Конечно работа над ошибками

Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать

Работа над ошибками – важная составляющая учебного процесса.

      Каждому учителю русского языка важно научить своего ученика грамотно писать, на практике использовать изученные правила и правильно применять их на письме. В то же время каждый учитель знает, как сложно сформировать навыки грамотного письма у школьников. Поэтому необходимо развивать у учащихся орфографическую зоркость – умение находить нужную орфограмму. Определение характера орфограмм помогает воспринимать изучаемый материал целиком и соотносить с нужным правилом, которое в свою очередь надо уметь соотносить с правильным написанием слова.

     Понятие орфографической грамотности должно отражать способность учащихся писать самостоятельно или под диктовку в соответствии с программными требованиями

при условии возможности проверить написанное любым способом: использовать правила из учебника или алгоритмы, словари или справочники, обращаться за помощью к одноклассникам или учителю. Формирование орфографических умений следует рассматривать не только через заучивание и осмысление правил, но и через выполнение упражнений, классных и домашних заданий, работу над ошибками.

     Из своего педагогического опыта могу отметить, что при системной работе количество ошибок уменьшается и учащиеся осознанно находят ошибки в общей орфографической системе, что ведёт к освоению правописания. Недаром Л.В. Щерба справедливо заметил: «Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, что ожидают от нас жизнь и общество»

     В первую очередь я бы хотела остановиться на последнем виде работы – работе над ошибками. Конечно же, эту работу следует начинать с учащимися, пришедшими в 5 класс, и проводить последовательно и постоянно. Работа над ошибками ведётся поначалу только над теми ошибками в словах, правила написания которых известны детям. Если же правило не изучалось, то учитель сам даёт необходимые пояснения, например: советОВАть – советую; ночЁвка, корчЁвка – отглагольное существительное. Не стоит бояться объяснять ещё не изученное правило, так как многие ученики способны анализировать или запоминать новую информацию.

     Изучая тему «Словообразование. Морфемика.», учащиеся могут определить, в какой морфеме находится орфограмма, применяя поморфемный принцип работы: ошибка в приставке, корне, суффиксе или окончании.

     Для того чтобы учащимся было понятно и легко выполнять работу над ошибками, нужно дать план выполнения работы над ошибками, который ученики могут быстро освоить:

  1. Выписать слово, в котором сделаны ошибки.
  2. Указать морфему, в которой допущена ошибка.
  3. Подчеркнуть орфограмму и объяснить её.
  4. Привести пример на данное правило.

   Например: бежишЬ – глагол во 2 л., ед.ч., учишЬ, смотришЬ, читаешЬ;

                       месТность – место, непроизн.согл. в корне слова, яросТный – ярость;

                       цЫган – искл., цЫплёнок, цЫц, на цЫпочках;

                       ОБсудил – неизм.приставка, Сбросил, наДписал, поДсказал.

    Конечно, большая часть учащихся не любит выполнять работу над ошибками. Поэтому с учениками заранее обговаривается, что такую работу надо выполнять ежедневно после получения тетради с проверенной работой и до выполнения домашнего задания. Если же ученик затрудняется объяснить или подобрать проверочное слово, то он может карандашом поставить вопрос на полях, и учитель на следующем уроке поставит перед классом проблемный вопрос: «Как бы вы объяснили написание данного слова», или ученик в начале урока перед сдачей тетради обращается за помощью объяснения орфограммы к учителю или к классу. Такой вид работы на уроке помогает не только одному ученику, но и всему классу анализировать свои ошибки, находить пути решения как самостоятельно, так и коллективно. Только при ответственном и серьёзном подходе к получению знаний работа над ошибками помогает усвоению норм русской орфографии, ведь с переходом в следующий класс добавляются новые правила, закреплению которых в том числе помогает и работа над ошибками.

Нельзя отрицать большое значение самостоятельной работы при выполнении задания учеником, что развивает навык путём закрепления и повторения материала изо дня в день.

    Нельзя не согласиться с высказыванием Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…».   Дать установку на самостоятельную работу над ошибками помогает:

  • самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем;
  • взаимопроверка работ учащимися или самопроверка;
  •  разбор слова по составу;
  • фонетический разбор слова, его звуко-буквенный анализ, несоответствие написания и произношения;
  • нахождение в изучаемом художественном произведении слов с определёнными орфограммами;
  • составление словосочетания со словами из работы над ошибками;
  • орфографический диктант «Трудные слова для одноклассников» или «По следам ошибок»;
  • работа с тестом-тренажёром на определённое правило.

    Выполнение работы над ошибками в словах продолжается даже после того, как в 7 классе изучены все орфограммы. Это не даёт ученикам забыть правила написания орфограммы, позволяет анализировать, понимать допущенные ошибки и исправлять их. Если в 5 классе на уроке «Анализ контрольной работы» учитель классифицирует ошибки, руководит и помогает классу при выполнении работы над ошибками, то 8-11 классах ученики могут уже самостоятельно выполнять данную работу, что говорит об их умении использовать и отбирать нужный материал для подтверждения своей правоты.

    Положительный результат не заставит себя долго ждать и обязательно будет, если и учитель, и ученик работают совместно: учитель контролирует и помогает своим ученикам, а ученики в свою очередь добросовестно выполняют задания и серьёзно относятся к требованиям учителя. И только такая серьёзная систематическая работа принесёт соответствующий результат, как писал К.Д. Ушинский: «Только система…даёт нам полную власть над нашими знаниями».

    Работа над ошибками — это необходимая составная часть дифференцированного обучения, один из эффективных способов формирования грамотности на уроках русского языка.

Санкт-Петербург.  ГБОУ № 630

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Содержание

  1. Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»
  2. Оставьте свой комментарий
  3. Памятка по работе над ошибками.Русский язык

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»

1. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.

Пример: Наступила весна.

2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.

Пример: шил, шило, машина.

3. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

4. Пропуск буквы.

Выпиши слово 3 раза. Подчеркни пропущенную букву.

Пример: экскаватор, экскаватор, экскаватор.

5. Большая буква в именах людей, кличках животных.

Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило.

Пример: Арина, Алёна, Матильда.

6. Слово из словаря.

Напиши слово три раза.

Пример: искусство, искусство, искусство.

7. Ь в конце и середине слова.

Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Пример: огонь, олень, коньки.

8. Разделительные Ъ и Ь знаки.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Пример: бьёт, лью, друзья; подъезд, объяснил, съёмка.

9. Приставки в словах.

Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с этой приставкой. Пример: перенёс, перепрыгнул, передал.

10. Предлоги со словами.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Обозначь орфограмму – пробел.

Пример: по_улице – по (какой?) улице, по широкой улице.

