Контролирующий тип личности родитель ошибки

Родитель: функциональная модель

Родитель: функциональная модель

Итак, функциональная модель эго-состояния Родитель. Выделяют два основных его проявления: Поощряющий (Заботливый, Воспитывающий) Родитель и Контролирующий (Руководящий, Регулирующий, Управляющий, Карающий, Критикующий) Родитель.

Название

Контролирующий/Управляющий Карающий (кнут)

Воспитывающий Заботливый (пряник)

функция

устанавливает правила

кормит и оберегает

подразделения

позитивный

негативный

позитивный

негативный

эпитет

регулирующий корректирующий

карающий наказывающий

заботливый поощряющий

опекающий

Контролирующий Родитель контролирует и критикует. Он проявляется, когда мы повторяем фразы своих родителей: «Смотри у меня!», «Не опаздывай», «Работай, не ленись!», «Марш руки мыть», «В угол, ты наказан». Мы находимся в Контролирующем Родителе, когда даем качественные характеристики, такие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.

Состояние «Контролирующий Родитель» может проявляться позитивно или негативно. Например, когда человек в позитивном Родителе, то его директивы направлены на искреннюю помощь и поддержку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия. Негативный Контролирующий — Карающий Родитель, наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например, «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!». Контролирующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддержку или критику своего внутреннего Ребенка. Самоедство и самобичевание, активность внутреннего критика — негативного Контролирующего (Карающего) Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполезно тебе что-либо поручать, завалишь» — звучит голос Карающего Родителя, и взрослый человек теряет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.

Критика позитивного Контролирующего Родителя конструктивна, она поддерживает позицию «Я благополучен». «Сделал ошибку — исправляй!»

В детстве мои родители были заботливыми и любящими, они оберегали меня и ухаживали за мной. Теперь, когда я веду себя подобным образом, я нахожусь в состоянии Воспитывающего, Поощряющего, Заботливого Родителя.

Когда я в позитивном Заботливом Родителе, то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В основе отношений лежит уважение, доверие, открытость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я благополучен — Вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка — «Давай, дерзай, у тебя все получится!». Когда мы создаем банк поглаживаний, то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.

Когда человек в негативном Заботливом Опекающем Родителе, то он демонстрирует гиперопеку, гиперпротекцию по отношению к другому. Часто мы стараемся сделать, что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. Примеров этому можно привести много. Это и мать-благодетельница, которая балует свое дитя и так любит, что просто душит в объятиях, не давая развиваться. Это и самопожертвование, «подвиг во имя другого». Это и агрессивное поведение — «Я лучше знаю, что надо сделать». В основе поведения негативного Заботливого Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успешным. «Ты мал и беззащитен, я помогу тебе, я сделаю это лучше тебя. Я позабочусь о тебе, я лучше знаю, что тебе нужно». «Ты неблагополучен. Я благополучен. И я спасу тебя, как бы ты ни сопротивлялся!» — девиз негативного Заботливого Родителя.

Анализ Родительских команд показывает, что у многих людей Карающее, Контролирующее Родительское состояние значительно более развито, чем Поощряющее. Карающий Родитель охотно, с удовольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощрения. То есть он очень настроен раздавать пинки. И совсем не настроен на поглаживания. Эта часть родительского воспитания реализуется путем Родительских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.

Заботливый Родитель награждает, балует, потворствует. Его часть воспитания реализуется путем Родительских разрешений в том числе и на поглаживания: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь счастливым!».

Читайте также

Ребенок: функциональная модель

Ребенок: функциональная модель
Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.Спонтанное состояние — это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет —

3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП

3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП
Далее я хотел бы представить модель, которая в упрощенном виде описывает четыре основополагающие функции каждого ведущего, а именно: эмоциональную стимуляцию участников, проявление уважения к личности участников,

Глава 1 Как разговаривать с собой боящимся? Позиции «Ребенок», «Добрый родитель» и «Строгий родитель»

Глава 1
Как разговаривать с собой боящимся? Позиции «Ребенок», «Добрый родитель» и «Строгий родитель»
Если уж вы взялись бороться со страхом, то, конечно, вас интересуют не только психологические установки, которые внесут ясность в ситуацию, но и конкретные способы,

Эго-состояние Родитель

Эго-состояние Родитель
Мы считаем, что Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые человек выбирает для встраивания на вербальном уровне, уровне своей памяти, так и из Родителя, которого он или она создает для себя и продолжает создавать

Родитель

Родитель
Родитель — это оценивающее, основанное на традиции, регулирующее эго-состояние. Родитель подобен магнитофону. Это набор заранее записанных правил, регламентирующих жизнь. Когда человек находится в эго-состоянии Родитель, он мыслит, чувствует и ведет себя

Какой вы родитель?

Какой вы родитель?
Делай это, не делай того. Эти слова дети слышат от родителей очень часто. «Убери игрушки…», «Не толкай сестру…», «Ешь фасоль…», «Скажи «спасибо» дедушке…», «Не задирай брата…» и так далее.Казалось бы, мы просто хотим, чтобы дети слушались нас, но на

Родитель

Родитель
Поведение родительской части обычно скопировано с родителей человека или других авторитетных фигур. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было изменений. Человек в родительском эго-состоянии — это видеозапись поведения одного из его

Какова же функциональная семья?

Какова же функциональная семья?
Это действительно здоровая семья. Когда я говорю здоровая семья, я имею в виду, разумеется, не столько физическое здоровье семьи, сколько нормальные взаимоотношения между ее членами, хотя одно с другим связано.Члены такой семьи:• открыто

Функциональная асимметрия мозга и речь

Функциональная асимметрия мозга и речь

Слова скучны, как дождь за окнами.
Я чувствую их холод гладкий.
И чудится – червями мокрыми
Сползают капли вдоль лопатки.
Зануда – дождь, хоть горло режь ему,
Он льет и будет лить всегда.
В ушах звучит:
«С тебя по-прежнему как с

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов

Жизнь – это то, что с нами происходит, пока, мы строим планы.
Джон Леннон.
Итак, мой уважаемый читатель, мы уже подошли к восприятию основы Русской Модели Эффективного Соблазнения — модели ста

15.3.1. Функциональная музыка

15.3.1. Функциональная музыка
Это вид эстеторегуляции, при котором музыка служит целям коррекции функциональных нарушений, а также формирования и поддержания благоприятного эмоционального состояния, настроения. Музыка, как и слово, может изменить тонус мышц, повысить

Все родители хотят лучшего для своих детей, и контролирующие родители — не исключение. Любой родитель хочет вырастить честного, умного и достойного человека, который бы смог внести свой вклад в развитие общества.

К сожалению, некоторые родители считают, что их взрослые дети слишком неопытны, чтобы принимать самостоятельные решения, и поэтому делают все возможное, чтобы контролировать их жизнь. Многие из них вмешиваются в дела и даже личную жизнь своих детей. Другие ведут себя навязчиво и эгоистично, насаждая своим детям необоснованные ожидания.

