Лить много слов лексическая ошибка

А)
Неполнота высказывания заключается в
пропуске необходимого в предложении
слова.
Работа
наемных убийц оплачивается в зависимости
от сложности задания и колеблется
(
что колеблется – работа?)
от 5 тысяч долларов до 100-200 тысяч –
пропущено «оплата».

Сейчас
стали модными призывы не допускать на
страницы печати и телевидения высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.
(страницы
телевидения?).

Есть
у нас тут один миллионер в долларах
(его
состояние в долларах).

С
окончанием футбольного матча количество
звонящих должно активизироваться
(количество
активизируется?).

Порывы
ветра достигали 15-20 метров в секунду
(скорости).

Б)
Употребление многозначных слов.

При употреблении многозначных слов
очень важен контекст. (Он
уже распелся

– или он увлекся при пении или начал
петь свободно, легко).

  1. Фразеологизмы. Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Р-5

А)
Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

Существует опасность буквального
понимания фразеологизмов, которые могут
пониматься как свободные объединения
слов. (А теперь вернемся к нашим баранам).
Ошибки могут быть связаны с изменением
значения фразеологизма (Он…мечет бисер
перед свиньями, а ему все верят).

Б)
Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

Грамматическое видоизменение
фразеологизма: я привык отдавать полные
отчеты., все ее ругали на чем свет стоял,
опять надела туфли на босую ногу.
Лексическое видоизменение фразеологизма:
пора тебе взяться за свой ум (большая
часть фразеологизмов является
непроницаемой: в состав фразеологизма
нельзя ввести дополнительную единицу),
ну хоть бейся об стенку (пропуск компонента
– головой). Говорят,
что вы
нашли
общий язык в

племени людоедов.

Мыши
канцелярские

Молодость
била из него ключом

Надо
вывести его на
свежую
воду.

Ему
хоть кол на голове
чеши.

Я
не буду лить
много
слов
.

Жизнь
поставила перед ней неразрешимый
конфликт.(неразрешимый вопрос, поставила
ее в тупик)

  1. Клише
    и штампы.

    Р-6
    (В ресторане: А
    теперь заострим вопрос на мясе
    .)
    Штампы
    – это избитые выражения с потускневшим
    значением и стертой экспрессивностью.
    Штампами становятся слова, словосочетания
    и даже целые предложения, которые
    возникают как новые, стилистически
    выразительные речевые средства, но в
    результате слишком частого употребления
    утрачивают первоначальную образность.
    Разновидностью штампов, как уже
    говорилось, являются канцеляризмы, а
    также универсальные слова. Канцеляризмы
    – слова и выражения, употребление
    которых закреплено за официально-деловым
    стилем, но в других стилях речи они
    неуместны, являются штампами (имеет
    место отсутствие…). Это слова, которые
    употребляются в самых общих и
    неопределенных значениях. Обычно
    универсальные
    слова

    сопровождаются трафаретными привесками,
    которые К.И.Былинский назвал
    словами-спутниками или парными словами:
    работа – повседневная, уровень –
    высокий, поддержка – горячая, протест
    – гневный). В отличие от штампов, клише
    – речевые стереотипы, готовые обороты,
    используемые в качестве легко
    воспроизводимого в определенных
    условиях и контекстах стандарта,
    -являются конструктивными единицами
    речи и, несмотря на частое употребление,
    сохраняют свою семантику: в
    официально-деловых документах – встреча
    на высшем уровне, в научной литературе
    – требуется доказать, в публицистике
    – наш собственный корреспондент
    сообщает из…, Доброе утро, кто последний,
    ряд недостатков, отнестись без должного
    внимания и т.п. Например, в предложении
    Необходимо
    обеспечить полную регистрацию всех
    членов конференции

    слова необходимо
    обеспечить и полную

    – лишние. Целесообразнее было бы
    сказать: Всем
    членам конференции следует
    зарегистрироваться.

По
Николаю Сванидзе красные аналитики
решили отработать более конкретно.

Задание

Подготовьте
12 карточек (по две на каждый тип речевой
ошибки – их 6), подобрав примеры из устной
речи.

Р-1

Незнание
значения слова

Веселов
работает по сей день, а на вопрос об
обещании начальника отстранить его
от должности он ответил так: «Не думаю,
что такое обещание было дано. А то, что
этого кто-то очень хотел…Что ж мне
даже приятно, что я не нравлюсь некоторым
категориям криминала.

(газета
«Аргументы и факты», № 24, 2004

Статья
«Форносово особого режима»)

Криминал
– то, в чем есть признаки преступления;
уголовное дело// О чем-либо предосудительном
или выходящем за пределы общепринятых,
обычных норм поведения. (Словарь
русского языка. В4-х тт. М.,1986)

Правильно:
«Что ж, мне даже приятно, что я не
нравлюсь некоторым категориям
преступников».

Многословие
Р-3

Семантическая
тавтология

Проект
под названием «Одна любовь души моей»,
посвященный жизни поэта и его творчеству,
предположительно будет состоять из
37 серий. Начнется фильм с того времени,
когда Пушкина уже не было в живых и
далее будет сниматься в
обратной ретроспективе
.

(Программа «Доброе
утро,

Москва»,
слова журналиста-ведущего)

Ретроспектива
– то, что
содержит ретроспективный обзор

Ретроспективный
– посвященный рассмотрению прошлого,
обращенный назад, к прошлому.

Правильно:
…и далее будет сниматься в ретроспективе.

