Майская редиска как пресловутая ложка к обеду как малый да дорогой золотник ошибка

Крылатые слова.

Сам термин
является крылатым выражением, т. к. это
словосочетание впервые употребил Гомер:
в «Илиаде» оно использовано 46, а в
«Одиссее» — 58 раз! Так автор называл
слова, которые
быстро срываются с уст говорящего и
стремительно летят к уху слушателя.

Сейчас под
крылатыми словами

понимают устойчивые и известные широкому
кругу говорящих на русском языке цитаты
из сакральных книг или произведений
искусства (литература, кинематограф,
реклама), а также изречения знаменитых
людей.

Счастливые часов
не наблюдают! Ах, злые языки страшнее
пистолета.
(?)

Человек в футляре;
лошадиная фамилия
(?)
и др.

Многие крылатые
выражения восходят к Библии, к
древнегреческим мифам. Состав крылатых
слов постоянно изменяется: одни
высказывания утрачивают свою популярность
и выходят из употребления, другие
появляются и становятся общеизвестными.

Хотели как лучше,
а получилось как всегда.(В.Черномырдин)

Процесс пошел.
(М. Горбачев)

Жвачка для глаз
(о ТВ) (Д. Браун)

Пословицы и поговорки.

Меткие образные
народные выражения с назидательным
смыслом, обобщающие различные явления
жизни.

В кратких
изречениях народ выразил свое представление
о действительности, свое отношение к
различным ее проявлениям.

Под пословицами
понимают
изречения, обладающие буквальным и
переносным смыслом и представляющие
собой законченные (иногда сложные)
предложения.

Под поговорками
изречения,
имеющие буквальный и назидательный
смысл.

Однако граница
между этими жанрами фольклора нередко
весьма условна.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Буквальное
понимание Ф.

2. Использование
Ф. в несвойственном ему значении.

3. Неучет одного
из компонентов значения Ф.

4. Разрушение
метафорического, переносного значения
Ф.

5. Неоправданная
замена одного из компонентов Ф.

6. Немотивированное
расширение Ф.

7. Немотивированное
сокращение Ф.

8. Грамматическое
видоизменение Ф.

9. Смешение Ф.
(накладка синонимичных Ф.)

10. Анахронизм
(ошибочное
использование слов, относящихся к одной
исторической эпохе для описания реалий
другого времени)

11. Нагромождение
Ф. («украшательство» речи)

12. Нарушение норм
стилистического употребления Ф.

13. Плеоназм
– речевое
излишество, связанное с использованием
в одном контексте слов или Ф., значение
одного из которых содержит значение
другого.

Задания

1. Объедините
фразеологизмы из двух групп в синонимические
пары.

• Во все лопатки,
поминай как звали, ни рыба ни мясо, шагу
негде ступить, вилами по воде писано,
ни за какие блага, один на один, от доски
до доски, куры не клюют.

• Бабушка надвое
сказала, ни то ни се, хоть пруд пруди,
яблоку негде упасть, ни за что на свете,
от корки до корки, с глазу на глаз, и след
простыл, как угорелый.

2. Подберите к
фразеологизмам слова-антонимы.

• Жить душа в
душу, чуть свет, рукой подать, дать волю
языку, спустя рукава, держать в ежовых
рукавицах, положа руку на сердце, кот
наплакал.

3. Составьте по
два предложения с каждым из словосочетаний
так, чтобы они: 1) употреблялись в прямом
смысле; 2) выступали в роли фразеологизмов.

Гладить по
голове, кормить завтраками, ходить на
цыпочках, сесть в лужу, намылить шею,
выйти из строя, связать руки.

4. Найдите и
назовите речевые ошибки в употреблении
фразеологизмов.

• Не мудрствуя
долго, приведу цитату из отчета,
составленного по следам проверки.

• Все понимали,
что эти слова и слезы являются фиговым
прикрытием авантюристки, свившей себе
гнездо в нашем трудовом коллективе.

• Мы трудились
в поте лиц, но, завершив работу,
почувствовали облегчение.

• Хотя он был
и не из робкой десятки, но тут не мог не
испугаться.

• Ставлю вас в
известность, что в школе имеют место
серьезные упущения, на которые завуч и
директор смотрят с закрытыми глазами.

• Майская
редиска как пресловутая ложка к обеду,
как малый да дорогой золотник.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Работа над фразеологизмом – один из шагов на пути к подготовке учащихся к егэ

Слайд 2

Язык начинается со слов. Все, что видит человек, – предметы, действия, признаки, – о чем он думает, обозначается словами. Кроме слов есть в языке более сложные единицы, которые помогают делать речь ярче, красивее, интереснее. В данной работе представлен теоретический материал по разделу «Фразеология» и многочисленные примеры практического назначения.

