урок в 4 классе)

Подготовила: Клёмина Татьяна Семеновна, учитель начальных классов,

первая категория

г. Саранск

2015 г.

Тема: В гостях у словарей.

Цель: познакомить учащихся со словарями; показать их назначение, выработать навыки работы со словарями

Задачи:

— Расширить словарный запас, развивать умение использовать в речи вновь полученные знания, совершенствовать умения работать со справочным материалом.

— Развивать умение группировать необходимый материал для запоминания, развивать умения выделять смысловые опорные пункты, развивать выражение мыслей в рисунке, точность в передаче фактов.

— Воспитывать в детях самостоятельность, навыки самоконтроля, умение работать в группе.

Содержание:

Выставка словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»; (А. Франс)

карточки со словами, иллюстрации к словам, карточки «Помощь» и «Рабочий лист

Ход урока

1.​ Организация детей

А) Психологический настрой

— Ребята, начинаем урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами красноречия.

Б)«Превращения слов»

— Прочитайте «дежурное» слово: УЛЫБКА. В течение 1 минуты составьте из бук этого слова новые слова. Какие слова получились? (лак, бык, бак, клуб, булка, бук, куб, балык, лук)

2.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

— Молодцы, ребята! Вот сколько слов вы составили. А вы не задумывались, ребята, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Существует изречение: «Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос». А где «хранятся» слова? Где мы можем узнать об их правильном написании? Об истории происхождения слов?

Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они «хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари! Поэтому наш урок, который мы проведем в форме устного журнала, так и будет называться: «В гостях у Словарей».

3. Итак, первая страничка нашего устного журнала – «К несметным сокровищам страны Слов»

1.​ Знакомство со словарями

Вместе с вами мы должны отправить на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми»

— Что это за слово?

— Да, это слово правда.

Уважаемые Словари, сегодня, мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове правда.

Итак, начинаем наше заседание. Слово предоставляется Толковому словарю (выступления учащихся от имени словаря)

(1 группа детей заранее готовила сообщение)

Я — Толковый словарь

Правда – слово многозначное. Расскажу вам о его основных значениях.

  1. То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

  2. То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду)

  3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти)

  4. В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда)

  5. В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле

  6. В значении уступительного слова ХОТЯ

(2 группа детей заранее готовила сообщение)

Я– Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них. Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.

Задание. Записать пословицы, объяснить орфограммы в словах.

  1. Без правды жить легче, да помирать тяжело.

  2. Правда – свет разума.

  3. Правда сама себя очистит.

  4. Над правдой не мудруй.

  5. Дело знай, а правду помни.

  6. Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Учитель. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам поведает

(3 группа детей заранее готовила сообщение)

Словарь Синонимов

Синонимом слова ПРАВДА является слово ИСТИНА. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. М. Пришвин пишет: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать»

(4 группа детей заранее готовила сообщение)

Словарь Антонимов

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Правда — ложь, неправда, обман, враньё(разг.), кривда.

Учитель. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение.

У кривды тысяча дорог

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Задание. Записать пословицу, дать её толкование.

Маленькая правда победит большую неправду.

Учитель. Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. С роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь

(5 группа детей заранее готовила сообщение)

Я – Словообразовательный Словарь

Слово ПРАВДА состоит из корня и окончания А. Но родственников имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов. (правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, взаправду, правдоискатель.

Задание. Сделайте словообразовательный разбор слова ПРАВДОИСКАТЕЛЬ

Правдоискатель правда + искать

Учитель. Ну, а если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове. То нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда оно появилось, из каких частей и как образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменялось его значение. Предоставим слово Этимологическому Словарю

Я – этимологический Словарь

Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – истина).слово ПРАВДА общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд-. Слово правый образовано с помощью суффикса в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова –пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть»

Что же получается? Оказывается, в далёком прошлом слово ПРАВДАсостояло в близком родстве с такими словами как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, и ИСПРАВИТЬ

Учитель. Кто ещё хочет выступить? А почему молчит Орфографический Словарь?

3.​  Вторая страничка- Знакомство с выставкой словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

Дети рассказывают и показывают о других словарях.

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
    Встретил крылатую фразу –
    смотри словарь фразеологизмов сразу!

В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы. Основная задача словаря – помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение.

  • СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Словообразовательный словарь даёт сведения о том, как образуются слова в русском языке. Слова в языке очень разнообразны по структуре. Слова, кроме корня, могут включать в себя и приставку, и суффикс, и окончание. Словарь показывает структуру слова, из которых оно состоит.

  • СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
    Иностранных слов словарь каждый в руки брать привык,
    пожелав узнать откуда слово в наш пришло родной язык

В словаре иностранных слов содержится около 3 000 иностранных слов, вошедших в русский язык из других языков мира. В словарных статьях содержатся краткая справка о происхождении слов, их перевод и толкование. Завершает словарь обширный раздел иностранных выражений — крылатых фраз и знаменитых цитат на языке оригинала с пояснением на русском языке.

  • СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
    Найти замену слову, да не одну, а даже три?
    Словарь синонимов смотри!

Синонимы (слова — друзья) 

Словарь синонимов помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее, дают возможность избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 9 тысяч синонимических рядов. Автор – З.Е.Александрова.

  • СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

  • Способны антонимы жизнь изменить, если сумеешь ты их применить

Словарь антонимов русского языка среди других словарей занимает важное место. Он помогает подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление.

  • ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
    Объяснить любое слово
    может нам словарь толковый

Толковый словарь — в котором объясняется, растолковывается значение слова. Это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их – одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение слов, которые слышали или встречали в книге, а иногда и вообще могут явиться для вас открытием.

  • ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ В.И.ДАЛЯ

В словаре Владимира Ивановича ДАЛЯ содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремёсел, около 30 тыс. пословиц и поговорок. Словарь Даля будет спутником не только литератора, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком.

  • ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ С.И. ОЖЕГОВА
    Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает

В словаре Ожегова широко представлена просторечная лексика, употребляемая и в литературе, и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления.
  СЦЕНКА «Сон»     

Автор:

Ой, вы гости-господа.

Всё внимание сюда.

Сказку слушать не хотите ль

Что не снилась никогда?

Сказка эта про слова

Что вы пишете всегда

А слова – как вам известно

Нельзя путать никогда.

Грустный, сонный и весёлый

Лёша наш пришёл из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

И стоят они пред ним

С красным прочерком своим.

Подошли они все трое

И сказали:

Слова (хором)

«Что такое?

Что ты Лёша, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

1 слово:

«Я,- воскликнул «Апельсин»,-

Никакой не «Опельсын!»-

2 слово:

«Я,- расплакалось «Колечко»,-

Никакая не «Калечка»!

3 слово:

«Я,- разгневалась «Сосна»,

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!

Слова

1. Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Лёша! Лёша! Брось лениться!

Так учиться не годится!

2. Невозможно без внимания

Получить образование!

Будет поздно! Так и знай!

Станешь неучем, лентяй!

3. Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик нас

Мы с тобой поступим круто

Дорожа своей минутой.

1. Будешь ты лещом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

2. Ведь тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

3. Русской речи государь

По прозванию Словарь!»

Автор:

Лёша вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

II часть. Практическая работа со словарями.

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора на работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

— Прочитайте слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КОМПЛИМЕНТ. Что означают эти слова? Какой словарь поможет нам узнать происхождение этих слов?

— Я – словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

— Издавна люди общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет словарь иностранных слов. Найдите слово «толерантность» в словаре, объясните его значение и происхождение.

Запишите в тетрадь это слово и объяснение этого слова. Слово терпение разберите по составу (терп — корень, — е — и — ни — суффиксы, — е — окончание). Запишите предложение, обозначьте части речи:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

— Ребята, вам часто приходится слышать комплименты в свой адрес? Что обозначает это слово? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите собеседнику хорошее настроение. Давайте сыграем в игру «Комплимент». Вы дарите это сердечко вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передает следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т.д.

— Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, это мебель. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении (карточки)

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

— Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

— Я — словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Еще рано или поздно?». В словаре дается объяснение значения каждого члена пары.

— Подберите антоним к слову «добро».

Учитель. А сейчас мы проведём соревнование команд и посмотрим, кто лучше всех ориентируется в словарях. (Класс разделён на 5 групп)

  1. Игра «Эрудит».

Задание. Раскрыть значение слов. Как музыка звучат сейчас полузабытые слова.

Милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть

  1. Игра «Эстафета».

Задание. Написать правильно слова:

ш…ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

  1. Игра «Диктор».

Задание. Расставьте правильно ударение в словах.

БаловАть, включИшь, диалОг, звонИшь, морфЕма, облегчИть, прИнял, свЁкла, тОрты, щавЕль.