Незнание
значения слова Р-1

Вашему
вниманию предлагаются губки для обуви
прозрачные,
черные, коричневые.

(Реклама
в электричке)

Прозрачный
– 1. свободно пропускающий свет,
просвечивающий. 2. очень чисты, создающий
четкую видимость. 3. ясный, дающий
возможность легко видеть. 4. тонкий,
просвечивающий, сквозной, ажурный.
(Словарь русского языка. В 4-х
тт.М.,1986(МАС)

Правильно:
Вашему вниманию предоставляются губки
для обуви – бесцветные, черные,
коричневые.

Упражнение
№ 1.

Подчеркните
лексические ошибки, в скобках укажите
тип ошибки и ее причину:

Чистота
улиц в целом от этого не прогрессировала.

Все
дети страшно обрадовались новому
мультфильму.

Ожидается
очень грандиозная акция.

К
такой мебели подходит только такой
натюрморт одежды.

Обывателей
из страстно интересующихся в салоне
дефилировало предостаточно.

О
моей автобиографии я уже рассказывал
во вступительной статье.

Большая
половина игры уже прошла.

Чем
отличается холерик от других типов
нервной деятельности?

В
парке стоит архитектура.

Это
свойство свойственно всем писателям.

Командировочному
пришлось долго ждать оформление
документов.

Артист
завоевал признательность зрителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 15.06.2023 02:20

Павлова Елена Геннадьевна

Педагог-библиотекарь. Учитель русского языка и литературы,

рейтинг3 799
место9 761

Местоположение

Россия, Николаевск-на-Амуре

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.

29.05.2018 13:27

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

  1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать.
  2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка.
  3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов):командировочный – командированный.
  4. Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»:  благородность(благородство), волнительный(волнующий).
  5. Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»).
  6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он).
  7. Тавтология (от греческих tauto– то же самое и logos – слово) – крайняя форма избыточности, дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Я записал задание. Придя домой, я стал выполнять задание.
  8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Ты ужеотходишь? (выздоравливаешь или умираешь?).
  9. Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки;

К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание
№20)

Лексические нормы – это нормы,
которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление
слова в речи всегда определяется особенностями его лексического
значения
 – содержания, в котором отображено наше знание и
представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя
слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое
значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово
выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим
лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того,
употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями,
происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности.
Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество
речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной
действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление
слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также
зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл
сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную
стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте
точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если
не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в
словосочетании, возникает лексическая несочетаемость. Например,
есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый
хлеб
черствый человек, но не черствый торт
или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая
старость
, но не глубокий день или глубокая юность.
В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть
вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в
словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это
устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С
точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий
сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать
значение
 развитию спорта.

Многие
сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать
составляет часть языковой культуры человека.

У
лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет
следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц
русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой,
который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).

2.
Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).

3.
Здоровый, сильный (крепкий организм).

4.
Надежный (крепкая дружба, любовь).

5.
Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).

6.
Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).

7.
Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим,
в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь –
это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но
выражение крепкая ненависть противоречит требованию
лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это
«погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но
невозможно сочетание крепкая жара.

Следует
отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное
чудо
. Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов. Паронимы – слова,
сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки;
эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический
). Слова,
составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в
логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но
паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный.
Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный
материал
).

3. Неточности словоупотребления (употребление
слова в несвойственном ему значении).
Точность
словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим
значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён
о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна
противопоказана Онегину 
(вместо: противопоставлена).
Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

4. Многословие.

В
речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч.
pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком
контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная
мимика лица.
 (Мимика — это «выражение лица». У него
своеобразное «выражение лица» лица
). Смелый и храбрый человек
– явный, открытый плеоназм.Свободная вакансия, главная суть –
скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые
плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат
выставки
 (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч.
tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов
(обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную
контратаку. (
Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое
слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает
кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку)
.

Тавтологичны
некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший –
самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый,
красивее.

В
языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку
в них используется терминологическая лексика. Например, словарь
иностранных слов, бригадир первой бригады
. Тавтологичными могут быть
фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади
пропадом
.

4.3. Расщепление сказуемого –
замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли
решение произвести уборку школьного двора
. (В официально-деловом стиле
такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики
решили убрать школьный двор
).

4.4. Слова-паразиты –
разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот,
ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.
). Их употребление не
оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни
одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в
процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они
затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота
высказывания)

 – немотивированный пропуск слов в
ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты>русские
писатели
).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не
всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки
этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что


слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная
песня


одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища
тружеников


разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню


несовместимы по традиции: можно выполнить желание –нельзя выполнить
мечту, 
может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может
быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним
является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего
не уточняет в нем. Очень прекрасный день – «прекрасный» обозначает
высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула
и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи
близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в
своих руках штурвал руля.

Тавтология
и

неуместное повторение слов.

Тавтология –
это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло
масляное», «расскажу в рассказе».

Другая
ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его
повесили табличку, на которой написали, за что его повесили.
 причины
этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки
в употреблении местоимений.

Нагромождение
местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект.
Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его
речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование
клише и штампов.

Канцеляризмы
– слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым
стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет
место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии
профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ  ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю
четвёртую декаду апреля было холодно

Всю
последнюю декаду апреля было
холодно

2.Нарушение лексической сочетаемости
слов

У
Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У
Ирины каштановые волосы и
зелёные глаза.