Если ваши родители нарушают ваше личное пространство, то вам необходимо мягко, но настойчиво обозначить границы дозволенного. Но прежде всего, нужно понять, являются ли ваши родители чрезмерно контролирующими.

Почему родители контролируют своих взрослых детей?

Контролирующие родители могут порядочно потрепать вам нервы. Но прежде всего необходимо понять, что именно вызывает у них желание контролироваь вашу жизнь.

Вместо того, чтобы вступать в конфликт, уделите время тому, чтобы проанализировать их контролирующее поведение ваших родителей. Это позволит вам отнестись к ним с сочувствием и понять, зачем они контролируют вас.

Трудное детство часто является причиной неадекватного поведения во взрослом возрасте. Например, у ваших контролирующих родителей, в свою очередь, могли быть родители-манипуляторы, поэтому они выросли, полагая, что контролировать других — это единственно правильное поведение.

Родители с манипулятивными тенденциями могли испытывать унижение в прошлом. Поэтому они стремятся держать своих детей на коротком поводке из-за собственной неуверенности в себе. Для таких родителей тотальный контроль над своими детьми — это способ самоутверждения и доминирования.

Также, некоторые родители имеют тенденции к нарциссизму. Они становятся манипулятивными в попытке защитить свое эго. Такие родители считают, что другие должны подстраиваться под их ожидания, и отказываются принимать во внимание иные точки зрения кроме своей собственной.

Как узнать, чрезмерно ли ваши родители контролируют вас или же они просто обеспокоены вашей судьбой?

1. Перфекционизм

Контролирующие родители, как правило, хотят, чтобы все было «как положено». Они создают жесткие рамки для вас и часто ставят ультиматумы, если вы отказываетесь следовать их указаниям.

2. Они всегда знают, что лучше для вас

Ваши родители всегда знают лучше вас самих, что вам необходимо. Они отказываются рассматривать другие точки зрения и не дают вам свободу принимать собственные решения.

3. Необоснованные ожидания

Будучи перфекционистами, ваши контролирующие родители могут ставить перед вами недостижимые цели. Их требования зачастую завышены и неоправданны и вызывают у вас чувство, что вы ни на что не способны.

Чтобы убедиться, что вы сделаете все так, как угодно им, они часто критикуют вас. В результате вы редко проявляете инициативу, поскольку вы слишком привыкли к тому, что ваши родители принимают решения за вас.

4. Контролирующие родители вмешиваются в личную жизнь своих взрослых детей

Неважно сколько вам лет, ваши контролирующие родители считают, что у них есть право вмешиваться в вашу личную жизнь. Например, они могут давать вам советы, о которых вы не просили, или высказывать свое негативное мнение о ваших друзьях или любимом человеке. Они даже могут подслушивать ваши интимные разговоры по телефону.

5. Ваши родители вселяют вам неуверенность в себе

Для того, чтобы заставить вас действовать так, как угодно им, ваши родители-манипуляторы придираются ко всему, что вы делаете, заставляя вас чувствовать себя никчемным и неполноценным. Они также могут вселять вам чувство вины. Например, если вы отказываетесь что-либо сделать для них, то они начинают драматизировать или пугать вас последствиями.

6. Манипулятивные родители монополизируют любовь своего ребенка

Контролирующие родители зачастую стремятся быть единственным объектом вашей любви. В попытке получить эксклюзивное право на вашу любовь, они могут попытаться изолировать вас от ваших друзей или разлучить вас с любимым человеком.

7. Они делают вашу работу за вас

Ваши родители, вероятно, контролируют каждый ваш шаг вплоть до мелочей. Они выполняют простейшую работу вроде мытья посуды за вас, опасаясь, что вы что-то сделаете не так. Они не понимают, что ошибки — это необходимый элемент личностного роста. Такое контролирующее поведение заставляет вас чувствовать, что вы не способны нести ответственность за собственную жизнь.

8. Контролирующие родители принимают решения за своих взрослых детей

Если ваши родители чрезмерно контролируют вас, то они будут принимать решения за вас, даже не посоветовавшись с вами. Они также будут рассказывать другим, насколько вы несамостоятельны и как нуждаетесь в них.

9. Родители-контролеры хотят быть в постоянном контакте со своими детьми

Ваши родители будут надоедать вам телефонными звонками. Они хотят быть в курсе каждой подробности из вашей личной или профессиональной жизни. Более того, они активно вмешиваются, если считают, что вы связались с «неправильными людьми». Ваши родители могут даже пересечь всякую границу и начать выспрашивать подробности ваших интимных отношений.

10. Эти родители решают проблемы своих взрослых детей

Ваши контролирующие родители всегда решают ваши проблемы за вас, опасаясь, что вы не сможете сделать это самостоятельно или пострадаете. Они не знают, что они подрывают вашу способность к проявлению инициативы и принятию решений, будучи слишком вовлеченными в ваши дела.

11. Контролирующие родители обременяют своих взрослых детей пустяковыми обязанностями

Для того, чтобы все ваше время было посвящено им, ваши родители могут перегружать вас пустяковыми, но отнимающими много времени обязанностями. Это может вселить вам чувствово, будто у вас нет права на собственную жизнь.

12. Ваши родители всегда рядом

Настойчивые родители не имеют понятия о личном пространстве. Они всегда стремятся быть около вас и не замечают, когда вы хотите побыть одни и их присутствие тяготит вас.

13. Контролирующие родители могут вести себя пассивно-агрессивно

Такие родители часто пассивно-агрессивны. Они будут воздерживаться от общения или проявления заботы до тех пор, пока вы не сделаете то, что они хотят. Такое «безмолвное осуждение» является формой контроля.

14. Они нетерпеливы

Родители-контролеры не желают тратить время на то, чтобы выслушивать вашу версию событий. Для них ваша точка зрения — пустая трата времени, так как их мнение всегда самое правильное.

Что делать, если ваши контролирующие родители вмешиваются в вашу жизнь?

Если ваши родители подходят под несколько или, что еще хуже, под все вышеперечисленные признаки, не расстраивайтесь. Существуют способы совладать с их котролирующим поведением.

Во-первых, работайте над уверенностью в себе. Даже если ваши родители пытаются удержать вас в своего рода эмоциональной тюрьме, помните, что только вы несете ответственность за свою жизнь. Разработайте план, чтобы установить четкие личные границы и вернуть контроль над своей жизнью.

Примите решение противостоять вашим родителям, но не будьте слишком агрессивны. Не зацикливайтесь на том, чтобы угодить им; помните, что у вас своя жизнь.

Вы не можете изменить своих родителей; это факт, который вы должны принять. Тем не менее, вы можете обозначить дистанцию ​​между вами. Стойте на своем и не оправдывайтесь, если они обвиняют вас в том, что вы пренебрегаете ими. Вы можете сказать фразу такого рода:

«Мне жаль, что ты злишься, и я понимаю, почему».

