Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии ошибки

Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1
– В12.

(1)Лук — весьма своеобразное растение.
(2)Луковица покрыта золотистыми, прозрачными, но
очень плотными пленочками.
(3)Луковица была первым наглядным пособием при
изучении астрономии. (4)Ученые древности
разрезали луковицу поперек и объясняли на ней
своим ученикам строение вселенной. (5)Они тогда
утверждали, что вселенная состоит из нескольких
оболочек, окружающих землю. (6)В средние века люди
думали, что лук предохраняет воинов от стрел и
ударов мечей. (7)Рыцари носили на груди под
стальными латами обыкновенную луковицу.
(8)Поэтому, наверное, один из сортов лука назвали
«лук победный», лук, приносящий удачу в военном
деле.
(9)Разные виды дикого лука растут у нас на полях и
в лесах. (10)Но культурный лук происходит из
Западной Азии. (11)Возделывать лук начали в
древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте.
(12)В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу
солдатам большое количество лука. (13)Считалось,
что лук придает человеку силу, энергию и
храбрость.
(14)Во все времена у всех народов приписывали луку
лечебные свойства. (15)У восточных народов была
поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая
болезнь». (16)Древние славяне применяли лук как
лекарство при многих болезнях. (17)Это нашло
отражение в поговорке: «Лук от семи недуг».
(18)В средние века врачи утверждали, что даже запах
лука предохраняет от заболевания. (19)Современные
ученые установили, что лук выделяет летучие
вещества, от которых гибнут болезнетворные
бактерии. (20)Достаточно в течение трех минут
пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
(21)Сочные чешуйки луковицы содержат сахар. (22)Из
жареного лука жгучие вещества улетучиваются, он
становится сладким и румяным.

(По П. Верзилину)

А1. Определите тип текста.

  1. Повествование.
  2. Описание.
  3. Рассуждение.
  4. Рассуждение с элементами повествования.

А2. Укажите, к какому стилю относится данный
текст.

  1. Научно-популярный.
  2. Официально-деловой.
  3. Художественный.
  4. Разговорный.

А3. Какое из утверждений противоречит точке
зрения автора?

  1. Лук предохраняет от заболеваний.
  2. В истории есть примеры использования лука в
    качестве талисмана, оберега.
  3. Считалось, что лук помогает стать способным,
    смышлёным.
  4. На примере строения лука объясняли строение
    вселенной.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в
тексте слово ЖГУЧИЕ (предложение 22).

  1. Сильно переживаемые.
  2. Вызывающие ощущение жжения.
  3. Волнующие, острые.
  4. Имеющие жгутики.

А5. Укажите, в каком случае к словам из текста
НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ СИНОНИМЫ.

  1. Храбрость – мужество.
  2. Своеобразное – оригинальное.
  3. Утверждали – говорили.
  4. Меч – стрела.

А6. Какой заголовок, на ваш взгляд, не подойдет к
данному тексту.

  1. Лук.
  2. Лук и стрелы.
  3. Лук от семи недуг.
  4. История лука.

А7.  Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении
У восточных народов была поговорка: «Лук, в
твоих объятиях проходит всякая болезнь».

  1. Метафора.
  2. Сравнение.
  3. Гипербола.
  4. Градация.

Задания В1 – В12 выполните на основе
прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами
или словами, как требуется в задании. В бланке
между словами пробел не оставляем, а цифры пишем
через запятую.

В1. Замените словосочетание СТАЛЬНЫЕ ЛАТЫ из
предложения 7 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 2 – 3 выпишите слово с
ПРОВЕРЯЕМОЙ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 4 – 8 выпишите слово,
правописание приставки в котором определяется
правилом: «На конце приставки пишется –З, если
после неё следует буква, обозначающая звонкий
согласный
».
В4. Из предложений 18 — 22 выпишите отглагольное
прилагательное, правописание –Н- в котором
объясняется отсутствием приставки, зависимых
слов.
В5. В приведённом ниже предложении из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном
определении.

Поэтому(1), наверное(2), один из сортов лука
назвали «лук победный»(3), лук(4), приносящий удачу
в военном деле.

В6. Среди предложений 3 – 7  найдите
предложения, в которых есть однородные члены.
Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в
предложении 13. Ответ запишите цифрами.
В8. Из предложений 9 – 17 выпишите личное
местоимение.
В9. Выпишите грамматическую основу из
предложения 14. Ответ запишите словами.
В10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных
членах предложения.

Возделывать лук начали в древние времена в
Китае(1), а затем в Индии и Египте.

Современные ученые установили(2), что лук
выделяет летучие вещества(3), от которых гибнут
болезнетворные бактерии.

Считалось(4), что лук придает человеку силу(5),
энергию и храбрость.

В11. Из предложений 14 – 22 найдите предложение с
обращением, укажите номер этого предложения.
В12. Из предложений 1 – 7 выпишите действительное
причастие настоящего времени.

Вариант  2.

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1
– В12
.

