Кюйши таттимбет создал кюй сарыжайлау соловей исправь ошибки

ГККП «Д/с №3»

«Музыка-душа народа»:

Знакомство с кюями

Подготовила:

музыкальный руководитель

Трубицына Т.Я.

Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.

Задачи :

  • сформировать представления о музыкальном жанре;

  • закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения — арнау»;

  • познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);

  • познакомить с новыми музыкальными произведениями – примерами музыкальных жанров (кюи-посвящения – «арнау»).

  • воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;

  • воспитывать эстетическое отношение к музыке в жанре кюи-посвящения – арнау.

  • развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки.

Репертуар:

  • Курмангазы «Сары арка»;

  • Таттимбет «Саржайляу».

Виды детской музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки;

  • музыкально-познавательная деятельность.

Оборудование:

  • музыкальные инструменты (фортепиано, домбра);

  • магнитофон;

  • портреты – Курмангазы, Таттимбет;

  • мультимедийный проект

  • Ребята, под какую музыку мы с вами вошли , к какому жанру она относится? («Дорога добра» музыка М.Минкова, слова Ю. Энтина. Это песня. Вокальный жанр.)

  • Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.)

  • Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).

  • Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).

  • Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный).

Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней — душа народа. 

Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

Итак, инструментальная музыка — музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах.

Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.

Показ портрета композитора.

Курмангазы – великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.

Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды – Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 кюев.

Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.

Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение.

  • Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).

  • Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары арка»? (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение).

Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа.

Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).(показ домбры)

Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который посвящен природе. Написал его Таттимбет — выдающийся композитор-кюйши.

Показ портрета композитора.

Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь.

Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодяря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе.

Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет.

В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали.

Таттимбет автор свыше 40 кюев.

И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки.

Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!

Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение.

  • Каков характер музыки? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).

  • Что вы представили, слушая эту музыку?

  • Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).

  • Для кого музыкального инструмента написана

Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали орнаментом.

  • Послушайте музыку еще раз и обратите внимание, что изменится в звучании музыки Курмангазы?

  • В чем сходство и отличие этих кюев?

Повторное слушание кюя Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов, кюя Таттимбет «Саржайляу» домбровое исполнение.

  • Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? (звучало много инструментов, и музыка стала еще более красочной, колоритной). Мы услышали кюй Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов.

  • А что такое оркестр? (Оркестр казахских народных инструментов – большой коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах).

  • Изменилось звучание музыки Таттимбета?

  • В чем сходство и этих кюев?

Сходства:

  1. Кюи созданы казахскими композиторами.

  2. Написаны кюи для казахского народного музыкального инструмента — домбра.

  3. Кюи посвящены природе.

  1. Различен прием игры на домбре.

  2. Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный, напевный.

Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.

Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая летовка») поражает слушателей необычной мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышления о сущности бытия.

Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.

Домбру он посвятил народу своему (О Курмангазы Сагырбаеве)

Звучит: Курмангазы: Кюй «Адай»

Многоцветная, яркая,
неповторимая картина открывается перед взором и нашего земляка, и приезжего
гостя при виде такого удивительного и броского уголка России, расположенного в
дельте великой русской реки, как наш Астраханский край.

Сколько непохожих друг на друга человеческих лиц, нравов, характеров! И всё это
— край, где тысячи лет, сменяя друг друга либо мирно соседствуя рядом, живут
люди разных религий и наций, традиций и культур. Каждый из народов, населяющих
нашу область – истинная жемчужина Прикаспия, древнего, как легенда.

Одним из коренных народов, населяющих астраханский регион исстари, являются
казахи. Богатейшее этническое и культурное наследие казахов не восхищать и не
удивлять не может.

Щедра земля астраханская на
таланты, неразрывна связь времён, выраженная высоким слогом поэзии! Великое
воздействие художественного слова на умы и сердца людей, искусство слова,
всегда было почитаемо у казахского народа.

История земли Астраханской
гордится десятками славных имён казахских писателей и поэтов от
Казтугана-жырау, Сайф-Сарай-и, Асан Кайгы, Шалкииза жырау, живших в 14-15 веке,
до наших современников – Сагин-Гирей Байменова, Мажлиса Утежанова, Закира
Дакенова, Светланы Жарасовой и других.

И сегодня, когда возрождён Великий Шёлковый Путь, соединяющий Восточную Азию со
Средиземноморьем, как и в древности, как и в Средние века, нельзя не
задумываться о взаимопроникновении двух великих культур и народов – казахского
и русского. Нужно хранить в памяти просветителей, поэтов, писателей — тех, кто
внёс своими судьбами и творчеством заметный вклад в нерушимость прочных
отношений двух великих братских народов.

Курмангазы Сагырбаев

(1823-1896)

Литературоведам будущего предстоит разобраться, отчего в Астраханском крае
в самое плодотворное время, в пушкинскую эпоху, особо богатую на талантливых
лириков, была поэтическая «засуха».

Однако было бы ошибочным утверждать, что это время не подарило нашей области ни
единого общественно значимого поэта.

Как раз в эти годы здесь жил и творил Курмангазы Сагырбаев (1823-1896) — автор
пьес для домбры и народный музыкант, певец пламенных текстов протеста, композитор,
который оказал неоценимое влияние на развитие казахской народной поэзии и
национальной музыкальной культуры. Курмангазы в народе называют «отцом кюев»
(куй атасы), тем самым подчеркивая исключительную роль его творчества в истории
национальной музыкальной культуры и поэзии. Стержневые мотивы в его творчестве
— освобождение народа и свобода личности.

Курмангазы Сагырбаев прославился как автор инструментальных пьес для домбры
(кюев), отличающихся образной выразительностью и совершенством форм.

Родился Курмангазы, монумент которого возвышается в центре Астрахани, где он
гордо восседает на лихом скакуне и взирает издалека на Пречистенскую колокольню
старинного Кремля, в урочище Жидели в Букреевской Орде. Ныне это — район
Жанакала Западно-Казахстанской области. С раннего детства мальчик занимался
игрой на домбре.

