Исправьте ошибки в предложениях.
• Материалистическая теория установила, что человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремлений и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.
• Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
• Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскреси вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
• В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.
• Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.
• В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.
Опубликовано в категории Обществознание, 14.06.2019
Исправьте ошибки в предложениях. • Материалистическая теория установила, что человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремлений и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия. • Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения. • Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскреси вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. • В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья. • Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами. • В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.
Исправьте ошибки в предложениях. • материалистическая теория установила, что человек был сотворен богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми и евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремлений и действия человека по восстановлению единения, контакта с богом и есть религия. • согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их не найти реальные средства улучшения своего положения. • основой ислама является учение о богочеловеке иисусе христе, сыне божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскреси вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие христа для суда над живыми и мертвыми. • в буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога аллаха является основой этого вероучения. аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья. • согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами. • в отличие от католицизма, который признает решения только первых семи вселенских соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только священное писание, но и священное предание, которое образуют постановления 21-го собора, а также официальные документы римского папы.
Показать ответ
Просто и с позитивом: Обществознание
Топ позитива
Полный доступ к позитиву
Живи ярче. Неограниченный доступ к базе и лучших ответам от экспертов
Оформи подписку
СВ 210 ОУД. 11 Обществознание (включая экономику и право)
Преподаватель: Оленева Е.К.
Адрес: [email protected]
Задание дано 12 октября.
Выполнить до 15 октября.
Тема: Религия как феномен культуры.
Цель: Изучить важные аспекты религиозного мировоззрения.
Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.
Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система твердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.
Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организации, или объединения. В традиционных религиях выделяют две основные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с греческого — Дом Господа.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а нередко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.
В вопросе происхождения религии можно выделить два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.
Согласно богословско-теологическому подходу человек быт сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.
Материалистическая теория следующим образом объясняет возникновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, неподвластных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.
Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.
Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся знахари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.
Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.
Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, растения, предметы.
В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил природы. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности человека. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии (монотеизм — единобожие).
Мировые религии — понятие, которое применяется по отношению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в периоды формирования «мировых империй», когда возникла потребность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.
Исповедующим такую религию свойственен сильно выраженный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства людей. что и обусловило их широкое распространение.
Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический образ жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буддой, которому были открыты все законы мироздания. Впоследствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.
Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материальными благами.
Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его учения:
-
сущность жизни есть страдание;
-
причина страданий — желания, привязанности, страсти;
-
чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;
-
для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.
Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». Этим понятием обозначается полное исчезновение, освобождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угасают, как лампады».
В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.
Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший людям путь к спасению: состояние нирваны может достигнуть только монах в процессе монашеской жизни.
Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (достичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.
Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спасителе мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести Бога, против нравственного закона, который дан только человеку среди мира живых существ.
Одни из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрость.
Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рождение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.
Разновидности христианства составляют православие, католицизм и протестантизм.
Хотя все христианские вероисповедания основываются на Библии, понимание ее учения в целом различно у христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного писания для католиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, для православных — Священное предание.
В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.
Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.
С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь распоряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.
Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был первым римским епископом. В развитие этих положений на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.
Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступления широких народных масс и движение нарождающейся буржуазии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Священного предания отвергается. Библия, по мнению протестантов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.
Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.
Важный принцип протестантизма — положение о том, что спасение человека достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога.
Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке были произнесены первые проповеди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.
При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.
Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов. призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убивай, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.
В исламе наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый.
В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все подчинено воле Аллаха.
Основные культовые требования ислама выражены в пяти «столпах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукоснительно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — соблюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превратилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Корану. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).
Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.
Ислам распространен среди значительной доли населения нашей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России.
Задание:
1) Прочитайте параграф 4.4. Религия (стр. 128; учебник Важенин А.Г. Обществознание)
2) Опираясь на текст параграфа, найдите ошибки в предложениях:
А.Материалистическая теория установила, что человек был сотворен
Богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.
Б.Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
В.Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Г. В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.