(1)В древние времена жил-был старый волшебник.
(2)Однажды призвал его к себе жестокий хан,
никогда не знающий горя. (3)Вот пришел волшебник к
хану, а тот и говорит:
(4) — Слышал я, что ты великий волшебник. (5)Покажи
мне свое искусство!
(6) — Что же хочет увидеть мой хан?
(7) — Да что угодно! — нетерпеливо ответил хан.
(8) — Хорошо. (9)Налей горячего чаю в чашку, поставь
ее здесь, а сам выйди за дверь.
(10)Хан так и сделал. (11)Когда он вышел за дверь, то
увидел красивого вороного коня. (12)Конь очень
понравился хану, он вскочил в седло и понесся
вскачь. (13)Ехал он, ехал и заехал в неведомые
места. (14)Вдруг конь сбросил седока и умчался, а
хан остался один в безлюдной степи. (15)Пришлось
ему пить воду из луж, питаться саранчой да
кузнечиками. (16)Голодный и усталый хан брел по
степи и все высматривал какую-нибудь пищу.
(17)Однажды ему повстречались старая женщина,
уставшая и обессилевшая за свою жизнь, и два
худых мальчика.
(18)Женщина рассказала хану, что все имущество
отняли у нее ханские сборщики. (19)Теперь детям
нечего есть. (20)Стал хан жить вместе с ними.
(21)Как-то весной один мальчик  заболел и,  как
молодой колосок в поле без влаги, умер. (22)Хану
было очень его жаль, сел он на камень и горько
заплакал. (23)Долго печалился хан, сознавая 
причины смерти мальчика. (24)Когда он успокоился и
огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя
на троне под балдахином, оберегающим его от жары.
(25)Даже чай в чашке еще не успел остыть. (26)Старый
волшебник сказал хану: «Вот видишь, как тяжко
живется людям, которых ты обидел!»  (27)И с этими
словами волшебник удалился. 

А1.  Определите жанровую принадлежность
данного текста.

  1. Сказка.
  2. Поэма.
  3. Повесть.
  4. Анекдот.

А2. Какое из утверждений противоречит точке
зрения автора?

  1. Пока сам не познаешь горя, не сможешь понять
    других людей, страдающих от несчастий.
  2. Жестокие люди не в состоянии понимать беды
    других людей.
  3. Все правители понимают и помогают нуждающимся
    людям.
  4. Правители должны понимать и помогать
    нуждающимся людям.

А3. Укажите, в каком  значении употребляется в
тексте слово ИСКУССТВО (предложение5).

  1. Воспроизведение действительности в
    художественных образах.
  2. Музыка, изобразительное искусство.
  3. Религия, вероисповедание.
  4. Умение, мастерство, знание дела.

А4. Определите тип речи данного текста.

  1. Рассуждение.
  2. Описание.
  3. Повествование.
  4. Рассуждение с элементами описания.

А5. В каком предложении текста говорится о том,
что хан понял, что вёл эгоистичный образ жизни.

  1. — Слышал я, что ты великий волшебник. Покажи мне
    свое искусство!
  2. Пришлось ему пить воду из луж, питаться саранчой
    да кузнечиками.
  3. Когда он успокоился и огляделся по сторонам, то
    увидел, что сидит у себя на троне под балдахином,
    оберегающим его от жары.
  4. Долго печалился хан, сознавая  причины смерти
    мальчика.

А6. Укажите, в каком случае к словам из текста
НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ АНТОНИМЫ.

  1. Остыть – успокоиться.
  2. Вместе – врозь.
  3. Голодный – сытый.
  4. Заболел – выздоровел.

А7. Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении Как-то
весной один мальчик  заболел и,  как молодой
колосок в поле без влаги, умер.

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Метафора.
  4. Гипербола.

Задания В1 – В12 выполните на основе
прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами
или словами, как требуется в задании. В бланке
между словами пробел не оставляем, а цифры пишем
через запятую.

В1. Замените слово ОТНЯЛИ из предложения 18
стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
В2. Из предложений 10 — 13 выпишите слово с
ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 1 –  6 выпишите слова,
написание приставок ПРИ-  в которых
определяется значением присоединение,
приближение
.
В4. Из предложений 3 – 7 выпишите глагол в
повелительном наклонении.
В5. В приведённом ниже предложении из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном
определении.

Когда он успокоился и огляделся по
сторонам,(1) то увидел,(2) что сидит у себя на троне
под балдахином,(3) оберегающим его от жары.

В6. Среди предложений 18 – 23  найдите
предложения, в которых есть однородные члены.
Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в
предложении 3.
В8. Из предложений 4 — 6  выпишите притяжательные
местоимения.
В9. Выпишите грамматическую основу из
предложения 23.
В10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных
членах предложения.

Налей горячего чаю в чашку(4), поставь ее
здесь(5), а сам выйди за дверь.

Как-то весной один мальчик  заболел и(1), 
как молодой колосок в поле без влаги(2), умер.

Пришлось ему пить воду из луж(3), питаться
саранчой да кузнечиками.

В11. Из предложений 14 – 21 укажите номера тех,
которые являются сложными предложениями.
В12. Из предложений 10 – 24 выпишите действительные
причастия прошедшего времени.

Упражнение 357(повторительное). Дайте оценку употреблению лексико-грамматических средств в приведенных главах из научно-популярной книги о растениях. Укажите замеченные речевые ошибки, классифицируйте их и исправьте.

Из истории растений

I. Петрушка, сельдерей и укроп

Петрушка, сельдерей и укроп были известны в древности в древнем мире, только тогда ими не пользовались как приправами к кушаньям, салатам.

В древнем Египте, а затем и в Греции петрушка являлась знаком горя. Венки из петрушки одевали на голову в знак печали и грусти.

Листьями сельдерея древние греки украшали внутренний интерьер комнат в праздничные дни. Венки из листьев сельдерея одевали победителям на спортивных соревнованиях и состязаниях. Использовали сельдерей и как медицинское средство, для лечения. Вареные корни его применяли при обмораживании, масло из семян — для улучшения пищеварения, в помощь желудку и печени.

Укроп в древности считали красивым растением, а его запах — не уступающим розам. Его тонко рассеченными листьями украшали букеты садовых цветов.

II. Лук

Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней строение вселенной своим ученикам. Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких сфер — оболочек, окружающих землю вокруг.

В средние века луковице придавали чудное свойство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей и алебардов. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман — обыкновенную луковицу, чтобы она защитила их от смерти.

Разные виды дикого лука растут у нас в лесах и полях. Но культурный лук происходит из Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте, откуда он и попал потом в Европу.

