Классный час на тему огонь ошибок не прощает

Классный час для
3класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»

Цель:  формирование 
адекватного поведения в экстремальных условиях и
 осторожного
обращения с огнём. 

Воспитательные задачи:

o   показать
роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;

o   познакомить
со знаками пожарной безопасности

o   познакомить
детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой
профессии;

o   проверить
знания школьников по правилам пожарной безопасности;

o   убедить
в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;

o   воспитывать
людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость,
самоотверженность, скромность;

Ход занятия.

Учитель: Прежде чем я
сообщу тему классного часа, отгадайте загадки:

 1)
Накормишь — живет, напоишь — умрет.
(Огонь.)

2)      Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня

Не бывает без
огня.
(Дым.)

Добывается в
Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей.
(Газ.)

Это тесный-тесный дом:
Сто
сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер

Может вспыхнуть,
как костер.
(Спички.)

(на экране появляются 
картинки — отгадки)

Учитель: Посмотрите
на картинки – отгадки. Догадались ли вы, какая тема нашего классного часа?
(посвящен противопожарной безопасности).

Учитель:  А задумывались ли
вы когда-нибудь, что было бы, если б не было огня?

А вот послушайте

Если б не было огня.

Мне бабуля 
говорила,

Что огонь 
нам друг и враг.

Без него
темно  бы  было,

Жили б мы
совсем не так.

Мы б от
холода  дрожали,

Превратились
бы в пингвинов

Или
мамонтами стали,

Обросли бы
шерстью длинной.

Телевизора
б не знали,

Ни поесть и
ни пожить,

В «ДЕНДИ» 
тоже б не играли.

В общем,
плохо  было б жить.

Н. 
Афанасьев

Учитель:  В жизни человека 
огонь играет  исключительную  роль.  Обогрев  наших  домов, приготовление 
пищи, развитие науки и техники – всё связано с огнём.           Большая  часть 
пожаров происходит  по  вине  самих  людей,  из-за их беспечности,  а  примерно
каждый  6-й  пожар  происходит  по  вине  детей и подростков. Именно поэтому
тема нашего классного часа  очень актуальна.

Беседа по стихотворению  «Как
сгорел  один  дом».

Расскажу  я  вам 
о  том,

Как  сгорел 
однажды  дом.

Две  девчонки, 
две  сестрички.

Раздобыли  где-то 
спички.

— Знаешь, что? –
сказала  Валя, —

Мы  туристы  на 
привале,

Разожжём  костёр 
сейчас,

Ну а будет он у
нас

Под столом.  Неси 
газеты,

Пускай хворост
будет это.

— А в корзинке
сварим кашу, —

Подсказала ей 
Наташа. –

Чиркнем спичкой. 
Раз, два, три!

Огонёк   горит. 
Смотри!

Ай!  Упала 
спичка!  Ой!

Ой!  Какой  огонь 
большой!

Как  вы  думаете,  что 
произошло  потом?

Испугались  те 
девчонки,

Растерялись,  как 
тут  быть?

Чуть дыша,  стоят 
в  сторонке:

Убегать  или 
тушить?

Как  бы  вы  поступили 
в  данной  ситуации?

Что  нужно  было сделать?

Валя  быстро 
догадалась:

— Надо  бы  водой 
плеснуть!

Но  воды – то
оказалось

Только  в 
чайнике  чуть-чуть.

И опять  сказала 
Валя:

— Мы  его 
накроем  шалью

И платком, и
одеялом.

Но  огню  и горя 
мало

Шали нет, платка 
не  стало,

Загорелось 
одеяло.

— Правильно  ли  поступили 
девочки?

— В  каком  случае  нужно 
воспользоваться  платком  или  одеялом?

А  огонь-то 
разгорался,

Влез по скатерти
на стол,

В книгу  папину 
забрался,

Вдоль  по 
комнате  прошёл.

Побежал  по 
занавескам,

По  картине  на 
стене,

Разошёлся  с 
шумом,  с  треском,

Всё  вокруг  уже 
в  огне.

А  Наташа  вместе 
с  Валей

Больше  медлить 
уж  не  стали,

Побежали в
коридор,

А  потом  скорей 
во  двор.

Пламя  выше, 
пламя  круче,

Дым  столбом  до 
самой  тучи,

А  народ  кругом 
толпится,

Кто с лопатой, 
кто с ведром,

И  пожарная  уж 
мчится,

Но  в  огне  уже 
весь  дом,

Долго  бились 
все  с  пожаром,

Не  один  час и
не  два,

Да  усилия  все 
даром,

Нет  ни  дома, 
ни  двора.

Онемев,  стоят 
сестрички,

А  народ  шумит 
кругом:

— от  одной  лишь 
только  спички,

Как  в  костре 
сгорел  весь  дом.

Говорят  все  и 
недаром:

— Трудно 
справиться  с  пожаром.

Твёрдо  помните, 
подружки:

Спички – это  не 
игрушки!

Знать  бы  надо 
всем,  друзья,

Что  с  огнём 
играть  НЕЛЬЗЯ!

Учитель: Какое  правило  пожарной 
безопасности  вы  усвоили  из  этого 
стихотворения?

Практическая
работа.

— Что делали девочки  в этом
стихотворении?  (играли)

— Во все ли игрушки можно играть?

— У вас на столе лежит лист, на
котором изображены предметы. 

 — Раскрасьте те предметы, с
которыми можно играть,  и которые не приведут к  пожару.

— Какие  предметы вы не раскрасили и
почему? (зажигалка, бенгальские огни, утюг, настольная лампа)

Беседа

«Что
мы знаем о правильных действиях в случае возникновения пожара».