11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.

Пример: зелёный – зéлень.

12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово.

Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.

Пример: ходьба – ходить.

13. Ь знак после шипящих.

Выпиши слово. Объясни написание Ь.

Пример: вещь (сущ., 3скл.); стеречь ( гл., неопр. ф.); печатаешь(гл., 2 л., ед.ч.)

14. Правописание слов с шипящим на конце.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Пример: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончании.

Пример: в тетради – тетрадь – сущ. 3скл., предл.п.

16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного.

Пример: к лучшему другу, к другу (какому?), — лучшему ( м.р., дат ,п.).

17. Гласные е – и в окончаниях глаголов.

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Пример: думает – думать (I спр.); ненавидит — ненавидеть (II спр., исключение).

18. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Пример: почка, конечно, мощный.

19. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.

20. Знаки препинания в сложном предложении.

Выпиши предложение. Объясни расстановку знаков препинания. Составь схему.

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Автор в друзьях: 1

У автора в друзьях: 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Памятка по работе над ошибками.Русский язык

40.Запятая в сложном предложении. Запятая перед союзами а, но, и.

Списать предложение верно. Поставить пропущенные запятые. Сделать схему к предложению.

ЗАПОМНИ! Сложное предложение состоит из нескольких грамматических основ (простых предложений). Они соединяются в сложном предложении запятой. Перед союзами а, но, и в сложном предложении всегда стоит запятая.

по работе над ошибками

по русскому языку

РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО.

Выпиши слово, указывая все способы его переноса. Если слово нельзя перенести, то напиши его один раз.

Делай так: уче-ник; со-бака, соба-ка; дождь, груп-па, ал-лея

ЗАПОМНИ! При переносе букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

Выпиши слово, разделив его на слоги. Делай так: у-чи-тель

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

3.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение, подчеркни букву. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

4. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Москва – столица нашей Родины.

5.Мягкий знак на конце слова.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: окунь, рысь, уголь

6.Мягкий знак в середине слова.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: мальчик, коньки, угольки

7.Гласные после шипящих (жи-ши, чу-щу, ча-ща)

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: машина, малыши, карандаши

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши писутся с буквой и, слова с ча-ща с буквой а, слова с чу-щу с буквой у.

8.Сочетания чк,чн, чт, щн, рщ, нщ.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 1 слово на это правило. Делай так: девочка, ночка

ЗАПОМНИ! Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.

36. Безударная гласная в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, подержали

ЗАПОМНИ! В приставках встречается безударная гласная. В таких как -ПА — ПО, ПРО-ПРА.

Приставку ПА мы пишем крайне редко. И она всегда под ударением (например ПАДЧЕРИЦА).

Приставку ПО мы пишем, когда она стоит без ударения. (например ПОГОВОРИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ)

Приставку ПРА пишем, когда слово связано с родственниками (например ПРАДЕД)

Приставку ПРО пишут во всех остальных случаях (например ПРОБЕЛ)

Написание остальных приставок нужно запомнить:

Буква О пишется в следующих приставках ДО, О, ОБ, ОБО, ОТ, ОТО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, СО.

Буква А пишется в следующих приставках ЗА, НА, НАД, ПРА.

37. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и приставку.

Делай так: беззубый, поддержать, оттащить

ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и приставку. Чтобы это сделать нужно запомнить все приставки.

Например: РАССКАЗ — корень СКАЗ (от слова сказывать), приставка РАС. ОТТЕНОК – приставка ОТ, корень ТЕН (от слова тень)

38.Волнистая линия, сделанная красной пастой

Свидетельствует о неаккуратности письма (разная высота и ширина букв), неправильном соединении букв. Выпиши то, что учитель отметил волнистой линией, каллиграфически правильно.

39.Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

Делай так: (что делать?) улыбаться

ЗАПОМНИ! Глаголы неопр.ф. отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком

16. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

17. Не выполнено полностью или частично упражнение, задание.

Выполнить заново полностью упражнение со всеми заданиями.

18.Состав слова. Морфемный разбор

Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.

19.Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. Делай так: звёздный (звезда, звездочка), честный (честь)

20. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Делай так: заехал, уехал, приехал

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Запиши еще 2 слова с таким суффиксом. Делай так: липовый, дубовый, кленовый

22.Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: ночь, речь, печь (ж.р.); луч, шалаш, товарищ (м.р.)

23.Правописание предлога со словом.

Выпиши предлог и слово и между ними придумай и вставь еще слово.

Делай так: к (крутому) берегу, по (широкой) дороге

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить еще слово.

24.Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Делай так:

По овражкам заиграли весенние ручейки.

25. Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. (гласные е-и)

Выпиши существительное с предлогом. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание.

Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.

ЗАПОМНИ! Для определения окончания нужно знать склонение и падеж.

26. Пропуск, замена, повтор, перестановка букв, слогов.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.

27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица , ед.ч., наст.вр.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило.

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр. пишется Ь

28.Родовые окончания сущ., прил. и глаг. прошедшего времени.

Выпиши слово. Укажи его род, обозначь орфограмму.

Делай так: небо (ср.р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?)

1) Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее (кто? что) и сказуемое (что делала? что делал?). Подчеркни второстепенные члены предложения: определение (какой? какая? какие? какое? чей?), дополнение (кого? чего? кому? чему? что? о чем? чем? о ком? о чем?), обстоятельство (где? как? откуда? куда ? когда? сколько?)

2) Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Простое или сложное? Если простое, то распространённое или нераспространённое? Если сложное, то как соединены между собой грамматические основы?

3) Сделай схему предложения.

4) Выпиши словосочетания с вопросами.

30.Правописание безударных окончаний имен прилагательных (гласные е-и).

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему

ЗАПОМНИ! Для определения окончания прил. надо знать его род и падеж. Это определи по сущ. Кроме того, окончание прил. можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прил.

31.Правописание безударных личных окончаний глаг. (гласные е-и).

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопр.ф. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.

Делай так: пишет – писать, гл., 1 спр. (е, ут, ют)

ЗАПОМНИ! Гласные е-и в окончании глагола следует устанавливать по неопр.ф.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Подчеркни гласную в конце слова. Делай так: справа, справа, справа

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы а, о.

Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, правильно.

34.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.

ЗАПОМНИ! Это слова у которых два корня. Эти корни соединяются только двумя буквами О и Е. Соединительная О пишется если первый корень заканчивается на твердый согл.звук. Соединительная Е пишется если первый корень заканчивается на мягкий согл.зкук.

9.Безударная гласная в слове, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Выдели безударную гласную в корне и подбери однокоренное проверочное слово.

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова)

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.

11. Парные по глухости-звонкости (в конце или середине слова)

Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок

ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласной.