В армиях древних Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество луку, полагая, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость.

Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях, что и нашло выражение в поговорке: «Лук от семи недуг». В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Современные ученые установили, что от летучих веществ, которые выделяются луком, гибнут не только гнилостные и болезнетворные бактерии, а также лягушки и крысы. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту всех бактерий, способных возбудить разные болезни. Проверьте это лично сами!

Сочные луковичные чешуйки содержат 6% сахара. Поэтому поджаренный лук, когда жгучие вещества улетучатся, становится сладок и румян.

III. Морковь

Морковь в средние века считали лакомством гномов — сказочных маленьких лесных человечков. Существовала примета: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь драгоценный слиток золота. Ночью гномы найдут морковь и щедро отплатят за любимое ими кушанье, съев его с аппетитом и удовольствием. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота, увы, не находили.

Четыре тысячи лет морковь используется в пищу, принося большую пользу.

Морковь не всегда была двухлетним растением. Дикая морковь — однолетнее растение, которое зацветает в первое же лето и имеющее тонкий и жесткий корень, который также годится в пищу.

Культурная морковь создавалась в течение многих столетий. К нашему времени получены много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Корни моркови бывают не только розовые, а и белые, желтые и фиолетовые. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротель. Но есть морковь длиной до одного метра и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на полтора метра в глубину.

IV. Томаты

Томаты происходят из Южной Америки, из страны Перу. В Европе томаты долгое время были декоративным растением. Плоды томатов сначала не использовались в пищу, так как считали их ядовитыми. Сто лет назад можно было увидеть томаты в горшках на окошках посреди других комнатных растений, где их и выращивали исключительно лишь для красоты.

В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 году.

У этого растения два названия: «помидор» и «томат». Слово «помидор» образовано от итальянского слова «поммо д’оро» — «яблоко золотое». На языке древних индейцев это растение называлось «томатль». Несомненно, что более правильнее обозначать это растение более ранним названием — «томат», как это и принято наукой.

V. Тыква

Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян, хотя нам это могло бы показаться странным: как это ягода доросла до таких огромных размеров?

В Средней Азии делают из тыкв различную посуду: бутылки, ведра, ложки. Легкие сосуды из тыкв удобны для запасов воды и масла во время путешествий. В больших тыквах содержат зерно и крупу. Узбеки раньше носили нюхательный табак в небольших, имеющих форму бутылочек, тыквах. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, создавая из них нетонущий плот. Негры изготовляют из тыквы арфы, на которых играют. В Индии же оригинально используют тыкву для поимки обезьян, изготовляя из них своего рода капкан.

Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индийцы насыпают в нее немного риса или других семян. Глазастые обезьянки чрезвычайно любопытны и жадные. Только успеют скрыться люди, как обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапки. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок уже не помещается в отверстие, и обезьянка ковыляет на трех лапках, влача за собой большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко упустить зерна. И охотники легко забирают жадного зверя.

Список условных сокращений

Абр. — Ф.А. Абрамов

А. Д. — А.Л. Дымшиц

Аж. — В.Н. Ажаев

Акс. — С.Т. Аксаков

А. Л. — А. Лиханов

Ал. — М.Н. Алексеев

Андр. — Л.Н. Андреев

Ант. — П.Г. Антокольский

А. Т. — А.Н. Толстой

Ахм. — А.А. Ахматова

Баб. — И.А. Бабель

Бат. — К.Н. Батюшков

Бел. — В.Г. Белинский

Бл. — А.А. Блок

Бон. — Ю.В. Бондарев

Брюс. — В.Я. Брюсов

Булг. — М.А. Булгаков

Бун. — И.А. Бунин

В. Бел. — В.И. Белов

В. Г. — В.Ф. Гончаров

Верз. — Н.М. Верзилин

Возн. — А.А. Вознесенский

Вол. — М.А. Волошин

Ворон. — Ю.П. Воронов

Выс. — B.C. Высоцкий

В. Ф. — В.Д. Федоров

Вяз. — П.А. Вяземский

Г. — Н.В. Гоголь

Гайд. — А.П. Гайдар

Гал. — Александр Галич

Гамз. -Расул Гамзатов

Герм. — Юрий Герман

Герц. — А.И. Герцен

Гип. — З.Н. Гиппиус

Гл. — Ф.В. Гладков

Глин. — Ф.Н. Глинка

Г.-М. — Н.Г. Гарин-Михайловский

Голов. — А.И. Головенко

Гонч. — А.И. Гончаров

Гр. — А.С. Грибоедов

Граб. — И.Э. Грабарь

Гран. — Д.А. Гранин

Грек. — И. Грекова

Держ. — Г.Р. Державин

Дм. — И.И. Дмитриев

Добр. — Н.А. Добролюбов

Долм. — Е.А. Долматовский

Дост. — Ф.М. Достоевский

Дуд. — М.А. Дудин

Евт. — Е.А. Евтушенко

Ес. — С.А. Есенин

Жук. — В.А. Жуковский

Заб. — Н.А. Заболоцкий

Зв. — В. Звягинцева

Зл. — С.П. Злобин

Из выст. — Из выступлений

Из газ. — Из периодической печати

Из разг.

речи — Из разговорной речи

Инб. — В.М. Инбер

И. и П. — И. Ильф и Е.Петров

И. Павл. — И.П. Павлов

Ис. — М.В. Исаковский

Каз. — Э.Г. Казакевич

Кал. — А.В. Калинин

Кар. — А.А. Караваева

Кетл. — В.К. Кетлинская

Кирс. — С.И. Кирсанов

Ключ. — В.О. Ключевский

Козл. — Я.А. Козловский

Кон. — В. Конюшев

Корн. — А.А. Корнеев

Корол. — В.Г. Короленко

Кр. — И.А. Крылов

«Кр.» — «Крокодил»

Крив. — Ф.Д. Кривин

Крит.

