Какой врач эпохи возрождения исправил более 200 ошибок галена

  • 1. аппендэктомия;
  • 2. пересадка сердца;
  • 3. кесарево сечение.
  • 1. Китай;
  • 2. Индия;
  • 3. Египет.

  • 1. Ассирия;
  • 2. Индия;
  • 3. Китай.
  • 1. Асклепий;
  • 2. Эскулап;
  • 3. Анубис.
  • 1. Гиппократ;
  • 2. Авиценна;
  • 3. Гален.
  • 1. термы;
  • 2. прачечные;
  • 3. санитарно-эпидемические станции.
  • 1. Леонардо да Винчи;
  • 2. Везалий А.;
  • 3. Евстахий Б.
  • 1. Везалий А.;
  • 2. Гарвей У.;
  • 3. Паре А.
  • 1. чума;
  • 2. рак;
  • 3. холера;
  • 4. СПИД.
  • 1. первая половина XVIII века;
  • 2. вторая половина XVIII века;
  • 3. XIX век.
  • 1. Сеченов И.М.;
  • 2. Пирогов Н.И.;
  • 3. Захарьин Г.А..
  • 1. Павлов И.П.;
  • 2. Сеченов И.М.;
  • 3. Пирогов Н.И.

  • 1. Кох Р.;
  • 2. Мечников И.И.;
  • 3. Пастер Л.
  • 1. Сеченов И.М.;
  • 2. Боткин С.П.;
  • 3. Пирогов Н.И.
  • 1. Боткин С.П.
  • 2. Склифосовский Н.В.
  • 3. Филатов Н.Ф.
  • 1. Павлов И.П.;
  • 2. Пирогов Н.И.;
  • 3. Ивановский Д.И.

В науке есть ряд учёных, в авторитете которых никто не сомневается, классики. В области медицины на протяжении многих веков это были Гиппократ, Гален и Авиценна. Их труды изучали в европейских университетах до 15−16 вв., несмотря на огромное количество неточностей.

Гален и его ошибки

Гален родился в 129 или 131 г. в Пергаме. Хотел стать философом, но по какой-то причине отец отдал его изучать медицину, за что сын впоследствии был ему благодарен. Одним из основных научных трудов врача считается трактат «О назначении частей человеческого тела». В нём Гален объединил все известные ему сведения о строении организма и назначении различных органов. Сегодня сочинение поражает, с одной стороны, разнообразием представленных сведений, а с другой, — наивностью оценок и выводов. Хотя для своего времени это было исчерпывающее описание человеческого тела.

Научная система Галена строилась по тому же принципу, что и Евклидова геометрия — в основу анатомии он положил систему аксиом, которые, как известно, не требуют доказательств. Итак, Гален считал, что человек живёт, если в его организм поступают извне элементы с пищей и мировая пневма (нечто, поддерживающее сознание в теле) с вдыхаемым воздухом. Элементы в теле смешиваются, из них образуются кровь, слизь, чёрная и жёлтая желчь, а уже из них — все органы. Мировая пневма в организме образует жизненную, животную и растительную силу. Каждая из них отвечает за свою область: жизнеспособность органов, их питание и рост, а также формирование ощущений.

8.jpg

Гален. (commons.wikipedia.org)

Были у Галена и «прикладные» описания большинства органов и систем, и в них нередко встречались ошибки. Так, учёный считал, что позвоночник состоит из 24 позвонков (на самом деле 33−34), что зубы являются костями скелета, что сердце — это «мышцеподобный орган» (хотя это мышца), а все вены начинаются в печени. Также он полагал, что артериальная и венозная кровь — это разные жидкости и выполняют разные функции. И наконец, уже почти из области курьёзов, Гален полагал, что у мужчины 32 зуба, а вот у женщин — целых 38.

Эти ошибки были неизбежны, учитывая, что Гален изучал в основном строение тел животных, а не людей. Вскрывать человеческие трупы было запрещено практически повсеместно, хотя Галену в редких случаях удавалось это делать. Поэтому и научные объяснения в его трудах звучат следующим образом: «У человека <…> с каждой стороны растёт только один клык, тогда как львы, волки и собаки с каждой стороны имеют большое их количество. Дело в том, что в этом отношении природа, создавая человека, ясно сознавала, что она творит существо кроткое и общественное, сила которого должна была состоять не в физической мощи, а в разуме».

Многие труды Галена получили распространение в арабской медицине благодаря переводам Ибн Сины (Авиценны). А уже в обратном переводе на латынь они вернулись в Европу и стали каноном в обучении будущих врачей.

В одной из статей, посвящённых античной медицине, есть выражение: «Гален был богом медицины, а Авиценна — его пророком». Но их огромный авторитет чуть не сыграл с будущими врачами злую шутку, на многие столетия сдержав развитие важного раздела естествознания.

Ниспровергатель авторитетов

В 14-м в. появился как бы новый учебник анатомии, написанный итальянским врачом Мондино де Луцци. «Как бы», потому что это было то же изложение теории Галена и Авиценны, но немного модифицированное. Де Луцци делил органы на «животные», «духовные» и «естественные», сравнивал их по значимости и при вскрытии начинал с живота, так как там содержались органы менее благородные, чем в грудной клетке или черепной коробке.

10.jpg

Лейденский анатомический театр. (commons.wikipedia.org)

Мало того, что пособия были устаревшими, — учили будущих врачей схематично: один преподаватель сидел за кафедрой и читал студентам учебник, а второй показывал всё на трупе. Ни иллюстраций, ни самостоятельного препарирования. В этот консервативный и архаичный медицинский мир в 16-м в. ворвался Парацельс.

Сегодня он ассоциируется в основном с тайнами, загадками и алхимией. Мало кто помнит его настоящее имя — Филипп Теофраст фон Гогенгейм. Он родился примерно в 1493 г. в Швейцарии в семье врача, унаследовал фамильное ремесло, учился в Базеле. Потом отправился в десятилетнее путешествие, география которого даже сегодня кажется слишком разнообразной: Франция, Англия, Испания, Португалия, Дания, Швеция, Россия, Индия… Не удивительно, что в итоге фон Гогенгейм овладел не только самыми разными школами врачевания, но и магией, астрологией и алхимией. Некоторые источники на полном серьёзе утверждают, что Парацельс (прозвище означает «близкий к Цельсу» — римскому энциклопедисту, автору большого труда по медицине) стал обладателем философского камня.

9.jpg

Парацельс. (commons.wikipedia.org)

В 1527 г. он начал читать лекции в Базельском университете и поразил всех тем, что, во-первых, читал не на латыни, а на немецком, а во-вторых, отказался от постоянных ссылок на Галена и Гиппократа, рассказывал о собственном опыте. Он же предложил лечить болезни соединениями серы, ртути и сурьмы и добился успеха в терапии многих заболеваний. В частности, лечил слоновость, сифилис, водянку и даже чуму. В знак презрения к традициям старой медицины он публично сжёг перед Базельским университетом книги Гиппократа, Галена и Авиценны.

Крестовый поход Парацельса против традиций не увенчался успехом, он был слишком экстравагантным, слишком отличался от других. Считается, что в итоге кто-то из его врагов нанял бандитов, и те убили учёного.

Искусство анатомии

Но даже без Парацельса становилось понятно, что античные представления о том, как устроен человек, безнадёжно устарели. Уже в 14-м в. запреты на вскрытие тел становятся менее строгими, всё чаще врачи и учёные, кто тайком, а кто и открыто, изучают анатомию человека на человеке. Уже упоминавшийся Мондино де Луцци делал публичные вскрытия с разрешения Ватикана, причём оказался чуть ли не диссидентом — препарировал тело женщины, что было строжайше запрещено. К концу 15-го в. свой вклад в развитие анатомии внёс сам Леонардо да Винчи.

2.jpg

Анатомия Леонардо да Винчи. (commons.wikipedia.org)

Про него часто говорят, что он делал тайные вскрытия, но у него был достаточно влиятельный помощник — Марко Антонио делла Торре, профессор Падуанского университета. Занятия Леонардо анатомией продолжались около 30 лет, с 1484-го по 1515-й. Уникальность исследований художника была в том, что до него человека на анатомических рисунках изображали целиком, а Леонардо подробно зарисовал отдельные органы, составил почти идеальный атлас. К сожалению, эти его работы были опубликованы только несколько веков спустя, так как не относились к художественной части архива.

По этой причине пальму первенства в создании подробного и точного иллюстрированного анатомического справочника отдают Андреасу Везалию.

Слишком много знал

Он родился в 1514 г. в Брюсселе в семье аптекаря. Медицине учился в Бельгии и Франции, где заниматься анатомией было проблематично: препарировать трупы приходилось тайно, воровать тела из могил или снимать с придорожных виселиц. Первый скелет Везалий собирал секретно у себя дома.

6.jpg

Эдуард Хамман. «Андре Везалий вскрывает труп». (commons.wikipedia.org)

В 23 года учёный приезжает в Падую, настоящую Мекку медицинского образования. Если в Оксфорде выпускали одного врача каждые два года, в Кембридже — порядка 2 врачей за 10 лет, то в Падуе примерно каждый десятый выпускник учился на медицинском факультете.