Учитель:  повторим
правила  пожарной  безопасности   по   вопросам:

1. Можно ли играть со спичками?
Почему?

2. Почему детям не разрешают
включать газовую плиту?

3. Можно ли оставлять
включенный телевизор без присмотра?

4. Можно ли открывать окна,
двери при возгорании предметов в жилище?

5. Где следует укрываться при
возникновении пожара?

6. Что будете делать, как
поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо которого проходите?

 Дидактическая
игра «Если возник пожар».

Учитель: В
руках у меня воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово
стихотворной строки и передать шар другому участнику.

Если участник замедлил с
ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Учитель:
Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там
всегда грозить нам будет… 
Злой пожар. (Передача шара.)

Учитель:
Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в … ?   Квартире.
(Передача
шара.)

Учитель:
 Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не
выключил … ? 
Утюг. (Передача шара.)

Ведущий.
Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … ?  Играл.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … ?   Газом.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Столб огня чердак объял.

Кто там
спички … ?   
Зажигал. (Передача шара.)

Ведущий.
Побежал пожар во двор.

Это кто там жег … ?  Костер.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег … ?  Траву.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … ?   Предметы.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Помни, каждый гражданин,

Этот
номер … 
«01». (Передача шара.)

Ведущий.
Дым увидел – не зевай.

И пожарных … Вызывай.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …  Опасно.
(Передача
шара.)

Чтение
детьми стихотворений:

Ученик 1.

Всем известно, что у
елки

Есть зеленые иголки.

Но не всем ребятам
ясно,

Что они горят опасно!

Дети (хором). Нельзя
украшать елку свечами.

Ученик 2.

Бензин – может,
кто-то со мной не согласен? –

Не только опасен, он
взрывоопасен.

Дети (хором). Не
играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

Ученик 3.

Бывает, семья уезжает
на юг,

Забыв, что не
выключен в доме утюг.

А вслед – телеграмма,
подобная грому:

«Пожар – ничего
не осталось от дома!»

Ученик 4.

В квартире оставлять
нельзя

Прибор, включенный в
сеть.

В противном случае,
друзья,

Вам синим пламенем
гореть!

Дети (хором). Не оставляйте
без присмотра включенный утюг или чайник
.

Ученик 5.

Только мать сошла с
крылечка,

Лена села перед
печкой,

В щелку красную
глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу
Лена –

Соскочил огонь с
полена,

Перед печкой выжег
пол,

Влез по скатерти на
стол.

Дети (хором). Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в
сельском доме – не пытайтесь растопить печь

Ученик 6.

А теперь скажу я
проще,

Я на слово не остер.

Вдруг увидели вы в
роще

Непогашенный костер.

Лесу он грозит бедою,

Вспыхнет – не
остановить…

Вы правы!

Скорей водою

Надо тот костер
залить!

Дети (хором). В лесу
не разжигайте костер без взрослых.

Учитель:
о каких
правилах нам рассказали ребята, сформулируйте их!

Игра  «Набери  номер  пожарной  службы!»

Учитель: 
А по какому номеру мы должны
позвонить, при пожаре?
(01)

Легче, чем пожар тушить,

Нам его   ПРЕДУПРЕДИТЬ!

Пусть знает каждый гражданин:

Пожарная служба  –  01.

Пожар мы быстро победим

Коль позвоним  по   01.

Учитель. «У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с
детства не знакомы эти строчки Корнея Чуковского?

О чем эти детские стишки?  (Об играх с телефоном).

 А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил
по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для
соседей?

А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

Ученики.

– Бесполезные затраты бензина.

– Изнашивается пожарный
автомобиль.

– Но
самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и
кому-то нужна помощь пожарной бригады.

Игра 
«Набери  номер  пожарной  службы!»

(Используя 
телефон ведущий  подходит  к  некоторым  участникам  праздника  и  просит  по 
телефону  вызвать  пожарных,  дети  определяют,  кто  вызвал  правильно).

Знакомство
с профессией Пожарный.

Учитель: 
Как
называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (
Пожарные)

Кто
такие «Пожарные?», «Пожарники?» 
(Пожарный
– профессия, пожарник – погорельцы!)

Чем
занимаются пожарные?

Ученик читает стихотворение «Пожарные».

В
нашей трудной службе важно

Быть
умелым и отважным.

Поверьте!
Не хочу себя хвалить,

Но
струсишь – и огонь не победить.

Знает
весь честной народ,

Что
пожар – такой же фронт…

Против
огненной лавины

Вместе
с нами в свой черед

В
бой – пожарные машины,

Катера
и вертолет…

Вы
не верьте анекдотам:

Мол,
легко пожарным жить

Дескать,
вся-то их работа

На
пожаре воду лить.

Шутка
есть и будет шуткой,

Спор
решится сам собой –

Посмотреть
бы вам минутку,

Как
ведет с огнем он бой.

Как
горит, но не сгорает,

Задыхается
в дыму.

И
как пламя умирает,

Покоряется
ему.

И
тогда вам ясно станет,

Как
опасен этот труд!

Учитель:  На борьбу с огнём направляются
смелые и отважные люди.  Они,  бросаясь в огонь и дым, спасают людей,
имущество, даже ценой своей жизни. Сегодня на классный час к нам пришёл Сорокин
Андрей Владимирович.  Он по профессии  — пожарный. Сейчас он расскажет о своей
профессии, и вы сможете ему задать вопросы, которые вас интересуют.