статья — Критическая статья

Куб. — В.М. Кубанев

Купр. — А.И. Куприн

Л. — М.Ю. Лермонтов

«ЛГ» — «Литературная газета»

Леон. — Л.М. Леонов

Леск. — Н.С. Лесков

Лип. — В.В. Липатов

Лих. — Л.И. Лиходеев

Лихон. — В.И. Лихоносов

Л. Т. — Л.Н.Толстой

Луг. — В.А. Луговской

Лун. — А.В. Луначарский

Лыс. — И.В. Лысцов

Марк. — А.Я. Марков

Март. — Л.Н. Мартынов

Марш. — С.Я. Маршак

Маяк. — В.В. Маяковский

М. Г. — А.М. Горький

«МК» — «Московский комсомолец»

Мин. — Д.Д. Минаев

Мих. — С.В. Михалков

Мож. — Б.А. Можаев

Моз. — Б.Н. Мозолевский

Молч. — И.Н. Молчанов

М.-С. — Д.Н. Мамин-Сибиряк

Н. — Н.А. Некрасов

Н. А. — Н.Н. Асеев

Наг. — Ю.М. Нагибин

Нар. — С.С. Наровчатов.

Н. Бог. — Н.В. Богословский

Ник. — Г.Е. Николаева.

Никит. — И.С. Никитин

Нос. — Е.И. Носов

О. Б. — О.Ф. Берггольц

Ок. — Б.Ш. Окуджава

Орл. — С.С. Орлов

Остр. — А.Н. Островский

Ош. — Л.И. Ошанин

П. — А.С. Пушкин

Пап. — З.С. Паперный

Паст. — Б.Л. Пастернак.

Пауст. — К.Г. Паустовский

Перм. — Е.А. Пермяков

Писар. — Д.И. Писарев

Плат. -А.П. Платонов

Пол. — Я.П. Полонский

Полев. — Б.Н. Полевой.

Пришв. — М.М. Пришвин

Расп. — В.Г. Распутин

Рек. — А.Е. Рекемчук

Рощ. — М.М. Рощин

Салуц. — А.И. Салуцкий

Св. — М.А. Светлов

Сверб. -Д.Н. Свербеев

Сев. — Игорь Северянин

Сим. — К.М. Симонов

Сл. — Б.А. Слуцкий

Сол. — В.А. Солоухин

Софр. — А.Н. Софронов

Ст. — А.Н. Степанов

Стан — К.С. Станиславский

Сурк. — А.Н. Сурков

С.-Ц. — С.Н. Сергеев-Ценский

С.-Щ. — М.Е. Салтыков-Щедрин

Т. — И.С. Тургенев

Твард. — А.Т. Твардовский

Тендр. — В.Ф. Тендряков

Тих. — Н.С. Тихонов

Триф. — Ю. Трифонов

Тряп. — Н.И. Тряпкин

Тын. — Ю.Н. Тынянов

Тютч. — Ф.И. Тютчев

Уч.

пособие — Учебное пособие

Фад. — А.А. Фадеев

Фед. — К.А. Федин

Ферсм. — А.Е. Ферсман

Фет — А.А. Фет

Фил. — В.П. Филатов

Фон. — И.И.Фоняков

Фурм. — Д.А. Фурманов

Хар. — А.Харчиков

Хол. — Д. Холендро

Цв. — М.И. Цветаева

Ч. — А.П. Чехов

Шефн. — В.С. Шефнер

Шол. — М.А. Шолохов

Шукш. — В.М. Шукшин

Щип. — С.П. Щипачев

Э. Кр. -Эмиль Кроткий

Эрен. — И.Г. Эренбург

Ю. С. — Ю.М. Скоп

Юш. — Г.В. Юшков

Упражнения по стилистике русского языка — Ирина Борисовна Голуб 2001

Синтаксическая стилистика
Синтаксические средства экспрессивной речи

Упражнение 355. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных отрывках из произведений русских писателей, публицистов.

1. Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас! (П.) 2. Те пламенные речи, те призраки, что увлекали нас, Давно их нет! (Пол.) 3. Ox! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (П.) 4. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул (Тютч.). 5. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (Сим.) 6. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (Св.). 7. Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз. ‹…› Напылили кругом, Накопытили. И пропали под дьявольский свист… Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобою проехали Через бурный положенный путь (Ес.). 8. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Бл.) 9. Ax, мамочка, это он!.. Ты знаешь, Он был забавно Когда-то в меня влюблен. Был скромный такой мальчишка, А нынче… Поди ж ты… Вот… Писатель… Известная шишка… Без просьбы уж к нам не придет (Ес.). 10. Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! (Ес.) 11. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку… (Добр., Что такое обломовщина?) 12. Несмотря на явную небрежность, с какою написаны многие стихи в этой поэме, несмотря на то, что некоторые места в ней отзываются юношескою незрелостью мысли, — поэма чрезвычайно замечательна в целом и блестит удивительными частностями, исполненными ума и поэзии (Бел., Русская литература в 1845 г.). 13. Как можно скорее отмежеваться от всего, что делается в стране. Отмежеваться, чтобы сохранить доверие масс; отмежеваться, чтобы не стать сначала ширмой для реализации чуждой нам программы. Отмежеваться решительно, вплоть до ухода демократов с занимаемых постов, вплоть до сдачи депутатских мандатов (из газ.). 14. Здесь будут разоружаться все незаконные формирования. Причем разоружаться добровольно (из газ.). 15. Именно такая система препятствует экономическому росту в подавляющем большинстве стран третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных (из газ.).