Слайд 3

Цели данной работы: — доказать целесообразность применения данной методической разработки в практике работы учителя при подготовке к ЕГЭ по русскому языку; — описание возможных видов деятельности педагога и учащихся в процессе работы над фразеологизмом .  Задачи: — научить находить в тексте предложения, в которых употребляются фразеологизмы; — научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении-рассуждении на основе предложенных фразеологизмов; — научить использовать фразеологизмы как в устной, так и письменной речи; — научить доказывать свою точку зрения, приводя в качестве аргументов примеры из литературных произведений и с опорой на жизненный опыт; — развить речевые навыки; — расширить культурный кругозор учащихся.

Слайд 4

Предложенный материал имеет практическое назначение и предназначен учителям, работающим как в среднем, так и в старшем звене, может заинтересовать педагога при подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Слайд 5

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке.

Слайд 6

Фразеологизмы русского языка могут различаться своей грамматической структурой. По грамматической структуре их можно разделить на два основных разряда. Первый разряд составляют фразеологизмы, имеющие грамматическую структуру предложения, например: бабушка надвое сказала, след простыл, как корова языком слизала. Второй разряд — это фразеологизмы со структурой словосочетания: сесть в калошу, авгиевы конюшни, властитель дум.

Слайд 7

  В составе предложений фразеологизмы могут выполнять роль любого члена предложения. Однако чаще всего они бывают обстоятельствами или сказуемыми. Например: — А будешь разговаривать — так вспрысну, что до новых веников не забудешь! (М. Е. Салтыков-Щедрин) . В этом предложении фразеологизм выполняет роль обстоятельства.

Слайд 11

Формы работы с фразеологизмами. При изучении фразеологизмов учитель может применять множество форм работы. Ниже приводятся некоторые из них, которые помогают учащимся лучше усвоить данную тему. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака: приводить в ярость (3) действовать на нервы (1) выводить из равновесия (2) доводить до белого каления (4)  Подберите к данным фразеологизмам антонимы. Жить душа в душу – как кошка с собакой. Пруд пруди – с гулькин нос; раз-два и обчелся. За тридевять земель – рукой подать. Засучив рукава – спустя рукава.

Слайд 12

Выберите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, употребляющиеся только как несвободные. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого. Видать виды, входить в колею, сгущать краски, навострить уши, дело в шляпе, смотреть сквозь пальцы, принимать за чистую монету, лебединая песня, биться как рыба об лед, держать ушки на макушке, голова идет кругом, замолвить словечко, без сучка без задоринки, стричь под одну гребенку, окунаться с головой, играть в бирюльки.

Слайд 13

Найдите и назовите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте предложение. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам проверки. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем коллективе. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. Хотя он был и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. Ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый да дорогой золотник. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

Слайд 14

В каком из предложений есть фразеологизм? (1) Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2) Но эта святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца. (3) Константин Батюшков говорил: (4) «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». (5) Это справедливо и в отношении знания нравственных начал. (6) Знание сердца сильнее знания рассудка. (7) Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чье детство проходит в новостроечных районах Москвы. (8) Растет парень в своем микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишен какой-либо характеристики, особости, он такой же, как все… (Ю. Нагибин*)

Слайд 15

Сочинение-рассуждение на тему: «Фразеологизм недели». Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма. Косая сажень в плечах, как сыр в масле кататься, до нитки, как пробка, хоть пруд пруди, от горшка два вершка, как гром среди ясного неба, мальчик с пальчик. В каких предложениях нет фразеологического оборота? А) Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия. Б) Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме. В) Девочка сидела на диване, поджав ноги. Г) Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах. Д) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач. Е) Сию минуту верните мне мою сумочку! Ж) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее. З) На часах десять минут одиннадцатого.

Слайд 16

Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова, например, А. С.  Пушкина и И. А.  Крылова. Подпишите под их фамилиями фразеологизмы, которые стали известны благодаря таланту писателей, объясните значения. Остаться у разбитого корыта. Бог послал кусочек сыру. Так поди же попляши. А ларчик просто открывался. А воз и ныне там.

Слайд 17

Фразеологический словарик (фразеологизмы, часто используемые на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ) Бог знает где
Болеть душой
Вавилонское столпотворение
Во все глаза
В крови
Водить за нос
Вывести в люди
Душа в душу
Душа нараспашку
Душа уходит в пятки
Играть роль
Как две капли воды
Как зеницу ока
Лежать мертвым грузом
Между двух огней
Набить оскомину
На краю света
Одним миром мазаны
Открыть глаза
Перебегать дорогу
Петь дифирамбы
Перегнуть палку
Превозносить до небес
Прикусить язычок
Принимать участие
Просто так
Прощупывать почву
Рукой подать
Слово за слово
Смотреть в оба
Сровнять с землей
Стреляный воробей
Хоть бы что
Хоть глаз выколи
Хоть отбавляй
Через край
Яблоку негде упасть

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обновлено: 30.01.2023

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Орфография

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

Грамматическая ошибка: Идя по улице , у меня.

Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.

Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял ,

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Войти через uID

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами!
2. Ты что, первый раз с Луны свалился?
3. А сейчас все пойдет по своим делам.
4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.
5. Я уйду, как француз, по-английски.
6. Цыплят, как известно, считают по очереди.
7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.
8. Музыка оказала сильное впечатление на всех.
9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.
10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.
11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.
12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.
13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.
14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.
15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?
16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!
17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают.
18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.
19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.
20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.
21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.
23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.
24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.
25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.
26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.
28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.
29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.
30. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Сейчас же спрячь язык!
2. Ты что, с Луны свалился?
3. А сейчас все пойдут по своим делам.
4. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.
5. Я уйду по-английски.
6. Цыплят, как известно, считают по осени.
7. Завтра боевое крещение наших спортсменов.
8. Музыка оказала сильное воздействие на всех.
9. Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.
10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.
11. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.
12. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.
13. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.
14. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.
15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?
16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!
17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.
18. Если разобраться, ему в базарный день грош цена.
19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.
20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.
21. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.
23. Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.
24. Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.
25. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.
26. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.
27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.
28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.
29. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.
30. Каждый из этих авторов внес свою лепту в сокровищницу театрального искусства.

Материал урока разработан по технологии «БиС»: сжато даётся теория, и имеются дифференцированные задания для закрепления темы.

Содержимое публикации

34.НЕ с деепричастиями.

отрицательная частица НЕ употребляется с деепричастием, она всегда пишется раздельно: не отдохнув, не пообедав, не читая, не усвоив, не умывшись, не замечая, не зная, не прочитав, не написав, не давая, не создавая, не слушая, не запершись. В очаге, не померкнув, пламя льнёт к огонькам. Злословит всех, не щадя ни живых, ни мёртвых.

деепричастие образовано от глагола, без НЕ не употребляющегося, НЕ с ним пишется слитно: негодуя, ненавидя, невзлюбив, недомогая. Кириллов, ненавидячужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

ЧастицаНЕ пишется раздельно с деепричастиями и в том случае, если деепричастие выступает в роли наречия: не шутя рассердился; передвигается не спеша; не любя вышла замуж; Отцы нас сосватали, мы очень полюбились друг другу и вступили в брак не мешкая.

Пишутся слитно с НЕ деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме (ниже нормы): недосыпая, недоедая, недовыполнив, недосмотрев, недоумевая, недолечившись, недолюбив, недоговаривая, недоглядев, недомерив и др. Сравните:недобежал до своего дома (не совершил действия) – недомерил полметра (совершил действие ниже нормы); не дочитал книгу – мешок недовесил.Недоедая, недосыпая ночей, она трудилась, чтобы мальчику было хорошо. (Сравните: Спит девчонка, головой упав на подоконник, четырёх страниц не дочитав; Левин остановился, не досказав начатого.) Примечание. Встречаются примеры как раздельного написания: недоставать в значении «не дотягиваться» (недостаёт рукой до дна реки), так и слитного написания в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» (недостаёт терпения, только этого недоставало).

Следует различать словосочетания не смотря, не взирая на с предлогами несмотря на, невзирая на.
1.Не смотря, не взирая представляют собой сочетания отрицания и деепричастий от глаголов смотреть, взирать. 2. Несмотря на, невзирая на — сложные предлоги, имеющие значение «вопреки чему-либо, не считаясь с кем-либо или чём-либо, хотя и».Невзирая на, несмотря на пишутся слитно и в том случае, если междунесмотря, невзирая и предлогом на стоит частица ни: невзираяни на какие трудности, несмотряни на какие трудности. Он говорил, не смотря в текст (деепричастие). — Несмотря на дождь, мы вышли на улицу (предлог).

87.Тренажёр по теме «Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью».

34. Тренажёр по теме «НЕс деепричастиями».

НПС. Найдите в предложениях деепричастия и объясните правописание НЕ с ним.

ППС. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор написания.

ВПС. Раскрыв скобки, с данными деепричастными оборотами составьте предложения.

1.Она вошла в зал не постучавшись. 2.Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь . 3.Можно прожить и не хвастая умом. 4.Можете уйти и не дожидаясь ответа. 5.Почта находится не доходя ста метров отсюда. 6.Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. 7.Не закончив игры, спортсмен ушёл с корта. 8.Он утвердил отчёт, недоглядев ошибки в цифрах. 9.Болельщики бурно выражали протест, недоумевая по поводу решения суда. 10.Они кричали друг на друга не обижаясь.

