Мастер класс работа над ошибками

Схема конспекта
мастер-класса.

Педагог: Белоносова
Ольга Валерьевна

Тема мастер-класса: «Работа
над ошибками. Эффективные приёмы и методы работы».

Участники мастер-класса: учителя
начальных классов и учителя русского языка

Дата проведения: 29.03.19 года.

Цель: познакомить
участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками  как  средством развития
орфографического навыка.

Задачи:

— создать условия для разработки приёма
работы над ошибками как средства развития орфографического навыка;

— развивать умение ориентироваться в
орфограммах, которые изучаются в начальной школе, в педагогической
терминологии;

-способствовать поднятию интереса к данной
теме, взаимопонимания, умения работать в парах, адекватно оценивать результат
своей работы;

— создание комфортной и доверительной
атмосферы.

Планируемые результаты мастер-класса:

Метапредметные:

             Регулятивные:

Ø участвовать
в постановке проблемы мастер-класса;

Ø принимать
и сохранять учебную задачу;

Ø уметь
осуществлять действие по заданному алгоритму;

Ø умение
контролировать свою деятельность.

Познавательные:

Ø умение
распределять орфограммы по группам и видам;

Ø уметь
устанавливать причинно-следственные связи;

Ø контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

Ø уметь
пользоваться педагогической терминологией;

Ø участвовать
в диалоге, приходить к общему решению;

Ø участвовать
в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные:

Ø осознавать
необходимость работы по данной теме;

Ø проявлять
самостоятельность в разных видах деятельности;

Ø дипломатично
выражать своё мнение.

Методы: методы организации
учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная
работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования
интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые
задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество),
информационные технологии.

Оборудование занятия: мультимедийное
оборудование, ноутбук, карточки, раздаточный материал.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1

Подготовительно-организационный.

Цель для гостей:
подготовиться
к продуктивной работе на мастер-классе

Цель для
организатора:
способствовать подготовке приглашённых к
продуктивной работе.

Задачи: организовать
рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой

Методы: словесный,
наглядный.

(СЛАЙД 1) Приветствие.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Добро пожаловать на мастер-класс!

СЛАЙД 2. Нашу
встречу я хотела бы начать о слов Фулпера «Если вы владеете знаниями, дайте
другим зажечь от него свои светильники».

Перед вами «Карта обратной связи».
Напишите в 2-3 словах на листе бумаги, чего вы ожидаете от мастер-класса?

Давайте вспомним, как
расшифровывается аббревиатура РНО. ( Работа над ошибками). Верно. Я же
попрошу вас расшифровать ее так, чтобы фраза, полученная у вас, отражала ваше
настроение.

Рисуют, пишут. Показывают,
поясняют.

2

Постановка целей и задач.

Цель для гостей:
осознать
цель своего пребывания на мастер-классе, получить возможность
продемонстрировать свои знания орфограмм, которые изучаются в начальной школе

Цель для
организатора:

определить уровень владения
аудиторией информацией по теме «Орфограммы», определить тему и цели работы на
мастер-классе.

Задачи: показать
противоречия, возникающие в процессе обучения и определить цели и задачи
мастер-класса

СЛАЙД 3.

— А сейчас представьте, что мы
будем проверять тетради по русскому языку. Вспомните, какие чувства вы при
этом испытываете? (Достаю большую пачку тетрадей)

— Почему ваше настроение заметно
ухудшилось? Запишите  это в Карте обратной связи.

— Да, бывает очень обидно, когда
во время занятий делаешь всё возможное, чтобы развить орфографическую
зоркость, научить пользоваться правилами правописания, а когда проверяешь
тетради, то результат не радует. Вздыхая, мы проверяем огромное количество
работ, чувствуя всю бесполезность своей работы.

-Почему же, невзирая на все
усилия педагогов, грамотность детей желает быть лучшей?

СЛАЙД 4.

— Я предлагаю вам вспомнить и
записать на листочках все виды орфограмм, которые изучаются в начальной
школе.

Сколько у вас получилось?

Даже не пытайтесь вспомнить все.
Их как минимум 30!

СЛАЙД 5.

На ребёнка сваливается огромное
количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях
и т.д., что вызывает противоречие между количеством информации и возможностью
ее усвоить.  

— Поэтому возникает необходимость
в создании новых приёмов и методов работы над орфографической зоркостью.