Упражнение 356. Проанализируйте использование стилистических фигур в приведенной газетной статье. Приведите свои примеры анафоры, эпифоры, параллелизма, антитезы, градации, инверсии, эллипсиса, риторического вопроса, обращения и др.

Теленеделя с Ириной Петровской

Остаемся. Куда же нам деться?

Всего через несколько дней мы, старые и молодые, богатые и бедные, здоровые и больные, рабочие и колхозники, старшины и матросы, усядемся за новогодний стол и, выпивая и закусывая чем Бог послал, уставимся в «ящик» — ликуй, Рейтинг, законодатель телевизионных мод! Ведь всех нас, таких разных, объединяет одно: мы — телезрители. И каждый день припадаем к телевидению, обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня.

Весь прошедший год вы, уважаемые читатели, были, по сути, соавторами субботних телеобзоров — соглашаясь в письмах с моими оценками или споря с ними, выражая свое отношение к происходящему на телеэкране и подсказывая темы будущих статей.

Вам, как и мне, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в предвзятости и оторванности от простого народа.

Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение играет в политические игры, сводя счеты с одними и незаслуженно возвеличивая других. Когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая немощного и больного за деятельного и здорового — как доверять «важнейшему из искусств» потом, когда ни обманывать, ни скрывать истину будет уже невозможно?

Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах (такова жизнь!), но во множестве художественных фильмов, которые смотрят дети.

Вам, как и мне, неприятно, когда в присутствии наших детей на экране говорят пошлости и даже матерятся. Когда бездарные безголосые юнцы с большими деньгами вытесняют настоящих мастеров настоящей культуры.

Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают «за так» деньги и дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше всего и любит).

Вас, как и меня, раздражают реклама и магазины на диване, чей товар доступен только «новым русским».

Вам, как и мне, противно, как необразованные, невоспитанные люди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык, ерничают и кривляются, выдавая это за «новый» стиль.

Короче говоря, нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «схавать» все.

В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, талантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на телеэкране. В одном из выпусков «Пресс-клуба» Андрей Макаревич, возмущенный отзывами критиков о телевидении, воскликнул: «Послушать вас — у нас такое ужасное телевидение, ничего хорошего на нем и нет». Разумеется, это не так. Не совсем так. В рейтинге пристрастий читателей «Известий» (и моих тоже) — «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, «Старая квартира», остроумнейший «Городок», «Умники и умницы», «Куклы» и многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. Ну и, конечно, хорошее кино — наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит.

Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных, интересных, любимых программ — наперечет. И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю (и обществу), и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит всех мало-мальски думающих людей.

Заканчивается последняя неделя года и наша с вами последняя субботняя встреча. Довольно брюзжаний. Все-таки праздник на носу. Поздравим друг друга, а также всех телевизионщиков, исправно предоставляющих нам пищу для размышлений, с наступающим Новым годом. Мы встретим его и проведем под мелькающие разноцветные картинки в телевизоре. «Оставайтесь с нами», — как заклинание, повторяют изо дня в день телеведущие. Остаемся. Куда ж нам деться?

(Известия. 1996. 28 дек.)

Упражнение 357(повторительное). Дайте оценку употреблению лексико-грамматических средств в приведенных главах из научно-популярной книги о растениях. Укажите замеченные речевые ошибки, классифицируйте их и исправьте.

Из истории растений

I. Петрушка, сельдерей и укроп

Петрушка, сельдерей и укроп были известны в древности в древнем мире, только тогда ими не пользовались как приправами к кушаньям, салатам.

В древнем Египте, а затем и в Греции петрушка являлась знаком горя. Венки из петрушки одевали на голову в знак печали и грусти.

Листьями сельдерея древние греки украшали внутренний интерьер комнат в праздничные дни. Венки из листьев сельдерея одевали победителям на спортивных соревнованиях и состязаниях. Использовали сельдерей и как медицинское средство, для лечения. Вареные корни его применяли при обмораживании, масло из семян — для улучшения пищеварения, в помощь желудку и печени.

Укроп в древности считали красивым растением, а его запах — не уступающим розам. Его тонко рассеченными листьями украшали букеты садовых цветов.

II. Лук

Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней строение вселенной своим ученикам. Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких сфер — оболочек, окружающих землю вокруг.

В средние века луковице придавали чудное свойство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей и алебардов. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман — обыкновенную луковицу, чтобы она защитила их от смерти.

Разные виды дикого лука растут у нас в лесах и полях. Но культурный лук происходит из Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте, откуда он и попал потом в Европу.

В армиях древних Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество луку, полагая, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость.

Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях, что и нашло выражение в поговорке: «Лук от семи недуг». В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Современные ученые установили, что от летучих веществ, которые выделяются луком, гибнут не только гнилостные и болезнетворные бактерии, а также лягушки и крысы. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту всех бактерий, способных возбудить разные болезни. Проверьте это лично сами!

Сочные луковичные чешуйки содержат 6% сахара. Поэтому поджаренный лук, когда жгучие вещества улетучатся, становится сладок и румян.

III. Морковь

Морковь в средние века считали лакомством гномов — сказочных маленьких лесных человечков. Существовала примета: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь драгоценный слиток золота. Ночью гномы найдут морковь и щедро отплатят за любимое ими кушанье, съев его с аппетитом и удовольствием. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота, увы, не находили.

Четыре тысячи лет морковь используется в пищу, принося большую пользу.

Морковь не всегда была двухлетним растением. Дикая морковь — однолетнее растение, которое зацветает в первое же лето и имеющее тонкий и жесткий корень, который также годится в пищу.

Культурная морковь создавалась в течение многих столетий. К нашему времени получены много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Корни моркови бывают не только розовые, а и белые, желтые и фиолетовые. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротель. Но есть морковь длиной до одного метра и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на полтора метра в глубину.

