Логическую или содержательную ошибку

ТЕМА
№28. Логические ошибки и парадоксы

План

Введение

Проблема
совершения логических ошибок в речи
очень актуальна в наше время. Многие
люди делают логические ошибки в своей
речи. Одни
вследствие незнания законов логики,
другие просто пренебрегают этими
законами. Но логичность речи – это очень
важное коммуникативное качество, которым
нельзя пренебрегать. Именно от него
зависит правильное понимание предложения
или даже содержание всего текста, а
также смысл высказывания.

Очень
важно строить свою речь последовательно
и не противоречиво, соблюдать законы
логики. Ещё Аристотель предостерегал
нас от логических ошибок в речи. Он
утверждал: «Речь должна отвечать законам
логики». Иначе вас могут понять не
правильно или даже не понять совсем. А
логическая речь предупреждает искажение
вашей мысли в ходе речи, а также облегчает
незатрудненное понимание каждого вашего
предложения и текста в целом.

В
языке так же встречаются неустранимые
противоречия, которые невозможно
разрешить, просто исправив допущенную
ошибку. Такие противоречия называются
парадоксами. Размышление над парадоксами
является, без сомнения, одним из лучших
испытаний логических способностей и
одним из наиболее эффективных средств
их тренировки.

Цель
данной контрольной работы
исследовать логические ошибки и
парадоксы. Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:

  • раскрыть
    понятие логической ошибки и её виды.
    Содержательные и формальные ошибки.
    Софизмы и паралогизмы;

  • определить,
    что такое парадокс;

  • выполнить
    упражнения.

1. Понятие логической ошибки и её виды. Содержательные и формальные ошибки. Софизмы и паралогизмы.

Логические
ошибки – ошибки в умозаключениях,
рассуждениях, определениях понятий,
доказательствах и опровержениях,
вызванные нарушением законов и искажением
форм мышления. Логические ошибки
изучались уже Аристотелем в сочинении
«Опровержение софистических аргументов».
На этой основе в традиционной логике,
начиная с трудов схоластов, было
разработано подробное описание логических
ошибок. В соответствии с выделяемыми в
традиционной логике частями доказательства
логические ошибки были подразделены
на:

  1. Ошибки
    в посылках, то есть в основаниях
    доказательства:

  • ложное
    основание, или основное заблуждение,
    когда доказываемый тезис пытаются
    вывести из ложных посылок (аргументов);

  • предвосхищение
    основания, или недоказанное основание,
    когда доказываемый тезис пытаются
    вывести из таких посылок, которые может
    и не ложны, но которые еще сами нуждаются
    в том, чтобы доказать их истинность;

  • порочный
    круг, или
    круг в доказательстве, когда тезис
    выво­дится из посылок, а посылки в
    свою очередь выводятся из тезиса, так
    что получается круг, который не
    дока­зывает ни тезиса, ни посылок.

2) Ошибки
в отношении тезиса, то есть мысли, которую
следует доказать:

  • подмена
    тезиса,
    или отступление от тезиса, когда, начав
    дока­зывать один тезис, через некоторое
    время в ходе этого же доказательства
    начинают доказывать уже другой тезис,
    часто сходный с начальным тезисом
    только внешне;

  • чрезмерное
    доказательство, или
    кто чрезмерно доказывает,
    тот ничего не доказывает, когда
    доказы­вается слишком много, так что
    из данных посылок сле­дует не только
    доказываемый тезис, но и какое-нибудь
    ложное положение.

3) Ошибки
в аргументации, то есть в форме
умозаключения, рассуждения:

  • тезис
    не вытекает, не следует из посылок,
    когда в подтверждение
    тезиса
    выставляются аргументы, сами по себе
    верные, но которые не являются достаточным
    основанием для тезиса и поэтому не
    доказывают выдвинутого тезиса.

  • аргументация
    к тому, кто выдвинул тезис, или
    аргументация
    к человеку,
    когда вместо обоснования истинно­сти
    или ложности тезиса с помощью объективных
    ар­гументов пытаются все свести к
    положительной или
    отрицательной
    характеристике личности человека,
    утверждение которого поддерживается
    или оспарива­ется.

  • аргументация
    к тем, кто слушает спор, или ар­гументация
    к
    публике,
    когда вместо обоснования истинно­сти
    или ложности выдвинутого тезиса с
    помощью
    объективных аргументов
    пытаются все свести к воздействию на
    чувства людей и тем самым не дать
    слушателям спокойно составить объективное
    мнение о предмете, подлежащем обсуждению.

  • поспешное
    обобщение, когда некоторое свойство,
    обнаруженное только у небольшой части
    предметов данного класса, переносят
    на все предметы класса только на том
    основании, что не встречалось предметов,
    у которых нет этого свойства.

  • смешение
    причинной связи с простой последовательностью
    во времени, когда рассуждают по ошибочному
    правилу: «после этого, значит по причине
    этого»

  • учетверение
    терминов, когда в силлогизме появляется
    четвертый термин, в который вкладывается
    разное содержание и который поэтому
    не может связать крайние термины
    силлогизма в заключении.

Другой
важной классификацией логических ошибок
является их деление на содержательные
и формальные. Логические
ошибки, связанные с неверным представлением
о действительном положении дел, называются
содержательными. Содержательная ошибка
может быть результатом заблуждения, то
есть несоответствующего, одностороннего,
но непреднамеренного, отражения предметов
и явлений в сознании человека, или
продуктов лжи, дезинформации как
целенаправленного действия.

Пример
содержательной ошибки:

Все
страны являются федерациями.

Беларусь
является страной .

Следовательно,
Беларусь является федерацией.

Ошибка
называется формальной, если связь между
высказываниями в рассуждениях не
соответствует логическим законам.
Пример формальной ошибки:

Некоторые
страны являются федерациями.

Беларусь
является страной.

Следовательно,
Беларусь является федерацией.

Аристотель,
который обратил внимание на логические
ошибки, выявил два их вида: паралогизмы
и софизмы. Паралогизмами называются
непреднамеренные логические ошибки,
допускаемые людьми вследствие их низкой
культуры мышления и незнания ими правил
логики.Ошибка
в таком рассуждении состоит не в том,
что его содержание будет истинным или
ложным, а в том, что форма вывода не
соответствует правилам логики. Своей
непреднамеренностью паралогизм
отличается от софизма
логической ошибки, совершаемой намеренно.

Пример
паралогизма:

Мой
пиджак сшит из материи.

Материя
вечна.

Следовательно,
мой пиджак вечен.

Coфизмы
( от греческого sophisma

уловка, вымысел, головоломка)
это
преднамеренно неправильно построенные
рассуждения, в основе которых лежат
логические ошибки, допускаемые с целью
ввести когонибудь
в заблуждение или поставить в неловкое
положение. Софизмы известны с древности.

Пример
софизма:

Сидящий
встал.

Кто
встал, тот стоит.