Знакомство со знаками ПБ

  Но
если вдруг случился пожар…..Что поможет нам выбраться из горящего здания? 
(знаки ПБ)

 Знаки
пожарной безопасности, должны быть размещены  на пути эвакуации. Знаки пожарной
безопасности предназначены для обозначения и указания мест размещения средств  
противопожарной защиты и их элементов.

Знаки пожарной безопасности

Учитель: 
Какие
вопросы вы подготовили для Пожарного?  (беседа «Вопрос — ответ»)

ИГРА. “Это я, это я, это все мои
друзья”

Учитель:

Кто
задорный и веселый,

Верность
правилам храня,

Бережет
родную школу

От
огня?                   
(Это —
я, это — я, это все мои друзья!)

Учитель:

Кто
соседской детворе

Объясняет
во дворе,

Что
игра с огнем недаром

Завершается
пожаром?   
(Это — я, это — я,
это все мои друзья!)

Учитель:

Кто
украдкой в уголке

Жег
свечу на чердаке?

Загорелся
старый стол —

Еле
сам живой ушел?

Учитель:

Кто
пожарным помогает,

Правила
не нарушает,

Кто
пример для всех ребят:

Школьников
и дошколят?
  (Это — я, это — я,
это все мои друзья!)

Итог занятия.

Учитель:  Сегодня мы  много говорили об  опасностях, которые
возникают при неосторожном обращении с огнём, познакомились с профессией
пожарного,  повторили правила противопожарной безопасности. А сейчас я
предлагаю посмотреть фильм  об огне и пожарах.

Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,  воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной  школы-интерната VIII вида

ст-цы Николаевской Краснодарского края

Методическая разработка урока – презентации по основам пожарной безопасности для учащихся начальных классов

                                                                             Учитель начальных классов          

                                                                             высшей категории        

                                                                             ГКС(К)ОУ  ОШИ  VIII вида

                                                                             ст. Николаевской

                                                                             Краснодарского края  

                                                                             Сергунцова  Светлана Юрьевна

Цель:

Показать роль огня в жизни человека;

Выявить причины, приводящие к пожару.

Задачи:

Образовательные.

Формировать у школьников навыки выполнения правил пожарной безопасности;

Закрепить знания о работе пожарной службы.

Расширять знания об истории пожарной службы.

Воспитательные.

Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, стремление приходить на помощь, выручать из беды.

Развивающие.

Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.

Оборудование.

Мультимедийная установка (слайды), плакаты и рисунки на противопожарную тематику.

Содержание плакатов.

Спички не тронь,

В спичках – огонь.

Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но  от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Выставка книг.

В.К. Гальченко. «Огонь-невидимка»

С.Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», Рассказ о неизвестном герое».

Е. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

К. Чуковский. «Путаница». Л.Н. Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки».

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день ребята. Сегодня мы поговорим на такую тему: « Огонь ошибок не прощает».

Цели нашего урока перед вами. Давайте с ними познакомимся.

2.Слово учителя.

Ребята! Слова ОГОНЬ и ПОЖАР вы слышите не первый раз. Давайте обратимся к истории и вспомним, как к людям попал огонь. Кто может ответить на этот вопрос?

(ответы детей)

Да во многом вы правы. Древние люди добывали огонь трением, высекали из камня, но не могли его приручить.

Существует легенда, что подарил людям огонь и научил им пользоваться древнегреческий герой ПРОМЕТЕЙ.

В древние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только, расселившись на земле, были слабыми, пугливыми, бессильными. Они боялись всего, что происходило вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись у костра. Была их жизнь холодной и голодной. Пожалел людей своим большим и добрым сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса. А Зевс запрещал давать людям огонь, хотел обречь на голод и холод. Прометей пробрался во дворец и взял небольшую искру огня, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. Он научил людей готовить пищу с помощью огня, отапливать жильё, а со временем люди приручили огонь и научили служить себе. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, они жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Люди научились плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

С тех пор огонь стал надёжным другом и товарищем людей. Трудно представить себе отрасль человеческой деятельности, где бы не использовали огонь. Послушайте стихотворение о «добром огне», который служит людям в быту и на производстве.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.                        

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

                               Л. Куклин.

Давайте подведём итог. В чём огонь помогает человеку? Где используется?

— в быту (приготовление пищи, отопление и т.д.), плавка металлов, обжиг кирпича…

Правильно. Можно ещё долго перечислять, как помогает нам огонь. Но случается, когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре, то косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой.

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

-Что же такое пожар?

Статистика показывает, что от 15 до 20 процентов общего количества пожаров происходит по вине школьников: из-за шалости детей с огнём, неправильное обращение с нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне ребёнок. Мы должны знать о том, что может привести к пожару.

3. Обсуждение слайдов.

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть слайды и объяснить правильно ли поступили дети. К чему  могут привести эти поступки? Как надо правильно поступать?

Играть со спичками в квартире, доме, разводить костёр на ковре – НЕЛЬЗЯ!

Распылять аэрозоли вблизи открытого огня – НЕЛЬЗЯ. Это может привести к взрыву.

Оставлять горящий костёр – НЕЛЬЗЯ!

Играть с увеличительным стеклом – НЕЛЬЗЯ!

Самостоятельно проводить опыты с неизвестными реактивами – НЕЛЬЗЯ!

Не оставлять без присмотра газовую плиту!

Молодцы, ребята, вы правильно отвечали. А теперь послушайте стихи, которые так и называются «Не шали с огнём!»

Огонёк всегда такой

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой!

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьёзный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает.

Перегретая розетка –

Загорается нередко.

Чайник всё кипел. Кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым на потолок.

-У окна,- сказала мать,-

Калорифер не включать!