Памятник Курмангазы стал подарком правительства Республики
Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Комплекс, представляющий собой
скульптуру коня, на котором восседает певец с домброй в руках, выполнен из
бронзы и достигает шести метров в высоту и метра в основании. Памятник установлен
на трёхметровом постаменте, выполненном из куртинского гранита. Торжественное
открытие скульптурного комплекса состоялось 13 декабря 2008 года.
Монумент расположен на пересечении улиц Советской и
Калинина. Авторы памятника — известные в Казахстане скульпторы Едиге Рахмадиев
и Токтарбек Рахиев. В Казахстане установлено около тридцати скульптур первого
из них. Наиболее известная работа Рахмадиева — монумент независимости в
Алма-Аты.

Казахстанская сторона взяла на себя обязанности по благоустройству территории,
расположенной вокруг памятника. Ею были отреставрированы три здания, на фоне
которых установили памятник.

Примечательно то, что многонациональность нашей Астрахани символизирует наличие
рядом православной часовни и армянского сквера с главным символом григорианской
веры – памятным знаком Хачкар неподалёку от монумента великого казахского
домбриста, к подножию которого молодожёны возлагают свадебные букеты.

Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в
роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши.

Будучи подростком, в середине тридцатых годов девятнадцатого века Курмангазы
Сагырбаев становится свидетелем крупных общественно-политических событий,
происходящих в Западном Казахстане и связанных с народно-освободительным
движением, кульминацией которого становится вооружённое восстание казахов
Букреевской Орды под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова
против хана Джангира и колониализма в 1836-1838 годах. Этому восстанию и были
посвящены первые кюи Сагырбайулы.

В восемнадцать лет, став вполне зрелым музыкантом,
Курмангазы решает покинуть родной аул. С этого времени начинается его
самостоятельная профессиональная деятельность.

Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и
зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы
подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить вдали от
родных мест.

За открытую критику богатеев народный бунтарь не раз подвергался
преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, но
никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска и Оренбурга. Имеются сведения,
что ему приходилось сидеть и в тюрьме Иркутска. Переживший скитания,
оскорбления и преследования, кюйши создает такие музыкальные произведения, как «Алатау»
и «Сары-Арка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе,
любовь к своей земле.

В 1862 году Курмангазы встречается со своим земляком, другим великим кюйши
Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора оказывают заметное влияние друг на
друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» (Соловей) Курмангазы включил в свой репертуар.

В периоды скитаний по глубинным аулам, во время гонений, Курмангазы Сагырбайулы
создаёт немало интересных музыкальных композиций, вошедших в копилку
национальной культуры казахского народа.

Это кюи «Буктым, буктым» («Сгибался да сгибался»), посвящённый случаю, когда
Курмангазы из-под охраны солдат удалось выкрасть жену с ребёнком, и «Кызыл
кайын» («Красная берёза»), передающий настроение человека, достигшего цели и
обретшего желанную свободу.

— «Кызыл кайын» — это кюй о берёзе, — говорил Курмангазы своим друзьям, —
приютившей меня среди своих ветвей и укрывшей от погони. Это – кюй о родной
степи, о славных жигитах моего народа, которые раскрыли мне свои объятия и
спасли от чёрной смерти».

Обладая крутым, непокорным бунтарским нравом, Курмангазы острым языком обличал
богачей, притеснителей народа, говоря правду в глаза старшинам и чиновникам. За
это он и подвергался нескончаемым преследованиям.

Ни тюрьмы, ни прочие невзгоды не сломили духа композитора и поэта, а наоборот,
закалили его. Он с удвоенной энергией продолжал борьбу против произвола и
неравенства в казахской степи. И всякий раз, когда представлялась такая
возможность, Курмангазы бичевал своих врагов. Бичевал бессмертным оружием
поэзии и музыки.

К подобным творениям стоит отнести кюй «Акбай», создание которого связано с
именем волостного старшины Аубекера Акбаева. Это произведение – настоящий бунт
против притеснений и жестокости степных воротил.

Кюй «Акбай» отличается большой содержательностью, богатством разнообразных
музыкальных образов. На фоне тяжёлой, печальной поступи слышен горячий призыв к
новой борьбе.

Но судьба не миловала Курмангазы. Его всю жизнь терзала бедность. Порой ему
нечем было угощать приехавших к нему друзей, и нередко приходилось провожать
их, даже не напоив чаем, не говоря уже о бесбармаке.

Однажды заболел Кази, любимый сын кюйши. Когда мальчик выздоровел, ему понадобился
бульон из свежей баранины. Но мяса в доме не было.

Курмангазы очень тяжело переживал тот случай. В глубоком отчаянии сочинил он
песню, распространившуюся затем в народе под названием «Кази-жан»:

Моё грозное имя известно в округе,
Люди-зайцы бегут от меня в перепуге.
Только бедность замучила Курмангазы,
Нечем даже попотчевать доброго друга.
Не склонил головы я пред баем и ханом,
Подо мною горячий был конь, и как странно:
Вдруг свалила сынка распроклятая хворь, —
Корки хлеба не смог я добыть Кази-жану.
Но покуда живу, буду биться и петь я,
Ведь не вечно, друзья, будем жить мы на свете.
Моё счастье никто не сумеет отнять,
Мои слово и песня останутся детям.
И орла на лету моя пуля сбивала,
Дома сидяжигиту скорбеть не пристало.
Был свиреп и могуч я, как дикий кабан,
От меня ещё ханы поплачут немало.

Многочисленные враги творца не могли мириться с тем, что тот разъезжал по аулам
и своим творчеством мутил людей, восстанавливая тех против существующих в степи
порядков. Над головой Курмангазы то и дело сгущались грозные тучи. Совершая
дерзкие побеги из тюремных застенков, великий кюйши вновь оказывался на
свободе.

