Люди должны взаимно уважать друг друга лексическая ошибка

Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Смысл понятия

Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:

  • свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький). Они способны легко образовывать сочетания;
  • фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Есть лексемы, способные сочетаться с синонимами: закадычный + друг, товарищ или приятель, щекотливый + вопрос или положение, одержать + победу или верх;
  • значения с ограниченной лексической сочетаемостью. Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях (чувствах и погоде).

Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.

Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.

Виды ошибок и причины их возникновения

Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.

В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:

  • Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег».
  • Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Правильно — «бо́льшая часть времени». Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни.
  • Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет.

Нарушения лексической сочетаемости

Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.

Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.

Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.

Смысловые недочёты

Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.

Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:

  • Контаминация. Возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям», а заодно «запросам», «критериям» и «правилам». Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень». Другие примеры: играть роль + иметь значение = играть значение, принять меры + предпринять шаги = предпринять меры, подорожали товары + повысились цены = подорожали цены, поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
  • Неразличение синонимов. У них бывают дополнительные значения, что и вызывает ошибки в употреблении. Например, «храбрый» и «смелый» похожи по смыслу, но первое прилагательное подразумевает лишь внешнее проявление качества, поэтому не сочетается со словами «мысль» или «идея». Другой пример: «построить» и «возвести». Второй глагол применяется к объектам, возвышающимся над поверхностью, и не сочетается с существительными, обозначающими хозяйственно-бытовые конструкции. Поэтому, к примеру, подвал или сарай можно только построить.
  • Путаница в паронимах. Бо́льшая часть последних — однокоренные слова. Разные приставки и суффиксы придают им дополнительные оттенки значения или стилевую окраску, но из-за внешнего сходства часто возникают ошибки в употреблении. Распространённый пример — «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд» или «уплатить за проезд». Другие варианты, когда возможно непонимание: практичный и практический, логичный и логический, экономный и экономический, чужой и чуждый, военный и воинский, гарантийный и гарантированный, одеть и надеть.

Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.

Проблемы со стилистикой

В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.

Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.

Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:

  • Неуместное употребление канцеляризмов, например, «осуществить сравнение», «в данное время», «большое количество вещей», «испытывать чувство радости» вместо «сравнить», «сейчас», «много вещей» и «радоваться». В большинстве случаев длинные обороты можно заменить одним или двумя словами. Предложение от этого только выиграет.
  • Неоправданное употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики в литературном или деловом контексте. Этим часто грешит современная пресса: «обчистить квартиру», «демонстранты сматывают удочки», «дефицит налички», «отрываться на фестивале». Основной смысл, конечно, ясен, но не каждому зрителю или читателю нравится, когда с ним общаются на сленге.
  • Смешение стилей. Например, употребление разговорных слов в научном или публицистическом тексте: «фишка корпускулярно-волнового дуализма света», «давеча на конгрессе присутствовали делегации разных стран».
  • Периссология — одновременное употребление заимствованного и русского слова с похожими смыслами. Так, в сочетании «прейскурант цен» первая лексема означает «справочник цен на товары». Другие примеры: хронометраж времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, атмосферный воздух, свободная вакансия, коллега по работе, памятный сувенир, перспективы на будущее, дополнительный бонус.
  • Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи.
  • Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью.

Особенности употребления заимствований

С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.

Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.

Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.

Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.

Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».

Намеренные нарушения как стилистический приём

В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».

Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.

Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».

Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях … Дайте не менее двух ответов?

Русский язык | 10 — 11 классы

Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях … Дайте не менее двух ответов.

А) оправдывать доверие б) облокотиться спиной в) плеяда ученых г ) пьеса прошла с большим интересом.

Облокотиться можно рукой так как это слово произошло от слова локоть.

Какие из данных слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения к слову предприниматель?

Какие из данных слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения к слову предприниматель?

Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости слов, запишите его, устранив ошибку 1?

Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости слов, запишите его, устранив ошибку 1.

Заключить договор 2.

Большая половина выступления 3.

Оплатить проезд 4.

Превосходство над другими.

В каких случаях нарушены нормы сочетаемости слов?

В каких случаях нарушены нормы сочетаемости слов?

1)сказать мысль 2)всесторонне рассмотреть 3)придавать внимание 4)оказать впечатление.

Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях… 1 привести пример о работе ученых 2 вопреки сложившемуся мнению 3 выполнение мечты 4 нести ответственность за детей?

Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях… 1 привести пример о работе ученых 2 вопреки сложившемуся мнению 3 выполнение мечты 4 нести ответственность за детей.

1. нормы сочетаемости слов нарушены в1?

1. нормы сочетаемости слов нарушены в

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях :

а) морфологический образ

б) получить урон

в) сильная дружба)

г) рецензия о пьесе

Грамматические ошибки допущены в словосочитаниях :

а) пять апельсинов

б) о трехста семидесяти восьми

в) звали гусаров

с правильными ответами.

Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в выражении?

Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в выражении.

Выберите один ответ : a.

Большой мегаполис b.

Будущая перспектива c.

Завещать в наследство d.

Нормы сочетаемости нарушены в выражениях : заплатить за проезд, скучать по вам, контролировать за ходом лечения, ностальгия о детстве?

Нормы сочетаемости нарушены в выражениях : заплатить за проезд, скучать по вам, контролировать за ходом лечения, ностальгия о детстве.