СЛАЙД 6.

Сейчас я предлагаю вам сделать
РНО над ошибками в предложении

У алёшы
жыл ёжык.

Вывод: рно сделана по – разному.

Я вам предлагаю познакомиться с одним
из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического
навыка.

— Устаём.

— Много ошибок.

— Обидно, что работаешь,
работаешь, а ошибок меньше не становится.

— Осознаёшь всю бесполезность
работы.

Работают в парах. Вспоминают все
орфограммы.

Отвечают на вопрос.

Выполняют РНО каждый своим
способом на формате А3.

3

Основная часть

Представление системы учебных
знаний.

Цель для гостей:

увидеть основные принципы работы
над ошибками.

Цель для
организатора:

создать условия для выявления
основных принципов работы над ошибками.

Задачи:

познакомить с ключевыми понятиями
по теме «Работа над ошибками»

Методы:

словесные, информационные

Презентация педагогического
опыта 

Цель для гостей:
получить представление о методе работы над ошибками.

Цель для
организатора:

представить метод работы над
ошибками как способ работы над орфографической зоркостью, поделиться
секретами работы.

Задачи:

развивать умение слышать
выступающего, анализировать и усваивать полученную информацию

Моделирование.

Цель для гостей:

применить свои знания в новых
условиях

Цель для
организатора:

создать комфортную обстановку для
практической работы участников мастер-класса.

Задачи:

Развивать умения контролировать
свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы.

Методы:

практическая работа, словесные,
информационные.

СЛАЙД 7.

Работа над ошибками вызывала
интерес ещё у методистов прошлого.

Цель работы над ошибками:

·        
объяснить орфограммы,

·        
закрепить навыки правильного написания слов,

·        
дать установку на самостоятельную работу.  

СЛАЙД 8.

 
Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1)
Работа над типичными ошибками, которая проводится в классе после выполнения
проведенной работы;

2)
Работа над индивидуальными ошибками, которая проводится как в классе, так и
дома.

СЛАЙД 9.

Освоение
навыков грамотного письма определяется такими факторами, как:

·        
морфологическое
осознание слова;

·        
чёткое
различение фонем,

·        
правильные
кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова.

Активизация действий этих факторов имеет
большое значение для предупреждения ошибок.

В
начальной школе для этих целей используются различные виды упражнений, а
также соблюдение орфографического режима.

Соблюдение
орфографического режима это:

·        
определённый
порядок ведения тетрадей,

·        
их
регулярная проверка

·        
обязательная
работа
над ошибками.

СЛАЙД 10

В
своей практике активно использую «Памятку для работы над ошибками»

Для
дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации
самостоятельной работы детей над ошибками я начинаю со 2 класса, предлагая
учащимся работу по памятке, в которой последовательность орфограмм
соответствует порядку их изучения по программе. Её отпечатываю на компьютере
и вкладываю в дневник каждого учащегося класса. С этой памяткой знакомлю и
родителей на классном собрании, рассказываю алгоритм работы по ней. Но
подготовительную работу веду уже с первого класса.

СЛАЙД 11
«Наша первая работа над ошибками».

СЛАЙД 12 Памятка
работы над ошибками.

Следует
отметить, что каждый номер содержит следующее:

•      название
орфограммы;

•      поэтапные
инструкции для обучающихся;

•      образец
выполнения.

Данное содержание позволяет обучающимся вырабатывать
динамический стереотип работы в короткий период времени.

СЛАЙД
13, 14, 15

РЕКОМЕНДОВАНО:

При
исправлении ошибок учитель должен по-разному определять долю последующей
самостоятельности в работе над ними каждого ученика.

•      в
тетрадях слабых учеников исправлять ошибку в слове, вынести на поля, выписать
и показать,  как работать с этой орфограммой. Ученик должен повторить
действия учителя.

•      по
отношению к группе со средней успеваемостью объём помощи уменьшается. Также
исправляются ошибки, выносятся на поля, указывается номер правила.

•      в
тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки
ставится только вертикальная черта. Ученик в силах поработать над орфограммой
самостоятельно: соотнести ошибку с правилом, найдя его в памятке, выполнить
операции, которые в ней указаны.