Следовательно,
сидящий стоит.

Учение
традиционной логики о логических ошибках
охватывает все основные виды логических
дефектов в содержательных рассуждениях
людей. Средства современной формальной
логики позволяют лишь уточнить
характеристику многих из них. Источником
ошибок в мышлении являются различные
причины психологического, языкового,
логико-гносеологического и иного
характера. Появлению логических ошибок
способствует прежде всего то, что многие
логически неправильные рассуждения
внешне похожи на правильные. Немаловажную
роль играет также и то, что в обычных
рассуждениях не все их шаги – суждения
и умозаключения, в них входящие, – обычно
бывают выраженными в явной форме.
Сокращенный характер рассуждений часто
маскирует неявно подразумеваемые в нем
ложные посылки или неправильные
логические приемы. Важным источником
логических ошибок является недостаточная
логическая культура, сбивчивость
мышления, нечеткое понимание того, что
дано и что требуется доказать в ходе
рассуждения, неясность применяемых в
нем понятий и суждений. Сбивчивость
мышления бывает тесно связана с логическим
несовершенством языковых средств,
применяемых при формулировке тех или
иных суждений и выводов. Источником
логических ошибок может быть также
эмоциональная неуравновешенность или
возбужденность. Питательной средой для
логических ошибок, особенно для ошибки
ложного основания, являются те или иные
предрассудки и суеверия, предвзятые
мнения и ложные теории.

В
борьбе с логическими ошибками немаловажное
значение имеет использование средств
логики. Эти средства дают должный
результат в тех областях, где фактический
материал позволяет осуществить
предписываемое формальной логикой
уточнение формы рассуждений, выявление
опущенных звеньев доказательств,
развернутое словесное выражение выводов,
четкое определение понятий. В этих
областях применение логики является
эффективным средством устранения
сбивчивости, непоследовательности и
бездоказательности мышления.

Соседние файлы в предмете Логика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы ошибок (фактические, логические, речевые)

Фактические ошибки

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

К фактическим ошибкам можно отнести различного рода фактические неточности: неверно указанные годы жизни писателя или время создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д. Например, в работах 2008 года присутствовала типичная фактическая ошибка: экзаменуемые плохо припоминали фамилию одной из героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»: вместо указания на Пшеницыну в экзаменационных работах можно было обнаружить, например, Хозяйкину. Экзаменуемые часто путают не только имена героев, но названия произведений (так, часть экзаменуемых 2008 г. не могли точно указать названия глав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Фактические ошибки можно разделять на грубые и негрубые. Безусловно, если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Вследствие плохого знания текста произведения экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки и слова персонажей, события, «вкладывая» в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т.д.); искажают сюжет и проч. Например, в одной из работ утверждалось, что счастью Катерины и Бориса (пьеса А.Н. Островского «Гроза») помешали родители Бориса. К сожалению, немало примеров, показывающих отсутствие какой-либо ориентированности в тексте. Одно из заданий по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» требовало от экзаменуемых перечисления положительных персонажей комедии. У ряда учащихся получались весьма неожиданные комбинации: наряду с Милоном, Правдиным и Стародумом назывались (по принципу «что помню») Скотинин, Простакова, Вральман (не помогала даже наличие «говорящих» фамилий). Незнание текстов приводит к построению неудачных или ложных сопоставлений при выполнении заданий, требующих привлечения литературного контекста. В одном из вариантов экзаменационной работы был предложен вопрос: «Какие стихотворения русских поэтов носят характер лирической исповеди и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А. Есенина «Письмо матери»? Некоторые экзаменуемые шли по пути перечисления поэтов наудачу, разумеется, не забывая Пушкина (в расчете на его «всеохватность») и попадали впросак, поскольку «материнской» темы поэт не коснулся в своей лирике (есть лишь такой адресат, как няня).

Итак, к типичным фактическим ошибкам относятся:

1) искажение историко-литературных фактов;

2) искажение имён собственных;

3) ошибки в обозначении времени и места события;

4) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.

Логические ошибки

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа сочинения. Лучшие работы экзаменуемых отличает четкость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

Логические ошибки, по определению Д. Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения». (Например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга»).

Вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью.

Каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание (предмет рассуждения не должен меняться произвольно в ходе повторения, понятия – подменяться и смешиваться).

Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость могут привести к присутствию в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Точность подбора тезисов, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Сочинение должно быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана). При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания,

2)отсутствие связи между частями предложения,

3)неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4)раздроблениемикротемы другой микротемой,

5)несоразмерность частей высказывания,

6)отсутствие необходимых частей высказывания,

7)перестановка частей высказывания и т.п.

Речевые ошибки

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических, которые состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, а также в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в пропусках необходимых слов и нарушении границ предложения.

(См. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя. – Москва.: Просвещение, 1986. С. 81).

Эти ошибки, несомненно, снижают качество работы, и грубейшие из них могут быть отнесены к речевым.

К изложению литературного материала прямое отношение имеют речевые и стилистические ошибки. Стилистические ошибки являются одним из видов речевых ошибок. Их разграничение важно для работ высокого качества. К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

6) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов (та же работа, с. 87).

Еще раз подчеркнем, что разновидностью речевых ошибок являются стилистические. «Стилистические смешения, – как указывает В.И. Капинос, – это особая группа речевых недочётов, которые разрушает единство стиля высказывания» (та же работа, с. 86).

К стилистическим ошибкам следует относить:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.

Соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому стилистические смешения В.И. Капинос справедливо предлагает называть стилистическими недочётами.

УДК 372.881.161.1 ’36 ББК 4426.819=411.2,2

ГСНТИ 14.33.09, 14.25.09, 44.06.01

Код ВАК 10.02.20; 13.00.02

Чаптыкова Наталья Петровна,

аспирант, кафедра русского языка и методики преподавания, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова; 655016, Респ. Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, д. 82, к. 18; e-таИ: nat.put2011@yandex.ru

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СИСТЕМЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ, РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ: К ВОПРОСУ СОГЛАСОВАНИЯ, ДЕТАЛИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ КРИТЕРИЕВ И НОРМАТИВОВ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: критерии и нормы оценки; ошибки и недочеты логические и содержательно-речевые; грамматические ошибки.

АННОТАЦИЯ. Логические ошибки из письменных работ учащихся показаны не только на уровне отдельного предложения, но и на уровне текста, рассмотрены как часть содержательных, речевых и грамматических, детализированы и описаны по подвидам. На примерах доказано, что ряд речевых недочетов одновременно связан и с нарушением логических законов, и с нарушением языковых норм. Нарушения логических законов и приемов логического построения, неумение установить связи между частями текста и предложениями, охватить мыслью синтаксическое целое приводят к двусмысленности в работах учащихся. Отсутствие классификации логических ошибок в традиционной системе оценивания изложений / сочинений создает трудности при определении типа ошибки учениками и приводит к недооценке учителями упражнений на предупреждение логических ошибок. В статье отмечено противоречие между необходимостью формирования навыков логического мышления и недостаточной разработанностью этой проблемы, что отрицательно влияет на качество обучения. Детализированное описание подгрупп логических ошибок позволит соотнести и унифицировать традиционные критерии оценивания письменных работ с критериями ОГЭ / ЕГЭ. Это поможет учителю русского языка выбирать эффективные приемы предупреждения логико-текстовых, логико-речевых и логико-грамматических ошибок.

