Львиную часть заданий уже выполнили ошибка

triolana

Устраните лексические ошибки.

Новый сотрудник решил проблему своеобразным образом.
Тема здоровья – постоянная константа наших бесед.
Оглянувшись вокруг, можно заметить много недостатков.
Львиную часть заданий уже выполнили.
Мой брат работает пожарным.
За время существования организации было немало добрых дел и свершений.
Обшарив место преступления, инспектор уголовного розыска обнаружил орудие убийства. 

marinka31

Светило науки — 368 ответов — 7017 раз оказано помощи

Новый сотрудник решил проблему необычным образом образом. Тема здоровья – постоянная тема наших бесед.Посмотрев  вокруг, можно заметить много недостатков. Большую часть заданий уже выполнили. Мой брат служит пожарным. За время существования организации было сделано добрых дел . Осмотрев место преступления, инспектор уголовного розыска обнаружил орудие убийства. 

Устраните лексические ошибки.
1. Новый сотрудник решил проблему своеобразным образом.
2. Тема здоровья – постоянная константа наших бесед.
3. Оглянувшись вокруг, можно заметить много недостатков.
4. Львиную часть заданий уже выполнили.
5. Мой брат работает пожарным.
6. За время существования организации было немало добрых
дел и свершений.
7. Обшарив место преступления, инспектор уголовного розыс-
ка обнаружил орудие убийства

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Лексические и фразеологические ошибки и их исправление

Цели:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

общеобразовательные:

  • повторение и обобщение знаний по теме “Лексикология и фразеология” как о разделе науки о языке, а также различение и нахождение в тексте лексических и фразеологических ошибок;
  • работа по закреплению понятий лексической и фразеологической нормы русского языка

развивающие:

  • коммуникативную компетенцию учащихся;
  • речь, память, внимание, логическое мышление, аналитическую деятельность учащихся, умения сравнивать и обобщать, работать со словарями;

воспитывающие:

  • речевую культуру учащихся;
  • интерес к русскому языку;
  • формированию активной личности, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фразеологический словарь, презентация. Рабочие материалы у учащихся: тетради для классных и домашних работ.

Тип урока: комбинированный

Технологии, используемые на уроке: технология дифференцированного обучения, вузовская технология (лекция) с применением компьютерной технологии ( презентации).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1 Тема сегодняшнего урока: “Лексические и фразеологические ошибки и их исправление”.

Слово преподавателя: Данный урок — заключительный по теме “Лексикология. Фразеология”. Сегодня мы повторим и обобщим ваши знания по данной теме, а также познакомимся с понятием лексических и фразеологических ошибок, наметим пути их исправления, а также будем активно работать над культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний. Повторение изученного по теме “Лексикология. Фразеология”. Творческая коллективная работа:

Повторение изученного по теме “Лексикология и фразеология”.

1. Слова, имеющие сходные значения. (синонимы). Примеры учащихся.

2. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы). Примеры учащихся.

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Примеры учащихся.

4. Слова с противоположными значениями (антонимы) Примеры учащихся.

Студенты отвечают на вопросы, представленные на экране, и приводят свои примеры.

Проверка домашнего задания

Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы) Примеры учащихся.

Задание 1. Какое значение имеют медицинские фразеологизмы?

Бычье сердце — гипертрофия сердца при пороке

  • Мраморная бледность — резкая бледность лица
  • Грудь сапожника — воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца
  • Маска Паркинсона — лицо без мимики при некоторых болезнях
  • Лицо Гиппократа — при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости Отличительные черты: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком кожа лица”
  • Желудок “песочные часы” — такую форму желудок приобретает при рубцующемся язвенном процессе.
  • Печеночные” ладони — красная окраска ладоней и подушечек пальцев при болезни печени
  • Воротник Стокса — характеризуется резким отеком головы,
  • Сосудистые звездочки возникают вследствие расширения мелких вен, находящихся в верхнем слое кожи.

Студенты отвечают на вопросы домашнего задания, представленные на экране, и приводят свои примеры.

