Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо найти ошибку

Лексика и фразеология

Лексика и фразеология.

Урок русского языка в 10 классе

Цель: 

Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.
Учиться анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).
Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
Развивать культуру устной и письменной речи.
Развивать монологическую речь, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Расставить ударение в предложенных словах:

Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Правильное ударение:

слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:
рьяный – очень усердный, повстречать – случайно встретить.
Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Знакомимся со словами:

интерпретация,
менталитет,
экспансия.

Интерпретация –
1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
2.В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. — творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.

Менталитет — 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления.

Экспансия – расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, государств, осуществляемое как экономическими методами (вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое давление)

1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов:

1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.
2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.
3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.
4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.

Правильный вариант

1.Командир части отправил родителям солдата благодарственное письмо.
2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги надевали чехлы на мебель.
3. Прозаик написал удачное произведение о современной жизни.
4. Я являюсь абонентом сотовой связи Мегафон.

О каком языковом явлении говорится в стихотворении:

Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

Какими частями речи могут быть слова
ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО
в зависимости от контекста?

Какими частями речи является слово «путём» в предложениях?

А) Почта была доставлена водным путём.
Б) Разногласия были устранены путём переговоров.
В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и

Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и
подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.
(По Е. Сикирич*)
* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____(в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности
рассматриваемых понятий».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) литота
3) ряды однородных членов
4) ирония
5) метафора
6) антонимы
7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
Ответ:

А

Б

В

Г

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека
понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует антонимы
(«разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – ряды однородных членов (в предложениях 4, 13), троп – метафору («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – синтаксический параллелизм («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть – любимое занятие свиней.

Фразеологические загадки:

1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Обратимся к таблице:

Я узнал… Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
Меня воодушевило…

Итог урока:

Русский язык неизмеримо богат.
Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие.
На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали над текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии.

Отредактируйте паронимы.

Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую картину действительности.

Черепаховый панцирь обладает особой прочностью.

Экзаменатор нам попался очень человеческий.

Учреждение выплачивает расходы по командировке.

Певец обладал замечательными голосистыми данными.

Твой подарок мне – сущая бездельница.

Мы были поражены бедным положением наших новых соседей.

Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.

Дружеские связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.

Лексика и фразеология

Лексика и фразеология.

Урок русского языка в 10 классе

Цель: 

Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.
Учиться анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).
Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
Развивать культуру устной и письменной речи.
Развивать монологическую речь, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Расставить ударение в предложенных словах:

Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Правильное ударение:

слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:
рьяный – очень усердный, повстречать – случайно встретить.
Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Знакомимся со словами:

интерпретация,
менталитет,
экспансия.

Интерпретация –
1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
2.В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. — творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.

Менталитет — 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления.

Экспансия – расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, государств, осуществляемое как экономическими методами (вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое давление)

1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов:

1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.
2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.
3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.
4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.

Правильный вариант

1.Командир части отправил родителям солдата благодарственное письмо.
2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги надевали чехлы на мебель.
3. Прозаик написал удачное произведение о современной жизни.
4. Я являюсь абонентом сотовой связи Мегафон.

О каком языковом явлении говорится в стихотворении:

Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

Какими частями речи могут быть слова
ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО
в зависимости от контекста?

Какими частями речи является слово «путём» в предложениях?

А) Почта была доставлена водным путём.
Б) Разногласия были устранены путём переговоров.
В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и

Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и
подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.
(По Е. Сикирич*)
* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____(в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности
рассматриваемых понятий».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) литота
3) ряды однородных членов
4) ирония
5) метафора
6) антонимы
7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
Ответ:

А

Б

В

Г

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека
понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует антонимы
(«разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – ряды однородных членов (в предложениях 4, 13), троп – метафору («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – синтаксический параллелизм («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть – любимое занятие свиней.

Фразеологические загадки:

1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Обратимся к таблице:

Я узнал… Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
Меня воодушевило…

Итог урока:

Русский язык неизмеримо богат.
Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие.
На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали над текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии.

Орфоэпические
нормы

(произношение
согласных звуков, ударение)

Задание:
В каком слове верно (неверно) выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук? В каком слове произносится звук
[ ] (указан)? В каком слове выделенная
буква означает мягкий (твердый) согласный?

Правила
и приемы, помогающие избежать ошибки

Существительное

1.Установите
аналогию с однокоренным словом

а)
ДОговор или договОр?

Дог…в…р
— приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр
и т.д. (Искл. — зАговор). Следовательно,
договОр.

б)
НефтепрОвод или нефтепровОд?

Нефтепр…в..Од
— водопровОд, провОдит (воду, нефть,
газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд
и т.д. Значит, нефтепровОд.

в)
ПротокОл или прОтокол? (ОрехокОл, дырокОл;
значит, протокОл)

2.
Правильно склоняйте существительное

Нет
(чего?) простЫнь (не прОстыней!), грАбель
(не граблЕй!) и т.д.

3.
В одно- или двусложных словах во всех
падежах ударение ставится на окончании

бинтА,
блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ и т.д.

4.
В большинстве заимствованных слов
ударение на последнем слоге

квартАл,
коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр

5.
Многие краткие формы прилагательных
(без суффиксов или с суффиксами -к-, -л-,
-н-, -ок-) имеют ударение на первом слоге
основы

(кроме формы единственного числа женского
рода, в которой ударение на окончании)

прАв,
правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА,
врЕдно, врЕдны и т. д.