Везалий с большим уважением относился к учению Галена, однако многочисленные выполненные вскрытия привели к простому выводу: античный анатом изучал строение человека на примере обезьян. Отсюда многочисленные ошибки. Считается, что в общей сложности Везалий выявил и исправил около 200 неточностей в галеновой анатомии. Он же сформулировал новый принцип обучения: студенты не должны сидеть и слушать чтение учебника, Везалий предлагал им самим делать вскрытия непосредственно во время занятий.

В 1543 г. вышел его труд «О строении человеческого тела в семи книгах» с иллюстрациями, созданными в мастерской Тициана его учеником Яном Стефаном ван Калькаром. Тела он изобразил в аллегорических позах, и даже сегодня рассматривать их невероятно интересно. Надо сказать, что до этого книги по анатомии не иллюстрировали: считалось, что студенты всё увидят на препаратах в аудитории, и лишние изображения будут отвлекать от учёбы. Первый экземпляр книги автор подарил Карлу V, гравюры в нём были раскрашены вручную. Для широкой публики Везалий сам сделал краткое изложение своего семитомника «Извлечение» (Epitome).

5.jpg

Титульный лист Анатомии Везалия, подаренной Карлу V. (commons.wikipedia.org)

«Худший образец невежества»

Как ни странно, титанический труд Везалия не встретил понимания у его коллег. Более того, его учитель, известный французский анатом Яков Сильвий, написал памфлет «Опровержение клевет некоего безумца на анатомию Гиппократа и Галена». Понятно, что «некий безумец» — это и есть Везалий. Защищая Галена, Сильвий был готов признать, что за прошедшие с Античности века… изменилась анатомия человека, а значит, Гален был прав. В письме Карлу V Сильвий писал: «Я молю Его Императорское Величество воздать суровое и заслуженное наказание чудовищу, которое он взрастил и выкормил в своём собственном доме, этому худшему образцу невежества, неблагодарности, дерзости и богохульства, сделать так, чтобы он не мог более отравлять остальную Европу своим тлетворным дыханием».

В результате Везалий был вынужден оставить научные занятия, хотя император и сделал его своим придворным врачом. Но в 1558 г. Карл умер, и учёный лишился покровителя. Хотя исследователи говорят, что и наследник Филипп II благоволил ему, инквизиция, видимо, дотянулась до «богохульника». Считается, что учёного осудили за то, что он якобы произвёл вскрытие человека, не умершего, а уснувшего летаргическим сном. По другой версии, церковь ополчилась на Везалия за то, что он опроверг два постулата: о том, что у мужчин 23 ребра, а не 24 (из одного была сделана Ева), а также о том, что в организме есть некая «несгораемая кость», из которой возродится тело после Страшного суда.

1.jpg

Андреас Везалий. (commons.wikipedia.org)

Как бы то ни было, Везалий отправился в паломничество в Иерусалим (не исключено, что с целью замолить «грехи»), а на обратном пути погиб в результате кораблекрушения на острове Закинф. Место его захоронения неизвестно.

Значение его работы для естествознания в целом стало понятно совсем скоро. Не случайно сразу несколько «упоминаний» Везалия есть на одной из самых известных картин, сюжет которой связан с медициной. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» кисти Рембрандта изображает главу амстердамской гильдии медиков и первого анатома города Николаса Тульпа (1593−1674).

7.jpg

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа. (commons.wikipedia.org)

Он проводит вскрытие в присутствии нескольких зрителей, которые смотрят на страницы некоего фолианта. Искусствоведы полагают, что это и есть том «О строении человеческого тела», с которым участники «урока» сравнивают то, что видят перед собой. Более того, Тульп демонстрирует не брюшную полость, что было бы естественно для вскрытия, а препарирует руку. Это тоже является своеобразным «приветом» Везалию: один из самых известных его портретов запечатлел анатома за тем же занятием.

146.
Назовите основные черты развития науки
в эпоху Возрождения

+1.
Гуманизм

+2.
Антропоцентризм

–3.
Теологический подход

+4.
Метафизическое мышление

+5.
Развитие опытного метода

–6.
Анимизм 26

147.
Назовите выдающихся представителей
медицины эпохи Возрождения

+1.
Т.Парацельс

+2.
А.Паре

+3.
Дж.Фракасторо

–4.
Р.Декарт

+5.
А.Везалий

–6.
Л.Пастер

148.
Определите положительные аспекты
влияния великих географических открытий

на
развитие медицины в эпоху Возрождения

+1.
Происходило взаимообогащение медицинских
знаний между разными народами

+2.
В Европу были завезены новые лекарственные
средства

–3.
В европейских университетах стали
обучаться коренные жители Америки

+4.
Началось активное изучение и описание
новых лекарственных растений

–5.
Европейские ученые стали открывать
медицинские школы для аборигенов

–6.
Стали проводиться межконтинентальные
научные форумы

149.
Определите негативные медицинские
последствия открытия Америки

–1.
Открытие новых ядовитых растений

–2.
Выявление новых геомагнитных зон

+3.
Натуральная оспа использовалась как
примитивное бактериологическое оружие
против

коренного
населения

+4.
Была уничтожена большая часть рукописей
древних цивилизаций инков, майя, ацтеков

+5.
В Америку с Европейского континента
были завезены новые заболевания

+6.
В Европу с американского континента
были завезены новые заболевания

150.
Назовите лекарственное средство,
которое, согласно легенде, в XVII в. привез
в Ев-

ропу
из Перу монах-иезуит Хуан Лопес?

+1.
Хина

–2.
Кокаин

–3.
Рвотный корень

–4.
Камфара

–5.
Этиловый спирт

–6.
Пенициллин

151.
Какое отношение к медицине имеет польский
астроном и математик Н.Коперник?

–1.
Был личным врачом Папы Римского

–2.
Был лейб-медиком польского короля

+3.
Был практикующим врачом

+4.
Был инициатором строительства водопровода
в городах Речи Посполитой

–5.
Был профессором медицины Краковского
университета

–6.
Был ректором Виленского университета

152.
Какие три основные цели медицины
сформулировал в своих трудах английский

философ
и политический деятель Ф.Бэкон?

+1.
Сохранение здоровья

+2.
Лечение болезней

–3.
Обоснование религиозных догм

+4.
Продление жизни

–5.
Развитие медицинской астрологии

–6.
Проведение клинических испытаний
лекарственных средств 27

153.
Какие пути развития медицины определил
английский философ и политический

деятель
Ф.Бэкон?

+1.
Изучение анатомии больного организма

+2.
Изобретение методов обезболивания

+3.
Использование природных факторов

–4.
Развитие медицинской генетики

+5.
Развитие бальнеологии

–6.
Развитие трансплантологии

154.
Назовите основоположников ятрофизики
и ятромеханики в эпоху Возрождения

–1.
Т.Парацельс

–2.
Н.Пирогов

+3.
Д.Бальиви

+4.
Дж.Борелли

+5.
Р.Декарт

–6.
В.Рентген

155.
Определите вклад французского философа
эпохи Возрождения Р.Декарта в меди-

цину

+1.
Основоположник ятрофизики

–2.
Разработал эволюционное учение

–3.
Ввел в фармацию понятие «галеновые
препараты»

+4.
Описал простейшую схему рефлекторной
дуги

+5.
Разработал оптическую теорию зрения

–6.
Выделил в чистом виде морфин

156.
Определите вклад итальянского анатома
и физиолога эпохи Возрождения

Дж.Борелли
в медицину

–1.
Новые методы приготовления коррозийных
препаратов

+2.
Определил центр тяжести тела

+3.
Основоположник ятромеханики

+4.
Показал, что кости действуют как
физические рычаги, а мышцы – как движущие
силы

+5.
Идея о зависимости давления в сосудах
от площади их поперечного сечения и
удаленно-

сти
от сердца

–6.
Написал «Атлас хирургической анатомии»

157.
Определите вклад итальянского врача
эпохи Возрождения Д.Бальиви в медицину

–1.
Описал условные рефлексы

+2.
Рассматривал медицину как науку,
основанную на наблюдениях и экспериментах

+3.
Описал брюшной тиф

–4.
Открыл возбудителя чумы

+5.
Высказывал идеи о возможности
хирургического лечения туберкулеза

–6.
Предложил использовать гипс при переломах

158.
Определите вклад С.Санторио в развитие
медицины

–1.
Создал аппарат для измерения артериального
давления

+2.
Создал термоскоп (прибор для измерения
теплоты тела)

–3.
Сконструировал первый электрокардиограф

+4.
Изобрел сфигмометр (прибор для измерения
пульса)

+5.
Изучал на себе обмен веществ путем
взвешивания себя, пищи и выделений
организма