Chaptykova Natalya Petrovna,

Post-graduate Student, Department of the Russian Language and Methodology of the Institute of Philology and Intercultural Communication, Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan.

LOGICAL MISTAKES AMONG CONTENT-RELATED, GRAMMAR MISTAKES AND SPEECH ERRORS: TO THE ISSUE OF COORDINATION, DETAILING AND UNIFICATION OF THE CRITERIA AND STANDARDS OF CHECKING AND EVALUATING WRITTEN WORKS IN RUSSIAN

KEYWORDS: norm and criteria of evaluation; logical-textual, logical speech errors; logical-grammatical errors.

ABSTRACT. Logical mistakes found in the written works of students are shown not only at the level of individual sentences, but also at the level of the text; they are considered as part of a meaningful, verbal and grammatical mistakes. The examples proved that the number of speech errors is due to the violation of the law of logic and the violation of linguistic norms. Violations of the laws of logic and methods of logical construction, the inability to establish links between parts of the text and wrong interpretation of the thought pattern leads to syntactic ambiguity in the works of the students. The lack of classification of logical errors in the traditional system of evaluation of essays creates difficulties in determining the type of error and leads to the underestimation by teachers of the exercises on the prevention of logical errors. The article highlights the contradiction between the necessity of formation of logical thinking skills and insufficient development of this issue, which negatively affects the quality of education. The detailed description of the subgroups of logical errors will allow to correlate and unify the traditional criteria for evaluation of written works with the criteria used in the Unified State Exam. This will help the teacher to choose effective methods of preventing the logical-text, logical-linguistic and logical-grammatical errors.

О;

освоение общеобразовательных ‘программ основного общего образования завершается сегодня обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников по русскому языку в форме сжатого изложения и сочинения. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации связаны не только с предметными, но и с метапредметными результатами образования: «Изложение требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде все-

го правильного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы. Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создает на его основе собственный, который должен сохранить логику и структуру, обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью. Логическая связь между предложениями не должна противоречить логике исходного текста» [18; 9].

ОГЭ является ступенью подготовки к ЕГЭ. Результаты ЕГЭ-2016 по русскому языку свидетельствуют о том, что «недостаточ-

© Чаптыкова Н. П., 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 11

205

но усвоенным на протяжении ряда лет остается раздел, связанный с выяснением способов и средств связи предложений (задание 22, 23), что проявляется в части 3 работы как нарушение логики развития мысли (логические ошибки)» [19; 12].

Наш опыт работы экспертом показывает, что самые низкие баллы учащиеся традиционно получают за критерий, отвечающий «за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения» [13; 9]. Сжимая текст, ученик зачастую удаляет авторские средства грамматической связи и не вводит свои, искажает содержание и подменяет одну или несколько авторских микротем собственными, нарушает логику изложения, допускает логические ошибки на уровне одного предложения (суждения) и / или на уровне текста. Такое наблюдается примерно в 45 % работ, на основании чего можно предположить, что экзаменуемыми недостаточно освоены или поняты критерии оценивания и классификация логических ошибок, которые введены по рекомендациям ФИПИ. Одну из причин мы видим в том, что в традиционной форме оценивания изложения и сочинения отсутствует классификация логических ошибок, они не учтены и в действующих критериях оценки. В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (далее — Нормы оценки ЗУН) перечислены требования не только к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку, но и к речи учащихся, установлены единые критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания [14]. Но в Нормах оценки ЗУН нет единого подхода: неясно, куда отнести логические ошибки — к содержательным или речевым.

Как показывает наш опыт, отсутствие единого подхода к оцениванию снижает

качество работы экспертов при выявлении ошибок в изложениях и сочинениях экзаменуемых, приводит к недооценке учителями упражнений на предупреждение логических ошибок, создает в процессе самоконтроля определенные затруднения у учеников при определении ими типа / вида ошибки.

В Нормах оценки ЗУН учащихся изложения и сочинения оцениваются двумя отметками: первая в числителе ставится за содержание и речевое оформление, вторая в знаменателе — за орфографию, пунктуацию и грамматику. Один из критериев оценки содержания предполагает последовательность изложения мыслей во всех частях работы, наличие связи между ними и соответствие плану. В требованиях по проверке работ в рамках ОГЭ и ЕГЭ дополнительно предусматривается учет логических ошибок. По критериям ФИПИ работы оцениваются по трехбалльной системе, всего критериев оценивания содержания изложения три, сочинения — четыре (ИК-1 — ИК-3, ИК-1 — ИК-4), критериев оценивания практической грамотности четыре (ГК-1 — ГК-4 ) [13].

Сравнивая критерии традиционной и новой формы проверки, нельзя не отметить большую разработанность последней, где кроме соответствия теме, последовательности и логичности оцениваются связность, цельность, наличие / отсутствие логических ошибок (см. табл. 1). Налицо противоречие между необходимостью формирования навыков логического мышления в метаме-тодическом аспекте и недостаточной прикладной разработанностью этой проблемы, что отрицательно влияет на качество обучения и учения. Сложно предупредить то, что не классифицировано, поэтому назрела необходимость детализировать логические ошибки, согласовать критерии традиционной оценки и новые требования.

Таблица 1

Система оценивания изложений / сочинений в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» в сопоставлении с системой оценивания задания с развернутым ответом в ОГЭ

Традиционные критерии оценивания изложений и сочинений по Нормам оценки ЗУН Критерии оценивания сжатого изложений и сочинений в рамках ОГЭ (ФИПИ, 2016 г.)

1. Соответствие работы теме. 2. Наличие и полнота раскрытия основной мысли 3. Правильность фактического материала. 4.Последовательность и логичность изложения. 1. Содержание изложения ( точно передано основное содержание текста, отражены все важные микротемы). 2. Сжатие исходного текста 3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: логические ошибки отсутствуют, нет нарушений абзацного членения. 4. Композиционная стройность работы( сочинения).

Изложение и сочинение оцениваются двумя оценками: первая — за содержание работы и речь (отметки 5, 4, 3, 2, 1). Изложение оценивается в баллах тремя критериями: ИК-1, ИК-2, ИК-3. Сочинение — четырьмя К1-К4 (баллы 3, 2, 1).

Вторая оценка — за грамотность — ставится в знаменателе (отметки 5, 4, 3, 2, 1). Практическая грамотность оценивается в баллах по четырем критериям — с ГК-1 по ГК-4 (баллы 3, 2, 1).