1.(Не)узнав горе не узнаешь и радости. 2.(Не)поклонившись земле гриба не найдешь. 3.(Не)отведав горького не узнаешь сладкого. 4.(Не)оглядываясь он шел по дорожке сада. 5.(Не)надевая фуражки вышел на крыльцо. 6.(Не)спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. 7.Сергей долго лежал (не)шевелясь. 8.Он говорил шепотом и ни на кого (не)глядя. 9.Клим Самгин шагал по улице бодро и (не) уступая дорогу встречным людям. 10.В трудные дни он работал с нами рук (не) покладая.

1. (Не)оплатив счетов. 2. (Не)мудрствуя лукаво. 3. (Не)солоно хлебавши. 4. Ничуть (не)жалея о потраченном времени. 5. (Не)отыскав в бумагах. 6. (Не)стихая ни на минуту. 7. (Не)доумевая по поводу случившегося. 8. (Не)щадя живота своего. 9. (Не)зная ничего. 10. (Не)чувствуя опасности.

35. Контрольная работа.

1.Найдите верные утверждения.

Вариант для сильных учащихся.

Контрольная работа

1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

2. Покажите образование выписанных причастий.

3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.

4. Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

5. Покажите образование деепричастий.

6. Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.

8. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из составленного вами текста.

Материал для выполнения заданий

Вариант 1. 1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…

Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.

В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Есть такие прекрасные лица,

Что дивлюсь я, любуясь на них, —

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных.

Меж осенью и женщиной есть равенство:

Предощущая возраста черту,

Они, ещё желая людям нравиться,

Подчёркнуто спасают красоту.

Осенью, цветочной пеной

Дни свои позолотив,

Я из старого напева

Напою один мотив,

Слово в славу обратив.

Вариант 2. 1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…

Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок.

4-6. К чему копить ненужные обиды?

Им не давать исчезнуть без следа,

Их помнить, не показывая вида

И даже улыбаясь иногда?

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Вариант 3. 1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…

Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки.

4-6. Вот и майские взоры, как встарь,

Опьяняя, лукавят со мною,

Словно стужей не веял январь

И февраль не болел белизною.

И фиалки раскрылись, спеша

Лиловеть на лугах без стесненья,

И от спячки очнулась душа

Для восторга, любви, нетерпенья.

Покинув заморское великолепье –

Оазисы, пальмы и зной,

Трубят журавли над весеннею степью

И клином летят надо мной.

Летят, подогнув голенастые ноги,

Под перьями ветер свистит.

А следом, по той же небесной дороге,

Журавушка старый летит.

Я жаждал вкуса родниковых вод

И ветра над грядами острых скал,

Я шёл вперед, и падал, и вставал,

И, встав, опять упрямо шёл вперёд.

Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…

Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.

Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи.

4-6. Это женское уменье,

словно тыщу лет назад,

Верить клятвам, не шутя.

Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,

Мне и сейчас переполняет грудь

Дыханье той любви и той свободы…,

О них, прошу я, спой мне что-нибудь!

Вариант № 5. 1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром — тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.

…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.

Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.

4-6. Как красиво умирает лес,

Не становясь болезненным и старым,

Лишь озаряя синеву небес

Янтарным, ослепительным пожаром.

Стряхнув старьё листвы, пустынный

В покое почивает мир.

Забыв о бурях, у камина

Ты бережёшь тепло и мир.

Но не найдёшь отдохновенья,

Ревниво сохранив в тиши

Яд одинокого презренья

И заклеймённый бред души.

1.Найдите верные утверждения.

1.Общее грамматическое значение – добавочное действие, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым. 2.Деепричастие в предложении чаще является обстоятельством, реже – сказуемым. 3.Возвратные деепричастия бывают переходными и непереходными. 4.Деепричастия не имеют категории времени. Некоторые деепричастия изменяются по лицам. 5.НЕ с деепричастиями чаще всего пишется раздельно. 6.От глагола быть деепричастие образуется при помощи суффикса УЧИ. 7.Деепричастия совершенного вида могут образовываться при помощи суффиксов В, ВШИ, ШИ, А, Я. 8.Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Грянул грязный городской ливень перемешанный с пылью. 3.Найдите лишнее слова: певчий, спеющий, игравший, отравленный, певучий, прочитанный, молчаливый, болтливый. 4.Укажите количество запятых в предложении: Сухие стволы деревьев уцелевшие от последней бури ещё гордо высящиеся к небу своими мёртвыми вершинами жалобно болезненно и жутко заскрипели как бы боясь нового испытания и не надеясь на свои слабые силы. А.3 Б. 4 В. 5 Г. 2 5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 4. 6.Выполните разбор слов по составу: осмотрев, холодеющая, покусывая. 7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий. Выдавать — Запереть — Попросить — Узнавать – 8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. 2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной. 3.А море Черное шумит не умолкая. 4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул. 5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.6. Она смотрела на него (не) отрываясь. 7.Познакомившись со всеми девушками на балу потанцевав с каждой поговорив с некоторыми наиболее приятными принц был весьма разочарован. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Сняв голову по волосам не плачут. Начиная дело о конце не помышляют. (Не)узнав горе не узнаешь и радости. Посадив кактус не жди урожай винограда. (Не)зная броду не суйся в воду. 2.(Не)доумевая; (не) мудрствуя лукаво; (не)выучив уроки; (не)говоря худого слова, (не)щадя живота своего. 10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Посоветовавшись с другом, (решение было принято, он принял решение). 2.Читая эту книгу, (я узнал много интересного, мне было интересно).

