Марс климат орбитер цена ошибки

Космический аппарат NASA Mars Climate Orbiter должен был изучать атмосферу планеты, однако из элементарной человеческой ошибки вошел в плотные слои атмосферы Красной планеты, где загорелся и распался на фрагменты.

Даже самые талантливые и преданные своему делу ученые совершают большие ошибки.Вот история одной из таких ошибок, которая стоила NASA космического корабля для Марса стоимостью 125 миллионов долларов. И все это из-за путаницы в метрической системе.

Художественная концепция марсианского климатического орбитального аппарата. NASA

Mars Climate Orbiter

Mars Climate Orbiter (MCO) — 338-килограммовый (745 фунтовый) роботизированный космический зонд был запущен NASA 11 декабря 1998 года для изучения Красной планеты и в качестве ретранслятора связи для Mars Polar Lander.

Но по прибытии космического аппарата на Марс что-то пошло не так. «В 09:00:46 UT 23 сентября 1999 года орбитальный аппарат, как и планировалось, начал спуск на орбиту Марса. После прохождения за Марсом космический аппарат должен был восстановить контакт, но, к сожалению, никаких сигналов от него получено не было», — говорится в заявлении NASA.

NASA провело расследование и вскоре выяснило, что навигационная ошибка произошла из-за того, что команды с Земли были отправлены в английских единицах (фунт-секунда) без преобразования в метрический стандарт (Ньютон-секунда). И хотя это может кому-то показаться пустяком, астронавигация — очень точная наука, ошибка привела к тому, что орбитальный аппарат не вышел на запланированную орбиту.

MCO вошел в марсианскую атмосферу на высоте примерно 35 миль (57 километров), загорелся и распался на множество мелких фрагментов. В результате космический корабль был навсегда потерян.

Проблемы культуры

Инженер Ричард Кук, который в то время был руководителем марсианских проектов NASA, рассказал WIRED, что эта ошибка стала культовой. «С этого момента история с единицами измерения стала легендой,
примером в учебнике каждого ребенка», — сказал Кук. «Все были поражены, что мы не заметили этого».

Эта история свидетельствует о том, что даже самые лучшие замыслы могут иметь сбои. Такая простая вещь, как путаница в метрической системе, может иметь катастрофические последствия.

Однако Кук считает, что в этом инциденте было нечто большее, чем просто ошибка. В то время в NASA существовала единая корпоративная культура, в рамках которой сотрудников всё время заставляли работать слишком быстро.

«Лучше, быстрее, дешевле» — такова была мантра в то время», — сказал Кук. «Безусловно, в рамках этого проекта мы пытались сделать очень многое за ограниченные деньги». Возможно, лучший урок, который можно извлечь из этого трагического события, — не торопиться и не выбирать короткие пути для таких важных миссий, как исследование планет.

Судя по всему, NASA сделало правильные выводы, и теперь все миссии на Марс осуществляются на самом высоком уровне.

рекомендации

iPhone 14 128Gb — цена УПАЛА на порядок

MSI Ventus 4060 Ti на 5000р дешевле 3060 Ti

iPhone 14 Pro дешевеет в рублях тоже смотри

-19000р на RTX 4080 Gigabyte Aorus

-35% на 65″ TV Hisense 4K Ultra HD = 35 тр

RTX 3070 за копейки в Регарде — смотри

— 60000р на iPad Pro 12.9 — смотри цену

4080 Gigabyte Gaming — цена в рублях идет вниз

13900K в Регарде дешевле чем при курсе 60

-30% от первоначальных цен 4060 Ti — пора брать

MSI Gaming 4060 Ti дешевле такой же 3060 Ti

-19000р на MSI 4090 — цены в рублях идут вниз

— 18 000р на новейшую RTX 4060 Ti

RTX 3070 за 40 с началом = надо брать

Источники:    
https://solarsystem.nasa.gov/missions/mars-climate-orbiter/in-depth/
https://www.wired.com/2010/11/1110mars-climate-observer-report/

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

Космический аппарат NASA Mars Climate Orbiter должен был изучать атмосферу планеты, однако из элементарной человеческой ошибки вошел в плотные слои атмосферы Красной планеты, где загорелся и распался на фрагменты.

Даже самые талантливые и преданные своему делу ученые совершают большие ошибки.Вот история одной из таких ошибок, которая стоила NASA космического корабля для Марса стоимостью 125 миллионов долларов. И все это из-за путаницы в метрической системе.

Художественная концепция марсианского климатического орбитального аппарата. NASA

Mars Climate Orbiter

Mars Climate Orbiter (MCO) — 338-килограммовый (745 фунтовый) роботизированный космический зонд был запущен NASA 11 декабря 1998 года для изучения Красной планеты и в качестве ретранслятора связи для Mars Polar Lander.

Но по прибытии космического аппарата на Марс что-то пошло не так. «В 09:00:46 UT 23 сентября 1999 года орбитальный аппарат, как и планировалось, начал спуск на орбиту Марса. После прохождения за Марсом космический аппарат должен был восстановить контакт, но, к сожалению, никаких сигналов от него получено не было», — говорится в заявлении NASA.

NASA провело расследование и вскоре выяснило, что навигационная ошибка произошла из-за того, что команды с Земли были отправлены в английских единицах (фунт-секунда) без преобразования в метрический стандарт (Ньютон-секунда). И хотя это может кому-то показаться пустяком, астронавигация — очень точная наука, ошибка привела к тому, что орбитальный аппарат не вышел на запланированную орбиту.

MCO вошел в марсианскую атмосферу на высоте примерно 35 миль (57 километров), загорелся и распался на множество мелких фрагментов. В результате космический корабль был навсегда потерян.

Проблемы культуры

Инженер Ричард Кук, который в то время был руководителем марсианских проектов NASA, рассказал WIRED, что эта ошибка стала культовой. «С этого момента история с единицами измерения стала легендой,
примером в учебнике каждого ребенка», — сказал Кук. «Все были поражены, что мы не заметили этого».

Эта история свидетельствует о том, что даже самые лучшие замыслы могут иметь сбои. Такая простая вещь, как путаница в метрической системе, может иметь катастрофические последствия.

Однако Кук считает, что в этом инциденте было нечто большее, чем просто ошибка. В то время в NASA существовала единая корпоративная культура, в рамках которой сотрудников всё время заставляли работать слишком быстро.

«Лучше, быстрее, дешевле» — такова была мантра в то время», — сказал Кук. «Безусловно, в рамках этого проекта мы пытались сделать очень многое за ограниченные деньги». Возможно, лучший урок, который можно извлечь из этого трагического события, — не торопиться и не выбирать короткие пути для таких важных миссий, как исследование планет.

Судя по всему, NASA сделало правильные выводы, и теперь все миссии на Марс осуществляются на самом высоком уровне.

рекомендации

3060 дешевле 30тр в Ситилинке

3070 Gigabyte Gaming за 50 тр с началом

<b>13900K</b> в Регарде по СТАРОМУ курсу 62

3070 Gainward Phantom дешевле 50 тр

10 видов <b>4070 Ti</b> в Ситилинке — все до 100 тр

13700K дешевле 40 тр в Регарде

MSI 3050 за 25 тр в Ситилинке

13600K дешевле 30 тр в Регарде

4080 почти за 100тр — дешевле чем по курсу 60

12900K за 40тр с началом в Ситилинке

RTX 4090 за 140 тр в Регарде

Компьютеры от 10 тр в Ситилинке

3060 Ti Gigabyte дешевле 40 тр в Регарде

3070 дешевле 50 тр в Ситилинке

-7% на 4080 Gigabyte Gaming

Источники:    
https://solarsystem.nasa.gov/missions/mars-climate-orbiter/in-depth/
https://www.wired.com/2010/11/1110mars-climate-observer-report/

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

Катастрофические последствия программных ошибок

Практика не устает доказывать, что в любом ПО самая главная уязвимость — человеческий фактор. И неважно, появился ли баг из-за нехватки квалифицированности специалиста, выжил после долгих часов дебага в поисках ошибки, или считался хитро замаскировавшейся фичей. Среди некоторых разработчиков даже укрепилось мнение, что баги в принципе существуют всегда и везде. Но если ошибки абстрактны и сложно воспроизводимы в реальных условиях, то проблема не является критичной.

В идеальной ситуации баги исправляют все и сразу. Но в жизни всегда есть куча задач, отодвигающих полный и бесповоротный багфикс (новый функционал, срочные хотфиксы, расставленные приоритеты при исправлении багов). Это значит, что в первую очередь находятся и исправляются очевидные и явные проблемы. Остальные тихо ждут своего часа, превращаясь в бомбы замедленного действия. Иногда ошибки приводят не только к неприятностям в жизни рядового разработчика, но и вызывают настоящие катастрофы. Сегодня у нас подборка и объяснение самых кошмарных багов в истории разработки ПО.

Облучение и радиация

Знаменитый случай гибели нескольких человек, получивших смертельную дозу облучения во время сеансов радиационной терапии с применением медицинского ускорителя Therac-25. Ускорители подобного типа используют электроны для создания лучей высокой энергии, высокоточно уничтожающих опухоли. Но некоторые пациенты получили дозы не в несколько сотен рад, как предписывало лечение, а в 20 000 рад; доза в 1000 рад для человека считается несовместимой с жизнью, причем смерть может наступить сразу после облучения.

Всего один программист создал все ПО, используемое в аппаратах Therac — а это 20 тысяч инструкций, написанных на ассемблере. И при этом во всех Therac встречался один тот же пакет библиотек, содержащий ошибки.

Ускоритель Therac-25, ставший третьим в серии успешных аппаратов лучевой терапии, мог работать с рентгеновскими лучами до 25 МэВ. Несколько лет в середине 80-х аппараты Therac-25 работали безупречно, однако со временем начали накапливаться инциденты, повлекшие за собой тяжелые последствия: от ампутации конечностей до гибели пациентов.

Первое время баги просто не замечали, а все неполадки связывали с аппаратными сбоями. Программное обеспечение, безукоризненно проработавшее тысячи часов, воспринималось идеальным и безопасным. Никаких действий для предотвращения последствий возможных ошибок не предпринималось. Кроме того, выдаваемые оператору сообщения о критических с точки зрения безопасности ситуациях выглядели как рутинные. Производитель устройств расследовал каждый инцидент, но при этом не мог воспроизвести сбой. Потребовалось несколько лет исследований сторонних экспертов, привлеченных во время суда после череды смертей, чтобы сделать вывод о наличии большой плеяды именно программных ошибок.

Так при определенной последовательности ввода команд с клавиатуры происходил некорректный вызов процедур, влекущих за собой облучение любого произвольного участка тела пациента. Отсутствие на устройстве аппаратного блокиратора критических и продолжительных доз излучения усугубляло проблему.