Таблица 1 показывает расхождения в критериях оценивания изложений и сочинений девятиклассников по традиционным Нормам оценки и новым рекомендациям ФИПИ. Это говорит о необходимости унификации в синтезе традиционных норм проверки и критериев ФИПИ. В статье мы детализируем лингвометодическое описание подвидов логических ошибок, показывая, что они являются частью содержательных, речевых и грамматических. Трудности, возникающие при попытках такого описания, на наш взгляд, связаны прежде всего с тем, что часто логические ошибки являются следствием других типов ошибок.

Достаточно подробно классификации логических ошибок представлены в изданиях для журналистов, редакторов и корректоров — см., например, в трудах А. Н. Беззубова [2], Ю. В. Красикова [9], И. Б. Голуб [5], Д. Э. Розенталя [16].

К этой проблеме неоднократно обращались и методисты, и учителя-практики, но вопрос классификации логических ошибок по-прежнему остается открытым. Одни методисты — такие, как М. Р. Львов, М. Т. Баранов, В. А. Добромыслов [7], Л. О. Бутакова [3], — видят взаимосвязь мышления и логических ошибок и признают их самостоятельный статус. М. Р. Львов считает, что логические ошибки — «один из видов неречевых (подчеркнуто нами -Н. П. Ч.) ошибок, … связанных с несоблюдением требований логики, в результате чего пропуск существенных деталей приводит к нарушению связности текста» [11, с. 105]. Другие методисты — В. И. Капинос [8], Ю. В. Фоменко [17] — называют такие ошибки речевыми, возникающими по причине нормативных нарушений.

В нормативных документах для общей школы тоже нет единообразия. В Нормах оценки ЗУН выделена группа речевых ошибок, «которая включает такие виды, как:

1) нарушение последовательности в тексте,

2) отсутствие связи между предложениями,

3) между частями сочинения (изложения)» [8, с. 177]. С нашей точки зрения, правильнее будет назвать такие ошибки логико-текстовыми, т. к. текстовые ошибки «связаны с нарушениями, с точки зрения норм, правил построения текста, выражаются в неправильном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, непоследовательном изложении содержания» [1, с. 353]. Текст, построенный по законам логики, отличается связностью, отсутствием противоречий, последовательностью, точностью. Именно такие критерии

сегодня учитываются при оценивании заданий с развернутым ответом — в рамках ОГЭ / ЕГЭ по русскому языку [6].

Текстовые ошибки могут проявляться на уровне всего текста и на уровне отдельной смысловой части, а также на границе смысловых частей. Если одно суждение противоречит ранее написанному, то такая небрежность приводит к нарушению последовательности всего текста. В отдельную группу логико-текстовых ошибок следует выделить нарушения требований к последовательности и смысловой связности изложения. В соответствии с научной традицией (Культура русской речи, 2007) полагаем, что ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, целесообразно рассматривать не только на уровне отдельного предложения, но и на уровне текста. В таком случае в логических ошибках можно выделить логико-текстовые, допущенные на уровне целого текста или его фрагмента, учитывающие содержание по традиционным нормам и по критериям ОГЭ.

Так, в начале текста может отсутствовать логическая связь с основной частью изложения или эта связь слабо выражена: нагромождены лишние факты или введены неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями.

В основной части работы могут содержаться ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение / сочинение, делающие его запутанным и сумбурным. «Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений и состоит из зачина (начало мысли, формулировка темы), средней части (развитие мысли, темы) и концовки (подведение итога)» [8, с. 22]. В отличие от единичного предложения, текст имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм, однако она не беспредельна. Нередко текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных местоимений в первом предложении, например: В этом тексте автор… Затрудняют понимание смысла такие логико-текстовые ошибки, как отсутствие последовательности, бессвязность и нарушение порядка предложений, использование разнотипных по структуре предложений (см. табл. 2). Концовка текста не служит выводом из сказанного и не мотивирована исходным текстом.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 11 207

Таблица 2

Логические ошибки в системе содержательных (логико-текстовые)

Недочеты в построении текста Примеры Логико-текстовые ошибки

Нарушение последовательности, порядка предложений Чацкий — представитель «века нынешнего». В комедии Чацкий является положительным героем. Нарушение закона тождества привело к непроизвольной или умышленной логической ошибке, которую можно характеризовать как потерю или подмену предмета мысли. С точки зрения логики, правильно от общего понятия переходить к частному.

Отсутствие связи между предложениями Климат Хакасии отличается суровостью. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна очень короткая. Нарушение закона тождества, подмена предмета мысли: климат — зима — весна — не осознаются основания группировки / классификаций.

Неудачное вступление С особенной силой этот эпизод описан в рассказе… Нарушение логики — в первом предложении употреблено указательное местоимение.

Неудачное заключение Итак, мать горячо любит сына, но своей любовью вредит еми. Таким образом, она любовью воспитывает в Митрофанушке лень и бессердечие. Нарушен закон достаточного основания — мысли должны быть непротиворечивы, это обеспечивает связность текста.

Примеры таблицы 2 доказывают, что логико-текстовые ошибки в содержании связаны с нарушениями логических законов, неумением установить связи между частями текста и предложениями, охватить мыслью синтаксическое целое — это типичный пробел не только учащихся 5-7 классов, но и старшеклассников. Чтобы ученик в своих высказываниях мог предупредить логическую ошибку, увидеть ее и самостоятельно исправить, ее надо понять, учитывая значение слова, его сочетаемость и связи с другими словами. В письменных работах учащихся встречаются речевые ошибки, обусловленные нарушением логики, поэтому их можно считать гибридным типом ошибок — одновременно и речевыми и логическими, то есть логико-речевыми.

Подробно виды речевых ошибок рассмотрены нами в статье «Предупреждение речевых ошибок у учащихся полиэтнических классов в процессе обучения полному изложению исходного художественного текста» [20, с. 196]. Такие ошибки возникают из-за незнания значения слова или небрежного словоупотребления. Это создают некую логическую неувязку, часто комического свойства: «Он облокотился спиной на холодную батарею» (В. Катаев). Облокотиться можно только локтем, а спиной -прислониться. Типичный пример смешения словосочетаний — ошибка по небрежности, по невнимательности, а не по незнанию. В результате на спине вырос локоть [8, с. 178]. По традиционной классификации ошибок учитель относит это к речевой ошибке, что правомерно, если касается учеников 5-7 классов. Однако при оценивании работ учащихся старших классов важно учитывать, что речевая ошибка находится на стыке с логической, это будет способствовать развитию мышления и тем самым улучшению качества письменных текстов школьников.