–6.
Апробировал в клинической практике
стетоскоп 28

159.
Назовите основоположников научной
анатомии в эпоху Возрождения в Европе

+1.
А.Везалий

–2.
К.Гален

–3.
А.Паре

+4.
Л. да Винчи

–5.
А.Македонский

–6.
Н.Пирогов

160.
Определите вклад итальянского художника
и естествоиспытателя Леонардо да

Винчи
в развитие медицины и анатомии

+1.
Выделил в сердце 4 камеры

+2.
Правильно описал и зарисовал многие
мышцы, кости, нервы и внутренние органы

+3.
Один из основоположников научной
анатомии

–4.
Разоблачил ошибки Галена

+5.
Методика промывания органов проточной
водой

+6.
Методика инъецирования воском желудочков
мозга и сосудов

161.
Определите вклад итальянского анатома
А.Везалия в развитии научной анатомии

+1.
Исправил более 200 ошибок Галена

–2.
Своими трудами подтверждал догматы
церкви и учение

+3.
Труды А.Везалия открывают «золотой век»
в истории анатомии

+4.
Основоположник научной анатомии

+5.
Труды «Анатомические таблицы», «О
строении человеческого тела»

–6.
Основоположник метода «ледяной» анатомии

162.
Назовите ученых-анатомов эпохи
Возрождения, труды которых составили
«золотой

век»
в истории анатомии

–1.
П.Загорский

+2.
Р.Коломбо

+3.
Ф.Глиссона

+4.
Г.Фаллопия

+5.
Б.Евстахий

+6.
Н.Гаймора

163.
Определите вклад итальянского анатома
Р.Коломбо в развитие научной анатомии

–1.
Создал анатомические препараты, которые
сохранились до наших дней

+2.
Считал, что кровь из правого предсердия
сердца попадает в левое предсердие

–3.
Описал способы бальзамирования трупов

+4.
Работа «Об анатомии»

+5.
Ученик и последователь А.Везалия

–6.
Основоположник патологической анатомии

164.
Определите вклад итальянского анатома
Б.Евстахия в развитие научной анатомии

–1.
Составил коллекцию анатомических
рисунков

+2.
Проводил патологоанатомические вскрытия

+3.
Проводил исследования по сравнительной
анатомии органов человека и человеческого

зародыша

+4.
Впервые описал грудной проток, почки,
гортань, орган слуха, включая слуховую
трубу

–5.
Опроверг более 200 ошибок К.Галена

–6.
Провел первое в Европе судебно-медицинское
вскрытие

29

165.
Определите вклад итальянского анатома
и врача Г.Фаллопия в развитие научной

анатомии

+1.
Автор трудов «Анатомические исследования»,
«О французской болезни» и др.

–2.
Основал кафедру патологической анатомии
в Падуанском университете

+3.
Описал клиновидные пазухи, барабанную
струну в среднем ухе, канал лицевого
нерва

+4.
Описал строение и функции маточных труб

+5.
Ввел во врачебную практику зеркало для
диагностики ушных заболеваний

+6.
Дал названия твердому и мягкому небу,
плаценте, влагалищу

166.
Определите вклад французского анатома
Ш.Этьена в развитие научной анатомии

+1.
Исследовал семенные пузырьки

–2.
Коллекция из более 250 анатомических
рисунков

–3.
Основал кафедру анатомии и физиологии
в Парижском университете

+4.
Открыл подпаутинное пространство и
изучал симпатический ствол, доказывая
его неза-

висимость
от блуждающего нерва

–5.
Издал справочник новых анатомических
инструментов

+6.
Описал венозные клапаны

167.
Определите вклад голландского анатома
и физиолога Р.де Граафа в развитие науч-

ной
анатомии и медицины

+1.
Описал семенные канальцы как «сосуды,
изготовляющие семя»

+2.
Предложил называть женские половые
железы яичниками

–3.
Ввел в медицину стетоскоп

+4.
Установил, что яичники содержат пузырьки
(«граафовы пузырьки»)

+5.
Ввел в практику шприц и канюлю

+6.
Изучал химизм пищеварения и действие
сока поджелудочной железы

168.
Определите вклад английского анатома
и физиолога Ф.Глиссона в развитие науч-

ной
анатомии

+1.
Ввел понятие «раздражимость»

–2.
Составил первый в Европе анатомический
атлас

+3.
Впервые описал капсулу, покрывающую
печень

–4.
Опроверг более 200 ошибок

+5.
Предложил аппарат для растяжения
позвоночника

+6.
Описал заболевание рахит

169.
Определите вклад английского врача и
анатома Н.Гаймора в развитие научной

анатомии

+1.
Описал верхнечелюстную пазуху

+2.
Описал анатомическое строение яичек

–3.
Опроверг более 200 ошибок

–4.
Ввел в медицину стетоскоп

–5.
Разработал модель акушерских щипцов

–6.
Описал анатомию коры головного мозга

170.
Назовите врач эпохи Возрождения, который
предложил в качестве символа меди-

цины
горящую свечу и девиз «Светя другим,
сгораю»

–1.
Л. да Винчи

+2.
Н.Тульп

–3.
А.Везалий

–4.
Л.Пастер

–5.
T.Парацельс 30

–6.
Ф.Гааз

171.
Основное достижение английского врача,
физиолога и эмбриолога У.Гарвея

–1.
Разработал вакцину от натуральной оспы

+2.
Рассчитал и экспериментально обосновал
теорию кровообращения …

–3.
Изобрел термоскоп

–4.
Открыл пенициллин

–5.
Основоположник неврологии

–6.
Ввел в медицину стетоскоп

172.
Назовите ученого, который в своей
богословской книге «Восстановление
христиан-

ства»
впервые в Европе описал малый круг
кровообращения

–1.
А.Везалий

+2.
М.Сервет

–3.
Н.Пирогов

–4.
И.Земмельвейс

–5.
А.Паре

–6.
И.Сеченов

173.
Определите вклад испанского
философа-богослова и врача М.Сервета в
развитие

медицины
и физиологии

–1.
Рассчитал и экспериментально обосновал
теорию кровообращения

–2.
Создал учение о высшей нервной деятельности

–3.
Впервые в Европе описал рефлексы

–4.
Впервые в Европе описал механизм работы
желудочно-кишечного тракта

+5.
Впервые в Европе описал малый круг
кровообращения

–6.
Составил первые анатомические таблицы

174.
Определите вклад итальянского врача
М.Мальпиги в развитие медицины

+1.
Открыл капилляры

–2.
Предложил термоскоп

+3.
Первым из анатомов применил микроскоп

+4.
Один из основоположников гистологии и
эмбриологии

+5.
Описал клетки коры головного мозга

+6.
Описал иннервацию языка, кожные слои,
почечные клубочки, лимфатические узлы

175.
Какие утверждения правильно характеризуют
ятрохимию?

+1.
Ятрохимия – это промежуточный этап в
развитии химической науки в эпоху
Возрожде-

ния,
человек рассматривался как совокупность
химических процессов

–2.
Основоположник ятрохимии – Гален. Его
система лечения была основана на
применении

сложных
химических соединений

+3.
Основоположник ятрохимии – Парацельс.
Его система лечения основывалась на
трех

элементах:
сере, ртути и сурьме, и их соединениях

+4.
Основная цель химии – это изучение
химических процессов в организме
человека и по-

иск
эффективных лекарственных средств.

–5.
Основоположник ятрохимии – Авиценна.
Его система основывалась на постепенном
уве-

личении
дозы ядов с целью выработки устойчивости
организма

–6.
Основоположник ятрохимии – Гиппократ.
Его система основывалась на применении
для

лечения
химических элементов в соответствие с
4 темпераментами.

176.
Как определил швейцарский ученый
Т.Парацельс назначение химии?

–1.
Химия должна направлять свои усилия на
поиск золота 31

+2.
Химия создает лекарства против болезней

–3.
Химия предназначена для получения
философского камня

+4.
Химия должна изучать процессы в организме
человека

–5.
Химия должна в первую очередь создавать
новые яды

–6.
Химия не должна использоваться в медицине

177.
Определите вклад швейцарского ученого
Т.Парацельса в развитие медицины и

фармации

+1.
Один из основоположников ятрохимии

–2.
Основоположник военно-полевой хирургии
и травматологии

+3.
Ввел в фармацевтическую терминологию
понятие «галеновые препараты»

+4.
Сочетал опытный метод познания природы
и стремление к магии и пониманию воздей-

ствия
небесных тел на судьбы людей и их здоровье

+5.
Врач-теоретик и практик, основоположник
опытного метода в медицине

–6.
Развивал схоластическую медицину

178.
Кто является автором постулата «Все
есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь
доза

делает
вещество или ядом, или лекарством»?

–1.
Л. да Винчи

–2.
Н.Тульп

–3.
А.Везалий

–4.
Л.Пастер

+5.
Т.Парацельс

–6.
Р.Лаэннек

179.
Что, по мнению швейцарского ученого
Т.Парацельса, делает вещество ядом или

лекарством?