Одна и та же переменная в ПО Therac-25, применялась как для анализа введенных чисел, так и для определения положения поворотного круга, отвечающего за направление излучателя. Поэтому при быстром вводе команд аппарат мог принять число дозы излучения за координаты места, куда нужно направить луч — например, прямо в мозг.

Иногда Therac-25 при расчете излучения делил на ноль и соответствующим образом увеличивал величины облучения до максимально возможных. Установка булевской переменной в значение «true» производилась командой «x=x+1» из-за чего с вероятностью 1/256 при нажатии кнопки «Set» программа могла пропустить информацию о некорректном положении излучателя.

Во внутренней документации производителя было обнаружено, что одно и то же сообщение об ошибке выдавалось как в случае ненадлежащей (малой) дозы облучения, так и для большой дозировки — отличить по сообщению об ошибке одно от другого было невозможно.

Если вы разработчик или (что еще лучше) тестировщик, этот случай стоит изучить досконально — есть хорошая статья в wiki, с нее можно начать, а затем ознакомьтесь с большой статьей девятнадцатилетней давности «Мифы о безопасном ПО: уроки знаменитых катастроф». История вобрала в себя большинство классических проблем тестирования.

Как ни печально, но проблемы Therac-25 не остались уникальными. В 2000 году серию аварий вызвал другой софт, точно так же просчитывающий нужную дозу облучения для пациентов, проходящих курс лучевой терапии.

Программное обеспечение Multidata позволяло медицинскому работнику рисовать на экране компьютера порядок размещения металлических блоков, предназначенных для защиты здоровых тканей от радиации. Но софт разрешал использовать только четыре защитных блока, в то время как врачи, в целях повышения безопасности, хотели использовать все пять.

Врачи воспользовались «лайфхаком». Оказалось, что в программе не предусмотрена защита от ввода некорректных данных — можно было нарисовать все пять блоков как один большой блок с отверстием в середине. В медицинском центре онкологии Панамы не понимали, что софт Multidata устанавливал разные показатели конфигурации в зависимости от того, как размещено отверстие: от направления его размещения рассчитывалась правильная доза облучения.
Из-за неверно введенных данных умерли восемь пациентов, в то время как еще 20 получили передозировку, повлекшую серьезные проблемы со здоровьем.

Блэкаут

Маленькая ошибка в программном обеспечении системы мониторинга работы оборудования General Electric Energy привела к тому, что 55 миллионов человек остались без электричества. На Восточном побережье США оказались обесточены жилые дома, школы, больницы, аэропорты.

14 августа 2003 года в 0:15 ночи оператор энергетической системы в Индиане с помощью инструмента мониторинга работы оборудования заметил небольшую проблему. Проблема вызвала раздражающий сигнал об ошибке, который оператор выключил. Оператору удалось за несколько минут решить все трудности, но он забыл перезапустить мониторинг — аварийный сигнал остался в выключенном положении.

Отключение сигнала не стало основной причиной блэкаута. Но когда через несколько часов из-за контакта с деревом вырубились провисшие линии электропередачи в Огайо — об этом никто не узнал. Проблема приняла лавинообразный характер, перегруженные линии передачи и электростанции начали вырубаться в Онтарио, Нью-Йорке, Нью-Джерси, Мичигане и далее.

Ни один из операторов не заметил каскад ошибок, которые медленно убивали энергосистему, из-за единственного выключенного сигнала тревоги — никаких дублирующих систем на этот случай не предполагалось.

Mars Climate Orbiter

В 1998 году NASA потеряло спутник «Mars Climate Orbiter» стоимостью $ 125 млн из-за того, что субподрядчик, работавший над инженерными задачами, не перевел английские единицы измерения (фунты) в метрическую систему. В результате ошибки спутник после 286-дневного путешествия на большой скорости вошел в марсианскую атмосферу, где из-за возникших перегрузок его системы связи вышли из строя. Аппарат оказался на сто километров ниже планируемой орбиты и на 25 км ниже высоты, на которой еще можно было исправить ситуацию. В результате спутник разбился. Такая же участь постигла космический аппарат Mars Polar Lander.

Mariner 1

В 1962 году космический корабль «Mariner 1» был уничтожен с земли после старта из-за отклонения от курса. Авария возникла на ракете из-за программного обеспечения, в котором разработчик пропустил всего один символ. В результате корабль стоимостью 18 миллионов долларов (в деньгах тех лет) получал неверные управляющие сигналы.

При работе над системой управления ракетой программист переводил рукописные математические формулы в компьютерный код. Символ «верхнего тире» (индекса), он воспринял за обычное тире (или знак минус). Функция сглаживания стала отражать нормальные вариации скорости ракеты как критические и недопустимые.

Однако даже допущенная ошибка могла не привести к критическому сбою, но как назло антенна ракеты потеряла связь с наводящей системой на Земле, и управление взял на себя бортовой компьютер.

Запуск баллистических ракет

26 сентября 1983 года спутник эшелона «Око» системы предупреждения о ракетном нападении СССР ошибочно сообщил о запуске пяти баллистических ракет с территории США. Спутник находился на высокой эллиптической орбите, наблюдая за районами базирования ракет под таким углом, чтобы они находились на краю видимого диска Земли. Это позволяло обнаружить факт запуска на фоне темного космического пространства по инфракрасному излучению работающего ракетного двигателя. Кроме того, выбранное расположение спутника снижало вероятность засветок датчиков отраженным от облаков или снега солнечным светом.

После безупречного года работы внезапно выяснилось, что в один день при определенном положении спутника и Солнца свет отражается от облаков, расположенных на больших высотах, оставляя то самое инфракрасное излучение, которое компьютеры восприняли как след от ракет. Заступивший на боевое дежурство подполковник Станислав Петров усомнился в показаниях системы. Подозрение вызвало сообщение о пяти замеченных целях — в случае реального военного конфликта США одновременно произвели бы сотни пусков. Подполковник Петров решил, что это ложное срабатывание системы, и тем самым, вероятно, предотвратил Третью мировую войну.

Подобная ошибка, едва не повлекшая за собой глобальный ядерный конфликт, произошла и по другую сторону океана. 9 ноября 1979 года из-за сбоя компьютера воздушно-космической обороны Северной Америки была получена информация о начале ракетной атаки против США — в количестве 2200 запусков. В то же время спутники раннего предупреждения и радары показали, что никакой информации о советской атаке не поступало — только благодаря перепроверке данных, сделанной за 10 минут, не был отдан приказ о взаимном гарантированном уничтожении.

Причиной всему оказалась самая опасная уязвимость — человеческий фактор. Оператор компьютера, находящегося на боевом дежурстве, загрузил в него пленку с учебной программой, имитировавшей ситуацию массированной ракетной атаки.

За несколько первых лет работы Национального центра управления Объединенного командования аэрокосмической обороны США и Канады было зафиксировано 3703 ложных сигнала тревоги, большая часть из которых появилась из-за атмосферных явлений. Однако случались и компьютерные ошибки. Так один из «боевых» компьютеров 3 июня 1980 года показал постоянно меняющиеся цифры количества ракет, запущенных Советским Союзом. Проблема возникла из-за аппаратного сбоя в микросхеме.

Обновление софта и деление на 0

В 1997 американский ракетный крейсер «Йорктаун» (CG-48), на котором были установлены 27 компьютеров (Pentium-Pro на 200 МГц), решил поделить на ноль и полностью вышел из строя.
Компьютеры работали на Windows NT — и работали они ровно так, как вы и ожидаете, узнав название оси. В то время ВМФ США старался максимально широко использовать коммерческое ПО с целью снижения стоимости военной техники. Компьютеры же позволяли автоматизировать управление кораблем без участия человека.

На компьютеры «Йорктауна» поставили новую программу, управляющую двигателями. Один из операторов, занимавшийся калибровкой клапанов топливной системы, записал в одну из ячеек расчетной таблицы нулевое значение. 21 сентября 1997 года программа запустила операцию деления на этот самый ноль, началась цепная реакция, и ошибка быстро перекинулась на другие компьютеры локальной сети. В результате отказала вся компьютерная система «Йорктауна». Потребовалось почти три часа, чтобы подключить аварийную систему управления.

Схожая проблема с нулем возникла при испытании истребителя в Израиле. Безупречно работавший самолет на автопилоте пролетел над равнинной частью, над горной частью, над долиной реки Иордан и приблизился к Мертвому морю. В этот момент произошел сбой, автопилот выключился, и пилоты посадили истребитель на ручном управлении.

После долгих разбирательств удалось выяснить, что программы автопилота при вычислении параметров управления производили деление на значение текущей высоты истребителя над уровнем океана. Соответственно, у Мертвого моря, лежащего ниже уровня океана, высота становилась нулевой, провоцируя ошибку.

В мире найдется немало историй, когда обновление софта, совершаемое с самыми благими целями, могло повести за собой множество проблем. В 2008 году атомная электростанция в штате Джорджия (США) мощностью 1,759 МВт в экстренном режиме приостановила работу на 48 часов.

Инженер компании, занимающейся технологическим обслуживанием станции, установил обновление на главный компьютер сети АЭС. Компьютер использовался для слежения за химическими данными и диагностики одной из основных систем электростанции. После установки обновлений компьютер штатно перезагрузился, стерев из памяти данные управляющих систем. Система безопасности станции восприняла потерю части данных как выброс радиоактивных веществ в системы охлаждения реактора. В результате автоматика подала сигнал тревоги и остановила все процессы на станции.

Инцидент с F-22

Двенадцать F-22 Raptor (истребитель пятого поколения, состоящий на вооружении США), стоимостью $ 140 млн за штуку, отправились в первый международный вылет в Окинаву. Все шло замечательно, пока эскадрилья не пересекла линию перемены даты, на западной стороне которой дата сдвинута на один день вперед относительно восточной. После пересечения условной линии все 12 истребителей одновременно выдали сообщение об ошибке, эквивалентной синему экрану смерти.

Самолеты потеряли доступы к данным о количестве топлива, датчикам скорости и высоты, частично нарушилась связь. В течение нескольких часов самые современные истребители Америки летели через океан совершенно беспомощными. В конце концов их удалось посадить только благодаря мастерству пилотов.

Так в чем же была ошибка? Проектировщики из Lockheed Martin даже не рассматривали вопрос о возможности пересечения линии перемены дат — им просто не пришло в голову, что где-то понадобится либо прибавлять, либо вычитать одни сутки.

Другие истории

В этой бескрайней теме есть еще несколько интересных историй. О них сложилось либо неправильное мнение, либо уже были подробные статьи на ГТ и Хабре.

