Классификация причин ошибок человека

1.1. Понятие ошибки и несчастного случая

Причиной большого числа несчастных случаев на производстве является так называемый «человеческий фактор». На рабочем месте человек в силу многих обстоятельств может отвлечься, выполнить не нужное действие или, напротив, не выполнить необходимого действия. Согласно статистическим данным, основной причиной аварийных ситуаций на транспорте, в том числе на железнодорожном, являются именно ошибки человека (от 40 до 80 % аварийных ситуаций). В современной психофизиологии труда большое внимание уделяется выяснению причин ошибок человека, в частности психологической и физиологической составляющей ошибочных действий человека.

Что такое ошибка? Случайность? Неудача? Нарушение? В словаре Даля говорится, что слово «ошибка» происходит от старинного русского слова «обшибать», т. е. что-то сбивать, скалывать ударом. В современном языке ошибка — это результат действия, совершенного неправильно, неточно, вопреки правилам. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному. Понятие «ошибка» относится в основном к действиям человека, однако его используют и применительно к технике — ошибка приборов и т. д. Понятие «ошибка» в деятельности человека или в работе прибора должно всегда соотноситься с другим понятием — «погрешность». В реальном процессе управления в принципе не возможно абсолютно точно выдерживать заданные параметры, да в этом и нет практической необходимости. Поэтому любые отклонения регулируемых параметров в пределах дозволенного коридора следует называть погрешностью управления. Если оператор допускает отклонение значений за пределы ограничений, то это уже следует классифицировать как ошибку.
Для определения понятия «ошибка» с психологической точки зрения очень важно оценить соотношение сознательного и бессознательного в действиях человека. Контроль человека за своим действием — это одна из важнейших функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается, т. е. сознательный контроль со стороны человека ведётся не подряд за всем процессом, а в наиболее сложных местах, в остальных случаях ведётся автоматический, бессознательный контроль. Двигательный автоматизм — это отличительная черта любого труда. Он контролирует основную часть трудового процесса в устойчивых, неизменных условиях труда, когда нет признаков опасностей или сложностей. В меняющихся условиях труда большое значение приобретают мыслительные процессы, а двигательный автоматизм отступает назад. В напряжённых, крайних ситуациях наступает деавтоматизация контроля, существенную роль начинают играть действия оператора. Учитывая всё выше сказанное, об ошибке оператора можно говорить только в тех случаях, когда он совершил сознательное действие. Ещё один важный момент при определении понятия «ошибки» — это временной момент. Ошибочное действие всегда в прошлом, т. е. оно свершившийся факт. Пока идёт действие, нельзя говорить об ошибке. Ошибку можно констатировать, когда получен окончательный (скорее всего негативный) результат.
Обобщая всё выше сказанное, можно дать следующее определение ошибки человека-оператора:
Ошибка — это такое сознательное действие или бездействие, которое привело к отклонению управляемых параметров за допустимые пределы или которое запрещено правилом.
При выявлении психологических причин ошибок человека следует выделить три аспекта, каждый из которых может стать причиной ошибки человека, несчастного случая или аварийной ситуации:
1) влияние индивидуальных качеств человека на возникновение у него ошибок;
2) влияние текущего психического состояния человека на ошибки;
3) влияние процессов, протекающих при его деятельности на возникновение ошибок.
При изучении психологических причин ошибок человека следует говорить только о тех ошибках, которые привели или могли привести к несчастному случаю, аварийной ситуации, т. е. имели высокую значимость для человека.
Несчастный случай — это травма, которая произошла на производстве в результате неожиданно возникшего непреднамеренного внешнего воздействия.
Для определения несчастного случая важно учитывать три основных момента:
1) несчастный случай происходит неожиданно;
2) в качестве причины несчастного случая выступают неправильные поступки людей, например ошибки внимания (т. е. прямо или косвенно несчастные случаи связаны с психическими процессами); 3) несчастные случаи происходят чаще всего тогда, когда функции контроля со стороны сознания временно отсутствуют или ослаблены из-за неожиданного воздействия внешнего раздражителя (например, работающего неожиданно резко окликнули). Таким образом, несчастный случай является следствием сочетания случайного и необходимого.
Для выяснения причин возникновения несчастного случая необходимо установить зависимость, которая существует между источниками опасности и подверженностью опасности, проявляющейся в ошибках человека. Все источники опасности можно разделить на две большие группы: потенциальные опасности (нейтральные сами по себе предметы и явления, которые могут стать причиной несчастного случае только в результате ненормального поведения человека, например, в результате утомления) и явные опасности (одинаково опасные для каждого человека предметы и явления, например высокое напряжение).
Подверженность опасности — взаимное влияние личного и вещественного факторов, которое создаёт возможность несчастного случая. Для кого и когда данный предмет станет причиной несчастного случая и вообще для кого, когда и какой предмет может считаться источником опасности — зависит от личности работника, от специфики его поведения, от субъективного психического состояния человека.

