Найдите ошибки, связанные с употреблением местоимений, объясните их. Исправьте предложения.
1. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид. 2.Витя и Саша завели разговор,и он обещал еще прийти. 3.Мне очень нравится своя подруга. 4. Мальчик с его собакой возвратился домой.5.. Лицо у ней круглое 6.Она вежливая,добрая,все что ее попросишь,она даст. 7. Нога проваливалась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать.8.Собака находилась около него.
Светило науки — 55 ответов — 950 раз оказано помощи
2.Витя и Саша два действующих лица.А местоимение показывает одно -Он-Они.
3.Своя подруга-моя подруга.
3 С его собакой-со своей.
4.У ней — у нее.
Нужно найти ошибки, которые связаны с употреблением местоимений, обязательно ОБЪЯСНИТЬ! их
1. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид.
2. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти.
3. Мне очень нравится своя подруга.
4. Мальчик с его собакой возвратился домой.
5. Лицо у ней круглое.
6. Она вежливая, добрая, все, что ее попросишь, она дает.
7. Нога проваливалась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать.
8. Собака находилась около него.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Представьте, что вы редакторы газеты. Найдем и исправим ошибки. Игра « Редактор » ( слайд 10 ) 1. Лицо у ней круглое. 2. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 3. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 4. Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру. 6. Из института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря. 7. Выросло целое поколение, для которых война – история. Предложения запишите парами неправильное — правильное
Ответ:
1.Лицо у ней круглое – Лицо у неё круглое.
2.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. – Из их окна раздавались звуки знакомой мелодии.
3. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. – Мальчик снял шапку с головы и подбросил вверх.
4.Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями – Петров вывел Джека на прогулку со всеми медалями пса. 5.Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру – Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять со зверя шкуру.
6.Из института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря. – Из института на судно пришло письмо. Скоро корабль снялся с якоря.
7.Выросло целое поколение, для которых война – история– Выросло целое поколение, для которого война – история.
Объяснение:
Употребление местоимений в речи
(Ток-шоу «Слова-загадки»)
Сообщение темы, задача урока.
— В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имен. Вы, конечно, догадались, что речь идет о местоимении. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, признак, не называя их. Поэтому каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и папа, и брат, и дядя, идущий по мосту, и даже сам мост. Такой – это и яркий, и быстрый, и кислый.
Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов, и задача нашего урока – научиться правильно употреблять местоимения, чтобы речь наша становилась ярче, красивее и выразительнее.
А урок мы проведем в форме очень популярного телевизионного жанра – ток-шоу.
Лексическая работа.
— А каково, по-вашему, происхождение этого слова – ток-шоу? Из какого языка оно к нам пришло?
Ток – беседа, разговор, разговаривать.
Шоу – смотреть, показывать.
Шоу:
– яркое эстрадное представление.
– нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.
— Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак…
Ток-шоу открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Коммуникативная ситуация.
— Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!
Следующий диалог разыгрывается двумя учениками, а затем текст проецируется на доску:
У кассы
— Ты послушай, дай билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
— В этом диалоге, как вы заметили, не были соблюдены правила этикета! – А что такое этикет?
Этикет – «принятый порядок поведения».
— Как вы думаете, знание этикета нужно только дипломатам?
— Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?
— Когда (в каких ситуациях) уместно употребление местоимений ты, твой, Вы, Вам?
Обратимся за помощью к таблице.
Употребление местоимений.
Ты, твой |
Вы, Вам |
Уместно |
|
— по отношению к хорошо знакомому человеку, — в неофициальной обстановке, — при дружеских отношениях, — по отношению к равному или младшему |
— по отношению к незнакомому, малознакомому человеку, — в официальной обстановке, — при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку, — по отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) |
— Итак, сделаем наш первый вывод: как же связаны между собой этикет и употребление местоимений? (Все выводы записываем в тетради).
— Умение правильно употреблять местоимения – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь. Приглашаю наших первых гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся понять, в чем их трудности.
Ученица.Мы с Артуром ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера Артур пропустил занятия, сказал, что ходил с мальчишками в кино. А дальше – как в известном стихотворении.