3.Употребление многозначных слов или
омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На
олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На
олимпиаде по русскому языку я потерял баллы
из-за невнимательности

4.Смешение паронимов(близкие по
звучанию, но разные по смыслу слова)

В
ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В
еловом лесу очень хорошо дышится.

5.Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат
добивался, чтобы его подзащитного обелили.

Адвокат
добивался, чтобы его подзашитногооправдали .

6.Употребление лишнего слова (речевая
избыточность)

В
своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто
был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении«Смерть
поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7.Пропуск необходимого слова,приводящий
к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В
читальный зал в одежде не входить.

В
читальный зал в верхней одежде
не входить.

8.Неуместное повторение одних и тех
же либо однокоренных слов

В
рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче.

 В
рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится
(повествуется, идёт речь)
о враче.

9.Неуместное употребление диалектной,
просторечной, жаргонной лексики

Расчёт
за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт
за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10.Смешение лексики
разных исторических эпох

Пётр
Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только
в 19 веке.

11.Двусмысленность
высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор
сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор
сказал, что предположение ассистента
оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение
лексической сочетаемости.

Задание
1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического
значения. Исправьте ошибки.

1.
Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию
германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать
школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками
милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой
работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке
стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10.
Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание
2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1.
Проявить желание, проявить заботу, проявить  дисциплину, проявить
медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок,
проявить равнодушие.

2.
Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь
выполнения, достичь счастья.

3.
Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание,
оказать возражение, оказать помощь.

4.
Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить
грубость, допустить беспорядок.

5.
Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести
организацию, провести реконструкцию.

6.
Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в
помещении.

Задание
3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они
работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши
воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое
изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило
воздействие этого фильма.

4.Шолохов
изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми
хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он
смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С
тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо
незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность
рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За
добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание
4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1.
Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3.
Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая
сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6.
Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам.
8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать
интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все
возрастающую тревогу.

Задание
5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В
14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он
изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш
класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика
сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся
публика была уже в триумфе.

6.На
абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя
забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В
честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки
царской семьи.

9.Моей
подруге вырезали аппендицит.

Задание
6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная
суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир,
период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют
молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные
рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание
7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1.
Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2.
Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3.
На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4.
Катерина оказала протест против темного царства.

5.
После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6.
Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7.
Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8.
Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо
с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж
топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11.
Они работали как самые отъявленные специалисты.

12.
В нашем коллективе надвигались радостные события.

13.
Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14.
Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание
8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов. 
1.
Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента
Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по
сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных
средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут
стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках.
Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой
колонки.

Эти
функции поручаются отделам рекламы.

Эти
функции возлагаются на отделы рекламы.

В
музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями.

В
музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.

Главная
сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе.

Сила
Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.

Они
работают как самые отъявленные специалисты.

Они
работают как самые опытные специалисты.

Объединение
«Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.

Объединение
«Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.

В
шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза.

В
шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

Выиграв
этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта.

Выиграв
этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.

Сейчас
наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

Сейчас
наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.

Под
тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры.

Под
тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.

В
этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

В
этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и
правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные
варианты.

Античный,
классический.

Мифология,
языки.

Врождённый,
прирождённый.

Талант,
ум.

Гостеприимный,
радушный, хлебосольный.

Приём,
хозяин, человек.

Губительный,
пагубный.

Влияние,
действие.

Единый,
один.

Миг,
момент.

Длинный,
длительный, долгий, продолжительный, долговременный.

Воздействие,
период, путь, сборы, кредит.

Выдвинуть,
высказать, исправить, устранить.

Гипотеза,
догадка, недостатки, ошибки.

Найти,
обрести.

Опора,
поддержка.

Обнаружить,
открыть.

Закон,
закономерность.

Доказать,
обосновать.

Теорема,
теория.

Предвещать,
предсказать.

Поражение,
успех.

Расширить,
увеличить, повысить.

Возможности,
потенциал, уровень.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания
являются ошибочными.

1.
Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2.
Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой
проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих
стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру
балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в
деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В
последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица
уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в
глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к
чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые
ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте
предложения.

1.
О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида
спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом
году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время
ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся
нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают
стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9.
Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить,
читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12.
К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи.
13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе
библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических
лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно
покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах
подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих
недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень
несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха
женщиной.

ОТВЕТЫ

Задание 10.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Единый миг, один момент.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный
период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить
недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

Задание 11.

1. …имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у
молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. …уделяем особое
внимание. 4. …стартуют спортсмены… 5. Большое внимание
было уделено… 6. …почтили присутствием… 7.
Ведущую роль… играет… 8. …бурное развитие кинематографии.
9. …обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем
детстве
… 11. Большую роль… сыграли

Задание 12.

