С 2022 года ФСС назначает пособия проактивно. Порядок взаимодействия фонда с работодателями и другими инстанциями при оплате пособий определен постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010. Обязанности отправлять в ФСС реестры документов по пособиям в нем нет. А дополнительные сведения работодатели могут сразу размещать в информационной системе ФСС или сообщать соцстраху в ответе на его запрос. К тому же больничные теперь оформяются в электронном виде и сразу размещаются в ЕИИС соцстраха. Поэтому необходимости в реестрах больничных больше нет.
Однако в полную силу проактивный порядок заработал еще не везде и некоторым бухгатерам всё еще приходится слать в ФСС реестры для пособий по-старому. Иногда случаются и ошибки.
Список ошибок при приеме документов от страхователей можно найти на портале ФСС. Код 508 означает ошибки логического контроля. О данной категории ошибок мы рассказывали в статье.
На сайте фонда указано, что при возникновении ошибки 508 необходимо исправить ошибочные параметры, указанные в протоколе проверки. То есть неточность, вызвавшую ошибку, вы можете увидеть в отказном протоколе ФСС.
Например, она может быть описана так: «ERR.915Cтpaxoвaтель 7719….., с указанным кодом подчиненности 7719 отсутствует в справочнике страхователей фонда». Это значит, что неточность в коде подчиненности и нужно править его.
Если после исправлений ошибка повторяется, остается только звонить в техподдержку или ФСС. Если у вас был положительный опыт борьбы с данными ошибками, делитесь в комментариях, помогите коллегам.
Организовать взаимодействие с ФСС по оплате пособий по новым правилам вам поможет Готовое решение от «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Порядок работы с ЭЛН
Все больше медучреждений переходит на оформление электронных листков нетрудоспособности. Для их обращения разработаны специальные форматы, использующие кодирование многих операций. Разберемся, как настроить работу с ЭЛН работодателю, что это за статус электронного больничного листа 030, 010, 020 и другие, и что делать, если получен лист нетрудоспособности с ошибкой.
Для начала работы с электронными листками нетрудоспособности работодателю необходимо:
- Заключить соглашение о взаимодействии с региональным отделением ФСС.
- Получить ЭЦП и установить необходимое ПО для работы с ней (криптопровайдер).
Обмениваться данными с фондом организация вправе:
- через личный кабинет работодателя на сайте ФСС;
- через уполномоченного оператора телекоммуникационной связи («Тензор», «Контур» и др.).
Чтобы запросить ЭЛН, достаточно его номера, Ф.И.О. заболевшего, его СНИЛС. ФСС по этим данным направит больничный лист. Но иногда вместо запрошенного документа работодателю приходит уведомление об ошибке.
Решение КонсультантПлюс: как организовать работу с электронным больничным
На сайте ФСС РФ размещена программа, с помощью которой можно принимать, оформлять и отправлять в Фонд электронные больничные.
Для работодателя применение электронной формы больничного добровольно. Можно по-прежнему принимать от работников только бумажные больничные.
Читать полностью
Возможные коды ошибок
Работодатель получит сведения о листке нетрудоспособности только с определенным статусом. Иначе вернется протокол — больничный недоступен из-за ошибки и ее код. Чтобы понять в чем причина, обратитесь к перечню статусов электронного листа нетрудоспособности
Код | Пояснение |
---|---|
010 | Открыт |
020 | Продлен |
030 | Закрыт |
040 | Направлен на МСЭ |
050 | Дополнен результатами МСЭ |
060 | Это значит, что больничный заполнен страхователем |
070 | Передан реестр ПВСО (этот код используется в регионах пилотного проекта прямых выплат пособий из ФСС) |
080 | Пособие выплачено |
090 | Аннулирован |
Тот ЭЛН, который еще находится на оформлении в медицинском учреждении, имеет ограниченный доступ, что означает статус 010 в эл. больничном, а также 020, 040 и 050. Этот листок не сможет увидеть ни сотрудник ни работодатель, пока оформление не будет закончено медучреждением.
Как реагировать на сообщения об ошибках
Получив вместо ЭЛН протокол с ошибкой, действуйте в зависимости от кода ошибки. Например, что означает статус 020 в электронном больничном — эта ошибка говорит о том, что листок нетрудоспособности не закрыт медучреждением, болезнь не окончена, работник не приступил к работе. Дождитесь, когда сотрудника выпишут и сформируйте запрос еще раз. Аналогично действуйте, получив ошибку с кодом 010; 040 или 050.
