Лечебные врачебные ошибки это

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра иностранных языков

Врачебные ошибки и их причины

Медицинская ошибка – это предотвратимое неблагоприятное влияние медицинского ухода, так или иначе вредное для пациента. Ошибка может состоять в неточности или неполноте диагностики или лечения заболевания, травмы, синдрома, режима, инфекции или другого повреждения. Медицинская ошибка возникает, когда медицинский работник выбирает неправильный метод лечения или ненадлежащим образом выполняет необходимое лечение. Врачебные ошибки часто описываются в здравоохранении как  человеческие ошибки.

Некоторые выявленные причины медицинских ошибок:

1.       Ошибки толкования. Например, передозировка химиотерапии в связи с неправильным толкованием назначений врача. В других случаях происходит путаница лекарств с наркотическими средствами ввиду схожести их названий.

2.      Рост специализации и фрагментации  здравоохранения. Чем больше людей будет вовлечено в лечение пациента, тем больше вероятность, что будет упущена важная лечебная информация.

3.      Человеческие ошибки, связанные с переутомлением и измождением врача. За годы работы в больнице интерны, врачи и медсестры связывали ошибки в лечении  пациентов с долгими часами работы и с недостаточной продолжительностью сна.

4.      Производственные ошибки. Например, когда продукты крови были неправильно маркированы, в результате чего пациенту переливалась кровь несовместимая с его группой крови.

5.      Неисправности оборудования. Типичный пример неисправного оборудования — внутривенный насос с неисправным клапаном, который  доставил бы в вену большое количество препарата за короткий период времени.

6.      Диагностические ошибки. Неправильно диагностика болезни может привести к выписке врачом неправильного типа лечения. Ошибки в интерпретации диагностических снимков приводят к хирургическим операциям на здоровых частях тела пациента. Другая распространенная форма диагностической ошибки – бездействие при аномальных результатах исследования.

7.      Плохо спроектированные здания и сооружения. Например, коридоры, заканчивающиеся  резкими, прямыми углами увеличивают вероятность падения или столкновения пациентов.

Список использованных сайтов

1.      http://en.wikipedia.org/wiki/Medical_error

2.      http://en.citizendium.org/wiki/medical_error

3.      http://www.surgeryencyclopedia.com/La-Pa/Medical-Errors.html

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2013. Том 3. № 11

ID: 2013-11-27-T-3083 Тезис

Шерифова Н.Р.

Врачебные ошибки и их причины

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра иностранных языков

Медицинская ошибка — это предотвратимое неблагоприятное влияние медицинского ухода, так или иначе вредное для пациента. Ошибка может состоять в неточности или неполноте диагностики или лечения заболевания, травмы, синдрома, режима, инфекции или другого повреждения. Медицинская ошибка возникает, когда медицинский работник выбирает неправильный метод лечения или ненадлежащим образом выполняет необходимое лечение. Врачебные ошибки часто описываются в здравоохранении как человеческие ошибки.

Некоторые выявленные причины медицинских ошибок:

1. Ошибки толкования. Например, передозировка химиотерапии в связи с неправильным толкованием назначений врача. В других случаях происходит путаница лекарств с наркотическими средствами ввиду схожести их названий.

2. Рост специализации и фрагментации здравоохранения. Чем больше людей будет вовлечено в лечение пациента, тем больше вероятность, что будет упущена важная лечебная информация.

3. Человеческие ошибки, связанные с переутомлением и измождением врача. За годы работы в больнице интерны, врачи и медсестры связывали ошибки в лечении пациентов с долгими часами работы и с недостаточной продолжительностью сна.

4. Производственные ошибки. Например, когда продукты крови были неправильно маркированы, в результате чего пациенту переливалась кровь несовместимая с его группой крови.

5. Неисправности оборудования. Типичный пример неисправного оборудования — внутривенный насос с неисправным клапаном, который доставил бы в вену большое количество препарата за короткий период времени.

6. Диагностические ошибки. Неправильно диагностика болезни может привести к выписке врачом неправильного типа лечения. Ошибки в интерпретации диагностических снимков приводят к хирургическим операциям на здоровых частях тела пациента. Другая распространенная форма диагностической ошибки — бездействие при аномальных результатах исследования.

7. Плохо спроектированные здания и сооружения. Например, коридоры, заканчивающиеся резкими, прямыми углами увеличивают вероятность падения или столкновения пациентов.

Ключевые слова: врачебная ошибка

Sherifova N.R.

Medical errors and their causes

Saratov State Medical University, Saratov, Russia

A medical error is a preventable adverse effect of care, whether or not it is evident or harmful to the patient. This might include an inaccurate or incomplete diagnosis or treatment of a disease, injury, syndrome, behavior, infection, or other elements. A medical error occurs when a health-care provider chooses an inappropriate method of care or improperly executes an appropriate method of care. Medical errors are often described as human errors in healthcare.