Если вы выскажете сочувствие и понимание, это несколько смягчит их. Воздержитесь от любых просьб о помощи, особенно финансовой.

Помните, что они ваши родители, даже если вас тяготит их контролирующее поведение. Отпустите прошлые обиды; сделайте это ради вас, а не ради них. Фокус в том, чтобы противостоять им с уважением, и дать им знать, как вы смотрите на их вмешательство в вашу жизнь.

Установите твердые личные границы и дайте им знать, опять же с уважением, если они пересекли их. Вы можете поддерживать отношения со своими чрезмерно контролирующими родителями, если вы четко обозначите свое личное пространство.

Воспитание детей — это сложная задача, в результате которого родители часто перегибают палку с дисциплиной. Они предпочитают авторитарное воспитание, ведут постоянный контроль за жизнью своего ребенка, в результате, это провоцирует отдаление детей от родителей. Как распознать контролирующих родителей и как с ними бороться?

Контролирующее или авторитарное воспитание характеризуется непрестанной требовательной природой родителей. Ожидая хорошего поведения от своих детей, они принимают все решения самостоятельно без ребенка, не позволяя ему участвовать в открытых обсуждениях, а только подчиняться приказам без каких-либо объяснений или исключений. Если ребенок не делает этого, он / она будет «наказан», даже если он не виноват. Хотя цель состоит в том, чтобы достичь совершенства. Родители часто пренебрегают эмоциональными потребностями ребенка. В доме мало смеха и игры.

Некоторые могут контролировать своих детей через эмоциональные манипуляции. На людях они могут казаться «нормальными», но будут использовать тишину и любовь, чтобы заставить детей делать то, что они хотят. Они могут внушить детям страх или чувство вины, или сказать им, что это их обязанность делать, как того требует родитель.

Такое поведение проистекает из чрезмерного беспокойства и любви к ребенку, но может привести к тому, что он станет зависимым и незрелым взрослым.

Признаки контролирующего родителя

Почти каждый ребенок чувствует, что его/ее родитель является неоправданно требовательным, жестким. Выяснить это легко:

  1. Завышенные ожидания. Контролирующий родитель часто нажимает на ребенка. Правильное действие, это поощрение его достижений, поддержка ребенка и восстановление уверенности в себе.

  2. Никакого инакомыслия. Детям запрещается обсуждать или не соглашаться. Более снисходительный родитель будет объяснять рассуждения, лежащие в основе ожидаемого поведения, и поощрять ребенка к самовыражению.

  3. Собственное «Я». Ребенок должен следовать пожеланиям и желаниям родителя. Более здоровое воспитание, если ребенок достигает своих собственных целей и устремлений.

  4. Обусловленная любовь. В контролирующем доме дети должны «заслужить» любовь. В более открытых и доверительных отношениях детей будут любить безоговорочно, без необходимости что-либо доказывать или «заслужить».

  5. Чувства и эмоции. Контролирующий родитель часто игнорирует эмоциональные потребности ребенка и обескураживает его/ее, чтобы показать свои эмоции или чувства. Правильно, если родитель признает и помогает ребенку справиться с такими чувствами, как страх или гнев.

  6. Никакой свободы. Контролирующие родители не дают ребенку много свободы в любой сфере от их социальной жизни до одежды. Более сбалансированным подходом было бы установление соответствующих границ и пределов.

  7. Я всегда прав (а). Контролирующий родитель никогда не признает, что он неправ. Правильное решение — признавать свои ошибки и извиняться за них. 

Последствия контролирующего воспитания

Контролирующие родители негативно влияют на личность ребенка и его самооценку. Ниже приведены некоторые последствия:

  • Дети, особенно подростки, чаще становятся непокорными и агрессивными с родителями.

  • Они могут стать далекими и холодными по отношению к своим родственникам, даже когда они в беде.

  • Более склонны быть асоциальными личностями.

  • Не иметь спонтанности, креативности и лидерских навыков.

  • Чаще страдают от депрессии и тревоги.

  • Имеют более низкие социальные навыки.

  • Не принимают решений.

  • Не напорны.

Все это может нанести значительный удар по материальной и личной жизни ребенка.

Как жить с контролирующими родителями

Когда ребенок маленький, он ничего не может изменить или проанализировать, но начиная с подросткового возраста и старше дети вполне могут разобраться в себе, что их не устраивает, что не так в их семье, и попробовать нормализировать отношения. Как это сделать?

Для начала, нужно абстрагироваться от своих обид и попытаться понять своих родителей. Почему они так поступали/говорили? Почему запрещали или наказывали? Скорей всего причина не в ребенке, а в том, что их родители также поступали и также говорили с ними. У них просто нет другой модели общения и поведения. Возможно, они просто не справлялись с жизненными трудностями и со своим психологическим состоянием, и вымещали все на более слабом и беззащитном ребенке. Конечно, это неправильно, но только став сами родителями, дети начнут понимать, как было непросто их родителям с ними.

Понимание причины поможет определить стратегию поведения с родителями. Чем более несчастен человек, тем больше ему нужно любви. Это непросто отпустить обиды на родителей, принять и понять их ошибки, простить хотя бы у себя внутри и подарить им свою любовь. Чем старше человек, тем тяжелее ему просить прощения, признавать свои ошибки, отпускать обиды. Поэтому не стоит портить себе жизнь и здоровье, нося в себе обиды на родителей. В конце концов, они подарили вам жизнь, а вы можете сделать свою жизнь легкой и счастливой, даже если этого не смогли сделать ваши родители для вас.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Контролирующий родитель и воспитывающий родитель

В
некоторых случаях, когда я был ребенком,
мои родители говорили мне, что мне надо
делать, контролировали или критиковали
меня. “Иди спать! Не выбегай на дорогу!
Высморкайся! Умный, глупый, хороший,
капризный, честный, нечестный … “ Когда
я поступаю подобным образом, копируя в
этой роли своих родителей, я нахожусь
в Контролирующем
Родителе

(иногда называемом также Критикующим
Родителем
).

В
других случаях мои родители оберегали
и заботились обо мне. Мать крепко обнимала
меня, Отец читал мне перед сном. Когда
я упал и поранил коленку, один из моих
родителей утешал меня и накладывал
повязку. Когда я проигрываю поведения
моих родителей, которые они проявляли,
заботясь обо мне, я нахожусь в Воспитывающем
Родителе

(Заботливом
Родителе
).

Мы изображаем это
двучленное деление функционального
Родителя путем деления этого эго-состояния
на две половины, как и в случае с Ребенком
(см.рис.3.1).