Особая ситуация — что означает статус 090 в эл. больничном — это аннулирование ЭЛН. Такой лист нетрудоспособности не подлежит оплате. В этом случае сообщите сотруднику, что его ЭЛН аннулирован и пособие не будет назначено и выплачено.
Доступный для начисления пособия ЭЛН имеет статус «Закрыт», что означает статус 030 в электронном больничном листе. Только получив документ с таким кодом, работодатель вправе приступить к расчету пособия.
Как работнику посмотреть данные ЭЛН
На сайте ФСС любой гражданин вправе уточнить сведения о своем электронном листе нетрудоспособности. Для этого с данными учетной записи в ЕСИА (регистрация на портале «Госуслуги») перейдите в личный кабинет получателя ФСС РФ и авторизуйтесь с помощью логина и пароля ЕСИА. В личном кабинете работник увидит не только сам документ, но и размер пособия к выплате.
Об авторе статьи
Котова Алла Николаевна
Главный бухгалтер
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Ошибки
ERR_7_2(Ф/Л)
Текст ошибки: Поле «Тип листа нетрудоспособности» не соответствует типу листа нетрудоспособности
Пояснение: Ошибка возникает, если реестр был отправлен с типом листка нетрудоспособности «бумажный», но в ФСС его номер зарегистрирован в списке электронных листков нетрудоспособности. Такое возможно, если реестр был загружен в старом формате (версия 1.7.4 и ниже), в нем отсутствовал тег <LN_TYPE>, отвечающий за тип листа нетрудоспособности.
Что делать:
- Если номер листа нетрудоспособности начинается с цифр “91..”, загрузите ЭЛН с портала ФСС с помощью кнопки «Загрузить ЭЛН из ФСС». Затем при импорте документа выберите действие «Обновить». Перед отправкой проверьте заполненную информацию и при необходимости заполните недостающие поля.
- Если номер листа нетрудоспособности начинается с цифр “999..” (карантинный больничный для сотрудников 65+), скачайте XML-файл отправленного реестра. Для этого нажмите на значок настроек «шестеренка» → «Просмотреть документооборот» → «Скачать».
Скачанный файл откройте с помощью тестового редактора (например, Блокнот) и исправьте значение «0» на «1» в теге LN_TYPE — должно быть так: <LN_TYPE>1</LN_TYPE>. Сохраните изменения в файле и загрузите исправленный файл с помощью кнопки «Загрузить из файла», затем при импорте документа выберите действие «Обновить».
ERR1718
Текст ошибки: Статус электронного листка «Аннулирован», реестр не может быть принят к оплате
Пояснение: ЭЛН аннулирован мед. организацией из-за ошибки или потому что был выдан больничный на бумажном бланке.
Что делать: Обновите ЭЛН и отправьте его позже, когда мед. организация закроет электронный больничный.
ERR1717
Текст ошибки: Статус электронного листка не позволяет принять реестр к оплате
Пояснение: ЭЛН не закрыт мед. организацией, находится на стадии оформления (статус 010 – Открыт или 020 – Продлен).
Что делать: Обновите ЭЛН и отправьте его позже, когда мед. организация закроет электронный больничный.
ERR_1705
Текст ошибки: ‘Номер ЛН’ сгенерированный по электронному запросу МО(ЭЛН) и не имеющий бумажной копии не может быть использован до 1 июля 2017 согласно Федеральному закону от 01.05.2017 N 86-ФЗ
Пояснение: Дата выдачи ЭЛН должна быть больше 01.07.2017.
Что делать: Проверьте значение в поле «Дата выдачи листа» на вкладке «Электронный листок нетрудоспособности».
ERR_917
Текст ошибки: *Проверка расхождений с полями части МО Список полей с конкретным указанием в каком поле несоответствие. Например: ERRMO1 «Застрахованное лицо: СНИЛС < &1 > не равно СНИЛС Застрахованного < &2 >
Пояснение: Данные в реестре по ЭЛН не совпадают с данными в ЭЛН, указанными медицинским учреждением.
Что делать: Загрузите ЭЛН с портала ФСС с помощью кнопки «Загрузить ЭЛН из ФСС», затем при импорте документа выберите действие «Обновить». Перед отправкой проверьте заполненную информацию при необходимости заполните недостающие поля.