Я
немного проще провожу эту работу  — использую только вариант для сильных
учеников – ставлю на полях вертикальную черту, если орфограмма была уже
изучена. Если допущена ошибка на другие орфограммы, я их только исправляю.
Дети понимают, что им необходимо проработать такое количество ошибок, сколько
черточек стоит на полях.  Я с первого класса приучаю их знать название
орфограммы, чтобы они первое время хорошо ориентировались в памятке. В
дальнейшем эта работа доходит до автоматизма, но не перестает быть каждый раз
осознанной, творческой.

СЛАЙД 16

Практическая
работа по Памятке.

Предложение:
 На веточках тополя и берёзки распустились серёжки.

СЛАЙД 17
– ОБРАЗЕЦ РНО

Результативность опыта

           
Проделанная работа даёт положительный результат, так как учащиеся повторяют
слова многократно, используя зрительный, моторный, речедвигательный и
слуховой анализаторы. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает
осознанность усвоения орфографического правила. Использование игровых
элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности
детей в овладении навыкам грамотного письма.

СЛАЙД
18, 19

Что
даёт учителю и ученику работа с памятками и таблицей?

Для
учителя:

1. Возможности
для творчества.

2. Легко
проверять.

3.
Индивидуальный подход.

3.
Переход от простого к сложному.

Для
ребёнка.

1.
Систематизация информации.

2.
Простота в использовании.

3.
Частое повторение орфограмм облегчает запоминание.

4. Можно
работать самостоятельно.

Рекомендации:

Работу с
таблицей и памятками необходимо начинать со 2 класса, а подготовительный
период начинается уже в 1 классе. Ведь именно в 1 классе впервые возникают понятия
«опасное место», «правило написания» и т.д.

СЛАЙД 20,
21

Развитие
орфографической зоркости у детей в нашей школе идет в тесном сотрудничестве с
учителем – логопедом, который разработал комплекс упражнений по профилактике
дисграфии у младших школьников в помощь учителям начальных классов.

А
так же педагоги активно используют тренажер для работы над ошибками «Пиши
правильно». (Автор презентации: Коровина Ирина Николаевна, учитель начальных
классов МБОУ «СОШ №9», г. Сафонова Смоленской области).

Воспринимают информацию

Выполняют практическую работу.

Рефлексия.

Цель для гостей:

адекватно оценивать результат
своей работы, работы организатора, уметь анализировать основные этапы
мастер-класса.

Цель для
организатора:

создать ситуацию, побуждающую
участников к анализу мастер-класса.

Задачи:

анализ работы по созданию приёма
работы над ошибками, планирование дальнейшей деятельности.

Методы:

словесные, информационные.

СЛАЙД 22

Мы с вами плодотворно поработали.
Осталось подвести итоги.

Я буду читать высказывания, а вы
будете ставить + или -.

1. Тема мастер-класса меня
заинтересовала.

2. Посещение мастер-класса было
для меня полезным.

3. Опыт можно применить в новых
ситуациях (например, в старших классах).

4. В рамках данного приёма возможно
реализовать принцип перехода от сложного к простому.

5. У меня возникли вопросы и проблемы.

Обсудите в парах результаты и изобразите
на листе бумаги ваше впечатление от мастер-класса.

СЛАЙД 23

Работу по улучшению данного приёма я
продолжаю постоянно. Надеюсь на ваши замечания, предложения и сотрудничество.

До свидания, дорогие коллеги,
спасибо за сотрудничество, удачи в работе.

Слушают высказывания, ставят +
или-.

Рисуют, пишут, высказывают своё
мнение.

Муниципальное  казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

 школа № 3 г. Волжского Волгоградской области

        (МКОУ СОШ  № 3)

404106,  г. Волжский  Волгоградской области, ул. Прибрежная, 91

 телефон/факс (8443) 27-15-02

Схема конспекта мастер-класса.

Педагог: Бяхова Елена Петровна

Тема мастер-класса: «Приём работы над ошибками  как  средство развития орфографического навыка».

Участники мастер-класса: учителя начальных классов и учителя русского языка МКОУ СОШ №3 города Волжского Волгоградской области.

Дата проведения: 16.01.16 года.

Цель: познакомить участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками  как  средством развития орфографического навыка в рамках работы в УМК Гармония.

Задачи:

— создать условия для разработки приёма работы над ошибками как средства развития орфографического навыка;

— развивать умение ориентироваться в орфограммах, которые изучаются в начальной школе, в педагогической терминологии;

-способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать в парах, адекватно оценивать результат своей работы;

— создание комфортной и доверительной атмосферы.

