Схема конспекта
мастер-класса.
Педагог: Белоносова
Ольга Валерьевна
Тема мастер-класса: «Работа
над ошибками. Эффективные приёмы и методы работы».
Участники мастер-класса: учителя
начальных классов и учителя русского языка
Дата проведения: 29.03.19 года.
Цель: познакомить
участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками как средством развития
орфографического навыка.
Задачи:
— создать условия для разработки приёма
работы над ошибками как средства развития орфографического навыка;
— развивать умение ориентироваться в
орфограммах, которые изучаются в начальной школе, в педагогической
терминологии;
-способствовать поднятию интереса к данной
теме, взаимопонимания, умения работать в парах, адекватно оценивать результат
своей работы;
— создание комфортной и доверительной
атмосферы.
Планируемые результаты мастер-класса:
Метапредметные:
Регулятивные:
Ø участвовать
в постановке проблемы мастер-класса;
Ø принимать
и сохранять учебную задачу;
Ø уметь
осуществлять действие по заданному алгоритму;
Ø умение
контролировать свою деятельность.
Познавательные:
Ø умение
распределять орфограммы по группам и видам;
Ø уметь
устанавливать причинно-следственные связи;
Ø контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
Ø уметь
пользоваться педагогической терминологией;
Ø участвовать
в диалоге, приходить к общему решению;
Ø участвовать
в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные:
Ø осознавать
необходимость работы по данной теме;
Ø проявлять
самостоятельность в разных видах деятельности;
Ø дипломатично
выражать своё мнение.
Методы: методы организации
учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная
работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования
интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые
задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество),
информационные технологии.
Оборудование занятия: мультимедийное
оборудование, ноутбук, карточки, раздаточный материал.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
1 |
Подготовительно-организационный. Цель для гостей: Цель для Задачи: организовать Методы: словесный, |
(СЛАЙД 1) Приветствие. — Здравствуйте, уважаемые коллеги! СЛАЙД 2. Нашу Перед вами «Карта обратной связи». Давайте вспомним, как |
Рисуют, пишут. Показывают, |
2 |
Постановка целей и задач. Цель для гостей: Цель для определить уровень владения Задачи: показать |
СЛАЙД 3. — А сейчас представьте, что мы — Почему ваше настроение заметно — Да, бывает очень обидно, когда -Почему же, невзирая на все СЛАЙД 4. — Я предлагаю вам вспомнить и Сколько у вас получилось? Даже не пытайтесь вспомнить все. СЛАЙД 5. На ребёнка сваливается огромное — Поэтому возникает необходимость СЛАЙД 6. Сейчас я предлагаю вам сделать У алёшы Вывод: рно сделана по – разному. Я вам предлагаю познакомиться с одним |
— Устаём. — Много ошибок. — Обидно, что работаешь, — Осознаёшь всю бесполезность Работают в парах. Вспоминают все Отвечают на вопрос. Выполняют РНО каждый своим |
3 |
Основная часть Представление системы учебных Цель для гостей: увидеть основные принципы работы Цель для создать условия для выявления Задачи: познакомить с ключевыми понятиями Методы: словесные, информационные Презентация педагогического Цель для гостей: Цель для представить метод работы над Задачи: развивать умение слышать Моделирование. Цель для гостей: применить свои знания в новых Цель для создать комфортную обстановку для Задачи: Развивать умения контролировать Методы: практическая работа, словесные, |
СЛАЙД 7. Работа над ошибками вызывала Цель работы над ошибками: · · · СЛАЙД 8. 1) 2) СЛАЙД 9. Освоение · · · Активизация действий этих факторов имеет В Соблюдение · · · СЛАЙД 10 В Для СЛАЙД 11 СЛАЙД 12 Памятка Следует • название • поэтапные • образец Данное содержание позволяет обучающимся вырабатывать СЛАЙД РЕКОМЕНДОВАНО: При • в • по • в Я СЛАЙД 16 Практическая Предложение: СЛАЙД 17 Результативность опыта СЛАЙД Что Для 1. Возможности 2. Легко 3. 3. Для 1. 2. 3. 4. Можно Рекомендации: Работу с СЛАЙД 20, Развитие А |
Воспринимают информацию Выполняют практическую работу. |
Рефлексия. Цель для гостей: адекватно оценивать результат Цель для создать ситуацию, побуждающую Задачи: анализ работы по созданию приёма Методы: словесные, информационные. |
СЛАЙД 22 Мы с вами плодотворно поработали. Я буду читать высказывания, а вы 1. Тема мастер-класса меня 2. Посещение мастер-класса было 3. Опыт можно применить в новых 4. В рамках данного приёма возможно 5. У меня возникли вопросы и проблемы. Обсудите в парах результаты и изобразите СЛАЙД 23 Работу по улучшению данного приёма я До свидания, дорогие коллеги, |
Слушают высказывания, ставят + Рисуют, пишут, высказывают своё |
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Волжского Волгоградской области
(МКОУ СОШ № 3)
404106, г. Волжский Волгоградской области, ул. Прибрежная, 91
телефон/факс (8443) 27-15-02
Схема конспекта мастер-класса.