Some causes that have been identified include the following:

1. Communication errors, such as the overdose of chemotherapy due to misinterpretation of the doctor’s prescription. Other cases involve medication mix-ups due to drugs with very similar names.

2. The increasing specialization and fragmentation of health care. The more people involved in a patient’s treatment, the greater the possibility that important information will be missing along the chain.

3. Human errors resulting from overwork and burnout. For some years, hospital interns, residents, and nurses have attributed many of the errors made in patient care to the long hours they are expected to work, many times with inadequate sleep.

4. Manufacturing errors. Instances have been reported of blood products being mislabeled during the production process, resulting in patients being given transfusions of an incompatible blood type.

5. Equipment failure. A typical example of equipment failure might be intravenous pump with a malfunctioning valve, which would allow too much of the patient’s medication to be delivered over too short a time period.

6. Diagnostic errors. A misdiagnosed illness can lead the doctor to prescribe an inappropriate type of treatment. Errors in interpreting diagnostic imaging have resulted in surgeons operating on the wrong side of the patient’s body. Another common form of diagnostic error is failure to act on abnormal test results.

7. Poorly designed buildings and facilities. Hallways that end in sharp right angles, for example, increase the likelihood of falls or collisions between people on foot and patients being wheeled to an operating room.

Key words: medical errors

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013

www.medconfer.com

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Томнюк Н.Д.

1

Мунин А.М.

2

Брюханов Н.Е.

2

Гапоненко В.О.

2

Данилина Е.П.

1


1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»

2 КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича»

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебных вмешательств. Цель исследования – на основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения. Статья посвящена проблеме врачебных ошибок, допускаемых врачами как в постановке диагноза, так и в процессе лечения. Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача, который формируется в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди». На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже. Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Огорчает слабое понимание некоторыми врачами важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только лишь заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Авторы подробно анализируют причины возникновения врачебных ошибок и дают рекомендации, как можно уменьшить их количество. Практика показывает, что полностью избежать врачебных ошибок невозможно, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия.

врачебные ошибки

причины врачебных ошибок

неправильный диагноз

полипрагмазия

медицина

диагностика

1. Дац А.В., Горбачёва С.М., Дац Л.С., Прокопчук С.В. Структура врачебных ошибок и выживаемость пациентов в отделениях интенсивной терапии // Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2015. Т. 12. № 4. С. 44–49.

2. Савощикова Е.В. Дефекты оказания медицинской помощи: правовые последствия профессиональной некомпетентности // Российский журнал правовых исследований. 2018. Т. 12. № 4. С. 64–69.

3. Морозова А.М. Врачебная ошибка в хирургической практике // Современный ученый. 2018. Т. 12. № 5. С. 308–314.

4. Махамбетчин М.М. О врачебных ошибках // Здравоохранение Российской Федерации. 2018. № 62. С. 323–329.

5. Султангалиева Д.А. Современные критерии ограничения компетенций пациента: категории и группы с позиции биоэтики // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4. С. 184–185.

6. Лесниченко А.М. Врачебная ошибка // Вопрос науки и образования. 2018. Т. 12. № 9. С. 66-78.

7. Strepetova V.D., Ten A.R. Medical errors. Colloquium-journal. 2019. Vol. 12. No. 6. P. 68–70.

8. Засыпкина Е.В. К вопросу о врачебных ошибках: методология и критерии определения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 12. № 6. С. 243-247.

9. Paul Greve. Medical malpractice claim trends in 2017. Healthtrek. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wtwco.com/en-US/insights/2017/06/insights-healthtrek-medical-malpractice-claimtrends-in-2017 (дата обращения: 14.01.2022).

10. Доскин В.А., Деринова Е.А., Картоева Р.А., Соколова М.С. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике // Клиническая медицина. 2014. Т. 12. № 4. С. 57–63.

11. Jiaquan Xu, Sherry L. Murphy, Kenneth D. Kochanek. Deaths: final data for 2013. National Vital Statistics Reports. 2016. V. 64(2). Р. 1-119.

12. Чурляева И.В. О криминализации врачебной ошибки в уголовном законодательстве Российской Федерации // Юристъ – Правоведъ. 2018. № 4. С. 147–151.

13. Топчиев П.М., Хитров Д.И. Сущность и проблема решения врачебной ошибки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 5. С. 835.

14. Батюкова В.Е. Об ответственности врачей за допущенные ошибки // Государственная служба и кадры. 2019. Т. 12. № 1. С. 108–110.