В 1880 году гонимый и преследуемый Курмангазы поселился в местечке Сахма под
Астраханью. Бывший в большом почёте среди местных жителей, он воспитал своих
наследников: Мамена, Кокбалу, Дину Нурпеисову, Ергали Ещанова. Другие домбристы
того времени также считали Курмангазы своим наставником.

Умудрённый опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, Сагырбаев был
похоронен с почестями в селе Алтынжар нынешнего Володарского района
Астраханской области России. Позже прах великого кюйши, национального героя
казахского народа, был с почётом перенесён в Мавзолей.

Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый
дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком
мелодий.

Курмангазы был знаком с представителями русской
прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали
материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник
Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев в газете «Уральские
войсковые ведомости» писал:

«Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он
европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…».

Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который
помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях
«Машина», «Перовский марш» и других.

Вершиной творчества Сагырбаева является кюй «Сары-Арка»
(«Широкая степь»), наполненный светлой тональностью, рисующий картину
бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом
развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали
его ученики и последователи.

Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие
поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного
композитора.
Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных,
симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях
композиторов Казахстана.
В своих кюях Курмангазы передал думы, настроения и мечты
народа своего времени. В звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и
дыхание казахской степи. Знаменитые кюи «Сарыарка», «Адай»,
«Серпер», «Кiшкентай» и другие являются бесценным духовным
наследием. В этих произведениях нашли отражение суровые страницы истории
казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие
зарисовки казахской степи, народных празднеств.

Одним из наиболее ярких произведений Курмангазы является кюй «Кишкентай»
(«Меньшой»). По мнению учеников и последователей великого кюйши, этот кюй
посвящен восстанию Исатая Тайманова. Считая себя младшим братом Исатая,
Курмангазы создал композицию, в которой «мотивы глубокого эпического раздумья
чередуются с драматической темой борьбы. В конце кюя снова проходит тема суровой
скорби и кюй завершается как бы трагическим реквиемом павшему батыру».

На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму
человеческих чувств — любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был
собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа.

В Астрахани не раз гастролировал Казахский Государственный Академический театр
оперы и балета имени Абая, не раз звучала и опера Г. Жубановой «Курмангазы». На
фоне тревожной музыки, символизирующей стремительный бег степных лошадей, юный
повстанец Курмангазы, бежавший из Астраханской тюрьмы, взволнованно рассказывал
соотечественникам о жестоком подавлении народного восстания, о гибели Исатая
Тайманова и Махамбета.

Певец и композитор, даже в тюремной камере не выпускавший из рук домбры, своим
искусством обличал продажного приспешника царской власти волостного правителя
Акбаева в жестокости и произволе. Опера идёт на казахском языке, но даже те,
кто не знает его, легко угадывают сюжетную линию. Особо блестяще актёры из
Казахстана исполняют сцены свидания в тюрьме Курмангазы и его любимой Ауес, а
также народного ликования в момент освобождения героя, сопровождаемого песнью
свободы и любви.

Интересно, что «среди потомков предводителя казахского восстания Исатая
Тайманова шестеро имеют высшее инженерное и среднее специальное образование,
трудятся в образовательных учреждениях, бизнесе, строительстве дорог…», — пишет
потомок народного героя Тайманова, доктор технологических наук, профессор
Астраханского технического университета Марфуга Мукатова.

Имя Курмангазы Сагырбаева дорого нам прежде всего тем, что в нём сочеталось
слово и дело. Он был и великим кюйшистом – поэтом и музыкантом, композитором, и
национальным героем. Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению
своего народа он участвовал лично.

“В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у
человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, полет мысли к
возвышенному. Таково имя классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка,
человека-бунтаря Курмангазы Сагырбаева. Мы не только слушаем, затаив дыхание,
его прекрасные кюи, но мы горячо и страстно любим его самого. Наша
привязанность и любовь к нему – это что-то совершенно особенное”, — так
определил своё состояние души автор книги “Чародей” Хайдар Ирмуратов, народный
учитель из Володарского района, когда писал замечательную повесть о легендарном
Курмангазы.

Хайдар Дюсемалиевич Ирмуратов работал заведующим Марфинским районным отделом
народного образования. Запомнился его облик: высокий, стройный, черты лица
классически строгие, взгляд внимательный и добрый. Он и внешне чем-то неуловимо
походил на своего героя Курмангазы, если судить по словам тех, кто помнит
Хайдара Ирмуратова.

Книга Хайдара Ирмуратова «Чародей» была впервые выпущена издательством «Жалын»
в Алма-ате в 1976 году, а в 2010 году переиздана по инициативе Астраханского
общества казахской культуры и языка «Жолдастык».

В посёлке Володарский одна из улиц названа именем Х.Д. Ирмуратова, известного в
народе не только в качестве писателя, автора четырёх книг — “На земле
народа-брата”, “Октябрь в ауле”, “Край, озарённый Октябрём”, художественной
повести “Чародей”, но и как гуманиста, человека несгибаемой воли, патриота.
Хайдар Ирмуратотов активно участвовал в становлении советской власти, открывал
школы в сёлах, учительствовал и руководил отделом народного образования в
районе. В тяжёлые военные и не менее трудные послевоенные годы Хайдар
Дисемалиевич был председателем райисполкома. Он не раз был оклеветан недругами
и дважды сидел в тюрьме, но не сломался, нашёл силы реабилитироваться и
восстановить своё доброе имя.

Благодаря писателю, мы словно переносимся в далёкие теперь времена, где «…средь
просторов Букеевской степи раскинулись песчаные барханы Нарым-кумов издревле
кочевал один из многочисленных казахских родов – род Бейбакты».

Судьбой бедных родичей жестоко распоряжался в те времена знатный бай этого рода
Аубекер Акбаев, бывший также и волостным старостой.