Ученик.
Они ползут, а он им — раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им – раз! Они ей – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Ведь он был с нею заодно…
Ученица.
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла!
— Ребята, разве причина недопонимания между одноклассниками в возрасте? В чем же?
Вывод 1. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.
Вывод 2. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным.
«Местоимения – заместители»
— Кстати, напомните мне: «заместителями» каких частей речи могут выступать местоимения?
Учащиеся отвечают, приводят примеры, определяют синтаксическую роль местоимений различных разрядов.
Комплексный анализ текста.
— А теперь прочитаем стихотворение А. Прокофьева «Закат» («Русская речь» упр. 311).
— О каком чуде говорится в стихотворении А. Прокофьева? (О красоте заката).
— О красоте, радости, печали и других состояниях души мы побеседуем с нашим следующим гостем.
Ученик.Когда видишь что-нибудь красивое, узнаешь о чем-то интересном, хочется поделиться этим с кем-нибудь. И плохо, когда поделиться не с кем. Об этом говорится в стихотворении Агнии Барто:
Я люблю ходить вдвоем
В поля, лес, на водоем.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.
(Стихотворение проецируется на доску)
— Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему?
— Грустную, печальную; повтор личного местоимения «Я» и использование отрицательных и неопределенного местоимений подчеркивают одиночество лирического героя.
— Но вместе с тем стихотворение легкое, ритмичное. Какие синтаксические особенности помогают этого достигнуть? (Предложения простые, короткие; использование однородных членов, связанных без союзов, интонацией перечисления; союзные конструкции «не …, а …» и т.д.).
— А еще выразительность достигается с помощью рифм. Какие рифмы кажутся вам наиболее выразительными, интересными? На основании какого фонетического явления стала возможной рифма «путь – с кем-нибудь»?
Устная орфографическая минутка: объяснить написание неопределенного и отрицательных местоимений.
Вывод 3. Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определенное настроение.
Шутка-минутка.
— Прежде чем пригласить нашу следующую гостью, сделаем рекламную паузу: отвечаем на вопросы-шутки:
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом? (Он – но)
Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те – сто)
Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам)
Какие два личных местоимения портят дороги? (Я – мы)
Какой газ отрицает личное местоимение? (Не – он)
К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы – года)
— А теперь послушаем нашу следующую гостью.
Ученица.Недавно я прочитала сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вообще-то эта сказка написана для взрослых. Но, мне кажется, ее интересно читать в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце».
— Как это: зорко? Разве сердце может быть слепым или зрячим? Поясни эту мысль.
Ученица говорит о прямом и переносном значении слов.
— А еще в этой сказке есть слова: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (Предложение оформлено в виде плаката)
— Как вы понимаете эти слова?
— Обратите внимание на местоимения, использованные в предложении. Определим их разряд по значению, подумаем, случаен ли подбор этих местоимений. (Ты – личное местоимение: все начинается с твоей личной ответственности; тех – указательное местоимение: оно указывает на людей, близких и дорогих тебе; кого – относительное, связывает мысль о тебе с мыслью о других; местоимение – наречие всегда усиливает эту связь).
Вывод 4. Правильный подбор и порядок местоимений помогает подчеркнуть главную мысль, которую один человек хочет донести до другого.
Игра «Аукцион» (ее проводит подготовленный ученик).
— В русском языке есть немало примеров, когда речь можно сделать яркой с помощью фразеологизмов. Приведите несколько примеров.
— А теперь устроим аукцион. Вот этот лот (подарок) получит тот, кто последним назовет фразеологизм, состоящий только из местоимений (и служебных слов).
(Такие фразеологизмы ученики подбирают дома: и нашим и вашим; ни то ни се; все или ничего; сам не свой и т.д.)
Редактирование предложений.
— Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.
(На каждой парте – лист с отпечатанными предложениями.)
«Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу, они танцуют на большой фанере». (Местоимение «они» не выполняет своего назначения, оно не является заместителем. Они – это кто?)
«Дубровский застрелил медведя. Проскуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания).