IV. Самостоятельная работа студентов

Дифференцированные задания на карточках для трех групп (А, Б, С) студентов, которые выполняются в рабочих тетрадях. Затем осуществляется взаимопроверка заданий.

Задание 1. Вспомните лексическое значение следующих фразеологических сочетаний и запишите их:

на всех парусах – А быстро
перемывать косточки – А обсуждать
рукой подать – А близко
ни рыба ни мясо – А безликий, безвольный человек
обвести вокруг пальца – А обмануть
вопрос жизни и смерти – Б дело исключительной важности
кожа да кости – Б худой
хоть кровь из носу – Б обязательно
как рыба в воде – Б уверенно
кот наплакал — Б очень мало
седьмая вода на киселе – С дальний родственник
комар носа не подточит – С не к чему придраться
куриная память – С плохая память
глас вопиющего в пустынеС напрасный, тщетный призыв
стреляный воробей – С очень опытный человек

V. Изучение нового материала. Лекция преподавателя с использованием компьютерной технологии (презентации). Приложение 1

Преподаватель. Вспомните, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны? Ответы студентов.

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии с его лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря. Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов). На столе преподавателя лежат словари В.И.Даля и Ожегова С.И.

(Демонстрация слайда с изображением словарей). Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: “разг.” — разговорное, “прост.” — просторечие лапа (рука), “обл.” — диалектное кочет (петух), “устар.” — устаревшее очи (глаза), а также “книжн.” и “спец.”. Примеры студентов.

Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим:

Лексические ошибки:

1. Причиной неточного словоупотребления является незнание точного значения слова, Среди ошибок подобного рода:

а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием;

б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери;

в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек;

г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обнаружились на первых же соревнованиях.

д) неразличение паронимов: надеть и одеть:

а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка, снять шапку с головы;

б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного);

— неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить:

а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — “отдать деньги за что-либо” (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом за; — “возместить что-либо” (заплатить долги);

б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);

2. В речи также могут быть другие лексические ошибки

1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого являются:

а) Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, чаще из-за незнания значения заимствованного слова. Например: прейскурант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиографиясвободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..

б) Тавтология — это повторение в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.

в) Многословие, или речевая избыточность — употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.

2). Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).

Мы разобрали типичные лексические ошибки, но незнание фразеологизмов и неумелое их использование (несоблюдение фразеологических норм) также приводит к ошибкам:

Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

  • замена компонента (львиная часть вместо львиная доля);
  • неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать много лучшего);
  • контаминация, или смешение двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);
  • искажение грамматической формы (бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала);
  • употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);
  • стилистически неуместное употребление (Командир приказал сматывать удочки, вместо Командир приказал уходить).

Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним. (Для всех учащихся) (выполняется в тетрадях)

Надеть (кто надел что-либо на кого) — одеть (кто одел кого); одеваться – одеться

1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2. Мать_________

свою дочь по последней моде. 3. Он____ фрак и черный галстук. 4. Они_______ как на праздник. 5. “Учись, мой маленький,__________ сам”,- сказала мать.

VI. Самостоятельная работа студентов

Задание 3. (на карточках) Найдите правильный вариант в следующих фразеологизмах.

Карточки (для группы А)

1.ходить как в воду окунутый (опущенный)

2. мчаться сломав голову (сломя)

3. взять львиную часть (долю)

4.приподнять занавес (поднять)

4. показывать образец (показать)

5. кануть в лето (лету)

Задание 4. (на карточках) К данным выражениям подберите фразеологические антонимы.

Карточки (для групп Б и С)

  • нога за ногу (рука об руку)
  • засучив рукава (спустя рукава)
  • куры не клюют
  • держать ухо востро
  • пасть духом
  • легок на подъем

Проверка выполненных заданий всех групп студентов при помощи взаимопроверки.

VII Групповая работа

Задание 5 (выполняется устно) Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Найдите лексические ошибки

Когда весной весенний первый гром,
Как люблю я майскую грозу в начале мая,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.