1.2. Классификация ошибок

В самом общем виде ошибки человека-оператора можно разделить на две категории:
1) систематические — возникают под влиянием постоянно и одинаково действующих факторов и обычно неоднократно повторяются (например, нарушение в отсчёте делений индикаторных приборов);
2) случайные — возникают под влиянием нестабильно действующих факторов, появление которых трудно предсказать (например, изменение физического или психического состояния оператора, помехи окружающей среды). От случайных ошибок не застрахован ни один человек.
С точки зрения психологии безопасности все ошибки, связанные с психическими процессами, можно разделить следующим образом:
Ошибки восприятия, человек не успел обнаружить, не узнал и т. д.
Ошибки памяти: забыл, не вспомнил и т. д.
Ошибки внимания: не сумел сосредоточиться, переключиться, быстро устал.
Ошибки мышления: не понял, не проанализировал, не обобщил и т. д.
Одна из самых известных классификаций ошибок человека- оператора разработана американскими исследователями Дж. Джонсом и П. Фиттсом. Они изучали работу лётных экипажей и выделили 6 категорий ошибок операторов:
1. Ошибки подмены — вместо требуемого управляющего действия выполняется другое действие или оператор вообще не совершает никакого действия. Это самая распространённая и многочисленная категория ошибок (до 50 % от общего числа). Такие ошибки связаны с недостатком восприятия приборной информации или с плохим её представлением оператору.
2. Ошибки в осуществлении управляющих действий. Это неправильные, слишком быстрые или слишком медленные действия (до 18 % от общего числа ошибок).
3. Ошибки памяти (до 18 %). Это забывание выполнить необходимое действие или проверить выполнение. 4. Ошибки перепутывания направления движения (так называемые ошибки реверса). Органы управления переставляются в обратном направлении по отношению к требуемому (до 6 %).
5. Ошибки внимания. Они проявляются как в сфере восприятия сигналов (в виде их не обнаружения), так и в сфере управляющих действий (около 5 % от общего числа ошибок).
6. Ошибки из-за неспособности выполнить действие по причине растерянности, испуга, оцепенения (около 3 %).
Все эти категории ошибок являются наиболее типичными и с ними связано до 90 % всех несчастных случаев и происшествий. По мнению американских психологов, основная причина таких ошибок в плохой инженерно- психологической согласованности средств индикации и органов управления с психофизиологическими особенностями человека. По мнению Фиттса, наибольшее количество ошибок связано с приборами, стрелка которых делает несколько оборотов. Человек не в состоянии понять, что показывает прибор, поскольку просто не успевает сосчитать обороты стрелок. Большой процент ошибок связан также с неправильной интерпретацией зрительных, звуковых сигналов (из-за помех, малой чёткости). Много ошибок возникает из-за использования неработающего прибора. Если оператор привык, что прибор работает надёжно, то он считывает с него информацию автоматически, а на самом деле этот процесс должен быть сознательным. После проведённых исследований американские учёные сделали вывод о том, что создание более совершенной с точки зрения психологии техники является одной из основных задач обеспечения безопасного и безошибочного труда.
Кроме того, сегодня при выявлении причин ошибок человека- оператора используется еще одна классификация, авторами которой являются американские психологи. Согласно ей, ошибки делятся, исходя из источников возникновения:
1) ошибки из-за задачи (её неопределённости, лимита времени);
2) ошибки из-за человека-оператора (недостаток его возможностей, особенностей мотивации); 3) ошибки из-за неблагоприятных условий труда (помехи, перегрузки).
Такие различные подходы к классификации ошибок дают представление о разнообразии причин, порождающих их. Наибольшее внимание в психофизиологии безопасности труда уделяется тем ошибкам, которые явились следствием индивидуальных психофизиологических качеств человека и которые связаны с психологическим состоянием оператора.

1.3. Теории о влиянии индивидуальных качеств человека на его ошибки

Ещё в начале XX века психологи стали изучать влияние на безопасность труда устойчивых индивидуальных качеств человека. В 1919 году сотрудники английской комиссии по борьбе с промышленными утомлениями установили, что 85-90 % всех несчастных случаев в промышленности приходится на очень небольшую часть рабочих (10-15 % от общего числа). По их мнению, это свидетельствовало о различной предрасположенности людей к опасностям и ошибкам.
На проблему различной предрасположенности людей к ошибкам в психологии существует, по крайней мере, три гипотезы:
1. Все рабочие в равной мере предрасположены к совершению ошибок, и это никак не связано с индивидуальными особенностями человека. Если эта гипотеза верна, то фактор случайности можно уменьшить за счёт улучшения условий труда.
2. Рабочие в равной мере предрасположены к ошибкам, но только до первого несчастного случая, после чего их подверженность ошибкам резко возрастает. Если верна эта гипотеза, то для предотвращения дальнейших аварийных ситуаций и несчастных случаев нужно переводить пострадавшего на другую работу, более безопасную.
3. Рабочие по-разному предрасположены к совершению ошибок. Статистические исследования указывают на справедливость именно этой гипотезы, то есть какие-то индивидуальные качества и особенности человека делают его более предрасположенным к совершению ошибок. Какие же это особенности? Почему в каждой относительно небольшой группе всегда есть человек, с которым чаще всего происходят несчастные случаи? Изучением влияния индивидуальных качеств человека на его ошибки занимался немецкий психолог Карл Марбе. Он пришёл к выводу, что склонность человека к совершению ошибок — это следствие его неспособности быстро изменять своё поведение и быстро переключать свои установки в соответствии с изменившейся ситуацией. Марбе считал, что одни люди способны успешно работать только при сохранении определённых условий деятельности, а с их изменением способности безошибочно действовать и работать резко снижаются. В то же время другие люди, и их большинство, способны с изменением условий труда, в новых ситуациях действовать также успешно, как и прежде. Первая категория людей с затрудненными переключениями установок как раз и предрасположена к ошибкам и несчастным случаям. В доказательство Марбе приводил тот факт, что большинство аварийных ситуаций возникает неожиданно, и для их успешного преодоления необходимо быстро изменить характер поведения: те, кому это не удаётся, совершают ошибки. Марбе называл таких людей травматиками. Способность к быстрому переключению установок Марбе считал врождённым качеством: как рождаются талантливые музыканты, так рождаются и травматики — несчастливцы по природе, люди, с которыми всегда и везде будут происходить несчастные случаи. По мнению Марбе, такая фатальная предрасположенность к ошибкам и несчастным случаям не зависит от того, чем занимается человек. Это обобщение Марбе вызывает существенные возражения современных психологов, занимающихся проблемами безопасности труда. Повторяемость несчастных случаев у людей может быть вызвана многими, причинами: недоученностью, ненормальными условиями труда, плохим самочувствием или измененным эмоциональным состоянием. С точки зрения современной психологии следует признать, что способность человека к быстрому переключению установок влияет на его склонность к совершению ошибок. Однако эти качества ни в коей мере нельзя считать фатальными. Человек по своей природе является в высшей степени самоорганизующимся существом, способным преодолеть свои природные недостатки путём выработки различных компенсаторных механизмов, дополнительных навыков, воспитания характера и т. д. Но всё же те люди, у которых эти природные недостатки велики, должны трудиться лишь в определённых областях, где не требуется способность мгновенно реагировать на ситуацию и принимать оперативные решения. Изучением влияния индивидуальных качеств человека на его ошибки занимался и австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Основополагающая предпосылка его теории: все психические проявления человека обусловлены его подсознанием, движимы инстинктами и в то же время ограничены социальными факторами. «Когда кто-нибудь из моих близких жалуется, что прикусил язык или прищемил палец, — писал Фрейд, — то, вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал?» То есть случайная ошибка, по мнению Фрейда, оказывается проявлением каких-то внутренних побуждений человека. Сторонники теории психоанализа считали, что все ошибки человека, приводящие к несчастным случаям, нужно рассматривать как результат подсознательных устремлений человека извлечь из ошибки какую-то пользу для себя. Человек, сам того не подозревая, хочет бросить вызов тем, кто довёл его до такого состояния, т. е. он надеется через травму, через своё несчастье получить ту долю внимания, сочувствия, которых ему не достает. Фрейд расценивал ошибки людей, приводящие к тяжёлым несчастным случаям, как способ мщения человека тем, с кем он оказался в конфликте (руководителю, родителям), способ, который реализуется неосознанно, но преднамеренно. Наиболее современная теория, которая устанавливает связь между психофизиологическими качествами человека и его склонностью к совершению ошибок — это теория гештальпсихологии. Сама теория гештальт- психологии существует с начала XX века, но сегодня принят новый взгляд на эту теорию, который сформировался в 70-х годах XX века под руководством американского учёного Виткина. Сущность этой теории состоит в утверждении, что люди воспринимают не просто отдельные объекты окружающего мира, а целые комплексы, целостные образы — гештальты ( ge- stalt — образ (нем.). Именно эти образы определяют восприятие человека, его память, мышление. Особенности восприятия, преобразования этих образов зависят от индивидуальных психофизиологических качеств человека. Посредством целой серии сложных экспериментов, психологи доказали существование двух полярных стилей восприятия действительности:
1) поленезависимый стиль — способность адекватно воспринимать положение объекта, не зависимо от фона (от внешних факторов, окружающих объектов, положения своего тела в пространстве, мнения других людей);
2) полезависимый стиль — адекватность восприятия нарушается под воздействием фона или в связи с нарушением положения тела в пространстве.
Полезависимые люди хуже дифференцируют положение своего тела в пространстве, хуже управляют своим поведением, чаще предпринимают рискованные действия, более внушаемы, зависимы от группы. Американские психофизиологи экспериментально установили, что водители с полезависимым стилем восприятия окружающего мира более предрасположены к авариям, они хуже распределяют внимание, хуже чувствуют машину, медленнее реагируют на ситуацию и медленнее распознают дорожные знаки. Ещё одна теория, объясняющая влияние индивидуальных качеств человека на его ошибки, разработана советскими учёными — это теория индивидуального стиля деятельности. Суть этой теории заключается в следующем: устойчивые индивидуальные качества человека (главным образом, нервной системы) обуславливают формирование его индивидуального стиля деятельности. В работе этот стиль проявляется в закреплении определённых навыков, в типичных приёмах, способах осуществления действий. Эти приёмы и способы индивидуальны для каждого человека и складываются таким образом, что позволяют ему достигать хороших для себя результатов в работе. Например, индивидуальные особенности водителей отражаются на «стиле вождения».
Все рассмотренные выше теории связывали ошибки человека с его индивидуальными качествами. Однако существует целый ряд психологов, которые связывают появление ошибок человека с особенностями его деятельности, а не с его психофизиологическими качествами. Коротко рассмотрим несколько таких точек зрения.
1. Причина ошибок человека кроется в возникновении конфликта между возможностями субъекта и требованиями задачи, т. е. человек не может уложиться в те требования, которые предъявляет задача. Подобные конфликты могут проявляться при решении какой-то непосильной задачи, или когда параллельно с основной задачей появляется дополнительная, требующая срочных усилий и действий. Такая критическая ситуация ухудшает показатели деятельности человека.
2. Ошибки могут возникнуть из-за эмоциональных помех в деятельности, т. е. эмоции дезорганизуют процесс труда. Такая ситуация может возникнуть, например, если человек переживает за результат труда, или у него появляется страх, что он не сможет решить задачу, и т. д.
3. Ошибки в процессе труда могут являться случайным побочным продуктом человеческих устремлений к совершенствованию деятельности или к получению от неё большей выгоды.
Резюмируя взгляды и теории различных психологических школ на природу человеческих ошибок, можно заключить, что на этот вопрос в современной психологии нет однозначного ответа. Некоторые психологи делают акцент на недостатках индивидуальных психофизиологических качеств человека, а другие усматривают причину ошибок в усложнении самого процесса деятельности.