В каком выражении нарушены нормы лексической сочетаемости?

В каком выражении нарушены нормы лексической сочетаемости?

А) играет важную роль б) произвести большое впечатление в) окружить помощью г) поднять уровень благосостояния.

Нормы лексической сочетаемости нарушены в следующих выражениях взаимное уважение друг друга верность к мужу согласно графика согласно приказу позвони ей?

Нормы лексической сочетаемости нарушены в следующих выражениях взаимное уважение друг друга верность к мужу согласно графика согласно приказу позвони ей.

Нормы лексической сочетаемости нарушены в выражении : пресыщение спроса, револьверный кредит, групповой лизинг, отложенный фонд?

Нормы лексической сочетаемости нарушены в выражении : пресыщение спроса, револьверный кредит, групповой лизинг, отложенный фонд.

На этой странице находится ответ на вопрос Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях … Дайте не менее двух ответов?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Шарлатан телеэкран целлофан односельчан балаган сарафан караван таракан наркоман барабан англичан ветеран ресторан аэроплан баклажан меломан братан мальчуган меридиан карман таран алан талисман наган атаман мембран незван великан банан ураган баран п..

Кружиться, катиться, познакомьтесь, фальшивые.

Медаль, асфальт, пальто, кольцо, соль, камень, нянька, альфа.

В мер веса миллиграмм страна Россия.

У — бе — жа — ли яр — ко — е (при переноси на др. Строчку только яр — кое).

Убе жа ли, яр кое ппрпнороргр.

Земляника (подлеж. — выражено существит. )растёт (сказ. — глагол) по (предлог) лесным (определен. — прилагат. )опушкам , (обстоят. — существ. )вырубкам (обстоят. — существ. ) [ _ = ≈ — . — . , — . — . ].

Что каждый из нас должен делать, чтобы сохранить окружающую среду для будущих поколений? Почему люди перестали заботиться о природе? Над этими вопросами размышляет ___________ в своем тексте. В современном мире мы слишком халатно относимся к окруж..

«Взятие снежного городка» — одна из самых оптимистичных картин русской живописи и единственная картина Сурикова, лишенная трагизма и конфликта. Он написал ее на своей родине, в Сибири, где была широко известна такая зимняя казачья забава как взятие ..

I. Родник — сущ. (что? ) родник II. Н. ф. — родник ; нариц. , неодуш. , м. р. , 2 — е скл. , в Им. П. , в ед. Ч. III. (что? ) родник ______.

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/801-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1147760_normy-socetaemosti-slov-naruseny-v-vyrazeniah/

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 4

ЛЕКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ

Вопросы
для обсуждения:
 

    1. Каковы основные
      принципы лексической сочетаемости в
      современном русском языке?

    2. Как избежать
      ошибок, связанных с нарушением смысловой
      и стилистической уместностью слова?

    3. Что
      такое смысловая избыточность и каковы
      ее типы? 

    4. Что такое паронимия?
      Какие словари паронимов вы знаете и
      как ими пользоваться?

ЗАДАНИЕ 1.
Найдите ошибки в словоупотреблении и
исправьте предложения.

1. Наша команда
одержала первенство в соревновании по
бегу среди первокурсников. 2. Мой
скоропостижный приезд взволновал
родителей. 3. На дне рождения подруги
было много шуток, розыгрышей, забавных
инцидентов. 4. Учитель призван содействовать
родителям в воспитании детей. 5. Мы
попросили официанта принести прейскурант
цен, чтобы заказать обед. 6. При высокой
температуре у ребенка необходимо
заказывать врача на дом, а не идти в
поликлинику. 7. Придя впервые на
Адмиралтейскую площадь, я окоченела и
восторгом смотрела вокруг себя. 8. Сходные
качества характера сплавлены в Онегине
и Печорине. 9. В нашей компании я была
всегда запевалой.

ЗАДАНИЕ 2. Объясните
различия между приведенными паронимами,
составьте предложения с каждым из них.
Используйте словари паронимов.

Боязно – боязливо,
геройски – героически, искусный –
искусственный, исполнять – выполнять,
надеть – одеть, натуральный –
натуралистический, неприглядный –
непроглядный, новинка – новшество,
осудить – обсудить, скрытый – скрытный,
усвоить – освоить, эффектный –
эффективный.

ЗАДАНИЕ 3.
Устраните в
данных предложениях ошибки, возникшие
в результате смешения паронимов.
Используйте словари паронимов.

1. Услышанные
события могли бы лечь в основание романа.
2. В конце конференции трибуна была
представлена гостям для приветствий.
3. В связи с изложенным нам предоставляется
возможным следующий порядок распределения
гуманитарной помощи. 4. Наше положение
в группе стало затрудненным. 5. Крышки
одеваются на бутылки автоматически. 6.
Книга посвящена ранним романическим
произведениям А.С. Пушкина. 7. Бригадир
исполняет работу вместе с другими
членами бригады. 8. Оснащение фабрики
автоматизирующими устройствами
способствует повышению качества
продукции. 9. Место переправы было
оснащено спасительными средствами. 10.
Как же отображают образ героя современные
поэты? 11. В декабре наш завод встал на
ремонт. 12. Испытания производятся в
соответствии с ГОСТом. 13. В Доме народного
творчества объявлен набор учащихся на
факультеты хормейстеров, баянистов и
режиссуры. 14. Прививки надежно предохраняют
детей от заболеваемости дифтерией. 15.
Большое значение для роста культурности
человека имеет художественная
самодеятельность. (По М.П. Сенкевичу)

ЗАДАНИЕ 4. Найдите
ошибки в употреблении многозначных
слов и омонимов. Исправьте предложения.