–1.
Степень чистоты рук аптекаря

+2.
Доза

–3.
Посуда, в которой изготовляют и хранят
лекарство

–4.
Форма ступки и пестика

–5.
Химическая несовместимость компонентов

–6.
Химический состав посуды и инструментов

180.
Кем, по мнению швейцарского ученого
Т.Парацельса, не должен быть врач?

–1.
Циником, лириком

+2.
Мучителем, палачом, слугой палача

–3.
Христианином

–4.
Наместником Бога

–5.
Аскетом

–6.
Философом

181.
Определите вклад немецкого врача и
химика Г.Агриколы в развитие медицины,

фармации
и химии

–1.
Описал инфекционные болезни

+2.
Сведения по металлургической химии,
химии минералов

+3.
Предложил меры предупреждения
профессиональных болезней

+4.
Труд «О горном деле и металлургии»

+5.
Способствовал развитию аналитической
химии

–6.
Основоположник нейрохирургии

182.
Какие инфекционные болезни преобладали
в Европе в период Ренессанса? 32

+1.
Натуральная оспа

–2.
Бешенство

+3.
Сифилис

–4.
Синдром хронической усталости

–5.
СПИД

–6.
Хламидиоз

183.
В эпоху Возрождения ученые считали, что
причинами эпидемий являются …

+1.
Землетрясения

+2.
«Миазмы»

+3.
Особое положение звезд

–4.
Вирусы, бактерии

–5.
Воля богов и злых демонов

–6.
Нестерильные инструменты

184.
Кто сформулировал первую научно
обоснованную концепцию распространения

инфекционных
болезней – «учение о контагии»?

–1.
А.Везалий

–2.
Л.Пастер

+3.
Дж.Фракасторо

–4.
Л. да Винчи

–5.
Р.Кох

–6.
Д.Самойлович

185.
Определите вклад итальянского врача,
астронома, философа, физика, поэта,

Дж.Фракасторо
в развитие медицины

–1.
Получил вакцину против бешенства

+2.
Учение о контагии (о распространении
инфекционных болезней)

+3.
Труд «О контагии, контагиозных болезнях
и лечении»

+4.
Ввел термин «инфекция», который означал
«внедрение», «проникновение», «порчу»

+5.
Поэма «Сифилис, или французская болезнь»

–6.
Открыл вирусы

186.
Назовите врача, который предложил
название «инфекционные болезни»

–1.
Дж.Фракасторо

+2.
К.Гуфеланд

–3.
Р.Кох

–4.
Л.Пастер

–5.
А.Везалий

–6.
А.Йерсен

187.
Кто является основоположником «гуманной
хирургии»?

–1.
Н.Склифосовский

–2.
А.Везалий

+3.
А.Паре

–4.
Н.Пирогов

–5.
Д.Ларрей

–6.
Ф.Эрисман

188.
Определите вклад французского хирурга
А.Паре в развитие медицины

+1.
Впервые в Европе организовал акушерское
отделение и акушерскую школу

–2.
Был профессором хирургии Парижского
университета 33

+3.
Новые операции и инструментыв акушерстве

+4.
Основоположник гуманной хирургии

+5.
Сконструировал новые хирургические
инструменты

+6.
Сконструировал новые ортопедические
приборы

189.
В чем заключается сущность «гуманной
хирургии», основоположником которой

является
французский хирург А.Паре?

–1.
Для предупреждения осложнений раны
прижигали раскаленным железом

–2.
За больным ухаживали сестры милосердия

–3.
Для предупреждения осложнений
огнестрельные раны заливали кипящим
маслом

+4.
Для лечения ран использовали чистые
повязки, пропитанные лечебным бальзамом

–5.
Применение наркоза и анестезии для
уменьшения боли

–6.
Больным давался усиленный продуктовый
паек

190.
Назовите ученых эпохи Возрождения,
которые способствовали развитию клиниче-

ского
подхода в медицине

+1.
Дж.Монтано

–2.
К.Гален

–3.
Гиппократ

–4.
Э.Ротердамский

+5.
Г.Бурхааве

–6.
С.Боткин

191.
Назовите основные достижения голландского
врача, химика и ботаника Г.Бурхааве

–1.
Открыл первый в Европе медицинский
факультет при университете и был его
деканом

+2.
Выдвинул постулат о том, что «клинической
называется медицина, которая наблюдает

больных
у их ложа»

+3.
Первым в клинике применил термометр
Фаренгейта

+4.
«Пионер» инструментальных методов
обследования

+5.
Учебник «Элементы химии», в котором
было подробно описаны приготовление и
анализ

растительных,
животных и минеральных препаратов

+6.
Читал лекции по физиологии, патологии,
хирургии, офтальмологии, фармакологии

192.
Назовите основные достижения С.Штокгаузена

+1.
Описал «чахотку рудокопов»

+2.
Описал картину свинцовой колики

–3.
Сконструировал электрокардиограф

–4.
Открыл группы крови

+5.
Рекомендовал рудокопам и литейщикам
ношение повязок, прикрывающих рот и нос
во

время
работы

–6.
Ввел в хирургию наркоз и анестезию

193.
Назовите основные достижения итальянского
врача Б.Рамаццини

–1.
Ввел в медицину перкуссию и аускультацию

+2.
Основоположник профессиональной
патологии и гигиены труда как отрасли
научной ме-

дицины

–3.
Основоположник невропатологии

+4.
Автор труда «О болезнях ремесленников»

–5.
Впервые описал венерические болезни

–6.
Описал клиническую картину вирусного
гепатита

34

194.
Кто является основоположником
профессиональной патологии и гигиены
труда

как
отрасли научной медицины?

+1.
Б.Рамаццини

–2.
А.Везалий

–3.
К.Гален

–4.
Г.Бурхааве

–5.
Ф.Эрисман

–6.
Н.Пирогов

24 июня, 2019 г. 12:18

Хотя на медицинских факультетах многих университетов в XV—XVI вв. изучали анатомию, а анатомические театры получали все большее распространение, противостояние университетских врачей и хирургов продолжалось. В отличие от докторов, знатоков древних языков и ученых книг, хирургов и цирюльников часто называли «шарлатанами», но слово это имело совсем иной смысл, чем в наши дни. Так назывались «медики» и костоправы, которые не входили ни в какие врачебные корпорации и никогда не изучали медицину.

Уровень хирургии был чрезвычайно низок, мало что изменилось со времен Филиппа Красивого, который издал в 1311 г. первый королевский эдикт о хирургах: «Узнав, что люди других наций и чужих государств, убийцы, воры, фальшивомонетчики, шпионы, разбойники, пьяницы, ростовщики занимаются хирургией в нашем городе и парижском графстве, выставляют в своих окнах знаки, присвоенные хирургам, накладывают повязки, посещают больных в церквах и частных домах и этим путем выманивают деньги, …мы повелеваем сим эдиктом никому не заниматься хирургией без предварительного испытания у особых хирургов, назначаемых нашим лейб-хирургом». Исторические хроники сообщают, что когда в 1467 г. король Матфей Корвин был ранен в сражении, не нашлось ни одного хирурга, который был бы в состоянии помочь ему. Король приказал объявить всюду, что он осыплет почестями и дарами того, кто сможет вернуть ему здоровье. Услышав это, к нему пришел хирург из Эльзаса. Он вылечил короля и вернулся на родину обладателем крупного состояния.

В 1515 г. университет стал во главе хирургов и цирюльников. Более высокий статус имели хирурги, перед ними открылись двери университетов. Цирюльников приняло братство св. Косьмы, которое было преобразовано в хирургический коллегиум, и преподаватели хирургии в нем стали называться профессорами.

Исторические параллели:

«Свободные искусства» тривиума и квадривиума, основа университетского образования, были «свободными» прежде всего от физического труда, от работы руками. Именно этим они отличались от искусств «механических», к которым относились, в частности, архитектура, живопись и медицина. Это традиционное разделение послужило причиной того, что и после формального окончания споров между врачами и хирургами в обществе еще долгое время сохранялось не только пренебрежительное отношение к врачам, работающим руками, но и слово «шарлатаны» по отношению к ним, хотя в эпоху Возрождения они уже имели возможность получить медицинское образование. Так, например, Г.Пичем в «Трактате о совершенном джентльмене» ( XVI в.) рассуждает о различных занятиях с точки зрения их соответствия достоинству джентльмена. К джентльменам он относит адвокатов и врачей, за исключением «хирургов, акушерок и шарлатанов». Еще в XIX веке в Англии не принимали в обществе хирургов и дантистов из-за того, что они работали руками». В случае с дантистами дело осложнялось еще и тем, что в эпоху средневековья зубы иногда удаляли преступникам по приговору суда. Это сближало в глазах широкой публики профессию дантиста с профессией палача.

Вот фрагменты текста, с которым странствующий шарлатан второй половины XV в. обращается к жителям города: «Доводим до сведения, что приехал врач, производящий всякого рода операции на всем теле, начиная с головы и кончая ногами.

1) Во-первых, оперирует грыжу с Божьей помощью… Хирург делает ампуацию под присмотром дипломированного врача

4) Также вырезает камни…

9) Также удаляет бельма с глаза и исправляет всякие недостатки зрения…

12) Лечит свежие раны и переломы костей. ..

