Логические ошибки при ведении полемики

Аргументация в реальном споре, дискуссии
и полемике происходит под воздействием
психологических, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п.
факторов и средств убеждения. Такое
взаимное переплетение средств и способов
убеждения значительно усложняет
аргументацию и диалог в целом. При этом
возникают разного рода ошибки и
отклонения, которые могут быть как
преднамеренными, так и непреднамеренными.
Первые рассчитаны на то, чтобы добиться
с их помощью победы в споре. Вторые же
возникают спонтанно и не ставят перед
собой задачу ввести оппонента в
заблуждение. Как было усвоено вами в
курсе логики, преднамеренные ошибки
называют софизмами
, а непреднамеренные
и не осознанные ошибки — паралогизмами.
Уловкой
в споре называется всякий
прием, с помощью которого хотят облегчить
спор для себя или затруднить спор для
противника.

Различные
отклонения от правильной линии спора
связаны главным образом с психологическими
уловками, которые также разделяются на
допустимые и недопустимые. Основанием
для такой классификации служит следующий
признак: если в результате использования
уловки не создается преимущества для
одной из сторон, то уловка считается
допустимой.
В противном случае уловка считается
недопустимой.
Иногда, впрочем, все уловки характеризуются
отрицательно и считаются недопустимыми,
с чем, конечно, согласиться нельзя.

Значительное
количество ошибок связано с неточностью
и неопределенностью обычной речи,
например, когда одни и те же слова
употребляются для выражения смыслов
различных понятий или же одно и то же
понятие выражается с помощью разных
слов.

Правила
определения понятий, построения
умозаключений и доказательств, которые
разработаны в логике, служат важнейшим
средством для раскрытия и недопущения
ошибок в ходе аргументации. Однако
трудность здесь заключается в том, что
в чистом виде к искусственно подобранным
примерам, такие правила применить легко.
Трудности начинаются тогда, когда
приходится применять эти правила в
условиях реального диалога — спора,
дискуссии и полемики. В таких случаях,
прежде всего, становится необходимым
быстро и точно определить, с какими
нарушениями принципов аргументации и
уловками мы имеем дело. Если речь идет
о логических ошибках, то следует
установить, какое правило или закон
логики были при этом нарушены. Сложнее
обстоит дело с психологическими приемами
и средствами убеждения. Некоторые из
них в ходе спора и полемики вполне
допустимы, ибо могут лишь усилить доводы
разума. Другие же только затрудняют или
даже делают невозможным дальнейшее
продолжение спора, особенно, когда к
ним добавляются откровенно недопустимые
средства давления на оппонента или
оратора в форме обструкции, выкриков,
оскорблений, невозможности продолжать
речь и т.д.

Аргументация,
как и процесс убеждения в целом,
представляют собой искусство, и овладеть
им можно только на практике, постепенно
и настойчиво совершенствуя свое
мастерство. Значительную помощь здесь
может оказать анализ типичных ошибок
и уловок, допускаемых в ходе аргументации
и убеждения.

Поскольку
исчерпывающую классификацию ошибок и
уловок в настоящее время трудно
осуществить из–за огромного разнообразия
случаев, встречающихся в современной
аргументации, рассмотрим лишь наиболее
типичные
ошибки
,
встречающиеся в реальной практике
аргументации.

1. Неправильное
употребление речи.
Поскольку
наши мысли и суждения выражаются с
помощью слов и предложений, постольку
много ошибок может возникнуть при
неправильных оборотах речи. Именно на
подобного рода ошибках, как показывает
Аристотель, часто основываются
софистические доводы. К их числу он
относит, например, ошибки, связанные с
одноименностью и двусмысленностью
слов, их соединением и разъединением и
даже произношением. Одноименность и
двусмысленность возникают обычно при
употреблении одного и того же слова или
оборота речи для выражения различных
понятий и суждений. На этой неопределенности
основывается софистическая уловка,
когда утверждение, справедливое
относительно одного случая, переносится
на совершенно другой случай, который
имеет с первым только общее название.
Можно сказать поэтому, что такая ошибка
основывается на омонимии слов, когда
одно и то же слово служит для выражения
разных понятий и смыслов суждений.

Типичными
являются также античные софизмы,
основанные на неправильном соединении
и разъединении слов, напоминающие по
форме парадоксы. В качестве примеров
Аристотель приводит такие речевые
обороты, как “непишущий пишет”, “больной
здоров”, “сидящий стоит” и т.п. Ясно,
что здесь софизм возникает из–за
неправильного соединения слов, когда
не проводится различия между способностью
к действию, а с другой — реальным
действием (непишущий в данный момент
способен писать в другой момент, сидящий
сейчас в состоянии встать, а больной —
выздороветь). На разъединение слов
опираются софизмы, связанные с переносом
значения отдельных слов на объединяющее
слово или оборот речи. Так, из утверждения
“пять — это два и три”, софист может
заключить, что “пять” есть четное и
нечетное. Защита от подобных софизмов,
согласно Аристотелю, стоит в тщательном
анализе двусмысленных и противоречивых
оборотов речи. Поэтому на двусмысленность
речи следует отвечать утверждением,
что в одном смысле она означает одно, в
другом — иное. Итак, уловки, основанные
на неточности речи и неопределенности
ее выражений, могут быть весьма
разнообразными, но суть их сводится к
тому, чтобы использовать эту неясность
и неопределенность как довод для
утверждения собственного, а чаще для
опровержения мнения оппонента.

2.
Вторая
группа ошибок и уловок
хотя
и напоминает по форме речевые, но
опирается на сознательное расширение
или сужение смысла выдвигаемых
утверждений. В результате этого меняется
прежний смысл понятия или суждения, а
тем самым открывается возможность для
возникновения разного рода уловок. С
такими, по сути дела, софистическими
уловками приходится постоянно встречаться
в спорах и полемике по общественно–политическим,
нравственным и другим гуманитарным
вопросам, особенно когда такая полемика
ведется в присутствии широкой аудитории
или на страницах ежедневной прессы.

Существуют
два тактических приема, которые обычно
используются в подобных спорах и
полемике. Когда оратор чувствует, что
он не в состоянии возразить оппонентам
или убедить аудиторию, то он бессознательно,
а нередко преднамеренно сужает свое
утверждение, надеясь таким путем показать
в неприглядном свете позицию своих
оппонентов. Обычно в этих целях
употребляются такие “ходовые” понятия,
как демократия, суверенитет, реформа,
права человека и т.п., но при этом их
смысл намеренно расширяется или сужается.
Если под демократией, реформой и
родственными им понятиями подразумевают
принципы действия и поведения определенной
группы людей и властных структур, то
все, кто возражает против этого,
автоматически оказываются отлученными
от демократии, реформ и других институтов
гражданского общества.