1. не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 3 из- за этого они кровь лили, а кое кто и кости сложил. 4. ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами. 5. мы трудились в поте лиц, но, завершив работу почувствовали облегчение. 6. майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник.

если отвечать- то правильно.

1. не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Хотя он был не робкого десятка, но тут не мог не испугаться. 3 из- за этого они кровь про ливали, а кое- кто и голову сложил. 4. ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор закрывают глаза. 5. мы трудились в поте лица, но, завершив работу почувствовали облегчение. 6. майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как мал золотник, да дорог

Читайте также:

  • Характеристика ивана никифоровича из повести гоголя кратко
  • Подвижные игры для детей 3 4 лет в детском саду на тему зима
  • Особенности развития детей 3 4 лет кратко для родителей
  • Приведите примеры идиоадаптаций в кайнозое кратко
  • Доказательный менеджмент новейшая концепция управления от гарвардской школы бизнеса

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


9

Помогите, пожалуйста найти ошибки во фразеологизме.

1)Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил.2)Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник.

1 ответ:



0



0

За это они кровь пролили, а кое-кто и кости сложил. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, мал золотник, да дорог.

Читайте также

Местоимение это часть речи которая указывает на предмет но не называет его

местоимение помогает нам заменять существительные Маша -она, Миша -он, солнце-оно

Прости,не знаю (
подумай хорошо и все получится!!!

<span>маковка незнаю от какого слова

</span>

И.п. Зимний день
Р.п. Зимнего дня
Д.п. Зимнему дню
В.п. Зимний день
Т.п. Зимним днем
П.п. Зимнем дне

Я каталась на катке ну например

1. не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 3 из- за этого они кровь лили, а кое кто и кости сложил. 4. ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами. 5. мы трудились в поте лиц, но, завершив работу почувствовали облегчение. 6. майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник.

если отвечать- то правильно.



  • 0


Правильно ли использованы фразеологизмы в следующих предложениях? Исправьте, определив вид нарушения.
Письма читателей газеты – кладезь для журналиста. Десятки заявлений с жалобами, просьбами остаются гласом, вопиющим в пустыне, они попадают в ящик. Такое несоответствие проходит красной полосой в письмах граждан. «Не красна хата углами, а красна пирогами», – сказал гость. Каждый из авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу русской литературы. Рабочие занимались сизифовым делом. В бухгалтерии сводят последние счеты с ушедшим годом. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. Здесь есть к чему приложить свои способности, есть простор для любителей сатирического оружия. Эти вопросы становятся и ребром, и горизонтально, но все остается на точке замерзания. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем трудовом коллективе. Мы трудились в поте лиц и до последних сил, но, завершив работу, почувствовали облегчение: мы спели свою лебединую песню. Хотя он был и не из робкой десятки, но тут испугался. Ставлю вас в известность,что директор и завуч школы смотрят с закрытыми глазами на имеющиеся нарушения. Золотая лихоманка – вот что помутило мозги завоевателя; из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник. Поскитавшись, он вернулся в родные пенаты.