В долинах урочища Барша-кум, расположенных мех песчаных холмов, обильно
произрастала трава. Бай Аубекер, владевший огромными стадами верблюдов и
лошадей, пользовался самыми сочными пастбищами. Своих родичей превратил он в
послушных работников, обслуживающих его большое хозяйство и расплачивающихся за
это кровью, потом, слезами и страданиями…».

Курмангазы Сагырбаев, старший сын бедняцкой семьи, получил имя в честь
священного для мусульман праздника Курбан-Байрам. Табунщик Смет, сам того не
подозревая, стал наречённым отцом будущего кюйши. Родители Курмангазы, Сагырбай
и Алка, спустя год произвели на свет второго сына – Байгазы. Следом в семье
появилась дочурка Зейнап.

Дети не болели и росли здоровыми. Одетые в старенькие рубашонки до пупа и
рваное платьице, возились они на полу, играя в незатейливые детские игры.

Имя Курмангазы постепенно приобретало популярность. Люди прославляли его и как
непревзойдённого домбриста, и как сильного палуана, и как меткого стрелка.
Когда они приглашали Сагырбайулы на праздничные увеселения, тот не отказывал
им, считаясь с любыми желаниями простых людей. Особое уважение оказывал ему и
правитель Торемурат.

Недолюбливали Курмангазы только те, кто находился в окружении правителя, в его
личной свите. На любой успех кюйши смотрели они с завистью и досадой.

Жилось музыканту весьма непросто. Вот отрывок из повести Хайдара Ирмуратова,
наглядно показывающий то, каково приходилось великому сыну казахского народа,
какие незаслуженные обиды доводилось терпеть ему:

«Первым, кто проникся особой неприязнью к Курмангазы, был Балбай. Он и его
единомышленники собираются, чтобы опорочить доброе имя Кюйши и изгнать чужака
из своей среды. С этой целью задумываются унизить его публично самыми
оскорбительными словами, сказать ему, что он бездомный бродяга, живущий здесь
ради куска хлеба.

А для жигита, дорожащего своим достоинством, слышать, что он хуже бродячей
собаки, — самое тяжёлое оскорбление. Сочинив оскорбительную песню, недруги
кюйши уговаривают простоватую и наивную девушку Шокен спеть её на вечере.
Девушка, поверив им, даёт своё согласие.

Для этого случая Балбай справил большой праздничный вечер. На нём
присутствовали и взрослые, и молодёжь. Был на вечере и Курмангазы. Он веселил
всех, шутил, играл на домбре, не подозревая, что друзья собрались сыграть с ним
злую шутку.

Вечер был в разгаре, когда начали по очереди распевать шуточные, хвалебные и
сатирические песни. Спеть захотела и девушка Шокен. Раньше она на вечерах не
выступала с песней, а теперь вдруг задумала петь,поэтому все взглянули на неё с
ожиданием чего-то особенного.

Где стояла бая юрта, нынче колья тут.
У лисы содрали шкуру – косточки гниют.
Ходишь ты, как пёс бездомный, от двора

к двору,
За еду бренчишь на домбре на чужом пиру.
Хоть зовёшься и домбристом, мелок ты душой.
За сурпы бараньей миски славишь род чужой.
Может быть, совсем некстати дерзкие слова,
Только совесть ты утратил, есть ли голова? –

запела Шокен.

В юрте зашумели. Кто-то крикнул:

— Довольно! Зачем зря наговаривать на человека?

Многие из присутствующих на вечере были возмущены оскорблением уважаемого
домбриста.

Курмангазы понял, что Шокен пела не свою, а чужую песню, и что песня эта
исходит от Балбая и его единомышленников. Являясь не только хорошим домбристом,
но и неплохим певцом, он, когда было нужно, умел и сам сочинять стихи. И
сейчас, чтобы не остаться в долгу, обычно спокойный и сдержанный Курмангазы
запел в ответ экспромтом высоким, гневным голосом:

Лентяй и трус протёр в кунацкой пол,
Жигит летает всюду, как орёл.
Всю степь объездив, прибыл я сюда
Не потому, что здесь вкусна еда.
Во всех краях я свой народ пою,
Везде казахи славят песнь мою.
По всей степи звенит моя домбра,
Как вестница веселья и добра.
Скажи мне, черноглазая, скажи,
Кто чёрные слова в уста вложил?
Кто с дерзостью на гостя посягнул,
Позорит и свой род, и свой аул.

Курмангазы был глубоко оскорблён и унижен. Он не стал дожидаться конца вечера и
собрался уходить. Несколько человек, возмущённые клеветой на Курмангазы,
накинулись на девушку.

— Не ругайте её! Она ведь пела с чужого голоса и не виновата, — сказал им
Курмангазы и, поднявшись, вышел из юрты».

В аулах Курмангазы вызывал всеобщее восхищение как отличный домбрист и храбрый
жигит. Но Балбай и его приспешники распускали о Курмангазы самые неблаговидные слухи.

Ослеплённый завистью и ревностью Балбай говорил, что Курмангазы – ограниченный
домбрист-подражатель, лишённый творческого дара.

Подобные толки и сплетни больно отзывались в душе доверчивого творца. Первое
время он не обращал внимания на злословие и клевету. Но потом понял, что
завистники собираются нанести ему удар исподтишка.

Находясь на чужбине, кюйши сильно тосковал по родному краю. Его тянуло увидеть
пески Нарына, холмы и долины близких с детства просторов.

Под впечатлением состязания с девушкой Шокен и тоски по родной стороне
Курмангазы была создана песня «Аш боре» («Голодный волк»). В ней он с горечью
сравнивал собственные скитания с бегством преследуемого зверя.