1. Учитель просмотрел
некоторые ошибки, допущенные учениками
в сочинениях. 2. Собраться перед экзаменом
среди взволнованных абитуриентов было
трудно. 3. На следующем уроке мы коснемся
этого вопроса более подробно. 4. Своими
публичными выступлениями писатели
вкладывают огромную лепту в дело победы.
5. Студенты прослушали лекцию известного
ученого. 6. В самый ответственный момент
отбойник сработал плохо. 7. Горн был
старым и издавал тяжелое сипение. 8.
Мальчишка показал неожиданно нам мину,
отчего мы сильно растерялись. 9. Обитатели
ночлежки потеряли своё человеческое
достоинство. 10. В суде дело получило
формальный отказ.

ЗАДАНИЕ 5. Найдите
ошибки в употреблении синонимов и
антонимов. Исправьте предложения.

1. Конструкторы КБ
Сухова соорудили новую модель истребителя.
2. Почти всю
декаду проходила осенняя уборка
картофеля. 3. Знания студента по культуре
речи весьма скромные. 4. После выборов
президента произошла полные перемены
в составе правительства. 5. В сегодняшнее
время постепенно происходят изменения
в экономике страны. 6. Власти открыто
признались в том, что было скрыто от
общественности. 7. Из-за высоких минусовых
температур система отопления вышла из
строя. 8. Мы знаем, что до сих пор живы
предки А.С. Пушкина. 9. С наступлением
холодов возрастает снижение иммунитета
к респираторным заболеваниям. 10.
Руководство республики стремится к
тому, чтобы старожилами на селе стали
молодые специалисты: врачи, учителя,
артисты.

ЗАДАНИЕ 6.
Исправьте
ошибки, связанные с нарушением норм
сочетаемости слов.

  1. совершить победу;

    1. вскрывать свои
      намерения;

    2. ностальгия о
      родине;

    3. оказать впечатление;

    4. причинить вред
      для врага;

    5. опубликовать
      для печати;

    6. брат похож с
      сестрой;

    7. оплатить за
      работу;

    8. ставить в
      привилегию кого-либо;

    9. взаимное уважение
      друг друга;

    10. разочароваться
      жизнью;

    11. заведующий отдела
      кадров;

    12. лить много слов;

    13. одержать успех;

    14. тосковать о
      семье;

    15. играть огромное
      значение;

    16. иметь роль;

    17. оказать вред;

    18. не закрывать
      правды;

    19. приехать один
      за одним.

ЗАДАНИЕ 7. Найдите
словосочетания, в которых нарушены
нормы сочетаемости слов.

I.
1) лить много слов, 2) одержать успех, 3)
идти навстречу друг другу, 4) оказать
воздействие, 5) вопреки указания шефа,
6) огласить результаты соревнований, 7)
отстаивать поруганную честь, рутинные
взгляды, 9) в апогее гибели, 10) подсказать
для соседа.

II.
1) зрелищные организации, 2) собрать
аплодисменты, 3) эмиссия акций предприятия,
4) плавать на вопросе, 5) раскачиваться
в качелях, 6) сильнодействующий взгляд,
7) совершить невозможное, сигнализировать
опасность, 9) созвучный к добру, 10) твердо
стоять на ногах.

III.
1) сожалеть по прошлому, 2) выдерживать
натиск природы, 3) согласовать друзей
после ссоры, 4) теплая волна воспоминаний,
5) стиснуть нервы, 6) являть пример
самопожертвования, 7) говорить с апломбом,
соприкасаться интересами, 9) значительная
важность, 10) апатичная молодежь.

IV.
1) разводить амуры, 2) стилизовать старину,
3) оснастить рассказ выдумками, 4)
наращивать силы, 5) проявить бдительность,
6) исказить смысл, 7) шествовать над
школой, обрушиться в берег, 9) исправить
положение, 10) муштровать недостатки.

V.
1) легло в сознание слушателей, 2) акции
строго котируются на рынке, 3) пребывать
в неизвестности, 4) искательный характер,
5) пожениться на соседке, 6) рассудительный
смысл, 7) заботиться по детям, дать
подножку неудачнику, 9) сортировать
корреспонденцию, 10) непреклонная воля.

ЗАДАНИЕ 8. Исправьте
ошибки, связанные с тавтологией.

1. Проходят мимо
станции товарные поезда, проходят
пассажирские, раз в сутки проносится
скорый поезд. 2. Этот подход практикуется
во многих работах по практической
стилистике. 3. За два года осуществлены
коренные преобразования в народном
образовании республики. 4. На решение
этих задач и направил усилия педагогический
коллектив школы под руководством
директора школы. 5. Горький не уставал
работать над переработкой своих
произведений. (В.Лидин) 6. Существует уже
несколько проектов, по которым можно
уже завтра осуществить строительство
махолета. 7. Нож находится в правой руке,
вилка – в левой, при этом пальцы не
должны находиться на спинке ножа или
на зубцах вилки. (Э.Соловьев) 8. Обсуждение
результатов, полученных в результате
проведения методик исследования, должно
стать открытым. 9. Охотничья команда
прибыла к нам, чтобы охотиться на волков.
От волков пострадало стадо. 10. С нашими
материальными возможностями это
невозможно. 11. Представители торговой
фирмы намерены подтвердить свои
намерения.