WARN918
Текст ошибки: *Проверка расхождений с полями части страхователя Список полей с указанием в каком поле несоответствие. Например: WARNINS_1 «Страхователи: регистрационный номер (Автоматическое заполнение из настроек заполняющего или программным методом) < &1 > не равно Регистрационный номер < &2 >»
Пояснение: Данные в реестре по ЭЛН не совпадают с данными в ЭЛН, указанными страхователем.
Что делать: Проверьте значения полей, указанных в ошибке, в реестре к ЭЛН и в ЭЛН.
Ошибка -503
Возможные варианты:
Ошибка: Рег. номер в сертификате не совпадает с рег. номером в имени файл.
Ошибка: ОГРН страхователя в XML-файле не совпадает с ОГРН страхователя в сертификате.
Ошибка: ИНН страхователя в XML-файле не совпадает с ИНН страхователя в сертификате.
Ошибка: Уполномоченный не найден. Проверьте сертификат уполномоченного.
Пояснение: Данные в реестре не совпадают с реквизитами в сертификате или не настроена отправка через уполномоченного представителя.
Что делать: На вкладке «Общая информация» проверьте, корректно ли заполнены реквизиты «ОГРН/ОГРНИП», «Регистрационный номер ФСС», «Код подчиненности», «Дополнительный код ФСС» (если обособленное подразделение). После актуализации реквизитов убедитесь, что для подписи выбран корректный сертификат:
- Если у организации есть свой сертификат, выберите его для подписи, чтобы РНС, ОГРН, ИНН совпадали.
- Если отправка через уполномоченного представителя, выберите именно тот сертификат, который загружен в личном кабинете страхователя.
Если вышеперечисленные действия не помогли, обратитесь в региональное отделение ФСС и сверьте реквизиты.
ERR_917(Ф/Л)
Текст ошибки: Данные указанные в реестре/в заявлении по электронному листу нетрудоспособности 9100******** не соответствуют данным, указанным медицинской организацией в электронном листе нетрудоспособности ERR_MO_х(Ф/Л)Листок нетрудоспособности
Пояснение: В отправленном реестре сведения отличаются от тех, которые были заполнены мед. работником в ЛК страхователя.
Что делать:
- Загрузить сведения, заполненные мед. работником с портала ФСС. Для этого:
- Перейдите в раздел Пособия ФСС → ФСС.
- В сером столбце слева под названием «Пособия и ЭЛН» нажмите на кнопку «Все документы».
- Обновите сведения ЭЛН, нажав на кнопку «Загрузить ЭЛН из ФСС».
- Укажите данные для загрузки ЭЛН.
- Нажмите на кнопку «Далее».
- Выберите сертификат для подписи.
- Во время импорта выберите действие «Обновить».
- В экранной форме листа нетрудоспособности сведения должны актуализироваться.
- Далее можно перейти к отправке Реестра.
ERR_915
Текст ошибки: Страхователь XXXXXXXXXX, с указанным кодом подчиненности XXXX отсутствует в справочнике страхователей Фонда
Пояснение: Код подчиненности сменился, либо была допущена ошибка.
Что делать: Нужно указать верный код подчиненности в «Реквизитах плательщика». Для этого:
- На главной странице Контур.Экстерна справа сверху выберите «Реквизиты и настройки» → далее «Реквизиты плательщика» → «Настройки ФСС».
- В поле «Код подчиненности ФСС» впишите пятизначный код. Первые четыре цифры кода вы можете проверите по ИНН-КПП на портале ФСС: http://portal.fss.ru/fss/insurant/searchInn в столбце «Код БД».
Если на портале указано три цифры, например, 713 — это означает, что код будет начинаться с «0», т. е. первые четыре цифры должны быть 0713. - После исправления кода повторите отправку реестра.
Ошибка логического контроля
Текст ошибки: Ошибка логического контроля без перечня ошибок либо отсутствует протокол ошибок
Пояснение: Как правило, такие отказы поступают в результате сбоя работы ресурсов.
Что делать: Проверить, что отображается на портале ФСС http://docs.fss.ru/home/upinfo#.
- Если на портале аналогичный протокол без причин (или реестр отсутствует), необходимо еще раз отправить реестр.
- Если на портале корректный протокол с перечнем ошибок — обратитесь в техподдержку.