Песня эта родилась из глубины его сердца и впитала в себя боль и тоску исстрадавшейся
души:

Волк хотел овцу зарезать,
да в капкан попался,
Я, как тот голодный волк,
по чужбине шлялся.
Как напуганный сайгак,
потерявший стаю,
Я метался по степи,
устали не зная.
Но вернусь я в свой аул
поклониться роду.
Я скажу:
готов служить моему народу.
И обиды я знавал,
с недругом встречался.
Но ни разу верный конь
от врага не мчался.
Попадал я на скаку
в быстрого сайгака,
Не промажу по врагу,
если будет драка.
Чья жена на свет родит
храброго джигита,
Чтоб со мною он пошёл
на врага открыто?..

Именем Курмангазы названы Алматинская государственная консерватория,
Академический оркестр казахских народных инструментов и улицы многих городов
Казахстана.

В Астрахани одна из улиц также носит славное имя Курмангазы Сагырбаева. В 2005
году в селе Алтынжар Астраханской области неподалёку от мавзолея Курмангазы
состоялось открытие Межгосударственного культурного центра имени Курмангазы
Сагырбаева.

В одном из стилизованных под юрту зданий находит своё новое
воплощение музей, который носит его славное имя, а мавзолей, установленный в
1996 году на месте могилы, где покоятся останки великого казахского деятеля
культуры, становится местом паломничества, святыней общенационального значения
и символом нерушимой дружбы русского и казахского народов.

Сегодня на склоне перед мавзолеем Курмангазы Сагырбаева в Алтынжаре зеленеют
деревья, посаженные руками Никиты Сеитовича Искакова, почетного председателя
общества «Жолдастык», главы Фонда развития казахской культуры и
других достойных сыновей и дочерей казахского народа современности.

В музыкальной культуре современности первым поднял на щит
имя Сагырбаева советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист
Казахской ССР, академик АН Казахской ССР Ахмед Жубанов (1906 – 1968). Он был
первым руководителем оркестра народных инструментов Алматы.
Такие произведения Жубанова, как «Струны столетий», «Соловьи
столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов»,
«Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по
песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя,
интересующегося вопросами казахской народной музыки. Его труды давно стали
необходимым источником и для литературной работы. Ахмет Жубанов, ревностно
оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни
на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом
его жизни.

По меткому выражению Ахмета Куановича, «Курмангазы был художни­ком
современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека,
борющегося за свои права и не склонившего головы перед испытаниями, таким,
каким был в поэзии великий Абай» («Струны столетий»).
И действительно, Курмангазы, пройдя тяжёлый жизненный путь казаха-бедняка,
не смирился со своим бесправным положением и оставался певцом силы и красоты
человека, борющегося за свои права.

Так в тёмные годы царского угнетения, в годы гонения, преследования и ареста
местными властями, композитор Сагырбаев ни на минуту не оставлял свою любимую
домб­ру, не переставал сочинять кюи.

В трудные минуты прощания с родными, в застенках тюремных камер, в дни
побега и в дни отчаяния, в часы тревоги и гнёта родились и быстро разнеслись по
казахской степи кюи Курмангазы «Кайран шешем» («О, моя мать»), «Лаушкеи»
(«Лавочкин»), «Аман бол, шешем, аман бол» («До свидания, мама, до свидания»),
«Турмеден кашкан» («Бегство из тюрьмы»), «Ксен ашкан» («Освобождение из
цепей»), «Арба соккан» («Тряска телеги»), «Бозшолак» («Сивый куцый»),
«Терезсден, есиктен» («Ни из окна, ни из дверей»), «Перауски марш» («Перовский
марш»), «Ак-бай», «Ертен кетем» («Завтра убегу») и другие.
Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы
явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое
наследие выдающегося народного композитора.

Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических,
инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов
Казахстана и России.

Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева
является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр
народных инструментов, названный его именем.

Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая
их из поколения в поколение в живом исполнении. В начале двадцатых годов
прошедшего столетия к нотной записи кюев Курмангазы обратился А. Затаевич, а в тридцатые
годы к ним подключились такие композиторы и фольклористы Казахстана, как Л.
Хамиди, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский, и уже в наши
дни – домбристы-фольклористы Т. Мергалиев, и К. Ахмедьяров.

В 1961 г.
были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи»,
составителем и музыкальным редактором которого был профессор А. К. Жубанов. В сборник
вошел пятьдесят один кюй и подробные комментарии к каждому из них. Когда
отмечалось 175-летие со дня рождения знаменитого народного композитора,
издательство «Онер» подготовило второй сборник его кюев под названием
«Сары-Арка», куда помимо ранее изданных вошли около двадцать кюев, записанных
за последние годы.

Столетие Ахмета Куановича Жубанова — видного музыковеда,
композитора и дирижера, народного артиста и академика вошло в календарь
знаменательных дат ЮНЕСКО. По решению этой организации 2006 год был объявлен
Годом Ахмета Жубанова, а 17 октября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоится
торжественный вечер с участием ведущих мастеров искусств Казахстана. На родине
юбиляра — в Актюбинской области — прошли торжества, на которые были приглашены
близкие родственники Ахмета Жубанова, известные деятели культуры и искусства,
именитые ученые, писатели, гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, а
также из Кыргызстана и Узбекистана.

Музыкальное искусство Курмангазы Сагырбаева сегодня живёт и на астраханской земле.
В областной государственной филармонии регулярно проводятся концерты домбристов
наших дней. Сольные выступления под названием «Золотая домбра»
домбриста-виртуоза, лауреата международных, всероссийских и региональных
конкурсов Бийсолтана Джамалова в городе и области проходят с большим успехом.

Однажды взяв в руки домбру, Бийсолтан Джамалов ещё не подозревал, что свяжет с
ней свою судьбу, что станет она для него не только профессией и любимым
инструментом, но и большим другом, которому он будет доверять все свои чувства
и переживания, выражать с её помощью мысли и настроение.

