Задание.
Исправьте
ошибки, вызванные многословием или
пропуском слов. Выделите примеры, где
пропуск слов создает логические ошибки.
1.
Ну что из себя представляют, товарищи
судьи, вот сами подсудимые, которые
находятся сегодня на скамье подсудимых?
2. Справка дана гр-ну Мухину Н. С. в том,
что он работал на кирпичном заводе и
убыл по случаю смерти. 3. Как измерить
ту глубину бездны, в которую упал
подсудимый? 4. Следует произвести
неотложные действия по избиению
потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно
скот, закрепленный за ним, находился на
посевах зеленки, по-прежнему пил, вел
себя безобразно и был уволен из совхоза.
6. Правые колеса автомобиля вследствие
опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся.
7. В настоящее
время работники
отдела стали больше заниматься поджогами.
8. Брак изделий — сапоги яловые в
количестве 19 штук — возложить на виновных
ответчиков. 9. Ответчик иск не признал,
показав, что иск признает. 10. По мнению
одного свидетеля, мнению которого, как
и всех, верить мы не можем, Иванова давала
прекрасные уроки. 11. Примерно в половине
восьмого часа времени мы стали играть
в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины
пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В
результате освидетельствования гр-ну
Левдикову причинены легкие телесные
повреждения. 14. Допрошенный в качестве
обвиняемого Шмаев в предъявленном ему
обвинении виновным себя признал
полностью. 15. Своим преступлением Иванов
подорвал орган МВД. 16. Учитывая, что
условия, способствовавшие совершению
преступления, явились результатом
отсутствия недостаточно проводимой
работы воспитательного характера среди
населения, прошу принять меры по
устранению причин и условий, способствовавших
совершению преступления. 17. Вещественные
доказательства сданы в горотдсл для
привлечения к уголовной ответственности.
18. И, наконец, кабинет, который, так
сказать, ненадлежащим образом,
несоответственными мерами был закрыт.
19. Истец пояснил, что он расторгнул брак
со своей бывшей женой потому, что она
фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по
повышенным ценам. 20. Расследованием
установлено: из дела усматривается, что
Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля
1999 года, придя в гости к своей подруге
Симоновой, она учинила скандал, в
результате которого развязала драку и
причинила Симоновой К. С. легкие
телесные повреждения.
Тест
1.
Деловому этикету свойственны
А)
строгая регламентированность
Б)
строгое соблюдение ролевых амплуа
В)
повышенная ответственность за результат
Г)
строгое отношение к использованию
речевых средств
2.
В акте коммуникации слово выполняет
функцию
А)
номинативную
Б)
волюнтативную
В)
когнитивную
Г)
аккумулятивную
3.
Передача
эмоций оратора слушателям основана на
явлении,
именуемом
в психологии
А)
симпатией
Б)
эмпатией
В)
психопатией
Г)
антипатией
4.
Основные
ошибки в споре:
в
тезисе,
в
аргументах,
……………..
А)
в необоснованности тезиса
Б)
в ложности аргумента
В)
в отсутствии аргумента
Г)
в связи тезиса и аргумента
5.
Отступление
в речи служит для того,
чтобы…
А)
оратор мог отдохнуть
Б)
поговорить на другую тему
В)
оправдать свою позицию
Г)
признать свою ошибку
6.
Самое
важное в публичном споре —
…
А)
иметь убедительные доказательства
Б)
уметь вскрывать противоречия в словах
оппонента
В)
правильно рассуждать
Г)
хранить спокойствие
7.
Вступление
в речи бывает:
естественным,
искусственным
и …
А)
внезапным
Б)
противоестественным
В)
неестественным
Г)
надуманным
8.
Когда?
Где?
Кто?
…..? Что
сделал?
Зачем?
А)
Почему
Б)
Как, каким образом
В)
Отчего
Г)
За что
9.
Расположение
(dispositio)
— свод
правил о …
А)
словоупотреблении
Б)
техническом оформлении текста
В)
композиции
Г)
поведении оратора
10.