Педагог: Бяхова Елена Петровна
Тема мастер-класса: «Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка».
Участники мастер-класса: учителя начальных классов и учителя русского языка МКОУ СОШ №3 города Волжского Волгоградской области.
Дата проведения: 16.01.16 года.
Цель: познакомить участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками как средством развития орфографического навыка в рамках работы в УМК Гармония.
Задачи:
— создать условия для разработки приёма работы над ошибками как средства развития орфографического навыка;
— развивать умение ориентироваться в орфограммах, которые изучаются в начальной школе, в педагогической терминологии;
-способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать в парах, адекватно оценивать результат своей работы;
— создание комфортной и доверительной атмосферы.
Планируемые результаты мастер-класса:
Метапредметные:
Регулятивные:
- участвовать в постановке проблемы мастер-класса;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- уметь осуществлять действие по заданному алгоритму;
- умение контролировать свою деятельность.
Познавательные:
- умение распределять орфограммы по группам и видам;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- уметь пользоваться педагогической терминологией;
- участвовать в диалоге, приходить к общему решению;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные:
- осознавать необходимость работы по данной теме;
- проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- дипломатично выражать своё мнение.
Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), информационные технологии.
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, ноутбук, карточки, раздаточный материал.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Подготовительно-организационный. Цель для гостей: подготовиться к продуктивной работе на мастер-классе Цель для организатора: способствовать подготовке приглашённых к продуктивной работе. Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой Методы: словесный, наглядный. |
Приветствие. (СЛАЙД 1) — Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Добро пожаловать на мастер-класс, в котором вы окажетесь одновременно и учителем, и учеником. Деление на группы: — Сегодня мы будем работать в парах. Поделимся на группы необычным способом. Я раздам вам карточки, на которых обозначен один из двух героев. Каждый найдёт себе пару. (Дед Мороз и Снегурочка, Чип и Дейл, дед и баба, Том и Джерри, царь и царица, Иван и Конёк Горбунок, Пятница и Робинзон Крузо) — Первое задание: нарисуйте или напишите в 2-3 словах на листе бумаги, чего вы ожидаете от мастер-класса? |
Получают карточки, находят свою пару. Рисуют, пишут. Показывают, поясняют. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Постановка целей и задач. Цель для гостей: осознать цель своего пребывания на мастер-классе, получить возможность продемонстрировать свои знания орфограмм, которые изучаются в начальной школе Цель для организатора: определить уровень владения аудиторией информацией по теме «Орфограммы», определить тему и цели работы на мастер-классе. Задачи: показать противоречия, возникающие в процессе обучения и определить цели и задачи мастер-класса |
— А сейчас мы будем проверять тетради по русскому языку. (Достаю большую пачку тетрадей) — Почему ваше настроение заметно ухудшилось? — Да, бывает очень обидно, когда во время занятий делаешь всё возможное, чтобы развить орфографическую зоркость, научить пользоваться правилами правописания, а когда проверяешь тетради, то результат не радует. Вздыхая, мы проверяем огромное количество работ, чувствуя всю бесполезность своей работы. (СЛАЙД 2) По моим наблюдениям 70% детей поинтересуются только отметкой за работу, 25% — узнают, сколько же ошибок было допущено и только 5% — хотят узнать, а какие же ошибки были допущены и ни один ученик по своей воле не сделает работу над ошибками. -Почему же, невзирая на все усилия педагогов, грамотность детей желает быть лучшей? — Попробуйте вспомнить и на листочках отметить все виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе. Сколько у вас получилось? Даже не пытайтесь вспомнить все. Их как минимум 20! К тому же необходимо учитывать, что орфограммы бывают: по возможности проверки: проверяемые, непроверяемые и по месту нахождения: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. На ребёнка сваливается огромное количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях и т.д. (СЛАЙД 3) Происходит противоречие между количеством информации и возможностью ребёнка эту информацию усвоить. — Поэтому возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Я вам предлагаю познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического навыка. |