Другой
тактический прием связан с расширением
смысла тех понятий и утверждений, с
помощью которых аргументирует оппонент,
и тем самым заставить его обосновать
более широкое понятие или утверждение.
Так, например, можно настолько вольно
трактовать понятия демократии и свободы,
что они будут ассоциироваться со
вседозволенностью. А это будет означать
отказ от правового гражданского общества,
замену демократии анархией.

Наилучшим
средством защиты от перечисленных выше
ошибок и уловок является требование
точного определения используемых
понятий и ясной формулировки суждений.
К аналогичным уловкам относятся попытки
использовать понятия и утверждения,
вполне верные и применимые в одних
условиях, там, где они совершенно не
подходят или могут быть использованы
лишь с теми или иными ограничениями.
Сходный прием заключается в том, что
понятие или суждение частного характера
пытаются выдать за общее.

3.
Третья
многочисленная группа уловок
связана
с индуктивными обобщениями. В логической
литературе ошибочные обобщения такого
рода называют неправомерными, ложными,
поспешными и т.д. Суть их сводится к
тому, что результаты наблюдения каких–либо
свойств у некоторой – обычно весьма
небольшой – группы членов класса без
должных оснований неправомерно
переносятся на весь класс в целом. Так,
гоголевский герой видел, что все
православные, каких он встречал, едят
галушки, и отсюда сделал вывод, что все
православные вообще едят галушки, а кто
их не ест, тот не православный. Приведя
этот пример, С.И. Поварнин замечает,
что в менее наивной форме, но подобным
же образом рассуждают очень часто.

Во–первых,
в устном споре или выступлении ораторы
иногда преднамеренно выбирают такие
случаи, которые подтверждают их точку
зрения и совершенно не касаются
сомнительных случаев, которые могут
опровергнуть их утверждение. Когда один
за другим перечисляются подтверждающие
случаи обобщения, у слушателя психологически
возникает невольное доверие к его
истинности. Между тем, как мы уже знаем,
проверка индуктивного обобщения
предполагает, что случаи должны выбираться
не предвзято, они не должны быть слишком
сходными, а наоборот, как можно больше
отличаться друг от друга.

Во–вторых,
если для проверки и подтверждения
индуктивного обобщения требуется
исследовать большое число позитивных
случаев, то для его опровержения
достаточно одного–единственного
случая. Такой случай называют контрпримером,
поскольку его достаточно, чтобы
опровергнуть обобщение, которое легко
опровергается таким противоречащим
примером: верблюды относятся к типично
жвачным животным, но не имеют рогов.

4.
Четвертая
группа уловок
связана
с правдоподобными, или вероятностными,
рассуждениями. Главная из них заключается
в неправильном установлении степени
правдоподобия того или иного утверждения
или обобщения. Эта степень определяется
точно фиксированными фактами,
свидетельствами и другими данными,
подтверждающими утверждение (гипотезу,
обобщение, мнение). В обычных рассуждениях
это обычно не учитывается и в результате
этого степень вероятности предположения
или обобщения может быть завышена или
занижена. Иногда этим пользуются как
софистическим приемом, чтобы ввести в
заблуждение слушателей или оппонента.
Такого рода ошибки и основанные на них
уловки следует отличать от рассмотренных
выше ошибок поспешного обобщения. В
последнем случае речь идет о перенесении
замеченного свойства, характеристики
или закономерности на весь класс
наблюдаемых предметов, явлений и событий.
В первом же случае на основании изучения
небольшого их числа неверно оценивается
степень правдоподобия, относящегося к
ним обобщения или гипотезы.

Сюда
же можно отнести такие суждения о
явлениях, которые основаны на частой
их повторяемости, из чего иногда заключают
о необходимом, закономерном их характере.
Разумеется, что, чем чаще повторяется
событие, тем выше степень возможности,
или вероятности, его появления. Но при
этом важно объективно определить эту
степень, и не смешивать его с чисто
психологической и субъективной верой.
На этом, кстати, основываются многие
предрассудки, дурные приметы, суеверия
и т.п. Аналогичный характер имеет ошибка,
связанная со следованием явлений во
времени, когда только по одной частоте
повторения одного явления вслед за
другим делают вывод о каузальной, или
причинной связи. Например, появление
красного заката считают причиной
возникновений плохой погоды или даже
прилет ласточек — причиной наступления
весны и т.п. На самом деле, сами эти
“причины” являются закономерным
следствием более глубокой причины.
Подобное ошибочное заключение в логике
получило название “Post hoc, ergo propter hoc”
(после этого, значит, по причине этого).

5.
Пятая
группа ошибок и уловок
связана
с процессом доказательства и опровержения,
о которых обычно подробно говорят в
учебниках логики. Ошибки здесь возникают
преимущественно по трем причинам:
во–первых, из–за отступления и подмены
тезиса, во–вторых, нарушения правил
демонстрации тезиса и, в–третьих,
необоснованности аргументов, или
посылок, доказательства. В реальной
практике общения, в спорах, дискуссиях
и полемике такие ошибки не сразу можно
обнаружить, поскольку иногда при этом
используются уловки, которые маскируют
ошибки. Так, когда приходится доказывать
тезис, софист может воспользоваться
аргументом, который сам нуждается в
обосновании или даже повторяет тезис
под другой формулировкой. Нередко
недоказанность тезиса выдается за его
ложность, а доказательство частного
положения выдается за доказательство
общего утверждения и т.п.

6.
Наконец,
шестая
,
самая многочисленная группа не столько
ошибок, сколько уловок связана не с
логикой и фактами, а с мерами
психологического
и морального воздействия на оппонентов
и слушателей. Ведь убеждение, как мы
знаем, в значительной мере зависит также
от эмоций, воли, чувств и нравственных
принципов и склонностей аудитории. Это
обстоятельство прекрасно понимали
античные риторики, философы и логики.
Аристотель в первой книге “Риторики”
обращает внимание, с одной стороны, на
характер и поведение оратора, а с другой
— на его эмоциональное воздействие на
слушателей, умение вызывать у них
соответствующие обстановке чувства и
настроения. Такое воздействие может
быть как позитивным, так и негативным.
В связи с этим в “Топике” и “Софистических
рассуждениях” он анализирует
многочисленные случаи использования
уловок психологического характера.