Успех
оратора зависит прежде всего от …
А)
техники речи
Б)
содержания
В)
контакта
Г)
внешности
11.
Главная
мысль произведения чаще всего раскрывается
в …
А)
экспозиции
Б)
завязке
В)
кульминации
Г)
развязке
12.
Полемика
…
А)
может быть дружеской
Б)
— это корректный спор
В)
не может быть дружеской
Г)
является обязательной частью дискуссии
13.
Уловка
—
это
…
А)
запрещённый приём в споре
Б)
приём, облегчающий спорщику достижение
своих целей
В)
нарушение регламента
Г)
софизм
14.
Лингвиста-эксперта
по документационным и информационным
спорам не могут попросить
А)
определить авторскую принадлежность
литературного произведения
Б)
определить, содержится ли в газетной
статье клевета
В)
истолковать нечетко прописанное
положение закона
Г)
исследовать товарный знак на предмет
плагиата
Задание.
Прочитайте
заметку «Страшная месть» и подготовьте
по ее материалам защитительную речь
(1 стр.).
Татьяна
Спиридонова прощалась, уходя с заседания
суда, с мальчиками-сыновьями. Они
рыдали горько, не в состоянии по
малолетству понять всю трагедию
случившегося, но чувствующие и осязающие
дыхание большой беды. Им еще предстоит
мыкать горе. Очень рано судьба
столкнула их со страшной стороной
взрослой непонятной, жестокой жизни.
Мать
Татьяны не смогла сказать дочери на
прощанье ни слова: после оглашения
приговора ее, бесчувственную, вынесли
из зала суда.
Татьяна
прошла мимо односельчан, мимо просто
любопытных,
пришедших взглянуть на
женщину, лишившую жизни мужа, шагнула
в
ту, другую жизнь. Годы и годы ей
придется провести за колючей проволокой.
Шагнула, говоря словами характеристики,
хорошей матерью.
Такого
ЧП не припомнят и старожилы Переясловки.
Жена руками задушила своего родного
мужа. Следствие, а затем и народный суд
содеянное признали умышленным.
Материалы
подобного разбирательства свидетельствуют
о том, что на протяжении ряда лет В.
Спиридонов увлекался спиртными напитками,
наносил оскорбления жене, проявлял
агрессивность не только по отношению
к супруге, но и к теще. Из-за пьянок в
семье часто возникали ссоры. То же
самое произошло и 28 декабря минувшего
года. Не станем вдаваться во все тонкости
семейной жизни и последнего дня. Только
скажу:
пьянка и ссора с женой была роковой.
Произошла страшная месть за все то, что
пришлось терпеть во время супружеской
жизни.
Сегодня
вдова пояснила суду, что она не имела
умысла на убийство мужа. Она хотела
успокоить его буйство, как это не раз
делала раньше. Оградить свою мать и
детей от нападок мужа. Однако сдавливание
горла оказалось настолько сильным, что
привело к смерти.
Совершив
тяжкое преступление, жена решила скрыть
это. Своей матери, которая в этот день
была в семье, сказала, что муж уехал, а
куда, не знает. То же самое говорила и
сельчанам, кто интересовался. Люди
верили ей. А верили потому, что у покойного
при жизни были выезды к брату в село
соседнего района.
О
случившемся Татьяна не заявила ни в
сельсовет, ни в правоохранительные
органы, а попросила одного молодого
человека съездить в Красноярск и сообщить
ее брату. Просьба женщины была выполнена.
Брат посоветовал сестре увезти труп ее
мужа в поле и сжечь. 30 декабря брат с
гонцом труп, завернутый в ткань, из сарая
погрузили в сани и увезли в поле. Обложив
его сеном и облив бензином, красноярец
поджег труп. Посидев несколько минут у
необычного костра, люди вернулись в
село.
На
следующий день они решили снова навестить
усопшего и посмотреть плоды своей
работы. На всякий случай прихватили
канистру солярки. Останки Спиридонова
обильно полили соляровым топливом и
снова подожгли…
Как
и в других, в этой семье тоже встречали
Новый год. Только в отсутствие хозяина.