6.Глаголы
в форме прошедшего времени и краткие
причастия имеют ударение на основе во
всех формах

(кроме формы единственного числа женского
рода, в которой ударение на окончании)

Дал,
далА, дАло, дали; пОнял, понялА, пОняло,
пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;

прОдан,
проданА, прОдано, прОданы

Обратите
внимание на этот случай!

Иногда
предлог (чаще всего на, за, под, по, из,
без) принимает на себя ударение, и тогда
следующее за ним существительное
оказывается безударнымПО морю, Из дому,
бЕз толку, дО ночи и т.п.

Обратите
внимание!

Русское
ударение трудно поддается систематизации,
поэтому изучайте нормы произношения
наиболее употребительных слов (они есть
в заданиях для самостоятельной работы).

Комментарий
к нормам произношения

Произношение
согласных перед Е

1.
Во всех заимствованных словах звуки [К
], [Х ], [ Г], [ Л] смягчаются: кекс, трахея,
суфле, генезис.

2.
Ряд слов книжного или терминологического
характера произносится с твердым
согласным: ше[дэ]вр, [тэ]рмос, тон[нэ]ль,
[тэ]зис, син[тэ]з и т.д.

3.Произношение
сочетания ЧН

В
словах книжного происхождения или
терминологического характера произносится
ЧН: матриЧНый, потоЧНый, потолоЧНый,
антиЧНый.

F
Подсказка

В
словах конечно, скучно, нарочно, яичница,
скворечник, пустячный, горчичник на
месте ЧН нужно произносить только ШН!

Решите
самостоятельно

1.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
экспЕрт

2)
звонИт

3)
премировАть

4)
пОняла

2.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
усугубИть

2)
цепОчка

3)
щавЕль

4)
ходатАйствовать

3.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
тамОжня

2)
сиротА

3)
знамЕние

4)
зубчАтый

4.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
диспАнсер

2)
аристокрАтия

3)
ржавЕть

4)
принУдить

5.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
нАдолго

2)
нанЯла

3)
столЯр

4)
вреднО

6.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
газопровОд

2)
безудЕржный

3)
мелькОм

4)
дАла

7.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
фенОмен

2)
алфАвит

3)
щелочнОй

4)
грубА

8.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
сантИметр

2)
мЕльком

3)
разОгнутый

4)
углубИть

9.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
гнАла

2)
отнЯла

3)
поднялА

4)
звАла

10.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
задОлго

2)
газИрованная

3)
намЕрение

4)
сосредотОчение

11.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
закупОрить

2)
приговОр

3)
договОр

4)
баловАть

12.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
позвОним

2)
нА ногу

3)
христиАнин

4)
водопрОвод

13.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
атлАс (географический)

2)
статУя

3)
слИвовый

4)
свеклА

14.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
гербОвый

2)
досЫта

3)
гУсеничный

4)
зАвидно

15.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
принЯли

2)
рвАлась

3)
нАискось

4)
досУха

16.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
прИнять

2)
зАмкнутый

3)
клЯлась

4)
звАла

17.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
красивЕе

2)
начАли

3)
родИлась

4)
занЯть

18.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
допИвший

2)
диалОг

3)
ломотА

4)
ремЕнь

19.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
искрА

2)
исповЕдание

3)
Исподволь

4)
каталОг

20.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
блокИровать

2)
диспАнсер

3)
бЕз толку

4)
пО боку

21.
В каком слове или сочетании слова с
предлогом верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
кУхонный

2)
нЕ дал

3)
тортЫ

4)
плесневЕть

22.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
дО ночи

2)
за Уши

3)
из нОсу

4)
на гОру

23.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
бюрокрАтия

2)
буржуАзия

3)
дЕфис

4)
втридОрога

24.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
ополоснУтый

2)
разОгнутый

3)
бомбардИровать

4)
нефтепрОвод

25.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
заиндевЕть

2)
зимОвщик

3)
кремЕнь

4)
каучУк

26.
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
индустрИя

2)
рАкушка

3)
квартАл

4)
кедрОвый

27.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
килОметр

2)
премИрованный

3)
простынЯ

4)
случАй

28.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
Августовский

2)
аэропортЫ

3)
девИчий

4)
согнУтый

29.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
укрАинский

2)
бАловать

3)
щАвель

4)
балОванный

30.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1)
стОляр

2)
хвОя

3)
сОзыв

4)
туфлЯ

31.
В каком слове вместо -ЧН- произносится
-ШН-?

1)
алЧНый

2)
пороЧНый

3)
теплиЧНый

4)
конеЧНо

32.
В каком слове вместо -ЧН- произносится
-ШН-?

1)
МлеЧНый (путь)

2)
сквореЧНик

3)
съёмоЧНый

4)
межлиЧНостный

33.
В каком слове вместо -ЧН- произносится
-ШН-?

1)
прачеЧНая

2)
командировоЧНый

3)
библиотеЧНый

4)
единиЧНый

34.
В каком слове вместо -ЧН- произносится
-ШН-?

1)
ноЧНой

2)
скуЧНо

3)
бутылоЧНый

4)
лихорадоЧНый

35.
В каком слове вместо -ШН- произносится
-ЧН-?

1)
Ильини[ШН]а

2)
горчи[ШН]ик

3)
Никити[ШН]а

4)
подсолне[ШН]ик

36.
В каком слове выделенная буква обозначает
мягкий согласный?