Покроют льдом, заледенят карниз.
Еще люблю, когда холодные морозы
Снежинки е неба падают, как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.

Задание 6 (выполняется устно) Прочитайте и найдите “лишние” слова.

Песенка про лишние слова А.Хайта

Как проехать на вокзал? —
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.

Как по-другому называются “лишние” слова? Чем они опасны? (Слова-паразиты)

Задание 7. (выполняется устно) Выберите одно из двух данных в скобках слов.

Он полный (невежа — невежда) в вопросах литературы.

На факультете изучаются два (зарубежных — иностранных) языка.

Лермонтов — достойный (приёмник – преемник) Пушкина.

Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване — уборе).

Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

Преподаватель отмечает активно работающих студентов

VIII Самостоятельная работа студентов:

Задание 8 . Перепишите, исправляя ошибки в употреблении слов и фразеологизмов.

1. На дворе кромешные сумерки. 2. Я должна постараться и взять себя в свои руки. 3. Наступит период, и я расскажу вам правду. 4. Эта похвальба вполне заслужена вами. 5. Эти люди всё делают или через пень, или через колоду. 6. К сожалению, у всех сложилось о нём крайне позитивное впечатление.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Задание 9 . Исправьте ошибки, дайте комментарий. (Карточки для групп. А, Б, С).

А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной роли. 2. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 3. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б. 1. Студент очень скрупулёзно изучал предмет. 2. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 3. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 4. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

С. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной здравице. 2. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 4. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Проверка заданий всех трех групп по очереди. (Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Задание 10. Перепишите и найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, исправьте их

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 7. Вопрос с топливом сложный, просто так забросать его шапками нельзя.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Мини-диктант, который проводит преподаватель. “Найди и исправь лексические ошибки в предложениях”

1. Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.

2. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания.

3.Бестселлером нового сезона стала стиральная машина “Катюша”.

5.Мой друг особенно уважает стихи.

6.Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь

7.В мае месяце в Нижнем Новгороде зацветает сирень.

8.Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза.

9. “Оплатите за проезд”, — услышал я голос кондуктора.

IX Рефлексия

Вопросы для рефлексии:

— Чем полезен был для тебя этот урок?

— Что было нового? Чему научились?

— Какой этап урока был наиболее интересным?

— Что вызвало затруднения?

— Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?

X. Выставление учителем оценок за урок на основании технологической карты урока.

XI. Домашнее задание: Учебник Т.В. Потемкиной “Русский язык и культура речи”параграф 7, зад 84 на стр.141

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексические нормы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задание 20 ЕГЭ 2018 по русскому языку

Формулировка задания 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: ___________________________.

Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

№ Вид ошибки Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. 3. Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.

№ Вид ошибки Примеры 4. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 6. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.

№ Вид ошибки Примеры 7. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства) 8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный 9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

№ Вид ошибки Примеры 10. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Вариант 1. Исключение Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. Ответ: ___________________.

Вариант 2. Замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: _________________.

Потренируемся! Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию: 1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 2. Лес — это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. 3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение. 4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию: 5. Гостям города были вручены памятные сувениры. 6.На предприятии нет свободных вакансий. 7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. 8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания. 9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини. 10. Через неделю состоится первая премьера оперы. 11. Выпускники училища трудоустроены на работу.

Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов 1. Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно. 3. Надо было возводить разрушенное хозяйство. 4. В марте завод принял три десятка рабочих. 5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь. 6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности 7. После войны произошёл Варшавский договор. 8. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры) Неправильно — Правильно 1) играет значение — имеет значение 2) имеет роль — играет роль 3) львиная часть — львиная доля, большая часть 4) приподнять занавес над этой историей — приподнять завесу 5) проходит красной линией — проходит красной нитью 6) качество желает много лучшего — оставляет желать много лучшего 7) пускать туман в глаза — напустить туману, пускать пыль в глаза показывать образец другим — показывать пример, служить образцом 9) поднять тост — поднять бокал, провозгласить тост 10) тратить нервы — тратить силы, трепать нервы, портить нервы 11) одержать успехи — одержать победу, добиться успехов 12) пока суть да дело — пока суд да дело 13) скрипя сердцем — скрепя сердце 14) придавать внимание — придавать значение, уделять внимание 15) производить воздействие — производить действие, оказывать воздействие 16) внушать сомнения — внушать опасения, вызывать сомнение 17) заслужить известность — добиться известности 18) имеет интерес для нас — имеет значение, представляет интерес 19) уморил червячка – заморил червячка 20) чаша терпения лопнула — переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

