Классный час на тему природа не прощает ошибок 4 класс

              Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                          Венгеровская СОШ №2

Классный час

«Природа не прощает ошибок»

Выполнила

классный руководитель

4Б класса

Юмашева О.М.

                                                 Венгерово2018

Цель: формирование экологической культуры, предполагающей ценностное                 отношение детей к природе.

Задачи:

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
  • формировать бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;
  • формировать культуру общения на уроке.

Оборудование:

ж/к телевизор, презентация, шапочки-маски, письмо, задания для каждой команды.

Ход урока.

  1. Оргмомент:

 (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

  1. Создание учебной мотивации.

Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля показ глобуса)

— Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно прекрасен… И очень важно, чтобы это продолжалось вечно». Я предлагаю каждому из вас прикоснуться к глобусу и ощутить себя частью большой планеты Земля..

 Наша планета восхитительна и богата. Чего только нет на земле – горы, реки, луга, поля, озера, моря, леса и океаны.

Посмотрите! Нам есть, чем гордиться!

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Озера — крупнейшие сокровищницы пресной воды.

Слайд 2. Горы – кладовые чистого воздуха, который обладает настоящими целебными свойствами.

Слайд 3. Леса – легкие нашей планеты и дом многих зверей и птиц.

Слайд 4. Поля – кормилицы всего человечества.

Слайд со всеми фото. Ребята, вам нравится наша планета? (да)

3. Постановка задачи.

Вдруг неожиданно раздаётся музыка. Ребята не понимают, откуда идет звук.

— Ребята, что это за звук. Кто-то из вас принёс с собой телефон? Ой, посмотрите на экран. Кто это?

На экране появляется изображение инопланетянина, который начинает рассказывать историю нашей грязной планеты.

Я пришелец из космоса. Меня зовут ЛАРС. Я живу на далёкой планете Экос. Мы очень любим наблюдать за планетой Земля, потому что она очень красивая..

Но, однажды при ближайшем ее рассмотрении мы заметили, что у Земли много проблем. Мы поняли, что она в опасности. ПОСМОТРИТЕ САМИ! (слайды).

Слайд 1. Кит, выбросился на берег. ПОЧЕМУ?

Это последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрыты нефтью. ПОЧЕМУ?

Это последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Людям трудно дышать. ПОЧЕМУ?

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.

Слайд 4. Лесов на планете Земля все меньше и меньше. ПОЧЕМУ?

Халатное отношение людей приводит к гибели лесов. Это очень опасно и грозит изменением климата.

Слайд 5, 6. В ваших сёлах очень, очень много мусора. Почему?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым  вы дышите. 

Слайд 7. На природе очень грязно. Почему?

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ребята посмотрите видеоролик, как может измениться наша планета.

Вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Ребята! Это ужасно! Мы, люди,  губим нашу планету. Звери, птицы, рыбы, насекомые, живут в гармонии с природой.

Только людская суета нарушает ее покой. И время от времени без всяких предупреждений природа бунтует, как будто подает сигнал тревоги.

Извержения вулканов, землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, пожары и наводнения. Эти природные вспышки ярости мы называем стихийными бедствиями. Все это ведет к необратимым изменениям природы, к  гибели живых организмов, т.е. к экологической катастрофе.

Запомните это страшное название — экологическая катастрофа и сделайте все, чтобы ее избежать.

 Сохраните вашу природу и все живые организмы Земли!

Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Я привез вам рекомендации ученых с нашей планеты Экос, как помочь вашей планете Земля. Но, прочитать письмо смогут только те земляне, которые искренне любят, понимают Землю и живут в настоящей гармонии с природой.  Прощайте!

Ребята, давайте прочитаем, что нам написали жители дальней планеты.

(показывает на слайде непонятный текст)

— Вы что-нибудь понимаете, вы  можете прочитать письмо? (нет)

Вот и я не могу. Мы с вами люди каменных городов, а чтобы  расшифровать,  послание нам надо  стать индейцами, именно этот  древний народ живет в гармонии с природой.

(подумала)

Ребята, у меня есть идея, идите сюда!

(шепчет задание о переодевании)

                                            музыка индейцев

—  Братья и сестры! Мы сегодня собрались у великого огня, чтобы свершилось предначертанное.  (У_У_У!)

Мы должны расшифровать послание, которое поможет спасти нашу кормилицу Землю. (У_У_У!)

ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ, если Вы готовы, потопайте!

ПЛЕМЯ ЛОВКИХ, если вы готовы, поднимите руки и похлопайте!

ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ, если вы готовы, попрыгайте!

ПЛЕМЯ МУДРЫХ, если вы готовы, издайте крик индейцев!  

Если мы все вместе, если мы все за одно великое дело, то давайте потопаем, а теперь поднимем руки и похлопаем, а теперь попрыгаем и издадим великий сигнал индейцев.

Ну, а теперь за работу.

Племя мудрых! Соедините начало и конец, и узнайте  секреты бережного отношения к природе.

— Сортируя мусор,

— Починив подтекающий кран,

-Экономно расходуя бумагу,

— Изучая природу,

— Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.  

Племя сильных: раскройте тайну, можно ли из чего-то ненужного сделать что-то полезное.

  1. Собрать стеклянные бутылки.
  2. Собрать другие изделия из стекла.
  3. Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.
  4. Отвезти груз на завод.
  5. Раздробить на заводе стекло на кусочки.
  6. Смешать стеклянные кусочки с глиной.
  7. Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Племя Ловких, создайте знак, который остановит людей каменных городов и не позволит им уничтожить природу.

Племя Быстрых. Рассмотрите Жалобную книгу планеты Земля и создайте рекламу для моего спасения

Я — планета Земля третья от Солнца и пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы, крупнейшая по диаметру,массе и плотности среди планет земной группы. С первых дней своего развития человек связан со мной. Но только сейчас я стала понимать, что человечество разрушает свой мир. И я хочу пожаловаться вам – люди на то, что вы меня обижаете и совсем не стараетесь беречь. Я очень разочарована в том, что вы перестали меня любить. Вы делаете мне больно.

Прошу вас, люди, берегите меня — ваш дом! Ведь я могу погибнуть и остаться обугленной песчинкой в дымной мгле. И не случайно грозные вулканы выплескивают с лавой мою боль. Очнитесь, люди, чтобы меня от гибели спасти!

Виртуальный экологический рейд.

-Племена, а как вы считаете: не грозят ли экологические катастрофы селу Венгерово?
 Давайте проведём рейд по улицам  нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Презентация. «Виртуальная экскурсия»

Слайд1

Жители села, вы любите праздники? А шары гелиевые запускать в небо?

Это , ребята, есть первые нарушители. Почему?
Примерные ответы детей:
— Эти шары обязательно осядут на растениях, водорослях, лугах. Растения, трава и водоросли попадут в желудок травоядным животным вместе с безобидными шариками. Животное погибнет.

Слайд2
Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это весной добропорядочные хозяева сжигают листву и ботву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон эти хозяева нарушают?
Примерные ответы детей: 
— Листва деревьев, ботва, накапливает огромное количество токсических веществ

Люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
— Листья и ботву категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить на свалку

Слайд3

-Мы выехали за пределы нашего села. Когда-то тут было  Моисеево болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и сделали тут свалку. К каким последствиям для леса и речки это может привести

Примерные ответы детей: 
 Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
-Так какой же вывод можно сделать?.

Сейчас наши племена объединятся и постараются составить экологический прогноз селу Венгерово и расшифровать письмо.

Земляне, экологические прогнозы печальны.  Природа в опасности. Помогите ей, ведь Земля – ваш дом. Каждый может и должен внести свой вклад в спасение Земли.  Соблюдайте чистоту и перерабатывайте мусор, экономьте воду и электроэнергию, берегите животный и растительный мир, не загрязняйте атмосферу.

Рефлексия.

-Ребята!

— Конечно, мы не можем предотвратить все экологические катастрофы, это не в наших силах. Но мы можем помочь природе своими маленькими, но полезными делами. А эта песня пусть станет гимном нашего класса.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

http://webkind.ru/text/5704166_57313101p75191005_text_pesni_pticy-ryby-i-zveri-v-dushi-lyudyam-smotryat.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/zhaloby-zhivotnykh

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская
средняя общеобразовательная школа»

Курского
района Курской области

Классный час в 4 классе

Природа не прощает ошибок

подготовила

учитель
начальных классов

Тульченко Ирина
Анатольевна

МБОУ
«Октябрьская средняя

общеобразовательная
школа»

 Курского
района

 Классный
час в 4 классе  Природа не прощает ошибок

Цели:

·                   
расширить представление детей об экологических законах;
способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

·                   
формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере
природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к
природе;

·                   
побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к
пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:  

 Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е.Евтушенко)

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

   План классного
часа:

1.                 
Вступительное слово.

