Литература играет очень большую эстетическую функцию тип ошибки

Урок русского языка и культуры речи в 10 классе

«Лексические нормы русского литературного языка»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Методы обучения: самостоятельные наблюдения, работа в группах, работа со словарями, лингвистический анализ текста.

Оборудование: презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Мотивация

На слайде портрет Д.С.Лихачёва

Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

— Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки, используя обозначения (Р, Г). В 1,2,4 предложениях допущены речевые ошибки, т.е. нарушены лексические нормы. Задача учителя – обобщить в начале урока всё, что старшеклассники знают о речевых ошибках.

Общими усилиями ученики справляются с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

  2. Юбку не проплатили ещё (используется просторечное проплатили вместо общеупотребительного заплатить).

  3. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

  4. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

III. Целеполагание (погружение в проект)

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

Работаем по группам. По ходу работы нами будет заполняться таблица. Она и станет результатом нашего урока – проекта.

Таблица зачерчивается в ученический словарь – справочник (общая тетрадь, которую каждый ученик ведёт с 5 класса) в раздел «Классификация ошибок»

Учитель: Вспомним правила успешной проектной деятельности:

Слайд

  1. В группе нет лидеров. Все члены группы равны.

  2. Группы не соревнуются.

  3. Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.

  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

IY. Актуализация опорных знаний.

Методика «полётного повторения» по В.Ф.Шаталову.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

— Что такое паронимы?

Результат домашнего задания. Ученица даёт ответ, используя теоретический материал учебника.

Слайд.

Ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись с объяснением. На слайде объяснение сразу не показано.

Вид ошибки

Примеры

1

Неразличение паронимов

Письмо отправили адресанту по почте.

Адресат – получатель.

Адресант – отправитель.

Y. Работа в группах

Чтобы работа по предупреждению речевых ошибок была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. Безусловно, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.

  1. Неразличение паронимов

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках. При необходимости обращайтесь к словарю.

Группа 1

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель побуждает учащихся к теоретическому обсуждению фактов, стимулирует активное участие всех старшеклассников. Учащиеся обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Результат работы групп фиксируется на доске, затем словосочетания зачитываются вслух.

  1. Лексическая сочетаемость.

Учитель: Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем этот вид ошибки под №2.

Исправление ошибок, запись примеров в графу. Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

………

……….

2

Лексическая несочетаемость

Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните! Иметь значение

Играть роль

Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: три составлены с ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости, одно – правильно. Результат работы групп фиксируется на доске.

Группа 1

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

  2. Автор увеличивает впечатление о герое.

  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Группа 2

  1. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.

  2. В голове у него метнулась мысль о побеге.

  3. Дети страшно обрадовались.

  4. Восточный Крым был полон цветения и тишины.

Лексическая сочетаемость нарушена в 1 -3 предложениях.

  1. Ошибки при использовании слов иноязычного происхождения.

Учитель: Часто ли вы используете слова иноязычного происхождения? Знаете ли вы, что использование данных слов оправдано лишь в тех случаях, когда заимствованное слово нельзя перевести на русский язык. А.М.Горький говорил: «Нет смысла писать конденсация, когда мы имеем хорошее слово – сгущение». Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки.

Коллективное исправление ошибок, запись примеров в таблицу. Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

…..

…..

2

…..

…..

3

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Задание по группам: Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём. Составьте с данными словами словосочетания.

Группа 1 Группа 2

Амбиция, вердикт, пунктуальный Реставрация, флора, экспорт

Каждая группа сообщает о проделанной работе.

YI. Лингвистический анализ текста

Учитель предлагает вниманию учеников отрывок из рассказа М.М.Зощенко «Аристократка». Возможно подготовленное чтение по ролям.

  1. А денег у меня – кот наплакал. (2) Самое большое, что на три пирожных. (3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю… (4) А денег – с гулькин нос.

(5) Съела она с кремом, цоп другое. (6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?…

(10) А она говорит:

(11) – Нет.

(12) И берёт третье.

(13) Я говорю:

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.

(15) А она:

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову.

(19) — Ложи, говорю, взад!

(20) А она испужалась. (21) Открыла рот, а во рте зуб блестит…

(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:

(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.

Задания по тексту

  1. Найдите предложения, в которых допущены нарушения лексических и синтаксических норм русского языка.

  2. Укажите стиль текста. Поясните ответ.

  3. Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.

  4. Наш урок мы начали со слов Д.С.Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков его облик, характер? Ответ подтвердите примерами из текста.