1.4. Факторы, усиливающие подверженность человека ошибкам

Независимо от природы ошибок, в процессе трудовой деятельности существуют факторы, которые могут увеличивать вероятность того, что с человеком может произойти несчастный случай. Факторы, устойчиво повышающие подверженность опасности
1. Функциональные изменения в нервной системе или других органах имеющие болезненный характер или близкое к нему состояние. Это такие патологические изменения, которые не вызывают полной нетрудоспособности человека, но воздействуют на поведение, повышая подверженность опасности (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, бессонница). Желательно не допускать таких людей к работе с источниками повышенной опасности.
2. Различные изъяны органов чувств (плохое зрение, слух).
3. Нарушение связи между сенсорными и двигательными отделами нервной системы. В данном случае человек не способен быстро и точно реагировать не внешнее воздействие, воспринимаемое органами чувств. Такие функциональные нарушения часто играют главную роль в возникновении несчастных случаев. Эти нарушения можно компенсировать правильным распределением внимания, отработкой двигательных навыков, формированием двигательного автоматизма.
4. Дефекты, возникающие в координации движений. В повседневной жизни такие дефекты называются неловкостью. Мышцы, выполняющие те или иные движения, управляются из различных двигательных центров коры головного мозга. У многих людей деятельность этих центров протекает несогласованно, в результате чего возникают неловкие, ненужные движения. Таких людей не следует использовать на опасных участках работы.
5. Неуравновешенность эмоциональных процессов. Острые эмоциональные реакции человека на незначительные внешние раздражители усиливают его подверженность ошибкам и авариям. Вредное воздействие неуравновешенности эмоциональных реакций иногда сказывается косвенно, например в форме легкомыслия, необдуманности поступков, поспешности выполнения действия или, наоборот, в замедленном мышлении в критические ситуации.
Факторы, которые временно могут повышать подверженность опасности
Эти факторы появляются лишь в определённые периоды трудового процесса и влияют на поведение человека на протяжении короткого периода времени.
К таким факторам относятся:
1. Неопытность. Психологические исследования и жизненная практика показали, что с накоплением опыта, с увеличением стажа работы уменьшается число ошибок и, как правило, увеличивается безопасность труда. Хотя однозначной зависимости здесь не наблюдается.
2. Неуверенность. Этот фактор связан с появлением какой-то новой задачей, как только человек освоится с задачей, влияние этого фактора снижается.
3. Утомление в процессе труда. Утомление снижает интерес к работе и, как следствие, снижается внимание и работоспособность и возникает высокая вероятность ошибки или аварии. Правильное распределение трудовой нагрузки и чередование периодов труда и отдыха помогает уменьшить воздействие этого фактора.
В заключение ещё раз подчеркнём, что, несмотря на существование различных взглядов и теорий на причины происхождения и характер ошибок, все современные психологи связывают ошибки и несчастные случаи с психологическими особенностями человека, с так называемым «человеческим фактором».
Источник: Сафронова Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию: курс лекций / Е. Б. Сафронова. — Екатеринбург : УрГУПС, 2018. — 88 с.