-Поздно,- дочка говорит,-

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

— Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться,

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа – огонька…

А не дашь Бурёнке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

                                                                                Д. Лапина, П. Юрицин.

4. Физкультминутка.

Разминаться нужно!

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

(Руки к плечам, вверх,

к плечам, в стороны.)

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим; НЕТ!

(Вращение головой.)

Энергично, как всегда,

Головой покажем: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам на место сесть. Ура!

5. Из истории пожарной охраны.

Уже в древние времена было известно. Что пожар – явление крайне опасное, жёсткое, враждебное всему живому.

Чем больше застраивалась Русь, тем чаще вспыхивали пожары. И это понятно, ведь на её просторах возводились в основном деревянные скученные постройки. Быт жителей так же способствовал возникновению и распространению пожаров (сальные свечи, отопление по чёрному, освещение лучинами, лампады).

Основные меры борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете пользоваться огнём в летний сухой период и жёстком наказании виновника несчастья.

  Первое летописное упоминание о нормативных актах в области пожарной безопасности на Руси относится к 1472г. – времени царствования Ивана III.

В 1497 году Иван III издаёт судебник, который устанавливает систему наказаний за поджёг: «Зажигальщику, животе не дать, казнить его смертной казнью».

В 1549 году был подписан царский указ о мерах пожарной безопасности и обязательных первичных средствах пожаротушения в каждом доме. Этот указ подписал царь Иван Грозный.

№ 14

С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

№ 15

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

 №16

В нашем крае всё началось с пожара 1795 года, когда в Екатеринодаре сгорела одна землянка и выяснилось, что «не имеется во всём городе… водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного…»Войсковое правительство распорядилось в каждом курене завести по одной бочке с водой на телегах… «ко тушению пожара всегда готовых».

В 1802 году была выделена группа казаков для несения караульной пожарной службы, но не было выделено никакого пожарного инвентаря. Только в 1824 году было издано распоряжение об утверждении пожарного инвентаря.

В 1918 году Екатеринодарская городская пожарная команда состояла из главной пожарной части, 4-й пожарной части, 2-й пожарной части на Сенном базаре.

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

6. Рассматривание слайдов. Комментарии.

Сейчас вы посмотрите слайды. На них воспитанники нашей школы в музее пожарной охраны г. Краснодара. На стендах размещён пожарный инвентарь прошлого времени. Здесь можно увидеть конную колесницу, на которой выезжали на пожары. Колокол, который оповещал о том, что где-то случился пожар.  Лопаты, крюки, ёмкости для воды, старинный насос, которым в те годы качали воду во время тушения. На слайде №19 наши учащиеся рассматривают пожарный костюм того времени. Все эти экспонаты говорят о том, что работа пожарных не была лёгкой, но они всё равно спешили на помощь погорельцам.

В настоящее время пожарная охрана оснащена новой техникой, высоквалифицированными рабочими кадрами. В случае пожара не надо стучать в колокол, нужно своевременно позвонить по телефону 01 и сообщить о пожаре.

 №22

Пожарная техника в настоящее время выглядит так.

7. Работа с пословицами.

Сегодня вы многое узнали об огне, пожаре, поэтому я предлагаю вам обсудить пословицы.

8.Итог урока.

Вот и подошёл к завершению наш урок по пожарной безопасности.

Запомните дети, правила эти.

Читают учащиеся.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Не суши бельё над газом,

Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра

оставлена печь –

Один уголёк целый

дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей!

Костёр вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал!

 01 ты набери

И точный адрес сообщи!

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет нам сберечь имущество, а зачастую – здоровье и жизнь людей.

Внеклассное мероприятие на тему

«Огонь ошибок не прощает»

Учитель: Ахмедханова И.И..

Апрель 2014 г.

Огонь ошибок не прощает

(внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в 10классе)

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

  • закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии «пожарный»;

  • прививать навыки осторожного обращения с огнем;

  • воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность

Оформление: 

  • плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;

  • индивидуальные памятки.

Оборудование: ПК, проектор.

Слайд № 1(обозначение темы)

1. Легенда о Прометее (слайд №2)

Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

2. Что такое пожар? (слайд №3)

Пожар  (fire) — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожар  (fire) — огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

3. История пожарной службы(слайд № 4)

В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме. 

30(17) апреля — День работников пожарной охраны.

В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.

Днем создания единой противопожарной службы на территории бывшего Советского Союза считается

17 апреля 1918 года, когда был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем»

4. Государственная противопожарная служба (ГПС)(слайд №5)

Мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными

кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.

В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных  депо, 18 634 основных и специальных пожарных  автомобилей, 49 пожарных   катеров.

Специалистов, которые занимаются тушением пожаров называют пожарными(Слайд №6)

Слайд №7

5. Причины пожара (слайд №8 )

  1. Неосторожность с огнем

  2. Неосторожность при курении

  3. Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

  4. Детская шалость с огнем

  5. Поджоги

6. Но самые главные виновники пожара – люди (слайд №9)

(Статистика  по пожарам в России)

Слайд 10, 11

7. Конкурс № 1. «Вопрос-ответ«

Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?

Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?

Может ли загореться искусственная елка?

Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?

8. Что советуют пожарные

Кто с огнем не осторожен, 
У того пожар возможен,
Дети, помните о том, 
Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички, 
Зажигают дома спички, 
Что, ты должен предпринять?
— Сразу спички те отнять!

— Выпал на пол уголек, 
Деревянный пол зажег. 
Не смотри. Не жди, не стой, 
А залей его:(водой)

Раскалился, если вдруг,
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из розетки. 
Знает каждый гражданин
Телефон пожарных — 01.