  • Комментариев (0)



  • 0


Гласом вопиющего в пустыне (замены падежа род. на твор.)
красной строкой (замена слова ПОЛОСОЙ вместо строкой)
сизифов труд (замена слова труд словом ДЕЛО)
свести счеты ( с жизнью)
бросать слова на ветер(буквальное понимание слов)
приложить усилия (замена компонента словом СПОСОБНОСТИ)
поставить вопрос ребром (замена компонента словом СТАНОВЯТСЯ)
фиговый лист (а не ПРИКРЫТИЕ)
в поте лица (ед. число)
из последних сил (замена предлога на ДО)
лебединая песня — это последнее проявление чего-то,( неуместное употребление, не в том значении)
не из робкого десятка — изменен род
закрывать глаза — значит не обращать внимания (лишнее слово СМОТРЕТЬ)
золотая лихорадка — замена слова
замутить мозги — ( замена приставки Помутить)
пролить кровь — (замена глаголом без приставки)
хороша ложка к обеду (вместо пресловутая)
мал золотник, да дорог (Краткие формы прилагательных заменены полными)
вернуться к родным пенатам ( замена падежа)

  • Комментариев (0)

Цели:


  • закрепление теоретических знаний по теме;
  • расширение понятия лексической ошибки;
  • знакомство с понятием каламбура;
  • развитие умения анализировать языковые
    явления;
  • развитие умения различать ошибочное
    употребление и умелое использование лексических
    средств;
  • повторение орфографических норм;
  • развитие интереса к родному языку;
  • формирование внимательного отношения к слову
    как к средству формирования мысли.

Тип занятия: комбинированное занятие с
элементами самостоятельного анализа студентами
языковых явлений.

Занятие рассчитано на 90 минут.

Опережающее домашнее задание:


  1. Знать основные виды тропов.
  2. Знать термины: омонимы, синонимы, антонимы,
    паронимы, фразеологизм, “крылатые слова”.
  3. Определить по словарю “крылатых слов”
    значение и автора следующих выражений:

“Рыльце в пуху”,

“Услужливый дурак опаснее врага”,

“Слона – то я и не приметил”,

“А ларчик просто открывался”,

“Есть еще порох в пороховнице”,

“Легкость в мыслях необыкновенная”

“Дистанция огромного размера”,

“Ну, как не порадеть родному человечку”.

Ход занятия.

1. Вступительное слово преподавателя.

Ресурсы выразительных средств языка
неисчерпаемы. Средства выразительности мы можем
обнаружить на всех уровнях языка, особенно же
ярко проявляются на лексическом уровне. На
сегодняшнем занятии мы должны закрепить свои
знания о средствах языковой выразительности и
научиться отличать умелое и недостаточно умелое
использование этих средств. Кроме этого мы
поговорим о некоторых играх со словами (о
каламбурах).

2. Проверка теоретических знаний.

Итак, давайте вспомним основные понятия по
теме.

(1 вариант решает кроссворд по теме; 2 вариант
пишет в это же время терминологический диктант)

Вопросы к терминологическому диктанту:


  1. Фигура контраста, противопоставляющая
    предметы, явления или их свойства. (Антитеза)

  2. Употребление слов в обратном смысле с целью
    тонкой и скрытой насмешки. (Ирония).
  3. Употребление слов и выражений в переносном
    смысле на основании сходства, аналогии и т.д.
  4. Наделение неодушевленных предметов признаками
    и свойствами человека. (Олицетворение).

  5. Слова одинаковые по звучанию или написанию, но
    различные по значению. (Омонимы)

  6. Аллегория-это…(продолжить фразу)
  7. Гипербола – это…
  8. Литота – это…

Кроссворд по теме: “Выразительные возможности
лексики”

Вопросы по горизонтали: 1.Употребление слов в
обратном смысле с целью тонкой или скрытой
насмешки. 2.Художественное преувеличение-это…
3.Слова, сходные по звучанию, часто однокоренные,
но различные по значению (форум-кворум)
4.Употребление слов и выражений в переносном
смысле на основании сходства, аналогии, часто
используется в очерках, эссе, зарисовках (шепот
листвы). 5.Художественное
противопоставление-это…

Вопросы по вертикали:1.Художественное
определение-это… 2.Слова, сходные по значению, но
различные по написанию-это… 3.Художественное
преуменьшение-это…(мальчик с пальчик).
4.Сближение или сопоставление понятий по
смежности, когда явление или предмет
обозначаются с помощью других слов и понятий
(Кремль принял решение). 5.Слова, которые часто
используются для создания антитезы.

(Преподаватель собирает диктанты и кроссворды).

3. Определяем вид тропа.


  • На каждую парту дается стихотворение К.
    Бальмонта “Ковыль” и определение слова
    “ковыль” по БЭС.

Списать, расставляя пропущенные буквы,
выделить орфограммы; Определить, чем отличаются
эти тексты (стиль, наличие худ. средств и т.д.);
Назвать изобразительно-художественные средства,
встретившиеся в данных текстах (или только в
одном из них).

Ковыль



И.А.Бунину.

Точно призрак ум..рающий,

На степи ковыль к..чается,

Смотрит месяц дог..рающий,

Белой тучкой омр..чается.

И блуждают тени смутные

По пространству (не)оглядному,

И (не)прочные, минутные,

(Что)то шепчут ветру жадному.