В чем логика? Три опорные точки высказывания

Формулировка позиции

Порядок прежде всего! Красиво и правильно оформленные мысли — первое, что поможет донести основную идею до оппонента. Сюда относится и незамутненность взглядов, и способность вникнуть в суть проблемы, и грамотная с точки зрения языка формулировка высказывания.

Логика рассуждения

Способность убеждать — это еще не все. Говорите честно и открыто, а главное — связно и логично. Путаница и обман не приведут к заведомой цели. Держитесь подальше от излишней эмоциональности, не давите на жалость и абстрагируйтесь от личных интересов.

Обоснованность взглядов

Долой голословность! Вывод должен быть основан на фактах, а не на иллюзиях. Когда подтвердить достоверность высказывания легко и доводы неопровержимы, спикер заслуживает доверия и уважения.

Что такое логическая ошибка?

Логическая ошибка — это заблуждение в рассуждениях. Люди познали искусство дискуссий еще в античные времена, и с тех пор список правил ведения интеллектуального спора только пополнялся. За все это время набралось множество шаблонов, которым стоит подражать, и отрицательных примеров, которые, увы, до сих то и дело всплывают в беседах.

Умение выявить логическую ошибку в высказывании — бесценный навык для любого участника дискуссии. Но не спешите анализировать чужую речь, для начала попробуем разобраться, в какие дебри может завести новичка (да и опытного человека) культурный спор.

Спорим? Частые логические ошибки в дискуссии

Круговой аргумент

Повторение — мать учения… Впрочем, не всегда. В споре, оказывается, это раздражает. Если человек ссылается сам на себя и повторяет одно и то же как зацикленный, дело плохо — это круговой аргумент.

Модель утверждения, выстроенная по этой ложной логике, проста: «A истинно, потому что B истинно; B верно, потому что A верно». Или еще пример: «Я посоветовался сам с собой и пришел к выводу — я хороший советчик».

Заблуждение победителя

Еще одна распространенная логическая ошибка, которая предполагает, что какое-то утверждение является правдой только на том основании, что другие с этим согласны. В такие моменты участники дискуссий апеллируют к политикам, знаменитостям и другим известным людям.

А еще часто такая манипулятивная техника прослеживается в рекламных кампаниях. Мы начинаем думать: раз эту стоматологическую клинику рекомендует знаменитый блогер, на которого я подписан, значит, точно нужно идти туда!

Аргумент к человеку

Именно так переводится с латинского языка фраза «argumentum ad hominem». Распространенная логическая ошибка, к которой иногда намеренно, а иногда случайно, просто из-за переполняющих эмоций, прибегают оппоненты в спорах, чем мгновенно дискредитируют себя в глазах остальных членов дискуссионного клуба и зрителей. Но мы-то с вами знаем — характер, происхождение, жизненные обстоятельства и внешний вид участников дискуссии логически не имеют никакого отношения к какому-либо суждению или предмету спора.

Argumentum ad hominem — оскорбление, замаскированное под аргумент.

Мало того, что нападки на человека противоречат рациональным аргументам, они, к тому же, являются попросту оскорблением. Argumentum ad hominem — грязный запрещенный прием, который не может стать помощником на пути к защите собственной позиции.

Помните знаменитый мем: «если закончились аргументы в споре, присмотритесь к орфографии оппонента»? В виртуальном пространстве на личности переходят те, кто уже не в силах привести реальные факты. Впрочем, точно так же дела обстоят в реальной жизни.

Наша конституция. Учебное пособие

Наша конституция. Учебное пособие

Пособие рассказывает об истории конституций нашей страны, причинах совершенствования Конституции 1993 года. В пособии раскрываются поправки, внесенные в Конституцию в результате общенародного голосования летом 2020 года и их роль в укреплении современного российского государства и его институтов, сохранении наших культурных и духовных ценностей.

Купить

Пугало

Легко обратить правду на свою сторону, если действовать против несуществующего аргумента противника — пугала. Да-да, многие так и делают. Аргумент-пугало — безжизненный и пустой, с ним можно делать все что угодно (но стоит все-таки задуматься о его существовании). Если вместо того чтобы бросить силы на борьбу с реальным аргументом, вы начнете апеллировать к несуществующему суждению, присмотритесь, действительно ли противник намеревается его защищать.

С помощью аргумента-пугала оппонент атакует несуществующую позицию противника.

Эта логическая ошибка, которая по своей природе, все-таки, больше похожа на сознательную, — дешевый, простой и неэтичный способ представить свою позицию сильнее, чем она есть на самом деле. Но бывают и такие случаи, когда этот ложный аргумент случаен — значит, оппонент попросту не уловил суть высказывания другого участника.

Черно-белое заблуждение, или ложная дилемма

Либо черное, либо белое — иного не дано. Когда оппонент не видит (намеренно или неосознанно) другие варианты развития событий, он совершает ошибку в логике рассуждений, называя одно из утверждений ложным и выбирая самое, по его мнению, приемлемое из двух.

Помните: аргументы, основанные на дилеммах, ошибочны только в том случае, когда на самом деле существует больше вариантов, чем рассматривает оппонент.

Этот ложный аргумент часто используется как манипуляция и в обычной жизни, когда человек делает выгодный для него самого вывод: если ты плохо знаешь математику, ничего толкового из тебя не выйдет, будешь работать дворником и жить в нищете.

Доказательство из ложного суждения

Это заблуждение чем-то напоминает аргумент к личности, когда оппонент придирается к качествам или жизненным обстоятельствам противника. Только в этом случае человек, делающий доказательство из ошибки оппонента, будет считать, что заблуждение противника автоматически означает ложность его суждений.

Скажем, оппонент использовал черно-белую дилемму, когда пытался доказать, что Бог существует, и назвал всех атеистов аморальными людьми. И тут, конечно, сложно не поддаться эмоциям, но все-таки заблуждение оппонента никогда не означает ложность суждения, которое он защищает.

Совет

Будьте лояльны к собственным ошибкам и к заблуждениям оппонентов — в конце концов, все мы живые люди, и каждый из нас имеет право ошибаться. Но, в то же время, не теряйте бдительность и следите за ходом своих мыслей и высказываний.

