Каковы типичные морфологические ошибки детей какими закономерностями

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей и их причины.

       К грамматическим нормам русского литературного языка относятся морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы— это правила употребления форм разных частей речи (форм рода, числа имени существительного; степени сравнения имени прилагательного; форм глагола и др.).

Синтаксические нормы— это правила использования словосочетания и предложения.

Нарушения грамматических норм русского литературного языка являются речевыми ошибками.

Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.

       Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1) общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2) трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3) запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

4) неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

5) педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

       Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончание существительных множественного числа р.п. (ов), например, не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, например, не львенки, а львята.

3. Употребление несклоняемых имен существительных.

4. Не различают род существительных, особенно средний род.

5. Не умеют ставить ударения при склонении существительных:

— постоянное ударение, его место во всех падежах существительных (ясли);

— подвижное ударение (волк — волков)

— перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).

6. Образование сравнительной степени прилагательного.

— простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже.

— при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.

7. При образовании глагольных форм:

— в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет — скакал);

— спряжение глаголов;

— спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);

— повелительное наклонение (поезжай).

8. Склонение местоимений и числительных.

9. Образование страдательных причастий.

Морфологические и синтаксические стороны детей развиваются одновременно, но синтаксические ошибки устойчивее.

«Помощь по сайту» — нажмите на изображение —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .

                                                                                                                                                                               

Для
самостоятельного словообразования
важно, что­бы дети хорошо понимали
услышанное, поэтому необ­ходимо
развивать речевой слух, обогащать детей
знания­ми и представлениями об
окружающем мире и соответ­ственно
словарем, прежде всего мотивированными
сло­вами (образованными от других), а
также словами всех частей речи, обогащать
смысловую сторону граммати­ческих
средств.

В
процессе словообразования простое
повторение и за­поминание слов
малопродуктивно, ребенок должен узнать
его механизм и научиться им пользоваться.
Следует обра­тить внимание детей на
способ образования слов при по­мощи
суффиксов (учитель

учительница)
или
приставок (ехал

уехал

переехал

выехал);
сформировать
навыки образования слов по аналогии.

В
младшем
дошкольном возрасте
дети
усваивают спосо­бы словообразования
существительных с суффиксами, обозначающими
детенышей животных, посуды; некоторые
способы образования глаголов с
приставками.

Рассматривая,
например, парные
картинки

(кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь
и жеребенок и др.), воспитатель учит
детей образованию названий детенышей
с помощью суффиксов -опок,
-ёнок,
формирует
представ­ление о том, что у кошки
детеныш называется котенок,
у
мышки — мышонок,
у
утки — утенок,
у
медведицы — мед­вежонок,
у
лисы — лисенок.

Можно
поиграть в игру с картинками. Воспитатель
по­казывает картинку и говорит: «У
меня котенок. А у тебя кто?»
Ребенок
отвечает: «А
у меня котята».

В
игре-драматизации «Кто пришел?» детей
учат образо­вывать уменьшительно-ласкательные
названия детенышей животных, употреблять
их наименования в единственном и
множественном числе.

Приходит
котенок, здоровается с детьми.

— Кто
к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его
ласково? (Коте­ночек.)

Появляются
котята.

— Кто
это еще пришел? (Котята.) А как их назвать
ласково? (Ко­тятки.)

— Какой
котеночек? (Маленький, пушистый.)

— А
какие котятки? (Маленькие, пушистые.)

Воспитатель
обобщает: «Это котята.
Они
маленькие, пушистые. Их зовут ласково
котятки.
Котятки
любят свою маму-кошку».

Так
же обыгрываются зайчонок и зайчата. К
зайчатам и котятам при­ходят в гости
утенок и утята. Все они играют, веселятся,
затем уходят.

В
игре «Кто у кого» (у лисы — лисята,
у
ежа — ежата,
у
коровы — телята)
детей
учат употреблять названия жи­вотных
и их детенышей в именительном падеже
единствен­ного и множественного
числа, в игре «Кого не стало» — употреблять
названия животных в родительном падеже
един­ственного и множественного числа
(не стало ежат,
ли­сят, цыплят, щенят).
.

Обучение
образованию названий посуды при помощи
суффиксов проводится аналогично в
играх-драматизациях и дидактических
играх. Возможно создание игровых
ситуа­ций: куклы пришли в гости, сели
пить чай, на столе чай­ная посуда,
сухари — в сухарнице,
сахар
— в сахарнице,
хлеб
— в хлебнице
и
т. д.

В
младшей группе детей также учат
образованию глаго­лов разными
способами.

Образование
глаголов от звукоподражательных слов:

— Кря-кря-кря!
Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)

— Ква-ква-ква!
Кто это? (Лягушка.) Что она делает?
(Квакает.)