ЗАДАНИЕ 9.
Найдите
предложения, в которых слово употреблено
в несвойственном ему значении.

1) На факультативе
ученики проводили языковый анализ
стихотворения. 2) Девушку раздражал
косный взгляд нескромного поручика. 3)
Наша авантюра не могла закончиться
ничем хорошим. 4) В педагогическом
университете имеется вакансия ассистента
кафедры педагогики. 5) Когда у клоуна
неожиданно расстегнулись краги на
жилете, к зале раздался смех.

ЗАДАНИЕ 10. Отметьте
слова, значение которых указано неверно.

1) Эсперанто –
международный искусственно созданный
язык, 2) ваятель – художник-портретист,
3) официозный – претендующий на
оригинальность, вычурный, 4) арабески –
украшение на шею, 5) юродивый – уродливый
– безобразный, 6) чумичка – разливательная
ложка, 7) меркантильный – расточительный,
нецелесообразно расходующий что-либо,
степенный – имеющий ученую степень,
9) окладистый – широкий, густой, 10)
утрировать – рассуждать, строить
умозаключения, 11) чопорный – недалекий,
умственно ограниченный, 12) салки – игра
в догонялки, 13) иносказание – народное
эпическое сказание о событиях прошлого,
14) фас – вид сбоку, 15) химера – несбыточная
и странная мечта, 16) иллюминация –
красочное представление по случаю
торжеств, 17) эфемерный – приятный,
доставляющий удовольствие, 18) щепетильный
– принципиальный в своих отношениях к
чему-либо, 19) винокур – человек,
занимающийся выращиванием табака, 20)
мемориал – спортивное соревнование в
память выдающихся спортсменов.

Контрольные
вопросы.

1. Каковы типичные
ошибки в словоупотреблении?

2. В чем заключается
ошибка в употреблении слова без учета
его семантики в контексте?

3. В чем заключается
ошибка, связанная с употреблением
многозначных слов и омонимов?

4. В чем заключается
ошибка, связанная с употреблением
переносного значения слов?

5. В чем заключается
ошибка, связанная с речевой недостаточностью?

6. В чем заключается
ошибка, связанная с речевой избыточностью?

7. В чем заключается
ошибка, связанная с нарушением норм
логической сочетаемости слов?

8. В чем заключается
ошибка, связанная с нарушением
стилистической сочетаемости?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Упражнения

1. Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Исправьте ошибки.

1. Работа над проектом возобновилась вновь после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера. 3. Первая премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затрагивает проблемы морали и нравственности. 5. Люди все дальше и дальше отдаляются от природы. 6. Каждый понимает понятие родины по-своему. 7. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь между собой. 9. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, оперативно и быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной существующей жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. 13. Твардовский был одним из самых образованнейших людей в своем кругу. 14. В «Песне о Соколе» звучит мотив самопожертвования собой. 15. Художественно оформленный внутренний интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег зарос непроходимыми зарослями. 18. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать руками. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники за город.

2. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним.

1. Простодушные люди часто принимают (желаемое, желанное, желательное) за действительное. 2. Для провинциального городка директор школы был весьма (значимой, значительной) фигурой. 3. Слушателям (представилась, предоставилась) возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание студентов – (дипломантов, дипломников) 5 курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно (проблемным, проблематичным). 6. У этого актера несомненный (комический, комичный) талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались (воинственным, воинствующим) характером. 8. (Заглавную, главную) роль в фильме «Гамлет» блестяще сыграл И.Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен (иллюстрированный, иллюстративный) материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается (сыскать, снискать) средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту (буднюю, будничную) колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже (вражеского, враждебного) приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту (гармоничную, гармоническую) цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне (логичным, логическим).

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Исправьте их.

1. Пушкин показал сильного, не подвергнутого порокам общества человека. 2. У девушки были пухлые, чувственные губы. 3. Он такой невежа, даже Пушкина не читал. 4. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 5. Не вздумай одевать эту легкую куртку, на улице очень холодно! 6. Ей было нестерпимо больно слушать эти несправедливые обвинения. 7. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения. 8. Эта розовая птичка обитает в лесистых горных местах и ведет скрытый образ жизни. 9. Постановление носит рекомендательный характер. 10. Условия обитания и состояние редких океанических животных заметно ухудшаются. 11. Многие произведения этого писателя знаменуют важный этап в становлении реалистичного искусства. 12. Этот талантливый пианист, несмотря на свою молодость, является дипломантом нескольких международных конкурсов. 13. С молодой республикой были установлены дипломатичные отношения. 14. Фигуристы продемонстрировали очень техническое исполнение произвольной программы. 15. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы.