И мерцание м..лькнувшее

И..чезает за туманами;

Утонувшее, минувшее

Возникает над курганами.

Месяц меркнет,омр..чается,

Дог..рающий и тающий,

И дрожа ковыль к..чается,

Точно призрак ум..рающий.

К. Бальмонт

Ковыль, род преим. многолетних трав сем.
злаков. Около 300 видов в обоих полушариях. Многие
к.- ценные кормовые растения, некоторые — сырье
для бумажной промышленности. 7 видов в Красной
книге СССР. ( БЭС.т.1,с.596)

(Опрос 2-3 человек по проделанной работе).

  • По учебнику [2]с.12,Упр.9

Работа по цепочке (устно)

4. Аналитический этап.

Рис. 1


  • Посмотрите на картинку <рис.1>,переверните
    ее

С каким языковым явлением можно соотнести эту
картинку? (Жена дома – жена наработе)
Студенты, подумав, обнаруживают, что можно
соотнести с антонимией.

Что такое антонимы? Зачем они нужны в речи? (Противопоставляют
явления, как средство выразительности, шутки и
т.д.)



  • По учебнику [2] с.18 ,Упр.21.С какой целью автор
    использует антонимы? (Работа по цепочке)

  • На основе антонимии строятся некоторые игры со
    словами. Вот ,например, игра
    “Перевертыши”:перевернута строчка из
    популярной, всем знакомой песни:

“Огромной березище жарко летом” Догадались?
Ну, конечно, это “Маленькой елочке холодно
зимой”.

В этом и заключается очень смешная игра – все
сказанное говорить наоборот.

Теперь вы, наверное, быстро переведете другую
песню:

В чистом поле баобаб загнется,

В чистом поле будет он стареть –

И весной и осенью согнутый

Будет баобабище желтеть.

Ответ:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла –

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Будет лучше, если вы попробуете сами перевести
некоторые перевертыши, взятые из журнала “Игра”
и газеты “Поле чудес”:

(Тексты раздаются на парты для обсуждения с
соседом, затем опрос по желанию)


  • Улетело счастье – закрывай окна. (Пришла беда –
    открывай ворота)
  • Легки вы, кеды Чингисхана!.(Тяжела ты, шапка
    Мономаха!)
  • Кредит дармовщиной бел. (Долг платежом красен)
  • Мойша добрый рожает чужую дочь. (Иван Грозный
    убивает своего сына)
  • Ненависть до последнего вздоха.(Любовь с
    первого взгляда)
  • Вы – боевые звери, и ваша телега едет в главном
    кювете. (Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит
    на запасном пути)
  • Громче, кошки, – пес в подвале! (Тише, мыши, – кот
    на крыше!)
  • Полрояля перед дверью радостно заткнулись. (Две
    гитары за стеной жалобно запели)
  • Ничтожное, бессильное, лживое и рабское
    австралийское ухо! (О, великий, могучий, правдивый
    и свободный русский язык)

Рис. 2

Теперь посмотрите еще на одну картинку <рис.2>.С
каким языковым явлением можно соотнести то, что
изображено на ней? (Омонимия) На рисунке
изображены одними и теми же линиями две женщины: леди
и старуха.

Что такое омонимы?

Отгадайте лингвистические загадки (Раздаются
на парты).

1. Вот слово. Для решенья в нем отыщите два
значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло
в замке. (Ключ) 2. В бою и рубят и взрывают, а
после боя развлекают. (Шашки.) 3. Каким словом
мы называем и охотника, и лекарственное растение.
(Зверобой) 4. Каким словом называют и животное,
и военный корабль? (Броненосец) 5. Каким словом
называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль) 6.
Каким ключом замок не откроешь? (Родником.) 8.
Какой пар не поднимается в воздух? (Пашня,
оставленная без посева) 9. Какой бор не имеет
листвы? (Химический элемент) 10. Какую строчку
нельзя прочесть? (Прошитую на машинке.)

Каламбуры и гетерограммы.

Однажды некий учитель богословия, или попросту
богослов, встретил своего ученика.
“Здравствуйте, бог ослов!” — вежливо съязвил
острый на язык гимназист, приветствуя занудного
преподавателя. “А-а, скотина,- не растерялся тот, —
узнал своего господина!” Эта популярная когда-то
шутка построена на игре слов, одинаково
воспринимаемых на слух, но по-разному
записываемых (богослов- бог ослов). Такие
остроумные словесные ловушки называются каламбурами
(по-французски это слово как раз и означает
“игра слов”).

Если каламбуры известны уже несколько
столетий, то вот суперкаламбуры, научно
называемые гетерограммами (в переводе с
греческого буквально означает “другая запись”
или равнобуквень), появились совсем недавно.
При этом в гетерограммах одинаково слышатся уже
не одно-два разных слова в двух строках, а обе эти
строки целиком!