С точки зрения пожарной 
Он опасен чересчур, 
Если сделан из бумаги 
Самодельный : (абажур)

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с : (утюгом)

 Не суши белье над газом,
Все горит единым : (разом)

Когда без присмотра оставлена печь, 
Один уголек целый дом может : (сжечь)

 Возле дома и сарая 
Разжигать костер не смей! 
Может быть беда большая
Для построек и : (людей)

 Всем, друзья, вы расскажите, 
Чем пожарные живут. 
Они днем и ночью тоже
Ваши жизни : (берегут)

9. Конкурс № 2. «Отгадай загадку» 

Серое сукно тянется в окно, 
Вьется, взвивается, 
В небо устремляется.

— Я не сам по себе, 
А сильнее всего 
И страшнее всего.
И все любят меня и 
Все губят меня.

— В бумажном домике 
Проживают гномики.
Уж такие добряки — 
Раздают всем огоньки.

Таять может, да не лед. 
Не фонарь, а свет дает.

(Дым, огонь, спички, свеча)

10. Памятка. Как вести себя на пожаре (слайд № 12)

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.

  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

  4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу меньше дыма.

  5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

  6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти. 

Слайд №13

Знать обязан каждый гражданин — 
Телефон пожарных — 01. 
Если что-то загорелось, 
На себя возьмите смелость: 
Срочно 01 звоните,

Точно адрес назовите, 
Что горит? Давно ли? Где?
Несколько минут промчится —
К вам пожарная примчится. 
И поможет вам в беде.

Пожарное дело — для крепких парней,
Пожарное дело — спасение людей,
Пожарное дело — отвага и честь,
Пожарное дело — так было и есть!

Тест на закрепление материала

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01         газовая служба

03         пожарная охрана

04         скорая помощь

2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания — ведь горит не в твоей квартире.

4. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?

а) для сохранения тепла;
б) для поддержания чистоты;
в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.

5. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?

а) умеют быстро разжечь костер;
б) умеют быстро потушить огонь;
в) знают много игр с огнем.

Цель:  закрепление знания детей о
пожарной безопасности.

Задачи.

  • Обучающие:
    • познакомить детей с ролью огня в жизни человека:
      как положительного, так и отрицательного;
    • закрепить знания детей о причинах
      возникновения пожаров, о правилах пожарной
      безопасности и доступных средствах
      пожаротушения.
  • Развивающие:
    • формировать умение правильно оценивать
      возможную опасность;
    • развивать умения вызывать пожарную службу по
      телефону;
    • развивать речь, мышление, память.
  • Воспитательные:
    • воспитывать осторожность при обращении с огнем;
    • воспитывать самостоятельность, внимательность,
      чувство ответственности, мужества, находчивости;
    • воспитывать бережное отношение к своему
      здоровью и к здоровью окружающих.
  • Коррекционные:
    • корригировать слуховое и зрительное
      восприятие, внимание, память; развивать устную
      речь, мышление; обогащать словарный запас
      учащихся.

Оборудование: медиапроектор,
презентация к занятию.

Ход:

I. Организационный момент

– Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу
настройтесь на активную работу.

Упражнение «Свеча»

– Представьте, что перед вами горит настоящая
свеча, задуйте ее ровными  медленным вздохом

II. Основная часть.

– Что можете сказать, глядя на свечу? Что она
вам напоминает, узнаете, отгадав загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)

– Вот сегодня мы поговорим о том, какую роль
играет огонь в нашей жизни, что может произойти,
если не следить за ним, а также как действовать,
если пожар все-таки случился.
– Огонь – одно из самых больших чудес природы, с
которыми человек познакомился.
– Как вы считаете:  огонь  друг, или враг
человека?  (Ответы детей).
– Огонь издавна был другом человека. Наши
древние предки знали немало секретов и хитростей
добывания огня. Они считали его живым существом,
«приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
– Огонь помогал людям бороться за существование,
помогал в борьбе  со страшными хищниками,
отпугивая их от пещер и стоянок древнего
человека. Огонь костра помогал людям готовить
пищу, спасал от холода.
– И сегодня люди не могут обходиться без огня.
– Ребята, а скажите, для чего человеку нужен
огонь? 
Огонь и сегодня помогает человеку. На
хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном
заводе обжигают кирпич, из которого строят дома.
А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё
делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

Едет автомобиль, взлетает ракета,
поднимая на орбиту космический корабль. Что
движет ими? Сила огня!
Но когда человек забывает об
осторожности, мирный огонь превращается во
врага. Это зависит от того, правильно ли
используется огонь. Какой стороной он обернется
к нам. Зависит от нас. Огонь – враг, если к нему
относится небрежно.

Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.