1. ошибки Человека. 1. Понятие ошибок. 2. Характеристика ошибок. 3. Теории ошибок. 4. причины возникновения ошибок. 5.

2. Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану, это результат, который получен и не

Ошибка
— это неправильное
представление
лица
о
действительном
характере
совершенного им действия или
бездействия и его последствий.

3. ошибки человека

В
настоящее
время
ошибки человека, а не
отказы техники
представляют наибольшую
потенциальную угрозу
авиационной безопасности.

4. Авиакомпания «Боинг« проанализировала 220 документально зарегистрированных авиационных происшествий и обнаружила, что тремя

Несоблюдение летными экипажами
установленных процедур (в 70 из 220)
• Ошибки при техническом обслуживании
и инспекции (34 из 220)
• Конструктивные дефекты (33 из 220).

5. Причины происшествии:

Нарушение
пилотом стандартной процедуры – 33%
Недостаточный контроль со стороны второго пилота26%
Конструктивные недостатки – 13%
Недостатки технического обслуживания и инспекции –
12%
Недостатки связи между службой управления
воздушным движением и летным экипажем – 6%
Прочие ошибки- 10%

6. Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану, но самое главное, что результат, который

1.
2.
3.
4.
Виды ошибок при техническом
обслуживании:
упущения- 56% (внимание, недостаток
времени, память).
неправильная установка- 30%
(руководство, лидерство).
использование не тех деталей- 08%
(инструменты, детали).
прочие ошибки – 06%

7. Ошибки, допускаемые техническими специалистами

• Ошибка, которая приводит к неисправности самолета,
которой не было до того, как технические работы были
проведены.
Пример:
Неверная установка сменных деталей, неснятие
защитной заглушки с гидролинии, или повреждение
воздуховод во время использования его как ступеньки,
чтобы выполнить необходимую работу.
• Во время проведения технических работ поломка не
была обнаружена, т.е. что-то было пропущено.
Пример:
Трещины, повреждения покрытия, незамеченные во
время проверки. В случае замены неисправных
деталей, детали были перепутаны и неисправные
оставлены на самолете, а также скрытые ошибки.

8. Ошибка оператора — превышение установленного предельного значения, нарушающее нормальное функционирование технической системы.

Ошибка
— это факт практики
Ошибочное действие всегда в прошлом
ошибке оператора –совершение
сознательных действий
воспитание и обучение направлены на то,
чтобы последующие не повторяли ошибок
предыдущих
ошибка определяется негативно
адача, тем с боходят за пределы
ожнее задача, тем с большей
вероятностью даже профессионал
совершает ошибки

9. Особенности ошибки

продолжение
Чем сложнее задача, тем с большей
вероятностью даже профессионал совершает
ошибки
Страх и переживание вины выходят за пределы
ситуации, где совершена ошибка

10.

Отказ — утрата системой “человек — техника” таких свойств, без
которых она не может выполнять возложенные на нее функции.
Деление отказов человека и техники
внезапные
постепенные
полные
неявные
частичные
явные

11. Классификация ошибок оператора

Первая классификация ошибок оператора
Ошибки проектирования
Ошибки изготовления
Операторские ошибки

12. Классификация ошибок оператора

продолжение
Первая классификация ошибок оператора
Ошибки технического
обслуживания
Ошибки управления
коллективом
Ошибки организации
рабочего места

13. Классификация ошибок оператора

Вторая классификация ошибок оператора:
по участию оператора:
цель операции не может быть достигнута из-за ошибочных
действий оператора;
оператор стремится к достижению ошибочной цели (или
какое-либо лицо);
оператор бездействует в тот момент, когда его участие
необходимо.

14. Классификация ошибок оператора

Третья классификация ошибок оператора:
по месту в структуре деятельности
1. ошибки неправильного восприятия — не успел обнаружить, не сумел
различить, не узнал;
2. ошибки внимания — не сумел сосредоточиться, собраться,
переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал;
3.ошибки памяти — сохранение, воспроизведение оперативной или
долговременной информации;
4.ошибки мышления и принятие решения — не понял, не предусмотрел,
не разобрался;
5. Механические ошибки исполнения (случайно (?) нажал не на ту
клавишу);
6.Ошибки, связанные с отсутствием навыка;
7. Ошибки, связанные с усталостью, стрессом, вредной средой.

15. Основные типы ошибочного поведения операторов

На появление ошибок оказывают влияние:
индивидуальные характеристики конкретного человекаоператора;
содержание, условия и организация деятельности человека.

16. Главные причины ошибок оператора связаны со следующими факторами:

рабочее место оператора (недостатки распределения
функций между человеком и техническими устройствами,
недостатки
информационной
модели,
компоновки
оборудования, условий жизнеобеспечения);
организация труда и отдыха;
подготовка оператора и системы к выполнению данной
задачи;
физическое и психическое состояние оператора;
установка оператора к выполнению задачи.

17. Значимость факторов, оказывающих влияние на ошибочные действия


Составляющие человеческих факторов
1
Опыт
2
Интеллект
3
Возраст
4
Квалификация, образование
5
Дисциплинированность
6
Рассеянность
7
Нервозность
8
Усталость

18. Основные типы ошибочного поведения операторов

Рассеянный. Представителей первого типа условно назвали
«рассеянными». Это операторы с недостатками концентрации
внимания.

19. Основные типы ошибочного поведения операторов

Легкомысленный. Второй тип – «легкомысленные» операторы.
Для них характерна высокая скорость мыслительных процессов,
которая является причиной искажения требуемого уровня
обобщения.

20. Основные типы ошибочного поведения операторов

Тугодум. В противоположность легкомысленным выделяются
операторы «тугодумы» с низкой скоростью мыслительных
процессов. О таких говорят: «задним умом крепок».

21. Основные типы ошибочного поведения операторов

Слабовольный. Наконец, четвертый тип – операторы с
дефектами воли, «слабовольные». Любое отклонение, мелкая
неисправность волнуют его, любая трудность ставит в тупик.

22. Модель «SHEL» Элвин Эдвардс 1972г.

S- установка (процедуры, символы)
H- объект (машина)
E- Среда
L- Субъект (человек)
H
S L E
L

23.