— Хрю-хрю-хрю!
Кто это? (Свинка.) Что она делает? (Хрюкает.)

Образование
глаголов при помощи приставок:

ходить
— заходить — уходить — приходить; вошел
— вышел, пришел ушел.

Знакомство
детей со способами образования глаголов
осу­ществляется в дидактических играх
(«Что делают на музы­кальных
инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь
слово»), в играх-драматизациях с игрушками
и в игровых ситуациях.

Напомним,
что дети допускают ошибки в трудных
фор­мах словообразования. Чтобы
предупреждать ошибки, взрос­лому
целесообразно использовать речевой
образец.

В
среднем
дошкольном возрасте
проводится
работа по обучению разным способам
образования слов, относящихся к разным
частям речи.

Детей
учат соотносить названия животных и их
детенышей, употреблять эти названия в
единственном и множественном числе, в
родительном падеже множественного
числа.

Проводятся
те же дидактические игры, что и в младших
группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не
стало», «Магазин игрушек». Содержание
речевого материала в них меняется,
становясь более сложным. Вводятся такие
наименования животных, у которых детеныш
называется по-другому: у лошади —
жеребенок,
у
коровы — теленок,
у
свиньи — поросенок,
у
овцы — ягненок.

Педагог
объясняет, что не у всех детенышей
животных есть имя, их так и называют:
детеныш
жирафа, детеныш обезьяны.

Методика
проведения игр тоже усложняется, дети
уже самостоятельно образовывают названия
детенышей по ана­логии с тем, что уже
знакомо, что было в их опыте. Игры и
упражнения с грамматическим содержанием
эффективны только тогда, когда в их
основе лежат знания ребенка, его
представления об окружающей
действительности, опыт.

Для
формирования грамматических навыков
в средней группе можно использовать
игры-драматизации и дидак­тические
игры с игрушками. Если же нужных игрушек
не окажется (ежиха и ежата, медведица и
медвежата), целесо­образно использовать
фланелеграф или теневой театр. Фи­гурки
животных для них могут изготовить
воспитатели.

Приведем
пример драматизации.

— Однажды
осенью я пошла в лес. Было тепло, солнечно.
Я присела на пенек и вдруг вижу: на
полянке появилась большая кто? (Ежиха.)
А вслед за ней маленькие колючие шарики
катятся. Кто это? … Да, пра­вильно, это
ежата. Маленькие ежики. Что стали делать
… (ежата)? Что же они делают? (Ежата
играют.) Стали … (ежата) играть, кувыркаться.
Но­сиками сопят. А потом … (ежата)
решили
испугать маму и спрятались
за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет?
(Ежиха.) Никак не может найти мама-ежиха
своих … (ежат). Ежата сами прибежали к
ней.
Пошли они домой друг за другом. Впереди
кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? (Ежа­та.)
Сначала один …
(ежик),
затем второй … (ежик).

Сначала
не стало видно кого? (ежихи), а потом
первого … (ежика) и, наконец, не стало
второго … (ежика). Не стало ни … (ежихи),
ни ее … (ежат или ежиков).

А
я встала с пенька и тоже пошла домой
вслед за ежихой с ежатами.

В
средней группе проводятся занятия по
формированию навыка образования названий
посуды суффиксальным спо­собом. Детям
на примерах показывают, что одинаковые
значения бывают выражены разными
морфологическими средствами: есть слова
с суффиксом -ниц
(сухарница, хлебни­ца),
но
есть и другие, которые тоже обозначают
посуду, но звучат не так — солонка,
масленка
(суффиксы
-онк,
-ёнк), чайник, кофейник

суффиксом -ник).

Проиллюстрируем
примерами.

Перед
драматизацией «В гостях у куклы»
создается игровая ситуация. Воспитатель
говорит:

— К
Маше придут в гости подружки, а она не
знает, во что положить хлеб, конфеты,
сахар. Давайте подумаем вместе и поможем
ей. Есть спе­циальная посуда. Как она
называется?

— Для
хлеба есть что? (Хлебница.)

— Значит,
Маша положит хлеб во что? (В хлебницу.)
(Слово повторяется хором.)

• — Как
называется посуда для конфет? (Конфетница.)

— Куда
Маша положит конфеты? (В конфетницу.)

С
целью закрепления навыка образования
наименований посуды подходит игра в
магазин, где продается посуда. В магазине
продается посуда. Воспитатель и дети
рассматривают посуду.

— Хлебница.
Для чего она? (Для хлеба.) Дети видят
новый предмет.

— А
это что?

Продавец
отвечает, что это посуда для сухарей.