18) Он не занимается исследованием мочи и назначением внутренних лекарств, которые составляют специальность лейб-медиков или докторов…»

Обратим внимание на последнюю фразу. В том случае, если болезнь требовала назначения лекарств или серьезной операции, возле больного находились два врача: доктор и хирург.

Одним из инструментов анатомических исследований в эпоху Возрождения было искусство рисования и живописи. Поскольку до начала XVI в. развитие анатомии тормозилось запретом на вскрытие трупов, распространилось тайное анатомирование. Известна легенда о том, что молодой Микельанджело изваял прекрасное распятие для одного из флорентийских монастырей, и настоятель в знак благодарности разрешил ему проводить анатомические исследования в монастырском подвале. Художник мог приобрести необходимые знания о строении человеческого тела только в результате практических занятий. В медицинских сочинениях и энциклопедиях того времени не было точных рисунков и анатомических описаний.

Исторические параллели: Присутствие врача-анатома при вскрытии считалось обязательным даже в том случае, когда художник не ставил перед собой цели иллюстрировать анатомическими рисунками медицинское сочинение. Наблюдение за выполнением этого правила возлагались на врачей и представителей церкви.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Большой интерес к анатомическим исследованиям проявлял Леонардо да Винчи (1452-1519) — великий художник и инженер эпохи Возрождения. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мускулов и суставов. В 1487-1495 гг. Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане и продолжил их во Флоренции, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних органов, скелета и мускулов. Он работал с врачом из Павии Марком Антонио, поскольку изучение анатомии требовало сотрудничества врачей с художниками. По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы. Они отражают интерес Леонардо к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Леонардо рассматривал функции организма с точки зрения механики, строил модели для опытов. Так, например, он пишет о стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце.

Изучение его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII в. Превращение анатомии в научную систему связано прежде всего с именем великого Андрея Везалия.

А.Везалий (1515-1564)

Андрей Везалий родился в Брюсселе, отец его был аптекарем при дворе Карла V. В 1533-1536 гг. __ молодой Везалий изучал медицину в Париже, в ;.;€ Падуе, где получил звание бакалавра, а затем док-v | тора медицины. Работой Везалия на звание бакалавра был «Парафраз» (от греч. «paraphrasis» — пересказ, сокращенное изложение) одного из медицинских сочинений Разеса. После того, как в 1537 г. он публично продемонстрировал вскрытие, Сенат Венецианской республики назначил его профессором хирургии с обязательством преподавать анатомию. В то время Везалию исполнилось 23 года.

В середине XVI в. важнейшим авторитетом в области анатомии был Гален. Его труды Везалий хорошо знал, относился к нему с большим уважением, переводил и готовил к изданию его книги. Одна ко, анатомируя человеческие трупы, он убедился в том, что взгляды Галена во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезьян и других животных. Он исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие другие органы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый, описал клапаны сердца, и таким образом создал предпосылки для обоснования кругового движения крови и открытия системы кровообращения В.Гарвеем (1578— 1657).

Свои наблюдения Везалий изложил в анатомических таблицах (1538 ), которые были иллюстрированы рисунками Йогана Стефана ван Калькара, талантливого ученика Тициана. В 1543 г. Везалий создал краткий учебник «Эпитоме» (лат. «Извлечение»), снабженный анатомическими таблицами. Они знакомили читателя со строением тела человека, его скелета, мышц, нервов, вен и артерий. В том же году в Базеле вышел в свет его главный труд «О строении человеческого тела» в семи книгах. Он обобщил достижения анатомии предыдущих столетий и содержал собственные данные, полученные в результате многочисленных вскрытий. Текст сопровождали 250 блестяще выполненных Й.С. ван Каль-каром рисунков. Монументальный труд Везалия был посвящен Карлу V, а «Эпитоме» — его сыну, принцу Филиппу. Во вступлении к «Эпитоме» Везалий писал: «Анатомия — основа и начало всего искусства врачевания… Я сделал это «Извлечение» как пешеходную тропинку рядом с широкой дорогой — моей большой книгой».

Труд Везалия не случайно вышел именно в Базеле: здесь было издано много прославленных сочинений того времени. Известный издатель И.Опорин (1507-1568) был профессором греческого языка, знал латынь, учился медицине у Парацельса. Его издания славились тем, что не имели опечаток и были всегда превосходно оформлены. И.Опорин преподавал в университете древние языки, а затем открыл собственное издательство. Он был выдающимся печатником эпохи Возрождения, другом Мартина Лютера, издателем богословских и медицинских сочинений.

Исторические параллели:

В том же 1543 г., когда в Базеле вышло первое издание труда Везалия «О строении частей человеческого тела», в Нюрнберге было издано знаменитое сочинение Н.Коперника «О вращении небесных сфер», в котором содержалось изложение гелиоцентрической модели Вселенной.

Везалий хорошо знал медицинские труды античных писателей и даже указывая на ошибки Галена, всегда стремился сохранить его авторитет. В своем большом труде «О строении человеческого тела» Везалий цитирует Галена чаще, чем кого-либо из других авторов. Он неоднократно ссылается на работы великих анатомов Александрийской школы Герофила и Эразистрата, цитирует Аристотеля и Авиценну, Разеса и Цельса, упоминает Плиния Старшего, Орибазия и многих других.

Когда император Карл V предложил ему занять пост придворного врача, Везалий дал свое согласие и покинул университет. В 1555 г. ему удалось выпустить второе издание своего капитального труда. Однако, после этого в жизни великого анатома наступил тяжелый период. Росло число его недоброжелателей, а главное — он окончательно разошелся со своим учителем Я.Сильвием (1478-1555), догматическим последователем Галена. В сочинении Сильвия «Опровержение клевет некоего безумца на анатомию Гиппократа и Галена» Везалий был назван безумным (лат. «veasanus»). Созвучие этого слова с именем Везалия (Vesalius) породило оскорбительные насмешки. Как и другие противники Везалия, Сильвий утверждал, что ошибки Галена могут быть вызваны тем, что за тринадцать веков строение тела человека могло измениться.

Кроме того, когда двор переехал в Мадрид, Везалий был вынужден следовать за королевской семьей. Исследование скальпелем трупа человека считалось в Испании кощунством. «Я не мог прикоснуться рукой даже к сухому черепу и тем менее возможности я имел производить вскрытия», — вспоминал он. Испанские врачи воспринимали его как чужестранца и часто завидовали его успехам в медицине и при дворе: Карл V назначил Везалию пожизненную пенсию, после отречения императора от престола в пользу его сына Филиппа II Везалий остался придворным врачом.

В это время анатомы университета в Падуе, бывшие соратники Везалия, продолжали анатомические исследования. В 1561 г. в Венеции было издано сочинение Габриэля Фаллопия (1523-1562) «Анатомические наблюдения». После отъезда Везалия из Падуи Фаллопий занимал его кафедру в университете и продолжал анатомические исследования по его методу. Он писал: «Везалий стал учеником Галена, не слушая его лекций, но изучая его труды, он не был подавлен авторитетом своего предшественника, но добавил к его учению многое, что тот не заметил, то же самое произошло и со мной в отношении учения Везалия». Указывая на некоторые ошибки в анатомических сочинениях Везалия, Фаллопий всегда признавал превосходство этого «божественного князя анатомов», «восхитительного врача». Первое издание своих «Анатомических наблюдений» он послал в Мадрид Везалию, который, по его собственным словам, «отложив все в сторону, …немедленно всецело отдался жадному чтению этих страниц». Только через три года он узнал, что его комментарии к труду Фаллопия, отосланные в Падую, не застали автора в живых.

Везалий просил Филиппа II отпустить его на родину, где он мог бы продолжить занятия анатомическими исследованиями, но получил отказ. Когда он вторично обратился к королю с просьбой об отъезде, то при этом дал обещание совершить паломничество в Палестину. Существует предположение о том, что он по ошибке вскрыл тело живого человека (при публичной демонстрации вскрытия ассистент якобы заметил сокращение сердечной мышцы) и должен был искупить грех паломничеством. В 1564 г. по дороге в Иерусалим Везалий остановился в Венеции. Сохранились свидетельства современников о том, что Венецианский Сенат предложил ему после возвращения из паломничества занять свою прежнюю кафедру в университете Падуи, которая освободилась после смерти Фаллопия. Однако на обратном пути из Иерусалима Везалий внезапно заболел и умер.

Друзей и почитателей, ожидавших его возвращения в Венецию, потрясло известие об этой скорой и неожиданной смерти. «Но что мог}’ я сказать о великом Везалий, таком необычном и блестящем для нашего времени? — писал один из них. — Не показал ли он ясно нам своей смертью, что большое горе и необычные случайности нависают над жизнью человека? Большая печаль и несчастье для каждого, кто знал его или читал его труды, благодаря которым, несмотря на жестокую судьбу его и смерть, он будет жить в вечной славе». Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с Везалием заложила фундамент научной анатомии. Вскрытия человеческого тела производили и их предшественники, однако обычно анатомирование лишь наглядно иллюстрировало тексты Галена, а не служило самостоятельным методом исследований. Именно это имел в виду Ги де Шолиак, когда писал в 1363 г. о том, что в анатомии «все следуют друг за другом как журавли, один не говоря больше другого».