1)
турНе

2)
фаНера

3)
фоНетика

4)
Теннис

37.
В каком слове выделенная буква обозначает
мягкий согласный?

1)
орхиДея

2)
проТез

3)
сарДелька

4)
корНет

38.
В каком слове выделенная буква обозначает
мягкий согласный?

1)
коФе

2)
буТерброд

3)
меНеджер

4)
резюМе

39.
В каком слове выделенная буква обозначает
твердый согласный?

1)
кокТейль

2)
акаДемик

3)
муЗей

4)
регРесс

40.
В каком слове выделенная буква обозначает
твердый согласный?

1)
компьюТер

2)
пиоНер

3)
Термин

4)
акваРель

Задание
А2

Лексические
нормы

(употребление слова,
паронимы)

Задание: В каком предложении
вместо слова «…» нужно употребить «…»?

Паронимы
— это слова, разные по значению, но
сходные, близкие по звучанию: искусный
— искусственный, нетерпимый — нестерпимый
и т.п.

Так
как паронимы сходны по звучанию, их
часто неправильно употребляют в речи.

Выполняя
это задание, следует помнить, что
лексическое значение слова можно понять
через подбор синонимов, антонимов,
однокоренных слов, истолкование слова,
а затем сделать смысловой анализ
предложений и определить верный ответ.

Например:

В
каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ
нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?

1)
Заяц — осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь,
спасающийся от любой опасности
стремительным бегством.

2)
Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был:
на медведя зимой ходил с одной рогатиной.

3)
На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство
— кнут.

4)
ПУГЛИВЫЙ змеёй и веревки боится.

В
некоторых случаях необходимо точно
знать употребление указанных паронимов.
Например:

В
каком предложении вместо слова ОДЕТЬ
нужно употребить НАДЕТЬ?

1)
Мишка ОДЕЛ братишку потеплее, и они
побежали к реке..

2)
На выпускной вечер Ольга ОДЕЛА длинное
серебристое платье.

3)
Я ОДЕНУ тебя в шелка, твои плечи укрою
мехом.

4)
На праздник взрослые ОДЕЛИ малышей в
карнавальные костюмы.

Задание
А2

1.
В каком предложении вместо слова
БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?

1)
Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА
мелют без устали.

2)
У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные.

3)
Твой подарок мне — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.

4)
Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА.

2.
В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ
нужно употребить слово ИСКУССТВЕННЫЙ?

1)
Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров
прошлого столетия.

2)
Мы слушали эту грустную историю, и
ИСКУСНАЯ веселость постепенно сменялась
подавленностью

3)
Он был ИСКУСНЫМ оратором, и его всегда
слушали с большим вниманием.

4)
ИСКУСНЫЙ пловец успешно преодолеет эту
дистанцию.

3.
В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ
нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?

1)
БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги
творят?

2)
БЕДНЫЙ богатому не товарищ.

3)
Мы были поражены БЕДНЫМ положением
наших новых соседей.

4)
О БЕДНОМ гусаре замолвите слово.

4.
В каком предложении вместо слова
БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить
БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

1)
БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали
любимому артисту.

2)
Командир части отправил родителям
солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо.

3)
Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом
пошла навстречу гостю, что у него сердце
забилось от радости.

4)
В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности
я тут же выложил все Витькины секреты.

5.
В каком предложении вместо слова
ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1)
Моя жена благодарит тебя за дружеский
привет.

2)
Их дружеский разговор был для него
чрезвычайно важен.

3)
Его дружеские послания всегда были
прелестны.

4)
Дружеские связи между народами имеют
огромное значение для сохранения
стабильности в мире.

6.
В каком предложении вместо слова
ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

1)
Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся
заслуг физика Жореса Алферова.

2)
Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину
до слез.

3)
Учительница горячо защищала Вовку, и
он испытывал к ней глубокое чувство
ПРИЗНАНИЯ.

4)
Мальчишки бросились врассыпную, и это
было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

7.
В каком предложении вместо слова ДЕШЁВЫЙ
нужно употребить НИЗКИЙ?

1)
Купленная вещь была довольно ДЕШЁВОЙ.

2)
ДЕШЁВЫЕ китайские товары далеко не
всегда бывают качественными.

3)
В заводском магазине всегда были в
продаже ДЕШЕВЫЕ изделия местных мастеров.

4)
На осенних ярмарках можно купить
замечательный мёд по самым ДЕШЁВЫМ
ценам.

8.
В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ
нужно употребить СОСЕДСКИЙ?

1)
СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало
вкусными вишнями.

2)
СОСЕДНЯЯ девочка поступила в МГУ.

3)
В СОСЕДНЕМ доме загорелась квартира.

4)
На СОСЕДНИХ улицах асфальтировали
дороги.

9.
В каком предложении вместо слова
АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить
АРОМАТИЧНЫЙ?

1)
Все блюда с белыми грибами необыкновенно
АРОМАТИЧЕСКИЕ и вкусные.

2)
Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.

3)
В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества
широко употребляются в кулинарии.

4)
АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил
вкус речной рыбы.

10.
В каком предложении вместо слова
ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово
ЭКОНОМИЧНЫЙ?

1)
Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает,
где и что можно купить дешевле.

2)
Чтобы быть рентабельным и давать высокую
прибыль, производство должно быть
ЭКОНОМНЫМ.