Бывший глава семьи обгоревший две недели
лежал
на
доске у одного колка. Никому не нужный
и всеми забытый. И сколько бы он почивал
на снежной «перине», если бы не случайная
Находка «уехавшего» человека. Итак,
тайна стала явной. Состоялось судебное
заседание по рассмотрению дела об
убийстве В. С. Спиридонова. Все виновные
понесли соответствующее наказание.
Татьяна чуть ли не до конца 2006 года будет
находиться в заключении, в разлуке с
сыновьями, матерью и братьями.
Татьяна
по-своему выбрала путь спасения детей.
Но он ложный. Куда легче было бы сделать
развод с бывшим мужем и остаться с
сыновьями. Об этом ей говорили и
родные. Но она верила раскаяниям мужа
и прощала ему нанесенные ей обиды,
оскорбления и побои. Но пришла пора:
чаша терпения переполнилась. Союз
супругов расторгнут. Но как? Один в
могиле, другой в казенном доме, а дети
где? Кто им заменит мать, отца?
Если
Спиридонов характеризуется больше с
отрицательной стороны, то Татьяна —
с положительной. Она спокойная,
общительная, подтянутая, трезвенница,
добросовестно относилась к труду,
хорошая мать.
Как
хочется пожелать ей не озлобиться, найти
в себе силы, выстоять, искупить вину
перед людьми, убиенным, детьми, матерью,
совестью. Мне жаль эту женщину. За
то, что не цвела в замужестве. За то, что
не смогла найти выход из своего нескладного
существования.
38 месяцев назад
Найти ошибки, связанные с многословием, определить их вид, исправить предложения: Образец: Непобедимая сила русского
народа с полной силой (в полной мере) ощущается в героизме и патриотизме москвичей — (тавтология). 1. Фирма объявила о свободной вакансии. 2. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 3. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 4. Он записал песни коренных аборигенов Севера. 5. В школах Москвы родилась новая традиция. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. К нам подошел молодой мальчик. 8. На сцене МХАТа сегодня первая премьера пьесы Шекспира. 9. Я вчера встретил этого, ну как его, Витьку. 10. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Сибири. 11. У этих человечков были очень крохотные ручки. 12. Питательная маска подпитывает кожу. 13. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 14. Необходимо срочно приправить суп приправой. 15. Летом дни длятся длиннее.
Ответы1
1. Фирма объявила о свободной вакансии (свободном месте/вакансии) — плеоназм. 2. До сих пор неизвестно, кто же творец (автор) этого уникального творения (создания) — тавтология . 3. Вчера я нес дежурство (дежурил) в школьной столовой расщепление сказуемого. 4. Он записал песни коренных аборигенов (коренного населения/аборигенов) Севера — плеоназм. 5. В школах Москвы родилась (появилась) новая традиция — использование неуместного слова. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида (Сегодня к нам приехали гости из Мадрида) — тавтология. 7. К нам подошел молодой мальчик (молодой человек/мальчик) — плеоназм. 8. На сцене МХАТа сегодня первая премьера (первая постановка/премьера) пьесы Шекспира — плеоназм. 9. Я вчера встретил этого, ну как его, Витьку (Я вчера встретил Витьку) — слова-паразиты. 10. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора (фольклора) Сибири — плеоназм. 11. У этих человечков были очень крохотные (крохотные/очень маленькие) ручки — использование лишнего слова. 12. Питательная маска подпитывает (увлажняет) кожу — тавтология. 13. В библиотеке наблюдается нехватка (не хватает) учебной литературы — расщепление сказуемого. 14. Необходимо срочно приправить (посыпать приправой/приправить суп) суп приправой — тавтология. 15. Летом дни длятся длиннее (дольше) — плеоназм.
Перина Анна 0631с группы.
Контрольная работа
по русскому языку и культуре речи.
Задание 1.
А. Адекватный (4).
Б. Вирши (1).
В. Дилогия (6).
Г. Закоснелый (7).
Д. Буколика (3).
Е. Монография (9).
Ж. Буклет (2).