ПОЗИТИВНЫЙ И
НЕГАТИВНЫЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ И

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ
РОДИТЕЛЬ

Некоторые
авторы по ТА различают позитивный и
негативный подразделы в каждом из частей
Родителя. (И снова термины “ОК” и “не
ОК” иногда используются вместо указанных
названий). Они утверждают, что мы находимся
в позитивном
Контролирующем Родителе

в том случае, когда наши Родительские
директивы по отношению к другим людям
искренне направлены на из защиту или
поддержание из здоровья. Доктор может
приказать пациенту: “Бросьте курить!
Курение пагубно для вас”. В этом случае
он проигрывает одну из команд, которую
он воспринял маленьким у своих родителей:
“Не переходи улицу перед близко идущим
транспортом!”.

Негативный
Контролирующий Родитель

описывает Родительские поведения,
игнорирую другого человека. Босс, который
кричит на свою секретаршу: “Вы опять
сделали ошибку!”, возможно, воспроизводит
тон и жесты раздраженного школьного
учителя, который сказал ему тоже самое,
когда тому было шесть лет.

Позитивный
Воспитывающий Родитель

заботится и помогает, исходя из позиции
подлинного уважения к человеку, которому
оказывается помощь. Негативный
Воспитывающий Родитель

означает то, что “помощь” оказывается
с позиции превосходства, которая
игнорирует другого человека. Поведение
позитивного Воспитывающего Родителя
может быть выражено в следующем обращении
к коллеге по работе: “Тебе помочь? Если
да, то дай мне знать”. Негативный Родитель
подходит к своему коллеге и говорит:
“Послушай, я помогу тебе в этом”, берет
работу из его рук и сам ее делает.
“Мать-благодетельница” является
классическим примером негативного
Воспитывающего Родителя.

0 Вспомнив
прошедший день, отметьте случаи, когда
вы вели себя по отношению к другим как
Контролирующий Родитель. В каких случаях
вы исходили из позитивного Контролирующего
Родителя? Негативного Контролирующего
Родителя? Вспоминаете ли вы, какого
родителя или парентальную фигуру вы
копировали в каждом отдельном случае?

Проделайте тоже
самое для случаев, когда вы были позитивным
или негативным Воспитывающим Родителем.

За
одну минуту напишите слова, которые, по
вашему мнению, описывают человека,
находящегося в позитивном Контролирующем
Родителе. (В группе проделайте это за
одну минуту с помощью мозгового штурма).
0

Соседние файлы в предмете Общая психология

  • #
  • #
  • #

    10.06.20223.7 Mб4Общая психология под ред. Гамезо.doc

  • #
  • #
  • #

Есть разные стили воспитания детей и, к сожалению, контролирующий стиль – один из самых распространенных. Вместо того, чтобы мягко направлять формирование отношения ребенка к самому себе, родители пытаются сделать ребенка таким, каким, по их мнению, он должен быть. 

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Как следует из самого названия, основным признаком данного стиля является контролирующий подход к детям. Иногда его называют авторитарным или «вертолетным воспитанием», потому что родители ведут себя в диктаторской манере или постоянно «нависают» над ребенком, словно вертолет, контролируя каждый его шаг. 

Признаки контролирующего воспитания и почему это вредно

Методы, используемые при контролирующем стиле воспитания, чреваты нарушением личностных границ и не отвечают истинным потребностям ребенка. 

1. Нереалистичные ожидания и сценарий, обреченный на провал. 

Родители ожидают, что ребенок будет соответствовать иррациональным, нездоровым или попросту недостижимым стандартам, и наказывают его, если этого не происходит. Например, ваш отец приказывает вам делать что-либо, но никогда не объясняет, как это сделать, а потом злится на вас, если вы не выполнили задание своевременно или должным образом. 

Часто приказания контролирующих родителей таковы, что провал неизбежен и ребенок переживает негативные последствия, независимо от того, что он сделал и как они справился с заданием. Например, ваша мать велит вам срочно бежать в магазин, хотя на улице дождь, а потом сердится на вас за то, что вы вернулись домой вымокшим до нитки. 

2. Необоснованные, односторонние правила и нормы. 

Вместо того, чтобы говорить с детьми, вести переговоры или потратить время на то, чтобы объяснить установленные правила, которые применимы ко всем членам семьи или обществу в целом, контролирующие родители устанавливают собственные строгие правила, которые применимы только к ребенку, или только к определенным людям. Эти правила носят односторонний, несправедливый характер и часто даже не имеют внятного объяснения. 

«Иди уберись в комнате!» — «Но почему?» — «Потому что я так сказала!». 

«Не кури!» — «Но ты же сам куришь, папа». – «Не спорь со мной и делай то, что я говорю, а не то, что я делаю!». 

Вместо того, чтобы взывать к собственным интересам ребенка, это обращение делает акцент на неравенстве сил и власти родителей над ребенком. 

3. Наказания и контроль. 

Когда ребенок не желает подчиняться или не в силах соответствовать всему, что от него ожидается, его строго наказывают и лишь ужесточают контроль. Опять же, часто без каких-либо объяснений, за исключением: «Потому что я твоя мать!» или «Потому что ты плохо себя ведешь!». 

Существует два типа контролирующего поведения: 

Первый: активный или явный, который включает применение физической силы, крики, вторжение в частную жизнь, запугивания, угрозы или ограничения в свободе передвижения. 

Второй: пассивный или скрытый, который подразумевает манипуляцию, апеллирование к чувству вины, стыда, принятие на себя роли жертвы и так далее. 

Таким образом, ребенок вынужден или подчиниться силе, или поддаваться манипуляции. И если этого не происходит, его наказывают за непослушание и несоответствие стандартам. 

Контролирующие родители: 6 характерных черт

4. Недостаток сочувствия, уважения и заботы. 

В авторитарных семьях, вместо того, чтобы быть принятым в качестве человека, обладающего равными правами со всеми, ребенок, как правило, занимает роль подчиненного. По контрасту с ним, родители и другие властные фигуры рассматриваются как начальство. 

Ребенку не разрешается оспаривать сложившееся распределение ролей или бросать вызов родительскому авторитету. Эта иерархия выражается в отсутствии сочувствия, уважения, теплоты и эмоциональной заботы о ребенке. 

Большинство контролирующих родителей обычно способны позаботиться о физических, базовых потребностях ребенка (в пище, одежде, крыше над головой), но они либо эмоционально недоступны, либо являются слишком властными и эгоистичными. 

Обратная связь, которую ребенок получает в виде наказания и контроля, разрушает его чувство собственной ценности и идентичности. 

5. Смена ролей. 

Поскольку многие контролирующие родители имеют сильные нарциссические тенденции, они осознанно или бессознательно верят, что предназначение и смысл жизни ребенка – удовлетворять потребности родителей, а не наоборот. 

Они видят в своем ребенке собственность и объект, который нужен, чтобы обслуживать их нужды и желания. В результате, во многих сценариях ребенок вынужден играть роль родителя, а родители охотно принимают роль ребенка. 

От ребенка ожидают, что он будет заботится о своих родителях эмоционально, финансово, физически обслуживать их и даже с пониманием относиться к их сексуальным нуждам и желаниям. Если ребенок не хочет или не в состоянии делать это, его называют плохим сыном/дочерью, наказывают, принуждают силой или манипулируют чувством вины. 

