Лови ошибку прием на уроках литературы

Прием «Лови ошибку!», или Маленькие хитрости для больших успехов

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
  • Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
  • Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
  • Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
  • Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
  • Используйте доску, мультимедиа, карточки.
  • Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
  • Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках по разным предметам

Русский язык

Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное).

Окружающий мир

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Литература

«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)

Английский язык

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

Математика

10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Фантазия учителя безгранична, разработать собственные дидактические материалы по своему предмету может каждый. А как вы «ловите ошибки»? Поделитесь в комментариях.

Об  авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Порядок вывода комментариев:

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения  на уроках
я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого  приёма? Как и
зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле
ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание
учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или
несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность,
учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

·         
универсален, его применение
возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

·         
приводит в тонус внимание,
мыслительную деятельность учащихся;

·         
развивает аналитические
способности;

·         
предоставляет поле для
практического применения полученных знаний;

·         
заставляет взглянуть на
получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

·         
воздействует на эмоциональную
сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать
как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для
повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема
«Лови ошибку» на уроках русского языка

1)     
Учащимся предлагается задание:  

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.


В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит
Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а
можно работать в паре с товарищем.

  Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки.  Какое
правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная
зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в
окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель
даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо
кочялись   камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как
на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты.
Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не
указывать число ошибок в тексте.

Рибята  пришли в лез. У пенка лижал ёш. По
трапинке прополс уж.   Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя  способ и
метод писать грамотно и без ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие учителя пользуются этим методом, основываясь на собственном преподавательском опыте. «Лови ошибку» позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают ученики, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно. Рассказываем об основных преимуществах этого метода, способах и примерах применения его на уроках.то представляет собой метод?

Учитель намеренно допускает ошибку в своем рассказе или записи на доске. Задача учеников — найти и исправить ее. Педагог может предупреждать детей, что им предстоит «поймать ошибку», чтобы заранее привлечь их внимание. Чаще всего этот метод используется для проверки пройденного материала, повторения важных фактов и дат. Слушая исправления, которые вносят ученики, преподаватель может сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса (если таковые имеются).

Учитель может варьировать правила «ловли ошибок» в зависимости от уровня подготовки учеников и сложности материала:

* В начальных классах лучше предупреждать о «начале игры» и намекать детям на место ошибки мимикой и интонацией.

* Используйте этот метод для индивидуального подхода как к сильным, так и к отстающим ученикам. Первым это поможет продемонстрировать свои знания, вторым — включиться в учебный процесс.

* Установите фиксированное количество ошибок и неточностей, которые учащиеся должны найти в тексте, вашем рассказе или целом уроке. Можно добавить азарта, поделив класс на команды и выставляя баллы за каждое верное исправление.

* Применяя метод для повторения сложных вопросов, акцентируйте внимание учеников на верных исправлениях, а не самих неточностях, чтобы в их памяти откладывались только правильные варианты ответа.

* Попробуйте использовать этот прием в начале урока в качестве разминки, чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли бдительность» и не отвлекались, или в конце занятия, чтобы подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам».

«Ловить ошибку» можно на любом школьном предмете

Вот несколько примеров применения приёма:

Литература

«Николай Васильевич Гоголь сжёг первый том «Мертвых душ»».

Фактическая ошибка: уничтожен второй том.

Русский язык

Здесь ошибки можно поделить на письменные и устные. Первые учитель пишет на доске или выдает тексты для исправления, вторые — неправильное использование ударений или форм слов, которые ученики должны выявить.

История

Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II).Математика

Намеренные ошибки в подсчетах и порядке вычисления «4+2:2= 3»

Английский язык

«She started his career in 2010».

Вместо «his» должно быть «her».

Биология

«Пауки — единственные насекомые, которые плетут паутину».

Пауки не являются насекомыми, а относятся к отдельному классу «паукообразные».

Возможности использования этого метода ограничены только вашей фантазией. «Лови ошибку» помогает развивать у детей критическое мышление и аналитические способности, а также позволяет применять на практике полученные знания. Такая необычная форма проверки пройденного материала требует от учеников внимательности и способности анализировать услышанное.

А вы уже применяли этот метод?

Лови ошибку

Автор: Никитюк Татьяна Валерьевна

Организация: МОУ Гимназия им. В.А. Надькина

Населенный пункт: Иркутская область, город Саянск

Очень люблю книгу А.И. Гина «Приемы педагогической техники». Яркая, интересная и очень полезная. С тех пор, как она попала мне в руки, не один раз попробовала почти все приемы на своих уроках, приглянулся прием «лови ошибку!»