На уровне предложения группа речевых нарушений нередко связана с употреблением слова в несвойственном ему значении, «с соединением понятий из разных логических рядов, неоправданным употреблением общих и частных понятий, сопоставлением несопоставимых понятий, их расширением / сужением, нарушением логики в сопоставлении / противопоставлении понятий, употреблением лишних слов, пропуском нужного слова» [4]. Подобные речевые ошибки связаны с нарушениями логических законов и приемов логического построения: аналогии, индукции, дедукции, классификации и других (см. табл. 3). Связанные с употреблением слов логические нарушения выносить за пределы речевых ошибок неправомерно. Такие ошибки правильнее относить и к логическим, и к речевым, называя их логико-речевыми.

Из таблицы 3 видно, что логико-речевые ошибки нередко связаны с понятиями, рассуждениями / суждениями, противоречащими логике. Работа над ними затруднена из-за отсутствия необходимых научно-методических источников. Те краткие сведения, которые предусмотрены программой русского языка (понятие широкое и узкое, родовое и видовое и др.) [15], не всегда достаточны для исправления и предупреждения логико-речевых ошибок. Это могут быть соединения из разных логических рядов (Язык главного героя отражает характер), нелогичное перечисление (Трава, шапки, головы переливались на солнце). К логико-речевым ошибкам необходимо отнести и нарушение лексической сочетаемости (Пули не свистели над ушами), и пропуск нужного слова.

Примеры, приведенные в таблице, показывают ошибочные рассуждения, которые возникают в результате связывания несопоставимых, разноуровневых понятий [4].

Таблица 3

Логические ошибки в системе речевых

Речевые ошибки Примеры Логико-речевые ошибки

Нарушение лексической сочетаемости Сложный характер Печорина нашел свое отражение в его языке. Его натруженные руки утверждают, что он много работал в жизни Соединение понятий из разных логических рядов

Поздравлять учителей пришли гимназисты и девочки. Общее понятие объединено с частным

Зима — пора горячая. Калашников умрет, но бросится в бой. Алогизм (сопоставление несопоставимых понятий)

Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Подмена понятий: фильм -название

Рассуждения делают героя добрым. Суждения противопоставлены

В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. Сужение понятий (ребенку -больному)

Нарушение однородности перечисляемых понятий Любовь к Маше наполнила жизнь Гринева глубоким содержанием, а повесть «Капитанская дочка» глубоким смыслом. Нарушение логики сопоставления понятий

Неудачное употребление личных местоимений Мой брат — он студент Удвоение подлежащего

Неудачный порядок слов Скорая в тяжелейшем состоянии увезла женщину в больницу. Нарушение логики

В. А. Добромыслов и М. Т. Баранов объясняют такие ошибки нарушениями логического мышления. С точки зрения традиционных критериев, это речевые ошибки. Они связаны с семантикой слова и логикой рассуждения, поэтому их можно называть обобщенно логико-семантическими или логико-речевыми. Эта группа ошибок связана, во-первых, с объемом понятий, обозначаемых словами, с соотношением понятий между собой, с характером сообщаемого об этих понятиях в предложении. Кроме логических и речевых неточностей в использовании слов может быть «несоответствие между данной мыслью и высказанной ранее» [8, с. 179]. Такие ошибки важно осознавать во время подготовки к экзаменам, при редактировании текстов, объяснении ошибок и их предупреждении.

Говоря о логических ошибках в ряду речевых и грамматических, мы выделяем также третью группу, связанную с нарушениями синтаксической нормы. Многие из грамматических ошибок обусловлены нарушениями логических операций, что позволяет обобщенно называть их логико-грамматическими, а на уровне конкретизации — логико-синтаксическими. Составляя предложения в одно целое, некоторые учащиеся не могут разобраться в смысловых отношениях между частями сложного предложения, в том числе между главным и придаточным. Например, неправильно подбирают союз (Мост подгнил, потому что проехать было невозможно — смешение причины со следствием) или неоправданно пропускают союз (Брат боялся грозы, шел домой), нарушают границы предложения (напр., Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке), смешивают сочинительную и подчинитель-

ную связь (напр., Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами), допускают нелогичное противопоставление (Он принес бог знает что, но я ушел), нарушают границы сложных предложений (Герасим беспокоился о собаке. Поэтому искал ее везде). Иногда в тексте наблюдается противительная связь там, где ее нет (Брат собирался в лес, но ему приходилось идти вечером), или связываются союзом и такие предложения, между которыми не может быть смысловой связи (напр., Мы уходили на луг утром, и иногда нас там заставали дожди).

В. А. Добромыслов отмечает, что такие логические ошибки «связаны напрямую с недостаточной дисциплиной мысли учащихся» [7]. Мы полагаем, что некоторые логические ошибки не только связаны с нарушениями логических законов, но и являются следствием нарушения норм языковых, поэтому при подготовке к ОГЭ учитель вправе классифицировать их как логико-грамматические, в частности, логико-синтаксические (см. табл. 4).

Из таблицы 4 понятно, что ряд грамматических ошибок (употребление лишнего союза или его неумелый выбор, пропуск слова и др.) связан с нарушением логических законов, в частности, закона достаточного основания, что приводит к двусмысленности по причине отсутствия временной связи, нарушения причинно-следственных отношений. Нередко пишущий и говорящий не различают (в разных сферах деятельности и знаний) часть и целое, смежные явления, родовидовые и причинно-следственные отношения. Школьники должны знать пути выбора истинного суждения, например, чтобы не допустить ошибку в следствии, нужно продумывать причину.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 11 209

Таблица 4

Логические ошибки в системе грамматических

Грамматические ошибки Примеры Логико-грамматические ошибки

Пропуск необходимых слов Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста Потеря предмета мысли

Учителю пришлось долго объяснять (что? кому?)

Нарушение границы простого предложения Собака напала на след. И стала бегать по лесу. Логичнее объединить в одно предложение, т. к. предмет один, сказуемые однородные

Ошибки в построении предложений с однородными членами По утрам мы с братом ходили на луг, а не только в дождливую погоду. Наш класс каждый год оказывает небольшую, но хорошую помощь детям-сиротам. Противительная связь не оправдана, союз выбран неправильно.

Ошибки в построении сложного предложения: неумелый выбор союзов Сейчас в Москве 14-16 градусов, а у нас тоже стоит легкий мороз. Нарушен закон достаточного основания — противительная связь не оправдана.

Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая. Я не захотел кататься на коньках, и это занятие мне надоело. Нарушение причинно-следственных отношений — см. закон достаточного основания.

Употребление лишнего союза Когда мы вошли в лес, на деревьях лежал снег. Между частями предложения нет временной зависимости.