3)
ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье
помогает делать крупные покупки.

4)
Я не люблю ЭКОНОМНЫХ — они почти всегда
жадные!

11.
В каком предложении вместо слова
ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить слово
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?

1)
Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение — служить
в армии.

2)
Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд
делает человека счастливым.

3)
ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев
отчаянно сражалась с красными на юге
России.

4)
ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим —
благородное дело.

12.
В каком предложении вместо слова
АВТОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово
АВТОМАТИЧНЫЙ?

1)
Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком,
захлопнулась.

2)
При постройке корабля используется
АВТОМАТИЧЕСКАЯ сварка.

3)
Работая на конвейере, Сергей выработал
совершенно АВТОМАТИЧЕСКИЕ действия.

4)
Из АВТОМАТИЧЕСКОГО оружия ведётся
прицельная стрельба по условному
противнику.

13.
В каком предложении вместо слова ФАКТ
нужно употребить слово ФАКТОР?

1)
В своих расчетах всегда необходимо
учитывать ФАКТ времени.

2)
ФАКТЫ говорят сами за себя.

3)
ФАКТЫ — упрямая вещь.

4)
Нужно изложить все имеющиеся у нас
ФАКТЫ.

14.
В каком предложении вместо слова
ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово
ВРАЖЕСКИЙ?

1)
Путешественники не ожидали ВРАЖДЕБНОГО
приема аборигенов.

2)
В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в фольклоре
иногда выступают животные и растения.

3)
Танковой дивизии удалось прорвать
ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.

4)
Беззащитный ребенок чувствует себя
одиноко во ВРАЖДЕБНОМ мире.

15.
В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ
нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1)
ОДЕВАТЬ годовалого малыша было легко.

2)
Врачи рекомендуют ОДЕВАТЬ ребенка для
прогулки в соответствии с погодой.

3)
Дом покидали хозяева, отправляясь на
отдых, и слуги ОДЕВАЛИ чехлы на мебель.

4)
«ОДЕНЬТЕ меня», — капризничала Маша.

16.
В каком предложении вместо слова
УДАЧЛИВЫЙ нужно употребить слово
УДАЧНЫЙ?

1)
Прозаик написал УДАЧЛИВОЕ произведение
о современной жизни.

2)
Моего брата неслучайно называют УДАЧЛИВЫМ
человеком.

3)
Не знаю, УДАЧЛИВЫЙ ли он человек.

4)
Человек, УДАЧЛИВЫЙ в делах, вызывает
невольную зависть окружающих.

17.
В каком предложении вместо слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ нужно употребить слово
ЭКОНОМНЫЙ?

1)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика правительства
направлена на повышение жизненного
уровня.

2)
Он очень ЭКОНОМИЧЕСКИЙ человек.

3)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ситуация изменилась к
лучшему.

4)
В правительстве страны говорили об
ЭКОНОМИЧЕСКИХ достижениях судостроителей.

18.
В каком предложении вместо слова
АБОНЕМЕНТ нужно употребить слово
АБОНЕНТ?

1)
Посетитель предъявил АБОНЕМЕНТ в
бассейн.

2)
Из-за отъезда я не успел использовать
и половину АБОНЕМЕНТА.

3)
Из-за отъезда я не успел использовтаь
и половину АБОНЕМЕНТА.

4)
Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи
МТС.

19.
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ
нужно употребить слово УСВОИТЬ?

1)
Долгое время ребятам не удавалось
ОСВОИТЬ понятие паронимов.

2)
Во время практики на производстве мы
можем ОСВОИТЬ новейшие технологии.

3)
Оказалось, что этот человек в совершенстве
ОСВОИЛ приёмы ведения тайных дел.

4)
Первопроходцам трудно ОСВОИТЬ новые
земли.

20.
В каком предложении вместо слова ДОВОЛЬНО
можно использовать ДОСТАТОЧНО?

1)
Работа постового милиционера ДОВОЛЬНО
опасная.

2)
Первые рассказы писателя ДОВОЛЬНО
примитивны и по форме, и по содержанию.

3)
Мой дядя ДОВОЛЬНО долго работал репортёром
в газете, а потом решил уехать из города
и стать фермером.

4)
Занятых денег будет ДОВОЛЬНО для покупки
нового автомобиля.

21.
В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ
нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

1)
Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные
женщины пели.

2)
БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно
привлекали внимание.

3)
Крестьянские ребятишки старались
избегать игр с БАРСКИМ сыном.

4)
БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у
него в имениях, но и во всей губернии.

22.
В каком предложении вместо слова
АРТИСТИЧНЫЙ нужно употребить АРТИСТИЧЕСКИЙ?

1)
Контур рисунка Карла Брюллова поражает
АРТИСТИЧНОЙ чеканностью.

2)
АРТИСТИЧНАЯ династия Михалковых известна
всем.

3)
Этот АРТИСТИЧНЫЙ дизайнер — мой ученик,
и я этим горжусь.

4)
На портрете писатель сидит в АРТИСТИЧНОЙ
позе.

23.
В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ
нужно употребить АКУЛОВЫЙ?

1)
В Англии XVIII—XIX веков таможенников и
вербовщиков в королевский флот
презрительно называли акулами за их
АКУЛИЙ характер.

2)
Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны
ныряльщикам за жемчугом.

3)
В океанариуме живут свыше двадцати
семейств АКУЛЬИХ рыб.