Честность — прежде всего! Не бойтесь смело высказывать свое мнение (подтвержденное, конечно же, реальными фактами), но не пытайтесь обманом заставить противников и аудиторию поверить вам — дискуссия не терпит нечистых приемов. Помните о простых правилах этикета и учитесь понимать собеседников!

Аргументация в реальном споре, дискуссии
и полемике происходит под воздействием
психологических, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п.
факторов и средств убеждения. Такое
взаимное переплетение средств и способов
убеждения значительно усложняет
аргументацию и диалог в целом. При этом
возникают разного рода ошибки и
отклонения, которые могут быть как
преднамеренными, так и непреднамеренными.
Первые рассчитаны на то, чтобы добиться
с их помощью победы в споре. Вторые же
возникают спонтанно и не ставят перед
собой задачу ввести оппонента в
заблуждение. Как было усвоено вами в
курсе логики, преднамеренные ошибки
называют софизмами
, а непреднамеренные
и не осознанные ошибки — паралогизмами.
Уловкой
в споре называется всякий
прием, с помощью которого хотят облегчить
спор для себя или затруднить спор для
противника.

Различные
отклонения от правильной линии спора
связаны главным образом с психологическими
уловками, которые также разделяются на
допустимые и недопустимые. Основанием
для такой классификации служит следующий
признак: если в результате использования
уловки не создается преимущества для
одной из сторон, то уловка считается
допустимой.
В противном случае уловка считается
недопустимой.
Иногда, впрочем, все уловки характеризуются
отрицательно и считаются недопустимыми,
с чем, конечно, согласиться нельзя.

Значительное
количество ошибок связано с неточностью
и неопределенностью обычной речи,
например, когда одни и те же слова
употребляются для выражения смыслов
различных понятий или же одно и то же
понятие выражается с помощью разных
слов.

Правила
определения понятий, построения
умозаключений и доказательств, которые
разработаны в логике, служат важнейшим
средством для раскрытия и недопущения
ошибок в ходе аргументации. Однако
трудность здесь заключается в том, что
в чистом виде к искусственно подобранным
примерам, такие правила применить легко.
Трудности начинаются тогда, когда
приходится применять эти правила в
условиях реального диалога — спора,
дискуссии и полемики. В таких случаях,
прежде всего, становится необходимым
быстро и точно определить, с какими
нарушениями принципов аргументации и
уловками мы имеем дело. Если речь идет
о логических ошибках, то следует
установить, какое правило или закон
логики были при этом нарушены. Сложнее
обстоит дело с психологическими приемами
и средствами убеждения. Некоторые из
них в ходе спора и полемики вполне
допустимы, ибо могут лишь усилить доводы
разума. Другие же только затрудняют или
даже делают невозможным дальнейшее
продолжение спора, особенно, когда к
ним добавляются откровенно недопустимые
средства давления на оппонента или
оратора в форме обструкции, выкриков,
оскорблений, невозможности продолжать
речь и т.д.

Аргументация,
как и процесс убеждения в целом,
представляют собой искусство, и овладеть
им можно только на практике, постепенно
и настойчиво совершенствуя свое
мастерство. Значительную помощь здесь
может оказать анализ типичных ошибок
и уловок, допускаемых в ходе аргументации
и убеждения.

Поскольку
исчерпывающую классификацию ошибок и
уловок в настоящее время трудно
осуществить из–за огромного разнообразия
случаев, встречающихся в современной
аргументации, рассмотрим лишь наиболее
типичные
ошибки
,
встречающиеся в реальной практике
аргументации.

1. Неправильное
употребление речи.
Поскольку
наши мысли и суждения выражаются с
помощью слов и предложений, постольку
много ошибок может возникнуть при
неправильных оборотах речи. Именно на
подобного рода ошибках, как показывает
Аристотель, часто основываются
софистические доводы. К их числу он
относит, например, ошибки, связанные с
одноименностью и двусмысленностью
слов, их соединением и разъединением и
даже произношением. Одноименность и
двусмысленность возникают обычно при
употреблении одного и того же слова или
оборота речи для выражения различных
понятий и суждений. На этой неопределенности
основывается софистическая уловка,
когда утверждение, справедливое
относительно одного случая, переносится
на совершенно другой случай, который
имеет с первым только общее название.
Можно сказать поэтому, что такая ошибка
основывается на омонимии слов, когда
одно и то же слово служит для выражения
разных понятий и смыслов суждений.

Типичными
являются также античные софизмы,
основанные на неправильном соединении
и разъединении слов, напоминающие по
форме парадоксы. В качестве примеров
Аристотель приводит такие речевые
обороты, как “непишущий пишет”, “больной
здоров”, “сидящий стоит” и т.п. Ясно,
что здесь софизм возникает из–за
неправильного соединения слов, когда
не проводится различия между способностью
к действию, а с другой — реальным
действием (непишущий в данный момент
способен писать в другой момент, сидящий
сейчас в состоянии встать, а больной —
выздороветь). На разъединение слов
опираются софизмы, связанные с переносом
значения отдельных слов на объединяющее
слово или оборот речи. Так, из утверждения
“пять — это два и три”, софист может
заключить, что “пять” есть четное и
нечетное. Защита от подобных софизмов,
согласно Аристотелю, стоит в тщательном
анализе двусмысленных и противоречивых
оборотов речи. Поэтому на двусмысленность
речи следует отвечать утверждением,
что в одном смысле она означает одно, в
другом — иное. Итак, уловки, основанные
на неточности речи и неопределенности
ее выражений, могут быть весьма
разнообразными, но суть их сводится к
тому, чтобы использовать эту неясность
и неопределенность как довод для
утверждения собственного, а чаще для
опровержения мнения оппонента.

2.
Вторая
группа ошибок и уловок
хотя
и напоминает по форме речевые, но
опирается на сознательное расширение
или сужение смысла выдвигаемых
утверждений. В результате этого меняется
прежний смысл понятия или суждения, а
тем самым открывается возможность для
возникновения разного рода уловок. С
такими, по сути дела, софистическими
уловками приходится постоянно встречаться
в спорах и полемике по общественно–политическим,
нравственным и другим гуманитарным
вопросам, особенно когда такая полемика
ведется в присутствии широкой аудитории
или на страницах ежедневной прессы.