12.Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озер, морей, океанов, материков)

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.

13.Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.

ЗАПОМНИ! Разделительный ь пишутся в корне слова перед гласными е, ё, ю, я, и.

14. Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.

Делай так: объявление, объезд, подъезд

ЗАПОМНИ! Разделительный ъ пишется после приставок, перед гласными е, ё, ю, я, и.

15.Разбор слова, как часть речи. Морфологический разбор слова.

Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.

Источник

1. Постановка запятых

Теория:

7. Уступительный оборот Несмотря на громадность машины , она почти не издавала стука (А. Куприн. Молох)Оборот, построенный с помощью предлога несмотря на, не взирая на[Тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел] , [цедили коньяк и ликёры] , [плавали в волнах пряного дыма] , [в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость] , [пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго] (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско)

  • каждый тип обособленных членов предложения считается отдельной причиной постановки запятой;

    Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

сравнительный оборот выделяется отдельно от всех видов обособленных обстоятельств;

  • типы сложных предложений также различаются при постановке запятой.
  • Как ставить запятые в тексте (пунктуация)

    Каждодневная работа редактором сильно влияет на внимательность, особенно под конец рабочего дня.

    Устают не только глаза, но и начинает медленней соображать мозг, а значит пропускать небольшие ошибки (не критические). Проверка запятых занимает не меньше времени, чем вычитка текста и его редактура.

    Чтобы избавить себя от лишних хлопот и подстраховать внимательность, придумали специальный сервис проверки грамматики — Орфограммка.

    Этот онлайн помощник позволяет легко проверить предложения на наличие грамматических, лексических, пунктуационных и других ошибок.

    Зарегистрироваться просто: вводим адрес почты и пароль. После авторизации заполняем необходимыми данными личный кабинет и начинаем работу. Тут делаем так: копируем текст из Word и вставляем в пустое поле, потом программа покажет, где есть ошибки.

    Сервис легко ищет и опечатки, которые невозможно заметить при быстром и беглом чтении.

    Не менее интересной является онлайн-сервис Конорама, которая вобрала в себя все правила нашего языка. Легко найти ответы на вопросы, связанные с правописанием слов. Допускается и срочная проверка запятых. Регистрироваться совсем необязательно. Вводим слова в поле и наслаждаемся результатом. Программа удобная, подойдёт всем, служит отличным помощником, помимо упражнений для копирайтеров.

    Как найти скрипт? Да очень просто — вводите название в поиск и вот она перед вами.

    Когда ставить запятые?

    Русский язык каждый из нас изучает с первого класса и до последнего. Несмотря на столь длительный период в учебе, у некоторых все же возникают трудности с пунктуацией. Проблема случается даже не в отсутствии знаков, а в их перенасыщении. Ставятся запятые там, где не нужно, поэтому давайте разбираться. Учитесь своевременно избавляться от лишнего, это касается слов-паразитов русского языка.

    Ни одна программа не проверит текст лучше человека, учимся запоминать правила вместе.

    Ставим запятую:

    1. Между двумя союзами (который, пока, и, если, что), где присутствует уточнение в виде придаточного предложения. Если это предложение можно выкинуть, то запятая ставится. Пример: Они катались на лодке и, хотя уже замерзли, приготовились ловить рыбу.
    2. В случае использования союзных конструкций:
      — как — так и;
      — не столько — сколько;
      — не только — но и;
      — если не — то;
      — хотя (хоть) — но (а). Пример: Как фрукты, так и овощи полезно каждый день есть в сыром виде.
    3. Выделяем запятыми с двух сторон все вводные слова:
      По мнению, возможно, итак, к несчастью, конечно, во-первых, во-вторых, впрочем, должно быть, допустим, пожалуй, помнится, признаюсь, словом, следовательно, без сомнения, итак, иначе, значит, пожалуй, таким образом, строго говоря.

      Пример:
      Пожалуй, мы сегодня останемся дома.
    4. Если встречается конструкции: и-и, ни-ни, или- или, которые создают одно большое предложение. Пример: Ни снег пушистый, ни ветер душистый мне не мил, хочется тепла солнечного света.
    5. Запятая ставится между двумя предложениями (2 подлежащих и 2 сказуемых), соединенными в одно с помощью союзов: и, либо, а, или. Пример: На море плавают дельфины, и я тихо наблюдаю за морским берегом.
    6. Между двумя разными предложениями, соединенными в одно без союзов. Каждое предложение отделяем запятой. Пример: Лошади ехали быстро, кабина сильно тряслась на камнях, солнце зашло за горизонт.
    7. Придаточное предложение после главного и присутствуют союзы: потому что, так что, благодаря тому. Пример: Доверчивых людей легко обмануть, потому что они не любят ничего проверять.
    8. Однородные члены предложения разделяются запятыми – чисто, светло, просторно, уютно. Пример: В нашем доме всегда тепло, чисто, уютно, светло.
    9. Сравнительные обороты выделяются запятыми. Особенными «маячками» служат союзы: словно, будто, точно, как, нежели, чем, как и, что. Пример: К концу рыбалки, рыба словно зачарованная, стала подплывать к нашей лодке.

    Запятую не ставим:

    • Стоит частичка НЕ перед подчинительным союзом, который связывает главное предложение с второстепенным.
      Пример: Мне нужно знать не как это сделается, а зачем вы это делаете.
    • Не выделяют запятыми обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы: когда? как?
      Пример: Эти слова сказаны между прочим. Эти слова сказаны кстати.
      Вводные слова не выделяются запятыми.
    • Не разделяют запятыми два одинаковых слова: была не была, хочешь не хочешь, твоя не твоя, куст не куст, собака не собака и так далее.

    Пример: Посеяли семена на огороде, и взошло не понятно что: тыква не тыква, арбуз не арбуз, помидор не помидор, никто не знает, что это такое.

    Вот несколько правил для повторения русского языка, может с ними ошибок в предложениях станет меньше. Если вы не знаете, как пишется «также» или «так же» или возникают сложности в пунктуации, где запятая перед что, повторяйте правила.

    10 основных случаев постановки запятых. Часть 1

    В древние времена тексты писали без знаков препинания, да и пробелы между словами не ставили. Потребность в «крючках и закорючках» возникла во времена развития книгопечатания.

    Десять знаков препинания входили в тексты постепенно.

    Первой в ХI веке ввели точку. Сначала её ставили между словами и группами слов, но не внизу строки, а посередине. Точку как родоначальницу пунктуации увековечили в названиях других знаков препинания, хотя многоточие, например, появилось лишь в XVIII веке благодаря Карамзину.