1. только заядлые болельщики. 2. Успеваемость в
старших классах снизилась
… 3. …выгул собак. 4. …в
связи с необходимостью санобработки помещения
. 5. Особое внимание в
работе комитета уделяется… 6. Наши спортсмены продолжают
устанавливать
рекорды. 7. Дети читают стихи, стоя полукругом.
8. Мои ноги подкашивались от усталости. 9. …грохотал барабан.
10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные
заморозки губительно сказались на посевах кукурузы
. 12. К моменту обмена
квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. …он подарил книги школьной библиотеке.
14. …которые разделяют точку зрения коммунистических
лидеров. 15. …и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта…
17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки. 18.
…кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев… 20.
Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

Тестовые задания по теме «Нарушение лексической
сочетаемости»

Вариант 1

1.Паронимами не являются слова

а)
идеалистический – идеалистичный                              б) умственный –
интеллектуальный

в)
романтический – романтичный                                     г) криминальный
– криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а)
продвигать кого-либо по должности                             б) повышать в
должности

в)
ввести деятельность                                                        г)
убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а)
нестерпимый               б) удачливый                   в)
терпеливый                     г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а)
свободная вакансияб) монументальный памятник

в)
хронометраж времениг) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а)
Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б)
У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в)
Они сыграли главную роль в этой истории.

г)
Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а)
Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б)
Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в)
Мы получили неожиданные результаты.

г)
Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а)
Определить рейтинг политика непросто.

б)
Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в)
Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г)
Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а)
самоотверженный проступокб) главный приоритет

в)
презентовать ценный подарокг) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а)
дельный взорб) деловой видв) националистический бюджет

г)
сатиричное произведение

10. Сочетается с одушевленными существительными слова

а)
шумовойб) экономичныйв) шумныйг) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а)
неучб) невежав) профанг) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а)
избыточностьб) тавтологияв) образностьг) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а)
прыгать с парашютаб) предпринять мерыв) заслужил известность

г)
приобрел известность

4. Сочетается с одушевленными существительными

а)
маломощныйб) экономичныйв) экономныйг) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а)
выдающийся виртуозб) высокий рейтинг

в)
одеть пальтог) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а)
Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б)
Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в)
Это не играет никакого значения.

г)
Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а)
Нам не удалось предвосхитить эти события.

б)
Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в)
Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г)
Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а)
главная сутьб) очевидный фактв) памятный сувенирг) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а)
гостиничный номерб) лесистая рекав) предварительный авансг) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а)
скоропостижное решениеб) уменьшение стоимости

в)
прыгать с парашютаг) подорожание цен

Вариант 1

1 – Б      
2 – Б       3 – А            4 – Г             5 – В            6 – В         
7 – А          8 –Г         9 – Б        10 — В

Вариант 2

1 – Б            
2 – А               3 – Г               4 – В              5 – Б                  
6 – Б              7 – Г              8 = Б

9 –А           
10 — Б

ЕГЭ-2018  Задание 20

1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово

1)
Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.

2)
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

3)
Все гости получили памятные сувениры.

4)
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

5)
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

6) Каждый
покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляюшей этот товар.

7)
Я впервые познакомилась с ней в прошлом году. 

8)
Главная
 суть
этого вопроса в гуманном отношении к пожилым людям.

9)
Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.

10) На
экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную
мемориальную доску.

11)
Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.

12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был
его первый дебют.

13)
Внутренний интерьер здания поражал роскошью.

14)
Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.

15) В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.

16) Мы поднялись вверх по лестнице и
остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.

17)За истекший
период времени нами были проведены осушительные работы .

18)Два единственных вопроса
тревожили жителей города: вода и тепло.

19) В одном ряду с нами шли несколько девушек,
молодой юноша и два пожилых человека.

20) Чтобы получить премию, надозакончить
начатую работу.

21)
Командир приказал уничтожить полностью врага.

22)
Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.

23)
Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную половину яблока, тихо сказала: «
Ешь.»

24)
Он работал молча, без слов, но
качественно.

25) Кто-то постоянно
оставляет мусор в лифте,
всамые ближайшие дни мы это выясним.

26)
По моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного интереса.

27)
Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за 3 дня.

28)
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

29) На выставке были представлены деревянные изделия из
древесины

30)Моя бабушка любит народный фольклор.

2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1)
Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

2) Внеклассная
работа играет положительное значение в развитии детей.

3) Он
почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже

4)
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим
подчиненным.

5)
Внеклассная
работа играет положительное значение в развитии детей.

6)
Подавляющее  количество
 заданий было выполнено.

7)
В голове у него метнулась мысль о побеге.  

8)
Большую
роль в экономике нашей страны имеет нефтяная
промышленность. 

9)
Питательная маска питает кожу.

10)
Хоккеисты предприняли ответную контратаку.

11)В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

12) Необходимо повысить подготовку специалистов.

13) Большая половина девушек предпочитает длинные
волосы.

14)Эти функции поручаются классному руководителю.

15) Спонсоры внесли значительную лепту в
организацию праздника

16) Это событие состоялось несколько дней назад .

17) Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов.

18) Вперед всех к реке прибежал Вова.

19) Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах
мировых религий.

20) Жители приморского города стали свидетелями большого
театрализованного представления.

21) Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.

22) Ученики приняли решение провести уборку школьного двора.

23) Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду.

24) Эти экскурсии повышали наш кругозор.

25) Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.

26) Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

27)В музее  выставлены реликвии, преподнесенные  делегациями.

28) Это полезная привычка, которую нужно прививать с детства.

29)У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

30)В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.

ЕГЭ-2018  Задание 20 (ОТВЕТЫ)

1.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово

1)
Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.

2)
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

3)
Все гости получили памятные сувениры.

4)
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

5)
О моей автобиографии я уже
рассказывал во вступительной статье.

6)Каждый
покупатель получает бесплатный подарок от фирмы,
поставляюшей этот товар.

7)
Я впервые познакомилась с ней в
прошлом году. 

8)
Главная
 суть этого вопроса в гуманном
отношении к пожилым людям.

9)
Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.