Прочитайте вот эту забавную фразу из двух
строк:

Пока жива, Ленок,

Покажи Валенок!

Обратите внимание, обе строки имеют разный
смысл, но состоят из одних и тех же букв в одном и
том же порядке и слышатся одинаково! Вот это и
есть гетерограммы!

Особенно забавно, получается, записать
гетерограмму в одну строчку без пробелов. Тогда
непонятно, собственно, какой из вариантов
выбрать. Ну, например, что вы здесь прочитаете?:

янесугроб!

другударприми!

тыведьмадоннароза!

онбескорыстный.

яженеверен!

ябосснебабабочкаты!

  • Всегда ли омонимы вносят юмористический
    оттенок в нашу речь?

Давайте посмотрим небольшую сценку, взятую из
повести Л.Кэролла “Алиса в стране чудес” (в пер.
Н. Демуровой).

Мышь: Я тебе расскажу грустную историю…(вдруг
вскрикивает)

Прохвост!

Алиса: История про хвост? Грустная история про
хвост?

Мышь: Глупости! (Сердится) Вечно всякие
глупости! Как я от них устала! Этого просто не
вынести…

Алиса: А почему же вы его звали Спрутиком, если
на самом деле он был черепахой?

Мышь: Мы его звали Спрутиком, потому что он
всегда ходит с прутиком.

Почему мышь и Алиса не понимают друг друга?

Таким образом, неумелое использование средств
языка может привести к лексической или речевой
ошибке. В данном случае двусмысленность.

Учебник [2] с.14 ,Упр.12. Переписать, исправляя
предл. с 6-9.

5. Фразеологизмы в речи.

Что такое фразеологический оборот? С какой
целью фразеологизмы используются в речи? (Студенты
дают определение фразеологизма, указывая на
выразительность и эмоциональность
фразеологизмов).
Фразеологизмы сами по себе
наделены образностью и выразительностью, но
многие авторы сознательно разрушают или
трансформируют фразеологизмы с целью придания
тексту большей выразительности.

  • Напишите, с какими фразеологизмами соотносятся
    выражения, как вы понимаете трансформированные
    фразеологизмы?

Количество переходит в ячество

Единожды приписавши, кто тебе поверит;

Он был на волосок от облысения;

Без отрыва от конспекта;

Я же вам говорю черным по белому;

Пойман с наличным;

Брак-понятие расторжимое;

Пожирать плоды чужих трудов. (Опрос)


  • Уместно ли в следующих примерах были
    разрушены фразеологические обороты? Исправьте
    предложения.

Не мудрствуя долго, приведу цитату из
отчета.

Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу,
почувствовали облегчение.

Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог
не испугаться.

Золотая лихорадка, вот что помутило мозги
завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а
кое-кто и кости сложил.

Майская редиска как пресловутая ложка к обеду,
как малый, да дорогой золотник.


Что такое “крылатые слова”?

Небольшая викторина на знание “крылатых
слов”.
(Вызываются два студента)

Ваша задача: узнать автора, произведение,
определитьть значение выражения и построить
предложение с этим выражением (победитель
получает оценку)
:

“Рыльце в пуху”,

“Услужливый дурак опаснее врага”,

“Слона – то я и не приметил”,

“А ларчик просто открывался”,

“Есть еще порох в пороховнице”,

“Легкость в мыслях необыкновенная”

“Дистанция огромного размера”,

“Ну, как не порадеть родному человечку”.

6. Подведение итогов.

В тетради самостоятельно запишите выводы по
теме. Основные мысли занятия. Что нового для себя
узнали? Выставление оценок.

7. Домашнее задание.


  • Описать явление природы, человека, растение,
    любой предмет и т.д., используя художественные
    средства выразительности (тропы).
  • Составьте каламбуры, используя омонимы,
    антонимы, паронимы, многозначные слова (или
    сделать такую подборку из различных газет,
    журналов, речи журналистов, телеведущих и т.д.)

Используемая литература:


  1. Потемкина Т.В.,Соловьева Н.Н. Русский язык и
    культура речи: Учебник. — М.: 2004.-256 с.
  2. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому
    языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.С.Крючков,
    Л.А.Чешко,-43-е издание-М.:2003г.
  3. Федин С.Н.Лучшие игры со словами. — М.:1999.-256с., с
    илл. — ( Внимание: дети!).

  • Майнкрафт шейдеры ошибка opengl 1282
  • Майнкрафт через хамачи ошибка io netty channel abstract
  • Майнкрафт сообщить об ошибке
  • Майнкрафт при загрузке файлов произошла ошибка неустойчивое соединение
  • Майнкрафт ошибка файла подкачки