З. Апломб (5).
И. Регресс (10).
К. Меморандум (8).
Задание 2.
1. Женщина ушла в декрет на время воспитания
ребенка (вместо «кредит»).
2. Нельзя забывать, что наши товары идут на
экспорт (вместо «импорт»).
3. Моей подруге вырезали аппендикс (вместо «аппендицит»).
4. Я читаю как художественную литературу, так
и современные детективы и фантастику (вместо «произведения»).
5. На стенах школы висели картины (вместо
«живопись»).
6. Бедность — это толчок к внутренним противоречиям
героев пьесы.
Задание 3.
1. Соседский кот
важно прошел на кухню.
2. Студент быстро усвоил материал.
3. В новых кварталах города находятся высотные дома.
Задание
4.
1. Нашему
вниманию представляется доклад о творчестве М Зощенко
2. После
маминого сытного борща есть не хочется долго.
3. Главную роль
в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова
4.Любой
поступок заслуживает обсуждения.
Задание
5.
1 Грехи мои тяжкие!
2 Никогда не прибегайте к сильным словечкам,
даже если окружающие позволяют себе это.
3. Большую роль играет хороший аттестат.
4 Львиную долю заданий уже выполнили.
5. Большое влияние на молодых оказывает телевидение.
Задание
6.
1. Рождество
я отмечал у коллег.
2.Дайте
сообщение в газету о вакансиях.
3. Каждый герой имеет свои черты.
4. Близнецы были так похожи, что даже родители не
различали их.
5.Особенность художественной речи состоит в том,
что в ней много образных слов и выражений.
Задание
7.
1.Гостям из Венгрии подарили (памятные) сувениры. –Тавтология.
2.
Летом дни длятся
длиннее. — Плеоназм.
2.В школе сложилась сложная ситуация.— Плеоназм.
3.Все эти песни почерпнуты из копилки (народного)
фольклора Севера. – Тавтология.
4.Многие
из участников встречи познакомились друг с другом.– Тавтология.
5. Новая программа (ежемесячно)
регулярно знакомит нас. с
новинками литературы. — Тавтология.
Задание
8.
1. В ином
выступлении рабочие впервые узрели свою
силу.
2. Сегодня воскресенье. На работу не пойду!
3.А воз и
ныне там.
5. Сверхзвуковые аэропланы были
представлены на международной выставке.
Задание 9.
1. Юноша
во всем подражал (имитировал)
старшему брату.
2. Среди
собравшихся превалировали ученики старших классов.
3. Эволюция
в природе неизбежна.
4. Незабываемый
инцидент (прецедент)
произошел во время нашей поездки по Волге.
5.Рецензент отметил, что стихи написаны на злободневные
(некардинальные)
темы нашей жизни.
Семинар 3.
Задание1.
- Красивый бра (м.род).
- Новый тюль (м.род).
- все верно – серьезное жюри (ср.род).
- все верно – зеленое такси (ср.род).
- Белый рояль (м.род).
- Лечебный шампунь (м.род).
- Болезненная мозоль (ж.род).
- все верно — серая мышь (ж.р.)
- все верно – вкусное какао. (ср.род).
- все верно – старое писанино (ср.род).
Задание2.
1 На
рабочем месте оказались только три библиотекаря.
2 Лектор
очень интересно рассказала об
этике семейных отношении, дала полезные советы.
3. Лучшим работником общепита нашего объединения признана новый повар.
4. Много интересного может рассказать о заводе опытная
бригадир.
5. Бухгалтер Новикова быстро освоилась на новом месте
Задание 3.
1.Никакие лагери смерти не сломили дух борцов Сопротивления.
2.На пасеку привезли новые ульи.
3.В спортивные лагеря поедут
многие ученики нашей школы
4. Автобус в горах Испании могут водить только опытные шоферы.
5.Приближаются выборы в сейм.
6 По Волге курсируют небольшие катера.
7. Ассоциация «Латвияс авто» заключила договоры с Россией и Белоруссией.
8. Более
всего совместному производству требуются инженеры.