Существуют
два тактических приема, которые обычно
используются в подобных спорах и
полемике. Когда оратор чувствует, что
он не в состоянии возразить оппонентам
или убедить аудиторию, то он бессознательно,
а нередко преднамеренно сужает свое
утверждение, надеясь таким путем показать
в неприглядном свете позицию своих
оппонентов. Обычно в этих целях
употребляются такие “ходовые” понятия,
как демократия, суверенитет, реформа,
права человека и т.п., но при этом их
смысл намеренно расширяется или сужается.
Если под демократией, реформой и
родственными им понятиями подразумевают
принципы действия и поведения определенной
группы людей и властных структур, то
все, кто возражает против этого,
автоматически оказываются отлученными
от демократии, реформ и других институтов
гражданского общества.

Другой
тактический прием связан с расширением
смысла тех понятий и утверждений, с
помощью которых аргументирует оппонент,
и тем самым заставить его обосновать
более широкое понятие или утверждение.
Так, например, можно настолько вольно
трактовать понятия демократии и свободы,
что они будут ассоциироваться со
вседозволенностью. А это будет означать
отказ от правового гражданского общества,
замену демократии анархией.

Наилучшим
средством защиты от перечисленных выше
ошибок и уловок является требование
точного определения используемых
понятий и ясной формулировки суждений.
К аналогичным уловкам относятся попытки
использовать понятия и утверждения,
вполне верные и применимые в одних
условиях, там, где они совершенно не
подходят или могут быть использованы
лишь с теми или иными ограничениями.
Сходный прием заключается в том, что
понятие или суждение частного характера
пытаются выдать за общее.

3.
Третья
многочисленная группа уловок
связана
с индуктивными обобщениями. В логической
литературе ошибочные обобщения такого
рода называют неправомерными, ложными,
поспешными и т.д. Суть их сводится к
тому, что результаты наблюдения каких–либо
свойств у некоторой – обычно весьма
небольшой – группы членов класса без
должных оснований неправомерно
переносятся на весь класс в целом. Так,
гоголевский герой видел, что все
православные, каких он встречал, едят
галушки, и отсюда сделал вывод, что все
православные вообще едят галушки, а кто
их не ест, тот не православный. Приведя
этот пример, С.И. Поварнин замечает,
что в менее наивной форме, но подобным
же образом рассуждают очень часто.

Во–первых,
в устном споре или выступлении ораторы
иногда преднамеренно выбирают такие
случаи, которые подтверждают их точку
зрения и совершенно не касаются
сомнительных случаев, которые могут
опровергнуть их утверждение. Когда один
за другим перечисляются подтверждающие
случаи обобщения, у слушателя психологически
возникает невольное доверие к его
истинности. Между тем, как мы уже знаем,
проверка индуктивного обобщения
предполагает, что случаи должны выбираться
не предвзято, они не должны быть слишком
сходными, а наоборот, как можно больше
отличаться друг от друга.

Во–вторых,
если для проверки и подтверждения
индуктивного обобщения требуется
исследовать большое число позитивных
случаев, то для его опровержения
достаточно одного–единственного
случая. Такой случай называют контрпримером,
поскольку его достаточно, чтобы
опровергнуть обобщение, которое легко
опровергается таким противоречащим
примером: верблюды относятся к типично
жвачным животным, но не имеют рогов.

4.
Четвертая
группа уловок
связана
с правдоподобными, или вероятностными,
рассуждениями. Главная из них заключается
в неправильном установлении степени
правдоподобия того или иного утверждения
или обобщения. Эта степень определяется
точно фиксированными фактами,
свидетельствами и другими данными,
подтверждающими утверждение (гипотезу,
обобщение, мнение). В обычных рассуждениях
это обычно не учитывается и в результате
этого степень вероятности предположения
или обобщения может быть завышена или
занижена. Иногда этим пользуются как
софистическим приемом, чтобы ввести в
заблуждение слушателей или оппонента.
Такого рода ошибки и основанные на них
уловки следует отличать от рассмотренных
выше ошибок поспешного обобщения. В
последнем случае речь идет о перенесении
замеченного свойства, характеристики
или закономерности на весь класс
наблюдаемых предметов, явлений и событий.
В первом же случае на основании изучения
небольшого их числа неверно оценивается
степень правдоподобия, относящегося к
ним обобщения или гипотезы.

Сюда
же можно отнести такие суждения о
явлениях, которые основаны на частой
их повторяемости, из чего иногда заключают
о необходимом, закономерном их характере.
Разумеется, что, чем чаще повторяется
событие, тем выше степень возможности,
или вероятности, его появления. Но при
этом важно объективно определить эту
степень, и не смешивать его с чисто
психологической и субъективной верой.
На этом, кстати, основываются многие
предрассудки, дурные приметы, суеверия
и т.п. Аналогичный характер имеет ошибка,
связанная со следованием явлений во
времени, когда только по одной частоте
повторения одного явления вслед за
другим делают вывод о каузальной, или
причинной связи. Например, появление
красного заката считают причиной
возникновений плохой погоды или даже
прилет ласточек — причиной наступления
весны и т.п. На самом деле, сами эти
“причины” являются закономерным
следствием более глубокой причины.
Подобное ошибочное заключение в логике
получило название “Post hoc, ergo propter hoc”
(после этого, значит, по причине этого).

5.
Пятая
группа ошибок и уловок
связана
с процессом доказательства и опровержения,
о которых обычно подробно говорят в
учебниках логики. Ошибки здесь возникают
преимущественно по трем причинам:
во–первых, из–за отступления и подмены
тезиса, во–вторых, нарушения правил
демонстрации тезиса и, в–третьих,
необоснованности аргументов, или
посылок, доказательства. В реальной
практике общения, в спорах, дискуссиях
и полемике такие ошибки не сразу можно
обнаружить, поскольку иногда при этом
используются уловки, которые маскируют
ошибки. Так, когда приходится доказывать
тезис, софист может воспользоваться
аргументом, который сам нуждается в
обосновании или даже повторяет тезис
под другой формулировкой. Нередко
недоказанность тезиса выдается за его
ложность, а доказательство частного
положения выдается за доказательство
общего утверждения и т.п.