Планируемые результаты мастер-класса:

Метапредметные:

             Регулятивные:

  • участвовать в постановке проблемы мастер-класса;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • уметь осуществлять действие по заданному алгоритму;
  • умение контролировать свою деятельность.

Познавательные:

  • умение распределять орфограммы по группам и видам;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • уметь пользоваться педагогической терминологией;
  • участвовать в диалоге, приходить к общему решению;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные:

  • осознавать необходимость работы по данной теме;
  • проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), информационные технологии.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, ноутбук, карточки, раздаточный материал.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1

Подготовительно-организационный.

Цель для гостей: подготовиться к продуктивной работе на мастер-классе

Цель для организатора: способствовать подготовке приглашённых к продуктивной работе.

Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой

Методы: словесный, наглядный.

Приветствие. (СЛАЙД 1)

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Добро пожаловать на мастер-класс, в котором вы окажетесь одновременно и учителем, и учеником.

Деление на группы:

— Сегодня мы будем работать в парах. Поделимся на группы необычным способом. Я раздам вам карточки, на которых обозначен один из двух героев. Каждый найдёт себе пару.

(Дед Мороз и Снегурочка, Чип и Дейл, дед и баба, Том и Джерри, царь и царица, Иван и Конёк Горбунок, Пятница и Робинзон Крузо)

— Первое задание: нарисуйте или напишите в 2-3 словах на листе бумаги, чего вы ожидаете от мастер-класса?

Получают карточки, находят свою пару.

Рисуют, пишут. Показывают, поясняют.

2

Постановка целей и задач.

Цель для гостей: осознать цель своего пребывания на мастер-классе, получить возможность продемонстрировать свои знания орфограмм, которые изучаются в начальной школе

Цель для организатора:

определить уровень владения аудиторией информацией по теме «Орфограммы», определить тему и цели работы на мастер-классе.

Задачи: показать противоречия, возникающие в процессе обучения и определить цели и задачи мастер-класса

— А сейчас мы будем проверять тетради по русскому языку.

(Достаю большую пачку тетрадей)

— Почему ваше настроение заметно ухудшилось?

— Да, бывает очень обидно, когда во время занятий делаешь всё возможное, чтобы развить орфографическую зоркость, научить пользоваться правилами правописания, а когда проверяешь тетради, то результат не радует. Вздыхая, мы проверяем огромное количество работ, чувствуя всю бесполезность своей работы.

 (СЛАЙД 2)

 По моим наблюдениям 70% детей поинтересуются только отметкой за работу, 25% — узнают, сколько же ошибок было допущено и только 5% — хотят узнать, а какие же ошибки были допущены и ни один ученик по своей воле не сделает работу над ошибками.

-Почему же, невзирая на все усилия педагогов, грамотность детей желает быть лучшей?

— Попробуйте вспомнить и на листочках отметить все виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе.

Сколько у вас получилось?

Даже не пытайтесь вспомнить все. Их как минимум 20!

К тому же необходимо учитывать, что орфограммы бывают:

по возможности проверки: проверяемые, непроверяемые и

по месту нахождения: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. На ребёнка сваливается огромное количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях и т.д. (СЛАЙД 3)  Происходит противоречие между количеством информации и возможностью ребёнка эту информацию усвоить.  

— Поэтому возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Я вам предлагаю познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического навыка.

— Устаём.

— Много ошибок.

— Обидно, что работаешь, работаешь, а ошибок меньше не становится.

— Осознаёшь всю бесполезность работы.

Работают в парах. Вспоминают все орфограммы.

Отвечают на вопрос.

3

Основная часть

Представление системы учебных знаний.

Цель для гостей:

увидеть основные принципы работы над ошибками.

Цель для организатора:

создать условия для выявления основных принципов работы над ошибками.

Задачи:

познакомить с ключевыми понятиями по теме «Работа над ошибками»

Методы:

словесные, информационные

Презентация педагогического опыта  

Цель для гостей: получить представление о методе работы над ошибками.

Цель для организатора:

представить метод работы над ошибками как способ работы над орфографической зоркостью, поделиться секретами работы.

Задачи:

развивать умение слышать выступающего, анализировать и усваивать полученную информацию

Имитационная игра.

Цель для гостей:

уметь пользоваться методом работы над ошибками как на месте учителя, так и на месте ученика.

Цель для организатора:

создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса.