    Кстати, восклицательный знак сначала назывался точка удивления, а вопросительный — точка вопросительная.

    Запятую стали использовать лишь в XV веке. По мнению лингвистов, слово «запятая» происходит от глагола запяти(ся) — зацепить(ся), задеть. В. И. Даль ставит её в однокоренной ряд с глаголами «запясть», «запять», «запинать» (останавливать, задерживать).

    Роль запятой — приостановить повествование, но не закончить его, как это делает точка, и не оборвать мысль, подобно многоточию. Её значимость трудно переоценить, если вспомнить известную фразу: «Казнить нельзя помиловать».

    Правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой — перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).

    Давайте вспомним основные случаи постановки запятых.

    А чтобы чтение правил о том, как ставить запятые, стало занимательным, примерами послужат крылатые выражения. Не на все правила мне удалось найти интересные цитаты, поэтому давайте вместе подберём их.

    Предлагайте свои варианты в комментариях 🙂

    1. Запятой выделяются обращения

    Запятой выделяются обращения

    2. Запятой выделяются слова-предложения да, нет и междометия

    3. Запятой выделяются вводные слова и предложения

    Это такие слова, как: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверно, возможно, может быть, кажется, пожалуй, в самом деле, правда, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

    Выделяем вводные слова и предложения

    • Вводное слово или предложение можно убрать, и смысл не изменится.

    — Может быть, мы именно хотим эх-прокатиться?

    Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»

    • Вводные слова нужно отличать от членов предложения. Члены предложения убрать нельзя.

    Это может быть выгодным (член предложения).

    • «Однако» и знаки препинания.

    Распространенная ошибка — запятая после «однако» там, где она не нужна.

    Давайте разберемся. Наличие запятых после коварного слова зависит от того, в какой роли выступает оно в предложении.

    Однако (однако ж/же) может быть союзом, междометием и вводным словом.

    А. Однако — союз в значении «но».

    Запятая не нужна.

    Однако=союз в значении НО

    Б. Однако — междометие.

    Употребляется с восклицательной интонацией для выражения сильного удивления или возмущения. Отделяется запятой или оформляется как отдельное предложение.

    Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!

    Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

    В. Однако — вводное слово (в значении противопоставления) — выделяется запятыми (с двух сторон).

    Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.

    Мишель де Монтень

    В вашей галиматье, однако ж, есть идея!

    Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

    Важно! Вводное слово «однако» не может стоять в начале предложения. Запятая после слова «однако», стоящего в начале предложения, возможна только тогда, когда после «однако» следует обособленный оборот.

    Однако, открыв глаза, он увидел, что ничего не изменилось.

    Открыв глаза — деепричастный оборот.

    Конечно, бытие определяет сознание. Это — как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах.

    Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

    К счастью — вводное слово.

    Итак, сегодня мы рассмотрели основные случаи постановки запятой с вводными словами, междометиями, словами-предложениями да-нет, а также со словом однако.

    Правильно ли ставите запятые вы? Попробуйте подобрать по 2-3 примера на каждое правило. Напишите в комментариях ниже или присылайте на почту. Это будет отличной тренировкой грамотности!

    Светлана Бибик, редактор, корректор, репетитор по русскому языку

    Ещё вам может быть интересно:

    Комментариев: 5

    Здравствуйте, не получается писать через профиль)). Как всегда содержательно. Я с тренинга «МАМА-РАЙТЕР» очень хорошо запомнила об «Однако в значении НО». Мне пришел в голову такой пример: а если фразу «В вашей галиматье, однако ж, есть идея!» переделать, то Однако будет в значении восклицания? Вот так: «Однако! В вашей галиматье есть идея!))» Спасибо, проекту и Светлане, что тренируете нашу грамотность:это важно, однако.)

    Светлана, спасибо за комментарий и вдумчивость! 🙂

    Светлана, спасибо за чудесный пример! Заберу его в свою копилку для учеников. 🙂

    Произошёл со мной такой интересный случай. Одна дама с высшим образованием, преподаёт психологию студентам. И вот этот преподователь говорит мне, люблю получать удовольствие от чтения книг, я парировал ей, давайте получать удовольствие вместе. На что она назвала меня извращенцем и домогателем и пошла жаловаться до самого патриарха. Другой шалунье предложил выпить шампанского, и получил тот же самый ответ. Ещё у одной продавщицы фруктов спросил яблочко, и то же самое. Дорогие мои, если вы думаете в меру своей испорченности, и как психи не обладаете чувством юмора, то я здесь причём. Или, когда товарищи устраивают какие-то непонятные переходы с одного сайта на другой по интернету, чтобы иметь хоть какую-нибудь зацепку. Я обошёл все капканы и ямы и самый гнилой трюк, когда в маршрутке мне совали на колени девочку лет 8-10 и мне пришлось выйти из маршрутки и нанять такси, губернаторский театр на колёсах. Затем пришли Наркозависимые и спрашивали кто продаёт травку или кокаин, я им сказал, что идите к окну, а они говорят смотрите у него штаны порватые это признак наркозависимости, а я им говорю у меня одна зависимость не зависеть от вас, а воздух свободы без таких как вы считаю наркотиком и постоянно нуждаюсь в таком воздухе, потом они поискали друг у друга наркотики в статуэтках будды, составили друг на друга протокол, извинились и ушли искать где живёт газовик, наверное хотели нюхнуть газу, и всё спрашивали друг у друга ты опознал его. После них пришли маги и экстрассенсы, стали говорить, что благодаря мне у них постоянные заказы на меня, и просили открыть от моего имени институт широкого профиля, я их послал так же к окну, и посоветовал заниматься от своего имени если вы такие профессионалы. Остаться в живых и ещё Кремлёв хочет получить извинения, за то что ложью затравили мать в могилу, за то что до последнего не могут загнать меня или в тюрьму или в психушку, за то что не размазали мои слюни для всеобщего обозрения, и не возвысились над толпой в гордой осанке. Только вот занозой в вас сидит улыбка моя. Толпа воспринимает с одобрением и улыбкой, когда им говорят ближе бандерлоги, считая такого лидера образцом для духовных скреп, ну как же дороги жалко, а чего их жалеть если их нет. ДИАЛОГ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕ УМЕСТЕН, ЧАО. ВЫ ТОЧНО НЕ ИДИОТЫ!
    Voron

    В русском языке правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).

    источники:

    http://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/zapyatie_v_texte

    http://mamawriter.ru/desyat-osnovnyh-sluchaev-postanovki-zapyatyh/

    Памятка для ученика начальной школы

    1. Большая буква в начале предложения.

    Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

    работа над ошибками

    2. Пропуск буквы.

    Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

    работа над ошибками

    3. Слог.

    Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

    работа над ошибками

    Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    4. Перенос слова.

    Раздели слово на слоги для переноса.

    работа над ошибками

    Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

    5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

    Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    работа над ошибками

    6. Гласные после шипящих.

    Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    работа над ошибками

    7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

    Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

    работа над ошибками

    8. Ударение.

    Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

    работа над ошибками

    Передай ритм слова с помощью стука.

    9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

    работа над ошибками

    10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

    Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

    работа над ошибками

    11. Парные звонкие и глухие согласные.

    Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

    работа над ошибками

    Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

    12. Большая буква в имени собственном.

    Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

    работа над ошибками

    Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

    13. Разделительный мягкий знак ъ.

    Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

    работа над ошибками

    Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

    14. Двойные согласные в слове.

    Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

    работа над ошибками

    15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

    Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

    работа над ошибками

    16. Разбор предложения.

    Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

    работа над ошибками

    17. Состав слова.

    Выпиши слово. Разбери его по составу.

    работа над ошибками

    18. Правописание непроизносимых гласных.

    Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

    работа над ошибками

    19. Гласные и согласные е приставках.

    Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

    работа над ошибками

    20. Правописание приставки со словом..

    Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

    работа над ошибками

    Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

    21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

    Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

    работа над ошибками

    Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    работа над ошибками

    22. Разделительный твёрдый знак ъ.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

    работа над ошибками

    Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

    23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

    Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

    работа над ошибками

    24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

    работа над ошибками

    25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

    Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    работа над ошибками

    26. Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

    работа над ошибками

    работа над ошибками

    27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

    Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

    работа над ошибками

    28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

    Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

    работа над ошибками

    29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

    Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

    работа над ошибками

    Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

    30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

    работа над ошибками

    Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

    31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

    Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

    работа над ошибками

    32. Сложное предложение.

    Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

    работа над ошибками

    Пояснительная записка.

    Как сделать урок работы над ошибками после контрольной работы интересным для
    учащихся, эффективным, чтобы работа на нем не была одинаковой для всех? Зачем
    работать над чужими ошибками?

    Используя различные формы работ, виды деятельности учащихся, я пришла к своей
    методике проведения подобного урока, который так и называю – “Работа над
    ошибками”. Суть его заключается в том, что каждый работает над своими пробелами,
    совершенствует навыки правописания, ставит для себя вопросы, что еще осталось
    непонятным, а также, в зависимости от уровня обученности, может оказать
    кому-либо помощь, продолжить работу в совершенствовании навыков взаимопроверки,
    в развитии творческих способностей.

    Подобный урок мною для четкого планирования работы, успешного достижения
    целей делится на несколько этапов (учителю следует учесть, что за партой
    (столом) должны сидеть ученики с разным уровнем обученности):

    I. Анализ контрольной работы (учитель, кратко).
    II. Определение цели урока. Знакомство с планом.
    III. Самостоятельная работа учащихся.

    Этапы самостоятельной работы.

    1-й этап. Осмысление.

    Цель: осмыслить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

    – Учащиеся, у кого “отлично”, пишут мини-сочинение, где поделятся своими
    чувствами о полученной оценке, покажут свой творческий потенциал.

    – Учащиеся, у кого “хорошо” за диктант, работают в тетради “Мои ошибки”,
    самостоятельно исследуют их. Учитель оказывает им помощь в случае
    затруднения.

    – Ученики, которые получили “удовлетворительно”, в ходе выполнения работы над
    ошибками должны понять, почему они ошиблись, следует найти верное решение. Здесь
    им также помогает оказывается со стороны учителя.

    Что же делают учащиеся, которые не справились с диктантом? С самого начала
    работы учитель вместе с ними организует работу через тетради «Мои ошибки”. Дети
    объясняют написание орфограммы, приводят примеры на это же правило. Эта
    деятельность предполагает работу в группе (отдельно от основной части класса).

    2-й этап. Закрепление.

    Цель: закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

    Учащиеся с оценкой “отлично” за диктант оказывают помощь “слабому” ученику,
    тренируют его, подготавливают его к своеобразному отчету о проделанной работе.

    Учащиеся, получившие оценку “хорошо” и “удовлетворительно” за диктант,
    выполняют предложенные задания. Задания выбирают сами учащиеся. Выбор идет не от
    того, что легче, а над чем надо поработать, чтобы не допускать подобных ошибок в
    дальнейшем.

    3-й этап. Проверка.

    Предлагаются разные способы проверки, но учащийся выбирает их сам. Учитель
    наблюдает, как ее организуют дети, насколько она эффективна:
    – самопроверка по опоре,
    – объяснения соседу,
    – консультация сильного учащегося,
    – помощь учителя в случае затруднения.

    На данном этапе учащиеся должны подвести для себя промежуточный итог.

    4-й этап. Работа по пунктуации.

    Цель: улучшить пунктуационную грамотность.

    Ребята уже устали (позади минут 20 работы), поэтому здесь им нужно дать
    отдохнуть. Помогут в этом интересные предложения или текст, увлекательная или
    даже новая форма проверки (компьютерное тестирование, ЭОР), можно отвлечься на
    фронтальный опрос. Важно сменить вид деятельности учащихся, чтобы затем
    отправиться в путешествие по стране “Пунктуация”. Для проведения такой работы
    необходимо учитывать доминирующий канал восприятия у учащихся данного класса.

    5-й этап. Работа в парах. Орфография.

    Далее после проведенной работы (оцениваю ее по линокарте, перфокарте или
    цифровому диктанту) даю детям возможность поиграть, но с пользой.

    Играем в “Темную лошадку”, которую разработала сама, в игру “Компьютер”, где
    дети работают в паре или организуют работу по тетради “Мои ошибки”. Цель игр –
    повышение орфографической грамотности. При такой организации практической
    деятельности никто не боится ошибиться, т.к. каждый может быть как проверяемым,
    так и проверяющим, что им особенно нравится.

    Учитель в это время проверяет работы, выполненные ранее, и по окончании игры
    выдает их детям.

    6-й этап. Итоги проверки.

    Учащиеся сами делают вывод, насколько успешно их “Путешествие по пунктуации”.

    7-й этап. Подведение итогов.

    Здесь не надо спешить, все должно быть обдумано, следует учесть желание
    учащихся. Все происходит следующим образом:
    – помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который не
    справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
    – учащиеся, у которых “удовлетворительно”, анализируют свою работу (где
    ошиблись, что стало понятно, где затрудняются еще на сегодняшний момент);
    – учащиеся, у которых “хорошо”, проводят анализ своей работы, акцентируя
    внимание на том, что вызвало у них трудности и какие рекомендации от них получил
    его одноклассник;
    – учащиеся, у которых “отлично”, представляют всему классу свою творческую
    работу (обязательно отклик учащихся, учителя).