Этот прием использую как для устной работы, так и для анализа письменной речи.

Когда начинаю работать с пятиклашками и осваиваю этот прием, предварительно предупреждаю о том, что в тексте или речи будет допущена ошибка и ее нужно поймать. При работе с письменным текстом предупреждаю, какая ошибка спрятана в нем, фактическая (чаще всего этот вариант прием использую для отработки теории на уроках русского языка, для проверки фактических знаний текста на уроках литературы).

На уроках в старших классах использую этот прием в режиме «перевернутого класса»: учащиеся самостоятельного осваивают теоретический материал дома, а на уроке получают задание по этому материалу с фактическими ошибками, которые необходимо найти и объяснить.

Для выпускников использую орфографические задания с ошибками: текст или предложение. В задании могу указать, сколько и каких ошибок допущено, на какие конкретно правила допущены ошибки.

Использование этого приема эффективно на этапе закрепления изученного материала или на этапе самостоятельной и коррекционной работы. Прием формирует внимание, актуализирует слуховую и зрительную память, нацеливает на критичное восприятие информации, особенно печатной.

Использовать этот прием можно и на этапе подведения итогов урока. Для старшеклассников уже не объявляю, что в моем сообщении будут допущены ошибки, учеников 5-6 класса предупреждаю, прошу включить внимание. Подвожу итоги урока и проговариваю, какой материал мы изучили, но в 4-5 предложениях намеренно допускаю 1-2 ошибки, которые должны выявить ученики. Они останавливают мое выступление, объясняют суть допущенной ошибки: получается, что итог урока подводят дети, а не учитель.

Особое место в работе по подготовке к итоговой аттестации уделяю материалам ФИПИ – рекомендациям для экспертов по проверке ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку. В тренировочных заданиях всегда содержатся копии реальных работ, которые я предлагаю проверить своим ученикам, опираясь на критерии. Эту работу предлагаю не всем ученикам, а выборочно: обязательно тем, кто не особо привык утруждать себя графической точностью (разборчивостью почерка), а еще сильным ученикам, которые иногда допускают «глупые» ошибки по невнимательности. Эту работу организую в парах и индивидуально, иногда в качестве домашнего задания.

«Ловить» ошибки любят все ученики. Кроме внимания, орфографической и пунктуационной зоркости, формируется навык осознанной проверки, понимания критериев оценки любой работы, критичное восприятие информации, умение объяснить найденную ошибку и аргументировать поставленную (и понять полученную) оценку.

Приложения:

  1. file0.docx.. 15,0 КБ

Опубликовано: 27.03.2019

Слайд 1

Использование приёма «Лови ошибку» на примере деформированного текста Гребнева Александра Леонидовна

Слайд 2

Что такое деформированный текст? Деформированный текст — это искаженный текст: с нарушением последовательности изложения мыслей, с пропуском или искажением каких-то слов, предложений, без которых текст непонятен. На уроках русского языка и на уроках обучения грамоте используются такие деформированные единицы языка, как слова, предложения и текст.

Слайд 3

Приём «Лови ошибку» Подобрать текст, каждое предложение печатается на полоске бумаги разного цвета, разрезать предложения на кусочки-слова. На уроке собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух.

Слайд 4

Дополнительное задание к тексту: озаглавить его найти грамматическую основу предложений определить части речи определить падеж имён существительных выписать слова на заданные орфограммы подобрать родственные слова к выделенным продолжить текст и т.д.

Слайд 5

Цель: развивать орфографическую зоркость и мыслительную деятельность младших школьников на уроках русского языка.

Слайд 6

Задачи: формировать творческую активность, коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Слайд 7

Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по разной степени сложности: зелёный (высокий уровень сложности – 7 предложений), жёлтый (средний уровень сложности – 6 предложений), красный (низкий уровень сложности – 5 предложений). Обучающиеся сами выбирают себе конверты. Такую работу можно проводить в любом классе. Для обучающихся 1, 2 классов предлагаются тексты меньшего объёма.

  • Лови ошибку прием кратко
  • Лови ошибку математика 1 класс
  • Лови ошибку как метод обучения
  • Лови ошибку беззаботный бесснежный бескрайний
  • Ловато ошибки на кнопке