4)
Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и
тогда он вновь переживал ужасы тех
четырёх часов.

24.
В каком предложении вместо слова
БЕЗОТВЕТНЫЙ нужно употребить
БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?

1)
Только бессердечный человек может
обидеть БЕЗОТВЕТНОЕ животное.

2)
Робкая, БЕЗОТВЕТНАЯ, она панически
боялась попадаться Артёму на глаза.

3)
Его любовь к Аннушке была БЕЗОТВЕТНОЙ.

4)
Бригадиру пришлось иметь дело с
БЕЗОТВЕТНЫМИ, ленивыми строителями,
поэтому он нервничал.

25.
В каком предложении вместо слова ГЛУБОКИЙ
нужно употребить ГЛУБИННЫЙ?

1)
ГЛУБОКИЕ аппараты исследовали дно моря.

2)
Десант высадился в ГЛУБОКОМ немецком
тылу.

3)
ГЛУБОКАЯ и бурная река во время паводка
становилась абсолютно неукротимой.

4)
ГЛУБОКОЙ ночью на перроне нас встречали
родители.

26.
В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ
нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?

1)
Его ЛЕДЯНОЙ голос и презрительное
выражение лица меня изумили.

2)
Путники сиротливо жались под ЛЕДЯНЫМ
ветром.

3)
ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало
незаурядную смекалку русских воинов.

4)
От его речей тянуло ЛЕДЯНЫМ холодом.

27.
В каком предложении вместо слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ нужно употребить ГЕНЕРАЛЬСКИЙ?

1)
Нашим войскам предстояло ГЕНЕРАЛЬНОЕ
сражение.

2)
ГЕНЕРАЛЬНОЕ наступление войск было
намечено на август.

3)
Многие офицеры мечтают о ГЕНЕРАЛЬНОМ
чине.

4)
На кондитерской фабрике нас встретил
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор.

28.
В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ
нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

1)
Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал,
чтобы противник не смог прорваться в
крепость.

2)
У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.

3)
ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими
всходами.

4)
Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был
насыпан воинами Чингисхана.

29.
В каком предложении вместо слова
ГАРАНТИРОВАННЫЙ нужно употребить
ГАРАНТИЙНЫЙ?

1)
Популярность певца всегда обеспечивала
ему ГАРАНТИРОВАННЫЙ успех.

2)
Поломавшийся телевизор мы отнесли в
ГАРАНТИРОВАННУЮ мастерскую.

3)
Положение в обществе давало Андрею
Петровичу некоторые ГАРАНТИРОВАННЫЕ
права.

4)
Нового работника вполне устраивали
ГАРАНТИРОВАННЫЕ условия труда.

30.
В каком предложении вместо слова
НЕСТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕТЕРПИМЫЙ?

1)
Уже которую неделю на улице царит
НЕСТЕРПИМАЯ жара.

2)
НЕСТЕРПИМАЯ духота в каютах корабля
заставила пассажиров выйти на палубу.

3)
Нужно создавать НЕСТЕРПИМОЕ отношение
к нарушителям порядка.

4)
НЕСТЕРПИМАЯ боль путала сознание,
вынуждала лежать неподвижно.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Олекминска РС (Я)

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

«Обобщение по теме «Лексика и фразеология».

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Семенова Т.К.

Олекминск – 2013

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Обобщение по теме «Лексика и фразеология».

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, интерактивная доска, материал для учеников.  
Цель: 

  • Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.
  • Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).
  • Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
  •  Развивать культуру устной и письменной речи.
  •  Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
  • Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
  1. Вступительное слово учителя.
    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторяем раздел «Лексика и фразеология». Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

(Ответы учеников: систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу).

Теперь каждый конкретизирует, что он знает по этой теме. Для этого заполним таблицу:

Информация

Я

знаю

Я

не

 знаю

Я

 хочу

знать

1

Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»?

2.

Лексические понятия, умение находить, пользоваться ими:

паронимы,

омонимы,

антонимы,

метафора,  

диалектизм,

эпитет,

аллегория,

литота,

гипербола,

олицетворение,

 антитеза.

3.

Что такое фразеологизм?


     Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На столах листы со словами. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2 мин. расставляют ударение).
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Проверьте себя (На доске слайд с правильными ответами).

(правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).

Спасибо за работу.

Обобщение знаний по теме.

Слово учителя:
Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме «Лексика».
Что такое лексика? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).
Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология).

Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке).
Слово учителя: 

      Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:

 рьяный – очень усердный, повстречать – случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Продолжаем знакомиться с лексическим значением слов.

 Интерпретация, менталитет, экспансия. Как вы понимаете значения этих слов?

Интерпретация –  лат. Посредничество 1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2.В искусстве  актера, режиссера, музыканта и т.п. —  творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.

Менталитет – лат. Образ мыслей, душа.  1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления.

Экспансия – лат. Расширение, распространение. Расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, государств, осуществляемое как экономическими методами (вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое давление).

(Учащиеся пытаются дать толкование словам. Далее учитель, помогая учащимся правильно сформулировать свои мысли, дает толкование слов). Ученики записывают в тетради составленные словосочетания).

   В дальнейшей работе учащиеся дают определения таким лексическим понятиям, как паронимы, омонимы, антонимы, метафора,  диалектизмы, эпитеты, аллегория, литота, гипербола, олицетворение, антитеза.
  Самостоятельная работа учащихся 
(запись на инд. листы)
1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов:

1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.