15. Варданян Г.Д., Аветисян Г.А., Джаноян Г.Дж. Врачебные ошибки: современное состояние проблемы // Медицинская наука Армении. 2019. Т. 59. № 4. С. 105–120.

16. Ерошина Т.А., Столяров Э.В. Проблема врачебной ошибки в свете учения о познании И. Канта // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 2. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/01_Eroshina_Stolyarov_2015_02.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

17. Махамбетчин М.М. Врачебная ошибка и наказание несовместимы // Клиническая медицина. 2015. № 5. С. 72–76.

18. Ялалетдинова И.Р. Врачебная ошибка // Аллея науки. 2017. № 16. С. 686–689.

19. Дыбец А.А. Ответственность за врачебную ошибку // Наука через призму времени. 2017. № 8. С. 65–70.

20. Смирнов А.В. Врачебные ошибки в социальном и этическом измерении // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. 2015. № 60. С. 64–69.

21. Колоколов Г.Р. Врачебная ошибка и ее место в структуре неблагоприятных последствий лечения (ятрогений) // Вопрос современной юриспруденции. 2015. № 45–46. С. 74–78.

22. Кулькина И.В. Вопросы ответственности за врачебную ошибку // Сборник трудов конференции. 2015. С. 80–84.

23. Кирова Т.А. К вопросу об эффективности исполнения наказания в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью // Медицинское право: теория и практика. 2015. № 1. С. 238–243.

24. Кунц Е.В. Проблемы отграничения преступного деяния врача и врачебной ошибки // Сборник трудов конференции. 2017. С. 92–95.

25. Савощикова Е.В. Причинение вреда жизни или здоровью пациента в порядке «врачебной ошибки» – понятие и классификация // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. С. 14–19.

26. Шмаров Л.А. Логический анализ понятия «медицинская ошибка» // Судебно-медицинская экспертиза. 2018. № 61. С. 61–63.

27. Нагорная И.И. Неосторожность медицинского работника при причинении вреда здоровью или смерти пациенту // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 81–90.

28. Ерохина А.В., Доника А.Д. Современный контент автономии и ответственности в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 14. С. 53–54.

29. Айвазян Ш.Г., Доника А.Д., Элланский Ю.Г. Общая врачебная практика как предмет исследования социологии медицины М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 116 с.

30. Асаев И.В. Врачебная ошибка в современной медицинской практике // Сборник трудов конференции. 2019. С. 334–338.

Врачебные ошибки и непрофессионализм медработников приводят к более чем 70 тыс. случаев осложнений каждый год, а случаи смерти бывают даже при использовании простых лекарств и медоборудования, начиная от неосторожного использования каталок и заканчивая ошибками во время операций [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебного вмешательства. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что на каждую отрасль медицины есть свой процент медицинских ошибок. Лидером в данном рейтинге являются хирургические вмешательства – 25 % [2]. В России статистика по данному вопросу не ведется. Это связано с тем, что в законодательстве нашей страны нет понятия «врачебная ошибка». Проблема весьма актуальна в современном мире, поскольку затрагивает не только сферу здравоохранения, но и правовой аспект как пациента, так и врача. Данное явление встречается повсеместно [3].

На основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения.

Материалы и методы исследования

Проведен поиск в базах данных Pubmed, Web of Science, Scopus, eLibrary и академии Google, используя следующие ключевые слова: врачебные ошибки, причины врачебных ошибок, неправильный диагноз, полипрагмазия, медицина, диагностика. Исключены статьи с дублирующей информацией. Всего найдено 63 статьи, из них релевантных – 32 статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показывает практика, полностью избежать врачебных ошибок нельзя, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия [2]. Неизбежность врачебных ошибок определяется спецификой клинического мышления, заключающегося в отсутствии в нем однозначных решений, вследствие чего клинический диагноз может содержать определенную долю гипотезы [1, 2]. Многие авторы считают, что термин «врачебная ошибка» следует заменить на «невиновная ошибка». Однако с юридической точки зрения данные понятия не являются синонимами [4]. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди» [5].

Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача. Он формируется, к сожалению, только в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам [6, 7]. Клиническая медицина характеризуется недоразвитостью, которую можно объяснить недостаточным вниманием клиницистов и системы обучения врачебной профессии к теории диагностики. Знание патологии и владение теорией диагноза могут восполнить недостатки клинического опыта врача, предостеречь пациентов от многих ошибок [3]. Важно, что все люди разные, и конкретные клинические случаи должны рассматриваться с учетом основных клинических рекомендаций, а также дополнительных приказов по маршрутизации [7].

