Книжки я все очень скоро перечитал какие у меня были ошибки

Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и всё порывались целовать у меня руки — старый обычай, /оставшийся от польского крепостничества./

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки — хотя это сначала казалось мне неприятным — я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, /жившего за пятнадцать верст/, /находившегося при нем «пана органиста»/, местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, /привитая веками рабства и насилия/.

Обернувшись, я увидел Ярмолу,/ подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях/.

Ярмола, /знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса/, чуть ли не каждое дерево,/ умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте/, /различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц,/ — этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма».

Вдруг далеко, в самой чаще, раздался лай Рябчика — характерный лай собаки,/ идущей за зверем/: тоненький, заливчатый и нервный, почти переходящий в визг.

/Охваченный охотничьим волнением/, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары.

Повторяем теорию.

 Выполняя задание, подчёркивайте все основы в
предложении. 
Помните, что простое предложение может быть односоставным и двусоставным.

 Простое предложение может быть  осложнённым: 

Осложнено однородными
условиями

К полудню
прогревается и  
море , и  окрестный берег

Осложнено вводными словами,
междометиями

В русских
наших лесах, 
пожалуй , нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба.

Осложнено
обращением

Вы откуда
будете 
молодыми людьми ?

Осложнено
обособленными:

определение

На двух
треногах лежала палка, 
порядком
обгоревшая.

приложение

Серебристая
дымка
 предвестник жаркого дня,   окутала город.

обстоятельство

И
месяц, 
скучая в облачной мгле , бросил в горницу тусклый взор.

Звезды,   как вербочки
, распухают в прозрачных облаках.

Дело подвигалось
плохо, 
несмотря на  все мои хлопоты .

дополнение

В
столовой, 
кроме играющих , нет никого. 

уточняющим членом
предложения

За
логом, 
у болота , сонно журчал родник.

У
болота
 —
уточняющее обстоятельство.

Вспомните виды сложных предложений:

Бессоюзные
сложные

Союзные

сложносочинённые

сложноподчинённые

Средство связи
— интонация

Средство связи
— сочинительные союзы

Средство связи
— подчинительные союзы и союзные слова (наречия, относит. Местоимения)

Сыр выпал — с ним была плутовка
такова. 

[] —
[].

Начинался ветер, деревья мерно
раскачивались.

[],
[].

В актовом зале горного
техникума свободных мест не было: народу набилось битком.

[]:
[].

Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды.

[];
[].

Роса уже
пала,  
и  ночной воздух пахнет влажными травами. 

[], и
[].

С юга надвигалась
туча, 
но  весенний вечер был еще ясен и тёпел.

[], но
[].

Сергей 
ЖЕ  сохранил в лицо, решительное выражение.

[], [… Же
…].

Пока  офицеры завтракали
теплоход пришёл в деревянное причалу.

(Пока…),
[].

Сторож бежал тяжело и один раз
даже остановился,  :
Чтобы  перевести дух.

[],
(чтобы…).

Книжки,
 какие  у меня Были, я все очень скоро перечитал.    […, (Какие…),… ].


·
     
Сочинительные
союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.

Сравните:
От дымной проруби  шёл человек По  и  нёс  большого осетра —
простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа;

Денег  дам  на дорогу, и вертолёт  вызвать можно 
сложносочинённое предложение, 2 основы.

       ·      Сочинительные
союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Дорогие люди имеют дело друг с другом .

Исключение  составляют Союзы  тоже, также,  частицы- Союзы же,
только.
 Они обязательно занимают место в середине второй части (второго простого
предложения).

Мы с сестрой плакали .
Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину .
Поэтому можно разбить с бессоюзными сложными предложениями.

·         
Иногда нет запятой между частями сложносочинённого предложения. Для этого предлагаются общие второстепенные предложения
или общее придаточное предложение.

