Какую ошибку совершил раскольников при убийстве

Ир

Ирина

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения… ”. Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Замысел и мотив убийства

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Роковой день

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Жизнь после убийства

Теория терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на исцеление.

В нашей статье сделан подробный анализ убийства Раскольниковым старухи, его мотивы и последствия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

  • Дарья Сметанина

    12/16

  • Бешто Телиев

    15/16

  • Алексей Шабалин

    13/16

  • Assol Martynenkova

    15/16

  • Лариса Подоплелова

    13/16

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

На чтение 6 мин. Опубликовано 20.04.2020 Обновлено 20.04.2020

В качестве одного из ключевых, идейно значимых в романе «Преступление и наказание», анализ эпизода убийства старухи-процентщицы очень важен для понимания смыслового наполнения произведения в целом. Для первой части отрывок является кульминационным, для всего романа — сюжетной завязкой. В эпизоде описывается не только глубочайшее духовное падение героя, но и через художественно-структурные элементы передается позиция автора, его отношение к мотивам действий Раскольникова.

Содержание

  1. Предпосылки совершения преступления
  2. Теория Раскольникова
  3. Подготовка к преступлению и внутреннее состояние героя
  4. Анализ эпизода убийства, позиция героя и автора

Предпосылки совершения преступления

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Теория Раскольникова

Со следователем Порфирием Петровичем Родион Раскольников

О действительных мотивах преступления читатель узнает уже после убийства, из разговора героя со следователем Порфирием Петровичем. Родион Раскольников озвучивает мысль, которая будет лейтмотивом проходить через всю идейную и сюжетную канву романа:

  • есть люди обыкновенные, расходный материал;
  • и люди выдающиеся, чья воля, ум и, главное, стремление к высшему благу для всех дают им исключительное право преступать все законы: моральные, религиозные и человеческие.

Люди обыкновенные живут только для биологической функции — плодиться, люди же высшего разряда двигают вперед все сферы человеческой жизни и посему наделены правом определять для себя сами границы дозволенного.

Подготовка к преступлению и внутреннее состояние героя

Когда Раскольников начинает готовиться к убийству, его останавливают не сомнения в своей теории, а инстинктивный страх перед умерщвлением живого существа. В этом плане значимым является первый сон героя, в котором он видит убийство лошади. Его чувства подсказывают, что это зло независимо от обстоятельств.

Подготовка Раскольникова к убийству

Подготовка Раскольникова к преступлению выглядит внешне продуманной и спокойной — он пришивает петлю к изнанке пальто, заранее готовит фальшивый заклад. Однако его спокойствие рушится, как только он не обнаруживает топора на привычном месте, что косвенно показывает, как трудно ему покушаться на жизнь человека и сколько внутренних терзаний он испытывает.

Анализ эпизода убийства, позиция героя и автора

Убийство старухи в таком контексте отвечает на важный для читателя вопрос о том, что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы:

  • во-первых, пытается утвердиться в своем праве на исключительность, избранность;
  • во-вторых, хочет совершить благое дело для людей, избавив его от такого общественного паразита, как эта процентщица.

Однако автор посредством сюжетных поворотов дает понять читателю, что герой заблуждается в своей теории. Сначала некстати возвращается Лизавета, которую Раскольников не собирался убивать, потом его под угрозу разоблачения ставит случайный посетитель старухи.

Раскольников планирует убийство процентщицы

Планируя убийство, Раскольников приходит к выводу, что многие преступники выдавали себя из-за того, что действовали в помрачении рассудка, теряя волю и способность рассуждать. Главный герой уверен, что ему это не грозит, так как на преступление его толкает высшая идея, а не низменные мотивы обогащения.

В отрывке, описывающем убийство, автор использует слова «сумасшествие», «нелепость», «отчаяние», «безобразие», сам герой спрашивает себя «С ума я, что ли, сошел?». Грабя старуху, Раскольников демонстрирует растерянность и помрачение ума — он по несколько раз вставляет неподходящий ключ в скважину, никак не может сорвать с тела убитой кошелек. Комод, из которого он планировал вынести ценности, так и не открывает. Таким образом, герой демонстрирует именно ту потерю воли, какой намеревался избежать благодаря своей исключительности.

Старуха, хоть и показана как персонаж абсолютно отрицательный, описывается как обычная бабушка. Читатель в самом начале романа узнает, как ее зовут, описана ее заурядная внешность — тощая намасленная косичка, морщинистая шея, маленький рост, и благодаря этому персонаж воспринимается как живой человек, а не воплощение абсолютного зла.