Чаще все же говорят об ошибках диагностики. К примеру, распознавание опухоли желудка или инфаркта миокарда достаточно определено, и это, в меньшей степени, относится к дефектам хирургического лечения, которые выявить относительно проще [8, 9]. С ошибками в лечении все гораздо сложнее. Исключая грубые дефекты, взгляды на лечение той или иной болезни у представителей различных школ отличаются. Это касается отношения к всевозможным методам, тактикам, рекомендациям применения или неприменения различных лекарств, диет, физиотерапии и т.д. [10]. Одни и те же болезни по-разному лечатся в разных странах и даже в разных клиниках одного и того же региона [11, 12]. Тем не менее заключение об ошибочном лечении возможно на основе обширных в стране установок. Любопытные данные обнаруживаются при анализе приема больных в поликлиниках [13]. Выявлены ошибки в диагностике и лечении у каждого третьего-пятого пациентов в разных группах болезни [14]. В стационарах, по тем же данным, эти ошибки обнаруживаются не реже, но они несколько иного характера. Так, в поликлиниках не всегда мотивированно заменяют один медикамент другим, а в стационарах наблюдается другая картина: назначенное лекарство могут давать со дня поступления и до самой выписки, хотя надобности в этом и нет [15].

Возникает вопрос: каковы же причины ошибок? Ответить на прямой вопрос довольно сложно. Здесь уместно вспомнить, что включает в себя весь лечебный процесс. Условно можно выделить четыре главных направления: диагностика основного заболевания, недооценка хронических сопутствующих заболеваний и осложнений, отсутствие преемственности в лечении больного и ошибки в самом лечении [16–18].

Таким образом, ошибка диагностики – это неспособность к концептуальному мышлению в распознавании конкретного заболевания, которая оборачивается хаотичным лечением. По существу, к этой группе можно отнести недооценку сопутствующих заболеваний и осложнений [19]. На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже [20]. На сегодняшний день множественность болезней присуща не только больным пожилого и старческого возраста, но и многим молодым [21]. К сожалению, современная система подготовки врачей мало учитывает это обстоятельство, отсюда и нередкие случаи лечения, например, без учета уровня артериального давления, состояния печени, наличия сахарного диабета, состояния других органов и систем [22].

Недостаточная преемственность, как причина дефектов в лечении, отмечается в дублирующих системах территориальной и ведомственной медицины, но особенно между врачами разных специальностей [4]. При этом необходимо иметь в виду не только прямую, но и обратную связь. Например, много споров возникает в лечении язвенной болезни между хирургами и терапевтами: хирурги выступают за активные действия, а терапевты являются сторонниками выжидательной тактики. В результате резко увеличилось количество пациентов с перфорациями и кровотечением как осложнениями хронических язв [5]. Относится это и к преемственности лечения в поликлиниках после выписки больного из стационара [23]. Всем хорошо известен афоризм: кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. Безусловно, правильно установленный диагноз – предпосылка «адекватного» лечения. Но и при распознанной болезни возможно её неправильное лечение.

Собственно, ошибки в лечении, как вообще врачебные ошибки, могут иметь в своей основе объективные и субъективные причины [7, 24]. Однако грань между ними относительна и не всегда отчетлива. К объективным факторам можно отнести отсутствие необходимых медикаментов, хотя и в этом случае могут оказываться субъективные обстоятельства.

Если при неправильной диагностике большой процент ошибок вызывается субъективными причинами, то при ошибочном лечении их удельный вес – подавляющий [24]. Обычно при этом всё сводят к врачебному незнанию, забывая о таких факторах, как особенности личности и мышления врача.

Исходная врачебная специальность во все времена несет в себе философскую нагрузку. Врач в определенной и достаточно большой мере является философом, так как в повседневной диагностической практике ему приходится решать вопросы, требующие владения аналитическим, пространственным и концептуальным мышлением [19, 22]. Поставив больному диагноз, врач лечит его и наблюдает за ним. Он всегда учитывает широкий круг неожиданностей, и это необходимо для защиты от врачебных ошибок.

Философский аспект в работе врача обнаруживается в следующих положениях: знании свойств, характерных для всех без исключения симптомов, синдромов и диагнозов; знании, что в медицине нет абсолютно специфических симптомов и синдромов, а диагноз в определенной степени является гипотезой [25]. Врач систематически занимается проверкой диагностических гипотез, выстраивает план дифференциального диагноза, размышляет далеко за пределами частной формы патологии, используя важнейшие законы логики, философии, общей патологии и в достаточной мере владеет ими в процессе размышления над клинической картиной [18]. Таким образом, данные факторы определяют содержательность творческой личности и творческого характера труда врача-клинициста. Это дает основание гордиться своей профессией, носящей на себе особую печать благородства. Именно этим, несмотря на трудности и ошибки, медицина привлекает молодых людей, наполненных жизненной силой служения людям и, конечно же, ожиданием достойной оценки обществом своего труда [26].