Элементарные сведения о логических ошибках и их причинах помогут если не предупредить ошибку, то хотя бы найти ее и объяснить причины появления. Поэтому мы считаем, что необходима детализация содержательно-речевых и грамматических ошибок, описанных в традиционных Нормах оценки ЗУН, с учетом логических ошибок, отраженных в критериях оценки по ОГЭ. Описанные нами на уровне конкретизации логико-текстовые, логико-речевые и логико-грамматические ошибки одновременно связаны и с нарушением логических законов, и с нарушением языковых норм, что требует подбора и разработки специальных упражнений по предупреждению названных подгрупп логических ошибок. Детализированное разграничение групп логических ошибок необходимо прежде всего учителю для обоснованного оценивания им письменных работ школьников — выставления итоговой отметки за изложение и сочинение с учетом ошибок

по критериям числителя и знаменателя, для обозначения и объяснения видов ошибок при индивидуальной, групповой и фронтальной работе. Ученикам это поможет при самоконтроле / самопроверке, в самостоятельной работе над ошибками при редактировании своих письменных работ по обозначениям учителя. При традиционной проверке и оценке письменных работ по Нормам оценки ЗУН учителю можно и даже нужно учитывать то, что логические ошибки внесены в критерии оценки изложения и сочинения в рамках ОГЭ / ЕГЭ. Реальный путь унификации традиционных и новых критериев и нормативов — это детализированное описание подгрупп логических ошибок как логико-текстовых, логико-речевых и логико-грамматических. Это позволит учителю и ученику более четко соотносить логические ошибки с содержательными, речевыми и грамматическими, а выставление оценки / отметки связывать и с критериями ОГЭ / ЕГЭ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб., 1999.

2. Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997.

3. Бутакова Л. О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи // Вестник Омского ун-та. 1998. Вып. 2. С. 72-75.

4. Гетманова А. Д. Логика : учебник. М., 1994

5. Голуб И. Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004.

6. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2014 г. ОГЭ : учеб.-метод. мат-лы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом. РУССКИЙ ЯЗЫК / ред. И. П. Цыбулько. М., 2014.

7. Добромыслов В. А. О развитии логического мышления учащихся V-VII классов на занятиях по русскому языку : монография. М., 1956.

8. Капинос В. И. 0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., 1986.

9. Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок. М., 1980.

10. Крайник О. М. Оценка образовательных достижений обучающихся посредством заданий фонда оценочных средств // Педагогические измерения. 2016. № 2. С. 64-69.

11. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.

12. Методические рекомендации по русскому языку ФИПИ. ЕГЭ. М., 2016.

13. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения). М., 2015.

14. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Программы средней общеобразовательной школы : сборник. M., sool.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 кл., l0-ll кл. / сост Е. И. Харитонова. M., solo.

í6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. M., l994.

l7. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, l994.

lS. Цыбулько И. П. Mетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык // Педагогические измерения. sol6. № l. С. 9-14.

19. Цыбулько И. П. Mетодические рекомендации для учителей, подготовленные основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ sol6 года по русскому языку. M., sol6.

20. Чаптыкова Н. П. Предупреждение речевых ошибок у учащихся полиэтнических классов в процессе обучения полному изложению исходного художественного текста // Педагогическое образование в России. sol4. № ls. С. 195-199.

REFERENCES

1. Azimov E. G., Shchukin A. N. Slovar’ metodicheskikh terminov. SPb., 1999.

2. Bezzubov A. N. Vvedenie v literaturnoe redaktirovanie. SPb., 1997.

3. Butakova L. O. Opyt klassifikatsii oshibok, svoystvennykh pis’mennoy rechi // Vestnik Omskogo un-ta. 199S. Vyp. 2. S. 72-75.

4. Getmanova A. D. Logika : uchebnik. M., 1994

5. Golub I. B. Konspekt lektsiy po literaturnomu redaktirovaniyu. M., 2004.

6. Gosudarstvennaya itogovaya attestatsiya po obrazovatel’nym programmam osnovnogo obshchego obra-zovaniya v 2014 g. OGE : ucheb.-metod. mat-ly dlya podgotovki ekspertov predmetnykh komissiy po proverke vy-polneniya zadaniy s razvernutym otvetom. RUSSKIY YaZYK / red. I. P. Tsybul’ko. M., 2014.

7. Dobromyslov V. A. O razvitii logicheskogo myshleniya uchashchikhsya V-VII klassov na zanyatiyakh po russkomu yazyku : monografiya. M., 19бб.

S. Kapinos B. I. 0 kriteriyakh otsenki rechi i ob oshibkakh, grammaticheskikh i rechevykh // Otsenka zna-niy, umeniy i navykov uchashchikhsya po russkomu yazyku. M., 19S6.

9. Krasikov Yu. V. Teoriya rechevykh oshibok. M., 19S0.

10. Kraynik O. M. Otsenka obrazovatel’nykh dostizheniy obuchayushchikhsya posredstvom zadaniy fonda otsenochnykh sredstv // Pedagogicheskie izmereniya. sol6. № s. S. б4-б9.

11. L’vov M. R. Slovar’-spravochnik po metodike russkogo yazyka. M., 19SS.

12. Metodicheskie rekomendatsii po russkomu yazyku FIPI. EGE. M., 201б.

13. Metodicheskie rekomendatsii dlya ekspertov, uchastvuyushchikh v proverke itogovogo sochineniya (iz-lozheniya). M., 2015.

14. Otsenka znaniy, umeniy i navykov uchashchikhsya po russkomu yazyku // Programmy sredney obshche-obra-zovatel’noy shkoly : sbornik. M., 2001.

15. Programmy dlya obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy: russkiy yazyk. 5-9 kl., 10-11 kl. / sost E. I. Kharitonova. M., 2010.

16. Rozental’ D. E. Spravochnik po pravopisaniyu, proiznosheniyu, literaturnomu redaktirovaniyu. M., 1994.

17. Fomenko Yu. V. Tipy rechevykh oshibok. Novosibirsk, 1994.

lS. Tsybul’ko I. P. Metodicheskie rekomendatsii po otsenivaniyu vypolneniya zadaniy s razvernutym otvetom. Russkiy yazyk // Pedagogicheskie izmereniya. sol6. № l. S. 9-14.

19. Tsybul’ko I. P. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 201б goda po russkomu yazyku. M., 201б.

20. Chaptykova N. P. Preduprezhdenie rechevykh oshibok u uchashchikhsya polietnicheskikh klassov v protses-se obucheniya polnomu izlozheniyu iskhodnogo khudozhestvennogo teksta // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Ros-sii. sol4. № ls. S. l95-l99.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Острикова.

Подождите!

Не закрывайте страницу. Нейросеть пишет ответ. Он появится тут.

Этот ответ написан нейросетью.

Искуственный интеллект во многом преуспевает, но в некоторых областях может давать неточные ответы.
Если вам не понравился ответ, попробуйте задать его более развёрнуто и конкретно, используя точные параметры.

Ответ нейросети:

Фома Аквинский в своей философии предполагал, что все существующие в мире вещи имеют свою целевую причину (каузу) и следовательно, должны иметь Западного понимания Бога — вечного, всеобщего, всемогущего, разумного и нравственного существа, которое является первопричиной всех вещей.

Однако, аргументация Фомы Аквинского имеет две существенные ошибки. Первая ошибка заключается в том, что не все действительно имеют целевую причину. Например, случайные или субъективные события не могут быть определены как имеющие целевую причину. Многие происходят без участия какой-либо внешней цели. Кроме того, многое происходит без намерения или без сознательного выбора.