2.                 
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

3.                 
Интерактивная беседа.

4.                 
 Игра «Познай мир»

5.                 
 Информационный блок «Законы экологии».

6.                 
«Экологическая
ярмарка

7.                 
 Памятки
для любителей природы

8.                 
Работа в группах. «Обращение от имени Природы»

9.                 
Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

10.             
Подведение итогов.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. 2013
год объявлен годом экологической безопасности. Тема нашего классного часа –
«Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге
экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию
самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим
здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим
поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы,
подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её
богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Родная
природа! Мы всегда с гордостью произносили эти слова. Как много они значат! Мир
её богат и разнообразен.

В
самом деле, какую большую радость всегда испытываешь, когда видишь диких
животных, слышишь пение птиц! Мы знаем, что к живой природе относятся 
животные, растения, человек, а к неживой – свет, воздух, вода, почва. Между
живой и неживой природой всегда существовали тесные экологические связи. О них
мы должны знать. Приведём примеры: движение воздуха – ветер служит средством
распространения плодов и семян; многие полезные ископаемые, как торф, каменный
уголь, образуются из остатков животного организма, многие растения – это пища
для животных и человека.

Да! В
природе всё взаимосвязано. Уничтожьте пернатых хищников – и землю заполнят
змеи; истребите змей – расплодятся грызуны; расправьтесь с грызунами – в атаку
движутся насекомые; не будет насекомых – бесплодным окажется мир растений.
Исчезнет зелёный покров земли и оборвётся жизнь на Земле.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на
всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен –
житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи
комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в
сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял
только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы
был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой
же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и
рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии,
всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама
регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё
взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои
примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и
высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы
воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали
покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы
сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается,
ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит
предотвращали эпидемии.

4. Игра
“Познай мир”

Выбираются
две команды.

1-я
команда «Ивушка» и 2-я комада «Берёзка»

I
Тур – “Животные нашего края”

Из
мешочка достаются номера, соответствующие какому-то редкому животному.
Учащиеся, по заранее объявленному плану, должны рассказать о нём:

1.                 
В каких местах живёт;

2.                 
Чем питается;

3.                 
Какова его польза в природе и жизни человека;

4.                 
Как охраняется;

Список животных

1.
Выдра.

2. Аист.

3.
Бобёр.

4. Дикий
кабан.

5. Лось

6.
Лисица.

7.
Косуля.

8.
Заяц-русак.

9.
Хорёк.

Во
время ответов, учитель вывешивает изображения всех названных животных.

II
Тур – “Загадочный гость”.

Отгадайте
по проигранной музыке, о чём эта песня, о каких животных.

Задаётся
по три музыкальных вопроса каждой команде:

·                    
“Не дразните собак”;

·                    
“Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”;

·                    
“Пропала собака”;

·                    
“Скворушка”;

·                    
“…………….”;

·                    
“……………..”.

5. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как
видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А
между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их
сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на
доске.

Первый закон: «Всё связано со всем».
Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то
деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают
или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух,
меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями.
Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц –
исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных
процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в
природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек
создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов,
которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют
её.

Экологическая культура заключается в том,
чтобы знать и выполнять эти законы.

6.«Экологическая
ярмарка» 

Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей. Ученики поднимают руки на понравившийся
товар и получают его. 
— Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке! 
— А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя! 
— Мои грибочки из берёзового лесочка! 
— А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила! 
— Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки! 
— А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут
храниться! 
— Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им
опасность выбранных товаров.

 
7. Памятки для любителей природы

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие
вещества.

• Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог,
свалок и промышленных предприятий. 
• Всегда тщательно мой овощи и фрукты. 
• Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке. 
• В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Как защититься от загрязненного воздуха.

• Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени
побольше. 
• Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем. 
• Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог. 
• Попроси взрослых не курить в квартире. 
• Разводи комнатные растения, которые очищают воздух. 
• Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

Как защититься от загрязненной воды.

• Нельзя купаться возле промышленных стоков. 
• Пей только кипяченую воду. 
• Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового
фильтра. 