Корни незнания прежде всего в том, что высшая школа не учит будущих врачей систематически учиться. Усовершенствование — это прежде всего самоусовершенствование. Молодой специалист переоценивает только что полученные знания, врач со стажем – свой опыт. И тот и другой забывают, что информация имеет неодолимую «привычку» устаревать [16].

Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения [27]. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Между тем, помимо знания и понимания всего комплекса взаимоотношений, необходимо уметь подстраиваться под психологическое состояние пациента, учитывать разные аспекты его состояния здоровья, возраста, пола и т.д. К слову сказать, именно это, по высказыванию С.Н. Боткина, занимает важное место в системе подготовки врача [28].

Огорчает слабое понимание некоторыми врачами (особенно узких специальностей) важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Именно комплексный подход к здоровью пациента поможет избежать такого распространенного явления, как полипрагмазия [29]. Тенденция такова, что большинство врачей упускают из вида диетотерапию, реабилитацию, физическую активность человека, хотя все эти направления терапии являются важным составляющим общего здоровья населения. Диету обычно упрощают, сводя все, независимо от болезни, к запрету острых, жареных и жирных блюд, в итоге – не есть ничего вкусного. То же самое можно отметить и в применении физиотерапии. Она чаще применяется при болезнях опорно-двигательного аппарата и крайне редко в кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии. Забывают терапевты и хирурги о лечебной физкультуре, санаторно-курортном лечении, как профилактике многих заболеваний, а ведь именно грамотный подход к профилактике позволяет избежать хронизации процесса, что, в свою очередь, также является пусть не халатным обращением, но совершенно точно упущением со стороны медицинских работников.

На сегодня нужно отметить, что имеется много ошибок в фармакотерапии. Никак не прививается разумное начало: где можно лечить без лекарств, лучше их не использовать [30]. Особенно распространена полипрагмазия, увеличение частоты функциональных расстройств нервной системы. Больные обращаются к нескольким врачам, получая от них различные рекомендации.

Неудовлетворительно знают терапевты, хирурги и другие специалисты диапазоны дозировки лекарств, их совместимость, побочные эффекты, противопоказания, особенности применения у людей пожилого возраста, беременных и детей [27]. Не случайно в наше время заговорили о все более опасной терапии. Хотелось бы еще отметить несомненные успехи анестезиологии и реаниматологии, которые порождают у отдельных врачей, чаще хирургов, эйфорическую веру в действенность оперативного вмешательства как такового, без учета фона, на котором оно проводится. К сожалению, даже при отсутствии ургентности приглашают консультанта только после проведенной операции, когда наступают осложнения. Умирает такой больной не от операции, которая технически проведена безупречно, а от болезни внутренних органов, состоянию которых не придали должного значения.

Нельзя не затронуть тот момент, когда лечение задерживается по вине других специалистов и вмешиваться приходится уже по жизненным показаниям [23]. Нет надобности доказывать, что прогноз при этом ухудшается или оказывается неблагоприятным.

Заключение

Как же уменьшить число ошибок при лечении? Прежде всего, этой проблеме нужно уделить больше внимания при повышении квалификации врачей. В медицине, как вообще в жизни, негативные примеры педагогически более конструктивны, чем позитивные. Как отметил А.Ф. Билибин, хороший врач отличается от плохого тем, что первый знает, как не надо лечить.

Таким образом, при обсуждении общих принципов лечения и допускаемых при этом ошибок следует учитывать влияние специализации, стремление к усовершенствованию, что должно помочь врачу и начинающему, и опытному противостоять врачебным ошибкам, а также уменьшить негативное влияние неизбежных врачебных ошибок на здоровье пациентов.


Библиографическая ссылка

Томнюк Н.Д., Мунин А.М., Брюханов Н.Е., Гапоненко В.О., Данилина Е.П. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 1.
– С. 51-55;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13345 (дата обращения: 23.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

План:

  1. Понятие
    «Врачебная ошибка»

  2. Классификация
    врачебных ошибок

  3. Понятие
    «несчастный случай»

  4. Понятие
    «Ятрогения»

  5. Врачебная
    ошибка и несчастный случай со стороны
    закона

  6. Использованные
    источники

2

5

5

7

8

10

На
сегодняшний день проблема ненадлежащего
оказания медицинской помощи является
более чем актуальной. Часть 1 ст. 41
Конституции Р. Ф.провозглашает право
каждого человека на охрану его здоровья
и на медицинскую помощь. В соответствии
со ст. 10 Закона об основах охраны здоровья
граждан одним из основных принципов
охраны здоровья в России является
доступность и качество медицинской
помощи. Качественная медицинская помощь
характеризуется своевременностью ее
оказания, правильностью выбора методов
профилактики, диагностики,лечения и
реабилитации, степенью достижения
запланированного результата (п. 21 ст. 2
Закона об основах охраны здоровья
граждан). Однако в силу разных обстоятельств,
как объективных, так и субъективных,
врачами совершается немало медицинских
ошибок