— Как
она называется? Для хлеба — хлебница,
для
сахара — сахарни­ца.
А
для сухарей …

— Сухарница,
— отвечают дети, самостоятельно образуя
форму по аналогии. И т. п.

На
этом возрастном этапе особое внимание
уделяется образованию разных форм
глаголов, спряжению глаголов по
лицам
и числам.

Продолжается
работа по образованию звукоподражатель­ных
глаголов (ворона
каркает, кошка мяукает, петух кукаре­кает,
воробей

чик-чирик
— чирикает).
Детей
обучают спосо­бам отыменного образования
глаголов (мыло

мылит,
крас­ка

красит,
учитель

учит,
строитель

строит).

В
старшем
дошкольном
возрасте
программе
рекомендует знакомить детей
с ТИПИЧНЫМИ
способами словообразова­ния.

Прежде
всего закрепляют полученные на
предыдущих
возрастных
этапах такие грамматические
навыки, как навы­ки образования
наименований посуды и детенышей живот­ных
и птиц с ПОМОЩЬЮ суффиксов
(грачонок
— грачата, снегирь — снегирята-
одни
и много, НО
один
птенчик — ласточка,
синичка,
МНОго-
ласточки,
синички).

Здесь
уместны задания на объяснения значения
слов:

«О
чем говорит слово воробьишко?
(Детеныш
воробья, ма­ленький, шаловливый,
а
воробей большой.)

В
основном при этом используются словесные
игры и уп­ражнения: «Магазин», «Зоопарк»,
«Угадай, чего не стало».

Закрепление
наименований детенышей может
осуще­ствляться в процессе рассматривания
картин из серии «Ди­кие и домашние
животные» (корова с теленком, лошадь с
жеребенком и др.).

Более
сложная задача — образование названий
профес­сий от разных частей речи с
помощью суффиксов, приста­вок и других
средств. Ребенок учится вычленять части
слова (приставки, корни, суффиксы,
окончания), осмысливать их, оперировать
ими.

Чтобы
уточнить, какие профессии знают дети,
можно провести игру «Знаешь ли ты
профессии?» (упражнение в образовании
существительных, обозначающих лиц по
про­фессии). ‘

Все
вокруг нас трудятся. Часто название
профессии (кем работает человек) очень
похоже на его дела или его инструменты,
машины: детей учит учитель,
работает
на кране крановщик.
Если
вам скажут, что делает человек, вы можете
правильно назвать его профессию.

Чинит
часы… (часовщик).

Дома
строит… (строитель).

Чинит
сапоги… (сапожник).

Проверяет
билеты… (билетер).

Работает
в библиотеке … (библиотекарь). И т. д.

В
игре «Кто он такой?» дети учатся
образовывать суще­ствительное от
глагола.

Образец:
если он за всех заступается, он заступник.
Он много работает. Он … (работник). А
когда часто дерется. Он … (драчун).
Много-много говорит. Он … (говорун). И
т. д.

В
игре «И я тоже» дети образуют с помощью
суффиксов
существительные
женского рода.

Он
летчик — я тоже … (летчица). Он плясун
— я тоже … (плясунья). Он умник — я тоже
… (умница). И т. д.

Детей
учат подбирать однокоренные слова
(«слова-род­ственники») {береза,
березовый, подберезовик; лист, листвен­ный,
листопад).
«Слова-родственники»
должны иметь по­хожую часть и быть
связаны по смыслу.

Одна
из задач — научить детей разным способам
обра­зования степеней сравнения
прилагательных. Сравнитель­ная степень
образуется при помощи суффиксов -ее-
(-ей),
-е-,
-те-
(синтетический
способ) и при помощи слов более
или
менее
(аналитическим
способом): чистый
— чище

более
чистый.

Превосходная
степень образуется путем прибавления
к основе прилагательного суффиксов
-ейш-,
-айш-
(синтети­ческий
способ) (высочайший,
умнейший)
и
при помощи вспомогательных слов самый
и
наиболее
(аналитический
способ) (самый
высокий, наиболее правильный).

Целесообразно
проводить небольшие по продолжитель­ности
упражнения (5 — 6 мин):

на
образование прилагательных от основ
существительных:

Какое
варенье из малины? (Малиновое.) … из
клубники? (Клубничное.) … из смородины?
(Смородиновое);

на
употребление суффиксов существительных
мужского и женского рода:

Занимается
спортом… (спортсмен). Играет в футбол
… (футболист). Катается на лыжах …
(лыжник). Катается на велосипеде …
(велосипедист). Хорошо прыгает… (прыгун);

на
образование притяжательных прилагательных
(зна­чение принадлежности):

В
доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом
доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий.)
В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом?
(Поросячий.) Дружно в доме крякают утки.
Чей дом? (Утиный.)