6. Инфантилизм.

Поскольку контролирующие родители не видят в своем ребенке отдельную независимую личность, они растят в нем зависимость. Это отношение негативно влияет на самооценку ребенка, его ощущение собственной компетентности и идентичности. 

Поскольку родители ведут себя так, словно их ребенок неполноценный и не способен жить в соответствии с собственными интересами, они убеждены, что сами знают, как лучше для ребенка, даже когда он способен самостоятельно принимать решения и оценивать риски. Это усиливает зависимость и приводит к задержкам в развитии, потому что ребенок не может установить адекватные границы, развить чувство ответственности за себя и ясное ощущение собственной идентичности. 

На психологическом, обычно бессознательном уровне, не позволяя ребенку вырасти в сильного, компетентного и самодостаточного человека, родитель удерживает его привязанным к себе еще теснее, продолжая удовлетворять собственные потребности (см.пункт 5). Такой ребенок обычно испытывает трудности с принятием решений, развитием необходимых компетенций. Ему не удается построить полноценные и построенные на взаимоуважении и доверии отношения. 

Став взрослыми, такие дети демонстрируют поведение, направленное на постоянный поиск одобрения, страдают от чувство недооцененности, чрезмерной привязанности, нерешительности, зависимости и множества других эмоциональных и поведенческих проблем.опубликовано econet.ru.

By Darius Ciranavicius 

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Контролирующий родитель и воспитывающий родитель

В
некоторых случаях, когда я был ребенком,
мои родители говорили мне, что мне надо
делать, контролировали или критиковали
меня. “Иди спать! Не выбегай на дорогу!
Высморкайся! Умный, глупый, хороший,
капризный, честный, нечестный … “ Когда
я поступаю подобным образом, копируя в
этой роли своих родителей, я нахожусь
в Контролирующем
Родителе

(иногда называемом также Критикующим
Родителем
).

В
других случаях мои родители оберегали
и заботились обо мне. Мать крепко обнимала
меня, Отец читал мне перед сном. Когда
я упал и поранил коленку, один из моих
родителей утешал меня и накладывал
повязку. Когда я проигрываю поведения
моих родителей, которые они проявляли,
заботясь обо мне, я нахожусь в Воспитывающем
Родителе

(Заботливом
Родителе
).

Мы изображаем это
двучленное деление функционального
Родителя путем деления этого эго-состояния
на две половины, как и в случае с Ребенком
(см.рис.3.1).

ПОЗИТИВНЫЙ И
НЕГАТИВНЫЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ И

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ
РОДИТЕЛЬ

Некоторые
авторы по ТА различают позитивный и
негативный подразделы в каждом из частей
Родителя. (И снова термины “ОК” и “не
ОК” иногда используются вместо указанных
названий). Они утверждают, что мы находимся
в позитивном
Контролирующем Родителе

в том случае, когда наши Родительские
директивы по отношению к другим людям
искренне направлены на из защиту или
поддержание из здоровья. Доктор может
приказать пациенту: “Бросьте курить!
Курение пагубно для вас”. В этом случае
он проигрывает одну из команд, которую
он воспринял маленьким у своих родителей:
“Не переходи улицу перед близко идущим
транспортом!”.

Негативный
Контролирующий Родитель

описывает Родительские поведения,
игнорирую другого человека. Босс, который
кричит на свою секретаршу: “Вы опять
сделали ошибку!”, возможно, воспроизводит
тон и жесты раздраженного школьного
учителя, который сказал ему тоже самое,
когда тому было шесть лет.

Позитивный
Воспитывающий Родитель

заботится и помогает, исходя из позиции
подлинного уважения к человеку, которому
оказывается помощь. Негативный
Воспитывающий Родитель

означает то, что “помощь” оказывается
с позиции превосходства, которая
игнорирует другого человека. Поведение
позитивного Воспитывающего Родителя
может быть выражено в следующем обращении
к коллеге по работе: “Тебе помочь? Если
да, то дай мне знать”. Негативный Родитель
подходит к своему коллеге и говорит:
“Послушай, я помогу тебе в этом”, берет
работу из его рук и сам ее делает.
“Мать-благодетельница” является
классическим примером негативного
Воспитывающего Родителя.

0 Вспомнив
прошедший день, отметьте случаи, когда
вы вели себя по отношению к другим как
Контролирующий Родитель. В каких случаях
вы исходили из позитивного Контролирующего
Родителя? Негативного Контролирующего
Родителя? Вспоминаете ли вы, какого
родителя или парентальную фигуру вы
копировали в каждом отдельном случае?

Проделайте тоже
самое для случаев, когда вы были позитивным
или негативным Воспитывающим Родителем.

За
одну минуту напишите слова, которые, по
вашему мнению, описывают человека,
находящегося в позитивном Контролирующем
Родителе. (В группе проделайте это за
одну минуту с помощью мозгового штурма).
0

Соседние файлы в предмете Общая психология

  • #
  • #
  • #

    10.06.20223.7 Mб9Общая психология под ред. Гамезо.doc

  • #
  • #
  • #

Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?

Опубликовано 2016-05-31 03:00 пользователем

Артур Шопенгауэр подметил, что «находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах». Могу поспорить, что вы хоть раз попадали в ситуацию, когда на простую просьбу или вопрос ваш собеседник ответил неожиданным образом с неожиданными эмоциями. Предлагаю на простых примерах ежедневного взаимодействия в команде разобрать, почему так происходит и как правильно реагировать в таких ситуациях.

Итак, руководитель обратился с деловой просьбой к своим подчиненным:

Кейс 1

— Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что — сразу «Маша!»…

Кейс 2

— Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?

Как мы видим, в одной ситуации получились разные диалоги. Почему сотрудники отреагировали по-разному? С чем это связано?

Еще в начале 1950-х годов Эрик Берн, американский психотерапевт, наиболее известный в Украине по

книгам «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди», заметил, что каждый человек в разных обстоятельствах ощущает себя по-разному, то есть находится в разных состояниях. Э. Берн выделил три эго-состояния и назвал их «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Данные наблюдения он положил в основу метода «Транзактный анализ», направленного на исследование взаимодействий между людьми. Каждое из состояний имеет свои проявления или функции, и любой сможет пронаблюдать их в себе и окружающих, обращая внимание на язык тела, речь и поведение (табл. 1).

Табл. 1. Как распознать эго-состояния?