    Конечно, организовать работу подобным образом не всегда легко, т.к. следует
    учитывать ошибки учащихся, навыки их самостоятельной работы, тщательно подбирать
    материал для отработки и закрепления определенных орфограмм и пунктограмм. Но
    для меня именно такой урок работы над ошибками является шагом по дороге к
    грамотности, где учащиеся работают в своей темпе, каждый решает свои задачи;
    ученик может оказаться полезным рядом сидящему, а также порадоваться за его
    успехи.

    “Работа над ошибками по теме “Наречие””. 

    Цели:

    – дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над
    которыми следует работать в дальнейшем;
    – создать условия для развития навыков самоконтроля, взаимопроверки, работы в
    паре, группе;
    – способствовать развитию навыков устного делового общения, сотрудничества.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор.

    Ход урока

    I. (5 мин.) Анализ контрольной работы (после темы “Наречие”).

    На данном этапе урока в обобщенной форме сообщаю о типичных ошибках всего
    класса и о работах, выполненных на “отлично”.

    II. Тема и цель урока. (Приложение
    1
    )

    Знакомство с планом работы. Учащиеся, получившие оценку “отлично”, “хорошо” и
    “удовлетворительно”, работают по выданному им плану; учащиеся, получившие оценку
    “неудовлетворительно”, работают индивидуально с учителем.

    III. (15 мин.) Самостоятельная работа.

    Цель: выявление пробелов в знаниях и закрепление орфографических и
    пунктуационных навыков.

    1. Осмысление допущенных ошибок.
      Деятельность учащихся Цель
    учащиеся, у которых “5” пишут мини-сочинение (отклик на полученную
    оценку)
    показать творческий потенциал, использовать
    возможность выразить свои чувства
    учащиеся, у которых “4” – работа в тетради “Мои ошибки”

    – подбор
    собственных примеров на допущенные ошибки

    исследование своих ошибок
    учащиеся, у которых “3” – работа в тетради “Мои ошибки”


    составить словосочетание или предложение со словом, где допущена ошибка

    понять, почему ошиблись, и найти верное
    решение
    учащиеся, у которых “2” – работают с учителем в тетради “Мои
    ошибки”

    – выполняют индивидуальные задания

    осмыслить, почему ошибся в написании слова
    (учитель оказывает помощь)
    2. Закрепление орфографической грамотности.
    Учащиеся, у которых “5” работает в паре с учеником, который не
    справился с диктантом
    оказать помощь, подготовить через
    тренировочные задания к отчету (итогу)
    учащиеся, у которых “4” Задание1 – орфография (Приложение
    4
    )

    задание 2 – пунктуация (Приложение 2)

    тест по теме: ”Наречие”(компьютер)

    (по выбору)

    (Приложение 3)

    совершенствование
    орфографической
    и пунктуационной грамотности по теме “ Наречие ”.
    учащиеся, у которых “3” Задание1– орфография (Приложение
    4
    )

    задание 2 – пунктуация, (Приложение
    2
    )

    тест по теме: ”Наречие”(компьютер)


    (по выбору) (Приложение 3)

    3. Проверка.
    учащиеся, у которых“5” проводят “экзамен” у учащегося, с которым
    работал
    подвести промежуточный итог (что стало понятно, где
    затрудняются)
    учащиеся, у которых “4”

    учащиеся, у
    которых “3”

    в
    ы
    б
    о
    р
    – Самопроверка или взаимопроверка (по
    опоре, которую выдает учитель, или сверить с ответами в карточке),


    Объяснение рядом сидящему ученику,

    – Консультация (учитель, в случае затруднения).

     

    Физкультминутка.

    IV. (10 мин.) Работа по пунктуации.

    Цель: улучшить пунктуационную грамотность

    – фронтальный опрос:

    1) Какие члены предложения называются однородными?

    2) Какое предложение называется сложным?

    3) Какие предложения называются сложносочиненными? Назовите союзы.

    4) Какие предложения называются сложноподчиненными? Назовите союзы.

    “Путешествие по малой родине”. (Приложение 1)

    – Контроль по линокарте.

    С/С С/П Прост. предл.
    1     +
    2 +    
    3   +  
    4     +
    5 +    
    ФИО  

    1. Борис Викторович Шергин прожил в Москве 51 год и всегда с особой любовью
    вспоминал родной Архангельск.

    2. На зеленых холмах Малых Карел стоят ветряные мельницы и широко разметали
    они свои крылья.

    3. Два брата Карела погибли когда защищали свою землю от разбойников.

    4. Ломоносов Абрамов и Рубцов Шергин и Писахов гордость русского Севера.

    5. Прокопий Иванович Галушин погиб, жертвуя собой и мы будем помнить о его
    подвиге.

    Обязательно опору учащимся со зрительным каналом восприятия.

    V. (8 мин.) Работа в парах по закреплению орфографической грамотности.

    1) Карточки по теме: ”Наречие” (или по тетради “Мои ошибки”. (Выбор.)

    2) Интерактивная доска. (Приложение 1)

    Задание: вставь пропущенную букву и объясни ее написание.

    общ..
    сн..чал..
    оч..ровательно
    объед..не..о
    думать (по) новому
    иску..тве..о
    ссделать (во )время
    свеж..
    (по) прежнему
    (ото)всюду


    VI. (7 мин.) Подведение итогов учащимися.

    (По желанию учащихся.)

    – Помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который
    не справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
    – учащиеся, у которых “удовлетворительно”, делают анализ своей работы (где
    ошиблись, что стало понятно, где затрудняются);
    – учащиеся, у которых “хорошо”, делают анализ своей работы (что вызвало
    трудности), дают рекомендации соседу с “3”;
    – учащиеся, у которых “отлично”, представляют свою творческую работу;
    (обязательно) отклик учащихся.

    Примечание: при наличии времени в карточке по теме “Орфография” можно
    записать проверочные слова (Приложение 5).

    В тетради “Мои ошибки” учащиеся выписывают слова, которые написали
    неправильно.

    Ошибаться, конечно же, неприятно. Однако ошибки — это главный источник нашего жизненного опыта. Каждая из них делает нас немного мудрее, помогает лучше понять окружающий мир и самих себя, помогает вывести на новый уровень наши навыки и личные качества.

    Проблема в том, что у большинства людей «обучение на своих ошибках» происходит спонтанно и неосознанно. В результате многие совершенные ошибки ничего не добавляют в копилку их личного опыта: они воспринимаются исключительно как источник страданий, а потому очень часто повторяются снова и снова.