Взрыв на советской газотранспортной системе в 1982 году из-за программных ошибок, заложенных ЦРУ. Эксперты категорически отрицают не только взрыв на газопроводе «Уренгой-Сургут-Челябинск» в 1982 году, но и вообще возможность возникновения такого взрыва.

Алгоритмическая ошибка привела к аварии самолета А-330 — в результате инцидента 119 пассажиров и членов экипажа получили ранения, из них 12 тяжелые.

Ракета-носитель Ariane 5 превратилась в «конфетти» 4 июня 1996 года — ошибка произошла в компоненте ПО, предназначенном для выполнения «регулировки» инерциальной платформы. Потеряно 500 млн долларов (стоимость ракеты с грузом).

Toyota: из-за корявой электроники и софта 89 человек погибли с 2000 по 2010 годы.

Источники:

habrahabr.ru/company/mailru/blog/227743
www.wikiwand.com/en/Therac-25
www.baselinemag.com/c/a/Projects-Processes/We-Did-Nothing-Wrong en.wikipedia.org/wiki/Northeast_blackout_of_2003
lps.co.nz/historical-project-failures-mars-climate-orbiter www.jpl.nasa.gov/missions/mariner-1
inosmi.ru/inrussia/20071229/238739.html
https://www.revolvy.com/main/index.php?s=USS%20Yorktown%20(CG-48)
www.defenseindustrydaily.com/f22-squadron-shot-down-by-the-international-date-line-03087

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Золотой фонд менеджерских косяков

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Золотой фонд менеджерских косяков

Помните историю о том, как из-за одной переменной космическая ракета взорвалась в воздухе после старта? На этот раз ошибки в коде не было, но результат получился тот же самый: навсегда утрачен зонд с научным оборудованием на сумму 125 миллионов долларов.

Что произошло

История начинается в 1996 году, когда в США запускали ракету-носитель Ariane-5. Она пролетела 40 секунд, у неё случился программный сбой, и ракета взорвалась в воздухе. С тех пор в НАСА стали более тщательно проверять код и тестировать его в различных условиях. 

Два года спустя НАСА запустило научный космический зонд Mars Climate Orbiter — он должен был изучать климат Марса, а заодно работать вспомогательным маяком для навигации других научных зондов. 

В течение 9 месяцев полёта всё было отлично — «Орбитер» летел к Марсу по расчётной траектории. Но при заходе на орбиту связь с зондом была потеряна, а сам он распался на куски в атмосфере и упал на планету.

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Зонд Mars Climate Orbiter на орбите Марса, фото из Википедии. На самом деле это коллаж, хотя выглядит красиво

В чём причина

Расследование комиссии показало, что зонд должен был начать торможение перед заходом на орбиту на высоте 110 километров от поверхности Марса, но он начал тормозить только на 57 километрах. Из-за этого зонд вошёл в атмосферу планеты со слишком высокой скоростью и разрушился от перегрузок. 

Когда комиссия стала искать причины, которые вызвали такое позднее торможение, то сначала все подумали про ошибки в коде — после инцидента с Ariane-5 это была очевидная мысль. Но в коде всё было идеально — ни один модуль управления не выдал ошибку после сотни тестов.

Оказалось, что дело не в коде, а в разных системах измерения. Команда-подрядчик, которая писала софт для модуля управления, использовала в формулах и расчётах метрическую систему, а командный центр в НАСА — английскую (там где футы, дюймы, мили, фунты). Когда настало время корректировки скорости и высоты для выхода на орбиту, зонд ожидал данные в метрах и ньютонах, а получил в футах и фунт-силах. Программисты и менеджеры не согласовали с НАСА стандарты разработки и не проверили, какие именно данные и в каком виде будет получать конкретный модуль. 

В итоге вместо 110 000 метров зонд получил от НАСА 360 892 фута. Бортовой компьютер подумал, что лететь ещё долго, и не стал снижать скорость. В итоге зонд снизился на критическую высоту и не выдержал перегрузок. 

Сейчас в мире используются две основные системы измерения: международная и английская.

Международной (метрической) системой СИ пользуются почти все страны мира, в том числе и мы с вами. Это значит, что мы измеряем вес в килограммах, силу — в ньютонах, расстояние — в метрах и так далее. Она была разработана как раз для того, чтобы учёные и инженеры из разных стран могли общаться на одном языке, читать и понимать научную документацию друг друга и делиться опытом.

Английская (она же британская имперская) система мер используется только в Великобритании, США, Либерии, Мьянме и немного в Канаде. Вместо метров и сантиметров там футы и дюймы, вместо килограмма — фунты, унции и граны, а вместо литров — галлоны. И так во всём, от измерения давления до температуры. Английская система не лучше и не хуже международной, она просто другая.

Что в итоге

Эта авария постепенно заставила НАСА пересмотреть свой подход к системам измерения. Они поняли, что международные компании-разработчики используют метрическую систему как стандартную для написания кода. Отказаться от подрядчиков НАСА не может, потому что у него нет такого штата высококвалифицированных программистов и инженеров, которые могут написать софт к любому модулю. 

В итоге с 2007 года НАСА использует метрическую систему измерений. Вот так невнимательность менеджеров и программистов поменяла стандарт в космической отрасли целой страны.

Вёрстка:

Кирилл Климентьев

NASA Mars Climate Orbiter — $193000000 убытков

В американских исследованиях Марса, после Global Surveyor-1996 и Polar Lander-1999 был запланирован третий зонд — Orbiter. 

Все три зонда должны были прибыть к Марсу приблизительно в одно “орбитальное окно” — конец сентября 1999 г. Каждому зонду предназначалась своя сфера исследований — поверхность планеты, ее климат, и атмосфера. 

Люди в NASA надеялись, что третий зонд в целом успешной серии, после прибытия в целевую точку будет исследовать историю климата Марса, а также искать следы воды на поверхности. После завершения миссии аппарат планировали использовать как коммуникационный передатчик для последующих миссий. После прохода на близком расстоянии от планеты, аппарат должен был восстановить радиоконтакт. Но в назначенное время на связь аппарат не вышел.

Расследование показало, что сбой случился из-за навигационной ошибки. Точнее, из-за того, что кто-то не учел разницу между английскими-имперскими (и американскими) — и общепринятыми в остальном мире “континентальными” единицами измерения. Отправляемые команды были рассчитаны на формат ускорения “фунт в секунду”, а должны были — “ньютон в секунду”. Если бы управляющий код был кем-то добросовестно протестирован….

В результате Orbiter просрочил свой выход из навигационного маневра, приблизился слишком сильно к поверхности планеты — всего лишь на 57 километров от поверхности, где разумеется атмосфера была уже слишком плотной, для околокосмической скорости аппарата. Аппарат разрушился, то есть сгорел от трения в воздухе.

Mariner 1 — $18000000 убытков

“Инцидент с Mariner 1”, известный также как “самый дорогой минус в истории”, это второй эпический фэйл NASA. Кто-то забыл поставить “минус”, а кто-то не проверил код, что повлекло убытки на миллионы долларов.

Аппарат был запущен 22.06.1962 в 9 утра. На 5-й минуте полета резко поменял траекторию. “Маринер”, на которой NASA возлагала большие надежды, самые жаркие месяцы космической гонки, бравурный запуск Кеннеди уже назвал историческим — и спутник упал и разрушился. 

Официальный отчет NASA гласит: “В начале полета ускорители работали в штатном режиме. Затем случилось непредвиденное отклонение от запланированной траектории, это зафиксировал сотрудник, отвечающий за точность траектории. Причиной отклонения оказалась ошибка в коде управления полетом. Это привело аппарат к резкому отклонению и угрозе падения в океан, в районе активного судоходства. Сотрудник, обнаруживший отклонение, дал команду самоликвидации аппарата.”

Через несколько дней в “Нью-Йорк Таймс” вышла статья, в которой NASA попыталась объяснить налогоплательщикам, почему дорогостоящий спутник потерпел крушение. Было сказано, что это случилось в результате ошибочного пропуска знака “-” в математических уравнениях в коде программы. Программист NASA пропустил нужный символ во время пакетного ввода огромного количества информации в бортовую систему аппарата.

Еще через несколько дней Ричард Моррисон, пресc-офицер NASA, представлял причины катастрофы перед Конгрессом, где выражался более конкретно и подчеркнул важность маленькой ошибки. “Этот знак минуса фактически дал указание аппарату игнорировать поступающие данные, пока не восстановится связь со станцией управления. Если этого минуса нет, получается что в компьютер поступает ошибочная информация. В данном случае бортовой компьютер направил команду “резко влево, нос к земле”, в результате чего аппарат упал с разрушением”.

Крушение ракеты Ariane 5 — запуск 501 — $8000000 убытков

В 1996 году ракета-грузовик без экипажа, принадлежавшая Европейскому космическому агентству, запущенная на экваториальном космодроме Куру в Латинской Америке, взорвалась на 40-й секунде полета. Это был первый запуск ракетоносителя. На разработку и доводку ракеты ушло 10 лет и миллионы долларов.

Причины прояснились через две недели. Комиссия выяснила, что причиной взрыва был сбой в программе управления инерциальной системой ориентировки. Оказалось, что софт не обновляли от 4-й версии ракеты, а просто установили “как есть” на 5-ю. А новая версия ракеты была оснащена более мощным двигателем, с которым старая система управления попросту не справилась.

Дальнейшее расследование уточнило причины. Оказалось, что дело не только в смене версий. В программе 64-битное число с плавающей точкой, описывающее горизонтальную скорость, конвертировалось в 16-битное целое число. Число оказалось больше чем допустимые 32767 (самое большое число для 16-битного целого как ты помнишь?), и преобразование не было обработано корректно. Двигатель перешел в нештатный режим на 39-й секунде, ракета сразу же начала разрушаться “от неправильного баланса аэродинамических сил”.

Ошибка в процессоре Pentium — $475000000 убытков

“Ошибка FDIV” в процессоре Pentium стала самым известным багом микропроцессоров Intel. Новое разрекламированное поколение процессоров заявлялось как “быстрое и точное”, вместо этого стало печально известно как буквально кишевшее багами, а самый крупный из них — ошибка в таблице поиска в интелловском SRT-алгоритме (“выбор кратчайшего времени”).