6.
Наконец,
шестая
,
самая многочисленная группа не столько
ошибок, сколько уловок связана не с
логикой и фактами, а с мерами
психологического
и морального воздействия на оппонентов
и слушателей. Ведь убеждение, как мы
знаем, в значительной мере зависит также
от эмоций, воли, чувств и нравственных
принципов и склонностей аудитории. Это
обстоятельство прекрасно понимали
античные риторики, философы и логики.
Аристотель в первой книге “Риторики”
обращает внимание, с одной стороны, на
характер и поведение оратора, а с другой
— на его эмоциональное воздействие на
слушателей, умение вызывать у них
соответствующие обстановке чувства и
настроения. Такое воздействие может
быть как позитивным, так и негативным.
В связи с этим в “Топике” и “Софистических
рассуждениях” он анализирует
многочисленные случаи использования
уловок психологического характера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Логические ошибки: руководство для спорщиков

Наверняка вы периодически спорите с друзьями и родственниками о политике или кино, и наверняка в ваши дискуссии закрадываются логические ошибки. Из этой статьи вы узнаете о природе аргументов, которые кажутся логичными и звучат убедительно, но при этом являются ложными. Рассказывает Нур Ибрахим из Snopes.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое логическая ошибка?

1. Апелляция к личности

2. Эффект паршивой овцы

3. Склонность к подтверждению своей точки зрения

4. Эхо-камера

5. Соломенное чучело, или подмена тезиса

6. Красная селедка, или отвлекающий маневр

7. Скользкий склон

8. Ложная предпосылка

Что такое логическая ошибка?

Логическая ошибка — это ошибка, основанная на неверном умозаключении. Благодаря ей аргумент кажется более убедительным или весомым, чем он есть на самом деле.

Логические ошибки делятся на формальные и неформальные. Формальную ошибку можно обнаружить, проверяя форму рассуждения, а неформальная ошибка опирается на контекст рассуждения и, возможно, его цель. То есть неформальные ошибки — это ошибки в рассуждении, которые нельзя легко выразить в системе формальной логики.

Логические ошибки можно разделить на группы на следующих основаниях:

  1. Рассуждение ошибочно, но представлено как веский аргумент, или рассуждение намного слабее, чем то, как оно представлено.
  2. Аргумент строится на ложных предпосылках.
  3. Некоторые важные факты игнорируются.

В ошибках из второй группы предпосылки могут быть истинными или оправданными в какой-то момент, даже если позже выяснится, что предпосылки были ложными. Они также могут быть оправданными, если мы рассуждаем о том, что могло бы случиться, зная, что это не случилось.

Вот небольшой список логических ошибок, которые могут случиться в горячем споре.

1. Апелляция к личности

Латинское выражение argumentum ad hominem переводится как «аргумент к человеку» и еще называется переходом на личности. Эта ошибка характеризуется не относящимися к делу оскорблениями или критикой личности оппонента, его действий и черт характера, а не самого аргумента. Логическая структура апелляции к личности такова:

  • Человек А делает утверждение Х.
  • Человек Б оскорбляет человека А.
  • Следовательно, утверждение Х неверно.

2. Эффект паршивой овцы

Эффект паршивой овцы — это склонность оценивать нечестного или неприятного человека еще хуже, если он принадлежит к вашей собственной группе.

Этот эффект встречается довольно часто, потому что люди особенно негативно реагируют на тех, кто угрожает идентичности их группы (паршивая овца), особенно если эта овца тесно связана с группой.

Паршивая овца угрожает идентичности группы, поэтому оценивать эту овцу будут хуже.

Паршивая овца угрожает идентичности группы, поэтому оценивать эту овцу будут хуже. Изображение: Unsplash

3. Склонность к подтверждению своей точки зрения

Склонность к подтверждению своей точки зрения (англ. confirmation bias) или предвзятость подтверждения — это психологический процесс, защищающий человека от неприятной информации. Он позволяет видеть только то, что мы хотим увидеть: мы ищем информацию, подтверждающую наши убеждения, и отбрасываем все, что им не соответствует, обычно бессознательно.

Например, мы ищем в сети информацию, подтверждающую наши убеждения, или придаем больше значения информации, которая их подтверждает. В некоторых случаях мы тщательно выбираем факты или выделяем только отдельные фрагменты данных, соответствующие нашему пониманию проблемы, закрывая глаза на общую картину.

4. Эхо-камера

Эхо-камера — это ситуация, в которой человек сталкивается только с информацией или мнениями, подтверждающими его убеждения.

Такие замкнутые социальные группы особенно сложно обучить медиаграмотности: они мешают человеку узнавать и понимать точки зрения, отличные от его собственной, и в то же время подтверждают потенциально ложные и даже опасные убеждения.

Эхо-камеры существуют в социальных сетях и объединяют группы людей с общим мнением по спорным вопросам, таким как контроль над оборотом оружия, вакцинация, аборты и т. д.

Независимо от того, какую позицию человек занимает по спорному вопросу, эффект эхо-камеры затрагивает всех и способствует распространению ложной информации. 

Эхо-камера — это ситуация, в которой человек сталкивается только с информацией или мнениями, подтверждающими его убеждения.

5. Соломенное чучело, или подмена тезиса

Подмена тезиса — это прием, при котором исходный аргумент оппонента преувеличивается или перевирается, и оспаривается именно эта новая версия, как если бы оппонент с самого начала утверждал именно это. Так создается «соломенное чучело», которое проще атаковать и уничтожить.

Пример такого аргумента: «Нужно убрать памятник Ленину с городской площади». — «Ах, вы хотите стереть всю историю, не совпадающую с вашими взглядами?!»

6. Красная селедка, или отвлекающий маневр

Красная селедка — это логическая ошибка, при которой кто-либо сообщает информацию, не относящуюся к делу, чтобы отвлечь остальных от обсуждаемой темы, особенно чтобы избежать вопросов или перевести разговор в другое русло.

Например, политик, которого спросили о его мнении по определенной теме, может говорить на смежную тему, чтобы отвлечь слушателей от своей неспособности ответить на вопрос по существу.

Когда ваш собеседник начинает обсуждать тему, которая не поднималась, — это отвлекающий маневр, предпринимаемый, чтобы сделать свои аргументы более весомыми.

Когда ваш собеседник начинает обсуждать тему, которая не поднималась, — это отвлекающий маневр, предпринимаемый, чтобы сделать свои аргументы более весомыми. Изображение: Unsplash

7. Скользкий склон

Скользкий склон — это цепочка событий, которые обязательно ведут к ужасным последствиям. Но человек, который пугает собеседника этими последствиями, не приводит весомых аргументов в пользу того, что именно такое развитие событий наиболее вероятно.