Понятие «Врачебная ошибка»

Мы
глубоко осознаем, что врачи всех поколений
не были и не будут застрахованы от своих
ошибок, чаще именуемых «врачебными
ошибками»
Враче́бная
оши́бка

— ошибка врача при исполнении своих
профессиональных обязанностей, которая
явилась следствием добросовестного
заблуждения, не могла быть им предусмотрена
и предотвращена, т. е. не являлась
следствием халатного отношения врача
к своим обязанностям, его невежества
или злоумышленного действия; В. о. не
влечет за собой дисциплинарного,
административного или уголовного
наказания.

Можно
услышать, что врачебная ошибка – это
не преступная халатность, а погрешность
в профессиональных действиях врача,
совершаемых во благо больного. Ряд
судебных медиков (М.И. Авдеев, Н.В. Попов,
В.М. Смольянинов и др.) указывает, что
под врачебной
ошибкой

следует понимать
добросовестное заблуждение врача в его
профессиональной деятельности
,
если исключены небрежность, халатность,
недозволенное экспериментирование на
больных. В противном случае будет уже
не врачебная ошибка, а преступление, за
которое врач несет предусмотренную
нашим законодательством судебную
ответственность.

Врачебные
ошибки подразделяются на три группы:

1)
ошибки диагностические — нераспознавание
или ошибоч­ное распознавание болезни;

2)
ошибки тактические — неправильное
определение показа­ний к операции,
ошибочный выбор времени проведения
опера­ции, ее объема и т.п.;

3)
ошибки технические — неправильное
использование ме­дицинской техники,
применение несоответствующих медика­ментов
и диагностических средств и т.д.
Клава
Б., 1 года 3 месяцев, умерла во время
дневного сна в яслях 29 января 1998 г. С 5
по 17 января она перенесла острую
респираторную инфекцию, по поводу
которой ясли не посещала. Врач яслей
принял ребен­ка 18 января с остаточными
явлениями после перенесенного катара
верхних дыхательных путей (обильные
слизистые выделения из носа, прослушива­лись
единичные сухие хрипы в легких), в
последующем ребенок был ос­мотрен
врачом лишь 26 января. Диагноз пневмонии
установлен не был, но было отмечено, что
явления катара верхних дыхательных
путей держатся, но температура у ребенка
была нормальная. Лечение продолжалось
в яслях (микстура — от кашля, капли в
нос — от насморка). Ребенок выглядел
плохо, был вялым, сонливым, ел без
аппетита, кашлял.

29
января 1998 г. в 13 ч Клаву Б. вместе с другими
детьми в спаль­ной комнате уложили
спать. Ребенок спал спокойно, не кричал.
При подъ­еме детей в 15 ч Клава Б. не
подавала признаков жизни, но была еще
теп­лой. Старшая сестра яслей немедленно
стала делать ей искусственное ды­хание,
сделала два укола кофеина, тело ребенка
согревалось грелками. Прибывшим врачом
скорой медицинской помощи производились
искусст­венное дыхание рот в рот и
непрямой массаж сердца. Однако оживить
ре­бенка не удалось.

При
судебно-медицинской экспертизе трупа
Клавы Б. были обнару­жены: катаральный
бронхит, распространенная серозно-катаральная
пнев­мония, интерстициальная пневмония,
множественные фокусы кровоизлия­ний
в легочную ткань, что и послужило причиной
смерти ребенка.

По
мнению экспертной комиссии, ошибочность
действий врачей в дан­ном случае
заключалась в том, что ребенок был
выписан в ясли не выздо­ровевшим, с
остаточными явлениями респираторной
инфекции. Врач яслей должен был обеспечить
активное наблюдение за ребенком, провести
допол­нительные исследования
(рентгеноскопию, анализ крови). Это дало
бы возможность более правильно оценить
состояние больного ребенка и актив­нее
проводить лечебные мероприятия. Более
правильным было бы лечение ребенка
производить не в условиях здорового
коллектива детей в яслях, а в лечебном
учреждении.

Отвечая
на вопросы органов следствия, экспертная
комиссия указала, что дефекты ведения
больного ребенка обусловлены в
значительной степени трудностью
диагностики интерстициальной пневмонии,
которая протекала при малонарушенном
общем состоянии ребенка и нормальной
температуре тела. Пневмония могла
развиться и в последние дни жизни
ребенка. Смерть детей при пневмонии
может наступать и во сне без каких-либо
вы­раженных признаков заболевания.