2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.

3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.

4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.
Ответ: (на слайде)
Запишите предложения в исправленном виде.

3) Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?
4) О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Почему возникают омонимы? Каковы причины появления их в языке? (Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, вошедшие из других языков и случайно совпадающие по звучанию., распад полисемии).
5) Задание. Омоформы
Какими частями речи могут быть слова
ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста?
Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.
6) Задание. Омоформы
Какими частями речи является слово
«путём» в предложениях?
А) Почта была доставлена водным путём. (сущ.)
Б) Разногласия были устранены путём переговоров. (предлог)
В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский! (наречие)
Вопрос: вам необходимо уточнить значение слов-омонимов, а словаря омонимов у вас нет. Каким словарем вы воспользуетесь?

(Можно воспользоваться толковыми словарями под редакцией Ожегова С.И. и др., а также использовать компьютерную энциклопедию Кирилла и Мефодия).

9. А теперь следующее задание, более сложное, это работа с текстом.
(Организация сопутствующего повторения).

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить  взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что насобъединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняяпривлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут

поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей

уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё

нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто

такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные

моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны

в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше,

это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более

глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты

и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя

и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и

любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за

которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если

после наших продолжительных усилий такого не случается, то

напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши

взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном

человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно

и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны

пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто

мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и

продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов,

требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не

должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и

подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди,

любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей

индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного

храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист,

философ, психолог, общественный деятель.

Задания к тексту.

1. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 5

2) 2

3) 3

4) 12

2. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека

понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____

(«разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____

(в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны,

поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16)

и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении

9) помогают автору выразить своё отношение к сущности

рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) литота

3) ряды однородных членов

4) ирония

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Ответ:

К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. (Это устойчивые сочетания, они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды).

Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть – любимое занятие свиней.
Верный ответ – в. Выражение
«сесть в лужу» — фразеологизм со значением «опозориться», синтаксически неделимое словосочетание, являющееся в предложении сказуемым.
Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Итог урока.

Обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

Я узнал… Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
Меня воодушевило…

Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие. На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали над текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии.
В заключении я предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои знания.


1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)тщетно 2) тщательно 3) бессмысленно 4) напрасно
2. Укажите слово, имеющее омоним.
1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.
4) Мы пришли в восторг от спектакля.
4. Какое слово имеет значение «публичная распродажа, при которой покупателем становится тот. Кто предложит более высокую цену»?
1) конкурс 2) вакансия 3) аукцион 4) сделка
5. Какое из четырех слов относится к устаревшим.
1) парусник 2) стражник 3) рубеж 4) дозор.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм
7. Значение какого слова определено неверно?
1) адресант – лицо, отправляющее письмо
2) аукцион – публичная распродажа
3) дезинформировать – сообщить искаженные или ложные сведения
4) импорт – вывоз товара из страны для продажи
8. В каком значении употреблено выделенное слово в предложении?
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату.
1) не известный другим
2) являющийся секретом, скрываемый
3) многозначительный
4) заключающий в себе тайну, загадочный
9. Каково лексическое значение слова деликатный?
1) тонкий, изысканный 2) главный в отношениях
3) важный, необходимый в обращении
4) затруднительный, требующий чуткого отношения
10. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
1) добыча серебра – трудоемкий процесс
2) утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыш изб
3) Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебра.
4) мундир был расшит серебром.

11.Домашнее задание.
1. Написать сочинение по прочитанному тексту, высказать свое мнение по поднятой в тексте проблеме.

                                             
                                      МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

ТЕСТ

1. В каком предложении
вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?

1)     
Ветрена мельница да
баба – БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без устали.

2)     
У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни
бесконечные.

3)     
Твой подарок – сущая
БЕЗДЕЛЬНИЦА.

4)     
Стара мельница, а не
БЕЗДЕЛЬНИЦА.

2.  Укажите пример с нарушением норм лексической
сочетаемости.

1) Мы хотели, чтобы он
извинился.

2) В этот период
времени совы особенно активны.

3) Лес – наше
богатство.

4) Снег падал, но долго
на земле не задерживался.

3. В каком предложении
вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить 
БЕДСТВЕННЫЙ?

1) БЕДНАЯ моя страна,
что с тобой враги творят?

2) Среди БЕДНЫХ слоев
населения реформы не нашли поддержки.

3) Мы были поражены
БЕДНЫМ положением наших новых соседей.

4) Во многих странах
есть больницы для БЕДНЫХ, где оказывают бесплатную помощь.

4.  В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ
нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

1) БЛАГОДАРНЫЕ зрители
долго аплодировали любимому артисту.

2) Командир части
отправил родителям солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо.

3) Маша с таким ясным и
БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от
радости.

4) В низком порыве
БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут выложил директору все Витькины секреты.

5. В каком предложении
вместо слова  ДРУЖЕСКИЙ  нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1)Моя жена благодарит тебя за
ДРУЖЕСКИЙ привет.

2) Их ДРУЖЕСКИЙ
разговор затянулся до глубокой ночи.

3) Его ДРУЖЕСКИЕ
послания всегда были прелестны.

4) ДРУЖЕСКИЕ связи
между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.

6.  В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ
нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

1) Нобелевская  премия – ПРИЗНАНИЕ выдающихся  заслуг физика Жореса Алферова.