— Устаём. — Много ошибок. — Обидно, что работаешь, работаешь, а ошибок меньше не становится. — Осознаёшь всю бесполезность работы. Работают в парах. Вспоминают все орфограммы. Отвечают на вопрос. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Основная часть Представление системы учебных знаний. Цель для гостей: увидеть основные принципы работы над ошибками. Цель для организатора: создать условия для выявления основных принципов работы над ошибками. Задачи: познакомить с ключевыми понятиями по теме «Работа над ошибками» Методы: словесные, информационные Презентация педагогического опыта Цель для гостей: получить представление о методе работы над ошибками. Цель для организатора: представить метод работы над ошибками как способ работы над орфографической зоркостью, поделиться секретами работы. Задачи: развивать умение слышать выступающего, анализировать и усваивать полученную информацию Имитационная игра. Цель для гостей: уметь пользоваться методом работы над ошибками как на месте учителя, так и на месте ученика. Цель для организатора: создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса. Задачи: Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы. Методы: практическая работа, словесные, информационные. Моделирование. Цель для гостей: применить свои знания в новых условиях Цель для организатора: создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса. Задачи: Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы. Методы: практическая работа, словесные, информационные. |
Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого. В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что «важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками — объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу». Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. «Общий принцип исправления ошибок, — говорит Н.С. Рождественский, — сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельность учеников. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…» (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960). В моей практике работы над ошибками было несколько интересных методик, но не было целостной системы работы. Чаще всего я использовала приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному учителем после письменной работы, или многократное переписывание слов. Но такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым, закрепляя вариант неправильного написания. Я отправилась на поиски такого приёма работы над ошибками, который станет средством развития орфографического навыка у младших школьников; представит такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать, проявлять самостоятельность. Я наткнулась на работу Светланы Александровны Васильевой, в которой она поделилась своим опытом работы над ошибками. Многие её мысли мне понравились. Я внесла достаточно большие коррективы и получила свой метод работы над ошибками. (СЛАЙД 5) Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида: 1) Работа над типичными ошибками, которая проводится в классе после выполнения проведенной работы; 2) Работа над индивидуальными ошибками, которая проводится как в классе, так и дома. Приём, который мне хотелось бы представить, используется при работе над индивидуальными ошибками. Он достаточно прост и доступен для восприятия детей. (Описание приёма) — Что необходимо, для усвоения большого объёма информации? Всю информацию об орфограммах я систематизировала и собрала в памятке. После того как учитель отмечает ошибки в работе ученика, ученик знакомится со своими ошибками и заполняет таблицу.