Исторические параллели: Анатомические рисунки Леонардо да Винчи, которые отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени, остались, в отличие от иллюстраций к работам А.Везалия, практически неизвестными для современников: он не публиковал своих произведений.

Во второй половине XVI столетия было создано множество хвалебных эпиграмм, посвященных А.Везалию. Вот одна из них:

Кто бы ни делал, вскрывая, сечение органов тела,

Выше Везалия быть в этом никто не сумел:

Изображеньями он и искусство само возвеличил

Прежде, чем сам отошел по сокровенным путям.

Исторические параллели:

Имя Везалия стало известно на Руси в XVII в. благодаря деятельности братства ученых монахов, основанного при патриархе Никоне боярином Ртищевым, одним из самых просвещенных русских людей того времени. Его заинтересовал трактат Везалия, который сразу после выхода получил широкую известность в ученом мире Западной Европы. Он поручил Епифанию Сла-винецкому перевести «Эпитоме». Этот рукописный перевод хранился в патриаршей библиотеке, где и погиб во время пожара.

Во второй половине XVI в. появилось множество трудов по анатомии. Среди наиболее известных авторов, которых называют обычно «творцами золотого века анатомии» — Р.Коломбо (1516-1559), возглавивший кафедру анатомии в Падуе после смерти А.Везалия; французский анатом Ш.Этьенн (1503-1564), автор знаменитого учебника анатомии «О рассечении частей тела человека»; римский профессор Б.Евстахий (1500-1570); И.Фабриций (1533-1619), который впервые описал и продемонстрировал работу венозных клапанов, доказав таким образом одностороннее движение крови по венам в направлении сердца. Он был учеником Г.Фаллопия и учителем В.Гарвея, автора знаменитого трактата «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1615 г.), содержащего учение о кровообращении. Пересмотр многих устоявшихся представлений в хирургии, особенно в лечении огнестрельных ран, связан с именем французского хирурга Амбруаза Паре.

Амбруаз Паре (ок. 1517-1590)

А. Паре происходил из сословия цирюльников и обучал ся хирургии в парижской больнице. В 1536 г. он начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Первый его труд по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на французском языке. В 1554 г. Паре был принят в медицинскую коллегию университета в Париже.

Один из известнейших врачей своего времени, Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Генриха III и Карла IX. Заслуги Паре в развитии хирургии XVI столетия очень велики. Многие проблемы медицины того времени были связаны с появлением в Европе огнестрельного оружия. Характер ранений сильно изменился: увеличилась их поверхность и глубина, участились случаи нагноений и осложнений. Это связывали с проникновением «порохового яда» в организм. Лучишм способом борьбы с ним и предотвращения его распространения по всему организму считали прижигание раны раскаленным железом или кипящим маслом. Такое лечение часто доставляло больше мучений, чем само ранение.

Паре доказал неядовитость огнестрельных ран и ошибочность их лечения раскаленным железом или кипящим маслом. В 1536 г. молодому армейскому цирюльнику Амбруазу Паре не хватило горячего масла для прижигания ран. Не имея под рукой ничего другого, он приложил к ранам мазь, содержащую яичный желток и розовое масло, и наложил сверху чистую повязку. «Всю ночь я не мог уснуть, — записал Паре в своем дневнике, — я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, я застал этих раненых рано утром бодрыми и хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненых.»

Исторические параллели: А.Паре в 1544 г., во время войны Франции с войсками Карла V, был военным хирургом на стороне французов. В войске Карла Vв это время находился в качестве хирурга А.Везалий. Паре хорошо знал трактат Везалия «О строении частей человеческого тела» и сделал извлечения из него для своих трудов по хирургии. Везалий также пользовался трудами Паре. Оба великих врача в 1559 г. были вызваны в Париж для лечения смертельно больного Генриха II (1519—1559), тяжело раненного на турнире.

В 1550 г. А.Паре выпустил анатомическое руководство, в 1561 г. — книгу о лечении ран, в 1564 и 1572 г. — два больших хирургических труда, которые и принесли ему славу. Его перу принадлежит также «Трактат об уродах и чудовищах», содержащий, как и зоологические сочинения его современников, множество сведений о фантастических человекоподобных существах. Одной из заслуг Паре было усовершенствование методов ампутации конечностей. Он сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических приборов, включая искусственные конечности и суставы, а также — искусственные зубы, которые делали из слоновой или бычьей кости и укрепляли на соседних зубах с помощью золотой проволоки.

Исторические параллели:

Искусство изготовления зубных протезов было известно этрускам, финикийцам и грекам. Вставные зубы делали обычно из костей животных. В античности и в эпоху средневековья удаление зуба считалось весьма серьезной операцией из-за сильной потери крови. Большое значение в лечении зубов придавалось

различным амулетам: зуб лошади, льва или другого животного вешали на шею больному. Пломбирование зубов золотом появилось в Италии в XV в. В это время в европейских странах еще были в ходу зубное протезы из дерева, а протезы из слоновой кости могли в любой момент выпасть изо рта, поскольку не имели фиксирующих пружин из проволок и спиралей. Их изобрел в XVIIIстолетии П. Фошар (1678—1761), цирюльник из французского городка Анже, ставший позже прославленный парижским дантистом. В 1728 г. он изобрел бормашину, а за пять лет до этого опубликовал сочинение «Хирург-дантист», в котором описывал не только болезни зубов и ротовой полости, но и множество приспособлений для протезирования. Среди удивительных изобретений Фошара, пациентами которого были Людовик XV и маркиза Помпадур, были прообразы современной металлокерамики ( он надевал золотой колпачок на зуб из слоновой кости и покрывал золото слоем обожженной эмали из фарфора) и зубов на штифтах (золотой штифт вставлялся в отверстие, сделанное в челюстных костях).

Деятельность Паре во многом способствовала становлению хирургии как науки и превращению ремесленника-кровопускателя во врача-специалиста. Связанное с его именем развитие хирургии было продолжено многочисленными последователями в разных странах мира. «Немецким Паре» называли выдающегося хирурга из Кельна Вильгельма фон Гильдена (1560-1634), который значительно обогатил хирургический инструментарий и предложил для перетягивания конечностей при ампутации использовать жгут, снабженный зажимом. Ему также приписывают первую операцию по извлечению из глаза осколка железа с помощью магнита. В Италии традиции Паре продолжил Цезарь Магати (1579—1648). Он прославился своими простыми и рациональными приемами лечения огнестрельных ран. Это способствовало окончательному отказу от представлений о «пороховом яде», который якобы проникал в организм при ранении.

146.
Назовите основные черты развития науки
в эпоху Возрождения

+1.
Гуманизм

+2.
Антропоцентризм

–3.
Теологический подход

+4.
Метафизическое мышление

+5.
Развитие опытного метода

–6.
Анимизм 26

147.
Назовите выдающихся представителей
медицины эпохи Возрождения

+1.
Т.Парацельс

+2.
А.Паре

+3.
Дж.Фракасторо

–4.
Р.Декарт

+5.
А.Везалий

–6.
Л.Пастер

148.
Определите положительные аспекты
влияния великих географических открытий

на
развитие медицины в эпоху Возрождения

+1.
Происходило взаимообогащение медицинских
знаний между разными народами

+2.
В Европу были завезены новые лекарственные
средства

–3.
В европейских университетах стали
обучаться коренные жители Америки

+4.
Началось активное изучение и описание
новых лекарственных растений

–5.
Европейские ученые стали открывать
медицинские школы для аборигенов

–6.
Стали проводиться межконтинентальные
научные форумы

149.
Определите негативные медицинские
последствия открытия Америки

–1.
Открытие новых ядовитых растений

–2.
Выявление новых геомагнитных зон

+3.
Натуральная оспа использовалась как
примитивное бактериологическое оружие
против

коренного
населения

+4.
Была уничтожена большая часть рукописей
древних цивилизаций инков, майя, ацтеков

+5.
В Америку с Европейского континента
были завезены новые заболевания

+6.
В Европу с американского континента
были завезены новые заболевания

150.
Назовите лекарственное средство,
которое, согласно легенде, в XVII в. привез
в Ев-

ропу
из Перу монах-иезуит Хуан Лопес?

+1.
Хина

–2.
Кокаин

–3.
Рвотный корень

–4.
Камфара

–5.
Этиловый спирт

–6.
Пенициллин

151.
Какое отношение к медицине имеет польский
астроном и математик Н.Коперник?

–1.
Был личным врачом Папы Римского

–2.
Был лейб-медиком польского короля

+3.
Был практикующим врачом

+4.
Был инициатором строительства водопровода
в городах Речи Посполитой

–5.
Был профессором медицины Краковского
университета

–6.
Был ректором Виленского университета

152.
Какие три основные цели медицины
сформулировал в своих трудах английский

философ
и политический деятель Ф.Бэкон?