2) Его любовное
ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.

3) Учительница горячо
защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.

4) Мальчишки бросились
врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.
  

7.Укажите пример с
нарушением норм лексической сочетаемости.

1)  В подавляющем количестве случаев пациенты
выздоравливают.

2) Для успешного
выполнения этого задания необходимо обратиться к словарю.

 3) Все пришли на выставку художника Крамского.

 4) В этом доме все напоминало о прошлом.

8. В каком
предложении вместо слова  СОСЕДНИЙ  нужно употребить СОСЕДСКИЙ?

1) СОСЕДНИЕ деревни
были знамениты небывало вкусными вишнями.

2) СОСЕДНЯЯ девочка
поступила в МГУ.

3) В СОСЕДНЕМ доме
загорелась квартира.

4) На СОСЕДНИХ улицах
асфальтировали дороги.

9. В каком предложении
вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно упо­требить АРОМАТИЧНЫЙ?

1) Все блюда с белыми
грибами необыкновенно АРОМАТИЧЕ­СКИЕ и вкусные.

2) Пахло дымом
АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.

3) В настоящее  время 
АРОМАТИЧЕСКИЕ  вещества широко
употребляются в кулинарии.

4) АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус
совершенно изменил вкус речной рыбы.

10. В каком предложении
вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?

1) Моя подруга очень
ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что можно купить дешевле.

2) Чтобы быть
рентабельным и давать высокую прибыль, про­изводство должно быть ЭКОНОМНЫМ.

3) ЭКОНОМНОЕ
распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.

4) Я не люблю ЭКОНОМНЫХ
– они почти всегда жадные!

11. В каком предложении
вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно упо­требить слово ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?

1) Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ
решение – служить в армии.

2) Только свободный,
ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.

3) ДОБРОВОЛЬНАЯ армия
белогвардейцев отчаянно сражалась с красными на юге России.

4) ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь
пострадавшим – благородное дело.

12. В каком предложении
вместо слова АВТОМАТИЧЕСКИЙ  можно
употребить слово АВТОМАТИЧНЫЙ?

1) Дверь, снабжённая
АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась.

2) При постройке
корабля используется АВТОМАТИЧЕСКАЯ сварка.

3) Работа на конвейере
требовала АВТОМАТИЧЕСКИХ движений.

4) Из АВТОМАТИЧЕСКОГО
оружия ведётся прицельная стрельба по условному противнику.

13.  В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно
употребить слово ФАКТОР?

1) В своих расчетах
всегда необходимо учитывать ФАКТ времени.

2) ФАКТЫ говорят сами за
себя.

3) ФАКТЫ – упрямая
вещь.

4) Нужно изложить все
имеющиеся у нас ФАКТЫ.

14.  Укажите пример с нарушением норм лексической
сочетаемости?

1) Мы довольно долго
пробыли в Крыму.

2) Лекарства от гриппа
поступили в аптеку в нужном количестве.

3) Ученики уделяли
заботу своей первой учительнице.

4) Лицо кочегара
напоминало маску.

15. В каком предложении
вместо слова ОДЕТЬ  нужно употребить
слово  НАДЕТЬ?

1) ОДЕВАТЬ годовалого
малыша было легко.

2) Врачи рекомендуют
ОДЕВАТЬ ребенка для прогулки в соответствии с погодой.

3) Отправляясь на
отдых, хозяева покидали дом, и слуги ОДЕВАЛИ чехлы на мебель.

4)  «ОДЕНЬТЕ меня», – капризничала Маша.

16. В каком предложении
вместо слова УДАЧЛИВЫЙ  нужно употребить
слово УДАЧНЫЙ?

1) Прозаик написал
УДАЧЛИВОЕ произведение о современной жизни.

2) Моего брата не
случайно называют УДАЧЛИВЫМ человеком.

3) Не знаю, УДАЧЛИВЫЙ
ли он человек.

4) Человек, УДАЧЛИВЫЙ в
делах, вызывает невольную зависть окружающих.

17. В каком предложении
вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  нужно упо­требить
слово ЭКОНОМНЫЙ?

1) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
политика правительства направлена на повышение жизненного уровня.

2) Он очень  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
человек.

3) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ситуация изменилась к лучшему.

4) Моя сестра получила
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ образование.

18. В каком предложении
уместно использовать выражение КАК БЫ (место вставки обозначено многоточием)?

1) Я учусь в лицее …
и собираюсь поступать на филологический факультет МГУ.

2) Скоро … откроется
книжная ярмарка.

3) Мои одноклассники
… предпочитают легкую музыку.

4) Журналист …
невзначай упомянул имя известного писателя.

19. В каком предложении
вместо слова ОСВОИТЬ  нужно употребить
сло­во УСВОИТЬ?

1) Долгое время ребятам
не удавалось ОСВОИТЬ понятие паро­нимов.

2) Во время практики на
производстве мы можем ОСВОИТЬ новейшие технологии.

3) Оказалось, что этот
человек в совершенстве ОСВОИЛ приёмы ведения тайных дел.

4) Первопроходцам
трудно ОСВОИТЬ новые земли.

20. В каком предложении
вместо слова ДОВОЛЬНО можно использовать ДОСТАТОЧНО?

1) Работа постового
милиционера ДОВОЛЬНО опасная.

2) Первые рассказы
писателя ДОВОЛЬНО примитивны и  по форме,
и по содержанию.