  1. Игра «Кто больше».

Задание. Подобрать синонимы к словам:

Смеющийся, трудный, приятный, красивый, тревожиться.

Мы познакомились с несколькими словарями. «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», — сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них можно найти ответ на любой вопрос. Главное уметь ими пользоваться.

7.​ Итог урока.

Рефлексия.

С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке.

Прощаться настала пора…

Журнал закрывать нам пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их, не зря урок наш был потрачен.

Большое спасибо вам за активную работу на уроке. Вы сегодня хорошо поработали и говорю вам всем «Молодцы!»

1. Организационный момент

2. Разминка. Игра «Дежурное слово»

3. Сообщение темы и цели урока

4. Чтение темы с переменой логического ударения

5. Введение в тему урока

6. Знакомство со словарями (в роли словарей выступают ученики)

7. Работа «словарей» с классом:

а)словарь иностранных слов

(работа в микрогруппах)

физминутка игра «Комплимент»

б) толковый словарь

(работа в микрогруппах)

в)словарь синонимов

(работа в микрогруппах)

в) словарь антонимов

(работа в микрогруппах)

игра «Магнит»

8. Знакомство с выставкой словарей

9. Итог урока

— Добрый день, ребята! Начинаем урок русского языка — урок — общения.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Улыбка всегда располагает к общению.

— Прочитайте «дежурное» слово: УЛЫБКА. В течение 1 минуты составьте из бук этого слова новые слова. Какие слова получились? (лак, бык, бак, клуб, булка, бук, куб, балык, лук)

— Вот сколько слов вы составили. А вы не задумывались, ребята, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Существует изречение: «Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос». А где «хранятся» слова? Где мы можем узнать об их правильном написании? Об истории происхождения слов? (словари)

— Прочитайте тему урока: «Незаменимые помощники — словари».

А теперь прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте вопросы!

1. Чем являются для нас словари? (Незаменимые помощники — словари)

2. Какие помощники словари? (Незаменимые помощники — словари)

3. Что является для нас незаменимыми помощниками? (Незаменимые помощники — словари)

— Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (на доске)

— Какие словари русского языка вам известны?

— К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

— В каких случаях словари приходят вам на помощь?

— Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться.

— Чтобы найти в словаре нужное слово, что надо знать? (слова располагаются в алфавитном порядке, статья о слове написана в научном тексте)

— А теперь «Словари» расскажут о начале своего рабочего дня, а вы должны определить, какой перед вами словарь.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора на работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

— Прочитайте слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КОМПЛИМЕНТ. Что означают эти слова? Какой словарь поможет нам узнать происхождение этих слов?

— Я – словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

— Издавна люди общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет словарь иностранных слов. Найдите слово «толерантность» в словаре, объясните его значение и происхождение.

Запишите в тетрадь это слово и объяснение этого слова. Слово терпение разберите по составу (терп — корень, — е — и — ни — суффиксы, — е — окончание). Запишите предложение, обозначьте части речи:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

— Ребята, вам часто приходится слышать комплименты в свой адрес? Что обозначает это слово? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите собеседнику хорошее настроение. Давайте сыграем в игру «Комплимент». Вы дарите это сердечко вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передает следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т.д.

— Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, это мебель. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении (карточки)

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

— Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

— Я — словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Еще рано или поздно?». В словаре дается объяснение значения каждого члена пары.

— Подберите антоним к слову «добро».

— Потренируемся подбирать антонимы. Для этого проведем игру «Магнит» (на доске рисунок магнита, на красной половине нарисовано солнце, цветы, на синей — черные тучи). А что знаете о магните?

Наш магнит также является примером антонимов. Из записанных на карточках слов выберите добрые и хорошие слова, прямо противоположные им по смыслу (Рассеянный, ленивый, трус, любить, жадный, ласково, внимательный, храбрец, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый). Запишите слова в тетрадях в две колонки: левая — хорошие слова, правая — антонимы к этим словам.

— Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. Что можете сказать об этих словарях?

Вернемся к словам Анатоля Франса: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Почему?

— Действительно, в словарях вы можете получить ответ на любой вопрос.

Что мы узнали о работе со словарями?

Что вам понравилось? Что удивило? Что запомнилось?

Прощаться настала пора.

Словари закрывать нам пора!

С ними узнал ты много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

— Спасибо за активную участие и работу на уроке! Работу со словарями вы продолжите при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и другого народа.