Вся сцена пронизана ощущением безумия, ирреальности и неправильности происходящего. Торжества высшего существа Раскольников не ощущает, нет хладнокровия, нет четкого следования плану. Мало того, о своей идее он и не вспоминает в сцене убийства. Примечательно, что Раскольников бьет старуху обухом топора, а не острием, лезвие направлено на него во время совершения преступления, что символично — Раскольников убивает себя внутренне, о чем он и говорит Соне, когда впервые признается в убийстве, восклицает, что он себя убил, а не процентщицу.

Убийство Лизаветы

Отдельно стоит сказать об убийстве Лизаветы. Она изначально описывается как доброе и кроткое существо, об этом говорят и случайные прохожие в торговых рядах, встреченные Раскольниковым. Ее убийство похоже на заклание жертвенного агнца: женщина даже не закрыла себя рукой, защищаясь от топора, безропотно приняла свою долю. Устранение Лизаветы как случайной жертвы перечеркивает теорию Раскольникова и утверждает недопустимость какого бы то ни было убийства.

Анализ эпизода убийства подтверждает две мысли. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный. Для него это тест, проверка своих способностей. И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя.

О несостоятельности теории главного героя говорит и то, что награбленное им так и не используется, убийца прячет все под камнем и ни на какое благое дело не использует.

Кроме того, сцена преступления в романе показана как грязное дело: детально описывается убитая, то, как преступник отмывает топор и сапоги от крови. Несмотря на предосторожности, кровь остается на изнаночной стороне его пальто, это символично показывает, что убийство запятнало душу Раскольникова и оставило на нем неизгладимый след.

Основа всего романа «Преступление и наказание» заключатся в «преступлении», а именно в убийстве. Этот момент в произведении играет ключевую роль, ведь именно он «включает» основную цепочку действий, поэтому достаточно важно правильно сделать анализ этого эпизода. Убийство Раскольниковым старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже идёт основное действие с тем самым «наказанием».

Оглавление:

  • Идеи Родиона
  • Кого убил Раскольников
  • День убийства

Достоевский

Античеловечная теория

В основе преступления лежит теория Родиона Раскольникова о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Именно эта идея в голове героя привела его к жестокому убийству и, как следствие, наказанию за содеянное. Саму теорию воспринимает и одобряет «тёмная сторона» персонажа, которая презирает слабых людей и восхищается такими, как Наполеон. Светлая же пытается бороться с заблуждениями разума и привести к искуплению, к примеру, при помощи снов, которые достаточно важны в романе.

Преступление и наказание

Идеи Родиона

Сама теория направлена на выявление в обществе якобы слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых, которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

То, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы, лучшим образом демонстрирует, на что способны спровоцировать человека заблуждения его разума. Родион был готов совершать страшнейшие поступки ради теории и собственного эгоизма:

Раскольников Преступление и наказание

  • Герой принёс бабку и её сестру, как он считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал это исключительно для себя самого.
  • Никакого альтруизма в теории Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.
  • Теория с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
  • Человеческая жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения, хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь, и никто не может её у него забирать.

Кого убил Раскольников

Может показаться, что рассуждение на тему, кого же убил Раскольников, немного нелепо, ведь понятно же, что старушку и её сестру, однако не всё так просто. Само убийство лишь начало цепочки событий, ведущих к гибелям ни в чём не виновных людей. Можно сказать, что этих двух Родион убил собственноручно, но есть и другие жертвы:

Убийство старухи Преступление и наказание

  • Старуха-процентщица. Единственная «запланированная» жертва героя, которую он зарубил топором якобы, чтобы помочь семье, забрав у неё свой заклад и деньги.
  • Сестра бабки, Лизавета. Становится случайным свидетелем убийства, за что Родион её убивает, хотя изначально не планировал этого делать. Возможно, именно её смерть сильно подкосила героя и запустила процесс развенчивания всей теории.
  • Ребёнок Лизаветы. Существуют мнения и версии, что сестра процентщицы была беременна, поэтому, убив девушку, Раскольников, возможно, ещё и убил нерожденного младенца.
  • Мать героя, Пульхерия Раскольникова. Не выдержав наказания сына, скончалась. Таким образом, можно понять, что сам Родион довёл мать до смерти своими действиями, поэтому его также можно назвать её убийцей.
  • Сам Родион. Убив старуху, Раскольников полностью переменился и в конце даже в каком-то роде переродился. Получается, что он убил «старого» себя или же свою «тёмную» личность. Это доказывают слова самого персонажа: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!».

Действия Родиона в сцене с убийством старухи запустили основной механизм всего произведения. Преступление дало старт наказанию, которое, в первую очередь, сам Раскольников создавал для себя.

Он начал активную борьбу с самим собой и пришёл к искуплению, на пути к которому ему сильнейшим образом помогла Соня Мармеладова и немаловажную роль сыграли Порфирий Петрович и Аркадий Свидригайлов.