Например:
По улицам  двигались  тяжёлые  грузовики  и
 мчались  легковые  автомобили . (есть общий второстепенный член) — 2 основы
Звезды  уже  начали бледнеть  и  небо
серело
когда  коляска под  крылом дома в Васильевском.  (есть общее придаточное предложение) — 3 основы

·         
При наличии одинакового подчинения.

Видел Егорушка,  как
мало-помалу 
темнело небо  и о пускалась  на Землю  мгла.  — 3 основы

·         
Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединиться к главному при помощи сторон ЛИ, употребляющих в значительном союзе.

Например:

Он не знал придёт  ли  завтра. — 2 основы

Выполнить задание и проверить себя вы можете здесь.

I

Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

— У, какой ветер, паныч, на дворе, — сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. — Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

— Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

— Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и — а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, — думал я, сидя в вагоне, — совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

Но… или перебродские крестьяне отличались какой-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, — отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай Бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки — старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки — хотя это сначала казалось мне неприятным — я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне это не полагается… Что у тебя болит?»

— В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть сере́дине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

— Давно это у тебя сделалось?

— А я знаю? — отвечает она также вопросом. — Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

И сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

— Да вы не беспокойтесь, — посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, — сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю — нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» — «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!..» Нюхает… «Что, легче?» — «Як будто полегшало…» — «Ну, так и ступай с Богом».

К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно. Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

— Что тебе, Ярмола? — спросил я.

— Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так… Нет, нет… не так, как вы, — смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь… — Мне бы только мое фамилие…

— Зачем это тебе? — удивился я… (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде: жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: — Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

— А видите, какое дело, паныч, — ответил Ярмола необыкновенно мягко, — ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда бумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что… никто не может… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано… То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

Такая заботливость Ярмолы — заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, — такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа — все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, — этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

— Ну скажи, Ярмола, — «ма». Просто только скажи — «ма», — приставал я к нему. — Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну, говори — «ма»…

Тогда Ярмола глубоко вздыхал, клал на стол указку и произносил грустно и решительно:

— Нет… Не могу…

— Как же не можешь? Это же ведь так легко. Скажи просто-напросто — «ма», вот как я говорю.

— Нет… не могу, паныч… забыл…

Все методы, приемы и сравнения разбивались об эту чудовищную непонятливость. Но стремление Ярмолы к просвещению вовсе не ослабевало.

— Мне бы только мою фамилию! — застенчиво упрашивал он меня. — Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук — и больше ничего.

Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить.

По вечерам, окончив топку печей, Ярмола с нетерпением дожидался, когда я позову его.

— Ну, Ярмола, давай учиться, — говорил я.

Он боком подходил к столу, облокачивался на него локтями, просовывал между своими черными, заскорузлыми, несгибающимися пальцами перо и спрашивал меня, подняв кверху брови:

— Писать?

— Пиши.

Ярмола довольно уверенно чертил первую букву — «П» (эта буква у нас носила название: «два стояка и сверху перекладина»); потом он смотрел на меня вопросительно.

— Что ж ты не пишешь? Забыл?

— Забыл… — досадливо качал головой Ярмола.

— Эх, какой ты! Ну, ставь колесо.

— А-а! Колесо, колесо!.. Знаю… — оживлялся Ярмола и старательно рисовал на бумаге вытянутую вверх фигуру, весьма похожую очертаниями на Каспийское море. Окончивши этот труд, он некоторое время молча любовался им, наклоняя голову то на левый, то на правый бок и щуря глаза.

— Что же ты стал? Пиши дальше.

— Подождите немного, панычу… сейчас.

Минуты две он размышлял и потом робко спрашивал:

— Так же, как первая?

— Верно. Пиши.

Так мало-помалу мы добрались до последней буквы — «к» (твердый знак мы отвергли), которая была у нас известна как «палка, а посредине палки кривуля хвостом набок».