IV. Томаты

Томаты происходят из Южной Америки, из страны Перу. В Европе томаты долгое время были декоративным растением. Плоды томатов сначала не использовались в пищу, так как считали их ядовитыми. Сто лет назад можно было увидеть томаты в горшках на окошках посреди других комнатных растений, где их и выращивали исключительно лишь для красоты.

В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 году.

У этого растения два названия: «помидор» и «томат». Слово «помидор» образовано от итальянского слова «поммо д’оро» — «яблоко золотое». На языке древних индейцев это растение называлось «томатль». Несомненно, что более правильнее обозначать это растение более ранним названием — «томат», как это и принято наукой.

V. Тыква

Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян, хотя нам это могло бы показаться странным: как это ягода доросла до таких огромных размеров?

В Средней Азии делают из тыкв различную посуду: бутылки, ведра, ложки. Легкие сосуды из тыкв удобны для запасов воды и масла во время путешествий. В больших тыквах содержат зерно и крупу. Узбеки раньше носили нюхательный табак в небольших, имеющих форму бутылочек, тыквах. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, создавая из них нетонущий плот. Негры изготовляют из тыквы арфы, на которых играют. В Индии же оригинально используют тыкву для поимки обезьян, изготовляя из них своего рода капкан.

Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индийцы насыпают в нее немного риса или других семян. Глазастые обезьянки чрезвычайно любопытны и жадные. Только успеют скрыться люди, как обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапки. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок уже не помещается в отверстие, и обезьянка ковыляет на трех лапках, влача за собой большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко упустить зерна. И охотники легко забирают жадного зверя.

ПОМОГИТЕ ЛЮДИ ДОБРЫЕ,Я ПРОШУ УЖЕ ЧУТЬ НЕ 10 РАЗ,НО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА НА ЗАДАНИЯ НЕ ВИЖУ,СРОЧНО! Постройте схему,всех предложений. СРОЧНО!
Лук — весьма своебразное растение. Луковица покрыта золотистыми, прозрачными, но очень плотными плёночками. Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности разрезали луковицу поперек и объясняли на ней своим ученикам строение вселенной. Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких оболочек, которые окружают землю.

Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1
– В12.

(1)Лук — весьма своеобразное растение.
(2)Луковица покрыта золотистыми, прозрачными, но
очень плотными пленочками.
(3)Луковица была первым наглядным пособием при
изучении астрономии. (4)Ученые древности
разрезали луковицу поперек и объясняли на ней
своим ученикам строение вселенной. (5)Они тогда
утверждали, что вселенная состоит из нескольких
оболочек, окружающих землю. (6)В средние века люди
думали, что лук предохраняет воинов от стрел и
ударов мечей. (7)Рыцари носили на груди под
стальными латами обыкновенную луковицу.
(8)Поэтому, наверное, один из сортов лука назвали
«лук победный», лук, приносящий удачу в военном
деле.
(9)Разные виды дикого лука растут у нас на полях и
в лесах. (10)Но культурный лук происходит из
Западной Азии. (11)Возделывать лук начали в
древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте.
(12)В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу
солдатам большое количество лука. (13)Считалось,
что лук придает человеку силу, энергию и
храбрость.
(14)Во все времена у всех народов приписывали луку
лечебные свойства. (15)У восточных народов была
поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая
болезнь». (16)Древние славяне применяли лук как
лекарство при многих болезнях. (17)Это нашло
отражение в поговорке: «Лук от семи недуг».
(18)В средние века врачи утверждали, что даже запах
лука предохраняет от заболевания. (19)Современные
ученые установили, что лук выделяет летучие
вещества, от которых гибнут болезнетворные
бактерии. (20)Достаточно в течение трех минут
пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
(21)Сочные чешуйки луковицы содержат сахар. (22)Из
жареного лука жгучие вещества улетучиваются, он
становится сладким и румяным.

(По П. Верзилину)

А1. Определите тип текста.

  1. Повествование.
  2. Описание.
  3. Рассуждение.
  4. Рассуждение с элементами повествования.

А2. Укажите, к какому стилю относится данный
текст.

  1. Научно-популярный.
  2. Официально-деловой.
  3. Художественный.
  4. Разговорный.

А3. Какое из утверждений противоречит точке
зрения автора?

  1. Лук предохраняет от заболеваний.
  2. В истории есть примеры использования лука в
    качестве талисмана, оберега.
  3. Считалось, что лук помогает стать способным,
    смышлёным.
  4. На примере строения лука объясняли строение
    вселенной.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в
тексте слово ЖГУЧИЕ (предложение 22).

  1. Сильно переживаемые.
  2. Вызывающие ощущение жжения.
  3. Волнующие, острые.
  4. Имеющие жгутики.

А5. Укажите, в каком случае к словам из текста
НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ СИНОНИМЫ.

  1. Храбрость – мужество.
  2. Своеобразное – оригинальное.
  3. Утверждали – говорили.
  4. Меч – стрела.

А6. Какой заголовок, на ваш взгляд, не подойдет к
данному тексту.

  1. Лук.
  2. Лук и стрелы.
  3. Лук от семи недуг.
  4. История лука.

А7.  Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении
У восточных народов была поговорка: «Лук, в
твоих объятиях проходит всякая болезнь».

  1. Метафора.
  2. Сравнение.
  3. Гипербола.
  4. Градация.

Задания В1 – В12 выполните на основе
прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами
или словами, как требуется в задании. В бланке
между словами пробел не оставляем, а цифры пишем
через запятую.

В1. Замените словосочетание СТАЛЬНЫЕ ЛАТЫ из
предложения 7 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 2 – 3 выпишите слово с
ПРОВЕРЯЕМОЙ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 4 – 8 выпишите слово,
правописание приставки в котором определяется
правилом: «На конце приставки пишется –З, если
после неё следует буква, обозначающая звонкий
согласный
».
В4. Из предложений 18 — 22 выпишите отглагольное
прилагательное, правописание –Н- в котором
объясняется отсутствием приставки, зависимых
слов.
В5. В приведённом ниже предложении из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном
определении.