10) На экскурсии по городу мы увидели на одном
из старинных зданийпамятную мемориальную доску.

11)
Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце
мае.

12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь  на сцене это был
его первый дебют.

13)Внутренний интерьер здания поражал роскошью.

14)
Разошлись после полуночи: спор был долгий и
продолжительный
.

15)В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я
устроилась на работу.

16)Мы поднялись вверх
по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.

17)За истекший
период времени нами были проведены
осушительные работы .

18)Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

19)В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два
пожилых человека.

20) Чтобы получить премию, надозакончитьначатуюработу.

21)
Командир приказал уничтожить полностью врага.

22)
Леонид заранее предчувствовал, что этот проект
будет неудачным.

23)
Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную
половину яблока, тихо сказала: « Ешь.»

24)
Он работал молча, без слов, но качественно.

25)Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте,всамые ближайшие
дни мы это выясним.

26)
По
моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного интереса.

27)
Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях,
которые пришли за 3 дня.

28)
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной
ливень.

29)На выставке были представлены деревянные изделия из
древесины

30)Моя бабушка любит народный  фольклор.

2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1)
Больной был немедленно госпитализирован в
больницу.(отвравлен)

2) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)

3)Он почувствовал, что утопает в
болоте, его засасывало все глубже
( тонет)

4)
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим
подчиненным.(показывать пример)

5)
Внеклассная
работа играет положительное значение в
развитии детей. (роль)

6)
Подавляющее количество
 заданий было
выполнено. (большинство)

7)
В голове у него метнулась мысль о
побеге. (возникла) 

8) Большую
роль в экономике нашей страны имеет нефтяная
промышленность. ( значение).

9)Питательная
маска питает кожу. (обогащает)

10)Хоккеисты
предприняли ответную контратаку.(атаку)

11)В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация ( непростая ).

12) Необходимо повысить подготовку
специалистов.
(улучшить)

13)Большая
половина
девушек предпочитает длинные волосы (более
половины)

14)Эти функции поручаются классному
руководителю.
(возлагаются)

15)Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника(вклад)

16) Это событие состоялось несколько
дней назад (произошло);

17) Необходимо увеличить уровень
благосостояния наших ветеранов
(повысить)

18) Вперед всех к реке прибежал
Вова.(
быстрее всех)

19)Не существует существенной разницы в
нравственных приоритетах мировых религий
.(большой)

20) Жители приморского города стали свидетелями большого
театрализованного представления.
(участнтками)

21)Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.(вместе)
(несколько)

22) Ученики приняли решение провести
уборку школьного двора.(решили)

23) Личная неприязнь постепенно переросла в сильнуювражду.(открытую)

24) Эти экскурсии повышали наш кругозор.(расширяли)

25)Разрешите поднять тост за нашего
юбиляра.(произнести)

26) Улучшился уровень обслуживания
пассажиров в нашем аэропорту
.(качество)

27)В музее  выставленыреликвии,
преподнесенные  делегациями.(подарки)

28) Это полезная привычка, которую нужно прививать
с детства.(формировать)

29)У Ирины карие волосы и зелёные глаза.(каштановые)

30)В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.(повествуется)
(о враче…)



……………..«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого
……………..он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.» © Л.Н. Толстой

Боюсь, при таком законе в сетературе не осталось бы практически ни одного литератора)) Во-первых, потому что соблюсти все лексические нормы очень сложно (хотя и возможно – при нынешнем количестве информации в сетевом доступе), а во-вторых (и в основном) – потому что ЛЕНЬ! Лень, самонадеянность, недограмотность, отсутствие ответственности за ошибки и Толстого с розгами возле клавиатуры. Лексические ошибки в стихах очень распространены, поскольку они касаются самого сокровенного – смысла. Ляпологии без их рассмотрения быть не может, так что попробую описать их хотя бы примерно.
Итак, лексика – это словарный запас языка. Лексические ошибки связаны со значением слов и уместностью их употребления в данном значении – т.е. они нарушают нормы словоупотребления и лексико-семантическую сочетаемость.
Семантика – это наука, изучающая непосредственное значение слов и выражений, а также их смысловое содержание.


1. НЕТОЧНОЕ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ
Бывает, что автор хочет блеснуть своей лексической широтой, но смутно представляет, какое слово означает то, что он себе представил. Вроде бы, то что надо – да и в размерчик влезает… а, была не была, если я не знаю – с чего бы другие умнее меня будут? В словарь же лезть лениво, да и некогда, тут муза гарцует и за штанину дергает, – так и получаются выражения «примерно нормальные по смыслу» (по мнению авторов)), которые на деле – словесная белиберда.

1.1. Смешение слов, близких по значению

Я ощутила тебя на руке
Затем на щеке и наглее
Ты докопался до шеи
©

Конечно, в процессе милования добраться до шеи вполне естественно, но если для этого приходится копать – навевает мысли о некрофилии))

Только сами только сердце и талант
Только вера, огранит наш бриллиант
©

Огранка бриллианта – да, есть такое понятие, но это свойство, а не процесс, потому что огранить можно алмаз, превратив в бриллиант, а повторная огранка – случай редкий, и вряд ли автор имел в виду именно его.

Ну, и т.д. и т.п., ошибок смешения слов в стихах очень много, это самый благодатный материал для «перловок»)) Необходимость втискивать слова в рифмо-ритмический каркас приводит иногда к значительной фривольности подбора более-менее подходящих слов, и как следствие – к забавным семантическим аномалиям.