Руководство Intel поставило инженерам задачу: в новом процессоре ускорить вычисление скалярного кода с плавающей точкой в 3 раза, и векторного кода в 5 раз, по сравнению с древней серией 486DX. В Intel решили применить перспективный SRT-алгоритм, генерирующий по два коэффициентных бита на такт. Старый алгоритм “сдвига с вычитанием” в 486-й серии генерировал один коэффициентный бит на такт. Такой SRT-алгоритм задействует таблицу поиска в вычислении промежуточных коэффициентов, связанных с делением чисел с плавающей точкой. Таблица поиска изготовленная инженерами Intel состояла из 1066 ячеек. Из них, “благодаря” ошибке программиста, 5 ячеек некорректно передавались в логическую матрицу (PLA). Если любая из этих бракованных 5 ячеек запрашивалась из модуля вычислений с плавающей точкой (FPU), она выдавала значение “0” вместо положенного “+2”. Это искажало вычисления в модуле и иногда приводило к заметно менее точному результату (ошибка в четвертом разряде после точки), причем из-за “рекурсивной” природы SRT-алгоритма такие ошибки “накапливались”. 

В основном, все же, точность вычислений “пентиума” страдала лишь в 9 или 10 разряде после точки. Впрочем, покупатели и клиенты не очень-то слушали эти оправдания, и бодро подавали в суд, как поодиночке так и целыми компаниями, что и сформировало впечатляющую сумму убытков Intel.

Червяк Моррис — $100000000 убытков

Оказывается бывает не только в плохом кино, когда студент-программист, пытающийся решить свою учебную задачу, случайно создает червя, приносящего убытков на 100 миллионов долларов (учитывая выплаченные компенсации и неустойки, как и в остальных случаях выше и ниже). Это произошло в далеком 1988 году. Роберт Моррис, студент последнего курса Корнуэльского университета, судя по всему действительно случайно создал опаснейший зловред. (Детальнее об этом сюжете можно почитать на сайте Университета Юты). Он выполнял “невинный эксперимент”, и сделал, как он уверял под присягой, случайную ошибку в коде. Червь вырвался на свободу и заразил тысячи компьютеров, которые в то время в Америке уже стали вполне обычным рабочим инструментом в офисах.

Роберта обвинили в хакерстве, и для начала оштрафовали на 10 тысяч долларов. Позже сумма причиненных убытков — всем потерпевшим — достигла 100 миллионов, так как компаниям пришлось восполнять недополученную прибыль, простои и т.п.

Адвокат Роберта доказывал, что не все так плохо, что червь “помог усовершенствовать системы безопасности”, создать такую вещь как антивирусы, а также познакомил широкую публику и компании с такой опасной вещью как компьютерные вирусы. Как-то выпутавшись из проблем (суд ему, в целом, поверил — что это был случайный непроверенный баг), Роберт основал фирму “Y Combinator”. Сейчас он профессор в самом уважаемом американском вузе — Массачусетском Технологическом (МИТ). Изъятая как вещественное доказательство 3,5-дюймовая дискета покоится в Музее Бостонского университета. 

Банкротство спекулянтов из Knight — 440 миллионов долларов

Что будет, если самая хайповая из компаний-спекулянтов на американском фондовом рынке начинает некорректно работать с акциями: покупать слишком дорого, а продавать слишком дешево? Плохая идея, впереди банкротство? Именно это и случилось. 

В разгар летних отпусков, 1 августа 2012, случилось нечто — кошмар для СЕО любой компании. То, что строилось 17 лет, рухнуло буквально за пару часов. Новый трейдинговый софт компании Knight содержал баг, который активировался когда Нью-Йоркская биржа открылась утром. Некорректный софт заставил компанию перейти в режим автоматической покупки акций, и пока руководство пыталось понять что происходит, то оказалось что куплены акции 150 компаний, на сумму 7 миллиардов долларов — и это лишь за первый час такого “трейдинга”.

Компания попыталась отменить последние торги, но американская Комиссия по фондовым биржам не дала разрешения: даже такая крупная компания как Knight, и даже при таком огромном объеме покупок акций, все-таки не превысила установленный правилами порог в 30% роста цен, при котором торги могут отменить. Исключение составили лишь 6 крупных транзакций, которые и были отменены, а все остальные убытки пришлось принять.

Катастрофа для компании: менеджменту стало ясно, что все ошибочно купленные активы нужно распродавать с большим убытком. Ситуацию немного смягчила Goldman Sachs, выкупив остатки этой некогда мощнейшей и перспективной компании.

Баг 2000 года. Полтриллиона долларов убытков

Одна неправильная буква, точнее цифра, способна принести убытков в полтриллиона долларов. Так случилось более двадцати лет назад, в канун нового столетия и тысячелетия. В англоязычном мире этот феномен был известен как Y2K Bug, или “миллениум-баг”. Коротко: компьютеры неправильно обрабатывали все даты позже 31 декабря 1999 г. 

Как оказалось, в большинстве компьютеров той эпохи подсистема времени, а именно дат, оставалась почти без изменений с 1960х-1980х и до конца 1990х. Тогда было принято строжайше экономить место в памяти, довольствуясь всего двумя цифрами даты, последними, а “19” (почти) всегда отбрасывали (впрочем, так и сейчас, но конечно выводы из Y2K Bug сделаны). Дефицит места в памяти, из-за дороговизны компьютеров вообще, и планок памяти в частности, а потом инерция — отсюда жесткие ограничения на каждый байт.

Неумолимо приближалось новое столетие, и лишь немногие программисты понимали, что компьютеры, спроектированные, на своем базовом уровне в 1960е-1970е, могут неправильно принимать введенную дату. А именно, дату “00” компьютер принимал как “1900”-й год. Конечно, подобное недоразумение могло повлечь серьезнейшие последствия если речь шла об инфраструктуре, или повреждение пользовательских данных. 

Громче всех паниковали СЕО банков — например, как считать проценты, если депозит “вернулся в прошлое” на сто лет? Множились опасения также в транспортной сфере, на электростанциях, и в других объектах инфраструктуры. 

Реагируя на панику в СМИ, в США приняли специальный закон “О готовности к 2000 году”, призванный подготовить инфраструктуру и банки к знаменательной дате “миллениума”. Президент Клинтон создал “Совет по проблеме 2000 года”, с собой во главе. Совет, помимо государственной критической инфраструктуры, надзирал над банками, и советовался с их директорами как избежать убытков (которых полностью избежать все-таки не удалось). Общие мировые затраты на проверку инфраструктуры и банков превысили 600 миллиардов (да, миллиардов долларов), по подсчетам компании Gartner. 

Такие дела.

Остается лишь надеяться, что сейчас тестируют лучше.

Возможно будет интересно также:

Баги войны

Изучение Марса началось в XIV в. до н. э., когда древние учёные заметили его и описали траекторию. С того момента человек непрерывно масштабировал сведения и углублял понимание процессов, происходящих на красной планете.

полярный ландер

Первое соприкосновение с Марсом произошло в 1971 г. с помощью аппарата советской межпланетной станции Марс-3. Но в 1996 г. интерес к изучению красной планеты особенно обострился, что было следствием научной публикации в журнале Science, посвящённой изучению найденного в Антарктиде метеорита, предположительно марсианского происхождения. Статья сообщала об обнаружении вкраплений в космическом теле, напоминающих окаменелые остатки древних микроорганизмов.

С момента публикации мотивация исследований изменилась. Теперь учёных заинтересовали причины изменений климата и возможность существования жизни в недрах Марса. Эти вопросы дополнили программу Mars Surveyor 98, предназначенную для изучения четвёртой планеты.

Программа миссии

Mars Surveyor 98 – программа американского агентства NASA по изучению красной планеты, реализуемая в рамках научной работы по исследованию летучих веществ и истории климата.

Согласно плану Surveyor 98 предполагался запуск двух космических кораблей Mars Climate Orbiter и Mars Polar Lander.

Борт корабля Polar Lander нёс два зонда для грунтового проникновения и взятия проб поверхностного слоя марсианской почвы.

Передвижение аппаратов контролировала межпланетная мониторинговая станция Марс глобал сервейор, занявшая околопланетную орбиту.

Миссия, которую преследовала программа Surveyor 98, заключалась в глубоком изучении геологии и климата четвёртой планеты.

Задачи и цели миссии

Миссия Surveyor 98 нацелена на исследования ресурсов и климатической истории Марса пока не является основной задачей, но учитывается вопрос возможной жизни на планете.

С учётом научного инструментария и ресурсов фундаментом программы стали следующие стратегические задачи:

  • выявление суточных и сезонных циклических изменений воды, углекислого газа и пыли с целью понимания климатических изменений в исторических масштабах;
  • определение глобальной структуры атмосферы и характера циркуляции летучих веществ;
  • исследование климатической истории по внешним характеристикам объектов на поверхности планеты и образцам грунта, взятым с помощью Mars Polar Lander;
  • поиск ледяных образований и изучение их распределения;
  • сравнение климата Земли и Марса с целью нахождения причин для развития жизни.

Основная нагрузка по реализации стратегических задач возлагалась на Polar Lander, который способен внедряться в грунт и исследовать его образцы.

Стоимость

Разработка и строительство космических кораблей в рамках программы Mars Surveyor 98 потребовала 193,1 млн долларов. Затраты на запуск составили 91,7 млн долларов, а на операции по реализации миссии – 42,8 млн долларов. Общая стоимость программы оценивается в 327,6 млн долларов.

Mars Climate Orbiter, ранее имевший название Mars Surveyor 98 Orbiter, создавался в качестве спутника-транслятора для спускаемого ровера. Он был оснащён самыми передовыми технологиями. Предполагалось, что Марс климат орбитер будет исследовать марсианский климат после прекращения работы Polar Lander. Однако миссия была провалена.

орбитальный аппарат

Характеристики станции

Mars Climate Orbiter представлял собой модель коробчатого космического корабля высотой 2,1 м, шириной 1,6 м, глубиной 2,0 м. Он содержал силовые установки и несколько модулей оборудования. Общая стартовая масса составила 629 кг, из них на топливо приходилось 291 кг. К корпусу крепилось крыло с солнечной батареей площадью 11 кв. м и подвесная усиливающая антенна диаметром 1,3 м.

Движение станции совершалось с помощью основного двигателя на биотопливе и дополнительных гидразиновых импульсных двигателей. Ориентация и маневрирование обеспечивались семью подруливающими устройствами.

Научная аппаратура

Корабль Mars Climate Orbiter был оснащён прибором PMIRR, расположенным на вершине корпуса. Это 9-канальный зонд для изучения вертикальных профилей атмосферной температуры, водяного паля, конденсатных облаков и пыли. А также модуль мог делать замеры радиационного фона поверхности планеты. PMIRR воспринимает среду в тепловом инфракрасном диапазоне.

В нижней части модуля оборудования устанавливалась двухкамерная система визуализации Mars Color Imager для фиксации глобальных изображений. Она позволяет вести наблюдения за динамикой атмосферных явлений, изучать поверхность грунта и нюансы взаимодействия атмосферы с ней.