4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

1. Важную роль в развитии литературного языка имеет чтение художественной литературы. 2. Два года команда одерживала успехи на чемпионатах мира. 3. Пора подвести результаты встречи. 4. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 5. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров. 6. Кураторы придают большое внимание воспитательной работе. 7. Все находившиеся в зале очень пристально слушали выступление докладчика. 8. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это. 9. Главный акцент ставится на знании теории вопроса 10. Угрозы энергетиков отключить электричество переходят все рамки. 11. Большая половина пенсионеров сегодня находится за чертой бедности. 12. Необходимо уделять более серьезное значение речевым ошибкам студентов. 13. В начале войны наши войска потерпели огромные потери. 14. Этот молодой ученый уже в 30 лет защитил степень доктора наук. 15. Премьера нового фильма оказала на всех огромное впечатление. 16. Никогда не стоит делать напрасных обещаний. 17. Проработав всего месяц в должности директора, он уже смог получить заслуженное уважение своих подчиненных. 18. Не стоит из-за таких мелочей строить проблему. 19. К сожалению, до сих пор некоторые страны испытывают враждебное отношение к России. 20. Необходимо изменить криминогенную ситуацию, которая происходит у нас в городе.

5. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических единиц.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Мой друг не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены. 3. Когда я думаю, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части. 4. Все ее ругали на чем свет стоял. 5. Беспорядки в стране наконец прекратились, жизнь постепенно налаживалась – все возвращалось на свои круги. 6. Вот уже двадцать лет они неразлучные друзья – их вода не разольет. 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 8. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали рты. 11. Ни для кого не секрет, что в советские времена нередко всех собирали под одну гребенку. 12. Никому не хочется набивать шишки на ровном месте. 13. Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу. 14. Львиная часть работы уже выполнена. 15. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

6. Замените выделенные заимствованные слова русскими синонимами. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

1. Между партнерами состоялся весьма конструктивный диалог. 2. Мой отец прекрасно рисует, хотя он и дилетант. 3. К вопросам религии я отношусь достаточно индифферентно. 4. У некоторых людей на войне постепенно атрофируется чувство опасности. 5. Вместе с актрисой зритель переживает все нюансы чувств любящей женщины. 6. В нашей многонациональной стране проживают люди, принадлежащие к различным конфессиям. 7. Сюжет этого фильма достаточно банален. 8. Мы знаем и такие печальные факты нашей истории, как выдворение из страны диссидентов. 9. У него была способность имитировать пение птиц. 10. На Западе очень многие состоятельные люди занимаются филантропией. 11. В своей жизни он так часто сталкивался с несправедливостью, что к старости стал мизантропом. 12. В обществе превалирует мнение о том, что социальные реформы проводятся непродуманно. 13. Борьба с террористами является кардинальным вопросом современности. 14. Приоритет в ряде географических открытий принадлежит России. 15. Мой сосед по купе оказался очень коммуникабельным человеком, и время в пути пролетело незаметно.

7. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.

1. Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели жители, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала и размышляла. 4. В докладе было приведено много документальных фактов этих недавних событий. 5. Инициатором и зачинателем этого движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать главную суть вопроса. 7. В этих событиях важную скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в одетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни надвигались радостные события. 10. Книга этого писателя пользуется огромным интересом у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно апатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда анонс. 14. Трудно представить себе общество более роскошнее, чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор кратко резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей сохранили дружественные отношения. 17. В этой экстремальной ситуации он повел себя как настоящий друг, сыскав тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного гроша не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им памятные сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать в жизнь.

Тестовые задания

1. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм:

1) внешняя оболочка 9) писатель русской литературы

2) поселился жить на побережье 10) произвести впечатление

3) оправдать доверие 11) патриот Родины

4) взаимное уважение друг друга 12) лесная опушка

5) выдающийся виртуоз 13) своя автобиография

6) документальное досье 14) очевидный факт

7) высокий рейтинг 15) ценные сокровища

местные аборигены 16) совместное сотрудничество.

2. Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки в результате смешения паронимов:

1) скоропостижное решение 11) веский вклад

2) иллюстративный пример 12) дипломатичный ответ

3) доходчивый студент 13) проблематичное решение

4) надеть очки 14) дружественные страны

5) конструктивное решение 15) явственный след

6) будняя одежда 16) комичная ситуация

7) деловой костюм 17) удачный предприниматель

экономичная политика 18) логичные законы

9) длительная ночь 19) нестерпимое положение

10) желательное присутствие 20) предоставить к награде.

3. Отметьте словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость:

1) уделять большое значение 11) сильная ошибка

2) понести потери 12) подвести результат

3) одержать успех 13) во всем понимать меру

4) получить результаты 14) подорожание цен

5) усилить интерес 15) неблагоприятно сказаться на здоровье

6) тратить нервы 16) вероятность осложнений

7) поставить концерт 17) выполнить мечту

исправить недостатки 18) сильная привязанность

9) причинить вред 19) делать акцент

10) отводить место 20) завоевать звание лауреата.