Г) Переставь буквы местами и образуй новые слова

Лучок-

банка —

манишка —

сачок-

д) Объясни, как ты понимаешь эти выражения

Клевать носом –

Чесать языком – 

Дать стрекоча –

Ломать голову –

Е)Отгадайте метаграммы.
Я с [у] далёкая планета, Уран
А с [и] – я в Азии страна. Иран

С буквой д – вас в дом пускает, дверь
С буквой з – рычит, кусает. зверь

С буквой ш – он над цветком жужжит, шмель
А без ш – на ней корабль сидит. мель

С буквой г – я большой магазин, гастроном
Ярко сияю стеклом всех витрин,
Если же г у меня отобрать –  астроном
Буду я звёзды тогда изучать.

Ё)Найдите лишнее слово в строчке
Честный, честь, чесночный, чествование.
Седло, седловина, седина, седлать.
Смешной, смешать, смех, смешить.
Диво, удивляться, диван, дивный.

И) Поставьте знаки препинания так, чтобы всё встало на свои места:
… кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса 
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют

К) Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.
Больше думай, _______________________ говори.
Большому уму и в _____________________ голове не тесно.
Век долог, да час _______________________.
Горькая правда лучше ___________________лжи.
Добро помни, а зло __________________.
Дождик вымочит, а красное солнышко _______________________.
Новых друзей наживай, а ________________ не теряй.

Расставьте знаки ударения в каждом слове.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.

Л)Подбери слова, близкие по значению.

дом — __________________________________

дети — __________________________________

печаль — _________________________________

село — ___________________________________

м) Определи части речи выделенных слов:

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Снежное покрывало, покрывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Со стекла, стекла вода.

Н) Отгадай загадку, где спрятались антонимы

Я- антоним слово “зной”,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня

.

Я антоним слово “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я –

Я – антоним слову “смех”,
Не от радости, утех, —
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались, Это

 Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь

О) Отгадайте слова, собрав их по частям.

Его корень в слове молодой”, суффикс в слове “косцы”, окончание в слове “травы”.

Его корень в слове « водяной», приставка в слове «переправа», а суффикс в слове «стульчик», окончание в слове «слон»

Его корень в слове «весна», суффикс в слове «оладушки», окончание в слове «игрушки».

Его корень в слове «побережье», приставка в слове «навес», суффикс в слове «осенний», окончание в слове «морская».

П) напишите значение одним словом

Брать быка за рога

 

Сесть в лужу

 

Заметать следы

Водить за нос

Приложения.

Задания для группы.

1 группа.

  1. Раскрой значение слова МИЛОСЕРДИЕ

  2. Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

  1. Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. Подбери синонимы к словам: ТРЕВОЖИТЬСЯ, БЕЛЫЙ

2 группа

  1. Раскрой значение слова БЛАГОДЕЯНИЕ

  2. Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

  1. Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. Подбери синонимы к словам: ТРУДНЫЙ, МЕТЕЛЬ

3 группа

  1. Раскрой значение слова ПОКАЯНИЕ

  2. Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

  1. Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. Подбери синонимы к словам: СМЕЮЩИЙСЯ, КРАСНЫЙ

4 группа

  1. Раскрой значение слова ДОСТОИНСТВО

  2. Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

  1. Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. Подбери синонимы к словам: ПРИЯТНЫЙ, ВСАДНИК

5 группа

  1. Раскрой значение слова СОВЕСТЬ

  2. Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

  1. Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. Подбери синонимы к словам: КРАСИВЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ

Русский язык 4
класс    

УМК «Перспектива»    

Учитель начальных
классов

ГБОУ НОШ № 615

Позднякова Валерия
Викторовна

Тема:  «Знакомство
с различными видами лингвистических словарей»  

Цель:
познакомить учащихся с различными группами словарей и их назначением,
отрабатывать навыки работы со словарями.

Задачи:

1.Формирование умения у детей пользоваться словарями.

2.Расширение словарного запаса учащихся.

3.Прививать интерес к родному языку.

Личностные УУД:

— интерес к изучению языка.

Познавательные УУД:

— извлекать информацию,
представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

— договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

— составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем.

Методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский

 Оборудование:

1.Словари

2. Конверт с пословицами

3. Карточки с заданиями

4. «Цветик-семицветик» (лепестки) со словарными
словами

5. Учебник русского языка 4 класс

6. Цветные карточки с названиями словарей

Ход урока

1.                 
Организационный момент.