Эго-состояние

Функция

Язык тела

Речь

Типичные выражения

«Родитель»

Контролирующий Родитель директивный, властный, ищет провалы, оценивает, обвиняет, воспитывает, советует

Уверенная позиция, ноги широко расставлены, руки скрещены или «руки в боки», возможны резкие жесты, указывающие движения рук, корпус прямой или откинут назад, губы сжаты, лоб нахмурен

Твердая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая

«Так нельзя!», «Следует сделать так», «До каких пор?», «Кто должен был это сделать?», «Это неправильно»

Заботливый Родитель покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает

Открытая поза, открытые руки, возможно дотрагиваться до партнера похлопывать по плечу, корпус наклонен вперед, внимательный взгляд, невербальное сопровождение диалога (кивки головой, «да, я понимаю», «ага»

Сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, теплая

«Я тебе помогу», «С каждым может такое произойти», «Ты можешь обращаться ко мне с вопросами», «Молодец, хорошо справился с заданием»

«Взрослый»

Оценивает реальность, оперирует фактами, ресурсами, реагирует на ситуацию «здесь и сейчас»

Открытая поза, открытые руки, жесты и выражение лица иллюстрируют, подкрепляют мысли. Корпус прямой, слегка наклонен к собеседнику

Спокойная, безэмоциональная

«Я думаю так, а как думаешь ты?», «Если сравнить.»
Много вопросов: «Как?», «Что?», «Почему?»
«Расскажи мне ход своих мыслей»

«Ребенок»

Адаптивный Ребенок
Возможны два варианта адаптации:
1) бунт — протестует, обижается, злится.
2) пассивность — боится, не проявляет инициативу, подавлен, соглашается, не уверен в себе

1. Поза напряженная, руки сжаты или наоборот активная жестикуляция, голова опущена, выражение лица упрямое.
2. Поза напряженная, плечи опущены, спина согнута, голова втянута в плечи, выражение лица копирует проявления других, может закусывать губу, теребить руки и пр.

1. Гневная, громкая, упрямая
2. Нерешительная, покорная, нудная

1. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «Посмотрите на других», «почему им можно, а мне нельзя?»
2. «Я попробую», «Я постараюсь», «Я хотел бы», «Я, наверное, не смогу», «Что же мне теперь делать?»

Свободный Ребенок
Предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален

Поза свободная, жесты энергичные, блеск в глазах, воодушевленное выражение лица, любопытство

Громкая, быстрая, эмоциональная, непринужденная

«Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Ужасно!»

Проанализировав основные поведенческие индикаторы героев кейса, вы легко можете определить, что руководитель обращается к своим подчиненным из «Взрослого», четко озвучивает просьбу и предлагает варианты.

Маша функционирует как «Контролирующий Родитель», она упрекает и подчеркивает свою значимость.

Руководитель Маша

КР — функция «Контролирующий Родитель»
ЗР — функция «Заботливый Родитель»
В — функция «Взрослый»
АД — функция «Адаптивный Ребенок»
СД — функция «Свободный Ребенок»

А Коля, наоборот, «Адаптивный Ребенок», перекладывает ответственность за свое решение.

Руководитель Коля

А как бы отреагировал «Взрослый»?

Кейс 3

— Петя, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Я не против, но у меня уже запланированы выходные. Есть предложение задержаться в четверг и пятницу. Как тебе такой вариант?

— Договорились.

Руководитель Петя

При этом каждое функциональное состояние может проявляться позитивно и негативно, т. е. помогать коммуникации либо усложнять ее (табл. 2).

Табл. 2. Позитивное и негативное проявление функций

Функция

Позитивные проявления

Негативные проявления

«Контролирующий Родитель»

Структурирующий стиль
Посылы и директивы искренне направлены на защиту и поддержку. Критика конструктивна: «Сделал ошибку — исправляй»
Уместно в условиях ограниченных ресурсов, времени, условиях неопределенности, опасности

Критикующий стиль
Посылы с позиции превосходства. Игнорирует успехи и достижения

«Заботливый Родитель»

Воспитывающий стиль
Забота, помощь, обращение к ресурсам человека. Вера в силы собеседника

Зефирный (потакающий) стиль
Сверх прощение непоследовательность. Неверие в способности другого человека. Не дает возможности собеседнику самому принимать решения

«Адаптивный Ребенок»

Кооперативный стиль
Общительный, самоуверенный, тактичный. Придерживается установленных правил. Готов договариваться

Уступчивый/ сопротивляющийся стиль
Не говорит прямо о своих чувствах, не выражает открыто свое мнение, замыкается, обижается. Либо наоборот бунтует, игнорирует, не предлагая вариантов решения

«Свободный Ребенок»

Спонтанный стиль
Креативный, выразительный

Незрелый стиль
Эгоцентричный, самовлюбленный, опрометчивый

Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», или, наоборот, не выходить из «Заботливого Родителя», раздавая налево и направо советы. Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным. Неэффективной коммуникация становится, если:

1) привычной, ригидной является только одна модель поведения;

2) функции свойственны только негативные проявления;

3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.

Как действовать в таких ситуациях? Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться, а во-вторых, необходимо определить позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник, это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.

Если ваш собеседник общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, из Взрослого, т. к. часто посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.

Кейс 1

— Тебе стоило бы предупредить раньше! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что, сразу «Маша!»…

— Маша, ты важный член команды, без тебя нам действительно было бы непросто. Я как руководитель готов дополнительно обсудить твою нагрузку и скорректировать ее, если это необходимо. Но проект сейчас «горит» и важно, чтобы ты подключилась.

— Хорошо.

Если ваш собеседник общается из функции «Ребенка», обращайтесь к его опыту, статусу, предложите ему подумать, как это могло бы быть, порассуждать над вариантами.

Кейс 2

— Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?

— Как ты думаешь, возможны ли другие варианты ускорить работу? Ты — менеджер проекта, это ответственная позиция, уверен, что ты сможешь найти выход.

— О’кей, я подумаю.

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

  1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
  2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
  3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
  4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
  5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.

Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом в бизнес среде наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. И если вдруг в своем офисе встретите Родителей или Ребенка, теперь вы знаете, как найти к ним подход.

Статья предоставлена нашему порталу
проектной группой по взаимодействию с внешними клиентами Академии ДТЭК

HR-Лига

Автор: Исакиева Ольга

Рубрика: 

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова: 

  • практическая психология


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Детям достаточно часто кажется, что родители слишком сильно ограничивают их самостоятельность. Порой это происходит из-за того, что родители не совсем осознают, что ребенок стал достаточно взрослым и пытается немного расширить границы дозволенного, а иногда это вызвано тем, что родители слишком сильно пытаются контролировать жизнь ребенка. У потребности контролировать свое чадо есть много оснований, в том числе опасение того, что ребенок повторит ошибки родителей. При этом иногда родители просто не осознают, что своим поведением причиняют ребенку вред, а не защищают его.