Д. В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.
3) Пройдите по ссылкам и выполните задания
Литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей — М.: Академия, 2019. — 528 c.
2. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально — экономического профиля: Учебник / А.А. Горелов. — М.: Academia, 2017. — 384 c.
3. Губин В.Д. Обществознание (спо) / В.Д. Губин, М.Б. Буланова, В.П. Филатов. — М.: КноРус, 2017. — 413 c.
4. Интернет-источники
Задания можно выполнять:
— письменно, фотографировать и отсылать
— текст в формате Word
Уважаемые студенты! При отправке ответов указывайте группу!
СВ 210 ОУД. 11 Обществознание (включая экономику и право)
Преподаватель: Оленева Е.К.
Адрес: [email protected]
Задание дано 12 октября.
Выполнить до 15 октября.
Тема: Религия как феномен культуры.
Цель: Изучить важные аспекты религиозного мировоззрения.
Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.
Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система твердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.
Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организации, или объединения. В традиционных религиях выделяют две основные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с греческого — Дом Господа.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а нередко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.
В вопросе происхождения религии можно выделить два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.
Согласно богословско-теологическому подходу человек быт сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.
Материалистическая теория следующим образом объясняет возникновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, неподвластных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.
Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.
Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся знахари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.
Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.
Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, растения, предметы.
В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил природы. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности человека. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии (монотеизм — единобожие).
Мировые религии — понятие, которое применяется по отношению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в периоды формирования «мировых империй», когда возникла потребность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.
Исповедующим такую религию свойственен сильно выраженный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства людей. что и обусловило их широкое распространение.
Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический образ жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буддой, которому были открыты все законы мироздания. Впоследствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.
Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материальными благами.
Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его учения:
-
сущность жизни есть страдание;
-
причина страданий — желания, привязанности, страсти;
-
чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;
-
для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.
Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». Этим понятием обозначается полное исчезновение, освобождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угасают, как лампады».
В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.
Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший людям путь к спасению: состояние нирваны может достигнуть только монах в процессе монашеской жизни.
Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (достичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.
Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спасителе мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести Бога, против нравственного закона, который дан только человеку среди мира живых существ.
Одни из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрость.
Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рождение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.
Разновидности христианства составляют православие, католицизм и протестантизм.
Хотя все христианские вероисповедания основываются на Библии, понимание ее учения в целом различно у христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного писания для католиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, для православных — Священное предание.
В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.
Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.
С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь распоряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.
Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был первым римским епископом. В развитие этих положений на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.
Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступления широких народных масс и движение нарождающейся буржуазии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Священного предания отвергается. Библия, по мнению протестантов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.
Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.
Важный принцип протестантизма — положение о том, что спасение человека достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога.
Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке были произнесены первые проповеди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.
При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.
Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов. призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убивай, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.
В исламе наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый.
В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все подчинено воле Аллаха.
Основные культовые требования ислама выражены в пяти «столпах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукоснительно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — соблюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превратилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Корану. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).
Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.
Ислам распространен среди значительной доли населения нашей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России.
Задание:
1) Прочитайте параграф 4.4. Религия (стр. 128; учебник Важенин А.Г. Обществознание)
2) Опираясь на текст параграфа, найдите ошибки в предложениях:
А.Материалистическая теория установила, что человек был сотворен
Богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.
Б.Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
В.Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Г. В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.
Д. В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.
3) Пройдите по ссылкам и выполните задания
Литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей — М.: Академия, 2019. — 528 c.
2. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально — экономического профиля: Учебник / А.А. Горелов. — М.: Academia, 2017. — 384 c.
3. Губин В.Д. Обществознание (спо) / В.Д. Губин, М.Б. Буланова, В.П. Филатов. — М.: КноРус, 2017. — 413 c.
4. Интернет-источники
Задания можно выполнять:
— письменно, фотографировать и отсылать
— текст в формате Word
Уважаемые студенты! При отправке ответов указывайте группу!