24. Модель «SHEL»

Процедуры (S- Software –програмное обеспечение ) процедуры, инструкции, рабочие карты и тд
Объект (H- Hardware –производственное обеспечение) инструмент, машина и тд.
Среда (E- Environment- окружающая среда) эксплуатационные условия, в которых должны действовать
остальные компоненты системы L-H-S.
Субъект (L- Liveware- персонал) -люди на рабочих местах..
Эта модель представляет собой одну из разработок системы
“человек –машина- среда”.

25. Модель причинной обусловленности катастрофических событий «Швейцарский сыр» концепция ИКАО — «цепи» Джеймса Ризона

Совпадение отверстий результат:
• активных ошибок
• скрытых условий
Опасности
Принципы (постулаты) цепей Ризона:
Катастрофа заложена в систему и «только ждёт» своего проявления
Катастрофа проявляется в виде результата развития цепей событий

26. Закон Мерфи

Важный фактор, ведущий к ошибкам –
склонность к беспечности.
Это вера в то, что со мной ничего такого
не случится.
Существует закон Мерфи, который можно
прочитать таким образом: «Если что-то
может случиться, оно случится».

27. закон Мерфи был впервые сформулирован и использован на авиабазе Эдвардс в 1949 году.

Этот закон назван так в честь его создателя – капитана Эдварда Мерфи, бывшего
в то время инженером на проекте MX981 ВВС США.
Целью проекта было определение максимальной перегрузки, которую способен
выдержать человеческий организм.
В один прекрасный день капитан обнаружил критическую ошибку, допущенную
одним из техников при монтаже экспериментального оборудования, и сказал в
его адрес фразу, ставшую прототипом закона Мерфи – «Если что-то можно
сделать неправильно, этот человек так и сделает!».
Законы Мерфи в авиации:
Инструмент падает туда, где он может причинить максимальный вред.
1. После укорочения деталь становится чересчур короткой
2. Все герметичные стыки протекают
3. О том, что жгут в самом дальнем углу с ужасным подходом к нему не
законтрен, вспоминается через 2 секунды после окончательной затяжки
последнего крепежного болта на лючке доступа.
4. если что-то можно собрать неправильно, то обязательно найдется кто-то, кто
так и сделает.
5. если может произойти ряд неисправностей, то они происходят в наихудшей
последовательности.
6. на складе замены для отказавшей детали нет.
7. необходимый инструмент уже забрали для работы в другом месте.
8. когда закончил работу и собираешься передохнуть, начальник дает новое
срочное задание

28. Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все

29. Установление причин ошибок и их профилактика

Разные позиции в ходе пошаговой реконструкции ошибки:
1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения
ошибки, где сам субъект был частью ситуации);
2) взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны). Люди,
которые ведут расследование, — назовем их «комиссия» пытаются построить собственную модель происходившего, дать
свою версию. Комиссия старается пройти по цепи звеньев
вспять и найти то звено, в котором произошел сбой.

30. Установление причин ошибок и их профилактика

Основные методы исследования ошибок операторов:
1.
Метод полирефлекторного интервью. Суть метода — в
многостороннем кольцевом опросе свидетелей и всех, кто
имел отношение к происшествию.
2.
Метод критических инцидентов. Анализируются ситуации,
провоцирующие наибольшие сложности в трудовом процессе
(где наиболее вероятны ошибки). Для обнаружения «узких
мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и
моделирование.

31.

Профилактика ошибок оператора
Как снизить количество ошибок:
Удобный интерфейс, приспособленный к человеку;
Повышение мотивации и чувства ответственности;
Экология рабочего места и места работы.
Разбор происшествий. Разборы стимулируют размышления
специалиста над аварийной ситуаций другого экипажа,
способствуют выработке собственной версии. Осознание
ошибки.

32.

продолжение
Профилактика ошибок оператора
Отбор на операторские должности.
Анонимное информирование об ошибках.
Центры ассесмента: организация и содержание
мероприятий, точность прогноза успешности
профессиональной деятельности.
Тренировки и обучение. Профессиональное обучение по
задачам. Действия отрабатываются на тренажере.

33. Повышение устойчивости к ошибкам

Автоматизмы
поведения.
Навык
представляет
собою
автоматизированный
способ
совершения
действия,
закрепленный его многократным
воспроизведением.

34. Повышение устойчивости к ошибкам

Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это
поведение типично для относительно редких задач,
возникающих в знакомой трудовой обстановке.

35. Повышение устойчивости к ошибкам

Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях.
Это уровень «умного» решения задачи, который и объясняет
присутствие
оператора
на
автоматизированном
производстве.

Обновлено: 22.06.2023

Ошибка – это результат действия, совершённого неточно или неправильно, вопреки плану. Ошибка определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком завершённого действия), которое может явиться причиной тяжёлых последствий – травмы, гибели людей, повреждения оборудования или имущества, нарушение нормального хода запланированных операций. Ошибки по вине человека могут происходить в различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в сфере производственной деятельности, чрезвычайных ситуациях, при общении людей между собой, на отдыхе, во время путешествий, при занятии спортом, при управлении экономикой и иной государственной деятельности.

Свойство человека (оператора) ошибаться является функцией его психологического состояния, а интенсивность ошибок во многом зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок. Основные особенности личности и состояния человека, толкающих его к совершению ошибок, можно разделить на врождённые особенности и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся физиологические характеристики человека и его наследственности, в том числе анализаторы слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания; опорно-двигательная система (мышечная сила, скорость движения, координация и т.п.); психомоторная система (рефлексы, реакции и т.п.); интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться).

Временные состояния, такие как физическая и психологическая усталость , приводят к снижению внимания и мышечной силы, ухудшению состояния здоровья и работоспособности, что способствует возникновению ошибок. К факторам, отвлекающим внимание, можно отнести временные резкие нарушения каких-либо функций организма (например, неожиданно возникшая острая головная боль, головокружение, судорога мышцы и т.п.); временное переключение внимание на какое-то событие или предмет , не связанные с работой, утомление; неожиданное внешнее воздействие (например, шум или вспышка света).

Причины ошибок можно разделить на непосредственные, главные и способствующие. Непосредственные ошибки зависят от психологической структуры действий оператора (ошибки восприятия – не узнал, не обнаружил; ошибки памяти – забыл, не запомнил, не сумел восстановить; ошибки мышления – не понял, не предусмотрел, не обобщил; ошибки принятия решения и т.п.) и вида этих действий, т.е. от психологических закономерностей, определяющих оптимальную деятельность; несоответствие психическим возможностям переработки информации (объём или скорость поступления информации, отношение к порогу различения, малая длительность сигнала и т.д.); недостатка навыка (стандартные действия при нестандартной ситуации) и структуры внимания ( не сосредоточился, не собрался, не переключился, быстро устал).