Задачи:

Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы.

Методы:

практическая работа, словесные, информационные.

Моделирование.

Цель для гостей:

применить свои знания в новых условиях

Цель для организатора:

создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса.

Задачи:

Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы.

Методы:

практическая работа, словесные, информационные.

     Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого.  В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что «важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками — объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу».  

   Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. «Общий принцип исправления ошибок, — говорит Н.С. Рождественский, — сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельность учеников. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…» (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960).

В моей практике работы над ошибками было несколько интересных методик, но не было целостной системы работы. Чаще всего я использовала приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному учителем после письменной работы, или многократное переписывание  слов. Но такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым, закрепляя вариант неправильного написания. Я отправилась на поиски такого приёма работы над ошибками, который станет средством развития орфографического навыка у младших школьников; представит такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать, проявлять самостоятельность. Я наткнулась на работу Светланы Александровны Васильевой, в которой она поделилась своим опытом работы над ошибками. Многие её мысли мне понравились. Я внесла достаточно большие коррективы и получила свой метод работы над ошибками.

(СЛАЙД 5)

  Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1) Работа над типичными ошибками, которая проводится в классе после выполнения проведенной работы;

2) Работа над индивидуальными ошибками, которая проводится как в классе, так и дома.

  Приём, который мне хотелось бы представить, используется при  работе над индивидуальными ошибками. Он достаточно прост и доступен для восприятия детей.

   (Описание приёма)

— Что необходимо, для усвоения большого объёма информации?

Всю информацию об орфограммах я систематизировала и собрала в памятке.

После того как учитель отмечает ошибки в работе ученика, ученик знакомится со своими ошибками и заполняет таблицу.

Характер орфограммы

орфограммы

Исправление ошибки

Проверяемые безударные гласные в корне слова(а,о,и,е,я)

№ 7

Побежал  — бег, побег.

Листва- лист, листик.

Весна – вёсны.

Разделительный мягкий знак (Ь)

№10

Деревьями, деревья.

Муравьями, муравьи.

Пропуск буквы.

№ 2

Листва.

Если ребёнок забыл порядок действий, он обращается к памятке-ступеньке.

ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА

1. Произнеси слово.

2. Разбери по составу.

 3. Определи:                              

орфограмма

проверяемая

непроверяемая

1.Определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки;

2.Вспомни (прочти) правило;

3.Выполни указания правила в таблице;

4.Выбери ошибки на то же правило и исправь их;

5.Приведи примеры на то же правило.

Найди слово в словаре. Запиши правильно, подчеркни орфограмму.

Если ребёнок забыл правило написания или как исправить ошибку, то на помощь приходит памятка (Приложение №1)

А теперь так называемый «изюм», т.е. секреты и особенности данного приёма.

Во-первых: данный приём можно использовать в классах разного вида или в классе с детьми разного уровня подготовки. В классах 7 вида и для ребят с низким уровнем подготовки учитель исправляет ошибки и рядом или на полях указывает номер орфограммы.

                      е7                        в8

Пример: В лису много грибоф.

Ребёнок может сразу обратиться к памятке, которая поможет ему выполнить работу над ошибками.

Практическая работа:

— В парах поделитесь на учителя и ученика. Учитель проверяет работу для 1 уровня сложности, а ученик выполняет работу над ошибками.

Можно повысить уровень сложности. Учитель исправляет ошибки, но не указывает номер орфограммы. Ученик должен сам определить вид орфограммы и сделать работу над ошибками.

Практическая работа.

— Поменяйтесь ролями и поработайте с той же карточкой, но по второму уровню сложности.

— И третий уровень сложности, когда учитель указывает только слово, в котором есть ошибки. Этот уровень рекомендуется для тех детей, которые обучаются по УМК Гармония. Этот комплект предусматривает такой метод работы над орфографической зоркостью как письмо с «окошками».

В памятку-ступеньку необходимо внести изменения. Давайте попробуем сделать это вместе.

ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА

1. Произнеси слово.

2. Запиши его с «окошками».

3. Разбери по составу.

 4. Определи для каждого «опасного места»:                              

орфограмма

проверяемая

непроверяемая

1.Определи характер орфограммы;

2.Вспомни (прочти) правило;

3.Выполни указания правила в таблице;

4.Приведи примеры на то же правило.

Найди слово в словаре. Запиши правильно, подчеркни орфограмму.