9. На заводской проходной вахтер проверял пропуска.
10.Пропуски уроков строго фиксируются в классном журнале.
Задание 4.
1. Шекспира следует изучать
в школе глубже.
2.Этот рассказ был написан намного раньше.
3. Показатели
завода в этом году выше, чем в прошлом.
4.Сейчас мы будем изучать эту проблему подробнее.
5.Наша
цель — показать лучшие выступления фигуристов.
Задание 5.
1. Эта улица такаяузкая! – Этаулица узка.
2. И вдруг прозвучала серьезная
мысль. Эта мысль
была серьезна.
3.Больной малыш напоминает клубок отрицательных эмоций. — Малыш серьезно болен.
4.В новой квартире был низкий потолок. — Потолок в
той комнате показался мне низок.
5. На улице стояла хорошая погода.–
«Погода хороша», — подумала Зинаида Филипповна.
Задание 6.
1.Обеих женщин
хорошо знают на заводе.
2.Около стола столпились четыре
женщины.
3. Пять автобусов не вышло на трассу.
4.Соревнования продолжались три
дня.
5.
Обе ученицы справились с заданием – верно.
Задание 7.
Создает двусмысленность. |
Употреблено неправильно. |
●Затем мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. ●Нарушители дисциплины остаются без внимания преподавателей. Исправл.: Нарушители дисциплины остаются без внимания преподавателей. Они мешают |
●У графини в спальне, в верхнем ящике комода, Исправл.: У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежат (вместо «лежит» — неверное употребление числа) девять семейных альбомов своих ●Каждый ● У его Исправл.: У него нет домашнего задания. |
Задание 8.
1. Бойцы, сражающиесяна улицах города, держались до последнего.
2. Раскрылись набухшие на деревьях почки
3. Ученики, интересующиеся
этим вопросом, найдут ответ в справочнике.
4. Скала, омытая
волнами, чернела на горизонте.
- А вот и купола собора, сверкающие в лучах солнца.
Задание 9.
1. Наверху целый день двигают
мебель.
2. Прочитайте текст и исправьте ошибки
3. За последний год спортсмены достигли
больших успехов
4. Бунин, как и все русские писатели, переживал
за свой народ и очень остро ощущал драматичность жизни.
5. Ученые двигают
науку вперед
6.
В это время рыба мечет
икру.
Задание 10.
1. Надо
самому выбрать: будешь ты ходить в клуб или нет.
2. Из зала
неслись крики, шум.
3. Другой бы бежал со сцены, из города, из Италии.
4.
Тихон хочет избавиться от страха перед женой и зависимости
от неё.
5.
Ставился вопрос о
его отчислении из университета.
Задание 11.
1. Двое из
собравшихся учеников отказались играть в шахматы
2. Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показали,
что наша словесность является одной из древнейших в мире.
3. Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.
4. Этим летом будут реализованы 54 льготные
туристических путевки.
5. «Известия» опубликовали
интересную статью.
6.
Алеша большой сластена.
Задание 12.
1. А потом оказалось, что эти претензии ничем не
обоснованы.
2. Нужно проявлять большую заботу о детях.
3. В
лыжном кроссе участвовал весь класс.
4. Участники обсуждения подтверждали свои
предложения примерами.
5. Так,
например, в повести Эжена Ионеско описывается жизнь
дерева
Задание 13.
1. Благодаря находчивости командира полк одержал победу.
2.
Из-за разлива реки переправа на другой берег не состоялась
Летом дни длятся длиннее
1
тавтология
2
плеоназм
3
канцеляризм
4
устаревшие слова
31.
Определите, в какой строке устаревшие
слова указаны правильно :
1.бренный,
очи, ланиты, зеница
2.брифинг,
щёки, бритва, лоб
3.
видный, парикмахер, глаза, можно
4.палец,
говорит, губы, телевизор
32.Укажите
литературный синоним к просторечному
слову «схоронился»:
«Егерь
схоронился в кустах»
1.спрятался
2.сховался
3.забрался
4.накрылся
33.