Потеря орбитального аппарата

Датой запуска Mars Climate Orbiter стал декабрь 1998 г. Сначала всё шло согласно плану – в сентябре 1999 г. автоматическая станция приблизился к красной планете и предпринял попытку занять орбиту. Но в этот момент радиосвязь прервалась. Спустя двое суток станцию — ретранслятор признали потерянным. Предполагается, что она оказалась слишком близко к поверхности Марса и погибла в его атмосфере.

Спускаемый аппарат

Mars Polar Lander, первоначально названный как Mars Surveyor 98 Lander, представлял собой роботизированный космический ландер, предназначавшийся для исследования климата и почвы территории вблизи южного полюса Марса. Но свою миссию Марс полярный ландер не смог завершить, в момент спуска радиосвязь была прервана.

спускаемый полярный ландер

Характеристики ландера

Спускаемый аппарат имеет шестиугольный каркас из алюминиевого материала с сотовой структурой. К основе прикреплены три посадочные ножки, которые при приземлении должны были раскрыться и поглотить ударную волну. Его высота составляла 1,06 м, а ширина около 3,6 м. Стартовая масса конструкции равнялась 583 кг, в том числе по 3,5 кг на два микрозонда, 64 кг на топливо, 82 кг на крейсерскую ступень, 140 кг на теплозащитную оболочку. Во внутреннюю панель была интегрирована электроника и система терморегуляции.

Полярный ландер оснастили 4 реактивными модулями, каждый из которых состоял из двигателя для маневрирования с коррекцией траектории и наклонно двигателя для ориентирования. Мощность обеспечивалась благодаря двум крыльям солнечных батарей общей площадью 3,1 кв. м.

Связь с Землёй осуществлялась через X-диапазон с помощью усилителей мощности и антенны.

Научные инструменты

Ландер содержал широкий инструментарий для научных исследований. В состав Polar Lander были включены следующие компоненты:

  • Цветная камера Mars Descent Imager с фиксированным фокусом, снимающая изображения со скоростью 5 кадров в секунду.
  • Многоспектральная стерео-камера панорамной съёмки Stereo Surface Imager с высоким разрешением.
  • LIDAR – лазерный эхолот, расположенный на палубе Polar Lander. С помощью световых импульсов определяет местонахождение и характеристики льда и пыли.
  • Роботизированная рука-манипулятор.
  • Роботизированная камера-манипулятор.
  • Научный модуль Meteorological Package для визуализации и интерпретации метеорологической информации.
  • Масс-спектрометрический инструмент Thermal and Evolved Gas Analyzer для анализа образцов грунта и льда.
  • Звукозаписывающее устройство Mars Microphone.

Deep Space 2

Модуль Deep Space 2 в составе корабля Mars Polar Lander предназначался для проникновения на Марс с целью глубокого изучения рельефа. В составе находились два микрозонда, известные под названием Deep Space 2 a и Deep Space 2 b. Они должны были выполнить следующие задачи:

  • проверить присутствие льда под поверхностью и в случае обнаружения исследовать минеральный состав окружающего грунта;
  • исследовать подземный градиент температур;
  • измерить температуру и давление атмосферы.

Осуществить миссию Deep Space 2 зонды должны были с помощью широкого научного инструментария, которым они были оснащены. Это, модули обнаружения и сбора образцов грунта и льда, термальный детектор почв, датчик атмосферного давления и ударный акселерометр.

Mars Polar Lander

Mars Polar Lander и Deep Space 2

Микрозонды имели массу около 3,5 кг каждый. Сверху были покрыты аэродинамической оболочкой высотой 275 мм и диаметром 350 мм. Оболочка изготавливалась из керамического материала, который защищал аппараты от воздействия избыточного тепла и разрушался при столкновении с грунтом. Каждый зонд имел внутренний корпус из двух частей – кормовой и передней. Их оснастили передовым, научным инструментарием.

Место посадки

Планировалось, что космический полярный ландер приземлится на территории южного полюса. Целью посадки была самая северная граница слоистых отложений, расположенная около 76 градусов южной широты.

Ход миссии

Mars Polar Lander стартовал 3 января 1999 г. и к 23 сентября успешно приблизился к красной планете, собираясь совершить посадку. Однако связь неожиданно прервалась, и попытки восстановить её не увенчались успехом. Восстановить точный ход событий не удалось.

Потеря посадочного аппарата

По итогам неудавшейся миссии было проведено расследование и установлено, что наиболее вероятной причиной утраты ландера послужил ложный сигнал системы о приземлении, который был получен до соприкосновения с поверхностью. В момент столкновения ударная волна спровоцировала отключение датчиков посадки и двигатели отключились. В результате аппарат упал и повредился.

Некоторые эксперты считают, что утрата Mars Polar Lander связана с нестабильной работой катализатора ракетных двигателей, которая привела к перегреву и отказу системы.

Миссия Mars Surveyor 98, которая должна была обогатить науку важнейшими данными, провалилась. Большие затраты человеческих и финансовых ресурсов не оправдались даже на долю процента. Но выводы были сделаны и сегодня усовершенствованные космические аппараты успешно спускаются на Марс и отправляют на Землю ценные данные.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

  • Космическая программа «Викинг» нашла своё место в истории
  • Викинг 1 — первый космический корабль приземлившийся на Марсе
  • Полёт на Марс: факты, опасность, прогнозы

Межпланетная станция Mars Climate Orbiter стоимостью 125 миллионов долларов на прошлой неделе сгорела в атмосфере Марса из-за ошибки программистов. Как сообщили в четверг официальные лица NASA, предварительное расследование показало, что при вводе данных в компьютер для составления программы перехода станции на околомарсианскую орбиту программисты не перевели цифры из англо-американской системы измерений в метрическую.

«Во всех наших предыдущих марсианских миссиях мы всегда использовали метрическую систему», — отметил Том Гэвин, представитель Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене (Калифорния), которая осуществляла контроль за ходом полета станции. Однако в этот раз получилось так, что сотрудники компании Lockheed Martin Astronautics дали данные по ускорению в английских фунтах вместо метрических ньютонов. А в Лаборатории реактивного движения ввели их, не проверив, в компьютер, использующий метрические единицы измерений. В результате станция после включения бортовых двигателей опустилась слишком низко и разрушилась в атмосфере Марса.

«Эта обидная ошибка заставила нас приступить сейчас к пересмотру всего процесса подготовки космических миссий», — заявил Гэвин. По его словам, сотрудники NASA в настоящий момент заняты проверкой программы полета другой автоматической станции — Mars Polar Lander, которая должна прибыть к Марсу 3 декабря и совершить мягкую посадку на поверхность планеты в районе южного полюса.

Mars Climate Orbiter был направлен к «красной» планете девять с половиной месяцев назад и преодолел расстояние в 665 миллионов километров. Предполагалось, что в течение марсианского года (687 земных дней) станция, кружа на высоте 405 километров, будет собирать информацию о ее климате и различных характеристиках атмосферы. На борту, в частности, находился инфракрасный радиометр, показания которого, как ожидали ученые, позволили бы приблизиться к ответу на вопросы, что стало с водой на Марсе и существовала ли там когда-нибудь жизнь.

By Tim Dodd, the Everyday Astronaut. Web version by Joey Schwartz

Imagine for a second, a simple conversion error from Metric to Imperial units. Now imagine that this error caused a multi-million dollar mission to go puff! A video released by Everyday Astronaut this week looks at how NASA lost the Mars Climate Orbiter in 1999. Both the video and this article explore how NASA’s team made a math boo-boo.  It cost them the mission just as it approached Mars.

Introduction

Have you ever accidentally used a tablespoon instead of a teaspoon? Or maybe grabbed a metric wrench when you were trying to loosen a 9/16ths inch bolt? Maybe you’ve heard someone say something weighs a tonne and have had to ask, a short ton or a metric tonne?

Luckily when you and I mix up units it likely only makes our food taste bad, or strips a bolt, or leads to an annoying argument about which is the right measurement system. But when NASA and Lockheed Martin mixed up units for the Mars Climate Orbiter, it led to the loss of a $327 million mission to Mars.

Welcome to another episode of the Biggest Facepalms of Spaceflight history, otherwise known as spacepalms. This is where we will look at a mission or an event that led to everyone in mission control collectively face palming.

Now this is a well-known story, one you may have heard your physics professor regale you with when talking about the importance of units. But honestly, I don’t think I’ve ever heard the whole story told right, and I definitely didn’t know what happened before writing this article!

So, let’s look at the planned mission, versus what wound up happening and why. It is a classic lesson that will live on for generations. And it’s a fun story to tell, so let’s get started!

Party Like It’s 1999: Mars Climate Observer Mission Overview

The year is 1999. Back when websites looked like a Commodore 64’s display on steroids. The Matrix was playing on movie screens across North America. Cher’s song “Believe” was a number one hit. And NASA was hoping to have a big hit on their hands with an exciting new Mars orbiter. That space probe would study the Martian climate. But, we knew it as, you guessed it, the Mars Climate Orbiter.

Faster, Better, Cheaper

Under administrator Daniel Goldin, a 1994 panel on Small Spacecraft Technology set new guidelines for NASA interplanetary missions. The informal and popular name for this new ethos was “faster, better, cheaper.”

Goldin’s doctrine meant probes were to be less expensive and smaller to allow for more missions and higher launch cadences. These new probes would be under 1,000 kilograms, with fewer but more focused scientific instruments. This differed from the previous “Swiss Army Knife” approach of cramming every instrument possible into a probe.

Mars Global Surveyor

Mars Global Surveyor was the first mission in this new program. It was launched in 1996 on a Delta II rocket from SLC-17A, Cape Canaveral Air Force Station, now known as Cape Canaveral Space Force Station. This first probe would map the surface of Mars with more detail than ever before which would help pave the way for future Mars landers.

Mars Climate Orbiter

The Mars Climate Orbiter was to follow the success of the Mars Global Surveyor. It would take with it instruments designed first for  the Mars Global Surveyor. The two would be a mini-powerhouse for studying Mars from orbit.

Mars Climate Orbiter Size

The spacecraft wound up being 2.1 meters wide (6’9”), 1.6 meters tall (5’3”) and two meters deep (6’6”). It would weigh only 638 kilograms making it capable of being launched on a Delta II with only four solid rocket boosters.

But despite its negligible weight it still carried loads of instruments.  These scientific instruments included:

  • Mars Orbiter Camera
  • Mars Orbiter Laser Altimeter
  • Thermal Emissions Spectrometer
  • Magnetometer and electron reflectometer
  • The Ultrastable Oscillator
  • One Mars Relay signal receiver

Propulsion Systems: Mars Climate Orbiter

Mars Climate Orbiter Thrusters

The vehicle had eight mono-propellant thrusters. Each thruster had 22 Newtons (4.9 lbs) of thrust for trajectory corrections and four smaller 0.9 Newtons (3.2 oz) thrusters for attitude control. Last, but not least, it had one larger main engine, a LEROS 1B. It provided 640 Newtons (140 lbs) of thrust for the Mars insertion burn.