Экспертная
комиссия рекомендовала данный случай
атипичного течения пневмонии обсудить
в детских медицинских учреждениях,
обратив внимание на терапевтическую
тактику врача при ведении такого рода
больных детей.

Практика
показывает, что большинство врачебных
ошибок связано с недостаточным уровнем
знаний и небольшим опытом врача. Вместе
с тем ошибки, например диагностические,
встре­чаются не только у начинающих,
но и у опытных врачей.

Реже
ошибки обусловлены несовершенством
применяемых методов исследования,
отсутствием необходимой аппаратуры
или техническими недочетами в процессе
ее использования.

Классификация
врачебных ошибок

Классификациям
врачебных ошибок посвящены многочисленные
работы, что само по себе свидетельствует
о чрезвычайной сложности настоящей
проблемы. Наиболее популярны следующие
классификации.

Профессор
Ю.Я. Грицман (1981) предложил делить ошибки
на:

  • диагностические

  • лечебные

  • лечебно-тактические

  • лечебно-технические

  • организационные

  • ошибки,
    связанные с неправильным ведением
    документации и с поведением медицинского
    персонала.

Нам
импонирует классификация причин ошибок
по академику-онкологу Н.Н. Петрову:

1)
зависящие от несовершенства наших
знаний на современном этапе – 19%;

2)
зависящие от несоблюдения правил
клинического обследования – 50%;

3)
зависящие от состояния больного – 30%
(1956).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Магомедов Р.М., Шевченко С.В., Гасангусейнова П.А.

Врачебная ошибка в медицинской практике наиболее часто понимается как неправильные действия или бездействие врача при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющаяся следствием его недобросовестности и не содержащая состава преступления или признаков проступка. Врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача в диагнозе, методах лечения, выполнения операций и др., возникшее вследствие объективных и субъективных причин: несовершенства медицинских знаний, техники, недостаточность знаний в связи с малым опытом работы и др., не влекущее за собой уголовной ответственности. Несчастный случай в медицинской практике понимается как неблагоприятный исход такого врачебного вмешательства, в результате которого не удается предвидеть, а, следовательно, и предотвратить его из-за объективно складывающихся случайных обстоятельств. При этом врач действует правильно и в полном соответствии с принятыми в медицине правилами и методами лечения, что также исключает уголовную ответственность.

врачебная ошибка

медицинское право

права врача

медицинская помощь

права пациента

медицинская услуга

1. Айвазян Ш.Г. Формирование правовой компетентности врача в образовательной среде вуза // Международный журнал экспериментального образования. — 2015 — № 6 – С. 121

2. Айвазян Ш.Г. Права врача в проблемном поле биоэтики (случай из европейской практики) // Биоэтика – 2015 — № 1(15) – С.35-37.

3. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 — № 1(15) – С.58-60.

4. Доника А.Д., Кожевников Л.Л. Врачебная ошибка: дифференциация этического и правового поля (опыт США и российские реалии) // Биоэтика. –2011. — Т. 1.- № 7. — С. 32-34.

5. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика.- № 2(10). — 2012. — С.54-55.

6. Кострюкова Е.Ю. Объекты медицинского права как критерий определения отрасли юридической науки // Успехи современного естествознания. – 2011. — № 8 – С.241.

7. Радченко М.А. Спорные вопросы правового статуса граждан в области охраны здоровья // Успехи современного естествознания. – 2011. — № 8 – С.244.

8. Седова Н.Н.Об этической экспертизе законопроектов в сфере образования/ НН.Седова, Е.В.Приз // Биоэтика. — 2011- № 2(8) – С.10-12.

9. Теунова Д.Н. Информированное согласие в проблемном поле юриспруденции и биоэтики // Биоэтика – 2014 – № 2 (14) 2014 – С.44-46.

10. Финаева Е.П. Обеспечение прав пациента как проблема модернизации национального законодательства // Успехи современного естествознания. – 2011. — № 8 – С.253.

В нормативных актах, регулирующих правоотношения в медицинской  сфере, и прежде всего в  Федеральном Законе 2011 г № 323  “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, отсутствует четкое определение понятия врачебной ошибки.                                                        В отношении медицинских учреждений и медицинских работников, допускающих предусмотренные законодательством нарушения, предусмотрены  различные виды юридической ответственности, но среди них наиболее значимыми представляются гражданско-правовая  и уголовная [1, 2, 3].