Укажите в предложениях ошибки в употреблении фразеологизмов. 1. Русский драматический театр выпустил в свет трагедию «Король Лир». 2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы. 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки и волосы поднялись дыбом. 4. Недавно Андрей попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился. 5. К сожалению, у нас часто меряют всех под одну гребёнку. 6. Данный вопрос уже стоит в порядке дня. 7. Пренебрежение к тому, чем занимается наша молодёжь, уже достигло геркулесовых столпов. 8. В ответ он лишь усмехнулся гомерической усмешкой. 9. Мы живём хорошо, дома наши — полные чаши. 10. То была последняя капля, которая переполнила моё терпение.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 1. Бесполезно пропадают все благородные порывы её возвышенной души. 2. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы . 3. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 4.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 5.Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. 6. Кто остановит незаконное растаскивание общего имущества многоквартирных домов? 7. Всем пришлось работать напряжённо, чтобы в срок выполнить срочную работу. Правильные ответы бесполезно времени проливной шоп двигательной незаконное в срок // срочную

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1. Этим летом жители области и соседних регионов стали свидетелями уникального проекта — балета «Лебединое озеро» под открытым небом. 2. В резюме также указывается информация, которая может иметь интерес со стороны работодателя (наличие автомобиля, готовность к командировкам, семейное положение, личные качества и увлечения). 3. К вечеру мы сделали большую половину работы. 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным . 5. В зале ожидания находилось много командировочных. 6. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается о Дмитрии Ионыче Старцеве – сельском докторе. Правильные ответы зрителями вызвать часть пример командированных говорится

Подскажите! Русский язык.

8.Правильно ли использованы фразеологизмы и устойчивые словосочетания в следующих предложениях? Исправьте, определив нарушения.

1.Десятки заявлений с жалобами, просьбами остаются гласом, вопиющим в пустыне, они попадают в ящик.
2. Он живет как сыр в масле.
3. Он взял себе львиную часть заработанного.
4. Ботинки нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову.
5. Вольно – невольно кредиты пришлось возвращать.
За ответы, премного благодарна!

1. .остаются нерассмотренными ( неуместно использование фразеологизма )
он КАТАЕТСЯ как сыр в масле ( лексическая ошибка, нельзя заменять слова во фразеологизме—устойчивом словосочетании)
3.львиную ДОЛЮ ( то же самое)
4.неправильно употреблен фразеологизм ( лекс. ошибка)
5.Волей-неволей.

Про все не знаю, но 2 там надо катаеться, а в 4 ботинки на голову не одевают.

в 3 львиную долю по-моему, а в 5 хочешь не хочешь

источники:

http://infourok.ru/podgotovka-k-ege-po-russkomu-yaziku-leksicheskie-normi-2626251.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/6156439

одежда, женщина, интерес). Расчётливый — расчётный (траектория полета,

невеста, скорость, сосед, книжка). Романтический —

романтичный

(произведение, душа, девушка, приключение). Скрытый

— скрытный

(помещение, порок, человек, душа, интерес). Старательный — старательский (ученик, артель, труд, работник). Тактический — тактичный (поступок, маневр, мужчина, уловка). Технический — техничный (актер, вуз, пианист, отдел). Угодный — угодливый (поступок, человек, поведение). Удачный — удачливый (человек, исход, день, ловец, охотник). Царский — царственный (власть, вид, слуга, опричник, осанка). Целый — цельный (день, кусок мрамора, натура, чашка, молоко). Экономический — экономичный (теория, ведение хозяйства, наука, машина).