К лингвистическим можно отнести словарь:
1 |
языковые |
2 |
энциклопедические |
3 |
орфоэпические, толковый энциклопедический |
4 |
иностранных слов, энциклопедический |
34.
Найдите лишнее слово в ряду синонимов:
1 |
орфография — правописание |
2 |
богатый — бедный |
3 |
зодчий — архитектор |
4 |
оковы — цепи |
35.
Укажите слово, в котором есть согласный
звук [ з]:
1 |
косьба |
2 |
отрез |
3 |
низкий |
4 |
резкий |
36.
Укажите слово, в котором есть согласный
звук [т ]:
1 |
постный |
2 |
тесно |
3 |
плод |
4 |
крёстный |
37.
Укажите, в каком слове 6 букв и 7 звуков:
1 |
подъём |
2 |
латунь |
3 |
версия |
4 |
каньон |
38.
Орфоэпией называется:
1 |
раздел языкознания, изучающий нормы |
2 |
раздел языкознания, изучающий части |
3 |
раздел языкознания, изучающий правила |
4 |
раздел языкознания, изучающий правила |
39
.Укажите слово, в котором звуков больше,
чем букв:
1 |
история |
2 |
ружьё |
3 |
подъезд |
4 |
ложь |
40
.Найдите слово, в котором звуков меньше,
чем букв:
1 |
семья |
2 |
конь |
3 |
таять |
4 |
объяснение |
41.Найдите
существительное с суффиксом –чик:
1) |
кровель…ик |
2) |
бан…ик |
3) |
подпис…ик |
4) |
пиль…ик |
42.Укажите, какие части слова не
входят в основу:
1) |
окончание |
2) |
корень |
3) |
приставка |
4) |
суффикс |
43.Найдите
существительное:
1) |
сто |
2) |
один |
3) |
десятка |
4) |
пять |
44.Укажите,
какой глагол не имеет форму 1-го лица в
единственном числе:
1) |
лежать |
2) |
бежать |
3) |
ощутить |
4) |
махать |
45.Укажите,
какое из прилагательных имеет степень
сравнения:
1) |
хороший |
2) |
деревянный |
3) |
утиный |
4) |
папин |
46.Найдите
причастие:
А) |
семерка |
||
Б) |
мой |
||
В) |
полтора |
||
Г) |
выполненный |
47.Найдите
порядковое числительное:
1) |
который |
2) |
мой |
3) |
второй |
4) |
некто |
48.По
цели высказывания выделяют предложения:
1) |
Определенно-личные, |
2) |
односоставные, двусоставные |
3) |
восклицательные, невосклицательные |
4) |
повествовательные, вопросительные, |
49.
Найдите пример, в котором нарушены
синтаксические нормы:
1) |
три |
2) |
возглавить и руководить школой |
3) |
две новые студентки |
4) |
создали и обеспечили систему безопасности |
50.Укажите,
в каком предложении на месте пропуска
запятая не ставится:
1) |
Дрова |
2) |
Обе женщины хитрили…и ни |
3) |
День был невинен…и ветер |
4) |
Ведущая вверх…тропинка |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Поиск ответа
Ответ справочной службы русского языка
Это выражение корректно, тавтологии нет.
Ответ справочной службы русского языка
Не является ли словосочетание «свой собственный» тавтологичным?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Чувствуется какая-то корявость во фразе «наглядно видно». Не тавтология ли?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Справочная служба не занимается выполнением домашних заданий!
а чем отличается плеоназм от тафтололгии(так вроде пишется). я обычно извиняюсьза тафталогию, теперь ме надо извиняться за плеоназмы?))
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Что такое тавтология? Примеры
Тавтология — это специальный или непреднамеренный повтор однокоренных слов в словосочетании или предложении.
Тавтология — это лексическая ошибка речи
Одной из разновидностью плеоназма является тавтология. Чтобы понять суть исследуемого явления в лингвистике, выясним, что значит этот термин. Он складывается из двух греческих слов:
Буквально «тавтология» — это тождесловие. Исходя из этого значения, можно определить, что этот термин выражает какое-либо понятие или явление повтором близких или однокоренных слов.