+1.
Сохранение здоровья

+2.
Лечение болезней

–3.
Обоснование религиозных догм

+4.
Продление жизни

–5.
Развитие медицинской астрологии

–6.
Проведение клинических испытаний
лекарственных средств 27

153.
Какие пути развития медицины определил
английский философ и политический

деятель
Ф.Бэкон?

+1.
Изучение анатомии больного организма

+2.
Изобретение методов обезболивания

+3.
Использование природных факторов

–4.
Развитие медицинской генетики

+5.
Развитие бальнеологии

–6.
Развитие трансплантологии

154.
Назовите основоположников ятрофизики
и ятромеханики в эпоху Возрождения

–1.
Т.Парацельс

–2.
Н.Пирогов

+3.
Д.Бальиви

+4.
Дж.Борелли

+5.
Р.Декарт

–6.
В.Рентген

155.
Определите вклад французского философа
эпохи Возрождения Р.Декарта в меди-

цину

+1.
Основоположник ятрофизики

–2.
Разработал эволюционное учение

–3.
Ввел в фармацию понятие «галеновые
препараты»

+4.
Описал простейшую схему рефлекторной
дуги

+5.
Разработал оптическую теорию зрения

–6.
Выделил в чистом виде морфин

156.
Определите вклад итальянского анатома
и физиолога эпохи Возрождения

Дж.Борелли
в медицину

–1.
Новые методы приготовления коррозийных
препаратов

+2.
Определил центр тяжести тела

+3.
Основоположник ятромеханики

+4.
Показал, что кости действуют как
физические рычаги, а мышцы – как движущие
силы

+5.
Идея о зависимости давления в сосудах
от площади их поперечного сечения и
удаленно-

сти
от сердца

–6.
Написал «Атлас хирургической анатомии»

157.
Определите вклад итальянского врача
эпохи Возрождения Д.Бальиви в медицину

–1.
Описал условные рефлексы

+2.
Рассматривал медицину как науку,
основанную на наблюдениях и экспериментах

+3.
Описал брюшной тиф

–4.
Открыл возбудителя чумы

+5.
Высказывал идеи о возможности
хирургического лечения туберкулеза

–6.
Предложил использовать гипс при переломах

158.
Определите вклад С.Санторио в развитие
медицины

–1.
Создал аппарат для измерения артериального
давления

+2.
Создал термоскоп (прибор для измерения
теплоты тела)

–3.
Сконструировал первый электрокардиограф

+4.
Изобрел сфигмометр (прибор для измерения
пульса)

+5.
Изучал на себе обмен веществ путем
взвешивания себя, пищи и выделений
организма

–6.
Апробировал в клинической практике
стетоскоп 28

159.
Назовите основоположников научной
анатомии в эпоху Возрождения в Европе

+1.
А.Везалий

–2.
К.Гален

–3.
А.Паре

+4.
Л. да Винчи

–5.
А.Македонский

–6.
Н.Пирогов

160.
Определите вклад итальянского художника
и естествоиспытателя Леонардо да

Винчи
в развитие медицины и анатомии

+1.
Выделил в сердце 4 камеры

+2.
Правильно описал и зарисовал многие
мышцы, кости, нервы и внутренние органы

+3.
Один из основоположников научной
анатомии

–4.
Разоблачил ошибки Галена

+5.
Методика промывания органов проточной
водой

+6.
Методика инъецирования воском желудочков
мозга и сосудов

161.
Определите вклад итальянского анатома
А.Везалия в развитии научной анатомии

+1.
Исправил более 200 ошибок Галена

–2.
Своими трудами подтверждал догматы
церкви и учение

+3.
Труды А.Везалия открывают «золотой век»
в истории анатомии

+4.
Основоположник научной анатомии

+5.
Труды «Анатомические таблицы», «О
строении человеческого тела»

–6.
Основоположник метода «ледяной» анатомии

162.
Назовите ученых-анатомов эпохи
Возрождения, труды которых составили
«золотой

век»
в истории анатомии

–1.
П.Загорский

+2.
Р.Коломбо

+3.
Ф.Глиссона

+4.
Г.Фаллопия

+5.
Б.Евстахий

+6.
Н.Гаймора

163.
Определите вклад итальянского анатома
Р.Коломбо в развитие научной анатомии

–1.
Создал анатомические препараты, которые
сохранились до наших дней

+2.
Считал, что кровь из правого предсердия
сердца попадает в левое предсердие

–3.
Описал способы бальзамирования трупов

+4.
Работа «Об анатомии»

+5.
Ученик и последователь А.Везалия

–6.
Основоположник патологической анатомии

164.
Определите вклад итальянского анатома
Б.Евстахия в развитие научной анатомии

–1.
Составил коллекцию анатомических
рисунков

+2.
Проводил патологоанатомические вскрытия

+3.
Проводил исследования по сравнительной
анатомии органов человека и человеческого

зародыша

+4.
Впервые описал грудной проток, почки,
гортань, орган слуха, включая слуховую
трубу

–5.
Опроверг более 200 ошибок К.Галена

–6.
Провел первое в Европе судебно-медицинское
вскрытие

29

165.
Определите вклад итальянского анатома
и врача Г.Фаллопия в развитие научной

анатомии

+1.
Автор трудов «Анатомические исследования»,
«О французской болезни» и др.

–2.
Основал кафедру патологической анатомии
в Падуанском университете

+3.
Описал клиновидные пазухи, барабанную
струну в среднем ухе, канал лицевого
нерва

+4.
Описал строение и функции маточных труб

+5.
Ввел во врачебную практику зеркало для
диагностики ушных заболеваний

+6.
Дал названия твердому и мягкому небу,
плаценте, влагалищу

166.
Определите вклад французского анатома
Ш.Этьена в развитие научной анатомии

+1.
Исследовал семенные пузырьки

–2.
Коллекция из более 250 анатомических
рисунков

–3.
Основал кафедру анатомии и физиологии
в Парижском университете

+4.
Открыл подпаутинное пространство и
изучал симпатический ствол, доказывая
его неза-

висимость
от блуждающего нерва

–5.
Издал справочник новых анатомических
инструментов

+6.
Описал венозные клапаны

167.
Определите вклад голландского анатома
и физиолога Р.де Граафа в развитие науч-

ной
анатомии и медицины

+1.
Описал семенные канальцы как «сосуды,
изготовляющие семя»

+2.
Предложил называть женские половые
железы яичниками

–3.
Ввел в медицину стетоскоп

+4.
Установил, что яичники содержат пузырьки
(«граафовы пузырьки»)

+5.
Ввел в практику шприц и канюлю

+6.
Изучал химизм пищеварения и действие
сока поджелудочной железы

168.
Определите вклад английского анатома
и физиолога Ф.Глиссона в развитие науч-

ной
анатомии

+1.
Ввел понятие «раздражимость»

–2.
Составил первый в Европе анатомический
атлас

+3.
Впервые описал капсулу, покрывающую
печень

–4.
Опроверг более 200 ошибок

+5.
Предложил аппарат для растяжения
позвоночника

+6.
Описал заболевание рахит

169.
Определите вклад английского врача и
анатома Н.Гаймора в развитие научной

анатомии

+1.
Описал верхнечелюстную пазуху

+2.
Описал анатомическое строение яичек

–3.
Опроверг более 200 ошибок

–4.
Ввел в медицину стетоскоп

–5.
Разработал модель акушерских щипцов

–6.
Описал анатомию коры головного мозга

170.
Назовите врач эпохи Возрождения, который
предложил в качестве символа меди-

цины
горящую свечу и девиз «Светя другим,
сгораю»

–1.
Л. да Винчи

+2.
Н.Тульп

–3.
А.Везалий

–4.
Л.Пастер

–5.
T.Парацельс 30

–6.
Ф.Гааз

171.
Основное достижение английского врача,
физиолога и эмбриолога У.Гарвея

–1.
Разработал вакцину от натуральной оспы

+2.
Рассчитал и экспериментально обосновал
теорию кровообращения …

–3.
Изобрел термоскоп

–4.
Открыл пенициллин

–5.
Основоположник неврологии

–6.
Ввел в медицину стетоскоп

172.
Назовите ученого, который в своей
богословской книге «Восстановление
христиан-

ства»
впервые в Европе описал малый круг
кровообращения

–1.
А.Везалий

+2.
М.Сервет

–3.
Н.Пирогов

–4.
И.Земмельвейс

–5.
А.Паре

–6.
И.Сеченов

173.
Определите вклад испанского
философа-богослова и врача М.Сервета в
развитие

медицины
и физиологии

–1.
Рассчитал и экспериментально обосновал
теорию кровообращения

–2.
Создал учение о высшей нервной деятельности

–3.
Впервые в Европе описал рефлексы

–4.
Впервые в Европе описал механизм работы
желудочно-кишечного тракта

+5.
Впервые в Европе описал малый круг
кровообращения

–6.
Составил первые анатомические таблицы

174.
Определите вклад итальянского врача
М.Мальпиги в развитие медицины

+1.
Открыл капилляры

–2.
Предложил термоскоп

+3.
Первым из анатомов применил микроскоп

+4.
Один из основоположников гистологии и
эмбриологии

+5.
Описал клетки коры головного мозга

+6.
Описал иннервацию языка, кожные слои,
почечные клубочки, лимфатические узлы

175.
Какие утверждения правильно характеризуют
ятрохимию?