— А что вы думаете, панычу, — говорил иногда Ярмола, окончив свой труд и глядя на него с любовной гордостью, — если бы мне еще месяцев с пять или шесть поучиться, я бы совсем хорошо знал. Как вы скажете?

zakirorova776

из повести Олеся выписать 7 сложно подчинёных предложений, пожалуйста помогите​

Светило науки — 5996 ответов — 0 раз оказано помощи

Відповідь:

  1. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. — СПП с придаточным определительным.
  2. Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. — СПП с придаточным определительным.
  3. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. — СПП с придаточным цели.
  4. «В середине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть середине, так что даже ни пить, ни есть не можу— СПП с придаточным следствия.
  5. И, сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится. — СПП с придаточным уступки.
  6. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. — СПП с придаточным изъяснительным.
  7. И хату ее сломали, чтобы от того проклятого кубла и щепок не осталось— СПП с придаточным цели.
  8. Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. — СПП с придаточным меры и степени.

Пояснення:

Читать онлайн «Олеся. Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн

Олеся

I

Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

– У, какой ветер, паныч, на дворе, – сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. – Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

– Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

– Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и – а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, – думал я, сидя в вагоне, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

Но… или перебродские крестьяне отличались какой-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, – отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай Бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки – старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки – хотя это сначала казалось мне неприятным – я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне это не полагается… Что у тебя болит?»

– В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть сере́дине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

– Давно это у тебя сделалось?

Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

— У, какой ветер, паныч, на дворе, — сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. — Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

— Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

— Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и — а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, — думал я, сидя в вагоне, — совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уж успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

Но… или перебродские крестьяне отличались какою-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, — отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и всё порывались целовать у меня руки — старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки — хотя это сначала казалось мне неприятным — я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне этого не полагается… Что у тебя болит?»

— В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть середине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

— Давно это у тебя сделалось?

— А я знаю? — отвечает она также вопросом. — Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

И, сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

— Да вы не беспокойтесь, — посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, — сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю — нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» — «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!» Нюхает… «Что легче?» — «Як будто полегшало»… — «Ну, так и ступай с богом».

К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно. Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

— Что тебе, Ярмола? — спросил я.

— Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так… Нет, нет… не так, как вы, — смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. — Мне бы только мое фамилие…

— Зачем это тебе? — удивился я… (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: — Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

— А видите, какое дело, паныч, — ответил Ярмола необыкновенно мягко, — ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что… никто не может… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано… То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

Такая заботливость Ярмолы — заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, — такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа — все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, — этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

— Ну скажи, Ярмола, — «ма». Просто только скажи — «ма», — приставал я к нему. — Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну говори — «ма»…

Тогда Ярмола глубоко вздыхал, клал на стол указку и произносил грустно и решительно:

— Нет… не могу…

— Как же не можешь? Это же ведь так легко. Скажи просто-напросто — «ма», вот как я говорю.

— Нет… не могу, паныч… забыл…

Все методы, приемы и сравнения разбивались об эту чудовищную непонятливость. Но стремление Ярмолы к просвещению вовсе не ослабевало.

— Мне бы только мою фамилию! — застенчиво упрашивал он меня. — Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук — и больше ничего.

Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить.

По вечерам, окончив топку печей, Ярмола с нетерпением дожидался, когда я позову его.

— Ну, Ярмола, давай учиться, — говорил я.

Он боком подходил к столу, облокачивался на него локтями, просовывал между своими черными, закорузлыми, несгибающимися пальцами перо и спрашивал меня, подняв кверху брови:

— Писать?

— Пиши.

Ярмола довольно уверенно чертил первую букву — «П» (эта буква у нас носила название: «два стояка и сверху перекладина»); потом он смотрел на меня вопросительно.

— Что ж ты не пишешь? Забыл?

— Забыл… — досадливо качал головой Ярмола.

— Эх, какой ты! Ну, ставь колесо.