  1. Изображение с названием Deal With Teen Pregnancy Step 4

    1

    Поймите, что является контролирующим поведением. Некоторые родители очень требовательны к своим детям, но это еще не означает, что они пытаются их контролировать. Обычно для контроля люди используют определенную тактику поведения. Тактика может быть очевидной или скрытой. Контролирующие поступки могут быть разнообразными, начиная от открытого критицизма и заканчивая завуалированными угрозами. Например, существуют следующие признаки контролирующего поведения родителей:[1]

    • изоляция ребенка от других членов семьи или друзей, запрет ему проводить время с друзьями или родственниками;
    • постоянная тривиальная критика (например, внешности ребенка, его манер, сделанного выбора);
    • угрозы причинить вред себе или ребенку, например, фразами следующего вида: “Я тебя прибью, если ты сейчас же не вернешься домой!”;
    • проявление условной любви и признания в виде фраз: “Я тебя люблю только тогда, когда у тебя в комнате порядок!”;
    • ведение счета совершенных ребенком ошибок, напоминание о них, чтобы расстроить его или заставить что-то сделать;
    • манипулирование чувством вины, чтобы заставить ребенка что-нибудь делать, например, фразами следующего вида: “Я 18 часов мучалась в родах, чтобы дать тебе жизнь, а ты не можешь уделить мне пару часов своего времени?”;
    • шпионаж и иное неуважение личного пространства ребенка, обыски в его комнате, чтение СМС в его телефоне и так далее.
  2. Изображение с названием Deal With Teen Pregnancy Step 6

    2

    Возложите на себя полную ответственность за свои действия. Даже если родители вас контролируют, вы несете ответственность за то, как реагируете на это поведение. Только вы решаете, позволить ли им управлять вами или противостоять им. Также вы сами отвечаете за то, будете ли вы разговаривать с родителями вежливо или проявите чрезмерную агрессию и усугубите ситуацию.[2]

    • Иногда полезно обдумать собственное поведение и взглянуть на него со стороны, поговорив со своим отражением в зеркале. Разыграйте различные сценарии развития событий, которые могут произойти при общении с родителями. Так вам будет проще контролировать ситуацию, когда придет время для реального разговора.
  3. Изображение с названием Deal With Teen Pregnancy Step 5

    3

    Не стремитесь угодить родителям. Задача родителей состоит в том, чтобы вырастить ребенка счастливым, здоровым и воспитанным. А задача ребенка состоит в том, чтобы расти счастливым, здоровым и воспитанным человеком. Если вас не устраивает то, что задумали для вас родители, вам следует стремиться угодить себе, а не им. Это ваша личная жизнь.
    [3]

  4. Изображение с названием Deal With a Controlling Mother Step 7

    4

    Составьте объективный план действий. Скорее всего, у вас не получится моментально скинуть полог контролирующей родительской атмосферы. Вам потребуется составить искусный и реалистичный план действий, чтобы начать принимать свои собственные решения. Начальным пунктом плана может быть нечто простое, например, ежедневное напоминание самому себе о том, что именно вы контролируете свою жизнь. Это поможет вам развить уверенность в себе. В идеальном варианте план должен предусматривать постепенное увеличение числа самостоятельно принимаемых вами решений.[4]

  5. Изображение с названием Deal With a Controlling Mother Step 13

    5

    Смиритесь с тем, что вы не можете изменить родителей. Аналогично тому, как родители не могут контролировать ваши мысли и чувства, вы не можете повлиять на их мысли и чувства. В ваших силах повлиять только на то, как вы сами на них реагируете, а это иногда помогает изменить отношение к вам родителей. Но только родители могут решить, когда и стоит ли вообще им меняться.[5]

    • Попытки вынудить родителей измениться аналогичны тому контролю, который они пытаются сохранить над вами. Если вы осознаете это, то смиритесь с тем, что родители вольны сами принимать за себя решения.

    Реклама

  1. Изображение с названием Break the Cycle of Abuse Step 1

    1

    Физически дистанцируйтесь от родителей. В основном, чтобы установить контроль, люди пытаются апеллировать к чувствам друг друга. Здесь могут быть затронуты гнев, вина, неодобрение. Если вы хотите освободиться от контролирующего гнета другого человека (родителя или кого-то еще), то разумно будет дистанцироваться, например, начать проводить меньше времени вместе, реже созваниваться.

    • Если вы пока живете с родителями, то дистанцироваться будет достаточно трудно (особенно если вы еще и младший ребенок в семье). Тем не менее, даже в такой ситуации можно установить некоторые барьеры в отношениях с родителями. В этом вам может помочь семейный психолог.
  2. Изображение с названием Deal With Teen Pregnancy Step 12

    2

    Постарайтесь не переходить к самообороне. Сокращение проводимого с родителями времени может привести к тому, что они расстроятся и сорвут на вас свой гнев. Если родители начнут жаловаться, что вы проводите с ними мало времени, станут обвинять вас в том, что вы их не любите, постарайтесь не переходить к самообороне.[6]

    • Попробуйте ответить так: “Мне жаль, что вы расстроены. Я понимаю, как сильно вы огорчены”.
    • Помните о том, что, прежде чем наступит улучшение, атмосфера отношений с родителями может немного усугубиться. Однако, очень важно продолжать сохранять дистанцию и не идти на поводу у угроз. Например, если мать угрожает самоубийством за ваше невнимание, сообщите, что вы вызываете ей скорую, и повесьте трубку. Не забудьте так и сделать. Не стоит все бросать и мчаться домой к родителям, чтобы ублажить их прихоти.
  3. Изображение с названием Deal With a Controlling Mother Step 9

    3

    Избавьтесь от финансовой зависимости. Другим рычагом контроля для родителей служит финансовая зависимость ребенка. Если вы в состоянии самостоятельно зарабатывать на жизнь, разделите свои финансы. Это может оказаться не так легко, но вам придется оплачивать свои счета, самостоятельно приобретать себе вещи, самостоятельно планировать бюджет. Благодаря этому вы не только станете более ответственным человеком, но и ослабите родительский контроль.[7]

    • Младшему ребенку это дастся с трудом, но это не является невозможным, если двигаться мелкими шагами. Даже если вы пока еще не оплачиваете аренду квартиры и коммунальные платежи самостоятельно, постарайтесь начать зарабатывать свои собственные деньги на личные траты. Это не означает, что родители сразу же избавят вас от контроля, но трата своих собственных денег на такие развлечения, как кино, позволит вам убрать одну из составляющих родительского контроля.
  4. Изображение с названием Deal With a Controlling Mother Step 8

    4

    Воздержитесь от желания просить родителей об одолжении. Просьба об одолжении наделит родителей правом торговаться с вами. Если вы хотите получить что-либо от родителей, то вам придется сделать что-нибудь для них в ответ. Несмотря на то, что в этом нет ничего предосудительного, в такой ситуации можно легко передать контроль над принятием решений в родительские руки. Когда вам потребуется помощь, лучше будет обратиться к друзьям или другим родственникам.[8]

  5. Изображение с названием Break the Cycle of Abuse Step 14

    5

    Научитесь определять жестокое обращение. Если ваши родители жестоко с вами обращаются, обратитесь в органы опеки и попечительства или поговорите с авторитетным лицом в школе (учителем или психологом). Жестокое обращение может быть выражено различным образом, поэтому если вы не уверены в том, что с вами жестоко обращаются, лучше будет сначала побеседовать со школьным психологом. К жестокому обращению можно отнести:

    • физически жестокое обращение в виде шлепков, ударов, связывания, нанесения травм и ожогов;
    • эмоционально жестокое обращение в виде обзывания, унижения, обвинений и необоснованно завышенных требований;
    • сексуальные домогательства в виде неподобающих прикосновений, сексуальных контактов и половых актов.