Вторая ошибка заключается в том, что, даже если предположить, что все в мире имеют целевую причину и Бог является первопричиной всего, это не означает, что существование Бога — это единственное объяснение целевой причины всех вещей. Логичным объяснением может быть также простой и жесткий фатализм, где события происходят, потому что они должны происходить, а не из-за чьего-то намерения.

Таким образом, доказательство Фомы Аквинского через целевую причину не обладает надлежащей логической связностью и содержательной точностью, что говорит о том, что его аргументация не может служить верным философским доказательством.

⚠️Зарепортить пост!

Министерство
образования Республики Беларусь

БГУИР

Факультет заочного
обучения

Кафедра: Философии

Контрольная работа
№1

по дисциплине:
«Логика»

Выполнил
студент гр.200102

Специальности
РТ

Штейнберг
Александр Эдгарович

Проверил:
_______________

(должность,
ФИО проверяющего)

Оценка:
________________

________________________

(подпись)

________________________
(дата)

Почтовый
адрес:

220037

РБ, г. Витебск, ул. Г.Ивановского

д.16, кв.56

тел: 8-0295190879

e-mail:stigmata56@yandex.ru

2012

План

1.
Понятие логической ошибки и их виды.
Содержательные и формаль-ные ошибки.
Софизмы и паралогизмы.

2.
Что такое парадокс?

Упражнения

1.
Определите вид логической ошибки:

1.1.
Лекарство, которое принимает больной,
– это добро.

Чем
больше добра, тем лучше

Значит,
чем больше принимать лекарства, тем
лучше.

1.2.
Все европейские государства – члены
Шенгенского союза. Значит, и Англия как
европейская страна входит в Шенгенскую
группу.

1.3.
Все православные являются христианами.
Все католики – тоже христиане. Значит,
католики и православные – это одно и
то же.

1.
Понятие логической ошибки и их виды.
Содержательные и формаль-ные ошибки.
Софизмы и паралогизмы.

ЛОГИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ — ошибки, связанные с нарушением
логической правильности рассуждений.
Состоят в том, что утверждается истинность
ложных суждений (либо ложность истинных
суждений), или логически неправильные
рассуждения рассматриваются как
правильные (либо логически правильные
рассуждения — как неправильные), или
недоказанные суждения принимаются за
доказанные (либо доказанные — за
недоказанные), или, наконец, неверно
оценивается осмысленность выражений
(бессмысленные выражения принимаются
за осмысленные либо осмысленные — за
бессмысленные). Эти
аспекты познавательных ошибок могут
различным образом сочетаться друг с
другом (напр., принятие бессмысленного
суждения за осмысленное обычно бывает
связано с убеждением в его истинности).
Логические ошибки изучались уже
Аристотелем в соч. “Опровержение
софистических аргументов”. На этой
основе в традиционной логике, начиная
с трудов схоластов, было разработано
подробное описание логических ошибок.

Ошибки
бывают содержательными и формальными.
Содержательные указывают на несоответствие
мысли в той или иной её форме реальной
действительности, а формальные – на
нарушение законов и правил образования
мысли. Формальная логика занимается
преимущественно выявлением правильных
форм рассуждения, хотя в индуктивных
выводах и доказательствах она формулирует
и содержательные правила.

Другой
важной классификацией логических ошибок
является их деление на паралогические
и софистические.

1.1. Софизм — интеллектуальное мошенничество.

О
софизмах обычно говорят вскользь и с
очевидным осуждением. И в самом деле,
стоит ли задерживаться и размышлять
над такими, к примеру, рассуждениями:

<Сидящий
встал; кто встал, тот стоит; следовательно,
сидящий стоит>,

<Сократ
— человек; человек — не то же самое, что
Сократ; значит, Сократ — это нечто иное,
чем Сократ>,

<Этот
пес твой; он является отцом; значит, он
твой отец>?

<Для
того чтобы видеть, нет необходимости
иметь глаза, так как без правого глаза
мы видим, без левого тоже видим; кроме
правого и левого, других глаз у нас нет,
поэтому ясно, что глаза не являются
необходимыми для зрения>!

Софизм
«рогатый» стал знаменитым еще в Древней
Греции. И сейчас он кочует из энциклопедии
в энциклопедию в качестве «образцового».
С его помощью можно уверить каждого,
что он рогат: «Что ты не терял, то имеешь;
рога ты не терял; значит, у тебя
рога».Впрочем, рога — это мелочь в
сравнении с тем, что вообще может быть
доказано с помощью этого и подобных ему
рассуждений. Убедить человека в том,
что у него есть рога, копыта и хвост, или
что любой, произвольно взятый отец, в
том числе и не являющийся вообще
человеком, — это как раз его отец и т.д.,
можно только посредством обмана или
злоупотребления доверием. А это и есть,
как говорит уголовный кодекс, мошенничество.
Не случайно учитель императора Нерона
древнеримский философ Сенека в своих
«Письмах» говоря о мнимой убедительности
софизмов сравнивал их с искусством
фокусников: мы не можем сказать, как
совершаются их манипуляции, хотя твердо
знаем, что все делается совсем не так,
как нам кажется. Бэкон сравнивал того,
кто прибегает к софизмам, с лисой, которая
хорошо петляет, а того, кто раскрывает
софизмы, — с гончей, умеющей распутывать
следы. Итак, Софизм представляет собой
рассуждение, кажущееся правильным, но
содержащее скрытую логическую ошибку
и служащее для придания видимости
истинности ложному заключению.

Софизм
является особым приемом интеллектуального
мошенничества, попыткой выдать ложь за
истину и тем самым ввести в заблуждение.
Отсюда «софист» в дурном значении
— это человек, готовый с помощью любых,
в том числе и недозволенных, приемов
отстаивать свои убеждения, не считаясь
с тем, верны они на самом деле или нет.
Цель его — выдать ложь за истину. Прибегать
к софизмам предосудительно, как и вообще
обманывать и внушать ложную мысль.

Софизмы
известны еще с античности, тогда они
использовались для обоснования заведомых
нелепостей, абсурда или парадоксальных
положений, противоречащих общепринятым
представлениям. В Древней Греции
софистика считалась искусством. Вернее,
не сама софистика, умение побеждать в
спорах, естественно используя софистику.
Этому «искусству» даже обучали в
специальных школах.

Возникновение
софизмов обычно связывается с философией
софистов (Древняя Греция, V-IV вв. до новой
эры), которая их обосновывала и оправдывала.
Однако софизмы существовали задолго
до философов-софистов, а наиболее
известные и интересные были сформулированы
позднее в сложившихся под влиянием
Сократа философских школах. Термин
<софизм> впервые ввел Аристотель,
охарактеризовавший софистику как
мнимую, а не действительную мудрость.
К софизмам им были отнесены и апории
Зенона, направленные против движения
и множественности вещей, и рассуждения
собственно софистов, и все те софизмы,
которые открывались в других философских
школах. Это говорит о том, что софизмы
не были изобретением одних софистов, а
являлись скорее чем-то обычным для
многих школ античной философии.