Бийсолтан Джамалов — один из тех, кто сегодня продолжает школу Курмангазы
Сагырбаева, и поэтому свой сольный концерт он открывает знаменитыми кюями
Курмангазы — «Сары-Арка», «Торемурат», «Серпер», «Терис какла». Далее в
концертах звучат произведения Ахмедьярова «Анама», «Куткенде», «Аманат»,
Оскенбаева «Победа»и произведения
собственного сочинения Джамалова.

Домбра на таких вечерах звучит по-разному – лирично и темпераментно, мощно и
проникновенно, рассказывает она зрителям о бескрайних казахских степях, о жизни
кочевников, думах и чаяниях степного народа. В степных напевах домбры можно
уловить шелест трав и звон ручьев, ликование птичьих хоров, ржание лошадей и
стук копыт. Мастерски владея всеми приёмами, талантливый музыкант показывает
виртуозную игру на этом истинно народном инструменте, демонстрируя домбровую
музыку во всём её многообразии.

Апофеозом концертов становятся выступления этнофольклорного ансамбля нового
времени «Алтын орда» (Золотая орда), созданного Бийсолтаном Джамаловым.
Участники проекта показывают великолепную игру на старинных национальных
музыкальных инструментах: шын-кобыз, сазсырнай, кыл кобыз, бубен, дауллаз,
которые сегодня незаслуженно забыты. Публике представляется уникальная
возможность услышать и увидеть воочию продолжение дела великого Курмангазы,
приобщиться к древней культуре кочевого казахского народа. Так не прерывается
связь истории и современности казахского народа.

В сентябре 2015 года общество казахской культуры «Жолдастык»
отметило своё двадцатипятилетие. Уже четверть века это славное содружество
единомышленников занимается благородным делом развития культуры, традиций и обычаев
казахов, проживающих в Астраханской области. Его создателей объединяет любовь к
родной земле, истории, языку, стремление сделать жизнь земляков содержательнее
и интереснее, передать молодёжи богатство культурного наследия предков.

Общество «Жолдастык» внесло неоценимый вклад в создание в
Алтынжаре культурного центра имени Курмангазы Сагырбаева. Почтить память
великого сына казахского народа, провести торжественные мероприятия и народные
праздники съезжаются люди разных национальностей, гости из регионов Российской
Федерации и зарубежных государств. Отметили юбилей и в сёлах области весёлым
сабантуем с неизменными состязаниями – скачками на верблюдах и лошадях.

Культурный центр имени Курмангазы в Алтынжаре – это и
памятник нерушимой дружбе народов, и учреждение, в котором ведётся большая
просветительская и научная работа.

Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.

Задачи образовательные:

  • сформировать представления о музыкальном жанре;
  • закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения — арнау»;
  • познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы,
    Таттимбет);
  • познакомить с новыми музыкальными произведениями – примерами музыкальных
    жанров (кюи-посвящения – «арнау»).

Задачи воспитательные:

  • воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;
  • воспитывать эстетическое отношение к музыке в жанре кюи-посвящения – арнау.

Задачи развивающие:

  • развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки.

Репертуар:

  • Курмангазы «Сары арка»;
  • Таттимбет «Саржайляу».

Виды детской музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки;
  • музыкально-познавательная деятельность.

Оборудование:

  • музыкальные инструменты (фортепиано, домбра);
  • магнитофон;
  • фонохрестоматия;
  • портреты – Курмангазы, Таттимбет;
  • мультимедийный проектор;
  • слайды.

Ход урока

Орг. момент. Звучит музыка, дети входят в класс. (музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина «Дорога добра»).

Приветствие: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».

  • Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она
    относится? («Дорога добра» музыка М.Минкова, слова Ю. Энтина. Это песня.
    Вокальный жанр.)
  • Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого
    может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.)
  • Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).
  • Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная,
    предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка
    инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в
    исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).
  • Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике?
    (музыкально-поэтический, инструментальный).

Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их
духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней — душа народа.
(Приложение 1)

Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной
культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была
тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами,
верованиями.

Итак, инструментальная музыка — музыка, предназначенная для исполнения на
различных музыкальных инструментах.

  • А какие виды инструментальной музыки вы знаете? (Сольная, ансамблевая,
    оркестровая).
  • Как вы думаете, чем представлена казахская инструментальная культура?
    (самобытным инструментарием, жанровым своеобразием, самобытной исполнительской
    традицией).
  • Какие вы знаете казахские народные музыкальные инструменты? (Струнные –
    домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые – сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик;
    ударные – дабыл, асатаяк, конырау, дангыра).
  • Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй).
    (Приложение 2)

Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос
нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков,
выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный
авторским творчеством исполнителей кюев – кюйши – профессионалов устной
традиции.

Кюй носит программный характер.

Что значит программная музыка? (К программным (от греч. «программа»
–«объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют
определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное
самим композитором. Программная музыка благодаря конкретному содержанию доступна
и понятна слушателям, а ее выразительные средства более рельефны и ярки).

Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его
содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны. Мастерство
музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной
импровизации, но и владением слова.

В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала
быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились
новые соотношения. Музыка сама стала представлять высокую художественную
ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные
характеры и настроения.

Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры
продолжает развиваться и в наши дни.

  • Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).
  • Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи?
    (Композитор-кюйши).

Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной
образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем
исполнительского мастерства.

Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.

Показ портрета композитора.

Курмангазы – великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных
произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его
называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его
творчества в истории казахской музыкальной культуры.

Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих
мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к
искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая
произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды – Байжумы, Шеркеша и др. Это и
определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным
домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 кюев.

Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву
можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это
самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не
только в Казахстане, но и во всем мире.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на
светлый и жизнерадостный характер музыки.

Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение.

  • Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).
  • Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары арка»?
    (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской
    степи и изображает движение).

Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к
свободе, передает победную песню души народа.

Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).

Показ домбры.