Деление класса на команды «Цветик-семицветик».

Какого цвета возьмут учащиеся лепесток, к столу с
карточкой такого цвета  и присаживаются.

  1. Вступительное
    слово учителя

       Вы все заметили выставку книг? Каким одним
словом можно назвать все эти книги?   (СЛОВАРИ)

       Перед вами словари, которые есть в нашей
школьной библиотеке. (Выставка словарей).

 
Как вы думаете, какая тема  нашего урока?

 Тема:  «Знакомство с
различными видами лингвистических словарей»  

(Тема урока на доске)

Цель урока:  познакомимся с различными
группами словарей и их назначением, отработаем  навыки работы со словарями.

3.  Актуализация знаний

  
На доске записана пословица.

«Хромое слово – кривая речь» — гласит русская пословица.

-Как вы понимаете эту пословицу?

     Чтобы хорошо понимать прочитанное, чтобы речь
была  красивой, надо знать много слов, уметь их правильно произносить и писать.

      Наверное, нет ни одного человека в нашей большой
стране, который знал бы  правильное написание всех  слов русского языка.

     А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство
с самыми умными и  многознающими книгами – словарями и энциклопедиями. Они
помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают нас к
культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и
учёному, художнику и писателю.

     В мире существуют тысячи словарей всевозможных
видов и назначений. Они могут отвечать  запросам широкого круга читателей, и узких
специалистов.

     А самое главное, принимая подсказку словаря, мы
не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.

ИЗБЫТОЧНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ

4. Работа над новым материалом.

Знакомство со словарями.

По просьбе учителя, ученики нашего класса подготовили
индивидуальное домашнее задание о словарях:

1. Толковый   словарь В.И. Даля.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова.

3. Словарь иностранных слов.

4. Энциклопедические словари.

5. Биографические словари.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них.

МЕНТОРСТВО

Как пользоваться словарем

1. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение
необходимого слова.

2. Все слова в словаре расположены в алфавитном
порядке.

КВАЗИКОНТРОЛЬ

Сейчас вспомним, с какими словарями мы уже знакомились
на уроках русского языка.

5.     Игра: «Угадай словарь»

 1 тур «Лети, лети лепесток..»

При входе в класс, вы все взяли по одному лепестку, на
обратной стороне которого, записано слово. Чья команда выполнит быстро и правильно
задание получит жетон.

Задание.

Прочитайте  слова. Вставьте пропущенную букву.

Проверьте  правильное написание слов  у своего соседа
и исправьте ошибки.

СЛОВА:  
пут__шествие,  св__бода,  п__ртрет,  су___ота,  хлеб__роб.

 Проверим слова вслух. Каждая команда называет одно
слово.

За правильное слово – жетон.

Скажите, в каком словаре мы можем проверить правильное
написание этих слов?

орфографическом
словаре
мы проверяем правильность написания слов).

Вспомним («орфос»-правильный, «графос»- пишу )

2
тур «Подбери словечко»

На
экране изображены картинки.

-Угадайте
по этим иллюстрациям о каком словаре мы сейчас поговорим?

Словарь
антонимов.

 Продолжим
играть. 

Задание.
Подберите к данным словам слова антонимы. Выходим по одному ученику из каждой
команды читаем слово  к которому  нужно подобрать слово антоним.

За правильное слово команда получает жетон.

3 тур «Кто быстрей»

Какие слова называются синонимами?

Каким словарем мы можем воспользоваться для нахождения
синонимов?

Словарь
синонимов.

Задание.
Прочитайте слово.  К  данному слову в
учебнике русского языка, в  нужном словаре  найдите  подходящие синонимы.

Кто найдет быстрей. За правильное слово команда
получает жетон.

4
тур
«Устойчивые выражения»

Скажите, 
как по другому называют  устойчивые или крылатые выражения?

Отгадайте 
фразеологизм (на экране).

Каким словарем мы можем воспользоваться, чтобы
объяснить значение  фразеологизмов?

Задание. Прочитайте
фразеологизмы (на карточках). Вставьте  в данные устойчивые выражения
подходящие по смыслу названия птиц, зверей или насекомых.

Купить
кота в мешке. Делать из мухи слона. Горькие крокодильи
слезы. С тебя как с гуся вода. Тебе досталась львиная
доля. Не все коту масленица. Отогрели змею на
груди. Ты как белая ворона.