Если плеоназм выступает как скрытое смысловое излишество, то тавтология является речевой ошибкой, которая характеризуется явным повтором однокоренных слов с одним и тем же или похожим значением.
Понаблюдаем, как проявляется тавтология в словосочетаниях:
Как видим, эта лексическая ошибка возникает в речи тогда, когда говорящий случайно, не учитывая смысла слов или не зная точного их значения, употребляет в своей речи однокоренные слова, одно из которых дублирует смысл другого. Создаётся явное речевое излишество.
А вот какое определение тавтологии можно прочесть в Википедии:
Учтём, что в некоторых словосочетаниях тавтология не ощущается в результате забытого первичного значения главного слова:
Приведем примеры речевых ошибок с тавтологией в предложениях.
Примеры тавтологий
А вы знаете, она живет довольно скучной жизнью в провинциальном городке.
Гарантийный талон гарантирует устранение скрытых дефектов прибора.
Это природное явление является уникальным в этом регионе.
От моей заработанной зарплаты почти ничего уже не осталось.
В своей повести писатель ярко описывает природу Сибири.
Чтобы не допускать подобных речевых ошибок, советуем познакомиться со словарем плеоназмов и тавтологий.
Но не всегда это речевое излишество воспринимается как ошибка речи. В художественных произведениях оно выступает в качестве образного средства.
Тавтология — стилистический приём в литературе
Тавтология востребована в литературе как стилистический приём, который создаёт образность, выразительность и эмоциональность языка художественного текста. В своих произведениях авторы охотно прибегают к использованию тавтологии:
Ты греми, гром, а я дождь разолью (А. Островский).
Правда правдой остается, а молва себе молвой (А. Твардовский).
В поэтических произведениях иногда повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (тоска-печаль, море-океан, знает — ведает, плачет — тужит,) либо используются однородные по звучанию и смыслу слова (веет — повевает, греет — пригревает).
Для усиления эмоциональности речи и эффективного воздействия на слушателей тавтология в виде повтора одного и того же слова или однокоренных лексем распространена в публицистике и ораторском искусстве.
Не следует нам огород городить из-за этого!
В фольклоре активно используется этот стилистический приём, который характеризуется повтором однокоренных лексем, одного и того же слова или его грамматических форм.
Понаблюдаем за употреблением тавтологии в русских пословицах и поговорках:
В зачинах сказок, легенд и былин типична тавтология:
Видеоурок «Плеоназм и тавтология»
Источник
Какие будут верные ответы в задании по русскому языку по теме лексические нормы?
1.Выпишите слова, употреблённые без учёта их семантики. Замените словами с соответствующим значением.
1)В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2)Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3)Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4)Публика сканировала: «Браво, Сальвини!».
5)Вся публика была уже в триумфе.
2.Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1)(Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.
2)Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный).
3)(Соседний, соседский) кот важно прошёл на кухню.
4)После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.
5)Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
3.Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.
1)На улице лил большой дождь.
2)В разговоре он допустил сильную ошибку.
3)Грехи мои тяжёлые!
4)Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.
5)При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.
4.Из каждой группы синонимов выпишите слова, которые характерны для разговорной речи.
1)Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.
2)Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.
3)Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.
4)Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.
5)Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.
5.Отметьте предложения, где есть плеоназмы.
1)Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
2)Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.
3)В школе сложилась сложная ситуация.
4)Много нового и познавательного узнаёт ученик.
5)Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.
6.Отметьте предложения, где есть тавтология.
1)Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2)Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3)Необходимо поурочное планирование уроков.
4)Летом дни длятся длиннее.
5)Я подняла голову, а у него шапки нет.
7.Выпишите устаревшие слова. Определите их значение.
1)Бренный; 2) брифинг; 3) гобелен; 4) дантист; 5) зеница.
8.Выпишите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.
1)Юноша во всём имитировал старшему брату.
2)На фабриках и заводах хорошо популяризуется опыт новаторов производства.
3)В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.
4)Незабываемый прецедент произошёл во время нашей поездки по Волге.