Что даёт учителю и ученику работа с памятками и таблицей?

Для учителя:

1. Возможности для творчества.

2. Легко проверять.

3. Индивидуальный подход.

3. Переход от простого к сложному.

Для ребёнка.

1. Систематизация информации.

2. Простота в использовании.

3. Частое повторение орфограмм облегчает запоминание.

4. Можно работать самостоятельно.

Рекомендации: 

Работу с таблицей и памятками необходимо начинать со 2 класса, а подготовительный период начинается уже в 1 классе. Ведь именно в 1 классе впервые возникают понятия «опасное место», «правило написания» и т.д. Памятку-ступеньку и орфографическую памятку  желательно составить вместе с детьми.

Воспринимают информацию

— Систематизировать всю информацию. Часто работать с этой информацией.

Карточка №1

Учитель

    е7              а5      о7              6

Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот

П9              я

пушок и заиц.

Ученик

Характер орфограммы

орфог-

раммы

Исправление ошибки

Безударная гласная в корне слова.

7

осенью – осенний

топили — топишь

Непроверяемая гласная в корне слова

нп

заяц

Гласные после шипящих.

5

часто, час

Большая буква в именах собственных.

9

Пушок, Жучка, Васька

 Карточка №2

     е                а        о

Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот

 П               я

 пушок и заиц.

Характер орфограммы

орфог-

раммы

Исправление ошибки

Безударная гласная в корне слова.

 7

осенью – осенний

топили — топишь

Непроверяемая гласная в корне слова

нп

заяц

Гласные после шипящих.

5

часто, час

Большая буква в именах собственных.

9

Пушок, Жучка, Васька

Работа в парах.

Проверка по образцу.

Рефлексия.

Цель для гостей:

адекватно оценивать результат своей работы, работы организатора, уметь анализировать основные этапы мастер-класса.

Цель для организатора:

создать ситуацию, побуждающую участников к анализу мастер-класса.

Задачи:

анализ работы по созданию приёма работы над ошибками, планирование дальнейшей деятельности.

Методы:

словесные, информационные.

Мы с вами плодотворно поработали. Осталось подвести итоги.

Я буду читать высказывания, а вы будете ставить + или -.

1. Тема мастер-класса меня заинтересовала.

2. Посещение мастер-класса было для меня полезным.

3. Опыт можно применить в новых ситуациях (например, в старших классах).

4. В рамках данного приёма возможно реализовать принцип перехода от сложного к простому.

5. У меня возникли вопросы и проблемы.

Обсудите в парах результаты и изобразите на листе бумаги ваше впечатление от мастер-класса.

Работу по улучшению данного приёма я продолжаю постоянно. Надеюсь на ваши замечания, предложения и сотрудничество.

До свидания, дорогие коллеги, спасибо за сотрудничество, удачи в работе.

Слушают высказывания, ставят + или-.

Рисуют, пишут, высказывают своё мнение.

Перейти к контенту

МЦОиП

  • Курсы
    • Профессиональной переподготовки
    • Повышение квалификации
      • для учителей
      • для педагогов
      • для воспитателей
  • Конкурсы
    • Педагогического мастерства
    • Для педагогов
      • Для учителей
      • Для учителей начальных классов
    • Онлайн конкурс для преподавателей
    • Для школьников
    • Для детей и педагогов
    • Для младших школьников
    • Для воспитателей
    • Для педагогов ДОУ
    • Для дошкольников
    • Для преподавателей СПО
    • Для учителей Английского
  • Олимпиады
    • Тестирования
      • Для учителей
      • Для воспитателей ДОУ
    • Для школьников
      • Русский язык
      • Математика
      • Алгебра
      • Геометрия
      • Английский язык
      • Немецкий язык
      • Французский язык
      • Химия
      • Биология
      • Литература
      • Физика
      • История России
      • Всемирная история
      • Информатика
      • Физкультура
      • География
      • ОБЖ
      • Окружающий мир
      • Технология для девочек
      • Технология для мальчиков
      • Чтение
      • Музыка
      • Развитие речи
      • Астрономия
      • ИЗО
      • Естествознание
      • Политология
      • Экономика
      • Экология
    • Для дошкольников
      • По мультфильмам
      • По сказкам
      • На знание полководцев
      • По жизни и творчеству писателей и поэтов
      • По жизни и деятельности великих ученых
      • По биографии глав государств
      • По знаменательным датам
    • Для работников ДОУ
      • По воспитанию
      • По воспитанию в логопедической группе
      • По формированию системы психологических взаимодействий с компьютером и интернетом
      • По здоровьесберегающим технологиям в физическом развитии
      • По инклюзивному образованию
      • По организации присмотра и ухода
      • По ресурсам системы М.Монтессори
      • По современным методикам развития и психолого-педагогической диагностики при реализации ФГОС ДО
      • По особенностям художественно-изобразительной деятельности при реализации ФГОС ДО
      • По сурдопедагогике в образовании
    • Для студентов
    • Для преподавателей
  • Тестирования
  • Вебинары
  • Публикации
    • В сборнике
    • В журнале
    • На сайте
    • Опубликованные материалы
  • Благодарственное письмо
  • Организациям