+1.
Ятрохимия – это промежуточный этап в
развитии химической науки в эпоху
Возрожде-

ния,
человек рассматривался как совокупность
химических процессов

–2.
Основоположник ятрохимии – Гален. Его
система лечения была основана на
применении

сложных
химических соединений

+3.
Основоположник ятрохимии – Парацельс.
Его система лечения основывалась на
трех

элементах:
сере, ртути и сурьме, и их соединениях

+4.
Основная цель химии – это изучение
химических процессов в организме
человека и по-

иск
эффективных лекарственных средств.

–5.
Основоположник ятрохимии – Авиценна.
Его система основывалась на постепенном
уве-

личении
дозы ядов с целью выработки устойчивости
организма

–6.
Основоположник ятрохимии – Гиппократ.
Его система основывалась на применении
для

лечения
химических элементов в соответствие с
4 темпераментами.

176.
Как определил швейцарский ученый
Т.Парацельс назначение химии?

–1.
Химия должна направлять свои усилия на
поиск золота 31

+2.
Химия создает лекарства против болезней

–3.
Химия предназначена для получения
философского камня

+4.
Химия должна изучать процессы в организме
человека

–5.
Химия должна в первую очередь создавать
новые яды

–6.
Химия не должна использоваться в медицине

177.
Определите вклад швейцарского ученого
Т.Парацельса в развитие медицины и

фармации

+1.
Один из основоположников ятрохимии

–2.
Основоположник военно-полевой хирургии
и травматологии

+3.
Ввел в фармацевтическую терминологию
понятие «галеновые препараты»

+4.
Сочетал опытный метод познания природы
и стремление к магии и пониманию воздей-

ствия
небесных тел на судьбы людей и их здоровье

+5.
Врач-теоретик и практик, основоположник
опытного метода в медицине

–6.
Развивал схоластическую медицину

178.
Кто является автором постулата «Все
есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь
доза

делает
вещество или ядом, или лекарством»?

–1.
Л. да Винчи

–2.
Н.Тульп

–3.
А.Везалий

–4.
Л.Пастер

+5.
Т.Парацельс

–6.
Р.Лаэннек

179.
Что, по мнению швейцарского ученого
Т.Парацельса, делает вещество ядом или

лекарством?

–1.
Степень чистоты рук аптекаря

+2.
Доза

–3.
Посуда, в которой изготовляют и хранят
лекарство

–4.
Форма ступки и пестика

–5.
Химическая несовместимость компонентов

–6.
Химический состав посуды и инструментов

180.
Кем, по мнению швейцарского ученого
Т.Парацельса, не должен быть врач?

–1.
Циником, лириком

+2.
Мучителем, палачом, слугой палача

–3.
Христианином

–4.
Наместником Бога

–5.
Аскетом

–6.
Философом

181.
Определите вклад немецкого врача и
химика Г.Агриколы в развитие медицины,

фармации
и химии

–1.
Описал инфекционные болезни

+2.
Сведения по металлургической химии,
химии минералов

+3.
Предложил меры предупреждения
профессиональных болезней

+4.
Труд «О горном деле и металлургии»

+5.
Способствовал развитию аналитической
химии

–6.
Основоположник нейрохирургии

182.
Какие инфекционные болезни преобладали
в Европе в период Ренессанса? 32

+1.
Натуральная оспа

–2.
Бешенство

+3.
Сифилис

–4.
Синдром хронической усталости

–5.
СПИД

–6.
Хламидиоз

183.
В эпоху Возрождения ученые считали, что
причинами эпидемий являются …

+1.
Землетрясения

+2.
«Миазмы»

+3.
Особое положение звезд

–4.
Вирусы, бактерии

–5.
Воля богов и злых демонов

–6.
Нестерильные инструменты

184.
Кто сформулировал первую научно
обоснованную концепцию распространения

инфекционных
болезней – «учение о контагии»?

–1.
А.Везалий

–2.
Л.Пастер

+3.
Дж.Фракасторо

–4.
Л. да Винчи

–5.
Р.Кох

–6.
Д.Самойлович

185.
Определите вклад итальянского врача,
астронома, философа, физика, поэта,

Дж.Фракасторо
в развитие медицины

–1.
Получил вакцину против бешенства

+2.
Учение о контагии (о распространении
инфекционных болезней)

+3.
Труд «О контагии, контагиозных болезнях
и лечении»

+4.
Ввел термин «инфекция», который означал
«внедрение», «проникновение», «порчу»

+5.
Поэма «Сифилис, или французская болезнь»

–6.
Открыл вирусы

186.
Назовите врача, который предложил
название «инфекционные болезни»

–1.
Дж.Фракасторо

+2.
К.Гуфеланд

–3.
Р.Кох

–4.
Л.Пастер

–5.
А.Везалий

–6.
А.Йерсен

187.
Кто является основоположником «гуманной
хирургии»?

–1.
Н.Склифосовский

–2.
А.Везалий

+3.
А.Паре

–4.
Н.Пирогов

–5.
Д.Ларрей

–6.
Ф.Эрисман

188.
Определите вклад французского хирурга
А.Паре в развитие медицины

+1.
Впервые в Европе организовал акушерское
отделение и акушерскую школу

–2.
Был профессором хирургии Парижского
университета 33

+3.
Новые операции и инструментыв акушерстве

+4.
Основоположник гуманной хирургии

+5.
Сконструировал новые хирургические
инструменты

+6.
Сконструировал новые ортопедические
приборы

189.
В чем заключается сущность «гуманной
хирургии», основоположником которой

является
французский хирург А.Паре?

–1.
Для предупреждения осложнений раны
прижигали раскаленным железом

–2.
За больным ухаживали сестры милосердия

–3.
Для предупреждения осложнений
огнестрельные раны заливали кипящим
маслом

+4.
Для лечения ран использовали чистые
повязки, пропитанные лечебным бальзамом

–5.
Применение наркоза и анестезии для
уменьшения боли

–6.
Больным давался усиленный продуктовый
паек

190.
Назовите ученых эпохи Возрождения,
которые способствовали развитию клиниче-

ского
подхода в медицине

+1.
Дж.Монтано

–2.
К.Гален

–3.
Гиппократ

–4.
Э.Ротердамский

+5.
Г.Бурхааве

–6.
С.Боткин

191.
Назовите основные достижения голландского
врача, химика и ботаника Г.Бурхааве

–1.
Открыл первый в Европе медицинский
факультет при университете и был его
деканом

+2.
Выдвинул постулат о том, что «клинической
называется медицина, которая наблюдает

больных
у их ложа»

+3.
Первым в клинике применил термометр
Фаренгейта

+4.
«Пионер» инструментальных методов
обследования

+5.
Учебник «Элементы химии», в котором
было подробно описаны приготовление и
анализ

растительных,
животных и минеральных препаратов

+6.
Читал лекции по физиологии, патологии,
хирургии, офтальмологии, фармакологии

192.
Назовите основные достижения С.Штокгаузена

+1.
Описал «чахотку рудокопов»

+2.
Описал картину свинцовой колики

–3.
Сконструировал электрокардиограф

–4.
Открыл группы крови

+5.
Рекомендовал рудокопам и литейщикам
ношение повязок, прикрывающих рот и нос
во

время
работы

–6.
Ввел в хирургию наркоз и анестезию

193.
Назовите основные достижения итальянского
врача Б.Рамаццини

–1.
Ввел в медицину перкуссию и аускультацию

+2.
Основоположник профессиональной
патологии и гигиены труда как отрасли
научной ме-

дицины

–3.
Основоположник невропатологии

+4.
Автор труда «О болезнях ремесленников»

–5.
Впервые описал венерические болезни

–6.
Описал клиническую картину вирусного
гепатита

34

194.
Кто является основоположником
профессиональной патологии и гигиены
труда

как
отрасли научной медицины?

+1.
Б.Рамаццини

–2.
А.Везалий

–3.
К.Гален

–4.
Г.Бурхааве

–5.
Ф.Эрисман

–6.
Н.Пирогов

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,673
  • гуманитарные
    33,656
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,059
  • разное
    16,908

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

  • Какой вид репарации позволяет устранить большинство ошибок матричных процессов
  • Какой вид ошибки при бизнес планировании не позволяет скрыть все проблемы
  • Какого правила необходимо придерживаться чтобы избежать ошибок поведения тест
  • Какой вариант содержит ошибку производство уголовного дела прекращено
  • Какого года фильм ошибка резидента