Если ребёнок забыл порядок действий, он обращается к памятке-ступеньке. ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА 1. Произнеси слово. 2. Разбери по составу. 3. Определи:
Если ребёнок забыл правило написания или как исправить ошибку, то на помощь приходит памятка (Приложение №1) А теперь так называемый «изюм», т.е. секреты и особенности данного приёма. Во-первых: данный приём можно использовать в классах разного вида или в классе с детьми разного уровня подготовки. В классах 7 вида и для ребят с низким уровнем подготовки учитель исправляет ошибки и рядом или на полях указывает номер орфограммы. е7 в8 Пример: В лису много грибоф. Ребёнок может сразу обратиться к памятке, которая поможет ему выполнить работу над ошибками. Практическая работа: — В парах поделитесь на учителя и ученика. Учитель проверяет работу для 1 уровня сложности, а ученик выполняет работу над ошибками. Можно повысить уровень сложности. Учитель исправляет ошибки, но не указывает номер орфограммы. Ученик должен сам определить вид орфограммы и сделать работу над ошибками. Практическая работа. — Поменяйтесь ролями и поработайте с той же карточкой, но по второму уровню сложности. — И третий уровень сложности, когда учитель указывает только слово, в котором есть ошибки. Этот уровень рекомендуется для тех детей, которые обучаются по УМК Гармония. Этот комплект предусматривает такой метод работы над орфографической зоркостью как письмо с «окошками». В памятку-ступеньку необходимо внести изменения. Давайте попробуем сделать это вместе. ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА 1. Произнеси слово. 2. Запиши его с «окошками». 3. Разбери по составу. 4. Определи для каждого «опасного места»:
Что даёт учителю и ученику работа с памятками и таблицей? Для учителя: 1. Возможности для творчества. 2. Легко проверять. 3. Индивидуальный подход. 3. Переход от простого к сложному. Для ребёнка. 1. Систематизация информации. 2. Простота в использовании. 3. Частое повторение орфограмм облегчает запоминание. 4. Можно работать самостоятельно. Рекомендации: Работу с таблицей и памятками необходимо начинать со 2 класса, а подготовительный период начинается уже в 1 классе. Ведь именно в 1 классе впервые возникают понятия «опасное место», «правило написания» и т.д. Памятку-ступеньку и орфографическую памятку желательно составить вместе с детьми. |
Воспринимают информацию — Систематизировать всю информацию. Часто работать с этой информацией. Карточка №1 Учитель е7 а5 о7 6 Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот П9 я пушок и заиц. Ученик
Карточка №2 е а о Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот П я пушок и заиц.
Работа в парах. Проверка по образцу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Цель для гостей: адекватно оценивать результат своей работы, работы организатора, уметь анализировать основные этапы мастер-класса. Цель для организатора: создать ситуацию, побуждающую участников к анализу мастер-класса. Задачи: анализ работы по созданию приёма работы над ошибками, планирование дальнейшей деятельности. Методы: словесные, информационные. |
Мы с вами плодотворно поработали. Осталось подвести итоги. Я буду читать высказывания, а вы будете ставить + или -. 1. Тема мастер-класса меня заинтересовала. 2. Посещение мастер-класса было для меня полезным. 3. Опыт можно применить в новых ситуациях (например, в старших классах). 4. В рамках данного приёма возможно реализовать принцип перехода от сложного к простому. 5. У меня возникли вопросы и проблемы. Обсудите в парах результаты и изобразите на листе бумаги ваше впечатление от мастер-класса. Работу по улучшению данного приёма я продолжаю постоянно. Надеюсь на ваши замечания, предложения и сотрудничество. До свидания, дорогие коллеги, спасибо за сотрудничество, удачи в работе. |
Слушают высказывания, ставят + или-. Рисуют, пишут, высказывают своё мнение. |
Перейти к контенту
- Курсы
- Профессиональной переподготовки
- Повышение квалификации
- для учителей
- для педагогов
- для воспитателей
- Конкурсы
- Педагогического мастерства
- Для педагогов
- Для учителей
- Для учителей начальных классов
- Онлайн конкурс для преподавателей
- Для школьников
- Для детей и педагогов
- Для младших школьников
- Для воспитателей
- Для педагогов ДОУ
- Для дошкольников
- Для преподавателей СПО
- Для учителей Английского
- Олимпиады
- Тестирования
- Для учителей
- Для воспитателей ДОУ
- Для школьников
- Русский язык
- Математика
- Алгебра
- Геометрия
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Химия
- Биология
- Литература
- Физика
- История России
- Всемирная история
- Информатика
- Физкультура