— А-а! Колесо, колесо!.. Знаю… — оживлялся Ярмола и старательно рисовал на бумаге вытянутую вверх фигуру, весьма похожую очертаниями на Каспийское море. Окончивши этот труд, он некоторое время молча любовался им, наклоняя голову то на левый, то на правый бок и щуря глаза.

— Что же ты стал? Пиши дальше.

— Подождите немного, панычу… сейчас.

Минуты две он размышлял и потом робко спрашивал:

— Так же, как первая?

— Верно. Пиши.

Так мало-помалу мы добрались до последней буквы — «к» (твердый знак мы отвергли), которая была у нас известна, как «палка, а посредине палки кривуля хвостом набок».

— А что вы думаете, панычу, — говорил иногда Ярмола, окончив свой труд и глядя на него с любовной гордостью, — если бы мне еще месяцев с пять или шесть поучиться, я бы совсем хорошо знал. Как вы скажете?


Глава 1. Повесть «Олеся». А. Куприн.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки – хотя это сначала казалось мне неприятным – я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем

1. Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните относительные местоимения, которые соединяют части сложного предложения.
2. Найдите в предложениях все местоимения, укажите их разряд.
3. Выполните полный синтаксический разбор второго (2) предложения.
1. Мы с Лелей стали так см..ят..ся что эт..лились на тр..ву (М. Зощенко). 2. Это быта девочка с которой два года назад мы учились в одном классе (Ф. Искандер). 3. Я пон..мал что все это мне только кажет..ся (Ф. Искандер). 4. Я ведь не знал, что он разболтает (Г. Москвина). 5. Кни..ки какие у меня были, я все очень скоро перечь..тал (А. Куприн).

Очень срочно помогите пожалуйста

•Укажите главные предложения и придаточные определительные и изяъяснительные. Определите слова в главной части, к которым относится придаточная часть. Каким союзом или союзным словом соединяется она с главным предложением? Есть ли в главном предложении указательные слова?

Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время. Кузьмин разыскал помощника капитана, спросил, долго ли пароход простоит в Наволоках. Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать, когда все кончится. Они впервые узнали о существовании большого народного поэта, чьи стихи были неотделимы от страданий и мыслей народных. Слава борцам , что за правду вставали, знамя победы высокого несли. Тот, кто с нами хочет плыть, очень смелым должен быть. Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. Не зря говорила Вера Ильинична, бутдо Лена похожа на героинь. Ветер дул в ту сторону, куда ушел Гайдар. Спасибо, что потрудились лично заехать. Я вздыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь. Вдруг я узнаю, что отец едет в Сергеевку. Я рад, что мы встретились; Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла.

Ответы

[Настоящими приметами считаются те(опред.слово)], (которые определяют погоду и время(определительное)).  [Кузьмин разыскал помощника капитана, спросил(опред.слово)], (долго ли пароход простоит в Наволоках(изъяснительное)). [Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать(опред.слово)], (когда все кончится(изъяснительное)). [Они впервые узнали о существовании большого народного поэта(опред.слово)], (чьи стихи были неотделимы от страданий и мыслей народных(определительное)). [Слава борцам(опред.слово)] , (что за правду вставали, знамя победы высокого несли(определительное)). [Тот, (кто с нами хочет плыть(изъяснительное)), очень смелым должен быть(опред.слова)]. [Книжки(опред.слово), (какие у меня были(определительное)), я все очень скоро перечитал]. [Не зря говорила(опред.слово) Вера Ильинична], (будто Лена похожа на героиню(изъяснительное)). [Ветер дул в ту сторону(опред.слово)], (куда ушел Гайдар(определительное)). [Спасибо(опред.слово)], (что потрудились лично заехать(изъяснительное)). [Я вздыхаю полной грудью и чувствую(опред.слово)], (как приливает к вискам кровь(изъяснительное)). [Вдруг я узнаю(опред.слово)], (что отец едет в Сергеевку(изъяснительное)). [Я рад(опред.слово)], ( что мы встретились(изъяснительное)); [Бессмертен(опред.слово) тот], (чья муза до конца добру и красоте не изменяла(изъяснительное)).