Типичными ошибками в использовании фразеологических оборотов являются:

сокращение выражения: и гроша не стоит вместо ломаного или медного гроша;

замена слова: львиная часть вместо львиная доля;

совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет большую роль

Задание 10. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1.Писатель идёт в ногу со своим временем.

2.Эта статья до глубины души меня удивила.

3.Наш герой живёт как сыр в масле.

4.Он взял себе львиную часть заработанного.

5.Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери.

6.Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.

7.Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной.

8.В разговоре он допустил сильную ошибку.

9.Грехи мои тяжёлые!

10.Львиную часть заданий уже выполнили.

11.Большое влияние на молодых имеет телевидение.

21

12. Низкая благодарность правительству за это.

Задание 11. Поиграем в слова.

Игра называется «Контакт». Цель ее состоит в том, чтобы научиться быстро и грамотно формулировать значения слов. Игроков может быть неограниченное количество, один из них является ведущим. Ведущий задумывает слово и называет участникам игры его первую букву, например, К (задумано слово коллега). Задача участников игры — догадаться, какое слово задумано. Для этого любой из игроков формулирует значение любого слова, начинающегося с буквы К, и задает вопрос ведущему: «Не обозначает ли это слово название полуострова на Черном море?» «Нет, это не Крым», — отвечает ведущий. «Не является ли это слово общим наименованием служителей культа какой-либо церкви?» Ведущий в затруднении: он не знает слова, значение которого сформулировал игрок. Зато другой игрок догадался, какое слово имеется в виду, он кричит: «Контакт!» Оба игрока, знающие слово, хором называют его: «Клир». Если слово названо правильно, ведущий вынужден назвать вторую букву задуманного им слова: О. Теперь игроки формулируют значения слов, начинающихся с сочетания КО. «Не обозначает ли это слово публичное исполнение музыкальных произведений?»

«Нет, это не концерт», — говорит ведущий. «Не обозначает ли это слово швейцара, привратника во Франции?» Вновь ведущий в затруднении, но один из игроков догадался и кричит: «Контакт!» Хором называется слово «Консьерж». Ведущий вынужден назвать третью букву: Л. Теперь формулируются значения слов, начинающихся с сочетания КОЛ. И так далее до тех пор, пока задуманное слово не будет отгадано. Ведущий считается выигравшим в том случае, если никто так и не догадается, какое слово он задумал.

22

ПРАКТИКУМ № 3

Морфологические нормы

Род некоторых склоняемых имён существительных, испытывающих колебания в роде между мужским, как правило, на твёрдый согласный и женским

на , надо просто запомнить.

Задание 1. Употребите данные существительные в единственном числе.

Подберите к существительным определения–прилагательные. Обратите внимание: некоторые существительные имеют двоякие формы рода, ничем не отличающиеся ни по смыслу, ни по стилистической окраске, другие — имеют стилистические отличия.

Рояли, гренки, плацкарты, бакенбарды, банкноты, заусеницы (заусенцы), ставни, туфли, помидоры, жирафы, ботинки, тапки, манжеты, лебеди, рельсы, канделябры, бандероли, мыши, скирды, эполеты, щупальца, сандалеты, оладьи, бандероли, метастазы, жирафы.

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом:

наименование лиц женского пола – женского рода (старая леди,

известная эмансипе);

наименование лиц мужского пола – мужского рода (услужливый портье, ловкий рантье);

существительные общего рода – мужского и женского (мой протеже,

моя протеже).

Наименования животных – мужского рода (кроме самок), например:

взрослый шимпанзе (но:кормящая шимпанзе), розовый фламинго.

Исключения: цеце (ж.р.), иваси (ж.р.).

Наименование неодушевлённых предметов – среднего рода

(старинное бра, модное бикини, тёплое кашне).

Исключения: евро, пенальти, сирокко, хинди – слова мужского рода; авеню, кольраби, мацони, салями – слова женского рода.