Еще примеры сочинений по роману «Преступление и наказание»:

  • Характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»
  • Сны в романе «Преступление и наказание» Достоевского
  • Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»
  • Характеристика главных героев «Преступление и наказание»
  • Характеристика семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»
  • Смысл фразы Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею»
  • Почему Раскольников страдает и терзается после совершения преступления
  • Образ Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского
  • Добро и зло в «Преступлении и наказании»: ошибка Раскольникова
  • Характеристика матери Раскольникова Пульхерии Александровны
  • Доброта и великодушие Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания»

День убийства

«Преступник всегда возвращается на место преступления» — с подобными мыслями Раскольников приступал к замыслу убить; он с самого начала считал себя лучше и умнее остальных, мол, он-то точно не «попадётся» и сделает всё чисто. Родион тщательно продумывал своё преступление и днём и ночью. Он будто бы готовился к этому всю свою жизнь и начал свою подготовку с простого «подслушать разговор», а закончил добычей топора и психологическим настроем на убийство живого человека.

День убийства

Нельзя сказать, что герой равнодушно относился к убийству и проводил свою подготовку бесчувственно и хладнокровно. Он боялся, его разрывало на части от неопределённости, от страха: перед жертвой, перед законом и, конечно, перед самим собой и своими убеждениями; он боялся, что не сможет оправдать собственных ожиданий, что он та самая никчёмная «вошь» якобы недостойная жизни. Отрывки его мыслей постоянно путались, сбивали с толку, собирались и разлетались снова, но всё равно не переставали толкать его к роковому дню — дню убийства никому не нужной старухи.

Сколько бы Родион ни старался оттягивать этот момент, ему, так или иначе, пришлось бы убить, так как он бы себе не простил такую «трусость». И вот, в 7 главе первой части романа Раскольников убивает старуху-процентщицу.

Накануне герою снится сон о забитой насмерть кляче. Этот сон — не что иное, как крик человеческой природы и души самого Раскольникова против безжалостного убийства. И он почти срабатывает, Родиона подкашивает это видение, ему становится ещё страшнее убить, но он продолжает идти вслед за своей теорией.

Описание самого убийства ничего нового не принесёт, всё уже сказано самим Достоевским непосредственно в романе.

Куда важнее, что же происходило с героем после преступления, того самого, к которому Раскольников будто бы всю сознательную жизнь ежедневно готовился.

Итог всех убеждений

Итог всех убеждений

Убийство не приносит Родиону желаемого результата, он не просто «неудовлетворён», а оказывается в тяжелейшем положении; к нему постепенно приходит осознание содеянного, он начинает понимать, какой же ужас был в его голове и что он натворил в итоге.

Убийством старухи-процентщицы Раскольников хотел доказать, что он в его непоколебимо верной теории относится к лагерю «вышестоящих», однако само убийство не только показывает ему, что он не «право имеющий», но и уничтожает его теорию в пух и прах.

Родиону нужно много времени, чтобы полностью «переварить» и принять случившееся, годы каторги ему в этом как раз прекрасно помогут.

Ошибка Раскольникова может быть в плохой подготовке преступления, в убийстве старухи, хотя можно было бы ограбить без убийства, или в самом факте преступления? Ведь убил он существо, вредное для общества.

Вся деятельность Раскольникова и есть ошибка. Практически он выдумал модную теорию о том, что мир с самого своего начала делится на людей первого сорта и людей-рабов. Да, это и есть основа любой фашистской теории. Ошибка Раскольникова и в его гордыне, в его неумении приноровиться к новым условиям. И потом, фактически Раскольников — страшный згоцентрик, он даже презирает своего друга Разумихина, который фактически спасает ему жизнь, он вечно отталкивает его от себя, отталкивает мать свою и сестру, да, ты убил человека, но найди в себе силы улыбаться матери, сестре, которые готовы для тебя отдать жизнь, и ты знаешь об этом.А Соня Мармеладова тоже ему нужна, как нянька, так зачем было ему таскать с собой Сонечку в Сибирь?. А представьте, у Сони стресс, она была проституткой, но вот Раскольников прощает ей, и она должна вечно служить ему, барину. И потом, я не думаю, что выйдя из тюрьмы, он очистится от своего эгоцентризма, он просто станет ещё большим циником.Ведь на его совести не только смерть старухи-процентщицы и Лизаветы,Ю но и собственной матери…Я не знаю как и чем он исправит столько ошибок?

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

ЛИСА-НАСА
[227K]

8 лет назад 

На мой взгляд ошибка Родиона Раскольникова в его неправильной изначально философии. Вместо того, чтобы подумать как заработать деньги, он планировал убийство и совершил его. На мой взгляд убийство может быть оправдано только, в случае когда другого выхода нет и человек погибнет если не убьет того кто пытается убить его.