– Так как же называется разбушевавшаяся
огненная стихия? (Пожар).
– Слово «пожар» вам приходилось слышать и
раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось
наблюдать и видеть последствия этой стихии.
– А что такое пожар? Как вы думаете?
– Правильно, пожар – это процесс горения,
который уничтожает все вокруг и создает
опасность для жизни людей.
– Очень опасна разбушевавшаяся стихия – пожар.
– Чем опасен пожар? (При пожаре сгорают вещи,
квартиры, дома, леса)
.
– Вы все сказали правильно, при пожаре сгорают
вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.
– Но пожары страшны не только огнём, который
пожирает и дерево, и металл, и растения и
животных. Опасными спутниками огня являются –
ядовитый дым, высокая температура, плохая
видимость, паника и растерянность, обрыв
электрических проводов и возможность поражения
током, обрушение конструкций.
– Давайте вспомним, отчего возникает пожар.
– Если баловаться чем? (Спичками)
– Это одна из причин возникновения пожара. Какую
причину возникновения пожара вы знаете ещё (если
забыли выключить утюг).
– Правильно, если забыть выключить
электроприборы.
– Нельзя зажигать дома бенгальские огни,
фейерверки, свечи.
– Очень большую опасность представляют костры.
Если костёр не затушить, то раздуваемые искры
разлетятся, и возникает пожар.
– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями: бензином, ацетоном.
Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми
ожогами и увечьями.
– Пожар может возникнуть от поджигания сухой
травы, тополиного пуха.
– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В
кино и по телевизору пожар показывают в виде
стены огня. Люди и привыкли считать, что именно
это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и
тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не
сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма.
Можно отравиться ядовитыми газами, которые
выделяются в процессе горения бытовых приборов
(телевизора, плиты)
– Но бывает так, что меры предосторожности не
помогли и пожар начался. Что нужно делать в таких
случаях? Что нужно делать в первую очередь? (Быстро
выбежать из здания).

– А затем, что будете делать? (Звонить по 01)
– Да. Ребята, вы все правильно говорили. А теперь
давайте прочитаем правила поведения и действия
во время пожара.

1. Не поддаваться панике.
2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу
же затушить его, набросив на огонь плотную ткань
(одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю
воды.
3. Нельзя тушить водой горящие предметы под
напряжением. Если загорелся телевизор,
компьютер, то нельзя выливать на него воду,
только накрывать тканью.
4. Если комната заполняется едким дымом, закройте
нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте
помещение.
5. Если у вас загорелась одежда, падайте и
катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в
одеяло.
6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в
укромных местах.
7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу
пробираться на четвереньках, ползком – внизу
дыма меньше.

– Такие простые правила вы должны не только
знать, но и если не дай бог случится применить на
практике.

Игра «Найди средства тушения»

На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая
игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно
выбрать  отложить в сторону средства тушения.

Разбор ситуаций

1. Если случится пожар в квартире, в которой ты
находишься, твои первые действия:

А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть
квартиру;
Б) начну тушить пожар в квартире;
В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

2. Что делать, если огонь еще в квартире
маленький:

А) оповестить соседей и приступлю к тушению
огня;
Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив
газ и электричество;
В) открыть в комнате окна.

3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел
дым:

А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор
влажное одеяло;
Б) залью телевизор водой;
В) убегу в другую комнату.

Послушайте запись и определите, о какой
беде идет речь. Что неправильно сделал герой?

«Пожар, пожар… не помню адреса…все горит,
приезжайте скорее…»

– О какой беде идет речь?
– Что не правильно сделал герой? (не правильно
вызвал пожарную службу)
– А как же правильно вызвать пожарную службу.
– Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную
службу.
– По какому номеру вы будете звонить?(01)Набирай.
– О чем будешь говорить?
– Ребята, в основном хорошо, но были определенные
неточности.
– Так как же правильно вызвать пожарную службу?

  • Нужно четко назвать свое имя и фамилию.
  • Назвать адрес или приметы, по которым можно
    найти то место, где происходит пожар.
  • Говорить быстро и четко дорога каждая минута.

Пословицы

Об огне и пожаре сложено очень много пословиц.
Вот на  даны пословицы, нужно их собрать, а
потом объяснить, как вы их понимаете.

  • Спички – не игрушка, а великое пламя.
  • Искра мала, а великое пламя рождает.
  • Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.

– А еще я хочу сказать вам  народную
мудрость: «Вор ворует – стены оставляет, а  
пожар – ничего». 

Загадки.

– А теперь вам предстоит отгадать загадки об
огне и о предметах, которые с ним связаны.

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарные)

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена
летит (Огнетушитель)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявит море (Утюг)

В последнее время участились случаи пожаров в
больницах, в детских учреждениях. Было много
жертв среди школьников, престарелых граждан. Все
это можно было избежать, если бы учреждения были
бы оснащены системами пожарной сигнализации.
– Такая система имеется у нас и в школе и
интернате. Благодаря ней мы можем узнать о
начинающемся пожаре и сможем обезопасить себя и
попытаться ликвидировать пожар.
– Сейчас я расскажу, что входит в систему
пожарной безопасности.
– На каждом этаже есть средство пожаротушения –
это огнетушитель. Кроме огнетушителей, на каждом
этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и
покрашен в красный цвет. Почему в красный?
– В этом шкафу расположен пожарный рукав,
свернутый в рулон. С наконечником. В случае
возгорания им можно воспользоваться во время
тушения, поэтому рукаву будет идти вода.
– Еще на каждой двери есть дверной доводчик,
который позволяет плотно затворить дверь. Не
пропуская дыма во время пожара.
– На всех стенах есть световой оповещатель
«Выход» и галогеновые зеленые стрелки. Они ночью
светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно
ориентироваться во время эвакуации.
– Эвакуация.  Как вы понимаете это слово? (Это
когда люди быстро покидают помещение).

– Правильно. Эвакуация – это организованный
выход людей из здания при чрезвычайных
ситуациях. В данном случае при пожаре.
– На потолках у нас в интернате и школе
прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот
они на слайде.   Эти датчики реагируют на
задымление. Если возникает очаг возгорания,
появляется дым, он поднимается к потолку и вот
как раз воздействует на этот датчик.  Датчик
подает сигнал на пульт, а пульт воспроизводит
голосовое оповещение через громкоговорители,
которые расположены на каждом этаже вот они на
слайде.
– Когда мы проводим учебную эвакуацию,
вспомните, какие слова вы слышите через
громкоговоритель?
– Правильно, мужской голос говорит: «Внимание!
Пожарная тревога. Всем срочно покинуть
помещение».
– Сколько раз идет оповещение? Послушайте на
записи это звуковое оповещение.
– После этого сигнала вы должны, что сделать?
– Правильно, покинуть помещение, согласно плану
эвакуации. При эвакуации нужно соблюдать
определенные правила:

1. Каждая группа эвакуируются через свой
запасный выход. На каждом запасном выходе висит
табличка, какая группа выходит через нее.