5)В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.
9.Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.
1)Егерь схоронился в кустах.
2)Дети долго блудили по лесу, затем вышли на полянку.
3)Магазин получил новую партию самописок.
4)Мать хотела набить ребёнка.
5)У мальчика голое коленко сверкает.
10.Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведённых фразеологизмов.
1)На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.
2)(Черепашьим, гусиным) шагом.
3)Гладить по (голове, волосам, шерсти).
4)Вставлять (сучья, брёвна, палки) в колёса.
5)Заварить (суп, кашу, чай).
10. Слова в составе фразеологизмов
1) зверь
2) черепашьим
3) по голове
4) палки
5) кашу
Источник
Поиск ответа
Ответ справочной службы русского языка
Смысл этого сочетания неясен, оно некорректно.
Ответ справочной службы русского языка
Это нормативное сочетание. Только дефис не нужен.
Не является ли словосочетание «свой собственный» тавтологичным?
Ответ справочной службы русского языка
Коллега по профессии. В этом словосочетании есть ли речевая ошибка?
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание является плеоназм ом.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуй, уважаемая справка! Не будет ли являться плеоназм ом выражение «Сумочка расшита вышивкой. «? Спасибо:))
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
можно ли употреблять словосочетание «молоденькие девушки»? Не будет ли это считаться плеоназм ом?
Ответ справочной службы русского языка
как правлиьно написать: «принц датский Гамлет» (имея в виду Гамлета), не является ли это сочетание слов плеонастическим? ведь часто встречается выражение «принц датский» в значении Гамлет?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Справочная служба не выполняет домашние задания.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, является ли словосочетание «сегодняшний день» плеоназм ом или тавтологией? Руководствуюсь тем обстоятельством, что одно слово (сегодня) содержит корень другого слова (день). Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, это сочетание тавтологично. Однако в официально-деловом стиле оно стало уже устойчивой формулой. В обычной разговорной речи лучше сказать по-другому.
Ответ справочной службы русского языка
Справочная служба не занимается выполнением домашних заданий!
Корректна ли фраза: «В первом полугодии текущего года. » Это не будет являться плеоназм ом?
Ответ справочной службы русского языка
а чем отличается плеоназм от тафтололгии(так вроде пишется). я обычно извиняюсьза тафталогию, теперь ме надо извиняться за плеоназм ы?))
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Практическое Занятие «Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов»
Тема: Речевые ошибки, связанные с неоправданным
повтором однокоренных слов. Интерактивное занятие
Цель: научиться выявлению речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов
Порядок выполнения работы:
1задание: Найдите в приведенных примерах тавтологические сочетания слов.
Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток.
Проливной ливень. Правильно: проливной дождь или ливень.
Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой архитектор.
Спроектировал проект. Правильно: разработал (создал) проект.
В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
От занятий. занимаются. Правильно: в свободное от уроков время.
Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
Случай случился. Правильно: случай произошел.
На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области антикоррозионного покрытия.
Разработаны. разработки. Правильно: созданы новые приборы и сделаны разработки.
задание: Проведите взаимопроверку 1 задания
Проливной ливень. Правильно: проливной дождь или ливень.
Спроектировал проект. Правильно: разработал (создал) проект.
З.От занятий. занимаются. Правильно: в свободное от уроков время.
Случай случился. Правильно: случай произошел.
Разработаны. разработки. Правильно: созданы новые приборы и сделаны разработки.
задание: Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм, исправьте речевые ошибки.
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. 2. У него сразу вспотели ладони рук. 3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. 4. Прейскурант цен вывешен на витрине. 5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы. 6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. 7. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. 21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль. 22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. 29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. 30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
задание: Проведите взаимопроверку задания 1 (правильный вариант см. на экране компьютера)
Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм). 3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм). 10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм). 11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм). 12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм). 13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм). 14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм). 15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм). 16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм). 17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм). 18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм). 19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).21. Мы его видели в профиль
(плеоназм).22. Старые методы руководства были признаны ошибочными
(плеоназм).23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).ЗО. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).
Источник