    Сегодня мы поговорим об одной простой, но очень мощной технике саморазвития, которая называется «Работа над ошибками». Она помогает учиться на своих ошибках более сознательно, извлекать из них максимум опыта и почти сразу менять свою жизнь к лучшему.

    Дневник «Работа над ошибками»

    Для использования этой техники вам потребуется завести специальный дневник, который будет называться «Работа над ошибками». Это может быть бумажная тетрадь, текстовый файл на компьютере или электронная таблица.

    Обратите внимание на следующее:

    1. Дневник должен быть по-настоящему тайным. Не показывайте его никому, даже друзьям и близким. Еще лучше, если никто вообще не будет знать о его существовании. Дело в том, что вам придется записывать в него довольно неприятные факты о себе. И если вы знаете, что эти записи кто-то будет читать, то невольно начнете все цензурировать и приукрашать, из-за чего эффективность техники упадет в разы.

    Храните дневник там, где на него никто не сможет натолкнуться даже случайно. Если вы делайте записи в файл, уберите его в какую-нибудь неприметную папку и закройте паролем.

    2. Работа с дневником должна быть регулярной. Лучше всего заполнять его вечером, пока свежи воспоминания, но можно это делать и по утрам (в этом случае вы будете разбирать вчерашний день). Также можно работать с дневником один раз в неделю, например, по воскресеньям. Имейте в виду: чем больший период времени вы рассматриваете, тем больше событий ускользает от вашего взора.

    Дневник может быть как обычным текстом, так и таблицей — это дело вкуса.

    Если вы решили работать с электронной таблицей, закрепите в ней верхнюю строку и установите в свойствах ячеек «перенос текста». Саму таблицу размечаем следующим образом:

     Разметка таблицы для "Работы над ошибками"

    Если вы решили работать с обычным текстом, вам не нужно ничего размечать: просто по очереди записывайте все этапы.

    Итак, приступим. Анализ ошибок в дневнике состоит из 5 этапов:

    Этап 1. Вспомнить и записать ошибки

    На этом этапе мы выписываем все ошибки, которые совершили за день или за неделю. Ошибками будут считаться не только наши явные промахи, но и любые неприятные события.

    Дело в том, что каждое такое событие — это всегда в какой-то степени следствие наших поступков. Если же мы воспринимаем неприятности как сугубо внешние явления, мы словно говорим себе, что не контролируем ситуацию. А поверив в это, мы становимся пассивными жертвами обстоятельств и уже ничего не можем изменить.

    Безусловно, бывают такие ситуации, когда от нас действительно ничего не зависит. Но очень часто это не так.

    Предположим, что сегодня на нас накричал начальник. Он хам, псих и самодур? Очень может быть. Но была ли у нас возможность предотвратить конфликт? Наверняка да. Например:

    • Мы могли сдать ему этот злосчастный отчет еще вчера.
    • Мы могли вежливо, но твердо поставить его на место (хамство вообще терпеть не стоит).
    • Мы могли найти работу с нормальным руководителем и т. д.

    Если же мы снимаем с себя ответственность за эту ситуацию, мы отказываемся от активной жизненной позиции и начинаем пассивно плыть по течению.

    Итак, записываем ошибки. Для этого мысленно «прокрутите» в голове весь прошедший день (или неделю) и попробуйте вспомнить следующее:

    1. Какие явные промахи вы совершили?
    2. Какие дела не удалось сделать? Какие планы сорвались?
    3. Какие неприятности с вами произошли?
    4. Из-за чего у вас портилось настроение?
    5. С кем возникали конфликты и недопонимания?

    Вот такой примерно список у вас может получиться:

    Составляем список ошибок

    Здесь, кстати, удобно пользоваться методом пяти пальцев, о котором мы как-то уже писали. Суть его в том, чтобы перебирать прошедшие события по жизненным сферам: мысли, знания, эмоции, общение, здоровье и т. д.

    Также полезно делать пометки в течение всего дня или недели. Формулировать сами ошибки не надо: просто запишите в блокнот или на диктофон пару слов, которые помогут вам вспомнить о событии. Например: «автобус», «продавец в магазине», «удалил файл», «забыл ключи» и т. д.

    После того как вы записали все ошибки, посидите еще 2–3 минуты, прежде чем двигаться дальше. Часто в эти минуты в голову приходят всякие неприметные события, о которых мы сразу не вспомнили.

    Этап 2. Выявить причины ошибок

    Теперь мы должны найти причину каждой записанной ошибки. Этот этап поможет нам выявить свои «слабые места» и понять, что конкретно нужно исправить. Подумайте: почему произошло то, что произошло?

    Вот что примерно должно у вас получиться:

    Находим причины ошибок

    При анализе причин важно придерживаться принципа «Mea culpa» (в переводе с латыни — «моя вина»). Иными словами, мы должны в первую очередь искать причину произошедшего в своих действиях. Еще раз: мы можем что-то изменить лишь тогда, когда берем на себя ответственность за то, что произошло.

    Даже если у неприятного события есть явные внешние причины, подумайте: могли ли вы его предотвратить? Могли ли вы к нему как-то подготовиться? Если да, то именно это и следует записать как причину.

    Например, мы пошли в лес за грибами, попали под дождь и до нитки промокли. Дождь, естественно, случился сам по себе и на это мы повлиять никак не могли. Однако мы могли перед выходом из дома посмотреть прогноз погоды или взять с собой плащ-дождевик.

    У некоторых событий может быть несколько причин — это нормально. В этом случае можно записать их все или же выбрать из них только самую главную.

    Этап 3. Исправление ошибок

    На этом этапе мы выясним: а нельзя ли эти ошибки хоть как-нибудь исправить? Подумайте:

    • Можно ли изменить то, что произошло?
    • Если нельзя, то можно ли минимизировать или компенсировать последствия этих ошибок?

    Каждая ошибка — это всегда какой-то ущерб, нанесенный нашей жизни, нашим планам и нашему душевному равновесию. И в идеале было бы здорово этот ущерб если не ликвидировать, то хотя бы чуть-чуть «сгладить».

    Вот как это может выглядеть:

    Можно ли исправить ошибки?

    Увы, но многие ошибки в нашей жизни исправлению не подлежат. И если эта графа часто будет оставаться у вас пустой, не переживайте: так и должно быть. Просто переходите к следующему этапу.

    Этап 4. Меры профилактики

    Теперь самое главное: мы должны понять, как не допустить повторения этих ошибок. На данном этапе нужно для каждой ошибки придумать свои меры профилактики. Обычно это либо правила, которые следует соблюдать, либо задачи, которые следует выполнить. Например:

    Профилактика

    Этот этап — «сердце» нашей техники. Каждая такое правило и каждая задача — это то, что помогает нам изменить свою жизнь к лучшему. Даже если сами изменения выглядят совсем небольшими, со временем они будут накапливаться и давать потрясающий результат.