8. Работа в группах. «Обращение от имени
Природы».

Классный руководитель.
Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и
загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если
бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем
письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к
бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к
учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и
крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам
нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети
пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения.
Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и
читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут
услышаны.

8. Заключительная беседа «Убивай зверей
внутри себя».

Классный руководитель.
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение
этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не
достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному
часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую
былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает
убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба,
хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть
в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить
другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все
правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам
полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих
зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на
пользу природе.

8.                 
Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель.
Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя
экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ об эвене, который
разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много
зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что
делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое
трудное – быть добрым.

Литература:

    1. Акимушкин
      И. И Причуды природы. –М.: ВАКО,1985
    2. Запартович
      Б. Ю. С любовью к природе.—М.: Просвещение, 2007.
    3. Шмаков
      С. А. Нетрадиционные праздники в школе.—М.: Просвещение, 2007.

8. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не

знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в

природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте

напишем письмаобращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

8. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение

этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна

ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта

Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

Что нужно беречь природу.

Что нельзя убивать зверей.

Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие,

хвастливость, гордыня и т.д.

Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас это плохие качества

характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить

природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические

знания и умения пойдут на пользу природе.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы

считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Литература:

1. Акимушкин И. И Причуды природы. –М.: ВАКО,1985

Тема: «Природа не прощает ошибок»

Цели: расширить представление детей об экологических законах, способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово. (сл.1-3)

Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушения законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

  1. Проблемная ситуация. «Нужны ли комары?» (сл. 4)

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»! – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только, что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен …. Комарами.

  1. Интерактивная беседа. (сл. 5)

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы:

Если уничтожить комаров, то исчезнет рыба, которая ими питается.

Природа сама регулирует количество живых видов.

Да в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Предлагаю вам поиграть в экологическую игру.

Экологическая игра «Паутина жизни» (сл. 6)

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос:

«Кто питается листьями березы?»

Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).

К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

А можете вы привести примеры такой взаимосвязи?

Показать слайды 7-9 (Аральское море, которое обмелело и высохло от того, что человек из него брал воду для полива хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев. После чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.)

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

  1. Информационный блок «Законы экологии» (слайд 10)

Как видим, природа жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске (Читаем).

Первый закон: Все связано со всем. Действие этого закона мы уже увидели на примерах.

Второй закон: Все должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который мы сжигаем или закапываем. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: Природа знает лучше. Человек самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент , способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Четвёртый закон: Ничто не даётся даром. Всё, что мы выиграли, взяв у природы. Она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Виртуальный экологический рейд. Какие законы нарушены?

(Слайд 11). Сейчас мы проведем виртуальный рейд и узнаем, выполняют ли жители нашей планеты экологические законы. А вот и первый нарушитель. В реку сбросили сточные воды. Чем это грозит водоему? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в ситуации?

Примерные ответы детей: Нарушены 1 и 2 законы. Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

(Слайд 12). Идем дальше. Что-то трудно становится дышать. Ага, это люди сжигают листву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон нарушают люди?

Примерные ответы детей: листья, сгорая, загрязняют воздух, вызывая болезни людей. Нарушение второго экологического закона.

В цветочном магазине покапаем упаковку удобрения « биогумус.» (Слайд 13). На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от+4 до+40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей: Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии. Тут выполняется второй закон «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а дает пищу червяку и становится удобрением.

Вот теперь решите задачку: представьте себе, что неподалеку от нашего села было болото. (Слайд 14) Весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и они его осушили. (Слайд 15). К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей: Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет. Нарушается четвертый закон природы «Природа знает лучше». Раз природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

Ну, что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах. « Обращение от имени Природы». (сл. 16)

К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы природа могла говорить. Что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма-обращения от имени природы. Первая группа будет писать обращение к фермерам. Вторая группа напишет письмо к ученикам нашей школы.

(Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.) Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя» (сл. 17)

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает). О чем здесь говорит поэт?

Примерные ответы детей:

-Что нужно беречь природу

— Что нельзя убивать зверей

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

-Это жадность, зависть, глупость, бездушие и т.п.

-Это все плохое, черное, дикое.