«Лицо у ней круглое». (Усеченная форма «у ней» — просторечная; не соответствует литературной норме.)
«Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии». (Не соответствует литературной норме).
«Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял».
«Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – «в ней»).
Вывод 5. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.
— И, наконец, наш последний гость, он пришел к нам со своей нашумевшей «теоремой».
Ученик. Я считаю. Что мы неправильно отрицаем. И сейчас я это докажу. Задумайтесь, как нелогично звучит фраза типа «Он ничего не знает». Здесь же дважды используется отрицание: сначала отрицательное местоимение «ничего», а затем отрицательная частица «не». А двойное отрицание должно давать положительный результат, как в математике: минус на минус дает плюс. Вот в английском языке все правильно:Heknowsnothing (Можно привести примеры на других языках, изучаемых в школе). То есть, как мы видим, во всех языках отрицание используется один раз. Следовательно, и мы должны отрицать один раз и говорить: «Он не знает все» или «Он знает ничего».
— Ну, я думаю, у Вашей теоремы нет будущего. Учить ее не будут. Почему? Кто-нибудь может это объяснить? (В нашем языке принято двойное отрицание. И иностранцы, изучающие русский язык, должны помнить об этом.)
Обобщение. Подведение итогов.
Домашняя работа.
Дома учащиеся составят рассказ по теме урока, используя выводы и самостоятельно подобранные примеры.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/239905-upotreblenie-mestoimenij-v-rechitok-shou-slov
Урок №6.
Морфология. Именные части речи.
Цели:
-
повторить основные сведения о самостоятельных частях речи;
-
совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки; продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков, соблюдению основных морфологических норм русского литературного языка;
-
воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам; инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Морфология», используют соответствующие термины; определяют грамматические признаки разных частей речи; соблюдают основные морфологические нормы русского литературного языка в своей речи; владеют орфографическими умениями и навыками.
Оборудование:
раздаточный материал и оценочный лист для работы в группах, карточки для деления на группы, стикеры «звездочки»
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
І. Организационный этап
Психологический настрой.
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
Класс разделен на 4 группы (деление при помощи карточек, на которых написаны морфологические признаки данных частей речи – учащиеся определяют, какой части речи соответствует данный признак, и садятся в обозначенную группу)
-
«Имя существительное»
-
«Имя прилагательное»
-
«Имя числительное»
-
«Местоимение»
Приветствуют учителя.
Делают записи в тетради темы урока.
ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-
Словарно-орфографическая работа.
— Записать словосочетания. Доказать, что выбор ряда орфограмм зависит от правильности определения части речи.
Дождь, не прекращавшийся в течение часа; отдохнуть в продолжение недели; в продолжении книги; попал в течение реки; работать по-новому; сделать по новому методу; завернув в плотную бумагу; подойти вплотную; одеться по-зимнему; идти по зимнему лесу; мощеная улица; мощенная булыжником улица; крашеный забор; крашенный краской пол.
-
Целеполагание.
Записывают словосочетания в тетрадь самостоятельно
Сверяют с эталоном, объясняют правописание, делают графические обозначения, доказывают, что выбор написания зависит от правильности определения части речи. Делают общий вывод о взаимосвязи морфологии и орфографии.
Самооценивание по критериям:
«5» -0 ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
Исходя из темы урока, с помощью слов «помощников» формулируют цели урока:
-
Повторим
-
Проверим
-
Совершенствуем
-
Развиваем
-
Воспитываем
ІІІ. Актуализация опорных знаний
— Что изучает морфология?
— По каким признакам выделяются в русском языке части речи?
— Составьте из предложенных карточек кластер «Части речи» (самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие, причастие, деепричастие, подлежащее, сказуемое).
— Подумайте, какие карточки остались лишними и почему?
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы: 1) общее грамматическое значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксические признаки.
Групповая работа. Составляют из предложенных карточек кластер «Части речи».
Лишние карточки: причастие и деепричастие – формы глагола; подлежащее и сказуемое – члены предложения (относятся к разделу «синтаксис»)
Взаимопроверка.