  • А что вы можете рассказать о домбре? (Казахский народный струнный музыкальный
    инструмент
    (щипковый). Она имеет 2 жильные струны. Длина инструмента 800–1300
    мм. Домбра делается из дерева: ели, сосны, ореха, тала, березы, кедра).
  • Как звучит домбра? (ярко, энергично, ритмично).
  • Как вы думаете, кому посвятил свой кюй Курмангазы? (Природе) Почему?

В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называется Арнау.

Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь
друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой
девушке и т. д.).

Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который
посвящен природе. Написал его Таттимбет — выдающийся композитор-кюйши.

Показ портрета композитора.

Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным
певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев,
легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь
разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь.

Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в
крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился
у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его
учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил
свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре
Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную
практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодяря
находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей
округе.

Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и
инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет.

В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе
казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у
царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали.

Таттимбет автор свыше 40 кюев.

И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно
считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей
необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау.
Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами,
зеркальными озерами.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на
светлый и лиричный характер музыки.

Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!

Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение.

  • Каков характер музыки? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный,
    возвышенный).
  • Что вы представили, слушая эту музыку?
  • Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).
  • Для кого музыкального инструмента написан кюй?

Существует 2 основные разновидности домбры – западная и восточная.

Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались
сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для
домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был
плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые
раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали
орнаментом.

Западноказахстанская домбра используется, главным образом, как сольный
инструмент (её репертуар составляют кюи), восточно-казахстанская домбра
преимущественно аккомпанирует пению.

Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских
традиций:

  1. Шертпе. (Приложение 3)
  2. Токпе. (Приложение 4)
  • Послушайте музыку еще раз и обратите внимание, что изменится в звучании
    музыки Курмангазы?
  • В чем сходство и отличие этих кюев?

Повторное слушание кюя Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских
народных инструментов, кюя Таттимбет «Саржайляу» домбровое исполне
ние.

  • Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? (звучало много инструментов, и
    музыка стала еще более красочной, колоритной). Мы услышали кюй Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских
    народных инструментов.
  • А что такое оркестр? (Оркестр казахских народных инструментов – большой
    коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах).
  • Изменилось звучание музыки Таттимбета?
  • В чем сходство и отличие этих кюев?

Сходства:

  1. Кюи созданы казахскими композиторами.
  2. Написаны кюи для казахского народного музыкального инструмента — домбра.
  3. Кюи посвящены природе.

Отличия:

  1. Курманагзы – представитель западноказахстанской традиции домбровой школы.
  2. Таттимбет – представитель центрально-казахстанской традиции домбровой школы.
  3. Различен прием игры на домбре.
  4. Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный,
    напевный.

Обобщение урока.

  • С какими произведениями мы сегодня познакомились?
  • Кто их написал?
  • Традиции, какой домбровой школы представляет Курмангазы? Таттимбет?
  • Что такое шертпе? Токпе?
  • Чему посвящены кюи?
  • Как называется в казахской музыкальной культуре кюй-посвящение?

Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей
казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение,
вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.

Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая летовка») поражает слушателей необычной
мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его
духовный мир, размышления о сущности бытия.

Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что
казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.

Домашнее задание:

  1. Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй,
    кюй-посвящение-арнау, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских
    народных инструментов.
  2. Прочитать о творчестве композиторов-кюйши Курмангазы, Татттимбет,
  3. Слушать казахскую инструментальную музыку, обращать внимание на характер
    звучания, на тембр инструментов, исполняющих ее.
  4. Нарисовать то, что вы представляли, слушая кюи Курмангазы и Таттимбета.

Литература:

  1. ГОСО начального образования РК. – Алматы, Республиканский издательский
    кабинет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1998.
  2. Программы для 1-4 классов по музыке. — Алматы: РОНД, 2003. – 20 с.
  3. Методическое руководство к учебнику «Музыка»: Для учителей 1-2 классов
    общеобразовательной школы / С.А.Елеманова, Р.Н.Валиуллина, А.К.Маханова,
    М.А.Саильянц, Ш.Б.Кульманова. – Алматы: Атамура, 1998. – 96 с.
  4. Музыка: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / С.А.Елеманова,
    Р.Н.Валиуллина, А.К.Маханова, А.А.Саильянц, Ш.Б.Кульманова. – Алматы: Атамура,
    1998. – 144 с.
  5. Казахская музыкальная литература. Уч. для дет. муз. шк:/ Сост. и общ. ред.
    С.А.Елемановой. – Алма-Ата: Онер, 1993. – 208 с.


Предмет: Музыка,


автор: riganasolnce

5. Исправь ошибки:
Пиано.
Кюйши Таттимбет создал кюй «Сарыжайлау» — «Соловей».
Пьеса «Чёрный дрозд» О. Мессиана звучит в исполнении форте-
Гвидо Аретинский жил в 11-м веке в Америке и изобрёл алфавит.
Знаменитая пьеса К. Сен-Санса называется «Гадкий утёнок».
Кюй Курмангазы называется «Не балуйся, не шали».
«Көзімнің қарасы» песня Таттимбета.
— это имя Горного короля.
• Сольвейг
оо ого прои.​

Ответы

Автор ответа: MrsVaderr





20

  • Кюйши Таттимбет создал кюй «Сарыжайлау» — «Золотая летовка».
  • Пьеса «Чёрный дрозд» О. Мессиана звучит в исполнении флейты.
  • Гвидо Аретинский жил в 11-м веке в Италии и изобрёл музыкальную нотацию.
  • Знаменитая пьеса К. Сен-Санса называется «Лебедь».
  • Кюй Курмангазы называется «Не кричи, не шуми».
  • «Көзімнің қарасы» песня Абая.
  • Сольвейг — это имя прекрасной девушки.