-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Мне кажется. Вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                          Венгеровская СОШ №2

Классный час «Природа не прощает ошибок» 

Выполнила

классный руководитель

4Б класса

Юмашева О.М.

                                                 Венгерово2018

Цель: формирование экологической культуры, предполагающей ценностное                 отношение детей к природе.

Задачи:

·        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

·        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

·        формировать бережное отношение к окружающей среде;

·        воспитывать экологическую культуру;

·        формировать мотивацию природоохранной деятельности;

·        формировать культуру общения на уроке.

Оборудование:

ж/к телевизор, презентация, шапочки-маски, письмо, задания для каждой команды.

Ход урока.

1.                 Оргмомент:

 (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

2.                 Создание учебной мотивации.

Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля показ глобуса)

— Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно прекрасен… И очень важно, чтобы это продолжалось вечно». Я предлагаю каждому из вас прикоснуться к глобусу и ощутить себя частью большой планеты Земля..

 Наша планета восхитительна и богата. Чего только нет на земле – горы, реки, луга, поля, озера, моря, леса и океаны.

Посмотрите! Нам есть, чем гордиться!

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Озера — крупнейшие сокровищницы пресной воды.

Слайд 2. Горыкладовые чистого воздуха, который обладает настоящими целебными свойствами.

Слайд 3. Леса – легкие нашей планеты и дом многих зверей и птиц.

Слайд 4. Поля – кормилицы всего человечества.

Слайд со всеми фото. Ребята, вам нравится наша планета? (да)

3. Постановка задачи.

Вдруг неожиданно раздаётся музыка. Ребята не понимают, откуда идет звук.

— Ребята, что это за звук. Кто-то из вас принёс с собой телефон? Ой, посмотрите на экран. Кто это?

На экране появляется изображение инопланетянина, который начинает рассказывать историю нашей грязной планеты.

Я пришелец из космоса. Меня зовут ЛАРС. Я живу на далёкой планете Экос. Мы очень любим наблюдать за планетой Земля, потому что она очень красивая..

Но, однажды при ближайшем ее рассмотрении мы заметили, что у Земли много проблем. Мы поняли, что она в опасности. ПОСМОТРИТЕ САМИ! (слайды).

Слайд 1. Кит, выбросился на берег. ПОЧЕМУ?

Это последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрыты нефтью. ПОЧЕМУ?

Это последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Людям трудно дышать. ПОЧЕМУ?

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.

Слайд 4. Лесов на планете Земля все меньше и меньше. ПОЧЕМУ?

Халатное отношение людей приводит к гибели лесов. Это очень опасно и грозит изменением климата.

Слайд 5, 6. В ваших сёлах очень, очень много мусора. Почему?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым  вы дышите.

Слайд 7. На природе очень грязно. Почему?

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ребята посмотрите видеоролик, как может измениться наша планета.

Вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Ребята! Это ужасно! Мы, люди,  губим нашу планету. Звери, птицы, рыбы, насекомые, живут в гармонии с природой.

Только людская суета нарушает ее покой. И время от времени без всяких предупреждений природа бунтует, как будто подает сигнал тревоги.

Извержения вулканов, землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, пожары и наводнения. Эти природные вспышки ярости мы называем стихийными бедствиями. Все это ведет к необратимым изменениям природы, к  гибели живых организмов, т.е. к экологической катастрофе.

Запомните это страшное название — экологическая катастрофа и сделайте все, чтобы ее избежать.

 Сохраните вашу природу и все живые организмы Земли!

Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Я привез вам рекомендации ученых с нашей планеты Экос, как помочь вашей планете Земля. Но, прочитать письмо смогут только те земляне, которые искренне любят, понимают Землю и живут в настоящей гармонии с природой.  Прощайте!

Ребята, давайте прочитаем, что нам написали жители дальней планеты.

(показывает на слайде непонятный текст)

— Вы что-нибудь понимаете, вы  можете прочитать письмо? (нет)

Вот и я не могу. Мы с вами люди каменных городов, а чтобы  расшифровать,  послание нам надо  стать индейцами, именно этот  древний народ живет в гармонии с природой.

(подумала)

Ребята, у меня есть идея, идите сюда!

(шепчет задание о переодевании)

                                            музыка индейцев

—  Братья и сестры! Мы сегодня собрались у великого огня, чтобы свершилось предначертанное.  (У_У_У!)