Single Solar Panel Design

Mars Climate Orbiter had a unique design, having only a single large solar panel off to one side capable of 500 watts at Mars. A side note, Mars is 50 percent further away from the sun than the Earth is. Because of the square inverse law, a solar panel on Mars is about 45 percent as powerful as it is on Earth.

Mars Climate Orbiter’s Launch and Mars Injection Burn

Showtime for the big launch was December 11, 1998. At 18:45 UTC, the Mars Climate Orbiter launched from Cape Canaveral Air Force Station’s SLC-17A. With its successful launch, it began its 10-month journey to Mars.

Mars Climate Orbiter launch Delta II

One of my favorite things about this launch is the Star 48B spin stabilized solid propellant third stage. That’s right, it’s spin stabilized. So, if there’s any minor offset in the thrust you can null it out by spinning the stage. Once the burn is complete, there’s a Yo-Yo de-spin mechanism that mostly nulls out the spin. It’s stuff like this that I just think is super cool!

So the little probe was on its way, everything looking good. And like all deep space missions, it’s normal to do a few correction burns to make sure you’re on target. No big deal. NASA does this all the time.

Course Corrections on the Way to Mars

There were four course corrections performed: December 21, 1998; March 4, July 25; and September 15, 1999. There was another optional course correction planned just one-day prior to the Mars insertion burn. However, management denied it because they thought the probe was on course.

Alongside the course corrections, the spacecraft also performed angular momentum desaturations or AMDs. Many spacecraft do this, but especially the Mars Climate Orbiter. Since it had that single solar panel, it experienced more solar pressure on one side than the other.

Solar Pressure, Not Solar Wind

By-the-way, a fun side note. Solar pressure is the momentum of the massless photons exerting pressure on a spacecraft. It’s NOT solar wind. Particles with mass ejected by the Sun, like nucleons, and electrons make up the solar wind. Thanks Scott Manley and the rest of space Twitter for helping clarify that for me!

Solar Wind

An artist rendering of Solar Wind (NOT solar pressure)

Ok, so your spacecraft is ever so slightly rotating in a direction you don’t want. To keep the reaction wheels from having to work overtime, you can perform an AMD. This will reset the spacecraft back to its ideal orientation. The key benefit, it keeps the reaction wheels happy.

Now, each time the spacecraft performs any desaturation maneuver or correction burn, NASA records the exact impulse and time every thruster fired. Then, the probe sends this telemetry back to Earth so Mission Control can calculate exactly how much the spacecraft changed its trajectory. They can measure even the tiniest variation during these corrections.

Tracking a Spacecraft In Metric, but Getting Imperial Units

Mission Control can track the probe and its trajectory in deep space on its way to Mars. The primary method is by Doppler shift. This method isn’t accurate at all times. During portions of the journey, especially when the changes in velocity are perpendicular to the vantage point, it gives insufficient data points.

Think of it like this, Doppler can precisely tell if something is speeding up or slowing down moving straight away from you. However, it can’t really tell if something is speeding up side-to-side from Earth’s vantage point. That paralleling motion happens for a good portion of the journey to Mars.

Hohmann Transfer Burn

Often, guidance teams will precisely calculate the vehicle’s exact trajectory after the Hohmann transfer burn that sends the probe on its way to Mars. Flight controllers take into account trajectory variables, so long as any outside force doesn’t act upon the vehicle. Spoiler alert, it’s space, the variables change little.

But this also means that they need to account for every thruster fire. Even those tiny little impulses change the exact destination of the vehicle. If by even a tiny amount, the spacecraft does something enough; it adds up over time to a trajectory change.

Approaching Mars: Suicide Is Painless

Aiming at a planet that’s over 200 million kilometers away, any minor error could mean missing it. Or, perhaps worse, smacking right into it. And NASA was aiming to only miss Mars by about 200 kilometers. So there was little room for error.

To have the planet capture the spacecraft, it has to aim and get as close as it safely can to the planet. When a planet has an atmosphere, controllers need to calculate that variable and not get too low. But the closer the spacecraft gets to the planet, the less energy it takes to get captured into orbit.

One-week to Mars

Just one-week prior to the Mars encounter and insertion burn, NASA performed the fourth and final Trajectory Correction Maneuver on September 15, 1999. That placed its trajectory 226 kilometers above the Mars surface. Perfect for the Mars Orbital Insertion burn, or so they thought.

MCO 7 day approach

But following that burn, the navigation team noticed their calculations and observations didn’t match. In fact, the observed trajectory kept getting lower and lower. They saw it go down to just 150 kilometers. But that still was safely above the minimum altitude of 80 kilometers.

However, go below 80 kilometers, and Mars’ thin atmosphere will shatter a fragile spacecraft. Just imagine that tiny little fragile solar panel getting knocked about by Martian winds. Oh, the humanity! (Apologies to Les Nessman.)

Mars’ gravitational effects grew stronger just 24 hours before the orbital insertion burn. The new 110 kilometer trajectory was still above the 80 kilometer survivable limit. So management proceeded with the burn, despite vocal opposition by some operators.

Mars Orbital Insertion Burn

At 9:00:46 UTC on September 23, 1999, the insertion burn began. Everything was performing as planned… at first! Mission Control expected a loss of signal when the spacecraft went behind Mars. They calculated the exact time it would happen.

The first signs of serious trouble cropped up when the loss of signal occurred 49 seconds earlier than expected. It was further emphasized when they did not reacquire the signal 21 minutes later. Controllers kept trying to contact the spacecraft for a further two full days.

So what happened? Was it something wrong with the insertion burn? Was it NASA reading altitude in kilometers when the probe was saying miles? Find out after we hear from this week’s sponsor, Banana for scale.

Look Away, Look Away. Banana Units Commercial

Fake banana advert for Metric vs Imperial

Buy your Banana Units Now. Operators are standing by (click on image to see video advertisement).

Are you tired of measuring stuff based on some old guy’s feet? Are you constantly asking Siri how many ounces are in a pint only to get the wrong answer? Is it just too easy knowing there’s 1,000 milliliters in a Liter? Or perhaps you’re measuring horses in hands and you just can’t even. Introducing Banana for scale, the one TRUE unit of measurement.

everyday astronaut merch store

Metric Maneuvers in the Dark

OK SO THE ANSWER… every time the spacecraft performed those desaturation maneuvers, it would report back what it did to correct for the angular moment. Now the internal guidance and control was performing perfectly fine maintaining control and keeping proper orientation of the spacecraft no problem.

The problem is what the spacecraft was sending back to Earth. It was Newton seconds and the software in the ground station was reading those results as pound seconds! It then reported those results to the guidance and navigation teams and was off by a factor of 4.45 times.

Desaturation Maneuver Measurement Units

To restate it, each time the spacecraft did a desaturation maneuver it reported back to the ground what exactly it did. The data with the wrong unit then was put into the model for the spacecraft’s trajectory by the guidance team. Since the units were wrong, the calculated trajectory was also wrong.

Now the funny thing is, because these angular momentum desaturation burns were so low energy, being off by 4.45 times was hardly noticeable. So throughout the journey every one of these minor events was doing very little, but the estimated trajectory thought they were doing 4.45 times more work.

Compound Interest: Or, How to Get A Lot of Trajectory Error From Almost Nothing

They compound this because the Mars Climate Orbiter had just a single solar panel; it had to perform over 10 times more desaturation events than its sister spacecraft, the Mars Global Surveyor which had two solar panels.

MCO AMD upside down

So how could this have been prevented? Well like most things, it’d be easy to blame one person or group but in reality, it’s kind of whole swath of minor problems and putting the blame on anyone doesn’t really solve the problem.

Preventing the Error

The first and most obvious problem and solution is to make sure all units are the same. Lockheed Martin took a lot of flack for delivering units in pound-seconds as they intended it to be delivered in Newton seconds.

But oddly, the blame game continues when it was discovered the code given to Lockheed Martin was in pound-seconds in the first place and they didn’t catch it. Specifically, a set of code called “Small Forces” which was wrong from day one. Well, and then again that no one caught the error in quality control at NASA.

NASA Management

And you can keep saying it was a management problem considering several factors were overlooked starting with the initial design of the spacecraft. Most notably that no one from guidance and navigation was on the design team, which led to a less than desirable and hard to navigate spacecraft.

MCO Mission Control

But then ignoring the requests of the guidance and navigation team to perform the desaturation maneuvers 180 degrees apart from each other would have negated the problem before it arose. By doing asymmetrical burns for the desaturation also led to imparting additional unwanted velocity.

Flight Controllers Suggestions Denied

And lastly, the teams were seeing erroneous data that didn’t line up with their calculated trajectories, but they ignored it. It amplified this, and it was actually obvious that something was wrong in the last week of the mission.

A few members of the team spoke up verbally and wanted to do a T-minus 24-hour correction burn to raise the approach. However, management denied their request. Why? Because they did not properly file their concerns! Another factor lay in the disorganized chain of authority. Management saw those that raised concerns as speaking out of line.

So really, like all things, this wasn’t a black and white topic, it’s fairly nuanced and has lots of tiny insignificant things that added up to one gigantic thing. And the thing happened and the best thing we can do is learn from it to prevent it from happening again.

Implications for Mars Polar Lander

In fact, managers crosschecked the problems discovered with the Mars Climate Orbiter with the Mars Polar Lander. It  too was also on its way to Mars in 1999. Although it didn’t have the same problem, its mission failed too! It ended up crashing into the Martian surface.

NASA’s managerial culture passed the lesson learned down to every new generation of navigators and engineers. It’s a valuable lesson. Hopefully, a lesson everyone who designs spacecraft for the first humans going to Mars has listened to closely.

And this can be a humbling reminder that yes, even some of the most brilliant minds in the world make errors and overlook trivial problems. So let’s not be so hard on ourselves when we make minor errors. Or, maybe be nicer to each other. Understanding every one of us is capable of mistakes. It’s part of being human.

Conclusion

In summation, a spacecraft on its way to Mars needed to fight off the solar pressure exerted onto its single solar panel. It needed to do this by performing angular momentum desaturation burns with its small attitude thrusters.

Each time the vehicle did a desaturation maneuver, it recorded what it did and reported it to Earth. Software misinterpreted the recorded thruster firing data as pound-seconds of force instead of Newton-seconds. This error lead to very tiny deviations in the calculated trajectory.

These tiny deviations were so small they went mostly unnoticed! That is, until the spacecraft encountered Mars at 57 kilometers in altitude instead of the calculated 226 kilometers. That altitude difference doomed the probe and the mission.