Начит­анный Даг
[9.8K]

6 лет назад 

Ошибка Радиона Раскольникова заключается в том что он стал убийцев, один этот факт все и объясняет и ничем не оправдывается. Также как и в этом произведении Достоевского так и в жизни, нужно стараться не переходить на крайности, а любой конфликт решать с помощью других всевозможных методов.

Знаете ответ?

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский описывает жизнь бедного студента, в голове которого возникла теория о распределении людей на обыкновенных и необыкновенных. Пытаясь доказать себе, что он не относится к «тварям дрожащим», Раскольников убивает старуху-процентщицу, что подвергает его душевным мукам вплоть до конца произведения. Где Родион совершил основные ошибки и совершил ли их вообще, герои романа, сам Раскольников и Достоевский считают по-разному.

Раскольников думал о том, что само убийство может стать огромной ошибкой еще незадолго до его совершения. Об этом говорят его сновидения, внутренние терзания и сомнения. Но все же он решился на этот шаг и тогда понял, насколько необдуманным оказался алгоритм его действий. Раскольников проспал время, которое планировал для убийства, не запер за собой дверь у процентщицы дома, не просчитал схему возвращения в свою каморку. Все-таки сумев остаться незамеченным, он дошел до места проживания и сильно заболел. Его поведение в нездоровом состоянии тоже могло его выдать, но это заметил только следователь Порфирий Петрович. Прямых доказательств его виновности в преступлении не было, поэтому юридическое наказание последовало только после его личного признания, но куда более серьезным ударом для Раскольникова стало разрушение его теории. Он считал совершенное убийство основной ошибкой не потому, что лишил жизни человека, нарушил закон, подверг опасности других, а из-за осознания того, что он не смог переступить через себя. Раскольников полностью отделился от мира и перестал чувствовать себя человеком, говоря, что в тот решающий для него день он убил самого себя: «Черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!». Это и есть главная, по его мнению, допущенная им ошибка.

Со стороны Сони и Дуни можно услышать мысль о том, что никакое дело не стоит человеческой крови. Обе девушки ради чужого счастья готовы были жертвовать собой, в отличие от Раскольникова, который жертвовал только другими. Поэтому Соня и Дуня также считают убийство старухи ошибкой Родиона, но с другого угла зрения. Если Раскольников не может принять факт того, что его теория потерпела крах и он такой же обычный человек, как и все, то девушки рассуждают с духовной позиции. Они считают убийство великим грехом и не могут понять мысли Раскольникова на счет правоты его поступка: «Убивать? Убивать-то право имеете?». Соня же, сама являясь преступницей, приняла ситуацию, как есть, и теперь главной ошибкой Родиона считает его нежелание покаяться в содеянном. Искренне веря в Бога, Мармеладова пытается направить Раскольникова на верный путь, ведь только покаяние может искупить все грехи человека. Она понимает, что сделанного не воротишь, но спасение обрести возможно всегда: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Но главный герой долгое время отказывается это признавать, что Соня и считает его основной ошибкой.

Достоевский над этой темой размышляет гораздо глубже. Главная проблема, сбившая с толку Раскольникова, заключается в самой теории студента. Она и сподвигла его на убийство старухи. Другого способа ее проверить у Родиона не было, поэтому преступление несомненно стало важным шагом для главного героя на пути самопознания. Таким образом, выдвинув свою теорию, Раскольников потерял покой мыслей насчет своего уровня среди остальных людей, а следом за ним и законы морали. В данном случае Родиону было просто необходимо пройти через все, что в итоге ему пришлось пережить, начиная с задумки убийства процентщицы и заканчивая каторгой, ведь именно там и произошло его духовное перерождение: «История постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Если бы в сюжете романа что-нибудь поменялось, пусть был бы даже резкий отказ от преступления, Раскольников бы навсегда остался верен своей теории, которая, возможно, привела бы его к смерти, как это случилось со Свидригайловым. Поэтому из этих рассуждений можно сделать вывод, что с точки зрения автора никаких ошибок Родионом допущено не было.

По мнению героев романа Достоевского «Преступление и наказание», основной ошибкой Раскольникова было его убийство и отказ от покаяния в содеянном. Но сам Федор Михайлович в эпилоге показывает результат всего произошедшего в произведении, что оказалось неотъемлемой частью пути главного героя к духовому перерождению. Это и доказывает то, что в итоге Родион никаких ошибок не допустил.

Ир

Ирина

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения… ”. Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

  • Какую ошибку совершил пьер безухов
  • Какую ошибку совершил печорин
  • Какую ошибку совершил печорин
  • Какую ошибку совершает водитель выезжающий во двор
  • Какую ошибку совершил онегин