    Как разрабатывать меры профилактики? В первую очередь нужно смотреть в раздел «Причины»: именно там обычно и скрыт «корень проблем». Если мы устраняем причину ошибки, то исчезает и сама ошибка.

    Например, я проспал на работу. У этой неприятности есть две причины: я поздно лег спать, а утром не услышал будильник на смартфоне. Теперь у меня появятся одно новое правило и одна регулярная задача:

    1. Ложиться спать не позднее 23–00.
    2. Устанавливать на смартфоне сразу два будильника с интервалом в 5 минут.

    Как вы уже поняли, для одной ошибки может быть создано сразу несколько правил и задач.

    Этап 5. Внедрение улучшений

    Недостаточно просто придумать правила: еще нужно сделать так, чтобы эти правила сразу же начали работать и менять жизнь к лучшему. Если не внедрять их специально, они будут мертвым грузом «пылиться» в нашем дневнике. Высока вероятность, что вскоре мы о них забудем и снова допустим уже проработанные ошибки.

    Поэтому на последнем этапе нужно определить: с помощью какого инструмента мы будем внедрять эти правила? Вот как это выглядит:

    Внедрение правил

    Рассмотрим эти инструменты чуть более подробно.

    1. Разовая задача. Это задача, которую нужно выполнить всего один раз, чтобы предотвратить дальнейшее повторение ошибки или проблемы. Например, если у нас есть проблема «тормозит компьютер», нам достаточно «купить дополнительный блок ОЗУ на 16 Гб».

    Задачу записываем в органайзер (если у вас его еще нет, то обязательно заведите) на тот день, когда ее удобно будет выполнить.

    Разовые задачи

    2. Регулярная задача. Это задача, которую нам нужно периодически повторять: каждое день, каждую субботу, каждый месяц и т. д. Например, если мы по дороге с работы постоянно забываем купить продукты, нам потребуется создать регулярную задачу-напоминание «Не нужно ли зайти в магазин?».

    Регулярные задачи

    То же самое: создаем в органайзере новую задачу (можно привязать ее к конкретному времени) и настраиваем ее повторение. Подробнее о том, как работать с такими задачами, вы можете прочитать в нашей статье «Повторяющиеся задачи».

    3. Рабочий чек-лист. Чек-листы — это очень удобный инструмент для организации любых повторяющихся процессов. Сюда относятся тренировки и занятия спортом, мероприятия по уборке, уход за питомцами, проверки, аудиты, создания типовых продуктов и т. д. Если вы регулярно пользуетесь чек-листами, вам будет легче предотвращать ошибки: допустив какой-нибудь промах, просто добавьте в чек-лист новый пункт для его профилактики.

    Чек-лист

    О создании рабочих чек-листов у нас была отдельная статья.

    4. Трекер привычек. Некоторые правила потребуют от нас выработки новых привычек или изменения старых. Для этой цели в тайм-менеджменте используется несколько инструментов, из которых самым популярным является трекер привычек:

    Трекер привычек

    Работает он очень просто: каждую привычку, которую нам нужно выработать или изменить, мы добавляем в трекер и отслеживаем ее соблюдение.

    5. Личный кодекс. Это еще один очень мощный инструмент саморазвития, о котором следует как-нибудь рассказать отдельно. Он представляет собой свод персональных правил и принципов на все случаи жизни: от общения с людьми, до ухода за домом.

    Для создания кодекса можно использовать блокнот, общую тетрадь или текстовый файл.

    Личный кодекс

    Отрывок из личного кодекса

    В кодексе может быть несколько разделов. Например:

    • Главные правила;
    • Мои моральные принципы;
    • Общение с людьми;
    • Бизнес;
    • Клиенты;
    • Здоровье;
    • Автомобиль и т. п.

    Чтобы кодекс работал, его нужно регулярно и вдумчиво перечитывать. В этом случае правила будут «впитываться» и становиться неотъемлемой частью нашей личности.

    Теперь, когда мы разобрались с инструментами, можно подобрать для каждого правила подходящий способ внедрения. Обратите внимание: после этого вам нужно сразу же разложить все задачи и правила по «своим местам»: в органайзер, в трекер привычек и т. д. В противном случае о них можно очень быстро забыть.

    Заключение

    Алгоритм только на первый взгляд кажется большим и громоздким, но на практике он не отнимает много времени. Обычно «работа над ошибками» занимает не более 10–15 минут в день.

    Если у вас совсем мало времени, попробуйте выполнять эту технику один раз в неделю. Также можно использовать ее упрощенный вариант: записывать не все ошибки, а только 3 самых значительных.

    Наиболее частая проблема с дневником — это повторение ошибок. То есть, мы анализируем ошибку, внедряем профилактические меры, а она все равно повторяется. Здесь есть два варианта:

    Вариант 1. Неправильно установлены причины. Подумайте, что еще может вызывать эту ошибку? Что вы могли упустить?

    Лайфхак. У ошибки может быть много причин. Но есть и одна универсальная причина: мы совершаем ошибку потому, что у нас есть возможность ее совершать. И чтобы ошибка исчезла, достаточно устранить эту возможность.

    Например, мы отвлекаемся на социальные сети во время работы. Как сделать, чтобы это стало невозможным? Тут много вариантов: выйти из всех аккаунтов, использовать другой профиль браузера или даже отключать интернет.

    Вариант 2. Неправильно выбраны меры профилактики или способы их внедрения. Здесь, к сожалению, нет универсальных решений: вам придется немного поэкспериментировать.

    Лайфхак. Лучше всего работают простые «механические» методы, которые не требуют размышлений и самоконтроля.

    Например, ежедневно по дороге с работы мы заходим в кондитерский магазин и покупаем пирожные, набирая лишний вес и лишние комплексы. Мы, конечно же, можем здесь использовать и трекер привычек, и личный кодекс. Но гораздо проще и эффективней будет изменить свой обычный маршрут с работы.

    Еще одна частая ситуация с дневником — это отсутствие серьезных поводов для записи. В этом случае, если есть настроение, можно совершить «экскурсию в прошлое» и поразмышлять над старыми ошибками. Однако вполне допустимо просто наградить себя «выходным» за удачный день.

    Поделиться:

  • Конечно же встречаются непредвиденные неожиданности исправьте ошибки
  • Конечно друг может совершать ошибки 11 ведь все мы несовершенны
  • Конец существования матеры историческая неизбежность или человеческая ошибка
  • Конец ошибки резидента фильм
  • Кондиционер кентатсу мультисистема на 2 блока кассетного типа коды ошибок