– Для чего они нужны?

2. Обязательно нужно знать места сбора после
выхода из здания.

–  Где мы собираемся после выхода из школы?
– Надо собраться около своего воспитателя, рядом
со своей группой. Для чего это нужно?
– Не надо прятаться во время пожара в шкафах, под
кроватью. Можно задохнуться или просто вас не
смогут найти. Ваша задача – быстрее выти из
здания и сохранить свою жизнь.
– А дальше уже  пожарники  займутся
ликвидацией пожара.
– Вот я немного рассказала о нашей пожарной
сигнализации.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

– А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила
противопожарной безопасности. И поиграем в игру
«Это я, это я, это все мои друзья».
– Я буду вам задать вопрос, если считаете, что
нужно поступить именно так, говорите хором «Это
я, это я, это все мои друзья». Если не согласны
молчите.

Кто задорный и весёлый,
Верность, правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (Молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (Молчат).

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (Молчат)

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

– Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все
правила противопожарной безопасности, и, я думаю,
будете соблюдать их не только сами, но и научите
других ребят

III. Итог

– Полезный ли был для вас этот разговор?
– Что нового вы узнали? (О правилах пожарной
безопасности, о системе пожарной сигнализации, о
эвакуации во время пожара)

– Как вы думаете, знание и выполнение техники
пожарной безопасности поможет вам в жизни?
– Что запомнилось вам на этом занятии?
– Я искренне желаю вам не оказаться в
чрезвычайной ситуации, а если случится беда,
вспомните сегодняшнее занятие  четко и
грамотно действовать и тогда последствий плохих
не будет.

Классный час:»Огонь ошибок не прощает»

Цель: Продолжить формирование знаний детей о пожарной
безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

познакомить учащихся с историей пожарной службы в стране и
крае

закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли
огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии
«пожарный», «спасатель»

прививать навыки осторожного обращения с огнем

воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного
поведения

формировать навыки групповой работы учащихся

    Ход урока

I. Организация

 (Слайд 1. См. Приложение 1)

Слово учителя: Сегодня вы вспомните очень
важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю
вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не
я, нет, не я, это не мои друзья”.

Учитель:

Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный
сор?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель: А сгорел гараж знакомых и строительный
забор.

Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.

Учитель:

Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.

Учитель: Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья

Учитель: Так о чём мы будем говорить?

Дети: О безопасном обращении с огнём.

Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока вам
необходимо будет выполнить задание:

Отгадайте загадку: (Слайд 2)

Шипит и злится, воды боится

Без рук, без ног, а все съедает. (Огонь) (Слайд 3)

Решите ребус: Пажар = ошибка ,,
+ ок + не + прощает (Слайд 4)

Учитель: Правильно ребята. Тема нашего урока “Огонь
ошибок не прощает”. (Слайд 5)

III Усвоение новых знаний

Учитель: В давние времена, когда всем миром правил
Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными,
пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С
ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие
горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни
жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел
людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не
давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и,
спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли
яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями,
жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь
стал надежным товарищем и помощником людям. (Слайд 6)

Ученик 1:

Нам без доброго огня.
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.

Ученик 2:

Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт:
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.

IV Первичная проверка понимания учащимися нового учебного
материала

Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, зачем нужен
огонь людям?

Групповая работа «Назови сферы применения
огня».

Учащиеся делятся на группы, совещаются и называют сферы
применения огня.) (Слайд 7)

Учитель: Да, огонь необходим для: (Слайд 8)

приготовление пищи

двигатели внутреннего сгорания

плавка металлов

изготовление стекла и кирпича

обжиг керамических изделий

теплоэлектростанции

Ученик 1:

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Ученик 2:

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..

Да, огонь бывает разный —
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

V. Физическая минутка. Игра «Огонь, вода, песок».

Учитель называет слова, дети показывают соответствующие
движения.

«Вода» – показать горизонтальную волну одной
рукой;

«Огонь» – вертикальные волны обеими руками,
изображая пламя;

«Песок» – делать движения пальцами, словно сыпешь
песок сверху вниз.

VI. Продолжение усвоения новых знаний

Учитель: Огонь издавна был другом человека.
Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и
неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы
человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.
Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в
год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и
самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое
главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Учитель: Что такое пожар? (Слайд 9)

Дети: Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то
горит…

Учитель: Пожар
– неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни
и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд 10)

Пожар
огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально
предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно
появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

Учитель: Согласно классификации МЧС России
Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности. (Слайд
11)

– Как вы считаете, ребята, почему?

Дети: В крае много школ, предприятий, проживает
много людей…

Учитель: Кранодарский край – это уникальный регион.
Здесь есть все: и горы, и море, и степи. Пожарные края должны уметь тушить
пожары и на воде, и в горах, и на нефтепромыслах. На территории края
расположено 4 взрывоопасных объекта, 270 пожароопасных, 40 взрывопожароопасных.
Возможны пожары промышленных, сельскохозяйственных и жилых объектов. За счет
жаркого сухого лета количество пожаров в лесах и на полях края увеличивается.
Число пожаров на Кубани остается стабильно высоким. (Слайд 12)

VII. Закрепление знаний

Учитель: Ребята, В. Маяковский очень давно написал
такие строки: Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам! Как вы
думаете, о чем он хотел сказать? (Слайд13)

Коллективная работа учащихся “Причины пожара”. (Слайд 14)

Учащиеся комментируют свои ответы.