Интересные вопросы

4. Оберіть єдино можливе в кожному випадку слово.
1. Студенти успішно (склали, здали) семестрові екзамени. 2. Декан (відчинив, відкрив, розгорнув) чергове засідання ради факультету. 3. Я (рахую, вважаю), що студенти Таврійського національного університету мають можливість (одержувати, здобувати, набувати) якісну вищу освіту. 4. У документах (зустрічаються, трапляються, стикаються) грубі граматичні помилки. 5. (Уздовж, на протязі, протягом) навчального року студенти плідно працювали над науковим дослідженням. 6. Деканат підготував проект наказу про (відчислення, відрахування) студентів.

Предмет: Физика,
автор: ilonaefimova88

Предмет: Физика,
автор: svetlanafateeva

Предмет: История,
автор: dimka3001362

Размещено 2 года назад по предмету
Музыка
от wasikal

5. Исправь ошибки:
· Кюйши Таттимбет создал кюй «Сарыжайлау» – «Соловей».
· Пьеса «Чёрный дрозд» О. Мессиана звучит в исполнении фортепиано.
· Гвидо Аретинский жил в 11-м веке в Америке и изобрёл алфавит.
· Знаменитая пьеса К. Сен-Санса называется «Гадкий утёнок».
· Кюй Курмангазы называется «Не балуйся, не шали».
· «Көзімнің қарасы» – песня Таттимбета.
· Сольвейг – это имя Горного короля.

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    kristina60479

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • студенческий
  • Музыка

Исправь ошибки:

Кюйши Таттимбет создал кюй Сарыжайлау — Соловей.

Пьеса Черный дрозд О. Мессиана звучит в исполнении фортепиано.

Гвидо Аретинский жил в 11 м веке в Америке и изобрел алфавит.

Знаменитая пьеса К. Сен Санса называется Гадкий утёнок.

Кюй Курмангазы называется Не балуйся, не шали.

Көзімнің қарасы песня Таттимбета.

Сольвейг это имя Горного короля.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Музыка, 03.03.2019 10:32

ответь на вопросы: 1) каким образом передаётся праздничная рождественская атмосфера? 2) как исстари отмечали на руси рождественские праздники? 3) 3 примера колядок (названия) .

Ответов: 1

Иконка предмета

Музыка, 07.03.2019 06:28

Надо сделать сравнительный анализ сонат: 11 бетховена и вторую прокофьева

Ответов: 3

Иконка предмета

Музыка, 12.03.2019 21:12

Ф. шопен был композитором1)симфоническим2)песены м3)оперным ​

Ответов: 2

Иконка предмета

Музыка, 13.03.2019 17:03

Дать музыкальную характеристику «кончерто гроссо» шнитке или направлению кончерто гроссо ссылки в подробностях..

Ответов: 2

Иконка предмета

Музыка, 13.03.2019 17:01

Двойка! что же делать ведь в журнале уже двойка! будет дома мне капец ну это точно! хотя если мама не узнает то всё классно! я наедеюсь ей не кто же не расскажет? не расскажет? какая песня изменена? 15 !

Ответов: 2

Иконка предмета

Музыка, 13.03.2019 16:56

Дать музыкальную характеристику «кончерто гроссо» шнитке или направлению кончерто гроссо ссылки в подробностях..

Ответов: 3

Иконка предмета

Музыка, 14.03.2019 13:38

Построить все аккорды в которой есть ре и фа т6 d46 d43 t53 s6 d7 d2 t6 7 7 d6 t53​

Ответов: 3

Иконка предмета

Музыка, 14.03.2019 19:18

1) какие современные танцы вы знаете? и как они влияют на моду? 2) узнайте напишите музыкальные предпочтения известных людей.

Ответов: 3

Иконка предмета

Музыка, 15.03.2019 11:13

Как исстари отмечали на руси рождественские праздники? ​

Ответов: 3

Иконка предмета

Музыка, 16.03.2019 16:33

Сегодня мы проследим за развитием симфонического творчества в потоке времени. послушаем фрагменты из симфоний ф. шуберта, п. и. чайковского, с. с. прокофьева. заглянем в творческую мастерскую современных композиторов, познакомимся с жанровым разнообразием их симфонического творчества. выясним, каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях.

Ответов: 1

Иконка предмета

Музыка, 17.03.2019 18:58

Свои впечатления о рабсольде

Ответов: 1

Иконка предмета

Музыка, 18.03.2019 19:54

Как относились к чайковскому композиторы-“кучкисты”?

Ответов: 2

У тебя есть свой ответ?

Исправь ошибки: Кюйши Таттимбет создал кюй Сарыжайлау — Соловей. Пьеса Черный дрозд О. Мессиана звуч…

Отправлено

Вопросы по другим предметам:

Категория

Қазақ тiлi, 04.04.2020 08:22

Категория

Геометрия, 04.04.2020 08:22

Категория

Геометрия, 04.04.2020 08:23

Категория

Математика, 04.04.2020 08:23

Категория

Алгебра, 04.04.2020 08:23

Категория

Категория

Русский язык, 04.04.2020 08:23

Категория

Геометрия, 04.04.2020 08:23

Категория

Алгебра, 04.04.2020 08:23

Категория

Популярные статьи сегодня

Категория

Питомцы-и-животные, 15.11.2019 14:20

Категория

Молодежь, 15.11.2019 14:20

Категория

Дом-и-сад, 15.11.2019 14:20

Категория

Компьютеры-и-электроника, 15.11.2019 14:20

Категория

Взаимоотношения, 15.11.2019 14:20

Категория

Дом-и-сад, 15.11.2019 14:20

Категория

Кулинария-и-гостеприимство, 15.11.2019 14:20

Категория

Компьютеры-и-электроника, 15.11.2019 14:20

Категория

Кулинария-и-гостеприимство, 15.11.2019 14:20

Категория

Кулинария-и-гостеприимство, 15.11.2019 14:20

  • Лансер 9 ошибка р0505 высокие обороты
  • Кэтрин шульц быть неправым приключения на границе ошибки скачать
  • Лансер 9 ошибка po505
  • Лансер 9 ошибка 622
  • Лансер 9 ошибка 421