Выставляют оценку в оценочный лист (для группы) по критериям:
«5» -0 ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний
-
Практическая работа с языковым материалом: совершенствование умений распознавать части речи и определять их грамматические признаки
-
«Назови часть речи»
-
Белый, побелеть, белизна;
-
три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое;
-
бежать, бегство, беговой, бегом;
-
сотня, сто, сотый, столетний, трёхсотый;
-
снизить, снижение, нижний, внизу;
-
жалость, жаль, жалостливый.
-
ох, охать, оханье;
-
Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.
-
Выборочное письмо «Пятерочка».
Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое пёрышко первой травинки. Острое бледно-зелёное жальце её пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесённого осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом рассыпался отживший своё кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и, тотчас, вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу.
(По М. А. Шолохову)
-
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времён людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом. Собеседники могут говорить каждый на своём родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русский язык скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен. Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространённый язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
(По материалам энциклопедии «Русский язык»)
Записывают слова, указывая, какими частями речи они являются.
Каждая группа выполняет по 2 строчки слов. Взаимопроверка. Выставляют оценку в оценочный лист (для группы) по критериям:
«5» -0 ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
Выписывают 5 склоняемых слов, относящихся к разным частям речи, 5 спрягаемых и 5 неизменяемых слов. В скобках сокращённо указывают названия частей речи.
Взаимопроверка. Выставляют оценку в оценочный лист (для группы) по критериям:
«5» -0 ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
Группа «Имя существительное»
-
Выпишите из текста имена собственные.
-
Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
-
Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
-
Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
Группа «Имя прилагательное»
-
Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
-
Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.
-
Из первого абзаца выпишите словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, укажите род, число и падеж прилагательного.
Группа «Местоимение»
-
Найдите в тексте 10 местоимений. Определите их разряд. Выясните их синтаксическую функцию.
Группа «Числительное»
-
Найдите слова с числовым значением. Определите принадлежность к части речи. Выясните их синтаксическую функцию.
Взаимопроверка. Выставляют оценку в оценочный лист (для группы) по критериям:
«5» -0 ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
2. «Тренинг начинающего редактора»: выполнение упражнений, направленных на повышение речевой культуры
-
От предложенных существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.
Крем — кремы, бухгалтер-бухгалтеры, директор-директора, договор-договоры, катер -катера, инженер-инженеры, кондуктор-кондукторы, офицер-офицеры, профессор-профессора, шофёр-шоферы, паспорт-паспорта, сорт-сорта.
-
Найдите и подчеркните все неправильные формы степеней сравнения имён прилагательных.
-
Более шире — более широко — шире — ширее — ширше.
-
Кратчайший — самый кратчайший — самый короткий.
-
Худший — самый худший.
-
Лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех.
-
Яркий — более ярче — ярчайший
-
Сильный – сильнее — самое сильнейшее
-
Трудный — более труднейший – самый трудный
-
Устраните ошибки и поясните причины таких ошибок.
-
«Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу они танцуют на большой фанере». (Местоимение они является не выполняет своего назначения, оно не является заместителем. Они – это кто?)
-
«Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)
-
«Лицо у ней круглое» (Усеченная форма у ней – просторечная; не соответствует литературной норме.)
-
«Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии». (Не соответствует литературной норме.)
-
«Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял». (Дублируется подлежащее, надо исключить местоимение он).
-
«Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – в ней.)
-
Исправьте ошибки в употреблении числительных.
В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе — сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук — сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти — четыреста лет и достигают тридцать — сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы — до три тысячи шестьсот раз.
Задания обсуждаются в группе (устно). Каждая группа получает одно задание.
Проверка. Выставляют оценку в оценочный лист (для группы) по критериям:
«5» -0 ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
-
«Лист достижений группы»
-
«Звездочки»
-
Подсчитывают сумму набранных балов, переводят баллы в оценку за урок.
«5» — 25-23 балла
«4» — 22–18 баллов
«3» — 17-14 баллов
-
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке
VI. Домашнее задание
-
Выполнить (письменно) упражнение №24.
-
Творческое задание (по выбору учащихся): подготовить устное связное высказывание (8–10 предложений) «Интересные факты о частях речи в русском языке».