4. Отметьте номера единиц, являющихся фразеологизмами:

1) собаку покормить – 2) собаку съесть

3) белая ворона – 4) белая курица

5) водой не смоешь – 6) водой не разольешь

7) выйти из себя – выйти из положения

9) куры не клюют – 10) птицы не клюют

11) левая рука – 12) правая рука

13) парить в облаках – 14) витать в облаках

15) испить чашу до дна – 16) испить чарку до дна

17) протянуть руки – 18) протянуть ноги

19) соловьиная песня – 20) лебединая песня

5. Установите значение фразеологизма:

1) птица высокого полета а) хитрый, ловкий человек

2) бесструнная балалайка б) изнеженный человек

3) кисейная барышня в) пустомеля

4) продувная бестия г) очень опытный, бывалый человек

5) стреляный воробей д) влиятельный человек

е) человек, не заслуживающий внимания

6. Установите значение слов:

1) менторский а) коварный, действующий путем обмана, измены

2) аскетический б) сильно и пылко чувствующий

3) вероломный в) предвзятый, предубежденный по отношению к кому-

4) пристрастный либо, чему-либо

г) приверженный строгому образу жизни с отказом от

жизненных благ и удовольствий

д) страдающий малокровием

е) нравоучительный, поучающий

7. Установите значение слов:

1) альянс а) удача в достижении чего-нибудь

2) импичмент б) неуспех, полная неудача

3) когорта в) крепко сплоченная группа соратников

4) фиаско г) союз, объединение на основе договорных обязательств

д) предварительное объявление (о спектакле, фильме,

концерте)

е) процедура лишения полномочий высших должностных лиц, допустивших грубое нарушение закона

8. Установите значение слов:

1) имитация а) бескорыстная забота о благе других людей

2) имидж б) подрыв доверия, умаление авторитета

3) альтруизм в) ущемление прав по национальной или половой

4) дискриминация принадлежности

г) совокупность вкусов и взглядов, господствующих

в определенной среде в определенное время

д) воспроизведение с возможной точностью,

подражание кому-либо, чему-либо

е) целенаправленно созданный образ

9. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении.

1. Статус депутата обязывает его к этому.

2. По заказу одного из тогдашних богачей художник написал репродукцию этой своей картины, которая и была потом куплена для Третьяковки.

3. Твой брат всегда готов принять участие в любой авантюре.

4. Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало комнату.

5. Спектакль кончается каким-то странным и очень грустным апофеозом.

6. Решения, принятые собранием акционеров, признаны недействительными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было форума.

7. Наша фирма производит не только одежду самых современных моделей, но и оригинальные аксессуары к ней.

8. После долгих переговоров удалось прийти к концепции по многим вопросам.

9. Нельзя проводить аналогию между этими двумя передачами: цели и аудитория у них совершенно разные.

10. США приняли ряд мер, чтобы сократить импорт японских автомобилей.

11. Это лекарство было апробировано на животных.

12. Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

13. Опытный дирижер, он умел создать из разрозненно звучащих инструментов единое целое – гармонию, какофонию звуков.

14. Поздравить патриарха с праздником прибыли представители различных конфессий.

15. Казахстан и Россия договорились использовать космодром Байконур на основе приоритета – с равным участием сторон в финансировании и обслуживании объекта.

16. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.

17. В последние годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур.

18. Вернисаж, где были выставлены картины абстракционистов, продолжался более двух месяцев.

19. Перед нами встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или университет.

20. Певица ушла со сцены в самом апогее славы.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнения

1.

1. Работа над проектом возобновилась после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки фольклора Севера. 3. Премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затрагивает проблемы морали. 5. Люди все больше и больше отдаляются от природы. 6. У каждого свое понятие родины. 7. Он всего лишь описал случай, который произошел с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь. 9. Ясность цели позволяет настойчиво добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются загадкой. 13. Твардовский был одним из образованнейших людей в своем кругу. 14. В «Песне о Соколе» звучит мотив самопожертвования. 15. Художественно оформленный интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова ощутил, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег покрылся непроходимыми зарослями. 18. Резюмируя, можно сказать: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники.

2.

1. Простодушные люди часто принимают желаемое за действительное. 2. Для провинциального городка директор школы был весьма значительной фигурой. 3. Слушателям представилась возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание для студентов-дипломников V курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно проблематичным. 6. У этого актера несомненный комический талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались воинственным характером. 8. Заглавную роль в фильме «Гамлет» блестяще сыграл И. Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен иллюстративный материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается сыскать средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту будничную колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже враждебного приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту гармоничную цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне логичным.

3.

1) не подверженного 3) невежда 4) эффектных 5) надевать 7) смертельным  скрытный 11) реалистического 13) дипломатические 14) техничное 15) рекомендованной.

4.

1) роль… играет (важное значение … имеет) 2) добивалась успехов (одерживала победу) 3) подвести итоги (огласить результаты) 4) произвел … впечатление (оказал воздействие) 5) снизить стоимость 6) придают … значение (уделяют внимание) 7) внимательно слушали  сильным выражениям 9) акцент делается 10) переходят … границы 11) большая часть 12) уделять … внимание 13) понесли … потери 14) получил степень 15) произвела … впечатление 16) давать … обещаний 17) снискать уважение 18) делать проблему 19) сохраняют … отношение 20) ситуацию, которая сложилась.

5.

1) курили фимиамы (пели дифирамбы) 2) не ударил лицом в грязь 3) кошки скребут на сердце (сердце рвется на части) 4) на чем свет стоит 5) на круги своя 6) водой не разольешь 7) как за каменной стеной как две капли воды 9) душа ушла в пятки (язык прилип к гортани) 10) развешивали уши 11) брили под одну гребенку 12) набивать шишки (спотыкаться на ровном месте) 13) сводит в могилу 14) львиная доля 15) красной нитью проходит.