Можно
выделить три эпохи софистики:

.
Классическая (древняя) софистика (V — 1 —
я половина IVв.до н. э.)

.
Новая софистика (II — нач. IIIв.н.э.). Основные
представители — Лукиан Самосатский,
Флавий Филострат и др.

.
Поздняя софистика ( IVв.н.э.). Основные
представители — Либаний, Юлиан Отступник.

Вторая
и третья софистики назывались лишь по
аналогии с классической и представляли
собой подражательные литературные
течения, стремившиеся реставрировать
идеи и стиль классических софистов.

К
наиболее старшим софистам (2 -я половинаVв.
До н.э.) относятся Протагор Абдерский,
Горий из Леонтий, Продик Кеосский, Критий
Афинский.

К
наиболее известным младшим софистам(1
-я половина IV в. До н. э.) относятся
Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах. Софизмы
существуют и обсуждаются более двух
тысячелетий, причем острота их обсуждения
не снижается с годами. Когда были
сформулированы первые софизмы, о правилах
логики не было известно. Говорить в этой
ситуации об умышленном нарушении законов
и правил логики можно только с натяжкой.
Тут что-то, другое. Ведь несерьезно
предполагать, что с помощью софизма
<Рогатый> можно убедить человека,
что он рогат. Сомнительно также, что с
помощью софизма <Лысый> кто-то надеялся
уверить окружающих, что лысых людей
нет. Невероятно, что софистическое
рассуждение способно заставить кого-то
поверить, что его отец — пес. Речь здесь,
очевидно, идет не о <рогатых>, <лысых>
и т.п., а о чем-то совершенно ином и более
значительном. И как раз, чтобы подчеркнуть
это обстоятельство, софизм формулируется
так, что его заключение является заведомо
ложным, прямо и резко противоречащим
фактам.

Примеры
софизмов:

Девушка
— не человек.

Доказательство
от противного. Допустим, девушка —
человек. Девушка — молодая, значит —
молодой человек. Молодой человек — это
парень. Противоречие. Значит девушка —
не человек.

Полупустое
и полуполное.

Полупустое
есть то же, что и полуполное. Если равны
половины, значит, равны и целые.
Следовательно, пустое есть то же, что и
полное.

Не
знаешь то, что знаешь.

«Знаешь
ли ты то, о чем я хочу тебя спросить?» —
«Нет». -« Знаешь ли ты, что добродетель
есть добро?» — «Знаю». — «Об этом я хотел
спросить тебя. А ты, выходит, не знаешь
то, что знаешь».

Лекарства

Лекарство,
принимаемое больным, есть добро. Чем
больше добра, тем лучше. Значит, лекарств
нужно принимать как можно больше.

Вор

Вор
не желает приобрести ничего дурного.
Приобретение хорошего есть хорошее
дело. Следовательно, вор желает хорошего.

Софизм
«Куча»:

Разница
между кучей и не — кучей не в 1-ой песчинке.

Пусть
у нас есть куча песка. Начинаем из нее
брать каждый раз по одной песчинке.
Продолжаем этот процесс. Если 100 песчинок
— куча, то 99 — тоже куча и т.д.….10 — куча, 9
— куча…3 — куча, 2 — куча, 1 — куча. Итак: суть
софизма в том, что количественные
изменения не приводят к качественным
изменениям.

(
софизм «лысый» по аналогии) — Скажи, —
обращается софист к молодому любителю
споров, — может одна и та же вещь иметь
какое-то свойство и не иметь его?

Очевидно,
нет.

Посмотрим.
Мед сладкий?

Да.

И
желтый тоже?

Да,
мед сладкий и желтый. Но что из этого?

Значит,
мед сладкий и желтый одновременно. Но
желтый — это сладкий или нет?

Конечно,
нет. Желтый — это желтый, а не сладкий.

Значит,
желтый — это не сладкий?

Конечно.

О
меде ты сказал, что он сладкий и желтый,
а потом согласился, что желтый значит
не сладкий, и потому как бы сказал, что
мед является сладким и не сладким
одновременно. А ведь вначале ты твердо
говорил, что ни одна вещь не может и
обладать и не обладать каким-то свойством.

Отец
— собака

Платон
описывает, как два софиста запутывают
простодушного человека по имени Ктесипп.

Скажи-ка,
есть ли у тебя собака?

И
очень злая, — отвечал Ктесипп.

А
есть ли у нее щенята?

Да,
тоже злые.

А
их отец, конечно, собака же?

Я
даже видел, как он занимается с самкой.

И
этот отец тоже твой?

Конечно.

Значит,
ты утверждаешь, что твой отец — собака
и ты брат щенят!

Чем
больше

Чем
больше я пью водки, тем больше у меня
трясутся руки. Чем больше у меня трясутся
руки, тем больше я спиртного проливаю.
Чем больше я спиртного проливаю, тем
меньше я пью. Следовательно, чтобы пить
меньше, надо пить больше.

Математические
софизмы.

Имеем
числовое тождество: 4:4=5:5;вынесем из
каждой части общий множитель: 4(1:1)=5(1:1).
Числа в скобках равны, значит, 4=5, а отсюда
следует, что и 2*2=5.

1.2.
Паралогизмы
( др. — греч- ложное умозаключение) —
непреднамеренная логическая ошибка.

Аристотель
называл паралогизмом всякое ложное
доказательство за исключением термина
софизма, то есть намеренного ложного
доказательства.

Паралогизм
представляет собой ложный (ошибочный)
по форме, то есть неправильно построенный
вывод.Паралогизмами
изобилует речь многих людей. Умозаключения,
даже, казалось бы, правильно построенные,
в конце искажаются, образуя следствие,
не соответствующее действительности.
Паралогизмы, несмотря на то что допускаются
неумышленно, все же часто используются
в своих целях. Можно назвать это подгонкой
под результат. Не осознавая, что делает
ошибку, человек в таком случае выводит
следствие, которое соответствует его
мнению, и отбрасывает все остальные
версии, не рассматривая их. Принятое
следствие считается истинным и никак
не проверяется. Последующие аргументы
также искажаются для того, чтобы больше
соответствовать выдвинутому тезису.
При этом, как уже было сказано выше, сам
человек не сознает, что делает логическую
ошибку, считает себя правым (более того,
сильнее подкованным в логике).

  • Логический круг логическая ошибка
  • Логический контроль фсс ошибка 508 что это
  • Логический контроль ошибка 508 фсс при отправке реестра пособия
  • Логический контроль ошибка 508 фсс при отправке реестра больничных листов
  • Логический контроль ошибка 508 фсс при отправке больничного как исправить