Учитывая
растущее у ребенка осознание особенностей
своей и чужой речи, особую чувствительность
к языку, сле­дует шире использовать
вопросы проблемного характера.

Мясорубка.
Для чего она нужна? Почему ее так назвали?
(Рубит мясо.) Соковыжималка. Для чего
она нужна? Почему ее так назвали?
(Вы­жимает сок.)

Вопросы

1.
Раскройте содержание понятия «формирование
грамматического строя речи».

2.
Какие задачи стоят перед воспитателем
в области формирования
грамматической правильности речи детей?

3.
Что называют грамматическим значением
слова?

4.
Каковы типичные морфологические ошибки
детей? Какими законо­мерностями
усвоения морфологической стороны речи
они объясняются?

5.
Назовите основные направления и задачи
работы по формирова­нию грамматического
строя речи.

6.
Как исправлять грамматические ошибки
детей?

7.
Раскройте последовательность работы
по формированию синтакси­ческой
стороны речи у детей.

8.
С какими способами словообразования
знакомят детей в детском саду?

Обновлено: 22.06.2023

Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамматического строя речи.

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картинок, когда дети называют их форму, цвет, величину.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении (повторение детьми слова вслед за взрослым с выделением голосом окончания). Таким образом будет формироваться умение ориентироваться на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи.

Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т.е. контекстностью.

Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).

С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета

При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них.

3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.

В морфологии.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

В синтаксисе.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Вопросы:

2. Какие задачи стоят перед воспитателем в области формирования грамматической правильности речи детей?

3. Каковы типичные морфологические ошибки детей? Какими закономерностями усвоения морфологической стороны речи они объясняются?

4. Назовите основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде, и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении (повторение детьми слова вслед за взрослым с выделением голосом окончания). Таким образом будет формироваться умение ориентироваться на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляют ошибку, главным образом, путем повторения правильного слова.

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего еще не усвоенные нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использование разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней группе игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласовании в роде, числе и падеже.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята,и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.

Тема 5.6. Методика формирования способов словообразования

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -цк-.

Содержание второго этапа логопедической работы
Существительные
Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -онък-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк-(пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,-ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы
Существительные Образование названий профессий.
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-,-ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

Методика формирования морфологической стороны речи

Младший дошкольный возраст.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде, и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении (повторение детьми слова вслед за взрослым с выделением голосом окончания). Таким образом будет формироваться умение ориентироваться на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляют ошибку, главным образом, путем повторения правильного слова.

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего еще не усвоенные нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использование разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней группе игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласовании в роде, числе и падеже.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята,и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.

Тема 5.6. Методика формирования способов словообразования

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -цк-.

Содержание второго этапа логопедической работы
Существительные
Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -онък-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк-(пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,-ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы
Существительные Образование названий профессий.
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-,-ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика формирования морфологической стороны речи младшего и среднего дошкольного возраста.

К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы в данном возрастном периоде заключается в следующем: сначала идет обучение изменению слов по падежам, а затем -согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, за, на, под, около) и глаголов

Обучением этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр — драматизаций.

Формирование грамматических умений и навыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря. Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей: заяц — зайчата; лиса — лисята; волк — волчата.

При построении упражнений надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.

Занятия в младших группах дошкольных учреждений, в большей части, проводятся с игрушками. Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения(сидит, лежит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества — цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка — одна, котят — много). В процессе этих изменений ребёнку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

Предлагается ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния взаимоотношения, расположение.

В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного, кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам.

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину.

В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён.

Морфологическая сторона речи — одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.

Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх.

Младший дошкольный возраст.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамматического строя речи.

Воспитатель определяет, какая программная задача является основной: если обучение грамматике, то словарная задача решается параллельно, и наоборот. Так, при закреплении наименований животных и их детенышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей: заяц – зайчата, лиса – лисята, волк – волчата,

Читайте также:

      

  • Брязгун а ф сборник сценариев для детского сада сказка в гости к нам пришла
  •   

  • Производство стали сущность процесса кратко
  •   

  • Режим работы гпд в начальной школе по фгос санпин
  •   

  • Программы для создания текстовых документов в школе и дома информатика 7 класс
  •   

  • Государственное управление в области здравоохранения кратко

  • Каковы причины мотивации ваших прогулов определите ошибку
  • Каковы причины возникновения синтаксических ошибок
  • Какое упражнение позволяет исправить ошибку наклон туловища вперед при отталкивании
  • Какое словосочетание построено неправильно запишите его исправив ошибку удостоен награды
  • Какое слово не является однокоренным к слову ошибка