What Do You Think?

So what do you think? Did you learn something? Do you think it’s just a simple unit error or do you think there’s a lot more to it than that? Let me know your thoughts and why metric is the better unit of measurement in the comments below.

I promise I’ll do more of these spacepalm videos to fill the gap between some of my long form videos, because trust me, those are getting a bit ridiculous!

Credits and Citations

Mars Climate Orbiter Mishap Investigation Board Phase 1 Report – https://llis.nasa.gov/llis_lib/pdf/1009464main1_0641-mr.pdf

Наука

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Масштабный марсианский проект НАСА Mars Climate Orbiter закончился полным провалом. Летательный аппарат был уже на орбите Красной планеты, когда с ним прекратилась связь. Были потеряны колоссальные денежные средства и уникальное оборудование, поэтому по факту аварии было проведено разбирательство. Комиссия пришла к выводу, что, скорее всего, во всем виновата путаница с единицами измерения: из-за любви американцев все измерять в устаревшей английской системе мер и весов произошли ошибки в расчетах.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Американцы очень любят измерять все в тех единицах, в которых удобно им, даже если весь остальной мир давно перестал ими пользоваться. Температуру, расстояние, вес и многое другое граждане США продолжают измерять в английской системе вековой давности, в то время как весь остальной мир применяет международную систему единиц СИ. Мили вместо километров, галлоны и фунты вместо литров и килограммов — в США имеются свои аналоги всех привычных для нас единиц. Казалось бы, что в этом плохого? Но подобная оригинальность иногда приводит к краху дорогостоящих космических проектов.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Станция Mars Climate Orbiter, предназначенная для исследования Марса, была запущена в декабре 1998 года. Планировалось подробно изучить атмосферу , климатические процессы, а также провести подробную съемку поверхности. Но станция, успешно долетевшая до Марса, в итоге сгорела в ее атмосфере. Сотни миллионов долларов, уникальное оборудование, труд инженеров и надежды, связанные с изучением Марса, — все это превратилось в космическую пыль.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Разумеется, столь громкая неудача потребовала серьезного разбирательства. Причина оказалась проста: инженеры фирмы, которая изготавливала один из элементов Mars Climate Orbiter, пользовалась одними единицами измерения, а НАСА — другими. Увы, такое возможно только в США, где большинство граждан пользуется устаревшей английской системой мер и весов, а те компании, чья деятельность связана с международными программами и взаимодействием с иностранными учеными, применяют международные единицы. Иногда они ведут расчеты сразу в двух системах, опять же для удобства самих американцев, которые так привыкли. Компания-подрядчик использовала в расчетах английскую систему, в то время как НАСА на тот момент использовало параллельные расчеты, а вычисления для Mars Climate Orbiter были произведены в международной системе. Если бы инженеры учитывали неразбериху с единицами и помнили о двойных расчетах, то потери бы удалось избежать. Но в результате банальной невнимательности в аппарате были заложены неверные параметры полета: станция оказалась слишком близко к планете и сгорела в ее атмосфере.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

После этого печального случая в НАСА задумались над тем, что использование одновременно двух разных систем приводит к огромным финансовым и репутационным потерям. В корпорации сделали выводы, и с 2007 года в космической отрасли США применяется только международная система единиц.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Золотой фонд менеджерских косяков

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Золотой фонд менеджерских косяков

Помните историю о том, как из-за одной переменной космическая ракета взорвалась в воздухе после старта? На этот раз ошибки в коде не было, но результат получился тот же самый: навсегда утрачен зонд с научным оборудованием на сумму 125 миллионов долларов.

Что произошло

История начинается в 1996 году, когда в США запускали ракету-носитель Ariane-5. Она пролетела 40 секунд, у неё случился программный сбой, и ракета взорвалась в воздухе. С тех пор в НАСА стали более тщательно проверять код и тестировать его в различных условиях. 

Два года спустя НАСА запустило научный космический зонд Mars Climate Orbiter — он должен был изучать климат Марса, а заодно работать вспомогательным маяком для навигации других научных зондов. 

В течение 9 месяцев полёта всё было отлично — «Орбитер» летел к Марсу по расчётной траектории. Но при заходе на орбиту связь с зондом была потеряна, а сам он распался на куски в атмосфере и упал на планету.

Прохладная история про погодный зонд, НАСА и невнимательных менеджеров

Зонд Mars Climate Orbiter на орбите Марса, фото из Википедии. На самом деле это коллаж, хотя выглядит красиво

В чём причина

Расследование комиссии показало, что зонд должен был начать торможение перед заходом на орбиту на высоте 110 километров от поверхности Марса, но он начал тормозить только на 57 километрах. Из-за этого зонд вошёл в атмосферу планеты со слишком высокой скоростью и разрушился от перегрузок. 

Когда комиссия стала искать причины, которые вызвали такое позднее торможение, то сначала все подумали про ошибки в коде — после инцидента с Ariane-5 это была очевидная мысль. Но в коде всё было идеально — ни один модуль управления не выдал ошибку после сотни тестов.

Оказалось, что дело не в коде, а в разных системах измерения. Команда-подрядчик, которая писала софт для модуля управления, использовала в формулах и расчётах метрическую систему, а командный центр в НАСА — английскую (там где футы, дюймы, мили, фунты). Когда настало время корректировки скорости и высоты для выхода на орбиту, зонд ожидал данные в метрах и ньютонах, а получил в футах и фунт-силах. Программисты и менеджеры не согласовали с НАСА стандарты разработки и не проверили, какие именно данные и в каком виде будет получать конкретный модуль. 

В итоге вместо 110 000 метров зонд получил от НАСА 360 892 фута. Бортовой компьютер подумал, что лететь ещё долго, и не стал снижать скорость. В итоге зонд снизился на критическую высоту и не выдержал перегрузок. 

Сейчас в мире используются две основные системы измерения: международная и английская.

Международной (метрической) системой СИ пользуются почти все страны мира, в том числе и мы с вами. Это значит, что мы измеряем вес в килограммах, силу — в ньютонах, расстояние — в метрах и так далее. Она была разработана как раз для того, чтобы учёные и инженеры из разных стран могли общаться на одном языке, читать и понимать научную документацию друг друга и делиться опытом.

Английская (она же британская имперская) система мер используется только в Великобритании, США, Либерии, Мьянме и немного в Канаде. Вместо метров и сантиметров там футы и дюймы, вместо килограмма — фунты, унции и граны, а вместо литров — галлоны. И так во всём, от измерения давления до температуры. Английская система не лучше и не хуже международной, она просто другая.

Что в итоге

Эта авария постепенно заставила НАСА пересмотреть свой подход к системам измерения. Они поняли, что международные компании-разработчики используют метрическую систему как стандартную для написания кода. Отказаться от подрядчиков НАСА не может, потому что у него нет такого штата высококвалифицированных программистов и инженеров, которые могут написать софт к любому модулю. 

В итоге с 2007 года НАСА использует метрическую систему измерений. Вот так невнимательность менеджеров и программистов поменяла стандарт в космической отрасли целой страны.

Наука

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Масштабный марсианский проект НАСА Mars Climate Orbiter закончился полным провалом. Летательный аппарат был уже на орбите Красной планеты, когда с ним прекратилась связь. Были потеряны колоссальные денежные средства и уникальное оборудование, поэтому по факту аварии было проведено разбирательство. Комиссия пришла к выводу, что, скорее всего, во всем виновата путаница с единицами измерения: из-за любви американцев все измерять в устаревшей английской системе мер и весов произошли ошибки в расчетах.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Американцы очень любят измерять все в тех единицах, в которых удобно им, даже если весь остальной мир давно перестал ими пользоваться. Температуру, расстояние, вес и многое другое граждане США продолжают измерять в английской системе вековой давности, в то время как весь остальной мир применяет международную систему единиц СИ. Мили вместо километров, галлоны и фунты вместо литров и килограммов — в США имеются свои аналоги всех привычных для нас единиц. Казалось бы, что в этом плохого? Но подобная оригинальность иногда приводит к краху дорогостоящих космических проектов.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Станция Mars Climate Orbiter, предназначенная для исследования Марса, была запущена в декабре 1998 года. Планировалось подробно изучить атмосферу , климатические процессы, а также провести подробную съемку поверхности. Но станция, успешно долетевшая до Марса, в итоге сгорела в ее атмосфере. Сотни миллионов долларов, уникальное оборудование, труд инженеров и надежды, связанные с изучением Марса, — все это превратилось в космическую пыль.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

Разумеется, столь громкая неудача потребовала серьезного разбирательства. Причина оказалась проста: инженеры фирмы, которая изготавливала один из элементов Mars Climate Orbiter, пользовалась одними единицами измерения, а НАСА — другими. Увы, такое возможно только в США, где большинство граждан пользуется устаревшей английской системой мер и весов, а те компании, чья деятельность связана с международными программами и взаимодействием с иностранными учеными, применяют международные единицы. Иногда они ведут расчеты сразу в двух системах, опять же для удобства самих американцев, которые так привыкли. Компания-подрядчик использовала в расчетах английскую систему, в то время как НАСА на тот момент использовало параллельные расчеты, а вычисления для Mars Climate Orbiter были произведены в международной системе. Если бы инженеры учитывали неразбериху с единицами и помнили о двойных расчетах, то потери бы удалось избежать. Но в результате банальной невнимательности в аппарате были заложены неверные параметры полета: станция оказалась слишком близко к планете и сгорела в ее атмосфере.

Как НАСА потеряло марсоход из-за любви американцев все измерять в других единицах

После этого печального случая в НАСА задумались над тем, что использование одновременно двух разных систем приводит к огромным финансовым и репутационным потерям. В корпорации сделали выводы, и с 2007 года в космической отрасли США применяется только международная система единиц.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

In September of 1999, after almost 10 months of travel to Mars, the Mars Climate Orbiter burned and broke into pieces. On a day when NASA engineers were expecting to celebrate, the ground reality turned out to be completely different, all because someone failed to use the right units, i.e., the metric units! The Scientific American Space Lab made a brief but interesting video on this very topic.