- География
- ОБЖ
- Окружающий мир
- Технология для девочек
- Технология для мальчиков
- Чтение
- Музыка
- Развитие речи
- Астрономия
- ИЗО
- Естествознание
- Политология
- Экономика
- Экология
- Для дошкольников
- По мультфильмам
- По сказкам
- На знание полководцев
- По жизни и творчеству писателей и поэтов
- По жизни и деятельности великих ученых
- По биографии глав государств
- По знаменательным датам
- Для работников ДОУ
- По воспитанию
- По воспитанию в логопедической группе
- По формированию системы психологических взаимодействий с компьютером и интернетом
- По здоровьесберегающим технологиям в физическом развитии
- По инклюзивному образованию
- По организации присмотра и ухода
- По ресурсам системы М.Монтессори
- По современным методикам развития и психолого-педагогической диагностики при реализации ФГОС ДО
- По особенностям художественно-изобразительной деятельности при реализации ФГОС ДО
- По сурдопедагогике в образовании
- Для студентов
- Для преподавателей
- Тестирования
- Тестирования
- Вебинары
- Публикации
- В сборнике
- В журнале
- На сайте
- Опубликованные материалы
- Благодарственное письмо
- Организациям
Внедрение ФОП дошкольного образования
Узнайте о новых требованиях, связанных с Федеральной Образовательной Программой
Перейти
Работа над ошибками на уроках русского языка
Автор: Албутова Антонина Кирилловна
Цель: познакомить участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками как средством развития орфографического навыка.
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 30.06.2017 04:48
Зырянова Ирина Вячеславовна
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
48 лет
3 391
11 241
Местоположение
Россия, Лесной Свердловской области
Мастер- класс для участников профессионального конкурса. «Педагогическое эссе. Работа над ошибками»
04.02.2017 08:05
Одним из сложных заданий профессиональных конкурсов становится написание педагогического эссе. Множество методического материала раскрывает технологию написания публицистического жанра. Но по результатам экспертизы конкурсных заданий обнаруживаются одни и те же ошибки у педагогов… Как исправить? Этому посвящен практический мастер-класс «Педагогическое эссе. Работа над ошибками»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Мастер-класс «Памятка для обучающихся «Работа над ошибками»»
Калинина Наталья Валерьевна
высшая квалификационная категория
учитель начальных классов
МБОУ «Сергачская СОШ №6»
г. Сергач
Нижегородская область
2017 г.
Памятка по русскому языку «Работа над ошибками»
В век компьютерных технологий одной из обязанностей учителя по-прежнему остаётся проверка тетрадей. Чтобы исправление ошибок не носило формальный характер, необходима работа над ошибками, а обучающимся необходима памятка, которая подсказала бы им, как правильно исправить ошибку и не повторять её в дальнейшем.
Цель мастер-класса: представить Памятку по русскому языку «Работа над ошибками»
Задачи:
— передать педагогам личный опыт работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.
Шаг 1
Повышение качества обучения – важная задача, которая стоит перед учителем. Правильно организованная работа над ошибками является одним из путей повышения качества обучения русскому языку.
Существует немало приёмов, которые используются при работе над ошибками. Один из них — использование памятки «Работа над ошибками». Приведу пример памятки, которую я составила для своих учеников и использую в работе.
Памятка содержит девять пунктов, каждый из которых указывает, как работать с ошибкой. Пункт 9 содержит подпункты, которые помогают уточнить, какое задание было выполнено неправильно. Памятку распечатываю на листе формата А4 и раздаю каждому ученику.
Шаг 2
Работа над ошибками по памятке проходит следующим образом. Ошибка зачёркивается, пишется сверху верный ответ (для усложнения задания верный ответ можно не записывать). К традиционной палочке на полях, обозначающей ошибку, я приписываю цифру — номер пункта из памятки, указывающий как правильно исправить такую ошибку. Данный вид работы использую при проверке рабочих тетрадей по русскому языку и тетрадей по развитию речи.
Шаг 3
Ученик, получив тетрадь, пишет слова «Работа над ошибками». Далее выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками я обязательно проверяю и оцениваю, при этом учитываю правильность и точность исправления.
Результат
Надеюсь, что мой опыт работы с Памяткой будет полезен коллегам.
Скачать памятку «Работа над ошибками» можно здесь
Всем успехов в работе.
Литература
1. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. — М.: Терра, 1993г.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.