К этой категории ошибок можно отнести неразличение синонимов, ведь их у слов обычно множество, и это настоящая палочка-выручалочка для любого рифмоплета) Но не надо забывать, что у синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска, и неразличение оттенков их значений – тоже ошибка (не всегда явно заметная).

Сижу и кушаю я ужин ©

От первого лица в серьезном контексте употреблять синоним «кушаю» настоятельно не рекомендуется — это выглядит напыщенно и смешно.

Есть тёплый домик, есть уют,
И кошка спит в прихожей,
И каждый день меня здесь ждут
Родных дочурок рожи
©

Что ж так о родных детях-то! Даже не «рожицы»))

Карие вишни…рано поспели,
как же так вышло…мы не успели,
не осознали… лишь пригубили.
карие вишни… счастливы были.
©

«Карий» привычно употреблять по отношению к цвету глаз, но не других предметов.

Вчера мне было печально… [уместнее – грустно]
В окно постучался дождь,©

1.2. Смешение слов, схожих по звучанию

Хамство — качество врождённое.
Хам при власти — хам вдвойне.
А невежа…, — все мы тёмные,
Не обучены вполне…
©

Я раздеваюсь… – я пишу с себя…
Я всё снимаю, разбросав одежды…
Коль я смущаю, отвернись, невежда!..
Когда б ты знал, что значит жить любя!…
©

Авторы этих двух примеров «обменялись» похожими словами: как раз тот, кто не вполне обучен, – это невежда, а невоспитанный вуайерист – невежа)

А за порогом – мусор, лужи
И хаос розою ветрил.
©

Корень один, этимология явная, но все же парус – это не ветер, и даже ни разу не синонимы))

И навивает вдохновенье
Любовь забытая давно ?
© [навевает — омофоны бывают коварны)]

Моя Родина — купола
Вдалеке,
В воду брошенные удила
На реке.
©

Если хотя бы «удИла» были – тогда можно было бы говорить о логичном варианте «удилища» (удочки), а так – просто лошадь утопили.

Окропляя скорбью мураву
Поскакал на чернобурке Князь!
©

Ничего себе, забавы княжеские – на шкурке по полям скакать! Или там целая лисица была? Тады ой!

1.3. Смешение слов, близких по значению и звучанию
Если это однокоренные слова с похожим звучанием и значением, они называются паронимы, а если разнокоренные – парономазы. В обоих случаях сходство значений лишь частичное, поэтому они имеют разную сочетаемость.

Одену я свое пальто, [надену]
Поеду к станции метро, ©

В небо взгляд я сегодня забросил, [бросил]
Провожая полёт журавлей. ©

Деятельность проектная
Нужная, эффектная.
[эффективная?]
Это времени веленье,
Скажет каждый без сомненья
©

А помнишь наш яблочный сад? [яблоневый]
Как шмель мимо нас пролетает. ©

Мы мчим по родовой тропе.
Мы грозное оружие мести.
© [орудие]

как хорошо с друзьями чай варить… ©

Если чай варить, а не заварить, как все нормальные друзья делают, то может получиться совсем уже не чай…

Для 1.2 и 1.3 есть общий термин: ацирология (греч. ακυρος – неуместный, неподходящий, λογος – слово) – неточность речи, состоящая в смешении близкозвучных или однокоренных слов.

1.4. Подмена понятий
Происходит, если автор не делает различий между понятиями, близкими по теме – отвлеченные употребляются в конкретных значениях (абстрактное вместо конкретного) или наоборот; смешиваются родовые и видовые понятия, из-за чего происходит неоправданное расширение или сужение понятия; путаются причинно-следственные связи, и т.д.

Мы с другом топаем пешком.
Туда ж не ходит автопром.
©

Авто и автопром – вроде из одной оперы, сойдет для рифмы, да?

Она произносит букву «Р»
Раскатисто, с наслаждением.
Она смотрит на нас снизу вверх
Доверчиво, с восхищением.
©

Произносятся не буквы, а звуки, а буквы пишутся.

За добрый посев — его теперь пожинать,
Есть за что спасибо сказать.
©

Пожинают не посевы, а урожай)

Поэтов творчество читая,
Пытайтесь искренне понять,
О чём красиво так хотели
Они стихами вам сказать
©

Сначала поддержкой был ветер,
Бодрил, и упасть не давал,
Но ветер сменился

на запад

И я бездыханный упал. ©

1.5. Ложная синонимия – явление, при котором автор по каким-то своим соображениям считает синонимами слова, которые ими не являются и, следовательно, никак не могут заменять друг друга.

Обратно дождь и ветер, очень стыло,
Я жду тепла, а осень у окна.
©

«Обратно» в значении «снова» грозит неуместной игрой воображения на тему отрицательной гравитации)

Я выступаю без подпевки – соло…
Пусть голос мой шокирует тебя…
©

Приводит в восторг, очаровывает – это было бы понятно. Но если шокирует – это ж какой жуткий голос должен быть))) У «шокировать» синонимы совсем другие, не связанные с приятными ощущениями.

Вечность,
Миром правит вечность,
без начала и конца.
И вода бежит беспечно
по извилинам лица.
©

Ритм удался на отлично, вот только извилины – не синоним морщин.

Ведь я зимы метель не уважаю
И грежу в снах о зелени берёз.
©

«Уважать» не может быть синонимической заменой для «любить /нравиться».