    Реклама

  1. Изображение с названием Deal With a Controlling Mother Step 14

    1

    Отпустите прошлое. Сдерживать в себе неприязнь к родителям или к самому себе – не самый лучший способ исправить отношения. Полезнее будет простить родителей за совершенные ими ошибки. Также полезно простить себя за собственные реакции на ошибки родителей.

    • Помните о том, что прощение не сводится к одному оступившемуся человеку. Прощение важно и для вашего собственного эмоционального благополучия.[9]
      Прощая родителей, вы отпускаете тот гнев, который испытываете по отношению к ним, но отнюдь не подтверждаете, что их слова и действия были приемлемыми.[10]
    • Чтобы кого-то простить, необходимо принять осознанное решение отпустить тот гнев, который вы испытываете. Для этого можно написать письмо в адрес родителей, но не отправлять его. В письме необходимо честно выразить все свои чувства о произошедшем, объяснить, почему вас это разозлило, а также высказать свои предположения о мотивах поведения родителей.[11]
      Завершить письмо следует фразой со следующим смыслом: “Меня не устраивает произошедшее, но я решил отпустить испытываемый мною гнев и простить вас”. То же самое можно повторить себе вслух.
  2. Изображение с названием Persuade Your Parents Into Letting You Go to a Late Night Event Step 1

    2

    Научитесь уважительно противостоять родителям. В первую очередь вы должны объяснить родителям свои чувства и причины того, что вы решили дистанцироваться от них. Родители не смогут начать решать ту проблему, о существовании которой они просто не догадываются. При этом вам не стоит никого обвинять или демонстрировать неуважение. Расскажите родителям о собственных чувствах, а не о том, как они поступили с вами.

    • Не следует говорить подобных фраз: “Вы нарушили мои личные права”. Более конструктивно будет звучать следующая фраза: “Я почувствовал себя совершенно бесправным человеком”.
  3. Изображение с названием Deal With a Controlling Mother Step 16

    3

    Установите барьеры в отношениях как для себя, так и для родителей. Когда вы начнете восстанавливать нормальные отношения, необходимо постараться избежать возвращения к старым привычкам. Заранее решите, по поводу принятия каких решений родителям дозволено давать вам свои советы, а в каких случаях это не требуется. Также барьеры могут быть установлены относительно того, в принятие каких родительских решений будет позволено вмешиваться вам, а также относительно того, о чем вы можете просить родителей.[12]

    • Например, вы можете решить советоваться с родителями по поводу важных решений относительно карьеры (о выборе высшего учебного заведения или конкретной вакансии на работу). Однако, можно оставить некоторые решения и на свое личное усмотрение, например, о том, с кем встречаться и на ком жениться.
    • Также можно отказаться от участия в принятии семейных решений, которые родители пытаются переложить на вас. Однако, вы можете предложить родителям свою поддержку при наличии у них серьезных проблем со здоровьем, например, ракового заболевания или проблем с сердцем.

    Реклама

  1. Изображение с названием Become a Successful Businessman Step 4

    1

    Уважайте установленные барьеры в отношениях. Когда такие барьеры уже установлены, вам необходимо их соблюдать. Нельзя ожидать от родителей, что они будут уважать ваше личное пространство, если вы не будете делать того же по отношению к ним. Если у вас возникнут какие-либо проблемы из-за установленных барьеров, открыто обсудите их с родителями и постарайтесь найти решение.[13]

    • При возникновении проблем в отношениях с родителями разрешить ситуацию иногда помогают фразы, построенные с точки зрения командной работы.[14]
      Попробуйте сказать нечто следующего содержания: “Я уважаю ваши барьеры, но мне кажется, что вы не всегда соблюдаете мои. Что мы может сделать, чтобы удовлетворить все наши потребности?”
  2. Изображение с названием Babysit Older Kids Step 6

    2

    Пресекайте попытки родителей вмешаться в ваш личный выбор. Если родители нарушат барьеры дозволенного, вы должны дать им это понять. При этом совсем не обязательно злиться или расстраиваться. Спокойно и уважительно сообщите родителям о том, что они пересекли черту, и попросите их остановиться. Если они вас уважают, то оставят в покое.[15]

    • Юмористический стиль общения также нередко облегчает общение с контролирующими людьми.[16]
      Например, если родители постоянно критикуют сделанный вами выбор карьеры, постарайтесь ответить им шуткой следующего плана: “Мама, посмотри на себя. Ты осталась довольна своей карьерой? Нет? Тогда какие претензии могут быть ко мне?”
  3. Изображение с названием Be Strong Step 5

    3

    Если проблемы не прекратятся, сделайте паузу. Если ситуация начнет развиваться совсем не так, как было запланировано, вам снова потребуется сократить проводимое с родителями время. Это отнюдь не означает, что вы должны порвать с ними все отношения. Просто нередко дети и родители становятся слишком близки, чтобы обоюдно соблюдать согласованные барьеры в отношениях. Проведите чуть больше времени в разлуке и попробуйте начать все с самого начала.[17]

  4. Изображение с названием Break the Cycle of Abuse Step 19

    4

    Подумайте об обращении к психологу, если ситуация не изменится. В некоторых случаях проблемы могут оказаться столь серьезными, что потребуют обращения к семейному психологу для их разрешения. Если вы честно пытались соблюдать установленные барьеры, но у вас это так и не получилось, обсудите с родителями возможность получения семейной консультации у психолога.

    • Попробуйте обратиться к ним следующим образом: “Для меня важны наши отношения, но мне кажется, что нам нужна помощь, чтобы сделать их лучше. Не хотели бы вы со мной обратиться к семейному психологу?”

    Реклама

Советы

  • Обсудите проблемы с друзьями или родственниками. Они могут оказаться в состоянии помочь.
  • Попробуйте обсудить проблемы в отношениях с родителями, прежде чем пытаться дистанцироваться от них. Порой проблемы можно решить и более приятным путем.

Реклама

Предупреждения

  • Если вы считаете, что с вами жестоко обращаются и вам нужна помощь, обратитесь в местные органы опеки и попечительства.
  • Не стоит считать любой совет со стороны родителей попыткой “контроля.” Родители обычно действуют из ваших лучших интересов и обладают большим жизненным опытом, чем вы.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 97 391 раз.

Была ли эта статья полезной?

  • Контролирующий орган сообщил об ошибке инн не соответствует данным регистрации
  • Континент ап ошибка отсутствует пак соболь
  • Континент ап ошибка контроль целостности не пройден
  • Континент ап ошибка исполнения функции
  • Континент ап ошибка client cert not found