Кто подберет и вставит быстрей слово, поднимают руку.
За правильный  фразеологизм  команда получает жетон.

5
тур
«Звуки и буквы»

Задание.

Прочитайте  слова. Поставьте правильно ударения в
данных словах.

СЛОВА:
жалюзи, (торт) торты, свёкла, диалог, щавель.

Проверим слова вслух. Каждая команда называет одно
слово.

За правильное слово – жетон.

 Задание. Я называю слова, а вы должны правильно их записать на доске  и на своих
листах (выходим по одному ученику из каждой команды).

 За правильное слово команда получает жетон.

СЛОВА:
счастье, легко, скучный, лёгкий.

А в
каком словаре  мы можем узнать правильное произношение слов и на какой слог
падает ударение?

Орфоэпический словарь помогает нам в этом.

Исходя из того, что («орфос» — правильный, «эпос»
-речь).

6 тур «Пословицы
и поговорки»

Задание. У
вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.

1команда

        Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

2 команда

       Лучше оступиться, чем оговориться

3 команда

         Умные речи приятно и слушать

4 команда

        Доброе слово и кошке приятно.

Как вы думаете, каким словарем можно воспользоваться,
чтобы найти  и подобрать пословицу и поговорку?

Пользуясь словарём пословиц и поговорок можно
подобрать пословицы на разные темы.

6. Рефлексия.

А) На каждой парте помимо словарей, есть карточки с
названиями словарей

(на карточках определённого цвета написаны названия
словарей, это позволяет провести фронтальную проверку).

Попробуйте правильно ответить на вопросы,
посовещайтесь.  Каким словарём будете пользоваться, если:

·                   
Только затрудняетесь в написании
какого-либо слова (орфографический словарь).

·                   
Вам нужно узнать толкование,
какого либо слова (толковый словарь).

·                   
В каком словаре, можно узнать из
какой страны пришло к нам заимствованное слово – ОЛИМПИАДА? (словарь
иностранных слов)

·                   
Затрудняетесь перевести с
английское  слово
quarrel? (англо –
русский словарь)

Б)  Работа в карточках к уроку 4 класс .

    1. Прочитай
      слова. В каком  из данных словарей  можно найти лексическое значение или
      толкование  данных слов. Отметь этот словарь.

Ученик

Словарь синонимов и антонимов

Сентябрь

Орфографический
словарь

Урок

Толковый
словарь

Агроном

Словарь
пословиц и поговорок

Береза

Фразеологический
словарь

    1. В этом задании предлагается
      догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

Что
в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна
дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто
______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________
без снега — лето без хлеба.

3.      
Подбери 
слова антонимы (с противоположным смыслом) и запиши их  в данных пословицах. 
Запиши, какой словарь тебе для этого задания может понадобиться____________________________

Ищи  друзей,
а ________ сами найдутся.

Неверный  _______ —
опасный  врага.

Зло погибает, а _________ побеждает.

Чему научишься в молодости,
пригодится и в ___________.

7 .Самоконтроль и
самопроверка.

1) Проверяем выполненную работу.
В первом задании, какой выбрали словарь?   Если все выполнили правильно поставьте
+. Ели сделали одну ошибку поставьте -.

2) Задание второе. Зачитываем все
пословицы с вставленными словами.  Если все пословицы выполнили правильно
поставьте +. Ели сделали одну ошибку поставьте рядом с пословицей -.

3) Проверяем третье задание, кто успел его выполнить. Читаем пословицы,
которые у вас получились. Какой словарь вам может помочь в этом задании?  Если
вставили правильные слова антонимы, поставьте +. Ели сделали одну ошибку
поставьте -.

4) Проверяем сколько + и — . Если
выполнили все три задания правильно ставим   себе 5.

Если выполнили только 1 и 2
задание правильно ставим себе 4.

Если же выполнили только
правильно 1 задание, ставим оценку 3.

8. Итог урока.

Давайте подведём итог нашего урока.

Что нового сегодня узнали на уроке?

С чем познакомились?

 Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них.
Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их.

9. Домашнее задание.  

Задания для учащихся 4 класса к уроку «Знакомство
с различными видами лингвистических словарей».  

Фамилия ___________________Имя________

Игра: «Угадай словарь»

Задание 1.   Прочитайте слово на 
лепестке.  Вставьте нужную букву в слово.

СЛОВА:   пут__шествие,  св__бода,  п__ртрет,  су___ота, 
хлеб__роб.