Главные причины ошибок связанны с рабочим местом, организацией труда, подготовки оператора, состоянием организма, психологической установкой, психологическим состоянием организма.

Способствующие причины ошибок зависят от особенностей личности (характера, темперамента, коммуникативных особенностей), состояния здоровья, внешних условий, профессионального отбора, обучения и тренировки.

Ошибки в ориентации наиболее распространённые и возникают обычно из-за отсутствия сигнала, из-за слабого сигнала, из-за множества одновременных сигналов.

Ошибки в принятии решений могут возникать, когда получена вся необходимая, достоверная информация и в достаточном объёме, но процесс анализа, переработки и осмысления её был неверным; или из-за неадекватной оценки ситуации; неприспособленности к работе из-за недостатка знаний, опыта.

Иногда информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным. Неправильное действие может проявиться и в бездействии оператора в тот момент, когда его действие необходимо (неспособность к действию, нарушение последовательности действий), или в неправильном выборе действий (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т.д.).

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем, можно классифицировать следующим образом:

ошибки проектирования обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими;

ошибки изготовления и ремонта, например, неправильной сварки, неправильного выбора материала, изготовления с отклонениями от конструкторской документации;

ошибки технического обслуживания в процессе эксплуатации вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами;

ошибки обращения возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя;

ошибки в организации рабочего места; теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

ошибки в управлении коллективом; недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость и т.п.

В большинстве своём ошибки являются результатом изменения самочувствия работающего, что сказывается на его надёжности как управляющей системы.

Основные причины ошибок, приводящие к травмам, следующие:

употребления алкоголя; наркотиков и некоторых лекарств;

недостаточная чёткость и полнота инструкций по безопасности труда;

плохие производственные отношения;

стресс; материальные и другие личностные заботы;

плохие условия труда;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явиться причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций.

В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дать истинной картины.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда:

— оператор или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочной цели;

— поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора;

— оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях взаимодействия в системе «человек — машина» можно классифицировать следующим образом.

1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например неправильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудования или неправильным монтажом вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесенные ошибки: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.

6. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.

7. Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя.

8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

9. Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость, не позволяющие достигнуть оптимального качества работы.

Свойство человека ошибаться является функцией его психофизиологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.

В основе всех перечисленных причин лежат психологические мотивы поведения человека в разных ситуациях. Отдельные лица представляют и руководящее звено, и операторское звено, и ремонтный персонал, и т.п. Подходы к проблемам безопасности у них будут разные, разными будут и результаты. Поведение отдельных лиц и их влияние на безопасность систем будет различным на разных ступенях технологической цепочки создания объекта (выбор площадки, разработка технико-экономического обоснования, конструкторские проекты, изготовления оборудования, строительство объекта, монтаж, наладка, эксплуатация, контроль и т.п.).

Одновременно персонал рисковых объектов испытывает большую психологическую нагрузку. Факторы, ее обусловливающие, можно рассмотреть на примере работы оперативного персонала традиционной промышленной электростанции: осознание степени опасности и тяжести последствий аварии; высокое давление пара и воды, высокое электрическое напряжение; движущиеся механизмы; вибрация; повышенная температура и пониженная влажность воздуха; монотонность обстановки; медленные изменения показаний приборов; размеренный ритм работы оборудования.

Следствия: расстройство сознания, рост психологической напряженности, потеря бдительности.

Статистика: от 7 до 36% аварий происходит по вине персонала; 73% из них — в результате неблагоприятных психологических качеств человека.

Психологи определяют две группы качеств профессиональной подготовки: знания и навыки, психологические, психофизиологические и социально-психологические качества, такие, как стрессоустойчивость, выдержка, добросовестность, ответственность, умение работать в группе. Как правило, основная часть оперативного персонала этому комплексу качеств удовлетворяет. Однако здесь, видимо, требуется полное, 100% соответствие оперативного персонала этим качествам, так как неизвестно, на чью долю придется критическая ситуация, из которой придется выходить.

Не следует забывать о социально-психологическом аспекте надежности человеческого фактора в условиях политических столкновений в обществе (тревоги внешнего мира становятся фактором риска, когда у пульта обеспокоенный оператор). В целом сложная картина воздействий на человека, управляющего потенциально опасной техникой, представлена на рис. 2.3.1.

Рис.2.3.1. Факторы, воздействующие на человека, управляющего потенциально опасной техникой

При этом для разных людей движущие мотивы профессионального поведения могут быть различные: познавательный интерес к делу, уважение к профессии, осознание ответственности, избежание конфликтов, карьеризм, утилитарный подход (зарплата, премия, жилье, машина, путевка на отдых и т.д.).

Особого рассмотрения требует поведение человека в экстремальных (аварийных) ситуациях. В экстремальных ситуации человек, как правило, продолжает ту линию поведения, которая отработана в предыдущий период. Мера воплощения привычных стереотипов зависит от выраженности таких личных качеств, как эмоциональная выдержка, добросовестность, доверчивость, самоконтроль, стрессоустойчивость и доброжелательность.

Поэтому формула безопасности: критическая позиция (I) + строго регламентированный и взвешенный подход (II) + коммуникабельность (III) = безопасность, — будучи внедренной в стереотип поведения оператора, обеспечивает:

— предотвращение (удаление от) аварийной ситуации;

— снижение процента ошибок при управлении аварией.

Человеческий фактор признается ведущими организациями как ключевой в морских несчастных случаях. Норвежский морской директорат сообщает, что 66% посадок судов на мель произошли из-за ошибки экипажа, а Береговая охрана США оценила, что 75% несчастных случаев с судами также произошли из-за человеческой ошибки.

Несчастных случаев на борту судна нельзя избежать, но их число можно значительно снизить. Судно само по себе является очень большой машиной и при неправильном обращении может повлечь за собой разрушительные последствия для здоровья человека и окружающей среды. Работа на судне влечет за собой множество опасностей, которые могут явиться причиной несчастных случаев со смертельным исходом, если не соблюдать правила безопасности. Не станьте следующей жертвой несчастного случая!

1. Недостаток отдыха – бывают такие случаи, как необходимость захода в 14 портов в течение дня, как, например, для судна, перевозящего автомобили в Ла Манше, где оживленное движение и недостаточная видимость могут стать причиной недосыпания и стресса капитана и членов экипажа.

2. Недостаточное количество членов экипажа – с развитием техники судовладельцы жертвуют количеством задействованного на судне персонала, чтобы заработать больше. Учитывая, что каюты экипажа становятся все меньше, чтобы разместить больше груза на судне.