23

Задание 2. Употребите данные существительные в единственном числе.

Новые шоссе, розовые фламинго, серые кенгуру, ежегодные ралли, страшные цунами, красивые бра, забавные какаду, красивые бикини, маленькие кули, жирные иваси, известные рефери, кожаные портмоне, бриллиантовые колье, клетчатые кепи, отдельные купе, огромные гризли, просторные фойе, маленькие пони, справочные бюро, победные пенальти, японские кимоно.

Задание 3. Допишите окончания, определив род существительных.

Широк… амплуа, официальн… коммюнике, модн… караоке, вежлив… портье, кратк… резюме, крепк… кофе, вкусн… салями, модн… сабо, рыбн… филе, разнообразн… меню, трудн… хинди, московск… эскимо, тёпл… джерси, строг… табу, целебн… алоэ, шерстян… кашне, свеж… кольраби, шотландок… виски, хрустальн… бра, шотландок… виски, хрустальн… бра.

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, названия органов печати, определяется по общему названию,

например: Капри привлекал туристов (остров); полноводная Миссисипи

(река); «Дейли Уоркер» писала (газета).

Задание 4. Допишите окончания, определив род существительных.

а)

Солнечн

… Батуми; широк…

Миссисипи; живописн…

Капри;

знаменит…

Лимпопо; древн…

Баку;

загазованн…

Мехико; труднодоступн…

Юнгфрау;

шумн…

Тбилиси;

многоводн…

Конго;

глубок…

Онтарио;

многолюдн…

«Динамо»;

оживлённ…

Шереметьево;

современн…

Токио;

древн

… Дели;

северн…

Хельсинки; изнуряющ…

Гоби;

промышленн…

Иваново;

огромн…

Чикаго;

знаменит…

Бейкер-стрит.

б)

«Таймс» перепечатал

… статью из «Комсомольской правды». «Спид-

24

инфо» впервые обратил…сь(ся) к этой проблеме. «Намедни», к сожалению, прекратил… свое существование. «ТВ Бинго-шоу» провел… очередной розыгрыш.

Род составных существительных определяется по роду слова,

обозначающего более широкое или более конкретное понятие ( автомат-

закусочная (ж.р), интернет-кафе (ср.р.), музей-квартира (м.р.)).

Задание 5. Выберите нужную форму сказуемого.

1.Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь.

2.Опера-детектив впервые (была поставлена, был поставлен) в театре.

3.Музей-квартира поэта (открылась, открылся) после реставрации.

4.Плащ-палатка уже (был сложен, была сложена).

5.Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день после покупки.

6.Вагон-лаборатория (стоял, стояла) на запасных путях.

7.Гостям (понравился, понравилась) хлеб-соль.

8.Юбка-брюки всем (понравилась, понравились).

Род сложносокращённых слов (аббревиатур) определяется по роду

ключевого слова составного наименования, например: СНГ должно соответствовать новым реалиям (СНГ — ср.р., так как содружество).

Однако ряд аббревиатур, оканчивающихся на согласную (независимо от рода стержневого слова), приравниваются к существительным мужского рода (ТАСС, МИД, ВАК);

аббревиатуры, оканчивающиеся на -о, -е, приравниваются к существительным среднего рода (ЗАО, НЛО, РАО).

25

Род заимствованных аббревиатур определяется по русскому переводу их

стержневого слова: АСЕАН, ж.р. (ассоциация), МАГАТЭ, ср.р. (агентство), ФИДЕ, ж.р. (федерация).

Задание 6. Допишите окончания.

1.ООН принял… к рассмотрению документ.

2.РИА сообщил… об этом на прошлой неделе.

3.ЖЭК произвел… ремонт.

4.МИД вручил… ноту.

5.СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами.

6.СНГ был… создан… в 1989 году.

7.Это, наверное, был… НЛО.

8.ЦСКА опять одержал… победу.

9.СПИД уже унес… миллионы жизней.

10.Наш… ООО специализировал…ся/сь на выпуске швейной продукции.

11.ФСБ запретил… публикацию секретного доклада.