В РЭПе
необходимо поднимать все
нелицеприятные стороны
человечества — гниющую
мораль, нищету, криминал,
войны, наркоманию и так
далее.
©

А вот эта ошибка – постоянный спутник критических баталий) Слово «нелицеприятный» вообще-то буквально означает «не принимающий по лицу», т.е. беспристрастный, объективный, но отнюдь не «неприятный» или «неприглядный» (хотя одно другому не мешает))


2. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕСОЧЕТАЕМОСТЬ
Возникает, когда слова не сочетаются из-за нарушений лексических норм, предметной логики и языковых традиций, различий в эмоциональной окраске и др. причин, зависящих непосредственно от смыслового значения слов.
Самые курьезные ошибки наблюдаются, когда автор плохо понимает значение используемого слова либо совсем не знает, что оно означает. Такие ошибки могут приводить к абсурду:

Нежно-розовую лазурь
Я ладонью своей зачерпну
©

И никого не касается, что «розовый» и «лазурь» несовместимы по смыслу – зато звучит красиво, нежно и романтишно.

Так духмяным пахнет летом
чистый луг в протоке рек…
©

Протока – это, по сути, поток воды. Как в нем может расположиться луг, ведомо только автору.

И домой вернувшись вместе , стоя на крыльце
Я найду губами перси на твоем лице
©

Честно, я не представляю, что автор имел в виду, говоря о персях на лице)))

Что в голове моей болтливой
Толпится мысль всего одна
©

Не спеша ты с кавалером
Быстро встала и ушла
©

Строчки быстрые,
Как заточкой по почкам выстрелы
©

Я скулю на вечер дивный,
На осколки рваных звезд.
©

И зрелому плоду висеть
Быстрей цветка не удаётся
. ©

Нередко ошибки возникают в результате контаминации устойчивых словосочетаний – их «скрещивания», комбинирования частей, часто приводящего к возникновению новых – неправильных, нетрадиционных – словосочетаний:

Осталось всех измазать жгучей мазью,
Чтобы в мозгах повысить кругозор!
© [повысить уровень + расширить кругозор]

Свой ратный Подвиг, выполнив сполна, [совершить подвиг + выполнить задачу]
Все из-за Любви, к тебе, Моя Страна! ©

Иногда слово устойчиво ассоциируются с каким-то определенным предметом или явлением, и сочетание его с чем-либо другим тоже воспринимается как нарушение языковых традиций:

И скоропостижно падали звезды,
Забирая с собою года.
©

Слово «скропостижно» в подавляющем большинстве случаев употребляется в отношении смерти, поэтому использование его в любых других сочетаниях рождает нежелательную ассоциацию.

Следует отметить, что строгие ограничения семантической сочетаемости не распространяются на употребление слов в переносном значении (иначе были бы невозможны метафоры)) Однако, и здесь нужно учитывать, что переносное значение тоже определено словарями, а не приписывается автором в меру его фантазии. Но об ошибках метафор и других тропов, я надеюсь, когда-нибудь будет отдельная статья, а пока только один пример.

Есть такой интересный случай нарушения семантической сочетаемости, как катахреза (греч. κατάκρησις – неправильное употребление слова), когда сочетаются слова и выражения в переносном смысле, но при этом их прямое значение несовместимо (хотя и не контрастно). Некоторые такие сочетания уже стали привычными («стрелять из пушки», «красные чернила», «есть глазами» и т.п.), но поэтическая страсть в погоне за образностью частенько доводит до развеселых страшилищ, возникающих при реализации буквальных значений их составляющих:

Июль сороковых. Война.
Схватились в рукопашной танки.
Горит железная волна,
А кто-то поминает мамку.
©

Здесь «рукопашная» использована в переносном смысле – «бой», но в буквальном прочтении картинка танков, схватившихся в рукопашную, мягко говоря, забавна)) Под «волной», видимо, понимается быстро движущаяся группа танков – но в прямом значении волна не может быть железной и гореть.

Аналогично:

Люди и приправы, и ножи снова маринуют в долгом ящике ©

Мало того, что ножи маринуются, так еще и в ящике (фразеологизм придает буквальному значению еще бОльшую реалистичность))

В общем, эта смородина красная? Нет, черная. А почему же она белая? Потому что зеленая! ©


3. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПЛЕОНАЗМ (СМЫСЛОВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ)
Это словосочетание, в котором значение слов дублируется, и это приводит к неуместной пространности речи.
Строго говоря, плеоназмы тоже относятся к лексической несочетаемости, но я выделю их в отдельный пункт по причине яркого отличия от других примеров.

Что ж он радостно трепещет
В кроне лиственных берёз?
Сверху дождь нещадно хлещет
Влагою небесных слёз
©

Не слыхал, что существуют хвойные березы))

И знай, что я больше не плачу во сне,
Сон стал прозаично обыден.
©

Прозаичный и обыденный – синонимы.

Крестьяне сгорбленные медленно пахали
И тут и там, склоняясь вниз над плугом,
©

А есть вариант склониться вверх?))

И Замок парил над проснувшимся кедром,
Над бором сосновым, над реками вен…
©

Бор – это уже сосновый лес. Сосновый бор соснов вдвойне!

Когда плеоназм однокоренной, он называется тавтология. Если в плеоназме как в более широком понятии дублируется содержание, то тавтология – это дублирование и содержания, и формы:

Высотные башни у самой воды
Среди позолоченных золотом храмов
©

И хлынул ливень проливной, и грянула гроза в начале мая ©

В апреле сообща общиной,
Один большой замес на сухостое замесили
© и т.п.