Поэтому(1), наверное(2), один из сортов лука
назвали «лук победный»(3), лук(4), приносящий удачу
в военном деле.

В6. Среди предложений 3 – 7  найдите
предложения, в которых есть однородные члены.
Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в
предложении 13. Ответ запишите цифрами.
В8. Из предложений 9 – 17 выпишите личное
местоимение.
В9. Выпишите грамматическую основу из
предложения 14. Ответ запишите словами.
В10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных
членах предложения.

Возделывать лук начали в древние времена в
Китае(1), а затем в Индии и Египте.

Современные ученые установили(2), что лук
выделяет летучие вещества(3), от которых гибнут
болезнетворные бактерии.

Считалось(4), что лук придает человеку силу(5),
энергию и храбрость.

В11. Из предложений 14 – 22 найдите предложение с
обращением, укажите номер этого предложения.
В12. Из предложений 1 – 7 выпишите действительное
причастие настоящего времени.

Вариант  2.

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1
– В12
.

(1)В древние времена жил-был старый волшебник.
(2)Однажды призвал его к себе жестокий хан,
никогда не знающий горя. (3)Вот пришел волшебник к
хану, а тот и говорит:
(4) — Слышал я, что ты великий волшебник. (5)Покажи
мне свое искусство!
(6) — Что же хочет увидеть мой хан?
(7) — Да что угодно! — нетерпеливо ответил хан.
(8) — Хорошо. (9)Налей горячего чаю в чашку, поставь
ее здесь, а сам выйди за дверь.
(10)Хан так и сделал. (11)Когда он вышел за дверь, то
увидел красивого вороного коня. (12)Конь очень
понравился хану, он вскочил в седло и понесся
вскачь. (13)Ехал он, ехал и заехал в неведомые
места. (14)Вдруг конь сбросил седока и умчался, а
хан остался один в безлюдной степи. (15)Пришлось
ему пить воду из луж, питаться саранчой да
кузнечиками. (16)Голодный и усталый хан брел по
степи и все высматривал какую-нибудь пищу.
(17)Однажды ему повстречались старая женщина,
уставшая и обессилевшая за свою жизнь, и два
худых мальчика.
(18)Женщина рассказала хану, что все имущество
отняли у нее ханские сборщики. (19)Теперь детям
нечего есть. (20)Стал хан жить вместе с ними.
(21)Как-то весной один мальчик  заболел и,  как
молодой колосок в поле без влаги, умер. (22)Хану
было очень его жаль, сел он на камень и горько
заплакал. (23)Долго печалился хан, сознавая 
причины смерти мальчика. (24)Когда он успокоился и
огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя
на троне под балдахином, оберегающим его от жары.
(25)Даже чай в чашке еще не успел остыть. (26)Старый
волшебник сказал хану: «Вот видишь, как тяжко
живется людям, которых ты обидел!»  (27)И с этими
словами волшебник удалился. 

А1.  Определите жанровую принадлежность
данного текста.

  1. Сказка.
  2. Поэма.
  3. Повесть.
  4. Анекдот.

А2. Какое из утверждений противоречит точке
зрения автора?

  1. Пока сам не познаешь горя, не сможешь понять
    других людей, страдающих от несчастий.
  2. Жестокие люди не в состоянии понимать беды
    других людей.
  3. Все правители понимают и помогают нуждающимся
    людям.
  4. Правители должны понимать и помогать
    нуждающимся людям.

А3. Укажите, в каком  значении употребляется в
тексте слово ИСКУССТВО (предложение5).

  1. Воспроизведение действительности в
    художественных образах.
  2. Музыка, изобразительное искусство.
  3. Религия, вероисповедание.
  4. Умение, мастерство, знание дела.

А4. Определите тип речи данного текста.

  1. Рассуждение.
  2. Описание.
  3. Повествование.
  4. Рассуждение с элементами описания.

А5. В каком предложении текста говорится о том,
что хан понял, что вёл эгоистичный образ жизни.

  1. — Слышал я, что ты великий волшебник. Покажи мне
    свое искусство!
  2. Пришлось ему пить воду из луж, питаться саранчой
    да кузнечиками.
  3. Когда он успокоился и огляделся по сторонам, то
    увидел, что сидит у себя на троне под балдахином,
    оберегающим его от жары.
  4. Долго печалился хан, сознавая  причины смерти
    мальчика.

А6. Укажите, в каком случае к словам из текста
НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ АНТОНИМЫ.

  1. Остыть – успокоиться.
  2. Вместе – врозь.
  3. Голодный – сытый.
  4. Заболел – выздоровел.

А7. Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении Как-то
весной один мальчик  заболел и,  как молодой
колосок в поле без влаги, умер.

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Метафора.
  4. Гипербола.

Задания В1 – В12 выполните на основе
прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами
или словами, как требуется в задании. В бланке
между словами пробел не оставляем, а цифры пишем
через запятую.

В1. Замените слово ОТНЯЛИ из предложения 18
стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
В2. Из предложений 10 — 13 выпишите слово с
ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 1 –  6 выпишите слова,
написание приставок ПРИ-  в которых
определяется значением присоединение,
приближение
.
В4. Из предложений 3 – 7 выпишите глагол в
повелительном наклонении.
В5. В приведённом ниже предложении из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном
определении.

Когда он успокоился и огляделся по
сторонам,(1) то увидел,(2) что сидит у себя на троне
под балдахином,(3) оберегающим его от жары.