12.ЦИК начал… подготовку к выборам.

13.США объявил… о проверке военных объектов Ирака.

14.ВИЧ чрезвычайно опас(е)н….

15.В городе отрыт… нов… загс.

Усуществительных мужского рода в форме именительного падежа

множественного числа имеются вариантные окончания (-я) / (-и), первые из которых сохраняют разговорный или даже просторечный характер (ветры —

ветра). Поэтому во многих словах предпочтительна форма на (-и), например:

авторы, бухгалтеры.

Однако в некоторых словах окончание -а(-я) закрепилось как норма,

например: директора, доктора.

26

Задание 7. Употребите существительные в форме множественного числа.

Аптекарь, торт, порт, договор, слесарь, токарь, инженер, инспектор, рапорт, сорт, месяц, выбор, заговор, маляр, профессор, счет (официальный документ), отпуск, полис, паспорт, сторож, бухгалтер, трактор, сектор, тренер, лектор, контейнер, снайпер, образ (икона), свитер, редактор.

Иногда выбор окончания (-я) или -ы(-и) в именительном падеже множественного числа зависит от значения слова, например: провода

(электрические) – проводы (при отъезде).

Задание 8. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа на -а (-я) и формы на -ы (-и). Определите разницу в их значении.

Образец: мех — меха (выделанные шкуры зверей), мехи (кузнечные мехи)

приспособление для нагнетания воздуха в кузнице.

Боров, орден, корпус, тормоз, цвет, лагерь, пояс, повод, соболь, образ, учитель, пропуск, счёт, тон, хлеб.

В родительном падеже единственного числа следующие группы

неодушевлённых существительных мужского рода могут иметь не только окончание -а(-я), но и -у(-ю), характерные для разговорного стиля:

вещественные существительные при указании на количество чего-либо

(машина песка – песку, мало снега – снегу);

вещественные существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (выпейте чайку, попробуйте медку, но машина мелкого

песка, попробуйте нашего медка);

отвлечённые, а также некоторые собирательные существительные при употреблении с количественным значением (много шума –

шуму; никакого народа – народу);

27

существительные, входящие в устойчивые словосочетания (нет конца-края – краю).

Задание 9. Определите, в каких случаях окончание -у/-ю в родительном падеже существительных мужского рода остаётся предпочтительным.

1.Наделать шуму — много шума из ничего.

2.Задать перцу — в магазине три сорта перца.

3.Спору нет — это не предмет спора.

4.Не до смеху — бояться смеха.

5.Прибавить шагу — требовали от солдат четкого шага.

6.Намолол вздору — не слушали его несуразного вздора.

7.Навели лоску — ботинкам не хватало лоска.

8.Дать ходу — машина не развила быстрого хода.

9.Натерпелся страху — они не знали страха.

Впредложном падеже некоторые существительные мужского рода

единственного числа имеют вариантные формы окончаний: или -у(-ю).

Окончание употребляется для выражения объектного значения, а

у(-ю) — для выражения обстоятельственного значения: говорить о лесе быть в лесу.

Задание 10. Раскройте скобки, употребив существительные в форме

предложного падежа с окончаниями -е или -у/-ю.

1.Находиться в … — изменения в … предложения (строй).

2.Отразиться на … дел — машина на … (ход).

3.В вишневом … — в «Вишневом …» Чехова (сад).

4.В 1918 … — в «Восемнадцатом .. » Алексея Толстого (год).

5.На переднем … — на самом … (край).

6.Быть на хорошем … — на расчетном … (счет).

7.В … стран — в … солдат (ряд).

8.Это была работа легкая, на … — рабочие чинили крышу на … (дом).

9.Рубили лес на … — сидели на … какого-то дерева (корень).

28

Склоняются иностранные (как и русские) фамилии, если

оканчиваются на согласный и относятся к мужчинам: о

Константине Рерихе, дружил с Львом Кербелем;

оканчиваются на

безударную –а/-я: Пье ха– песни

Пье х,и

Капабла нка – игра Капабла нки;

оканчиваются на ударную –а и являются славянскими: Сковорода к–

философу Сковороде Майбород; а у-писателя Майбороды, но ср.