NASA’s Lost Spacecraft The Metric System and NASA’s Mars Climate Orbiter

The Mars Climate Orbiter, built at a cost of $125 million, was a 638-kilogram robotic space probe launched by NASA on December 11, 1998 to study the Martian climate, Martian atmosphere, and surface changes. In addition, its function was to act as the communications relay in the Mars Surveyor ’98 program for the Mars Polar Lander. The navigation team at the Jet Propulsion Laboratory (JPL) used the metric system of millimeters and meters in its calculations, while Lockheed Martin Astronautics in Denver, Colorado, which designed and built the spacecraft, provided crucial acceleration data in the English system of inches, feet, and pounds. JPL engineers did not take into consideration that the units had been converted, i.e., the acceleration readings measured in English units of pound-seconds^2 for a metric measure of force called newton-seconds^2. In a sense, the spacecraft was lost in translation.

artist's conception of the Mars Climate Orbiter NASA spacecraft

Artist’s conception of the Mars Climate Orbiter. Source: NASA/JPL/Corby Waste – http://www.vitalstatistics.info/uploads/mars%20climate%20orbiter.jpg (see also http://www.jpl.nasa.gov/pictures/solar/mcoartist.html), Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=390903

Before venturing further into what happened on that dreaded day, let’s try to understand the different units of measurement and how they came into use in various regions across the globe. In the past, various regions of the world followed the measurement systems and units that were most convenient for them. For example, in one part of the world, the cycle of the sun was assumed to be a measure of time, whereas elsewhere, it was the lunar cycles that were used to define time. Additionally, the lack of communication tools prevented scholars from communicating, discussing and comparing ideas with scholars across the globe. Thus, over the course of centuries, different units and measuring standards have evolved independently.

As the world has grown closer, the need for a single unified system of units has emerged. Credit to several developments in the metric system can be dated back to the French revolution when it was first envisioned. Subsequently, two platinum standards were created representing the meter and the kilogram in the Archives de la République in Paris. This can be considered the first step the development of the present International System of Units.

Following the French revolution, Johann Carl Fredrich Gauss, a German mathematician, strongly promoted the use of this metric system. Alongside meters and kilograms, he added the “seconds” defined in astronomy, as a coherent system of units for the physical sciences. James Clerk Maxwell and Sir Joseph John Thomson, through the British Association for the Advancement of Science (BAAS), carried forward Gauss’ initiative to formulate the requirement for a coherent system of units with base units and derived units. The CGS system, a three-dimensional coherent unit system based on the three units—centimeter, gram and second—using prefixes ranging from micro to mega to express decimal sub-multiples and multiples, emerged because of their efforts. In 1889, the first General Conference on Weights and Measures (CGPM) sanctioned the international prototypes for the meter and the kilogram. Together with the astronomical second as the unit of time, these units constituted a three-dimensional mechanical unit system, just like the CGS system, but with the base units as meter, kilogram and second.

It was Giovanni Giorgi, an Italian physicist and electrical engineer, who proved that it is possible to combine the mechanical units of this meter–kilogram–second system with the practical electric units to form a single coherent four-dimensional system by adding to the three base units, a fourth base unit of an electrical nature, such as the ampere or the ohm, and rewriting the equations occurring in electromagnetism in the so-called rationalized form. Following these developments, in 1939, the four-dimensional system based on the meter, kilogram, second and ampere was recommended to the Consultative Committee for Electricity and Magnetism (CCEM) and was approved by the International Committee for Weights and Measures (abbreviated CIPM from the French Comité international des poids et mesures) in 1946. Following suit, Ampere, Kelvin, and Candela were added as base units in 1954, and Mole was added as the 7th base unit in 1971. Today, there are seven base units: Meter (Distance), Kilogram (Weight), Seconds (Time), Ampere (Electric current), Kelvin (Temperature) and Candela (Luminosity).

Learn how to use CFD simulation to understand the behavior of the airflow around an F1 car.

Banner>

USA & NASA SI in the United States

If one travels to the US, one will notice these changes immediately; there are miles instead of kilometers, pounds instead of kilograms, and so on. For almost 22 years of my life, I had used kilograms and when I went to live in the US, the “pound” was totally new to me. While I could predict how much I would get if I bought a kilogram of an item, I had no sense of what one pound meant. The US remains one of only seven countries where SI units are not adopted.

The American system of measuring distance in inches, feet, and yards is based upon the units from England, which is where the first settlers came to the US from on the Mayflower. While much of the rest of the world uses the metric system of centimeters, meters, and kilometers, US has continued to the English units. One foot is the same as 12 inches, and a yard is 36 inches—and the confusion continues. In metric, 1 meter is 100 centimeters and a kilometer is 1000 meters. However, it is undeniable today that a large number of multinationals and international businesses work with and/or in the United States. This makes it even more important to be able to use common units of measurements.

Comprehending the overwhelming advantages of the metric system, the US Congress adopted SI units as the preferred measurement system in 1975 through the “Metric Conversion Act” which was signed by US President Gerald Ford. However, the act also allowed the use of US customary units. Further on, in the 1980’s, the federal government tried to introduce metric in the United States. Speedometers on the cars from that time showed both miles per hour and kilometers per hour. However, these attempts at changing to metric were not successful.

Even though the US Congress has adopted SI as the preferred measurement system for the United States, the vast majority of businesses continued to use US customary units. This reservation against metric, however, changed almost instantaneously, at least at the best space agency in the world in 1999. This change occurred after a disaster investigation board reported that NASA’s Mars Climate Orbiter burned up in the Martian atmosphere.

NASA’s Lost Spacecraft NASA’s Mars Climate Orbiter Disaster

A Boeing Delta II 7425 expendable launch vehicle lifts off with NASA's Mars Climate Orbiter on Dec. 11, 1998

A Boeing Delta II 7425 expendable launch vehicle lifts off with NASA’s Mars Climate Orbiter on Dec. 11, 1998

A NASA review board found that the problem was in the software controlling the orbiter’s thrusters. The software calculated the force that the thrusters needed to exert in pounds of force. A second piece of code that read this data assumed it was in the metric unit—“newtons per square meter”.

During the design phase, the propulsion engineers at Lockheed Martin in Colorado expressed force in pounds. However, it was standard practice to convert to metric units for space missions. Engineers at NASA’s Jet Propulsion Lab assumed the conversion had been made. This navigation mishap pushed the spacecraft dangerously close to the planet’s atmosphere where it presumably burned and broke into pieces, killing the mission on a day when engineers had expected to celebrate the craft’s entry into Mars’ orbit.

The contributing factors that led to the disaster, as reported by the Mars Climate Orbiter failure board, were eight-fold. According to NASA’s board, errors were undetected within ground-based computer models of how small thruster firings on the spacecraft were predicted and then carried out on the spacecraft during its interplanetary trip to Mars. Furthermore, the board added that the operational navigation team was not fully informed of the details of the way that Mars Climate Orbiter was pointed in space, as compared to the earlier Mars Global Surveyor mission.

The initial error was made by contractor Lockheed Martin Astronautics in Colorado, which, like the rest of the U.S. launch industry, used English measurements. The contractor, by agreement, was supposed to convert its measurements to metrics. The systems engineering function within the project, whose responsibility was to track and double-check all interconnected aspects of the mission, was not robust enough. The board added that this was exacerbated by the first-time handover of a Mars-bound spacecraft from a group that constructed it and launched it to a new, multi-mission operations team.

Mars Climate Orbiter Cartoon

Figure 01: Newspaper cartoon depicting the incongruence in the units used by NASA and Lockheed Martin scientists that led to the Mars Climate Orbiter disaster. (Source: Slideplayer.com)

NASA’s Miscalculations Other Instances of Conversion Errors

Gimli Glider

This was not the only disaster in history that was directly caused by conversion errors. 1983 is famous for the “Gimli Glider” incident, in which Air Canada’s Boeing 767 jet ran out of fuel mid-flight because of a mistake in figuring out the fuel supply of the airline’s first aircraft using metric measurements.

Canada was one of the countries that employed the imperial system until 1970, when the nation began to change over to metric. Metrication (as it was called) took some time—about fifteen years or more. One of the industries that were late to change over was the airline industry, which was mainly due to the expense and longevity of the equipment.

The per-flight fueling protocol of the flight required to convert volume (liters) into mass (kilograms or pounds, depending on the system in use) to estimate the amount of fuel required. Instead of figuring out how many liters the plane needed to hit the required payload of 22,300 kg, the crew calculated how many liters were needed to hit 22,300 pounds. This was half the quantity of fuel required, which meant that the flight only had enough fuel to make it halfway to the destination. This turned out to be a major—and potentially life-threatening—problem as the vehicle in question was an airplane cruising at 12,500 meters above the ground.

Luckily for all on board, the pilot had ten years of glider training under his belt, and his co-pilot knew the surroundings quite well. The skilled pair were able to land the 767—gliding the last 100 kilometers, ensuring the safety of everyone on board.

Lesser Known Incidents

There have been several lesser known occurrences of conversion mishaps. The Institute for Safe Medication Practices reported an instance where a patient had received 0.5 grams of Phenobarbital (a sedative) instead of 0.5 grains because the recommendation was misread. A grain is a unit of measure equal to about 0.065 grams. The Institute emphasized that only the metric system should be used for prescribing drugs.

In yet another event, an aircraft was more than 13,000 kilograms overweight. In 1994, the FAA received an anonymous tip that an American International Airways (now Kalitta Air, a cargo airline) flight had landed 15 tons heavier than it should have. The FAA investigated and discovered that the problem was in a kilogram-to-pounds conversion (or lack thereof).

Finally, it is worth mentioning that even Columbus had conversion problems. He miscalculated the circumference of the earth when he used Roman miles instead of nautical miles, which is part of the reason he unexpectedly ended up in the Bahamas on October 12, 1492, and assumed he had hit Asia.

NASA’s Lost Spacecraft Conclusion: Units in FEM

As one would have noticed, there are no predefined units when using FEM software. It is left to the user to ensure that the right conjugates are used. If the unit used for length is meter, then the right units for other aspects for mechanical units are kilogram and seconds. In contrast, if the units are millimeters, then the right units are milligrams and milliseconds, and so on. Every time you think about setting up your simulations, you have to give the units a thought!

consistent units to be used in FEM, metric

Figure 02: Consistent units to be used in FEM simulations (Source: Eng-Tips)

When using an FEA or CFD simulation software, be aware that not all the solutions on the market offer both the metric and the imperial units. To help our users avoid making design mistakes, SimScale supports both the metric and the imperial systems, which you choose in the first step of creating your simulation. All you have to do is make sure your collaborators use the same system.

References


  • Metric Math Mistake Muffed Mars Meteorology Mission by Wired
  • Mars Climate Orbiter on Wikipedia
  • NASAs metric confusion caused Mars orbiter loss by CNN
  • Mars Probe Lost Due to Simple Math Error by LA Times
  • The Math Mistake That Doomed a Mars Probe in 1999 in Popular Mechanics
  • NASA criticized for sticking to Imperial units by New Scientist
  • NASA reworks its sums after Mars Fiasco by Nature

  • Маркова ошибки аиста купить
  • Манхва логическая ошибка персонажи
  • Маркова ошибка физиолога ню
  • Манхва герцог это была ошибка
  • Маркиратор ebs 250 ошибки