YII Рефлексия

  1. Результаты деятельности и их оценка.

— Какие цели мы ставили сегодня?

— Какой результат получили?

Ученики называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы, могут отметить продуктивную работу группы. Учитель оценивает работу класса в целом.

— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (К10). В целом, для развития культуры речи.

-Что нового узнали?

2. Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую

проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ

проиллюстрируйте.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

YIII Домашнее задание (на выбор): написать мини-сочинение «Каким будет русский язык через 10 лет» или упр. 63 по учебнику.

Литература

  1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.

  2. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. — №3. – С. 32 -36.

  3. Зощенко М.М. Человека жалко. Воронеж: ИПЦ «Черноземье»,1998. – С. 87 -88.

  4. Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.


13

Помогите пожалуйста с первым заданием .Прочитайте предложения .Исправьте ошибки ,связанные с лексической сочетаемостью слов .В классе стояла тишина:

все пристально слушали рассказ учителя .Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор .Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения .Литература играет очень большую эстетическую функцию .Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.​

1 ответ:



0



0

Ответ:

В классе стояла тишина: все внимательно слушали рассказ учителя.

Чтение даст вам новые знания и поможет расширить кругозор.

Со школьниками была проведена беседа о правилах дорожного движения.

Литература выполняет большую эстетическую функцию. (очень здесь тоже излишне, на мой взгляд)

Он заслужил известность своими жесткими методами борьбы с преступностью.​

Читайте также

(Думаю тебе это поможет)
Причастие это — глагол который обозначает признаки предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Вот пример держи: Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал.

Деепричастие это — обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого.
Пример: Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.

У Вас все слова с ошибками. там нигде на конце нет ь!

предложения:
Материал , из которого был построен дом, был горюч, и потому пожар был неизбежен.

Как хорош проливной летний дождь после долгой нестерпимой жары!

Этот свитер был слишком колюч, и мне пришлось надеть другой.

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»( А.С.Пушкин)

Напиток был настолько шипуч, что я ещё долго ждал, пока его пузырьки растворятся в бокале.

Парень был горяч и неумел, поэтому за его работу мне пришлось взяться самому.

Расположиться в лесу на полянке
Располагаться в новой квартире
Предположить верный ответ
Предполагать хорошее решение

Я никак не мог заставить себя убраться дома.
Учитель не мог заставить его работать.
Он заставил меня плакать.
Врач заставил принимать лекарство. 

Белки прекрасные зверьки!Они стрелой прыгают по деревьям.Белки не когда не бросают своих бельчат.Они делают запасы на зиму.И что самое интересное у них очень хорошая память!

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Исправить ошибки вызванное нарушением лексической сочетаемости

    1) в стихах Есенина особую роль имеют сравнения

    2) хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым

    3) большую роль в ходе учёбе имеет спорт

    4) львиную часть задания уже выполнили

    5) большое значение оказывает на молодёжь телевидение

    6) литература играет очень большую эстетическую функцию

    7) надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию

    8) учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор

    9) в голове у него метнулась мысль о побеге

    Найди верный ответ на вопрос ✅ «Исправить ошибки вызванное нарушением лексической сочетаемости 1) в стихах Есенина особую роль имеют сравнения 2) хороший руководитель …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

    Искать другие ответы

    Главная » Русский язык » Исправить ошибки вызванное нарушением лексической сочетаемости 1) в стихах Есенина особую роль имеют сравнения 2) хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым 3) большую роль в ходе учёбе имеет спорт 4) львиную часть

    Исправить ошибки вызванное нарушением лексической сочетаемости

    1)В стихах Есенина особую роль имеют сравнения

    2)Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым

    3)Большую роль в ходе учёбе имеет спорт

    4)Львиную часть задания уже выполнили

    5)Большое значение оказывает на молодёжь телевидение

    6)Литература играет очень большую эстетическую функцию

    7)Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию

    8)Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор

    9)В голове у него метнулась мысль о побеге.

    На этой странице находится вопрос Исправить ошибки вызванное нарушением лексической сочетаемости1)В стихах Есенина особую роль имеют сравнения2)Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым3)Большую роль в х?, относящийся к категории
    Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
    учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
    обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
    помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
    вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
    сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

  • Литература играет очень большую эстетическую функцию где ошибка
  • Литва решила снять санкции на ввоз продуктов ошибка
  • Листья колышутся на ветру речевая ошибка
  • Листок нетрудоспособности выдан не уполномоченной мо ошибка
  • Листинг ошибки что это