6.

1) плодотворный 2) непрофессионал (любитель) 3) равнодушно (безразлично) 4) притупляется 5) оттенки 6) вероисповеданиям 7) избит инакомыслящих 9) подражать 10) благотворительностью 11) человеконенавистником 12) преобладает 13) важным (основным, главным) 14) первенство 15) общительным.

7.

1. Описывая Бородинское сражение, Толстой выносит окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели люди, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала. 4. В докладе было приведено много фактов этих недавних событий. 5. Инициатором этого движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать суть вопроса. 7. В этих событиях первую скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в надетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни приближались радостные события. 10. Книга этого писателя вызывает огромный интерес у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла главная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно несимпатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда аншлаг. 14. Трудно представить себе общество роскошнее (более роскошное), чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей сохранили дружеские отношения. 17. В этой экстремальной ситуации он повел себя как настоящий друг, снискав тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного яйца (ломаного гроша) не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать.

Тестовые задания

1. 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16

2. 1, 3, 6, 8, 9, 11, 17, 18, 20

3. 1, 3, 4,5,6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 20

4. 2, 3, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 18, 20

5. 1д, 2в, 3б, 4а, 5г

6. 1е, 2г, 3а, 4в

7. 1г, 2е, 3в, 4б

8. 1д, 2е, 3а, 4в

9. 2, 4, 5, 6, 8, 11,13, 15, 16, 18, 19.

помогите пожалуйста указать неправильные словосочетания. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1) — возрасти в глазах окружающих
— оказать вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— гениальный виртуоз музыки

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

2) — превратить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первого отдела
— взаимно уважать друг друга
— написать тему природы

вырасти в глазах окружающих
— нанести вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— виртуоз музыки
2) — воплотить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первым отделом
— уважать друг друга
— описать природу

Поиск ответа

Всего найдено: 32

Подскажите, пожалуйста, верно ли выражение взаимно е сотрудничество? Или это уже одразумевается?

Ответ справочной службы русского языка

Сотрудничество – это совместная работа, поэтому слово взаимно е здесь лишнее.

Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении: я влюбился и это было взаимно .

Ответ справочной службы русского языка

Это сложное предложение, запятая между двумя частями нужна: Я влюбился, и это было взаимно .

Добрый день!
Является ли корректным следующее предложение: «Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению могут вноситься по взаимно му согласию сторон»?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: любые изменения в настоящем соглашении и дополнения к нему.

Подскажите пожалуйста! можно или нет использовать выражение:данные корреспондируют друг с другом

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: данные взаимно корреспондируют.

Поясните пожалуйста, что означает слово констелляция? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Констелляция (от лат. constellatio ‘расположение звезд’) – 1) взаимно е расположение небесных светил в определенный момент, в астрологии служившее основанием для составления гороскопов; 2) положение вещей, стечение обстоятельств в какой-либо определенный момент.

Добрый день!
Меня смущает фраза «убраться (навести порядок). насколько я помню, частица «ся» — возвратная частица. Если убраться, то убрать себя. Постоянно встречаю фразу: надо убраться в квартире (комнате). Как правильно?
Большое спасибо.
НГИЛИСТ.

Ответ справочной службы русского языка

Прежде всего необходимо отметить, что представление о форманте — ся как выражающем исключительно направленность действия субъекта на самого себя весьма распространено среди носителей языка, однако оно не соответствует действительности. Собственно-возвратное значение, т. е. обозначение действия, направленного на себя ( бриться – брить себя, одеваться – одевать себя, причесываться – причесывать себя, сдерживаться – сдерживать себя), – это только одно из значений, выражаемых возвратными глаголами с постфиксом — ся . Помимо этого значения можно выделить еще несколько; академическая «Русская грамматика» 1980 года выделяет еще 6 лексико-грамматических разрядов таких глаголов:

Таким образом, глагол убраться образован с соблюдением грамматических норм русского языка, он относится к глаголам косвенно-возвратного значения. Дело в стилистической окраске этого слова: оно квалифицируется словарями русского языка как разговорное, т. е. в официальной речи его употребление нежелательно, но при непринужденном общении вполне корректно.

Как правильно писать (слитно или раздельно) слово » взаимно согласованный»?

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно написать предложение? Будьте взаимовежливы или будьте взаимно вежливы?

Ответ справочной службы русского языка

Возможные варианты: взаимовежливы и взаимно вежливы.

Есть ли отличия в понятиях слов «предприятие» и «организация». В понятие какого слова входит банковская структура. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вот что говорится в экономическом словаре:

ПРЕДПРИЯТИЕ — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Различают государственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные (семейные, частные) предприятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ — (франц. organisation от лат. organizo — придаю стройный вид) — 1) строение, устройство системы; 2) составляющая процесса управления, суть которой — координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимно го соответствия функционирования ее частей; 3) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например, предприятие, компания, школа, институт, банк, правительственное учреждение; 4) совокупность лиц, выступающих в качестве единого субъекта деятельности определенного вида, выполняющих определенную общую функцию, обладающих вытекающими из этого правами и несущих ответственность.