3) Мой дядя ДОВОЛЬНО
долго работал репортёром в газете, а потом решил уехать из города и стать
фермером.

4) Занятых денег будет
ДОВОЛЬНО для покупки нового авто­мобиля.

21. В каком предложении
вместо слова БАРСКИЙ  можно употребить
слово БАРСТВЕННЫЙ?

1) Собирая БАРСКУЮ
ягоду, крепостные женщины пели.

2) БАРСКАЯ осанка и
походка Лигова невольно привлекали внимание.

3) Крестьянские
ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.

4) БАРСКИЙ указ вызвал
бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.

22.  В каком предложении вместо слова
АРТИСТИЧНЫЙ  нужно употребить
АРТИСТИЧЕСКИЙ?

1) Контур рисунка Карла
Брюллова поражает АРТИСТИЧНОЙ чеканностью.

2) АРТИСТИЧНАЯ династия
Михалковых известна всем.

3) Этот АРТИСТИЧНЫЙ
дизайнер – мой ученик, и я этим горжусь.

4) На портрете писатель
сидит в АРТИСТИЧНОЙ позе.

23.    В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ
нужно употреби АКУЛОВЫЙ?

1) В Англии ХУШ-ХIХ веков
таможенников и вербовщиков королевский флот презрительно называли акулами за их
АКУЛИЙ характер

2) Коварные АКУЛЬИ
повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.

3) В океанариуме живут
свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.

4) Ему снились
проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов.

24.    В каком предложении вместо слова
БЕЗОТВЕТНЫЙ нужно употре­бить БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?

1) Только жестокий
человек может обидеть БЕЗОТВЕТНОЕ жи­вотное.

2) Робкая, БЕЗОТВЕТНАЯ,
она панически боялась попадаться Артёму на глаза.

3) Его любовь к Аннушке
была БЕЗОТВЕТНОЙ.

4) Бригадиру пришлось
иметь дело с БЕЗОТВЕТНЫМИ, лени­выми строителями, поэтому он нервничал.

25.    В каком предложении вместо слова ГЛУБОКИЙ
нужно употребить ГЛУБИННЫЙ?

1) ГЛУБОКИЕ аппараты
исследовали дно моря.

2) Десант высадился в
ГЛУБОКОМ немецком тылу.

3) ГЛУБОКАЯ и бурная
река во время дождей становилась аб­солютно неукротимой.

4) ГЛУБОКОЙ ночью на
перроне нас встречали родители.

26.    В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ  нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?

1) Его ЛЕДЯНОЙ голос и
презрительное выражение лица меня изумили.

2) Путники сиротливо
жались под ЛЕДЯНЫМ ветром.

3) ЛЕДЯНОЕ побоище на
Чудском озере показало
незаурядную смекалку русских воинов.

4) От его речей тянуло
ЛЕДЯНЫМ холодом.

27. В каком предложении
вместо слова ГЕНЕРАЛЬНЫЙ нужно употре­бить ГЕНЕРАЛЬСКИЙ?

1) Нашим войскам
предстояло ГЕНЕРАЛЬНОЕ сражение.

2) ГЕНЕРАЛЬНОЕ
наступление войск было намечено на август.

3) Многие офицеры
мечтают о ГЕНЕРАЛЬНОМ чине.

4) На кондитерской
фабрике нас встретил ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ди­ректор.

28. В каком предложении
вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

1) Оборонявшиеся
соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы против­ник не смог прорваться в крепость.

2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ
цвет лица.

3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды
покрылись первыми робкими всходами.

4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм,
по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

29.   В каком предложении вместо слова
ГАРАНТИРОВАННЫЙ  нужно употребить
ГАРАНТИЙНЫЙ?

1) Популярность певца
всегда обеспечивала ему ГАРАНТИРО­ВАННЫЙ успех.

2) Поломавшийся
телевизор мы отнесли в ГАРАНТИРОВАН­НУЮ мастерскую.

3) Без ГАРАНТИРОВАННОГО
дохода человек не может чув­ствовать себя уверенно.

4) В стране должны быть
ГАРАНТИРОВАННЫЕ условия труда.

30. В каком предложении
вместо слова НЕСТЕРПИМЫЙ  нужно употре­бить
НЕТЕРПИМЫЙ?

1) Уже которую неделю
на улице царит НЕСТЕРПИМАЯ жара.

2) НЕСТЕРПИМАЯ духота в
каютах корабля заставила пасса­жиров выйти на палубу.

3) Нужно создавать
НЕСТЕРПИМОЕ отношение к нарушите­лям порядка.

4) НЕСТЕРПИМАЯ боль
путала сознание, вынуждала лежать неподвижно.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

ТЕСТ

Ответы

.№ зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

3

2

3

2

4

3

1

2

1

2

3

3

1

3

3

№ зад.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

1

2

4

1

4

2

2

3

4

1

3

3

2

2

3

Презентация на тему Наглядные задания для раздела «Лексикология. Фразеология»

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Наглядные задания для раздела «Лексикология. Фразеология».
Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации»
Русский язык»

Презентация Наглядные задания для раздела «Лексикология. Фразеология»

Слайды и текст этой презента�

  • Командир дал команду к наступлению исправить речевые ошибки
  • Команда экспортировать не может быть выполнена ошибка диска
  • Комацу рс 400 ошибка е11 е15
  • Комацу рс 300 ошибка е02
  • Комацу ошибка е11 са2249