3. Утомляющая бумажная работа – все меньшее количество времени в порту, множество проверок, огромное количество документов, которые необходимо заполнить, можно представить, каким сосредоточенным должен быть офицер и капитан, чтобы сделать все вовремя.

4. Человеческий фактор – уже упомянутый выше, он играет роль во многих происшествиях с судами в море.

Проблема человеческого фактора на борту судна беспокоит многие организации. В частности, Малазийская морская академия (ALAM) и DetNorskeVeritas (DNV) сотрудничают для совместного решения проблемы человеческого элемента в вопросах морской безопасности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Дружинина Светлана Анатольевна

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям………………………………………………………..5

Причины возникновения опасных ситуаций……………………………..7

1.Причины сознательного нарушения правил безопасности……………. 9

2.Ошибки в работе, приводящие к опасным ситуациям, и их причины. 12

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления и представители биологического мира. Однако с течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. В настоящее время человек больше всего страдает от своей деятельности, от им же созданных опасностей.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Зарубежные эксперты в области безопасности труда подчеркивают эту же тенденцию. Генеральный директор Английского королевского общества по предупреждению несчастных случаев Б. Янг утверждает, что 80% всех травм происходит по прямой вине пострадавших. В США с невнимательностью и ошибками рабочих связывают от 85% до 90% всех травм.

Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме.

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям.

Согласно статистическим данным, чаще всего виновником аварийной ситуации является человек, который в силу разных причин не соблюдал правила техники безопасности.

На долю аварий по техническим причинам приходится 10% случаев, по организационным до 6%, в остальных случаях причиной послужил человеческий фактор.

Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой (коллизий). Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин катастроф и аварий.

hello_html_2187092a.jpg

Существует огромное разнообразие факторов, которые могут приводить к возникновению несчастных случаев. Основные группы таких факторов приведены в приведенной ниже схеме. Рис. 1.

Это могут быть биологические особенности работника (например, пониженный уровень тироксина, вызывающий замедление реакции, или наоборот его повышение, способствующий импульсивности и поспешности в поступках), или же функциональные изменения в организме (сердечно – сосудистые заболевания, диабет, грипп). Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной работы, а может быть спровоцирована стресс, который развился вследствие неприятностей в личной жизни или конфликте с начальством.

Вопросы, связанные с проявлениями человеческого фактора, рассматриваются как анализ человеческой надежности (АЧН), который включает определение потенциальных источников человеческих ошибок на протяжении всего времени, предшествующего аварии. Эти ошибки можно подразделить на ошибки, оплошности и проявления злого умысла. В числе факторов, от которых зависит вероятность совершения ошибок в работе, что определяет надежность работника, называются:

долговременные медицинские и психофизиологические характеристики личности,

скорость реакции и устойчивость к негативным воздействиям,

характер человека и его способности,

сиюминутные медицинские и психофизиологические характеристики личности, его состояние здоровья на данный момент,

уровень образования и развития, культурный уровень личности,

квалификация специалиста в области выполняемых им работ,

морально-волевые качества человека,

комфортные условия работы,

качество нормативно-технических и организационно-распорядительных документов (четкость изложения, однозначность их понимания).

Необходимо иметь в виду, что к человеческому фактору добавляются также причины, характерные для кризисного состояния государства. Среди них:

разрыв хозяйственных связей,

падение технологической дисциплины,

снижение квалификации кадров,

прогрессирующий износ средств производства и техники,

рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и политической нестабильности.

Причины возникновения опасных ситуаций.

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:

— уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

— уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

— уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки, может быть результатом недостатка профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки. Обобщение материалов расследований производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие непосредственных причин опасных действий свести к 4-м группам (классам) причин:

А. Не умеет — это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.

Б. Не хочет , то есть работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, — нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.

В. Не может — это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.

Г. Не обеспечен . Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т.д.

Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются человеческим фактором.

Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает деятельность работника. Все четыре выделенные группы непосредственных причин опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня, который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.

Если в природе происходит само по себе какое-либо изменение, то необходимое для этого количество действия — «наименьшее возможное». По этому же принципу строится человеческое поведение. Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Это стремление есть частный случай общего принципа наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.п.

Причины сознательного нарушения правил безопасности.

Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

1. Экономия сил — потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия».

2. Экономия времени — стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий возникают в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора «недооценка опасности» — безнаказанность физическая и социальная за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим влекут за собой рискованные действия, риск для таких — благородное дело.

5. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

6. Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности — «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны».

7. Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

8. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

9. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти «качества» могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

10. Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Более сильная форма — эмоциональный шок. Человеком движут чувства, а не разум.

11. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди испытывают удовольствие, «поставив все на карту».

12. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Ошибки в работе, приводящие к опасным ситуациям, и их причины.

В случаях, когда опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.

Причины ошибок бывают непосредственными (зависят от психологических возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способствующими (зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).

Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:

• ошибки в ориентации (недополучение информации);

• ошибки принятия решения;

• ошибки выполнения действий.

Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному случаю; в другом случае информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным.

Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не привести к несчастному случаю) и необратимые, на предсказуемые (которые предсказуемы и легко устранимы) и систематические.

Выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он работает. При их разработке необходимо учитывать особенности, как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальный анализ причинных факторов.

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния.

Доказано, что человеческий фактор является одним из первых в причинах реализации техногенных и антропогенных аварий и катастроф, происшествий на транспорте. Необходимо вместе с тем отметить, что человеческий фактор как таковой далеко не всегда является единственной причиной аварий и катастроф.

Для уменьшения человеческого фактора в реализации опасностей необходимо предпринимать меры, направленные на мотивацию человека к выполнению правил безопасности. П сихологический настрой на безопасное поведение и его стимулирование являются важными условиями усиления мотивации к безопасному труду.

Список литературы.

Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций. /Под ред. О.Н. Русака.- БЖД, 2002.

На протяжении многих веков и столетий человек создает вокруг себя систему для комфортного пребывания в среде обитания. Что под собой подразумевает комфорт — это не только удобство использования каких-либо технологий, но и безопасность, защита от негативных факторов. Человечество ежедневно разрабатывает новые системы, механизмы. Ошибки случаются, никто от них не застрахован. Часто человеческий фактор влияет на безопасность. Различных рефератов и работ на эту тему написано огромное множество.