Как правильно- «будьте взаимовежливыми» или «будьте взаимно вежливыми»?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Скажите пожалуйста, корректно ли употреблять слово СУБСЕТЬ в значении ПОДСЕТЬ? Какое из написаний «правильное»?

Ответ справочной службы русского языка

Что касается написания, оба слова верны. О правильности употребления и о возможности взаимно й замены данных терминов мы, к сожалению, судить не можем.

как правильно писать: » Взаимно -перпендикулярны» или » взаимно перпендикулярны»; «в двух взаимно -перпендикулярных направлениях» ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: _ взаимно перпендикулярный_.

По каким смысловым оттенкам различаются слова » взаимно » и «обоюдно»?

Ответ справочной службы русского языка

В словарях эти слова указаны как синонимы.

Здравствуйте! 1.Содержит ли данное предложение речевую (лексическую)ошибку: Давно перевалило за полночь, но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили. 2. Является ли употребление в данных предложениях «лишнего» слова лексической ошибкой: Ошибкой является языковое новшество, когда оно затрудняет взаимно е понимание людей между собой. Эта работа проводилась стихийно, без определенной системы. Спасибо. Игорь

Ответ справочной службы русского языка

Справочная служба не выполняет домашние задания.

Здравствуйте. Вот такая фраза: «Эти люди стали жертвами неожиданного или постоянного отвержения либо хаотических обстоятельств жизни» (т.е. их неожиданно отвергли или постоянно отвергали). Уместно ли здесь слово «отвержение», или нужно «отвергание»? И чем они отличаются? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Отвержение_ от значения глагола _отвергать_ — изгнать из своей среды, общества. _Отвергание_ от значения глагола _отвергать_ — не принять, решительно отклонить; не ответить взаимно стью кому-л.

Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.

Все пассажиры платят за провоз багажа.

2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.

Спортсмены завода не могут похвастаться своими достижениями.
Заводским спортсменам нечем хвастаться.

3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.

Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с азов.

4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки.

В ледяную стужу Павел строит узкоколейку.

5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

В развитии сюжета нас ждет немало сюрпризов.

6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими.

Сотрудники должны уважать друг друга.

7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки.

Все бригады работали слаженно. Все барабанные сушилки были задействованы.

8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы.

Она плакала и не спешила вытирать слезы.
Она плакала, и слезы текли по лицу.

9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.)

Какой же судья захочет сесть на скамью подсудимых?

10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.

Возможный район лесозаготовки располагался на болотистой местности, где висели тучи комаров.

11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство.

Развивается навык.
Развивается сознательный автоматизм — каждое движение оператора продиктовано опытом.

12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже — до 95%.

В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле упал еще на один процент.

13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.

Юноша стал упорно трудиться, полюбил технику.

14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.

Дни в городе Калинове долгие и однообразно серые… Катерина предчувствует свою погибель… Она не может возвратиться в дом Кабановых и безрадостной, тоскливой жизни, в которой пропадают все благородные порывы ее возвышенной души, она предпочитает смерть.

15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки.

В прошедшие дни все замело снегом, да и сегодня погода такая, что провести гонку будет совсем не просто.

16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)

источники:

http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%BE&start=15

http://proza.ru/2013/11/15/1277

3. (Письменно). Определите (где это возможно) в представленных предложениях вид речевой ошибки. Исправьте эти ошибки и запишите переделанное предложение. (Само предложение с ошибкой выписывать не надо!). Образец выполнения. Были приняты эффектные меры. Вид ошибки — неразличение оттенков значения, вносимых в слово суффиксом. Были приняты эффективные меры. 1.Каждый классный руководитель должен обеспечить явку сво¬их родителей. 2.Люди должны взаимно уважать друг друга. 3.Эту же проблему охватывает и А. Ахматова. 4.Я написал свою автобиографию. 5.Автор увеличивает впечатление. 6.У меня сразу же возникла картина в своем воображении. 7.Неожиданно для себя моя нога за что-то зацепилась. 8.При каждом вылете в космос образуется озоновая дыра. 9.Интересоваться старинными истинами очень интересно. 10.Он всё усекал, видимо, зрил в корень.

Укажите и исправьте речевые ошибки.
На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими.
Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет. Перемены в нашей жизни. прошедшие за последние годы, очевидны для каждого из нас.


0 голосов

Устраните речевые ошибки: 1) Живя по соседству, мы должны взаимно уважать друг друга. 2) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.







спросил

03 Апр, 18


от
Ivyul_zn

(15 баллов)



в категории Русский язык




2 Ответы


0 голосов






ответил

03 Апр, 18


от
mclp_zn
Одаренный

(3.7k баллов)



Лучший ответ

1) Живя по соседству, мы должны уважать друг друга.

2) Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.


0 голосов






ответил

03 Апр, 18


от
EKATerinka2473_zn

(35 баллов)



В 1) неправильно слово ВЗАИМНО

Во 2) слово СОВМЕСТНОМУ

  • Людей занимающихся опасными видами спорта называют экстремалами ошибка
  • Любящие люди останутся вместе не потому что забыли ошибки а потому что сумели простить их
  • Любые часы ценны только тогда когда они фиксируют точное время ошибка
  • Любую ошибку можно исправить кроме смерти
  • Любой софизм основан на какой ошибке