Пример такого аргумента — заявления, что спонсируемые Биллом Гейтсом исследования по управлению солнечной радиацией в конце концов заблокируют солнце. Это, конечно, неправда.

Ложная предпосылка появляется, когда аргумент (действительный или нет) основан на допущении или неверной информации. Например, вопрос Карлсона: «Ты перестала пить коньяк по утрам?» основан на предпосылке, что у фрекен Бок изначально была такая привычка. (У фрекен Бок перехватило дыхание. «Ну вот вам», — сказал Карлсон с торжеством.)

Высоких вам конверсий!

По материалам: snopes.com. Автор: Nur Ibrahim

16-03-2023

Полный список логических ошибок во время спора

Список логических ошибок

Во время спора, при попытке получения ответа или объяснения, вы можете столкнуться с человеком, который использует логические уловки. Вы можете попробовать попросить оппонента представить доказательства и независимое подтверждение его слов. Если же это не удается, попытайтесь войти в положение вашего оппонента. Возможно, тогда вы обнаружите логическую ошибку, присутствующую в его доводах и препятствующую дальнейшему разрешению конфликта. Далее кратко описывается несколько широко распространенных логических уловок.

Ad hominem (лат. «против человека»): собеседник, который использует ad hominem, вместо обсуждения тезиса переходит на личность человека выдвинувшего аргумент. Всякий раз, когда собеседник не может подтвердить свое утверждение доказательством, фактами или причиной, он прибегает к психологическому нападению на противника: переходит на личность, объясняет точку зрения оппонента его личными обстоятельствами или указание на то, что оппонент действует вопреки своему доводу.

Argumentum ad baculum (лат. «аргумент к дубине»): аргументация, основанная на использовании страха или угрозы. Например, «Если ты не веришь в Бога, ты сгоришь в Аду».

Argumentum ad ignorantiam (лат. «аргумент к незнанию»): обращение к невежеству (незнанию) как свидетельство верности утверждения. Например, «У нас нет никакого свидетельства, что Бог не существует, поэтому он должен существовать». Или: «Поскольку у нас нет фактов посещения инопланетян, значит, они не существуют». Утверждение не может быть верным только потому, что не доказано обратное и наоборот.

Argumentum ad populum (лат. «аргумент к народу»): заключение о том, что идея заслуживает доверия, поскольку в нее верит множество людей. Например, «Большинство людей верят в бога, а значит, он существует». Просто потому что много людей верят во что-то не приносит ни одного факта о самом объекте верования. Например, многие жители Европы во времена Великой чумы верили в то, что демоны распространяют болезнь. Однако количество верующих не говорит ничего о причинах болезни.

Полный список логических ошибок во время спора

Non sequitur (лат. «ложный вывод»): вывод, который не следует из выдвинутого утверждения. Например, «Во время полнолуния уровень рождаемость увеличивается. Вывод: полная луна увеличивает рождаемость». Но влияет ли на самом деле полнолуние на количество родившихся детей или это происходит по каким-то другим причинам? Это уловка часто используется маркетологами в виде так называемой импульсивной покупки, когда покупатель совершает спонтанную покупку не связанную с его первоначальной целью посещения магазина.

Post hoc, ergo propter hoc (лат. «вследствие этого»): логическая ошибка в рассуждениях: «Поскольку это событие последовало после этого, значит, оно было вызвано им». Или чуть проще — сначала произошло А, затем Б. Отсюда А послужило причиной Б. Ошибка происходит, когда к заключению приходят, опираясь только на порядок, в котором происходили события, не принимая во внимание другие возможные факторы. Похоже на non sequitur, но зависит от времени. Например, «Она заболела после того как посетила Китай, значит что-то в Китае спровоцировало ее болезнь». Возможно, причина ее болезни не имеет никакой связи с Китаем.

Аргумент к всезнанию: Например, «Каждый человек во что-то верит. Все это знают». Оппоненту потребовались бы всеведение, чтобы знать о верованиях или неверованиях каждого человека, а также об их осведомленности об этом. Остерегайтесь таких слов как «все», «каждый», «безусловный».

Воображаемый противник: искаженное представление позиции оппонента. Подразумевает создание иллюзии опровержения тезиса путем опровержения с виду схожего предложения. Например, «Эволюционисты считают, что все возникает случайно». Большинство эволюционистов думают с точки зрения естественного отбора, который включает элемент случайности, но не базируется исключительно на нем. Изображение своего оппонента в не радужных тонах лишь искривляет ход дебатов.

Полный список логических ошибок во время спора

Доказательство не существования: когда оппонент не может представить доказательства своего заявления, он может вызвать оппонента доказать, что оно не существует. Например, «Бог не существует», «НЛО не посещали Землю» и т. д. Хотя возможно доказать отсутствие чего-то в определенных пределах, так например каких-то определенных предметов в коробке, нельзя доказать что-то в универсальном масштабе. Доказательства существование должно исходить от того, кто делает утверждение.

Закон исключенного третьего (или ложная дилемма): суждение верно или верно его отрицание. «Третьего не дано». Много людей используя Аристотельскую либо/либо логику в своей речи употребляют противопоставления верх/низ, черное/белое, правда/ложь, любовь/ненависть и т.д. Например, «Вам либо нравится, либо нет». «Он либо виновен, либо не виновен». Часто между крайностями существует еще что-то, чего такие люди не замечают.

Избирательность наблюдения (похоже на эффект подтверждения): указание на благоприятные обстоятельства, не замечая неблагоприятных. Любой, кто хоть раз посещал казино в Лас-Вегасе, замечал выигрывающих людей. Менеджеры казино привлекают особое внимание к победителям, в то время как о проигравших даже не упоминают. Это может привести к неверному умозаключению о высокой вероятности выигрыша.

Обманчивость кучи: заблуждение происходит, когда демонстрируется, что два состояния не могу считать разными, потому что между ними существует множество промежуточных состояний. Например, «Влезет ли зерно риса в полный мешок риса?»

Обращение к авторитету (лат. argumentum ad verecundiam — «аргумент к скромности»): ссылка на мнение авторитетной личности с целью утверждения корректности аргумента вместо использования логики и фактов, поддерживающих довод. Например, «Профессор такой-то верит в креационизм». Просто потому что «эксперт» делает заявление, не означает, что ему стоит безоговорочно верить.