Безопасность и человеческий фактор

Наше время

В XXI веке появилась тенденция создавать такие системы, где люди были бы задействованы минимально. Роботы, автомобиль с автопилотом, поезда — все это результат деятельности человека. Но он здесь не является главным: он не принимает решения, не ведет автомобиль, не управляет поездом. Он является разве что оператором и следит за функционированием всех систем.

Почему история привела нас к этому и продолжает вести? Общество на пороге появления в нашей жизни еще одного инструмента — искусственного интеллекта. Разработчики новых систем стараются исключить работника из многих отраслей промышленности, сделать все максимально автоматизированным и интерактивным, так как человек допускает ошибки, принимает неверные решения, опирается на свои эмоции в принятии решений.

История появления термина

Сейчас же этот термин используют повсеместно. Услышать, что в какой-либо аварии виноват человек, можно в утренних новостях. Любая организация хочет видеть в своей команде работника с определенным темпераментом. Требуется очень внимательный сотрудник для работы в производственной фирме.

Определение понятия

  • чувствами;
  • воображением;
  • традициями;
  • привычками;
  • характеристиками и многим другим.

Теперь нужно связать эти два понятия. Можно сказать, что речь пойдет о причинах в тех или иных сферах жизни. Только эти причины — дело рук человека, какие его действия могут повлиять на развитие промышленности или ее спад, на происшествия или катастрофы.

  1. Авиация.
  2. Космическая промышленность, космические полеты.
  3. ДТП (дорожно-транспортные происшествия).
  4. Медицина и. т. д.

На самом деле список можно продолжать очень долго, ведь придется перечислить все промышленные отрасли и не только.

Основная причина человеческого фактора

Ошибка — это еще одна человеческая черта. Часто говорят, что люди учатся на ошибках и в них нет ничего страшного. Человек решает задачу, думая, что нашел верное решение. Но почему-то его выбор приводит к ошибке. Почему так произошло? Возможно, он просто не знал каких-либо данных, может быть, он поспешил, и результат привел к ошибке.

Но вот в чем проблема: человек осознанно решал эту задачу, осознанно выбирал ответ. Хорошо, если речь идет о задаче по математике. Но что если речь шла бы о взлете на самолете с неисправным двигателем? Значит, неправильное решение может серьезно снизить уровень безопасности многих людей.

Что движет человеком при принятии неправильного решения? Вот основные причины принятия ошибочного и порой даже опасного решения:

  • физическое и/или психологическое состояние;
  • отсутствие опыта и знаний;
  • отсутствие информации;
  • отсутствие возможности посоветоваться, получить поддержку.

Психологическое состояние человека

Психология поведения присутствует в любом поступке. В современном мире люди частно нервничают, испытывают чувство тревоги. Переживание за выступление на презентации, обеспокоенность за проделанную работу, боязнь не успеть, опоздать.

Человек переживает при принятии решения

Бывает такое, что человек боится за сами последствия после принятия решения, переживает, что при допущении ошибки, его могут отругать, наказать. Уже только мысль о возможности принятия неверного решения пугает его. В результате этих мыслей человек теряется, не может сосредоточиться на происходящем. Его охватывает страх и испуг. Он находится в экстремальной ситуации, надо срочно принимать решение, но страх не позволяет мыслить ясно. Конечно, это оказывает сильное влияние на решение.

Еще одним фактором могут служить личные проблемы. Трудности на работе, тяжелые отношения в семье, финансовые проблемы — все это может сильно влиять на психологическое состояние. В этом случае все мысли возвращаются к этим проблемам.

Самый очевидный пример, где психологическое состояние человека проверяют довольно часто и требуют следить за ним, — авиация. Несмотря на то что сейчас в современных самолетах есть автопилот, в кабине экипажа все равно присутствует два человека. В случае экстренной или аварийно ситуации только человек может принять решение, чтобы изменить положение дел. Пилот не может поддаваться страху и панике, хотя на его решение может оставаться несколько секунд.

С этим фактором можно столкнуться не только в кабине экипажа, но и на базах обслуживания. Сервисный инженер забыл закрутить шайбу на руле высоты, потому что он очень спешил попасть домой, чтобы решить свои проблемы с женой. Казалось бы, маленькая деталь и небольшая ссора с женой, а все это может привести к катастрофическому исходу.

Отсутствие опыта

К сожалению, часто случается, что каким-либо серьезным проектом управляет недостаточно компетентный человек. Слишком молодой или просто никогда не работавший в этой отрасли. На человека возложена огромная ответственность, например, провести испытание реактора на атомной электростанции. Уже возложенная ответственность оказывает на него высокое давление, он находится под чьим-то влиянием, например, своего руководителя.

Допустим, он просто не знал, в какой момент нужно было нажимать кнопку и остановить испытания. Подобная ошибка может привести к возникновению глобальной техногенной катастрофе.

Нехватка информации

Диспетчер дает распоряжение на посадку самолета

Следующий пример. В темное время суток на трассе едет автомобиль с выключенными фарами. Он не видит перед собой пешеходного перехода. Какие будут последствия?

Все это примеры отсутствия информации. Это еще один фактор, который может повлиять на последствия решения.

Оказание поддержки

Без совета некоторые решения даются довольно трудно. Как правило, это приводит к сомнению в правильности решения. Сомнения могут вызвать стресс, а стресс может привести к ошибке. Вот почему в самолете два пилота и с ними поддерживает связь диспетчер. При полетах в космос всегда должна поддерживаться связь с Землей, чтобы космонавт мог получить совет или рекомендацию к дальнейшим действиям. Так ему будет спокойнее выполнять свою работу. Поддержка нужна каждому человеку — это еще одна наша особенность.

Ошибка или польза

Человеческий фактор может являться причиной аварии

Человеческий фактор играет огромную роль в жизни людей. В современном мире с современными технологиями это именно тот фактор, учет которого ведется при любых разработках и реализации любых идей.

Многие примеры показывают, что человеческий фактор может являться причиной аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации. Но кто, если не человек сможет предотвратить крушение самолета, выйти на верную орбиту, предотвратить взрыв реактора, остановить вспыхнувшую эпидемию. Он совершил нечеловеческие усилия, чтобы предотвратить катастрофу. Человеческий фактор имеет и положительные стороны.

Читайте также:

      

  • Реферат отравление кислотами и щелочами
  •   

  • Реферат по османской империи
  •   

  • Поколения языков программирования реферат
  •   

  • Анализ текстовой информации реферат
  •   

  • Нормандская десантная операция 1944 реферат

  • Классификация ошибок программного обеспечения
  • Классификация ошибок при тестировании
  • Классификация ошибок при программировании
  • Классификация ошибок при построении простого предложения
  • Классификация ошибок при переводе