Гражданско-правовая ответственность при причинении вреда пациенту учитывает наличие вины, под которой понимают психически-волевое отношение правонарушителя к совершенному деянию или его последствиям. Вина проявляется в  двух формах: умысел или неосторожность. При этом для применения  гражданско-правовой ответственности безразлично, действовал ли причинитель вреда умышленно или по неосторожности.      

Лечебное учреждение признается виновным, если установлена вина его работников, выражающаяся в ненадлежащем (виновном) исполнении своих служебных обязанностей по оказанию медицинской помощи. Вред, причиненный здоровью пациента в результате виновных действий (бездействия)  медицинского учреждения, может выражаться в утрате (полностью или частично) заработка, в несении каких либо дополнительных расходов (на лекарства, усиленное питание, посторонний уход за потерпевшим и др.)

По российскому законодательству пациенту возвращается не только   имущественный, но и моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину неправомерными действиями. Моральный (неимущественный)  вред возмещается причинителем также при наличии его вины и представляет собой такие последствия правонарушения, которые не имеют экономического содержания и стоимостной формы (физические и нравственные страдания) [8, 9].

Основанием привлечения медицинского работника к уголовной ответственности является совершение им правонарушения  — преступления, под которым понимают виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ст. 14 УК  РФ). Обязательными признаками преступления являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.

В судебно-медицинской литературе все неблагоприятные исходы лечения классифицируются на врачебные ошибки, несчастные случаи и наказуемые упущения.

Врачебная ошибка в  медицинской практике наиболее часто понимается как неправильные действия или бездействие врача  при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющаяся следствием его недобросовестности и не содержащая состава преступления или признаков проступка. Таким образом, врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача в диагнозе, методах лечения, выполнения операций и др., возникшее вследствие объективных и субъективных причин: несовершенства медицинских знаний, техники,  недостаточность знаний в связи с малым опытом работы и др., не влекущее за собой уголовной ответственности. Несчастный случай в медицинской практике понимается как неблагоприятный исход такого врачебного вмешательства, в результате которого не удается предвидеть, а, следовательно, и предотвратить его из-за объективно складывающихся случайных обстоятельств. При этом врач  действует правильно и в полном соответствии с принятыми в медицине правилами и методами лечения, что также исключает уголовную ответственность [5].

И, наконец, в третью группу неблагоприятных последствий входят случаи уголовно наказуемого недобросовестного оказания медицинской помощи.

При оценке обстоятельств, которые могли повлечь объективно ненадлежащую медицинскую помощь, необходимо учитывать следующие факторы:

1) недостаточность, ограниченность медицинских познаний в вопросах диагностики, лечения, профилактики некоторых заболеваний и осложнений (неполнота сведений в медицинской науке о механизме патологического процесса; отсутствие четких критериев раннего распознавания и прогнозирования болезней);

2) несовершенство отдельных инструментальных медицинских методов диагностики и лечения;

3) чрезвычайную атипичность, редкость или злокачественность данного заболевания или его осложнения;

4) несоответствие между действительным объемом прав и обязанностей данного медицинского работника и производством требуемых действий по диагностике и лечению;

5) недостаточные условия для оказания  надлежащей медицинской помощи пациенту с данным заболеванием в условиях конкретного лечебно-профилактического учреждения (уровень оснащенности диагностической и лечебной аппаратурой и оборудованием);

6) исключительность индивидуальных особенностей организма пациента [6];

7) ненадлежащие действия самого пациента, его родственников, других лиц (позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации, уклонение, противодействие при осуществлении лечебно-диагностического процесса, нарушение режима лечения);

В то же время, ненадлежащее оказание медицинской помощи, выражающееся в запоздалом (несвоевременном), недостаточном, неправильном (неадекватном) ее предоставлении, обуcловленное причинами субъективного порядка, безусловно, является основанием для наступления уголовной ответственности [7, 10].

При оценке тех или иных действий необходимо иметь в виду, что может существовать несколько методов лечения одной болезни, а врач в таких случаях имеет право их выбора, исходя из своего опыта, знаний, обеспеченности лекарственными средствами и других обстоятельств. Если из нескольких равноценных методов лечения болезни, принятых в современной медицине, врач остановился на каком-то одном, действия его являются правомерными [4].


Библиографическая ссылка

Магомедов Р.М., Шевченко С.В., Гасангусейнова П.А. ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА: ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16696 (дата обращения: 23.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Лефт фо дед 2 ошибка стим
  • Летчик действовал согласно инструкций полученных от главного диспетчера аэропорта ошибка
  • Летом я предпринял путешествие на озеро которое оставило неизгладимое впечатление где ошибка
  • Летом дни длятся длиннее ошибка
  • Летальная смерть может наступить при гипопластической анемии какая лексическая ошибка