Внедрение ФОП дошкольного образования

Узнайте о новых требованиях, связанных с Федеральной Образовательной Программой

Перейти

Работа над ошибками на уроках русского языка

Автор: Албутова Антонина Кирилловна

Цель: познакомить участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками  как  средством развития орфографического навыка.

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 30.06.2017 04:48

Зырянова Ирина Вячеславовна

заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

48 лет

рейтинг3 391
место11 241

Местоположение

Россия, Лесной Свердловской области

Мастер- класс для участников профессионального конкурса. «Педагогическое эссе. Работа над ошибками»

04.02.2017 08:05

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из сложных заданий профессиональных конкурсов становится написание педагогического эссе. Множество методического материала раскрывает технологию написания публицистического жанра. Но по результатам экспертизы конкурсных заданий обнаруживаются одни и те же ошибки у педагогов… Как исправить? Этому посвящен практический мастер-класс «Педагогическое эссе. Работа над ошибками»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Мастер-класс «Памятка для обучающихся «Работа над ошибками»»

Калинина Наталья Валерьевна
высшая квалификационная категория
учитель начальных классов
МБОУ «Сергачская СОШ №6»
г. Сергач
Нижегородская область
2017 г.

Памятка по русскому языку «Работа над ошибками»

В век компьютерных технологий одной из обязанностей учителя по-прежнему остаётся проверка тетрадей. Чтобы исправление ошибок не носило формальный характер, необходима работа над ошибками, а обучающимся необходима памятка, кото­рая подсказала бы им, как правильно исправить ошибку и не повторять её в дальнейшем.

Цель мастер-класса: представить Памятку по русскому языку «Работа над ошибками»

Задачи:
— передать педагогам личный опыт работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.

  Шаг 1
   Повышение качества обучения – важная задача, которая стоит перед учителем. Пра­вильно организованная работа над ошибка­ми является одним из путей повышения ка­чества обучения русскому языку.

   Существует немало приёмов, которые ис­пользуются при работе над ошибками. Один из них — использование памятки «Работа над ошибками». Приведу пример памятки, которую я составила для своих учеников и использую в работе.
   Памятка содержит девять пунктов, каждый из которых указывает, как работать с ошибкой. Пункт 9 содержит подпункты, которые помогают уточнить, какое задание было выполнено неправильно. Памятку распечатываю на листе формата А4 и раздаю каждому ученику.

 

Шаг 2
Работа над ошибками по памятке про­ходит следующим образом. Ошибка зачёркивается, пишется сверху верный ответ (для усложнения задания верный ответ можно не записывать). К традиционной палочке на полях, обозначающей ошибку, я приписываю  цифру — номер пункта из памятки,  указывающий как правильно исправить такую ошибку. Данный вид работы использую при проверке рабочих тетрадей по русскому языку и тетрадей по развитию речи.

Шаг 3
Ученик, получив тетрадь, пишет слова «Работа над ошибками». Далее  выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками я обязательно проверяю и оцениваю, при этом учитываю правильность и точность исправ­ления.

Результат
Надеюсь, что мой опыт работы с Памяткой будет полезен коллегам.
Скачать памятку «Работа над ошибками» можно здесь
Всем успехов в работе.

Литература
1. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. — М.: Терра, 1993г.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

  • Мастер активации microsoft office 2019 выдает ошибку
  • Мастер исправления ошибок windows 10
  • Мастер автоматизированной настройки рабочего места еис зависает на 49 ошибка
  • Мастер plus официальный сайт коды ошибок
  • Мастер 02 ошибка обмена данными 66