Обращение к вере: Например, «Если в вас нет веры, вы не можете учиться». Если собеседник полагается на веру как на основания его доводов, дальнейшая беседа будет малопродуктивна. Вера, по определению восходит из убежденности, которой нет нужды в логике или доказательствах. Вера полагается на нелогичность мышления и является причиной непримиримости.

Обращение к последствиям (лат. argumentum ad consequentiam — «аргумент к последствиям»): аргументация верности или неверности утверждения (верования) на основании того к чему оно ведет: к желанным или нежеланным последствиям. Например, «Некоторые религиозные люди верят, что вера в эволюцию ведет к безнравственности, поэтому эволюция — ложь». Если бы даже эволюционное учение вело к распущенности, это не означало бы его неверность.

Обращение к неблагоприятным последствиям: например, «Мы должны судить обвиненных как виновных, в противном случае остальные совершат похожие преступления». Только потому, что было совершено противоречивое преступление или проступок, необязательно значит, что защитник совершил преступление или то, что его должны признать виновным. Или: «Катастрофы случаются потому, что Бог наказывает неверных, поэтому нам всем следует поверить в Бога». Только потому, что произошло страшное бедствие или трагедия, ничего не говорит о существовании богов или о том, во что нам следует верить.

Полный список логических ошибок во время спора

Обращение к традициям (похоже на аrgumentum ad populum): например, астрология, религия, рабство. Только потому, что люди придерживаются какой-то традиции, ничего не говорит о ее жизнеспособности. Или по-другому, только потому, что так всегда было, еще ничего не говорит о том, что так должно быть или что это единственно верный способ.

Овеществление: материализация абстрактных понятий и идей. Например, IQ тест как мера интеллекта; раса (даже если существуют генетические особенности) как наличие особых черт характера и личности; астрология; бог(и); Дед Мороз и т.д.

Отвлекающий маневр: ответ на вопрос с намеренной попыткой отвести опрос в другую сторону путём смены темы обсуждения.

Ошибка использование-упоминания: отсутствие различия между использованием понятия и упоминанием того, что предположительно существует. Например, сочинение на тему «История о Боге» не ссылается на реально существующего бога, только на историю идеи о боге в человеческой культуре. Чтобы избежать недопонимания, слова или фразы пишут в кавычках.

Ошибка повторенная дважды: судить о собственном проступке путем обвинения кого-то в содеянии того же самого. Например, «Как ты можешь меня судить, если сделал то же самое?» Вина обвинителя не имеет связи с разговором.

Ошибочная композиция: когда вывод о верности/неверности довода исходит из верности/неверности его части (частей) или наоборот. Например, «Атомы невозможно увидеть невооруженным глазом. Люди состоят из атомов. Следовательно, люди невидимы невооруженным глазом».

Полуправда: утверждение обычно направленное на введение в заблуждение путем опускания некоторых деталей необходимых для точного описания полной картины.

Порочный круг: верность утверждения вытекает из самого утверждения. Например, «Существование Аллаха бесспорно, так как об этом прямо говорится в Коране. Любые утверждения в Коране абсолютно истинны, так как Коран был ниспослан человечеству самим Аллахом».

Предвзятое освещение вопроса: форма ложной аргументации, когда оппозиция в диспуте приводит только благоприятные аргументы и/или исключает неудобные. По сути дела, это попытка ссылаться на что-то как на исключение из общепринятых правил, принципов и пр. без объяснения необходимости этого исключения. Например, «Многие черные люди называют друг друга неграми, а значит ничего позорного в том, что бы остальным их называть также».

Провокационный вопрос: когда кто-то задает вопрос, содержащий утверждение чего-то недоказанного или принятого не всеми затронутыми лицами. Ответ на этот вопрос, подразумевает согласие. Например: «Ты все еще бьешь свою жену?». Отрицательный или положительный ответ респондента будет означать его согласие с тем, что он имеет супруга, которого он бил когда-то в прошлом.

Путание взаимосвязи и причинности: заключение о причинно-следственной связи как о детерминистической, т.е. если А вызывает Б, значит Б всегда следует за А. Например, «Количество мужчин играющих в шахматы больше, чем женщин, следовательно, мужчины лучшие шахматисты, чем женщины». Или: «Дети, которые смотрят жестокости по телевизору, чаще более агрессивны, когда вырастают, чем те, кто их не смотрит». Но влияет ли телевидение на жестокость, или жестоко-ориентированные дети предпочитают смотреть жестокие программы? Возможно, абсолютно другая причина создает насилие, совершено не относящееся к телевидению.

Скользкая дорожка: относительно небольшой шаг необратимо приведет к цепочке связанных с ним событий, приводящих к какому-то значительному изменению, как снежный ком. Например, «Если позволить докторам помогать в суициде, то, в конце концов, правительство будет контролировать, как мы умираем». Изменение не всегда направлены по скользкой дорожке.

Статистика малых чисел (похоже на избирательность наблюдения): ошибочное обобщение путем достижения индуктивного умозаключения (т.е. от частного к общему) построенного на недостаточных для этого доказательствах. Это часто включает общее заключение на основании статистики опроса малых групп, что не отражает положение вещей в целом. Например, «Мои родители курили всю свою жизнь, и у них никогда не было проблем с раком». В противоположность поспешного обобщения существует ленивая индукция, т.е. отрицание логического вывода. Например, «Хьюго перенес 12 ДТП за последние полгода, но он продолжает наставить на том, что это не его вина, а просто совпадение».

Эффект подтверждения (похоже на избирательность наблюдения): вид избирательного мышления при котором человек сосредотачивается только на свидетельствах и фактах поддерживающих то, во что он уже верит, и в то же время игнорирует свидетельства опровергающие его верование. Эффект подтверждения играет значительную роль, когда люди формируют свои взгляды на вере, традициях или предубеждениях. Например, если кто-то верит в силу молитвы, то этот верующий будет обращать внимание на некоторое количество «отвеченных» молитв, большинство не отвеченных же просто проигнорирует (что свидетельствует о том, что исполненная молитва, как минимум, не более чем случайность, а, как максимум, подобна эффекту плацебо на здоровье пациента).

Хочу выразить отдельную благодарность английской и русской версиям Википедии.

источник

22.02.2010

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Логические ошибки магнитных дисков
  • Логические ошибки книга уемов купить
  • Логические ошибки книга скачать бесплатно
  • Логические ошибки как они мешают правильно мыслить отзывы
  • Логические ошибки как они мешают правильно мыслить аудиокнига слушать