В6. Среди предложений 18 – 23  найдите
предложения, в которых есть однородные члены.
Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в
предложении 3.
В8. Из предложений 4 — 6  выпишите притяжательные
местоимения.
В9. Выпишите грамматическую основу из
предложения 23.
В10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных
членах предложения.

Налей горячего чаю в чашку(4), поставь ее
здесь(5), а сам выйди за дверь.

Как-то весной один мальчик  заболел и(1), 
как молодой колосок в поле без влаги(2), умер.

Пришлось ему пить воду из луж(3), питаться
саранчой да кузнечиками.

В11. Из предложений 14 – 21 укажите номера тех,
которые являются сложными предложениями.
В12. Из предложений 10 – 24 выпишите действительные
причастия прошедшего времени.

Проверочный тест №2
Лук — весьма своеобразное растение. Луковица покрыта золотистыми, прозрачными, но очень плотными плёночками. Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Учёные древности разрезали луковицу поперёк и объясняли на ней своим ученикам строение вселенной. Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких оболочек, которые окружают землю.
В средние века люди думали, что лук предохраняет воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди под стальными латами обыкновенную луковицу. Поэтому один из сортов лука назвали «лук победный».
Разные виды дикого лука растут у нас на полях и в лесах. Но культурный лук происходит из Западной Азии. Возделывать лук начали в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте.
В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука. Считалось, что лук придаёт человеку силу, энергию и храбрость.
Во все времена у всех народов приписывали луку лечебные свойства. У восточных народов была поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях. Это нашло отражение в поговорке: «Лук от семи недуг».
В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Современные учёные установили, что лук выделяет летучие вещества, от которых гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
Сочные чешуйки луковицы содержат сахар. Из жареного лука жгучие вещества улетучиваются, он становится сладким и румяным.
(По П. Верзилину)
1) С помощью лука в древности объясняли…
А) строение луковицы
Б) строение человеческого сердца
В) строение вселенной
Г) строение бактерий
2) В армиях Древней Греции и Рима добавляли лук в пищу солдат для того, чтобы он …
А) очищал полость рта от вирусов
Б) придавал силу и храбрость
В) отпугивал насекомых
Г) делал пищу более вкусной

3) Выпиши славянскую поговорку про лук. Что такое «недуг»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как убить бактерии во рту?
_______________________________________________________________________________________
5) Почему жареный лук имеет сладковатый привкус?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Как использовался лук в давние времена? (запиши, пронумеровав способы применения)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) В каких странах стали возделывать лук? Выпиши названия этих стран. Знаешь ли ты, где они находятся? Обозначь первыми буквами эти страны на карте мира (примерно)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(предлагается контурная карта мира)

Просмотр содержимого документа

«Проверочный тест №2 по литературе (навык осознанного чтения)»

1. Что на изображённой площадке скрывается под сферическим раздвижным куполом центрального здания, выделенного красной окружностью?

Ответ: А — Телескоп 

2. Во все времена этому растению приписывались лечебные свойства. А древние учёные, разрезая его поперёк, объясняли своим ученикам бесконечность космических миров. Что было наглядным пособием для иллюстрации строения Вселенной?

Ответ: Б — Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии.

3. В составе звёзд есть вещество углерод. При огромных давлениях оно может становиться очень твёрдым и превращаться в драгоценный камень. Из-за этого известное образное выражение о земном небосводе может иметь в некотором смысле и буквальное значение. Укажите это выражение.

Ответ: Б — Небо в алмазах 

4. Астроном Галлей знаменит не только открытием кометы, но и тем, что впервые рассчитал площадь всей Англии, зная площадь одного из графств. Для этого он сравнивал вырезанную карту Англии с вырезкой этого графства, используя…

Ответ: Б — весы 

5. Чтобы поворачивать очень массивный фонарь маяка, в некоторых конструкциях прошлого использовался механизм, плавающий в ёмкости с тяжёлой жидкостью. Как выяснилось позднее, её пары чрезвычайно опасны для здоровья. Что это за жидкость?

Ответ: В — Ртуть 

6. Как называется кирпичное сооружение, размещённое в левой части снимка?

Ответ: Д — Водонапорная башня

7. Как древнейший памятник архитектуры храм Покрова на Нерли уже почти тысячу лет сохраняет величественную стойкость перед разрушающим действием окружающей воды?

Ответ: Д — Храм установлен на глубоком каменном фундаменте.

8. Чтобы подчеркнуть прочность и вместе с тем современность городских сооружений о них говорят, что они построены…

Ответ: Б — из стекла и бетона 

9. Нередко в многоэтажных домах дополнительно к внутренним лестничным пролётам устанавливают также лестницы на наружной стене. Каково их назначение?

Ответ: Д — Безопасный спуск жильцов при пожаре.

10. Конечно же, фокусник не может парить в воздухе, удерживаясь за шест одной рукой. Получить эффект ему позволяет специальная конструкция, основным элементом которой является…

Ответ: В — прочная опора

11. На каком рисунке показана конструкция, с помощью которой учёные могут проводить химические реакции?

Ответ: А 

12. Из предложенных изображений выберите то, на котором показано сооружение, предназначенное для добычи нефти.

Ответ: А

13. Выберите особенности поведения частиц, из которых состоят пружины, благодаря которым они могут выполнять свои функции в разных конструкциях.

Ответ: Г

14. Если на морозе коснуться языком одной из показанных конструкций, то последствия могут быть очень бесполезными. Выберите эту конструкцию и укажите причину, по которой могут возникнуть такие проблемы.

Ответ: Б — железо (язык примерзнет) 

  • Локальная политика безопасности ошибка
  • Лукашенко дисграфия исправление ошибок при письме скачать бесплатно
  • Локальная подсистема печати не выполняется как исправить ошибку
  • Луи броуэр вакцинация медицинская ошибка века
  • Локальная ошибка это что