Мы должны расшифровать послание, которое поможет спасти нашу кормилицу Землю. (У_У_У!)

ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ, если Вы готовы, потопайте!

ПЛЕМЯ ЛОВКИХ, если вы готовы, поднимите руки и похлопайте!

ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ, если вы готовы, попрыгайте!

ПЛЕМЯ МУДРЫХ, если вы готовы, издайте крик индейцев! 

Если мы все вместе, если мы все за одно великое дело, то давайте потопаем, а теперь поднимем руки и похлопаем, а теперь попрыгаем и издадим великий сигнал индейцев.

Ну, а теперь за работу.

Племя мудрых! Соедините начало и конец, и узнайте  секреты бережного отношения к природе.

— Сортируя мусор,

— Починив подтекающий кран,

-Экономно расходуя бумагу,

— Изучая природу,

— Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса. 

Племя сильных: раскройте тайну, можно ли из чего-то ненужного сделать что-то полезное.

3.                 Собрать стеклянные бутылки.

4.                 Собрать другие изделия из стекла.

5.                 Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.

6.                 Отвезти груз на завод.

7.                 Раздробить на заводе стекло на кусочки.

8.                 Смешать стеклянные кусочки с глиной.

9.                 Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Племя Ловких, создайте знак, который остановит людей каменных городов и не позволит им уничтожить природу.

Племя Быстрых. Рассмотрите Жалобную книгу планеты Земля и создайте рекламу для моего спасения

Я — планета Земля третья от Солнца и пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы, крупнейшая по диаметру,массе и плотности среди планет земной группы. С первых дней своего развития человек связан со мной. Но только сейчас я стала понимать, что человечество разрушает свой мир. И я хочу пожаловаться вам – люди на то, что вы меня обижаете и совсем не стараетесь беречь. Я очень разочарована в том, что вы перестали меня любить. Вы делаете мне больно.

Прошу вас, люди, берегите меня — ваш дом! Ведь я могу погибнуть и остаться обугленной песчинкой в дымной мгле. И не случайно грозные вулканы выплескивают с лавой мою боль. Очнитесь, люди, чтобы меня от гибели спасти!

Виртуальный экологический рейд.

-Племена, а как вы считаете: не грозят ли экологические катастрофы селу Венгерово?
 Давайте проведём рейд по улицам  нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Презентация. «Виртуальная экскурсия»

Слайд1

Жители села, вы любите праздники? А шары гелиевые запускать в небо?

Это , ребята, есть первые нарушители. Почему?
Примерные ответы детей:
— Эти шары обязательно осядут на растениях, водорослях, лугах. Растения, трава и водоросли попадут в желудок травоядным животным вместе с безобидными шариками. Животное погибнет.

Слайд2
Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это весной добропорядочные хозяева сжигают листву и ботву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон эти хозяева нарушают?
Примерные ответы детей:
— Листва деревьев, ботва, накапливает огромное количество токсических веществ

Люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
— Листья и ботву категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить на свалку

Слайд3

-Мы выехали за пределы нашего села. Когда-то тут было  Моисеево болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и сделали тут свалку. К каким последствиям для леса и речки это может привести

Примерные ответы детей:
— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
-Так какой же вывод можно сделать?.

Сейчас наши племена объединятся и постараются составить экологический прогноз селу Венгерово и расшифровать письмо.

Земляне, экологические прогнозы печальны.  Природа в опасности. Помогите ей, ведь Земля – ваш дом. Каждый может и должен внести свой вклад в спасение Земли.  Соблюдайте чистоту и перерабатывайте мусор, экономьте воду и электроэнергию, берегите животный и растительный мир, не загрязняйте атмосферу.

Рефлексия.

-Ребята!

— Конечно, мы не можем предотвратить все экологические катастрофы, это не в наших силах. Но мы можем помочь природе своими маленькими, но полезными делами. А эта песня пусть станет гимном нашего класса.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

http://webkind.ru/text/5704166_57313101p75191005_text_pesni_pticy-ryby-i-zveri-v-dushi-lyudyam-smotryat.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/zhaloby-zhivotnykh

Природа не прощает ошибок
PPTX / 16.14 Мб

  • Классный руководитель создал дружелюбную атмосферу лексическая ошибка
  • Классическое наращивание ресниц ошибки
  • Классические исправления ошибок способы
  • Классическая экономическая школа ошибки
  • Классическая экономическая школа ошибки