Дюма.

Не склоняются, если

относятся к женщинам: встретил Нору Даль, у Марии Мицкевич;

оканчиваются на гласный звук (кроме неударяемых –а, ): проза

Данте, романы Золя, оперы Верди, пьесы Шоу;

безударным –а/-я предшествует гласный и: сонеты Эрдиа, стихи

Гарсиа, рассказы Гулиа.

В творительном падеже иноязычные фамилии на –ин имеют окончание –ом / -ем (Чаплином), а русские -ым (Репиным).

Задание 11. Раскройте скобки и впишите нужные окончания.

а) Я восхищаюсь не только (Чарли) Чаплин___, но и его дочерью Ирэн___Чаплин___. Я провожу отпуск с (Акиро Курасава), выходные с — Эллен___(Бурда), а вечера — со Станислав__ Жук___и его подопечными. По воскресеньям я встречаюсь с Галкин___, по вторникам — с Якубович___, по средам — с Вульф_, по четвергам — с (Эркюль_ Пуаро), а по пятницам — со (Сванидзе).

б) На презентации с мистером Стивен__Кристин___была его супруга. (Ани) Кристин___познакомили с нашим банкиром Степан__Кристин___, с хозяином магазина Антон___Квакин__и его супругой Елен__Квакин__, а также с его американским партнером (Энтони) Квакин__, сыном знаменитой (Жаклин Кенеди), и его дочерью Элен___Квакин__.

29

Местоимение свой указывает на принадлежность чего-либо субъекту

действия.

Задание 12. Устраните двусмысленность, возникающую из-за неправильного употребления местоимения СВОЙ.

1.Он попросил друга принести свои рисунки.

2.Он предложил приятелю прочитать свои стихи.

3.Офицер приказал солдату показать свою карту.

4.Больной попросил сестру налить себе воды.

5.Я должен поздравить вас с защитой своей диссертации.

6.Дочь попросила мать выгладить свою блузку.

7.Преподаватель попросил студента повторить свои слова.

Всоставных количественных числительных склоняются все образую-

щие их слова, например: Альбом с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. Но: В альбоме триста шестьдесят семь рисунков

Задание 13. Просклоняйте числительные.

5679; 3 951 826; 666; одна тысяча восемьсот семьдесят девятый год, трое студентов; полтора килограмма; одна целая двадцать четыре сотых; 85 метров 53 сантиметра.

Собирательные числительные не сочетаются:

с одушевлёнными существительными женского рода (двое студентов, но

две студентки),

с существительными, называющими животных, кроме детёнышей (две собаки, но двое щенков),

с неодушевлёнными существительными, имеющими единственное число

(двое саней, но две книги).

30

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

baustchiav876

baustchiav876

Вопрос по русскому языку:

Устраните лексические ошибки.

Новый сотрудник решил проблему своеобразным образом. Тема здоровья – постоянная константа наших бесед. Оглянувшись вокруг, можно заметить много недостатков. Львиную часть заданий уже выполнили. Мой брат работает пожарным. За время существования организации было немало добрых дел и свершений. Обшарив место преступления, инспектор уголовного розыска обнаружил орудие убийства.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

ldremoumat

ldremoumat

Новый сотрудник решил проблему необычным образом образом. Тема здоровья – постоянная тема наших бесед.Посмотрев  вокруг, можно заметить много недостатков. Большую часть заданий уже выполнили. Мой брат служит пожарным. За время существования организации было сделано добрых дел . Осмотрев место преступления, инспектор уголовного розыска обнаружил орудие убийства. 

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

  • Львиную часть заданий уже выполнили исправить ошибку
  • Львиная часть работы лексическая ошибка или нет
  • Львиная часть работы была уже выполнена какая ошибка
  • Львиная часть работы была сделана лексическая ошибка
  • Львиная часть премии досталась руководителям лексическая ошибка