Неисправность электроприборов и электропроводов.

Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).

Близость к огню предметов, которые быстро загораются
(занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)

Перегрузка электросети.

Игры со спичками, зажигалками

Воспламенение от искры (костер, печь, камин).

Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для
волос)

Петарды.

Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.

Учитель: Что делать, если вдруг начался пожар?
(Слайд 15)

Учащиеся:

Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”,
сообщить характер возгорания, свой адрес.

Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии
горения (используя воду, песок, огнетушитель).

Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру,
выключить электричество, газ. (Слайд 16)

Учитель: Но при пожаре опасен не только огонь, но и
дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели. А человеку, порой
хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.

Помни. (Слайд 17)

Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.

Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу
меньше дыма.

Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за
собой дверь.

Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь
комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.

После этого выходи на балкон или открой окно – зови на
помощь.(Слайд 18)

Учитель: Что же надо делать, чтобы пожара не было?
(Слайд 19)

Дети: не играть со спичками, не оставлять включенными
утюг, телевизор…

Учитель:

Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме
не пытайтесь растапливать печь.

Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.

Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями,
которые могут вспыхнуть.

В лесу не разжигайте костёр без взрослых.

VIII Физкультминутка “Упражнения для профилактики
зрительного утомления”

Сидя, откинувшись на спинку стула, повернуть голову вправо.
Посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть
левой руки, повернуть голову влево (4-5 раз).

Сидя. Быстрые моргания глаз в течение 1 минуты.

Сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять
руки вверх /вдох/, следить глазами, не поднимая головы, руки опустить /выдох/
(4-5 раз).

IХ. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Люди какой профессии всегда приходят на
помощь во время пожара? (Слайд 20)

Ученик 1:

Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов! (Слайд 21)

Учитель:

История тушения пожаров в нашей стране берет начало из
глубины веков. Традиционно в тушении пожаров на Руси активное участие принимало
население, регулярные войска, а начиная с 1654 года специальные пожарные команды.

Государство всегда строго наказывало виновных в пожаре. В
“Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году сказано о курцах: “Зажигальщику
живота не дать, казнить его смертною казнью”.

Первая профессиональная пожарная команда численностью 100
человек была создана в Москве в 1624году при Земском дворе. Она была оснащена
конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми.

С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами
московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В одном из петровских
указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в
Петербурге пожарной охраны.(Слайд 22)

Возникновение в Екатеринодаре (Краснодаре) организованной
пожарной помощи относится к 21 мая 1802 года. Было выделено 30 “внутренне –
служащих казаков” под началом казачьего урядника для несения караульно-пожарной
службы и оказания населению помощи в случаях возникновения пожара.

30 мая 1825 года является датой учреждения в Екатеринодаре
Пожарной Команды в виде организации, поставленной на страже защиты населения от
пожарных бедствий и оказания ему своевременной помощи, впервые снабженной для
этих целей необходимыми орудиями и средствами передвижения.

17 апреля 1918 года был подписан декрет «Об организации
государственных мер борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования
пожарной охраны.

На Кубани второе “рождение” пожарной службы началось в 1920
году после установления советской власти.

Пожарная охрана в крае в настоящее время – это 166 пожарных
частей. Общая численность личного состава – около 7000 человек. (Слайд 23)

Сегодня, когда резко участились чрезвычайные ситуации,
связанные с масштабными возгораниями, на помощь пожарникам приходят спасатели
широкого профиля. Спасение людей, гибнущих в огне, стало их общим делом. Это не
просто работа — это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на
свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных,
покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто
выполнить свой долг. (Слайд 24)

Результаты работы пожарных (Слайд 25)

по России

Спасли людей

98363 чел.

Спасли материальные ценности

38,1 млрд. руб.

Учитель: “Шутки” с огнем приводят к большим
неприятностям. (Слайд 26)

Х. Контроль и самоконтроль знаний учащихся

Учитель: Чтобы проверить знания, полученные на уроке,
проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы: (Слайд 27)

Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)

Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)

Номер пожарной службы? (01.)

Почему телефон пожарной службы – 01?

01 – простой, его всякий запомнит,
01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.

Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно
начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? (вызвать
пожарных по тел. “01).

Закончи предложение: (Слайд 28)

1. Огонь нельзя оставлять
2. Если увидишь пламя –
3. Вызывай пожарных
4. От огня нельзя
5. Из горящего помещения
6. Опасней всего при пожаре

1) без присмотра
2) зови на помощь взрослых
3) по телефону 01
4) прятаться
5) надо быстро уйти
6) дым

ХI. Подведение итогов урока

Учитель:

– О чем говорили на уроке?
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
– Как вызывать пожарную команду?

Учитель: Ребята, всегда помните, что пожар легче
предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой
бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго
соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо
четко знать, как себя вести.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда
не стал врагом.

Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в
котором вы живете, и школу, в которой учитесь! (Слайд 29)

Учитель раздает памятки “Чтобы не было пожара”.

  • Классный руководитель создал дружелюбную атмосферу лексическая ошибка
  • Классическое наращивание ресниц ошибки
  • Классические исправления ошибок способы
  • Классическая экономическая школа ошибки
  • Классическая экономическая школа ошибки