Интересные вопросы

Выполняя задание №2, подчёркивайте
все основы в предложении.

 Помните, что простое
предложение может быть
 односоставным
и двусоставным

 Простое предложение может быть осложнённым: 

Осложнено однородными членами

К полудню прогревается и  море
и окрестный берег

Осложнено вводными словами,
междометиями

В русских наших
лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба.

Осложнено обращением

Вы откуда будете, молодые люди?

Осложнено обособленными:

определением

На двух треногах лежала палка, порядком
обгоревшая.

приложением

Серебристая дымка предвестник
жаркого  дня,
  окутала  город.

обстоятельством

И месяц, скучая в облачной
мгле
, бросил в горницу тусклый взор.

Звезды,  как 
вербочки
, распухают в  прозрачных облаках.

Дело подвигалось плохо, несмотря
на
 все мои хлопоты.

дополнением

В столовой, кроме играющих,
нет никого. 

уточняющим  членом 
предложения

За логом, у болота, сонно
журчал родник.

У болота — уточняющее
обстоятельство.

Вспомните виды сложных предложений:

Бессоюзные сложные

Союзные

сложносочинённые

сложноподчинённые

Средство связи — интонация

Средство связи — сочинительные союзы

Средство связи — подчинительные союзы
и союзные слова ( наречия, относит. местоимения)

Сыр   выпал —   с
ним была плутовка такова. 

[  ] – [  ].

Начинался ветер,  деревья мерно
раскачивались.

[  ] ,  [  ].

В актовом зале горного техникума
свободных мест не было:  народу набилось битком.

[  ] :  [  ].

Морозило; на черном небе сверкали
крупные звезды.

[  ] ; [  ].

Роса уже пала,  и ночной
воздух  пахнет  влажными  травами. 

[  ] , и [  ].

С юга надвигалась туча, но весенний
вечер был еще ясен и тёпел.

[  ] , но [  ].

Дедушка всю дорогу кряхтел и
вздыхал, Сергей ЖЕ сохранял на лице злое, решительное
выражение.

[  ] , […же… ].

Пока офицеры завтракалитеплоход
пришвартовался к деревянному причалу.

(Пока…), [  ].

Сторож бежал тяжело и один раз даже
остановился, чтобы перевести дух.

[  ],  (чтобы…).

Книжки, какие у меня
были, я все очень скоро перечитал.[…, (какие…),  … ].

·       
Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого
предложения, но и однородные члены.

Сравните:
От дымной проруби шёл человек и нёс большого
осетра – простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа;

Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать
можно 
– сложносочинённое предложение, 2 основы.

·       
Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго
простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он
служит и дорогой людям друг к другу
.

Исключение составляют
союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они
обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго
простого предложения).

Мы с сестрой плакали, мать также плакала.
Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.
Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения можно спутать с
бессоюзными сложными предложениями.

·       
Иногда нет запятой между частями сложносочинённого предложения. Запятая не
ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими
предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

Например:
По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили.
(есть общий второстепенный член) – 2 основы

Звезды уже начали бледнеть и небо серелокогда коляска
подъехала
 к крыльцу домика в Васильевском.
 (есть общее
придаточное предложение) – 3 основы

·       
Нет запятой между придаточными в сложноподчинённом предложении с союзом И
при наличии однородного подчинения.

Видел Егорушка, как
мало-помалу темнело небо и опускалась на
землю мгла. – 3 основы

·       
Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединяться к главному
при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза.

Например:

Он не зналпридёт ли завтра.
– 2 основы

Скачать теоретический материал можно ЗДЕСЬ

  • Книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения 25 см избегать чтения лежа ошибка
  • Книги про страх ошибки
  • Книги про логические ошибки
  • Книги похожие на работа над ошибками
  • Книги похожие на ошибка эль кеннеди