Особо коварные плеоназмы возникают при неграмотном употреблении заимствованных слов (такое явление иногда называют скрытой тавтологией):

Нечёткий силуэт в анфас
Возник и медленно погас…
©

«En face» – по-французски «в лицо». «В анфас» – «в в лицо»))

Одной лишь ей
Держать ответ-
Другой альтернативы нет!
©

Жизни биография — вся в одной странице,
Жизни биография — срок меж двумя датами.
©

Если Вы ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР или мелкий СПД,
Без МАРКЕТИНГА Ваш БИЗНЕС не имеет КПД.
©


4. НЕСНЯТАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ
Это такое употребление многозначных слов, омонимов, омографов, омофонов и омоформ, при котором остается неясным, какое их значение имеется в виду в данном случае.
Многозначные слова обозначают понятия, имеющие какое-то сходство (внешний вид, функциональное назначение) – ножка ребенка и ножка стола, иголка швейная и сосновая, тяжелый характер и тяжелый чемодан, забить гвоздь, и забить гол, и… хм, ну вы поняли)
Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, а обозначают совершенно разное: коса, лук, ключ, среда и т.п.
Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (про них я говорил в части, посвященной фонетическим ошибкам).
Омографы – слова, которые пишутся одинаково, а звучат по-разному (например, все и (все и всё), замок (зам́ок и за́мок).
Омоформы – слова с разным значением, совпадающие только в отдельных грамматических формах (например, мой (местоимение и глагол), стекло (глагол и существительное)

Я растерялась где-то по дороге
И разлетелась к разным берегам.
В пути я, промозолив ноги,
Искала долго себе храм.
©

Растерялась – в смысле, постепенно по частям потерялась или утратила самообладание?

И как будто держали за горло,
Я прослушал всё то, что назначено.
©

Прослушал – выслушал или пропустил мимо ушей?)

И сук мы пилим потихоньку,
и с завистью глядим вдогонку.
©

Ммммм…

Вообще, очень весело бывает, когда многозначности используются намеренно – в анекдотах, шутках:

Вечерний диалог:
– Ну что, поел? А теперь ты мой!
– Сама мой!

За песчаной косой длинноухий косой пал под острой косой косой бабы с косой ©


5. СЛОВОСОЧИНИТЕЛЬСТВО
Это «изобретение» несуществующих слов с нарушением словообразовательных норм. Ошибкой оно бывает, когда автор просто не знает, что такого слова нет, и образует грамматическую форму по аналогии с другими словами. Например, такое часто встречается у детей в силу небогатого словарного запаса. Но и поэты порой не стесняются прогнуть под рифму нормы языка – мол, у нас поэтическая вольница, и критические прокрусты нам не указ! Насколько такие вольности допустимы – зависит от многого (уместности, осознанности применения, художественной ценности произведения и др.). Приведу примеры, которые, на мой взгляд, являются безусловными ошибками, а не окказионализмами:

Не надо амуров, похвал мне не надо.
Сама себе буду хвастовать!
Вот так без конца и без начала
Я буду жить и здравствовать!
©

Кому и зачем было нужно превращать нормальную страну
В адово пирчище, Садом и Гоморру, ловя в нутре сатану
©

Тропинка лесная вблизи пролегала;
Вела прямо вниз до селенья.
Травой постепенно она зарастала
От долгого непотребленья
. ©

Ведь ты же был предупрежден,
На нож не нарожаться
©


6. АНАХРОНИЗМ
Это употребление в речи слов, не соответствующих описываемой исторической эпохе, а также перестановка исторических фактов (противоречие хронологии).

Афина была, Афродита, Арес,
А боссом у них был могучий Зевес.
©

Раскольников. Он был очень умен,
Но пуст был студента дырявый карман,
Зато Родион имел бизнес-план.
©

Товарищ царь, нам смердам не понятно
Как так живем, в прекраснейшей стране
©

Вот так и живем, товарищи. Без царя в голове. Который царь зверей. Который выше, с розгами. Пусть он вам теперь снится по ночам и отгоняет нетерпеливых муз cловарями…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Использованные материалы для дополнительного изучения

:

Вороничев О.Е. Лексическая стилистика и культура речи. – Брянск, 2007
Точность речи и лексика русского языка Энциклопедия Кругосвет. Семантика
Смысл и значение
М.А. Рыбаков. Классификация речевых ошибок и их анализ на занятиях по русскому языку и культуре речи
Речевые ошибки – проблема тысячелетия
Опыт классификации ошибок, свойственной письменной речи
Условие понимания значения слов
Е.Н. Геккина. Плеоназм и тавтология
Лексические нормы и ошибки употребления
Якутина О.Л. Лингвистическая природа и стилистический потенциал катахрезы
Виды плеоназмов
Анахронизмы в русском языке
Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. — Новосибирск: НГПУ, 1994.

Р.S. Цитируемые в качестве примеров произведения взяты из источников, открыто опубликованных в сети. Их авторство не указывается, но по требованию желающих авторов может быть открыто (либо их цитаты удалены)
P.P.S. Статьи находятся в состоянии редактирования; если вы находите в них любые ошибки (от фактических до оформительских), а также если у вас на примете есть интересные примеры описываемых ляпов — буду рад исправлениям и дополнениям)

  • Лить крокодильи слезы ошибка
  • Литрес слушай ошибка загрузки данных
  • Литрес не загружается книга ошибка подключения к сети
  • Литмир работа над ошибками
  • Литл найтмер ошибка при запуске