    Задание 2. Подберите к данным
словам слова антонимы.

Вредный- __________________

Враждовать-_______________

Опускать-__________________

Хвалить-___________________

Задание 3. Прочитайте слово.  К  данному слову в учебнике русского языка, в 
нужном словаре  найдите  подходящие синонимы.

Испуг
-________________________________________________________

Ошибка-_______________________________________________________

Шалить-_______________________________________________________

Вежливый-_____________________________________________________

Задание 4. Прочитайте
фразеологизмы. Вставьте  в данные устойчивые выражения,  подходящие по смыслу
названия птиц, зверей или насекомых.

Купить  ______    в
мешке.                 Делать из  _________  слона.

Горькие  ___________  
слезы.            С тебя как с   _________    вода.

 Тебе досталась __________  доля.    Не
все  __________  масленица.

Отогрели  _________  на груди.         Ты
как белая  ______________.

Задание 5. Прочитайте  слова. Поставьте правильно ударения в данных словах.

СЛОВА:
жалюзи, (торт) торты, свёкла, диалог, щавель.

Задание 6. У вас в конверте находятся слова, из
которых надо составить пословицу.

1.Актуализация

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Обобщение и систематизация знаний

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

5. Соотнесение с эталоном

6. Погружение

в проект.

7. Определение

цели проекта.

Планирование

8. Физкультми-нутка.

9. Поэтапное

выполнение

проекта

10.Рефлексия.

— Погрузиться в тему урока вам поможет анаграмма.

-По этим словам определите тему урока.

— Какая цель нашего урока?

— В чём особенность словарных слов?

— Возьмите карточки со словами и подчеркните в них словарные слова.

(приложение 1)

— Проверьте друг друга по парте.

— У кого в паре были разно-гласия? Кто указывал на ошибки соседа и доказывал правильность своего

выбора слов?

-На доске записаны слова. Как они называются ?

(К , в , на , с )

(Предлоги)

— Записываем словарные слова с данными предлогами.( К корове, в тетради, на востоке, с лимоном)

— Какой все-таки орфограмме подчиняются словарные слова? (безудар-

ные окончания существи-тельных)

Давайте вспомним какие мы знаем приёмы запоми-нания словарных слов?

(приложение 2)

— Сверим с доской.

— Сейчас на следующем слайде появятся примеры к нашей схеме назовите к какому пункту они подходят.

— Мы с вами придумали много способов запомина-

ния словарных слов, может как-то обобщим свой опыт?

-Как мы это можем сделать?

— Подумайте, как будете работать над проектом (книгой)?

— Определите цель проекта?

— Наметим план работы.

Каждый пункт плана обговаривается.

На слайде уже запрограм-мированно появление клоуна и ученики пов-торяют действия за ним.

Поработайте в группе со своим кейсом, со своими словами из словаря и попробуйте оформить не-

сколько словарных слов, используя наши способы запоминания.

-Кому проект интересен?

-Кто переполнен идеями?

-Кто считает, что не справится?

— Оцените свою активность на уроке (высокая, сред-няя, низкая).

-От чего зависит актив-

ность на уроке ? (от зна-ний)

— Кому нужен наш проект?

(нам, другим ребятам, пер-

воклассникам будущим)

-Будущие первоклассники вам скажут спасибо.

— Я вам тоже говорю спаси-бо за урок.

Разгадывают анаграм-му и записывают слова в тетрадь.

Самопроверка.

— Словарные слова

— Правописание словарных слов.

— Они не подчиняются какой-либо проверки при написании.

Находят и подчёрки-вают словарные слова.

Взаимопроверка .

Ответы учащихся.

Записывают слова с предлогами и объяс-

няют орфограммы.

Работают в группах и заполняют схему «Способы запомина-ния словарных слов»

Дают ответы.

Проект ( книга).

Выбирают (индивидуально, парами, группой)

Ставят цель.

Намечают пункты плана.

Ученики повторяют действия за ним.

Работают в группе и предоставляют наброски словарных

слов.

Анализируя, отвеча-ют на вопросы.

1

Через три минуты после анаграммы появятся слова для самопроверки

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • Какой сканер ошибок лучше купить для иномарок
  • Какой сканер ошибок лучше купить для иномарок
  • Какой синоним можно подобрать к слову ошибка
  • Какой разъем у соляриса для считывания ошибок
  • Какой процент ошибки теста на коронавирус пцр